Что делать, если ребенок не хочет идти в церковь

В храм с пеленок

Многие родители, делающие первые шаги в храме, сталкиваются с трудностями. Им бы самим во всем разобраться, а вместо молитвы приходится успокаивать неугомонное чадо, которое, в отличие от мамы с папой, в церкви чувствует себя просто как дома.

Но проходит время, дети вырастают и, случается, наотрез отказываются идти в храм, и родителям снова приходится ломать голову: «Что делать?»… За советом мы обратились к клирику саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» священнику Анатолию Конькову.

Отец Анатолий пришел в Церковь после рождения дочери, и мы надеемся, что его ответы на «детские» вопросы помогут и другим родителям.

Опять не слушается.

То рвется задувать свечи, то, расталкивая людей, идет через весь храм за святой водой, то начинает «регентовать», забравшись на солею, а то вдруг ни с того ни с сего бросается на пол и начинает класть земные поклоны… Однажды и вовсе пытался пробраться в алтарь, а потом начал громко разговаривать во время проповеди.

Обратите внимание

Пришлось снова выволакивать его из храма, за что получила выговор от подруги: «Что ты от него хочешь, он же еще маленький! Так ты совсем отобьешь у него охоту в храм ходить!». Может, и правда, нужно подождать, пока вырастет? Но в нашем храме так много родителей с грудными детьми…

— С какого возраста и как часто нужно приводить детей в храм?

— Приносить детей в храм нужно сразу же после крещения, а крестят малышей обычно на 40-й день. Можно, конечно, и раньше крестить, особенно если есть опасение за здоровье ребенка, в таких случаях священник приглашается прямо в больницу. Часто приходится крестить детей, которых врачи считают безнадежно больными, и после Таинства эти малыши выздоравливают.Желательно приходить с детьми в храм каждое воскресенье и в праздничные дни. Естественно, что не каждый маленький ребенок может спокойно выстоять всю службу, поэтому разрешается приводить малышей только к Причастию. Но постепенно нужно приучать их и к более длительному пребыванию в храме. Вполне естественно, что ребенок может «уставать» в храме, поэтому можно разрешить ему чем-то заниматься, например, задувать свечи, только чтобы это занятие не стало основным. Нужно постараться объяснить, что главное — это молитва, но полное понимание этого приходит со временем… И, конечно, необходимо следить, чтобы ребенок не баловался. Иногда дети берут свечку и без конца зажигают ее и тушат, чего нельзя допускать. Можно разрешить задувать коротенькие свечи и класть их в ящички для огарков, как это делают взрослые.В большом храме всегда есть тихий уголочек, куда можно усадить ребенка и занять его чем-то интересным. Взять, к примеру, с собой в храм любимую игрушку малыша или карандаши, тетрадь для рисования. При этом нужно обязательно приучать ребенка вести себя тихо, объяснить, что люди пришли в храм молиться и нехорошо им мешать. Также можно рассказать, что происходит в алтаре во время богослужения, полистать вместе с ним книжку — сейчас выпускается много различных изданий Библии для детей с красивыми иллюстрациями. Можно вместе рассматривать иконы, объяснять, кто или что изображено на них — для взрослого это прекрасный повод самому вспомнить Священное Писание или перечитать житие… Однажды мы всей семьей были в Новгороде, в Софийском соборе, и дочка заинтересовалась фресками с библейскими сюжетами, которыми расписан храм. Пока я ходил по храму, моя супруга стала рассказывать о них, и позже, когда мы пришли в другую церковь, дочка, увидев подобную роспись, вспомнила: «Это Господь изгнал из Рая Адама и Еву, и поэтому они плачут».

— Что делать, если ребенок капризничает в храме?

— Во-первых, нужно выяснить причину этого, ведь просто так дети не будут плакать. Если капризничает грудничок, нужно посмотреть, не жарко ли ему, не мокрый ли он. Может, просто голоден? Грудных детей перед Причастием можно покормить (натощак приучать принимать Святое Тело и Кровь надо с 3–4 лет, а если ребенок в храме с рождения, то еще раньше).Словом, нужно попытаться выяснить, что ему не нравится. Ребенок постарше сам может это объяснить. Если он устал стоять — можно посадить его на скамейку или выйти с ним на улицу, пусть побегает во дворе (например, если возле храма есть отгороженная территория). Ради ребенка родителям часто приходится прерывать молитву, но это естественно, ведь обязанность мамы и папы, прежде всего,— воспитание детей, забота о них. Ни в коем случае нельзя злиться, иначе ребенок решит: если в храме на меня кричат, лучше я вообще в храм ходить не буду. Зачем ходить туда, где мне плохо?Бывает, что дети отказываются идти к Причастию. Родителям нужно постараться выяснить, что случилось. Я знаю малыша, у которого больные зубки, и он отворачивается от Чаши просто потому, что ему неприятно. Однако причастить ребенка в любом случае нужно обязательно. Мама может попросить кого-то помочь ей, потому что часто бывает, что и враг рода человеческого пытается помешать принять Святое Тело и Кровь. Обычно после Причастия маленькие дети сразу перестают плакать.Естественно, священник и диакон и, в первую очередь, родители должны следить, чтобы ребенок проглотил все то, что ему дали в лжице, дать ему запить. А после Причастия можно и покормить, соску можно дать только после запивки. Бывает, что маленький ребенок срыгивает сразу же после Причастия. Если это произошло через час или полтора, то одежду надо отнести в храм на сожжение. Как бы ни было жалко, стирать и надевать эту вещь больше нельзя. Если священник или диакон посчитает возможным, то лишь вырежет участок, на который попала Кровь, в таком случае одеждой можно пользоваться.

— А с какого возраста надо объяснять детям, что такое Причастие? Иногда можно услышать, как мама говорит ребенку: «Сейчас тебе вкусняку дадут»…

— Лично я против того, чтобы детям и в повседневной жизни говорили про конфету: «Вот тебе вкусняшка» или про лошадь: «Вот иго-го идет». Это не иго-го! Это лошадь! Все надо называть своими именами. И Тело и Кровь Христовы тоже. Маленькому ребенку этого объяснения будет достаточно. Детям постарше, которые больше интересуются и задают много вопросов, можно попытаться объяснить, что такое Таинство Евхаристии.Каждое воскресное утро дома происходит маленькое сражение: сын не хочет идти в храм. Сначала долго уговариваю «по-хорошему», обещаю купить диск с новой игрой или сводить в парк на аттракционы. Когда уговоры не действуют, иду на шантаж, говорю, что не разрешу смотреть телевизор или играть в компьютер. В ответ слышу недовольное: «Как ты меня достала!». Но «победа» остается за мной: сын все-таки идет в храм, где, встретив своих «собратьев по несчастью», забивается в дальний угол и начинает бурно обсуждать что-то. Может, я что-то делаю не так? У других дети как дети, а мой…

— На одном православном форуме вычитала такой совет: нужно превращать каждый поход в храм в праздник, после Причастия давать ему какую-нибудь сладость, устраивать семейное торжество…

— Если ребенок ходит в храм раз в год — то пожалуйста. А если каждую неделю? Получая раз за разом подарки и конфеты, он будет ходить в храм только из-за них, как дрессированная собачка. Мы не дрессируем детей, мы воспитываем их духовно, пытаемся привести к Богу.Кроме того, в православном календаре очень много праздников, которые можно праздновать дома всей семьей. Самые большие — Пасха и Рождество. Обязательно нужно отмечать именины ребенка, рассказывать ему о святом, имя которого он носит.

— Видна ли разница в поведении детей, которых часто водят в храм, и тех, кто бывает лишь изредка?

— Честно говоря, я не сравнивал детей по признаку: «храмовые» они или «не храмовые». Знаю детишек, которых еженедельно водят в храм, но они в силу своей подвижности или еще по каким-то причинам ведут себя не очень хорошо. И наоборот. Поведение ребенка зачастую зависит от воспитания, от родителей, которым дети всегда подражают и которые должны быть примером для них, в том числе примером духовным. Ведь бывает, что мама малыша водит в храм, причащает, а сама не причащалась никогда или всего раз в год причащается. Мало только говорить с ребенком, объяснять ему заповеди — надо самому жить по ним, чтобы маленький человек понимал, что белое, а что черное. Если ребенок видит, что его родители причащаются, значит, в этом ничего плохого нет, и он будет стараться им подражать, делать, как они.

