Почему причисляют к лику святых?

Почему причисляют к лику святых?

  • Кто такие святые?
  • Что означают лики святых
  • Как происходит канонизация святого

Каждый православный человек, молясь, хорошо знает, что обращается в своих мольбах он не только к Самому Господу, Его Пресвятой Матери и бесплотным существам (ангелам), но и ко святым. Святые — наши огромные помощники на сложном пути духовной жизни. Они молятся за нас ко Господу, наставляют и помогают во многих жизненных обстоятельствах. Кто может стать святым и как причисляют к лику?

Кто такие святые?

Возможно, для кого-то станет откровением, что каждый святой — это обыкновенный человек из плоти и крови, некогда живший на Земле. Обыкновенный в том смысле, что он ел и пил, спал, дышал, чувствовал все, что присуще каждому из нас. Но святой от обычного человека отличается тем, что этот человек смог своей жизнью познать и воплотить Замысел Господа о вечном спасении.

Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен

Можно представить, что святой человек — это такое уникальное существо, которое не грешит, которому неведомы ни искушения, ни страсти, ни желания.

Это совершенно не так, многие подвижники испытывали страшнейшие духовные испытания. Они мучились и чревоугодием, и блудной похотью, и гневливостью, и тщеславием.

Разница не в том, что эти люди ощущали и с чем сталкивались по жизни, а в том, как на это все реагировали и как преодолевали.

Обратите внимание

К примеру, в IV веке жил юноша по имени Ефрем. Он был родом из бедной, но благочестивой верующей семьи. Но юнец был горделив, надменен, резко и раздражительно реагировал на все, что ему не нравится. К вере он был теплохладен — не отрицал, но очень часто сомневался в Промысле Божием.

И вот однажды случилось так, что юноша опаздывал домой и был вынужден заночевать в поле вместе с пастухами. Ночью часть овец утащили волки, а Ефрем был обвинен в том, что привел к стаду воров. Юношу посадили в темницу, где он увидел и других узников, якобы тоже невиновных.

Молодой человек стал возмущаться несправедливости, постигшей всех узников, и Господь раскрыл ему глаза. Ефрем вдруг вспомнил, как он в злости выгнал одну корову из загона, и она вскоре погибла. Его соседи также стали вспоминать, как ранее лжесвидетельствовали на суде, говорили неправду и совершали еще множество плохих поступков.

И Ефрем вдруг понял, что ничего не бывает в жизни просто так. Не существует людей невиновных, ибо количество прегрешений человеческих превышает количество капель в море. С тех пор юноша полностью переменился.

Он начал вести глубокую духовную жизнь, особо борясь со своей гневливостью и раздражением. И его старания не прошли даром — Ефрем сподобился стать рядом с Господом в лике святых.

Память этого подвижника православная церковь воспоминает 28 января.

Икона преподобного Ефрема

Этот пример показывает нам, что святой человек изначально может быть наделен самыми разными грехами и страстями. Но раскаиваясь в них, исправляя свою жизнь, стараясь всеми силами быть с Богом, человек способен победить любые грехи.

Важно! Можно сказать, что отличие святого человека от любого другого — это именно решимость во что бы то ни стало избавиться от пороков и приблизиться к Богу.

Еще один очень яркий пример — святая Мария Египетская.

Это была очень красивая девушка, которая знать ничего не знала о Боге, вела распутный образ жизни, была блудницей. Однажды, сама того не желая, она оказалась подле дверей храма. Люди входили в него, чтобы помолиться, и Мария решила сделать то же самое.

Но у нее ничего не получилось — неведомая сила крепко держала девушку, не позволяя ей даже переступить порог храма.

Важно

Конечно, она испугалась и недоумевала, даже злилась. И в этот момент в ее душе произошел переворот — она вдруг ясно увидела, кто она и какую жизнь ведет. Ей стало настолько омерзительно от самой себя, что она сбежала в пустыню за реку Иордан, где 40 лет постилась и молилась в полном одиночестве.

Икона преподобной Марии Египетской

За все это время она лишь дважды видела человека — это был монах, который и похоронил ее после смерти. Десятилетия покаяния позволили бывшей блуднице настолько вычистить свою душу от греха, что когда она молилась, то парила в воздухе. И сегодня Мария Египетская — одна из известнейших и почитаемых святых женщин в православной церкви.

О чем нам говорят эти примеры, которых привести можно еще бесчисленно? О том, что человек волен сам выбирать свой путь — с Богом он, или нет. Предаваться собственным грехам и страстям, которые есть абсолютно в каждом человеке, или бороться с ними. Вести свою душу в погибель, или к вечному спасению. Эти вопросы полностью во власти каждого человека.

Что означают лики святых

В этом разделе приведем немного общей информации, чтобы понимать, что православные святые бывают разные. Это не значит, что одни святые «сильнее», а другие «слабее», как часто любит думать наш народ.

Распределение подвижников по ликам связано с их земной жизнью и тем трудом, которые они понесли во славу Божию.

Понятно, что святитель и юродивый, скорее всего, совершенно по-разному прожили жизнь, но тем не менее, они оба сподобились венца святости.

