Икона христос пантократор

Икона Спас Вседержитель (Пантокра́тор): центральный образ в иконографии Христа

Одним из наиболее почитаемых и центральных иконописных образов по праву можно назвать Спаса Вседержителя, о котором часто упоминается на страницах Ветхого и Нового Завета. Нередко такие иконы называют просто «Спасителем», «Спасом» или «Пантократором», что в переводе с греческого означает «всесильный».

Особенность такого образа в иконографии Господа является представление его нам в качестве Судьи и Царя небесного. Зачастую иконы Спаса Вседержителя изображают Иисуса погрудно, но встречаются и такие варианты, когда он сидит на троне или изображается по пояс.

Правой десницей он крепко держит раскрытое Евангелие либо свиток, а правой рукой Господь будто благословляет всех, кто обращается к нему.

Возникновения понятия

Слово «Вседержитель» несет в себе глубокий смысл и несколько определений. Оно говорит нам об Иисусе Христе как о милостивом Спасителе, а также о Боговоплощении, ведь Господь несет в себе не только божественное, но и человеческое начало.

Если говорить о дословном переводе с греческого языка, то слово «παντοκρατωρ» означает всесильность, всемогущество, всевластие. Именно такие эпитеты возникают, а всемогущество — это, конечно, прерогатива Бога.

Другими, более доступными словами «Вседержителя» можно описать несколькими словами — властитель мира или правитель всего.

Сформировался этот термин еще во времена раннего христианства, когда среди верующих появилась необходимость перевести имя Бога на иврите, а именно — Эль Шаддай.

А вот на страницах Ветхого завета довольно часто встречается именно греческое определение Господа, как «παντοκρατωρ», например, в псалме 67:21. В Новом Завете о Вседержителе рассказывается, как о Боге Второго пришествия.

Нередко такое имя Христа можно увидеть в Откровении Иоанна Богослова.

Особенности иконографии и традиции

Первые иконы Спаса Вседержителя (Христа Пантократора) появляются в Византии, происходит это приблизительно в 4-6 столетии. Наиболее известным образом считается лик Христос Пантократор из Синайского монастыря, написанный в 50-х годах 6 века. Сейчас невозможно представить хотя бы одну церковь, храм, собор, где не было бы иконы Спаса Вседержителя. Его изображение можно увидеть:

  • В числе деисусных композиций;
  • Среди настенных рисунков;
  • На потолке;
  • В иконостасах.

Зачастую лик Иисуса Христа в любом православном храме занимает центральную часть около купола.

Что касается особенностей иконописи центрального православного образа, то Христос Вседержитель изображается чаще всего по древнейшей системе. Он восседает на престоле, украшенном подушкой с подножием у ног, в традиционном одеянии. Эта схема берет свое начало еще со времен павшего Рима, о чем свидетельствуют многочисленные рисунки в катакомбах.

Сам стиль окончательно сформировался в более позднее время — приблизительно в 10 столетии. В этом случае престол становится символом царственности и великого достоинства, ведь пророкам из Ветхого Завета он являлся именно в таком виде, когда они рассказывали о предстоящем Страшном Суде Господнем.

Ярким примером подобного иконографического стиля является икона «Мануилов Спас».

Традиционной разновидность иконы для русской иконописи является «Спас в силах», где Иисус также сидит на троне, но его окружают ангелы. Существуют и другие варианты икон Спаса Вседержителя, например, Милующий или Душеспаситель.

Молитва

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Источник: https://vseikony.ru/news/istorii-yavleniya-i-chudesa-ikon/ikona-spas-vsederzhitel/

икона христос пантократор | Иисус Христос Спаситель

Почитание икон Православной Церковью основано и непременно зиждется на догмате Воплощения Божия.

Иконопочитание основано на том благовестии, что некогда “Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истин; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца” (Ин. 1, 14).

Иконопочитание основано на том несомненном исповедании, что вочеловечение Бога было не призрачным действием, а самым реальным фактом, когда Христос, “приняв образ раба”, не перестал являть Собой образ невидимого Бога, стал истинным человеком, единосущным и во всем кроме греха подобным нам, не переставая вместе с этим быть Тем, Кто “есть истинный Бог и жизнь вечная” (1 Ин. 5,20).

