Икона пресвятой богородицы “влахернская”

Влахернская икона Божией Матери

Образ Влахернской Божией Матери считается одной из древнейших икон. В наше время святыня имеет огромную ценность. К ней в молитве обращается большое количество христиан со всего мира, ищущих заступничества и покровительства Пресвятой Девы.

Влахернская икона Божией Матери известная также, как Одигитрия, то есть указывающая путь. Как и многие образы Богородицы, данная святыня признана защитницей каждого человека и покровительницей при войнах, нашествии врагов и мятежников. Православная иконография обязана своим зарождением данному образу.

История иконы 

С иконой Влахернской связанно имя патриарха Сергия, который в 626 году, во время окружения войсками Константинопольской стены, обходил ее с Божественным ликом. Святой неустанно молился, умоляя в своих просьбах Пресвятую Деву защитить город от вражеского ополчения и натиска. Тяжелое сражение было выиграно благодаря могущественной силе чудотворного образа.

Где хранится икона

В наше время икона находится в Москве, в Рисположенской церкви Кремля. Она широко распространена, поэтому ее можно встретить во многих церквях России, а также в Третьяковской галерее, в церкви Рождества Богоматери в Москве и под городом Дмитровом, в Спасо-Влахернском монастыре.

В чем помогает чудотворный образ

Искренние молитвы пред ликом Пресвятой Богородицы придадут сил и укажут направление для дальнейшего пути.

Образ является заступником от недругов, грехопадения, приносит душевное и физическое исцеление и покровительствует семейной жизни.

Перед иконой Влахернской молятся в покаянии, просят избавления от тревог, страха и неуверенности. Божия Матерь всегда поможет и поддержит верующего человека в любых трудностях и неудачах.

Описание иконы

На святыне написан рельефный образ самой Пречистой Богородицы. На ее левой руке изображен Младенец, который дает благословение и держит свиток.

Мастера иконописи обнаружили, что икона была написана не красками, так как некоторые части тела Богородицы и ребенка выступают с поверхности холста.

Многие христиане устрашаются, когда смотрят на икону, так как видят в ней подлинную силу и могущество.

Дни празднования иконы

Изначально день памяти отмечался только в Константинополе, в Влахернском храме. Но в девятом веке праздник стал общим для всех христиан. На сегодняшний день почитание Влахернской иконы Божией Матери приходится на 20 июля по новому стилю.

Молитва пред иконой

Произносить молитву следует с крепкой верой в сердце, добрыми помыслами и любовью. Божья Матерь поможет каждому человеку по вере его. Молитва звучит так:

«Царица Небесная, моя надежда, моя вера, оскорбляемых и притесняемых покровительница! Узри беды мои, услышь мольбы мои, прошу о помощи Твоей, ибо Ты — спасительница наша, и помощь в Тебе наша. Молю, утешь нас и ни оставь молитвы наши не услышанными. Даруй защиту от недоброжелателей и спаси душу мою грешную. Во веки веков. Аминь».

Бог призывал открывать душу свою в молитве и праведности. В трудные минуты, во время тревог и невзгод, каждому необходимо светлое присутствие Господа. Правильно прочтенные молитвы обязательно будут услышаны, а помощь не заставит себя ждать. Мы желаем вам крепкой веры и огромной любви. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится …

Обратите внимание

Православная икона святой Марины была написана в честь христианского подвига юной девушки. Особой силой ознаменован …

Святой Давид Гареджийский особо почитаем женщинами Грузии и России. Икона святого старца способна сохранить и …

Икона «Умягчение злых сердец» — одна из самых почитаемых в православном мире. Ее почитание связано …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/vlahernskaya-ikona-bozhiej-materi/

Влахернская икона Божией Матери

Влахернский образ Богородицы привезли в Первопрестольную в 1653 году в дар царю Алексею Михайловичу. А прежде эта икона находилась в Антиохии.

