Богоявленский собор в иркутске

Собор Богоявления в Иркутске: знаменитая церковь на нижней набережной

Расположенный в историческом центре города Собор Богоявления в Иркутске уже много лет привлекает туристов и паломников со всей России. Из-за необычной архитектуры он стал одним из любимых объектов местных художников и фотографов. С даты основания, в конце XVII века, храм пережил пожар и несколько реконструкций, но был и остается одним из красивейших архитектурных сооружений страны.

История собора

Богоявленский собор в Иркутске — второе старейшее каменное сооружение в городе. За более чем 3 века своей истории он прошел путь от деревянного храма до величественного кафедрального собора.

Деревянная церковь

Первоначальную конструкцию возвели полностью из дерева в 1693 году жители расположенного неподалеку острога. Для постройки церкви подобрали живописный уголок на нижней набережной Ангары, с восточной стороны Иркутского кремля. В честь одной из кремлевских башен ее окрестили Петропавловской церковью.

Возведение и основание нового собора

Первоначальное сооружение простояло всего несколько лет. 3 августа 1716 года все постройки полностью уничтожил огонь. Спустя 2 года было принято решение снова возвести храм, но на этот раз уже из кирпича.

Сложность состояла в том, что в это время строилась вторая российская столица, и указом Петра I было запрещено возведение любых построек из камня.

В конце 1718 года строгость указа ослабили, и благодаря щедрым пожертвованиям горожан начались строительные работы.

Обратите внимание

В 1724 году, по прошествии шести лет с начала работ, открылось первое сооружение — Петропавловский придел. Звонницу достроили в начале 1729 году. Летом того же года открыли и освятили придел Иоанна Воина. Строительство кирпичной ограды началось в 1755 году.

С 1960 года в течение 10-и лет постепенно открылись еще 3 придела:

  • Казанской Божией Матери (южная сторона);
  • Иоанна Предтечи (северная сторона);
  • всех святых (северная сторона).

Вследствие апрельского землетрясения 1804 года был серьезно поврежден 5-ый купол, упал крест. Купол пришлось убрать.

В 1797 году, под надзором молодого умельца Алексея Унжакова, отлили первый и самый большой на тот момент в городе колокол весом 12 тонн. До 1815 года он провисел на столбах. Первые рвы для новой колокольни были выкопаны в сентябре 1812 года, а закончили строительство и повесили колокол под купол 30 марта 1915 г.

Первая реставрация проводилась с 1862 года, после серии землетрясений 30 и 31 декабря 1861 года.

Повреждения были серьезными:

  • почти на всех сводах возникли трещины;
  • полопались арки, расположенные над дверями и окнами;
  • из окон фонарика в холодном храме выпало несколько рам;
  • в Петропавловском иконостасе сместились 2 опорные колонны.

Ближе к концу XIX века вблизи храма построили административные помещения, названные Архиерейским подворьем. Они были отданы под покои архиерея и другие нужды административного назначения.

Через некоторое время туда была перенесена библиотека и духовная консистория — епархиальное управление Русской Православной церкви.

Позже возвели здание духовного училища и склепы некоторых иркутских архиереев.

Историческая судьба

В 20-е годы XVIII века Иркутская епархия стала полностью независимой от Тобольской, Богоявленский собор возвели в положение кафедрального собора Иркутской Епархии. Но по окончании строительства Казанского храма в 1894 году, он был лишен этого статуса. Высшие церковные чины переехали в Казанский собор.

Торжественное освящение собора Богоявления, возведенного заново после пожара, состоялось 25 сентября 1746 года.

В 1771 году скончался епископ Софроний Иркутский. Богоявленский собор стал местом его погребения.

В советское время храм был закрыт, но не был снесен. После революции 1917 года в нем разместили кондитерский цех хлебопекарного завода. В связи с нуждами предприятия, внутренние переделки помещений проводились неоднократно и сильно навредили архитектуре.

В 1960 году было принято решение о сносе храма, но благодаря московскому архитектору Галине Оранской, в 1968 году было получено разрешение на масштабную реставрацию, продлившуюся 18 лет. Храм официально стал памятником архитектуры республиканского значения.

