Как и кто пишет иконы для церкви?

Как и кто пишет иконы для церкви?

Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.

Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.

Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.

Получение благословения духовника на написание икон является обязательным требованием для иконописца

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Как пишут икону

Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

  • липа;
  • лиственница;
  • ель;
  • сосна;
  • кипарис.

Выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.Процесс золочения иконы требует от мастера большой аккуратности и точности
  3. Доличники занимались прорисовкой фона, одеяний, мелких деталей и надписей.
  4. Завершали работу над образом личинки — мастера, прописывающие лица и руки. Они же наносили пробела, оживляющие образ, придавая ему яркость и выразительность.
  5. Завершалась работа над иконой нанесением слоя олифы — масляного лака. Занимались этой работой олифщики.

Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

Чем пишут иконы

Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей.

Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию.

Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.

Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.

Технология написания икон своеобразна и сложна

Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:

  • придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
  • возможное появление темных пятен при нанесении;
  • наличие свойства со временем темнеть.

Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.

Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами.

Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души.

Иконопись. Секреты написания иконы

Янв 17, 2019 13:44Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-i-kto-pishet-ikony-dlya-tserkvi.html

Как писать икону и кто это делает?

Написание иконы – это сложный процесс. Как писать икону, кто их пишет и можно ли это делать самому? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашей статье!

Как писать икону?

6 мая в Сербии празднуют “Джурджевдан”, день святого Георгия. Для многих сербов – это семейный праздник. Мы с женой решили подарить родителям икону святого Георгия, написать копию. Заказали в монастыре доску и… в процессе написания иконы я снял все процессы на фотокамеру. Предлагаю познакомиться с технологией написания иконы.

Для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить – залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт – левкас. Делается он из мела и клея. В России клей изготавливают из желатина, а в Сербии из заячего туткала (что это такое я не знаю до сих пор, возможно клей из заячих костей).

Туткало выглядит как желатин, его также надо распустить в воде на водяной бане.

Через некоторое время, после нагревания, получится клей, которым проклеивается вся доска, с предварительно процарапанной макетным ножом, лицевой поверхностью (для лучшего скрепления с паволокой, паволока – ткань клеящаяся на поверхность доски).

Обратите внимание

Пока паволока не просохла, по периметру внутренней части доски делаются прорези, чтобы не осталось воздуха и ткань приклеилась максимально плотно.

После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовит левкас.

В готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел, емкость в которой делается левкас должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел.

Левкас бывает разной консистенции, в Сербии делают жидкий и наносят его кистью (в России левкасят мастехином, густым, желеобразным левкасом). Когда грунт станет теплым, можно начинать процесс.

Таким образом, наносится не менее 10 слоев (в данном случае 14), с обязательной просушкой. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить наждачной бумагой до максимально ровной и гладкой поверхности, чтобы можно было писать.

На готовую доску надо нанести рисунок. В данном случае копировалась новогородская икона. Сначала образ рисуется на бумаге, а затем рисунок переносится на доску.

Затем он усиливается черным цветом (темперой) и делается графья. Графья – тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок, делается для того, чтобы при письме всегда читался рисунок (часто краски бывают кроющие, через которые не виден рисунок).

Следующий этап – подготовка необходимых участков под позолоту. В данном случае позолоченными будут нимб и поле по периметру иконы. Технология следующая – повехность полируется, на нее наносится щелак для того, чтобы не провалился левкас.

Затем наносится желтая эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность.

Сохнет эмаль сутки, после этого наносится прозрачный лак, а когда он высохнет (еще сутки), участки мажутся морданом, специальным составом, на который (через 12 часов) клеится сусальное золото.

Важно

Теперь можно наносить сусальное золото. Оно продается в книжечках, чаще всего 8х8 см, по 20-25 листов. Наносится оно тонкой, специальной широкой кистью с длинными волосками.

Сначала лист кладется на бархатную подушечку и режется отполированным ножом на необходимые куски, затем на него накладывается кисть, к которой золото липнет и сразу переносится на доску.

Делать это все приходится буквально затаив дыхание, т.к. золото очень тонкое.

Продолжение следует….

Сайт автора статьи: http://www.hiero.ru/Alik

Словарь “Правмира” – Икона

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-pishetsya-ikona/

Иконы в церкви. У какой из икон за что молятся в церкви и ставят свечки?

Иконы в церкви. У какой из икон за что молятся в церкви и ставят свечки?

  • Когда человек приходит в церковь, то ему хочется остаться наедине с Богом, и молитвы он возносит ему или другим Святым ,иконы которых расположены в храме и конечно можно растеряться, если не знать, к какой иконе нужно подойти ми кому нужно помолиться.Очень выдающейся иконой является quot;Казанская Божья Матерьquot; и считается, что именно она является заступницей русских людей, особенно когда наступают очень тяжлые для России времена. К этой иконе подходят ,чтобы взять благословение на свой брак,либо попросить помощь в своей работе.

А вот к иконе под названием quot;Святая Троицаquot;, подойти можно,когда у человека очень тяжелые времена и он практически не видит выхода.Искренняя молитва от сердца вам всегда поможет.

А вот к Пантелеймону вы можете обратиться и помолиться за здоровье свое, либо своих детей или родственников.

  • В церкви молятся Господу Богу, а не иконам. Это во-первых. Поэтому правильно говорить: молятся перед иконами (молиться кусочку дерева запрещено нашей верой – это идолопоклонство). Мы молимся – перед иконами. Икона является средством, облегчающим верующим общение с Господом. По другому, икона называется quot;образомquot;.