Существует довольно большой перечень ликов святости, приведем те из них, которые встречаются в нашей церкви особенно часто:

  • Благоверные — это правительственные особы, князья, которые во время своего правления сделали много полезного для укрепления веры в народе. Например, святой благоверный князь Владимир, который крестил Русь.
  • Великомученики — это святые, которые за исповедание христианства и веру в Господа претерпели особо ужасные мучения. К таким относятся святая великомученица Екатерина, святой великомученик Димитрий Солунский.Икона великомученика Димитрия Солунского
  • Исповедник — это святые, которые не предали веру и открыто ее проповедовали во времена особенных гонений на христиан. От мучеников и великомучеников отличаются тем, что после истязаний оставались живы. Например, святой Максим Исповедник.
  • Мученики — это святые, которые были казнены за исповедание христианской веры. Пожалуй, это самая большая часть православных святых. К ним относятся, к примеру, мученик Вонифатий, мученик Евгений Севастийский.
  • Праведные — обычные верующие христиане, а также женатые священники, которые прославились своей праведной жизнью. Например, святой праведный Иоанн Кронштадский.
  • Преподобномученики — монахи, которые потеряли жизнь за свою веру. Такими были преподобномученики Феодор и Василий Печерские.
  • Преподобные — это монашествующие, которые прославились своей благочестивой и праведной жизнью. Например, преподобный Серафим Саровский.
  • Равноапостольные — это святые, которые в своей земной жизни много проповедовали Слово Божье и распространяли христианство в тех краях, где оно прежде было неведомо. Например, святая равноапостольная княгиня Ольга, святая равноапостольная Нина — просветительница Грузии.Святая равноапостольная княгиня Ольга
  • Святители — это представители верховной церковной власти (архиереи), которые прославились своей праведной христианской жизнью. К таким относят святителя Тихона Задонского, святителя Луку Крымского.
  • Священномученики — это священники, которые приняли мученическую кончину за свое служение. Например, священномученик Серафим Чичагов.
  • Чудотворцы — подвижники, которые прославились своими сотворенными чудесами в ответ на молитвословия. Например, Николай Чудотворец.
  • Юродивые или блаженные — святые, которые в обычной жизни принимали вид сумасшедших, выглядели как умалишенные. При этом они часто прорицали будущее, точно обличали пороки других людей. Такой была блаженная Ксения Петербуржская, блаженный Василий.

Икона Ксении Петербуржской

Как правило, в каждой верующей семье есть один или несколько особо почитаемых святых. Они могут быть канонизированы в любых ликах. Молитвы к ним даруют особую благодать и радость душе верующего человека.

Как происходит канонизация святого

Процесс признания умершего человека святым всей православной Церковью или поместно называется канонизацией. Можно сказать, что это официальное признание того факта, что свою жизнь человек прожил так, что сумел познать, что такое Божественный Промысел. И познать не умом, а познать опытно, пройдя достойно свой земной путь.

Важно! Православная Церковь не утверждает, что святыми являются только те, кто официально канонизирован. Мы не знаем о многих подвижниках, которые также сподобились венца святости, но он сокрыт от нас по неведомому замыслу Господа.

Вопрос о канонизации встает только тогда, когда опытным путем удается установить связь между Церковью и новым подвижником. Это происходит через молитвы, реальную помощь святого живым людям, с которыми возникает тесная духовная связь. Когда эта взаимосвязь не оставляет сомнений, тогда и происходит канонизация.

Отмечается она особой торжественной службой в честь новоявленного подвижника. Сама процедура длительное время не была как-то регламентирована или установлена.

Совет

Причисление к лику святых (канонизация) обычно происходит после смерти человека

В первых веках решение о том, что тот или иной верующий должен быть причислен к лику святых принимало собрание общины. Позже, в Русской православной церкви этот вопрос решался на уровне епархии.

Сегодня в нашей Церкви существует специальная Синодальная комиссия по канонизации святых. Именно этот церковный орган принимает решение о присоединении умершего к лику святости, основываясь на таких аргументах:

  • праведная и благочестивая жизнь;
  • дар чудотворений при жизни или после смерти по молитвам верующих;
  • сохранность тела без тления;
  • соответствие веры и воззрений подвижника учению православной Церкви;
  • страдания или смерть за веру.

Отдельным пунктом можно вынести особое народное почитание человека — это может стать поводом к рассмотрению вопроса о его канонизации.

Как Церковь канонизирует святых? Ответ священника

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/liki-svyatyh.html

Почему к лику святых причисляют грешников

Наверняка каждый назовет немало исторических личностей, причисленных к лику святых. Многие из них были воинами и не раз нарушали одну из главнейших христианских заповедей «Не убий». Так почему же, будучи по сути страшными грешниками, эти люди стали святыми? Как объясняет данное явление церковь?

Заповедь

«Не убий» – так гласит 6-ая библейская заповедь. Убийство человека, согласно христианской религии, является одним из наиболее страшных грехов. В Евангелие сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин 3, 15).

Профессор Александр Лопухин в своем труде «Толковая библия» утверждает, что «ненависть, по мысли Апостола (Иоанна), равна убийству». Кроме того, заповедь «Не убий» отвергает любое оправдание убийцы. Об этом пишет Андрей Худиев на сайте «Православие и мир».

«Заповедь не уточняет, что ближний при этом должен быть хорошим человеком – она не говорит «не убий хорошего человека» – размышляет Худиев.

Сам же Господь заявляет о том, что только он решает, кто будет жить, а кто умрет: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39).

