Храм гроба господня в иерусалиме

Храм Гроба Господня, Израиль: история, описание, фото

Храм Гроба Господня – одно из самых значимых мест для всех представителей христианства, так как оно напрямую связано с пришествием Христа.

Ежедневно в Иерусалим приезжают тысячи людей, которые утверждают, что ощущения после посещения храма невозможно передать словами, ведь все вокруг пропитано духовностью, и никакие картинки не передадут красот, присущих настоящему виду церковного комплекса.

История создания Храма Гроба Господня

Храм был построен тысячи лет назад, так как для христиан это место всегда было святыней. В 135 году в районе пещеры воздвигли храм Венеры. Первая же церковь появилась благодаря св. царице Елене. Новый храм раскинулся от Голгофы до Животворящего Креста.

Весь комплекс состоял их отдельных строений. К ним относились:

  • храм-мавзолей округлой формы;
  • базилика с криптой;
  • перистильные дворы.

Фасад Храма Воскресения и его убранство были живописно украшены. Процесс освещения проходил 13 сентября 335 года.

В 614 году Израиль подвергся нападениям войск Персии, после чего священный комплекс был захвачен и частично разрушен. Реконструкция завершилась к 626 году. Спустя десятилетие церковь вновь была подвергнута нападению, но в этот раз святыни не пострадали.

В начале 11 века Храм Гроба Господня был разрушен Аль-Хакимом би-Амруллахом. Позднее Константин Мономах получил разрешение на восстановление святого собора. В результате он построил новый храм, но он в разы уступал предшественнику по своему величию. Строения больше напоминали отдельные часовни, по-прежнему основным сооружением осталась ротонда Воскресения.

Обратите внимание

Во времена Крестовых походов комплекс был заново отстроен с применением элементов романского стиля, в результате чего новый храм вновь охватил все святые места, связанные с пребыванием Иисуса в Иерусалиме. В архитектуре также прослеживалась готика, но частично сохранился и первозданный вид собора с колоннами, называемыми «столпами Елены».

В середине 16 века отстроенная колокольня несколько снизилась из-за землетрясения. В это же время храм был расширен силами монахов-францисканцев. Они также занялись внутренним убранством кувуклии.

В 1808 году вспыхнул пожар, из-за которого шатер над мавзолеем и кувуклия значительно пострадали. Ремонт длился около двух лет, после чего разрушения были исправлены, а в 60-х годах 19 века куполу придали форму полусферы, отчего он стал похож на Анастасис, созданный Константином Великим.

В середине 20 века в планах была глобальная перестройка храма, но осуществить задуманное не получилось из-за ВМВ. В 1959 году началась масштабная реставрация, позднее, к концу века изменениям подвергли и купол. В 2013 году из России был доставлен последний из колоколов, который установили на запланированное место.

Конфессии и установленные ими порядки

Так как храм является основой христианства, шесть конфессий имеют права на проведение службы внутри него. У всех из них есть собственный придел, каждой отведены определенные часы для молитв. Так, православной церкви отданы Голгофа и Кафоликон. Литургия в Кувуклии проводится по очереди в разные часы.

Чтобы царила мирная ситуация во взаимоотношениях конфессий, ключи от храма переданы мусульманской семье с 1192 года. Право открывать врата отдано другой мусульманской семье. Хранители ключей неизменны, а обязанности в обоих случаях передаются по наследству.

Интересные факты, связанные с Храмом

За всю историю храма было накоплено множество достопримечательностей, имеющих значимость для представителей разных конфессий. В ходе экскурсии нередко показывают Недвижимую лестницу, установленную между верхними частями здания.

Ранее она использовалась монахами для быстрого входа, сейчас ее не убирают, так как она является символом установившихся порядков между конфессиями. Опора лестницы на православной территории, а ее конец приставлен к части, принадлежащей армянской конфессии.

Вносить изменения в конструкцию храма можно только с согласия представителей шести конфессий, поэтому убирать этот элемент из прошлого никто не решается.

Одна из колонн фасада Храма Господня расколота. Это одно из чудес, описанных преданием. Возникла трещина в 1634 году в день Великой субботы.

Из-за разницы в числах празднования Пасхи между конфессиями разразился конфликт, из-за которого православных прихожан не пустили в храм для проведения церемонии схождения Благодатного Огня.

Пришедшие на богослужение молились прямо у стен собора, в результате чего от удара молнии из расщелины вспыхнул Святой Огонь. По православным обычаям от Благодатного Огня нужно зажечь 33 свечи, которые по завершении службы забирают домой для очищения и защиты семейного очага.

Обычно туристам интересно взглянуть на Камень Миропомазания, куда был принесен Иисус после распятия. Такое название он получил, потому что на него возложили тело для обмазывания маслами перед погребением. Красивейшая икона-мозаика украшает стену напротив Камня Помазания. В ходе экскурсии обязательно рассказывают об иконе Божьей Матери и части иконы Скорбящей Божьей Матери.

