Икона пресвятой богородицы “ярославская”

Ярославская икона Богородицы – свидетельница истории России

Древняя Ярославская земля, как и вся Святая Русь, находится под Покровом Пречистой Божией Матери.

В знамение этого еще в 1213 г.

в Ярославле был воздвигнут собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставший главным храмом Ярославского княжества, а впоследствии и кафедральным собором Ярославской епархии.

В этом храме находилась чудотворная икона Богоматери Умиление, получившая название Ярославской. Именно этот образ и был зримым знамением заступления Пречистой Богородицы за землю Ярославскую.

Ярославская икона Божией Матери явилась одним из самых древних чудотворных образов Пречистой Богородицы в Православной России. Она известна с XIII века и уже к семь веков осеняет северные пределы Русской Земли.

Как повествует древнее предание, эту икону принесли в град Ярославль в XIII веке святые благоверные князья Василий и Константин Всеволодовичи при епископе Ростовском Кирилле II (1231-1262).

Святым князьям Василию и Константину Ярославским, послужившим прославлению образа Богоматери, довелось нести крест княжеского служения в первые десятилетия татаро-монгольского ига. Это было самое жестокое время, когда попущением Божиим полчища Батыя устремились на Русь, разоряя все на своем пути.

Обратите внимание

В 1238 году на берегах реки Сить, притоке Волги, на земле Ярославской произошла одна из самых драматичных битв русской истории. В неравной сече погибли великий князь Георгий Всеволодович, ярославский князь Всеволод Константинович, отец князей Василия и Константина. Князь Василько Ростовский был пленен и замучен татарами в Шеренском лесу.

Именно в это время князь Василий вместе с младшим братом Константином совершил принесение в город нового образа Божией Матери Умиление, получившего впоследствии название Ярославская икона. Образ был поставлен в древнейшем каменном соборе Ярославля.

Поражение русской рати, гибель князей, разорение городов и весей производили в народе ужас и смятение. Принесение образа Пречистой Заступницы должно было укрепить дух народа пред лицом жестоких захватчиков.

Откуда была принесена Ярославская икона, предание умалчивает, но есть версии, что из Владимира или Киева. 

Знаменательно, что братья-князья не принимали участия ни в каких междоусобных распрях русских князей. Во времена скорбных междоусобиц, которые раздирали тело Русской земли и позволили татарам пленить Русь, этот пример братолюбия стал основанием и образом единения Русской земли. Даже в условиях иноземного ига князь Василий находил возможность сооружать новые храмы.

Недолгим было служение боголюбивого князя. Видимо, духовно он созрел для Царства Небесного. Зимой 1249 года князь Василий Ярославский отправился во Владимир-на-Клязьме для встречи со святым благоверным великим князем Александром Невским   которого он поддерживал в его начинаниях. Там князь Василий Всеволодович неожиданно тяжело заболел и преставился ко Господу 8 февраля.

Гроб с честными останками безвременно умершего князя провожал от Владимира до Ярославля сам великий князь Александр Невский вместе с двоюродными братья усопшего князьями Борисом и Глебом Васильковичами. Это стало выражением почтения и общей печали по молодому, но духовно зрелому князю.Князь Василий был погребён в Успенском соборе под Ярославльской иконой Богородицы. Княжеством стал править его младший брат Константин.

16 июля 1257 года князь Константин был убит в битве с монголо-татарами.

Тело благоверного страдальца также было погребено в соборном Успенском храме рядом с местом упокоения его брата князя Василия — у образа Пречистой Богородицы. Даже в погребении святые князья не разлучились и явили образ неразрывных уз братства о Христе.

Старый собор сгорел и был построен новый Успенский собор. 

В 1504 году обретенные мощи князей Василия и Константина были перенесены в новый  Успенский собор, и открыто поставлены в приделе, посвященном их памяти, с правой стороны между столпов под древними родовыми княжескими иконами.

Важно

Вместе с мощами была торжественно перенесена и чтимая моленная икона святых князей-страстотерпцев — Ярославская Богоматерь. Образ был помещен в основном иконостасе собора в местном ряду как главная святыня Ярославля. Величественный Успенский собор стал Домом Ярославской Богоматери.

Вскоре после завершения строительства Успенского собора в Ярославль приезжал Государь всей Русской Земли царь Иоанн III на поклонение святым мощам своих предков и Ярославской иконе Богоматери.

В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль сделался временной столицей Российского государства. Здесь располагался т.н. «Совет всея Земли». Соответственно Ярославская икона стала в это время главной моленной иконой Руси.

