Икона пресвятой троицы

Загадка иконы «пресвятая троица» (по иконе преп. андрея рублева)

Статьи – ОСНОВЫ ВЕРЫ

Некоторое время назад я был в Московской Третьяковской галерее.
Зал, который я более всего желал посетить, был залом древнерусской иконописи.

И вот, оставив позади классиков, передвижников и абстракционистов, я попал в вожделенный отдел Третьяковки. С интересом, который показался подозрительным бабушкам-охранницам, так, что те на всякий случай не отходили от тревожной кнопки, я рассматривал великолепные византийские и древнерусские иконы.

Сознание с грустью фиксировало: у нас прихожане не понимают и не любят традиционную каноничную икону именно из-за плохих подделок «под каноничную икону», которые часто висят в наших храмах. Вроде все на месте, а жизни, внутренней энергии, огня в такой иконе нет…

Обратите внимание

Тогда как настоящая икона несет в себе такое множество смысловых пластов, такое богословие, такую религиозную поэзию…

Настоящая икона просто завораживает, заставляет остановиться и мысленно прикоснуться к Тайне, которую она излучает.

Впрочем, сейчас о иконах вообще говорить не будем.

Меня интересует лишь одна икона, а именно икона преп. Андрея Рублева «Троица». Это одна из самых прекрасных икон, созданных человеком, а, по мнению ряда богословов и искусствоведов, и вообще самая прекрасная икона из всех известных нам.

Остановившись перед ней, я минут пятнадцать не мог отойти. Ушел, потом вернулся и еще стоял и впитывал сияние, покой, мудрость, исходящие из нее. Икона просто поражала.

Лики – одновременно спокойные, одновременно задумчивые и трагичные… Позы, в которых выражены как идея Божественного могущества и таящейся силы, так и мирности, абсолютной согласованности всех замыслов и действий между персонажами. А какой цвет у иконы! Икона написана почти на белом (чуть желтоватом) фоне.

Это цвет Божественного сияния, света Фаворского, света Божественного присутствия. Краски наложены слоями: на одну накладывалась другая, поверх нее следующая. Потом еще и еще. Этим приемом мастер достигал того, что из-под одного живописного слоя просвечивал другой и икона обретала объем, становилась словно живой.

А отметьте, как мало лишних деталей… Икона ни на миллиграмм не перегружена. Я имею в виду другие иконы Троицы такого типа. На них и Авраам, встречающий путников, и Сарра, и бык, и что-то еще. Не так у Рублева. Абсолютный минимум персонажей и предметов.

Аскетизм, заставляющий все внимание сосредоточить на фигурах, которые словно парят на ней в спокойствии, силе, любви и гармонии. (Кстати, фигуры вписаны в невидимый круг, что подсознательно нас вводит в какой-то особый ритм и режим восприятия иконы.) А обратите внимание на стол, перед которым сидят Ангелы Он имеет вид гроба, того гроба, в который был положен Христос после смерти. Однако гроб этот наполнен светом. Почему? Он блистает Пасхальным светом Воскресения.

А… впрочем, остановимся.

Важно

Эта икона – поистине окно в иной мир, из которой и нам, грешным, что-то сверкнуло. И, сверкнув, не погасло, но рукой подвижника и молитвенника преп. Андрея оказалось зафиксированным и оставленным нам.

В Третьяковской галерее разрешается фотографировать (без вспышки). Это позволило мне сделать интересные снимки, которыми я с вами уже делился. Вот и сегодня, кроме нескольких других фотографий икон, я рад представить вам рублевскую икону Троицы в хорошем разрешении. В таком разрешении, что вы сможете, увеличив ее, рассмотреть какие-то подробности… 

Сегодня я хочу с вами поговорить об этой чудесной иконе. Давайте попытаемся разгадать ее главную тайну, а именно: попытаемся определить, Кто есть Кто на иконе. Ведь, если три изображенных Ангела являют нам Отца, Сына и Святого Духа, то Андрей знал, кого из Ангелов он подразумевает под Отцом, кого под Сыном, кого под Духом Святым, верно?

…Однажды, когда я служил в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, я был свидетелем необычного спора. Там у жертвенника висит копия рублевской «Троицы». И вот однажды у батюшек разгорелся спор: кто из изображенных на иконе Ангелов, по замыслу Андрея Рублева, является Отцом, кто Сыном, а кто Духом Святым.

Сошлись на том, что определенно об этом сказать никто ничего не может. «Раз Андрей Рублев не надписал, кто есть кто, то этим самым он подал намек: любого Ангела можно интерпретировать как любого из Лиц Пресвятой Троицы», – сказал один священник. Помолчав, с ним согласились.

А что делать, другого-то ответа нет…

Правда ли нет ответа? Или мы просто его не знаем?

Но прежде, чем мы поразмышляем над этим, я хотел бы попросить вас внимательно посмотреть на икону и подумать вот над чем: Кто из изображенных на этой иконе Лиц – Отец? Кто Сын? Кто Святой Дух?

А теперь давайте поговорим об этом.

Когда я стоял перед иконой и думал об этом, я поражался, как черты Сына узнаются мною то в одном, то в другом Ангеле. В чем дело? Ведь не может же быть у нас два или три Сына Божия?

Иконы, на которых изображен сюжет явления Трех Ангелов (а на самом деле – Трех Лиц Пресвятой Троицы) Аврааму, известны и до Андрея Рублева, и после.

Совет

Но надписи над нимбами (то есть пояснения, где Отец, где Сын, а где Дух Святой) встречаются крайне редко. Это единичные случаи. Ни у одного настоящего мастера такой надписи нет, потому что это противоречит богословию.

Как откровение неизобразимого Троичного Бога явление Аврааму может быть передано только символически, в виде трех безличных Ангелов.

На Стоглавом Московском соборе 1551 года это подтверждено следующими словами: «У Святой Троицы пишут перекрестье (в нимбах): иные у среднего, а иные у всех трех. А в старинных иконах и в греческих подписывают “Святая Троица”, а перекрестья не пишут ни у кого.

А некоторые подписывают у среднего “IС ХС Святая Троица”. Итак, повелеваем: Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии, а подписывать “Святая Троица”. А от своего замышления ничего не предпринимать» (рус.

пер.)

Напомню, что перекрестье – это «крестчатый нимб». Он пишется только на иконах Иисуса Христа.

Процитированный документ Собора гласит, что можно рисовать крестчатый нимб либо у центрального Ангела, либо у всех трех. То есть получится, что Иисус Христос, кроме Себя Самого, являет Собою и Отца, и Духа.
Но отдельно указывать: Отец или Дух – нельзя. Всю Тайну Лиц Пресвятой Троицы нам являет только Сын – Господь Иисус Христос.

