Икона «воскресение христово»

Икона Воскресение Христово — значение, в чем помогает

Большинство людей главным христианским праздником считает Рождество, но на самом деле это Пасха. О сути великого дня символически повествуется на иконе «Воскресение Христово».

Главная доктрина христиан изображается в виде фресок и росписей с давних времен. Православная иконопись, после столетий развития, переняла основные моменты у византийской школы.

Есть еще и западные версии изображений главного события человеческой истории, но все они повествуют об одном.

Почему в православии мало икон Воскресения?

Может показаться странным что в период самого светлого Праздника в центр храма выносятся непонятные по композиции, внешне непохожие друг на друга иконы. Здесь требуется очень глубокое понимание темы Воскресения. На самом деле православные иконы улавливают и передают самую суть.

Дать краткое описание иконы «Воскресение Христово» не получится. Хотя бы потому, что на сегодня существует 2 традиционных типа таких изображений.

  • Сошествие во ад.
  • Воскресение с праздниками.

В обоих случаях композиция образа достаточно сложная. Как ни парадоксально, в ней много персонажей. Хотя воскрес лишь один Богочеловек, это задело каждого из тех, кто знал Его тогда и всех, кто живет на земле. Недаром даже наше летоисчисление начинается с Рождества Христова. А как называется последний день недели? Действительно, напоминания о том воскресном дне сопровождают людей всю жизнь.

Старинные иконы Воскресения Христова изображали евангельские события по-разному. Например, возле гробницы стоят 2 воина, один из которых спит.

Обратите внимание

Либо ангел являлся женщинам, или уже воскресший Христос предстает перед Марией Магдалиной. Однако подобные сюжеты не отражали полноту богословского смысла Пасхи.

Поэтому появляется тип «Сошествие во ад», который сегодня часто встречается на иконах «Воскресения Христова». Основные моменты композиции:

  • Христос держит за руки первых людей (они символизируют всех, кто пребывал в аду до этого момента) — Адам и Ева готовятся покинуть юдоль скорби.
  • Сын Божий в поисках человека опускается в самую нижнюю точку мироздания, откуда возможен только один путь — наверх, в Небо.
  • Под ногами Спасителя — сломленные адские врата.

На Христе — одежды белого (иногда — красного) цвета, это Господский цвет и в Церкви. Белое облачение положено на все праздники, связанные с Христом — кроме Пасхи. Адам и Ева протягивают к Нему руки, как к самому долгожданному гостю. Сбоку изображаются обычно ветхозаветные праведники. Иногда внизу рисуют поверженных демонов. На заднем плане видны горы, также чернеется адская пропасть.

Первые изображения этого типа встречаются с 10 в. — например, на Афоне. Считается, что основой сюжета стало апокрифическое «Евангелие от Никодима». Его текст был известен на Руси в переводе свт. Макария. Однако многочисленные отсылки к сошествию в ад имеются в пророческих книгах, в Псалтири, у апостола Павла.

Иные пасхальные сюжеты

Существует другой вид иконы Воскресения Христова: Спаситель изображен вышедшим из гроба. За спиной у него виден отверстый вход в пещеру (евреи там погребали умерших).

У ног Христа сидят два ангела, почтительно склонившие головы, руки — в молитвенных жестах. Иногда в композицию включаются поверженные ужасом стражники, в стороне изображаются мироносицы, которых осеняет ночная тень.

Правая рука Христа указывает на небо, в левой он держит хоругвь.

Хотя данный сюжет пленяет своей очевидностью, простотой для понимания, внимательный зритель найдет здесь некоторые противоречия.

  • Вряд ли римские солдаты могли спать — служба в армии была привилегией, а не всеобщей повинностью; суровая дисциплина карала смертью подобное поведение во время выполнения долга.
  • Ангелы находились внутри гроба.
  • Чтобы выйти из пещеры, Христу не пришлось отваливать камень, поскольку его небесная природа уже проявилась полностью.

Несмотря на эти недочеты, образ имеет хождение среди верующих. В целом он вполне адекватно отражает чувство радости, которое испытывает человек, слыша пасхальное приветствие.

Прекрасно соотносится с евангельскими повествованиями сюжет встречи воскресшего Христа с Марией Магдалиной. Основным моментом здесь является запрет Христа прикасаться к себе, на что указывает его отстраненная поза и рука, воздетая в предупреждающем жесте. Эта сцена отражена и в религиозной живописи.

Содержание каждого клейма является самостоятельной иконой, количество бывает разным, часто их 12 — по числу главных церковных праздников. Но изображения на клеймах необязательно соответствуют двунадесятым праздникам. Тут может быть предательство Иуды, уверение Фомы, тайная вечеря, явление Христа ученикам и т.д. Выбрать подобную икону можно исходя их личных предпочтений.

Смысл праздника — смысл всей христианской жизни

Каждая икона отображает суть определенного праздника, либо напоминает о подвиге некоего святого. Значение иконы Воскресения Христова — показать не только сам факт того, что Христос победил смерть.

Для каждого настоящего верующего он не подлежит сомнению. Нет, образ вовсе не пытается убедить тех, кто скептически настроен. Здесь событие уже состоялось.

Воскресший сын плотника представлен не только как искупитель первородного греха, но и Тот, Кто Сам воскрешает.

Надо ли говорить о том, что Пасха — центральное событие не только христианства, но и каждой конкретной человеческой судьбы? Смог бы спокойно жить человек, зная, что лучший друг умер за него? А ведь здесь речь не просто о человеке — о Боге, который спустился с небес, чтобы дать вечную жизнь всем без исключения.

Почему не изображался сам момент Воскресения? Святые отцы считали таинство это столь великим, что изображение могло лишь умалить его. Иконопись должна была не только показать восставшего Христа, но и связать это событие со спасением рода человеческого, в чем заключается главная задача этого вида искусства.

Святые находились в аду, поскольку путь на небо был закрыт. Грех разорвал связь Бога и его творения, для этого и приходил Христос — восстановить утраченную гармонию Небесного Отца и Его блудных детей.

