Мужская нило-столобенская пустынь в тверской области

Нило-Столобенская пустынь

Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь (Ни́лова пу́стынь) — православный мужской монастырь, расположенный на острове Столо́бный и частично на полуострове Све́тлица, в 10 километрах севернее города Осташкова, на озере Селиге́р. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 километров.

История

Происхождение названия

Относительно названия острова — «Столо́бный» — существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Обратите внимание

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова.

Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило—Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.

Монастырь

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 22 декабря 2014.

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828[уточнить] году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

В начале XX количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 80-х гг.

значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии.

За 63 года, до передачи Тверской епархии Русской православной церкви Нило-Столбенская пустынь успела «преобразиться» в:

  • 1927—1939 — трудовую коммуну, колонию для малолетних преступников;
  • 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
  • 1941—1945 — госпиталь;
  • 1945—1960 — снова колонию;
  • 1960—1971 — дом престарелых;
  • 1971—1990 — турбазу.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов[источник не указан 362 дня].

Храмы монастыря

План монастыря в начале XIX века.

  • Богоявленский собор. Начало постройки датируется 1671 годом, окончание работ по отделке — 1833. Серебряные ворота для собора отливались по эскизам Я. М. Колокольникова-Воронина. В ходе реставрации в 2006 году закончена внешняя отделка, заканчивается внутренняя. В храме открыто покоятся мощи преп. Нила, открытые в 1667 году и возвращённые в 1995. Внутренняя роспись практически полностью утрачена.
  • Надвратный храм во имя первоверховных ап. Петра и Павла.
  • Крестовоздвиженский храм — лёгкий и изящный храм, стоящий немного в стороне от основного монастырского комплекса. В этой церкви проходили обряды крещения, не выполняющиеся в основных храмах монастырей.
  • Надвратный храм преп. Нила.
  • Храм во имя Всех Святых, бывший до 1833 года соборным, далее — больничный. Одна из самых старых построек. В настоящее время практически полностью разрушен.
  • Церковь во имя святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы, построенная на месте пещеры преподобного Нила. В 1939 году полностью разрушена, кирпичи пошли на дамбу, соединяющую остров с большой землёй. В настоящее время на месте храма проводятся раскопки.

Современные факты о монастыре

  • По состоянию на ноябрь 2012 года, в монастыре около 50 насельников, в том числе около 20 — в священном сане
  • Монастырь имеет несколько подворий, в том числе в Торжке;
  • У монастыря есть своя пасека, в церковной лавке можно купить освящённый мед;
  • Также, в монастыре работают свечной, молочный и столярный цеха, есть коровник, конюшня.
  • Монастырь ведёт торговлю на православных ярмарках в Москве;
  • В настоящее время (21.08.2009) идет реставрация фасадов монастыря
  • Ночью, 2 мая 2010 года в 2 часа 22 минуты, на 83 году жизни, после тяжёлой продолжительной болезни, на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, скончался наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан (Шуста) — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края.
  • В монастыре действует гостиница для паломников.
  • У монастыря есть своя ювелирная мастерская (возрождённый промысел обители) .

Источник: https://tropki.ru/rossiya/tverskaya-oblast/nilo-stolobenskaya-pustyn

Жемчужина Селигера: Нило-Столобенская пустынь

Есть на границе Тверской и Новгородской земель сказочное озеро под названием Селигер. Блогер photomatika каждый год ждет весны, чтобы, забыв про шум и суматоху столичной жизни, собрать самое необходимое в дорогу и отправить туда… Там ждет звенящая тишина, чистый воздух и живописнейшая природа этого замечательного уголка земли русской.

Сегодня я расскажу про одно из таких путешествий. В данном случае машиной добрался от Москвы до Осташкова. Это небольшой районный центр Тверской области на юге Селигера с самобытной историей, в 190 километрах от Твери. Далее по озеру на теплоходе до Ниловой пустыни.

Но все по порядку. Итак, Осташков. Он известен с XIV века.

В грамоте литовского князя Ольгерда к константинопольскому патриарху Филофею, датированной 1371 годом, упоминается Кличен — пограничный городок Московского княжества, располагавшийся на одноимённом острове на Селигере. В 1393 году Кличен был захвачен и сожжён новгородцами.