Известно, что византийская императрица Евдокия (она жила в V веке нашей эры) перенесла Влахернскую икону Божией Матери в Иерусалим. Оттуда образ попал в Константинополь, где ее поместили во Влахернскую церковь (в пригороде). Позже, когда турки завоевали Царьград, Влахернскую икону прятали в патриархии, а потом приняли решение отправить на Афон.

Когда образ прибыл в нашу страну, его встречал лично патриарх Никон. Известно, что царь Алексей Михайлович сомневался в чудотворности иконы, пока не получил от иерусалимского правителя грамоту, извещавшую, что

Надо отметить, что Влахернская икона сделана из воскомастики. Эта техника, благодаря которой изображение получается рельефным. В воск добавили мощи христианских мучеников, сожженных в свое время в Никодимии во время празднования Рождества Христова. Таким образом, икона превратилась в мощевик.

Влахернскую Богородицу поместили в Успенский собор, Ее образ стали называть многочудесным. Царь нередко брал икону с собой в походы.

Со временем с нее сделали несколько слепков. Один из них, с надписью на греческом «богохранимая», был преподнесен Григорию Строганову за большие заслуги; он-то и находился в Храме Влахернской Божией Матери в Кузьминках.

Правда, бытует и другая версия; «В летописи Влахернского храма, составленной в 1869 году, говорится, что в Москву были присланы две иконы. Одна из них попала в Успенский собор, а другой был благословлен Строганов.

Эта икона и стала со временем храмовым образом Влахернской церкви в Кузьминах», — такие сведения можно найти в книге «Три века усадьбы Кузьминки», выпущенной к трехсотлетию усадьбы. Так это на самом деле, или Строгановы сами приукрасили историю — неизвестно.

В любом случае, факт остается фактом: святыню даровали Григорию Дмитриевичу за ревностную службу на благо Отечества. Он был сподвижником Петра I еще со времен Северной войны.

Владелец солеварен, литейных и железоделательных заводов развивал промышленность, строил храмы, собирал коллекцию рукописных книг.

Его финансовое участие способствовало развитию «строгановской» иконописной школы и «строгановского» барокко в архитектуре.

Чудесам почитание

В России эта икона издавна считалась главной избавительницей от различных эпидемий. Она не раз спасала жителей городов и сел от чумы и холеры.

В Кузьминках традиционно широко отмечают день Влахернской иконы Божией Матери. В июле к престольному празднику приурочивают большое количество мероприятий — исторические интерактивные представления и квесты, концерты и мастер-классы, игры и развлечения для детей, презентации различных общественных организаций, проводят благотворительную ярмарку, раздают всевозможные угощения.

Иконы России.

Источник: https://posmotrim.by/article/vlahernskaya-ikona-bozhiej-materi.html

Влахернская икона божией матери – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Влахернская икона Божией Матери

Влахернская икона Божией Матери

Празднование 3 мая, 7 июля

Чудотворная икона Богородицы Влахернская явилась в Антиохии с именем “Одигитрии”. В 437 имп. Евдокией была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где сестра императора св. Пульхерия поставила ее во Влахернскую церковь.

В VIII веке, когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы “Одигитрии” и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями.

В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников. Когда же в греческой империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия, по откровению Божию, обрели чудотворную икону в стене церкви Пантократоровой и пред нею горящую лампаду.

С великим торжеством поставили ее на прежнее место во Влахернской церкви.

Важно

По взятии турками Царьграда “Одигитрия” некоторое время скрываема была в Патриархии, откуда для большей безопасности отправлена на Афон, а 17 октября 1654 — в Москву к царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон встретил ее на Лобном месте.

Когда царь изъявил сомнение относительно чудотворной силы иконы Влахернской, то 10 декабря того же 1654 правитель иерусалимского престола (?) Гавриил, особой грамотой принося благодарность царю за присланную к нему милостыню, объяснил, что поднесенная государю через грека Димитрия Костинари чудотворная икона Богородицы Влахернской была некогда покровительницей Константинополя и греческих императоров, она же сопровождала царя Ираклия в походе против персов, и подтвердил, что о ее “чудесах обстоятельно повествуется в истории”. С тех пор сия икона пребывает в Успенском соборе в Москве.

