Икона успения пресвятой богородицы

Молитва иконе успения пресвятой богородицы

Чудотворные слова: молитва иконе успения пресвятой богородицы в полном описании из всех найденных нами источников.

В православном мире есть множество икон Богородицы, которые обладают исключительными особенностями в исцелении и помощи всем обратившимся. Икона «Успения Пресвятой Богородицы» не является исключением, и особо почитается среди христиан.

Успение, или переход Богородицы из мира живых к нашему Господу и своему сыну, описано в Библии. Согласно преданиям, Дева Мария неустанно молила Господа об окончании своей земной жизни. Во время одной из молитв ее посетил архангел Гавриил и сообщил, что ее земная жизнь закончена и через три дня она обретет покой.

История иконы

Неустанные молитвы Богородицы возвеличили ее.

Ее святость и искренняя забота обо всех живущих на земле помогли ей вознестись в Божье Царство и остаться покровительницей людей, утешительницей их печалей и опорой в трудные минуты жизни.

В час ее успения дом был озарен божественным светом, озиравшим смертный одр Богородицы. В этом свете за Богоматерью явился сам Иисус, окруженный поющими ангелами.

Окончание земной жизни Богоматери называют успением потому, что ее смерть не была обычной. Душа Девы Марии вознеслась подобно Иисусу в Царствие Небесное, и ее дух по-прежнему взирает на род людской со смирением и желанием помочь.

Где находится образ Богородицы

Образ можно найти практически в каждом православном храме. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» находится в одноименных храмах в городах: Владимир, Ростов, Ярославль, Смоленск, Рязань, Муром, Астрахань, Москва. Значимость и чудодейственные свойства иконы невозможно недооценить, поэтому каждый год 28 августа верующие воздают молитвы Богородице с различными просьбами.

Описание иконы

На иконе изображено успение (смерть) Богоматери. Она располагается на смертном одре и окружена скорбящими апостолами. В верхней части иконы мы видим Иисуса, который держит на руках душу своей Матери, и окружен ликующими ангелами. Они возвещают переход Богоматери от земной жизни к бессмертной.

В чем помогает чудотворный образ

Молитвы перед образом вселяют в верующих уверенность, искореняют страх перед окончанием земной жизни.

Каждый православный обращается с молитвами к образу, чтобы в конце пути обрести вечную жизнь и попасть в Царствие Небесное.

Вознесение молитв помогает исцелить душу и тело от всевозможных недугов и болезней, укрепиться в истинной православной вере, обрести твердую опору под ногами и не поддаваться всевозможным искушениям.

Молитва перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы»

«Пресвятая Богородица, спаси и сохрани раба Божьего (имя). Огради от искушений на пути жизненном, убереги, Мати, от корысти да укрепи веру мою в Иисуса Христа, великодушного и всепрощающего.

Укрой меня своим покровом от ненавистников и недоброжелателей, да прости им их злобу. Дай силы бороться с искушениями да не допусти происков дьявольских, меня от веры православной отворачивающих.

Яви милость свою на меня и семью мою, убереги да защити нас. Аминь».

Дни празднования

Празднование совершается 28 (15) августа. В православной церкви этот праздник считается одним из главных двунадесятых, а предшествует ему двухнедельный строгий Успенский пост.

Во время поста каждый православный отмаливает свои грехи и укрепляется в вере, освобождая душу и мысли от негатива.

В этот день каждый может посетить церковь или помолиться дома у иконостаса, славя переход Богоматери от жизни земной к Царствию Небесному.

Обратите внимание

Каждая икона Богоматери помогает в укреплении веры, и дает силы справиться со всеми жизненными трудностями. Священнослужители призывают верующих обращаться с ежедневными молитвами к Высшим Силам, чтобы не только укрепиться в вере, но и побороть страх смерти, помня о вознесении Богородицы. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://xn—-7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/molitva-ikone-uspeniya-presvyatoj-bogoroditsy/

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» – как просить о помощи?

Известно огромное количество икон, на которых представлена Божья Матерь, и у каждого образа есть своя история и значение. Особо почитается икона «Успение Пресвятой Богородицы», в которой заключен важный смысл, что смерть это не тупик и не конец жизни для человека.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» – описание

На образе представлен переход (успение) Божьей Матери из мира живых на небеса. Этот эпизод четко описан в Библии, где рассказано, что она долгое время обращалась к Господу с молитвами, прося забрать ее на небо.

Однажды к ней пришел Гавриил и сообщил, что вскоре она обретет покой. В час ее успения появился божественный свет, окружающий смертный одр.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы», значение которой для верующих огромно, присутствует практически во всех храмах.

Кто изображен на иконе Успение Пресвятой Богородицы?