Летом 1612 года в Ярославле продолжилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, прибывшее из Нижнего Новгорода. Здесь собралось около 20 000 ополченцев.

В Успенском соборе пред ликом Ярославской Богоматери князь Димитрий Михайлович Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита Кирилла и во главе народного ополчения двинулся на Москву.

Освобождение первопрестольной положило начало новой страницы истории Российского государства.

С Ярославской иконой Божией Матери связано и начало правления Царского Дома Романовых.

Ярославль стал первым градом встретившим 21 марта 1613 года юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова на его пути из Костромы в Москву.

Отсюда он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Ярославская икона стала одним из образов, пред которым молился новоизбранный Русский Царь.

Спустя три века в год трехсотлетия Романовых у этого же образа молился и последний Русский Государь — Царь- Мученик Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году.

В 1918 году во время антибольшевистского т.н. «ярославского мятежа» большевистские командиры открыли шквальный артиллерийский огонь по мирному Ярославлю, снаряды попали и в древний Успенский собор, который был сильно поврежден, однако при этом, чудным образом, ни один осколок не коснулся лика Ярославской Богоматери.

Совет

В 1922 году договор с общиной верующих Успенского собора был расторгнут, собор был закрыт для богослужений, его здание было передано под биржу труда. Одновременно были сброшены колокола, а колокольня разобрана до основания. Сброс колоколов запечатлели на фотографиях — «для истории». В церковной сторожке устроили общественный туалет.

С этого времени следы Ярославской иконы теряются.

В 1930-е гг. помещение храма использовался под склад для зерна. В разгар «пятилетки безбожия» в 1937 году Успенский собор был взорван для устройства парка культуры и отдыха трудящихся.

70 лет это место пустовало. Ныне собор отстроен заново.

Исследователь-искусствовед так описывает иконографию образа: «Характерными чертами иконографического типа «Богоматери Ярославской» являются поза Младенца, изображенного справа от матери нежно прильнувшим щекой к Ее щеке и ласково держащим Ее за подбородок; положение рук Богородицы — не поддерживающее, но притягивающее хрупкое Младенческое тельце к Себе; край мафория — перекинут через левую руку Марии и как бы укрывает и защищает дитя. Безмерная грусть устремленных в небытие широко раскрытых глаз Богородицы, стремление оградить, уберечь Младенца от опасности, продлить дни безмятежного детства предвещают грядущие испытания, уготованные обоим: крестною смерть Сына, скорбь и отчаяние Матери. Кажется глубоко символичным, что характерное для данного иконографического извода положение рук Марии перекликается с жестом Богородицы в иконах «Богоматери Скорбящей» и некоторых композициях Распятия, воскрешающих самый драматичный эпизод жизни Пресвятой Девы».

В 1998 году Ярославль обрёл и древнюю Ярославскую икону. Однако эта икона является только списком  с первоисточного образа и ранее она находилась в ныне затопленным Рыбинским водохронилищем

Леушинского монастырского подворья Санкт-Петербургского монастыря.

В настоящее время древний список (копия) Ярославской иконы Пресвятой Богородицы находится в ярославском храме Спаса на Городу.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/310549.html

Чудотворные образы Ярославля. Печерская и Казанская, Ярославская иконы Божьей Матери

Когда говорят о чудотворных иконах Божьей матери, обретенных в Ярославской земле, то, как правило, имеют в виду образ, привезенный в город святыми князьями Василием и Константином. Однако Ярославская икона Божьей Матери не единственный чудотворный образ Пресвятой Девы, связанный с городом. Не менее известными и почитаемыми являются Казанская и Печерская иконы.

Иконография образа Ярославской Божьей Матери

Истинный образ Ярославской Божьей Матери утрачен. Известна эта икона по многочисленным спискам, сделанным с нее в разное время. Наиболее древней копией считается та, которая хранится в собрании галереи имени Третьякова, в Москве. Сделана эта копия в XV столетии.

Ярославская икона Божьей Матери, а точнее копия с оригинального чудотворного образа, выполненная в 1500 году, согласно преданию, была передана в Троице-Сергиеву лавру в качестве вклада, вдовой последнего из удельных князей города. В собрании Третьяковской галереи хранится и другой список с иконы, выполненный в конце XV столетия.

Искусствоведы полагают, что он более ценен, как художественное произведение.

