Грех гнева в православии

Грех гнева в православии

Нет в мире христианина, который хоть раз в жизни не гневался, ибо это проявление чувств вполне нормально для каждого человека, но, при условии, если оно не переходит некоторые границы.

Библия учит нас, что гневаясь, мы не должны впадать в грех. Грех гнева в православии относится к семи смертным грехам, о них говорится в Притчах, 6 главе.

Бог ненавидит сердце, в котором живут злые замыслы, это мерзость для Творца.

Как различить праведную и грешную эмоцию

Гнев — ответная реакция человека на какое-то действие или ситуацию. Если в этот момент нас накрывает раздражительность, желание мстить, возникает новый конфликт, то следует задуматься, а не грешу ли я.

 В евангелии и послании апостолов можно найти несколько мест, где Иисус гневался в моменты непослушания людей или нарушения ними заповедей Божьих.

Праведный гнев Спасителя отличается от человеческого тем, что во время злости люди начинают ненавидеть обидчика, а Христос воевал с грехом, но по-прежнему любил грешника.

Гнев считается отрицательной эмоцией

Выражая негативные чувства по отношению к тем или иным событиям, мы не имеем права дать дьяволу контролировать нас, предоставив ему угодную область действий. Свое возмущение можно выразить по-разному, даже криком, но при этом, не оскорбляя возмутителя спокойствия, отдавая суд в руки Всевышнего.

Обратите внимание

Важно! Как бы христианам ни хотелось найти оправдания гневным проявлениям чувств, неконтролируемым при этом действиям и выражения, за каждое слово и действие придется дать ответ Богу.

Полностью пребывая под покровом Духа Святого, имея веру в силу Божьего суда, можно научиться преодолевать злость, находясь в покое и мире.

Только Бог дает силы смотреть на обидчика Его глазами и воздавать любовью к тем, кто несправедлив к нам, только с Господом можно избавиться от смертельного греха.

Очень сложно взять свой крест и идти за Христом. Без смирения, терпения и прощения невозможно обрести истинное покаяние, гневаясь даже справедливо, по человеческим понятиям, мы ничего не меняем. Видя сучок в глазу брата, не замечаем бревна в своем оке (Матф. 7:3).

Отличить праведный гнев от неправедного легко при помощи простого теста. Неправедные эмоции направлены против определенной личности, и при праведном отношении к человеку христиане проявляют эмоции по отношению к греху.

Виды проявления гнева

Любовь к самоправедности и самоправильности часто приводит к спорам, которые заканчиваются конфликтами и ссорами. При великом желании самоутверждения вместо конструктивного спора возникает поединок, тешащий самолюбие. При отсутствии доказательных аргументов в ход пускаются обиды, оскорбления, люди переходит на крик, теряя облик христиан.

По словам Ефрема Сирина, венцом победы покрывается первый, кто раскается в пылу ссоры, второй также будет под благословением, если сумеет принять раскаяние.

Гнев может проявляться раздражительностью, вспыльчивостью, ненавистью

Обидчивость и злопамятство само по себе уже грех, ибо при этом отсутствует прощение и смирение.

Неумение отпускать обиду и таить зло подобно кислоте, разъедающей душу изнутри. Обида, рождающая гневные эмоции, в первую очередь наносит вред нам самим.

Порой обидчик, которого мы ненавидим, давно забыл о споре, проблемной ситуации, живет себе в радости, а мы носим этот мешок с обидами и злостью, надрывая сердце.

Злость является острым оружием, у которого оба конца острые, стрессом при поражении страдает в первую очередь обижающийся. Хотите быть здоровыми физически и психологически — прощайте.

Причины гнева

Несправедливое отношение в той или иной ситуации, как правило, вызывают ответную реакцию, которая меняет отношение к обидчику. Работодатель, супруг, дети, соседи могут нанести обиду, несправедливо отреагировав на любые действия или слова. Результат — гневные эмоции и желание доказать, наказать, судить, изменить, а это все функции Бога.

Сплетни, злословие, разного вида осуждения и слишком высокое мнение о себе часто приводят к раздорам, вызывая спор, ссору или ответные сплетни.

 Не обладая терпением и смирением, христиане часто впадают в гневное состояние, особенно если в какой-то ситуации кто-то стоит на пути к достижению желаемого.

Важно

Не имея терпения дождаться изменений, люди теряют самообладание, проявляя злость и выражая гневные эмоции.

Последствия насилия часто оставляют в душе непрощение и желание отомстить, гневные эмоции выражаются в пожелании всего негативного обидчику. Желание удовлетворить свои желания и отсутствие возможностей осуществить задуманное часто приводить к негативизму, раздражению и злости, гнев находит выход в обвинении всех и каждого.

Важно! Библия четко говорит, что человек будет под проклятием, если он надеется на другого человека, а не на Бога. (Иеремия 17:5)

В списке семи смертных грехов зависть стоит перед грехом, часто являясь причиной возникновения раздражения. Рядышком притаилось и сребролюбие.

