Икона святых апостолов петра и павла

Святые апостолы Петр и Павел: их образы в искусстве

12 июля Русская Православная Церковь отмечает окончание Петрова поста и день памяти святых славных и всехвальныхпервоверховных апостолов Петра и Павла. «Прихожанин» решил почтить их память рассказом о том, как образы первоверховных апостолов воплощали на своих полотнах великие художники.

В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности).

И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле.

Обратите внимание

Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона.

Возможно, это так, возможно, нет, так как, к сожалению, достоверных данных о дате их гибели не существует. Многие исследователи полагают, что верные ученики Христа Петр и Павел погибли с разницей в несколько лет. Но, наверное, не это главное. Важно то, что они сумели сделать.

Иконографическое изображение Святых апостолов Петра и Павла следует традиционным православным канонам, а потому на многочисленных иконах их образы отличаются лишь отдельными деталями.

Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми.

На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются.

«Святые апостолы Петр и Павел»

Статичное изображение святых в православной иконографии традиционно и объясняется тем, что в иконе важно передать образ святого, его взор, обращенный к молящемуся. Потому иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках.

На большинстве икон святой апостол Петр держит в руках ключ (реже два ключа – серебряный и золотой, которые олицетворяют собой светскую и духовную власть), ибо сказал Христос: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Хотя можно увидеть иконы, на которых в руках любимого ученика Христа свиток с евангельским текстом.

В руках у Святого апостола Павла чаще всего на иконах можно увидеть книгу или свиток, реже – меч.

Важно

Понятно, что книга и свитки отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом, а вот образ меча – это символ слова Божия, ибо в своем Послании к Евреям святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

Икона «Святой апостол Петр»
«Святой апостол Павел»

На некоторых иконах святые апостолы Петр и Павел сообща держат в руках церковь как знак того, что они совместным апостольским трудом укрепляли Христову Церковь на земле.

Совсем иначе рисовали образы святых Петра и Павла западноевропейские художники. Как правило, посредством живописи они стремились рассказать о самых значимых – трагических или драматических – моментах в их жизни.

Взять, к примеру, знаменитые картины итальянского художника Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра». Или, скажем, «Освобождение святого Петра» Бернардо Строцци и «Куда идешь, Господи?» Аннабеле Карраччи.

«Обращение Савла».Караваджо
«Распятие святого Петра».Караваджо
«Освобождение святого Петра».Бернардо Строцци
«Куда идешь, Господи?».Аннибале Карраччи

Каждое из этих знаменитых полотен напоминает верующим главные эпизоды из жизни святых, как в случае с Савлом, будущим апостолом Павлом, который всячески преследовал  и убивал христиан, и однажды на пути к Дамаску «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5).

Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи?» Аннибале Карраччи… 12-й год правления императора Нерона. Страшные гонения на христиан в Риме. Арест святого Петра ожидается со дня на день.

Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Петр уступает их уговорам, ночью он уходит из города по Старой Аппиевой дороге… и за городскими воротами встречает Христа.

«Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор.

Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.

Ее, кстати, показывает нам картина Караваджо «Распятие святого Петра». Поскольку Петр не был римским гражданином, его приговорили к мучительной смерти на кресте. Известно, что апостол попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин быть распятым, как Христос.

Еще одному очень важному эпизоду из жизни святых апостолов Петра и Павла посвятили свои картины известные западноевропейские мастера. Посмотрите на эти полотна!

«Беседа апостолов Петра и Павла». Рембрандт
«Святой Петр и святой Павел». Гвидо Рении
«Святой Петр и святой Павел». Хосе де Рибера

Они не только напоминают нам о драматическом споре, который случился между апостолами Петром и Павлом, но и в целом отражают важную веху в истории раннего христианства.

Это сегодня вся Европа, разделившись на два лагеря, гудит и обсуждает ситуацию вокруг мигрантов, которые, подобно цунами, захлестнули европейские страны.

А тогда, две тысячи лет назад, в Антиохии между святыми апостолами Петром и Павлом возник спор о том, как следует поступать с язычниками, которые принимают христианство и хотят войти в христианскую общину.

Совет

Этот спор двух первоверховных апостолов в итоге вылился в Апостольский Собор, который состоялся в Иерусалиме (по одним данным, в 49, а по другим – в 51 году).

Суть спора: должны ли крещеные язычники делать себе обрезание по закону Моисееву, устраивать жертвоприношения в Храме и соблюдать ряд других иудейских обрядов и ритуалов? Столкнулись две точки зрения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел.