Важно

По местной легенде, после разгрома городка уцелел единственный житель Кличена, рыбак Евстафий (Осташко), который перебрался на соседний полуостров южнее Кличена — по имени рыбака город и получил своё название

В XV—XVIII веках Кличен-Осташков был центром Кличанской волости, относившейся к Ржевскому княжеству и Ржевскому уезду. Поселение состояло из двух слобод, принадлежавших Иосифо-Волоцкому монастырю и московскому митрополиту.

В 1587 году в Осташковских слободах был построен острог и посажен воевода. В Смутное время, в 1610 году поляки не смогли взять городские укрепления, но значительно опустошили окрестности. В 1651—1653 годах был построен новый острог, просуществовавший до 1676 года.

Третья крепость простояла до опустошительного пожара в 1711 году и более не возобновлялась. В годы Великой Отечественной Войны город не был оккупирован немецко-фашистскими войсками, но до 1943 года находился в непосредственной близости от линии фронта.

Снабжение фронта и города было возложено на озёрную флотилию. Корабли и город подвергались постоянным бомбардировкам со стороны Люфтваффе.

Тем временем наш теплоход отшвартовался от Пристани Осташкова и мы поплыли по озеру на север, в сторону Нило-Столобенской пустыни.

На озере Селигер, севернее Осташкова, на острове Столобный, расположен монастырь Нилова Пустынь (Нило-Столобенская пустынь), основанный в честь Нила Столобенского.

Это православный мужской монастырь, расположенный на острове Столобном и частично на полуострове Светлица, в 10 км к северу от города Осташкова, на озере Селигер. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 км. Относительно названия острова — «Столобный» — существуют две версии.

Совет

По первой, он получил название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём в древности существовало капище, и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу во Ржевском уезде у реки Серемхи небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах. По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы.

Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения. Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений.

Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебрался на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в семи верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв.

По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано.

Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену. Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. В 1594 году с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель.

Так началась история мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман. По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции 1917 года Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей.

Обратите внимание

В 1820 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную. В начале XX века количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

К началу XX столетия Нилова пустынь представляла собой грандиозный комплекс, доминирующими сооружениями которого являлись Богоявленс­кий собор, архиерейские кельи, а также протяженная гранитная набережная с Архиерейской и Светлицкой башнями. Обитель утратила свой ранний уединенный живописный облик и стала более походить на петербургскую го­родскую площадь.

Читайте также:  Православная церковь о политике: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

В формировании подобного образа пустыни ведущая роль принадлежала не столько классическому центральному собору, сколько высо­кой гранитной набережной. Эта протяженная гранитная стена, окружавшая весь остров, как бы уравновешивала громады новых зданий собора и архи­ерейских келий, она «усиливала», «укрепляла» крохотную территорию остро­ва.

Несмотря на различие функциональных, хронологических, стилистичес­ких особенностей, все здания и сооружения Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уни­кальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня. В 1919 году все церковные ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты.

Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 1980-х годов значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года до передачи Тверской епархии Русской православной церкви в Нило-Столобенской пустыни находились: в 1927—1939 — трудовая коммуна, колония для малолетних преступников; в 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных; в 1941—1945 — госпиталь; в 1945—1960 — снова колония; в 1960—1971 — дом престарелых; в 1971—1990 — турбаза.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской православной церкви. В 1995 году в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

Богоявленский собор

Посреди монастыря находится главный собор обители. Занявший центральное место в монастырском комплексе, своими размерами и архитектурными формами, он определил масштаб и характер стилевого решения всех зданий и сооружений Ниловой пустыни.

«Великолепное четырехугольное здание превосходной новейшей Тосканской архитектуры о пяти куполах с трехъярусной такой же архитектуры над западным входом его колокольней….» — так представляет его своим читателям жизнеописатель Ниловой пустыни начала 19 в. В. Успенский.

Он построен на месте прежнего собора в 1821-1833 годах на пожертвования благотворителей, по благословению Тверского Архиепископа Симеона, по проекту архитектора Иосифа Шарлемана и освящен в 1833 году 10 сентября Архиепископом Тверским Григорием.
Посреди монастыря находится главный собор обители.

Занявший центральное место в монастырском комплексе, своими размерами и архитектурными формами, он определил масштаб и характер стилевого решения всех зданий и сооружений Ниловой пустыни. «Великолепное четырехугольное здание превосходной новейшей Тосканской архитектуры о пяти куполах с трехъярусной такой же архитектуры над западным входом его колокольней….

Важно

» — так представляет его своим читателям жизнеописатель Ниловой пустыни начала 19 в. В. Успенский.