Обратите внимание

Г осподь Вседержитель или Пантократор (от греч. ??????????? — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Иисуса Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.

Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в полный рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно.

В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.

Происхождение и суть названия

Эпитет «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа выражает в первую очередь догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя.

Само слово «Вседержитель» является составляющим от греческих слов ??? — все, и ?????? — сила. Это обуславливает его смысл –эпитет «Вседержитель» подразумевает всемогущество, то есть, возможность сотворить абсолютно всё, что по сути является одной из прерогатив Бога.

Иными словами, менее литературным переводом слова ??????????? будет словосочетание «Властитель всего», «Правитель мира».

Исторически термин появился в раннехристианском обществе, когда все чаще в греческом языке стала проявляться необходимость перевести одно из еврейских имен Бога — Эль Шаддай (ивр. ?? ???).

Именование греч. ?????? ??????????? неоднократно встречается в Ветхом Завете: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар.3:1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3Мак.6:2), «во власти Господа вседержителя врата смерти» (Пс.67:21).

В раннехристианской традиции, в Новом Завете имя «Вседержитель» указывает на Христа Второго пришествия. Так, апостол Павел во 2-м послании к Коринфянам пишет: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:18). Дважды это имя использует в Откровении Иоанн Богослов:

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр.1:8)

Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет (Откр.4:8)

Иконографические традиции

В Византии образ Христа Пантократора появляется, приблизительно, с IV—VI веков. Древнейшим из известных его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века).

Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

https://www.youtube.com/watch?v=wLQ5d80FPvM

Одна из устойчивых и наиболее древних схем изображения Христа Вседержителя — Господь на престоле. Христос изображается фронтально, восседающим на престоле с обязательной подушкой. Одежды обычно традиционные, в ногах подножие.

Изображения Господа на престоле встречаются ещё в римских катакомбах, но окончательно иконография складывается в послеиконоборческий период (к X в.).

Престол понимается как атрибут царского достоинства, Бог являлся ветхозаветным пророкам восседающим на престоле; сидя на престоле будет совершать Господь Страшный Суд (Мф. 25: 31-34, 41).

Важно

Один из изводов Господа на престоле — т. н. «Господь Эммануил» — преданием приписывается кисти византийского императора Мануила и отличается особым жестом правой руки, указывающей в раскрытое Евангелие.

Читайте также:  Православные гимназии и школы для детей

Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — «Господь в силах», центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на престоле в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных». Другой – Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).

Иконы «Господь Вседержитель» в Галерее ОРАНТА

нажмите на фото (2 фото)

при заказе на общую сумму менее 3000p цена увеличивается на 50%

Описание иконы

Христос Пантократор из Синайского монастыря — икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены.

Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке. Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью.

Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью. Благодаря этому иконописный образ демонстрирует переход от реального к характерному для иконописи идеальному изображению.

Очень заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса — один милующий, а другой отвергающий.

Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся.

Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того времени, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различных выражений лица, отражает идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи.

. На синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и Небесного Царства.

Совет

Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций.

В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту.

Это их значение в последующих иконах Спаса заменили надписи на греческом языке, как развитие этого стиля.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле.

Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает двойную природу Иисуса Христа.

Христос Пантократор из Синайского монастыря  — энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю. для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены.

Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке. [1] :236 Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью.

Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году .

Обратите внимание

Физиогномические черты, которые иконописец придал Иисусу, стали устойчивыми в его иконографии. [2] В образе, более реалистичном и индивидуальном, чем поздневизантийская иконопись, «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью». [3].

При этом образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций [4]. Характерной чертой фаюмской портретной школы является и заметная асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса [5].

Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся [6].

Впоследствии эта двойственность толковалась в контексте церковных и общественных дискуссий того времени, проблематики двойственной богочеловеческой природы Иисуса Христа. [7].