Образ уникален тем, что на нем уместились практически все моменты, указанные в рассказе об Успении. Иконография «Успения Пресвятой Богородицы» включает следующие детали:

  1. В центре представлен одр, на котором находится тело Божьей Матери. В большинстве образах он накрыт материей багряного цвета, который указывает на царское достоинство Царицы Небесной. О величестве Богородицы свидетельствуют и сандалии пурпурного цвета.
  2. Икона «Успения» изображает апостолов, которые расположились вокруг одра. Количество предстоящих фигур зависит от размера образа, но при этом обязательными участниками является Петр (у него кадильница, которой он окуривает ложе) и Иоанн (оплакивает Богородицу). Еще вместе с апостолами могут изображаться люди, которые имеют связь с Божьей Матерью.
  3. Перед ложем чаще изображена свеча. На некоторых иконах на краю постели можно увидеть отрубленные запястья, а рядом с одром и самого человека с искалеченными руками. Это Афоний, предпринявший попытку опрокинуть одр, но его остановил ангел с мечом.
  4. За ложем стоит Спаситель, который окружен огромным нимбом, символизирующим божественную славу. В руках он держит упеленанного младенца, который олицетворяет душу Божьей Матери.
  5. На некоторых иконах «Успения Пресвятой Богородицы» можно увидеть еще одну деталь – свободное поле в верхней части образа, которое покрыто облаками, и на них фигуры людей и ангелов. Иконописцы так представили апостолов, которые не смогли прибыть в Иерусалим для прощения.

Древние иконы «Успения»

Изображение смерти Богородицы было очень древним, ее композиция была разработана примерно в IX веке.

В это время церковь переживала важные времена, поскольку происходила фиксация самых значимых богословских положений. В этот же период был сформирован и введен праздник Успения с его традициями и правилами.

Изначально икона «Успение Богородицы» была лаконичной и малофигурной, но со временем образ был раскрыт более четко.

Молиться перед образом Божьей Матери можно каждый день, чтобы получить уверенность в своих силах. Кроме этого, молитвенные тексты искореняют страх перед физической смертью.

Икона «Успение Божией Матери» собирает перед собой миллионы верующих людей, которые просят о прощении своих грехов, чтобы попасть в Царство Господа.

Регулярные молитвенные прошения помогают не только исцелить душу, но и тело, избавляя от разных заболеваний. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» может использоваться для исповеди.

Икона Успение Пресвятой Богородицы – значение для дома

Считается, что православные образы являются самой мощной защитой, которая помогает уберечь дом и всех жильцов от разных проблем.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» окружит все положительной энергетикой и будет отталкивать негатив в любом его проявлении.

Праздник Успение приходится на 28 (15) августа и в этот день рекомендуется обязательно помолиться перед образом в церкви или дома, отмаливая свои грехи и прося об укреплении веры. Есть основная молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы».

Источник: https://womanadvice.ru/ikona-uspenie-presvyatoy-bogorodicy-kak-prosit-o-pomoshchi

Успение Пресвятой Богородицы в иконографии

Успение Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых двунадесятых православных праздников. Празднуется он 15 августа по старому или 28 августа по новому стилю.
В различных источниках история переселения Девы Марии в небесную обитель описана широко и подробно.

В настоящей публикации мы лишь кратко вспомним о последних днях Богоматери на земле и о событиях, произошедших во время погребения и вскоре после него. Эти сведения важны для объяснения иконографии праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Сюжет является одним из излюбленных на русских и византийских иконах, изображается в стенописи храмов, часто встречается на фресках внешних стен церквей.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска наружной северной закомары Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой ЛаврыУспение Пресвятой Богородицы.

фреска на треугольном фронтоне северного крыльца Успенской церкви Новодевичьего монастыря

Сосредоточимся на тех моментах, которые принято изображать в иконографии праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Напомним, что далеко не все персонажи Успения являются каноническими и обязательно включаются в живописную композицию. Например, часто на фресках и иконах отсутствуют изображения летящих на облаках апостолов и иудейского священника Афония.

Чтобы было понятно насколько та или иная композиция подробна или, наоборот, схематична, обратимся к книге “Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”, вышедшей в 1911-м году и составленной Софьей Ивановной Снессоревой.

За несколько дней до Успения Пресвятой Богородицы

Последние дни своей земной жизни Дева Мария пребывала на Сионской горе в доме Иоанна Богослова. Часто Пречистая Богородица посещала Голгофу и Елеонскую гору – места, связанные с последними днями Её Божественного Сына.

Не переставала Она молиться о скорейшем переселении на небо. Однажды на Елеонской горе Богородицу посетил архангел Гавриил и известил, что через три дня душа её покинет сей мир.

Архангел вручил Деве Марии райскую ветвь от финикового дерева и молвил, что эту ветвь должны нести перед гробом её в день погребения.

Важно

Пречистая молила архангела Гавриила о том, чтобы избавили её от вида адских страшилищ, о том, чтобы сам Господь принял душу её. Также просила она о том, чтобы перед кончиной повидалась Она с апостолами, которые в то время проповедовали Евангелие во всех концах света.

Возвратясь домой, она рассказала Иоанну Богослову о завершении земного пути и сделала необходимые распоряжения. Похоронить себя Дева Мария завещала между Иерусалимом и Елеонской горой в Иосафатовой долине, где покоились супруг её, Иосиф Обручник и родители – благочестивые Иоаким и Анна.

Когда Богородица беседовала с Иоанном Богословом и Иаковом, сыном Иосифа Обручника, вдруг послышался шум бури и все увидели, как светлые облака окружили дом. Эти облака принесли апостолов из разных концов света, чтобы они смогли проститься с Девой Марией и получить от неё благословение.
Явление апостолов на облаках в большинстве случаев помещают в композицию Успения.