После завершения реставрации в 1985 году собор передали в ведение Иркутскому областному художественному музею. Спустя еще 9 лет, церковь вернули Иркутской епархии. А на Светлую Пасху в 1995 году епископ Вадим освятил церковь, и она снова открыла двери для прихожан.

Капитальная реконструкция

Когда в 1968 году было получено разрешение на реставрацию, за дело взялись всем миром. Работники разных профессий приложили немало усилий для воссоздания первоначальной архитектуры. Реконструкцию проводили лучшие мастера своего дела.

Наиболее значимый вклад внесли:

  1. Галина Григорьевна Оранская — московский архитектор, работник всесоюзного производственного комбината министерства культуры СССР, полностью подготовила проект реконструкции. Все работы проходили под ее руководством.
  2. Штанько А.Н. — в прошлом педагог керамического отделения училища искусств. Смог восстановить уникальную и почти забытую технологию по созданию изразцов, а также полностью занимался их изготовлением.
  3. Кикас О.П. — профессиональный каменщик, сделавший своими руками не одну тысячу специальных кирпичей, из которых были выложены новые стены.

За 18 лет удалось сделать почти невозможное, чтобы облик храма приобрел былой величественный вид и смог радовать прихожан, как и 300 лет назад.

Современное положение

Старые проблемы и недоделки в настоящие время впервые проявились в 2015 году. Во время службы сдвинулась каменная плитка, и священнослужитель провалился одной ногой под пол. К счастью, жертв не было. Подпорки храма не ремонтировались с момента основания. Деревянные перекрытия в подвале пришли в полную негодность. В целях безопасности пришлось закрыть двери для прихожан.

Самые проблемные зоны были наспех отремонтированы, и собор снова возобновил работу, но зданию по-прежнему необходим капитальный ремонт подвальных перекрытий.

Архитектура и убранство сооружения

В 2002 году завершилась роспись алтаря, а в 2003 году — фасад здания. Мастерами-иконописцами приведено в подобающий вид более 300 квадратных метров внутреннего убранства.

Во время 18-летней реставрации многое удалось воссоздать, но полностью прежний облик храму возвращен не был.

Внешний вид

За свою трехсотлетнюю историю храм многократно достраивался и перестраивался. Комиссии, принимавшие решение по воссозданию облика, не были согласны со всеми доводами Галины Григорьевны, поэтому в современном облике храма есть несколько существенных отличий.

Вот самые заметные из них:

  1. Не было восстановлено пятиглавие купола основного объема — сейчас там только одна глава, а еще от четырех остались только подпорки.
  2. В годы реставрации было принято довольно странное решение: разобрать придел Всех Святых, находившийся с северной стороны основной конструкции.
  3. Комиссия отказала в восстановлении подвалов, служивших в прежние времена не только для церковных кладовых, но и для циркуляции воздуха под полом и просушки стен.

Современный облик дома Господня представляет собой смесь разных стилей и эпох, увенчанную элементами искусства традиционных сибирских народов. Множество ярких композиций, выполненных в древнерусских традициях, украшают фасад здания. Многоярусное сооружение завершает шатровая колокольня. При взгляде на церковь с набережной, можно принять ее за древнерусский терем.

Пространство во дворе храма изобилует цветущими растениями. Расположенные на территории дворика фонтаны и скамейки привлекают туристов в летнее время. Зимой ежегодно возводятся ледяные скульптуры.

Внутреннее оформление

Благодаря тому, что в советский период иконы из некоторых снесенных церквей свозили в Богоявленский собор, многие старинные шедевры удалось сохранить. Сейчас они поражают своим великолепием посетителей.

Многолетняя работа над созданием фресок не прошла зря — более 300 квадратных метров расписано мастерами вручную. Каждый, впервые вошедший в святилище, искренне поражается красотой и роскошью внутреннего убранства.