Как известно, в итоге Собор принял точку зрения апостола Павла и отказался от идеи соблюдения крещеными язычниками иудейских обрядов и ритуалов. Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками, и позже, на протяжении многих последующих веков.

Поэтому знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники.

И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Именно с его картиной чаще всего возникает ассоциация, когда говорят о святых апостолах Петре и Павле. Это  знаменитый испанский художник Эль Греко.

Кстати, имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек». Ибо Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком  по происхождению, уроженцам острова Крит.

Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко, 1592 год

Картина поразительная, во многом напоминающая икону, ибо в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии.

  Впрочем, этому парадоксу перестаешь удивляться, когда узнаешь, что Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса.

Интересно, что, хотя вся семья Эль Греко принадлежала к Римско-Католической Церкви, сам художником свои полотна рисовал в греческой православной стилистике.

Обратите внимание

Кстати, в 1597 году, спустя 5 лет после завершения первой картины «Апостолы Петр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, это более слабое полотно. 

«Апостолы Петр и Павел»,Эль Греко, 1597 год

На ней художник дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу.

Читайте также:  Воскрешение иисуса христа

Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла.

Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра, и зрителей.

Мне так не кажется. Напротив, я вижу двух одинаково сильных и мудрых учеников Христа. Только святой апостол Петр на картине Эль Греко погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий самого апостола Павла.

При таком прочтении картины можно предположить, что Эль Греко, великий греко-испанский живописец, создавший множество картин на евангельские сюжеты, хотел через образы святых апостолов Петра и Павла передать свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Священного Писания, и молитвы, обращенной к Богу.

Петр Селинов

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/podumat/o-serkvi/1431-svyatye-apostoly-petr-i-pavel-ikh-obrazy-v-iskusstve.html

Молитва петру и павлу в чем помогают

Советуем ознакомиться молитва петру и павлу в чем помогают с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Святые Апостолы Петр и Павел прославились перед Господом своими благочестивыми поступками и желанием возвещать о Нем, даже в минуты опасности. Почему советуют молиться молодым предпринимателям именно им?

Дело в том, что задача каждого предпринимателя и бизнесмена – не просто продать что-то или оказать услугу за деньги, а сделать это во Имя Христа. Помолившись Господу, испросив у него благословения, душа человека, скорее всего, всегда будет помнить о том, что в бизнесе нужно быть честным и порядочным. Нельзя обманывать покупателей и клиентов.

Чтобы работа осуществлялась благополучно, нужно просить помощи у Господа, Божией Матери и Его святых Апостолов. Святые Петр и Павел – заступники перед Богом за благочестивых и честных работодателей, предпринимателей и бизнесменов.

«Без мене не можете творите ничесоже» — так сказал в Евангелии Господь. Это касается и проведения любых работ. Следует обязательно помолиться Ему, попросить защиты от врагов видимых и невидимых.

Важно

Святые Петр и Павел обязательно станут небесными покровителями тем, кто молится о благополучии в сфере деятельности.

Ежедневная молитва Петру и Павлу о работе поможет справиться с любой богоугодной задачей.

Молитва 1-я

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовице учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую.

Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики Ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.

Молитва Иоанну Новому Сочавскому о покровительстве в торговле

Молитва перед отправлением в плавание

Что еще почитать?

Добавить комментарий Отменить ответ

  • ИОААНН к записи Молитвы святой великомученице Екатерины
  • Виктория к записи Чудотворная молитва об исцелении к Блаженной Матроне Московской
  • Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов
  • Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов
  • Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов

© 2017 Молитвы.ОНЛАЙН · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено

Молитвы святым апостолам Петру и Павлу

Молитва — это порой единственное, что может спасти нас в трудные минуты нашей жизни. Каждый христианин должен помнить о том, что молитвы, идущие от самого чистого сердца, могут привнести в жизнь свет и любовь.

Молитвы святым апостолам Петру и Павлу всегда помогут вам преодолеть уныние и избавиться от плохих мыслей. Главное, чтобы ваш разговор с Богом и святыми был лишен притворства и лицемерия. Молитва о помощи святому так же сильна, как молитвенный текст, обращенный к самому Творцу.

Житие святых Петра и Павла

Оба этих первоверховных святых умерли за свою веру, но судьба их сильно отличалась. Петр был человеком семейным, занимался рыболовством вместе со своим братом.