Такое асимметричное изображение лика Христа в дальнейшем стало отличительной особенностью иконографии Пантократора в куполах византийских храмов [6] .

Использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб. возможно, имевший инкрустации. ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций.

В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды» [7]. На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту.

В последующем развитии иконографии Спаса их заменили буквы, составляющие греческое слово ? ?? – Сущий. [7] .

Важно

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство.

Читайте также:  Псалом давида 24

Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле.

Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу [7] .

Искусствовед Галина Колпакова отмечает:

В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в плоскость рассчитанной системы. [1] :239-240

Христос Пантократор. Начало XIII и XV века.

Икона Христа Пантократора была расчищена из-под записи масляной краской в 1963 году. Однако открывшийся древний образ не был однороден. Первоначальная живопись начала XIII века имела большую утрату прямо по центру лика от вершины лба до шеи, которая была восстановлена во второй половине XV века.

Примечательно, что поздний иконописец имитировал монументальный стиль начала XIII века, пользовавшийся особым авторитетом и представленный на Синае большим числом выдающихся памятников иконописи. Вероятным поновителем иконы был синайский мастер, расписавший фресками алтарную апсиду капеллы св.

Иакова брата Божия, примыкающей с северной стороны к капелле Неопалимой купины.

Образ Пантократора в целом совершенно традиционен. Иконописец воспроизводит все основные особенности иконографического типа, включая даже завиток из двух прядей, показанный чуть ниже пробора на лбу Христа.

Эта характерная деталь появляется в конце VII века на золотых монетах Юстиниана II и восходит к одному из самых почитаемых образов Христа, возможно, к образу над императорским троном в Хрисотриклинии (зале приемов) Большого императорского дворца в Константинополе.

Совет

Христос облачен в хитон, под которым виден священнический стихарь с поручами. Одеяния сплошь покрыты золотым асистом, указывающим на царственность и божественность Пантократора.

Самую необычную особенность синайской иконы составляет пурпурное евангелие.

На раскрытых страницах ясно читается пространная греческая надпись — слова Христа из Евангелия от Иоанна: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. VIII, 12).

Цитата — одна из самых распространенных на изображениях Христа. Однако пурпурный цвет евангелия является большой редкостью. Сочетание пурпура с золотом здесь представляет не только символические цвета Христа, но и археологическую подробность.

Подобные пурпурные евангелия с золотым текстом были хорошо известны в ранневизантийскую эпоху (к примеру, знаменитое Россанское евангелие VI века). В начале XIII века они воспринимались как редкая драгоценность, о которой посчитал необходимым напомнить иконописец.

Икона Пантократора изначально входила в состав большого Деисусного чина, из которого на Синае также сохранились иконы Богоматери, Иоанна Крестителя, апостола Петра и апостола Павла. Однако впоследствии из Деисуса были выделены иконы Христа и Богоматери.

Они были размещены справа и слева от царских врат между колонками алтарной преграды в монастырской капелле св. Георгия. Такие парные иконы Христа и Богоматери, в греческой традиции называвшиеся proskynesis (поклонные), появляются в X веке в монументальной храмовой декорации по сторонам от алтарной апсиды.

С XII века известны иконы на алтарной преграде. Они играли важную роль в литургии: с поклонения и покаяния перед этими иконами священник начинал богослужение, целуя святые образы перед входом в алтарь. На синайской иконе Богоматерь изображена повернувшейся к Христу, Она протягивает руки в жесте молитвы.

Своего рода ответом на эту молитву являются слова Христа на раскрытом евангелии, обещающие спасение верным и обращенные уже непосредственно к молящемуся в храме.

В некоторых иконографических изводах в руках Богоматери появляется раскрытый свиток с записью диалога между Богоматерью и Христом. Текст восходит к канону св. Феодора Студита, читаемого в богослужении Великой пятницы. Богоматерь просит о милосердии к грешным. Христос выражает сомнение в их покаянии.

Богоматерь подтверждает их истинную веру и тогда благодарный Сын дарует прощение. Парные иконы алтарной преграды призывали к покаянию, делали молящегося участником небесного диалога Богоматери и Христа, свидетелем Ее заступничества и Его милосердия.

