Брак с представителями другой веры у православных

Брак между людьми разной веры – «Ваше все»

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

Мне, как священнику много приходилось слышать вопросов о том, можно ли нам, христианам создавать браки с мусульманами, буддистами или католиками, т.е.

с людьми другой веры? Этот вопрос волнует истинных верующих, которые по-настоящему любят Бога и хотят быть Ему послушными, а также и людей, ещё не познавших воли Бога. Потому как все понимают, что отличие взглядов будут ворошить покой семьи.

Давайте мы сегодня поразмышляем на эту тему.

Я не буду давать рекомендации из плодов своих умозаключений. А свои выводы буду делать на основании первоисточника всего – Библии.

Стоит ли мне заключать брак с иноверцем?

 Вы наверняка слышали такое высказывание: «Ну и что, что они разные по вере. Главное – это любовь и уважение. И тогда всё будет хорошо».

Обратите внимание

Но как показывает практика, такие слова всего лишь являются красивым лозунгом, а на деле далеко всё происходит не так.

Хотя, мы можем видеть и редкие, хорошие примеры, когда муж и жена, прожившие много лет вместе, сохранили свою любовь, не смотря на различия в религиозных взглядах. Но это уже получается, как игра в рулетку: « А вдруг повезёт?».

 Я думаю для людей, не чтущих волю Бога, этот вопрос не будет стоять препятствием для создания такого брака. Потому, что на первое место они ставят свои желания и стремления, нежели волю Бога.

 Но для влюблённых в первую очередь в Бога людей, это решение будет даваться не просто. Иногда воля Бога-Отца не совпадает с нашей, и вот тогда наступает момент истины. Насколько мы верны Тому, Кто дал нам жизнь. Или доверили ли мы свою жизнь в Его руки, а не являемся хозяевами своего счастья.

А что же Бог говорит по этому поводу?

 В Библии и в Коране чётко пишется, что нам нужно создавать семью со своими по вере. Да, и многие об этом знают. Но часто молодые люди не хотят прислушиваться, аргументируя тем, что их любовь безгранична и они не могут жить друг без друга.

 Помолвка – это хороший период, когда желающие вступить в брак могут лучше узнать друг друга. Поскольку у человека есть дух, душа и тело, важно как можно лучше узнать духовный уровень своего избранника. Ведь вы не хотите иметь спутником жизни хамелеона, который для всех посвящённый приверженец своей религии, а дома – хуже неверного, независимо к какой вере он относится.

 Знакомство на духовном уровне чрезвычайно важно, потому что Бог хочет, чтоб у мужа и жены было единство в духе, единство мыслей и целей. И если религиозные ценности пары расходятся, будущее этой семьи будет незащищено от «лаконичных войн».

Если я иду против воли Бога…

 Ну что ж, тогда  и ответ нужно будет держать за себя самому и не ждать помощи у Бога. Насколько бы не любили люди друг друга, через время эта любовь будет испытана всем. И если ваши духовные взгляды расходятся, трудно сохранить мир, потому что каждый убеждён в правильности своего суждения, которое воспитали в нас родители.

Важно

 А самое главное, идти против воли Бога – это грех. И сам грех вводит нас в зону проклятия. Смешно ожидать в таком случае лёгких поворотов судьбы. Жизнь человека становится постоянной борьбой. И даже тогда, когда приходит примирение, и чувства оживают, невидимой стеной стоит между людьми религиозная стена…

Что делать, если я создал семью раньше, чем познал волю Бога?

 Если люди неверующие как с одной стороны, так и с другой стороны, тогда всё намного проще. Религиозные взгляды и убеждения просто не всплывают в обиходе такой семьи. Или как-то более или менее поверхностно.

 Но уже, если вы создали семью не с христианином раньше, нежели пережили встречу с Богом, тогда придётся явить своему супругу всю любовь, которой учит нас Бог.  Не следует категорично отрицать взгляд вашего супруга(и). Ваша половина унаследовала  религиозные приоритеты своих родителей. И их нужно уважать.

 Наоборот, поинтересуйтесь, выслушайте и тогда и вы в ответ сможете объяснить позицию Христа. Нам, как христианам, нужно научиться уважать традиции других народов. И это не значит, что мы предаём Христа. Наоборот, мы являем им любящего и верного Бога.

Случай из жизни.

 Расскажу вам реальную историю одной пары. Когда жена по-настоящему встретилась с Иисусом, её муж был в бешенстве. Он всячески запрещал ей ходить в церковь. Более того, были моменты, что он не сдерживался и во время агрессии бил свою жену.

 В один из дней, он поставил ей ультиматум, когда она собиралась на вечернюю службу. Он сказал, что если она уйдёт в церковь, он не впустит её обратно домой. Так и произошло. Эта женщина осталась ночевать на пороге своего дома в холодную ноябрьскую ночь.

 Но когда муж утром открыл дверь, чтоб выйти из дома на работу, он увидел свою жену. На её лице не было ни тени недовольства, а только настоящая любовь. Она сказала: « Милый, может тебе кофе приготовить?». После этих слов муж упал на колени и покаялся перед великим Богом. После этого он стал великим служителем, и Бог его  использовал в служении людям.

 Дорогие мои, нет ни чего невозможно для Бога. И даже наши ошибки и неудачи Он способен превратить в победу. Только будьте к этому готовы. Дарите свою любовь своим ближним и тогда все преграды будут удалены.

Источник: http://www.vashevse.ru/2010-03-02-09-39-02/2011-08-03-10-59-49/8353

Особенности и проблемы межконфессиональных браков в современном мире

Конфессия — особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения. Это объединение верующих людей, которые придерживаются данного вероисповедания.

Может ли верующий человек создать семью с представителем другой конфессии? Этот вопрос волнует многих христиан.

Им нужно знать, может ли межконфессиональная пара рассчитывать на венчание в церкви и благословение. В этом вопросе есть свои тонкости. Не нужно забывать, что каждая религия имеет характерные особенности. Это нужно учитывать при выборе партнера.

Межконфессиональные браки: что это такое?

Межконфессиональный брак — союз, заключаемый между мужчиной и женщиной, которые принадлежат к разным конфессиям. Такие взаимоотношения невозможны, если помимо телесной гармонии у них нет духовного единства.

Общность в духовном плане приводит к особой близости между влюбленными. Она не стареет, а только укрепляется с годами.

Если ее основой считается приверженность обоих супругов Исламу, то это помогает мужу и жене значительно быстрее преодолевать все возникающие разногласия по тем или иным важным вопросам.

Мусульманская религия — руководство, к которому необходимо обращаться во всех ситуациях повседневной жизни. Согласно Корану, вера превосходит социальное происхождение человека. Это касается и вопросов брачных союзов.

Совет

Примечательно, но Ислам не выступает против так называемых смешанных браков. То есть тех союзов, которые заключаются между представителями разных социальных слоев или национальностей. Тем не менее, относительно брачных отношений между людьми, принадлежащими к разным религиям, существуют определенные правила.

Союз между мусульманином (мусульманкой) и многобожницей (многобожником) строго запрещен. На сегодняшний день к многобожникам причисляют неверующих, агностиков, а также представителей всех вероисповеданий, кроме трех религий — Иудаизма, Христианства и Ислама.

Следует обратить внимание на брак мусульманина с иудейкой или христианкой. Он возможен только при определенных условиях.