Известные храмы во имя Воскресения Христова

Домашняя молитва является важной частью духовной жизни, но человек нуждается в живом общении с теми, кто имеет такое же упование, что и он сам. Посещение храма дает возможность участвовать в общей церковной молитве, приобщиться к святыням, имеющим культурную и духовную ценность.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках знаменит редкой коллекцией икон, которые передавались сюда из других общин во времена гонений.

Самой известной является Иверская — чудотворная копия афонского образа. Богатый оклад изготовлен на пожертвования благодарных прихожан, получивших ответ на свои молитвы.

В небольшом ковчеге, расположенном на иконе, содержится часть покрывала с Гроба Господня.

Церковь была построена в начале 19 в. Возведение сопровождалось интересной историей. Один купец хотел пожертвовать средства на храм. Во сне он увидел апостолов Павла и Петра, которые указали ему, куда отнести деньги. На следующий день мужчина явился к настоятелю Воскресенского храма. Ему как раз были необходимы средства для расчета с рабочими.

  • Особой красотой отличаются дубовые киоты, выполненные в византийском стиле.
  • Необычна ориентация алтаря храма — она направлена на юг, ко Гробу Господню.
  • Во время строительства храма ощущалась постоянная нехватка средств. Однажды настоятель приютил пожилого странника, который наутро оставил в келье значительную сумму. С тех пор свт. Николай — один из самых почитаемых храмовых святых.

Главной святыней всего христианского мира является Храм Гроба Господня. Возведен он над теми местами, где совершались все важнейшие события Страстной Недели.

Это был самый первый христианский храм в истории, построенный императором Константином. До того, как он принял новую веру, последователи Христа повсеместно подвергались гонениям, пыткам и смерти.

В некоторых странах такое происходит по сей день.

Как молиться у иконы Воскресения

Центральное событие служения Христа достойно особого молитвенного почитания со стороны верующих. Каждый, кто хоть раз был на службе, помнит воскресную песнь «Воскресение Христово видевше…» Весьма уместно будет пропеть ее дома.

Икона «Воскресение Христово» помогает вспомнить о главной цели жизни человека — он должен уподобиться Христу во всем. Открыть Ему свое сердце, принять те изменения, которые неизбежны для того, чтобы душа преобразилась.

А вслед за ней изменится и жизнь. Она может быть радостной вне зависимости от уровня достатка. Для этого необходимо наполнить сердце любовью. Путь же для этого один — через молитву. Прежде всего — она должна быть постоянной.

Важно

Основными молитвами каждого христианина являются «Отче наш», Символ веры, молитва Святому Духу. Регулярно надо обращаться к Псалтири, где царь Давид собрал песни на все случаи жизни. Все их можно читать перед образом Христа, ведь через Него нам открывается и вся Святая Троица. Господь в Священном Писании обещал исполнять любые просьбы человека, которые будут звучать во имя Иисуса.

Не стоит пытаться злоупотреблять этим обещанием, пытаясь получить все земные блага. Господь не глуп, он установил законы жизни для того, чтобы люди пользовались ими другим во благо, а не во вред. Просить можно о духовных дарах, помощи в работе, в сложных ситуациях, о здоровье близких, воспитании детей.

 Молитва перед иконой «Воскресение Христово»

  Молитва Святой Пасхе:

Икона Воскресение Христово — значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Икона Воскресение Христово —…

Загрузка…

Источник: https://bogolub.info/ikona-voskresenie-xristovo-znachenie-v-chem-pomogaet/

Икона Воскресение Христово: значение, в чем помогает

На протяжении длительного времени образ Христа, который непосредственно воскресает в теле не использовался в православной иконографии.

Как правило, если речь шла про Воскресение Христово, то икона изображала сюжет сошествия во ад, откуда Спаситель вывел всех грешников и святых.

Такое изображение имело глубокий смысл, так как транслировало идею о даровании спасения всем и даже грешникам и представляло Христа не просто как того кто сумел воскреснуть, но и того кто сумел воскресить других к житию вечному в Царстве Небесном.

Современные варианты иконы Воскресение Христа

Тем не менее, со временем появились и другие сюжеты, примерно с периода царствования Петра Первого икона Воскресения стала также изображаться с Христом, который предстает в ярком свете, а пред ним склоняются стражи, которые стояли у пещеры, где Он был погребен. По сути, передается евангельский сюжет.

На самом изображении часто присутствуют ангелы, которые склонились перед Господом. Позади Него видны темные своды пещеры, ложе и другие детали, в руке Он держит знамя как символ победы над гибелью, а другая рука простирается в молитвенном жесте.

Такое написание иконы восходит к католической традиции. Тут образ является более художественным и менее символическим, для того чтобы понять, о чем идет речь, достаточно посмотреть на изображение основных героев иконы.

Уникальные особенности иконы

Не существует описаний апостолами в Евангелиях как такового, поэтому икона является неизобразимой. Именно поэтому начальные варианты этого образа вообще были иносказательными, то есть предлагали зрителям различные аллегории. Наиболее распространенным вариантом был святой Иона, который наподобие Господа, проведшего три дня во гробе, провел три дня в чреве кита.

Также могла изображаться как икона Воскрешение Христа, которая говорит о сошествии во ад. Об этом сказано ранее. История этого сюжета бралась из апокрифа от Никодима, который постепенно стали использовать ортодоксы в собственных потребностях.

Вообще в православии икона считается застывшим Евангелием, соответственно, изображать апокрифы не совсем приемлемо. Однако, такие образы как, например, икона Воскресения Христово с праздниками постепенно вошли в церковный обиход. Они стали частью традиции почитания великого чуда, которое явил Спаситель.

Как правило, в описание данного сюжета включается три основных композиции:

  • Христос выходит из гроба;
  • Явление женам-мироносицам;
  • Сошествие во ад.

Первые два сюжета были популяризированы и изначально использовались в католической традиции. Там они часто выглядят как картины.