В 1812, после изгнания врагов из Москвы, икона сия была найдена несколько поврежденной и без доски, в которую она вставлена. Теперь она врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой.

Влахернская икона сделана из воскомастики. С этой иконы в России были сделаны слепки, которые находились: один в московском Высокопетровском монастыре, другой в селе Кузьминки, кн. Голицына, и третий в селе Деденеве, близ Дмитрова, в Спасо-Влахернском монастыре. И эти иконы, в свою очередь, прославились многими благодатными явлениями.

Читайте также:  Молитвы святой великомученице анастасии узорешительнице

Использованные материалы

  • http://www.ikona.ru/bm_vlah.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/10571.html

Чудотворная икона Божией Матери “Влахернская”

День почитания 20 июля.

Молятся о защите от врагов и недоброжелателей, о покровительстве в семейной жизни.

Икона Божией Матери Влахернская не первый год считается одной из древнейших во всем мире. Создание святыни датируется 302 г.
Икона эта из Влахернского храма, который расположен в те времена был в Константинополе, стала началом иконографии «Одигитрия» (Путеводительница).

Когда столицу захватили авары, патриарх Сергий (610-631 г.г.) обходил город с молитвами к Заступнице о спасении и освобождении земли его. В память о том, что выполнила Богородица прошения патриарха стали праздник отмечать. Совершалось торжество в каждую субботу пятой седмицы Великого поста.

Известен праздник как Похвала Пресвятой Богородице или же «Суббота Акафиста».
Первое время празднование состоялось лишь в Константинополе, во всем известном Влахернском храме. С IX века праздник почитается в монастыре преподобного Саввы Освященного, а после был он включен и в Постную Триодь.

Такой известности торжество достигло, что отмечать его стала вся Православная церковь.

С 1654 г. Влахернская икона находилась во власти царя Алексея Михайловича, который получил образ в качестве подарка. Несколько версий дальнейшей доли иконы существует. Одна гласит о том, что когда турками был взят Константинополь, афонскими монахами образ был передан в Москву.

Другая версия вещает о том, что после падения Константинополя во спасение иконы ее перенесли в женский монастырь, именуемый в честь Христа Пантократора. Когда же церковь со всем, что в ней находилось, замуровали, на месте храма была воздвигнута мечеть.

Икона находилась на тот момент в церкви, и обнаружили ее только в 1616 г. После этого святыня попала к христианам, которые и отправили ее в дар царю московскому.
Икона эта весьма необычная, поскольку представлена рельефным изображением Матери Божией.

Совет

На левой руке Богородицы сидит Младенец, который одной рукой благословляет, а в другой держит свиток.

Многие иконописцы, да и простые христиане замечали, что не красками нарисованная икона, части тела Богородицы и Младенца заметно выступают с поверхности доски. Павел Алеппский, который описывал визит патриарха Макария в Москву, говорил, что некий страх ощущается при взгляде на икону.

Более чем два столетия византийское сокровище пребывало в Успенском храме Кремля. После того, как собор был закрыт для прихожан, икону перенесли в Крестовоздвиженскую церковь, которая находится на Воздвиженке. Когда этот храм в 1931 г. разрушили, святыню перенесли в Кремль.

Икона стала частью собрания Государственных музеев Московского Кремля (пребывает святыня в собрании этом и сейчас).

В Третьяковской галерее находится еще одна икона Влахернская Пресвятой Богородицы.

В XVII-XVIII столетии было сделано несколько чтимых списков.

 Молитва Божией Матери пред иконой Ее “Влахернской”.

Находится в Спасо-Влахернский женский монастырь, в Деденево Дмитровского района Московской области.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/chudotvornye-ikony/299-chudotvornaya-ikona-bozhiej-materi-vlakhernskaya

Влахернская икона – святыня рода Головиных

Истории святынь Подмосковья

11:52, 21 августа 2017

В селе Деденево Дмитровского района находится Спасо-Влахернский женский монастырь, основанный в середине XIX века при поддержке хозяев села Анны Гавриловны и Гавриила Павловича Головиных.

