Икона пресвятой богородицы “свенская” (“печерская”)

Свенская (печерская) икона божией матери



30

Свенская (Печерская) икона Божией Матери — древнейшая из дошедших до нашего времени икон, написанных в Киево-Печерской Лавре.

По преданию, автором ее является преподобный Алипий, иеромонах Печерской обители, обучавшийся у византийских мастеров, призванных Богородицей для росписи Великой Успенской церкви, и положивший начало отечественной иконописи.

Ныне святые мощи преподобного Алипия, как и мощи его учителей — греческих иконописцев, нетленно почивают в Ближних пещерах.

Обратите внимание

На иконе Матерь Божия торжественно восседает на высоком троне. Младенец Христос, сидящий на коленях Своей

31

Пречистой Матери, благословляет Божественной десницей стоящих пред троном Феодосия и Антония Печерских (Антоний в островерхом схимническом куколе). Преподобные отцы держат в руках развернутые свитки с текстами духовных поучений.

Текст на свитке Антония: «Молю вас, чада: держимся воздержания и не ленимся, ибо имеем о сем Господа помощником».

Надпись на свитке Феодосия плохо просматривает^ ся, почти не читаема, форма свитка была изменена, теперь свиток спускается до земли и при этом закрывает часть трона, текст на свитке переписан в древности. У трона практически не видно ступеней.

Свенская-(Печерская) икона — древнейшее из известных изображений святых Антония и Феодосия. Иконографически изображение Богоматери относится к типу Панахранта (Всемилостивая). Подобный иконографический тип из-за своей торжественной строгости более характерен для монументальной живописи — фрески и мозаики.

Икона была написана на цельной липовой доске с неглубоким ковчегом и круглящейся лузгой. Размер иконы 42×67 см. Современные исследователи считают, что икона написана в воспоминание о событии во Влахернском храме, когда Пресвятая Богородица призвала зодчих и, вручив им икону Успения, благословила идти в Киев.

До 1288 г. Свен-ская икона находилась в Киево-Печерской Лавре, где прославилась многими чудесами.

Великий князьЧерниговский Роман Михайлович перевез печерскую святыню в основанный им Брянский Успенский мужской монастырь, где она пребывала до 1925 г.

Важно

Эта обитель находилась неподалеку от реки Свены, по названию которой монастырь стал называться Свенским. Название монастыря перевит и к иконе, с которой связано его возникнове-

Преподобный Алипий Печерский.

Гравюра из «Патерика Печерского» 1702 г. НИе.

32

Икона Божией Матери Свенская (Печерская). XIX в.

В 1288 г. великий князь Роман Михайлович, пребывая в Брянске, ослеп. Услыхав о чудесах и исцелениях, совершающихся в Киеве от Печерской иконы Божией Матери, в надежде на исцеление он послал гонца в Печерский монастырь с просьбой привезти чудотворный образ. Посоветовавшись с братией, Печерский архимандрит отпустил лаврскую святыню в Брянск на ладьях по Десне.

В пути сопровождавшие икону остановились на ночлег, а проснувшись утром, обнаружили, что она исчезла. В поисках иконы путники взошли на берег и поднялись на гору против реки Свены. Здесь они и нашли ее стоящею на большом дубе между ветвями. Когда весть о чуде дошла до князя Романа, он в сопровождении священства направился туда, где Матерь Божия воздвигла свою икону.

В горячей молитве

он обратился ко Пресвятой Богородице с такими словами: «О, Пречудная, Пресвятая Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услыши глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и увидеть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я увижу с места сего во все четыре стороны, я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила».

Когда князь окончил молитву, зрение возвратилось к нему, и он увидел тропинку, на которой, по его повелению, был поставлен крест. Однако глаза его видели только предметы, стоящие на близком расстоянии.

Тогда князь пал на землю перед святой иконой и воззвал к Богородице с сокрушением сердечным: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим». Молитва его была услышана, и князь окончательно прозрел. В благодарность за исцеление был отслужен молебен перед Печерским образом.

Вскоре на месте обретения иконы князь воздвиг храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а затем здесь же основал Свенский Успенский монастырь, в котором и поместил чудотворную икону, украсив ее золотой ризой.

Кроме подлинной Печерской иконы, в Свенском монастыре имелся древний список с нее, сделанный в год ее явления.

Совет

На этом древнем списке была следующая надпись: «Окладывана в лето 6796 (1288) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасией, месяца септембрия в 26 день, на память Иоанна Богослова».

Еще один чтимый древний список со Свенской иконы Богородицы находился в алтаре Успенского собора Киево-Печерской Лавры. О почитании Свенской (Печерской) иконы Пресвятой Богородицы свидетельствуют и многочисленные более поздние списки.