Как вариация может использоваться композиция Воскресения Христово с двунадесятыми праздниками – такая икона представляет собой Евангелие в сжатой форме, ведь каждый из главных церковных праздников указывает на самое значимое событие из биографии Христа и Богоматери. Такая икона выполняется с клеймами, то есть небольшими изображениями, которые располагаются по периметру от остального.

Читайте также:  Псалом давида 37: «в воспоминание о субботе»

Изображение с двунадесятыми праздниками также указывает на нескончаемый ход времени. Ведь тут описывается весь год христианских праздников и сцены следуют друг за другом, оставаясь закольцованными. Они символизируют нескончаемый ход церковных праздников, которые прославляют Господа и дают надежду верующим.

Весьма интересным является образ с мироносицами, то есть женщинами, которые пришли натереть миром тело Христа. Они не обнаружили его во гробе, только его одежды, таким образом в иконе дается только намек на главного героя. Также там часто изображается ангел, наличие которого подчеркивает особое значение ситуации.
В чем помогает икона Воскресение Христово

Значение этого образа огромно, и оно указывает на возможность выбора рая каждым верующим. Поэтому легко понять, что  икона Воскресение Христово помогает обрести истинную веру и нацелиться на самую высшую надежду, которая только может быть у православного христианина – снискать Царствие Небесное.

Молитва перед иконой «Воскресение Христово»

Молитва Святой Пасхе

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-voskresenie-hristovo/

Икона «Воскресение Христово»

Самым главным событием в православном мире является Воскресение Господне. В честь этого была написана одноименная икона, к которой обращаются за помощью в различных жизненных ситуациях.

Светлое Христово Воскресение — символ веры, правды и победы добра над злом. Это центральное событие в истории христианства, без которого бы не было самой веры. Праздник Пасхи отмечается каждым верующим, а молитвы, вознесенные перед иконой, обязательно будут услышаны.

История иконы

В православии икона, изображающая Воскресение Господне, отсутствует. Зато есть множество образов, мозаичных и расписных картин, которые рассказывают о сюжетах, зафиксированных в Писании.

На иконах может изображаться Господь, сошедший в ад для того, чтобы забрать с собой души ветхозаветных праведников и перенести их в Царствие Небесное.

Однако грандиозный праздник Воскресения Христова без определенной иконы не становится менее значимым.

Описание образа

В православной иконографии нет иконы Воскресения Христова, но есть знакомое всем изображение Христа в белоснежном одеянии, который выходит из своего гроба со знаменем в руке. Это одна из многочисленных версий иконографического изображения великого события.

В искусстве, которое относится к древнехристианской эпохе, Воскресение Христово традиционно изображалось в символической форме. Иконописцы использовали образы из Ветхого Завета, по которым каждый мог провести аналогию к тому или иному событию, изображенному на иконе. Отсутствие в Евангелии рассказа о самом Воскресении было причиной того, что сам сюжет на иконах поначалу не изображался.

В искусстве, которое относится к ранневизантийскому, на иконах стали выписывать гробницу Господа, а уже значительно позже на иконах начали изображать сошествие Спасителя в ад после погребения.

В чем помогает икона

Перед иконой самого Господа вы можете молиться о чем угодно. Священнослужители рекомендуют начать молитву с благодарственных слов Спасителю, который пожертвовал собой ради спасения всех живущих на земле.

Молитвенные слова можно возносить в любой ситуации, если вам требуется помощь или поддержка, благословение на какое-либо дело, исцеление от болезни. Каждое слово, идущее от самого сердца, будет обязательно услышано.

Где находится божественный образ

В России насчитывается порядка 500 храмов, названных в честь величайшего события Воскресения Христова. В них находятся иконы и иные произведения искусства иконографии, изображающие торжественное событие:

  • город Москва, церкви в Кадашах и Сокольниках;
  • Санкт-Петербург, собор Спаса на Крови, Смольный Новодевичий монастырь;
  • город Псков;
  • город Углич, Воскресенский монастырь;
  • город Томск;
  • город Тула, Собор Всех Святых.

Множество храмов, церквей, соборов и монастырей хранят не только иконы, но и роспись, мозаичные картины с изображением Воскресения Христова. Прихожане приходят к святому лику не только в день праздников, но и в любое время, когда нуждаются в Божественной помощи.

Молитва перед иконой

«Воскресению Господню поклонимся, Господу Иисусу Единому вознесем славу. Ты, поправший еретиков, покаяние всем живущим свершивший, от грехов своей кровью людей отмывший, не оставь рабов своих верных в час горести и трудности. Исцели души наши и тела, дабы провозглашали мы Слово Божие да славили в веках веру в Господа Триединого. Аминь».

Вы можете без утайки рассказать то, что вас волнует, попросить совета у Высших Сил, помолиться за свою семью и за всех живущих на земле.

Дата празднования иконы

Икона относится к древнейшему христианскому празднику, который установлен в честь Воскресения Христова, — Светлой Пасхе. В православии его называют Праздником Праздников и Торжеством Торжеств. В этот день проводятся праздничные богослужения, а дата является переходящей.

В православии день Воскресения Христова является ключевым событием, поэтому каждый верующий отмечает этот праздник в кругу семьи. Верующие посещают торжественные богослужения, чтобы вознести хвалебные слова Господу, помолиться о защите, покровительстве и прощении грехов. Желаем вам счастья и мира, и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа …

Совет

В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. …

Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства …

Икона «Христос Пантократор» — старейший образ Христа, который имеет чудодейственную силу, исцеляет и помогает верующим.

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-voskresenie-hristovo/

Икона «Христово Воскресение»: значение, описание и интересные факты :

Воскресение Иисуса Христа часто называют краеугольным камнем православия и всего христианства в целом. Это событие нашло отражение в главном празднике всех верующих – Пасхе.

Она всегда отмечается с большим размахом и считается самым важным днем для любого человека, который относит себя к христианам. Неудивительно, что данное событие нашло многочисленные отражения в иконографии.

Икона «Христово Воскресение» считается одной из самых почитаемых и распространенных в наше время, но и в древности этот сюжет живописцы не единожды пытались воплотить в своих работах. Интересно, но данная икона имеет несколько абсолютно разных вариаций.