Как проходят богослужения

Молебны:

  • вт, ср, пт, сб, вс в 8:00 в часовне Иверской иконы Божией Матери;
  • ср, вс в 18:00, придел Казанской иконы Божией Матери (нижний).

Молебен — это совместная молитва верующих о здоровье живых, укреплении веры, чистоте помыслов. Можно заказать записку «О здравии».

Исповеди:

  • ср, чт, сб в 8:00 в приделе апостола Андрея Первозванного;
  • сб, пн в 19:30 в верхнем храме Богоявления;
  • вс в 9:00 в приделе Казанской иконы Божией Матери (нижнем).

На исповеди можно признать грехи, покаяться, получить отпущение.

Литургии:

  • ср, чт, сб в 8:30 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее;
  • вс в 9:30.

Для Таинства Причастия приходить надо натощак.

Вечерня, утреня:

  • вт в 18:00 в приделе святителя Алексия Московского;
  • чт в 18:00 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее.

Вечерней и утреней называют совершение совместной молитвы.

Все службы проводят:

  • протоиерей Антоний;
  • протоиерей Андрей;
  • иерей Николай.

Как добраться до церкви

Церковь расположена на нижней набережной Иркутска по адресу: Сухэ-Батора, 1а.

Доехать можно автобусами: 8, 14, 14б, 28, 28р, 30, 33, 37, 42, 43, 65, 66 — или маршрутным такси № 60.

Ориентир — сквер «У вечного огня».

Видео о храме

Узнать больше о храме можно из видео. 

Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/sobor-bogoyavleniya-v-irkutske.html

Ансамбль Богоявленского собора

Собор во имя Богоявления Господня (также Богоявленский собор, собор Богоявления, собор Явления Господня) — православный храм (в XVIII—XIX вв.

— кафедральный собор) в Иркутске. Является вторым старейшим каменным зданием Иркутска. Объект культурного наследия РФ.

Расположен в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары.

История

От деревянного до каменного здания

Собор был основан в 1693. Он расположился за восточной стеной Иркутского кремля. В XVIII веке его собирались расширить, но не успели — во время пожара 3-го августа 1716  он полностью сгорел[1].

Спустя два года было решено восстановить собор из кирпича, но царский указ 1714 временно запрещал возведение каменных построек: строительство новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых.

В 1718 указ был частично отменен, и в том же году, расчистив пепелище, в Иркутске заложили Богоявленский собор, которому суждено было стать третьим по счету каменным городским зданием. Его строили пять лет. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска, принося деньги и драгоценности[2].

Важно

Через шесть лет после закладки строительства, было открыто первое сооружение собора — придел святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский придел).

В 1727, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

В 1729 была завершена колокольня, а 22 июля был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818.

В 1755 было начато строительство каменной ограды вокруг храма, в 1760-е к трёхпристольному собору были пристроены еще три придела: во имя Казанской Божией Матери с южной стороны, и с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

XIX век

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 произошло землетрясение. В результате слетел крест собора и был повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 были выкопаны рвы для второй соборной колокольни. Сам колокол вылили в 1797 году, он весил более 12 тонн.

Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. С 1797 года он висел на столбах.

30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

Первая реставрация

Совет
Обратите внимание

Значительно пострадал Богоявленский собор 30-31 декабря 1861. Тогда произошло сильнейшее землетрясение, в результате которого были повреждены практически все своды, на них появились трещины, во многих местах над окнами и дверьми лопнули арки, из окон фонарика холодного храма выпали рамы, сдвинулись с места две колонны в Петропавловском иконостасе. Собор пришлось ремонтировать.

Читайте также:  Православие и интимные отношения - о половой жизни в православной семье
[/su_box]

Вскоре рядом с собором первоначально из дерева, а потом из камня был построен Архиерейский дом. В нем располагались жилые покои и административные помещения иркутского архиерея, сюда же была переведена Духовная консистория, ведающая всеми делами Иркутской епархии. Позднее было построено здание для духовного училища, в котором обучали священнослужителей.