В помощь туристам

Туристы, приехавшие в Иерусалим, задаются вопросом, где находится Храм Гроба Господня. Его адрес: Старый город, Христианский квартал. Пропустить комплекс просто невозможно, для этого не нужно спрашивать описания у прохожих. Часы работы в 2016 году отличаются в зависимости от времени года. Весной и летом находиться на территории можно с 5 до 20 часов, а осенью и зимой – с 4:30 до 19:00.

Каждый желающий может приобрести памятные сувениры, купить записки о здравии или сделать незабываемые фото. Впрочем, сам факт посещения храма оставит после себя массу эмоций, что говорить о тех счастливцах, которым довелось поприсутствовать на одном из обрядов, например, венчании.

Источник: https://www.miroworld.ru/hram-groba-gospodnya-v-ierusalime/

Всё о Храме Гроба Господня. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Важно

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий  по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Внешнее убранство 

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых  открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу. 

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу.

Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам.

На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Совет

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара.

 Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии.

Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме  работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле. 

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

Читайте также:  Что такое церковная богадельня и ее значение в современном мире

Схождение Благодатного огня

Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D

Источник: https://guide-israel.ru/dostoprimechatelnosti-xrama-groba-gospodnya/

Храм Гроба Господня – культовая достопримечательность Иерусалима

Иерусалим – особенный город для представителей трех мировых религий. На протяжении многих столетий жестокие крестовые походы сотрясали Святую Землю, тысячи людей сложили головы за свою веру, а сколько история помнит битв за Иерусалим – и не сосчитать.

И все же это уникальный город, где в конце концов перед высшей святыней склоняются головы верных и неверных, падают из рук мечи, и сердца наполняются благоговением даже у атеистов. И есть на этой удивительной земле, принадлежащей иудеям, священный для всех христиан мира храм, ключи от которого на протяжении многих веков хранят мусульмане.

Парадокс, скажете вы? Нет, что вы, это же храм Гроба Господня в Иерусалиме!

История храма

  • В наши дни храм Гроба Господня (это западноевропейское название святыни, православные греки и арабы традиционно зовут церковь храмом Воскресения Христова) символизирует для всех христиан мира то сакральное место, где принял мученическую смерть на кресте, был погребен в пещере и воскрес Иисус Христос. Теперь это самый центр Иерусалима, а в те далекие времена Голгофа находилась далеко за чертой города, хотя это совершенно не мешало первым христианам ходить на поклонение к местам последних стояний крестного пути Христа. Правда, это паломничество продолжалось недолго: уже во втором веке император-язычник Адриан велел возвести на месте Голгофы храм Венеры и Юпитера.
  • Возможно, так бы и было потеряно навеки это священное для миллионов людей место, если бы не святая Елена, мать того самого императора Константина Великого, который возвел христианство в статус официальной религии Римской империи. Мать императора оказалась внимательнее своей свиты, сопровождавшей ее в паломничестве по святым местам Иерусалима: именно по ее приказу начались раскопки, в результате которых весь христианский мир обрел пещеру погребения ХристаЖивотворящий Крестгвозди, которыми был прибит ко кресту Иисус, и табличку с буквами INRI, означающими «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
  • Та же святая Елена велела заложить первые камни в фундамент храма, а в начале IV века возведенная церковь была торжественно освящена. Судьба не уготовила для этой святыни безоблачного существования. Много раз за более чем полуторатысячелетнюю историю храма его норовили разрушить войны, пожары, землетрясения и межконфессиональные распри. Но нет в мире ничего сильнее, чем человеческая вера: благодаря ей святыню каждый раз непременно отстраивали, даже если возводить храм приходилось практически с нуля.
  • Храм Гроба Господня в Иерусалиме в 2017 году пережил свою последнюю реставрацию, которая обошлась христианским конфессиям и Иорданскому королю, который принял участие в финансировании проекта, в 4 миллиона долларов, что неудивительно: почти год в храме работали мастера, прежде занятые на восстановительных работах Акрополя в Афинах и Святой Софии в Стамбуле.