    Образ Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов, святых угодников. Молясь перед иконой мы молимся тому, кто изображн на ней. Представляя, что словно предстоим перед ним. Для этого и пишут иконы. Не бывает икон для прощения, упокоения, исцеления (исцеляет и утешает нас не икона, а Дух Святой, даруемый нам по силе нашей молитвы). Нужна только наша живая вера при молитве.

    А икона как раз и помогает создать благоговейное настроение для молитвы. Христос, Богородица или святые помогают нам по нашей молитве. И помощь зависит от того, насколько искренняя наша молитва. Двигаться в храме можно в любом направлении (не обращая внимание на предрассудки). В храмах есть общепринятый порядок расположения икон, например на иконостасе.

    Свечка – это наша бескровная жертва за грех. Поэтому свечки мы ставим за себя и за своих близких, а не иконам. Свечки сами по себе не нужны ни Господу, ни святым. Свечка – это светильник нашей веры. На эти и другие вопросы ответы можно получить в церкви, при непосредственном обращении к священнику. В церковных лавках много соответствующей литературы. Не бойтесь спрашивать.

    Читайте, посещайте христианские сайты. Веруйте. Да благословит вас Господь.

  • Да, действительно за упокой слева, но сейчас это может быть и с права, главное необходимо знать, что у Креста или Распятия квадратный столик со множеством свечей – это за упокой.

    А за здравие близких можно ставить практически у любой Иконы в других частях Храма.

    О путешествующих – Святителю Николаю.

    О здоровье – Св.Пантелеймону.

    О жилищных проблемах – Св.Матроне.

    О любых проблемах и здравии – Божией Матери.

    Перечислять можно много….

    И вообще можно перед любой иконой, на какую душа откликнется, помолиться обо всем, что необходимо.

  • Источник: http://info-4all.ru/drugoe/ikoni-v-cerkvi-u-kakoj-iz-ikon-za-chto-molyatsya/

    Пресвятая Богородица Дева Мария (Иконы Божьей Матери,Молитвы Богородице, Иконы Богородицы, Явления Божьей Матери)

     На нашем интернет ресурсе Вы найдете иконы Божьей Матери, молитвы Божьей Матери, описания жизни и другие материалы, касающиеся Пресвятой Богородицы Девы Марии.

     В разделе Иконы Божией Матери будет собрано одно из самых полных описаний всех существующих икон Богородицы. Включая иконы Божией Матери указанные в Месяцеслове и местночтимые иконы Богородицы.

    На данный момент в разделе более 300 икон Богородицы, список постоянно дополняется.

    Совет

    В описании каждой иконы Богородицы вы найдете изображение иконы, а также молитвы перед иконами Божьей Матери , акафист Богоматери и тропарь Богородице.

     В других разделах нашего сайта представлена информация для начинающих православных христиан, комментарии и статьи на современные суеверия и предрассудки, притчи и другие интересные материалы и ссылки.

    Также специальный раздел посвящен наиболее почитаемым Православным Святым – заходя на наш сайт, Вы всегда можете найти много интересной информации не только касательно Пресвятой Богородицы Девы Марии, но и много других материалов.

     В разделе “Фонд Пресвятой Богородицы Богоматерь” Вы найдете информацию о нашем фонде, описание деятельности и варианты помощи.

     Первостепенная задача нашего интернет ресурса предоставить как можно полное описание жизни, чудес, прославления, икон Божьей матери, молитв Божьей Матери, акафистов Богородицы и Богоматери Девы Марии, описания жизни Православных Святых. Иконы Богородицы размещаются по алфавиту.

     Также на нашем сайте Вы найдете много информации для начинающих Православных христиан, статьи о современных суевериях и околоцерковных заблуждениях.

    Все размещенные иконы Божьей Матери строго канонические, мы не размещали спорные, сомнительные и неканонические иконы Богородицы.

    Это связано со многими причинами, основная из них, что такие образы используют чаще всего сектанты и люди вовсе неправославные.

    Да, зачастую, многие люди и неподозревают или искренне верят какой-то неканонической иконе, но ведь можно обратиться к своему духовнику или просто к любому православному священнику для прояснения ситуации, а не просто верить какойто заметке в газете или интернете.

    Читайте также:  Акафист священномученику киприану и святой мученице иустине

    Мы разместили помимо упомянутых в месяцеслове иконы Божией Матери и неупомянутые, но при этом все они почитаются православными храмами и монастырями, а не сомнительными организациями и сектами.

    Создавая этот сайт, нами двигала одна цель, чтобы каждый человек, который однажды задался вопросом — Какие Иконы Богоматери должны быть в его доме? Как выглядят Иконы Богородицы? Чем различаются иконы Богородицы? Почему в тех или иных жизненных ситуациях люди возносят молитвы к той или иной Иконе Богоматери? Где найти молитвы к иконам Божьей Матери? Где найти акафисты к иконам Божией Матери? Какие виды иконографии икон Божий Матери существуют? Где найти иконы Божьей Матери в картинках? — смог легко найти ответ на нашем сайте. В каталоге Икон Божьей Матери нашего сайта представлены фотографии и изображения как старинных Икон Божьей Матери, так и новодельных, выполненных современными мастерами. Мы не только размещаем иконы Божьей Матери в картинках, но и даем как можно более полное описание к ним. Если у Вас есть фотографии или описание икон, которых у нас нет, просим прислать – разместим на сайте (мы размещаем только Православные иконы).