Успение Пресвятой Богородицы. Последние минуты

На третий день после получения известия об успении, в третий час пополудни в доме горело множество свечей. Богородица возлежала на ложе и молилась о кончине своей. Внезапно дом осветился светом Божественной славы и явился Царь славы, Христос, в сопровождении небесных сил.

Дева Мария приподнялась с одра, увидев Сына и Бога Своего и услышала: “Прииде, ближняя Моя, прииде, возлюбленная, и вниди в обитель вечной жизни”. Пречистая Богородица повторила молитву: “Приими дух Мой с миром и огради Меня от области тёмной”. Она возлегла на одр и предала душу Свою в руки Сына Своего.

Изображение Иисуса Христа и души Богоматери в виде младенца всегда присутствует в иконографической традиции Успения.

Торжественно на глазах апостолов несена была душа Приснодевы в небесные обители руками Господа в сопровождении небесных сил.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска свода трапезной Успенской церкви Новодевичьего монастыря.

Успение Пресвятой Богородицы. Проводы

Весть об успении Пресвятой Богородицы быстро разнеслась по Иерусалиму. Начальники иудейские хотели помешать столь многолюдной и торжественной процессии, но сила Божия воспрепятствовала злодеянию. Гонители были ослеплены.

Но один из преследователей гроба Богородицы, иудейский священник Афоний особенно неистовствовал. Он потянулся к гробу и хотел сбросить тело Пречистой наземь.

На иконе “Успение Пресвятой Богородицы” второй половины XV века из собрания Успенского собора Московского Кремля в центре нижнего регистра композиции видим фигуру в красном плаще – это Афоний.

Успение Пресвятой Богородицы.Икона Успенского собора Московского Кремля.Москва, около 1479. Фото с сайтаhttps://assumption-cathedral.kreml.ru/icons/view/mestnyy-ryad-glavnogo-ikonostasa-uspenskogo-sobora/

Но едва руки святотатца коснулись одра, как ангел Господень отсёк их. Конечности повисли на ложе, а Афоний упал на землю.

Наказание вразумило Афония, он взмолился и воззвал к святым апостолам о помиловании. Апостол Пётр остановил процессию и сказал, что сами помиловать его не могут. Но может Иисус Христос, если уверовать в него. Афоний искренне уверовал в Христа и просил Господа об исцелении. Апостол Пётр велел приложить остатки рук к обрубкам, висевшим на одре.

Желающих проститься с Богоматерью было великое множество.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска на северной стене Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Только к вечеру смогли апостолы смогли положить гроб в пещеру и привалить вход камнем.

Успение Пресвятой Богородицы. Новгородская икона XII века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Эту икону в собрании ГТГ называют “Облачное Успение”. Краски на иконе чистые, почти спектральные.

Композиция призвана показать, что путь непорочной души Божией Матери на небо – это идеальный прообраз пути души любого человека, который, минуя мытарства, возносится к Божьему престолу.

На иконе видно, что глаза Богородицы открыты. Таким образом подчёркнуто, что Дева Мария находится отнюдь не на смертном одре. Её ожидает чудесное Успение.

Совет

Богоматерь – царица небесная. Об этом говорят Её красные туфли. Они изображены дважды – на ногах Богородицы и на коврике рядом с её ложем. Напомним, что красная обувь – атрибут византийских императоров.

Обратим внимание на очень важный композиционный приём. Между верхней и нижней группами апостолов и святителей есть расстояние, которое образует рукава креста. Крест НЕ изображён, а показан композиционно золотым фоном и явно прочитывается в иконе. Это делает энергию вознесения души Божией Матери ещё более уверенной.

Успение Пресвятой Богородицы. Московская икона Феофана Грека XV века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Икона из собрания ГТГ приписывается блестящему иконописцу второй половины XV столетия Феофану Греку. Хотя сомнения на предмет авторства остаются. Праздник “Успение Пресвятой Богородицы” изображён на обратной стороне иконы Богоматерь Донская.

Композиция этой иконы гораздо более лаконична, чем показано в образе “Облачного Успения”. Она даже более кратка, чем принято в иконографической традиции. Здесь нет фигур апостолов, прилетевших на облаках.

Лики персонажей скорее можно назвать лицами, искажёнными горем.

Один из важнейших композиционных моментов в иконе – вертикальная ось. Она подчёрнута длинной горящей свечой. Ось Вознесения подчёркивает фигура Христа, одетая в золотые сияющие одежды, которые доминируют и создают могучую вертикаль, подобную столпу света.

Источник: https://kraeved1147.ru/uspenie-ikonografiya/

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Среди настенных росписей нашего храма и его живописных икон часто встречается образ Богоматери. Одной из наиболее почитаемых храмовых икон является икона Успения Пресвятой Богородицы, подаренная храму братией Валаамского монастыря.

Праздник Успения Божией Матери.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.

В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.

Из Священного предания известно, что вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел.

Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Для многих других – предметом зависти и злобы. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража.

Но по промыслу Божьему, при приближении Богородицы у воинов отнималось зрение, и они не могли Ее увидеть. Однажды во время молитвы на горе Елеонской Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением.

Обратите внимание

Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет несказанный, перед которым померкли свечи; кровля горницы открылась, и сошел Сам Царь Славы, Христос, со множеством ангелов и архангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств.

Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Зазвучали торжественные гимны. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери.