Гневная ответная реакция, рожденная завистью, часто приводит к негативным последствиям. Каин из зависти убил родного брата Авеля. Из-за желания занять тот или иной пост повыше люди способны на подлость, клевету, гневаясь из-за собственной несостоятельности. Господь видит все наши способности и таланты, и в Его воле даровать повышение по службе или выдвижение на более значимую роль в жизни.

Гнев входит в состав семи наиболее пагубных страстей

Неумение сказать «Нет», рожденное неуверенностью в себе самом, рождает страх и давящее чувство проблем, приводит к внутреннему протесту, саморазрушению. Отсутствие самоконтроля и уважения к окружающему миру — постоянные спутники гневного человека, вечно всем недовольного.

Как справиться со смертельным грехом в православии

Проанализировав свои эмоции и поняв причину возникновения гневного поведения и раздражения, которое является корнями негативных поступков, можно переходить в наступление с грехом.

В своей нагорной проповеди Иисус четко определил направление к победе над страстями, пожелав, чтобы христиане молились за тех, кто ранит и гонит их.

Важно! Молитва и только молитва остается единственным и самым верным оружием со смертными грехами, неуправляемыми страстями.

В молитвенном прошении, наполняясь присутствием Духа Святого, обиженный человек начинает видеть во врагах детей Божьих, осознавать причины, побудившие поступать обидчиком таким или иным образом.

Согласитесь, молясь за врагов своих, люди поневоле оставляют гнев, отдавая весь суд в руки Творца.

Находясь в плену гнева, мы сами закрываем Небеса для наших молитв.

Раздражительность и гневные эмоции победить помогает применение принципа взвешивания, который заключается в том, чтобы в момент огромного желания проявить гнев, вступить в ссору, сделать глубокий вдох и проанализировать все плюсы и минусы своего поступка, взвесив все на весах справедливости.

На одну чашу кладем то, что причинило боль, вывело из равновесия, на другую последствия проявления негативных эмоций:

  • потеря душевного мира;
  • разрыв дружеских отношений;
  • опустошенность;
  • чувство неловкости за ответные действия.

Избавиться от негативных эмоций, сделав паузу, можно просто уйти, оставив обидчика на суд Господа. Христианская зрелость позволяет относиться к различным ситуациям с чувством юмора.

Умение радоваться в любой ситуации, видеть проблемные места обидчика, восприятие все содеянное против вас, как еще одну ступень в укреплении смирения и терпения, помогает «выпустить пар» до эмоционального взрыва.

В Библии гнев разделяется на Божий и человеческий

В послании Павла (Тим. 6:6) говорится о том, что быть довольным и благочестивым следует приложить усилие, приобрести мир и умение радоваться.

Умение выйти из гневного состояния дарует возможность в реальности и здравом сознании оценить сложившуюся ситуацию и принять верное решение.

Совет

 Воцерковленные христиане знают, что только Господь может исправить любую ситуацию по справедливости, но для этого надо уметь доверять во всем и всегда Создателю.

Изменить скандальный, вечно недовольный характер, в любую минуту готовый сорваться в гневном выражении эмоции человеку не под силу, это возможно только Всевышнему Создателю.

В послании Ефесянам Павел, дает и подсказку, что находиться в гневном состоянии можно только до захода солнца.

Господь дарует свет праведным и недостойным, по Своему великому благословению Он прощает молящихся у престола Творца, но придет ночь и наполненная гневом душа может натворить много бед, разжигая в себе огонь злобы и мщения.

Наступит новый день, разгоревшийся костер страстей зла погасить уже будет сложнее, дьявол займет свое место и доведет человека до еще большего греха. Вражда между людьми — цель и задача сатаны, мечтающего погубить Божий покой и мир в христианских душах.

Неумение управлять своими страстями приводит в смерти, если не физической, то душевной и духовной. Неумение налаживать отношения в мире и спокойствии часто становятся причинами разводов, о которых потом жалеют обе стороны, разрывов между родителями и детьми. Гордость и завышенная самооценка не позволяет отказаться от ответной реакции даже во имя сохранения хороших отношений в семье.

Совет! В Своих заповедях Господь оставил одно из важных условий обретения Его благодати — возлюби ближнего своего.

Человек, обладающий повышенным самомнением, самолюбием, комфортно себя чувствует в ситуациях особого внимания к его особе, хвалы, но как только появляется критика, вспыхивает огонь злости, раздражения.

 Христианин, знающий о личном горячем темпераменте, учится удерживать эмоции, жертвуя собственным самоотвержением во имя святости. Только сильным натурам, познавшим благодать Отца, под силу первому попросить прощение, и уладить конфликт.

Гордость никогда не уступит своего места, находясь в тесной дружбе с гневными переживаниями, победив раздражение можно остаться горделивым, пренебрегая мнением других.

