Православная церковь о сглазах, порчах и заговорах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

О порче и сглазе: взгляд православного

Как правильно защитить себя от порчи и сглаза», – такое название часто можно встретить сегодня и на фонарном столбе, и в газете, и в передаче по телевизору.

Сотни людей, убежденных, что они подпали порче приходят в православные храмы или бегут к колдунам, чтобы снять с себя эту заразу.

Как правильно нам православным относиться к этим представлениям? Ведь среди христиан существуют две взаимоисключающие точки зрения на этот проблему.

Обратите внимание

Одна из них фактически копирует представления оккультизма: зло в мире всемогуще, и наша главная жизненная задача – в создании надежной защиты от темных воздействий.

Так выросла целая литература, воспевающая сомнительных «старцев» и особенно «стариц», которые всю жизнь положили на борьбу с колдунами и порчей.

Все бы ничего, но очень часто эти «борцы с бесами» в своих речах проявляют не только дремучее невежество (что можно было бы «объяснить» откровением неких неведомых тайн), но и просто еретическое искажение Православного учения.

Практика показывает, что подобный настрой на борьбу с внешним злом крайне вреден для духовной жизни. Достаточно вспомнить судьбу черносотенных организаций до революции, где люди, выискивающие везде происки врагов, разругались, и развалили все патриотическое движение так, что к 1917 году Государю просто не на кого было опереться.

Подобный конец ждет и тех, кто целью собственной жизни поставил не достижение уподобления Богу, а борьбу с бесами (или колдунами, что тоже, если не хуже).

Такие люди совершенно не бояться смертного греха клеветы, и спокойно называют дьяволами и чародеями кого угодно, никак не заботясь о том, соответствуют ли их слова действительности. Похоже, что таким ревнителям никогда не приходило в голову, что 9 заповедь стоило бы выполнять.

Они считают, что в борьбе с темными духами цель оправдывает средства, что лучше оклеветать десять невинных, чем пропустить одного виновного. И вот парадокс! Эти борцы с бесами, сами становятся дьяволами (клеветниками).

Не случайно, что именно из среды таких «благочестивцев» рождаются расколы, распри, распадаются приходы и семьи.

Важно

Везде начинается партийность, прямо запрещенная апостолом Павлом: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:10-13).

Приведу пример. В одном храме, где мне приходилось служить, алтарничал один такой ревнитель. Вид у него был импозантный. Длинная седая борода, загадочное выражение очей, таинственные слова привлекали к нему множество любопытных.

Ходил слух (не без его поддержки), будто бы он старец и прозорливец и знает тайны загробного мира. Но как на алтарника на него положиться было нельзя. Раз в полтора-два месяца он заявлял, что уходит бороться с бесами, наседающими на кого-то. Способ борьбы его был странным.

Он неделю пил водку, ничем ее не закусывая, и общался с какими-то темными личностями. Затем он приходил как ни в чем не бывало и начинал раздавать полученные таким образом откровения. Слава Богу, что к концу жизни он стал хотя бы сожалеть о своем пьянстве, но при этом он утверждал, что просто побочный эффект борьбы с бесами.

Думаю, что для православного, знающего, что пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:10), очевидно, что такая деятельность не угодна Господу.

В чем же ошибка таких ревнителей? В том ли что бесов нет или что они не могут принести вред человеку? Думаю, что нет.

Они забыли слова Господа, сказавшего через пророка Исайю: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь.

Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8:12-13) А люди забыв о Творце, начинают воздавать недолжное почитание твари.

Перед нами практически тоже идолопоклонство, которое было у язычников. Ведь и те не всегда любили своих богов, а чаще боялись вреда от них.

Совет

Поэтому они или пытались подействовать на них, лишив их силы, или думали задобрить злого бога при помощи жертвы, или, наконец, стравливали их между собой.

Все это до чрезвычайности напоминает нам современных «бесоборцев», которые практически забывают о Боге, а если и вспоминают о Нем, то только для того, чтобы использовать Его силу в своих целях.

Такое отношение к Создателю иначе, чем свинством и неблагодарностью назвать нельзя.

По словам апостола Павла, именно такое отношение к Богу привело язычников к идолопоклонству и другим омерзительным грехам: «они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1:20-14).

Бог конечно защитник всем призывающим Его. Но, как говорит Давид: «Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем» (Пс. 7:11), а не тем, кто просто использует Его силу. Потому нам должно не бояться бесов, помня, что без попущения Божия они не могут навредить и свиньям, а стремиться познавать Бога, служить Ему, благодарить и славословить Его. Тогда и защита от Бога придет сама.

Но есть и вторая точка зрения на проблему воздействия порчи и сглаза, выраженная нынешними либеральными богословами. Согласно ей лучше отрицать факты, чем менять свою теорию.

Считается, будто порчи и сглаза не существует вовсе, а если что-то и есть, то только у тех, кто сам обращается к темным силам через магию или подобным образом.

Даже с формальной точки зрения непонятно, почему мы должны доверять нашим представлениям больше чем реальности? Ведь к пустому колодцу по воду не ходят. Если бы не было злого воздействия на людей из мира духов, то откуда взялось бы само представление о порче и сглазе?

Обратите внимание

Самое неприятное в рассуждениях либералов то, что вместо обсуждения реальной проблемы они ограничиваются навешиванием ярлыков. Вера в порчу и сглаз есть в язычестве – значит, это и есть язычество, звучит этот силлогизм.

Но подобным образом рассуждают и любые сектанты. Все язычники верят в бессмертие души, значит, вера в бессмертие души – язычество (рассуждения Свидетелей Иеговы).

Короче всякий петух есть птица, следовательно, всякая птица есть петух.

О. Андрей Кураев, подробнее других отстаивающий эту точку зрения (остальные обычно выступают в Интернет–публикациях), приходит к следующим выводам: «Несомненно, что падшие духи могут входить в души и жизнь людей, сознательно к ним обращающихся.

Несомненно, что христианин (крещеный человек), обратившийся к оккультному миру за каким-либо чудом, рискует получить «обслуживание по полной программе» – вплоть до одержимости. Спорен вопрос о границах влияния падших духов на жизнь нехристиан, если последние прямо к ним не взывают.

Неясен вопрос о том, может ли один язычник магическим путем воздействовать на жизнь и здоровье другого язычника. Но если предположить, что по просьбе неких язычников падшие духи смогут контролировать жизнь и здоровье христианина, то встает вопрос – от чего же защитил и спас Христос? Богатства и земной власти Своим ученикам Он не дал.

И вот оказывается, что на частицу Его тела, на церковную частицу… любая знахарка может наслать любую напасть… Утверждающие, что такая власть у язычников есть, просто хулят Христа» (Диакон Андрей Кураев. Христианин в языческом мира или о наплевательском отношении к порче. М. Эксмо-Яуза. 2004. с. 239).

Чтобы обосновать этот вывод о. Андрей проводит изощренные исследования и пытается основываться на данных предания Церкви. Он говорит: «Обратимся к свидетельству Предания. Достовернейший голос Предания – это вероучительные определения Вселенских соборов.

Но ни в догматических определениях Вселенских соборов, ни в изложениях веры и вероучительных книгах нашей Церкви, ни даже в катехизисах и «Законах Божиих» – нигде в качестве части православного вероучения не именуется вера в «порчу» и в угрозу, устремляющуюся к нам со стороны языческих практиков» (Диакон Андрей Кураев.

Важно

Христианин в языческом мира или о наплевательском отношении к порче. М. Эксмо-Яуза. 2004. с. 238-239).