В настоящее время чудотворный образ хранится в Москве в Третьяковской галерее. В Киево-Печерской Лавре наиболее древняя (ок. XVII в.) Свенская (Печерская) икона находится в Дальних пещерах, напротив «гроба» преподобного Феодосия.

В церкви во имя Всех преподобных Печерских имеется список Свенской иконы, выполненный в мастерской Киево-Печерской Лавры во второй половине XIX в. До 1930 г.

(до закрытия монастыря советской властью) этот список находился в книжной лавке на верхней территории (корпус 26), где был установлен для молитвенного почитания. При закрытии Лавры икону удалось сохранить. Монахини, спрятавшие ее, передали образ лаврскому архимандриту Спиридону (Лукичу).

Отец Спиридон до последнего дня своей земной жизни хранил ее у себя на квартире в г. Житомире. В 1992 г., согласно предсмертному завещанию архимандрита Спиридона, в схиме — Дионисия (| 2

34

сент. 1991 г.), икона вновь возвратилась в Киево-Печерскую Лавру и была установлена на горнем месте в алтаре храма Всех преподобных Печерских. В ноябре 2002 г. в том же храме она была помещена в напольный киот за левым клиросом. На этом месте икона находится и сегодня.

Празднование Свенской (Печерской) иконе совершается 3/16 мая.

Назад Вперед

Источник: http://www.pecherski.net/?file=svyatini-lavri-7

Печерская (Свенская) икона Божией Матери

День празднования: 16 мая (3 мая по старому стилю), 30 августа (17 августа по старому стилю).

История прославления этого образа связана с черниговским князем Романом Михайловичем, который, будучи в Брянске, лишился зрения.

Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного Печерского образа Богородицы и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киево-Печерских, князь послал в Печерский монастырь милостыню вместе с прошением отпустить чудотворную икону к нему в Брянск.


По совету с братиею архимандрит Печерский отправил икону на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие святую икону должны были провести ночь на берегу реки Свены.

Вставши поутру, они пошли в лодку помолиться перед иконой Богородицы, но не нашли её в лодке, а увидели образ на горе, стоящим на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении на берегу реки Свены (от которой икона получила название Свенской) возвестили князю Роману Михайловичу.


Князь поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и, помолившись с верой перед образом, получил исцеление и вновь стал видеть.

Обратите внимание

После благодарственного молебна, который отслужили перед иконой священнослужители, князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами был сооружен храм в честь Успения Божией Матери. Князь устроил тут монастырь и щедро оделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром.

Дерево, на котором стояла икона, употреблено было для икон и других предметов храма.
В память о явлении иконы на реке Свене был установлен праздник 3 мая (16 мая по новому стилю).

Второй день празднования – 17 (30) августа – был установлен в 1815 году в память об избавлении Брянска и самого Свенского монастыря от полчищ Наполеона. Узнав о приближающихся захватчиках, жители Брянска со Свенской иконой Пресвятой Богородицы совершили крестный ход вокруг города, слёзно умоляя Божию Матерь о заступничестве. Вскоре пришло известие, что неприятельские войска неожиданно повернули вспять.
В настоящее время Свенская Печерская икона Пресвятой Богородицы хранится в Государственной Третьяковской галерее. На иконе по сторонам возвышенного трона Богоматери представлены святые, основатели Печерского монастыря — преподобные Феодосий и Антоний с развёрнутыми свитками в руках.
По преданию, чудотворная Свенская икона написана преподобным Антонием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую Печерскую церковь.

Богоматерь изображена на этой иконе следующим образом. На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне, величественно восседает Царица Небесная; правая стопа Ее покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне.

На коленях Богоматери восседает Предвечный Младенец Господь наш Иисус Христос; в левой руке Он держит шар, а правой рукой благословляет молящихся. Пречистая Дева держит Своего Божественного Сына обеими руками.

По сторонам трона на особых возвышениях стоят с правой стороны преподобный Феодосий Печерский, а с левой — прп. Антоний; в руках того и другого длинные свитки с письменами. На свитке у прп.

Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистой Своей Матери мною, рабом Твоим Феодосием, егоже утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного (на) хвалу и славословие Тебе».

На свитке же прп. Антония Печерского стоит следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа помощника».

Преподобный Феодосий изображен на иконе без клобука, с открытой головой, в мантии и епитрахили, а прп. Антоний представлен в полной монашеской схиме.

Размеры иконы: пятнадцать с половиной вершков в длину и девять с половиной вершков в ширину.

В настоящее время Свенская икона Богоматери находится в мужском Брянском Успенском монастыре, расположенном в 3 верстах от города Брянска, на горе, при реке Днепре, против реки Свены, впадающей в Сейм.

