Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают

Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают – православные молитвы

Святые мощи способны творить чудеса. Многие православные знают, что после смерти люди, которые были названы святыми, не растворяются в земле привычным образом, а остаются в сохранности и источают благодать. Как правильно прикладываться к мощам согласно церковным правилам? Какие для этого существуют традиции?

Святые мощи и церковный этикет

Когда мощи какого-нибудь святого привозятся в город, где до этого подобных событий не происходило, то к ним в церкви выстраивается целая очередь. Много страждущих желают прикоснуться к останкам святых, чтобы исцелиться или получить благословение.

Согласно церковным правилам, к мощам можно приложиться следующим образом:

  • подходя к усыпальнице святого, необходимо сделать два поклона до земли;
  • обычно прикладываются к голове, ноге или руке святого;
  • после однократного приложения отходят и делают еще один земной поклон.

Когда у православного возникает потребность приложиться к мощам неоднократно, он должен повторить весь вышеприведенный ритуал снова.

Недопустимо целовать мощи накрашенными губами или иметь на лице какую-нибудь косметику. Также требуется четко соблюдать очередь. Еще нельзя ругаться и толкать других прихожан.

Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам. Осталось осознать смысл данного действия.

Смысл приложения к святым мощам

Прикладываясь к останкам святого, человек выказывает уважение его жизненному подвигу. Он также просит выбранного святого о чуде, об излечении недуга, о сохранении семьи и подобных вещах.

Мощи являются проводником энергии и воли святого. Сами по себе они не являются идолами или культовыми предметами поклонения. Они просто проводят благодать в наш мир и транслируют просьбы верующих туда, куда они обращены.

У святых просят сил преодолеть трудности, молятся о здоровье близких, родителей и супругов. Обращаются к ним по поводу отсутствия детей в семье. Молят их о житейской мудрости и духовной прочности.

Стоит ли читать молитвы перед мощами?

При стоянии в очереди к святым мощам можно читать молитвы тому святому, которому мощи принадлежат. Не возбраняется просить святого о помощи и своими словами.

Но вот читать молитвы, стоя прямо перед мощами, не стоит. Необходимо помнить, что за вашей спиной находятся такие же страждущие, как и вы. И задерживать очередь не нужно.

Перед походом в церковь можно также заранее прочитать молитвы перед домашним иконостасом. И придя домой из церкви, будет полезным завершить день чтением святых текстов и священных книг, особенно если они посвящены жизнеописанию того святого, к которому вы обращались за помощью.

Как относятся к мощам в православной церкви?

Мощами христиане называют любые останки святых людей. Будь то пепел или целые кости, все они именуются святыми мощами. Нетленность мощей объясняется Божьей волей. Останки святого как бы изымаются из естественного круговорота вещей и явлений физического мира самим Богом. Их тление приостанавливается самым чудесным образом.

В православии нетленность останков святых воспринимается как живой урок о воскрешении тел после Страшного Суда. Но отсутствие тлена тела святого не является обязательным условием для его канонизации.

Подробное учение о важности почитания святых мощей было задокументировано в 787 году на заседании Второго Никейского Собора. В этом послании от Второго Собора содержится информация о том, что мощи сами чудес не совершают. Все чудеса вершатся по воле силы Христа, и только при помощи мощей, но не при непосредственном их участии.

Обратите внимание

Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам и что необходимо делать после этого. Святые мощи почитаются православными христианами не меньше, чем иконы и распятия, среди которых также есть чудотворные.

Источник:

Что такое мощи — как правильно прикладываться к мощам святых?

Мощи святых — мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти.

Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых.

Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии — церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи Сергия Радонежского, они оказались нетленны.
  2. У Матроны Московской была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились.

Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются.

На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ — в широком смысле — это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака».

Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями.

По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.

Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала таинство Причастия в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых.

С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей.

Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых.

Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит — мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры — что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным.

Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро — органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых.

Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет.

Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи — это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает.

Ответ на вопрос — зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.

Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами.

В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов.

Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

Источник:

Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»? — Православный журнал «Фома»

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?

На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Зачем нужны мощи?  

Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают.

Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им.  Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати.

Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Источник: http://molitvennikk.ru/pesennik/chto-takoe-moshhi-svyatyh-kak-ih-delayut-i-pochemu-pochitayut-pravoslavnye-molitvy-2.html

Чудо святых мощей: почему их почитают православные?

Содержание:

Среди православных святынь особое место занимают святые мощи угодников Божиих.

Благодаря им совершается множество чудес, исцеляются безнадежно больные, бесноватые, разрешаются житейские трудности, подается другая благодатная помощь верующим.

Случается, правда, что ажиотаж вокруг священного предмета выходит за рамки благоразумия, приобретает черты магического культа. О правильном почитании останков праведников мы собираемся поговорить в этой статье.

Что в православии называется мощами?

Мощами в православном мире называются останки святых, которые сохранились в том или ином виде. Им воздается должное почитание, по молитве верующих перед ними часто совершаются чудеса. Чаще всего это случаи исцеления от каких-либо болезней или необычного заступничества. Данная традиция существует также и у католиков.

После смерти тело угодников Божиих может сохраняться в разных видах: иногда остаются только кости, бывает, что сохраняются и кожные покровы (так называемое «чудо нетления»), претерпевая лишь некоторые изменения. Зачастую от святых мощей исходит необъяснимое благоухание, в некоторых случаях выделяется благоухающая жидкость — миро.

Важно

Хранятся честные останки, как правило, в специальном ковчеге, напоминающем украшенный гроб. Он называется ракой. Иногда тело умершего подвижника может быть не найдено, промыслительно скрыто под спудом, то есть под землей. Тогда на предполагаемом месте их нахождения сооружают специальную пустую гробницу, которая называется кенотаф.

Существует также практика разделения мощей на частицы для увеличения их количества. Тогда они помещаются в мощевик или в икону. Каждая частица останков святых обладает одинаковой благодатной силой, существует также практика добавления их в краски для написания икон.

Читайте также:  Православные вечерние и утренние молитвы от пасхи до вознесения

Каким образом подается помощь?

Читать также:

Тело и душа — что важнее в человеке?

Чудодейственную силу мощей признают многие люди, и даже не особо верующие. Например, когда видят, что происходит с одержимыми злым духом при приближении к святым останкам.

Какая же сила заставляет бесноватых так себя вести? Очевидно, что эта сила — благодать Божия, которая действовала в угодниках и при их жизни.

Уже само название указывает на источник чудотворений, оно происходит от слова «мощь», то есть «сила».

Следовательно, не кости сами по себе, не материя являются источником благодати, они только являются ее проводником. Сам Господь через святые мощи, принадлежащие Его угодникам, посылает эту незримую помощь, благодатную силу. Ефрем Сирин об этом так говорил:

Православное почитание святыни

В сказанном выше заключается объяснение традиции почитания мощей православными. Как и в случае с иконами, мы не поклоняемся самому предмету, материи, но молитвенно обращаемся к праведникам, почитаем благодатной силу Божию, которая пребывает в них. О почитании останков святых профессор А. И. Осипов говорит так:

«И благостно почитая святые мощи святых, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и по премудрому благоволению Своему творит чудеса — от них и через них.»

Уже в Ветхом Завете встречаются некоторые свидетельства благоговейного отношения к костям умерших праведников. Это и перенесение Моисеем из Египта останков праведника Иосифа (Исх. 13:19), и воскресение человека после прикосновения к костям пророка Елисея (4 Цар. 13:21). Однако главным основанием для почитания святых мощей является, конечно же, факт Боговоплощения.

Своим вочеловечением Господь превознес тело человека на невиданную до этого высоту, будучи взят с ним даже на Небо и показав, что тело наравне с душой может являться вместилищем Святого Духа. Причем проводником благодати становится не только тело, но и одежда, предметы, принадлежащие угоднику Божию. Вспомним, что даже от тени апостола Петра происходили исцеления (Деян. 5:15).

Уже в ранний период христианства в числе православных святынь чествовались тела убитых мучеников. Первые Евхаристии (агапы) совершались на их могилах. И сегодня непременным условием для совершения Литургии является наличие антиминса — специального плата, в который вшита частичка святых мощей.