Конечно, никто и не считал веру в «порчу» частью вероучения, как никто не считал частью вероучения угрозы убийства или грабежа. Вопрос о «порче» для христианина лишь часть нравственного богословия. Если Господь запретил нам бояться смерти, то тем более нелепо боятся болезни. Но грех наведения порчи на человека в наших вероучительных книгах ЕСТЬ!

В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», известнейшей символической книге Православия, утвержденной на Киевском, Ясском и Константинопольских Соборах и одобренной восточными патриархами сказано о грехах против 2 заповеди: «Еще преступают сию заповедь те, которые прибегают к волхованиям и чародействам, которые признают неизменным и верным счастье и судьбу… также превращают людей в овец и других животных» (Догматические Послания Православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. с. 133).

Признание действенности волшебства содержится и в авторитетных толкованиях канонических правил. Так крупнейший канонист Церкви XIV века Матфей Властарь, систематизировавший все предыдущие толкования канонов, объясняя, почему волшебник по правилу св.

Василия Великого подвергается епитимии убийц (20 лет отлучения), пишет: «волшебство содержит призывание злокозненных демонов, посредством заклинаний на гробах, чтобы у кого-нибудь ослабить, например члены, или произвести расслабление на всю жизнь и жизнь сделать для него тягостной» (Матфей Властарь.

Алфавитная Синтагма. М. 1996. С. 316).

Также и другой великий канонист Православной Церкви, Зонара говорит: «справедливо таковые (т.е. волшебники – С. Д.

) наказываются подобно убийцам, потому что волшебство содержит в себе и призывание злых духов, и отравление; оно умерщвляет, или лишает рассудка, и делает смерть желанной для страждущего, когда он придет в себя, или, если не для него, то, по крайней мере, для близких к этому человеку.

Временем же епитимии для таковых должно быть, говорит св. отец, время назначенное для дерзнувшего на вольное убийство, т.е. 20 лет» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М. 2000. с. 336).

Если мы обратимся к тому сборнику канонических норм, который употребляется в нашей Церкви при исповеди – «Номоканон при Большом Требнике», то увидим, что и здесь факт воздействия магов признается как вполне реальный. Канонической оценке волшебства посвящены параграфы с 13 по 24.

Совет

Здесь прямо утверждается, что «чародеи волшебством бесы привлачат на своя хотения».

Перечисляются те чародеи, которые вызывают демонов при помощи церковных молитв, тех, кто наводят импотенцию, дают удачу при охоте и защищают скот, наводят на людей паралич, создают отравы, занимаются прорицанием, астрологией и т.п.

Неужели о. Андрей считает себя мудрее тех отцов, которые составили и пользовались Номоканон? Почему для него постановление протестанствующего еп. Феофана Прокоповича важнее многовекового опыта Церкви?

Точно также и литургическое предание подтверждает очевидный факт нападения демонов на людей по просьбе чародеев.

Кроме известной молитвы Требника на первый день («соблюди младенца от всякого навета невидимых духов, ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, от очес призора»), упоминание о таком действии есть в каноне преп.

Феодора Студита, который поется во всех церквах в мясопустную родительскую субботу. Там, среди различных видов смерти (от убийства, лягания коня, змеиного укуса и т.п.), говориться и о смерти от «чаровных напоений», которых он просит упокоить со святыми (Триодь Постная.

Канон субботы мясопустной, песнь 6. Тот же тропарь в каноне Троицкой родительской субботы). Как мы видим, даже если человек умрет от воздействия магии, то из этого не следует, что был нанесен вред его душе. Для Отцов Церкви магическое убийство ничем принципиально не отличается от любого другого.

Упоминание о причинении вреда другому чрез волхвование содержится и в Чине Таинства Исповеди в Большом Требнике.

Уже не приходиться говорить о десятках примеров действенности магии, содержащихся в житиях святых. Впрочем, для либералов этот источник вообще не считается не только авторитетом, но хотя бы заслуживающим хоть какого-то уважения. Ведь если для о.

Обратите внимание

Андрея недостоверно житие святых Киприана и Иустины (написанное, замечу, императрицей Евдоксией в начале V века на основании подлинных документов), которое подтверждалось уже святителем Григорием Богословом (24 слово), то неудивительно, что и касательно современности он доверяет только своим теориям.

Знаменитые слова «если моя теория противоречит фактам – тем хуже для фактов», во всей красе проявляется и в этом вопросе. Не удержусь, чтобы не заметить, что и знаменитая (и отвергаемая о. Андреем) история о превращении женщины в лошадь, описанная в житии преп.

Макария Великого с точки зрения исторической доказательности засвидетельствована едва ли не лучше, чем большинство событий церковной истории IV века. Ведь помимо самого жития (согласно рукописной традиции написанного святителем Сарапионом Тмуитским – конец IV в.), об этом чуде упоминает Лавсаик еп. Палладия, Руфин, «Достопамятные сказания».

И Палладий, и Руфин лично общались и самим преподобным Макарием, и с многими очевидцами этого чуда. Так на каком основании мы должны не верить очевидцам, а доверять теориям либералов конца XX века?

Нам лично приходилось сталкиваться с тяжелыми последствиями либеральных теорий, которым верят больше чем реальности. Так недавно ко мне подошел один человек, у которого была следующая проблема. Он общался с одной девицей, которая ему не нравилась.

Однажды он решил с ней расстаться, и на прощанье девица угостила его чаем. После этого в нем появилась к ней странная тяга. Разумом она ему не нравилась, но при этом его к ней тянуло. Они поженились, а потом она его бросила. Но на этом страдания молодого человека не кончились. Он стал в прямом смысле сохнуть.

Его мышцы стали высыхать, причем обследования не нашли этому естественных причин. В панике несчастный обратился за помощью к священнику. Но тот, ссылаясь на труды о. Андрея заявил, что никакой «порчи» не существует и потому он не должен волноваться.

Конечно, от такого высказывания проблемы у этого человека никуда не делись, и он обратился к колдуньям. Естественно, что состояние его только ухудшилось. Лишь после Таинства Исповеди и Соборования ему стало легче.

Важно

Перед нами очевидный пример действенности магии на крещенного человека, который не защищен Причастием. Но самое для нас удивительное – это позиция священника, который предпочел отвергать реальность ради теории.

Теперь стоит посмотреть на то, как можно богословски осмыслить этот феномен.

«Когда ты слышишь здесь (Гал. 3:1) слово зависть (букв. «сглаз»), или в Евангелии – худое око (Мф.

6, 23), что означает тоже самое, то не подумай, что одно устремление глаз может вредить тем, на кого смотрят, потому что глаз, как член тела, сам по себе не может быть завистлив; но здесь Христос так называет зависть.

Ведь дело глаз – просто только смотреть, смотреть же лукаво – зависит от развращенного сердца.

Так как через чувство зрения входит в нашу душу знание рассматриваемых нами предметов, и, например, в большинстве случаев возбуждает в нас зависть богатство, а богатство мы видим глазами, равно как начальников и их свиту, то поэтому назвал лукавым такое око, которое не просто смотрит, но смотрит с завистью и душевной злобою». (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Галатам. 3.1. Творения. Т. 10. с. 774)

Читайте также:  Икона пресвятой троицы

«…говорит он не потому, чтобы зависть сама по себе имела силу, но потому что учившие сему этому по зависти решились на это». (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Галатам. 3.1. Творения. Т. 10. с. 775)

В завершение нашей работы мы хотели бы обратить внимание на то, что есть вполне реальный способ борьбы с духами зла, который заповедан нам Писанием, но о котором забывают многие современные христиане.