Важно

По имени реки и самый монастырь называется Свенским. Название монастыря перешло и к иконе. В монастыре Свенская икона находится с 1288 года, а до этого времени она пребывала в Киево-Печерской лавре, где прославилась чудесами.

Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услыхав о чудесах и исцелениях, происходивших у чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, князь послал в монастырь Печерский гонца с милостыней и просьбой прислать к нему в Брянск чудотворную икону для испрошения исцеления.

Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником по реке Десне. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны. Сопровождавшие икону решили было провести ночь на реке Свене, но лодка вдруг двинулась вперед. Путники причалили и провели ночь на правой стороне реки Свены.

Утром они пошли к лодке, чтоб помолиться чудотворному образу Богоматери, но его там не оказалось. Решив отыскать икону, путники взошли на берег и поднялись на гору, находившуюся против реки Свены. Здесь они и нашли икону стоящей на большом дубе между ветвями. Весть об этом чуде дошла до князя Романа.

Сопровождаемый священниками, он пришел пешком к месту, где стоит ныне Свенский монастырь, и там излил все свое горе и со слезами так молился:

— О, Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я узрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

Когда он окончил молитву, в ту же минуту зрение возвратилось к нему, и он увидел тропинку, на которой, по его повелению, тогда же был поставлен крест. Однако глаза его видели только предметы, стоящие на очень близком расстоянии. Вот подошли к самой св. иконе. Князь пал на землю и опять воззвал к Богородице с сокрушением сердечным:

— Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим.

Когда он произнес это, то стал видеть еще лучше. По его приказанию епископ снял икону с дерева и поднес ее князю. Последний благоговейно облобызал ее. Примеру князя последовали и все присутствующие. Затем, отслужив молебен пред иконой Богоматери, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями построили храм во имя Успения Богоматери.

Впоследствии князь Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон и вообще на принадлежности храма. Тогда же было установлено и празднование Свенской иконе Божией Матери — 3 мая.

Через некоторое время после основания монастыря оклад на чудотворной иконе попортился. Вследствие просьбы игумена Свенского монастыря подновить его царь Иоанн IV Васильевич велел икону принести в Москву и из своей казны пожертвовал много золота, серебра и драгоценных камней.

Читайте также:  Молитва льва оптинского о самоубийцах

Через три года оклад был сделан, и Свенская икона возвращена в брянский Успенский монастырь. В последующее время Свенский монастырь также неоднократно поддерживался благотворениями царей и князей Русской земли.

Цари — Иоанн IV Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елизавета Петровна, святейшие патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие вельможи и князья, почитавшие Свенскую икону Богоматери, благотворили Свенскому монастырю богатыми вкладами и большими денежными суммами.

Как прежде, так и ныне у чудотворной Свенской иконы Богоматери совершаются чудеса и подаются исцеления тем, кто прибегает к сему чудотворному образу Богородицы с верой в помощь Царицы Небесной. Из многочисленных чудес мы приведем только самые примечательные и поразительные.

Однажды к обители подошли иноплеменники с целью ограбить и разорить ее, но Царица Небесная не допустила совершиться этому беззаконию и святотатству.

Невидимая сила поразила нападавших слепотой, они в ужасе разбежались, оставив обитель невредимой.

Паника их была так сильна, что они даже покинули награбленные ими в других местах сокровища, которые после этого чуда сделались собственностью обители.

В 1566 году в Свенской обители заложили каменную церковь и через год окончили ее постройку. Однажды, когда в новоустроенной церкви находился игумен Свенской обители Мартиниан с братией, своды церкви обрушились, но находившиеся внутри ее все остались невредимыми. Столь чудесное спасение иноков от гибели все приписали заступлению и покрову Богоматери.

В 1673 году к чудотворному Свенскому образу Богоматери был приведен бесноватый Потапий, земледелец из города Трубчевска. Он так сильно бесновался, что едва могли удержать его.

Совет

Но вот пред чудотворной иконой Богородицы отслужили молебен об изгнании беса. Бес, страшно сотрясая больного, вышел из него. Все видевшие чудо это были поражены и прославили Бога, дивного в чудесах Своих.

Потапий же, воздав хвалу Богу, дал обет постричься в монашество, каковое намерение и привел в исполнение.

В том же 1673 году в Свенский монастырь пришел некто Афанасий, также страдавший от нечистых духов. Когда он усердно помолился пред Свенской иконой Богородицы, то бесы оставили его и уже более не тревожили.

20 ноября 1677 года в Свенском монастыре обрушилась теплая каменная церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских. Однако царские двери и святые иконы остались неповрежденными.

Образ Воскресения Христова, лежавший на аналое, на третий день после обвала церкви был найден под кирпичами совершенно целым. Это знаменательное событие было также приписано покрову Пречистой Богоматери.