    Наш интернет ресурс находится в процессе наполнения и обновления, обновляются и дополняются размещенные страницы ! Добавте наш сайт в избранное!

    ВАЖНО: Все авторские материалы, размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.

    Если вы обнаружили ошибку в описании или у вас есть материалы которые следует добавить на наш сайт – пишите на электронную почту  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

    Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

    Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

    Источник: http://www.deva-maria.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=53

    Прот. Олег Стеняев. Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО) / Православие.Ru

    Порой нас, православных христиан, обвиняют в том, что мы – идолопоклонники, поскольку поклоняемся дереву – так называют иконы. Почему в Православии утвердилось иконопочитание? Что для нас икона? И разве Библия не запрещает поклоняться изображениям? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.

    Отрицающие святые иконы обычно ссылаются на Священное Писание – Книгу Исход, где сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20: 4–5).

    Как кажется этим людям, здесь прямо содержится запрет делать изображения и того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. Однако в Священном Писании мы находим описание иерусалимского Храма, который был построен по прямому Божиему указанию – 3-я книга Царств, глава 6, стих 29.

    Обратите внимание

    Читаем: «И на всех стенах Храма кругом сделал резные изображения херувимов…» А где обитают херувимы? – На небе. Далее: «…и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне…» А дерева, цветы где растут? – На земле. Как видим, в иерусалимском Храме, построенном по воле Бога, были изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу.

    И когда освящался Храм, благодать Божия так наполнила это святое место, что какое-то время люди не могли там даже находиться.

    В чем же тогда смысл этого запрета: «Не делай себе кумира и никакого изображения»? Заповедь о кумирах надо читать не с 4-го, а с 3-го стиха 20-й главы книги Исход, где сказано: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», – и далее дается запрет на изображения других богов.

    А каким божествам, которые на небе, вверху, поклонялись древние язычники? – Солнцу, звездам, Луне. Язычники обожествляли их. А кому из «тех, кто на земле»? Поклонялись гадам, пресмыкающимся, разным животным.

    И Библия дает запрет на поклонение всем этим существам и, естественно, на изображения их.

    Надо понимать и огромную разницу между священным изображением и тем, что мы называем идолом. Апостол Павел пишет в одном из своих посланий: «Идол в мире – ничто» (1 Кор. 8: 4). Что значит: идол – ничто? Есть статуя Зевса. Но разве в духовном мире какой-то Зевс существует? Конечно, нет.

    Есть статуя Артемиды Эфесской. А разве в духовном мире существует Артемида Эфесская? Конечно, нет. Идол – ничто, потому что никакая духовная реальность за ним не скрывается, кроме бесов. Сказано, что в идолах обитают бесы (1 Кор. 10: 20).

    Важно

    А священное изображение херувима в Храме указывало на реальное существование Божиих ангелов, херувимов, как и изображение Христа в церкви указывает на реального Христа, в Которого мы верим. Поэтому между священным изображением и фантазией идолопоклонников – целая пропасть.

    Одно есть образ, указывающий на Первообраз, другое, идолы, – в мире ничто, потому что никакая реальность за ними не скрывается.

    Почему важно иметь иконы? Икона отсекает наше чувственное субъективное восприятие той или иной божественной реальности. Я как-то беседовал с одной очень верующей женщиной, по вероисповедованию евангельской христианкой, и задал ей вопрос: «У вас нет икон, а как же вы молитесь?» Эта женщина, очень искренняя, ответила: «Христос у меня в сердце, и я Ему молюсь».

    Тогда я спросил: «Скажите, а как Он выглядит?» Она очень смутилась, но я попросил все-таки ответить на этот вопрос и услышал: «Он такого небольшого роста, рыженький».

    – «А Он вам кого-нибудь напоминает?» – «Да, в молодости я знала одного бухгалтера, он очень похож на Него…» Субъективное человеческое восприятие духовной реальности искажено, потому что в результате грехопадения наиболее пострадал чувственный аппарат человека (Мф. 15: 19). И доверять своим фантазиям, галлюцинациям – очень опасно.

    А икона – это образ, явленный святому человеку, который или сам написал икону, или руководил иконописцем, ее писавшим, а все последующие иконописцы делали список. Икона – это бесстрастное видение духовной реальности, и это очень помогает нам, особенно во время молитвы.

    И другой важный аспект. Обычно, когда мы общаемся с людьми других вер и заходит вопрос об иконах, я обращаю внимание на то, что и у них тоже есть изображения.

    К примеру, в журналах «свидетелей Иеговы» «Сторожевая башня», в других изданиях есть же изображения Христа, апостолов, пророков… Когда я указываю на это обстоятельство, мне говорят: «Но мы же не поклоняемся этим изображениям».

    Говоря об иконопочитании, мы ведем речь о двух позициях: первая позиция – можно ли иметь изображения, а вторая – можно ли почитать эти изображения. Кстати, мы, православные, никогда по отношению к иконам не используем термин «поклонение», но только «почитание», то, что в нашей традиции называется «почитательное поклонение».

    И если касаться первой позиции, то очевидно: изображения есть у всех. Евангельские христиане распространяют детские Библии, в которых очень много изображений, у других мы видим иллюстрации в журналах, брошюрах, иных изданиях. Отвечая на вопрос, можно ли почитать эти изображения, мы открываем книгу Исход, глава 3, стихи 1–5, стих 5 – ключевой, на который мы обратим особое внимание:

    «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

    Моисей сказал: “Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает”.

    Совет

    Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: “Моисей, Моисей!” Он сказал: “Вот я”…» И – внимание! – сейчас будет стих 5, очень важный для нас: «…И сказал Бог: “Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”».