Даниил Сысоев, иерей, кандидат богословия

Миссионерский информационный портал

Источник: https://sueverie.net/o-porche-i-sglaze-vzglyad-pravoslavnogo.html

«Сглаз» и «порча» в свете Христианства | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Март 15th 2011 –

«Сглаз» и «порча» в свете Христианства

Об отношении православной церкви к колдовству сглазу, порче, заговорам рассказывает православный священник о.Георгий

Сглаз, порча, заговоры, оракул, сатанизм, колдовство… Эти термины сейчас звучат все чаще и чаще.

Почему некоторые, считающие себя христианами, поддаются на уловки шарлатанов и выполняют языческие обряды?
Кто не обращал внимание на обилие газетных (и не только) объявлений, обещающих сделать заговоры на любовь, навести или снять порчу, сглаз, венец безбрачия (?) и провести прочие оккультные мероприятия, зачастую с «гарантией» наказать обидчика, вернуть мужа в семью и т.д.

Интернет пестрит сайтами оккультных «специалистов». Оно и понятно, если такие запросы потребителей как «заговоры», «колдовство», «оракул», «сатанизм» весьма популярны. Вот только не понятно — откуда появились у нас и доморощенные колдуны — поклонники культа Вуду, зачастую плохо представляющие эту смесь гаитянского шаманизма и некоторых псевдо христианских обрядов.

Совет

Авторы рекламы любят подписывать такие объявления магистрами белой и черной магии, волхвами, колдуньями в 10-м поколении и действительными членами Межгалактических академий. Ощущение, что половина населения наводит порчу, половина лечится от нее. Да и фольклорные традиции сильны — часто слышать приходится, мол, не сглазить бы…

Христианская Церковь категорически отрицает существование подобных явлений как реальности, относя их к проявлениям «бесовщины», «сатанизма» и крайнего язычества. Между тем, проблема есть, и нуждается она в рассмотрении и анализе с точки зрения пастырской психологии.

Давайте привычный для психологии термин «гипноз» — явление до сих пор не вполне изученное, для удобства заменим «трансом», т.е. просто измененным состоянием сознания.

В трансе мы все пребываем часто, например, на монотонной лекции, в длительной поездке, глубоко задумавшись о чем-то, либо, наоборот, внезапно попадая в сильную стрессовую ситуацию… Тем не менее, состояние транса позволяет нам общаться с людьми, вести беседу, выполнять какие-то действия.

Должен предупредить, что в статье содержится некоторое количество слов и фраз, способных воздействовать на читателя негативно, но это компенсируется тем, что эффективность письменного изложения (в отсутствие невербальной и других компонент) значительно низка, да и сама форма публикации ( развенчивающего характера ) должна нейтрализовать воздействие.

Так, что не беспокойтесь получить сглаз или порчу от статьи. Итак, основным коммуникационным средством общения является речь, слово. Фразы, составленные определенным образом, могут быть конструктивными, созидательными, но могут иметь и обратную сторону — нести разрушение, вред.

Современные психотехнологии (НЛП и его составляющая — эриксоновский гипноз, суггестивная лингвистика и фоносемантика — смысл звука) убедительно доказывают, что при помощи слова можно и исцелять, и причинять вред. Давайте образно представим, что человек имеет защитный психомеханизм. Он у кого-то прочнее, у кого-то предельно истончен.

Все зависит в конкретном случае от индивидуальной карты мира человека, его внушаемости и эмоционального статуса. Ни для кого не секрет, что словами можно нанести, условно говоря, психологический удар. Выдержит ли ее наш механизм? Причем необходимо учесть, что этот удар наносится как-бы сзади, подло. Я имею в виду, что его объектом является не наше сознание, в котором сильно рациональное и логическое, а область подсознательного, неконтролируемого.

В нашумевшей в свое время книге Вита Ценева «Протоколы колдуна Стоменова» есть такой эпизод. КГБ СССР в Болгарии допрашивает сибирского мужика, принявшего болгарскую фамилию Стоменов.

Обратите внимание

На допросе у следователя тот частично раскрывает секреты своего страшного «мастерства»: «Другим сильным средством письмо особое будет, в котором, если погубить человека хочешь, писать ему надобно следущее: мол, уважаемый хороший человек, пишет вам доброжелатель ваш тайный.

Спешу сообщить вам, что враг ваш пытается извести вас… С вашей одежды нитка была взята от вас незаметно, и нить эта, на которой сорок узелков крепких завязано, левую ногу покойника одного, уже схороненного, оплетает.

Это для того сделано, чтобы умерший этот связь с вами обрел нерушимую, и в царство мертвых не мог отправиться — и остается дух умершего между небом и землей до тех пор, пока связь эта не разрушится. А разрушиться она может очень скоро, потому как умерший этот изо всех сил будет стремиться вас за собой утянуть (чем Вам не заговор?).

Только одно средство есть, чтобы от гибели неотвратимой избавиться. Нужно обмылок найти, которым любого другого покойника обмывали, только обязательно мужчину, — и в ближайшую полночь тщательно вымыться этим мылом.

Тогда надежда есть, что связь ваша смертная разомкнется…» Каково? Сильнейшая программа деструкции… Только упаси Бог кого-либо из читателей действительно применить данный пример, возомнив себя колдуном! Тайники нашего подсознательного таковы, что нельзя сказать, кто жертвой окажется — получатель письма или его отправитель. И не пытайтесь рисковать! Это приведено в качестве примера сильнейшего психологического удара. Знаете ли, даже опытные боксеры, забывшись, руки себе ломают. А здесь все гораздо сложнее. Это и есть т.н. «порча». Кстати, от сглаза она отличается тем, что он (сглаз) наводится невербально, без помощи слова, как правило, взглядом.

Механизм наведения «порчи» довольно прост — психотравмирующая ситуация, падение тонуса, «запуск» патологий — неврозов, психопатий. И, самое главное, ипохондрических расстройств. Ипохондрия же в принципе может активировать множество пограничных и соматических заболеваний. Надеюсь, читатель достаточно владеет этой медицинской терминологией. Зная же механизм, исцеление — это уже дело пастыря или психотехнолога.
Так вот, и порча, и сглаз, и иные психологические удары (нападения) — это чисто духовная и психологическая проблема. И обращаться за «снятием порчи» к очередному «колдуну» — примерно то же, что по поводу сотрясения мозга — к гинекологу. Не скрою, есть среди этих «колдунов», «магистров» и «потомственных» люди, владеющие навыками практической психологии и соответствующим опытом, знающие, что такое суггестивная лингвистика. Но большинство — это просто шарлатаны, интуитивно «видящие» клиента и его кошелек. Я неоднократно беседовал с цыганками (они как правило пользуются эриксоновским гипнозом), признанными «специалистами» (вообще не известно чем пользуются) в применении «психологического оружия». Знаете, их практика доведена почти до автоматизма, но такие несложные методы, применяемые в отношении их, как «разрыв шаблона», дают результат от растерянности до транса.
Но вернемся все же к трассовому состоянию. Есть естественные трассовые состояния. Психотехнологиям известны множество методов введения, погружения в транс, в том числе и моментальных. Это состояние (выявлено, что человек в течении дня, неоднократно, самопроизвольно на короткий промежуток времени впадает в транс) характерно тем, что всю поступающую извне информацию начинает жадно впитывать подсознание, а не сознание. Иными словами, исчезают барьеры, фильтрующие информацию. Подсознание интересно тем, что является «серым кардиналом» нашей мыслительной продукции, ненавязчиво доминируя над сознательным. В трансе оно пропускает в мозг все, по-своему интерпретирует и уже этим программирует сознание. Эффективность зависит от глубины транса, частоты, и самих компонентов манипулирования. Психологи С. Горин и А. Котлячков выделили 4 таких компонента при воздействии: 1) Паравербальные — мимика, пантомимика, жестикуляция, положение тела, взгляд и т.д. 2) Невербальные — интонация, громкость, темп речи, внятность, смысловое ударение и пр. 3) Фоносемантика — оценка звучания фразы, восприятие звуков на уровне подсознания. 4) Семантика — смысл сказанной фразы. Их действенность и эффективность находится именно в таком порядке. Отсутствие одного из компонентов дает риск, что результат воздействия будут равен нулю. Но формула может и подействовать — это зависит от индивидуальных особенностей. Так неужели все так мрачно? Вовсе нет. Представьте себе 70-е годы. Где были эти колдуны и шаманы, в каких щелях? Да их просто не было, потомственных-то. Единичные упорные в своих сверх способностях экземпляры в основном населяли психиатрические больницы, причем там их способности как-то не проявлялись. Христианство же имеет эффективный инструментарий для попечения над душой человеческой. Правда, Таинства Святой Евхаристии, Покаяния, Елеосвящения — не гарантия, и вы понимаете, что я имею в виду духовника — наставника, желательно владеющего методиками пастырской психологии. Но это далеко не значит, что, придя в любой Храм и спросить себе духовника, вы получите то, что необходимо. Однако компетентные пастыри есть. Пример — братия Макариев — Решемского монастыря (настоятель — игумен Евмений). Много их и среди служителей протестантских деноминаций.