Здесь появилась богатая библиотека периодической православной литературы. Таким образом, на протяжении XVIII-XIX веков кафедральный собор Богоявления был средоточием духовной жизни Иркутского края. В конце XIX века недалеко от него был построен новый храм во имя Казанской Божией Матери. Освящен он был в 1894 году.

Ему были переданы функции кафедрального собора.

30—31 декабря 1861 года в Иркутске случаются сильные землетрясения. Собор вновь получает серьёзные увечья: повреждены своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны.

Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища.

Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 завершается строительство Казанского кафедрального собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означает потерю Богоявленским собором статуса Кафедрального собора[4].

Вторая реставрация

В советский период Богоявленский собор счастливо избежал судьбы кафедрального Казанского собора, хотя и пережил тяжёлые годы. После Октябрьской революции Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода.

Теперь только глубокий знаток архитектуры смог бы увидеть в нагромождении хозяйственных построек шедевр древнего русского зодчества. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие[1]. В 1968 печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет[1].

Обратите внимание

После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею. В 1960 Богоявленский Собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений[5].

Тогда же храм получил статус республиканского значения.

Реставрация Богоявленского собора велась с 1967 по 1985, после чего он был передан Иркутскому областному художественному музею. В помещении несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки. Передача в 1994 году собора Иркутской епархии стала абсолютно логичным шагом.

Собор был освящён епископом Вадимом в 1995 году, на праздник Пасхи. А в 2003 собор получил новый облик — художники иконописной мастерской, работающей при епархиальном управлении, завершили роспись фасада. Расписаны и своды трапезной — без малого 300 квадратных метров, главный придел храма.

В основе художественного решения — сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.

Современный период

В 1994 Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в бывшем приделе Петра и Павла.

В 2002 была завершена роспись алтаря[6].

Нынешний облик Богоявленского собора сильно отличается от его прежнего исторического облика.

Читайте в Иркипедии:

Примечания

Ссылки

Источник: http://irkipedia.ru/content/ansambl_bogoyavlenskogo_sobora

Богоявленский собор в Иркутске

Живописный православный храм, расположившийся буквально в сердце города, стал одним из самых любимых мест для горожан и туристов. Но немногие знают, сколько потрясений пришлось пережить зданию за всё время своего существования.

История постройки

Иркутский собор Богоявления Господня относится к одной из самых старых религиозных построек восточной Сибири и Дальнего Востока. Храм строился практически вместе с городом, поэтому годом его основания принято считать 1693. Церковь была деревянной и называлась Петропавловской, в честь известных апостолов. Но пожар 1716 года уничтожил строение.

Богоявленский собор в Иркутске

Прошло два года, прежде чем жители города решили построить новый собор, но уже с каменными стенами.

Однако, в связи с царским указом, запрещающим строить каменные здания, пришлось отложить мероприятие до лучших времён. На пожертвования прихожан в течение шести лет строился придел во имя апостолов Петра и Павла.

Важно

Судя по записям из церковной приходно-расходной книги, в 1727 году работы ещё продолжались.

Новый придел в честь Иоанна Воина освятили в 1729 году. Тогда же закончилось возведение колокольни собора.

Землетрясения

Неожиданное стихийное бедствие в виде мощного землетрясения 27 июня 1742 года привело к серьезным разрушениям. С одного из куполов храма упал крест, а на колокольне повредило шатер. Вместо него в дальнейшем построили купол, облицованный деревом, со шпилем наверху.

Обряд освящения собора Богоявления после указанных событий провели только в 1746 году в сентябре.

В течение XVIII века вокруг церкви сделали каменную ограду, а к зданию храма пристроили ещё три придела — в честь Казанской иконы Богоматери, Иоанна Предтечи и Всех святых.

Весеннее землетрясение 1804 года вновь привело к падению креста с пятого купола собора. Его в конечном счёте убрали вовсе. Ещё одну колокольню принялись возводить в 1812 году.

 12-тонный колокол, который отлили гораздо раньше, в 1797 году, подняли на колокольню через три года, когда работы были завершены.