Он построен на месте прежнего собора в 1821-1833 годах на пожертвования благотворителей, по благословению Тверского Архиепископа Симеона, по проекту архитектора Иосифа Шарлемана и освящен в 1833 году 10 сентября Архиепископом Тверским Григорием.

Вид с колокольни Богоявленского собора

В Российской Национальной библиотеке СПб хранится план Богоявленского собора, подписанный этим архитектором, а также подпись подтверждающая участие этого проекта в конкурсе на строительство Исаакиевского собора в столице.

Архивные документы свидетельствуют, что подготовка к строительству велась несколько лет, выдвигались также проекты по перестройке и реконструкции старого собора. Возведение его осуществлялось под надзором «мастера каменных дел» архитектора Анжело Ботани.

Архивы свидетельствуют, что настоятель монастыря и попечительский совет очень тщательно рассматривали все проекты, подбирали рабочих и закупали строительные материалы.

Собор имеет три престола: главный (центральный) – во имя Богоявления Господня, с правой стороны – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с левой стороны – во имя Святителя Николая Чудотворца.

На сегодняшний день это наиболее восстановленный храм монастыря. Именно здесь совершается весь монастырский богослужебный чин. В Богоявленском соборе находится главная святыня обители – святые мощи Преподобного отца нашего Нила Столобенского. В настоящее время ведутся работы по внутреннему оформлению убранства собора.

Храм святых Апостолов Петра и Павла

На западных вратах монастыря в связи с бывшими настоятельскими покоями (ныне монастырской трапезной) находится пирамидальная надвратная церковь во имя св. первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Храм построен в 1760-1764 годах «при пособии вкладчиковъ», по благословению Тверского епископа Афанасия и освященная в 1764 году Тверским епископом Гавриилом. Иконостас этой церкви был замечателен множеством рельефных вырезанных из дерева и отживленных красками изображений ангелов и святых.

Теми же особенностями (объемной лепниной и скульптурами) отличалось и всё внутреннее убранство этого храма. Здесь и два снимка ниже — виды на Храм святых апостолов Петра и Павла с колокольни Богоявленского собора

Совет

Надвратный храм Преподобного Нила Столобенского расположен на святых восточных вратах в связи с Архиерейскими покоями. Храм построен в 1751-1755 годах на сборные деньги по благословению Тверского епископа Митрофана и освящен в 1755 году игуменом обители Феодосием.

Первоначально церковь венчал восьмигранный фонарь с пятью главами, впоследствии в 1838 году, созвучно архитектуре возведенного нового Богоявленского собора, замененный ротондой с шейкой, увенчанной шаром с крестом.

Храм построен по одному проекту с надвратным храмом Донского монастыря в. Москве.

Храм св. Иоанна Предтечи

Есть еще один Храм на острове Столобный, фотографии которого Вы, к сожалению, не найдете в этом очерке.

На западном возвышенном берегу острова Столобный, на том самом месте, где была пещера Преподобного Нила, ископанная им в первые дни по пришествии на остров для приюта на первую зиму и где в 1766 году было от Тверского епископа Гавриила, было благословение строить каменную часовню; находилась каменная двухэтажная четырехугольная пятиглавая церковь во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, построенная в 1777-1781 годах по благословению Тверского Архиепископа Платона, иждивением помещика Ивана Сергеевича Челищева и освященная в 1781 году 27 декабря архимандритом обители Иоанникием. В нижнем этаже этой церкви находился храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроенный и освященный в 1798 году. В северо-западном углу этого нижнего храма – на месте, где была вышеупомянутая пещера Преподобного – было оставлено углубление, представляющее саму пещеру. Место пещеры, известное прежде по преданию, было открыто в 1777 году, при копании рвов под фундамент этого храма. Пещера Святого являлась особо почитаемым местом среди паломников. Именно в этом углублении был установлен первый скульптурный образ Преподобного Нила «в совершенный Его образ и возраст»; и многие, обращаясь к Святому, через него получали помощь и исцеление. Под этой церковью погребен и ктитор этого храма И.С.Челищев, немногим не доживший до освящения построенного им храма. При этой церкви находилось монастырское братское кладбище. При советской власти храм был разрушен до основания. Уже в наши дни, усилиями волонтеров из молодежного православного движения, руины храма и фундамент были раскопаны и расчищены.