В качестве обязательного почитание останков угодников Божиих было обосновано в VIII веке на Седьмом Вселенском Соборе. Его постановление гласит:

Обязательно ли нетление останков для их почитания?

Довольно частым явлением, которое случается с останками святых, бывает их полная или частичная сохранность по смерти. Это чудо называется нетлением. Чаще всего в случае нетления кожа угодника Божия несколько ссыхается и приобретает коричневый оттенок, само тело при этом не разлагается. Обычно также при этом от усопшего исходит приятное, ни с чем не сравнимое благоухание.

Нужно понимать, что все это происходит без каких-либо внешних воздействий или вмешательств, не имеет ничего общего с мумификацией или бальзамированием. Объяснить такое явление научно невозможно, несмотря на многочисленные попытки, почему оно и относится к разряду чудесных. Температура тела у почившего в Бозе праведника при этом тоже соответствует температуре живого тела.

Нетление святых мощей, в то же время, не является обязательным условием для их почитания. Это ошибочное представление пришло к нам в XVIII веке, очевидно, под влиянием католической церкви.

Совет

Вспомним, что честные останки многих мучеников представляли собой отдельные фрагменты, а то и вовсе не сохранились, например, при сжигании.

Однако из-за того, что от останков преподобного Серафима Саровского остался лишь скелет, в то время как тело Александра Свирского сохранилось почти как живое, нельзя сделать вывод, что один праведник «святее» другого.

Главной материей, которую обычно воспринимают в качестве святыни, является кость. К тому же следует учитывать разные традиции и климатические условия. На Афоне, к примеру, существует совершенно отличное от русской традиции представление о нетлении святых мощей.

Обычай захоронения монахов на Афоне

Афонский обычай предписывает следующую практику захоронения монахов из числа братии. Тело умершего не омывают и не переоблачают, зашивают его в мантию, на голову кладут куколь (монашеский головной убор). Хоронить принято сразу же, желательно в тот же день. Как правило, в заранее приготовленную могилу опускают честные останки, засыпают их грунтом.

После этого вся братия усердно молится о почившем в течение трех лет, поминая его ежедневно на проскомидии, и… выкапывает кости. Если кожа полностью истлела, то их переносят, если нет, то закапывают обратно — значит, «земля их не приняла» по причине каких-то грехов. Усиливают молитву, молятся до тех пор, пока кожа полностью не истлеет.

Останки святых, угодивших Богу монахов определяют по цвету костей, черепа. Желтоватый оттенок (и часто — благоухание) черепа свидетельствует о праведной жизни его обладателя, белый цвет говорит о том, что монах честно подвизался, благодаря чему спасен, а вот темные кости обличают грешную душу покойного.

Далее с останками совершается следующий обряд: их омывают в воде с вином и помещают в костницу.

Это специальный склеп, по виду напоминающий часовню, где по полочкам рядами разложены черепа монахов, а вдоль стены — кости. На черепах обычно пишут имя монаха и дату смерти.

Могила же, в которой находилось тело брата, используется для захоронения очередного умершего из числа монастырской братии.

Как видим, традиция почитания мощей на Афонской горе несколько отличается от нашей практики. Многие останки, которые почитаются у нас, по представлениям афонитов, должны были бы принадлежать людям грешным, так как для них нетление — признак небогоугодной жизни. Но такие различия в практике выявления останков святых объясняются лишь климатическими особенностями континента и ничем более.

Как правильно прикладываться ко святыне

Как и к любой святыне, к раке или мощевику следует подходить, в первую очередь, осознанно и благоговейно. Если мы хотим получить благодатную помощь от угодника Божия, то отнюдь не лишним будет заранее поинтересоваться его житием.

К сожалению, очень часто случается, что люди, видя длинную очередь в храм, становятся туда «на всякий случай» или «за компанию», даже не зная, к чьим святым мощам и зачем они подходят. «А вдруг поможет!» Никакой пользы такое «стояние», конечно же, принести не может. Нельзя воспринимать святыню как какое-то внешнее, независимое от нас средство, как волшебство.