Мужчинам, исповедующим Ислам, позволено вступать в брак только с целомудренными женщинами, принадлежащими к таким религиям, как Иудаизм и Христианство.

А вот мусульманкам категорически запрещено вступать в официальные отношения с представителями других конфессий.

Возможна ли гармония в межрелигиозном браке?

Приблизительно половина населения России не одобрила бы брак своих детей с человеком, который исповедует другую религию. Примерно 30% людей выступает категорически против межнационального брака.

Большинство граждан РФ не смущает разница в возрасте, образовании и доходах при выборе партнера. Разную этническую принадлежность не одобряет треть всех опрошенных людей. Примерно половина всех лиц, принявших участие в опросе, не верит в благополучие пары и будущей семьи, в которой муж и жена придерживаются совершенно противоположных религиозных взглядов.

Респонденты достаточно нейтрально относятся к несовпадению образовательного уровня супругов (55%). Аналогичная ситуация обстоит с тем, что один из будущих супругов ранее состоял в законном браке (50% не против этого). А вот 30% всех опрошенных негативно относится к разведенным мужчинам и женщинам.

Половина респондентов совершенно спокойно относится к тому, что у возлюбленного есть дети от предыдущих отношений. А вот 32% не вступят в брак с таким человеком. Что касается людей, которые родом из другой страны, то половину опрошенных это не смущает, а 30% видит в этом серьезную проблему.

В России примерно половина населения считает, что неважно, откуда человек, какое у него образование, есть ли дети — главное, чувства влюбленных людей. Если мужчина и женщина искренне любят друг друга и хотят оформить отношения официально, то не стоит им препятствовать.

Разные вероисповедание и национальная принадлежность никогда не были препятствием настоящим чувствам. Тем не менее, многих людей смущает принадлежность возлюбленного (возлюбленной) к другой конфессии.

У истинно верующих людей убеждения очень последовательны. Если возникнут разногласия относительно исповедуемой религии, то в будущем возможны серьезные трения. Вероятнее всего, неодобрение межконфессиональных браков у большинства респондентов связано с личным жизненным опытом.

Различное вероисповедание действительно может добавить множество проблем в семейную жизнь. Это касается всех сфер взаимоотношений.

Межконфессиональный брак — личный выбор конкретного человека. Никто не имеет права запретить ему оформить отношения с лицом, принадлежащим к другой конфессии. Истинно верующего человека его религия сопровождает на протяжении всей жизни.

Обратите внимание

Именно поэтому он старается создать семью с тем, кто разделяет его взгляды. Мужчина (женщина), исповедующий ту или иную религию, понимает, что если вторая половинка будет принадлежать к другой конфессии, то это негативно скажется на взаимоотношениях в семье.

Постоянно будут возникать серьезные разногласия. Это касается не только общения с родственниками и близкими членами семьи, но и воспитания детей.

В нашем государстве приблизительно 80% людей относят себя к православной вере. Причем, из них только единицы постоянно ходят в храмы и живут истинно православной жизнью. В каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход.

Важно обратить внимание, что венчаются не так уж и много пар. Согласно статистике, церковный брак распадается чаще, чем когда верующие супруги предпочитают связывать себя законным браком. В последнем случае возлюбленные живут вместе на протяжении долгих лет.

Чем опасно супружество между людьми с разными религиозными взглядами?

Люди, принадлежащие к разным вероисповеданиям, могут столкнуться с проблемами ведения хозяйства, воспитания детей. Им придется мириться с привычками друг друга. Как правило, в большинстве случаев, такие союзы распадаются.

Представители разных конфессий не могут смириться с противоположными взглядами партнера. Если девушка, исповедующая православие, выходит замуж за мусульманина, то рано или поздно появятся вопросы, касающиеся воспитания детей.

На этой почве могут возникать конфликты. Вступая в брак, женщина должна понимать, что мусульманин будет растить собственных детей с требованиями своей веры. Супруга не должна препятствовать мужу в выполнении данной обязанности.

Добиться этого будет непросто, так как, вероятнее всего, в вопросах вероисповедания дети пожелают следовать примеру матери, а не отца. Жена человека, исповедующего Ислам, должна знать, какие требования к внешнему виду предъявляет данная религия. Она обязательно должна уважать их.

Супруге мусульманина следует одеваться очень скромно. Здесь снова возникает проблема с детьми: вполне логично, что девочка захочет подражать своей матери и одеваться аналогично. Об этом нельзя забывать.

Это для верующего человека совершенно неприемлемо. На данный момент христиане используют свинину и другие запрещенные для мусульман продукты питания для приготовления пищи. Как правило, в доме приготовлением пищи занимается супруга.

Важно

Она должна знать и следовать основным правилам Ислама в данной сфере. Общение с родственниками супруги может стать серьезной проблемой для мужа. Они будут приглашать новоиспеченную семью на застолья, где подается запрещенная еда и спиртные напитки.

И если, к примеру, супруга ест свинину и дети тоже захотят ее попробовать, то будет очень непросто отговорить их от этого. Такие мелочи рано или поздно приведут к разводу.

Отношение церкви

В соответствии с древними предписаниями церковь и по сей день не венчает людей, которые принадлежат к разным конфессиям. Тем не менее, она признает такой брак законным.

Межконфессиональная семья не сможет найти баланс между двумя совершенно противоположными религиями.

Регулярно будут назревать конфликты из-за обрядов, традиций, разделения обязанностей и финансов, касательно воспитания детей и проведения воскресенья.

Серьезные разногласия могут возникать даже у представителей одного направления, не говоря уже о разных.

Православная церковь благословляет брак с представителем другой конфессии. Но предупреждает, что новоиспеченные супруги могут не выдержать ссор, скандалов и разногласий в семье на почве веры.

В каждой церкви, независимо от религии, существует свой порядок.

Если влюбленные парень и девушка, принадлежащие к разным конфессиям, решили заключить брак, то они должны сообщить о данном решении своим родителям.

После получения благословения необходимо поговорить со своим пастором. Далее необходимо определиться, к какой церкви будут принадлежать будущие супруги. Обычно жена идет за мужем, но нередко бывают исключения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва , Санкт-Петербург или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/brak/mezhkonfessionalnyie.html

Замуж за протестанта?

Остаются ли браки на небесах? Можно ли вступать в брак с разведенной? Как Церковь относится к межконфессиональным бракам? Можно ли венчаться в двух конфессиях?

На эти и другие вопросы отвечает митрополит Иларион (Алфеев) в выпуске телепередачи “Церковь и мир“. Соведущий митрополита Илариона – Иван Семенов.

У наших зрителей много вопросов про венчание и вступление в брак. Вот, например, Лидия из города Ишим спрашивает: “Здравствуйте. Мне 19 лет. Я замужем, детей пока нет. Мы с мужем в дальнейшем хотим повенчаться. Я задумалась: а будем ли мы с ним потом вместе на небесах?”

Брачный союз заключается не на какой-то промежуток времени, а на всю человеческую жизнь. А человеческая жизнь не прекращается со смертью. Священное Писание не говорит нам прямо о том, сохраняются ли браки на небесах. Господь сказал нам, что в Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж.

Но он и не сказал нам, что в Царствии Небесном разводятся. И в этом смысле я думаю и само чинопоследование таинства венчания свидетельствует о том, что брак заключается на всю жизнь, включая и последующую вечность.