Все это так, «…и все же в рублевской иконе эти Лица, символизируемые Ангелами, как бы стремятся к личностному Своему проявлению: образы Их не лишены известной, пусть и “прикровенной”, конкретности в выражении ипостасных взаимоотношений и потому могут быть “определены” если и не как однозначная религиозная “Богозрачная” данность, что, разумеется, невозможно, то хотя бы как данность художественно-символическая. Апофатически признавая вообще всякую условность любого изображения Пресвятой Троицы, душа человеческая, так сказать, на уровне катафатическом все же стремится хотя бы прикоснуться – через откровение “художественного Боговидения” – к Божественно-Личностной тайне Триипостасного Бога…» (диак. Г. Малков)

Это правда. Вот и я, стоя в Третьяковской галерее перед иконой Троицы, силился отгадать: Кто же из этих Ангелов, по замыслу преп. Андрея Рублева, изображает Отца? Кто – Сына? А Кто – Духа Святаго?

Вкратце варианты попыток подобной идентификации Лиц (с указанием сторонников тех или иных вариантов) можно представить следующим образом (перечислены специалисты, которым принадлежат исследования в этом вопросе, или авторитетные богословы):

1-й вариант: слева (от зрителя) – Бог Сын, в центре – Бог Отец, справа — Святой Дух (Такой версии придерживались: Ю.А. Олсуфьев, полностью согласная с ним В. Зандер, Д.В. Айналов с к концу своей научной деятельности, Н.М. Тарабукин, П. Евдокимов, Н.А. Демина, А. Ванже, Г.И. Вздорнов, прот. А. Ветелев);

2-й вариант: слева (от зрителя) – Бог Отец, в центре – Бог Сын, справа – Святой Дух (Н. Малицкий, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.И. Антонова, монах-иконописец Григорий (Круг), Л.А. Успенский и В.Н. Лосский, Р. Майнка, К. Онаш, Г. фон Хеблер, прот. Л. Воронов, прот. А. Салтыков, Э.С. Смирнова);

3-й вариант: слева – Бог Отец, в центре – Святой Дух, справа – Бог Сын (архиеп. Сергий (Голубцов), Л. Кюпперс, прот. И. Цветков);

4-й вариант: слева – Святой Дух, в центре – Бог Отец, справа – Бог Сын (архиеп.Сергий (Голубцов), Л. Мюллер).

Обратите внимание

Последние две трактовки (3-й и 4-й варианты) предельно субъективны и не выдерживают серьезной критики: за ними, по сути, нет сколько-нибудь общепринятых традиций – ни богословской, ни иконографической.

В целом вопрос сводится к тому (если уж решиться задавать его) – кто же изображен преподобным Андреем (по замыслу иконописца) в центре иконы: Бог Отец или Бог Сын?

Определив, Кто изображен в центре, мы, возможно, получим ключ к вопросу, Кто находится справа, а Кто – слева от центральной фигуры.
Секрет в том, что древние иконописцы (и Андрей Рублев, и другие), действительно, изображая Отца или Духа Святаго, изображали Их через призму изображения Сына Божия.

Мы помним знаменитые слова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Или другое: на просьбу Апостола Филиппа показать ему Отца Иисус ответил: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14:9–10).

Именно поэтому Ангел, изображавший Отца, рисовался с чертами Сына, Сын – открывает нам Отца… Вот тебе и древнерусская темнота и простота, как порой приходится слышать…

Правый от зрителя Ангел рублевской «Троицы» – несомненно, Дух Святой. С этим согласно большинство исследователей иконы.

«В центре же (и символически это вполне оправдано) нам явлен образ Отца, но образ Его художественно целомудренно “замещен” и репрезентируется “ангелоподобным” образом Сына: поэтому центральный Ангел и изображен в каноническом для иконописи одеянии Спаса – в вишневом хитоне и голубом гиматии.

Но одновременно этот символически явленный Ангел – как подразумеваемый под образом Сына Сам Отец – благословляет жертвенную чашу Сына со Святым Агнцем (ибо Сын есть “Приносяй и Приносимый” – в соответствии со словами тайной молитвы Херувимской песни на Литургии верных).

Причем Ангел этот как бы вопросительно-призывно обращен к Ангелу, находящемуся по правое плечо от него, то есть к собственно образу Сына, “сопрестольного” Отцу. И здесь будет вполне уместным вспомнить слова Псалмопевца: “седи одесную (то есть справа) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пс.

109, 1), или же, например, своего рода вариацию на ту же тему у Апостола Павла — его слова о Сыне, Который “воссел одесную престола” (Евр.1:3).

Сын есть “Приносяй и Приносимый”. Надо пояснить, что значат эти слова.

Важно

В Византии были споры: Кому из Лиц Пресвятой Троицы приносится Евхаристическая Жертва во время совершения Литургии? Только ли Богу Отцу или, например, еще и Богу Сыну? Богословы ответили так: и Богу Сыну тоже. Как же так? Неужели Он Сам Себя Себе же и приносит в Жертву? Да.

И об этом именно говорит молитва, читаемая священником тайно во время пения Херувимской песни: «Ты еси приносяй и приносимый…» То есть Ты – и Тот, Кто приносит, и Тот, Кому приносится эта Жертва.

Этот левый Ангел, непосредственно представляющий Сына, “прежде всех век” согласного во всем с волей Отца (а точнее – всей Святой Троицы) о необходимости принесения Себя в жертву за падший человеческий род, сдержанно — трепетно-осторожно и покорно — также благословляет искупительную евхаристическую чашу, выражая тем самым Свою готовность пострадать “за жизнь мира”…» (диак. Г. Малков)

Только одно это размышление над тайной иконы Пресвятой Троицы вскрывает огромный пласт православного богословия:

А. Христос добровольно приносит Себя в Жертву для спасения человечества.

Б. Он приносит Себя всей Троице и Самому Себе как Второму Лицу Святой Троицы.

В. Его Жертва есть исполнение воли Отца. Однако и Сам Сын – властен над своею Жизнью. Как Он сказал: «Имею власть отдать ее (жизнь) и власть имею опять принять ее» (Ин. 10:17–18).

Таким образом, Его жертва – добровольное деяние. В этом смысле можно сказать, что Он вместе с Отцом благословляет Себе Самому жертвенную смерть.

(На иконе мы как раз и видим, что Ангел, сидящий слева от зрителя, а мы определили, что это Сын, сложил пальцы правой руки в благословляющем жесте.)

То, что левый (к зрителю) Ангел есть Сын Божий, можно понять и по Его одежде, которая есть, по сути, багряница, одежда мученика. Эта багряница светится небесным светом, потому что Пострадавший и Умерший за нас также и Воскрес, и преобразился.