— Но бывает, что в семье только или мама, или папа ходит в храм…

— В этом случае нужно прийти к единому мнению. Если супруг, который не ходит в церковь, не против православного воспитания, нужно продолжать водить ребенка в храм. Если же придти к компромиссу не получается, то спорить, доводить до скандалов не надо. Лучше в присутствии этого члена семьи вообще избегать разговоров о Церкви. Нужно молиться — кроме Бога никто не поможет. И по возможности стараться все же бывать с ребенком в храме. Конечно, таким детям сложнее будет воцерковляться, но, по крайней мере, они будут видеть, что один из родителей все-таки горит этим.

— Для подростков храм зачастую становится клубом по интересам, куда они приходят пообщаться, порой разговаривают даже во время богослужения. Как быть в этом случае?

— Нужно толково объяснить ребенку, что такое богослужение. Никто не запрещает общаться в храме, но в первую очередь мы пришли сюда, чтобы помолиться. Поговорить можно после службы. Если ребенок уже взрослый, об этом с ним нужно вести беседы дома.

— А можно ли помочь ребенку готовиться к исповеди? Бывает, мамы сами пишут за детей листочки с грехами…

— Вот это самое неправильное, что может быть. К семи годам обычно все дети умеют читать и писать сами. Кроме того, сейчас очень много издается книг для подготовки к детской исповеди. Естественно, что в семь лет не может быть таких грехов, как у нас, взрослых. И притом свои грехи воспринимаются по-своему. Поэтому перечислять грехи за сына или дочь, говорить: «Ты вот это сделал тогда-то столько раз, столько-то раз обидел маму, папу, бабушку» ни в коем случае нельзя. Ребенок может сказать это на исповеди, но он не осознает, что это грех. Он не поймет, что тем, что он совершил, он оскорбил Бога или попытался Его обмануть и этим самым проявил свою нелюбовь к Нему. Ребенку можно просто назвать, какие грехи бывают, и посоветовать ему подумать о том, что из перечисленного «царапает» душу. И конечно, нужно стараться, чтобы ребенок исповедовался чаще. Если он раз в неделю исповедуется, начиная с семи лет, то это очень хорошо. Гораздо легче вспомнить, что произошло за неделю, чем то, что было месяц назад.

— Обязательно ли ребенок и мама должны исповедоваться у одного духовника?

— Это не обязательно, но было бы неплохо. Когда вообще вся семья имеет одного духовника, это удобнее и для духовника, и для семьи, потому что этот священник знает каждого из членов семьи, знает, какие у них отношения между собой, кому что можно посоветовать и кому как можно помочь. Сегодня это большая редкость. Раньше на Руси было по-другому, тогда один район был приписан к какой-то церкви и все ходили к одному священнику, исповедовались у него, причащались, венчались, крестили детей. Сейчас каждый выбирает себе духовника по своему духовному состоянию, по своим духовным стремлениям и потребностям. Но если у всей семьи — один духовник, то это хорошо.

— А если ребенок категорично заявляет: «Всё, не хочу идти в храм»? Нужно ли заставлять его?

— Смотря сколько лет ему. Если подросток в 13–14 лет чего-то не хочет, то, скорее всего, его уже и не заставишь. В этом случае надо собираться и идти одной, по возможности избегая упреков и угроз. Вообще 13 лет — переломный возраст, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, отдаляется от родителей, хочет быть независимым. Я думаю, что через это все проходят. Вспомните себя в этом возрасте! Возможно, спустя какое-то время он и поймет, что это было ошибкой, что он поступал неправильно в отношении своих родителей. Но чувство раскаяния придет позже. А пока — лучше не конфликтовать. Это самое неблагородное и неблагодарное дело. Главное, родителям нельзя оставлять молитвы за своего ребенка. Материнская молитва — самая сильная. Ведь сердце матери не может перестать любить свое чадо. И эту любовь нужно сохранять, именно с ее помощью можно победить то зло, которым привлечен ребенок. Он может отойти от церковной жизни, а потом, как осознавший свою неправоту блудный сын из евангельской притчи, вернуться. Он поймет, что все тленно и есть лишь одно Вечное и Неизменное — это Бог. Но для того, чтобы вернуться к Богу, человеку порой нужно пройти какой-то жизненный путь, обрести профессию, побывать в разных передрягах. И, возможно, вспомнив свои детские ощущения, то, как ему было хорошо в храме, он уже больше никогда не отойдет от Бога.

…Где-то пропадает ночами. Не отвечает на телефонные звонки. Приходит домой, только чтобы отоспаться и поесть. О том, чтобы вместе пойти в храм, боюсь даже и говорить. Всё забыл. Начинаю рассказывать, как хорошо у нас в храме,— хмурится в ответ.

На все мои расспросы молчит или бросает со злобой: «Отстань от меня». И все равно молюсь, молюсь, не переставая, чтобы Господь сохранил его на всех путях. Только по вечерам, собираясь уходить куда-то, просит робко: «Перекрести меня, мама!».

Торопливо крещу его и шепчу: «С Богом, сынок!».

Фото с сайта Фотопаломник, автор ksen

Источник: https://materinstvo.ru/art/6826

Воскреска – Мой ребенок не хочет в храм..

    Tags:

  • дети
  • храм
  • воцерковление
  • принуждение
  • психология

 К священнику время от времени подходят верующие родители (как правило мамы) со следующим вопросом: “Мой ребенок не хочет идти в храм, как я не пытаюсь…” Ведь верующий родитель, казалось бы, хочет добра и пользы для своего чада, почему же так упорно ничего не получается?…

 Этот вопрос, как правило, очень актуален особенно для относительно недавно уверовавших женщин, которые возгараются желанием в срочном порядке привести к Богу всю свою семью.

И если с супругом эта ситуация часто остается под большим вопросом, то за детей такие мамы берутся со всем усердием.

Наверное, необходимо начать с того, что если вопрос ставится таким образом, мол, я свого сына или дочь тяну-тяну в храм, и уговариваю, и настаиваю, то можно дать, фактически, девяностапроцентную гарантию, что ребенок не только не станет усердным прихожанином, но еще и возненавидит Церковь всем своим сердцем. Почему? Просто потому, что в вопросах веры принуждение обязательно приводит к обратному результату. Умножим еще это на детское или подростковое желание самоутверждаться – и получим то, что имеем.

“Если вопрос ставится таким образом, мол, я свого сына или дочь тяну-тяну в храм, и уговариваю, и настаиваю, то можно дать, фактически, девяностапроцентную гарантию, что ребенок не только не станет усердным прихожанином, но еще и возненавидит Церковь всем своим сердцем”. 

 Более того, очень важно постараться понять, что не все (и даже наши дети) смотрят на мир нашими глазами. Да, мы понимаем…

теперь понимаем, что жизнь без Бога не имеет смысла, что для стремления к Богу необходимы такие духовные средства, как молитва, посещение богослужений, участие в Таинствах Исповеди и Причастия, но почему наши дети обязательно должны понимать то же?..

Почему, если мама или папа год-два ведут более менее христианский образ жизни, а до этого их жизненный пример был совсем другим, сын или дочь тут же должны переменить свои ценности, устои и привычки, которые мы же своим же примером в них так последовательно закладывали все предыдущее время? Конечно так не будет, и здесь нечему удивляться. Воцерковление родителей, плюс ко всему, может восприниматься детьми с неким отторжением и опаской.

“Да, мы понимаем…теперь понимаем, что жизнь без Бога не имеет смысла, что для стремления к Богу необходимы такие духовные средства, как молитва, посещение богослужений, участие в Таинствах Исповеди и Причастия, но почему наши дети обязательно должны понимать то же?” 
Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "свенская" ("печерская")

 Как же быть? К счастью, подобное отторжение может быть лищь первой, защитной реакцией. А что дальше? Дальше очень важный момент: наш пример настоящей христианской жизни. Известная христианская пословица гласит: “Слова назидают, а примеры влекут”.