Роспись Богоявленского собора

В 1861 году в ночь с 30 на 31 декабря новые подземные толчки вновь повредили церковное сооружение.

Но, несмотря на это, во второй половине XIX века на территории собора появились новые постройки: архиерейские покои, помещения административного назначения. Позже здесь организовали библиотеку, перенесли Духовную консисторию, а также построили отдельное здание для духовного училища. Для архиереев возвели усыпальницу.

Интересный факт! В 1879 году в результате пожара сильно пострадал Спасский храм. Зато перед воротами Богоявленского собора пламя остановилось, и здание чудом осталось невредимым.

Потеря кафедрального статуса

Богоявленский собор потерял свой статус кафедрального после того, как кафедру Иркутской епархии перевели в новый Казанский собор. Впрочем, с приходом Октябрьской революции это уже не имело бы большого значения.

В стране начались масштабные преобразования. Богоборческие власти закрыли приход. В помещении храма организовали производственный цех хлебозавода. В начале шестидесятых собор по решению властей подлежал сносу.

Для подписания соответствующей документации из столицы приехала Г. Оранская, являющаяся архитектором. Но поворот событий всех удивил. Оранской настолько понравилось храмовое здание, что она отдала приказ его отреставрировать.

Процесс затянулся на многие годы, работа шла медленно. Реставрация закончилась только в 1986 году.

Совет

После капитального ремонта собор передали краеведческому музею. В здании разместилась экспозиция, там часто проводили лекции, посвящённые возрождению отечественной культуры, и различные концертные мероприятия.

Богослужение в соборе Богоявления Господня

В связи с распадом Советского Союза, собор вернули епархии. Его наружную часть и весь интерьер искусно расписали сюжетами из христианской истории.

На изображениях можно увидеть много святых, мучеников и подвижников.

Конечно, нынешний вид храма разительно отличается от облика прошлых веков, но он стал ещё наряднее и украшает центр города, привлекая туристов.

Описание архитектуры

Стиль, в котором отстроен собор, можно назвать русским классицизмом с элементами сибирского барокко. Горожане часто сравнивают храм по внешнему виду со сказочным пряничным теремком. И с этим трудно не согласиться, есть в здании что-то из народных сказок. В наружной отделке собора применялась керамическая плитка.

Стены расписаны лубочными картинками, а окна оформлены красивыми карнизами и наличниками. Шатровая башня колокольни хорошо гармонирует с многоярусным храмом. Именно в Богоявленском соборе ежегодно начинается открытие фестиваля русской культуры и духовности.

Собор Богоявления Господня

Территория вокруг очень ухожена. В тёплое время года здесь много цветов и зелени. В парковой зоне приятно посидеть на скамье, любуясь фонтанами. Зимой по периметру всего двора стоят ледяные скульптуры. Здесь царит особая атмосфера уюта и красоты.

Современное состояние и деятельность прихода

Сегодня Богоявленский собор в Иркутске является архитектурным памятником не только республиканского, но и федерального значения.

Святыни

До наших дней, к сожалению, не дошло сведений о том, что в храме когда-либо хранились ценные православные реликвии. Учитывая тот факт, что в советское время из него было вынесено всё церковное имущество, чтобы освободить место под хлебный цех, вряд ли приходится надеяться на сохранность каких-то святынь.

Казанская икона Божией Матери в Богоявленском соборе

Сегодня же в соборе верующие могут помолиться у икон, написанных современными мастерами в период ведения реставрации.

Престольные праздники

К престольным датам собора относятся 19 января — Крещение Господне и 12 июля — день памяти апостолов Петра и Павла.

Расписание богослужений

В соборе совершаются ежедневные богослужения для прихожан и гостей города. На Литургию можно попасть с 8:30. Вечерние службы начинаются с 17:00.

Как добраться

Найти Богоявленский собор в Иркутске не составит особого труда, так как храм находится в центре города. Адрес церкви: улица Сухэ-Батора, д. 1а. Собор приковывает к себе взгляд ещё издалека, поэтому пройти мимо просто не получится.