Какая из копий иконы наиболее близка к оригинальному образу, разумеется, установить невозможно. Однако благодаря изучению ранних списков можно представить, какой была Ярославская икона Божьей Матери.

Из истории образа Ярославской Божьей Матери

История обретения образа Ярославской землей достоверно не установлена.

Иными словами, то, как появилась чудотворная Ярославская икона Божьей Матери известно исключительно по преданиям и легендам. Неоспоримо и достоверно лишь время обретения образа – XIII столетие.

Читайте также:  Псалом давида 9

То есть, момент появления иконы совпал с началом тяжелого испытания для русских земель – владычества монголо-татарских племен.

Согласно преданию, привезли образ в город князья Константин и Василий Всеволодовичи, впоследствии канонизированные.

Братья воспитывались великим князем Георгием Всеволодовичем Владимирским, который первым смог оказать ордам иноземных захватчиков достойный отпор.

Отцом же их был ярославский князь Всеволод Константинович. А матерью будущих святых братьев была княгиня Марина, дочь Олега Курского.

Василий Всеволодович принял княжение Ярославское в 1238 году, после битвы с врагами у берега реки Сить. Эта небольшая речка по сей день протекает по Ярославским землям, неся свои воды в Волгу. В сражении, послужившем предтечей Куликовского, полегли Великий князь Георгий и ярославский правитель Всеволод Константинович. Ростовский же князь Василько был полонен и позднее зверски замучен.

Прибыв на княжение Ярославское, Василий, вместе с младшим братом своим Константином, привезли с собой икону. С благословения епископа Кирилла Ростовского образ был размещен в каменном храме, выстроенном в 1215 году.

Обратите внимание

Как в руках братьев оказалась икона, легенды умалчивают. Историки и искусствоведы же полагают, что привезена она была из Киева или из Владимира. Но как бы там ни было, к образу сразу же потянулись люди, нуждающиеся, страдающие и скорбящие.

Икона практически сразу обрела славу Чудотворной, а день ее установления в храме стал датой почитания. До революции эту дату именовали днем Явления иконы Пресвятой Богородицы Ярославской.

Чтится образ 21 июня по григорианскому стилю, в этот же день церковью поминаются братья Василий и Константин — святые князья земли Ярославской.

В начале XVI столетия в Успенский собор Ярославля перенесены были мощи князей Всеволодовичей. В это же время переместили в данный храм и образ Богородицы. С момента размещения ее в иконостасе собора, она стала считаться покровительницей Ярославской земли. Поклониться ей приезжал царь Иоанн III.

Молился у этого образа на пути из Костромы в Москву и первый правитель династии Романовых, Михаил Федорович. Светлейший князь Димитрий Пожарский возле нее принял благословение от митрополита Кирилла перед тем, как ополчение двинулось на освобождение Москвы. Молился перед образом и Николай II, последний самодержец Русской земли.

Приезжал он поклониться иконе в 1913 году.

Успенский собор был закрыт и разграблен в начале прошлого столетия. В этот момент и исчезла чудотворная икона.

Периодически в СМИ появляется информация о том, что образ находят на чердаках, в подвалах, прилавках антикварных магазинов, однако, официально икона по-прежнему считается утраченной.

Находимые образы же являются копиями, списками, которые реставрируются и возвращаются в храмы города.

В чем помогает этот образ? есть ли у иконы свой храм?

В 2011 году был заложен современный храм Ярославской иконы Божией Матери. Он является частью большого храмового комплекса, который, по завершении строительства, будет именоваться в честь основателя города, Ярослава Мудрого. Проект и само строительство благословил митрополит земли Ярославской Пантелеймон.

Первый камень в основании Малого храма заложили 22 августа, а уже в последние дни ноября митрополит освятил церковь и прослужил в ней литургию. Однако иконостас этого храма не обладает ни одним из древних списков с Ярославской Божьей Матери.

Находится эта церковь на проспекте имени Фрунзе и ее двери открыты для прихожан с раннего утра до позднего вечера.

В чем же помогает эта икона? Обретена она была в крайне непростой исторический период. Люди не просто страдали от ига захватчиков, в результате кровавых битв во многих семьях были увечные, больные, ослепшие. Разумеется, все они, каждый со своим горем, шли на поклон к Богородице.

Образ Ярославской Божьей Матери считается исцеляющим от самых тяжких недугов и увечий. Молитва перед иконой способна вернуть зрение ослепшему, излечить безнадежного больного. Также Божья матерь покровительствует домашнему очагу и целостности, благополучию семьи.