Подходить к православной святыне нужно спокойно, неторопливо, никого не смущая и не толкая, молясь про себя.

Обратите внимание

Если очередь окажется большой, то ее можно воспринимать как разновидность крестного хода, тогда от совместного пребывания в храме молящихся будет большая польза.

Просить о чем-то праведника можно своими словами, можно также выучить тропарь или величание ему. В случае длинной очереди перекреститься перед мощами лучше заранее, чтобы не задерживать других.

Прикладываться к останкам святых нужно следующим образом. У мощевичка нужно поцеловать стекло в месте, где находится сама частичка.

Если же перед нами находится рака, то целуют голову (лоб) и стопы (или только в голову). При этом на губах у нас не должно быть никакой губной помады.

Когда же очереди перед святыней нет, то перед ней мы совершаем два земных или поясных поклона, затем целуем ее, отходим и делаем еще один поклон.

По нескольку раз подходить к честным останкам не стоит — это признак маловерия. Нужно помнить, что все чудеса совершаются по нашей вере и согласно удивительному Божьему замыслу о нас, только во благо.

Также о православном почитании святыни смотрите фильм:

Источник: http://megapoisk.com/svjatye-moschi-pravoslavnoe-pochitanie-svjatyni

«Зачем открывать святые мощи?» – ОдигитриЯ

Прославление преп. Серафима Саровского . “Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря” впервые была издана в 1896 г. и, попав во дворец, повлияла на решение вопроса о прославлении преподобного Серафима.

По повелению императора Николая II и поручению Священного Синода в августе 1902 г. было проведено предварительное освидетельствование останков преподобного.

При этом нетленных останков не обнаружилось, что однако не является препятствием к прославлению.

Важно

Как писал уже в годы гонений священномученик Серафим в статье “О святых мощах”, “в Православной Церкви не может быть признано нетление всего тела умершего за признак святости, за указание Божие на прославление праведника… Слово “мощи” – греческое “липсана” и латинское “реликвия” – по буквальному переводу означает “останки”… Дело о прославлении делится на два вопроса: на канонизацию, или причисление праведников к лику святых, и на открытие святых мощей. Во многих случаях оно останавливалось на первом вопросе, и открытия мощей не происходило. Такое прославление называется -под спудом, когда останки, никем не осмотренные, остаются в земле… В большинстве святые мощи состоят из нетленных костей. Кости грешных людей чернеют, распространяют зловоние, истлевают, а кости святых остаются цельными, приобретают желтоватый или коричневый цвет, благоухают и иногда источают миро…

Зачем и для чего принято в Православной Церкви открывать святые мощи? Это совершается: 1) во исполнение воли и указания Божия, ибо чудеса исцелений свидетельствуют о том, что Господь избрал останки Своих святых посредством для Его милостей людям и помощи страждущим; 2) потому, что святые мощи имеют религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о Нем, возбуждают верующих к подражанию Его подвигам и соединяют земную Церковь с небесной, свидетельствуя о существовании бессмертной души и вечной жизни; 3) ввиду того, что святые мощи являются залогом участия угодников Божиих в наших молитвах; 4) потому что святые мощи как носители благодатных сил есть драгоценный дар в помощь людям”.

11 января 1903 г. по указанию государя состоялось подробное освидетельствование останков старца Серафима назначенной Святейшим Синодом комиссией в составе десяти человек под председательством священномученика Владимира, митрополита Московского.

В Успенском соборе Саровской Пустыни в юго-восточной части находилась часовня над могилой преподобного. В присутствии членов комиссии было убрано надгробие и раскрыта могила, располагавшаяся в склепе под каменным сводом. Оттуда был изъят дубовый гроб-колода длиною в три аршина.

“Дно гроба в ногах с правой стороны, а также верхняя часть крышки настолько истлели, и во многих частях наружной оболочки при испытании дерево оказалось мягким и сырым. Тем не менее в целом гроб оказался крепким.