На юго-западной стороне острова Столобный, на месте прежде стоявшей каменной часовни, построенной в память пребывания Преподобного Нила в пустыни Серемской, воздвигнут храм Воздвижения Честного Креста Господня. Храм одноглавый, в нижней части части квадратный и в верхней восьмиугольный, имевший ранее каменную ограду с двумя похожими на церковь входами, был построен в 1784-1788 годах «при пособии вкладчиковъ».

Храм Воздвижения Креста Господня

Устроение этой церкви в честь праздника Воздвижения Честного Креста было обусловлено тем, что первым, на памяти старожилов, первым строением в пустыни Серемской был на деревянном столбе деревянный крест с образом Преподобного Нила, поставленным с незапамятных времен неизвестным им лицом.

Позднее изучение приходорасходных книг монастыря древних годов подтвердило установку этого креста насельниками обители в 1687 году. Внутренняя отделка этого храма отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Сам Император Александр I, при посещении обители в 1820 году, обозревая церкви монастыря, обратил внимание на изящность внутренней отделки этой церкви, поинтересовавшись у настоятеля: «давно ли сделан иконостас и работы стен? кто были мастера?» и заключив свои расспросы лестным отзывом –«заслуживают эти мастера внимания».

Этими мастерами были Осташковские живописец Илья Верзин и резчик Кондратий Конягин. Первый был воодушевлен особым усердием к обители и Преподобному отцу Нилу ввиду благодарности по поводу выздоровления от тяжелой болезни.

Второй впоследствии был пострижен в обители с именем Кесарий и благочестиво подвизался, трудясь на резных и лепных работах и на переписывании святоотеческих книг.

Такова история этой земли, завораживающей внешне и глубоко духовной по сути своей…

В заключение, хотелось бы сказать несколько слов и о самом озере Селигер. Селигер – система озёр ледникового происхождения в Тверской и Новгородской областях Российской Федерации. Другое название — Осташковское, по названию стоящего на озёрном берегу города Осташкова. Площадь озера 260 км², в том числе около 38 км² приходится на острова (их на Селигере более 160).

Обратите внимание

Крупнейший — Хачин. Площадь всего бассейна — 2275 км². Озеро лежит на высоте 205 метров над уровнем моря и имеет ледниковое происхождение. Этим объясняется его своеобразная форма — это не озеро в привычном понятии, а скорее цепочка озёр, протянувшихся с севера на юг на 100 км и связанных между собой короткими узкими протоками.

Береговая линия протяжённостью более 500 км отличается изрезанностью — поросшие лесом мысы, глубокие вдавшиеся в сушу живописные заливы, разнообразные по форме острова. На Селигере насчитывается 24 плёса, самые большие — Полновский, Осташковский, Кравотынский, Селижаровский, Троицкий, Сосницкий, Нижнекотицкий и Березовский.

Отдельные части озера носят самостоятельные названия: озёра Вясцо, Величко, Серемо, Глубокое, Долгое, Святое, Сватица и другие. Озеро Селигер начинает встречаться под именем Серегер в русских летописях в XII—XIII веках. Название озера Селигер (также форма др.-рус.

Серегѣръ) скорее всего прибалтийско-финского происхождения, однако конкретная его этимология остаётся предметом споров. Вода в Селигере очень прозрачная, прозрачность достигает 5 метров. В Селигере обитает около 30 видов рыб (промысловое значение имеют снеток, лещ, щука, судак, налим, ряпушка, язь), ведутся работы по акклиматизации угря, пеляди, велись по акклиматизации карпа.

В окрестностях Селигера сохранились такие млекопитающие как лось, кабан, бурый медведь, волк, лисица, заяц, белка, енот, куница, бобр, летучие мыши. Из птиц есть цапля, журавль, утка, чайка, рябчик, вальдшнеп, сорока, дятел, дрозд, пеночка, орёл.

Почти все берега озера окаймляет прибрежно-водная растительность: на песчаных отмелях — тростник и осока, в заводях и заливах — камыш, рогоз, рдесты, белые кувшинки и жёлтые кубышки. Также, на берегах озера можно встретить хвойные деревья, такие как ель, сосна, лиственница и т. д. Распространены широколиственные растения, такие как дуб, берёза, осина и т. д.

На этом разрешите откланяться. Спасибо всем, кто потратил свое драгоценное время и прочел этот фото-доклад об исконно русской земле Селигера.