Христианин должен учиться сдерживать свой гнев

Святые Отцы называли гневное проявление эмоций ложкой дегтя, которая может испортить весь мед. Они утверждали первой причиной, отгоняющей благодать Божию из сердец христиан, является гнев.

Обратите внимание

В тупик заходят те православные верующие, которые самооправдываются тем, что гневаются не так сильно, как сосед или сотрудник по работе. Святые Отцы видят в этом замаскированных бесов.

Они не проявляют себя полностью, обладая эмоциями христиан, отравляя их существование малой толикой яда.

По словам Иоанна Лествичника, грех гнева в православии приводит к помутнению разума, в своем послании апостол Иаков подчеркивает, что с помощью гнева правды не добьешься (Иак. 1:20).

Единственное сильное оружие против гнева

Мы часто говорим, что Бог есть любовь, именно любовью создан мир, на любви держится человечество.

Важно! Милостью и любовью можно победить любого врага и беса, разрушающего христианскую душу.

Даже праведный гнев в православии строится на любви, которая способна исцелить любой недуг.

Пример всепрощающей любви дал Христос, когда, проходя через Самарию, Он не получил достойного гостеприимства, то на предложение апостолов сжечь селение громами и молнией, Спаситель сказал, что Он исцеляет любовью. (Луки 9:56).

Тот, кого называли «сыном грома», Иоанн закончил жизнь, как апостол любви, побеждая любовью гнев гонителей и палачей. Только жесткая необходимость может толкнуть нас к радикальным мерам, когда использованы все методы исцеляющей любви.

Как бороться с гневом? Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-gneva-v-pravoslavii.html

Гнев

Гнев – 1) гнев Божий — Божественное действие; образно выражаемая реакция Бога на грех; 2) сильная степень возбуждения раздражительной силы души, обусловленная недовольством по отношению к кому-либо, чему-либо; 3) греховная страсть, связанная с сильной подверженностью человека гневливому чувству (согласно распространенному в аскетической литературе утверждению, гнев входит в состав восьми наиболее пагубных страстей).

Как таковой, гнев не является заведомо богопротивным: он может служить к совершению добрых дел, но также может вести и к худым целям. Господь запрещал не всякий гнев, но – «напрасный» гнев (Мф.5:22). И апостол говорит: «гневаясь не согрешайте» (Еф.4:26), – указывая таким образом на то, что гнев может и не быть обусловлен грехом.

Гнев как грех – извращенное проявление «раздражительной части» души. Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния злу. В результате грехопадения эта сила души извратилась и стала, у большинства людей, наихудшим пороком.

По согласному мнению Святых отцов, выражения Священного Писания о гневе Божием имеют переносный, антропоморфный смысл.

***

…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45).

Важно

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2Тим.2:23-26).

***

Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой. 
схиигумен Савва (Остапенко)

блаженный Диадох Фотикийский: иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены.

св. Иоанн Дамаскин: Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения.

прп. авва Дорофей: Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его.

священник Александр Ельчанинов:
Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "достойно есть" ("милующая")

святитель Феофан, затворник Вышенский: Гнев и обидчивость от самолюбия, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом: 1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью; 2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств; 3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься;

4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости.

***

Совет

Архимандрит Рафаил (Карелин):
Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение.

Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов.

Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.

Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

Сочетание гнева со скупостью порождает ненависть к нищим. Скупец смотрит на них как на агрессоров, которые покушаются на его имущество и благополучие. Он называет их бездельниками, лицемерами, обманщиками, тунеядцами, паразитами общества, пиявками, присосавшимся к телу честных тружеников и пьющим их кровь.

В душе он готов, чтобы всех нищих сослали бы на какой нибудь необитаемый остров, или перестреляли бы как бродячих собак, из-за которых люди боятся ходить по улице.

Когда он слышит о воровстве и грабежах, то первая мысль – что его могут обокрасть и лишить денег, и он заранее переживает возможную пропажу, как жрец, у которого воры похитили идолов из капища.

Обратите внимание

Он возмущается, почему законы снисходительны к ворам и думает: как было бы хорошо, если у нас, как в некоторых мусульманских странах, рубили бы руки и резали уши, а разбойников, как в старой Англии, сжигали бы живьем. В незнакомом человеке, который случайно остановился у ворот, он, подозревает злоумышленника.

Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления.

По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля.

Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни.

Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева.

Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.

Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.

Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие, это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти.

Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным: желание мучить и причинять боль беззащитным существам.

Важно

Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим.

Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге.

В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его.

Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел. […]

Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления.

Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы.

Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.

Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).

Совет

Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».

Существуют два вида гнева: естественный и греховный.

Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал.

Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».

Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого.

В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать.

Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.

При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.

В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылок, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.

Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.

Обратите внимание

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть. 