В 1685 году из Трубчевска в Свенский монастырь пришел земледелец Иоанн, страдавший беснованием. После горячей молитвы перед иконой Богородицы он совершенно исцелился от беснования и возвратился домой, славя Христа Бога и Его Пречистую Матерь.

Не раз неприятели подходили к Свенскому монастырю и покушались разорить его, но каждый раз Царица Небесная не допускала их до этого. Сам город Брянск Ее заступлением неоднократно был спасаем от нашествия врагов. Эта помощь Богоматери особенно явно проявилась в 1812 году, во время нашествия французов на Россию. Целые полчища врагов подступили к Брянску и грозили разорить его.

Ища спасения, благочестивые жители этого города обратились с усердной молитвой к Заступнице рода христианского, единственной Помощнице во всех земных несчастиях. Взяв чудотворную Свенскую икону, они обошли с ней вокруг города. Вскоре они были обрадованы известием, что неприятели удалились от города.

В благодарность за избавление брянские граждане со всем духовенством вторично подняли чудотворную икону Богоматери и с крестным ходом обошли весь город. Через несколько времени они узнали, что французы окончательно удалились из пределов Москвы. С той поры в Брянске установлено каждый год 17 августа совершать крестный ход.

Обыкновенно накануне этого дня Свенскую икону Богоматери приносят в Брянск, и в городском соборе совершается всенощное бдение. Утром, после литургии, устраивается крестный ход вокруг города с чудотворной иконой, крестами, иконами, святыми хоругвями из всех церквей и со всем городским духовенством; затем возвращаются в собор.

Вечером, перед совершением вечерни, народ собирается в собор и с честью и славой провожает св. Свенскую икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов жители Брянска устроили в 1815 году новую золотую ризу на икону Богоматери.

В 1830 г. Иван Васильев, сын Абрамов, крестьянин села Ревны Трубчевского уезда, обратился с ходатайством к преосвященному Никодиму, епископу Орловскому, о разрешении принести в его дом чудотворную икону Богоматери.

«Я четыре года страдал помрачением ума, сильной тоской и унынием, — писал этот крестьянин, — но как только дал я обет поднять чудотворную икону Богоматери в свой дом, то тотчас же получил исцеление и отраду».

Епископ разрешил на некоторое время перенести чудотворную икону в село Ревны.

В том же 1830 году получила исцеление у Свенской иконы Богоматери Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова, купца города Брянска. Семь недель она страдала глазной болезнью и затем совершенно ослепла. В мае месяце больная услышала голос во сне, повелевавший принести в их дом из

Свенского монастыря чудотворную икону. Исполняя желание своей дочери, Иван Яковлевич Климов 19 мая обратился к игумену Свенского монастыря с просьбой разрешить перенести чудотворную икону в его дом.

Обратите внимание

На другой день принесли к нему святую икону, отслужили пред ней молебен и освятили воду. Затем слепую подвели приложиться к св. кресту и окропили св. водой: больная стала различать некоторые предметы. Когда же подвели приложиться к св.

иконе, то к ней вернулась прежняя острота зрения.

— Батюшка, батюшка! Я теперь все вижу, — радостно воскликнула прозревшая, — и боли нет. Пусти, голубчик, нести образ!

Но этого ей, однако, не позволили. Свидетелями этого чудесного исцеления девицы Екатерины было десять человек.

В 1832 году у чудотворного Свенского образа Богоматери получила исцеление одна женщина, родом из Смоленской губернии, страдавшая беснованием одиннадцать лет. Во время приступов своей болезни больная сильно кричала.

Родственники бесноватой привезли ее в Свенский монастырь, чтобы здесь у св. иконы Богоматери помолиться о ее выздоровлении. Во время вечерни в Свенской обители больная успокоилась. Затем был отслужен молебен.

Больная приложилась к чудотворной иконе и получила исцеление.

Карачевская помещица Александра Иванова Гринева так описывает свое чудесное исцеление у св. иконы Богоматери в Свенском монастыре: «Я получила от простуды сильное воспаление в глазах и почти слепоту, рожу на голове и на всем лице. Больно и невыносимо мне было смотреть на свет или на огонь.

Я должна была ходить с вожатым, накрыв совершенно голову и лицо. Так продолжалось до октября. Во время свенской ярмарки я, узнав об исцелениях от глазной болезни при св. Свенской иконе Богоматери, просила свести меня туда. Ехали мы день и ночь, так как я не выносила скорой езды. На пароме перевезли нас прямо в монастырь.

В это время служили раннюю обедню. Меня ввели в церковь и поставили сзади всех, чтобы не видать мне света от свечей, но все же боль была невыносимая. После литургии понесли св. икону в лавку; я пошла сзади, взяв с собой полотенце и стакан. Мне подали св. воды, которую освящали в лавке. Я помочила глаза и все лицо: в ту же минуту боль утихла.