Можно также обратиться к психологу — христианину. Здесь осторожнее с сайентологами и прочими иеговистами. Необходим именно психолог с христианским мировоззрением.

Опыт показывает, что «навести» порчу, другими словами, запустить деструктивную программу легче, чем нейтрализовать ее. Но уничтожить ее в любом случае можно.

Всегда помните, что и порча, и сглаз существуют только в темных уголках вашего подсознания, активируемые маловерием в Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому лучший вариант — смиренно попросите Его Совета.

Спаситель направит, не откажет, и избавит Вас и от порчи, и от сглаза, и от колдовства…

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/raskol-upc-mp/sglaz-i-porcha-v-svete-xristianstva.html

Как церковь относится к порче, наговорам, сглазу? Действительно ли это существует? Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, в студии священник Александр Березовский

-Александр из Ярославля. Если антихрист будет человеком, значит, его можно убить? А,  убив его, мы спасем миллионы людей от неминуемой гибели, которых он обольстит. Прав ли я?

-Не знаю. Трудно сказать. Тут проблема вот в чем. Во-первых, предполагается, что он будет главным человеком на земле с точки зрения государственной администрации, поэтому вряд ли к нему можно будет подобраться.

Во-вторых, есть нравственная проблема для убийцы. Убитый лучше себя чувствует, чем его жертва. Поскольку это не может пройти бесследно для человека, который убивает и доставляет ему впоследствии нравственные муки.

-Даже если человек тем самым освобождает других от страданий и мучений?

-Все-таки человек не может себе присваивать прерогативу Божественного суда. Это превышение полномочий, даже статья такая есть в Уголовном кодексе.

-Федор из Минска. Дорогой отец Дмитрий, вот уже 30 лет я молюсь и подаю записки за своего отца. А результат нулевой. Мне кажется, что он даже еще более ожесточился против Бога. Уже и болеет, и жизнь идет к концу, а все никак. Что я делаю неправильно? Что вы мне посоветуете?

-Да нет, все правильно. Неправильно думать, что наша молитва может что- то изменить, потому что для этого нужно, чтобы Господь это совершил. А Господь не может помимо его воли. Господь очень уважает волю человека. Если возможно было так отменить волю человека, тогда человек перестал бы  быть человеком в эту самую секунду.

-Но Господь же может изменить, например, даже ход мыслей человека! Направить его в другую сторону.

-Я думаю, что Господь каждого человека пытается спасти и дает ему возможность изменить направление своих мыслей. Но сердце человека так ожесточается, а ум становится таким лукавым, что ищет оправданий.

Вот в современной нашей жизни люди всякие вопросы друг другу задают: а вот как это? Или то? И получается, что лукавство у нас настолько очевидно, что шито не белыми нитками, а белыми канатами толщиной в ногу и длиной метра по полтора.

И люди этого не стесняются, говорят глупости и легко могут быть обличены. Страсти так кипят, что отнимается всякий здравый смысл. А Господь каждому готов дать ответ по вере его. Выходит, что главное для человека не воля разума,  а его страсти.

Важно

 Конечно, мы выражаем свою любовь к какому -то человеку,  молясь за него. И в этом нет ничего плохого, есть только польза от этой молитвы молящемуся.

-Нередко спрашивают: страсти это суть бесы. Почему Господь этих бесов не отгонит, чтобы человек пришел в разум?

-Потому что Богу угодно, чтобы человек к нему обратился.

-Бесы ему не дают обратиться. Все время играют на его греховных струнах.

-Но они играют, а можно не отвечать.

-То есть человек сопротивляется Богу сознательно, так получается?

-Конечно. Я довольно часто общаюсь с маленькими мальчиками, они знают, что нужно слушаться старших. Вот спросишь: старших нужно слушаться? Да. А почему же ты не слушаешься? Ммм.. .И сказать ему нечего.

Почему?! Потому что его желание – творить свою волю. Вот собственно и все. Человек сам выбирает. Так же и с папой вашим. Папа сам не хочет. Как теперь модно говорить: он сделал свой выбор.

-А можно что- нибудь сделать, чтобы захотел?

-Ой, да конечно. Связать скотчем руки за спиной, и поднимать его на цепях к потолку. И он через 10 минут уже захочет все, что скажешь.

Очень будет хотеть и просить. Этот прием старинный, называется «дыба». После этого обычно все рассказывают, просят прощения. Во всем признаются даже в том, что не делали.

Так что можно, конечно.

-Надолго ли только этого хватит?

-Ну, может не надолго но, во всяком случае,  Богу это не нужно.

Всякие такие вопросы говорят, что у нас о Боге совсем не те представления. О Боге думаем как о самих себе. То есть у нас такой языческий антропоморфизм, поэтому получается, что Бог,  в которого мы веруем, это не Бог христианский, а Бог языческий. Потому что мы Бога наделяем всякими свойствами, которые свойственны падшим людям. Как это делали древние греки, римляне.

Мы вас слушаем.

-Раба Божья Галина из Подмосковья. У меня сын не вполне здоровый, крещеный, я его крестила. Но у меня вопрос. Я только что слышала, что Господь хочет от нас сердца, добровольности, открытости.

А вот у него еще нет такого желания. Можно как бы насильно его привести к этому? Молитвы он знает, читает утренние и вечерние.

А что еще можно сделать, чтобы его сердце было открыто для Бога?

-Ну, тут можно действовать только личным примером, ему предлагая: давай помолимся. А так ничего сделать мы не сможем.

Заставить его действовать  сердце- это вне наших возможностей.

-Очень часто христианский пример почему- то  вызывает раздражение.

Вот если кто- то в семье начинает утреннее и вечернее правила читать, поститься, к причастию готовиться- домашние не очень подхватывают его, а, наоборот, ожесточаются.

-И такое бывает, потому что Господь сказал своим ученикам: не знаете какого вы духа. Не смотря на то, что люди как бы теоретически исповедуют христианство, по духу они не являются христианами. Ими владеют совсем другие духи. И вот эти самые духи вообще молитвы не терпят. Не любят разговоры говорить, а насчет помолиться- это самая тяжелая вещь для них.