То есть те супружеские узы, которые создаются на земле, в какой-то форме будут сохраняться и в вечности.

Совет

Конечно, когда молодые люди вступают в полноценный брак, предполагается, что они будут вместе раз и навсегда.

Вот какой вопрос задает наша зрительница Екатерина: “Как же можно по-настоящему любить другого человека как самого себя, если ты и сам себя по-настоящему любить не умеешь?”

Когда Господь говорит, что надо любить других людей так, как мы любим самих себя, то это, конечно, метафора. Потому что, как правило, человек любит себя, даже если он этого не осознает. Он бережно относится к своему телу, бережно относится к своим вещам, он болезненно воспринимает какие-то нападки на себя со стороны других людей.

Это естественно для человека, даже если он собой не доволен, если относится к себе критически, даже если не любит себя физически. То есть недоволен тем физическим телом, которым он обладает. Здесь уже речь идет о каких-то психологических и нравственных аспектах.

Но когда Господь призывает нас любить других, как самих себя, то это на самом деле очень простой призыв воспринимать горе другого человека как свое собственное. Воспринимать радость другого человека как свою собственную.

Читайте также:  Православная церковь об аутизме: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Умей с другим человеком разделить его жизнь так, как будто это твоя жизнь.

Если говорить о семейной жизни, то в Священном Писании есть такой сильный образ: тело мужа принадлежит жене, тело жены принадлежит мужу, и люди становятся совсем одной плотью.

Таким образом, все и страдания, и переживания, и радости должны быть совершенно общими.

Как людям, которые стремятся заключить христианский, по-настоящему духовный брак, приблизиться к этому идеалу? Ведь весь мир, на самом деле, противоречит этому?

Надо сказать, что христианский брак предполагает не только эмоциональный союз друг с другом, но и физическую близость. Если кто-то говорит, что Церковь выступает против супружеской близости, то это не соответствует действительности.

Брачный союз предполагает,что супруги будут едины в духе, едины плотью, и вся их жизнь будет общей. Почему христианство называет брак таинством? Это таинственный союз, и человеческими категориями его трудно объяснить.

Почему два человека настолько привязываются друг к другу, что им жизнь не мила друг без друга, что они все хотят делать вместе. Вот в этом тайна супружеского союза и супружеской верности.

Обратите внимание

А ещё одна тайна супружеского союза заключается в том, что это союз, который имеет потенциал роста. Очень часто бывает, что такой союз заключается на основе влечения, даже, может быть, физического влечения. И вот эта внешняя привлекательность становится основным фактором.

Но так не может продолжаться вечно. Люди стареют. Причем, стареют оба супруга. Может быть, один чуть быстрее, а другой медленнее, но это старение идет одновременно. И элемент полового влечения перестает быть преобладающим. Начинают действовать какие-то другие факторы.

И этими факторами как раз является совместная жизнь, способность разделять радости и горести друг друга и, что очень важно, совместное воспитание детей.

 Дети как раз и являются тем цементирующим элементом, который позволяет брачному союзу не только сохраняться, но и приобретать все новые и новые характерные черты.

Интересно, что в Евангелии с темой брака связан рассказ о чуде в Кане Галилейской. Это первое чудо Христа. Когда на браке недоставало вина, и Он превратил воду в вино. Это в христианской традиции воспринимается как один из символов того, что в браке будни человеческой жизни превращаются в постоянный праздник, потому что два человека постоянно открывают друг друга по-новому.

Вопрос по поводу брака и претворения воды в вино. Спрашивает Константин: “Хочу создать семью со своей любимой девушкой. У нее есть незамужняя сестра. Есть поверье, что младшим нельзя жениться или выходить замуж раньше старших. Так ли это? Мне очень важно это знать”.

Нет, это не так. Наш зритель может совершенно спокойно жениться на любимой девушке, не думая о том, что произойдет с её старшей сестрой.

Спрашивает Денис: “Я православный, пою в хоре. Встретил девушку на приходе, мы с ней хотим обвенчаться. Но она уже однажды была замужем. Духовник, когда мы его спрашиваем благословения на брак, от ответа уклоняется. Как нам быть?”

Я думаю, что решение о вступлении в брак должен принимать не духовник, а те люди, которые собираются заключать брак.

С духовником можно советоваться, как с более опытным, или более старшим человеком, и который от лица Церкви может дать оценку той ситуации, в которой оказались молодые люди. Но все же, решение должны принимать они.

Важно

Нет никаких препятствий для того,чтобы молодой человек мог вступить в брак с женщиной, которая была замужем, а теперь разведена. Препятствие может возникнуть только в том случае, если такой человек захочет стать священником.

Надо понимать, что брак с женщиной, которая уже была замужем, является препятствием для принятия канонического сана. То есть человек, который женится на разведённой, уже не может, согласно нормам, становиться священнослужителем. Но если такой установки нет, то тогда, конечно, может жениться.

Спрашивает Александра из города Петрозаводска: “Мы с мужем недавно расписались, но еще не обвенчались. Перед росписью наши мамы благословили нас на брак с помощью икон. Скажите, пожалуйста, что дает родительское благословение и как оно помогает в жизни и семье?”

Родительское благословение является важным дополняющим фактором к решению молодых людей вступить в брак. Прежде всего, родительское благословение свидетельствует о том, что, вступив в брак, они будут по-прежнему получать поддержку своих родителей. А эта поддержка очень важна.

Она важна не только на этапе детства и юности, но и во взрослом возрасте. Конечно, отсутствие родительского благословения не является непреодолимым препятствием для заключения брака. Но наличие такого благословения очень важно и является, безусловно, очень положительным фактором.

Спрашивает Александр из города Калининград. “Мой отец крестил мальчика. У этого мальчика есть сестра, которую я полюбил. Я хочу на ней жениться. Сможем ли мы с ней создать христианскую семью и обвенчаться? Не считается ли она мне сестрой по духу?”

Нет, она не считается сестрой по духу, и вполне можно заключить брак с такой девушкой.

Спрашивает иеромонах Филипп: “Мне задали вопрос, на который я не смог найти ответ. Помогите, пожалуйста. Почему Церковь совершает венчание в среду и пятницу? Ведь это же постные дни, а в пост венчаться не положено”.

Потому что, с точки зрения Церкви, сутки начинаются с вечера, и за венчанием следует ночь, когда супруги вступают в близость. Так вот, не венчают накануне постных дней, потому что постный день начинается с предыдущего вечера, то есть с вечера вторника и с вечера четверга. А венчают в постный день, потому что следующий день начинается с вечера постного дня.

Давайте посмотрим материал, который подготовили наши корреспонденты, о возможностях и сложностях межрелигиозного брака:

Анна: Мы считали, что это невозможно, что мы никогда не поженимся, поэтому мы просто дружили, ходили в походы, общались, разговаривали.

Анна и Петр познакомились 15 лет назад. Понравились друг другу с первого взгляда. Но запрещали себе даже думать о чем-либо, кроме дружбы.  Были уверены, что создать семью у них не получится.

Ведь оба хотели, чтобы их союз был освящен в церкви. Только вот как быть, если Церкви – разные? Анна – православная. Петр – баптист. Переходить в другую конфессию никому не хотелось.

Но расставаться хотелось еще меньше.

Петр: Если бы меня запретили в служении или у Ани были какие-то церковные проблемы – если бы ее отлучили из-за этого – то тогда бы мы не женились. Должно быть очень много факторов, которые помогают быть вместе – и личные, и факторы общин должны быть такими, чтобы это позволяли. В среднестатистическом случае было бы гораздо хуже, как я это вижу.