Источник

Наталья созерцатель

  • Активность: 86k
  • Пол: Женщина

Наталья созерцатель

Источник: https://turizm.mirvokrugnas.com/1339284575136254427/zhemchuzhina-seligera-nilo-stolobenskaya-pustyn/

Монастырь Нило-Столобенская пустынь

Нило-Столобенская пустынь — православная обитель на Селигере, в Тверской области. Мужской монастырь, в котором проживает около 50 насельников, располагается на соединенных мостом Столобном острове (полностью) и на ближайшем к нему полуострове Светлица (частично).

Главная святыня монастыря — мощи святого Нила Столобенского. Обитель основана иеромонахом Германом на месте погребения святого Нила на Столобном острове в 1594 году.

Панорамный вид на территорию монастыря, © WelcomeTver

Экскурсии по Нило-Столобенской пустыни

По монастырю для гостей проводятся экскурсии продолжительностью 1–1,5 часа. Внимание уделяется не только истории монастыря, но и современной жизни обители. Пожертвование на экскурсию — 150 рублей.

Кроме того, желающие могут посетить монастырский музей, работающий с 2011 года. Пожертвование за вход — 100 рублей, экскурсионное сопровождение — 50 рублей, дошкольникам — бесплатно.

Внутреннее убранство храма, © WelcomeTver

Паломников принимают 2 объекта с простыми, но уютными комнатами:

  • Гостиница монастыря Нило-Столбенская пустынь. Проживание в гостинице комфортно — комнаты просторны, каждая имеет душ и санузел. Пожертвование за размещение составляет от 1000 рублей за кровать в многоместном номере (от 4 до 7 кроватей в комнате) до 3600 рублей за трехместный номер в сутки. В цену размещения включено двухразовое питание. Заявки на размещение принимаются не ранее, чем за 1 месяц до заселения.
  • Дом паломника. Трехэтажный дом паломника рассчитан на 20–24 человека. Номера обустроены аскетичными деревянными кроватями (в некоторых комнатах кровати двухэтажные), столами и стульями. Также в каждом номере есть чайник. Санузел и душ — на этаже. Поселиться в Доме паломника можно на срок до 3 суток. Бронировать проживание можно не ранее, чем за 2 месяца для групп от 5 человек и не ранее, чем за 1 месяц для индивидуальных туристов. Пожертвование за размещение составляет 600 рублей, в стоимость включено двухразовое питание. В Доме паломника, преимущественно, останавливаются священники и монахи, поэтому внешний вид проживающих должен соответствовать православной традиции.
Читайте также:  Молитва святому николаю чудотворцу на удачу в торговле и бизнесе

Территория монастыря Нило-Столобенская пустынь, © WelcomeTver

При заселении необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Расписание богослужений

В Нило-Столобенской пустыни ежедневно проходят богослужения. В числе ежедневных служб:

  • Панихида — в полдень.
  • Молебен с акафистом Нилу Столобенскому — в 14:00.
  • После вечернего богослужения — крестный ход.

Службы по будням:

  • 05:30 — братский молебен Нилу Столобенскому.
  • 18:00—19:00 — вечерняя служба.
  • 20:00 — малое повечерие.

Службы в выходные дни:

  • 8:00 — молебен с акафистом.
  • 15:00 и 16:00 — литургия.
  • 20:00—21:00 — всенощное бдение.

Святыни монастыря Нило-Столобенской пустыни

Самая значимая святыня монастыря — мощи Нила Столобенского, покровителя обители и чудотворца. Другие святыни храма: икона Божией Матери Абалакская, икона Божией Матери Казанской, честная глава святителя Нектария, архиепископа Тобольского, игумена Столобенского, крест с частицами святых мощей Спиридона Тримифунтского, ковчег с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских.

До советских времен в монастыре было больше святых икон, но они безвозвратно пропали. Среди пропавших святынь: Владимирская икона Божией Матери; первая икона Нила Столобенского; древняя икона Смоленской Богоматери.

Как доехать до Нило-Столобенской пустыни

В монастырь в течение всего года прибывают паломники из разных городов России. Транспорт по самым популярным маршрутам подробно описан на официальном сайте Нило-Столобенской пустыни.

В связи со спросом организуются паломнические туры в монастырь. Также можно выбрать и обычные туристические поездки на Селигер с посещением островного монашеского поселения.

Маршрут до Нило-Столобенской пустыни из Москвы

Поездка на общественном транспорте будет включать минимум одну пересадку. От автостанции «Тушинская» нужно сесть на автобус до Осташкова, в пути — 6 часов; есть 5 рейсов в день. Рекомендуется уточнять расписание.