Первым о приходе Спасителя на Землю узнал его брат Андрей. Именно он привел Петра, которого изначально звали Симон, к Иисусу Христу. Петром его назвал ни кто иной, как Иисус, который взял его с собой.

Петр с того момента всюду следовал за своим учителем.

Однажды Петр пригласил Иисуса к себе домой. Обнаружив, что мать жены апостола сильно больна, он исцелил ее, освободив от мук и вернув радость жизни.

После свершения чуда с рыболовными сетями, которые выловили при помощи Христа огромное количество рыбы там, где этого быть не могло по определению, Петр упал в ноги Спасителю и сказал, что не достоин всего этого.

Он оставил свой дом и отправился нести свою веру вместе с Иисусом.

Он стал главным из 12 апостолов. Даже после смерти Иисуса он нес на своих плечах тяжелую ношу, называемую сомнением и страхом.

За благие дела Петра и за то, что он обратил в христианство двух жен римского императора Нерона, последний казнил его, но Петр изъявил желание быть казненным вниз головой, сказав следующее: «Иисус перед смертью смотрел сверху вниз, наблюдая за людьми, а я же хочу смотреть снизу вверх, потому что недостоин иной чести».

Святой Павел принадлежал знатной семье. Изначально его звали Савлом. Он рос в семье, которая ненавидела христиан и считала их преступниками. Он разделял это мнение. Он бросал людей в тюрьмы за их веру и видел множество смертей.

Совет

Ему поступило задание отправиться в город Дамаск и привести всех христиан на суд. По пути туда ему показался яркий свет, спускающийся с небес, который ослепил его.

Савла привели в храм божий, где он был исцелен и уверовал в Бога. С этого момента путь его изменился и никогда не возвращался на прежнюю колею.

Умер он тоже насильственной смертью — ему отрубили голову, которая по преданию три раза стукнулась о землю, а из этих мест начали бить источники.

Молитвы Петру и Павлу

В православии память Петру и Павлу выражается великим праздником, который отмечается 12 июля. Предшествует празднику Петров пост. В этот день в храмах читаются молитвы и проводятся праздничные литургии. Ранее мы писали обо всех главных церковных традициях этого важного дня в православном календаре.

Празднуется память этих разных святых в один день, потому что в соответствии с многими источниками, смерть их была почти одновременной или в один и тот же день, но с разницей ровно в год. Для многих это остается тайной, однако католическая церковь принимает версию о том, что умерли они почти в одно и то же время.

Те, кто не могут посетить храм в день памяти святых, обычно читают молитвы дома. Вот две важнейшие молитвы, посвященные мукам Петра и Павла:

О святии апостоли Петре и Павле,

не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена),

да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите,

да помилует Господь всех нас молитв ваших ради,

Читайте также:  Псалом давида 3

да истребит же рукописание безмерных грехов наших,

и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего,

Ему же честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

Эти молитвы наполнены любовью и уважением к Иисусу Христу и его последователям. Они призывают всех людей к добру и просят, чтобы Бог наделил добротой того, кто молится в данный момент. Не всегда нам удается быть хорошими людьми, а причин тому миллион.

Именно в такие моменты лучше читать эти молитвы — когда вы сомневаетесь в том, хороший вы человек или нет. Чтобы обрести спасение души своей, научиться жить хорошими поступками и искать лучшее во всем, что происходит вокруг нас — вот зачем нужны эти молитвы.

Молитвы утренние и на сон грядущий всегда самые важные, ибо они преисполнены надеждами и раскаяниями. Молитвы Петру и Павлу могут быть использованы в качестве подобных, так как выражают надежду и веру в Божье исцеление наших душ. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://xn—-7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/molitva-petru-i-pavlu-v-chem-pomogayut/

Икона

Духовное развитие 22 августа 2015

Вероятно, икона апостолов Петра и Павла является одной из самых знакомых всем, кто когда-либо обращался к изображениям христианских святых.

Их канонический облик в неизменном виде сохраняется с тех давних времён, когда последователи учения о воскресшем Спасителе собирались для своих служб в глубинах катакомб.

Ключ от врат Царствия Божия в руках одного из них и меч ― символ жертвенности – в руках другого ― свидетельство того, что перед нами именно те, кого принято именовать первоверховными апостолами.

Особенности их изображения

Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона.

Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения, авторы которых вполне могли быть с ними знакомы, или, по крайней мере, видеть.

Этим, вероятно, и объясняется неизменность, придаваемая их портретным чертам.