К тому же удобное положение позволяет доехать к месту назначения как на своём авто, так и на общественном транспорте.

Исторический фильм о Богоявленском храме в Иркутске

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/sobor-bogoyavleniya-gospodnya-v-irkutske.html

Собор Богоявления

Богоявленский собор поражает своей величественной сияющей красотой. Это самое старое каменное здание Иркутска. Собор был основан еще в XVII веке.

Тогда церковь представляла собой деревянную постройку. Пожар полностью уничтожил соборные строения. В начале XVIII века на деньги прихожан было начато строительство кирпичного храма.

Строительство длилось два десятка лет. Дольше всего изготавливали иконы для центрального иконостаса. Колокольня была возведена только через сто лет после начала строительства храма. Для нее был отлит колокол, названный Большим. Его звон был слышен на десятки верст. Сегодня, к сожалению, сибирского царь-колокола уже нет на прежнем месте.

Неоднократно бури и землетрясения повреждали святыню. Советские власти и вовсе расположили здесь цех хлебозавода. Только в конце 60-х годов XX века пищевое предприятие убрали и начали реставрацию святыни.

Ярусная композиция здания венчается шатровой колокольней. Убранство собора невероятно пышно, причудливо, необычно. Изящность и выразительность храма достигнута благодаря сочетанию древнерусского декора, элементов барокко и мотивов, заимствованных у исконных сибирских народов.

Декор фасада собора Богоявления состоит из нарядных оконных и дверных наличников, карнизов, арок, кокошников и других ярких деталей архитектурной отделки. Рисунок из камня, которым убран дверной проем, поражает своей красотой. Мастера отделали ее тысячами бусинок разной формы и огранки.

Внутреннее убранство храма

Великолепные изразцы работы местных мастеров украшают храм. На одном из них изображен бабр с соболем в зубах – символ города с давних времен. Изразцы умели делать на Руси еще в XIV веке, ими украшали русские печи. На поверхность наносился рисунок с рельефом, заливался эмалью и глазурью и обжигался.

Трудная, кропотливая работа мастеров-изразечников высоко ценилась во все времена. Для Богоявленского собора в Иркутске было изготовлено более 300 изразцов! Какие-то из них украшены незатейливыми кругами, лепестками, другие же представляют собой шедевры ремесленного искусства.

Дворик вокруг храма обустроен фонтанами. Каждый квадратный метр территории облагорожен: всюду цветущие растения, скамейки. Летом здесь разбивается пруд и альпийские горки, зимой – ледяные скульптуры. Ночью храм красиво подсвечен.

Обратите внимание

Для гостей города организуются паломнические экскурсии в кафедральный собор Богоявления. Собор изображают на сувенирной продукции. Так туристы могут взять с собой память о великолепном храме Иркутска.

Вид на храм с реки Ангары поражает своим великолепием. Он похож на древнерусский терем. Иркутяне сравнивают его с красотой пряничного, сказочного домика. Под стать красоте фасадов Богоявленского собора и его внутреннее убранство. Здесь нет свободного от икон или изразцов места. Любоваться рельефными рисунками изразцов можно очень долго, отыскивая на них новые мотивы и элементы.

Источник: https://samovar.travel/place/sobor-bogoyavleniya/

Богоявленский собор

В историческом центральном районе Иркутска находится множество старинных сооружений. Известный православный храм расположился в районе нижней набережной Ангары. Он принадлежит к одному из самых старых каменных зданий города. На протяжении XVIII–XIX веков являлся главенствующим епархиальным собором.

Читайте также:  Как и когда рассказать и объяснить детям о боге в православии

Дата основания Богоявленского собора — 1693 г. Первая его версия была деревянной и носила название Петропавловская крепость. Сооружение в первоначальном виде разместилось на восточной стороне Иркутского кремля. Разрушительный пожар 1716 г. уничтожил все храмовые строения.

Решение о возведении нового собора было принято через два года. Строительство проходило за счёт средств горожан, меценатов и пожертвований гостей города. В 1724 г. появился Петропавловский придел. Сооружение строилось в честь известных христианских апостолов.