“Слова назидают, а примеры влекут”. 

 Тогда мама или папа скажет: “Ну хорошо, а какой пример может привлечь к Богу моего сына, который кроме наушников с рок-музыкой и компьютерных игр ничего не хочет знать?” А вот здесь и кроется настоящий и христианский, и родительский труд, так как определенного ответа на этот вопрос нет. Но очень часто воцерковление человека сопровождается тем, что он окружает себя обилием запретов и ритуалов, а действенные плоды Духа (каковы любовь, кротость, умение терпеть, быть милосердным) отсутствуют. А именно этот плод Духа и может привлечь человека.

 Удивительно ли: мама или папа как были гневливы, без меры строги (или наоборот равнодушны), завистливы, вечно заняты какими-то своими делами, такими и остались, только вдобавок стали каждое воскресное утро куда-то “бегать”, не есть по определенным дням мясо-молочной пищи, да каждые утро и вечер по полчаса стоять с молитвословом перед иконами. Описанная картина вряд ли привлечет даже ищущего и размышляющего человека, а уж для игрока в компьютер и слушателя рок-музыки здесь точно нет ничего привлекательного.

 А если уверовавшие мама или папа станут добрее, внимательнее к своему ребенку, участливее к его проблемам, постараются заговорить с ним на понятном ему языке? Он играет в компьютерные стрелялки? Придется изучить сюжет этой игры, ее правила, термины…

а как иначе? Он слушает рок? Придется изучить весь репертуар конкретных групп, может, ознакомиться с переводами их песен…

а что остается делать? Только так юный игрок или почитатель рок-музыки увидит в родителе интересного собеседника, сможет довериться и открыться ему, следовательно, приоткрыть свое сердце для христианских истин.

“Только так юный игрок или почитатель рок-музыки увидит в родителе интересного собеседника, сможет довериться и открыться ему, следовательно, приоткрыть свое сердце для христианских истин. 

 Это трудно, это труднее, чем может показаться на первый взгляд, но это то, что реально будет работать. Почему мы думаем, что само присутствие нашего ребенка в храме сделает все, что надо для его духовной жизни? Легкого хлеба не бывает и здесь.

Божия благодать преображает, но не совершает за человека его духовный труд. В деле христианского воспитания необходима не только Божия помощь, посещение храма, Исповедь и Причастие, здесь очень важны родительская мудрось, смекалка, в каком-то смысле, умение быть психологом, и даже определенная хитрость.

Как найти в душе нашего ребенка именно ту струну души, которая зазвучит в унисон с христианской верой? Как приспособить к рассказу о Боге то, что, кажется, совсем не имеет с Божественным ничего общего, но очень близко нашему дитяти? На эти вопросы мы должны иметь мужество искать ответы.

Важно

И дай нам Бог не испугаться этого кропотливого и постоянного, в чем-то рутинного труда.

Источник: https://voskreska.org/dukhovnoe-vospitanie/156-moj-rebenok-ne-khochet-v-khram

Сыну 7 лет, не хочет идти в храм | храм Екатерины

Сын не хочет ходить в храм. Мы воцерковлены 12 лет, ему 7. Истерит, не хочет вставать, одеваться. Сам говорит, что ему скучно, долго идти до храма, хочет спать.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Добрый день! По письму-то сложно ответить на Ваш вопрос, не зная всех обстоятельств жизни, особенностей Вашей духовной жизни, характера ребенка…

Для начала давайте все же сконцентрируем внимание на том, что 7 лет – это достаточно маленький ребенок, и посмотрим на вопрос с практической стороны.

Хочет спать – может он поздно ложится в субботу? Может быть он еще не адаптировался к школьной нагрузке в 1-ом классе? Есть ли у него хотя бы один день в неделю, когда ему не надо вставать? Если ребенок школьник – получается, что это только субботнее утро.

Можно договорится с ребенком, что в субботу он спит, сколько захочет, а в воскресенье все же старается встать пораньше утром в храм.

Если ребенок жалуется, что ему скучно, надо подумать над двумя вещами. Во-первых, понятно ли ему хоть что-то из того, что происходит? Объясняли ли ему в доступной для ребенка форме? Во-вторых, ребенку в этом возрасте может быть слишком тяжело стоять всю службу.

Можно с ним договориться, что в какие-то собо важные моменты богослужения он в храме, а в какие-то может выйти в притвор, на улицу. Немного поиграть и подвигаться. Обычно на приходе дети знакомятся друг с другом, завязывают дружбу и рады своим воскресным встречам.

Все это такие бытовые, но важные в воспитании ребенка моменты. Но, конечно, параллельно с ними, обязательно надо подумать о духовной стороне вопроса.

Совет

Семь лет – это уже время первой исповеди, время, когда в духовной жизни надо немного отпустить ребенка и дать ему начать учиться самостоятельности: “Ты теперь не младенец, отрок, вот батюшка – с ним и надо начинать выстраивать твою духовную жизнь”.

Священник, зная ребенка, определит, как часто ему надо исповедоваться, как вести духовную жизнь и так далее. Ваше дело – помочь сыну, но ответственность за духовную жизнь уже начинает переходить к нему.

Другой момент – это Ваше собственное отношение ко храму. Дети, сами того не осознавая, во многом копируют взрослых, отражают их поведение и отношение к окружающему миру.

Используйте этот случай с сыном и подумайте, а каковы Ваши отношения с Богом? Вы-то сама с радостью идете в храм? Что Вы там находите для себя.

как меняется Ваша жизнь? Ждете ли Вы участия в богослужении, исповеди, причастия, встречи с братьями и сестрами во Христе? Подумайте. Если в Вас этого нет – откуда же будет интерес у ребенка?

Храни Вас Господь!

Источник: https://xn—-7sbbagubyp7a5aeof2qc.xn--p1ai/synu-7-let-ne-hochet-idti-v-hram-chto-delat/

Сын отказывается ходить в Церковь… Что делать?

Здравствуйте Дмитрий!

Простите, что не ответил Вам во время. Большинство писем, которые мне приходили, я прочитывал и молился о ситуациях, но не отвечал. Сейчас нашел время, для того, чтобы засесть за ответы и пишу ответ, в том числе и Вам.

Прежде всего, хотел спросить Вас, как Ваша ситуация, что изменилось? Стало ли лучше? Я верю. Что наши молитвы не бесполезны. Писание говорит: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).

Когда молодой человек находиться в таком возрасте, то проходит период, называемый «переходный возраст». Вы прекрасно знаете это, ведь каждый из нас проходил это сам. Только вот будучи молодыми, мы это не осознаем, а понимаем, только когда становимся взрослыми людьми, имеем своих детей и уже сами болезненно переживаем за них.

Обратите внимание

В юношеском возрасте люди пересматривают систему своих ценностей, критично воспринимают высказывания и мнения собственных родителей, пытаются быть самостоятельными. Порой, это временное явление, но иногда оно переходит грань и выливается в нехорошие формы.

Конечно же, Вы понимаете, что принудить сына двигаться правильным путем Вы не можете. Пример отца из Евангелия от Луки (гл.15) Вы можете взять как основание для своих действий.

Когда сын оставил своего отца, то отец не мог ничего сделать, но он проявил любовь тем, что показал ее, даже прощаясь со своим сыном. Он проявил любовь в терпеливом ожидании своего сына.

Думаю, что так надо поступать и Вам. Может быть, не надо вам так настаивать, чтобы он пришел в церковь, пытаться каким-то образом обличать его? Станьте ему другом, потратьте время, чтобы наладить с ним просто человеческие отношения.

Хотя многое упущено, но я надеюсь, что упущено не все. Поэтому молитесь о нем, разговаривайте с ним на те темы, которые интересны ему. Пускай Ваше участие в его жизни, Ваш интерес к темам, волнующим его, покажет вашему сыну, что Вы на его стороне и расположены к нему.

Вполне возможно, что некоторые барьеры будут разрушены. Постепенно его сердце смягчиться так, что он захочет по Вашему примеру строить отношения с Богом.