В данном случае весьма наглядной является история с Каином, который поднял руку на собственного брата. Несмотря на то, что Каин был все-таки наказан, Бог одарил его знамением, которое защищало того от других потенциальных убийц. Каин сам попросил об этом Господа, так как боялся смерти.

И Бог выполнил его просьбу. Еще в Нагорной проповеди Христос говорил: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» (Мф.5:21). Но суд этот был вовсе не человеческий, а небесный. «Все казни, – как пишет «Толковая Библия» Лопухина, – происходили по повелению Божию».

Святые воины

Между тем к лику христианских, и в том числе православных святых причислены множество исторических личностей, которые убивали. Несомненно, большинство из них совершали подобный грех во время военных действий. Взять хотя бы всем известного полководца Александра Невского.

Он лично принимал участие в сражениях и даже просил помощи у Господа на поле брани. Тем не менее священник Василий Краев (сайт «Елицы») утверждает, что Невский никого не убивал, а лишь защищал земли и людей от захватчиков.

По мнению Краева, полководец, напротив, исполнил одну из евангельских заповедей “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15, 13).

Обратите внимание

Ярким современным примером является адмирал Федор Ушаков, который стал святым совсем недавно, а именно в 2001 году. Командующий флотом провел несметное количество морских боев. Митрополит Кирилл считает, что Ушаков являлся «героем духа, который мотивировал свои поступки не личными интересами или инстинктами, а христианскими ценностями” (сайт «Православие.ру»).

Андрей Рогозянский в своей статье «Сильная рука и кротость сердца» (сайт «Православие.ру») утверждает, что «при определённых, крайних обстоятельствах церковная традиция не укоряет взявшего меч».

По словам Рогозянского, «титулование их «благоверными» отсылает не к воинской славе, а к заслугам в сохранении и укреплении веры.

На историческом пути христианских народов они сыграли роль просветителей и крестителей новых земель, за что именуются «равноапостольными», другие же, «благоверные правители»».

А святитель Филарет Московский писал, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство.

Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как то когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Другой богослов Василий Великий придерживался еще более радикальных взглядов. «Бог в войнах насылает казни на достойных наказания» – заявлял он.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/81812-pochemu-k-liku-svyatykh-prichislyayut-greshn.html

Кого причисляет церковь к “Лику Святых”???

Икона всех святых

Эта икона очень сильная. Она помогает в различных, часто очень сложных делах. Икону Всех Святых, фото и их значение желательно иметь в каждом доме, чтобы читать перед ней различные молитвы. Но, если нет возможности приобрести крупную и качественную икону, стоит обратиться к ней в храме. Вот в чём помогают святые, изображённые на иконе.

Читайте также:  Цветы святой матроны московской

Кому и когда молиться

На иконе есть Архангел Михаил. Он считается самым главным надо всеми ангелами, поэтому ему нужно молиться, если вы хотите, чтобы ваш собственный ангел-хранитель стал более сильным и крепким. Также Архангел Михаил является стражем рая, не пуская в него никого, кто может навредить человеческой душе.

Считается, что на страшном суде он будет одним из главных помощников Бога, разделяя людей на добрых и падших. Поэтому тем, кто хочет попасть в рай, стоит молиться именно ему.

Считается, что Архангел Михаил помогает побороть страсти, мешающие душе попасть в рай, будь то пьянство, наркомания или разрушительная страсть женщины к мужчине, который ею пользуется.

День этого ангела отмечают 21 ноября и 19 сентября.

Важно

Также на иконе Всех Святых есть Матрона Московская. Эта святая помогает при различных женских болезнях, способствует счастливой семейной жизни. Её дни отмечают 22 ноября и 2 мая.

Она при жизни обладала пророческим даром и могла предсказывать события, не имея физического зрения. К ней обращаются в молитвах, чтобы пролить свет на какую-то жизненную ситуацию, удачно жениться или выйти замуж, а также о благополучии детей.

Помогает святая Матрона в болезнях, решении различных бытовых вопросов.

Более подробно здесь:

https://religiya.temaretik.com/1072582786907900787/ikona-vse…

Еще лет 5 тому назад был случай. Одна моя знакомая сообщила, что в одном из городских поселков Гомеля есть женщина, которую недавно церковь причислила к ” лику святых”. И называет этот поселок. А у меня там знакомая живет.

Я ей звоню и спрашиваю, что за святая у вас там живет, лечит людей или что? А знакомая удивляется, не знает ничего об этом. Я тоже удивляюсь, ведь по логике вещей, святые, это же единицы и о них не только родная деревня должна знать, а все окрестные города, как минимум.

А тут деревня небольшая и никто ничего не слышал Странно как-то.

Я слышала, что в книгу святых не всякого встречного поперечного записывают, а человека типа со свехспособностями ( я так поняла ) которые разумеется от Бога. И эти ЧУДЕСА ( не меньше трех вроде) должны быть зафиксированы в книге и вот тогда только человека причисляют к святым.

Вот помогите мне разобраться, КОГО ПРИЧИСЛЯЮТ К ЛИКУ СВЯТЫХ? Без всякого сомнения, это люди с чистой доброй душой и благими помыслами, и конечно бескорыстными добрыми поступками. Но, такими должны быть все мы т.

е вообще люди и большинство такие и есть и все дети ангелочки от рождения. А вот что бы ОФИЦИАЛЬНО быть признанным СВЯТЫМ самой церковью, тут критерии должны быть особенные. Я так понимаю, что с них потом и иконы рисуют, и эти иконы тоже лечат людей.