По снятии крышки гроба внутренние его стенки также оказались сырыми, в трех местах покрылись плесенью, хотя при этом никакого запаха ощущаемо не было. В гробу присутствующие увидели: ясно обозначенный остов почившего, прикрытый остатками истлевшей монашеской одежды.

Тело приснопамятного старца отца Серафима предалось тлению. Кости же его, будучи совершенно сохранившимися, оказались правильно размещенными, но легко друг от друга отделяемыми. Волосы главы и брады седовато-рыжего цвета сохранились, хотя и отделились от своих мест.

Подушка под главой приснопамятного отца Серафима оказалась наполненной мочалой. На ногах имеются лучные “ступни”. Под руками приснопамятного отца Серафима обнаружен медный литой крест размером приблизительно в три вершка”.

В докладе, составленном комиссией после освидетельствования и подписания акта, приведены были результаты расследования о чудесных знамениях и исцелениях, явленных от мощей и по молитвам отца Серафима. На этом докладе император написал: “Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления”.

Совет

В Деянии Святейшего Синода от 29 января 1903 г., основывавшемся на выводах комиссии, было определено совершить торжественное открытие мощей преподобного Серафима 19 июля ст. ст. 1903 г.

В Деянии также говорилось: “1) благоговейно старца Серафима, почивающего в Саровской Пустыни, признать в лике святых, благодатью Божией прославленных, а всечестные останки его – святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвой; 2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января (15 января н. ст. -ред.), так и в день открытия святых его мощей; 3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода”.

В преддверии прославления преподобного в Саровской Пустыни приступили к капитальному ремонту монастыря. Только из казны обители на эти нужды было выделено 20 тысяч рублей. Для официальных лиц и богомольцев были обновлены старые гостиницы и приспособлены новые здания.

Губернские власти на расстоянии полутора верст от монастыря поставили бараки для паломников на 20 тысяч человек. Был построен лазарет на 200 мест. Там же устроили лавки для торговли съестными припасами, продажа же спиртного запрещалась. Сложили специальные печи для выпечки хлеба.

Поставили специальные машины для кипячения воды.

Было определено, что могила преподобного останется покрытой той же часовней, что и ранее, но склеп переоборудовали в часовню, где для молитвенного поклонения народа была выставлена колода-гроб.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "влахернская"

Значительно продвинулось строительство Свято-Троицкого храма над монастырской кельей преподобного Серафима.

Были сооружены специальные витрины, в которых находились вещи святого старца: мантии, лапти, окровавленная сорочка, бывшая на нем во время нападения разбойников, сделанные им кресты и др.

Большая работа по подготовке к великому событию была проведена и в Серафимо-Дивеевской обители. Здесь приготовились принять 5 тысяч паломников, а остальные смогли разместиться в близлежащих деревнях.

К торжествам были специально изготовлены облачения для духовенства Саровского и Дивеевского монастырей. За образец материи была взята парча с древнего саккоса XVI в.

с изображением финиковых ветвей и Серафимов.

Непосредственно перед прославлением честные мощи преподобного были переложены в новую кипарисовую гробницу. 15 июля (ст. ст.

), во вторник, в полдень в соборном Успенском храме Саровской Пустыни была совершена торжественная панихида с поминовением царственных особ, начиная с императрицы Елизаветы Петровны, а также Владимирского епископа Виктора, рукоположившего преподобного во иеродиакона, Тамбовского епископа Феофила, совершившего его пресвитерскую хиротонию, родителей старца Исидора и Агафии и всех почивших игуменов и строителей Саровского монастыря. На следующий день, 16 июля вечером был совершен парастас, заупокойное всенощное бдение, с поминовением иеромонаха Серафима, подвижника Саровского. Утром 17 июля из Сарова вышел крестный ход навстречу шествию из Серафимо-Дивеевской обители. Потом состоялись Божественные литургии во всех храмах Саровской Пыстыни, после которых начались панихиды по иеромонаху Серафиму, не прекращавшиеся до всенощной. 18 июля состоялось всенощное бдение в честь преподобного Серафима, которое совершалось во всех храмах и часовнях монастыря. При пении литийных стихир из Успенского собора вышел крестный ход и направился к храму, где временно находились честные мощи святого. Далее уже с мощами крестный ход проследовал по всей обители. Литийная молитва “Владыко многомилостиве” читалась уже в Успенском соборе, где посреди храма и была установлена запертая кипарисовая гробница. Во время полиелея она была открыта предстоятелем, митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским), архиереи и духовенство совершили земной поклон перед святыми мощами преподобного. Затем было пропето величание святому.