Читайте также:  Акафист святому великомученику и целителю пантелеймону

Источник: https://azbyka.ru/gnev

Анатомия гнева

Сайт Горловской и Славянской епархии

Какие грехи порождает гневливость? Можно ли купировать приступ гнева в самом зачатке? До чего могут довести отсутствие отпуска и обилие кофе? Священник Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки, размышляет о гневе.

Во всяком человеке, конечно, таится зверь, зверь гневливости…
Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы»

Гнев – это очень сильная эмоциональная реакция, которая возникает в тех случаях, когда затрагивают что-то важное для человека. Гнев по своей природе может быть благим и злым. О гневе праведном можно прочитать в Писании.

Апостол Павел призывает: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4:26). Разумный гнев – оружие в противостоянии злу, но грехопадение смешало и извратило человеческие свойства и качества, и в итоге гнев стал пороком, злым и вредоносным.

Безусловно, православным христианам надо бороться с ним.

У всех святых отцов можно найти множество советов о том, как бороться с гневливостью. В психологии же такое понятие вообще не выделяют, вместо него изучают агрессию. Есть множество классификаций относительно того, на кого и как она направлена: физическая и вербальная, активная и пассивная, коллективная и индивидуальная, и так далее.

Психология подробно изучает её механизмы, но всё равно все проблемы агрессии коренятся в свойствах человеческой души. Мы живём в мире, где очень высок ритм жизни, быстро меняются события, люди получают много информации, переживают постоянные стрессы. Всё это ведёт к раздражительности, агрессии, гневу.

Это чрезвычайно острая проблема, которая требует преодоления.

Гнев сочетается со многими страстями и рождает обширный спектр других пороков. Архимандрит Рафаил (Карелин) утверждает, что гнев в союзе со скупостью порождает ненависть к нищим, а в сочетании с печалью – раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство.

Соединённый с унынием, он рождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм; с тщеславием – зависть, злопамятство и мстительность; с гордыней – человеконенавистничество, фанатизм, беспощадность.

Так что это совсем не безобидная проблема.

Святые отцы о гневе:

«Гнев – небезопасный для всякого советник; что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумно» (свт. Григорий Богослов).

«Находясь в раздражении, мы не в состоянии будем ни сказать, ни услышать что-либо здравое; освободившись же от страсти, и сами никогда не произнесём обидного слова, и в словах других не услышим обиды» (свт. Иоанн Златоуст).

«Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и когда почитаем себя мудрыми» (прп. авва Исаия).

«Если в состоянии будешь целомудренным рассудком подсечь горький корень раздражительности, то сим уничтожишь много страстей в самом их начале» (свт. Василий Великий).

Важно

В запущенном состоянии гневливость может привести к весьма печальным результатам. Ещё один вид гнева – это холодное равнодушие, когда вместо христианского прощения в душе поселяется бесовское безразличие.

Человек становится холоден к добру и голосу Божию, проявляет бесчувственность ко всему. Христианин же должен быть очень восприимчивым к страданиям и нуждам других. Равнодушный человек – плохой христианин.

К греху гнева можно отнести и жестокое отношение к животным, когда человек с особым наслаждением и извращённым энтузиазмом мучает тех, кто не может ему противиться. Сейчас это особо актуально, потому что уже появились такие «клубы по интересам». Конечно, это нельзя оставлять безнаказанным, потому что тот, кто сегодня мучает кошку или щенка, завтра переключится на человека.

Мы обязаны бороться с гневливостью, поскольку она отравляет и разрушает человека. Он подобен машине, которая мчится на полной скорости без тормозов. Гнев вредит и гневливцу, и окружающим. Только праведный человек гневается на себя и свои пороки, что же касается грешника, то он может нанести ближним реальный вред.

Святой Паисий Святогорец рекомендовал не доходить до гнева, пресекать его на подступах. Он сравнивает его с закипающим молоком, которое, если не угасить огонь, обязательно выплеснется. Как же воплотить совет преподобного в жизнь?

Есть очень эффективный и действенный святоотеческий совет: никогда не кричи, и не придёшь во гнев. В Священном Писании сказано: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3). Гнев нужно останавливать на подступах. Обычно он проявляется через повышенный голос, крик.

Следует не позволять себе кричать – ни на детей, ни на ближних, ни на коллег. Преподобный Паисий рекомендует в такие моменты обратиться к молитве: читать «Верую». Только Господь способен исцелять духовные недуги. Не помогут никакие практики и методики, потому что они малоэффективны в такие моменты.

Бывает так, что ближний разгневался, нас заразил, пошла цепная реакция, в итоге – да здравствует большой скандал. С такими ситуациями можно бороться смирением и молчанием. Молчание вообще обезоруживает – как и молитва, и смирение. Первая заповедь блаженства – «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3), то есть смиренные люди. Гневливый человек рядом – это почва для смирения.