Или я снова чего-то напутала?

Но, странно, я так обрадовалась, что вот рядом святая живет, хотела съездить по семейным вопросам, а о ней даже односельчане не слыхали. Неувязочка какая-то. В чем подвох, не пойму?(( Сейчас 99 процентов народ истинно верующий, все православные праздники и законы и библию знающие, обьясните – СВЯТЫЕ, ЭТО КТО?/ Ромашка

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://chagnavstretchy.mirtesen.ru/blog/43443735263

Причисление к лику святых — Кого и по какой причине причисляют к лику святых в христианстве? — 22 ответа



В разделе Религия, Вера на вопрос Кого и по какой причине причисляют к лику святых в христианстве? заданный автором Вровень лучший ответ это В Сященном Писании, которое есть “Руководство и Свет”(по Корану) написано “Церковь есть столп и утверждение истины” Но чтобы, «не ошибиться» , Церковь и не спешит канонизировать, то есть официально прославлять в лике святых каких-то подвижников.Церковная канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на Небесах, у Бога.Чтобы человек был канонизирован, необходимо, чтобы он… уже умер. Только проследив за его жизнью, за его подвигом, до самой смерти, более того, увидев, как он умирал, можно понять – действительно ли человек был праведником. После смерти этого подвижника необходимо, чтобы святость его была подтверждена… Богом. Как это возможно? Это чудеса, исходящие от могилы, или останков святого, или просто происходящие в ответ на молитву к нему.Мало народного почитания. Нужно, чтобы целым рядом чудес был подтвержден факт – святой рядом с Господом, он молится о нас!После смерти преподобного Серафима таких сообщений была масса. То же самое можно сказать о св. праведном Иоанне Кронштадтском, блаженной Ксении Петербургской и прочих святых. Есть свидетельства об удивительных чудесах, происшедших в их жизни по молитвам к св. Иоанну Кронштадтскому, блаж. Ксении, преп. Серафиму Вырицкому, блаж. старице Матроне и другим святым задолго до официальной их канонизации.

церковная канонизация нужна не святому, но нам! Это как подтверждение, что путь жизни святого есть путь настоящего сына (или дочери) Православной Церкви, это верный путь! И он приводит к Царству Небесному! Святых канонизируют не для того, чтобы что-то прибавить к их небесному статусу, это не некая церковная награда, от Бога они получили уже все. Святых канонизируют как пример для других христиан. Св. Иоанн Кронштадтский, которому говорили со слезами люди: «Батюшка, да как же это ты нас оставишь сиротами, когда умрешь?.. » – отвечал им: «Как помогал вам, пока был жив, также, еще больше, по милости Божией буду помогать по смерти». Святой человек, для которого вся его жизнь была служением другим, помощью другим, и по переселении в небесные обители не может оставить людей без помощи, бросить их. Знаете, как у матери болит сердце о ребенке, как, даже умирая, она хочет помогать ребенку, участвовать в его жизни. Так и святой человек. Да он весь – служение людям, помощь людям.

Ответ от Алексей С[гуру]почитайте Четьи Минеи (Жития Святых) , там все подробно описано
Ответ от Вопросить[гуру]лотерея для верующих-джек пот
Ответ от сосок[гуру]Всех, принимающих Иисуса Христа, как Спасителя мира.

Ответ от Thericles (Ал) Рlastes[гуру]Да всех подряд…. чуть помучился сразу святой!! всё пипец святой!!! а на руси есть мученники и похлеще смертию умирали лютой они не святые!! странно!!!
Ответ от Местный “БАБАЙКА”[гуру]zx471 – в коране об этом нет ни слова
Ответ от .

[гуру]По причине святой жизни.
Ответ от Doktor Tov[гуру]В нашей церкви считают, что святыми людей может только Бог называть. А все люди призываются стремиться к святости.
Ответ от Глот[гуру]Чем больше воцерковил или заставил воцерковляться, тем больше доход имеет церковь, тем святее чел.

Ответ от Корхалев Дмитрий[гуру]Убийц в равноапостольные записывают)
Ответ от Катерина Катерина[активный]Выработались определенные критерии причисления православных христиан к лику святых.

Обязательными считаются следующие условия:– необходимо принадлежать к Православной Церкви и, по святителю Нектарию Иерусалимскому (1660–1669), «обладать твердыми православными взглядами» ;– необходимо вести безукоризненную жизнь, быть святым во всех отношениях и оставаться благочестивым до своей кончины;– на протяжении всей жизни словом и делом оставаться верным Церкви, свидетельствовать и защищать истинную веру и православные догматы;

– умереть мученической смертью; часто и сама жизнь святых является мученичеством на пути веры во Христа.

Ответ от Анатолий Иванов[активный]Я святой Анатолий! Чтоб быть святым, надо отречься от себя, от этой жизни и умереть (духовно) со Христом. Или жить по закону, Крови Христа – возлюби ближнего, отвергнув себя. А теперь Мы, избранные Богом ко служению, воскресли – перешли на новый завет: возлюби себя, как своего ближнего. Вы наверно в первый раз слышите эти законы? ибо нет правильных ответов.

Совет

Православная церковь не имеет права канонизировать святых, членов Церкви (пишется с большой буквы) . И потому русские святые (иконо поклонники) не причисляются к лику святых, и не являются членами Церкви Христа.