-Но веровать в Бога -это хорошо, но не надо фанатить. Зачем каждое воскресение в храм ходить? Это слишком много.

-Ну, да. Каждый же по гордости считает свою меру, это правильно. А вот Я такой человек! И считает раз он такой человек, значит и все так должны поступать.

– Кто может называть себя рабом Божьим? Часто мы слышим

это выражение. Люди говорят: я раб Божий.

А на самом деле, что такое раб Божий?

-Понятия не имею. Теоретически это тот, кто для Бога все время трудится. Причем он трудится за здорово живешь, то есть бескорыстно.

Читайте также:  Икона святого преподобного сергия радонежского

Раб ведь кроме еды и ночлега ничего не получает. Но обычно человек себя величает таким титулом.

-Сам себе присваивает.

-Ну да. Иногда подносят к причастию маленькую девочку, говорят: младенец Марина. Когда время есть,  я спрашиваю: вы уверены, что младенец? Может пенсионерка?

Люди очень любят выставлять такие координаты, как будто и так не видно, что младенец. Это в нас дух начетничества, книжничества, фарисейства очень глубоко сидит.

-Батюшка Димитрий, скажите, что такое  церковь мормонов?

-Это такая зловредная секта, к которой принадлежит один из кандидатов в президенты США, и конечно такая самоизмышленная пагуба, потому что они создали свою книгу Мормона, как бы Священного Писания. И конечно они не являются христианами, хотя и говорят, что они очень уважают  тексты Священного Писания и так далее.

Источник: http://radonezh.ru/text/kak-tserkov-otnositsya-k-porche-nagovoram-sglazu-deystvitelno-li-eto-suschestvuet-otvechaet-54559.html

Четыре вопроса о сглазе и порче

С понятиями сглаза и порчи современный человек сталкивается едва ли не с самого детства, видя всевозможные телепередачи, газетные объявления и рекламу на улице.

И почти всегда эти понятия очень тесно связываются там с духовностью и церковной традицией: дескать, сама Церковь ну-конечно-же-верит в подобные явления и имеет в своем «магическом арсенале» набор защитных средств от, например, соседки-колдуньи.

Совет

В наши дни интернет и печатные СМИ переполнены различными молитвами от сглаза и методиками снятия порчи. Все эти материалы, как правило, подаются вместе с православной символикой. О «приворотах», заговорах и прочих похожих вещах спрашивают  и наши читатели в своих письмах.

Мы решили ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, и предлагаем вам взгляд теолога на поднимаемую проблему.

1. Что такое сглаз и порча?

С точки зрения Церкви сглаза и порчи — в их мирском понимании — не существует. Но существуют носители зла — существа, отпавшие от Творца. Если человек творит добро, пребывает в Церкви, участвует в ее Таинствах, то даже сам сатана не сможет причинить ему никакого вреда, поскольку вся жизнь верующего находится под защитой Бога.

И все же, увы, многие из нас своим образом жизни отказываются от Господа и Его помощи, добровольно лишаясь благодатного покрова. В таком случае демонам легко сыграть над человеком злую шутку.

Однако  винить в этом следует не «злую соседку», которая имеет «дурной глаз», а самого себя, отступившего от Бога и тем самым — предавшего свою душу в руки дьяволу.

Сглаз и порча по своему происхождению — чисто языческие понятия. Они появились в результате развития первобытных взглядов человека на мир. Древние люди верили, что на природу можно воздействовать не только на материальном, но и на духовном уровне.

По мнению наших предков, злые эмоции, желания и чувства способны оказывать влияние с той же (а то и с большей) силой, что и  обычные орудия труда.

Например, если хочешь кого-нибудь убить, совсем необязательно браться за камень или зубило — достаточно наложить на недруга «дурной глаз», и тот гарантированно отойдет в мир иной.

Церковь всегда осуждала такие взгляды и боролась с ними. Уже в Ветхом Завете существовал запрет обращаться к колдунам, чародеям и гадалкам, а сами представители этих «профессий» подвергались преследованию.

Обратите внимание

Однако такие жесткие меры предпринимались вовсе не потому, что в магах видели некую мистическую угрозу, а потому, что сущность языческого воззрения на оккультизм прямо противоречит учению Церкви.

Причем и ветхозаветной, и новозаветной.

Библейская традиция, а вслед за ней — и все христианское богословие, настаивают на том, что без воли Божьей никакой колдун или гадалка не могут причинить человеку никакого вреда, даже если они будут использовать весь арсенал магических приемов.

Церковь всегда говорила, что сама по себе сила злого человека равна нулю, и сравнится разве что с силой малыша, который надел на себя мамин фартук и мнит из себя волшебника.

Но, отрицая могущество очередной «бабы Маши», христианство говорит о существовании демонов — падших духов, которые раньше были светлыми добрыми ангелами, однако из-за неуемной гордыни стали врагами Бога и всего Его творения. Именно демоническая, а не человеческая воля стоит за всеми теми явлениями, которые в народе называются порчей, сглазом, поделками…

2. Как молиться от порчи?

Каких-то «специальных» молитв от сглаза или порчи не существует, поскольку такие молитвы не нужны верующему человеку. Когда христианин принимает Крещение, то либо он сам, либо его крестный (если Таинство совершается над ребенком) произносит слова отречения от сатаны и вручения себя в руки Божьи.

Этого вполне достаточно, чтобы не быть во власти демонов и пребывать под кровом Господа. Чистота Крещения, если она не запятнана поздними тяжкими грехами, уже служит гарантией того, что вас не «сглазят» и не «испортят». Демоны в таком случае могут лишь соблазнять человека, но навредить напрямую — нет.

Другое дело, когда человек за свою жизнь совершает отступления от Бога своими плохими делами. Правда, если он грешит, но при этом осознает ошибки и старается исправить свою жизнь, идя навстречу Господу, то и в этом случае никакое бесовское наваждение не коснется его. Но вот в случае полного отступления от Бога и от жизни по Его заповедям, с человеком может случиться все, что угодно.

Обычно в интернете или в книгах сомнительного происхождения (обычно они публикуются без одобрения священноначалия) в качестве методики снятия порчи предлагается чтение особых молитв, которые преподносятся как панацея от зла.

На самом деле эти молитвы либо не имеют к Церкви никакого отношения (их составляют люди, обычно имеющие о вере самые смутные представления), либо относящиеся к совершенно другой категории. Часто за «правило от порчи» выдается особое правило, совершаемое при нападении бесовской силы на человека.

Оно может читаться только по благословению духовника или опытного священника, и только в тех случаях, если человек испытывает  прямое бесовское воздействие — к примеру, регулярно видит ужасные видения или одержим злыми духами. В других условиях читать это правило нельзя.

3. Как защитить себя от сглаза и порчи?

Прежде всего — не верить в них. Не видеть в каждой не понравившейся вам личности колдуна или знахаря. Важно помнить, что ни один человек не в силах навредить вам, и что магические способности (если он ими действительно обладает) такой «ведун» получает от злых духов.

А от воздействия жителей бесовского мира может защитить только Бог.

Лишь пребывая в Церкви и будучи ее верным чадом, можно гарантированно защититься не только от мнимых «поделок», но и от реальных бесовских наваждений, которыми злые духи постоянно стараются смутить и подчинить себе людские души.

А верный член Церкви — не тот, кто просто считает себя таковым, но тот, кто исполняет волю Божью и регулярно участвует в Таинствах, прежде всего — в Покаянии и Причащении. Только Церковь может служить  надежной оградой от зла.