Причем каждая из них воспринимается Церковью как истинная и не противоречащая канонам. Сегодня вы узнаете о значении иконы «Воскресение Христово», в чем помогает этот образ и как появлялись подобные иконы.

Сложности образа

Образ Воскресения Христова является одним из самых сложных. Это связано с тем, что само событие не имело реальных свидетелей, и все представления об этом были взяты из письменных источников, содержащих отрывочные сведения о том, как Христос явился женщинам и своим ученикам.

Примечательно, что сами живописцы считали образы, отраженные на иконе «Христово Воскресение», неизобразимыми. Ведь человеческий разум не может до конца осознать, какое чудо сотворил Господь, воскресив Сына Своего.

И уж тем более невозможно в подробностях изобразить, как именно оживала умерщвленная плоть и что происходило в этот момент с Христом.

Интересно, что любая из известных икон «Светлого Христова Воскресения» отличается насыщенностью персонажей.

Обратите внимание

На одном полотне изображаются многочисленные фигуры, которые тесно связаны с Воскресением Христа и последующими событиями. Часто авторы размещали их в разных сюжетах рядом друг с другом.

А порой их располагали регистрами, что позволяло верующим собрать воедино целую историю, наполненную глубоким смыслом.

По мере становления и укрепления христианства видоизменялись и образы на иконах «Воскресения Христова».

Современное исполнение этого сюжета существенно отличается от самых первых икон, появившихся еще на заре становления религиозного течения.

В следующих разделах статьи мы рассмотрим процесс появления различных вариаций на тему Воскресения Христа, а также типы икон, которые Церковь относит к классическим.

Иконографические типы

Трудно даже представить, насколько сложно формировались образы Воскресения Христова у святых отцов.

Ведь перед ними стояла очень непростая задача – передать смысл великого события, которое никто не видел собственными глазами.

Поэтому со временем сцены, изображенные на иконах, стали приобретать некий ограниченный характер. Постепенно сформировался церковный канон, от которого отталкивались все последующие живописцы.

Интересно, что столь распространенная икона «Христово Воскресение» вовсе не относится к классическим. Более традиционным считается сюжет сошествия Спасителя в ад. Дело в том, что до момента чудесного Воскресения Иисуса райские врата были закрыты для душ.

И лишь когда Христос спустился в преисподнюю, чтобы поднять из гробов души праведников и проповедников, верующие смогли получить жизнь вечную. Именно эта история считается классической, как и все иконы с подобным сюжетом. Стоит отметить, что когда мы говорим о канонах, то имеем в виду именно православные традиции.

А вот западная церковь внесла свои коррективы в сюжетную линию о Воскресении Христа.

Западные святые отцы предпочитали создавать иконы, изображающие Спасителя у гроба либо явившегося женам-мироносицам. На эти сюжеты существуют многочисленные вариации, одной из самых известных считается икона «Воскресение Христово с праздниками».

Интересный факт

Примечательно, что по законам христианства каждое действие должно быть четко регламентировано и подтверждено догмами. Это защищает церковь от любой ереси и лжеучения. За долгие годы своего существования христианская религия не только подвергалась многочисленным гонениям, но и испытала нападки новых учений, позиционирующих себя единственно верными.

Серьезный догматический подход отражен и в церковном искусстве. На иконах каждая мельчайшая деталь не должна выходить за рамки принятых норм и догматических учений. А вот икона «Христово Воскресение» абсолютно не соответствует сформированным веками правилам. Она не имеет под собой канонических источников информации, что ставит ее в разряд уникальных живописных работ.

Примечательно, что все изображенное на описываемой нами иконе основывается на евангелии от Никодима.

Данный источник информации датируется пятым веком нашей эры и очень подробно описывает все события, произошедшие с момента Воскресения Христа, включая его сошествие в ад.

Однако каноническая церковь полностью отвергает этот источник, что, впрочем, не мешает иконописцам опираться на него в своих работах.

Икона «Воскресение Христово»: значение

Значение данной иконы трудно переоценить, в христианстве ее можно считать основополагающей. Ведь именно она повествует верующим о событиях, которые являются подтверждением жизни вечной.

В своем евангелии Никодим описал, как, встав из гроба, Христос спустился в преисподнюю, чтобы увести души людей за собой.

Он сокрушил ворота, которые нечистые духи заперли, опасаясь потерять тех, кто томился в этих мрачных пределах.

Важно

Для Спасителя не имело значения, что делал человек при жизни. Он забрал с собой всех, кто желал уйти. Это показывает силу Творца и его милосердие к душам людей.

А также напоминает современным людям, что мы и сейчас сами делаем выбор и определяем, куда отправимся после смерти. Ведь Спаситель умер для того, чтобы каждая душа могла принять дар вечной жизни.

А в установленный срок он снова придет на землю и определит меру наказания или награды всем усопшим и ныне живущим.

Именно поэтому святые отцы считают таким важным показать Воскресение Христа, ведь это самая яркая победа жизни над смертью и добра над злом.

Молитва перед иконой

В чем помогает икона «Воскресение Христово»? Этим вопросом часто задаются православные, которые планируют приобрести этот образ для домашнего иконостаса.

Считается, что на любую искреннюю молитву, произнесенную подле данной иконы, верующие обязательно получат ответ. Ведь молясь, христианин обращается практически напрямую к Богу через Сына Его.

В этом случае любая молитва доходит до Создателя гораздо быстрее, ведь просящий просит во имя Его.

Особенно помогает икона тем, кто желает избавиться от грехов и просит сил для того, чтобы встать на путь истинный. В подобной просьбе Христос никогда не откажет и поведет человека за собой, вручив ему бесценный дар жизни вечной. Поэтому любой православный старается украсить иконой Воскресения Христова свой дом, чтобы получить защиту и благословение.

Первые образы

В первые три века, когда наблюдались гонения на христиан, большинство икон на тему Воскресения Христа были немного иносказательными. Это было связано с зарождением церковного искусства и многочисленными опасениями верующих.