Автобусы из Осташкова в Светлицу ездят по пятницам и воскресеньям по расписанию, время в пути — 50 минут. Альтернатива — такси или попутчики, пешком далеко — почти 29 км.

На машине до Нило-Столобенской пустыни из Москвы доехать можно через Тверь и Торжок, расстояние — около 380 км.

Видеосъемка Нило-Столобенской пустыни с высоты

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ostashkov/temples/27203

Нило-Столобенская пустынь

       На Столбенском острове озера Селигер, в 10 километрах от города Осташкова находится мужской монастырь Нилова Пустынь.  ежегодно сюда стремятся тысячи паломников из разных областей России.

В православии пустынь – это место уединенного жительства одного или нескольких монахов.
О первой половине жизни преподобного Нила Столобенского почти ничего не известно: не сохранились сведения, когда и где он родился, какое имя носил он в миру, забыто, кем были его родители.

Время его рождения можно обозначить только так: конец XV века. Первые более-менее достоверные сведения о нем относятся к 1515 году, когда в Крыпецком монастыре около Пскова он принял постриг. С той поры будущий святой стал носить имя Нил.

Важно

Никто не знает, какие житейские бури и страдания оставил он за своею спиной, но надев монашескую рясу, стал жить отшельником, общаясь только с Господом Богом. Пролетело 13 лет одинокой подвижнической жизни. За это время люди прослышали о нем.

Стали приходить: кто за советом, кто досуже полюбопытствовать, кто покаяться в грехах, были и такие, что шли в надежде чем-нибудь поживиться. Однажды утомленный долгим бдением, преподобный уснул, и в тонком сне услыхал глас Божий, повелевавший: «Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобный; на нем ты сможешь спастись».

Обрадованный Божьей милостью, стал он расспрашивать об острове приходящих к нему христолюбивых людей. Узнав, что находится он на озере Селигере, в семи верстах от города Осташкова, преподобный оставляет прежнее своё жительство, и отправляется на остров.

Остров тот покрыт был густым лесом, и на нем возвышалась гора. Взойдя на гору, Нил благодарил Бога за указание ему места сего. «Се, Господи, покой мой, се жилище мое во веки веков». Первую зиму он прожил в пещере, которую выкопал в горе. Весной же из островного леса поставил себе келейку и возвел часовню. Для пропитания стал он возделывать огородик.

С благодарностью принимал он подаяния боголюбивых местных жителей, прознавших о его уединенном подвиге. Здесь преподобный Нил прожил до дня своей кончины — 7 декабря 1555 года. После его смерти осталась только древняя икона Владимирской Богоматери, которая позднее стала называться Селигерской.

Преподобный усугублял подвиги, проводя дни и ночи в молитве, не позволяя себе ни сидеть, ни лежать на ребрах. Лишь изредка отдыхал он от трудов, стоя и опираясь подмышками на вбитые в стену деревянные крюки. В своей келье он выкопал могилу и поставил гроб — он постоянно помнил о смерти.

И Господь наделил его способностью прозревать помыслы людей, их поступки, направлять заблудших на путь истинный. А еще он мог исцелять и спасать от неминуемой гибели путешествующих по суше и на воде.

 За день до своей смерти преподобный Нил имел беседу с настоятелем Николо-Рожковского монастыря отцом Сергием и пророчествовал, что на острове будет воздвигнут монастырь. Погребли Нила в им же заранее приготовленной могиле. Было это 7 декабря 1554 года.

Совет

После кончины святого вокруг этого места стали селиться другие пустынники, и довольно скоро здесь сложился монастырь, ставший со временем одним из любимых мест паломничества российских православных. Через три года после  кончины святого на остров из Николо-Рожковского монастыря  пришел священноинок Герман.

В то время на острове был игумен одного из новгородских монастырей Антоний. Вместе они решили устроить гробницу над могилой преподобного. Прожив на острове три года, они разошлись в разные стороны и пошли странствовать по земле русской.

Через несколько лет иеромонах Герман вновь вернулся на благодатный остров, но уже ради того, чтобы по воле Божьей устроить одну из самых великих православных святынь   —  Нило-Столбенскую пустынь. Первый храм, который был воздвигнут над мощами преподобного Нила примерно в 1594 году был храм во имя Богоявления Господня с приделом святого блаженного Василия, известного в те времена юродивого, Московского чудотворца. Помогал иеромонаху Герману живший на острове странник по имени Борис Колмогорец. Со строительством храма постепенно на остров стали приходить другие иноки, строили себе кельи, что и дало началу основания монастыря.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Иова преподобный Герман стал устроителем и  первым игуменом Нило-Столбенской пустыни, названной в честь великого столпника.