Важно

Столь же важно для человека и самому быть добрым, выполняя заповеди Христовы не формально, а осознанно и от всего сердца. Зло имеет обыкновение  возрастать лишь в той душе, которая уже имеет некие недобрые навыки. Запятнанная и неочищенная покаянием, такая душа похожа на магнит, притягивающий к себе все сродное с ним по качеству.

Есть в сердце гнев, раздражение, ненависть, гордыня, лицемерие и прочие пороки и страсти — значит и злу легко будет проникнуть туда и усилиться в нем. Если же в сердце живет любовь, всепрощение, милосердие, спокойствие, незлобивость, благодушие — то никакие демоны не могут возыметь над ним власть.

Их влияние сильно лишь в том случае, если человек сам своими делами и привычками дает им власть над собою.

4. Меня сглазили. Что делать?

В первую очередь — перестать так думать. Очень часто утверждение «на меня навели порчу» является элементарной попыткой найти виновного в своих проблемах. Подсознательный посыл очень прост — виноваты все кроме меня самого.

Не удался день — виновата тетя Клава с пятого этажа! На работе начальник поругал — это уж точно бывшая невеста наняла колдунью! Попал в аварию — черная кошка утром дважды перебежала дорогу! Все кругом являются причиной моих бед! Все кроме меня!

А, может, стоит просто задуматься над своей жизнью и хотя бы на минутку предположить, что истоки наших неприятностей кроются в нас.

Ведь чтобы что-то исправить, совсем не нужно отдавать шарлатанам свои кровные деньги, а для начала, хотя бы — просто постараться пересмотреть взгляды на некоторые вещи.

 И вместо того, чтобы во всех своих бедах винить злой глаз соседки по подъезду, задуматься — не наши ли собственные ошибки разрушают такой хрупкий мир в наших семьях?

Впрочем, бывает действительно нелогичное зло. Многие праведные и честные семьи страдали и страдают от разных бед — то дети заболеют, то дом сгорит, то деньги украдут. Но Церковь и в таких случаях не видит в этом ничего мистического и говорит однозначно — Господь посещает! А для чего — это уже совсем другой вопрос.

Только Ему одному ведомы истинные мотивы того или иного посещения. Кого-то Он отрезвляет, кого-то — останавливает на пути к верной гибели, кому-то помогает избавиться от чего-то менее ценного, чтобы взамен дать более ценное и нужное. Его пути — неисповедимы.

Совет

Именно поэтому святые не начинали расследований, по вине какой конкретно «бабки» у них начались проблемы, а с благодарностью говорили одну-единственную фразу: «Слава Богу за все!».

ИСТОЧНИК

просмотров (99)

Источник: http://krest.kz/chetyre-voprosa-o-sglaze-i-porche/

Порча и сглаз: есть или нет?

«Сниму порчу», «наведу порчу» – эти и подобные объявления в «девяностые годы» заполонили рекламные полосы газет почти всех мастей и […]

Просмотров публикации 7 154

«Сниму порчу», «наведу порчу» – эти и подобные объявления в «девяностые годы» заполонили рекламные полосы газет почти всех мастей и калибров. И реклама дала свои «результаты».

«Батюшка, на меня навели порчу», – или: «Батюшка, посоветуйте сильную икону от сглаза», – спустя два десятилетия эти фразы часто слышишь от самых разных людей, заходящих в храм.

И не только от «захожан» – бывает и так, что много лет ходящая в храм бабушка вздохнет на исповеди: «Вот, порчу навели – ходить стало тяжело».

Понятия «порчи» и «сглаза» прочно поселились не только в лексиконе, но и в мировоззрении многих наших современников и заняли свое место где-то рядом с понятиями «хорошей и плохой энергетики» и многими другими эзотерическими терминами.

В общую картину надо добавить и целую группу «экстрасенсов», которые используют в своих процедурах «снятия и наведения порчи» православную символику: свечи, иконы и многое другое. На фоне всего этого рядовому обывателю может показаться, что действительно есть она – порча.

И тут необходимо пояснить, как Православная Церковь относится к таким понятиям.

То, чего нет

«Порча» и «сглаз» – это то, чего нет. Есть только то, что человек позволяет бесовским силам сделать над собой. Процитирую преподобного Паисия Святогорца:

Каждый христианин призван к тому, чтобы практически реализовывать свою веру. «Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков (Иак. 2:20). И действительно, мы очень часто можем видеть, как человек, отошедший от Церкви, начинает увлекаться всякими «паранормальными вещами».

Приведу еще одну цитату. «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может», – слова эти принадлежат убежденному атеисту Жану Полю Сартру.

Даже он понимал это! То же самое и здесь: если человек отходит от Бога, то он может прийти только к одному – к Его противнику, то есть дьяволу.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30).

У современного человека есть мечта – «быть средним». Наверняка, все слышали рассуждения многих наших современников в стиле «я не сделал ничего плохого» или «я делал как все». Но в духовной жизни невозможно быть средним – нет «серого» в Православии. Есть либо добро, либо зло.

И когда человек наивно рассуждает, что он ничего плохого не сделал, да и верит он «как все», то есть «в душе», то нужно поставить себе честный диагноз – от Христа такой человек отошел. А это значит одно – он открыт для любых бесовских нападок, которые не заставят себя ждать.

Как бороться?

И вот, человек отошел от Христа. Начинаются разные бесовские нападения. Человек решает, что на него навели порчу, и начинает с ней «бороться». А тут рынок магических услуг предлагает огромный ассортимент.

Можно постараться заранее защитить себя от порчи, можно её «снять». Если хотите отгородиться от потенциального нанесения порчи, то надо носить красную нитку, правильно прикалывать булавку, можно «глаз Фатимы» носить и многие другие варианты, вплоть до полной экзотики.

Только надо помнить духовную сущность подобных практик – это такое же обращение к бесам. Я часто говорю людям, которые приходят в храм с красной ниткой или с «глазом Фатимы», что они носят на себе маленького чертенка. Быть может, немного резковато, но доходчиво.

Обратите внимание

Большинство эти нитки в храме же и снимают и выбрасывают.

Вряд ли есть смысл писать про «снятие порчи», так как это тот же «клин клином». И понятно, что обращение к бесам за помощью против бесов делает только одно – усугубляет рабство человека.

«Безгрешный приворот»

Скажу только об одной немаловажной подробности «снятия порчи». «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.11:14) – сказано в Новом Завете.

Не бывает «безгрешного приворота», равно как и не может маг, «экстрасенс» (и прочие наименования этих служителей дьявола) быть православным христианином. Он может сколько угодно использовать православную атрибутику: предлагать поставить свечи в храме, зажигать их во время магических сеансов, использовать иконы и делать многое другое.

Но помните слова апостола Павла, процитированные выше. Не обольщайтесь этими внешними православными символами – суть от этого не меняется.

Что делать?

Жить духовной жизнью – один простой ответ. Помнить, что у христианина есть только одна «альтернатива» – либо быть с Богом, либо попасть в руки его противника.

А жить духовной жизнью – это значит на практике реализовывать свою веру. То есть искренне молиться, регулярно участвовать в таинствах, а не просто «верить в душе».

Иначе такому человеку обеспечены и «сглаз», и «порча», и прочие бесовские нападки.

Источник: https://pravoslavie.fm/articles/porcha-i-sglaz-est-ili-net/

О порче и сглазе: взгляд православного (христианство и магия)

«Как правильно защитить себя от порчи и сглаза», — такое название часто можно встретить сегодня и на фонарном столбе, и в газете, и в передаче по телевизору.