Совет

Преподобный Паисий Святогорец напоминает о том, что Господь учил нас быть мудрыми, как змеи. Змея – опасное животное, коварное, может уничтожить человека, но у неё есть качество, полезное всем нам: она осторожна, умеет ускользнуть в момент опасности. Так и христианам нужно научиться уходить от конфликтных ситуаций, отстраняться.

Святые отцы о борьбе с гневом:

«Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твоё» (прп. Антоний Великий).

«Лучше улыбкою пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо«(прп. Ефрем Сирин).

«Ничто так не усмиряет и не укрощает гнева, как мужество и милосердие» (прп. Григорий Синаит).

«Если будет тебе нужно обличить брата, и видишь себя в гневе и нестроении, то ничего не говори ему, чтоб не прийти в большее расстройство» (прп. авва Исаия).

«Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения» (прп. Амвросий Оптинский).

Гнев – явление очень неоднозначное. Один из способов корректировать его – выяснить причину. Он может быть связан с какими-то проблемами на работе, со здоровьем, усталостью, раздражительностью, неудовлетворённостью, загруженностью.

Нужно разобраться: что именно вас не удовлетворяет, какие вопросы не решены, что тяготит. Если решить эти проблемы – профессиональные, домашние, со здоровьем – станет легче жить: понижается градус стресса, напряжения, усталости.

Проработал три года без отпуска – нужно просто отдохнуть, тогда, возможно, и гневливость пройдёт.

Склонность к гневу может быть связана даже с питанием. Праведный Иоанн Кронштадтский писал об этом. Он призывал избегать пищи и напитков, которые возбуждают человека. Сейчас принято по сто чашек кофе в день пить, есть шоколад, специи, что приводит организм в возбуждённое состояние.

Оно становится причиной раздражительности, крика и в итоге гнева. Потому святой Иоанн предлагал такую пищу вкушать очень ограниченно и не на голодный желудок.

Можно полностью исключить её из рациона, и тогда человек будет чувствовать себя намного свободнее, потому что наше тело очень тесно связано с душой.

Записала Екатерина Щербакова

Сайт Горловской и Славянской епархии

Источник: https://pravlife.org/ru/content/anatomiya-gneva

Православие на практике — как обуздать гнев?

Как обуздать гнев? Если человек захочет избавиться от какой-то страсти, то Бог будет ему помогать. Говорят, что легче начать духовное воспитание своей души, когда выявишь главную страсть. И тогда надо объявить ей войну.

Допустим, Вы вечером помолились, легли в кровать с молитвой. Лежите и на завтра должны заложить программу в свой духовный «компьютер»: «Господи, завтра я буду вести борьбу с собой. С завтрашнего дня не буду раздражаться, возмущаться, гневаться. Всецело предаю себя Твоей воле, Господи».

В деле нашего спасения мы должны уступить место Богу, чтобы Сам Бог действовал в нас. Гнев — это страшный порок! Он святыми отцами приравнивается к духовному убийству.

Обратите внимание

Преподобный Силуан говорит: «Косо посмотрел на брата своего — благодать Божия отошла от тебя».

А какое там «косо посмотрел»! Гневаясь на ближнего, мы совершаем даже два духовных убийства: поражаем своим чувством ненависти его душу и в своей душе убиваем все живое, человеческое, доброе. Там нет места Святому Духу.

У человека много страстей, с которыми он ведет борьбу. От некоторых из них он может получить какое-то временное удовольствие, например, от чревоугодия. Но гнев, зло, ненависть — это такие страшные пороки, что не дают даже временного удовольствия ни самому согрешающему, ни окружающим. С гневом человек добровольно впускает в себя силу демоническую, разрушительную.

Но если мы сосредоточимся на желании «завтра я не гневаюсь», то в искушении найдем силы, опору устоять.

Повторяю, собраться с духом надо с вечера. И так жить в течение всего дня. Утром встали, надо помолиться: «Господи, помоги провести этот день спокойно, мирно». Когда положили такое основание, тогда все будет хорошо.

В древности жил известный философ Сократ. У него была жена, и звали ее Ксантиппа. Была она страшно сварливая. Однажды устроила ему сильнейший скандал, а закончила тем, что схватила ведро с помоями и грязную воду вылила ему на голову.

Что бы мог сделать обычный человек? Схватить это ведро и им стукнуть по голове, а то и убить. А Сократ — ничего подобного! Он себя сдержал. Отер ладонями лицо, открыл глаза, улыбнулся и сказал: «Ну, вот, Ксантипушка, после бури и дождик».

Надо к этому добавить следующее. Ученики знали его как прекрасного, мудрого и сдержанного человека. Какой-то мудрец сказал им: «Сократ — жестокий человек!» Они удивились: «Как это так?» — «Да, он очень жестокий!» Ученики спросили учителя об этом. И он ответил: «Да, я действительно очень жестокий, но постоянно контролирую все свои слова и дела».