Ярославская Печерская икона Божией Матери

Этот чудотворный образ также является утерянным. Днем церковного почитания является 14 мая по юлианскому стилю.

Ярославская Печерская икона Божией Матери была обретена не так давно, в сравнении с ее более «знаменитой тезкой». Произошло это в начале XIX столетия. Одна из жительниц Ярославля долгие годы страдала от тяжкого душевного недуга, который весьма напоминал то, что нынче называют депрессией. Звали эту женщину Александрой Добычкиной.

В одну из ночей 1823 года Александра Дмитриевна забылась коротким болезненным сном, в котором привиделся ей храм с необычной, будто бы выложенной на стене, иконой. Посчитав грезу вещей, больная пустилась в путь по улицам города. Нужно отметить, что отыскать смутно привидевшийся во сне храм в ту пору в Ярославле было крайне трудно, поскольку на каждой улице высилось по нескольку церквей.

Важно

Сколько дней, недель или месяцев искала Александра Дмитриевна храм, не совсем ясно. Однако доподлинно известно, когда она его обнаружила. Случилось это 1-го мая. Зайдя на территорию Спасо-Преображенского монастыря, женщина зачем-то прошла к Архиерейскому дому и встала, не веря своим глазам.

Перед ней высилась церковь из сна. Это был храм Происхождения честных древ. Войдя в молитвенный зал, Александра Дмитриевна тут же узрела явившийся в грезе образ, подошла к нему и упала, забившись в судорогах.

Очнувшись, женщина обрела уверенность в скором исцелении и стала ежедневно приходить и молиться перед фреской с образом Богородицы.

После полного исцеления Александры Дмитриевны, страдавшей более 17 лет, фреска получила славу, а затем и статус чудотворной. Она стала именоваться Ярославской Печерской иконой Божией Матери. При закрытии и разграблении монастыря в начале прошлого столетия фреска была варварски уничтожена, сколота со стены.

Тип иконографии этого образа – Панахранта. Богоматерь изображается как Царица Небесная, она занимает Престол, держа Иисуса. Этот тип иконописи был характерен для мастеров Царьграда, или же Константинополя.

Историки и искусствоведы полагают, что ярославская фреска являлась копией древней иконы из Киево-Печерского монастыря, утраченной задолго до революции. А она, в свою очередь, была списком с образа Богоматери из храма Софии Константинопольской.

Наиболее близка к уничтоженной ярославской чудотворной фреске по художественному исполнению известная икона Божьей Матери «Державная».

Ярославская Казанская икона Божией Матери

Слава Казанского образа Богородицы живет в народе столетиями. Она с легкостью перенесла десятилетия безбожия, чего нельзя сказать о самой иконе, являющейся одной из наиболее почитаемых на Руси.

Явление образа произошло в конце XVI столетия в Казани. В городе бушевали пожары, и от многих зданий остались лишь пепелища. Одна маленькая девочка увидела сон, в котором привиделся ей образ под обгоревшими завалами.

На следующий день, при большом скоплении людей, икона была извлечена из-под пепла точно там, где и указал ребенок. Первые же чудесные исцеления произошли во время переноса иконы с пепелища в ближайший храм. Девочку, увидевшую вещий сон, звали Матроной.

Совет

Спустя годы она стала первой послушницей Богородицкого девичьего монастыря, выстроенного на месте обретения иконы. Постриг Матрона приняла под именем Мавры.

Но в истории иконы ясен лишь момент ее обретения. Все остальное покрыто тайной и является предметом для споров ученых. Образом заинтересовался царь Иоанн Васильевич, известный как Грозный.

Ему был выслан список с чудотворной иконы. И это первая неясность в судьбе образа.

Могли ли Самодержцу, известному не только своим буйным нравом и, как бы сейчас сказали, отсутствием адекватности, но еще и предельной набожностью отправить копию иконы?

Вполне возможно, что в Москву отбыл оригинал, а в Казани остался список с него. Однако выяснить этот момент в наши дни не представляется возможным. При сборе первого ополчения, протопоп Благовещенского собора Казани привез под стены Москвы список с образа. Однако благословения и копии иконы оказалось недостаточно, ополчение было разгромлено поляками.

Но что любопытно, распалось ополчение после убийства возглавлявшего его Ляпунова. Случилось это в 1611 году.

А еще до 1609 года, в небольшом поселении под Ярославлем, носившем название Романов, появился образ Богоматери, неотличимый по описанию от Казанского.