Канонизация на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Канонизация

Источник: https://22oa.ru/prichislenie-k-liku-svyatykh/

Канонизация святых: зачем? (+АУДИО)

Фотограф Антоний Тополов

Отвечает протоиерей Павел Великанов:

Это вопрос настолько глубокий, что мы, наверное, его «дна»-то никогда и не увидим. Почему тех или иных людей причисляют к лику святых, а других не причисляют – это всегда определенная тайна.

Ведь мы на самом деле количество людей, прославленных как святые, гораздо меньше, чем количество людей спасшихся.

И я не сомневаюсь, что в Царствии Небесном людей гораздо больше, чем записано в наших месяцесловах.

Прославление святых Церковь совершает с определенной целью. Причисляя человека, например, к Собору новомучеников и исповедников Российских, смотрят на его жизнь, как он принял мученическую кончину, не отрекся ли от Христа.

И тогда выясняется: да, вот этот человек был расстрелян в 1937 году в Бутово, но он не отрекся от Бога в последние минуты своей жизни и понимал, что он принимает смерть за свою веру.

И это уже однозначное свидетельство его святости.

Церковь же прославляет того или иного святого, чтобы показать нам образец того, как надо жить.

Одним из главных условий этого процесса часто бывают какие-то особые сверхъестественные явления, связанные с этим святым: например, исцеления на его могиле, или он явился кому-то и предостерег от беды.

Обратите внимание

А бывало в истории Церкви, что сам святой являлся кому-то и говорил: «В этом месте находится моя могила, я совершал то-то и то-то, об этом можно узнать там-то и там-то». И тем самым подталкивает людей к тому, чтобы его прославили.

Почему же к лику святых причисляют только после смерти? Потому что, как говорится, «конец – делу венец».

Человек может вести себя праведно и благочестиво, но в самый последний момент сказать: «Ну вот, я через полчаса умру, и наконец-то я стал святым!».

После этого он «благополучно» может отправиться в ад, потому что ему Бог уже не нужен: он сломился в последнюю минуту. А смерть – это тот самый рубеж, за которым выбора уже нет. За которым уже не сам человек решает, что с ним и где он.

Тут уже решает Бог.
Именно поэтому мы прославляем святых только после их смерти.

По материалам программы “Пастырские беседы” из цикла “Мир. Человек. Слово” Радио России

Скачать Название Воспроизведение Размер Длительность
Как и зачем Церковь причисляет к лику святых 1.7 MB 1:50 min
Почему к лику святых причисляют только после смерти 0.6 MB 0:40 min

Прочитано 2241 раз Последнее изменение Пятница, 21 Октября 2016 21:11

Источник: http://portal-logos.ru/index.php/mir-chelovek-slovo/pastyrskie-besedy/item/830-kanonizatsiya-svyatykh-zachem-audio

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Откуда берутся святые? Путь верующего от воцерковления до причисления к лику святых в интервью с отцом Владимиром Черпаком, настоятелем Свято-Покровского Подольского храма в Киеве.

– Хотелось бы провести параллели между реализацией в разных традициях…

– В христианстве есть понятие усовершенствования личности, которое тождественно «реализации». И второе понятие – воцерковление человека, описывающее процесс вхождения неофита в жизнь христиан, изучения Священного Писания и Преданий, приобретения молитвенных навыков.

– Расскажите, пожалуйста, каких людей причисляют к лику святых? Каким образом происходит канонизация?

– Есть люди, которые усовершенствовали себя в сердце и душе, используя евангельские заповеди любить Бога и любить ближнего своего, как самого себя (что означает: не делать ближнему того, чего не хочешь, чтобы тебе делали).

Люди, которые идут путём христианства, которые желают унаследовать вечность, прийти к Христу, не попасть в миры ада после Страшного суда, приобретают благодать. Господь даёт им харизматическое дарование по их трудам. Это может быть прозорливость, дар исцеления, дар молитвы или дар обращения неверующих.

Читайте также:  Мощи святых петра и февронии муромских

И эти люди ещё при жизни приобретают почитание среди народа, сохраняющееся после их ухода в иные миры. Верующие приходят на место их погребения, молятся и через некоторое время начинают замечать, что после молитвы мирские дела устраиваются и молитва лучше идёт… И постепенно почитание усопшего растёт.

Важно

Затем народ божий начинает доносить до низшего и высшего духовенства, что тот или этот человек был свят. Специально создаётся комиссия при синодах, которая исследует все эти чудотворения или необычные явления, которые были совершены на месте погребения. Также собирают всю негативную информацию об этом человеке.

(Хотя нужно отметить, что это скорее свойственно католической церкви.) Комиссия доносит до ведома Священного синода, что собрано житие того или иного человека. И на собрании поместной церкви выносится решение, что данного человека причисляют к лику святых. После этого пишется икона и последний раз служится панихида*.

Затем служится молебен уже к святому и благословляется икона.Что касается мощей, то они, как правило, обретаются: извлекаются из места погребения и выставляются на поклонение верующим. Но так бывает не всегда.

Так как последние украинские и русские новомученики погибли в лагерях и были похоронены в братских могилах, было принято решение считать их мощи святыми и оставить их в могилах, на волю Божью. Поэтому у многих новомучеников мощей нет.Поклонение мощам означает поклонение благодати Божьей, которая была в этом теле, а не поклонение мёртвому телу. Через это тело мы получаем подпитку нашей вере, ибо мы воочию видим, что Господь сделал это тело нетленным за заслуги перед Ним.