За основу композиции иконописцы того времени брали тексты из Ветхого Завета, где рассказывалось про пророка Иону, пробывшего три дня во чреве кита и исторгнутого оттуда по воле Создателя. Многие богословы утверждали и утверждают, что этот сюжет явился некой предысторией Воскресения Христа.

Ведь и он провел в гробу три дня и только после этого вновь явился апостолам, как и предрекал ранее.

Читайте также:  Православная церковь о григории распутине: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

К четвертому столетию в церковной живописи начинает прослеживаться образ Иисуса Христа. Он постепенно заменяет Иону, а сюжет становится более насыщенным событиями. В нем можно разглядеть уже настоящие иллюстрации к евангельским текстам.

Византийское православное искусство

В пятом веке намечается существенный перелом в иконописи на тему Воскресения Христа. Значительный вклад в этот процесс внесли византийские мастера. Они впервые стали изображать на иконах не только самого Христа, но и других персонажей, формируя настоящую сюжетную линию в одной работе. На едином полотне писались апостолы, жены-мироносицы и сам Иисус, восстающий из гроба.

На одной из икон, датируемой пятым веком, изображен не только сам Христос, но и место, где он был захоронен. Здесь в деталях прописан Гроб Господень и ротонда, построенная на этом месте Константином Великим.

Работы иконописцев десятого века

С этого периода многие живописцы, изображающие сцены Воскресения Христа, стали акцентировать внимание верующих на сошествии Создателя в ад и выводе оттуда всех желающих душ. Богословы связывают это с распространением текстов Никодима, о которых мы уже упоминали ранее.

Однако сами иконы еще не отличаются обилием деталей. Сюжетная линия очень четкая и не отклоняется от основного повествования. Также не отвлекают верующих и дополнительные персонажи, которых старались не выводить на передний план.

Иконы: четырнадцатый-девятнадцатый века

В этот временной промежуток сюжетная линия становится максимально усложненной, и увеличивается количество персонажей, изображенных на иконе. Христа на многих работах окружают ангелы, они являются символом добродетели. По задумке живописцев, они поражают греховное начало в виде бесов и демонов копьями.

Спаситель выводит из ада в первую очередь Адама и Еву, уже за ними видна толпа других душ, желающих покинуть преисподнюю. В описание иконы «Воскресение Христово» четырнадцатого века, считающейся классической, можно добавить и изображение креста. Он становится символом вечной жизни и победы над злом в любом его проявлении.

Интересно, что подобная икона хранится в Третьяковской галерее.

Можно сказать, что работы этого периода выполняют главную задачу, стоящую перед иконами, повествующими о торжестве света над тьмой. К таким ярким работам можно отнести икону «Воскресение Христово» Рублева.

Совет

Ее датируют пятнадцатым веком, и она полностью соответствует всем канонам, принятым в то время. На ней крупным планом изображено, как Спаситель выводит из ада первых людей и распахивает ворота для других душ.

Становление иконографии Воскресения Христова

Можно сказать, что уже к семнадцатому веку иконописцы определились с канонами, соответствующими данному сюжету. К девятнадцатому веку иконы стали своеобразной иллюстрацией к праведной жизни христианина. Правилом, которого он должен придерживаться всеми силами.

С этого времени смысловая составляющая подобных работ практически не изменялась. Некоторые дополнения были внесены в композицию, которая в дальнейшем только усложнялась. Определенный вклад в это внесли западные мастера, подарившие сюжеты, в которых Христос парит над гробом, опоясанный белой тканью.

Отличие православных и западных образов

Еще со времен византийской культуры начали формироваться некие каноны, которых четко придерживались православные живописцы. В их исполнении икона «Воскресение Христово» представала в традиционном виде. Спаситель изображается в центре полотна, стоящим на сломанных воротах ада.

У его ног по обеим сторонам находятся гробы Адама и Евы. Из них он и поднимает за руки прародителей всех людей на земле. Позади него располагаются праведники, среди которых можно узнать царя Соломона, Моисея, Иоанна Крестителя и других личностей.

В самом низу иконы часто несколькими штрихами изображается преисподняя со всеми ее ужасами.

Классический западный образ выглядит совсем иначе. Он является не символичным, а более точным отображением древних событий. На иконе Христос изображается около своего гроба в окружении ангелов. Спаситель одет в сияющие белизной одежды, а в его руках находится слепящее знамя, символизирующее торжество света и добра.

Церковь в Сокольниках

В России действует около пяти сотен храмов, названных в честь самого важного в христианстве события. Одной из самых необычных является церковь в Сокольниках. Она была построена в начале двадцатого века, а сам проект, основанный на традициях русского зодчества, имеет явный отсыл к модерну.

Храм имеет девять куполов и три крыльца, оформленных изысканной резьбой и арками. Строение выделяется некой хрупкостью, которая стала его отличительной чертой.

Иконы в храме Воскресения Христова в Сокольниках считаются настоящими православными святынями.

Обратите внимание

Их названия дороги сердцу каждого православного человека: икона Святого Пантелеймона, икона Богоматери Страстной, икона-заместительница Боголюбской Божией Матери.

Источник: https://www.syl.ru/article/334923/ikona-hristovo-voskresenie-znachenie-opisanie-i-interesnyie-faktyi

Воскресение Христово в иконописи

Автор Вера Всеволодовна Донец — замечательный экскурсовод, искусствовед, старший научный сотрудник лекционного отдела Государственной Третьяковской галереи.

Опубликовано в газете Ступинского Благочиния “Православное Ступино” №4 (98) Апрель 2012 г.

Фото:  Сошествие во ад. Мозаика из монастыря святого Луки. Греция. XI в.

«ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ…»

Величайшим событием в спасении рода человеческого стало Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, знаменующее и завершение Его земного пути, и начало «жизни будущего века». Великая победа Спасителя над смертью стала прообразом грядущего воскресения мертвых и открывающейся человечеству жизни вечной.

O Воскресении Христа свидетельствуют все четыре Евангелия. Православный иконописный канон (за исключением позднего времени, т.е.