Достопримечательности и реликвии храма

  • Здание храма, которое мы видим сегодня, построено в романском стиле. У входа паломников встречают две двери, одна из которых была намертво заложена кирпичной кладкой в те времена, когда в Иерусалиме правили бал мусульмане. Барельефы, некогда украшавшие фасад, сегодня прописаны в Иерусалимском музее.
  • Чуть правее расположилась Капелла франков, откуда в прежние времена можно было попасть прямо на Голгофу.
  • Сам храм условно разделяется на три части: Храм Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.
  • Посреди Храма на Голгофе серебряным кругом отмечено место, где стоял крест, на котором казнили Иисуса, черные круги рядом обозначают местоположение крестов разбойников, казненных вместе с ним. В полу есть отверстие, через которое каждый паломник может прикоснуться к «лобному месту».
  • Под Голгофой находится часовня Адама. Если верить преданию, прародитель всех людей был похоронен под этой горой, а во время казни Христа был омыт кровью Спасителя, просочившейся в расщелину вместе с дождевой водой.
  • Часовня Гроба Господня, известная еще как Кувуклия, стоит над высеченным в скале погребальным ложем Христа. Именно здесь, в приделе Ангела, каждый год на Пасху под прицелом тысячи телекамер происходит трепетно ожидаемое всеми христианами событие – схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
  • Все знают выражение «пуп земли», но лишь немногие догадываются, где же на самом деле он находится. «Пупом земли» называется каменная ваза, прикованная напротив входа в Кувуклию в качестве символа благоговения всех христиан мира перед своей главной святыней.
  • Самым таинственным является храм Воскресения: многочисленные ступени ведут вниз, в подземелье, где некогда святая Елена обнаружила Крест Господень.
  • Необычайно чтят паломники Камень Помазания, на поверхности которого тело убиенного Христа готовили к захоронению. Над камнем непрерывно мигает свет восьми неугасимых лампад, принадлежащих разным конфессиям, а верующие всего мира считают его целебным и мироточащим.

Кому принадлежит храм Гроба Господня в Иерусалиме?

  • На самом деле, этот вопрос долгое время был одним из самых болезненных для представителей всех христианских конфессий. За всю историю храма конфликты между представителями разных религий и конфессий вспыхивали с завидной регулярностью. В качестве напоминания об этом у входа в храм стоит Рассеченная колонна, некогда расколотая молнией надвое прямо во время спора представителей православной и армянской церкви о том, кто же удостоится чести первым провести службу в день схождения Благодатного огня. Говорят, что спорщики тут же пришли к согласию, а Рассеченную колонну оставили в качестве безмолвного, но красноречивого напоминания.
  • Сегодня во избежание конфликтов ключи от храма отданы в вечное хранение семье арабов по фамилии Джуди, а право открывать двери храма – семье Нусейба. Семьи необычайно гордятся дарованными им правами и на протяжении многих столетий передают эту честь от отца к сыну в качестве фамильного достояния.
  • Сам же храм находится в общем владении нескольких христианских конфессий: католической, греко-православной, армянской, эфиопской, коптской и сирийской церквей. Каждой конфессии принадлежит своя часть храма, а службы проводятся в строгой очередности, установленной много столетий назад. Интересно, что внешний облик храма не может быть ни на йоту изменен без единогласного решения представителей всех конфессий. Напоминает об этом Недвижимая лестница – обычная деревянная лесенка, когда-то приставленная к стене храма для удовлетворения каких-то хозяйственных нужд и так и оставленная в качестве символа нерушимости status quo.

Где находится храм Гроба Господня в Иерусалиме?

  • Адрес храма Гроба Господня: Иерусалим, Старый город, ул. св. Елены, 1.
  • Храм находится в восточном квартале старой части города, который носит название «Христианский квартал». К Яффским воротам Старого города из других районов Иерусалима можно добраться на автобусах № 3, 13, 19, 30, 41 и 99, а оттуда уже прогуляться до храма пешком. Пересеките красивую старинную площадь за воротами, сверните на улицу Давида, оттуда – на Христианскую улицу. Пройдите немного, и по правую руку окажется улица святой Елены, на которой и расположен храм.

Знаете ли вы? Если ваше топографическое чутье и GPS-навигатор вас подведут, здесь на каждом углу всего за несколько шекелей можно купить подробную карту.

Режим работы храма

  • С апреля по сентябрь храм открыт каждый день с 5:00 до 20:00. После расписание несколько сдвигается, и с октября по март храм работает с 4:30 до 19:00, хотя опытные туристы и паломники утверждают, что закрывается он всегда несколько позже установленного времени. Помните, что этот храм – одна из самых почитаемых святынь для всех христиан; здесь всегда людно и в обычные дни, а если вы захотите посетить святыню во время какого-либо христианского праздника, будьте готовы к тому, что окажетесь в самой настоящей толпе. Вообще, лучше всего приходить в храм за несколько часов до закрытия: в это время паломников и туристов здесь ощутимо меньше, чем на протяжении всего дня.
  • Посещение храма абсолютно бесплатно.
  • Хоть Израиль – страна довольно жаркая, при посещении храма о шортах и майках, как и о коротких юбках, придется забыть. Позаботьтесь о том, чтоб в вашем багаже нашлась скромная одежда, обязательно прикрывающая руки и ноги.
  • Посетить службы, которые проходят в храме, могут все желающие, обязующиеся вести себя подобающе церковному богослужению.
  • Хорошая новость для фотографов, обладателей цифровых мыльниц и любителей выкладывать фото в Instagram: фотосъемка в храме разрешена, более того, бесплатна, таким образом, храм Гроба Господня в Иерусалиме запечатлеть на фото могут как жители Израиля, так и иностранные туристы.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме — видео

Подробная видеосьемка Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Автор видео интересно делится своими впечатлениями от увиденного. Приятного просмотра!