Вдруг, как гласит Священное предание, над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа. Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой.

Когда возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, то облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали.

Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших. Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение.

Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Апостолы убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на небо. Кончину Богородицы Церковь называет Успением, а не смертью. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Иконография праздника.

Важно

Иконография Успения Пресвятой Богородицы поражает своей сложностью и разнообразием. Столь богатая традиция сложилась в силу особого отношения к этому событию: Успение, пожалуй, самый почитаемый из Богородичных праздников и один из самых важных в системе христианской литургики в целом.

Наиболее ранние примеры иконографии Успения относятся к Х веку, хотя праздник окончательно утверждается на Востоке в VI, а на Западе – в VII столетиях.

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века.

Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником.

Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие ереси, в том числе несторианство.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Основные апокрифические источники изображений датируются IV–V веками.

Но главным текстом, ставшим основой иконографической традиции, следует считать «Второе похвальное слово на Успение Богоматери» святого Иоанна Дамаскина (VIII век). В разное время и в восточном, и в западном искусстве делался акцент на те или иные фрагменты этого описания.

«Во время Ее славного Успения все святые апостолы, которые были рассеяны по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим, и когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно Божественное пение высших сил.

Так с Божественной и небесной славой Пресвятая Богородица предала Свою святую душу в руки Божии неким неизреченным образом. Богоприемное Ее тело, вынесенное и погребенное с ангельским и апостольским пением было положено во гробе в Гефсимании. И на этом месте три дня продолжалось непрерывное ангельское пение.

Когда же через три дня ангельское пение прекратилось, то апостолы открыли гроб, поскольку один из них, отсутствовавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться богоприемному телу.

Но они не смогли найти Ее всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись исходящего от них несказанного благоухания, они закрыли гроб.

Пораженные чудом таинства апостолы только и могли подумать, что Бог Слово и Господь славы, благоволивший воплотиться по ипостаси и вочеловечиться от Нее и родиться по плоти, а после Рождества сохранивший невредимым Ее девство, Сам благоволил и после отшествия Богоматери почтить Ее чистое и незапятнанное тело нетлением и перемещением прежде общего для всех воскресения». В соответствии со словами святого Иоанна Дамаскина у ложа Богородицы всегда изображались апостолы. В XI веке возникает так называемый «облачный тип» иконы Успения, в котором, помимо сцены прощания апостолов с Марией у Ее ложа, в верхней части композиции показано, как ангелы переносят их по небу к месту Успения. Согласно Преданию, Фомы среди них не было, а апостолы Андрей, Филипп и Иуда Фаддей, уже погибшие к тому времени, были чудесным образом воскрешены на время прощания с матерью своего Учителя. Именно к такому типу относится замечательная по художественным качествам икона XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде (ГТГ, Москва).

Центральное место в православной иконографии Успения принадлежит образу Христа. Его фигура располагается обычно по оси симметрии, образуя в сочетании с фигурой возлежащей на ложе Марии крестообразную композицию. На руках Он держит спеленатого младенца, олицетворяющего непорочную душу Марии.

В древнерусских памятниках XVI–XVII веков (как, например, на новгородской иконе XVI века из Русского музея в Петербурге) Иисус может держать младенца только на левой руке, а правой благословлять Марию.

Совет

В начале XVIII века святитель Димитрий Ростовский в проповеди «Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» дал описание чудесного явления Христа, явно руководствуясь более древними апокрифами: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы была открыта, и слава Господня нисходит с небес. Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

«Несказанный свет Божественной славы» в живописи олицетворяет мандорла (лат. «миндалина») – миндалевидное обрамление фигуры Христа. Интересно, что на иконах псковской школы XIV–XV веков (одна из них представлена в собрании Третьяковской галереи) мандорла часто писалась темно-синими, а порой и черными красками. То же самое мы видим и у Феофана Грека в сцене Успения на оборотной стороне иконы «Богоматерь Донская (ГТГ, Москва). Мастера стремились изобразить свет, согласно учению исихазма, как «пресветлый мрак», т.е. темное пятно, каким горний свет видится несовершенному земному зрению человека. Это придавало всему образу не только дополнительный духовный смысл, но и живописную экспрессию цвета, драматичность, которой нельзя избежать при изображении ухода человека из земной жизни – даже если в духовном плане это и не смерть, а вхождение в истинную жизнь.

Читайте также:  День веры, надежды, любови и матери их софии - 30 сентября 2019 года

Православная иконография Успения постоянно усложнялась и дополнялась новыми персонажами и деталями.

Так уже с конца XI века помимо апостолов у ложа Богородицы стали показывать четырех епископов, по преданию также присутствовавших при кончине Марии: апостола Иакова Алфеева, Иерофея, Тимофея Эфесского и Дионисия Ареопагита. Позже (главным образом на Руси) к ним присоединились жены иерусалимские, оплакивающие расставание с Богородицей.

Со временем на иконе появились некоторые дополнительные детали, имеющие символический смысл: красные туфельки у ложа Марии – символ окончания Ее земного пути; свеча, горящая перед Ее ложем.

По одному из апокрифических рассказов, Мария сама просила зажечь в помещении свечу как знак Ее молитвы к Сыну, которую Она творила до последней минуты.

Свеча в то же время и символ Христа, Его жертвы и сокровенного присутствия.