Вы должны стать ему хорошим примером как отец – примером для подражания. Поэтому не концентрируйтесь на его обращении к Богу, а сконцентрируйтесь на своем отцовстве. Не думайте больше о том, какой он сын или какой он дитя Божье. А посмотрите, какое Вы дитя Божье и какой Вы отец для своего сына.

Расставив правильно приоритеты, Вы будете способны делать то, что в Ваших силах. Бог же совершит чудную работу в Вашем родном человеке.

Важно

Этот совет достаточно прост, чтобы дать его. Но очень сложен для того чтобы исполнить его.

От Вас потребуются колоссальные усилия, много терпения, веры и молитвы, но не сдавайтесь, Библия говорит: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16:31). Иисус Навин восклицал: «А я и дом мой будем служить Господу» (Иис.Нав.24:15).

Пускай же эти слова исполняться в Вашей жизни!

Я молюсь о Вас и верю вместе с Вами, что Вы и Ваш дом будут служить Господу!

С уважением,

ДП.

Источник: http://domnaskale.org/questions/syn-otkazyvaetsya-hodit-v-tserkov-chto-delat/

Дети не хотят ходить в храм: что делать?

Элиса Бьелетич — директор православной воскресной школы при храме Преображения Господня в г. Остин, США (Греческая православная архиепископия Америки) и мать пятерых дочерей. Эту статью она опубликовала в своем блоге «Воспитывая святых» на известном англоязычном портале для православных христиан «Древняя вера». С разрешения автора мы публикуем текст Элисы в «Фоме».

Когда мы говорим о детях в Церкви, то обычно имеем в виду младенцев и детей ясельного возраста — самых маленьких, которым трудно спокойно сидеть или лежать. Это большое испытание для родителей и всего прихода.

Но что происходит с нашими малышами, когда они становятся старше? Мы редко обсуждаем, что делать, когда ваш десятилетний сын заявляет: «Я не понимаю, зачем нужна Церковь», или одиннадцатилетняя дочь больше не хочет ходить в храм. Они говорят, что лучше помолятся дома.

«Ведь Бог слышит нас в любом месте, правда?» Что на это ответить?

Друзья часто задают мне такой вопрос, думая, что меня-то эта проблема наверняка не касается — мол, раз я пишу о вопросах веры, значит, мои дети уж точно любят ходить в церковь! Но правда в том, что каждый родитель — будь то священник, психолог, учитель, да кто угодно — проходит через это вместе со своими детьми. И это нормально.

Даже те дети, которые искренне любят Христа и церковь, иногда спрашивают: «А может, сегодня не пойдем на службу?» Но ведь то же самое происходит и со взрослыми — бывает, мы устали или нам просто лень, и мы спрашиваем себя: почему нам каждое воскресенье нужно быть в храме?

Хороший вопрос. Давайте рассмотрим его с разных сторон.

Я поделюсь практическими советами, которые помогут сделать регулярную церковную жизнь наших детей чуточку легче, а потом подумаем, что отвечать на те глубокие вопросы о Церкви, которые они порой задают.

Почему мы ходим в церковь? Что дает нам присутствие в храме и чего мы не получим, оставшись дома? В чем наше родительское предназначение и как научить ребёнка любить Бога и искать Его присутствия в своей жизни?

Несколько практических советов

Есть несколько «приемов», которые сделают споры с детьми не такими частыми и помогут переубедить ребенка, который больше не хочет ходить в храм:

— Найдите ребенку занятие в церкви. Если ваш ребенок помогает в алтаре, поет в хоре или учится звонить в колокола, вероятность того, что он будет регулярно ходить в храм, стремительно возрастает.

И если чадо спросит, зачем сегодня идти в церковь, вы сможете сказать: батюшка будет ждать тебя в алтаре. Или: мы так хотим слышать твой голос в хоре.

Когда ваши дети чувствуют себя активными прихожанами, они знают, что их присутствие на службе важно, что их там будет не хватать.

— Найдите друзей. Когда у ребенка есть на приходе друзья, поход в церковь для него еще и повод с ними повидаться. Водите его на приходские молодежные мероприятия. Позвоните каким-нибудь прихожанам с детьми, пригласите их на ужин.

Совет

Зовите детей-прихожан на дни рождения. Если в вашем храме не слишком активная молодежная группа, займитесь ее развитием.

Чем больше ваши дети будут чувствовать, что церковь — это место, где собираются любящие друг друга люди, тем легче вам будет уговаривать их пойти в храм.

— Разберитесь в особенностях богослужения. Купите ребенку книгу с объяснением литургии. Постарайтесь, чтобы книга была адаптирована к возрасту вашего ребенка. Литургия становится для нас более значимой, когда мы ее понимаем.

— Будьте последовательны. Если, проснувшись утром в воскресенье, вы каждый раз решаете, идти в церковь или нет, вам, скорее всего, будет намного труднее уговорить ребенка пойти туда, чем тем родителям, которые ходят в храм регулярно.

Дети хорошо понимают, когда можно настоять на своем.

И если вы сами ходите в храм «каждое воскресенье», кроме тех, когда вы сильно устали, накануне поздно легли или планируете поиграть в футбол, ваши дети знают: если придумать вескую причину (или хорошенько поканючить), вы не будете настаивать.

А вот если они в курсе, что только ураган, землетрясение или серьезная болезнь могут вынудить вас остаться дома, они не станут с вами спорить. Вернее, спорить-то они всё равно будут, но уже не так часто, и вы легко уговорите их пойти с вами в храм.

Но что, если дети всё же отстаивают свою Богом данную свободу не посещать богослужения? Что я говорю в таких случаях? «То, как ты построишь свои отношения с Богом и Церковью, когда повзрослеешь, зависит только от тебя. Но пока ты живешь с нами, мы все вместе будем ходить в храм». Это очень разумный, проверенный временем ответ.

Я много раз объясняла своим детям, что, раз уж Господь возложил на меня ответственность за их воспитание, я сделаю всё от меня зависящее, чтобы эту задачу выполнить. Их отношения с Богом — это их дело, но за то, какие отношения с Богом у всей нашей семьи, я буду отвечать на Страшном суде.

Поэтому я должна по мере сил наставлять их до тех пор, пока они не покинут мой дом и, даст Бог, не создадут собственные семьи.

Когда дети спрашивают: «Зачем ходить в храм?»

Очень часто дети повторяют те же слова, что и взрослые, которые перестали жить церковной жизнью: Бог не нуждается в том, чтобы я ходил в церковь. Я могу молиться Богу где угодно — лёжа на диване, во время прогулки. Я не обязан молиться в храме.

Оставим в стороне тот очевидный факт, что, когда мы в очередной раз, вместо того чтобы пойти в храм, остаемся дома, мы чаще всего не молимся, а часами смотрим телевизор, спим или болтаем с друзьями. Но даже если у вас получается молиться, лёжа на диване, всё равно лучше прийти на литургию и помолиться вместе со всем приходом.

И хотя молиться действительно можно где угодно и Бог всегда нас слышит, в совместной молитве есть что-то особенное. В церкви мы не пассивные зрители, которые пришли посмотреть, как молится священник; мы активно участвуем в литургии.

Обратите внимание

Слово это обычно переводится с греческого как «общее дело», но однажды мне сказали, что более точный перевод — «приношение людей всему миру».

Впрочем, неважно, «дело» это или «приношение», важно, что люди собираются вместе, чтобы совершить нечто значимое для всего мира.

Человек, который недавно стал ходить в храм, может испытывать во время богослужений какое-то неясное томление и скуку. Многое кажется ему хотя и красивым, но затянутым, странным и чуть ли не изматывающим.Литургия: общее действие

И каждый член Церкви здесь одинаково важен: дети и взрослые, миряне и священники. У всех нас разные роли и задачи, но каждый значим и призван участвовать в этом общем деле.

Его невозможно совершить в одиночку. Священник не может прийти в храм и отслужить литургию, если там никого, кроме него, нет. Евхаристия — это когда люди собираются вместе: друг с другом, с ангелами и святыми — и с Богом. И причастие нельзя принять в одиночестве, для этого нужно, чтобы во имя любви собрались хотя бы двое.