19 июля (ст. ст.

), в субботу, на поздней Литургии в Успенском соборе на малом входе при пении “Приидите поклонимся”, священнослужители подняли гроб со святыми мощами на носилки, обнесли вокруг престола и положили в уготованную драгоценную серебряную раку – дар императора Николая II, вместе со своей семьей присутствовавшего на прославлении преподобного. По окончании Литургии при чтении 33-го псалма мощи были изъяты из раки и поставлены на носилки, после чего был совершен крестный ход и молебное пение.

Торжества прославления преподобного Серафима завершились 21 июля освящением храма в честь этого святого.

Составлено по материалам, опубликованным в книге:

“Да будет воля Твоя. Жития и труды священномученика Серафима (Чичагова)”. М., 2003

Источник: https://www.odigitria.by/2014/08/01/zachem-i-dlya-chego-prinyato-v-pravoslavnoj-cerkvi-otkryvat-svyatye-moshhi/

Как разделяют (раздробляют) мощи

«Бог, — говорит он, — разделил с нами мучеников: Сам, взяв душу их, тела Он как бы дал нам, чтобы святые кости их были у нас постоянным напоминанием об их добродетели «

(св. Иоанн Златоуст).

Почему и как разделяют мощи святых на частицы?

Прежде всего, необходимо понять:

Что такое мощи?

Мощами, согласно святоотеческой традиции, называются различные останки святых, в той или иной степени сохранившиеся после их смерти. Мощи угодников Божиих почитаются, как святыни и с благоговением сохраняются верующими в храмах и монастырях.

Почему мы почитаем мощи?

Традиция почитания мощей берет свое начало еще в ветхозаветные времена (4 Цар.13:21). Продолжилась она и в новозаветную эпоху.

Христиане с первых веков благоговейно относились к останкам праведников, а VII Вселенский Собор в своих решениях вынес окончательную формулировку мощепочитания: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Каждый Православный христианин знает, праведники, удостоившиеся прославления Божиего, и после своей земной смерти присутствуют среди нас, помогают нам.

Обратите внимание

Духовно устремляясь к Богу, телесно, они продолжают находиться в нашем материальном мире.

Освятив себя при жизни подвигами, после смерти, они изливают Божественную благодать в наш мир посредством своих мощей или останков (от греч. ta leipsana, leipo – оставляю).

Часто возникает вопрос, на сколько важен размер святых останков?

Не важен непосредственный размер останков, ведь Божественная благодать во всей своей полноте присутствует в каждой их частице. Источником благодати является не само по себе тело святого, а исключительно сила Божия, через него проявляющаяся. Эта сила неделима, она не может уменьшаться или увеличиваться, в зависимости от величины останков.

«Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (земные сокровища – прим.

автора) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются» (св. Иоанн Златоуст).

Какова связь святых мощей и Евхаристии?

В раннехристианские времена, когда Церковь подвергалась гонениям, было принято совершать Евхаристию тайно, в катакомбах. Престолом служили гробницы (мощи) первых мучеников. В современной практике, непременным атрибутом Божественной Литургии является антиминс (специальный матерчатый плат), в который вшиты частицы мощей какого-либо почившего святого.

Основанием для такого обычая служит отрывок из Откровения Иоанна Богослова «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).

«Души праведников, пострадавших за Христа, как видно из этого, находятся под алтарем небесного храма, подобно тому, как и на земле со времен мученических вошло в обычай в основание христианских храмов и алтарей полагать частицы мощей св. мучеников.

Молитва праведников объясняется, конечно, не желанием их личной мести, а ускорением торжества правды Божией на земле и того воздаяния каждому по делам его, которое должно произойти на Страшном Суде и сделать их причастниками вечного блаженства, как отдавших жизнь свою за Христа и Его Божественное учение.» архиепископ Аверкий (Таушев).