Точная дата появления иконы, возле которой происходили чудесные исцеления, не известна. По легенде, ее купил в Казани и привез в Романов некий Герасим, страдавший от онемения руки около 1588 года.

В 1609 году над Романовым нависла угроза разграбления, и образ был в срочном порядке вывезен в Ярославль. Долгих 24 дня длилась осада города, и все это время перед образом неустанно молились. Поляки отступили. Образ стали считать покровительствующим городу и оберегающим его от иноземных захватчиков. Так и появилась Ярославская Казанская икона Божией Матери.

В 1610 году был заложен храм для Ярославского Казанского образа Богородицы, возле него отстроили кельи для уцелевших служительниц Рождественского монастыря, уничтоженного польскими захватчиками. Так было положено начало новой обители.

Протопоп Казанского Благовещенского собора, после разгрома ополчения, вместе со списком иконы, находился в Ярославле. Когда собралось второе ополчение, Дмитрий Пожарский молился и получал благословение в этом же городе.

Обратите внимание

Князь пожелал иметь на поле брани чудотворную Казанскую икону. Далее пути образа вновь окутаны тайной. Какая из икон сопровождала войско Пожарского и вернулась в Ярославль, а которая отправилась в Казань – не знает никто.

Читайте также:  Акафист иконе божией матери "феодоровская"

Ясности в исторических и церковных документах нет.

Доподлинно известно только одно – возле Ярославской Казанской иконы Божией Матери постоянно происходили чудесные, абсолютно необъяснимые исцеления.

Образ постигла та же судьба, что и многие другие святыни Ярославской земли. Казанский монастырь был закрыт и разграблен в начале прошлого века.

Икону же перевезли в Крестовоздвиженский храм, где в честь образа была освящена южная часть алтаря еще в 1690 году. Там же помещался и придел иконы Божией Матери. Однако в 1925 году церковь была разграблена.

Среди украденного оказался и чудотворный образ. В 1930 храм закрыли.

Иконографический тип этого образа – Одигитрия. Согласно легендам, его основоположником является сам евангелист Лука. Младенец на таких иконах находится впереди Богородицы и фигура его развернута к людям.

Судьба настоящей иконы остается неизвестной. На сегодняшний день наиболее близкими к оригиналу считаются две копии. Одна из них находится в музее Ярославля, в Митрополичьих палатах. Другая же является главной святыней вновь открытого Казанского монастыря, и с ней ежегодно совершается крестный ход в город Тутаев, который ранее назывался Романов.

Источник: https://labuda.blog/198722

Молитва ярославская иконе божией матери

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва ярославская иконе божией матери на сайте: молитва-богу.рф – для наших многоуважаемых читателей.

В православии есть множество икон, причем большинство из них посвящены Богородице и Иисусу Христу, изображенному в виде младенца. Ярославская икона Божией Матери не является исключением.

Это одна из икон, которые обязательно должны быть у вас дома. Она будет оберегать вас и станет отличным образом для молитв. Словом, Ярославская икона Богородицы подойдет любой семье. Ставить ее можно где угодно — в спальне или на кухне над обеденным столом. Главное, чтобы вы верили в ее великую силу и благодать, ибо без веры нет спасения.

История иконы

Ярославская икона Богородицы нераздельно связана с Ярославской землей. В далеком 13 веке в Ярославском уезде был построен храм Успения Богородицы. По сей день этот храм является главным во всей области.

Практически с самого начала в этом соборе находилась икона «Умиление», на которой изображена Богородица с Иисусом Христом, который тянется к Матери и касается ее щеки своей.

Этот образ был немного изменен, но сама суть его сохранилась. Эта икона стала неким счастливым талисманом Ярославля и его земель, его святым, чудотворным знаменем. В этой иконе выражена любовь Матери к Сыну.

Это очень красивый образ, олицетворяющий собой любовь ко всем людям.

Важно

Прибытие иконы в Ярославль было осуществлено в тяжелый для Руси период — во время Татаро-монгольского нашествия. Она хранила наш народ от бед еще больших, нежели он видел тогда. Вражеские войска разоряли города и оставляли после себя только реки крови и страданий. Ярославская икона оберегала жителей Ярославля и в финальные стадии этого ужасного периода стала символом борьбы со злом.

Откуда появилась икона — остается тайной, несмотря на мнения ученых о владимирском или киевском происхождении образа. Сейчас древнейший список с этой иконы до сих пор пребывает на своем исконном месте — в Ярославском Успенском соборе.