С XV века в русских иконах на переднем плане появилось изображение отсечения рук иудею Афонии. По одному из преданий, во время торжественного перенесения тела Марии на погребение в Гефсиманию Афония, не признававший Христа, хотел опрокинуть гроб на землю из рук апостолов. Но чудесно появившийся ангел с мечом отсек ему руки (Афония, разумеется, тут же покаялся и обратился).

Наконец, в XVII веке возникает композиция Успения с клеймами, устроенная наподобие житийной иконы.

В клеймах вокруг главной сцены изображаются так называемое «Второе Благовещение» – повторное явление Марии архангела Гавриила, сообщающего Ей о скорой встрече с Сыном – подробности прибытия апостолов с разных концов земли, их последняя беседа и прощание с Марией, погребальное шествие с отсечением рук Афонии.

Источники: – О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле //Журнал Московской Патриархии. – 1979. – N 3.

– Иконография Успения: От Иоанна Дамаскина до Караваджо. Наталья Боровская, www.pravmir.ru

Источник: http://teotokos.ru/nash-xram/ikonyi-i-svyatyini/ikona-uspeniya-presvyatoj-bogorodiczyi

Иконы Успения Пресвятой Богородицы

28 августа — последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, X век. Из собрания музея Метрополитен в Нью-Йорке.

Миниатюра из рукописи литургического Евангелия в собрании монастыря Дионисиат на Афоне.

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, XI век. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Обратите внимание

Изображения Успений Пресвятой Богородицы XII века на иконах из собрания монастыря св. Екатерины на Синае в общем воспроизводят схожую иконографию.

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века.

Здесь иконография праздника усложняется: появляются изображения святителей, по преданию присутствовавших при этом событии (это могут быть святители Иаков брат Божий, Иерофей Афинский, Тимофей Эдесский и Дионисий Ареопагит). Кроме того, появляются изображения Небесных сил, сопровождающих Христа.

На фреске Мирожского монастыря архангелы Михаил и Гавриил представлены в лоратных одеждах, как царедворцы Небесного Владыки. В архитектурных сооружениях по краям композиции помещены изображения плачущих иерусалимских жен.

Изображение Погребения Богоматери на т.н. «Златых вратах» церкви Рождества Богородицы в Суздале (XII-XIII вв.

), равно как и некоторые другие более ранние памятники византийского мира, свидетельствуют о наличии целого изобразительного цикла, связанного с преданиями об Успении Богоматери.

В дальнейшем различные разновременные части этого цикла, как мы увидим, будут совмещаться в пределах одного изображения… Кроме того, здесь появляется изображение нечестивого Авфонии, попытавшегося перевернуть одр Богоматери и наказанного за это ангелом.

Икона Успения Пресвятой Богородицы из Десятинного монастыря под Новгородом (в собрании Гос. Третьяковской галереи, начало XIII века) является первым из сохранившихся до наших дней русских примеров иконографии «облачного» Успения. Апостолы изображены приносимыми на облаках, в свою очередь ангелы уносят душу Богоматери на Небо.

Фреска Успения Пресвятой Богородицы западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец XIII века. Это одно из наиболее сложных по иконографии изображений этого праздника.

Важно

Слева от собственно Успения находится сцена прощания Марии с иерусалимскими женами, справа – наказание Авфонии и погребение Богоматери. Из раскрытых Небесных Врат спускается целый сонм ангелов, апостолы приносятся на облаках.

Интересные детали – душа Богоматери в руках Христа изображена с крыльями, кроме того, Богоматерь, на этот раз в своем земном обличье, находится еще и на отдельном облаке справа, в сопровождении ангела, и вручает свой пояс апостолу Фоме.

Таким образом мы видим, что разновременные события (в частности, явление Богоматери апостолу Фоме и Ее телесное Вознесение произошло, по преданию, на третий день после Ее Успения) оказываются объединены в единое целое.

Мозаика Успения церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало XIV века. Выделенный красным цветом из остальных Небесных сил Херувим, вполне возможно, служит напоминанием о Херувиме, охранявшего Рай после грехопадения Адама и Евы, и знаком того, что ныне Рай открыт для праведных душ.

Фреска Успения Пресвятой Богородицы церкви св. Георгия в Старо-Нагоричино (Ныне – Македония). Первая четверть XIV века. Это одна из наиболее сложных трактовок иконографии Успения. Погребение (апостолы несут одр Богоматери) и собственно Успение оказываются совмещенными.

Авфония с отсеченными руками т.о. перемещается в центр композиции, хотя наказующий ангел с мечом остается слева вверху.

Ангелы появляются не только в окружении Христа, но и среди апостолов на земле . Апостолы приносятся на облаках, и у каждого в облаке свой «личный» ангел-путеводитель. А пониже этих облаков изображены ветхозаветные пророки, предрекшие появление Марии, вместе с символами их пророчеств.

Выше фигуры Христа – телесное вознесение Богоматери и отдание пояса апостолу Фоме. Некоторые из вышеперечисленных особенностей будут впоследствии восприняты древнерусской иконописью.

Совет

Фрагмент фрески Успения Богоматери церкви Успения монастыря Грачаница. 1320-е годы. Косово, Сербия.

Икона Успения Богоматери. Из праздничного ряда Софии Новгородской. Середина XIV века.