    Сразу возникает вопрос: а почему земля стала святой? Что, изменился ее химический состав? Когда я задаю такой вопрос представителям разных неправославных христианских направлений, они отвечают: «Там присутствовал Господь». Тогда я смотрю на их лакированные ботинки и говорю: «Разувайтесь. Бог – вездесущий.

    Вот, об этом говорится в Псалтыри, псалом 138, стих 7 и далее: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя”. Бог вездесущий.

    Так почему земля стала святой? Ведь сказано Моисею: “Сними обувь с ног твоих”. Причина: “Ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”».

    Возникает естественная пауза, и неправославные мне отвечают – с точки зрения православной традиции: «Всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи».

    Да, всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи. Бог проявлял Свое присутствие в иерусалимском Храме, и псалмопевец Давид говорит: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5: 8).

    Благодать Божия многоразлично и многообразно действует в этом мире – она может действовать даже через одежду святых угодников Божиих.

    Обратите внимание

    В книге Деяний святых апостолов сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 11–12).

    Благодать Божия может действовать даже через останки, через мощи святых угодников Божиих – об этом мы читаем в 4-й книге Царств: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13: 21). А что же воскресило этого человека? Кости? Конечно, нет. Благодать Духа Святаго, которая почивала – где? – на костях Божиего пророка. Здесь четко обозначен этот момент: «И он при падении своем коснулся костей» пророка Елисея, ожил и встал на ноги свои.

    Для нас икона – это священное изображение. А все посвященное Богу заслуживает почитательного поклонения. В книге пророка Даниила рассказывается, как правитель Валтасар использовал не по назначению сосуды из дома Господня, хотя, с точки зрения формальной протестантской логики, чашка – она и есть чашка.

    Но в ту же ночь Бог умертвил Валтасара и его людей за то, что они непочтительно относились к священным сосудам, попустил им быть убитым (Даниил 5 глава).

    В Библии рассказывается, как некий муж, по имени Оза, увидел, что Ковчег Завета накренился, когда его переносили, и он дерзкой рукой решил поддержать его – и в тот же момент пал мертвым на землю (2 Цар. 6: 7).

    Мы почитаем Господа в Его чудесных явлениях – через святые места, через освященные вещи Его угодников, через святые иконы, которые есть очень важное напоминание о Божественном и являют нам именно правильное восприятие духовной реальности, не связанное с нашими субъективными чувствованиями. Иконопочитание ни в коей мере не противоречит слову Божию. Напротив, Священное Писание устанавливает значимость этого почитания, которое направлено на прославление Бога и Его святых.

    Источник: https://pravoslavie.ru/90612.html

    Иконы и их значение: 20 самых известных образов

    Здравствуйте, уважаемые читатели. Придя в храм, важно знать иконы и их значение, чтобы сразу подойти к нужному вам образу.

    Как молиться перед иконой

    Многие думают, что не важно, перед какой иконой молиться, ведь молитва происходит от чистого сердца. Но мы возносим молитву не самой иконе, а тому, чей образ на ней передан, ведь все святые имеют свои сильные стороны.

    1. Встаньте перед святыней, перекреститесь, чтобы привлечь Божье благословение.
    2. После того, как вы попросили о помощи, то есть, помолились, поцелуйте образ. Тем самым вы выразите свое почтение Господу.
    3. После окончания молебна, необходимо трижды перекреститься.

    Молитесь со светлыми мыслями, простив всех, кто вас обидел.

    Значение икон

    1. Семистрельная

    Это одна из самых сильнейших икон. Пресвятой Богородице пришлось пережить много мук, которые символизируют семь стрел. Когда человеку плохо, он идет именно к этому образу. «Семистрельная» поможет в защите жилья, защитит от бед, завистливых, злых людей, от проклятий, порчи, сглаза того человека, кто носит ее образок у себя на груди.

    Если надо примирить враждующих, принести в дом мир, покой, да лад, то надо преклонить колени перед этой реликвией, молитвенно попросить о помощи. Ее берут с собой, когда идут на ответственные дела.

    Дома ее ставят напротив входной двери, выше половины стены, чтобы она могла «видеть» глаза входящего. Прежде, чем установить реликвию, необходимо прочитать молебен. Вы можете заметить: человек с недобрыми мыслями перестанет переступать порог вашего жилища.

    Важно

    Пресвятая Богородица станет защитницей от преступников, воров и любых недобрых людей. Живущие в этом доме могут быть уверены в том, что их семья надежно защищена.

    Читайте также:  Панихида по усопшим в церкви

    Поставьте ее на рабочий стол, она будет оберегать вас от ссор с начальством и коллегами по работе. Если душа человека озлоблена, то он может подойти к лику, Пресвятая Богородица поможет снова вернуться к добрым мыслям.

    2. «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

    Икона Божьей Матери. Богородица утешает, молится за всех, кто оступился, призывает прикоснуться к неиссякаемому роднику духовной радости. Назначение этой святой мощи трудно переоценить.

    Неупиваемая чаша поможет всем, кто обратится к ней с верой. Она возвещает, что небесная помощь и милосердие предначертано всем просящим. Она поможет исцелить от пьянства, наркомании, тем, кто увлечен азартными играми.

    Известно много случаев исцеления от пьянства и других пагубных привычек. Есть свидетельства, что реликвия помогала решить жилищные вопросы, облегчить заключение сделок покупки и продажи квартир и домов.

    Родители, отпускающие детей во взрослую жизнь, обязаны просить о помощи, произнося перед святыней молебны каждый день.