Присутствие мощей святых на Литургии призвано указать не только на их невидимое, духовное участие в Таинстве, но и на видимое, телесное единство с Земной Церковью, с верующими, находящимися в тот момент в храме.

Кроме литургического присутствия мощей святых в Таинстве, останки подвижников принято полагать под престолом каждого храма при его освящении епископом. Помимо этого, практически в каждом храме, находятся раки с частицами мощей любимых нами святых.

Откуда берется необходимое для всех храмов количество мощей?

В некоторых случаях, святые частицы мощей перекладываются из старого антиминса в новый. Но в епархиях, где старых антиминсов мало, а собственных мощей недостаточно, существует потребность в святых останках для освещения новых храмов.

В этих случаях, правящие архиереи обращаются с просьбой о предоставлении им мощей в другую епархию.

Важно

По возможности, эти просьбы удовлетворяются, частицы мощей после отделения передаются с доверенным лицом в епархию, из которой поступил запрос.

Как останки святых делятся на частицы?

Непосредственным отделением святых частиц занимается священник. С чтением молитвословий, «Господи, помилуй» или тропарями святым угодникам, обычно в утреннее время, в алтаре на жертвеннике храма, священник отделяет частицы.

Отделенные частицы полагаются на белой бумаге, потом заливаются воском и вкладываются в специальный ковчежец, запечатываемый церковной печатью.

После этого ковчежцы передаются в епархии, где частицы мощей расходуются по мере необходимости, для вложения в антиминсы или под престолы храмов во время их освещения.

Ирина Праслова

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kak-razdelyayut-razdroblyayut-moshhi/

Почему православные почитают мощи святых

Нетленные мощи – свидетельство вечной жизни для верующих и загадка для ученых. Этот феномен до сих пор порождает массу вопросов, на которые не всегда есть ответ.

В чаянии воскресения

О нетленных телах сказано еще в ветхозаветном пророчестве: «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10). Для верующих нетленность тел – напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни, недаром ранние христиане собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили.

Живший в XIX веке митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» характеризовал нетление мощей, как «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».

Однако по церковному учению наличие нетленных мощей еще не является обязательным условием для канонизации. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) писал, что если церковь находит в земле тела, не превращенные в прах земной, то почитает их или как святые мощи, или как тела отлученных.

Святыми мощами, по словам архиепископа Вениамина, считаются тела, издающие приятный запах и благоухание: если «сияют некоторыми лучами красоты», а не истлевшие тела отлученных грешников «бывают надуты и подобны колоколу или пузырю, очень черны и безобразны».

При канонизации нетленных мощей большее внимание придается наличию «чудотворений» по молитвам к подвижнику, в противном случае канонизация не совершается.

Спасительный источник

Почитание святых мощей проистекает от веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире, говорит митрополит Антоний (Паканич). Однако еще до Рождества Христова люди верили, что плоть человека, исполненного божественного духа, после смерти сохраняет свою святость.

В Ветхозаветной Книге Царств есть об этом свидетельство. В ней повествуется о воскресении умершего человек, прикоснувшегося к мощам пророка Елисея: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар. 13:21)».

Постановление об обязательном почитании нетленных святых мощей было принято в 787 году на Втором Никейском соборе. Интересно, что в русском переводе документов–деяний Второго Никейского собора греческое слово λείψανα (мощи) переведено как останки.

Совет

Согласно этому учению, нетленные мощи не исцеляют и не творят чудеса сами по себе, а делают это силой пребывающего в них Святого Духа. Отцы Седьмого Вселенского Собора, опираясь на опыт Церкви, называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.

Для любого христианина также было важно понимание, что Дух Святой может проявляться не только через нетленное тело, но и посредством вещи, принадлежавшей святым подвижникам. Так, книга Деяний апостольских рассказывает, когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).

Почитание, а не поклонение

Служение литургии над погребениями мучеников имеет такие же давние корни, как и почитание нетленных останков. После окончания периода гонений христиан на Востоке многие храмы стали возводиться непосредственно над гробницами христианских мучеников.