Г. Дело искупления, совершенное Сыном, есть не просто частный факт истории – это дело исполнения Замысла Божия о мире, того, что святые отцы, вслед за Ап. Павлом, называли Домостроительством нашего спасения. На то, что Сын исполнил дело Домостроительства Божьего, намекает дом, находящийся за ним.

О многом еще можно было бы сказать, однако на этом закончим. Посмотрите еще на прекрасную икону преподобного Андрея Рублева. Теперь мы с вами знаем, Кто из Ангелов на иконе изображает Отца, Кто – Сына и Кто – Святого Духа.

Читайте также:  Икона пресвятой богородице "толгская"

Священник Константин Пархоменко

Ссылки по теме:
12 библейских символов, зашифрованных в «Троице» Андрея Рублева

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1159444

В чём помогает икона святой троицы

Икона Святой Троицы – один из наиболее чтимых православными верующими образов. Подобные изображения появились достаточно рано – на мозаиках V века, а иконописный канон окончательно сложился к XIV веку.

В чем заключается значение иконы Святой Троицы, от чего оберегает и о чем молятся перед этой иконой? Об этом и пойдет наш рассказ.

Значение иконы Святой Троицы

Согласно учению Церкви, в едином Боге три лика – Отец, Сын и Святой Дух. Празднование в честь Святой Троицы, которое проходит на 50-й день после Воскресения Христа (в 2019 году — 16 июня), имеет название «Пятидесятница».

Верующие вспоминают о том, что сошедший на апостолов Святой Дух наделил их способностью проповедовать христианское учение на разных языках народам мира. А после был составлен Новый Завет, который впоследствии определил нынешнюю христианскую веру.

Согласно сложившимся правилам, на иконах Святая Троица, как правило, в непосредственном виде не изображается, ведь это противоречит концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18).

Совет

Каноническими считаются лишь символические изображения. Чаще всего используется так называемый сюжет «гостеприимства Авраама», которому явились три ангела, символизирующие ипостаси Бога.

Этот сюжет запечатлен на созданной в XV веке иконе Святой Троицы Андрея Рублева – одной из самых прославленных на Руси. Это изображение стало для русской иконописи классическим, хотя бывают и некоторые разночтения в деталях. Подобный канон используется также при изображении явления Троицы святым.

Икона Святой Троицы имеет особое значение для христиан. Этот образ способен показать людям, настолько может быть прочна их связь с Господом, если уверовать в Него всем сердцем и от всего сердца служить Ему.

От чего оберегает икона «Святая Троица»?

К этому образу, который помогает в решении многих проблем, верующие обращаются в сложных жизненных ситуациях.

О чем молятся перед иконой Святой Троицы?

Перед нею можно читать исповедальные молитвы, которые позволят очиститься от грехов и избежать дурных поступков в дальнейшем.

В православии принято читать молебен, стоя лицом к востоку, поэтому икона Святой Троицы должна находиться в доме на восточной стене.

Перед этим образом необходимо оставить как можно больше свободного места. Также можно повесить ее у изголовья кровати или возле входной двери, чтобы оградить дом от негативного влияния.

Источник: https://vstretim-prazdnik.com/v-chyom-pomogaet-ikona-svyatoy-troitsyi.html

Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева

     Христианство призвано воспроизводить в жизни божественную реальность: ” Человек – говорит святой Василий, – призван стать богом по благодати”.

     Один – одиночество, два – число разделения, три – преодоление разделения; единство и множество  объединены в Троице и содержатся в ней: таков невыразимый строй в Божестве, где Каждое из Лиц – в Каждом Другом.

     Преподобный Сергий Радонежский (1313-1392) не  оставил после себя богословских трактатов, но вся его жизнь была посвящена Пресвятой Троице.

Построенный им храм он посвятил Пресвятой Троице и стремился осуществлять богоподобное единство и в своем непосредственном окружении, и даже в государственной жизни своего времени Можно сказать, что обьядинил всю современную ему Русь вокруг своего храма, вокруг имени Божия, “дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего”.

    Через 17 лет после смерти преподобного Сергия его ученик, преподобный Никон, поручил известному иконописцу Андрею Рублеву написать ” в похвалу” преподобному Сергею икону Пресвятой Троицы.

Он воссоздал в ней сам ритм троичной жизни, ее различие в единстве, движение любви, в котором Лица тождественны без смешения.

В иконе – все учение преподобного Сергия; его живая молитва является здесь облеченной в свет и цвет.

“Да будут все едино… да любовь, которую Ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них” (Ин.17, 21-26)

               Изъяснение иконы преподобного Андрея Рублева

Обратите внимание

   В иконе можно различить три последовательных плана. Во-первых, это воспоминание библейского рассказа о трех странниках, посетивших Авраама (Быт.18, 1-15). Литургический  комментарий поясняет,  что праведный Авраам принимал у себя Единое и Троичное Божество.

  Отсутствие изображений Авраама и Сарры  побуждает вдуматься глубже и перейти ко второму плану иконы – плану “божественной икономии”.

Три небесных странника – это ” Совет Предвечный”; и пейзаж приобретает новое значение: шатер Авраама становиться дворцом-храмом, мамврийский  дуб – деревом жизни, схематический срез скалы легким мазком обозначает присутствие всего космоса; евхаристическая чаша заменяет тельца трапезы.

   Три легких и стройных Ангела изображены с удлиненными телами; высота их в 14 раз превышает размер головы ( нормально семикратное соотношение). Крылья Ангелов создают непосредственное ощущение невещественности, невесомости.

С помощью обратной перспективы как бы преодолено расстояние, глубина, где все исчезает в дали; фигуры, напротив, приближены, все это указывает на то, что Бог – здесь и везде. Третий – внутренний, божественный, – план только угадывается, он недоступен. И однако он присутствует.

Современные исследования позволили раскрыть, каково содержание чаши. Под верхним слоем с изображением виноградной грозди скрыто первоначальное изображение Агнца; тем самым эта небесная Трапеза связывается с апокалипсическим видением Агнца, закланного прежде создания мира (Откр.11,18).

Любовь, жертва, жертвенное заклание предшествуют акту творения мира, они – его источник.

   Умиротворенность трех  Ангелов есть высший внутренний мир, покой. Указание на эту тайну есть у святого Григория Нисского: « Самым великим парадоксом является то, что неподвижность и движение – одно и то же».

Наклон головы правого Ангела продолжает легкое движение его левой ноги; далее движение переходит к среднему Ангелу, властно увлекая за собой космос  ( скалу и древо); завершается движение вертикальным положением левого Ангела, где оно утихает, будто во вместилище.