Я сбросила покрывало с лица, уже не чувствуя никакой боли. Опухоль прошла, и я совершенно была исцелена. При этом дали мне на дорогу бутылку св. воды.

Я ей умывалась, и воспаление и боль совершенно окончились и более не возвращались по милосердию Матери Божией, совершившемуся надо мной пред чудотворной Свенской иконой, что свидетельствую по чистой совести и подписуюсь: Карачевская помещица Александра Иванова Гринева.

— Тотчас же после моего приезда домой я нашла у своего дворового человека Стефана Бедреева трехлетнего сына Андрея, совершенно ослепшего от оспы, и отправила больного с его отцом в Свенский монастырь. Ослепший Андрей совершенно исцелился в монастыре и доселе находится в военной службе». Все это происходило в 1840 году.

Много и других чудес и исцелений совершилось у чудотворной Свенской иконы Богоматери, пользующейся среди благочестивых брянских граждан большим уважением и почитанием.

В 1846 году брянский помещик Владимир Ростиславович Демидов сделал на золотую ризу Свенской чудотворной иконы Богоматери драгоценную бриллиантовую корону с сиянием из крупных драгоценных камней и бриллиантовые звезды на плеча Богородицы, а также венец и нарукавники у Предвечного Младенца.

Благоговейное отношение богомольцев к чудотворной Свенской иконе Божией Матери обнаруживается также в том, что перед ней молятся во всех важных случаях жизни.

Вступают ли в брак, отправляют ли свои суда в далекое плавание или обозы с товарами, впадают ли в печаль или в радость — во всех подобных случаях благочестивые брянские граждане и жители окрестных мест приходят в св.

обитель и усердно молятся пред св. иконой Богоматери.

Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]

В настоящее время Свенская Печерская икона Пресвятой Богородицы хранится в Государственной Третьяковской галерее. На иконе по сторонам возвышенного трона Богоматери представлены святые, основатели Печерского монастыря — преподобные Феодосий и Антоний с развёрнутыми свитками в руках.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Свенская»

Тропарь, глас 4
Днесь светло торжествует Свенская обитель; и радуется явлением образа Богоматери; Безмерный лик Печерских отцев с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся Благодатная Свенская Похвало.

Источник: http://dream-garden.org/?p=5466

Чудотворная Свенская икона в кривом зеркале современности

«О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила» (Молитва Черниговского князя Романа Михайловича)

 

Тропарь Свенской иконы Божией Матери, глас 4:

Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.

Печерская-Свенская икона Богоматери.
67 х 42.
ГТГ, инв. № 12723.
Икона написана на цельной липовой доске с неглубоким ковчегом и круглящейся лузгой.
Сохранность: древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями.

Печерская-Свенская икона Богоматери (см. илл.) иконографически восходит к типу Панахранта (Всемилостивая) и, возможно, является одним из изводов Кипрской иконы Богородицы. Подобный иконографический тип прямо сидящей на престоле Богоматери более характерен для монументальной живописи – фрески и мозаики из-за своей торжественной строгости.

Спас-Эммануил, сидящий на коленях Богоматери, простертыми руками двуперстно благословляет стоящих пред троном Феодосия (слева) и Антония (справа), основателей Киево-Печерского монастыря. Икона донесла до нашего времени древнейшие сохранившиеся иконные образы Антония и Феодосия. Антоний почил о Господе 7 мая 1073 г., а Феодосий – в 1074 г.

Богоугодные отцы удостоились ранней канонизации: мы знаем по «Киево-Печерскому патерику», что уже в XII в. в монастыре были их иконы, которые показывали греческим строителям каменного собора. Но, как гласит традиция, еще до прибытия в Киев, во Влахернском храме константинопольским каменоделам было видение Богоматери с предстоящими печерскими настоятелями.

Важно

Возможно, это видение, о котором в монастыре бытовали устные легенды, повлияло на композицию иконы. Преподобный Антоний (см. илл.

) изображен на иконе в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой – развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся […] въздержанье и не ленмься и[…]а бо о сем Г[…]д помощьника». Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в.

северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на которой руки Богородицы возложены на плечи Антония и Феодосия.

Свиток в руках Феодосия сохранился плохо, форма свитка была изменена, теперь свиток спускается до земли и при этом закрывает часть трона, текст на свитке переписан в древности: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе».