Совет

После бесед со священниками обеих конфессий молодые люди поняли, что такой брак возможен. Главное – договориться друг с другом.

Для Петра принципиальным вопросом было крещение детей в сознательном возрасте. Для Анны – венчание по православному обряду.

Но если в первом случае невесте достаточно было пойти на компромисс, то во втором согласия жениха было недостаточно. Пришлось просить разрешения у Патриарха.

Теперь это главная реликвия семьи Нейманов – письмо из канцелярии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с благословением на их венчание в православном храме.

Тима и Паша пока только учат молитвы. А те, что выучили, читают в двух церквах. Вместе готовились отмечать самый светлых христианский праздник – Пасху. У их родителей он общий. В России баптисты обычно отмечают Пасху вместе с православными.

Церковь относится к таким союзам сдержанно и призывает своих чад по возможность вступать в брак с представителями своей религиозной конфессии.

Потому что религиозная идентичность – это очень важный фактор прочности семейного союза.

Если религиозные верования разные и каждый относится очень серьезно к своей религии, то это может стать постоянным источником споров, конфликтов и даже привести к разводу.

Кроме того, надо понимать, что Православная Церковь может обвенчать человека, если он женится на католичке или лютеранке: представителе иной христианской конфессии. Но она не может повенчать его с представителем иной религии. То есть, вступая в брак с мусульманином, эта женщина должна понимать, что этот брак не будет освещен таинством венчания.

И кроме того, здесь есть очень важный вопрос – как будут воспитываться дети.

Обратите внимание

С точки зрения Православной Церкви, дети православного супруга или супруги, даже если другое лицо в браке принадлежит к иной конфессии, должны воспитываться в православной вере.

И это – одно из условий, на которых Церковь может повенчать православного с лютеранкой или католичкой. В случае с вступлением в брак с мусульманином, такое невозможно.

Владыка, Вы предвосхитили ответ на вопрос одной из наших зрительниц. Он немного сложнее. Пишет Ольга: “Я православная и планирую вступить в брак с исландским лютеранином.

Мой будущий супруг согласен принять Православие и венчаться в православной церкви. Но вся его семья и дорогие ему люди – лютеране.

Могу ли я пойти ему навстречу и венчаться в исландской лютеранской церкви, а после его перехода в Православие и в православной в России?”

В принципе, такое не возбраняется, но если у него есть твердое намерение принять православие, то, наверное, самый естественный путь для него – принять православие и потом венчаться в православной церкви. А родственников пригласить на венчание.

Дорогие братья и сестры, в завершение этой передачи я хотел бы процитировать слова апостола Павла. «Посему, оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей. И будут двое – одна плоть»

Расшифровка текста – портал “Православие и мир”.

Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit-ilarion-o-mezhkonfessionalnyx-brakax/

Размышления по поводу браков православных с иноверцами!

knyazkir

Много, даже возможно слишком много в последнее время разговоров и дискуссий среди православного сообщества на тему того, может или нет, имеет право или нет, сочетаться в браке с представителями других верований и конфессий. 

С одной стороны вопрос давно уже определенный для Церкви, есть установленные правила и определения, есть история взаимоотношений, есть опыт подобных браков.

Важно

С другой стороны, популярность подобной тематики, страсти которые возникают на этой почве, показывают, что существует либо не правильное понимание многих постулатов церковной православной жизни, либо же отсутствие даже минимальных знаний по этому вопросу.

Не могут не удивлять разнообразные высказывания по данному вопросу различных представителей православия, от мирян, до богословов и священнослужителей. Особенно, конечно же, поражают некоторые высказывания мирян, причем людей исповедующих и искренне исповедующих христианскую веру. Сколько бывает озлобленных выражений, сколько обвиняющих и сколько невероятно агрессивных.

Уже давно понятие «иноверец» – стало восприниматься как своеобразное ругательство, как слово, которое означает не человека исповедующего другую веру, а как оскорбление человека.

РПЦ уже официально высказалась по этому поводу. Основная позиция по данному вопросу определена РПЦ в двух основных ее официальных документах:

 – Основы социальной концепции Русской Православной Церкви;

 – Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию.

            Вот одна из выдержек из Основ социальной концепции:

            «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1.

2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор.

7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения».

            Как видно, что одним из главных признаков «подлинно христианского и церковного брака» является наличие «общности веры супругов».  Я лично вполне согласен ,что когда двух людей объединяет не только любовь, совместные увлечения, но еще и единая вера – это намного лучше.

            Поэтому каждый для себя должен сам определить, что он хочет, что он может, и на что он готов пойти.

Когда человек категорично заявляет  – «Я считаю» – можно и должно уважительно относится к его мнению, так как каждый человек имеет один из даров Господа – свободу воли.

Но когда человек заявляет – «Я никогда не сделаю», это уже как минимум настораживает, ибо никому не дано знать Божью волю и те возможные ситуации в которых человек может оказаться в своей земной жизни.

Совет

            Исходя из публикующихся по данной теме сообщениям, очень много возникает вопросов. Мне например показалось, что уже как то сразу исчез одни из смыслов темы – о том, что мы говорим о браке по любви. Да наверное каждый православный хотел бы, чтобы его супругой (супругом) стал человек разделяющий с ним его вероисповедание.

Но как поступить в ситуации, если так случится, что встретишь человека и полюбишь его, но он окажется иноверцем или инославцем? Здесь уже были озвучены слова – что вера прежде всего, что путь к Богу прежде всего и не присоединиться к ним нельзя.

Но кто сказал что брак с иноверцем разрушит твою веру?  Почему мы сразу говорим о том, что вступая в брак с представителем других религиозных конфессий мы можем утратить свою веру? Это уже больше похоже на сомнения в своей вере, если человек боится ее потерять.

А может быть наоборот, брак с иноверцем приведет к тому, что впоследствии он станет православным??? Почему такой вариант так редко рассматривается? Кто может однозначно ответить, что православный в браке с иноверцем окажется слабее его в вере??? Может быть это и есть твой путь, войдя в брак в иноверцем привести его к истинной вере??? Лично я не могу категорично ответить ни на один из вышеуказанных вопросов. Но знаю одно  – когда Господь наш Иисус Христос оставлял нам свою заповедь – «Любите ближнего своего как самого себя», он не делал никаких при этом оговорок, типа того, что тех любить можно, а этих нельзя.

            На мой взгляд брак с иноверцем возможен но при определенных условиях:

1.      Сразу установить  и предупредить, что вера выше личного счастья, и что в случае если будут нападки или даже попытки помешать верить (совратить с веры, увести на другой путь) – то это будет означать развод.

2.      Обязательным условием должно являться крещение детей в православную веру.

3.      И конечно обязательным условием должно быть уважительное отношение к вере со стороны иноверного супруга (супруги).

Все эти основные условия можно определить одним лишь словом – супруги должны действительно любить друг друга, и тогда различия в вере не станет для их брака препятствием, а возможно наоборот спасет их.

            Ну и в конце еще несколько выдержек официальных документов РПЦ:

Из социальной концепции:

1.      «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве.

Обратите внимание

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».