Важно

Наряду с этим круговым движением вертикали храма и посохов Ангелов как бы намечают силовую вертикаль, устремление земного к небесному, где завершается все. Изображая Ангелов, Рублев подводит к идее единства и равенства; одного Ангела можно принять за другого и при этом не возникает ни повторения, ни смешения.

  Крылья Ангелов как бы охватывают, укрывают собой все; нежная голубизна подкрылий подчеркивает небесное качество их единой природы. Каждому лицу на иконе соотвествует свой атрибут, на который указывает направление посоха.

За отцом находится древо жизни, начало; по выражению святого Исаака, « Троическая любовь – древо жизни, откуда ниспал Адам». Посох Христа указывает на здание – Церковь, Тело Христово. Дух изображен на фоне скалы с уступами: гора, горница Тайной вечери, Фавор, восхождение, дыхание простора и пророческих вершин.

                 Использование геометрических фигур в иконе.

    В композиции иконы использованы следующие геометрические фигуры: прямоугольник, крест, треугольник и круг. Земля считается восьмиугольной; прямоугольник – символ Земли, который мы видим на нижней части стола.

Верхняя часть стола также прямоугольная в ней можно видеть четыре стороны света, символизирующие у Отцов Церкви четыре Евангелия, к полноте которых нельзя ничего добавить, от которых нельзя ничего убавить; это – знак вездеприсутствия Слова. Верхняя часть стола-жертвенника  –  это Библия предлагающая чашу, плод Слова.

Если мысленно продолжить вниз ствол дерева жизни, находящегося за средним Ангелом, то мы видим как он пересекает стол и корнями уходит в прямоугольник земли; о нем возвещает Слово, его питает содержимое чаши. Так раскрывается тайна, почему это древо давало плоды жизни вечной, почему оно было древом жизни.

Руки Ангелов направлены к символу земли, ибо есть место, где действует Божественная любовь. Мир существует вне Бога, будучи иной природы, но включен в священный круг « причастности Отцу» ; он повторяет круговое движение, верхняя точка его в небе, куда уходит скала, а завершается круг дворцом-храмом.

Этот храм является как бы продолжением фигуры Ангела-Христа, Его воплощения. Он – Его космическое тело, Церковь, невеста Агнца, соединенная с Ним без «смешения и разделения». Храм погружен в глубокий покой Великой Субботы – итог тринитарного движения. Цикл космической литургии завершился.

Совет

Это – эсхатологическое видение Нового Иерусалима. Позолоченная часть храма, выступающая как надежное укрытие, символизирует материнскую защиту Богородицы и предстояние святых, это омофор, Покров Пресвятой Девы.

    По преданию, Голгофский Крест был сделан из древа жизни. На иконе изображения креста не видно, но его образ является явным стержнем композиции. Светлый нимб Отца, чаша и знак земли расположены на одной вертикали, делящей икону пополам и пересекающейся с горизонтальной линией, которая соединяет нимбы боковых Ангелов; пересечение этих линий и образует крест.

Если мысленно соединить углы стола с точкой над головой среднего Ангела, то видно, что Ангелы вписываются в равносторонний треугольник. Он знаменует единство т равенство Лиц Пресвятой Троицы. Наконец линия, охватывающая контуры трех Ангелов, образует полный круг, знак божественной вечности. Центр этого круга – в руке Отца, Пантократора.

У Рублева круг образуют сами Ангелы. Контуры предметов (седалища, подножия, гора) в совокупности напоминают восьмиугольник, символ Восьмого Дня. Внутренние очертания боковых Ангелов воспроизводят контуры чаши, это как бы ключ к тайне иконы. Распределение объемов, пропорций и размеров композиции подчиняется в совершенстве уравновешенной системе связей.

Так, например, чаша и рука Отца смещены несколько вниз и вправо от центра, а голова – влево от вертикальной оси.

В изображении складок одежды, ниспадающей с левого плеча, есть почти неуловимые отклонения , и всем этим достигается гениально предугаданный эффект: внимание концентрируется на руке, благословляющей чашу, которая является идейным центром композиции; это же подчеркнуто совокупностью прямых линий и престолом.

   Ноги Ангелов едва касаются подножий, обратная перспектива создает впечатление нематериальной легкости. Фигуры представлены в полуоборот; ширина плеч уменьшена и контур силуэтов приобретает небесное изящество.

Просторные одежды говорят о невесомости тел, а пышные волосы оттеняют нежность и изящество чистых лиц.

Обратите внимание

Опущенная рука правого ангела указывает, на что направлено благословение – на мир; она будто покрывает, защищает, «согревает».

   Цвет в иконографии имеет собственный язык. На иконе тени отсутствуют, ни одна деталь не подсвечивается, но каждая излучает собственный внутренний свет. Цветовая насыщенность центральной фигуры подчеркнута контрастом с белизной стола и отражается в мягком переливе одежд обрамляющих ее ангелов.

   Сочетание темно-вишневого (божественная любовь) и насыщенного голубого ( небесная истина) с золотом крыльев (Божие «всебогатство») составляет совершенный аккорд и возникает вновь: от светло-розового и сиреневого слева до более мягкого голубого и серебристо-зеленого справа.

Золото седалищ, божественных престолов ангелов, говорит о преизобилии троической жизни. Голубой цвет у Рублева символизирует небо, жилище Троицы, рай; он все светлеет, становиться как бы самим небесным светом. С некоторого расстояния изображение представляется красно-голубым пламенем.

Все пылает в полуденном сиянии: «Кто близ меня, тот близ огня».

   В руке Отца, простертой над чашей, – начало и конец. Агнец, закланный от создания мира, и Агнец – храм Нового Иерусалима, Тайная Вечеря Христа и Его обетование пить от плода виноградного в Царстве Божием заключает время в вечность. Чаша сияет в ослепительной близости Слова, содержащего в Себе все многообразие Истины, это – Сияние божественного сердца, взаимный дар Трех Божественных Лиц.

   От иконы явственно исходит призыв: «Да будут все едино…как Мы едино» (Ин.17,21-22).

Источник: http://znamenie-ortox.ru/lifehack/ikona-presvyatoj-troiczyi-prepodobnogo-andreya-rubleva.html

Икона пресвятая Троица

Интересные статьи и публикации по эзотерике и религии на тему Икона пресвятая Троица вы найдете в онлайн ленте статей раздела Религия.

Образ Святой Троицы почитается православными христианами всего мира. Молитвы перед этой иконой способны оградить вашу жизнь от всякого зла и переживаний.

История иконы Икона Святой Троицы, иначе называемая «Гостеприимство Авраама», написана в 15 веке знаменитым иконописцем Андреем Рублевым.