– А есть случаи нетленных мощей?

– В Киево-Печерской лавре до сих пор почивают нетленные мощи. Несмотря на повальное вскрытие большевиками мощей и надругательство над ними в 30-е годы. Один из примеров: большевики открывали лица у погребённых в лавре святых.

(Монахам и священнослужителям перед погребением накрывают лицо специальной тканью – воздухом, так как считается, что мирянам уже не положено их видеть.) Мощи расстрелянного большевиками митрополита Киевского Владимира, который пролежал в монастырском дворе несколько дней, были обретены совсем недавно.

И руки, которыми он благословлял своих мучителей перед смертью, так и остались сложенными нетленно. Это последний пример, который я смог вспомнить.Хотя, нужно отметить, что нетленность мощей не является обязательным условием в православной церкви. Мощи бывают тленные и нетленные.

Например, в Греции, на Афоне, считают, что если тело истлело за полтора года – значит, человек угодил Господу, не истлело – грешник. (Но это благочестивое предание и не более.). Затем кости выкапываются, череп кладётся в черепохранилище, подписывается, а кости бросаются в костницу. Так что истлели мощи или нет – это не главное.

Главное, чтобы человек угодил Господу. В своих молитвах мы обращаемся к такому человеку, просим, чтобы он помолился за нас о нашем здравии, за наши грехи, чтобы Господь снял их с нас.

– Есть ли люди, которые при жизни причислялись к лику святых?

– Официального причисления нет. Но народ Божий почитает при жизни некоторых угодников. Вот у нас в Киеве был настоятель Св. Макариевской церкви отец Георгий Ядлинский, которого люди Божьи считали святым.

Церковь пока ещё не канонизировала его, но верующие считают праведником и святым.

Один из настоятелей нашего храма – отец Алексий Глаголев, который спасал евреев от Бабьего Яра, – тоже считается святым, но официально он не канонизирован.

– Отец Владимир, разъясните, пожалуйста, значение слов «усовершенствовать себя». Есть специальные практики?

– Да, практики есть. Как я уже говорил, есть понятие воцерковления, когда человек начинает изучать Священное Писание, Священное Предание, практику молитвенного правила (он учится постоянно молиться, как написано в Священном Писании, как призывает апостол Павел. Сам Христос говорил: «Бодрствуйте, будьте в молитвенном настроении»).

Христианин приучается к молитвенному настроению, к утренней молитве и вечерней. Также есть молитвы на протяжении всего дня, которые могут сочетаться с работой. Утренние и вечерние молитвы дают зарядку от Господа. Если у человека есть склонность к греху, то он в течение дня вспоминает о молитвенных правилах.

Совет

Есть также общественные молитвы, когда люди молятся вместе в церкви. Такие молитвы имеют особую силу: совместная духовная зарядка.Они тоже входят в понятие воцерковления. Ещё нужно сказать о людях, которые посвящают себя полностью Господу и молитве, посвящают себя борьбе с привычками и склонностью к греху, которая есть у каждого человека.

Мы считаем, что через таинство крещения и миропомазания прощаются грехи и человеку даётся возможность возродиться к новой жизни, но существует некая генетическая (родовая) склонность к греху. Эти люди встают на борьбу со своей плотью. Они хотят её усмирить, умертвить, чтобы жить только духовной жизнью и быть полностью с Господом.

Для этого они принимают монашеский постриг. А в христианстве считается, что монах – это молитвенник за весь мир, который не только со своими грехами борется и молится за себя, но и молится за всех людей: и верующих, и неверующих. Он просит, чтобы Господь всех привёл к себе и все могли узреть свет невечерний, как говорится в священных текстах.

Монахи после принятия пострига живут в монастырях. Они постоянно молятся: практикуют общественную молитву, ночную молитву, неусыпный Псалтырь и приводят себя к такому молитвенному настроению, которое сохраняется, что бы они ни делали. Молитва начинает исходить из сердца. Есть ещё понятие «умной молитвы».

Возможно, вы видели, что у некоторых христиан есть чётки, они перебирают чётки и творят «умную молитву»: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Они стараются привести себя к такому состоянию, когда молитва исходит из сердца, из души. Это и есть «умная молитва».Пребывая в молитве, люди постепенно приобретают духовное видение.

Если мы с вами видим телесным зрением – глазами, то они могут видеть духовные миры. Им могут являться ангелы или Божья Мать, давать наставления, подсказать, как поступить в том или ином деле, давать пророчества. Таких примеров очень много в христианстве: Антонию и Феодосию Печерским являлась Божья Мать, Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому.

Такие видения также могут быть и у простых искренне верующих людей.Вы, наверное, слышали о понятии «фаворского света». На Фаворе Господь преобразился перед своими учениками, и сказали они Ему: «Господи, нам так хорошо здесь! Давай останемся здесь и будем жить!» На что Он ответил: «Я лишь приоткрыл вам, что такое свет невечерний, свет божественный».

И уже в средние века разразился спор: может ли человек телесным зрением – глазами видеть божественный свет? Церковь пришла к выводу, что да, человек может видеть, если очистил себя и способен видеть.

– Что для монаха является показателем того, что он всё делает правильно?