Основные принципы отношения РПЦ к инославию:

  1. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа (Мф. 28, 19–20; Мк. 16, 15; Деян. 1, 8).
  2. Православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие ― это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских.
  3. Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Православные христиане должны ясно осознавать, что сохраняемая и исповедуемая ими вера имеет вселенский, универсальный характер. Церковь не только призвана учить своих чад, но и свидетельствовать тем, кто покинул ее, об истине. «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10.14). Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3.9).
  4. Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных.
Читайте также:  Чем отличается новый завет от ветхого?

Источник: https://knyazkir.livejournal.com/1036.html

Браки с людьми чужой веры

Вопреки мнению многих людей — Слово Божие, и постановления Православной Церкви однозначно осуждают и СТРОГО — ЗАПРЕЩАЮТ браки между — Православными христианами — и Иноверцами и Сектантами.

Если посмотрим на Священное Писание, то увидим, что практически на протяжении всей священной истории Господь — строго ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ от СМЕШЕНИЯ — Верных Ему людей с теми, — кто НЕ ИСПОЛНЯЕТ и не признаёт Его волю.

Уже на заре мира произошла величайшая катастрофа Всемирного Потопа, вызванная тем, что «Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть» (Быт. 6, 2 — 3).

Традиционное толкование говорит, что сыны Божии — это потомки Сифа, ВЕРНЫЕ Господу, а дочери человеческие – Каинитки – это потомки Каина – который Отвергся Господа, — и потому СМЕШЕНИЕ этих двух родов — ПРИВЕЛО к ГИБЕЛИ древний мир.

Закон Божий зафиксировал письменно эту норму: «Не бери из дочерей их жен сынам своим и дочерей своих – НЕ ДАВАЙ в замужество, дабы дочери их, БЛУДОДЕЙСТВУЯ вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в Блужение вслед богов своих» (Исх. 34, 16). И «тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7, 4). И, действительно, эта угроза настигала всех, кто НАРУШАЛ Завет Господа.

Слово Божие называет СМЕШАННЫЕ браки — «ВЕЛИКИМ злом, Грехом перед Богом» (Неем. 13, 27), «Беззаконием и виной, выросшей до небес» (1 Езд. 9, 6). Прор.

Малахия провозглашает: «Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери — чужого бога».

«У того, кто делает это, — истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего и приносящего жертву Господу Саваофу» (Мал. 2, 11-12).

Важно

Вот почему, в следствии исполнения этого сурового Проклятия Божия — ДЕТИ у таких преступников и преступниц — СТАНОВЯТСЯ безбожниками, непорядочными, дурными людьми и часто погибают. Не Благословляет Господь — СМЕШАННЫЕ браки с Иноверцами и детей в таких грешных семьях – и счастья таким людям – НЕ ДАЁТ!

Когда наступил Новый Завет, закон Моисея был превзойден — Благодатью Евангелия: тем не менее, это Повеление Господа — осталось в СИЛЕ. Апостольский Собор в Иерусалиме заповедал обращённым из язычников воздерживаться — от БЛУДА (Деян. 15, 29). Далее апостол Павел, разрешая жене выходить второй раз замуж, добавляет — «Только в Господе» (1 Кор. 7, 39).

Для христиан всегда была понятной — НЕВОЗМОЖНОСТЬ вступать в брак с людьми ЧУЖОЙ веры, и это исполнялось неукоснительно, несмотря на то, что общины христиан были очень малы. Так свмч.

Игнатий Богоносец пишет: «Скажите моим сестрам, чтобы они любили Господа и были довольны своими мужьями по плоти и по духу.

Так же предпишите и моим братьям во имя Иисуса Христа «любить своих жен как Господь Иисус Христос любит Церковь»… Хорошо мужчинам и женщинам, вступающим в брак, делать это с благословения епископа, так чтобы брак был по Господу, а не по похоти, как может быть брак там, где — НЕТ согласия веры».

Данное учение прямо высказано Православной Церковью устами Вселенских Соборов. 14 правило IV Вселенского Собора накладывает Епитимью на тех православных людей, которые вступают в брак с Иноверными или отдают своих детей — в такой Грешный брак. В согласии с толкованием еп. Никодима (Милаша) наказание это – низложение.

Еще более ярко и без возможности каких-либо перетолкований изложено отношение Церкви к данному вопросу в 72 правиле VI Вселенского Собора. Оно гласит: «Недостоит мужу православному — с женою ЕРЕТИЧЕСКОЮ браком совокуплятися, ни Православной жене — с мужем ЕРЕТИКОМ сочетаватися.

Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать — нетвердым, и незаконное сожитие расторгать. (1 Кор. 7, 14)».

Совет

Такая же норма действовала и в России до революции 1917 года. По Российскому закону, «Русским подданным Православного исповедания брак с НЕХРИСТИАНАМИ — полностью ЗАПРЕЩАЕТСЯ», и такой Брачный союз признавался — «НЕЗАКОННЫМ и БЛУДНЫМ».

Поэтому Бог и Его Православная Церковь категорически — ЗАПРЕЩАЮТ вступать православным христианам — в БРАЧНЫЙ союз — с НЕХРИСТИАНАМИ и Сектантами. И это не удивительно. Ведь в браке двое становятся одной плотью, а как он может быть счастливым, если один из супругов верит в Триединого Бога любви, а другой иноверец – ЕРЕТИК подпавший под власть диавола.

Между русскими, украинцами и белорусами и другими православными людьми — получаются хорошие семьи, с людьми же других национальностей — нормальные семьи складываются очень редко, практически как исключение, в большинстве случаев такие семьи — не получаются.

Причина этому простая – Русские люди и люди другой национальности — очень разные между собой, и различия эти существенны: это народные черты характера, обычаи, традиции, а главное — ВЕРА. Мы русские — люди Православные и только по этой причине русские люди – НЕ МОГУТ создать хорошие семьи и нормально жить — с людьми другой веры и национальности.

И потом, как можно встречаться с кавказцами мусульманами и выходить за них замуж, если мы знаем, как эти народы обижают русских людей? Ведь это Предательство своего народа! Какие могут быть семьи с китайцами, если мы знаем, что Китай тихой цапой пытается захватить нашу страну? Что, примера Косова, когда албанцы, которых гостеприимные сербы пустили пожить к себе – потом убивали и грабили сербов и изгнали их со своей земли уже недостаточно?

В последние годы из-за того, что в России бизнесмены и чиновники — в погоне за большой Прибылью стали приглашать и завозить на различные работы в огромном количестве мигрантов мусульман из республик средней Азии: Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, многие русские женщины и девушки — НАЧАЛИ знакомиться и выходить за мусульман замуж.

Проблема состоит в том, что мусульмане — ТРЕБУЮТ, чтобы Русские женщины выходя за них замуж – ПРИНИМАЛИ их веру ислам и фактически насильно их ПРИНУЖДАЮТ – ПРИНИМАТЬ ислам.

В этом — большая Опасность для Православия и для Русского народа.

И конечно же для русских женщин, потому что выходя замуж и принимая ислам они совершенно ничего не знают о том, что это за вера и какую опасность она — несёт для них и для их души, для их будущих детей.

Священник Даниил Сысоев, которого мусульмане убили прямо в церкви за его книги об исламе, в книге «Брак с мусульманином» подробно рассказал о страшной опасности принятия ислама.

Обратите внимание

Так вот он говорит, что вера мусульманская от диавола и все мусульмане попадают в конце жизни в Ад.