    3. Икона Божией Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»

    Поможет исцелить человека не только от физических болезней, но и душевных. Реликвию можно узнать по изображению Богоматери, стоящей у постели больного человека.

    4. «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

    Вся наша жизнь состоит из малых радостей, которые мы часто не замечаем в погоне за эфемерной мечтой, забывая о своих близких людях, о словах благодарности. Поэтому многие мечты, становясь навязчивыми, не дают радоваться новому дню, а потому не услышаны.

    О чем молить у лика Нечаянная Радость

    Молитва у святыни дарует:

    • Получить духовную силу;
    • Получить то, о чем всегда мечтали, но уже не верили это получить. Это может быть чье-то прощение, раскаяние;
    • Дарует исцеление недугов, особенно при потере слуха, ушных болезнях;
    • Богоматерь поможет отыскать и вернуть пропавших людей;
    • Беременной женщине поможет выносить и родить здорового ребенка;
    • Родителям, чьи детки пошли по неправильному пути, Богоматерь даст возможность их образумить;
    • Разрешает конфликты, помогает прийти к счастливому решению;
    • У реликвии молятся о сохранении брака, любви и согласия.

    5. «ТРОЕРУЧИЦА»

    Чудотворный образ Божьей Матери дарует исцеление от болезней рук. Молебны защищают от пожара, различных болезней, печали и скорби.

    6. «СКОРОПОСЛУШНИЦА»

    Написание образа относится к Х веку. Если нужна быстрая, неотложная помощь, преклоняют колени именно перед святыней. Еще просят:

    • об исцелении душевных недугов;
    • об исцелении от рака, паралича, слепоты;
    • молитвенно просят о рождении здоровых детишек;
    • молятся об освобождении тех, кто томится в плену.

    7. «СЕРАФИМ САРОВСКИЙ»

    Святой, особенно почитаем в России. Молебен Серафиму Саровскому помогает исцелиться от болей суставов, рук, ног, позвоночника.

    8. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

    Покровитель Москвы. Ему молятся те, у кого работа связана с оружием, риском для жизни, а также спортсмены и предприниматели, открывающие свое дело.

    9. НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ

    Защитник от нужды и нищеты. Если его лик находится в вашем доме, то он заботится, чтобы в семье был достаток, бережет от нужды. Ему поклоняются все путешествующие, летчики, водители, моряки и все, кто почитает этого святого.

    10. ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ

    На Руси особо чтимый образ Пресвятой Богородицы. Перед этой святой мощью происходило коронование царей и избрание первосвятителей.

    Молебны помогут усмирить враждующих между собой людей, смягчить злые сердца, исцелить от телесной и душевной немощи и тех, в кого вселился бес.

    11. НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

    Люди всегда прибегали к помощи иконы Святой Богородицы. В каких случаях она может помочь:

    • Она оберегает дом от пожаров.
    • Ее просят о помощи врачи, военные, пожарные, летчики.
    • Чудесный огонь помогает очиститься от совершенных грехов и психических недугов.

    12. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    Дева Мария дарует:

    • Исцеление больных,
    • Восполнение запасов,
    • Избавление от набегов врагов.

    13. НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ

    Является олицетворением чистоты, непорочности, поэтому, она встает на защиту юных девушек, помогая им сохранить свою невинность и целомудрие.

    Молитвы у образа Неувядаемый цвет помогают выйти замуж за того человека, которого послала сама судьба. Замужние женщины могут просить о благополучной семейной жизни.

    14. УМИЛЕНИЕ

    Чудотворный лик оберегает и помогает женщинам сохранить чистоту, выдержку, добрый нрав. Если с верой просить поддержки у Девы Марии, то она обязательно исполнит ваше прошение. Девушкам Богоматерь обязательно поможет найти достойного спутника жизни.

    Когда женщине выпадают суровые жизненные испытания или она испытывает душевное потрясение, то надо преклонить колени у образа Пречистой, тогда жизнь обязательно наладиться.

    15. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    Заступница. Она помогает всем, кто попал в беду или у него появились трудности на работе, а также в личной жизни.

    Путеводительница поможет принять правильное решение, убережет от ошибок. Благословляя молодых перед вступлением в брак, тоже обращаются к Богоматери «Казанская». Жизнь молодых будет очень счастливой, если венчание происходит в день празднования Святого образа.

    Супруги всегда могут обращаться за помощью к этому образу. Святая МАРИЯ поможет любому, кто к ней обратиться с любой чистой просьбой. Если просьба будет негативной, то она не будет услышана.

    Как просить помощи

    Если вы молитесь дома, то молиться надо с утра:

    1. Перед молитвой умойтесь, руки перекрестите;
    2. Оставьте все раздражающие мысли;
    3. Зажгите свечки, опуститесь на колени, прочитайте молебен;
    4. Скажите просьбу своими словами, идущими от чистого сердца.

    16. ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    Редкий, но чрезвычайно могущественный образ, защищающий жилище от злых духов, семью от вмешательства извне, помогает супругам обрести счастье и любовь, всем остальным избавиться от уныния и депрессии.

    Поместите ее у входа, тогда она будет защищать жилище от всякой нечисти, и от недоброжелательных гостей. Многие люди подтверждают, что после уединенной молитвы перед этим Святым ликом, проблемы решались сами собой.

    17. Икона «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»

    Названа в честь своей стойкости, не поврежденности, какие бы бедствия, стихии и войны не пережил образ Божьей Матери, находящийся в Киевском монастыре.