Чтимая святыня монастыря Влахернская икона Божией Матери сохранилась, несмотря на годы разорения обители в XX веке, и в начале 2000-х годов вернулась в Деденево.

Необычное рельефное изображение Богородицы является старинным списком Влахернского образа из Успенского собора московского Кремля.

На август в православной церкви приходится сразу три «Спаса»: 1 августа церковного календаря отмечается «Медовый Спас», 6 августа – «Яблочный», а 16 августа – «Ореховый».

Все три «Спаса» выпадают на Успенский пост, хотя третий всегда переносится на один день, чтобы не совмещать его с самим праздником Успения Богородицы.

По современному гражданскому календарю «Спасы» отмечаются соответственно 14, 19 и 29 августа.

Августовские «Спасы» часто отражались в названиях селений, где престольный праздник местной церкви выпадал на один из трех этих дней.

Обратите внимание

Например, село Журавна нынешнего Зарайского района называлось Спас-Журавна, Большое Руново в Каширском районе – Спас-Детчин, а Спас-Угол Талдомского или Спас-Заулок Клинского районов и сегодня официально имеют такие имена.

Село Деденево под Дмитровом до революции чаще называли Новоспасское-Деденево или просто Новоспасское, благодаря церкви, а потом и женской обители, посвященной Нерукотворному Спасу.

Все три августовских «Спаса» в их народно-гастрономическом аспекте кажутся взаимосвязанными и последовательными, но по своему церковному содержанию эти праздники едва ли имеют такую же четкую связь между собой.

Медовый Спас – это праздник Происхождения честных древ животворящего креста Господня, посвященный византийскому обычаю выносить для поклонения в этот день подлинную частицу дерева креста Христова, которая когда-то хранилась в соборе Святой Софии в Константинополе.

Яблочным Спасом называют Преображение Господне, когда вспоминается описанное в Евангелиях таинственное событие преображения Христа перед тремя своими ближайшими учениками во время молитвы на уединенном холме. Ореховый Спас – это церковный праздник перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Эдессы в Константинополь.

Нерукотворный образ – это полотно, на котором по древнему преданию сам собой отпечатался лик Иисуса Христа, когда тот, смочив лицо, отер его тканью и отдал послу эдесского царя. Именно этому последнему «Спасу» посвящен Спасо-Влахернский монастырь в Деденево.

Появление Спасской церкви и монастыря в Деденево связано со знатной фамилией Головиных, в руках которой село находилось, начиная со второй половины XVII века.

Важно

В 1713 году стольник Василий Петрович Головин выстроил здесь деревянную церковь в честь иконы Нерукотворного образа Христа Спасителя, которым, по семейному преданию, благословил родоначальника Головиных Степана Васильевича Ховру московский великий князь Василий Дмитриевич.

Степан Васильевич Ховра был представителем одной из ветвей греческого рода Комниных. В XV веке он перебрался из византийских колоний Крыма в Москву, где стал впоследствии прародителем Ховриных, Головиных и Третьяковых.

В конце XVIII века церковь в Деденево была возведена в кирпиче, а в последующие годы она достраивалась и расширялась. Идея преобразовать приходскую церковь в женский монастырь принадлежала Анне Гавриловне Головиной и ее старшему сыну Гавриилу Павловичу.

В 1852 году церковные власти удовлетворили их ходатайство и разрешили открыть в Деденево Влахернское женское общежитие, которое через несколько лет преобразовалось в полноценный женский монастырь. В XX веке монастырь сильно пострадал сначала от антирелигиозной политики советского правительства, а потом от немецких бомб во время ожесточенных боев у Перемиловской высоты в 1941 году.

По счастливому стечению обстоятельств сохранилась чтимая святыня рода Головиных и их Деденевского монастыря – Влахернский образ Божией Матери.