В каждом Православном храме в специальном ковчежце под престолом расположены мощи святых, над которыми совершается Божественная Литургия. По святоотеческой мысли благоговейное почитание мощей является основанием для наших молитв ко святым, в которых всегда можно испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб.

Среди протестантов или атеистов нередко можно услышать мнение, что поклонение мощам, пусть и святым, дело совсем не богоугодное. Однако православная традиция опирается на Отцов Церкви, всегда четко проводивших грань между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам или мощам.

Митрополит Антоний (Паканич) по этому поводу говорит: «Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, который стяжали святые еще при жизни и который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу».

Источник: https://cyrillitsa.ru/actual/42840-pochemu-pravoslavnye-pochitayut-moshhi-sv.html

Почему православные почитают мощи святых Божиих угодников

Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности.

Для христиан тело — не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Свщ. Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (1 Кор 6, 20). Само тело может стать храмом Святого Духа (1 Кор 6.

19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам свв. угодников.

Это уважение выражается: — в благоговейном собирании и хранении мощей; — в торжественном открытии и перенесении их; — в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения; — в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей);

— в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.

Само слово «мощи» нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи — все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.

Читайте также:  Житие святителя тихона воронежского, задонского

Основание для почитания мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, например, в случае оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея (4 Цар. 13, 21) или в чуде, совершенном пророком Елисеем посредством милоти пророка Илии.

В Деян. (19, 12) рассказывается о использовании платков и опоясания с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов.

Обратите внимание

Практика почитания мощей является очень древней. Одно из наиболее древних и достоверных свидетельств такого почитания — описание мученической кончины св.

Поликарпа Смирнского, которое было составлено в Смирнской церкви сразу же после этого события, примерно в 157 году. Там говорится, что смирнские христиане, после того как их епископ был сожжен на костре, с благоговением собрали его останки.

Говоря о почитании мощей, необходимо коснуться такой темы, как нетление мощей, поскольку с этим феноменом связано много заблуждений.

Во-первых, нетление само по себе не есть основание для канонизации, равно как отсутствие нетленности никогда не рассматривалось как препятствие для канонизации, потому что Церковь почитает то, что осталось от святых, а не какие-то материальные явления сами по себе.

Основанием для канонизации является святость жизни или мученическая кончина святого, а также народное почитание, чудеса, совершенные по его молитвам.

Церковные Соборы не раз запрещали признавать святыми по одному только признаку нетления, как, например, сделал Московский Собор 1667 года.

Во всяком случае нетление всегда рассматриваюсь как одно из знамений Божиих о святости того или иного угодника.
О почитании мощей VII Вселенский Собор дал следующее определение:

«Догматическое богословие», прот. О. Давыденков

Источник: http://iksha-hram.ru/svyatyni/pochemu-pravoslavnye-pochitayut-moshhi-svyatyx-bozhiix-ugodnikov/

Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»?

?fomaru (fomaru) wrote,
2017-06-19 12:19:00fomaru
fomaru
2017-06-19 12:19:00Category:В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых.

Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать о происхождении? На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Читать материал на сайте foma.ru

Зачем нужны мощи?

Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают.

Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им.  Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати.

Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.  

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках.

Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия.

Важно

Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.

Читайте также Зачем стоять в очереди к мощам Николая Чудотворца?

Для чего мощи разделяют на частицы?

Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «…И это чрез Христа, Который в них обитает..». Эта сила неделима.

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют.

Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии.

Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Читайте также

Бог живых. О смысле почитания мощей

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные  источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок.

347 – 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.

) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели.

Совет

Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи.

Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей.

Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос.

Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Читайте также

Почему у православных “не всё по Библии”?

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями.

В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город.

В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя.

Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места.

Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Читайте также Похитители мощей святого Николая

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Обратите внимание

Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада.

Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен.

Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. — Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований.

Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов.

В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого.

Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным.

За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Важно

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания.

Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор.

Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Фото Романа Яровицына

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах.

За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни.

В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось.

Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского.

Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Источник: https://fomaru.livejournal.com/1465.html

Ссылка на основную публикацию