По преданию, благочестивый муж Авраам в один из дней встретил возле своего дома трех странников, не назвавших своих имен. Авраам принял путников и предложил им отдых и трапезу. Во время беседы три…

На 8 сентября (26 августа по старому стилю) русской православной церковью установлено празднование в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в память о спасении от нашествия Тамерлана в 1395 г.

Важно

Владимирская икона Божией Матери издревле являлась одной из самых почитаемых на Руси.

По преданию, она была написана в I веке апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица.

Это единственная в России икона, которая дошла до наших…

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой “Казанская”, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время.

Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал…

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора.

Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками.

Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание…

Читайте также:  Православная церковь о политике: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы.

Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.

Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности…

Прежде всего, я хочу сказать о том, что по образованию я врач и могу компетентно и беспристрастно судить о том, что со мной произошло. Недуг мой был не смертельно опасный, но крайне неприятный.

На большом пальце правой ноги у меня стал неправильно расти ноготь.

Это было крайне болезненно, поэтому я попытался в домашних условиях исправить дело. Но, подрезая ноготь, я занес инфекцию под ногтевой валик и получил острое воспаление.

Палец распух, покраснел, появился гной, а боль стала еще…

Вдова истово молилась о самоспасении иконы: «Богоматерь, Ты сильна избавить образ Твой от потопления!». У вдовы родилось желание пустить икону по морским волнам.

Совет

Она понесла ее к морю, но икона не упала на воду, а встала над ней, будто поддерживаемая незримой силой.

Далее вдова пожелала добровольно принять смерть за иконопочитание, сыну же своему наказала бежать.

Волею судьбы сын попал на Дон, принял там иночество и поведал историю с иконой, спасенной очень необычным образом его матерью…

С помощью молитв каждый человек обращается к Господу со своими просьбами и бедами. Молитвы в день Святой Троицы обладают особой силой и способны помочь страждущим обрести покой и внутреннюю гармонию.

Празднование Святой Троицы — один из 12 главных церковных праздников, называемых двунадесятыми.

В этот день, как и во многие другие, принято молиться об усопших, чтобы те обрели покой в загробном мире, а также просить у Высших Сил прощения за свои деяния и наставлений на праведный путь…

Мы почитаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как в этот день началось искупление грехопадения человечества. В иконе, посвященной этому празднику, сокрыта божественная сила, освобождающая от грехов и исцеляющая от недугов.

Благовещение в переводе со старославянского означает «добрая новость». В этот день к Богородице снизошел Ангел и сообщил, что она обрела своей праведной жизнью милость Бога для рождения Спасителя.

Этот праздник нужен, чтобы показать силу веры, которая…

Чудотворные святыни нередко помогают людям в самых безвыходных ситуациях, укрепляя в христианах веру в Божий промысел. Одним из образов, по молитвам перед которым свершилось множество чудес, является икона Божией Матери «Самонаписавшаяся».

Эта икона Божией Матери поистине уникальна: первое чудо, связанное с ней, случилось еще во время ее написания. Предание гласит, что святой образ был сотворен благодаря Божественному вмешательству.

И по сей день не существует ни одной точной копии этой иконы…

Источник: https://www.SunHome.ru/religion/ikona-presvyataya-troica

Икона Пресвятой Троицы

В 2002 году Екатериной Борисовной написан образ Пресвятой Троицы для храма в честь Пресвятой Троицы в c. Утевске (около г. Самары). Это – храмовая икона. Сейчас храм восстанавливается. Икона Пресвятой Троицы – первая икона, появившаяся в нем. Храм этот построен в 19 веке по проекту художника Григория Журавлева.

Росписи храма, а так же иконы, были созданы здесь этим мастером. Утевск – село, где он родился и жил. Григорий Журавлев, удивительный, жизнерадостный человек, сильнейшей воли, иконописец по призванию. Потрясает факт, что это художник, рожденный без рук и ног. Рисовал он, держа кисть в зубах. Известно, что он был очень уважаем в свое время, и, даже, приглашен царем Николаем для знакомства.

“Для меня была большая радость работать для этого храма, – говорит Ильинская.- По просьбе заказчика, в написании образа я опиралась на известную чудотворную икону, созданную прп. Андреем (Рублевым). У нас в мастерской есть начатая копия с этой иконы, находящейся в настоящий момент в Государственной Третьяковской Галерее.

Так что я имела возможность подобрать цвета, приближенные к оригиналу. Удивительная краска, которой пользовался прп. Андрей – азурит, была соответственно подобрана минералом азуритом. Этот синий цвет светится на иконе. Очень сложно было работать в колорите с такими яркими открытыми цветами. Но икона готова – результат поражает воображение.

Небесная красота – сошедшая на землю.

Прп. Андрей Рублев приступил к работе над этой иконой по благословению прп. Сергия Радонежского. Образ Единства Трех Лиц Божества должен был послужить уменьшению вражды между разрозненными княжествами. Поэтому в задачу прп.

Обратите внимание

Андрея входило назидательно показать нераздельность святой Троицы. Чтобы сосредоточить наше внимание на Ангелах, он выносит их на первый план и помещает в упор к полям иконы – во всю доску. Фигуры Ангелов подобны. Прп.

Андрей пишет крылья Ангелов значительно светлее, чем фигуры и выносит за пределы доски крылья двух крайних Ангелов.

Так получаются тонально выделенными Сами фигуры юношей, а крылья, как принадлежность иного мира, инородные, и не попадают полностью в пространство иконы. Мастер показывает Ангелов такими, как их увидел Авраам – в виде прекрасных юношей.

Однако, он решается убрать из этого сюжета самого Авраама и Сарру. Он также убирает и другие детали, привязывающие сюжет к конкретным событиям: заклание тельца, смеющуюся Сарру и т.п. и, таким образом, отрывает нарисованное от конкретного сюжета и времени. Так появляются изображения Трех Ангелов, которые существуют вне времени и земного пространства. Они открывают Вечность.

Смысловой и композиционный центр иконы – Чаша, стоящая на столе. К ней обращено благословение левого и среднего Ангелов. Ангелы склоняют главы Свои перед Друг Другом и перед Чашей, но склонение головы левого Ангела немного меньше, чем двух других.

На заднем плане показаны обязательные атрибуты этого сюжета: дом – жилище Авраама, Мамврийский дуб и гора, означающая пустыню Мамвре. Средний Ангел имеет малиновый хитон с золотым клавием и синий плащ. Мы знаем, что в этих одеждах пишется обычно Христос. Из этого заключаем, что средний Ангел напоминает о Христе, являет Христа.

Так становится понятен Его жест, благословляющий Чашу. Чаша – это Его добровольная жертва, прообраз евхаристического дискоса. Ангел благословляет Чашу, берет посох, крылья Его уже поднимаются над всеми крылами – Он готов сойти на землю. Вот он, этот спуск вниз – на него указывают стопы ангельских ног на Подножиях.