Важно

Так что человек должен постоянно себя воспитывать. У преподобного Серафима Саровского монахи спросили: «Кто в нашем монастыре достиг высот монашеского подвига?» И преподобный указал на повара. Они так и ахнули: «Отче, так это самый жестокий человек!» — «Да, от природы он неуправляемый.

Если бы он дал власть своим страстям, то здесь не осталось бы камня на камне, но он держит себя в руках, старается смиряться. Конечно, ему благодать и милость Божия особо благоволят».
Господь дает Свою благодать тем, кто смиряет себя.

А от тех, кто не совершенствуется, не меняется к лучшему, милость Божия отходит.

Учился я в семинарии в первом классе. Был у нас один молодой человек, студент-семинарист. Стал он кощунствовать, читая Священное Писание. Сидел он впереди меня, и как только перемена — сразу начинал слова Господней молитвы наизнанку выкручивать.

Или бежит по ступенькам: «Отче наш, Отче наш, иже еси на Небесех…» — кощунствует, как считалочку повторяет. Я как-то даже возмутился и сказал ему:
— Нехорошо! Ведь это же слова Бога и обращение Его к Отцу Небесному. Когда их читают в храме, делают земной поклон, головы склоняют.

Все человечество должно преклонить голову, а ты кощунствуешь.
Он не внял словам, грубо прервал меня. Я сказал ему второй раз, третий. Он каждый раз грубил. Тогда я ему сказал:
— Ну, предоставлю тебя воле Божией.
И все. Он кощунствовал, но я ему больше ни одного слова не сказал, не возмущался.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу на удачу и везение

Долго он в семинарии не задержался, месяца два побыл и исчез, выгнали с треском.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Читайте так же:

Как победить раздражительность ?

Как побороть раздражительность ?

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/pravoslavie-na-praktike-kak-obuzdat-gnev/

Молитва от гнева и раздражения

1001molitva.ru > Молитвы > Молитва от гнева и раздражения

Человек, поддавшийся гневу, испытывает огромный стресс. Страдают и тело, и душа.

Молитва от гнева и раздражительности помогает человеку справляться с припадками ярости.

Человек, умеющий прощать обидчиков своих, получает в награду гармонию с самим собой.

Святые отцы о гневе

Созданная Творцом, раздражительность должна помогать душе во время лености, расслабления.

Малодушные же люди гневаются по малейшему поводу. Гнев – небезопасный советник.

Решение, принятое в таком состоянии, никогда не бывает благоразумным.

Подобно больному желудку, не принимающему здоровую пищу, человек, надменный и раздражительный, не в состоянии сказать и услышать что-либо здравое.

Четыре вещи, которые заставляют человека гневаться:

  • стремление удовлетворить пожелания;
  • удовлетворение собственных интересов;
  • право учительства;
  • убежденность в своей мудрости.

Как побороть гнев и раздражение – советы батюшки

Одержимый бесом гнева человек может причинить боль самым близким людям.

В те моменты, когда он чувствует, что им одолевают ярость, злоба, Святые отцы говорят что нужно, стиснув зубы, отойти.

Поддаться гневу, значит, совершить грех. Бороться с гневом можно и нужно.

Наставления святых отцов:

  • научиться любить;
  • молиться;
  • есть в меру;
  • больше молчать.

По словам святых отцов, чтобы обуздать свою раздражительность, следует помолиться за того, кто нанес обиду или опечалил, и поблагодарить его за великую пользу.

Только с чистой душой можно обращаться к Богу. Молитва, прочитанная с обидой на сердце, не будет услышана. Обращение к Создателю и гнев не совместимы.

Молитва Давиду от гнева

Молитву можно читать про себя и вслух. Самое главное – это искренность и крепкая вера. Сомнения оскорбительны.

Обращение рекомендуется произносить 9 раз. Молитва царю Давиду помогает:

  • успокоиться;
  • справиться с трудностями;
  • защититься от надменных, раздраженных людей;
  • излечиться от недугов.

Прочитать долгую молитву, когда гнев или иная страсть вот-вот возьмут вверх, крайне тяжело. Чтобы нейтрализовать вспышки ярости, своей или другого человека, нужно проговорить короткую фразу: «Господи, помяни царя Давида и всю кротость его».

Что такое праведный гнев в православии

Гнев, направленный против греха, считается праведным. Он приносит духовную пользу человеку, не оставляя в сердце злобу.

Так же, как гнев, приводящий к греху, праведный это тоже недовольство чем-либо. Это оружие, данное Богом, для защиты от греховных помыслов.

Праведный гнев – это стремление отодвинуть от себя все неправильное и плохое.

Чтобы праведный гнев «стал привычкой», нужно постоянно и осознанно гневаться на собственные грехи. Имея такой навык, человек сможет спокойно реагировать на соблазны и не поддаваться им.