Дети в браках русских, православных людей с мусульманами — рождаются Умственно Отсталыми, а главное, в них много злобы и лукавства и нет доброты. Так Бог наказывает неверных — непослушных Ему людей.

Русские женщины ПРИНИМАЯ ислам – сами добровольно ОТДАЮТ свои души диаволу, и в конце жизни их и их детей — ждёт Ад. Отречение от Православия – это ИЗМЕНА Богу!

Русские женщины выходя замуж за мусульман фактически — становятся РАБЫНЯМИ, у них НЕТ никаких прав – жена полностью принадлежит мужу, и он, что хочет, то с ней и делает. Жена становится его собственностью, ВЕЩЬЮ — и он ИМЕЕТ право — её БИТЬ.

Коран призывает мужей мусульман – строго, безжалостно НАКАЗЫВАТЬ своих жён в случае их НЕПОВИНОВЕНИЯ и НЕСОГЛАСИЯ, или просто в целях улучшения характера.

В Коране сказано, что «Бог ВОЗВЫСИЛ мужчин по их существу над женщинами, а кроме того мужья выплачивают брачное приданое.

Мусульманский бог аллах говорит мужьям мусульманам как надо относиться к своим женам — «Браните их, ЗАПУГИВАЙТЕ их, когда не слушаются… — БЕЙТЕ жён своих». (Коран 4,38; 4, 34). Вот какая добрая и человеколюбивая религия ислам!

А Православная вера наоборот, — ТРЕБУЕТ от мужей УВАЖЕНИЯ к женщине, и Закон Божий — ЗАПРЕЩАЕТ грубо относиться к жене и БИТЬ её! Бог ПОВЕЛИВАЕТ мужьям – БЕРЕЧЬ своих жен, помогать им и заботиться о них! Вот, что такое Православие!

Важно

Жена мусульманина без разрешения мужа — НЕ ИМЕЕТ права отлучаться из дома. Жена – НЕ ИМЕЕТ права заниматься профессиональной деятельностью.

Выйдя замуж за мусульманина, жена ни в коем случае — НЕ ДОЛЖНА ЖДАТЬ И ТРЕБОВАТЬ от своего мужа — супружеской ВЕРНОСТИ.

Муж мусульманин имеет право иметь до четырех жен, а также заключать — «Временные браки» сроком от 1 часа до года (так — ОПРАВДЫВАЕТСЯ БЛУД и проституция).

Вот причина, почему все гастарбайтеры мусульмане так спокойно изменяют своим женам и детям — вступая в блудные связи с русским женщинами и девушками и предлагают им выходить за себя замуж. Вот о чём написал своей книге священник Даниил Сысоев.

Русские люди не знают Главного — мусульманская религия – ПООЩРЯЕТ — РАЗВИТИЕ ПЕДОФИЛИИ, одного из самых мерзких, поганых Грехов. В мусульманских странах принято — насилие детей: мальчиков и девочек, в первую очередь, детей неверных, то есть не мусульман. Вот, что пишет об этом, один из главных и уважаемых Идеологов ислама Иранский лидер и глава ислама Аятолла Хоймени.

Аятолла Хоймени.

«Для получения Полового удовлетворения мужчина может — Использовать ребёнка женского пола, в том числе и грудного.

Однако же он — не должен лишать ребенка девственности (Какие право «Заботливые мусульмане», как они детей-то любят и берегут!) – допустима только Содомия, если мужчина — лишит девочку девственности, тогда на него ляжет Ответственность на пожизненное содержание девочки, которая однако не может считаться одной из его четырех жён. Он также не праве жениться на её сестрах.

Для девочки лучше, чтобы менструации у неё начались тогда, когда она живёт с мужем, а не с отцом. Тот отец, который сделает свою дочь — своей женой в столь юном возрасте – получит место в Раю.

Из книги Аятоллы Хоймени. Том четвертый. Издательство Darol Elm Иран. 1990 г.

Источник: http://bestwedd.ru/index-19.html

Возможен ли брак православной девушки с иноверцем?

Протоиерей Максим Козлов

Добрый день, дорогие наши посетители!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы разберем следующие вопросы:

Может ли православная девушка встречаться с иудеем?

Выходить ли православной христианке, полюбившей мусульманина, за него замуж?

И правы ли те, кто считает, что брак русской девушки с негром невозможен?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Конечно, может. Почему же нет? Но встречаться с целью создать супружеский союз лучше не надо. Если твой избранник не снимает кипу, ходит с пейсами и бьется головой о Стену плача, то какое тут может быть упование на единый благословимый Церковью супружеский союз?

Другое дело, если речь идет о еврее, который был рожден в иудейской семье, но убежденным иудеем не является и принадлежность именно к этому вероучению для него просто факт национальной принадлежности, и который по душе хороший и искренний человек, поэтому у его избранницы есть надежда, что через какое-то время он может обратиться из иудаизма в христианство, вот тогда, со всеми этими оговорками, создание семьи, как малой Церкви, думаю, возможно. Но и тут должно быть выполнено непременное условие: прежде в ограду Церкви, а затем уже планы о будущем супружеском союзе. И никак не наоборот: мол, после свадьбы жена потихонечку будет воцерковлять своего мужа.

 — Выходить ли православной христианке, полюбившей мусульманина, за него замуж?

— Сказать что-то утешительное или легко разрешающее эту жизненную ситуацию, невозможно. Путь для православной христианки может быть, безусловно, один: нахождение единства в вере до брака с мусульманином, а не иллюзия или фантазийная уповательность, что он каким-то образом придет ко Христу потом.

Брак с неправославным христианином или инославным человеком, но религиозно индифферентным (например, он родом из Индии, но сам себя ни к какой конфессии принадлежащим не признает), дает надежду на то, что потом супруг придет к ограде Церкви уже в процессе семейной жизни.

Но с человеком, решительно осознающим себя конфессионально (мусульманином, иудеем, практикующим буддистом), единомыслия, как условия брака, следует достигать до того.

Совет

И здесь нужно понести героический крест непрестанной молитвы о том, чтобы Господь обратил сердце избранника на путь истинной веры и покаяния в своем нечестии, ибо всякая ложная вера, в той или иной мере, есть нечестие пред Богом.

Пусть последним порогом будет мысль о том, что дети то станут мусульманами. Как думать о спасении душ своих детей, зная, что не крещение они восприняли, а обрезание? Что не в воскресенье они спешат к Тайнам Христовым, а в пятницу на намаз? Что Господь Иисус Христос для них не Сын Божий, а один из пророков?

 — Правы ли те, кто считает, что брак русской девушки с негром невозможен?

— Если негр православный, то, безусловно, не правы, потому что в Церкви Божией преодолеваются все разделения: социальные, сословные, межнациональные, классовые — какие угодно.

И по милости Божией преодолеваются как в Церкви с большой буквы, так и в малой Церкви — в семье.

Люди, единые в главном — в православной вере, подвигом и взаимным усилием, могут преодолеть все иные разделения, которые между ними существуют, скажем, если она эскимоска, а он эфиоп.

Если же речь идет о браке с человеком не просто иного цвета кожи, но осознанно принадлежащим к иной религиозно-культурной традиции, то тогда следует серьезно задуматься. Ведь жители Африканского континента чаще исповедуют ислам или национальные языческие культы, чем ортодоксальное христианство.