Читайте также:  Собор воздвижения креста господня на лиговском проспекте в санкт-петербурге

Когда дьякон провозглашает: «О мире всего мира… Господу помолимся», он пока еще не молится, он только призывает к этому нас. Но если вы не придёте и не помолитесь, молитва не состоится. Чтобы она произошла, ее в храме должны произносить люди, как можно больше людей, потому что молитва эта важна и приносит плоды.

Когда люди собираются вместе, поют молитвы, отвечают на возгласы священнослужителей, они присоединяются к хору ангелов, которые славословят Господа.

Ведь ангелы тоже совершают литургию, и мы становимся ее частью. Но только если находимся в храме. Домашняя молитва совсем другая — ее хор ангелов не сопровождает.

А вот каждая Божественная литургия — возможность войти в эту удивительную общность.

Именно когда мы участвуем в литургии, мы являемся Церковью.

Мы приходим в храм, чтобы стать свидетелями чуда — оно обещано нам каждый раз, когда мы собираемся вместе. Во время Евхаристии Христос на самом деле оказывается внутри чаши; Он приходит к нам и призывает нас принять Его, чтобы мы могли жить во Христе, а Он — в нас.

Важно

Но это происходит, только если кроме священника в храме есть еще кто-то. Христос может войти в нас через Святое Причастие, только если мы сами придём к Нему — если мы останемся дома, нам будет недоступно то преображение, которое дарит причащение Тела и Крови Христовой.

А ведь Святое Причастие действительно может нас изменить.

Кстати, это не мы сами придумали — собираться вместе на литургию. Христос установил Причастие на Тайной Вечере; зная, кто мы и как устроены, Он показал: чтобы принять Его, мы должны собраться вместе и стать единым целым.

Я иногда рассказываю, как в начале моей церковной жизни мне казалось, что я уже достаточно знаю о святых, Священном Писании и смысле вероучения, но обязательно появлялся кто-то, кто приносил новый «кусочек» знания, о котором я никогда не слышала.

Общность — это очень важно. Недаром говорят: «один христианин — не христианин», потому что только через единение через Причастие мы возрастаем в любви и становимся похожими на Христа. Но это не значит, что надо общаться только со своими друзьями, найти группу единомышленников и всё время проводить с ними.

Христос призывает нас любить врагов, преломить хлеб с теми, кто на нас не похож, кто ставит нас в неловкое положение. И тот факт, что другие люди могут нас раздражать, что ходить в храм значит вставать с теплой постели и выходить из своей зоны комфорта — только подтверждает, как важно посещать церковь.

Нас призывают выйти из обычной зацикленности на самих себе. Есть только один способ служить Христу — это служить другим людям. Мы не можем омыть Его ноги или накормить Его, но если мы сделаем это для самой меньшей овцы Его стада — мы сделаем это для Него. Если мы хотим найти Христа, мы должны искать Его в других людях, найти Его в них и служить Ему через них.

Мы спасаемся вместе, нравится вам это или нет.

Как ни странно, вера — это не что-то сугубо личное, индивидуальное. Да, у меня своя вера, у тебя — своя; возможно, у каждого из нас свои отношения с Богом. Но в конечном итоге мы призваны любить друг друга и вместе славить Его. И слова молитвы, которую завещал нам Христос — «Отче наш», а не «Отче мой». Более того, Христос говорит нам: где двое или трое соберутся во Имя Его, там будет и Он.

Так что есть большая разница между молитвой дома и в храме. Мы не можем молиться и славословить, как в церкви, когда сидим на диване или гуляем — какой бы потрясающий вид нам ни открывался и какое бы вдохновение мы ни ощущали. Молитесь дома, гуляйте по красивым местам, но не забывайте ходить в храм — это очень важно. Одно не заменит другое.

Совет

Есть одна история, ее рассказывают по-разному, и я не знаю, как она звучала в оригинале, но история эта замечательная.

Участник группы психологической поддержки (или просто прихожанин храма — это могло быть любое сообщество, члены которого полагаются друг на друга) вдруг перестал ходить на собрания своей группы. Через пару недель наставник решил его навестить. Был холодный вечер, его ученик был дома один — сидел у камина.

Пытаясь угадать, зачем пришел наставник, он пригласил его пройти в комнату, усадил в кресло рядом с камином и стал ждать.

Тот уселся поудобнее, но так ничего и не сказал — молча смотрел, как горят поленья, потом взял в руки кочергу, вытащил из пламени горящий уголёк, положил рядом с очагом и снова вернулся на свое место, не сказав ни слова.

Ученик заворожено наблюдал за происходящим. Уголёк горел уже не так сильно, и вдруг, ярко вспыхнув, совсем погас.

Так они и просидели молча. А перед тем, как уйти, наставник поднял холодный, мертвый уголёк и бросил его обратно в огонь. И он тут же снова разгорелся вместе с другими угольками.

Провожая наставника, ученик сказал: «Спасибо, что пришли, и особенно — за вашу пламенную проповедь. Увидимся завтра на собрании».

Мы нужны друг другу, чтобы поддерживать друг в друге огонь — как во время крестного хода на Пасху: батюшка выносит нам из алтаря Свет Христова Воскресения, и мы передаем его друг другу из рук в руки.

Обратите внимание

Этот огонь мы получаем в общине и выходим с ним на улицу. Иногда там спокойно и тепло, иногда — ветрено и холодно. Порой ветры жизни задувают наше пламя, и, если рядом никого нет, некому снова его зажечь.

Как трудно бывает не дать погасить в себе искру веры и надежды!

У наших увещеваний всегда есть границы

Но если мы хотим вырастить детей, которые любят Бога и литургию, аргументы и доводы — не самое сильное наше оружие.

Мы можем часами говорить, почему нужно ходить в церковь, но очень важно помнить: никакими доводами человека в рай не приведешь.

 Глубокое понимание того, что такое литургия, прекрасно, но это сфера интеллекта. А настоящая вера рождается в сердце.

Преподобный Максим Исповедник говорил: «Как воспоминание об огне не согревает тела, так вера без любви не производит в душе света ведения».

Мысль об огне не согреет мое тело, это правда. Знание о вере не преобразит наши души, если только оно не наполнено истинной любовью к Богу. И нашим детям мы хотим не просто передать знания о литургии, а привить любовь к литургии и ко Христу. Наша единственная цель — чтобы они всем сердцем возлюбили Бога. Но этого невозможно добиться с помощью увещеваний.

Святые советуют нам меньше говорить и больше молиться; мы должны просить Господа, чтобы Он зажег в их сердцах пламя любви, чтобы они каждый по-своему жаждали присутствия Божия и искали Его на протяжении всей жизни.

Кроме того, исследования показывают, что у родителей, которые любят Христа, полноценно участвуют в жизни Церкви и приносят добрые плоды, дети стараются подражать их примеру.

Важно

А если у них перед глазами родители, которых не особенно занимает литургия и они ходят в церковь только потому что так положено, дети это запоминают и потом говорят, что люди в Церкви «поверхностные» и «неискренние».

Самое сложное — это вырастить святых, ведь для того, чтобы их воспитать, нужно самому стать святым.

Думаю, с этого и надо начать: давайте опустимся на колени и попросим Бога зажечь огонь любви в наших сердцах и в сердцах наших детей. Давайте попросим научить нас любить Его и стать к Нему ближе, чтобы мы все вместе стремились на литургию и могли ощутить преображающую силу Святого Причастия.

Надеюсь, мы обязательно к этому придем.

Перевела с английского Дарья Прохорова

Фотографии автора

Оригинал текста: https://blogs.ancientfaith.com

Главная

Источник: http://pocdk.ru/publikacii/deti-ne-khotyat-khodit-v-khram-chto-delat

Дети и Храм

На вопросы журнала «Виноград» отвечают клирики ставропигиального женского монастыря св. прав. Иоанна Кронштадтского (Санкт-Петербург), имеющие своих детей: прот. Николай Беляев, прот. Михаил Пшеничный,  прот. Димитрий Галкин.

– С какого возраста ребенку можно начинать исповедоваться? С семи лет или раньше? Как готовить ребенка к исповеди?