Читайте также:  Отношение и мнение православной церкви о самоубиенных

По гипотезе Н.П. Кондакова, Печерская-Свенская икона Богоматери является списком с заалтарного образа – мозаичного изображения Богоматери (1083-1089) в алтаре печерского Успенского собора. Этот образ прославился вскоре после своего создания (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 2. Пг., 1915. С. 327). Сам же печерский образ (мозаичный или исполненный на доске), возможно, повторял икону, находившуюся в Софии Константинопольской. В опубликованной Л.Н. Майковым «Беседе о святынях Цареграда», датируемой концом XIII – началом XIV в., приведена любопытная подробность: в соборе «по левой стороне есть теремецъ чюдно устроенъ; въ немъ икона Пречистая Царица Богородица; та икона посылалав мастеры на Кiевъ ставить церковь въ Печере ко святому Антонию и Феодосию» (Сборник. Отделения русского языка и словесности. 1890. Т. 51. Вып. 1. С. 14). Вместе с тем, как предположила В. И. Антонова, икона «является списком, исполненным в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон» (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т.1. М., 1963. С. 77). Эту версию разделял и В. Н. Лазарев (Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983. С. 45, 169).

Датировка иконы вызывает полемику. Если В. И. Антонова приурочивала ее написание ко времени основания Свенского монастыря (1288), то А.Н. Овчинников – к эпохе Алимпия, т.е. к концу XI столетия (Овчинников А.Н.

Иконы «Святой Пантелеимон» и «Богоматерь Свенская-Печерская» // Символика христианского искусства. М., Родник, 1999. С. 428.), что повторяет атрибуцию И.Э. Грабаря (Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 157).

Для обоснования датировки Овчинников привёл следующие аргументы: «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые – грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра ..

. В живописи можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая (от редакции: http://rublev-museum.livejournal.com/14637.html)».

По преданию, икона Богоматери почиталась святыней Успенского собора Печерского монастыря, расположенного в 3 километрах от Брянска, на реке Свине (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города), и была написана в начале XII в.  легендарным Алимпием Печерским (Успенские М.И. и В.И. Заметки о древнерусском иконописании.

Известные иконописцы и их произведения: 1. Св. Алимпий и 2. Андрей Рублев. СПб., 1901. С. 18-23, 28, 29.). О прп. Алимпии, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь – ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры, сохранились некоторые сведения в «Киево-Печерском патерике».

Совет

Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил ок. 1114 г. После разорения монголо-татарами Киева икона была перенесена в Брянск. Этот чудотворный образ исцелил от слепоты в 1288 г.

местного князя Романа, сына Михаила Всеволодовича – черниговского князя, претерпевшего мученическую смерть в Золотой Орде.

Роман Михайлович основал на месте, где совершилось чудо, монастырь во имя Успения Божий Матери. Тогда же, в 1288 г., было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери – 3 мая.

Впоследствии икона прославилась многими исцелениями слепых и бесноватых, а также защищала монастырь и город от врагов. Когда в 1812 г.

к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. В память избавления от французов в 1815 г.

была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

После закрытия Свенского монастыря в 1924 г. икона была вывезена в 1925 г. из Успенского собора Н.Н. Померанцевым в ЦГРМ (Центральные государственные реставрационные мастерские), откуда в 1930 г. она попала в Третьяковку. В 1927 г. сотрудниками ЦГРМ Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация святыни: http://expertmus.livejournal.com/53393.html

Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свято-Успенском Свенском мужском монастыре возродилась в 1992 г., и спустя восемь лет численность братии составляла уже 25 человек. Первым наместником был назначен архимандрит Никодим (Анискин, † 27.10.2010). При нем в 2008 г.

состоялось торжественное празднование 720-летия обители, в котором приняли участие архиереи Русской Православной Церкви из России и сопредельных Украины и Белоруссии. 26 июня 2011 г.

, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший

Обратите внимание

Патриарх Кирилл в Свенском монастыре Брянска на развалинах алтаря взорванного в 1930 г. Успенского собора (см. илл.

) совершил Божественную литургию, по окончании которой обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, выразив твердую надежду, что «в ближайшее, насколько это возможно, время здесь появился бы благолепный храм с чудотворной Свенской иконой Божией Матери. Тогда, несомненно, особая благодать и Покров Царицы Небесной будут пребывать над Брянской землей».

В ответном слове Брянский епископ Феофилакт, который является священноархимандритом Свенского монастыря, выразил надежду, что патриаршая служба станет отправной точкой восстановления собора. Главной реликвией этого храма, сказал еп. Феофилакт, до его закрытия была Свенская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими.

«Ныне она, как и многие святыни, все еще в узах, но мы верим, что Ваша молитва и Ваше деятельное участие приведут к тому, что время возрождения собора и возвращения святыни совпадут»,- поведал владыка Патриарху Кириллу от лица всего брянского духовенства.

Эти слова Предстоятеля Русской Православной Церкви и одного из её правящих архиереев о чудотворной Свенской иконе были процитированы не только на официальных патриархийных сайтах, но и во многих епархиальных изданиях.