Фреска Успения Богоматери из церкви св. Димитрия Маркова монастыря (XIV век, ныне – Македония) – также замечательный вариант трактовки иконографии праздника. Здесь ангелы переносят Душу Богоматери в виде фигурки с распростертыми белыми крыльями в распахнутые двери Рая, а апостолы приносятся на облаках по трое, причем несущие их ангелы изображены снаружи облаков.

Икона Успения Пресвятой Богородицы. Феофан Грек (?) Конец XIV века. Оборотная сторона иконы Богоматерь Донская (в собрании Гос. Третьяковской галереи).

Фреска Успения Богоматери собора монастыря Ватопед на Афоне. XIV век.

Храмовая икона «Успение Богоматери» первоначальной деревянной Успенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря. Начало XV века. Ныне – в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Храмовая икона «Успение Богоматери» Успенского собора Московского Кремля. Около 1479 г.

Икона Дионисия «Успение Богоматери» из Павло-Обнорского монастыря. Около 1500 г. (В собрании Вологодского музея-заповедника). Белый цвет одежд возносимой ангелами Богоматери особенность, встречающаяся в памятниках круга Дионисия.

«Успение Богоматери». Мастер Феофан Критский. Икона середины XVI века из праздничного чина монастыря Ставроникита на Афоне.

Икона XVI века Успения Пресвятой Богородицы из Успенской церкви Кеми (в собрании ГРМ) – один из поздних образцов «сложной» иконографии праздника. За святителями слева изображены праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также св.

Обратите внимание

царь Давид (в данном случае они изображены как предки Богоматери), подчеркнуто «многослойно» изображение Небесных Сил, окружающих Христа.

Уникальные для иконографии Успения особенности в этой иконе – изображение Небесного Иерусалима вверху и образ Ветхого Днями – возможно заимствованы из икон Страшного Суда того же времени.

Фреска Успения Пресвятой Богородицы келии св. Стефана на горе Афон. Конец XVII века.

Болгарская икона XIX века Успения Богоматери. От некогда многосложной композиции с летящими апостолами осталось лишь явление Богоматери апостолу Фоме.

Современная греческая Успения Пресвятой Богородицы.

Источник: http://www.nsad.ru/page/ikony-uspenija-presvjatoj-bogorodicy/

Успение Пресвятой Богородицы пост, приметы, история праздника

Успение Пресвятой Богородицы – большой праздник в православии. Посвящен он представлению (гибели) Матери Божьей и ее вознесению на небеса.

Каждый год 28 августа православные верующие идут в церковь, чтобы прикоснуться к истокам. Почему не нужно скорбеть? Потому что смерть – это лишь переход в иной мир.

Душа умершего, который вел праведный образ жизни, возносится в Царствие небесное для вечной жизни в счастье и покое.

Так и Дева Мария, закончив свой земной путь и выполнив свое предначертание, отдала свою душу Отцу небесному, Иисусу.

На иконах успения пресвятой, посвященных этому событию, можно видеть ангелов и архангелов рядом со смертным одром Богоматери и в центре – Ее Сына с малышом на руках. Младенец символизирует душу умершей Девы Марии.

После смерти происходит перерождение для вечной жизни. Поэтому праздник радостный и светлый. Он означает победу жизни над смертью.

История праздника успения

Пречистая дева встретила архангела Гавриила по пути на Элеонскую гору, где она часто молилась. Он держал в руке пальмовую ветвь.

Как мы знаем, с этим растением посланцы божьи приносили верующим благие вести. В этот раз Весть была о скорой кончине.

Богоматерь узнала, что через 3 дня ей предстоит вознестись на небо и встретиться с Сыном своим. Иисус вознесет ее в Царствие Небесное, где мать будет жить вечно.

Важно

Вернувшись домой, Дева Мария рассказала о судьбоносной встрече. Затем она написала завещание, в котором указала, что хочет быть похоронена в Гефсимании около своих родителей. Также по завещанию ее ризы отходили бедным прислужницам, которые помогали Деве Марии честно и усердно долгие годы.

Согласно старому стилю, пятнадцатого августа должно было случиться успение богородицы. История праздника гласит, что в эту пору зажгли свечи в храме, где на украшенном цветами одре лежала Богоматерь. В один миг пространство залилось светом и в нем явились все небесные силы вместе с Господом.

Дева Мария возрадовалась, а Иисус обнял ее, произнеся слова одобрения. Тогда Он принял ее душу.

Тело Девы Марии поместили в гробницу, вход в которую завалили огромным камнем. Но через 3 дня апостол Фома стал просить и умолять дать ему возможность проститься с Пречистой. Тогда другие апостолы отодвинули камень и вошли с Фомой в пещеру. На лицах всех пришедших застыло величайшее изумление: на одре лежали лишь ризы, а самой Марии не было. В пещере витал приятный травяной аромат.

Что означает успение божией матери

Издавна праздник успения отмечают в храмах утренними службами, на которые православные приносят семена злаковых культур для освещения. Случалось это после ночных служб, как только всходило солнце.

Народ именовал Богородицу Пречистой, Госпожией. По этой причине праздник успения богородицы носит названия:

  • Госпожин день (Госпожинок);
  • Первая Пречистая;
  • Пасха Богородицы.