Изначальный Влахернский образ привез в Москву из покоренного турками Константинополя греческий священнослужитель по имени Гавриил в качестве дара московскому царю Алексею Михайловичу. В ту эпоху активно налаживались связи с православным востоком.

В Москву часто стали приезжать священники из Иерусалима, Сирии, Балкан, прося милостыню у единоверного московского царя. Влахернская икона Богородицы когда-то была покровительницей византийских императоров, но после падения Константинополя оказалась под угрозой уничтожения.

Чтобы спасти образ от захватчиков, икону спрятали, вмуровав ее в оконный проем церкви православного монастыря. Через какое-то время этот греческий монастырь был обращен в мечеть, а один из ее служителей обнаружил спрятанную в стене христианскую икону.

Турок решил продать ее некой гречанке-вдове, которая, в свою очередь, подарила образ Гавриилу, отправлявшемуся с посланием на Русь.

Совет

Привезенная из бывшей Византийской империи икона стала очень почитаться царем Алексеем Михайловичем. Он видел в ней символ того, что отныне Матерь Божия, некогда покровительствовавшая греческим царям, но отступившая от них, теперь будет помогать новому православному царству.

Влахернская икона хранилась в почетном месте в главном Успенском соборе московского Кремля, а в субботу на пятой неделе великого поста перед ней совершалась особая торжественная служба. Кстати, этот образ и сегодня хранится в Успенском соборе Кремля в качестве экспоната музея.

Читайте также:  Молитва царя соломона

С оригинала Успенского собора Кремля было сделано три списка: для Высоко-Петровского монастыря в Москве, для усадьбы Влахернское-Кузьминки, и для Головиных. Как и кремлевский оригинал, все три его копии также сохранились.

Кузьминский список находится в Третьяковской галерее, а список Высоко-Петровского монастыря, по исторической иронии, сегодня находится в другом московском монастыре – Симоновом.

Этот монастырь появился и получил имя благодаря уже упоминавшемуся Степану Ховре – родоначальнику Головиных, который в конце жизни принял монашество с именем Симон. В Симоновом монастыре на протяжении столетий находилась родовая усыпальница Ховриных и Головиных.

Третий деденевский список Влахернской иконы был главной реликвией в числе нескольких сотен святынь, которые Головины собирали на протяжении нескольких столетий и хранили в своем доме. Эти родовые святыни после постройки и освящения Спасского собора стали украшением Влахернского женского монастыря.

Собор имел девять престолов, а центральный иконостас для него привезли из упраздненного в Москве Алексеевского монастыря, на месте которого как раз началось строительство Храма Христа Спасителя.

К сожалению, многочисленная коллекция Головиных бесследно пропала в XX веке, но Влахернский образ сохранился благодаря труду искусствоведов и реставраторов, которые в непростое послереволюционное время убедили власти поместить икону в Дмитровский музей.

Обратите внимание

Затем икону перевезли в музей Андрея Рублева в Москве, а в 2015 году эта подмосковная реликвия вернулась на историческое место в Спасский собор Влахернского монастыря.

Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/vlahernskaya-ikona–svyatynya-roda-golovinyh/

Икона Божией Матери «Влахернская»

Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «ОДИГИТРИЯ», то есть Путеводительница. По преданию, именно с этой иконой Божьей Матери Патриарх Сергий (610 – 631 гг.

) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами.

В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы («Суббота Акафиста»).

Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви. В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу.

По одной версии после падения Константинополя святой образ попал на Афон и именно афонские монахи передали его в Москву. По другой – после взятия Константинополя турками икону перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора.

Когда же завоеватели превратили монастырский храм в мечеть, святой образ вместе с церковной утварью христиане замуровали в глухом окне. Более ста лет находилась святыня в замурованной нише, пока не была обнаружена в 1616 году.

Икону Божьей Матери каким-то образом передали христианам, а уже после они отправили её в дар московскому царю.

Обратите внимание

Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток.

Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», – писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария.

This slideshow requires JavaScript.

Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля.