Икона «Христа с пурпурным евангелием», задуманная как часть Деисуса, в литургической практике Синайского монастыря сменила первоначальное место в алтарной преграде и обрела новую функцию.

Обратите внимание

Это еще раз доказывает глубокое внутреннее родство иконографических тем Деисуса и парных икон Христа и Богоматери. Они взаимодействовали друг с другом в едином богослужебном пространстве.

Изменение местоположения иконы в структуре преграды приводило лишь к усилению одной из содержательных граней образа без изменения основного символического смысла.

Так, традиционная иконография синайского Пантократора в несколько ином литургическом контексте приобрела новые смыслы и ярко воплотила мысль о покаянии.

Византийские иконы Синая

Источники: http://benamicus.narod.ru/panto/panto.html, http://icon-gallery.com/ru/gospod-vsederzhitel/188.html, http://starikona.ru/ikona/obcshiy_katalog/KHristos_Pantokrator_(Sinaiskii).html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%F0%E8%F1%F2%EE%F1_%CF%E0%ED%F2%EE%EA%F0%E0%F2%EE%F0_%E8%E7_%D1%E8%ED%E0%E9%F1%EA%EE%E3%EE_%EC%EE%ED%E0%F1%F2%FB%F0%FF, http://www.vidania.ru/icony/vizantiiskie_ikony_sinaya/hristos_pantokrator_xiii_xv_veka.htmlКомментариев пока нет!

Источник: http://www.tsurganov.info/iisus-hristos-spasitel/ikona-hristos-pantokrator.html

Спас Вседержитель, или Пантократор

/ > Иконография > Иисус Христос > Спас Вседержитель

Спас Вседержитель. XII в., Третьяковская галерея.

Подобно тому, как иконография Иисуса Христа находится в центре всей православной иконописи, так образ Христа Вседержителя (Пантократора) занимает центральное место среди многочисленных типов изображения Спасителя.

Догматическое значение этой простой по сюжету и повсеместно распространенной иконы огромно: Христос — царь небесный и судия, «… альфа и омега, начало и конец, Господь, который есть, был и грядет, Вседержитель».

Образ Пантократора сформировался еще на заре христианской иконописи. К этому типу относится первая из дошедших до наших дней икон — знаменитая энкаустика из Синайского монастыря святой Екатерины.

Этот же тип, лежащий в основе так называемого «исторического» направления в изображении Христа (направления, которое отсылает к земному облику Сына Божьего как исторической личности, а не к символическим темам) стал в центре иконоборческих споров.

Эпитет «пантократор», что в переводе с греческого языка означает «властитель всего» говорит о всесильной, божественной сущности Иисуса Христа, пришедшего в этот мир в человеческом воплощении.

Читайте также:  Храм ксении петербургской в санкт-петербурге

Каноническое исполнение иконы представляет Спасителя в возрасте проповедничества, изображенного в традиционных одеждах, держащего Евангелие и согнувшего правую руку в благословляющем жесте. Толкование образа с точки зрения богословия и христианской догматики очень сложно и зависит от контекста и особенностей исполнения (извода).

Христос Вседержитель — он и грозный Судия, пришедший на землю в конце времен для свершения суда, и Всемилостивый «Елеемон» (Милующий), и Владыка небесный, и Бог творящий.

Важно

Собственно изводы, многие из которых легли в основу самостоятельных изобразительных типов, и составляют большую часть от известных сегодня икон Христа Вседержителя.

Среди них наиболее известен классический образ Спаса на троне, который имеет более выраженный эсхатологический подтекст (идея второго пришествия и Страшного суда) и часто встречается в храмовых росписях.

Традиционно образ Христа на престоле располагается в куполе или в центре иконостаса христианского храма.