XVII–XVIII веков) решительно отвергал возможность изображения непостижимой тайны Воскресения, поскольку в евангельских текстах, с благоговейным смирением перед Божественной тайной, этот момент не описан.

Молчание евангелистов стало еще одним свидетельством величия события, не поддающегося ни человеческому разуму, ни языку.

Они несли к пещере, где было положено Тело Учителя, миро в сосудах, чтобы умастить Его перед погребением ароматными благовониями, потому женщин и стали называть «мироносицами».

Объятые скорбью, они тихо вопрошали друг друга по дороге к пещере: «Кто отвалит нам камень от гроба?», — зная, что вход в гробницу завален огромным камнем, и пещеру охраняют стражники (враги Христа опасались, что Его ученики выкрадут Тело и объявят Учителя воскресшим).

Но когда жены-мироносицы подошли ко Гробу, то обнаружили, что камень от входа отвален, «и вошедши, увидели юношу, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16, 5-7).

Важно

Сюжет «Жены-мироносицы у Гроба Господня» стал самым ранним воплощением образа Воскресения, он был известен еще в IV веке.

Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.

В раннехристианском искусстве встречалось и аллегорическое изображение Воскресения Христова — это история ветхозаветного пророка Ионы, оказавшегося в пасти морского чудовища («водного зверя», как сказано в Библии, а переводчики стали называть его китом). Трехдневное пребывание Ионы во чреве китовом, а затем его освобождение, было прообразом смерти и Воскресения Спасителя.

Иона во чреве китовом. Миниатюра. Афон. IX в.

Об этом говорил и Сам Христос: «Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40).

На иконах, изображающих жен-мироносиц с сосудами в руках, писали горки с пещерой (что символизировало чрево земное) и ангела (иногда двух), сидящего на отверстом гробе, в черной пустоте которого виднеются брошенные белые погребальные пелены.

Мироносицы у Гроба Господня. Икона. 1497 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В более подробных вариантах этого сюжета изображали фигуры лежащих воинов-стражников — устрашившись ангела, «стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые». Эта мертвенная оцепенелость сна-забытья символически представляла состояние безжизненности душ, не объятых верой, не прикоснувшихся к Спасению, не знающих Бога.

По мере того, как складывалась устойчивая иконография образа Воскресения Христова, сюжет «Жены-мироносицы у Гроба» обрел в XI-XII веках основные, неизменные черты, а с XV века был включен в состав праздничного ряда иконостаса.

Жены-мироносицы и ангел на гробе. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в.

В более развитом, расширенном варианте этого образа, характерном для второй половины XVI века, объединились сразу два сюжета: явление ангела женам-мироносицам и явление Воскресшего Христа Марии Магдалине (Ин. 10, 11-18).

В число мироносиц здесь входила и Богоматерь (хотя нет упоминаний о том, что Она была в тот момент у Гроба, но то, что Матерь Божия всей душой приняла долгожданную весть о Воскресении Сына, несомненно). Отдельно от других жен, чуть позади, писали Марию Магдалину, устремившую взор на Христа.

Совет

За фигурами мироносиц возвышались крепостные стены Иерусалима, а справа наверху, там, куда указывала десница Спасителя, обернувшегося к Магдалине, было еще строение за стеной, о нем говорил Христос, когда возвещал потрясенной встречей ученице, что Ему надлежит взойти к Своему Отцу Небесному.

Так символически являлся на иконе горний мир, Небесный Иерусалим.

Жены-Мироносицы у Гроба Господня из Благовещенского собора Сольвычегодска, кон. 16 века. Многочастная композиция развернута во времени. Женщины склонились по велению ангела над гробом, внизу навзничь упавшие воины. А справа от фигуры ангела представлен предшествующий эпизод.

На ступенях у стен Иерусалима те же три святые жены, держащие сосуды с миром изображены еще раз. Их позы и жесты передают волнение:”… и говорят между собою: кто отвалил нам камень от двери гроба. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик” (Мк 16: 3-4). И, повернувшись, одна из жен, Мария Магдалина, видит ангела.

Изображение трех ступеней лестницы напоминают о совершении события на третий день после смерти Спасителя. В левой верхней части иконы высоко на горе — Мария Магдалина, узревшая Христа после Его Воскресения.

«Иисус говорит ей: не прикасайся ко мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу Вашему» (Ин 20: 17). (Источник)

Все эти источники в той или иной мере повлияли на сложение иконографии «Сошествия во ад». Различают несколько основных вариантов изображения, наиболее традиционные из них — те, где Христос представлен фронтально, в величавой позе триумфатора, победителя смерти и ада, и те, где воскресший Спаситель изображен повернувшимся вправо, с крестом в руке, выводящим за руку Адама.

Сошествие во ад (икона Андрея Рублёва, 1408—1410 годы)

Первые изображения «Сошествия Христа во ад» (где Христос выводит Адама и Еву буквально из «чрева адова», то есть разверстого тела простертого чудища) появились в византийских иллюстрациях к тексту Псалтири еще в IX веке, в XI-XII веках эта композиция стала известна на Руси.

Сошествие во Ад. Миниатюра. Хлудовская Псалтирь, ГИМ. (Илл. Пс. 67,7 “Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне”.

Пример ранней иконографии Сошествия во ад 1-го, т.н. “нарративного” типа. Христос, идя навстречу Адаму и Еве, выводит их из “чрева Адова”. Ад представлен в образе чёрного, низвергнутого Силена.

Византия, Константинополь (?). 840-850-е гг.) (Источник)

В центре русских икон «Сошествия во ад» изображен Христос в сияющем ореоле Божественной Славы (этот овал, или несколько светоносных овалов вокруг фигуры Спасителя называют «мандорлой»).

С крестом в руке (но иногда и без него) Христос попирает ногами разрушенные двери ада, крестообразно упавшие на фоне черной адской бездны.

Кроме створок дверей, иногда изображают разбитые замки, ключи, цепи — страшась грядущего Воскресения Спасителя, сатана, как повествуют апокрифы, приказал своим служителям крепко-накрепко запереть двери ада.