В 1918 году икону из закрытого для моления собора её удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке.

Важно

После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор.

Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галереи.

По преданию, написана евангелистом Лукой и находилась сначала в Антиохии, потом в Иерусалиме, а с половины V до VIII века пребывала в Константинополе во Влахернском храме, где она прославилась многими чудесами. Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей.

Именно с этой иконой патриарх Сергий (610-631 гг.) обходил в 626 г. стены Константинополя с молебнами при осаде столицы варварами.

В память этой и других побед, одержанные благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать празднование Похвалы Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста).

Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX в. праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного ( 532 г.; память 5/18 декабря) и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.

Во время иконоборческого гонения в VIII в. благочестивые люди скрыли икону в стене обители Пантократора (Вседержителя), где она оставалась почти сто лет, наглухо заложенная камнями.

По особому указанию Матери Божией икону нашли и с торжеством перенесли на прежнее место во Влахернскую церковь. После взятия Константинополя турками в 1453 г. Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 г.

Совет

прислана афонскими иноками в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В Москве икону встретил патриарх Никон и поставил в Успенском соборе.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой Влахернской:

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Источник: http://troickiyhram.cerkov.ru/2018/07/20/ikona-bozhiej-materi-vlaxernskaya/

Список иконы Божией Матери «Влахернская». / Монастырский вестник

В самом начале XVIII века в России появляется ряд резных повторений рельефного образа Богоматери Одигитрии Успенского собора Московского Кремля – той самой иконы, которую привез царю Алексею Михайловичу «торговый грек» Дмитрий Костинари.

Время создания копий Влахернского образа Божией Матери датируется 1701, 1705 и 1706 годами – это время активной военной кампании Петра I, замыслов о военном флоте России. Для ученых это послужило объяснением, почему именно в то время вспоминают, что Пресвятая Владычица – покровительница воинов на поле брани и создают копии чтимой иконы Влахернской Божией Матери.

По свидетельству российского исследователя Г.В. Сидоренко, Влахернский Высоко-Петровский образ, созданный в 1701 году – самый ранний. О том, как он оказался в обители, мы можем только догадываться.

Известно лишь, что икона появилась в обители вскоре после постройки по царскому указу трапезного храма во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1847 году в Москве было опубликована работа П. Казанского, посвящённая роду Головиных и селу Новоспасскому с Влахернским монастырем.

Автор впервые выдвигает версию о том, что данная икона попала в Высоко-Петровский монастырь из дома Феодора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских.

Около 1847 года резная икона Влахернской Богоматери ещё стояла слева от Царских врат в монастырской церкви Петра Митрополита, а уже в конце XIX века икона находилась в храме преподобного Сергия Радонежского.

Особенного внимания заслуживает то, как сделана Влахернская икона. Изготовлена она в уникальной технике воскомастики: это рельеф по дереву с устроенными в нем мощевиками и покрытый особым составом из воска – «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава».

Читайте также:  Молитва льва оптинского о самоубийцах

Высоко-Петровский список иконы полностью повторяет размеры и иконографию оригинала. Нимб вокруг лика Пресвятой Богородицы, также устроенный наподобие ковчега, как и фон, предназначался для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском.

Сами рельефные изображения на списке выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой.

Обратите внимание

Исполнение иконы в такой сложной технике не способствовало появлению большого количества списков, поэтому мы знаем только три копии – помимо Высоко-Петровской, одна из копий хранится в настоящее время в Третьяковской галерее, а другая, самая известная, – в родовом усадебном храме Головиных в селе Деденево (оно же Новоспасское) близ подмосковного города Дмитрова.

В революционные годы церковное имущество активно изымалось.

Тогда же и был изъят Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери, а вместе с ней – и богатые украшения, о которых мы теперь узнаем из описания “Древних и других замечательных предметов из Высоко-Петровского монастыря”, составленное историком Петровского монастыря архимандрит Григорием (Воиновым): «Венцы на ней золотые, в два ряда убраны мелкими яхонтами и изумрудами, а риза серебряная с жемчужным ожерельем».