И вдруг, как гром среди ясного неба, в ряде СМИ, включая «Интерфакс-Религия», вдруг выскочили перлы главы Синодального информационного отдела Московской Патриархии Владимира Легойды, выступившего с опровержением (?!) слов Патриарха Кириллао намерении Церкви вернуть брянскую святыню.

По словам Легойды, который уже не раз обнаруживал свою  некомпетентность, «Русская православная церковь не будет обращаться с просьбой передать икону в храм без предварительных серьезных консультаций с сотрудниками Третьяковской галереи».

Напомним, что не так давно Владимир Легойда  после своего визита в Третьяковку объявил о полном согласовании всех позиций с новым директором ГТГ: http://expertmus.livejournal.com/54901.html Его слова были процитированы 27 июня Александрой Соповой в газете «Известия», которая недавно сменила в очередной раз своего владельца и тщится любой ценой спастись от банкротства. Поразительным образом далеко не дипломатический демарш Владимира Легойды против Предстоятеля РПЦ напомнил выступления либеральных СМИ, которые после патриаршего визита в наш Музей имени Андрея Рублева поспешили переиначить слова Патриарха Кирилла в том смысле, что «РПЦ не будет претендовать на «Троицу» Андрея Рублева».

В той же заметке «Известий» помещена очередная порция беспардонной лжи известного провокатора Левона Нерсесяна, который заявил, что де «закон сегодня на стороне музея и позволяет ответить на просьбы о выдаче памятника вежливым отказом. Если законы будут соблюдаться, Свенская икона Третьяковскую галерею не покинет».

При этом Нерсесян привёл в качестве примера крайне отвратительный случай с одним из шедевров нашего музейного собрания, который до последнего времени умалчивался. Речь идёт о выдаче по просьбе Церкви Волоколамской Владимирской иконы Божией Матери из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Как проболтался Левон Нерсесян, «случай Торопецкой иконы был учтен музейными работниками, и в резолюции расширенного реставрационного совета отмечено, что до возвращения Торопецкой иконы в Русский музей об экспонировании других памятников в храмах речи быть не может».

Важно

Как видим, у таких «напёрсточников», как Нерсесян, понятия о законности весьма расплывчаты и легко оборачиваются полным беззаконием!

Оказывается, чудотворная Волоколамская (Владимирская) икона Божией Матери, сохранность которой вполне удовлетворительна для временного принесения на поклонение в Иосифо-Волоколамский монастырь, не будет отпущена беззаконниками, пока не вернётся Торопецкая икона! Как стало известно редакции нашего музейного блога, 26 апреля 2011 г. наместник Иосифо-Волоколамского монастыря игумен Сергий направил прошение (исх. № 66) министру культуры Александру Авдееву разрешить принесение Волоколамской иконы в родную для неё обитель с 10 по 20 июня 2011 г. Однако никакого ответа ни от Авдеева, ни от администрации ЦМиАР не последовало, что, впрочем, неудивительно, если о судьбе музейных ценностей нынче в прессе вещают не официальные представители Минкультуры, а полоумные демагоги нерсесяны:-)

Их излюбленный «пример», что де «храм при Третьяковке дает пример сотрудничества между музеем и верующими: сюда в праздник Троицы приносится на богослужение знаменитая икона кисти Андрея Рублева», на самом деле яйца выеденного не стоит, если та же чудотворная Свенская икона последний раз переносилась из экспозиции ГТГ на богослужение в «домовый храм» аж в далёком 2003 году! Увы, об этих фактах главе Синодального информационного отдела Московской Патриархии Владимиру Легойде, который до сих пор не удосужился наладить сотрудничество с православными музейными экспертами, ничего неизвестно. Тем не менее, в своих скоропалительных заявлениях – «от имени Церкви»! – ему не следует забывать, что движение «Православная Россия» вместе со свенской братией неоднократно добивалось возвращения чудотворной иконы:http://rublev-museum.livejournal.com/158475.html

Источник: https://expertmus.livejournal.com/76871.html

СВЕНСКАЯ-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

СВЕНСКАЯ-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Празднование: 16 мая, 30 августа

История

Свен­ская Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри име­ет 2 празд­но­ва­ния: 3 мая, в день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го (см.

о ней под этим чис­лом), и 17 ав­гу­ста, в день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Али­пия Пе­чер­ско­го, ко­то­рый ее на­пи­сал. День празд­но­ва­ния 17 ав­гу­ста был уста­нов­лен в 1815 г. в бла­го­дар­ность за из­бав­ле­ние г.

Брян­ска (око­ло ко­то­ро­го ико­на яви­лась в 1288 г.) от на­ше­ствия на­по­лео­нов­ских войск в 1812 г.