Храм Гроба Господня – уникальное по своей энергетике место, это отмечают и паломники, и туристы. Путь к нему не легок и не близок, но разве иным был путь Христа на Голгофу? Обязательно посетите это священное место и поделитесь своими впечатлениями!

Источник: https://www.lifejourney.club/aziia/israel/jerusalem/xram-groba-gospodnya.html

Иерусалим. Храм Гроба Господня

?Category:Походя ближе к Храму уже нет такого шума, как на пути к нему: кто-то решает свои вопросы, у кого-то перекур… Обычный день в жизни города…1.2.                                                                                                         3.И вот мы дошли…

Церковь Гроба Господня на протяжении веков являлась сердцем христианского Иерусалима. Возведенная в память о событиях, которыми завершились Страсти Христовы: распятия, предания земле и воскресения из мертвых. Эта базиика стала местом 5 послених остоновок Крестного пути.

 Прежде всего Церковь удивляет своими размерами и сложностью. В сдвоенных люнетах портала находились сначала мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя». Сейчас переданные на хранение в музей Рокфеллера в Иерусалиме.4.

Во дворе перед Храмом многолюдно, каждый занят своим: думает, улыбается, общается, читает, в мыслях копается разбирается…а как иначе?!… место такое!

 5.                                                                                                        6.7.8.Портал входа в Храм и колонна, средняя из трех колонн на левой стороне, через которую сходил Благодатный Огонь в 16в. 9.Сама трещина чуть более метра в длину, идет вдоль колонны и расширяется книзу, примерно около 10 см в ширину и глубину. Существуют различные предания, объясняющие происхождение столь необычной трещины. Согласно православному преданию, трещина появилась чудесным образом в Великую субботу 1579 г. Оно рассказывает, что армяне подкупом добились позволения им одним быть в Храме Воскресения Христова в Великую субботу. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание уже сильно затянулось по сравнению с обычным временем и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм. При этом православные арабы от радости стали прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога в храме каждую Великую субботу. Кроме того, предание сообщает, что один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, увидев чудо с Огнем из колонны, бесстрашно и громко исповедал перед всеми, что он теперь тоже христианин. За это он был тут же обезглавлен, и тело его сожгли на площади перед храмом. 10.Многие паломники почитают эту колонну, молятся около неё, оставляют в трещине записки.11.Конечно, главные точки Храма— это место над бугром, где свершилось распятие Христа и гробница, куда его положили. Эти места включают продолжение Дороги скорби и последние остановки на Крестном пути. Ступени справа, сразу при входе в Церковь, ведут вверх к Голгофе. Их 15, но как они трудны.12.Девятая остановка– место третьего падения Христа. Здесь придется немного отклониться от маршрута, т.к. дорога застроена зданиями. У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая девятую остановку и третье падение Христа, отсюда он увидел Голгофу. На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. 10 остановка Виа Долороса.13.                                                                                                      14.Последующие три остановки находятся у латинского и греческого алтарей, на одном уровне и в нескольких шагах одна от другой. Они отмечают место, где Иисуса прибили гвоздями к Кресту, место, где установили Крест, и где его тело сняли с Креста. Голгофа.Престол на месте установки Распятого Христа. 15.Место, где стоял Крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы. С обеих сторон от алтаря Голгофа закрыта под стекло. 16.                                                                                                      17.Напротив входных дверей на мраморном полу лежит Камень Миропомазания, обозначающий место, где Иосиф и Никодим помазали миррой и алоэ тело Иисуса перед захоронением. 18. 19.                                                                                                           20.21.Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания.22.Над Камнем — 8 лампад: 4— греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская.23.

Читайте также:  Молитва божией матери о детях

24.                                                                                                       25.