В советское время Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери находился в запасниках Государственного Исторического музея, а в 1990 году икона в числе первых «предметов религиозного содержания» был передана Церкви.

Тогда Высоко-Петровский монастырь еще был закрыт, поэтому икону передали в один из действующих на тот момент московских храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, где она и пребывала до сих пор.

Летом 2016 года стало известно, что святыня вернется на место своего исторического пребывания, а в марте 2017 года, в начале Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал образ Высоко-Петровской обители.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/svjatiny/spisok-ikony-bozhiey-materi-vlakhernskaya-/?from_monastery=5175

Влахернская икона Божией Матери

Влахернская икона Божией Матери.

Икона Влахернской Божией Матери из Спасо-Влахернского женского монастыря в Деденево.

Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «Одигитрия», то есть Путеводительница. По преданию, именно с этой иконой Патриарх Сергий (610 – 631 гг.

) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами.

В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы ( «Суббота Акафиста»).

Важно

Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.

В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу.

По одной версии, после падения Константинополя святой образ попал на Афон и именно афонские монахи передали его в Москву. По другой – после взятия Константинополя турками икону перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора.

Когда же завоеватели превратили монастырский храм в мечеть, святой образ вместе с церковной утварью христиане замуровали в глухом окне. Более ста лет находилась святыня в замурованной нише, пока не была обнаружена в 1616 году.

Икону каким-то образом передали христианам, а уже после они отправили её в дар московскому царю.

Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток.

«Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», – писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария.

Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля.

В 1918 году икону из закрытого для моления собора удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке.

После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Московского Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор.

Совет

Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее.

День празднования: 20 июля (7 июля по старому стилю).

03.09.2014, 669 просмотров.

Источник: http://xn—-itbfgdiioi7b.xn--p1ai/muzey/94/1908/

Влахернская икона Божией Матери. Чудотворные иконы, упомянутые в месяцеслове

Икона Влахернской Божией Матери из Спасо-Влахернского женского монастыря в Деденево.

Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «Одигитрия», то есть Путеводительница. По преданию, именно с этой иконой Патриарх Сергий (610 – 631 гг.

) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами.

В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы («Суббота Акафиста»).

Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.

В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу.

По одной версии, после падения Константинополя святой образ попал на Афон и именно афонские монахи передали его в Москву. По другой – после взятия Константинополя турками икону перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора.

Когда же завоеватели превратили монастырский храм в мечеть, святой образ вместе с церковной утварью христиане замуровали в глухом окне. Более ста лет находилась святыня в замурованной нише, пока не была обнаружена в 1616 году.

Икону каким-то образом передали христианам, а уже после они отправили её в дар московскому царю.

Обратите внимание

Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток.

«Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», – писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария.

Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля.

В 1918 году икону из закрытого для моления собора удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке.

После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Московского Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор.

Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее.

День празднования: 20 июля (7 июля по старому стилю).

ЕЩЕ ОБ ИКОНЕ
Влахернская икона Божией Матери (Одигитрия) , одна из особо чтимых в Москве в 17 веке греческих икон. Привезена в 1653 из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу.

Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания — с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля; царь брал ее с собой в военные походы.

Празднование иконы совершалось в пятую неделю Великого поста (суббота Акафиста).

Влахернская икона — рельефная, исполнена воскомастикой и темперой; по иконографическому типу — список Одигитрии, близкий к Смоленской иконе Божией Матери; создана во второй половине 15 — начале 16 (?) веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись «Богохранимая».

Важно

В настоящее время икона хранится в церкви Ризположения Московского Кремля. Чтимые рельефные списки второй половины 17 — начала 18 веков: в родовом имении Строгановых-Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве).

Празднование — 7 (20) июля.
Источник: www.vidania.ru/icony/icon_vlahernskaya.html

Источник: https://elitsy.ru/communities/107266/1124996/

Ссылка на основную публикацию