Сотни людей, убежденных, что они подпали порче приходят в православные храмы или бегут к колдунам, чтобы снять с себя эту заразу.

Как правильно нам православным относиться к этим представлениям? Ведь среди христиан существуют две взаимоисключающие точки зрения на этот проблему.

Обратите внимание

Одна из них фактически копирует представления оккультизма: зло в мире всемогуще, и наша главная жизненная задача – в создании надежной защиты от темных воздействий.

Так выросла целая литература, воспевающая сомнительных «старцев» и особенно «стариц», которые всю жизнь положили на борьбу с колдунами и порчей.

Все бы ничего, но очень часто эти «борцы с бесами» в своих речах проявляют не только дремучее невежество (что можно было бы «объяснить» откровением неких неведомых тайн), но и просто еретическое искажение Православного учения.

Читайте также:  Псалом давида 2

Практика показывает, что подобный настрой на борьбу с внешним злом крайне вреден для  духовной жизни. Достаточно вспомнить судьбу черносотенных организаций до революции, где люди, выискивающие везде происки врагов, разругались, и развалили все патриотическое движение так, что к 1917 году Государю просто не на кого было опереться.

Подобный конец ждет и тех, кто целью собственной жизни поставил не достижение уподобления Богу, а борьбу с бесами (или колдунами, что тоже, если не хуже).

Важно

Такие люди совершенно не бояться смертного греха клеветы, и спокойно называют  дьяволами и чародеями кого угодно, никак не заботясь о том, соответствуют ли их слова действительности. Похоже, что таким ревнителям никогда не приходило в голову, что 9 заповедь стоило бы выполнять.

Они считают, что в борьбе с темными духами цель оправдывает средства, что лучше оклеветать десять невинных, чем пропустить одного виновного. И вот парадокс! Эти борцы с бесами, сами становятся дьяволами (клеветниками).

Не случайно, что именно из среды таких «благочестивцев» рождаются расколы, распри, распадаются приходы и семьи.

Везде начинается партийность, прямо запрещенная апостолом Павлом: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.  Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1, 10-13).

Приведу пример. В  одном храме, где мне приходилось служить, алтарничал один такой ревнитель. Вид у него был импозантный. —  Длинная седая борода, загадочное выражение очей, таинственные слова привлекали к нему множество любопытных.

Ходил слух (не без его поддержки), будто бы он старец и прозорливец и знает тайны загробного мира. Но как на алтарника на него положиться было нельзя. Раз в полтора-два месяца он заявлял, что уходит бороться с бесами, наседающими на кого-то. Способ борьбы его был странным.

– Он неделю пил водку ничем ее не закусывая, и общался с какими-то темными личностями. Затем он приходил как ни в чем не бывало, и начинал раздавать полученные таким образом откровения. Слава Богу, что к концу жизни он стал хотя бы сожалеть о своем пьянстве, но  при этом он утверждал, что просто побочный эффект борьбы с бесами.

Думаю, что для православного, знающего, что пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10), очевидно, что такая деятельность не угодна Господу.

В чем же ошибка таких ревнителей? В том ли что бесов нет или что они не могут принести вред человеку? Думаю, что нет. Они забыли слова Господа, сказавшего через пророка Исайю: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь.

Совет

Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Ис. 8, 12-13) А люди забыв о Творце, начинают воздавать недолжное почитание твари.
Перед нами практически тоже идолопоклонство, которое было у язычников. Ведь и те не всегда любили своих богов, а чаще боялись вреда от них.

Совет

Поэтому они или пытались подействовать на них, лишив их силы, или думали задобрить злого бога при помощи жертвы, или, наконец, стравливали их между собой.

Все это до чрезвычайности напоминает нам современных «бесоборцев», которые практически забывают о Боге, а если и вспоминают о Нем, то только для того, чтобы использовать Его силу в своих целях.

Такое отношение к Создателю иначе, чем свинством и неблагодарностью назвать нельзя.

По словам апостола Павла, именно такое отношение к Богу привело язычников к идолопоклонству и другим омерзительным грехам: «они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели,  и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1, 20-14).
Бог конечно защитник всем призывающим Его. Но, как говорит Давид: «Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем» (Пс. 7, 11), а не тем, кто просто использует Его силу. Потому нам должно не бояться бесов, помня, что без попущения Божия они не могут навредить и свиньям, а стремиться познавать Бога, служить Ему, благодарить и славословить Его. Тогда и защита от Бога придет сама.

Но  есть и вторая точка зрения на проблему воздействия порчи и сглаза, выраженная нынешними либеральными богословами. Согласно ей лучше отрицать факты, чем менять свою теорию.

Считается, будто порчи и сглаза не существует вовсе, а если что-то и есть, то только у тех, кто сам обращается к темным силам через магию или подобным  образом. Даже с формальной точки зрения непонятно, почему мы должны доверять нашим представлениям больше чем реальности? Ведь к пустому колодцу по воду не ходят.

Если бы не было злого воздействия на людей из мира духов, то откуда взялось бы само представление о порче и сглазе?

Самое неприятное в рассуждениях либералов то, что вместо обсуждения реальной проблемы они ограничиваются навешиванием ярлыков. Вера в порчу и сглаз есть в язычестве – значит, это и есть язычество, звучит этот силлогизм. Но подобным образом рассуждают и любые сектанты.

– Все язычники верят в бессмертие души, значит, вера в бессмертие души – язычество (рассуждения Свидетелей Иеговы). Короче всякий петух есть птица, следовательно, всякая птица есть петух.
О.

Обратите внимание

Андрей Кураев подробнее других отстаивающий эту точку зрения (остальные обычно выступают в Интернет – публикациях) приходит к следующим выводам:  «Несомненно, что падшие духи могут входить в души и жизнь людей, сознательно к ним обращающихся.

Несомненно, что христианин (крещеный человек), обратившийся к оккультному миру за каким-либо чудом, рискует получить «обслуживание по полной программе» — вплоть до одержимости. Спорен вопрос о границах влияния падших духов на жизнь нехристиан, если последние прямо к ним не взывают.

Неясен вопрос о том, может ли один язычник магическим путем воздействовать на жизнь и здоровье другого язычника.

Но если предположить, что по просьбе неких язычников падшие духи смогут контролировать жизнь и здоровье христианина, то встает вопрос – от чего же защитил и спас Христос? Богатства и земной власти Своим ученикам Он не дал. И вот оказывается, что на частицу Его тела, на церковную частицу… любая знахарка может наслать любую напасть… Утверждающие, что такая власть у язычников есть, просто хулят Христа» (Диакон Андрей Кураев. Христианин в языческом мира или о наплевательском отношении к порче. М. Эксмо-Яуза. 2004. с. 239).

Чтобы обосновать этот вывод о. Андрей проводит изощренные исследования и пытается основываться на данных предания Церкви. Он говорит: «Обратимся к свидетельству Предания. Достовернейший голос Предания – это вероучительные определения Вселенских соборов.

Но ни в догматических определениях Вселенских соборов, ни в изложениях веры и вероучительных книгах нашей Церкви, ни даже в катехизисах и «Законах Божиих» – нигде в качестве части православного вероучения не именуется вера в «порчу» и в угрозу, устремляющуюся к нам со стороны языческих практиков» (Диакон Андрей Кураев.

Важно

Христианин в языческом мира или о наплевательском отношении к порче. М. Эксмо-Яуза. 2004. с. 238-239).