Туда, на землю, вниз Мы видим, как левый Ангел благословил Его, и что перед Ним в покорности склоняется Его голова. Левый Ангел благословляет и чашу, стоящую на столе, и правого Ангела. Он означает Бога Отца, Он посылает Христа на эту жертву.

Важно

Этот Ангел изображен в розовато-земляного цвета плаще, словно наша человеческая плоть, закрывающая от нас духовное (божественное) начало. Так мы не можем увидеть и познать Бога. И только маленький кусочек его внутренней, близкой к Его телу, т.е.

Его естеству рубашки, имеющей ослепительно голубой цвет – приоткрывает Его Божественную суть. Это кусочек того, что Он дает нам увидеть, познать – возможности человеческого богоискательства. Правый Ангел имеет сине-зеленые одежды. Это цвета Духа Святаго.

Так Дух Святой дышит где хочет, и животворит все вокруг подобно воде (синий цвет), от которой произрастает трава, деревья и все живое (зеленый) – как и святое крещение, происходящее в воде дает новую жизнь человеческой душе.

Так показываются достоинства Каждого из Ангелов, так говорится о равнозначности Ипостасей. С необыкновенной нежностью Ангелы смотрят друг на друга. Они преполнены Божественной Любви. Эта Любовь соединяет их, они едины в своих помыслах. Поэтому можно говорить о единстве Ипостасей, Единосуществе.

Они словно одно существо. Ангелы не могут Друг без Друга. Троица нераздельная. Но, мы видим, что Ангелы не одинаковы! При том, что Лики Их как одно лицо – в них присутствует мгновенная искра внутреннего скрытого выражения.

Так Левый Ангел (Отец) строг и величав, Средний (Сын) – покорен и взволнован, Правый (Дух Святой) – лиричен и печален. За Ангелами их символы, на которые Они указывают посохами. Бог Отец – здание: символ домостроительства, сотворения мира, Бог Сын – древо: земное воплощение, древо жизни и древо, на котором Он будет распят, Бог Дух Святой – гора: путь духовного (горнего) восхождения.

Если на других иконах Ветхозаветной Троицы эти предметы: дом, древо, гора были конкретно иллюстрирующими деталями ветхозаветного предания о явлении Ангелов Аврааму, то теперь, когда изображение Святой Троицы сочеталося с Вечностью – эти предметы стали символами Божественных Ипостасей. В композиционном построении иконы присутствует круг. Круг – форма единства, завершенности, Вечности.

Так, мы видим, большой круг: начиная с Подножия ног Левого Ангела – здание – древо – гора – Подножие Правого Ангела. А далее наш взгляд опять приходит к Подножию Левого Ангела. Затем, незаметно для себя, мы переходим на следующий круг: Сидалище Левого Ангела – Его нимб – нимб Среднего Ангела – нимб Левого Ангела – Его Сидалише.

Совет

Далее мы переходим на следующий круг: стопы ног Левого Ангела – Его спина – крылья Среднего Ангела – спина Правого Ангела – стопы Его ног. Далее новый круг: нижний край одежды (у правой ноги) Левого Ангела – нижняя часть Его рукава – Его левое крыло – плечи Среднего Ангела – стык синей и зеленой одежды на груди Правого Ангела – рукав – стык синей и зеленой одежды внизу, у Его ног.

Следующий круг: низ стола – колено левой ноги Правого Ангела – обе Его руки – левая рука Среднего Ангела – левая рука Правого Ангела. И мы неожиданно для себя приходим к странному квадратику (отверстию?) в столе. Далее наш взгляд движется: колено левой ноги Левого Ангела – благословляющая рука Среднего Ангела – правая рука правого Ангела – и мы приходим к нижнему краю стола.

Завершающий круг – Чаша. Теперь мы понимаем, что икона в своей основе имеет не круг, а спираль.

И по движению спирали мы неизбежно приходим в центр. Спираль – это движение внутрь, вглубь иконы или – выдвижение к нам ее внутренней части, смыслового центра. Так мы обнаружили, что в какую бы часть иконы мы не посмотрели – неизбежно наш взгляд придет и остановится на Чаше. Так выражена здесь “обратная” перспектива. Жертвенная Чаша – сердце иконы.

Это Чаша – Любовь Ангелов к людям. Все свое естество, всех себя – Они отдали посвятили этой Жертве, этому служению. Жертва эта вневременная – Она в Вечности. Так Ангел (Христос) спускается вниз, на землю, для того, чтобы воплотиться, принять смерть, сойти во ад и вывести грешников, дать людям Вечную Жизнь, искупить их первородный грех.

Но пока Ангел еще здесь, на небе, а Чаша Его жертвы уже стоит. Так эта Чаша таинства Евхаристии, которое совершается во все времена в Православной Церкви – хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христову и мы становимся участниками Вечной Жизни, и получаем Любовь, пришедшей к нам в Причастии, святой Троицы. Чаша эта – обетование Вечной Жизни.

Поэтому и стоит она не на столе – на Престоле Божием. А что это за отверстие мы видели в Престоле, когда рассматривали икону? Мы знаем, что Литургия, служба, во время которой происходит Евхаристия, служится на мощах святых, находящихся в Престоле. Когда совершается очень значимая архиерейская служба – мощи открывают, и святые как бы присутствуют на ней.

А здесь Литургию служат Сами Ангелы. Все святые, все человечество всех времен принимает участие в такой службе. Поэтому мы видим здесь еще одну Чашу. Вглядитесь, она повторяет стоящую на столе: это внутренний абрис Левого и Правого Ангелов. А внутри Чаши – Христос. Это Его жертва. Огромная Чаша, внутри Которой – Бог. Это Чаша Божественной Любви к людям. Чаша Любви.

Так, прп. Андрей Рублев создал удивительный образ, который раскрывает сокровенный смысл христианского учения.

Являясь иллюстрацией к сюжету Ветхого Завета, этот образ отрывается от своих корней и показывает кроме ветхозаветного толкования, еще и учение Православной Церкви о Пресвятой Троице, а также учение о предвечной жертве Христа, Его Воскресении и спасении людей, Вечной Жизни, о Божественной Любви – по существу смысл всей православной веры.

Источник: https://icon-art.ru/Ikona_Presvjatojj_Troicy.html

главная > иконы двунадесятых праздников > икона Пресвятой Троицы

 В православии день Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи – Воскресения Христова. В этот день состоялось сошествие Святого Духа на апостолов в Сионской горнице, которое дало ученикам Христа множество способностей, в том числе способность понимать и говорить на всех языках мира.