Считается, что икона «Пётр и Павел» этим необычайным постоянством обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства. Авторы первых фресок, обнаруженных на стенах катакомб, несомненно, были знакомы с техникой портретирования, что позволило им придать образам апостолов правдивые и реалистичные черты.

Близость индивидуальных черт

Сравнивая работы мастеров, живших в разные эпохи, в разных концах христианского мира и никогда не видевших творений друг друга, поражаешься схожести изображённых ими ликов.

Например, икона «Пётр и Павел», написанная в древней Византии, и её аналог новгородской школы XVI века, без сомнения, передают черты одних и тех же людей.

Причём точно известно, что живописцы с берегов Волхова не были знакомы с произведениями своих предшественников.

Особое место в иконографии святых апостолов занимают их совместные изображения. Подобные композиции часто связаны с обстоятельствами жизни святых и мученической кончины, состоявшейся в один день.

В качестве сюжетов нередко используется апокрифический текст, повествующий об их последней встрече и прощании незадолго до казни.

Обычно икона «Пётр и Павел», написанная на его основе, представляет собой изображение апостолов, братски обнявшихся и целующих друг друга.

Видео по теме

Почитание святых апостолов на берегах Днепра и Волхова

Со времён принятия христианства образ первоверховных апостолов считался одним из наиболее почитаемых на Руси.

Известно, что по возвращении из Корсуни святым князем Владимиром была привезена в Киев икона «Пётр и Павел», ставшая впоследствии даром Софийскому собору в Новгороде.

До наших дней она не сохранилась, но в древнем храме можно и теперь увидеть фреску XI века, написанную по этому сюжету.

Духовность в основе образа апостолов

В наши дни в иконостасах большинства храмов неотъемлемой частью деисусного ряда является икона Петра и Павла. Значение её со временем неизмеримо возросло.

Причина заключается в более полном осмыслении их образов.

Они являют собой символы безграничной веры в истинность Христова учения, позволяющего даже простому, не учёному и слабому человеку, каким был прежде Пётр, подняться до вершин святости.

Кроме того, это символ открытости пути к духовному совершенству для тех, кто первоначально не только не принял учение христиан, но и был их яростным гонителем, как апостол Пётр.

Обратите внимание

Безусловно, в наши постатеистические времена подобные образы являются весьма актуальными, тем более что православная церковь ведёт широкую просветительскую работу, направленную на восполнение тех пробелов в религиозном образовании народа, которые возникли в эпоху богоборчества.

В целом же любое изображение апостолов – это наглядная проповедь христианской веры, открывающей врата в жизнь вечную.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/48960/

Надежда Нефедова. Иконография святых апостолов Петра и Павла: мозаики, фрески, иконы, скульптура. « Иконописное отделение СПбДА

Святые апостолы Петр и Павел, вероятно, одни из самых узнаваемых в христианской иконографии. Их черты легко запоминаются: короткая, кудрявая, с проседью борода Петра или высокий, с залысинами лоб Павла. Даже едва знакомый с Преданием человек всегда догадается, что «с ключами» — это Петр, потому что именно он у врат рая встречает умерших.

Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства.

Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб.

Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице».

Сцены из жития ап.Петра. Саркофаг «Двух Заветов» или «догматический». 325-350 г. Музеи Ватикана

Встречаются символические образы, посвященные важной теме получения апостолами духовной власти. Например, в центральной части саркофага Юния Басса изображен восседающий на небесном престоле Христос, вручающий апостолам Закон и ключи.

Эти ключи, образно трактующиеся как ключи врат Небесного Царства, символизируют полученное апостолами от Господа право судить о жизни человека: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Христос вручает ключи и Закон апостолам. Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана. Фрагмент

Важно

Известны и отдельные изображения апостолов, встречающиеся в разных видах изобразительного искусства: в памятниках монументальной росписи, в произведениях станковой живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Очевидно, первоначальное предание достаточно точно описывало внешность апостолов Петра и Павла.

Во всяком случае, уже самые ранние из сохранившихся образов передают те характерные черты, которые потом воспроизводились художниками на протяжении веков вплоть до наших дней.

Ярко выраженные портретные детали могут объясняться тем, что самые первые изображения создавались со слов тех, кто воочию видел апостолов, однако, произведения столь раннего периода неизвестны нам.

Фрески в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV – 1-ая пол.V в. Рим. Совмещенные фрагменты

На энкаустической иконе апостола Петра (одной из первых, написанных на доске) присутствуют те же черты, что и на фреске римских катакомб, в мозаиках базилик, в произведениях скульптуры, на донышках поминальных сосудов.