Конечно, никто и не считал веру в «порчу» частью вероучения, как никто не считал частью вероучения угрозы убийства или грабежа. Вопрос о «порче» для христианина лишь часть нравственного богословия. Если Господь запретил нам бояться смерти, то тем более нелепо боятся болезни. Но грех наведения порчи на человека в наших вероучительных книгах ЕСТЬ!

Важно

В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», известнейшей символической книге Православия, утвержденной на Киевском, Ясском и Константинопольских  Соборах и одобренной восточными патриархами сказано о грехах против 2 заповеди: «Еще преступают сию заповедь те, которые прибегают к волхованиям и чародействам, которые признают неизменным и верным счастье и судьбу… также превращают людей в овец и других животных» (Догматические Послания Православных иерархов XVII-XIX  веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. с. 133).

Признание действенности волшебства содержится и в авторитетных толкованиях канонических правил. Так крупнейший канонист Церкви XIV века Матфей Властарь, систематизировавший все предыдущие толкования канонов, объясняя, почему волшебник по правилу св.

Василия Великого подвергается епитимии убийц (20 лет отлучения), пишет: «волшебство содержит призывание злокозненных демонов, посредством заклинаний на гробах, чтобы у кого-нибудь  ослабить, например члены, или произвести расслабление на всю жизнь и жизнь сделать для него тягостной» (Матфей Властарь. Алфавитная Синтагма. М. 1996. С. 316).

Также и другой великий канонист Православной Церкви, Зонара говорит: «справедливо таковые (т.е. волшебники – с.Д.

) наказываются подобно убийцам, потому что волшебство содержит в себе и призывание злых духов, и отравление; оно умерщвляет, или лишает рассудка, и делает смерть желанной для страждущего, когда он придет в себя, или, если не для него, то, по крайней мере, для близких к этому человеку.

Временем же епитимии для таковых  должно быть, говорит св. отец, время назначенное для дерзнувшего на вольное убийство, т.е. 20 лет» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М. 2000. с. 336).

Если мы обратимся к тому сборнику канонических норм, который употребляется в нашей Церкви при исповеди – «Номоканон при Большом Требнике», то увидим, что и здесь факт воздействия магов признается как вполне реальный.

Канонической оценке волшебства посвящены параграфы с 13 по 24. Здесь прямо утверждается, что «чародеи волшебством бесы привлачат на своя хотения».

Перечисляются те чародеи, которые  вызывают демонов при помощи церковных молитв, тех, кто наводят импотенцию, дают удачу при охоте и защищают скот, наводят на людей паралич, создают отравы, занимаются прорицанием, астрологией и т.п..  Неужели о.

Совет

Андрей считает себя мудрее тех отцов, которые составили и пользовались Номоканон? Почему для него постановление протестанствующего еп. Феофана Прокоповича важнее многовекового опыта Церкви?

Точно также и литургическое предание подтверждает очевидный факт нападения демонов на людей по просьбе чародеев. Кроме известной молитвы Требника на первый день («соблюди младенца от всякого навета невидимых духов, ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, от очес призора»), упоминание о таком действии есть в каноне преп.

Феодора Студита, который поется во всех церквах в мясопустную родительскую субботу. Там, среди различных видов смерти (от убийства, лягания коня, змеиного укуса и т.п.), говориться и о смерти от «чаровных напоений», которых он просит упокоить со святыми (Триодь Постная. Канон субботы мясопустной, песнь 6.

Тот же тропарь в каноне Троицкой родительской субботы). Как мы видим, даже если человек умрет от воздействия магии, то из этого не следует, что был нанесен вред его душе. Для Отцов Церкви магическое убийство ничем принципиально не отличается от любого другого.

Упоминание о причинении вреда другому чрез волхвование содержится и в Чине Таинства Исповеди в Большом Требнике.

Уже не приходиться говорить о десятках примеров действенности магии, содержащихся в житиях святых. Впрочем, для либералов этот источник вообще не считается не только авторитетом, но хотя бы заслуживающим хоть какого-то уважения. Ведь если для о.

Андрея недостоверно житие святых Киприана и Иустины (написанное, замечу, императрицей Евдоксией в начале V века на основании подлинных документов), которое подтверждалось уже святителем Григорием Богословом (24 слово), то неудивительно, что и касательно современности он доверяет только своим теориям.

Знаменитые слова «если моя теория противоречит фактам – тем хуже для фактов», во всей красе проявляется и в этом вопросе. Не удержусь, чтобы не заметить, что и знаменитая (и отвергаемая о. Андреем) история о превращении женщины в лошадь, описанная в житии преп.

Макария Великого с точки зрения исторической доказательности засвидетельствована едва ли не лучше, чем большинство событий церковной истории IV  века. Ведь помимо самого жития (согласно рукописной традиции написанного святителем Сарапионом Тмуитским – конец  IV  в.), об этом чуде упоминает Лавсаик еп.

Палладия, Руфин, «Достопамятные сказания». И Палладий, и Руфин лично общались и самим преподобным Макарием, и с многими очевидцами этого чуда. Так на каком основании мы должны не верить очевидцам, а доверять теориям либералов конца XX века?

Обратите внимание

Нам лично приходилось сталкиваться с тяжелыми последствиями либеральных теорий, которым верят больше чем реальности. Так недавно ко мне подошел один человек, у которого была следующая проблема. – Он общался с одной девицей, которая ему не нравилась. Однажды он решил с ней расстаться, и на прощанье девица угостила его чаем.

После этого в нем появилась к ней странная тяга. Разумом она ему не нравилась, но при этом его к ней тянуло. Они поженились, а потом она его бросила. Но на этом страдания  молодого человека не кончились. – Он стал в прямом смысле сохнуть. Его мышцы стали высыхать, причем обследования не нашли этому естественных причин.

  В панике несчастный обратился за помощью к священнику. Но тот, ссылаясь на труды о. Андрея заявил, что никакой «порчи» не существует и потому он не должен волноваться. Конечно, от такого высказывания проблемы у этого человека никуда не делись, и он обратился к колдуньям. Естественно, что состояние его только ухудшилось.

Лишь после Таинства Исповеди и Соборования ему стало легче. Перед нами очевидный пример действенности магии  на крещенного человека, который не защищен Причастием.  Но самое для нас удивительное – это позиция священника, который предпочел отвергать реальность ради теории.

Теперь стоит посмотреть на то, как можно богословски осмыслить этот феномен.

«Когда ты слышишь здесь (Гал. 3, 1) слово зависть (букв. «сглаз»), или в Евангелии – худое око (Мф.

6, 23), что означает тоже самое, то не подумай, что одно устремление глаз может вредить тем, на кого смотрят, потому что глаз, как член тела, сам по себе не может быть завистлив; но здесь Христос так называет зависть.

Ведь дело глаз – просто только смотреть, смотреть же лукаво – зависит от развращенного сердца.

Так как через чувство зрения входит в нашу душу знание рассматриваемых нами предметов, и, например,  в большинстве случаев возбуждает в нас зависть богатство, а богатство мы видим глазами, равно как начальников и их свиту, то поэтому назвал лукавым такое око, которое не просто смотрит, но смотрит с завистью и душевной злобою». (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Галатам. 3.1. Творения. Т. 10. с. 774)

«говорит он не потому, чтобы зависть сама по себе имела силу, но потому что учившие сему этому по зависти решились на это».  (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Галатам. 3.1. Творения. Т. 10. с.

775)
В завершение нашей работы мы хотели бы обратить внимание на то, что  есть вполне реальный способ борьбы с духами зла, который заповедан нам Писанием, но о котором забывают многие современные христиане.

источник

Источник: https://orthodoxy33.wordpress.com/2010/04/17/o_porch011/

Ссылка на основную публикацию