 Икона Святая Троица дословно пересказывает сюжет, взятый из Ветхого Завета, недаром второе название этого образа – “Гостеприимство Авраама” или “Авраамово гостеприимство”.

 Как описано в книге Бытие, в один знойный день, недалеко от своего дома рядом с дубравой Мамвре близ Хеврона, Авраам увидел трёх путников, стоящих на пыльной дороге. Гостеприимный Авраам выбежал из шатра своего и подбежал к путникам.

Признав в трёх путниках Господа Бога, Авраам поклонился до земли и воскликнул: “Владыка! Если я обрёл благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего…И принесут вам воды и омоют ноги ваши…

Обратите внимание

отдохните под деревом этим, а я принесу хлеб, чтобы подкрепить сердца ваши!” Усадив Троицу под сенью Мамврийского дуба, Авраам поспешил к своей жене Сарре, чтобы та приготовила опресноки, а сам повелел слугам забить и приготовить телёнка. Перед тремя путниками был поставлен стол с хлебом, маслом, молоком и мясом тельца.

Читайте также:  Иконопочитание в православии

Отобедав, путники призвали к себе Авраама и спросили его: “Авраам, где Сарра, жена твоя!?” Узнав, что она в шатре, один из путников сказал: “Я буду у тебя через год, и через год будет у жены твоей Сарры сын.” На усмешку и неверие Сарры, один из Троицы ответил: “Разве есть что-то трудное для Бога?” (Многими веками позднее этой же самой фразой архангел Гавриил сметёт все сомнения Девы Марии на её вопрос о возможности зачать от Святого Духа, не познав мужа своего – об этом случае говорится в описании иконы Благовещение.)

 Двое из путников поднялись и отправились в Содом и Гоморру, чтобы вершить там суд Божий над греховными нечестивцами, третий из них задержался, чтобы договорить с Авраамом.

Он поведал старцу о том, что от Авраама произойдёт “народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли”, но за это и Авраам и все его потомки должны будут “ходить путём Господним, творя правду и суд.

”  Как известно из Ветхого Завета, от Сарры у Авраама родился сын Исаак, а одним из потомков стал легендарный библейский царь Давид, потомком которого стали и сама Богоматерь, и Иоанн Предтеча – креститель Иисуса Христа.

 Как и в других особо чтимых иконах, дословный пересказ сюжета Библии переплетён с глубокой символичностью образа Святой Троицы.

На иконе Святой Троицы принято изображать Мамврийский дуб (это дерево живо и поныне, ему около 5000 лет, оно находится в Хевроне), Храмовую гору – гору Мория (место, где Авраам многими годами позднее должен был принести в жертву своего взрослого сына Исаака по велению Господа Бога, решившего испытать смирение и веру библейского старца) и сам дом Авраама. Путники – Святая Троица представлены в виде трёх ангелов (так они названы в девятнадцатой главе первой книги Бытия), держащих в руках царские жезлы как символы их всевластия:

  • Левый Ангел – Бог-Отец. Над головой Его – дом Авраамов.Как Авраам построил дом свой, так и Бог-Отец построил мир за шесть дней. Таким приёмом подчёркивается творческая сущность этой ипостаси Бога, Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина мира. Одежды его красного – поистине царского цвета.
  • Центральный Ангел – Бог-Сын. Над головой Его – Мамврийский дуб как символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева, человек обретал бессмертие. Человек, уверовавший во Христа, спасал свою душу и дарил райское бессмертие ей. Полным символизма представляется и движение руки с чашей Бога-Отца по направлению к Богу-Сыну. “Да минует Меня чаша сия”, – молился Спаситель, зная о своих грядущих мучениях в Гефсиманском саду после Тайной Вечери, – “впрочем, пусть будет так, как Ты сказал.” И испил эту чашу до дна. Одет Бог-Сын в красный хитон с нашитым клавом – земное одеяние Иисуса Христа.
  • Правый Ангел – Бог-Святой Дух. Над головой Его – гора Мориа как символ устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к райским высотам. Гора как символ непосредственной близости к Богу многократно упоминается в Библии: на горе Синай пророк Моисей получает от Бога десять заповедей, на горе Фавор ближайшие ученики-апостолы Христа Симон Пётр, Иаков и Иоанн видят Преображение Господне – откровение всех лиц Святой Троицы, с вершины горы Елеонской состоялось Вознесение Христа. Животворящий Святой Дух одет в зелёные одежды – символ обновления, объединения человека и Бога.

 На иконе Святой Троицы фигуры ангелов образуют круг – бесконечную и самую красивую гармоничную фигуру, не имеющую ни начала ни конца. Обратная перспектива изображения трёх ангелов охватывает воображение смотрящего на икону Святой Троицы человека, приглашая его присоединиться в качестве зрителя к ветхозаветному сюжету и приобщиться к Божественному.

 С благодарностью смотрят верующие на образ Святой Троицы: даже издали он ещё раз напоминает о спасительной жертве Христа: фигуры Бога-Отца и Бога-Святого Духа образуют силуэт жертвенной чаши, в которую помещён Бог-Сын, отдавший свою земную жизнь за спасение человечества от первородного греха прародителей Адама и Евы, и даровавший нам надежду на спасение.

 Перед иконой Святой Троицы молятся о прощении грехов, молятся о самых важных в нашей жизни событиях, перед образом Святой Троицы исповедуются, перед ней воздают хвалу Господу.

 На этой странице Вы можете заказать икону Святой Троицы.

Источник: http://spb-icon.ru/ikoni-dvunadesyatich-prazdnikov/ikona-presvyatoy-troitsi.html

Троица: какая икона «правильная»? – Одесская Жизнь

Православные христиане уже начали подготовку к одному из самых больших праздников — Троице. В этом году он приходится на 23 июня. В праздновании Святой Троицы смешались языческие и православные традиции.

Верующие в воскресенье с утра обязательно идут в церковь с букетами из душистых трав, тонких березовых и яблоневых веточек. Их окропляет святой водой священник, облаченный в зеленые одежды. Пол в храме и в домах застилают скошенной травой и цветами.

Прихожане в храмах молятся у иконы «Святой Троицы». При этом многие обращают внимание, что эта икона может выглядеть по-разному. Так, в одном случае на иконе Святая Троица изображена в виде трех ангелов.

В другом случае Бог Отец имеет вид старца, рядом с ним – Иисус Христос, а вот Дух Святой изображен в виде голубя. С чем же связаны эти различия?

Троица Ветхозаветная

Важно

Икона, где Святая Троица — это три ангела, именуется Ветхозаветной. Такое изображение основано на библейском повествовании.