    Неподвластное разуму человека чудо, делает эту икону защитницей во всех бедах, болезнях и несчастьях. Икона отведет беды, пожары, не впустит в дом лихих людей, будет способствовать укреплению семейного счастья.

    Молитесь у иконы при выходе из дома, а также в уединении. Лучшим местом в доме для вашей Защитницы, стена напротив входной двери или над ней.

    18. СКОРБЯЩАЯ

    Икона Богородицы помогает людям:

    • Дарует необходимые блага, кто в них нуждается;
    • Приносит утешение в скорби, поможет в трудных жизненных ситуациях;
    • Исцеляет физические и душевные болезни;
    • Оберегает купцов в дальних поездках.

    Молитесь лику, и вам придет помощь в работе, в делах и семейной жизни.

    19. РАДОСТЬ ВСЕХ РАДОСТЕЙ

    Чудотворная икона поможет, если будете без суеты и злости в сердце молиться:

    • О возврате потерянных вещей;
    • Для спасения от оговора и клеветы;
    • Об освобождении из заключения;
    • Об успешном окончании судебных разбирательств;
    • О помощи во время поездки в чужую страну;
    • О тех, кто несет службу в «горячих точках».

    20. ТРОИЦА

    Молитвенное обращение к Святой Троице поможет справиться с любыми испытаниями, найти правильный путь. Перед святыней надо читать молебны, чтобы очиститься от тех грехов, которые вас мучают, не дают спокойно жить. Считается, что молитва, произносимая у иконы «Святая Троица» — это прямой разговор с Богом.

    Уважаемые друзья, теперь вы знаете, в каких нуждах к какому святому надо обращаться, чтобы избавиться от самых сильных бед и переживаний. Не забывайте благодарить Бога за каждый миг вашей жизни, и тогда вы будете счастливы и успешны.

    (5

    Источник: https://anisima.ru/ikony-i-ix-znacheniya/

    Как устроен иконостас в православном храме

    Одним из самых важных и наиболее узнаваемых элементов православного храма является икона — то самое окно в духовный мир, которое позволяет нам лучше сосредотачиваться на молитве обращаясь к Богу. В храме иконы складываются в особенную симфонию, которую мы именуем иконостасом.

    Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.

    В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, «штучным товаром» для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.

    Как появлялся иконостас

    В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.

    Совет

    Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах.

    Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои.

    В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.

    Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.

    После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.

    Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом — «архитравом». Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.

    О подобных преградах упоминает в своей «Церковной истории» епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».

    Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время — дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.

    Развитие иконостаса в России

    Обратите внимание

    Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.

    Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.

    Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.

    Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее «этажность» иконостаса расти прекращает.

    Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.

    Классический пятиярусный иконостас

    Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется «местным». Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах — образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.

    Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы — икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.

    Важно

    Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.

    Второй ярус называют «праздничным». Здесь центром композиции является икона «Тайной вечери» над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.

    Третий ярус называется «деисисом» — от греч. «моление». Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.

    К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.

    В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом — праотцев живших на заре возникновения человечества.  В центре «пророческого» ряда помещают икону Богородицы «Знамение», а в центре «праотеческого» — икону Святой Троицы.

    Иконостасы в современных храмах

    Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.

    Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.

    Читайте также:  Житие святителя тихона воронежского, задонского

    Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. «Деисисный» ряд может идти после «местного» и предварять собой «праздничный». Центральной иконой в «праздничном» ярусе может быть не «Тайная вечеря», а икона «Воскресения Христова». Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.

    Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.

    Андрей Сегеда

    Источник: https://pravoslavie.fm/interested/kak-ustroen-ikonostas-v-pravoslavnom-hrame/

    В гостях у художника-иконописца екатерины веселовой | благотворительный фонд “русская береза”

    Интервью подготовила Наталья Топоркова

    Икона – это изображение определенного религиозного сюжета, либо cвятого, выполненное, как правило, на деревянной доске при использовании специальных красок. В православной вере иконы всегда занимают особое место, так они служат для верующих не только предметом почитания и особого благоговения, но и представляют собой целый пласт православной культуры.

    О том, как создается икона, рассказала художник-иконописец Екатерина Веселова.

    — Екатерина, скажите, пожалуйста, какую роль играет икона в жизни православного христианина?

    — «Зашёл в хату: нет образов. Дурной знак…», — записал однажды Лермонтов в своём дневнике, когда путешествовал по Руси. Икона в жизни православного христианина играет очень важную роль, можно сказать, одну из главных ролей! Во все времена дом без икон считался «плохим домом».

    Без образов невозможно было представить себе ни одного семейного дела, события. Образами благословляли родители детей своих вступать в семейную жизнь; перед ними каждый вечер становились на молитву все члены семьи.

    Русские иконы продолжают жить и охранять тех, кто относиться к ним с любовью и благоговением.

    — Как иконописец должен готовиться к работе над иконой?

    — Каждый иконописец готовится по-разному к работе над иконой. Необходимо получить благословение у батюшки. Настроить себя на долгую и кропотливую работу т.к. икону за два дня не написать, запастись терпением и вдохновиться. Иначе без вдохновения ни одна работа хорошо не получится, это касается не только иконописи! Очень важно прочитать житие святого, чей образ будет изображён на иконе.

    — С какими искушениями лично Вам приходилось сталкиваться при написании икон?

    — При написании иконы очень важно сохранять спокойствие, не садиться за работу в плохом настроении. Очень хорошо во время работы слушать церковные песнопения или аудиозаписи о жизни святых.