– Наше общее мнение – с семи лет, а до этого возраста ему нужно объяснять, что исповедь – ответственное событие его в жизни. Как птица готовится к самостоятельному полету и становится на крыло, так и ребенок готовится к самостоятельной жизни, начинает сам отвечать за свои поступки, перестает перекладывать ответственность на папу или маму. Все это и нужно говорить. 

– Читать ли ребенку Правило ко Святому Причащению и в каком объеме?

– Его нужно сделать максимально кратким, ведь ребенок пока не все понимает. Очень важно, чтобы слова шли от сердца. А проблему продолжительности чтения нужно решать вместе с ребенком. Скорее всего, чтение Правила не должно занимать более 5–7 минут.

– Как часто следует причащаться ребенку?

– Не реже одного раза в месяц и по желанию ребенка. Если он хочет причащаться каждый приход в храм, пусть причащается. Главное, чтоб этот день был для него праздником. Если папа с мамой в этот день сгоряча обругают его, рассердятся за какой-нибудь поступок, для него этот праздник будет испорчен. Родителям надо остерегаться несдержанности. 

– Можно ли ребенку в день причастия заниматься спортом, посещать бассейн?

– Если этого не избежать, то наверное можно. После запивки человек возвращается к нормальной жизни. В физиологическом смысле. 

– Если ребенок с родителями исповедуются у одного священника, имеет ли значение то, кому и в какой последовательности подходить к аналою?

– Да, конечно, хорошо иметь одного духовника на всю семью. И лучше первым к священнику подходить родителям, потому что они после своей исповеди смогут сказать и о тех проблемах, которые волнуют их, вызывают тревогу, например: непослушание, воровство или какие-то другие наклонности.

Священник в разговоре с ребенком может деликатно подвести его к тому, в чем нужно покаяться, поскольку дети не всегда откровенны, боятся или просто хотят скрыть свой порок. Нам кажется, что уведомлять священника заранее – вполне подходящий способ общения.

Он помогает понять, на что нужно обратить внимание во время исповеди, и не обидеть ребенка.

– Что делать, если ребенок не хочет идти в храм или если в храме ему тяжело стоять и он начинает вертеться и капризничать?

– Во-первых, ребенку следует объяснить, для чего люди ходят в храм. Надо начать с рассказа о том, что потребность в Богообщении была у человека с самых древних времен, и что каждый христианин должен быть благодарен Творцу за Божественный дар жизни. За то, что у него есть кров, есть родители, за то, что есть какой-то достаток.

Иначе говоря, должно в первую очередь заострить внимание на чувстве благодарности Богу. Во-вторых, пояснить, что у людей есть потребность быть вместе. Она свойственна почти всем. Ведь любое дело хочется делать сообща, а такое важное, как молитва, – тем более.

Рассказать историю про Иерусалимский храм, русские храмы, в которых собирались для молитвы и решения очень важных дел, про монастыри, где собираются для общего подвига спасения. Нужно показать, что монастыри на Руси играли большую роль: один человек не смог бы сделать того, что делали в монастырях сообща их насельники. Действительно, один-то в поле не воин. Ребенок это понимает.

Он ходит в храм и видит таких же, как и он, единоверцев, сверстников, знакомится с детьми из хороших семей, и ему от этого становится радостно – он не один. В-третьих, нужно позаботиться, чтобы он всегда шел в храм нарядно одетым, красиво причесанным, как на большой праздник. И, конечно, служба в храме для него не должна быть утомительно долгой, так что выстоять ее будет не по силам.

Пусть она длится всего 10, 15 или 20 минут, но пройдет радостно. Каждый раз он должен покупать свечечку, которую сам и поставит любимому святому или Божьей Матери, и обратится со своей просьбой, которая у него непременно появится. 

Если дитя капризничает, его можно урезонить. Если же не удается, конечно, надо уходить. Еще лучше заранее, до службы, предупредить: «Постоим 15 минут и пойдем».

 

Хорошо приурочить приход ребенка в храм к каким-нибудь ярким моментам богослужения, например, к помазанию, или в конце литургии к причастию. Еще раз повторимся, каждый приход должен быть праздничным. Ощущение праздника должно передаваться ребенку.

Совет

Посещение храма можно сделать максимально кратким, но главное, чтобы память о нем осталась в сердце.  

– Как быть, если дети ходят с родителями в храм, а интереса к службе не проявляют?

– Это вина родителей – мы не знакомим детей ни со строем, ни с содержанием богослужения. Нужно ходить на ту часть службы, смысл которой понятен ребенку.

Многие помнят свои впечатления от того, как уяснишь, что вот сейчас будет «Верую», потом «Достойно есть», потом «Отче наш», а тут и конец близко.

Возникает радостное чувство оттого, что знаешь, когда и что начнется, а когда что кончится. Это каждому ребенку интересно. 

– Как лучше организовать домашние молитвы? Надо ли с маленькими детьми читать утреннее и вечернее Правило по молитвослову или полезно учить их молиться своими словами?

– Мы своим прихожанам предлагаем такой способ. Берите молитвослов, читайте молитвы и спрашивайте, какие понравились. Ребенок укажет: вот эта, вот эта и та. Почему? – Эта – потому что коротенькая, эта – потому что понятная.

Ребенок сам должен решить, какие молитвы выбрать, за исключением, разумеется, обязательных: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся». Если ребенок сам эти молитвы выберет, тогда он будет с охотой читать их, охотно молиться с вами.

Если детей в семье несколько, пусть каждый для себя выберет любимые, а потом посмотреть какие из выбранных общие и их положить в основу семейного правила. 

Нужно обязательно зажигать лампадку и менять ее цвет в зависимости от дня или календаря: праздник – красный цвет, нестрогий пост – зеленый цвет, строгий пост – синий цвет. Для детей это еще и игра, наполненная содержанием.

Можно установить дежурство: сегодня зажигает старший, завтра – средний или младший. Пусть это будет для них ожидаемым событием, приятным. 

И конечно, нужно поминать родственников, друзей, благодетелей. Утром, например, молиться о живых, вечером – о почивших.

Чтобы каждый поминал бабушек, дедушек, родителей, крестных.

– Как молиться ребенку: с родителями или одному?

– Конечно, молиться лучше вместе с ребенком. Помнить слова Господа Бога: «Где двое или трое собраны во имя Мое, Я посреди них». Это нужно ребенку внушить обязательно. Кроме того, никто не мешает ребенку молиться самостоятельно. Нужно объяснить, что есть общая молитва и ею надо обязательно дорожить.

И есть молитва личная, в которой ты можешь сказать Господу Богу или Божией Матери все, что захочешь. Молясь сообща молитвы можно читать поочередно, начиная с папы. «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» лучше пропеть. Эти молитвы и в храме поют вместе. Кстати, дети очень любят петь.

– Когда начинать и как лучше знакомить детей с Евангелием?

– Вначале ребенка можно познакомить с краткой Священной историей, чтобы он запомнил основные имена и события, а потом, по мере его роста, можно расширять эти знания, читать Священную историю для юношества, а затем Евангелие.

Обратите внимание

Если он уже достаточно взрослый, можно познакомить его с церковным календарем, чтобы ребенок сам находил положенное на этот день чтение. Желательно, чтобы он, прочитав по-русски, учился читать и по-церковнославянски. То, что прочитано дома, будет на слуху; придя в храм, ребенок без труда узнает знакомый текст.

Поскольку чтение Евангелия повторяется из года в год, а воскресные – вообще каждые 11 недель, со временем разовьется и самостоятельный навык чтения по-церковнославянски. 

Читайте также:  Мощи святого преподобного амвросия оптинского

Поскольку чтение Евангелия повторяется из года в год, а воскресные – вообще каждые 11 недель, со временем разовьется навык понимания читаемого. 

– Нередко с возрастом дети перестают не только ходить в храм, но и молиться дома, вообще интересоваться церковной жизнью, вопросами веры. Что делать родителям?