Икона «Сошествие во ад». Мастерская Дионисия. 1502-1503 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (Происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Икона начала XVI в.

, выполненная мастерской знаменитого художника Дионисия, представляет своеобразную трактовку иконографического образа «Сошествия во ад». В центре представлен Иисус Христос, попирающий врата ада и изводящий из открытых гробниц Адама и Еву.

Обратите внимание

Христа окружают бесплотные силы в образе ангелов, держащих в руках державы с обозначением названий добродетелей: счастье, восстание, любовь, истина, радость, мудрость, смирение, сладость, разум, живот, чистота.

Ангелы пронзают длинными красными копьями изображенных внизу демонов, олицетворяющих пороки, которые перечислены в сопроводительных надписях (смерть, горесть, отчаяние, ненависть, спадение, скверность, неразумие, кривость, вражда, величание, скорбь и т.п.). Внизу два ангела связывают сатану, а по обеим сторонам размещены фигуры восставших из мертвых. Сложную многофигурную композицию увенчивает группа ангелов, славословящих голгофский крест). (Источники: 1, 2)

Такие изображения распространились в XV-XVI веках, когда иконопись становится более повествовательной и назидательной, и в личинах побежденных бесов аллегорически представлялись различные грехи.

Церковные авторы отмечали, что Христос «сошел один, а исшел в сонме многих», то есть вывел из ада ветхозаветных праведников.

По обеим сторонам от Иисуса изображены избавляемые от ада: коленопреклоненные Адам и Ева, выводимые Спасителем за руки из гробов, чуть позади — цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, пророк Даниил, Авель с пастушьим посохом и другие восставшие из гробов праведники.

Иногда Христа писали протягивающим руку Еве, но чаще она сама, в молитвенном, радостно-благоговейном порыве, протягивает к Нему обе руки, покрытые мафорием (так, «прикровенно», прикасаются лишь к величайшим святыням).

«Христос приходит и пришествием Своим воскрешает умерщвленные души наши, и дает нам жизнь, и дарует очи, [чтобы] видеть Его Самого, бессмертного и нетленного» (св. Симеон Новый Богослов).

С XVII века иконография этого сюжета заметно усложнилась. На иконах появилось два смысловых центра — собственно «Воскресение Христово» и «Сошествие во ад».

Воскресение. Сошествие во ад. Кострома. XVIII в. Из местного ряда иконостаса Троицкого собора Ипатьевского монастыря. 1757 год. (источник)

В сюжете Воскресения, представленном выше, чем «Сошествие», Христос изображен парящим над гробом в светлом ореоле, в руке у Него — крест или знамя, означающее победу над смертью.

Важно

В верхней части иконы изображены стены Иерусалима и сюжеты, связанные с праздником Воскресения — жены-мироносицы перед ангелом, трапеза с учениками в Эммаусе, уверение Фомы и т.д. Рядом с воскресшим Христом пребывает небесное воинство, которое, повинуясь Его повелению, идет на брань с адом.

Ниже разворачивается традиционный сюжет Сошествия во ад. На правой стороне иконы изображается шествие праведников в Рай, сопровождаемых ангелами с крестом и орудиями Страстей Христовых (тростью и копием).

Здесь же — Иоанн Предтеча со свитком, где написано: «Се аз видех и свидетельствовах о Нем», надписи видны и на развернутых свитках других пророков, восходящих на небеса: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя» — читается у Соломона, «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» — гласит свиток Давида.

У райских врат шествие встречает благоразумный разбойник с крестом в руке — ему, распятому по правую руку Спасителя, искренне раскаявшемуся и уверовавшему в Божественность Христа, Он дал обетование: «Ныне же будешь со мной в Раю» (Лк. 23, 39-43). За вратами Рая, охраняемыми херувимом, видна фигура того же разбойника, беседующего с пророками Енохом и Илией, взятыми живыми на небо.

В отличие от иконописи, в западноевропейской живописи был весьма распространен сюжет Воскресения, где Христа изображали возносящимся из раскрытого каменного гроба, или стоящим на отваленном гробовом камне, или выходящим из пещеры.

Христос выводит из ада души праведников (фреска Фра Беато Анджелико 1437—1446 годы)

Такие попытки изобразить Воскресение чисто внешне неизбежно сводились к художественному вымыслу и принижающим, а то и искажающим Истину подробностям: ангелы открывают крышку гроба, держат погребальные пелены и даже поражают мечом стражников… Совлекая покров Тайны с великого события Воскресения Христова, западные художники вольно или невольно утрачивали и глубину богословской мысли, и силу веры, не требующей лицезрения.

Проникновенно, светло и мудро об этом сказал святитель Иоанн Златоуст: «Ты не видел телесными очами Воскресшего из мертвых? Но ты созерцаешь Его очами веры».

Вера Донец

Источник

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: http://rusrand.ru/spring/voskresenie-hristovo-v-ikonopisi

Святое воскресенье: значение молитвы, икона, в чем помогает

Воскресение Христа имеет ключевое значение в христианской вере, дарующее верующим надежду на спасение и вечную жизнь. Без веры в святое воскресенье христианство теряет всякий смысл.

Когда я разговариваю с атеистами о своей вере, они не могут признать факт воскрешения тела. Однако верить нужно сердцем, а не разумом. Вера дается нам как благодать божья, как чудо.

В статье я расскажу вам о значении этого важного события в жизни каждого человека, о празднике Пасхе и молитве для этого торжественного случая.

Чудо воскресения

Иисус Христос принял мученическую смерть на кресте за каждого из нас и вместо нас. Грешная природа человека не в состоянии самостоятельно преодолеть соблазны мира, поэтому надежды на обретение царства божьего ни у кого нет. Со времен Адама и Евы каждый умерший человек отправлялся в ад за свои грехи, и только крестная смерть Иисуса исправила это печальное положение.

Спаситель был предан своим учеником Иудой, как и было предсказано в Ветхом Завете. Его, как преступника, отправили на позорную казнь через распятие. Но Иисус заранее знал об этом, поэтому предупредил учеников, чтобы не печалились. Он сказал, что воскреснет на третий день в новом теле. Зная об этом, римские правители и иудейские первосвященники направили солдат охранять гробницу Христа.