    Совет

    Это очень помогает настроиться на работу и отогнать ненужные мысли о делах насущных. Проблем в жизни хватает у всех и очень важно мысли об этих проблемах не переносить на свою работу, иначе качество выполненной работы нас не порадует.

    В основном, это единственное моё искушение во время работы.

    — Что представляет собой иконопись как искусство?

    — Иконопись – это строго канонированное искусство! В нём больше ограничений, нежели свободы для творчества! Здесь нельзя придумывать что-то своё! Есть чёткие правила, которых должен придерживаться иконописец. Художник не вправе придумывать икону, он может её перерисовать, т.е. сделать список с первообраза.

    В отличие от любого другого вида искусства, иконописец не имеет права поставить на иконе, даже с обратной стороны свою фамилию, т.е. чьей кисти принадлежит данная работа. Единственное, что свободно позволяется художнику, это оформление. Это могут быть нимб, рамка и фон.

    Их можно сделать и сусальным золотом, и тиснение по золоту или просто краской.

    — Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. Скажите, насколько трудна работа иконописца? И можно ли иконопись назвать работой?

    — Работу иконописца нельзя назвать лёгкой. Людям, не посвящённым в это, кажется, что художник просто «сидит и машет кисточкой», и чего же здесь такого сложного? Возьмите сами и попробуйте хотя бы в карандаше хоть что-то стоящее изобразить с первого раза.

    Вряд ли что получится. Иконопись не только сложный вид искусства, но и очень ответственный! Икона пишется в несколько слоёв с промежуточной сушкой. Каждый слой наносится очень тоненько и прозрачно, так, чтобы был виден предыдущий слой.

    Важно знать в какой последовательности наносить красочные слои. С какой скоростью это надо делать. Быстро, если краска быстросохнущая или можно помедлить, если пишете маслом. Большую роль играет и сама деревянная основа, доска.

    Как правильно её приготовить, загрунтовать, чтобы она впоследствии не лопнула.

    Я считаю, что иконопись вполне можно назвать работой! Это достаточно трудоёмкий и ответственный процесс! Важно не просто «хорошо перерисовать», сделать список с первообраза, но и «сделать её живой», вложить частичку своей души в эту икону! Чтобы человек, пришедший в храм и видящий эту икону, почувствовал, что святой, изображённый на ней, его слышит и видит!

    — Просили Вы тех святых, иконы которых пишете, о помощи при работе?

    — Прежде чем писать образ святого, я читаю его житие, чтобы у меня создалось впечатление об этом святом. Если можно так выразиться, я его стараюсь прочувствовать. Затем я ищу молитву этому святому и читаю её каждый раз перед началом работы над этой иконой. Если у меня что-то не получается, я прошу этого святого мне помочь сделать всё правильно.

    — Где можно научиться иконописи?

    — Писать иконы может не каждый, хотя многим хочется. Желание возникает из-за того, что работу можно дорого продать. Вот и вся причина.

    И это очень горько и обидно! Иконописи учат в специальных учреждениях, куда поступить очень трудно человеку, если он не ходил в воскресную школу, не ходил на церковные службы и вообще далёк от церкви.

    В наше время в крупных городах ведут кружки по иконописи, что делать нежелательно, но, всё же, они ведутся.

    — В какой технике выполнены Ваши работы?

    — Я работаю в академическом стиле, его ещё называют «живописный». Пишу масляными красками. Почему называется живописный? Этот стиль ближе к реализму, т.е.

    к реальному изображению складок на одежде, природы, правильная перспектива на иконе в архитектуре… И, как показывает моя практика, люди менее воцерковлённые, которые заказывают у меня икону, предпочитают именно академический стиль в иконе, нежели «канонический», более декоративный.

    — Расскажите, как начинается работа над образом.

    — Работа над образом начинается с чтения жития святого, которого необходимо изобразить на иконе и чтения молитвы этому святому.

    — Что является самым сложным в работе над иконой? Как проходит работа при выполнении лика?

    — В работе над иконой сложным является всё, но самые ответственные места — это лик и руки святого. Работа над ликом проходит в несколько этапов. В каждой технике разное количество слоёв и разные цвета красок. Но самое главное — это результат. Лик не должен выражать никаких эмоций. Спокойное выражение и глаза, которые смотрят прямо в душу человека, который будет молиться перед этим образом.

    — Какие материалы используете Вы в своих работах?

    — В своих работах я использую следующие материалы: деревянная основа-доска, склеенная из продольных брусочков с клиньями с обратной стороны, ткань, грунтовка, калька, простой карандаш, масляные краски, беличьи кисти, лак.

    — Расскажите пожалуйста об этапах пути иконы от доски или холста до стены храма.

    — Начну с того, что икона пишется в дар, либо её заказывает частное лицо, либо служители Храма. Мы обговариваем размер иконы, кто будет на ней изображён и сроки выполнения заказа. Затем, резчик по дереву изготавливает деревянную основу. Потом начинается моя работа. Доска грунтуется несколько раз, просушивается, шлифуется.

    На готовую поверхность наносится заранее нарисованный эскиз на кальке. После этого Образ пишется краской в несколько слоёв с промежуточной сушкой. Лакировка со всех сторон. По желанию заказчика икону можно вставить в киот – специальный деревянный ящик со стеклом. Он может быть простым, либо с резьбой и колоннами.

    Готовая работа отдаётся заказчику в руки, либо отправляется по почте, если человек живёт в другом городе.

    — Нашли Вы свою технику письма? Ведь каждый автор имеет свой почерк и невольно он просматривается в картине.