26.                                                                                                       27.Кувуклия- специальная часовня, с древних времен воздвигнута над погребальной пещерой Спасителя. 28.29.Кувуклия расположена под главной ротондой церкви. Лучики света как будто гуляют по храму…30.31.32.Желающие попасть ко Гробу едут со всего мира, разных возростов и национальностей.33.34. Вход в Кувуклию. За порядком следит греческий монах.35.                                                                                                          36.37.38.Кувуклия состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане, где находится Гроб Господень; и восточной, где расположен придел Ангела. В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом. 39.Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил, вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Вход в предел Гроба Господня очень низкий и узкий, высотой примерно около мерта.Сама пещера тоже мала, так что перед Гробом могут стоять одновременно не более трех человек.40. С западной части Кувуклии находится часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь «у главы» сидел второй ангел. Армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. 41.42.Храм Воскресения Господня. Кафаликон.43.44.45.Алтарь храма Воскресения Христова возвышен. Большой престол храма осенен величественным позолоченным балдахином. Из алтаря направо вверх по ступеням – вход на Голгофу, налево – в ризницу.46.У входа в центральную часть храма, со стороны Гроба Господня стоит мраморная ваза с крестом на изображении глобуса, которая обозначает духовный центр земли (или его еще называют “Пуп Земли”), соответственно словам Псалма Давида: “Спасение соделал еси посреди земли, Боже”.47.48.                                                                                                       49.50.Темница Христова. 51.Здесь находится камень, который называют “узы Спасителя”. Он стоит справа у входа в эту небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены  ноги Иисуса. У этой темницы стояла Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Ее Сына ко Кресту.52.53.Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампадки.54. Церковь обретения креста.  В углу под навесающей скалой лежит мраморная плита с изображением креста, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. 55.56.57.58.59.                                                                                                       60.61.Сейчас церковь делят между собой несколько христианских общин. У каждой в ней есть свои часовни и алтари, они справляют богослужения по личному распорядку. Каждая отвечает за поддержание святости и уход за зданием на своей, точно определенной территории. Раньше отцы церкви даже яростно ссорились из-за того, кому какие ступени подметать.   

Источник: https://pravoslav-ru.livejournal.com/4959429.html

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня (араб. كنيسة القيامة‎, арм. Սուրբ Հարություն տաճար, греч. Ναός της Αναστάσεως, лат. Sanctum Sepulchrum).

Считается, что он стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.

Основные права владения и пользования святынями Храма принадлежат Иерусалимскому патриархату, комплекс административных зданий которого непосредственно примыкает к юго-западной стороне Храма.

История

Постройка императора Константина

Ещё первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившееся тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. Вероятно, память об этом месте не была потеряна после разрушения города Титом в 70 году.

По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. Первая церковь Гроба Господня была заложена св.

царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста.

Обратите внимание

В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями, сделанными раннехристианскими авторами, и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века).

Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом, далее располагалась базилика — Великая церковь, обращенная алтарем в сторону Анастасиса.

Внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Креста. Между Анастасисом и базиликой, а также и у восточного входа в базилику были устроены перистильные дворы. Главный вход располагался с востока, с одной из основных улиц, и с юга, с городского форума.

Сооружение было богато украшено разными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем.

Храм Воскресения был торжественно освящён в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года, в память о чём в православной церкви был установлен праздник Обновления Храма.

Персидское и арабское завоевания

Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хосровом II.

Сооружения храма были сильно повреждены, но под руководством инока Модеста (позднее патриарха иерусалимского), на средства императора Ираклия, и жены Хосрова, христианки Марии, было восстановлено все разрушенное (616—626 годы). В 637 году Иерусалим был осажден халифом Омаром.

Патриарх Софроний сдал город после заверения мусульман о заключении мирного договора, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима не были повреждены.

Важно

В 1009 году халиф Аль-Хаким би-Амруллах, подогреваемый слухами и наветами против христиан, в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора, заключенного ещё патриархом Софронием и халифом Омаром, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях.

В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма (в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе).

Строительные работы продолжались ещё в царствование Константина Мономаха, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы. Было сооружено несколько отдельно стоящих сооружений, напоминающих часовни.

Роль главной церкви была отведена ротонде Воскресения, сохранившейся лучше других, в восточном проёме которой была устроена небольшая апсида (так называемая «Мономахос», 1020-37 годы).

Два христианских источника утверждают, что в это время был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме, однако иерусалимские документы показывают, что произошла простая передача управления храмом от традиционных христианских конфессий к несторианам и яковитам, осуществленная эмиром Рамаллы по приказу Аль-Хакима.[источник не указан 2664 дня] Слухи о разрушении Храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации в Европе к началу Крестовых походов.

Период крестовых походов

В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой).

Строительство, описанное хронистом Вильгельмом Тирским, было завершено при королеве Мелисенде возведением звонницы.

После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня, а в XIII веке Иерусалимом и самим Храмом некоторое время владел отлучённый от церкви император Фридрих II.

Место распятия Иисуса Христа

Построенный в 1130-47 храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Крестоносцы не стали существенно менять структуру западной части здания, круглого Анастасиса, сохранившего планировку и украшения, восходящие ещё ко временам императора Константина Великого.