– Это наша всеобщая беда. Родителям нужно постараться предупредить наступление этого периода. Мы уже говорили о том, что лучше сделать приходы в храм праздничными. И тогда детское ощущение праздника сохранится на всю его жизнь. Может быть, стоит ходить в храм не каждое воскресенье. Есть дети, с которыми мы договариваемся: будешь ходить в храм через воскресенье; в одно – спишь, отдыхаешь, спортом занимаешься, за город едешь, а во второе – идешь в храм. И дети сдерживают слово. Главное – это с ними договориться, как со взрослыми. Всякий раз, собираясь в храм, объяснять ребенку, что он услышит, знакомить ребенка с тем, какой отрывок из Евангелия будут читать. Нужно, чтобы ребенок шел в храм сознательно, чтобы он хотел что-то услышать, увидеть, почувствовать. К каждому походу в храм ребенка нужно готовить. А родителям – Богу молиться, чтобы к детям пришло желание идти в храм, и всегда быть готовыми к тому, что это желание может исчезнуть. Если это произошло, пугаться не следует. Надо стараться это предусмотреть, привести веские доводы, посоветоваться с другими родителями.

Еще нужно устраивать детям праздники со сверстниками. На Благовещение напечь «жаворнков», устроить викторину. На другой праздник что-то еще приготовить. Хорошо чтобы дети эти праздники организовывали сами. Пусть они узнают и поймут, что у них есть единомышленники и среди сверстников.

Нужно возрождать семейные чтения. Собирается семья, папа берет в руки книгу и читает… «Тараса Бульбу», «Капитанскую дочку», «Дубровского». Можно читать и что-нибудь церковное: из Священной истории, жития святых. Выяснять значение таких слов и выражений как: игольное ушко, давильня виноградная, ископать точило, жернова. Детям это всегда интересно.

Источник: https://vinograd.su/upbringing/detail.php?id=43151

Синодальный отдел по делам молодежи УПЦ

Почему в верующих семьях вырастают атеисты? Нужно ли поощрять ребенка за каждый поход в храм и чем опасна родительская гиперопека? Об этих и других вопросах мы побеседовали со священником Петром Коломейцевым

«Пошел отсюда вон»

– Кажется, сегодня есть все возможности для религиозного воспитания детей: обилие литературы, воскресные школы и кружки в приходах. На верующих уже никто косо не смотрит и не считает их «белыми воронами». Почему же тогда в религиозных семьях вырастают неверующие подростки?

Не нужно настаивать, чтобы у подростка сохранялись прежние формы религиозности, и в храм тащить, чтобы тамон общался со сверстниками родителей, тоже не нужно. Подростку интересна молодежная среда, поэтому идеально, если она формируется при храме.

– Во-первых, существует стихийный подростковый атеизм, когда у ребенка меняются представления о Боге. Детское представление уже не актуально, а взрослых представлений еще не сформировалось.

Подростковый атеизм вполне вписывается в системную перестройку всех взглядов и отношений, которые наблюдаются в подростковом возрасте. В этом ничего особенного нет.

В силу происходящих в этом возрасте перемен подросток стремится к самостоятельности. Ему необходимо общество таких же, как он, чтобы именно в этой среде актуализировать свое представление о вере.

Если родители пытаются удержать подростка, они как будто затягивают его обратно в детство. Его интересуют высокие технологии, а родители ему суют неваляшку и плюшевого зайчика, мол, на тебе – поиграй.

Подростка интересуют проблемы молодежной культуры, ему необходимо увязать ее со своей верой, поэтому говорить о религии с родителями вообще не получается.

Важно

Во-вторых, часто мамы и папы активно выступают против той молодежной среды, которая окружает подростка. Она им кажется заведомо несовместимой с верой. Родители говорят ребенку: ты ходи в церковь, но ни в коем случае не прокалывай себе ноздрю, как Петя.

Перед подростком, который хочет «тусить» в молодежной среде, встает довольно жесткий выбор: либо твоя среда и окружение, либо твоя вера. При этом родители своим авторитетом вынуждают молодежную культуру отвергнуть.

И здесь могут быть два варианта развития событий.

Подросток предпочтет веру, и будет счастливо оставаться в «пенсионерском кружке», или останется со сверстниками, но в таком случае ему будет указано на дверь. А это значит, что родители сами выталкивают подростка из Церкви.

Потому что подросток, как правило, выбирает «пошел вон отсюда» и вынужденно уходит из Церкви. И при этом еще думает, бедный: раз я ирокез себе делаю и пирсингом себя украшаю, значит, и исповедоваться мне больше нельзя…

– Есть и такие приходы, где с ирокезом и пирсингом примут. Проблема в том, что ребенок, у которого возникает конфликт с родителями, решает его через отречение от Бога. Или это не так?

– В том-то и дело, что дистанцирование ребенка от родителей естественно. Оно самой природой предусмотрено, потому что Бог говорит: «Оставь человек отца своего». Та привязанность ребенка к родителям, когда он по каждому поводу кричит «мама», конечно же, не вечная. Она должна в какой-то момент кончиться. Происходит естественный разрыв.

Но родители часто пытаются представить это именно как разрыв с Церковью, а не с ними. Заставляют ребенка считать, что если он, взрослея, «неправильно» себя ведет, то автоматически становится безбожником.

Не стоит забывать и о формирующейся сексуальности подростка. Она движет им, толкает его на более активное и плотное общение с противоположным полом. А ему говорят: раз в тебе есть это, значит, ты перестал верить в Бога. Как это дико!

Ко мне пришла одна дама и спрашивает: «Что мне делать? У меня дочь отпала от Бога». Я спрашиваю: «В церковь не ходит, не причащается?» На это мать говорит: «Нет, наоборот, я хочу, чтобы дочь не ходила в церковь! Но она мало того, что ходит, так еще и причащается». «А почему вы не хотите, чтобы она исповедовалась и в таинствах участвовала?» – интересуюсь я.

«А потому, – говорит мне суровая мать, – что у нее парень есть. Они время вместе проводят.

Кроме того, у нее такая-то прическа, такая-то одежда, она так-то красится… И я считаю, что пока она всем этим не переболела, она не должна даже близко к церкви подходить. А она, представляете, говорит, что еще и исповедуется.

Совет

Я не знаю, как это сделать, но хочу категорически запретить ей ходить в церковь! Потому что она должна жить или церковной жизнью, или нецерковной. Точка».

Я попытался этой женщине объяснить, что Церковь существует, чтобы человек наладил свою жизнь: а совсем не для того, чтобы бросил всё, ушел в монастырь, жил как монах-отшельник. Говорит же апостол: «В каком состоянии призван, в том и служи».

Главное – вот в эту нашу жизнь, со всеми ее проблемами, падениями, передрягами, привнести Бога. Чтобы с Божьей помощью в этой жизни разбираться – что хорошо, что плохо, как просить помощи Божией, как найти правильные ориентиры?

А эта мать требовала, чтобы я запретил ее дочери причащаться и ходить в церковь. Такая максималистская позиция: пусть дочь нахлебается грязи в полный рост. А потом, когда ей всё надоест, когда поймет, что это ни к чему хорошему не привело, когда абортов пару штук сделает, тогда пусть (так уж и быть!) приходит и кается.

Выходит, мама своими руками ребенка из Церкви выпихивает.

Но я знаю историю и похлеще. Два подростка – брат и сестра, которые буквально выросли под подсвечниками, два любимца храма – оказались в трудной ситуации. Роковую роль в их жизни сыграла доминирующая и тоталитарная в суждениях и поступках мать. В итоге у мальчика сформировалось девиантное гомосексуальное поведение, а девочка вообще пристрастилась к наркотикам.

Казалось бы, там, где Бог и Церковь могли бы помочь в переходный для подростков период справиться с проблемами, пока эти проблемы еще были в зачатке, получилось всё наоборот. Мама внушила им, что за всё это они лишаются Церкви и ее помощи. Получается, что Церковь помогает тем, у кого всё исключительно хорошо. А у кого всё плохо – пошли отсюда вон.

Когда любви нет, а есть одни разговоры

– Власть родителя над ребенком близка к безграничной. Подросток – существо зависимое. На вполне законных основаниях родитель диктует ему, как надо поступать, когда ходить в храм, когда нет. Право родителя сказать: не пущу!