– Как правило, он сам чувствует, и, как правило, начинающего монаха должен вести учитель, духоносный отец. Через исповедь, через покаяние постепенно очищается монах. Духовнику в момент исповеди открывается духовное видение, и он назначает систему усовершенствования: молитвы или поклоны**, или послушание.

Обратите внимание

Человек учится «седлать» себя, не даёт проявляться генетической склонности к греху.Эти люди – проводники, которые ведут за собой остальных к Христу и вечности.Глядя на их доброту, любовь, сострадание, многие обращаются к вере.В Почаевском монастыре на Волыни на Западной Украине есть и в наше время отшельники.

Там было несколько раз явление Божьей Матери.

– Насколько жива в настоящее время традиция исихазма? Ведь ранее существовали отцы-пустынники, которые жили в удалённых местах и занимались практикой…

– Мы веруем в то, что написал Иоанн Богослов в Апокалипсисе: мир будет постепенно идти к концу, к Страшному суду. Некоторые из его пророчеств уже можно наблюдать в нашем мире. Сам Христос сказал, что Сын Человеческий, придя на землю, навряд ли обрящет веру на земле. Сейчас происходит упадок веры, упадок умного делания, исихазма.

Всё меньше людей идёт в монастыри, и часть из них думает о карьере. Есть, конечно, люди, которые уединяются и посвящают себя «умной молитве». Если бы их не было, то земля давно бы уже разлетелась! Молитвами этих людей держится мир, и есть возможность неверующим людям духовно усовершенствоваться, идти к Христу.

Примеры: в Китаевской пустыни Киево-Печерской лавры жил Феофил. За годы молитв он обрёл дар чудотворения, дар прозорливости и дар молитвы. Был также Иоанн Крестьянкин в Псково-Печерском монастыре. Он принимал каждого, вне зависимости от веры, и каждому давал свет и утешение, обещал молиться за каждого.

Был старец Серафим Тяпочкин в Белгородской области, приобретший за жизнь дар прозорливости и чудотворения. К нему тянулись люди со всех уголков бывшего Советского Союза.

– Что означает дар молитвы?

– Её действенность. Христос сказал, что если 2 или 3 человека соберётся в Его Имя, то о чём попросят, то и будет. Христос подчёркивал, что с верой и молитвой всё возможно!Но мы, к сожалению, ещё не доросли до такого дара молитвы. Мы молимся, просим, но в своём уме сомневаемся… Или мы молимся, но сами не слышим этой молитвы.

Как же нас тогда Господь может услышать? Дар молитвы подразумевает уверенность в молитве и её действенность. Развивать эти навыки нужно постепенно. И не каждый христианин обретает такой дар, но приобретение его возможно каждому.Духовенство получает в таинстве священства благодатную силу и власть. Эта благодать идёт от Христа.

Христос благословил апостолов, а они – других преемников. А апостолы начали рукополагать на реликвии. И, таким образом, рукоположение дошло до наших дней. Духовенство имеет особенный дар молитвы. Возможно, вы слышали, как в народе часто говорят: «Надо сходить к батюшке, пусть помолится».

В народе существует благоговейное отношение к священнику и молитве.

– Что означает «умная молитва» и чем она отличается от обычной?

– «Умная молитва» идёт от ума и от сердца. Когда молишься, должна присутствовать определённая поза (стоя или сидя), перебирание чёток, согласование дыхания.Чисто йогические элементы христианство отодвинуло на задний план.

Считается, что каждый человек может достичь усовершенствования и Царства Небесного, если он будет прилагать усилия, а йогическая практика как бы для особых людей. Но элементы «умной молитвы» и умного делания можно сопоставить с йогической практикой.

До пришествия Христа в Ветхом Завете тоже можно найти элементы йоги. Например: Иона пробыл трое суток в чреве китовом и потом был выброшен живым. Есть записи в житиях Киево-Печерских святых о преодолении за короткий срок огромных расстояний.

Важно

Можно относиться к подобным историям, как к благочестивым легендам, но тем не менее похожих очень много и в Тибете, и в Индии. Но христианство на этом не акцентирует внимания.

Рекомендует следовать Священному Писанию, держаться евангельских заповедей, любить Бога и ближнего своего и воцерковлять свою жизнь: через общественную молитву, исповедь, причастие. Сила причастия такова, что даже если причащается великий грешник, то постепенно у него расшатывается корень греха и человек грех побеждает. Так считает святой Иоанн Златоуст.

* Панихида – молитва – прошение об упокоении души в хорошем месте.

** Поклон – система физических упражнений в христианстве, сопряжена с молитвой. «Господи, помилуй меня», затем делается поклон или: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» – поклон. Поклоны делаются поясные или земные – на усмотрение духовника.

Если он видит, что монах никак не может плоть свою усмирить, отойти от обжорства или пьянства, а взялся за монашеское делание, то назначает сто земных поклонов в день с молитвой Иисусовой. И монах должен выполнять. Если он не будет этого делать, то нарушит баланс и будет грязнуть больше и больше.

Обычно духовники очень сострадательны, они знают, что человек немощен, а плоть ещё немощней. (Примечания о. Владимира)

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "ярославская"

Источник: https://newsland.com/user/4296648013/content/kakikh-liudei-prichisliaiut-k-liku-sviatykh/3985397

Император Николай Второй и его Семья причислены к лику святых / Православие.Ru

По единодушному мнению обозревателей, ключевым событием проходящего в Москве Архиерейского Собора Русской Церкви стал вопрос о канонизации последнего российского императора Николая II и его семьи.