Эти части можно видеть и до сих пор — это кольцевые опоры ротонды, решенные как колонны коринфского ордера на массивных каменных тумбах, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».

Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви (Кафоликона), примкнувшей с востока к ротонде. Сооружение имело план в виде Т-образного креста с многочисленными приделами. Интересное решение было осуществлено в восточной части здания, где за главным алтарем был устроен обход со своеобразным «венцом» капелл. Такое решение (т. н.

Деамбулаторий) послужило отправной точкой для развития композиций такого типа в средневековом зодчестве Западной Европы. В стилистических приемах оформления интерьеров и наружного убранства заметны и элементы ранней готики.

Совет

Заключительным аккордом всего ансамбля стало возведение пятиярусной колокольни с стрельчатым завершением, предпринятое на самом закате существования христианских государств Палестины (1160-80 гг.).

Землетрясение 1545 года привело к понижению колокольни до современного уровня. В 1555 году расширением храма занимались монахи-францисканцы; им же принадлежит внутреннее убранство кувуклии.

Новое и новейшее время

Известен пожар 1808 года, когда сгорел деревянный шатер над Анастасисом и была повреждена кувуклия. Однако в период 1808-10 годов ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран.

При восстановлении кувуклии были использованы [источник не указан 2438 дней] габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли).

В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой из металлоконструкций, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.

В середине XX века планировалась существенная перестройка храма (архитектор Антонио Барлуцци), осуществлению которой помешала Вторая мировая война. В 1959 году началась основательная реставрация здания; в 1995-97 годах реставрационные работы коснулись и купола. В 2013 году на колокольне был установлен последний недостающий колокол, изготовленный в России.

В 2016 году началась масштабная реконструкция храма. Часть средств выделил король Иордании Абдалла II. Реставрационные работы должны завершиться к марту 2017 года.

Структура и современный статус

Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св.

Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.

Обратите внимание

Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики (с 6 часов утра до 9).

Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г.

хранятся в арабско-мусульманской семье Джауда Аль Гадийа (араб. جودة آل غضية‎), причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусайба (араб. عائلة نسيبة‎).

Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Галерея

  • Камень Миропомазания (вид сверху)
  • Мозаичное панно, изображающее миропомазание Христа (вид сверху)
  • Вид на Голгофу и Камень Миропомазания
  • Купол ротонды над кувуклией
  • Алтарь явления Христа Марии Магдалине

Источник: https://tropki.ru/izrail/ierusalimskiy-okrug/ierusalim/hram-groba-gospodnya

Храм Гроба Господня

Храм Воскресения Христова – главная святыня христианства, в нем находится Кувуклия Гроба Господня, поэтому его так и называют – храм Гроба Господня.

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Он состоит из нескольких приделов, связанных с тем или иным моментом Распятия Христа. Благолепие храма соответствует его высокому значению. Иконы в иконостасе украшены ризами, пожертвованными до революции из России, пол выстлан мраморными плитами.

Камень помазания миром

При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное Тело Иисуса по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили Плащаницей.

Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад и подсвечников.

Перед взором входящих в храм предстоит великолепная мозаичная икона “Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб”, помещенная на стене.

Читайте также:  Акафист и молитва божией матери пред ее иконой "неувядаемый цвет"

Голгофа

Направо от святых врат храма Воскресения и камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 28-ми ступеням на святую Голгофу. 

Во время жизни Христа эта гора была местом казни преступников, которых здесь предавали распятию, считавшемуся самой позорной смертью.

Важно

В одном из утесов Голгофы было углубление в виде пещеры: там стерегли преступников, приводимых на распятие. В этой пещере был и Христос. Это место называется “Темница Христова”.

Она располагается в северной части храма Воскресения, на противоположной стороне от Голгофы.

У Голгофы располагалась площадь, на которой народ собирался смотреть казнь преступников. С западной стороны примыкали сады и упоминаемый в Евангелии вертоград, принадлежащий Иосифу Аримафейскому.

Возле скалы была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Туда же был повергнут и Крест Господень. Враги Креста засыпали его землей, забросали камнями. На самой же Голгофе во II в.

 император Адриан построил капище Венеры.

В 326 году мать императора Константина царица Елена отправилась в паломничество на Святую Землю, желая посетить места, освященные событиями жизни Спасителя. Она обратилась к жителям с просьбой указать ей место, где скрыт Крест Господень.

Ей помог престарелый еврей по имени Иуда, который привел царицу к большому холму с языческим храмом наверху.

Когда храм разрушили, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место – место распятия Спасителя.

Голгофа в переводе и означает “Лобное место”. Это название было дано по нескольким причинам. По мнению одних, так она называлась из-за сходства ее округлой формы с черепом. По мнению других, – из-за множества находившихся там черепов преступников.

Совет

Но главное, что, согасно иудейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама. Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого роды происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале.