Большие глаза, характерные обрамляющие лоб волнистые волосы, форма седеющей бороды и усов — черты, ясно свидетельствующие, что перед нами именно апостол Петр. Даже если бы художник не изобразил связку ключей в руке апостола, трудно было бы ошибиться.

Интересной деталью этого образа является крест, по размерам и форме напоминающий скорее посох, — это и знак мученичества, которое претерпел апостол, и атрибут пастыря Церкви — стада Христова.

Энкаустическая икона. VI в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Определенную роль в создании иконографии апостолов сыграло искусство римского скульптурного портрета, в котором техника портретирования достигла совершенства.

Можно сравнить синайскую икону с некоторыми другими образами, чтобы убедиться в существовании четкой типологии в изображении апостола Петра.

Удивительно, что художники разных поколений, жившие в различных концах христианской ойкумены, работавшие в разных техниках, никогда не видевшие творений друг друга, не имевшие ни печатных репродукций, ни миллионов «картинок» в интернете, так точно «совпадали» в написании этого лика.

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Рельеф на камне. IV-V в. Национальный археологический музей Аквилеи, Италия

Эта же единая типология присутствует и в ранних образах апостола Павла.

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Совет

Ап. Павел. Бронзовая статуэтка. Рим. IV в. Национальный археологический музей Кальяри, Италия

Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе. В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, их миссионерских трудов.

Читайте также:  Икона феодоровской божией матери

Кроме этого, изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов, казненных в один день. На одном из удивительных памятников раннехристианского искусства — донышке стеклянного сосуда с изображением, выполненным золотом, — представлена тема небесного прославления апостолов.

Между апостолами изображен увенчивающий их Христос.

Христос увенчивает апостолов Петра и Павла. Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

На другом донце образ Христа отсутствует, но над профильными полуфигурами апостолов размещен один большой венец. Сцена, в которой Господь прославляет того или иного святого, даруя ему венец, довольно распространена в христианском искусстве.

Образ венца мученичества и святости соотносился с темой победы над грехом, и смертью, темой триумфа, поэтому иконография такого сюжета была заимствована из античного искусства, где существовала схема изображения победителей состязаний и военных триумфаторов.

Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Музеи Ватикана

Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение.

Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 425 г. Италия

Поскольку апостолы были казнены в один день, память их, соответственно, стала отмечаться Церковью в один день — 12 июля (29 июня по Юлианскому календарю). Литургическая практика неизбежно повлияла на распространение «общего» образа двух апостолов: логично в качестве праздничной создавать единую икону, а не две отдельные.

Обратите внимание

Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина – 2-ая пол.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск

В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра — синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла — синий хитон и вишневый плащ.

В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни — распятию, а казнили через усечение головы.

Меч в руке апостола — знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников.

Иван (Джованни) Витали. Ап. Павел. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент

Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная преподобным Андреем Рублевым.

Андрей Рублев. Ап.Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина. Начало XV в. ГТГ, Москва

Казнь ап. Павла. Фрагмент рельефа саркофага Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана

Донце поминального сосуда. Византия, Константинополь. Поздний IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Важно

Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Христос вручает Закон ап. Петру и Павлу Мозаика мавзолея Санта Констанца. Конец IV в. Рим

Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV — 1-ая пол. V в. Рим

Мозаика апсиды базилики св. Космы и Дамиана. Первая треть VI в. Рим Фрагмент

Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим

Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим

Отречение Петра. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Ок. 830 г. ГИМ, Москва

Икона из Новгородского Софийского собора. Середина XI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сохранившийся фрагмент фрески монастыря Ватопед. Конец XII в. Афон, Греция

Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция

Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция

Наперсная икона. Византия. XIV в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция

Андрей Рублев, Даниил Черный. Деталь фрески «Шествие праведных в рай». Успенский собор во Владимире. 1408 г.

Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому. Кон.XVIII – нач.XIX в. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилизация под византийскую эмаль. XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия

Совет

Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. 1587 – 1592 г. Государственный Эрмитаж, Спб.

Иван (Джованни) Витали. Ап. Петр. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент

Источник: https://icon.spbda.ru/2017/03/15/nadezhda-nefedova-ikonografiya-svyatykh/

Святые апостолы Петр и Павел Archives – Православный приход Храма Иверской иконы Божьей Матери

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость

12 июля, в день окончания Петровского поста, на Иверском приходе была отслужена Божественная Литургия в честь Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 

О ПРАЗДНОВАНИИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

«Апостолы Петр и Павел»

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая ст. ст.

) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.) — было сильно распространено уже в первые века христианства.

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля ст. ст.) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору.

В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI–XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году.

Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина.

Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым. (https://azbyka.ru/days/prazdnik-slavnyh-i-vsehvalnyh-pervoverhovnyh-apostolov-petra-i-pavla?/prazdniki_velikie/petrpavel.

shtml)

Спаси Господи!

Источник: http://iver.prihod.ru/tag/svyatye-apostoly-petr-i-pavel/

Икона святых апостолов Петра и Павла

ПодробностиКатегория: Святыни храмаОпубликовано 12.07.2016

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

По­чи­та­ние свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла на­ча­лось сра­зу же по­сле их каз­ни. Ме­сто их по­гре­бе­ния бы­ло свя­щен­но для пер­вых хри­сти­ан. В IV ве­ке свя­тым рав­ноап­о­столь­ным Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким (†337; па­мять 21 мая ст. ст.

) бы­ли воз­двиг­ну­ты хра­мы в честь свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов в Ри­ме и Кон­стан­ти­но­по­ле. Сов­мест­ное их празд­но­ва­ние — 29 июня (ст. ст.) — бы­ло силь­но рас­про­стра­не­но уже в пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ства.

Празд­нуя в этот день па­мять пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов, Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­слав­ля­ет ду­хов­ную твер­дость свя­то­го Пет­ра и ра­зум свя­то­го Пав­ла, вос­пе­ва­ет в них об­раз об­ра­ще­ния со­гре­ша­ю­щих и ис­прав­ля­ю­щих­ся: в апо­сто­ле Пет­ре — об­раз от­верг­ше­го­ся от Гос­по­да и по­ка­яв­ше­го­ся, в апо­сто­ле Пав­ле — об­раз со­про­тив­ляв­ше­го­ся про­по­ве­ди Гос­под­ней и по­том уве­ро­вав­ше­го.

В Рус­ской Церк­ви по­чи­та­ние апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла по­лу­чи­ло на­ча­ло по­сле Кре­ще­ния Ру­си. По цер­ков­но­му пре­да­нию, свя­той рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир (†1015; па­мять 15 июля ст. ст.

) при­вез из Кор­су­ни ико­ну свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, ко­то­рая впо­след­ствии бы­ла пре­под­не­се­на в дар Нов­го­род­ско­му Со­фий­ско­му со­бо­ру. В этом же со­бо­ре до сих пор со­хра­ни­лись фрес­ки XI ве­ка с изо­бра­же­ни­ем апо­сто­ла Пет­ра.

Обратите внимание

В Ки­ев­ском Со­фий­ском со­бо­ре на­стен­ные рос­пи­си, изо­бра­жа­ю­щие апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, от­но­сят­ся к XI–XII ве­кам. Пер­вый мо­на­стырь в честь свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла был воз­двиг­нут в Нов­го­ро­де на Си­ни­чей го­ре в 1185 го­ду.

При­мер­но в это же вре­мя на­ча­лось стро­и­тель­ство Пет­ров­ско­го мо­на­сты­ря в Ро­сто­ве. Пет­ро­пав­лов­ский мо­на­стырь су­ще­ство­вал в XIII ве­ке в Брян­ске.

Име­на апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, по­лу­ча­е­мые при свя­том кре­ще­нии, осо­бен­но рас­про­стра­не­ны в Рос­сии. Эти име­на но­си­ли мно­гие свя­тые Древ­ней Ру­си.

Изо­бра­же­ния свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в ико­но­ста­се пра­во­слав­но­го хра­ма ста­ли неиз­мен­ной при­над­леж­но­стью де­и­сус­но­го чи­на.

Осо­бен­но из­вест­ны ико­ны пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, на­пи­сан­ные ге­ни­аль­ным рус­ским ико­но­пис­цем пре­по­доб­ным Ан­дре­ем Рубле­вым.

Тропарь, глас 4
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Величание 
Величаем вас, / апостоли Христовы Петре и Павле, / весь мир ученьми своими просветившия / и вся концы ко Христу приведшия.

Житие

Канон

Акафист

Источник: https://hram-triispo.ru/khram/svyatyni-khrama/722-ikona-svyatykh-apostolov-petra-i-pavla

Ссылка на основную публикацию