День почитания иконы

День празднования иконы — 21 июня. Каждый год во всех храмах вспоминают благоверных князей Василия и Константина, благодаря которым Русь увидела эту икону и прониклась к ней любовью.

В чем помогает ярославская икона

Икона не раз исцеляла людей от слепоты и тяжких недугов, за что получила особый статус. Ее всегда бережно хранили, ею всегда восхищались. Ярославская икона по сей день считается хранительницей домашнего очага и здоровья людей, живущих в доме.

Чаще всего икону ставят на кухне, над обеденным столом. Именно этой иконе люди молятся перед приемом пищи, после него и для просьбы об исцелении.

Священнослужители отмечают, что не всегда имеет смысл читать полноценные молитвы. Достаточно бывает просто искренне попросить Владычицу и Младенца Иисуса о том, что вам необходимо больше всего.

Этой иконе молятся на Успение, на Благовещение и в другие праздники, связанные непосредственно с Божьей Матерью. Из молитв следует выделить «Богородица, дево, радуйся» и «Символ веры».

Это главные молитвы, которые следует читать перед Ярославским образом Божией Матери, хотя строгих правил в этом плане нет.

Икона поможет вам сохранять хорошее самочувствие и реже болеть. Помните, что самое главное — это вера и чистота души.

Молитва перед Ярославской иконой Богородицы

«Избранной Воеводе победительная, избавляющая нас ото всякого зла, благодарственная, восхваляем Тебя, Богородица, за то, что делаешь людей твоих непобедимыми, от всяких бед свободными, да зовем Тебя: радуйся, Царица Небесная. Преславная Приснодево, Мать Христа Бога.

Принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наши. Все упование мое на Тебя возлагаю, Матерь Божья, сохрани меня под кровом своим.

Богородице Дево, не бросай меня грешного, требующего Твоей помощи и Твоего заступления, на Тебя моя надеется душа моя, милости ждет от Тебя».

Старайтесь молиться иконе не только в периоды трудные и темные, но и в светлые, когда у вас все хорошо, ведь истинная молитва — та, которая посвящена благодарению, ибо друг только тот, ко остается с нами в теплые и светлые времена, а не приходит за помощью в непроглядную тьму. Помните всегда о том, что благодарность и прощение являются олицетворением веры. Помощи от Бога и Божьей Матери можно ожидать и без молитв, ведь хорошим людям Господь помогает всегда и воздает всем по их делам и мыслям.

Совет

Пусть этот образ Ярославской Божьей Матери станет для вас избранным. Если вы хотите, чтобы ваше жилище было наполнено удачей, счастьем и светом, то не забывайте молиться на сон грядущий и с утра, а также ставить дома иконы, которые оберегали людей на протяжении долгих веков. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://xn—-7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/molitva_yaroslavskaya_ikone_bozhiej_materi/

икона божьей матери ярославская | Богородица

_____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы – Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

http://pravkurs.ru/ – Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Икона Богородицы – величайшая святыня, издревле почитаемая в христианском мире, поскольку Её дивный образ ещё при земной жизни Заступницы вдохновил евангелиста и иконописца апостола Луку на воплощение Её лика в иконе Божией Матери.

и он сохранился в Вечности для тех, кто прибегает к Её помощи, приходит поклониться образу Матери Всех.

Эти изначальные изображения канули во временах, но все последующие списки не исчезли для будущего и доныне вдохновляют иконописцев, поколение за поколением, на воссоздание Её чудного светлого, скорбного, всепрощающего и любящего лика.…

Божию Матерь именуют многими именами – Матушка-Заступница, Царица Небесная, Богородица, Богоматерь – все эти Её имена отражены в молитвенных обращениях к Ней, веками складывавшихся в православии. Иконы Божией матери – предмет величайшего почитания.

Сама же Заступница зачастую единственная и последняя инстанция, куда мы можем обратиться со своими горестями, неразрешимыми земными способами проблемами.

Мы просим Её, главную Ходатаицу за нас перед Богом, о помощи и прощении, ибо наши молитвенные силы невелики, и Она, Богородица, всегда слышит истинно горячую, слезную мольбу за нас самих и наших близких, за чью-то дорогую нам жизнь.

Сколько раз общая молитва к Ней, крепость веры в Бога и в заступничество Царицы Небесной перед Сыном в смутные и тяжкие для нашего Отечества часы спасали Россию! Мольба, возносимая перед иконами Божией Матери.