Эта расселина образовалась во время землетрясения, сопровождавшего распятие Христа, и ее можно увидеть под стеклом рядом с местом Распятия.

Вблизи Лобного места, в пещере, святой Еленой были найдены кресты, гвозди и та дощечка с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя. Она лежала отдельно от крестов и поэтому было невозможно определить, на котором из крестов был распят Христос.

Тогда Епископ Иерусалимский Макарий предложил провести испытание: на место обретения крестов принесли тело умершей женщины. Все присутствующие горячо помолились о том, чтобы Крест Христов был указан через ее воскрешение. Во время прикосновении к одному из крестов женщина воскресла.

Обретение Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели большое впечатление не только на христиан, но и на иудеев.

Иуда, указавший нахождение святых мест, вместе со многими иудеями уверовал во Христа и крестился, получив во святом крещении имя Кириака. Впоследствии он  претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике.

В память о событии обретения Креста в Православной Церкви был установлен праздник Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).

Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был Животворящий Крест Господень. Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением страстей Христовых. 

Обратите внимание

С правой стороне от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Богочеловек испустил Свой дух.

В это же время завеса в храме Соломона разодралась сверху донизу. По этой трещине Кровь Спасителя стекала вниз до черепа Адама, омывая его, поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп.

Эта трещина и теперь просматривается донизу, где находится придел Адама.

Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Православный Престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы, который расположен справа от православного.

Между католическим и православным престолами расположен францисканский алтарь Скорбящей Богородицы (лат. Stabat Mater — «Стояла Матерь», названный так по первым строкам католического гимна францисканца Якопоне да Тоди, ХIII в.). Здесь также видны остатки древних византийских мозаик. Престол является реконструкцией архитектора Антонио Барлуцци.

На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя к Кресту (Мф. 27:33-36). Серебряный католический престол был пожертвован в храм Фердинандо Медичи в XVI в.

Стены придела украшены мозаичными картинами, на одной из которых изображено библейское событие жертвоприношения Авраама, который по повелению Бога, благодаря своей любви к Богу и вере в Его Промысл, готов был принести в жертву своего единственного сына Исаака.

Это событие является прообразом Жертвы Христовой, когда Небесный Отец ради любви в человечеству отдал Своего Единородного Сына на Распятие.

Важно

Над Голгофой пронеслось бесчисленное множество кровавых событий, но она и до наших дней осталась и всегда будет священным прибежищем для всех с благоговением поклоняющихся Освятившему ее Своею Животворящею Кровью.

Придел Адама

Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел, устроенный под Голгофой. Это придел Адама. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской расселины. В притворе этого придела у входа, по преданию, была погребена глава Адама.

В этом приделе располагается Санктуарий Храма Гроба Господня – хранилище святынь, где можно в определенное время припасть к частице Животоврящего Древа (в окладе византийского импрератора Мануила) и мощам великих святых Церкви.

Придел Тернового венца

Выйдя из предела Адама и пройдя направо, паломник подходит к пределу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из Претории – Верховного Судилища, где происходило осуждение Христа на смерть. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца. Этот придел принадлежит Греческой Церкви.

Придел обретения Животворящего Креста

От этой часовни паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную церковь св. Елены, принадлежащую армянам, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения Креста, в самом углублении пещеры, на самом полу устроен греческий престол.

В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время распятия Христа. Здесь же устроен и католический престол, а вверху в скале видно окно, из которого, по преданию, святая царица Елена смотрела на работавших при откапывании Креста Господня.

Подземелье это находится на месте бывшей лощины, именуемой Юдолью мертвых, куда после распятия сбрасывали тела и кресты.

Придел разделения риз Господних

Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к Приделу разделения воинами риз Господних7

Совет

Еще Богодухновенный псалмопевец Давид, пророчески изображая обстоятельства страданий Спасителя, говорил: “Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий” (Пс 21:19).

Это пророческое указание буквально исполнили воины у Креста Господня на этом месте: “Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что” (Мк 15:24). Они разделили между собой, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части.

Хитон (рубашка) был тканым, то есть без швов, и они не пожелали рвать его, а, оставив целиком, согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию.

Этот придел принадлежит Армянской Патриархии. Сами армяне считают ег приделом Лонгина сотника, потому что некогда под престолом хранилось копье Лонгина. На лицевой стороне престола есть иображение копья.

Придел Лонгина сотника

Далее по галерее паломник подходит к греческому Приделу святого мученика Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Богочеловека при виде дивных знамений.

“Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий” (Мф 27:54).

Предание говорит, что Придел этот устроен на месте обретения слепой женщиной головы святого Лонгина, впоследствии пострадавшего за Христа. Женщина эта прозрела. Здесь же находится часть камня от Голгофы.