Свен­ская-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла на­пи­са­на пре­по­доб­ным Али­пи­ем Пе­чер­ским († око­ло 1114, па­мять 17 ав­гу­ста). На иконе изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь, си­дя­щая на пре­сто­ле, на ко­ле­нях у Нее Бо­гом­ла­де­нец. Спра­ва от тро­на сто­ит пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий, а сле­ва – пре­по­доб­ный Ан­то­ний Пе­чер­ские.

До 1288 го­да она на­хо­ди­лась в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, где про­сла­ви­лась чу­де­са­ми, и в 1288 го­ду бы­ла пе­ре­не­се­на в Брян­ский Свен­ский мо­на­стырь, в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Чер­ни­гов­ский князь Ро­ман Ми­хай­ло­вич, бу­дучи в Брян­ске, ослеп.

Услы­шав о чу­де­сах от ико­ны, пи­сан­ной са­мим пре­по­доб­ным Али­пи­ем, князь по­слал в мо­на­стырь гон­ца с прось­бой при­слать к нему в Брянск ико­ну для ис­це­ле­ния. Ико­ну от­пра­ви­ли вме­сте со свя­щен­ни­ком по ре­ке Десне. Во вре­мя пла­ва­ния лод­ка при­ста­ла к пра­во­му бе­ре­гу ре­ки Све­ны.

По­сле но­чев­ки пут­ни­ки утром по­шли к лод­ке, чтобы по­мо­лить­ся иконе, но не на­шли ее там, а уви­де­ли на го­ре про­тив ре­ки Све­ны. Ико­на сто­я­ла на ду­бе меж­ду вет­вя­ми. Весть об этом до­шла до кня­зя Ро­ма­на; его при­ве­ли к иконе пеш­ком.

Совет

Князь го­ря­чо мо­лил­ся и обе­щал по­стро­ить на этом ме­сте мо­на­стырь, от­дав ему все зем­ли, ко­то­рые уви­дит с го­ры. По­сле мо­лит­вы князь на­чал про­зре­вать. Сна­ча­ла он уви­дел тро­пин­ку, за­тем близ­кие пред­ме­ты и, на­ко­нец, все окрест­но­сти.

При­ло­жив­шись к иконе, князь от­слу­жил мо­ле­бен, а за­тем все со­брав­ши­е­ся ос­но­ва­ли де­ре­вян­ный храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Де­ре­во, на ко­то­ром пре­бы­ва­ла ико­на, сру­би­ли и упо­тре­би­ли на дос­ки для дру­гих икон. То­гда же бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство Свен­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри 3 мая.

Ико­на про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми сле­пых, бес­но­ва­тых, за­ступ­ни­че­ством от вра­гов.

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Свенской, глас 4

Днесь светло торжествует Свенская обитель; и радуется явлением образа Богоматери; Безмерный лик Печерских отцев с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся Благодатная Свенская Похвало.

Дева днесь невидимо предстоит в церкви и с лики Печерских отцев молится о нас, благоговейно величающих Ея безмерную милость к роду нашему, явльшуюся в чудном образе Ея, обитель Печерскую украшающем.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Печерской

О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская Похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего.

Приими нас недостойных раб Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих, пред чудным образом Твоим, да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающе его светом покаяния.

Осени нас, обремененных скорбми многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем, да без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы воспоим Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Православие и протестантизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Образ Твой Святый, имже точиши исцеления, всем с верою притекающим.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://vladimir7.mirtesen.ru/blog/43534724608

Икона божией матери свенская (печерская)

О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему.

Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

Молитва Черниговского князя
Романа Михайловича

Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери.

По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь — ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.

Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери — Предвечный Младенец с благословляющими руками.

По сторонам трона стоят преподобные отцы — основатели русского иночества: справа от Пречистой — Феодосий Печерский, а слева — Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами.

Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний — в полном схимническом облачении.

Феодосий Печерский — третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме.

Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом.

Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.

Обратите внимание

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою.

Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире.

Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены.

Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону.

Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.

В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение.

Важно

Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону.

Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось.

После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии.

И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше.

Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.

Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.

Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром».

Совет

Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая.

В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной.

Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель.

Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).

Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов.

Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России.

С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход.

Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

Обратите внимание

В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.

Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:

«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений.

Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный».

Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви.

Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители.

Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень.

Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель.

Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель.

Важно

По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами — глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н.

Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия — к заре русской иконописи.

Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н.

Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые — грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П. Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».

Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле — родине воплотившегося Христа и христианства.

«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» — как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.

Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.

Из книги «О Тебе радуется!»

Источник: http://svens.cerkov.ru/2017/11/06/ikona-bozhiej-materi-svenskaya-pecherskaya/

Ссылка на основную публикацию