В этот день мы, верующие обрели свою заступницу на небесах. В горе и в печали, в страданиях и скорби, молимся мы иконам Богородицы с просьбами о помиловании, прощении, спасении. Просим о здоровье и исцелении. И она помогает всем страждущим, ходатайствует перед Господом о прощении и помощи заблудшим детям Его.

Икона Успение Пресвятой Богородицы чудотворная. Это наиболее сильный образ, у которого молятся о здоровье и помощи. Эта икона наделена властью помощи достойно пройти земной путь и не боятся смерти.

Успение богородицы – 28 августа

В преддверии праздника многие сомневаются, какого числа успение пресвятой богородицы. Ответ прост – 28 августа каждый год неизменно. Именно в это день заканчивается Успенский пост (продолжался с 14 по 28 августа).

Читайте также:  Успенский кафедральный собор в ярославле

В старые времена эту дату праздновали восемнадцатого января. Но император Маврикий приурочил успение богородицы к Дню Победы над персами и перенес дату на 28 августа.

Весь день верующие молятся и радуются. Нет места печали и грусти. Ведь этот день еще раз напоминает о возможности о вечной жизни. Этот день дает еще одну надежду на спасение. Творец вознаграждает праведное поведение. Все мы – дети его. И всем нам уготована вечная жизнь. Нужно лишь прийти к Нему, принять Его, полюбить Его.

земной наш путь – лишь этап перед жизнью вечной. Нужно пройти его достойно, с любовью и верой. Это путь учения, страданий и радости. Добрые поступки и чистые помыслы влияют на вечную жизнь. Она будет у тех, кто раскается в своих грехах и придет ко Христу. Он возьмет в Царствие небесное детей своих.

По Библии, смерть – результат грехопадения первых людей. Непослушание, проявленное Адамом и Евой, привело к их изгнанию из рая, где Господь поселил их навечно. Теперь же людям был уготован земной путь в страданиях, чтобы раскаяться и очиститься для вечной жизни.

Что значит «успение»? Это смерть. Но ее можно победить, открыв свои сердца добру, милосердию и вере. И пример тому – Воскрешение Христа и Успение Богородицы.

Приметы и традиции на день успения

  • Этот праздник проводят в семье. Помогают мамам, родителям. Благодарят их за заботу, молятся иконе успения пресвятой богородицы.
  • Нельзя обувать обновки, чтобы весь год не чувствовать дискомфорт.
  • Нельзя сквернословить и быть в плохом настроении.
  • Запрещено ходить босиком и протыкать землю острыми предметами, чтобы не привлечь неурожай.
  • Поврежденная в этот день нога сулит неудачи и препоны.
  • Хотя церковь однозначно относится к приверженности верующих к обрядам и суевериям. Нельзя верить в нелепые поверья. Есть одна вера: в Господа нашего.
  • Дождливый день успения – к сухой осени.
  • Нужно собирать фрукты и овощи нового урожая, делать заготовки на зиму. Особенно хорош будет засол огурцов.
  • Все готовят праздничные блюда для семейной трапезы в честь праздника успения. Пекут хлеб из муки нового урожая. Кусочек испеченного в праздник успения каравая помещают рядом с образами и хранят весь год. Такой хлеб имеет целительную силу.
  • Подают милостыню и помогают неимущим, заканчивают начатые дела.
  • Юноши, решившие жениться, идут в сваты.

Поздравляем всех верующих с этим светлым праздником и желаем мира, добра и света в душе и в жизни. Любите и будьте любимы. Живите в гармонии и счастье.

(Visited 6 536 times, 1 visits today)

Источник: https://recepty-s-foto.ru/blog/uspenie-presvyatoy-bogoroditsyi.html

Сегодня Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – один из двунадесятых, то есть самых больших православных праздников, посвящённый событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю).

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери всё человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом.

Совет

Этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших Господских праздников – Крещение.

Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.

https://www.youtube.com/watch?v=fuqWjxjVlac

Упоминание об этом празднике относит верующих далеко в прошлое, к V веку. Именно тогда стали отмечать Успение Девы Марии, но название было несколько иным – «Память Блаженной», и праздновали этот день только жители Сирии.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы называют ещё Первой Пречистой или Пасхой Богородицы. В церквях в этот день к иконе с изображением усопшей Богородицы преподносят цветы и прикладываются.

Согласно Священному Писанию, Матерь Божия после смерти, Воскресения и Вознесения Спасителя находилась в Иерусалиме. Затем Она в сопровождении Иоанна Богослова переместилась в Эфес.

Часто посещала Она праведного Лазаря, живущего на Кипре, в одно из своих посещений Лазаря Матерь Божия подарила ему епископский омофор и поручи, сделанные собственными руками.

Посетила Она и Гору Афонскую, которую в дальнейшем благословила, сказав: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его на месте и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Всё нужное для земной жизни они будут иметь в изобилии и с малым трудом, и будет уготована им небесная жизнь, и не оскудеет к ним милость Сына Моего до скончания века. Я буду Заступницей этому месту и тёплой о нём Ходатаицей перед Богом!» (Деяния апостолов)

Незадолго до смерти Своей Матерь Божия снова прибыла в ранее покинутый Ею Иерусалим. Здесь Она постоянно пребывала в молитве и наиболее часто посещала места, связанные с самыми важными жизненными событиями Сына Её Божественного.