Именно этой теме последние несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов.

Драматичность ситуации усиливал тот факт, что до самого последнего момента не было известно, состоится ли канонизация царственных страстотерпцев или нет.

Определенные силы даже постарались оказать массированное информационное давление на Московскую Патриархию с целью воспрепятствовать канонизации.

В своем докладе на открытии Собора, 13 августа, Святейший Патриарх намеренно устранился от какого-либо мнения по этому вопросу, сказав: «Не стал бы навязывать никому своего суждения по данной теме.

Предлагаю особо тщательно обсудить ее и подумать о том, как передать этот непростой вопрос на волю Божию».

Вопрос о канонизации новомучеников решался на Архиерейском Соборе сегодня, 14 августа. В зале Храма Христа Спасителя, где выступал с докладом председатель Синодальной комиссии по канонизации митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, присутствовали одни архиереи.

Совет

В 17 часов 20 минут нам сообщили из зала Соборов, что несколько минут назад окончательное положительное решение о канонизации принято. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев, которые со слезами на глазах говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Некоторые сомнения высказал лишь один епископ из Западной Украины.

Голосовали вставанием, и зал Церковных Соборов, полный стоящих архиереев, лучше всяких слов свидетельствовал о святости царственных страстотерпцев. Решение было принято единогласно.

На Соборе также было принято решение о канонизации 860 человек из огромного числа новомучеников и исповедников российских, пострадавших за Христа в ХХ веке. К Собору причислен и ряд местночтимых святых. Церковное торжество причисления к лику святых сонма новомучеников российских состоится в Храме Христа Спасителя во второй день Преображения Господня, 20 августа.

После этого новопрославленным святым, в том числе страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, цесаревичу Алексию, царевнам Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии, будут составлены службы, написаны жития, благословлены иконы для общецерковного почитания.

Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.

Деяние Собора, в частности, гласит: «В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия.

В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры.»

До этого царственные мученики были прославлены как местночтимые святые в Екатеринбургской, Луганской, Брянской, Одесской и Тульчинской епархиях Русской Православной Церкви. Почитались они как святые и в Сербской Церкви.

Обратите внимание

В церковном народе почитание Царской семьи, как отмечал в одном из своих докладов митрополит Ювеналий, было начато еще Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре через три дня после екатеринбургского убийства «и продолжалось – несмотря на господствовавшую идеологию – на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории». В последние годы было зафиксировано множество чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и даже иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах. Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев, что и послужило одним из главных оснований для их прославления в лике святых. По церковным канонам, наличие мощей святого при его канонизации необязательно.

Православие 2000

Источник: https://pravoslavie.ru/31207.html

За что канонизирован император Николай II? – Православный журнал “Фома”

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы.

В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

За что канонизировали царскую семью?

Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность через отречение от Христа спасти свою жизнь.

Государеву семью убивали именно как государеву семью: люди, которые их убивали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России.

Семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя.

Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи.

Однако докладами, определившими окончательное — положительное — решение Комиссии, стали шестой и седьмой: «Последние дни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».

«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, — подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи», — как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины».

Именно последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев.

Важно

Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н.

Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину».

Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом.

Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили.

Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики…

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым.

Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности.

Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II — за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

А как же кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и распутин?

В материалах Синодальной комиссии по канонизации семьи Николая II есть исторические записки, разбирающие отдельно все эти проблемы. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора — все это оценивается с точки зрения того, препятствует ли это канонизации или нет.

Если рассматривать события 9 января, то, во-первых, надо учитывать, что мы имеем дело с массовыми беспорядками, происходившими в городе. Они были непрофессионально подавлены, но это было действительно массовое противозаконное выступление.

Во-вторых, никаких преступных приказов в тот день государь не отдавал — он находился в Царском Селе и был во многом дезинформирован министром внутренних дел и градоначальником Санкт-Петербурга.

Совет

Николай II считал себя ответственным за то, что произошло, отсюда и трагическая запись в дневнике, которую он, узнав о произошедшем, оставил вечером того дня: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца.

Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»

Все это позволяет несколько иначе взглянуть на фигуру последнего царя. Впрочем, Церковь не спешит во всем оправдать Николая II. Канонизованный святой — не безгрешный. Драма страстотерпчества, «непротивления смерти» заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах.

Почему не были канонизированы слуги царской семьи, расстрелянные вместе с ней? И вообще, чем подвиг семьи Николая II отличается от подвига сотен тысяч, принявших такую же смерть, но не прославленных Церковью?

Слуги царской семьи погибли как люди, которые исполняли свой профессиональный долг перед государем.

Они достойны канонизации, но проблема заключается в том, что у Русской Православной Церкви еще не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу.

Вопрос прославления людей, безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, обязательно будет решен в будущем: XX век создал прецедент — миллионы мирян стали мучениками. И Церковь помнит о них.

Император отрекся от престола, перестал быть помазанником Божиим, почему же тогда Церковь говорит о том, что он стал искупителем грехов всего народа?

А вот здесь как раз уже не церковное понимание проблемы. Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель — Сам Христос.

Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

Реабилитация

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст.

3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», — так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

Источник: https://foma.ru/za-chto-kanonizirovan-imperator-nikolaj-ii.html

Ссылка на основную публикацию