По иудейским традициям умерших хоронили не в земле, а в специальных гробницах из камня. Благочестивый Иосиф, тайный ученик и последователь Иисуса, позволил похоронить тело Христа в своей гробнице. Верные Христу люди бережно омыли тело усопшего и завернули в умасленные благовониями пелены и плащаницу. Гроб закрыли огромным камнем, а солдаты день и ночь сторожили вход.

На третий день утром благочестивые женщины пришли к гробнице с благовониями и маслами, чтобы завершить обряд погребения. Когда вход в гробницу освободили, она была пуста. Тела Иисуса в ней не было. Женщины побежали в город сообщить радостную весть о воскресении Спасителя, ведь об этом их уведомил ангел. Апостол Павел пишет так об этом событии:

Воскресение Спасителя принесло благую весть о спасении человечества. Иисус после смерти спустился в ад, одолел дьявола и воскрес. Он воскрес силой Духа Святого, и это стало неопровержимым доказательством его божественной природы.

Весть о чудесном воскресении облетела много городов, неоднократно Спаситель являлся своим ученикам и верным последователям.

Один из маловеров по имени Фома усомнился в действительности воскресения, но изменил свое мнение, когда вложил собственные пальцы в раны Спасителя.

Толкование молитвы

С того времени христиане отмечают светлый праздник Пасхи, во время которого вспоминают это важное для каждого человека событие. В конце всенощной пасхальной службы поется особенная молитва «Воскресение Христово видевше». Текст этой молитвы не сложный, ее может выучить любой человек. Также эта молитва поется на праздник Крестовоздвижения, Рождество, Лазареву субботу.

Многие христиане считают главным праздником Рождество, но на самом деле важное значение имеет именно Пасха — светлое воскресение Христово. С праздника Пасхи начинается новый богослужебный цикл в церкви. Иисус подарил всем мощное орудие против дьявола — святой крест. Теперь каждый верующий человек имеет власть над дьяволом и собственным грехом, в этом помогает крест Господень.

Воскресение Христово видевши — текст молитвы:

Почему в молитве упоминается, что кто-то видел воскресение Христа? Ни один человек не присутствовал при этом событии.

Совет

Отцы церкви учат, что имеется в виду личное воскресение каждого христианина: он возродился к духовной жизни с обрядом крещения. Мы воскресли в новом духовном теле, свободном от соблазна и греха.

У новокрещенных начинается новая жизнь во Христе, а старая жизнь погребена и забыта. Когда мы выходим из крещенской купели, в мире нарождается новая душа и новое тело.

Иисус был единственным человеком на земле, обладающим божественной природой. Все остальные люди рождены во грехе, грешниками и остаются. Спасение дано нам как дар божий, неизреченная милость. Христос стал добровольной жертвой за наши грехи, чтобы мы обрели спасение. Каждый христианин должен помнить, какой ценой он был выкуплен из лап смерти — святой кровью Спасителя.

Смерть на кресте считалась в те времена самой позорной и ужасной. Распятый человек не умирал сразу, а мучился какое-то время. Христос превратил орудие позора и пытки в символ победы над дьяволом. Он освятил крест своими страданиями и кровью. Поэтому христиане поклоняются Кресту как символу победы над грехом и наказанием.

Символ креста возник не случайно, и осеняем себя крестом мы не случайно. Когда первых христиан подвергали страшным пыткам и отрезали им языки, чтобы не проповедовали спасение, они перед казнью осеняли себя крестом. Это показывало людям, что мученики принимают смерть ради Христа. Благодаря крестному знамению и бесстрашию мучеников перед смертью, множество язычников приняло христианскую веру.

Здесь Иисус провозглашается богом, единородным Сыном. Эти слова обозначают, что христианин осознал милость божьего дара во спасение. Мы ничем не можем отплатить за бесценный дар, только своей искренней верой.

В Ветхом завете запрещалось произносить святое имя бога, и только единожды в год первосвященник имел право его назвать. Но с учением Христа теперь каждый может произносить имя бога, не опасаясь наказания. Только говорить его нужно с поклонением в сердце, а не по каждому пустяку.

В христианской вере очень важно быть единомысленными последователями Христа и единой душой славить его воскресение. Это заповедал нам Спаситель, когда сказал: «Там где двое или трое соберутся во имя мое, и я средь них.»

Икона Воскресение

На иконе запечатлено воскресение Иисуса, он держит за руки первого человека — Адама. Благодаря своей крестной смерти Христос смог спасти всех людей, пребывавших в юдоли скорби. Ноги Спасителя стоят на сломанных адских вратах, что очень символично выражает его победу над дьяволом.

На других иконах можно увидеть, как Спаситель выходит из гробницы, а в его ногах находятся ангелы. Нередко иконописцы изображают и поверженных в ужас стражников и благочестивых мироносиц, чтобы показать полную картину происходящего.

Почитаемой является и икона, на которой Мария Магдалина встречает воскресшего Спасителя. Иконописцы подчеркнули характерный жест Христа, запрещающего прикасаться к себе.

Обратите внимание

О чем молиться этой иконе? Верующий должен помнить, что его целью является подражание Христу во всем. Когда мы смотрим на икону Воскресения, должны понимать, что нужно изменяться и ежедневно уподобляться Спасителю. Он оставил единственную заповедь человечеству: «Да любите друг друга». Это всё, что необходимо делать каждому христианину ежедневно.

Молитва перед иконой:

  • очищает разум от дурных помыслов;
  • укрепляет в вере;
  • дарует душевный покой;
  • помогает обрести смыл жизни.

Молитва наполняет наши сердца радостью спасения, укрепляет дух и успокаивает сердце. Прославление бога должно стать смыслом нашей земной жизни, ведь после смерти мы попадаем в его обитель — царство божие.

Молитва Воскресение Христово перед иконой:

Воскресение Христово видевше — текст молитвы с ударением:

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/svyatoe-voskresene.html

Ссылка на основную публикацию