    — Я нашла свою технику письма. Мне больше по душе масляные краски, и соответственно я пишу в живописном стиле! Мои работы легко узнаваемы. Я не копирую ни чьи иконописные школы. Пишу в своём «самобытном» стиле, соблюдая все каноны письма. У меня есть постоянные заказчики, которым мой стиль письма нравится больше,  нежели классический «канонический» стиль.

    — Какие техники иконописи существуют?

    — В основном существует две наиболее распространённые техники иконописи, это «академический» стиль, когда икона пишется масляной краской в реалистичной манере, и «канонический» стиль, когда икона пишется темперой в более декоративной манере.

    — Какова ответственность иконописца за правильность, точность изображения? И были ли такие случаи, когда рукой мастера управлял Ангел, по-своему изображая конкретного святого?

    — Ответственность иконописца за правильность, точность изображения очень велика! Желательно делать список с первообраза, т.е. с самой первой иконы, на которой был изображён данный Святой.

    Необходимо знать, кем он является, святителем, мучеником, апостолом,…чтобы правильно написать одеяние и цвет этого одеяния. Иногда в руках Святого изображается орудие его мученической смерти, это немало важно.

    Обратите внимание

    Нельзя писать Образ с первой попавшейся картинки в интернете этого Святого. Необходимо пересмотреть много изображений и сравнить с описанием жития Святого и выбрать наиболее соответствующее изображение, если нет первообраза.

    Святой и тем более почитаемый Святой должен быть «узнаваем в лицо», если можно так выразиться. Чтоб верующий мог сразу узнать, кто изображён на иконе, даже не читая названия.

    Рукой мастера, который хочет выполнить свою работу хорошо, с полной ответственностью и верой, всегда управляет Господь Бог! Иначе без Него ничто в мире не происходит!

    — Какие тенденции сейчас существуют в мире иконописи? Например, как часто просят написать «мерную» икону для родившегося малыша?

    — Особых тенденций в мире иконописи я не замечаю. Единственное, что появляется очень много печатной продукции, иконы на календарях, на оргалите…

    Мерные иконы для малышей заказывают очень редко. Я связываю это с тем, что родители мало информированы и больше заняты благосостоянием семьи, нежели духовным развитием.

    Им гораздо проще купить маленькую именную иконку 10х15 см, напечатанную на бумаге, нежели найти иконописца и заказать настоящую икону для своего чада, первую его икону со святым, чьим именем он назван! Этот святой будет оберегать его всю жизнь с начала его крещения до последних дней жизни. Каждый выбирает по себе.

    — Не только иконы, но и другие произведения выходят из Вашей мастерской. Изменились ли картины на мирские темы, после того, как Вы начали создавать иконы?

    — Кроме икон я пишу картины и портреты. Работаю исключительно на заказ, а не на продажу! Настроение в картинах конечно же изменилось, после того как я стала заниматься иконописью. В них появилась душевная теплота, радость, гармония. Они ожили!

    — В безбожное время много икон было уничтожено, люди боялись ставить иконы дома. Но сейчас, слава Богу, вера православная возрождается. Подскажите новоначальным христианам, как нужно относиться к иконам, как создать иконостас дома.

    — Испокон веков «красный угол» в русском доме размещался в дальнем углу жилища, между фасадом и боковой стеной, причём обе его стены должны были иметь окна.

    Кроме икон и лампад в нём хранились все освящённые в церкви предметы: Евангелие, святая вода, веточки пасхальной вербы, пасхальное яйцо, которое должно оставаться в доме весь год до следующей Пасхи. Красный угол всегда содержался в идеальном порядке и чистоте. Несказанным позором для любых хозяев была пыль на образах.

    По праздникам «красный угол» украшали нарядными рушниками, цветами, зелёными ветками. И иконы, разумеется, расставлялись в нём не абы как, а в определённом, строго заведённом порядке.

    Домашний иконостас из века в век строится по образу иконостаса церковного. Как правильно расположить иконы в иконостасе? Безусловно, главное место в нём должна занимать икона Спасителя. Слева от образа Спасителя располагается икона Богородицы.

    Важно

    Над иконами Спасителя и Богородицы хорошо поместить Распятие или икону Троицы – так заведено в церковных иконостасах. Обычно ниже двух главных икон ставятся именные иконы – иконы святых, которые покровительствуют членам семьи. Справа от главных икон очень часто ставится образ Николая Чудотворца.

    Дальнейшее расположение икон зависит от вашего личного выбора места для них. Обязательны в домашнем иконостасе лишь образа Спасителя и Божией Матери, остальные иконы вы должны подбирать сами согласно велению своей души, любви и надеждам.

    Кроме иконостаса в «красном углу» главной комнаты иконы должны быть и во всех остальных комнатах вашей квартиры и на кухне. Какие именно? Выбор, опять же, зависит от вас.

    Помните главное: икона — не обычное изображение, она окно в горний мир, окно, которое вас с этим миром связывает. Перед вашими образами вы будете молиться, а значит, выбор их должен быть таков, чтобы молитве вашей было легко и свободно.

    Если кто-то хочет со мной пообщаться или сделать заказ, вот мои контакты: ekaterina.izograf@yandex.ru, 8-921-236-98-57, http://vkontakte.ru/id121088649

    — Спасибо за интересный рассказ! Екатерина, желаем Вам дальнейших творческих успехов в этом богоугодном деле!

    Материал подготовила Наталья Топоркова

    Источник: https://rusbereza.ru/nid/3883

    Ссылка на основную публикацию