И в таком случае брак православной и человека, принадлежащего к иной религии, вряд ли можно одобрить. Ведь в своей семейной жизни жена-христианка никак не уйдет от вопроса о том, в какой вере, в какой религиозной традиции будут воспитываться их дети.

Тем более, уезжая в Судан, Зимбабве или Мозамбик и оказываясь там оторванной от своих национальных, культурных, религиозных корней, как сможет там она устоять в христианском воспитании своих детей?

Но нужно ли подвергать свою душу такому страшному испытанию: в зрелые годы, на старости лет смотреть на своих чад и внуков, ставших иноверцами, и знать, что уже ничего не сможешь сделать?»

Вступающим в брак

Источник: http://semyaivera.ru/2015/04/29/vozmozhen-li-brak-pravoslavnoy-devushki-s-inovertsem/

Браки православных с еретиками по икономии одобрены Архиерейским собором

allexell

Одним из решений Архиерейского собора 2017 года является утверждение документа “О канонических аспектах церковного брака”,:”8.

Собор утверждает следующие документы:б) документ «О канонических аспектах церковного брака», также разработанный Межсоборным Присутствием.

Епархиальным архиереям поручается издать необходимые указы для обеспечения выполнения норм этого документа во вверенных им епархиях.”

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "радуйся, невеста неневестная"

http://www.patriarchia.ru/db/text/5076149.html

Обратите внимание

в котором в частности одобряется брак православных с теми еретиками, которые  “не враждебны Православной Церкви”:

III. Браки с инославными христианами

Древние церковные каноны (Трул. 72, Лаод. 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками. Этот подход и ныне должен применяться по отношению к членам еретических и раскольнических сообществ, враждебных Церкви и создающих угрозу ее единству.

Иной подход, основанный на принципе икономии, применяется в отношении браков с представителями тех инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви.

Этот подход, отраженный в постановлениях синодального периода, подытожен в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей»3.

Благословение епархиального архиерея на вступление в такой брак может быть преподано православной стороне в ответ на письменное прошение, которое должно сопровождаться согласием неправославной стороны на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере.

Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами.”

http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.htmlСреди “не враждебных Православной Церкви” еретиков названы католики, члены Древних Восточных Церквей, старообрядцы и протестанты, то есть те которые “исповедуют веру в Триединого Бога”. На каком основании эти еретики были выделены из прочих и почему именно они не враждебны Православной Церкви остается непонятным.

Утвержденный документ прямыми словами утверждает “иной подход”, отличный от “древних” церковных канонов Православной Церкви и при этом вообще никак не объясняет основания для такого по сути объявленного нововведения:

Какие еретики тогда “враждебны Православной Церкви” если эти не враждебны? Что должны делать эти еретики, чтобы их причислили к “враждебным Православной Церкви”? Почему эти еретики не рассматриваются враждебными и относится ли это только к перечисленным еретикам и раскольникам или к иным в том числе и почему? Почему еретик, не отрекающийся от свой ереси и продолжающий прибегать к “таинствам” раскольничей иерархии (католики, антихалкидониты) или иерархии самочинного сборища (протестанты) не враждует с Православной Церковью, если то еретическое сообщество, к которой он принадлежит, с которым себя идентифицирует и с которым единомысленен по вере, если это сообщество непрестанно враждует против Православной Церкви, противопоставляет ей свою лже “церковь”: незаконную раскольничью иереархию и еретическое вероучение?

Этот пункт по сути устанавливает возможность допущения по икономии еретиков к Таинству Брака Православной Церкви . Но ведь если это допустимо венчать еретиков в Таинстве Брака Православной Церкви, тогда получается и причащать еретиков в Таинстве Евхаристии Православной Церкви также допустимо, ибо какая причина видеть возможность допущения еретиков к участию в одном Таинстве Церкви и не видеть причины для участия в другом Таинстве Церкви? Ведь согласно православному взгляду на Таинства Церкви, все эти Таинства связаны, потому что сама Церковь – есть Таинство:

“Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым; таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение” (св .Симеон Солунский)

Древние христианские писатели, которые полностью признавали юридическую силу гражданского брака, тоже утверждают, что именно Евхаристия придает браку его специфически христианское содержание.

Так, Тертуллиан (II век) пишет, что брак, «скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением (Евхаристией), запечатляется благословением и вписывается на небесах Ангелами» («К своей жене», II, 8, 6–9).

Все христиане, желавшие вступить в брак, сначала проходили через формальности гражданской регистрации, сообщавшие браку законность в глазах мирского общества, а затем принимали благословение епископа во время воскресной литургии в присутствии христианской общины.

После этого их гражданский договор превращался в «таинство», имеющее непреходящую ценность и распространяющуюся далее пределов земной жизни, так как брак «записывался на небесах», а не только регистрировался на земле. Брак становился вечным союзом во Христе. О том же обряде говорится и в письме знаменитого епископа–мученика Игнатия Антиохийского( 100 г .): «Те, которые вступают в брак, должны осведомить епископа, чтобы брак мог быть согласием о Господе, а не человеческим пожеланием» («К Поликарпу», 5, 2).

Важно

Действие таинства не предполагает какого–то особого знака священнослужителя. Церковь — таинственный союз Бога со Своим народом — сама по себе является Таинством, Тайной спасения (ср. особенно Послание к Ефесянам, 3).

Таинством является вхождение человека в этот союз через крещение, так как Тайна спасения тем самым прилагается к личности этого человека.

Но все эти индивидуальные таинства находят свое завершение в Евхаристии (об этом писал Николай Кавасила, великий православный мистик и богослов XIV века — «О жизни Христа», РУ 150, кол. 585 В). Евхаристия сама является брачным пиром, как об этом часто говорится в Евангелии.

По словам Кавасилы, «это наиболее прехвальный брачный пир, к которому Жених приводит Церковь, как невесту–деву… на котором мы становимся плотью от Его плоти и костью от Его костей» (там же, кол. 593 О).

Крещение в древней Церкви совершалось во время Литургии, как и в наши дни совершается посвящение в диаконы, священники и епископы. Первоначально так же совершался и брак. Ниже мы увидим, что канонические запреты «смешанных» браков, вторых браков и т. п.

могут быть объяснены лишь пониманием христианского брака как части Тайны, вершиной которой является Евхаристия. Такие браки не могли быть таинством в полном смысле слова.

Вполне законные в понятиях гражданского права, они не имели христианского ядра — единения в Евхаристии….

Установив независимый от Евхаристии обряд венчания, Церковь, однако, не забыла глубинной связи между браком и Евхаристией; например, это очевидно из текста святого Симеона Фессалонитского, данного в приложениях. Древние формы венчания включали в себя причащение брачующихся — по выражению церковного канона, «если они достойны».

Причащению предшествовал возглас священника: «Преждеосвященная Святая Святым», а само Святое Причащение сопровождалось запричастным стихом: «Чашу Господню прииму» . Брачный обряд, включающий в себя Святое Причащение, бытовал вплоть до XV века; его находят в греческих служебниках XIII века и в славянских рукописях вплоть до XV века .

Но даже наш современный обряд сохраняет некоторые особенности, свидетельствующие о его первоначальной связи с Евхаристией.

Совет

Он начинается, как и Литургия, возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и включает в себя приобщение к общей Чаше, предваряющееся пением молитвы Господней, как перед причастием на Литургии.