Распространенная вариация образа «Спаса на троне», которая считается самостоятельным иконописным типом, называется «Спас в силах» и представляет Христа, восседающего на престоле на фоне красного ромба, синей сферы и пурпурного прямоугольника, символизирующих, соответственно, божественное пламя, мир сил небесных и церковь земную. Иллюстрация видения, описанного в откровении пророка Иезекииля, икона представляет собой сложную символическую композицию, несущую в себе сообщение об устройстве и иерархии христианского мира.

Спас Ярое око. Кон. XIV – нач. XV вв., СПб, Русский музей.

В иных исполнениях известны иконы Христа Пантократора в рост, огрудно, оплечно (Спас Ярое око), с открытым Евангелием, с предстоящими ангелами и святыми.

Особое направление в иконографии Христа составляют так называемые апокрифические изображения, построенные на дословном толковании ряда богослужебных текстов.

Так, широкое распространение на Руси снискала иконография «Царь царем», основанная на фрагменте из откровения Иоанна Богослова, который описывает явление Спасителя в царском обличии со «множеством диадем» и надписью на бедре «Царь царей и Господь господствующих».

Схожий подтекст лежит и в основе иконы «Великий архиерей», которая представляет Христа в образе первосвященника.

Источник: http://mirikon.org/ikonografiya/iisus_hristos/spas_vsederzhitel/

Иисус Христос – Пантократор | Иконописная мастерская Радонежъ

Рукописная икона “Иисус Христос – Пантократор”: выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа.

Иконописец: Осипов Александр. Июль, 2018 год. Сергиев Посад.

На золотом фоне иконы изображена поясная фигура Иисуса Христа. Взгляд Спасителя устремлен на зрителя. Спаситель одет в сине-зеленый гематий, поверх багряного хитона с золотым клавом на правом плече.

Цвета одежды символизируют соединение человеческой и Божественной природы Иисуса Христа. Синий цвет олицетворяет небесную чистоту и непорочность, красный- кровь пролитую Господом нас ради и нашего спасения.

Правой рукой Господь благословляет нас. В левой – Евангелие.

Совет

Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте пурпурного, темно синего и зеленых цветов фона.

Рукописная икона Спасителя выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялись минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Спас Вседержитель, или Пантократор (от греч.  всевластный, всесильный) – это один из основных типов изображения Спасителя.  Он представлен как Царь Небесный и будущий Судия мира.

Через единосущность первой и второй ипостасей Святой Троицы определение “Пантократор” соотносится и с образом Бога Отца.

Именование Иисуса “Вседержителем” указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: “Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который  есть и был и грядет, Вседержитель” (Откр. 1: 8).

С другой стороны, такое именование связано и с человеческой  природой Христа, искупившего  крестной жертвой людские грехи и обновившего тем самым человеческую природу. Крестный нимб усиливает жертвенную символику образа. По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви. Позже образ Спаса Вседержителя стали писать на иконах.

Икона Спаса Вседержителя — это поясное изображение Господа Иисуса Христа. Правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток или открытое, как правило, Евангелие с текстом. Оно символизирует дарование миру спасительного учения. Традиционно на страницах раскрытого Евангелия отображаются различные речения Спасителя.

Но чаще всего это следующие слова: “Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы”, или “Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный”.Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества.
Каноном закреплено изображение Христа в одежде, которую Он носил в своей земной жизни – хитоне и гиматии.

Обратите внимание

Обычно верхняя одежда Христа изображается синей, а рубаха, т.е хитон – красной, иногда лиловой, что символизирует  человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно. Кроме того, красный цвет хитона означает кровь и мученичество, но одновременно это и царский цвет (пурпур). Синий цвет плаща ассоциативно связывается с небесным началом.

Композиция иконы отличается строгой фронтальностью и статичностью, что придает облику Христа торжественность и царственность Властителя Вселенной.Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. Образ Спаса Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д.

Этот образ и ныне занимает пространство центрального купола православного храма.

Купить икону “Иисус Христос – Пантократор”

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете заказать рукописную  икону “Спас Вседержитель”. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по Москве.

При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ Спаса Вседержителя выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры.

Источник: https://ikona-radoneg.ru/iisus-xristos-pantokrator/

Ссылка на основную публикацию