– Именно. Получается, что родители сами способствуют уходу ребенка из храма, когда формируют отношение к Церкви, как к награде. Вот если будешь хорошо себя вести, пойдем в парк на каруселях кататься. Будешь хорошим ребенком – отведу в храм причащаться. Не будешь слушаться – накажу, и никакого храма ты не увидишь. Это позиция абсолютно неправильная.

Ведь главное в нашем религиозном воспитании – суметь донести до ребенка понимание того, что Церковь является его ресурсом. Бог – его Помощник и Покровитель. И в Церкви человек получает помощь.

Но многие родители внушают детям одну из двух противоположных установок, причем одинаково неправильных. Первая, что Церковь – это награда за хорошее поведение, прочитанные молитвы и выдержанный пост. Вторая, обратная, установка: будешь себя плохо вести, потащу в церковь на исповедь. К батюшке, как на расправу, чтобы он тебе наподдал как следует.

В одной семье я наблюдал забавную ситуацию. Маленький мальчик, видимо, наслушавшись взрослых разговоров, сделал любопытный вывод.

Обратите внимание

Он как-то обиделся на всех и воскликнул: «А я вот как вырасту, как стану батюшкой, я вас всех заисповедаю!» Понимаете? Он собирался отыграться на всех.

То есть для него уже понятно из контекста, который существует в семье, что к батюшке вызывают на экзекуцию, отправляют на расправу. И та, и другая позиции абсолютно неверные.

Мне кажется, что подросток уходит из Церкви, объявляет себя неверующим именно потому, что как никому другому ему нужна помощь. И если ему сказали, что Церковь не помощник, наоборот, он должен помочь Церкви принять его, то логическая цепочка завершается простым выводом: я здесь лишний.

– Представим, что в семье всё относительно благополучно. Можно ли спрогнозировать, что проблемы рано или поздно возникнут? Есть ли еще какие-то обстоятельства, под воздействием которых подросток не захочет ходить в храм, объявит себя неверующим? В какой период этот конфликт возникает?

– Во-первых, есть явление, которому все возрасты покорны. Это когда слово расходится с делом.

Когда ребенок начинает чувствовать, что за фасадом родительской религиозности существуют абсолютно нерелигиозное поведение и поступки. Когда учат одному, а живут по-другому.

Когда подросток начинает чувствовать фарисейство и лицемерие. Когда понимает, что все разговоры о любви – это лишь разговоры о любви. Всё это однозначно разрушает мир.

Во-вторых, ситуация действительно меняется в тот момент, когда у ребенка появляется значимый для него круг людей, какие-то авторитеты, референтные группы. Когда появляется друг, мнением которого он дорожит, или целая группа людей. Тогда подросток стоит перед мучительным выбором: с кем быть? Неужели с родителями, которые ничего этому новому влиянию противопоставить не могут?

Здесь важно, чтобы родители сумели сформировать у подростка правильное отношение к переменам в его жизни. Привили мысль, что в любой группе можно быть вместе и не растворяться, быть разными. Нашли аргументы и объяснили, что люди сильны своей индивидуальностью. Подросток должен запомнить: не растворяться, иметь свой взгляд на вещи – это ценно, и это ценят!

Но «инаковость», сохранение своей особенности, имеет цену, когда человек не противопоставляет себя другим, не ведет себя к ним враждебно. Это серьезная ювелирная работа – научить ребенка не противопоставлять себя другим и в то же время не быть конформистом.

– Воспитанием занимаются в большинстве своем матери, которые нередко придают чрезмерное значение обрядовой стороне веры. И философские беседы, в том числе о сохранении своего «я», с детьми не ведут. А потом они жалуются, что дети перестали молиться…

Важно

– Конечно, это проблема, кто бы спорил. Но если мы хотим от детей понимания и духовного роста, мы сами должны над собой расти. И, что хорошо, обычно мамам не всё равно, какие у них будут дети. Хорошо, что они вообще над этим задумываются. Это значит, что они, возможно, будут работать над собой.

Очень важно понимать и для себя проговаривать цель религиозного воспитания. Если хочешь, чтобы подросток был христианином, то не надо его заставлять поститься и молиться, как монаха. Важнее взращивать в нем определенные нравственные качества. Если не хочешь, чтобы ребенок стал фарисеем, то и сам не будь таковым.

Чем опасна духовная стерильность

– Вы сказали, что стихийный атеизм – это процесс естественный. Тогда почему родители впадают в панику, когда подросток уходит из Церкви?

– Понятно почему, – потому что он ребенок. Родитель за маленького ребенка целиком и полностью отвечает.

Осознание своей ответственности многих родителей пригибает так, что они всю жизнь не могут от этого освободиться и продолжают относиться к уже взрослым детям как к подчиненным.

Не многие понимают, что с первого дня жизни к ребенку нужно относиться как к самостоятельной личности. И что потихоньку, с каждым новым днем ему необходимо предоставлять всё больше автономии.

Есть такая поговорка «невольник – не богомольник». То есть насильно заставлять молиться и ходить в храм ну никак нельзя. «Ты можешь ходить с нами в храм, мы тебе разрешаем», – так нужно говорить ребенку. Сам глагол «можешь» – он расширяет возможности ребенка, а «должен» – ограничивает.

Вообще, это общие системные ошибки воспитания. Уроки-то нельзя насильно заставлять делать, трудиться нельзя заставлять, потому что иначе сформируете установку, что любой труд – наказание, а праздность – поощрение. Эти системные ошибки из общего воспитания автоматически переходят на воспитание религиозное.

– Но когда ребенок объявляет себя неверующим, он, прежде всего, отрекся от того, что родителям дорого и ценно.

– Поймите, идеалы невозможно навязать. Свои идеалы и ценности можно лишь транслировать.

Знаю, что во многих семьях, где процесс этот происходит без навязывания, без тотального контроля и полного подчинения, дети часто воспринимают не только сами идеалы, но и вкусы родителей, и даже вполне гордятся этим.

Системная ошибка заключена еще и в форме трансляции. Ребенок отпихивается от родителей, а вовсе не от их идеалов. Но получается, что отпихиваясь от родителей, от их диктата, он отпихивается и от всего, что с ними связано.

Я знаю одну девочку, которая ненавидела храм, готова была выплевывать Причастие и воспринимала церковь, как мерзкий старушечий клуб. Ее заставляли переписывать акафисты и молитвословы, которые тогда не издавались. Она как будто работала переписчиком в самиздатской типографии. И всё это для нее было ненавистным, противным.

Совет

Поэтому свою молодость она решила провести по совсем другим правилам. Вопреки. Но потом эта девочка стала одним из выдающихся христианских поэтов, известным искусствоведом, специалистом по иконографии и агиографии, преподавателем в семинарии, человеком, совершенно сознательно принявшим Бога. Это случилось, как только прошло то, от чего она отпихивалась.

И даже в такой чудовищной форме, но она сумела сама себя воспитать, выправить, преодолеть.

Попытки воспитать духовно стерильного человека обречены на провал. Как таковые, и атеизм, и материализм – своего рода религия. Не просто научное мировоззрение, а своеобразная идеология. Ребенок, не принимающий атеистического мировоззрения, ищет духовности. И может найти что угодно.

Попадется на пути интересный кришнаит, он станет кришнаитом. В наше время были кришнаиты, позже появились муниты, другие тоталитарные секты. Попадая туда, подросток оставлял в них всё: и квартиру, и имущество, и душу. А если попадется интересный ваххабит, то через какое-то время своего ребенка вы, возможно, увидите среди шахидов.

Вы же понимаете, что понятие «верующий» может трактоваться максимально широко? Поэтому мы и говорим родителям, что ребенка нужно воспитывать в православной вере хотя бы для того, чтобы он не стал сектантом. Духовная природа человека не терпит пустоты. Душа обязательно должна быть чем-то занята.

Беседовала Дарья Рощеня

Источник: http://sinod-molodost.in.ua/stati/4579-vzglyad-svyashchennika-stoit-li-tashchit-podrostka-v-tserkov.html

Ссылка на основную публикацию