Обратите внимание

и неслышный уху, но сердцем ощутимый Её ответ придавали русскому народу мужества, где для него почти не оставалось сил, и противник, который, казалось, был близок к победе, обращался в бегство! И тогда оказывалось: правда – за нами, за Русью, Россией, ибо на нашей стороне была Матерь Божия и Её горячая молитва к Господу за Её удел на земле!

Нет у нас ни одного не то что храма Божия – нет ни одного истинно православного дома, где не светил бы с иконы светлый лик Богородицы – Казанской. Владимирской. Иверской. и зачастую не один, поскольку чтимых списков икон Богородицы.

перед которыми молятся в самых разных жизненных ситуациях, в православии несколько сотен. У каждого – своя история, сопровождающаяся явлениями чудотворения, чудесного его обретения.

Читайте также:  Кто такие архангелы в православии и какое их предназначение

Из этих событий и явлений мы видим, что Богородица никогда не оставляет человеческий род, взятый Ею в усыновление, и через Её иконы – иконы Божией Матери Она снова и снова являет миру Своё Материнское внимание и благоволение.

Поэтому, если хотите сделать кому-то из родных и близких, возможно, себе самим, в самом деле ни с чем не сравнимый, даже не подарок – дар, подарите икону Богородицы.

Выберите ее сердечным чутьем из того великого обилия списков, какой известен, – и подарите.

Поверьте, этот тот дар, который будет оценен с величайшей благодарностью и никогда не забудется, как и тот, кто преподнес это святое чудо…

Ярославская икона Божией Матери

Деревянная доска 33х27 см, левкас, темпера, резьба по левкасу, золочение, орнамент.

Празднование в честь Ярославской иконы Божией Матери совершается 8 июня (21 июня н.ст.) – день обретения мощей живших в ХIII святых ярославских князей Василия и Константина, которым, по преданию, принадлежал чудотворный образ.

Молитвенная традиция: перед Ярославской иконой Божией Матери молятся об избавлении от телесных болезней.

Иконографический тип – Умиление.

Существуют другие изводы этой иконы:

  • Ярославская (Печерская) икона Божией Матери – день памяти: 14 мая (27 мая н. ст.).
  • Ярославско-Смоленская икона Божией Матери – день памяти 12 октября (25 октября н.ст.).
  • Казанская икона Божией Матери, именуемая Ярославская – день памяти 8 июля (21 июля н. ст.).

Об иконе Божией Матери “Ярославская”

Икона Божией Матери “Ярославская” стала первой чудотворной иконой, явленной Богородицей людям в эпоху татаро-монгольского ига. Она стала известной на Руси вскоре после нашествия Батыя.

Являя свой образ, Богоматерь как бы посетила Русскую Землю и утешила ее в наступившие времена скорби. И видно не случайно, что это оказался именно образ “Умиление”, выражающий глубочайшую материнскую заботу Богоматери.

В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.

Важно

Об истории этого образа сохранилось очень мало сведений. Утрачена также и сама древняя святыня.

По преданию, Ярославская икона Божией Матери принадлежала святым благоверным князьям ярославским братьям Василию и Константину Всеволодовичам, живших в XIII веке и прославившихся восстановлением храмов, разоренных нашествием войск Батыя.

В 1501 году после пожара ярославского Успенского собора были обретены мощи святых князей, для которых по приказу Ивана III выстроили каменный храм.

Мощи были поставлены между столпов новой церкви под древними родовыми иконами, среди которых была чудотворная Ярославская икона Божией Матери. Впоследствии в честь Ярославской иконы был освящен нижний храм церкви Ильи пророка. О широком почитании чудотворного образа свидетельствуют многочисленные списки с иконы, созданные в XV – XVI веках.

Особым почитанием образ Божией Матери “Ярославская” пользовался в периоды всенародных бедствий. Ярославцы молились пред иконой Богородицы во время сильнейшего пожара в городе 1501 года. В 1612 году пред этой иконой Богоматери молились Минин и князь Пожарский. О главной святыне Ярославля – иконе Божией Матери “Ярославская” вспомнили в 1918 году в период так называемого “ярославского мятежа”.

Иконография Ярославской иконы Божией Матери

Иконография Ярославской иконы Божией Матери принадлежит к иконографическому типу, называемому в русской литературе “Умиление” и сложившемуся в ХIII веке. Она является прототипом для многих русских иконографических вариантов “Умиления”, связанных с местночтимыми чудотворными иконами.