Темница Христова

Далее по галерее, на противоположной стороне храма от Голгофы, в северной части храмового комплекса, находится камень, который называют “узы Спасителя”. Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя.

У этой темницы стояла Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Ее Сына ко Кресту. Ранее в одной из ниш Темницы Христовой была помещена икона Пресвятой Богородицы, очень темная, которая в одно время на Страстной седьмице плакала.  Сегодня эта икона отреставрированная монахинями монастыря св.

Марии Магдалины в Гефсимании, находится в Санктуарии храма (у Придела Адама).

Придел Марии Магдалины

Обратите внимание

Шагах в десяти от Темницы Христовой находится место, обозначенное мраморным кругом, над которым горят неугасимые лампады. Здесь явился Господь по Воскресении Своем Марии Магдалине. Сейчас здесь находится католический придел с современным стилизованным скульптурным изображением события.

Гробница Иосифа Аримафейского

В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находятся гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста тело Спасителя положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в другой, более скромной гробнице.  

На этом месте бывшего вертограда Иосифа расположен католический придел, в котором находится часть каменного столба. К нему Иисуса Христа привязывали в темнице во время мучений. С ужасом смотрели мы на этот столб. В оцепенение повергает воспоминание этой картины злобы человеческой. Как она страшна и ненасытна! Как беззаконна и безумна деятельность человеческой страсти!

Кувуклия Гроба Господня

Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится  в Ротонде храма Воскресения.

Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (кувуклия), обложенная желтым мрамором с украшениями по стенам и куполом посередине. Внутри находится скала, к которой можно прикоснуться, открыв икону Божией Матери в окладе из серебра.

В этой скале заключено бесценное сокровище христиан – Животворящий Гроб Христов.

Перед входом в Кувуклию стоят в два ряда огромные подсвечники; множество лампад – вне и внутри Кувуклии. По карнизам установлены драгоценные старинные иконы. Перед иконой Воскресения (она расположена над входом в кувуклию) висит лампада императора Николая II в память великого князя Сергея Александровича.

По существующему на святых местах status quo точно определяются права и владения всех вероисповеданий. Над Святым Гробом Господним обычно горят тринадцать серебряных  лампад, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать – католических, тринадцать – армянских и четыре – коптских.

Лампады эти отличаются друг от друга формой. Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба.

Во время служения Литургии этот камень служит престолом.

Важно

Вход в предел Гроба Господня очень низкий и узкий, высотой 112 см., шириной 72 см. Сама пещера тоже мала (длина и ширина около двух метров), так что перед Гробом могут стоять одновременно не более трех человек.

Три стороны его прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии.

Над Гробом располагается множество лампад, подсвечников, ваз с цветами.

Ввиду особого благоговения к этой величайшей Святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и Гроба Господня лицом ко Гробу. Благословенный трепет охватывает душу христианина при одном приближении к этой святыне.

Эта маленькая пещера временно была вместилищем Необъятного. Здесь бездыханным и безжизненным лежал Тот, Кто дает жизнь всему творению, Кто был Создателем всего мира.

Здесь совершилось то, что составляет нашу славу, здесь произошла победа Христа над дьаволом, торжество добра над злом, здесь воскрес Христос…

На стенах Кувуклии, как снаружи, так и внутри,  выгравированы тексты пасхальных песнопений: “Воскресение Христово, видевше…”, “Яко Живоносец…” и др.

На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд три Божественных Литургии: в 12 часов ночи – греческая Православная, за ней – армянская и третья – католическая.

С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем паломники  участвуют в Чине Святого Огня, который смволизирует Свет Воскресения Христова, воссиявший из Гроба во время Воскресения Спасителя. Этот Чин уже много веков сопровождают явления нерукотворного сошествия Огня га Гроб Господень или на свечи верующих и потушенные лампады. В XVI в.

, когда армяне при помощи турок, надеясь получить Благодатный огонь самостоятельно, не пустили православного Патриарха в храм Воскресения в Великую Субботу, Огонь исшел из колонны у входа в храм, где стоял православный Патриарх. И теперь, прежде чем зайти в храм, верующие лобызают эту рассеченную и обожженную колонну, свидетельницу истинности православного вероучения.

Совет

Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

Кафоликон

Посередине храма Воскресения находится его главный Придел – Кафоликон, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви. У входа в центральную часть храма, со стороны Гроба Господня стоит мраморная ваза с крестом на изображении глобуса, которая обозначает духовный центр земли, соответственно словам Псалма Давида: “Спасение соделал еси посреди земли, Боже”.  

Алтарь храма Воскресения Христова возвышен. Большой престол храма осенен величественным позолоченным балдахином. Из алтаря направо вверхпо ступеням – вход на Голгофу, налево – в ризницу.

01 января 2017

Источник: https://rusdm.ru/guide/511

Ссылка на основную публикацию