Каноническая и обрядовая традиции Церкви отразили и тот факт, что Евхаристия является «истинной печатью» брака.” (прот. Иоанн Мейендорф “Брак в Православии”)

Если посмотреть правила Православной Церкви (кстати почему эти правила, которые до сих пор актуальны названы древними, как будто этим подчеркивается, что они перестали быть актуальными), то никакой икономии по отношению к браку с еретиками нет ни в одном правиле, кроме оговоренной в 31 правиле, которая все равно предполагает православную веру обоих венчающихся. :

72-е правило Шестого Вселенского Собора:

“Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен.”Толкование св. Никодим (Милаш):

“Правило это воспрещает православным брак с еретиками. Если таковой брак уже заключен был, т.е.

если православный мужчина вступил в брак с еретичкой-женщиной, или наоборот, то такой брак считался незаконным и расторгался; так как это означало бы «совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников» (τη του Χρίστου μεριδι τον των αμαρτωλών κλήρον, peccatorum sortem cum Christi parte).

Это ясно и удобовразумительно сказано. Ослушники предписаний этого правила подлежат отлучению от церкви. … Из сказанного до сих пор видно, что, если ап.

Павел и допускает смешанные браки, то он имеет в виду только такие, которые заключены вне Христовой церкви между лицами, не исповедующими Христовой веры, и остаются смешанными браками лишь потому, что один из супругов принимает Христову веру.

О каких-либо иных смешанных браках, а именно о таких, чтобы одно из православных лиц могло вступить в брак с лицом, не исповедующим веры православной церкви, ап. Павел не говорит. А что ап.

Павел считал эти браки сами по себе запрещенными, свидетельствует сама церковь, которая с давних времен осуждала такие браки и считала их незаконными, если случайно они заключены были. Церковное же законодательство, начиная с IV века, строго запрещало православным вступать в брак не только с язычниками и иудеями, но и с еретиками. Первое каноническое предписание о воспрещении брака с еретиками дает Лаодикийский Собор 343 года (31 пр.; ср. Лаод. 10 и Карф. 21). Трулльское (72) правило подтверждает в этом отношении прежнюю церковную практику и относящиеся сюда канонические предписания о воспрещении православным вступать в брак с еретиками под угрозой наказания;”

10-е правило Лаодикийского Собора :

Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками.

В толковании св. Никодима на это правило говорится, что оно воспрещает любую икономию в брачном союзе с еретиками, кроме той, когда еретик “даст обещание принять православную веру”:

“Относительно смешанных браков, о которых идет речь в данном правиле, мы говорили в толкованиях 14 правила IV всел.

собора и 72 правила трулльского собора. Что подобные браки вообще воспрещены, видно из всех правил православной церкви, говорящих об этом предмете. В правиле сказано, что принадлежащие к церкви (τους τη; εκκλησίας, qui suut ecdesiae), т.е.

Обратите внимание

верные (πιστοί, fideles) не должны без разбора (αδιαφορώ;, indiscriminatim) сочетавать своих детей с еретиками.

Это не значит, что с одними еретиками можно вступать в брак, а с другими нет, сообразуясь с большей или меньшей важностью известной ереси, потому что ересь всегда остается ересью, учит ли она, например, что Сын Божий не единосущен Отцу, или что Дух Святый исходит от Отца и Сына, так как во всех случаях она одинаково оскорбляет Евангельское учение об основных догматах веры, вследствие чего каждый еретик является анафемой для православной церкви (II всел. 1; Василия Вел. 1); в силу этого и православный не смеет никогда вступать в такую тесную связь, как связь брачная, с лицем, которое по своему верованию должно быть анафемой для церкви. Слово αδιαφορώ; – « без разбора,» употребленное в данном правиле, необходимо понимать в связи с 31 правилом того же собора, после чего явится возможность правильно понять, что думали лаодикийские отцы о смешанных браках. Согласно с учением святой церкви, лаодикийские отцы вообще воспрещают смешанный брак, допуская его лишь в том случае, если данное иноверное лицо даст обещание принять православную веру, т.е. стать православным (лаодик. 31). Кто принимает во внимание это условие, желая вступить в брак с лицем иноверным, тот поступает по каноническому учению православной церкви, а кто не имеет его в виду, тот поступает «без разбора,» – таково значение этого слова в данном лаодикийском правиле.

31-е правило Лаодикийского Собора :

“Не подобает со всяким еретиком заключали брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти.


Толкование св. Никодим (Милаш):

“Это правило является дополнением к 10-му правилу данного собора о смешанных браках и воспрещает вообще смешанный брак, т.е. брак православного лица с лицом, не исповедующим православной веры.

При этом правило (31) упоминает, что такой брак может быть допущен лишь в том случае, если иноверное лицо даст обещание (βιέπαγγέλοιτο) принять православную веру.

Об этом подробнее говорится в толковании 72 правила трулльского собора.”

14-е правило Четвертого Вселенского Собора:

“Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступали в брак: то определил святый собор, чтобы никому из них не было позволено брате себе в жену иноверную: чтобы родившие уже детей от такового брака, и прежде сего уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с католическою церковью: а не крестившие не могли крестити их у еретиков, ни совокупляти браком с еретиком, или иудеем, или язычником: разве в таком токмо случае, когда лице, сочетающееся с православным лицем, обещает прейти в православную веру. А кто преступит сие определение святого собора: тот да подлежит епитимии по правилам.”Толкование св. Никодим (Милаш):

“Браки православных с лицами, не исповедующими православной веры, правила вообще запрещают всем верным. Мы видели в толкованиях 45 и 46 и др. Апостольских правил, что церковь запрещает всякое общение с еретиками, и православного, позволяющего себе это, церковь отлучает от общения.

То же самое запрещение повторялось впоследствии и соборами. Если, таким образом, церковь запрещает верным простое общение с еретиками и раскольниками (33 прав. Лаод. соб.), то тем более должна была запрещать православным вступать в брак с таковыми. 31 правило Лаод.

собора определяет, чтобы верные не смели вступать в брак с еретиками, ни выдавать за еретика дочь замуж. То же самое требуется и 21 правилом Карф. собора. И это было всеобщей нормой в церкви. В 72 правиле Трул.

собора мы найдем решительнейшее постановление против браков между православными и иноверными, и тогда изложим принципы, которыми руководствовалась церковь при издании строгих правил против этих браков.”

В чинопоследовании Таинства Брака священник произносит также такую молитву:

“Братие, благодаряще всегда о всех, о имени Господа нашего Иисуса Христа, Богу и Отцу: повинующеся друг другу в страсе Божии. Жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть спаситель тела.

Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню: да освятит ю, очистив банею водною в глаголе. Да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да есть свята и непорочна.

Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь: зане уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину.

Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь. Обаче и вы по единому, кийждо свою жену сице да любит, якоже и себе, а жена да боится своего мужа.”

Важно

Если один из венчающихся – еретик и не чадо Церкви, каким образом к нему могут быть отнесены эти слова? Получается он должен понимать под Церковью здесь свое еретическое сообщество, например Римо-Католическую Церковь, про которую сказано “не имущу скверны, или порока” и “свята и непорочна” так чтоли? И в этих словах молитвы этот еретик получается признается членом Православной Церкви: “зане уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его”. Из самого чинопоследования Таинства Брака видно, что венчание еретиков Церковью не предусмотрено и не предполагается.

Источник: https://allexell.livejournal.com/34902.html

Ссылка на основную публикацию