Младенец Христос представлен на руках Богоматери с правой стороны. Голова Богоматери наклонена к Младенцу Христу, Их лики соприкасаются. Он сидит прямо и рукой держится за подбородок Богоматери. Ступни Его ножек близко сдвинуты.

Точный список с чудотворного образа, выполненный в 1500 году, был вложен в Троице-Сергиеву лавру Аграфеной Суцкой, вдовой последнего ярославского князя.

Совет

Наиболее ранним сохранившимся списком является икона первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи, икона происходит из церкви Успения на Апухтинке в Москве.

О распространении и известности икон этого типа свидетельствуют множество списков.

Что такое Богоматерь “Умиление”

Богоматерь “Умиление” – Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) – буквально обозначает «сладко лобзающая», тип Богородицы с Младенцем, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке.

По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе, хотя наряду с Ласкающей Богородицей в этом храме были иконы и других типов. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI—XII в.

прообразует крестную жертву Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой — Христом. Среди ранних прообразов Гликофилуссы — Богоматерь с Младенцем на фреске в церкви Санта Мария Антиква (рубеж VII и VIII вв.).

Но самое широкое распространение этот тип получает в XII в. в связи с характерными «гуманистическими» тенденциями эпохи, спорами о крестной жертве и формированием так называемой Страстной литургии.

Богородица Гликофилусса может представлять собой стоящую, восседающую на престоле фигуру пли полуфигуру, позиции Младенца также могут иметь особенности. В зависимости от этого тип и поза Гликофилуссы входят в композиции других иконографических типов (Аристократуссы, Элеусы, Эпискепсис, Дексиократуссы, Толгской, Федоровской, Донской, Ярославской и др.).

Тропарь Пресвятой Богородице

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Обратите внимание

Предстательство христиан непостыдное ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление. предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Богородице Дево, не презри мене грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Припевы

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству. Призри благо-сердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь.

Величание Пресвятой Богородице

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Дата празднования

Яросла?вская (Пече?рская) ико?на Бо?жией Ма?тери  — православная русская икона. причислена к чудотворным образам Богородицы. В настоящее время утеряна.

Содержание

История иконы

Происхождене иконы остаётся до сих пор неизвестным. Начало её почитания связано со следующей легендой.

Ярославская гражданка Александра Дмитриевна Добычкина семнадцать лет страдала психическим расстройством, называемым ныне депрессией. Будучи невылеченной, болезнь привела к жестокой ломоте в руках и суставах. Бедная женщина не могла спокойно переносить страдания и часто кричала. Родные болезненно переживали происходящее и усердно молились о выздоровлении несчастной.

В 1823 году женщине приснился некий храм, в котором она отчётливо увидела изображение иконы Божией Матери. Посчитав сон вещим, она стала ходить по Ярославлю и искать явленный ей в сонном видении храм. Однажды (1 мая ) зашла на территорию Архиерейского дома и, увидев церковь «Происхождения честных древ», узнала в ней тот самый храм.

Важно

С радостным предчувствием войдя внутрь церкви, сразу же обнаружила на стене фреску. изображающую Божию Матерь Печерскую. Но тут с ней случилось нечто странное: она упала на пол, стала корчиться и потеряла сознание.

Очнувшись, Александра почувствовала, что сможет получить исцеление.

На следующий день она вновь была в церкви, усердно молилась пред образом о выздоровлении и только захотела приложиться к изображению, как почувствовала внутри себя некое непонятное движение и… совершенное выздоровление.

С тех пор икона стала считаться способной на исцеления и, будучи причисленной к чудотворным, стала называться Ярославской (Печерской).

В годы смуты и гонений на церковь в первой половине XX века чудотворное изображение было уничтожено — фреска стены храма оказалась сколотой.

Иконографические особенности

Иконографический тип — Панахранта. Более точно её следует относить к типу цареградских икон Богоматери. В узком толковании это иконографический тип Богоматери Печерской. Существует мнение, что это список с не дошедшей до нашего времени иконы Киево-Печерского монастыря. А прототип, возможно, находился в Софии Константинопольской .

На этой иконе Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях, благословляющим руками прпп. Антония (слева) и Феодосия (справа), чудотворцев Печерских. За царским троном, на котором восседает Божия Матерь, изображены два ангела (возможно архангелы Михаил и Гавриил ). Чудотворный образ напоминает более известную в России икону «Державную» .

Источник: http://www.tsurganov.info/bogorodica/ikona-bozhej-materi-jaroslavskaja.html

Ссылка на основную публикацию