– Еще во времена Ветхого Завета, был такой патриарх Авраам, которому было явление трех ангелов. Это было явление Троицы, – поясняет протоиерей Александр Маличенко (Спасо-Преображенский собор).

Ему явились три ангела, которые возвестили ему: его супруга Сара родит ему потомство великое, хотя они были уже довольно престарелыми людьми. И когда это исполнилось, Авраам понял, что ему было явление Бога.

И с того времени каноническое изображение признается Святой церковью в виде трех ангелов.

Ветхозаветная «Святая Троица» изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними — угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сара находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три Ангела.

Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца. Он символизирует новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения – жертвенная любовь. Левый ангел (Бог Отец) правой рукой благословляет чашу.

Средний ангел (Сын) изображен в евангельских одеждах Иисуса Христа. Его правая рук с символическим перстосложением опущена на престол. Бог-Сын выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям.

Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву.

Новозаветная Троица

Здесь Бог Отец изображен в виде старца. В нимбе над его головой – те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие «Сущий». Хотя сам нимб может быть не круглым, а треугольным. Иисус Христос восседает рядом с Богом Отцом.

В правой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, в левой — орудие Спасения, Крест. Бог Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над ними.

Бог Святой Дух изображается в виде голубя, потому что именно так Он явил Себя при Крещении Спасителя.

– Икону, где изображены Господь Саваоф (одно из библейских имен Бога Отца), Господь наш Иисус Христос и Дух Святой в виде голубя, мы не отвергаем. Оно также присутствует в наших храмах, – говорит протоиерей Александр Маличенко (Спасо-Преображенский собор).

Но будем говорить, что это для того, чтобы мы могли понять Святую Троицу. Мы знаем, что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Но видя на иконе Трех Ангелов Святых, та бабушка, которая приходит в храм, не может постичь этого.

Совет

Для большего вразумления этой бабушки, не сведущей в догмате Троицы, изображается вот такая более понятная для прихожан икона.

Говорят, что нельзя изображать Бога Отца, – продолжает тему протоиерей Роман Викнянский (храм Владимирской иконы Божьей Матери), – но каждый человек изображен по образу и по подобию Божию. Поэтому мы изображаем Бога Отца в образе старика с седой бородой, ведь сам Господь явился нам образе человека сына Девы Марии.

То есть, если бы Бог имел какое-то другое изображение, то на верняка, по моему мнению, сын явился бы в каком-то другом образе, не человека. Даже те ангелы, которые являлись людям, они всегда являлись в образе человека. И никак по-другому. К этому церковь относится довольно позитивно.

И в том, что Бог Отец изображается в образе престарелого человека, никакого канонического отступления нет.

Отечество

Существуют и иконы Святой Троицы, где у Бога Отца, изображенного Старцем, на коленях сидит Спас-Эммануил, то есть Спаситель, изображенный в младенческом или отроческом возрасте.

Над ними, как и на иконе «Новозаветной Троицы», — Святой Дух в виде голубя. Такое изображение называется «Отечество».

Эти два изображения Святой Троицы, строго говоря, являются неканоническими, но нередко встречаются в православных храмах.

Символичность «Троицы»

Символика и многозначность образов «Троицы» восходят к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия, как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг, треугольник (пирамида) имели символическое значение.

– Много символов есть в обыденной нашей жизни, – рассказывает протоиерей Александр Маличенко (Спассо-Преображенский собор). – И когда люди начинают разбираться в этом всем, вникать, то иногда приходят к мнению, что пирамида имеет масонское значение.

Нет, здесь все иначе. Есть такие десять свойств Божьих, которые подчеркиваются в символах. Один из них — это треугольник (а не пирамида) — это символ всезнания и того, что Бог — вездесущ. Глаз – это Всевидящее око. Это образ Бога Отца.

То есть Бог вездесущ, он все видит, все знает.

Но в одном все священники солидарны: даже если вы не разбираетесь во всех этих нюансах и тонкостях, главное – иметь Бога в сердце, быть искренним в молитве и соблюдать «золотую середину» во всем.

Некоторые отличия канонического и академического письма

– Канонический и академический стиль написания икон отличаются.Например, в Верхнем храме Спасо-Преображенского собора иконы написаны в академическом стиле, в Нижнем храме — в каноническом, – уточняет протоиерей Александр Маличенко (Спассо-Преображенский собор).

Каноническое письмо:

  • Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении. Правая рука – в именном благословляющем перстосложении, в левой – может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток.
  • Характерная деталь иконографии преподобных — это четки, символ монашеского молитвенного труда.
  • Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой пребывал святой.
  • На иконе отсутствует внешний источник света, а цвет несет символическую функцию.
  • В канонической иконе соблюдается одновременность изображения: все события происходят сразу.

Неканоническое (академическое) письмо:

  • Ярко выраженная чувственность и эмоциональность.
  • Отсутствие Иисуса Христа или его подмена ангелом.
  • Многочисленные необязательные детали, относящиеся к земному.
  • Возможно отсутствие важных символических элементов.

Молитва Святой Троице

Пресвятая Троица, помилуй нас! Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.<\p>

История возникновения праздника

Праздник Святой Троицы посвящен сошествию Святого Духа на апостолов. Произошло это в пятидесятый день после воскресения Христова. Именно с этого момента начала свое существование Церковь Христова. Можно сказать, что праздник Троицы — это своеобразный День рождения Церкви.

А в древности славяне праздновали в это время проводы весны и встречу лета: именно тогда сложилась традиция ходить на кладбище и обметать могилы ветками березы, чтобы умилостивить и успокоить духов умерших предков. Считалось, что в этот день ветви дерева обретают особую целительную силу.

Травы, освященные в церкви, и по сей день принято высушивать и бережно хранить до следующего года. Их используют только в крайнем случае, например, при лечении тяжелых болезней. Отмечали праздник Святой Троицы и на природе.

Обратите внимание

Расстилали на траве зеленые скатерти, специально приготовленные к празднику, караваи украшали цветами и зеленью. Девушки затевали игры и гадания: бросали ложки в березу, чтобы узнать, кто из них выйдет замуж первой, катались на лодках, щедро украшенных зеленью.

Для гадания на Троицу принято было плести венки и бросать их в воду. Если утонет веночек – к беде, завертится на месте – к разладу и раздору в семье, поплывет – быть удаче, к скорой свадьбе.

Многие из этих традиций исчезают, но и сейчас люди в день Святой Троицы выезжают за город, устраивают праздники, а особо инициативные организуют костюмированные гуляния. Верующие же православные в этот день предпочитают провести в молитве.

Алена Швец

Источник: https://odessa-life.od.ua/article/3655-troica-kakaya-ikona-pravilnaya

Ссылка на основную публикацию