Почему гнев это грех

Все то, что лишает человека Божьей благодати, и приводит к возникновению чувства отделенности от Бога, считается смертным грехом. Гнев – разрушительная сила. Она уничтожает любовь, дружбу, симпатию.

Душа без своего Создателя мертвеет. В случае отсутствия покаяния она попадет в ад. Именно поэтому гнев – это смертный грех.

Как не раздражаться

Разгневанному человеку сохранять спокойствие во время разговора достаточно трудно.

Первое, что нужно сделать при нарастающей озлобленности, — замолчать. Чтобы не раздражаться по пустякам, можно заранее подготовиться.

Если предстоит встреча с малоприятными людьми, стоит рассмотреть всевозможные варианты развития сценария и учесть все детали, которые могли бы вывести из себя.

Чтобы не раздражаться, бесовские помыслы нужно отсекать сразу. Существуют следующие способы:

  1. Противостояние помыслам.
  2. Закон духовного вытеснения (вместо мести – молитва).
  3. Погружение под помыслы (размышления о будущих мучениях в адских глубинах).

Справиться с мрачными мыслями и раздражительностью помогает принцип взвешивания. На одной чаше весов нужно представить то, что вызвало гнев, на другой – возможные потери (мир, доверие, хорошее расположение ближних).

Как вариант, чтобы забыть о своей ярости, можно выполнить какую-нибудь работу. Раздражительные мысли чаще посещают ленивых и ведущих праздный образ жизни людей.

Какие еще есть молитвы для усмирения гнева

Чтобы избавиться от злых помыслов, нужно читать духовные книги, Священное Писание, Новый Завет, Псалтырь. Молитвы, помогающие в любой немирной ситуации:

  1. О примирении во вражде сущих.
  2. О ненавидящих и обидящих нас.
  3. От злости и гнева Ефрему Сирину.
  4. Николаю Чудотворцу.
  5. Богородице.
  6. Иисусу Христу.
  7. Призывание помощи Святаго Духа.

Чтобы не превращаться в послушную игрушку сатаны, угольки страстей нужно тушить, а не раздувать. Нужно избегать любых ссор. Лучше улыбнуться в ответ или шутить.

Источник: https://1001molitva.ru/molitvy/ot-gneva-i-razdrazheniya.html

Грех гнева

/ Главная / Семь смертных грехов / Гнев

Психологические способы избавления от гнева

• Психологические способы избавления от гнева

Самонаблюдение и самоконтроль – как способы контроля над гневом

• Самонаблюдение и самоконтроль – как способы контроля над гневом

Религиозный подход к избавлению от греха гнева.

• Религиозный подход к избавлению от греха гнева. Иоанн Златоуст писал: «Гневающийся… прежде будущей геенны, уже здесь терпит наказание, так как всю ночь и во весь день носит в помыслах души своей непрестанное смятение и незатихающую бурю».

  

Индивидуальные особенности психики

Некоторые люди имеют повышенную склонность к приступам гнева. Это явление наиболее характерно для холерического темперамента. Древние греки считали, что у холериков слишком много желчи, из-за которой подобные люди злы, раздражительны и гневливы.

Позже Иван Петрович Павлов установил, что дело не в желчи, а в особом строении нервной системы, которая у холериков отличается неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

И, наоборот, у флегматиков, отличающихся уравновешенностью тормозных и возбудительных процессов и их инертностью, приступы гнева бывают очень редко.

На основе темперамента формируются черты личности. Много факторов влияет на этот процесс: родительский пример, школа, друзья, общая социальная обстановка в стране, некоторые важные события в жизни и т. д.

В результате формируются различные типы личностей человека, в том числе – особо склонные к гневу. К подобным чертам относятся: вспыльчивость, горячность, запальчивость, раздражительность, несдержанность, хамство и т.т.

Особые психофизические состояния

Возникновение чувства гнева провоцируют так называемые неравновесные психические состояния: утомление, эмоциональное возбуждение, голод, болезненные состояния, острый гнев, состояние боевого возбуждения и др.

Совет

Вероятность возникновения гнева также усиливается в случае болезни, усталости, депрессии, недостаточной продолжительности сна. Большое влияние на вероятность возникновения гнева оказывает также гормональный фон человека.

Например, тироксин – гормон щитовидной железы, при повышенном содержании в крови может сделать человека раздражительным и склонным к гневу. Гормон норадреналин, который выделяют надпочечники, также усиливает эффект гнева.

У людей бывают возрастные периоды (подростковый и климактерический), когда склонность человека к необоснованному гневу значительно повышается.

Источник: http://www.no-stress.ru/sin/wrath.html

Молитва от гнева начальника, праведный гнев, грех

Все мировые религии проповедуют добро и хорошее отношение к ближнему, никто не говорит, что можно проявлять свой грех гнев или другие негативные качества. Гнев – грех, его сравнивают с тяжелой душевной болезнью, прародителем страха и злословия, и противником человека на пути духовного совершенствования.