В один из дней Её пребывания на Елеоне предстал пред ней Архангел Гавриил. Он известил Её о том, что через три дня по воле Божьей наступит Её Успение и Она покинет землю, воздавшись на небеса к Сыну Своему.

«Сын Твой и Бог наш, – сказал небесный посланник, – ждёт Тебя с архангелами и ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в Горнее Царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!»

Обратите внимание

В знак того, что смерть не имеет власти над Богородицей и что Её кончина будет напоминать сон, через который Она войдёт в вечную славу, Архангел вручил Ей ветвь из райских обителей, она приняла вид земной финиковой пальмы, но продолжала сиять светом небесной благодати. По слову Архангела Гавриила, эту ветвь нужно было нести перед одром с телом Богородицы в день Её погребения. (Деяния Апостолов).

Пресвятая Богородица поделилась произошедшим с апостолом Иоанном, который спешно оповестил о предстоящей кончине Матери Божией брата Господня, апостола Иакова. Он же в свою очередь – всю Иерусалимскую Церковь, впоследствии сохранившую предание об Успении Богородицы.

Перед кончиной Своей Матерь Божия велела после смерти захоронить Себя рядом со Своими праведными родителями в Гефсимании.

В день Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Ней практически все апостолы, странствующие по миру с проповедью о Слове Божием. Её уход сопровождал свет несказанный, при появлении которого Сам Христос предстал пред Нею в окружении многочисленных ангелов.

Богородица обратилась к Нему с молитвой и сердечной просьбой о благословении всех тех, кто чтит Её память. Она также призвала в молитве Сына Своего окружить Её защитой Божией от силы Сатанинской и мытарств воздушных, а после, в радости и благодати, отдала душу Свою в Господни руки.

Три дня и три ночи пребывали у гроба Богородицы апостолы, воспевая псалмы.

И лишь на третьи сутки к ним пришло совершенное и полное утешение от Великого образа Божией Матери и слов Её, призывающих ликовать и радоваться, воспеть духом, так как с этого момента Она будет рядом с каждым, вечно оберегая и покровительствуя. После воскресения тело Божией Матери покинуло этот мир, отправляясь ко Господу на небеса.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы даёт нам понять, что Дева Мария покинула этот мир в радости и с покоем на душе. Что жизнь – это лишь тяжёлый, но вынужденный путь для обретения вечной и истинной жизни. Поэтому Успение Богородицы – это блаженный праздник для христиан, ведь только через смерть мы познаем истинное счастье.

Икона Успение Пресвятой Богородицы

Икона Успение Пресвятой Богородицы считается очень сильной и одной из самых чудотворных. Молясь перед этой иконой, Деву Марию просят о защите детей и взрослых от болезней, о помощи в принятии правильного решения в сложных проблемных вопросах.

Важно

Именно икона Успение Пресвятой Богородицы помогает достойно пройти свой земной путь и преодолеть страх перед смертью.

Успенский собор

Успенский собор, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Первое каменное здание собора было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в.

Великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Возвёл его в 1479 году специально приглашённый итальянский архитектор.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – это и росписи 1642–1643 гг., и грандиозный иконостас 1653 года.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и Патриарха. Успенский собор являлся усыпальницей глав Русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 года Успенский собор был превращён в музей.

Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.

С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь венчали на царство, короновали императоров; возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов; оглашали государственные акты; служили молебны перед военными походами и в честь побед. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Совет

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Здесь были похоронены московский князь Юрий Данилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр.

Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви.

Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора: св. Петра, св. Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёв) и свмч. Патриарха Гермогена.

Традиции праздника Успения Пресвятой Богородицы

В праздник Успения Богородицы православным следует задуматься о своей матери, оказать ей помощь. Праздник принято отмечать в кругу родных и близких, непременно с родителями, за богатым столом и вкусными угощениями.

Все верующие в этот день молятся и просят помощи и заступничества у Пресвятой Богородицы.

Обратите внимание

После Успения хорошо солить огурцы. Считалось, что тогда они до весны не покроются плесенью. К Успению убирали весь урожай.

После Успения начинается «Бабье лето». И если на праздник идёт дождь, то «Бабье лето» будет тёплым.

На 28 августа, в день Успения, пекли хлеб из муки нового урожая, святили в церкви и по возвращении из храма домой все отламывали по кусочку, а остатки убирали под икону и берегли. Считалось, что такой хлеб обладает мощной целительной силой и может лечить больных.

В этот день не следует брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя. Также нельзя на Успение втыкать в землю ножи, лопаты и другие острые предметы.

На Успение нельзя ходить босиком. Считалось, что таким образом можно собрать все болезни. Роса в этот день – это слёзы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им.

Также все те, кто держал пост перед Успением, избавились от «покушения лукавого на душу». Также нельзя надевать старую или неудобную обувь в этот день, чтобы избежать проблем в жизни. Если натрёте ногу в этот день, то ждёт трудная, полная проблем и неудач жизнь.

А вот работать в это день разрешалось, особенно если вы не закончили какое-то начатое дело или кому-то нужно помочь.

Публикацию подготовил Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО

Источник: http://www.ippo.ru/news/article/segodnya—uspenie-presvyatoy-bogorodicy-403183

Ссылка на основную публикацию