Преподобный Герман вел летопись монастыря, оставив таким образом первое описание обители, составил «Житие преподобного Нила Столобенского», прославив великого подвижника на все времена. Игумен Герман также был первым заказчиком иконы Святого.

Много чудес и исцелений происходило по молитвам преподобного Нила Столбенского, известность о нем была по всей России. Вторым игуменом Нило-Столбенской пустыни стал святитель Нектарий, бывший архиепископ Сибирский и Тобольский. Святитель Нектарий родился в 1587 году в Осташкове в благочестивом крестьянском  семействе Теляшиных.

Брат святителя Нектария Лев в 1624 году был священником Воскресенского собора в Осташкове, а затем стал протопопом собора города Ржева и   в конце жизни принял монашеский постриг с именем Левкий.

Другой его брат Сергий в 1624-1642 годах был игуменом Николо-Рожковской обители, а брат Еремей в зрелом возрасте ушел в Нилову пустынь, где был пострижен с именем Ефрем. С 12 лет будущий святитель Нектарий, а в миру еще Николай, находился при Ниловой пустыни под духовным руководством преподобного игумена Германа.

Обратите внимание

Преподобный, видя в юном отроке достойную себе  замену, взял на себя  воспитания юноши, наставляя и обучая его всем необходимом для   правильного духовного роста и становления. Через два года юношу постригли в монахи, а в 27 лет он уже стал иеромонахом.

 22 февраля 1614 года преподобный Герман скончался, оставив Нектарию монастырь в крайне бедном состоянии. С приходом святителя Нектария к управлению монастырем, жизнь обители стала заметно улучшаться. Подвижник, высокодуховный и образованный  человек, умный хозяйственник, святитель стал привлекать большое количество благотворителей, жертвующих не только дорогие иконы и церковную утварь, но и земли,  и пустоши  близлежащих поселений. 27 августа 1665 года в стенах уже чуть окрепшего монастыря случился  сильнейший пожар, уничтоживший все деревянные строения.

С этого момента началось каменное строительство. В 1620 году митрополит Макарий возвел отца  Нектария в сан игумена, а 7 февраля 1636 года святитель принял от патриарха Иоасафа хиротонию в архиепископа  и отбыл в Тобольск.

Там возглавляя кафедру архиепископа Сибирского святитель прослужил до 1640 года, а затем по собственному прошению вновь вернулся в любимую обитель. Святитель за время своей жизни в сане игумена собрал большую монастырскую библиотеку. Большая часть книг была подарена, но часть была написана самим святителем Нектарием.

Им были переписаны труды известных христианских подвижников Ефрема Сирина и Симеона Нового Богослова, переписано житие священномученика Христофора. Он же составил синодик Ниловой пустыни и жития преподобного Нила и многое, многое другое.

 Великий устроитель монастыря, неустанный молитвенник и мудрый духовный наставник  святитель Нектраий скончался 15 января 1667 года. Сегодня мощи святителя покоятся в Богоявленском соборе Нило-Столбенской пустыни.

В начале XX века Нилова пустынь была вторым в мире по посещаемости местом паломничества после Гроба Господня. Однако после Октябрьской революции 1917 года ее жизнь быстро пошла на спад.  В 1990 году Нилова пустынь была передана Тверской епархии.

20 декабря 1991 года, в день памяти преподобного Нила, епископом Тверским и Кашинским Виктором была совершена в Благовещенском приделе Богоявленского собора первая после стольких лет запустения Божественная литургия. С этого дня в монастыре каждодневно совершаются богослужения. Через пять лет мощи преподобного Нила торжественно перенесли в обитель.

Важно

Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вот как живёт обитель сегодня: «В Ниловой пустыни встают рано, в пять утра. В обители есть огород,  виноградники Пока мы осматривали обитель, приехал из Осташкова отец Вассиан. И сразу все к нему потянулись, чувствовалось, как здесь любят своего настоятеля.

В России ныне это единственный священник, прослуживший на одном месте почти пятьдесят лет! В самые тяжёлые безбожные годы он охранял мощи преподобного Нила в Вознесенской церкви Осташкова, не дал при Хрущёве перенести их в музей…»

В 2003 году  были обретены мощи святителя Нектария. Произошло это во время раскопок в подвальном помещении Богоявленского собора, где ныне и хранятся мощи. Сам собор реставрируется довольно давно, однако предстоит ещё немало восстановительных работ. Росписи сохранились только под самым куполом.