Гнев в христианстве

В христианстве приступы гнева считаются одним из самых больших пороков. Проявление этой эмоции считают болезнью, в физическом и духовном смысле, которая приносит страдания самому больному и объекту или свидетелю его гнева.

Гнев, вошедший в привычку, превращается в природу человека, становится его второй натурой, перерастает в злобу, ведет в бездну и отчуждению от Бога.

Святые отцы предлагают хорошее средство для излечения от гнева: если человек вызвал раздражение своим поступком, необходимо, прежде чем сорваться на него, подумать о своих грехах.

Если чаще думать о своем бревне в глазу, то соринка в глазу другого человека не будет вызывать раздражения. Кроме того христианство предлагает произнести молитву от гнева.

В божественных посланиях есть удивительные слова апостола Павла: «Солнце да не зайдет во гневе вашем, ниже дадите место диаволу» (Ефес. 4:26-27). Этими словами Павел хочет предупредить человека: позволил выплеснуть свой гнев наружу – усмири его до заката солнца, освободись от этого негативного чувства, примирись с человеком, вызвавшим твой гнев.

Гнев в Исламе

К пророку Мухаммаду пришел человек и попросил у него совета и ответил ему пророк: “Не гневайся, и ты будешь в раю”.

В исламских источниках сказано, что гнев – это заклятый враг человека, он отбирает у него разум и превращает в безумца. Часто после очередной вспышки гнева человек сожалеет о содеянном и удивлен, что он мог такое совершить.

Один из исламских ученных сказал: «Не гневайся! Верующий способен избежать большого вреда, сдерживая себя во время гнева».

Мусульмане учат, как справиться с гневом:

  1. Если человек стоит во время гнева – ему надо сесть, если сидит – надо лечь. Во-первых, эти манипуляции позволят оттянуть время и задуматься над своим поведением, во-вторых, лежачему человеку будет довольно сложно применить силу в отношении объекта его гнева.
  2. Сохранять молчание во время гнева. Большинство разводов происходит в мире во время гнева. Часто люди в такие моменты говорят друг другу неприятные вещи, которые впоследствии не могут простить. Поэтому лучше во время вспышки гнева молчать, чтобы не сказать лишнего.
  3. Умыться холодной водой. Этот прием способен привести любого человека в чувство. Посмотрите в зеркало, находите сходство с гневом на картинках? Умойтесь, и вы сразу почувствуете облегчение и увидите совершенно иное отражение в зеркале.
  4. Произнести молитву от гнева: “Прибегаю к помощи Господа от проклятого дьявола”.

Гнев в иудаизме

Как чесотка – болезнь для тела, так гнев – болезнь для души. И сказано в иудейских источниках, что все злые силы властвуют человеком, пока он в гневе: «И удаляй гнев из сердца своего и отведешь зло от плоти своей». Каждый гневающийся забывает о своем Боге.

Большинство людей совершает такие поступки в гневе, которые никогда не совершили бы в спокойном состоянии, а объяснение этому лишение рассудка в гневе. Человек, который портит одежду, посуду, деньги в гневе подобен идолопоклоннику, потому что он поклоняется злу, сидящему в нем, а не Господу.

Лечится гнев, согласно иудаизму, методом молчания. Если человек чувствует, что волна гнева накрывает его, он должен сдерживать свои эмоции и молчать, не смотреть в лицо объекту гнева и удалиться.

Буддизм и гнев

В буддийской психологии гнев – яд ума. Для его усмирения необходимо соблюдать следующие правила:

  • Избегание ситуаций, вызывающих у нас гнев.
  • Развитие противоположных гневу чувств – например, сочувствия.
  • Научиться контролировать свой собственный ум путем медитаций.

Праведный гнев

Существует такое понятие, как праведный гнев. Этот вид негативной эмоции превращает ее в позитивную.

В его основе лежит ненависть и неприятие ко всем проявлениям зла: несправедливости, оскорблениям, посягательствам на чужие права.

Праведный гнев был проявлен Иисусом, изгонявшим торговцем из храма, Авраамом, уничтожавшим идолов и Мухаммадом, протестующим против многобожия. Это святой гнев, отстаивающий права своего Господа на поклонение.

Заговор от гнева начальства

Во всех мировых религиях грех гнева можно вылечить молитвой. Молитва помогает не только усмирить свой нрав и заслужить прощения у Бога, но и наладить отношения со своим начальством.

Чтобы заслужить доверие и уважение своего руководства произнесите заговор от гнева начальника:

«Ты по эту сторону, ты по другую, тебе бы не кричать при мне – помолчать. Все мы перед Господом равны».

Молитва против гнева способна творить чудеса. Обратитесь к Господу с просьбой очистить вас от гнева и других пороков, а также защитить от негатива, исходящего от других людей.

Источник: https://chuvstvuju.ru/gnev-v-mirovyx-religiyax

Ссылка на основную публикацию