Сегодня люди дарят обители иконы. Одна из них — икона Казанской Божией Матери — дважды была вынесена невредимой из пожара. Здесь находится чудотворная Владимирская икона Богоматери, именуемая Селигерскою.

Принесенная на Столбенский остров преподобным Нилом и находясь в его пустынной кельи, она поразила слепотою напавших на него разбойников, которые, по молитве о них преподбного Нила, снова прозрели и обратились на путь добродетельной жизни.

Эта святая Владимирская икона называется еще Келейною и ей, кроме 26 мая, празднуется в день преставления преподобного Нила, 7 декабря. В пустыни находится также свято чтимая икона Богоматери, именуемая Троеручица. 

 Нило-Столбенская пустынь всегда почиталась как одна из величайших православных святынь России. Сегодня монастырский комплекс включает в себя ряд монументальных строений. Вход в монастырь ведет Светлицкая башня. Далее по левую сторону располагается скульптурный образ Нила Столбенского, возведение которого вероятно было приурочено к празднованию 450 –летия преставления преподобного.

 Дорога в горку ведет к центральному Богоявленскому собору, выстроенного в стиле позднего классицизма, где на протяжении длительного времени находятся мощи преподобного.  В храме также имеются чудодейственный образ Казанской иконы Богоматери и мощи святителя Нектария.

Совет

Здесь интересно отметить, что проект Богоявленского храма, разработанный Иваном Федоровичем Львовым, участвовал в конкурсе на место Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но в итоге занял второе место, а  выбор пал на ныне существующий.   При входе в храм с левой стороны располагается церковная лавка и ведет лестница на колокольню. Обязательно поднимитесь наверх.

Читайте также:  Икона равноапостольной елены

Вид, открывающийся с высоты птичьего полета, завораживает. Отсюда достаточно хорошо виден весь монастырь.  В июле 2011 года освятили новые куранты на колокольне Богоявленского собора.Слева от Богоявленского собора находятся архиерейские покои и далее надвратная церковь преподобного Нила, которая выходит к пристани.

Через металлические врата надвратного храма во имя Петра и Павла дорожка ведет к братским корпусам и гостинице для паломников, недавно отреставрированной и пребывающей в очень хорошем состоянии. Если обойти стены обители с левой стороны, вы выйдите к так называемом  монастырскому парку. Весь юг острова отведен под фруктовые сады, луг с пастбищем для буренок.

За дворами между монастырскими постройками ухоженные огороды, где трудами святых отцов все растет, цветет и наливается соком.А дальше, почти у самого края острова, возвышается белоснежный Крестовоздвиженский храм.  Когда-то рядом с нею было монастырское кладбище, но оно не сохранилось.

Почти напротив, на другой возвышенности стоит деревянный крест. Это место, где находилась келья преподобного Нила Столбенского. Здесь же руины бывшей некогда церкви Иоанна  Предтечи, полностью разрушенной в 20-х годах двадцатого столетия.

Благодатью, по другому не назовешь, атмосферу, которой здесь пропитано буквально всё, главное приходить сюда с открытым сердцем. Хотя и просто туристам, осматривающим достопримечательности пустынь подарит незабываемые впечатления от увиденного! Это святое, завораживающее место.

Так как обитель активно восстанавливается , то мы приехав в эти места через два года были поражены, как быстро строения  принимают свою первозданную красоту и величественность. После посещения этого места в душе остается   умиротворение.

Город Осташков и озеро Селигер — достопримечательности рядом с обителью.

Источник: https://myrussianland.ru/dostoprimechatelnosti-rossii/nilo-stolobenskaya-pustyn.html

5 удивительных фактов о Ниловой пустыни / Православие.Ru

    

Нило-Столобенская пустынь — это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова.

Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря.

Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

Обратите внимание

За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.

Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.

Предсказание первому царю

    

Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества.

По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования.

Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.

Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.

Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года.

У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником.

Важно

По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.

С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.

Бриллианты для архимандрита

    

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь.

В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров.

Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно

Пустынное барокко

Совет

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.

Предтеча Ломоносова

Обратите внимание

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке.

Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь.

Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

Важно

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.

Оковецкие чудеса

    

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской.

В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком.

Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы.

С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев.

Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

Совет

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

Фото Натальи Фаустовой

Источник: https://pravoslavie.ru/88990.html

Ссылка на основную публикацию