После выхода Иркутской епархии из объединения с Тобольской, строительные работы возобновились. Этот факт зафиксирован в Приходо-расходных храмовых записях.

К началу 30-х гг. XVIII века относится появление здесь колокольни. Тогда же освятили Придел во имя Иоанна Воина. Он просуществовал до 1818 г.

Под действием мощного землетрясения 1742 на одной из соборных глав сломался крест, а также полностью разрушился колокольный шатер из камня. Взамен ему построили купольную конструкцию из дерева со шпилем.

Официальное открытие и освящение Собора Богоявления состоялось осенью 1746 года. В 1771 г. комплекс был определен в качестве места погребения святителя Софрония Иркутского.

Важно

В середине 18 века вокруг храмового комплекса началось активное возведение прочной каменной ограды. В этот же период к собору пристроили несколько значительных православных приделов — во имя Всех Святых, в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Иоанна Предтечи.

Ещё одно землетрясение в 1804 г. повредило некоторые соборные постройки. Упал главный крест, а также пострадал пятый купол. Впоследствии его убрали совсем.

До 1812 г. на церковной территории существовала только одна соборная колокольня. Второй колокол отлили в начале столетия. Он имел вес около 12 тонн и закреплялся на столбах.

Вполне справедливо, что из-за размеров за ним закрепилось название «Большой». В 1815 г. колокол установили на второй новой колокольне, выполненной в классическом направлении русского зодчества.

Ее покрыли железом и по традиции увенчали крестом.

В конце 1861 г. в районе Байкала случилось очередное мощное землетрясение. Серьезные повреждения получили соборные своды и арки. Из оконных проёмов выпали рамы. Произошло смещение двух иконостасных колонн.

Новое сооружение — Архиерейское подворье появилось в соборном комплексе во второй половине девятнадцатого столетия. Здесь разместились различные административные помещения и покои архиерея. Через некоторое время в подворье открыли библиотечный православный отдел, консисторию и духовное училище. Церковь стала усыпальницей для нескольких архиереев.

К концу XIX столетия закончилось возведение Казанского собора. Именно в него переместили главную епархиальную кафедру. Данный факт значил, что Богоявленский собор потерял свой главенствующий статус.

В 1917 г. церковь по объяснимым причинам упразднили. В помещениях открыли один из цехов хлебозавода, занимающийся выпуском кондитерской продукции. На протяжении долгого времени проходили внутренние перестройки церкви под производственные цели. В четверике устроили несколько этажей общежития.

Совет

В 1960 г. появилась идея о сносе Богоявленского храма. Для согласования вопроса в Иркутск приехала столичный архитектор Галина Оранская.

Но разрушительное решение отменили, и она начала активную работу по реконструкции этого монументального исторического здания. Собору присвоили официальный статус памятника архитектуры регионального значения.

Специалистам удалось восстановить в исходном виде знаменитую шатровую колокольню, серьезно пострадавшую от землетрясения в 18 веке.

Реставрационные работы затянулись на 18 лет. Из собора были убраны все производственные печные установки, началось возвращение к первоначальному облику. После восстановления собор передали Областному краеведческому музею.

Иркутская епархия получила собор в свое управление в середине 90-х гг. Петропавловский придел стал местом для православных богослужений. Алтарная роспись завершилась в 2002 г.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/irkutsk/temples/28926

Иркутск. Собор Богоявления Господня

Первое деревянное здание сгорело в пожаре 1716 г. Через два года каменных дел подмастерьем Василием Гаряевым был заложен каменный храм, строительство которого продолжалось до 1764 г.

Расписывал его иконописец-самоучка, иеродьякон собора Никон Красовский. В середине XVIII века на территории собора был выстроен архиерейский дом, ставший центром Иркутской епархии.

Источник: Т.А. Перцева.

По местам декабристов в Иркутске. Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2006.

Деревянный клетский собор на иркутском посаде был срублен в 1693 году, но вскоре, 3 августа 1716 года, сгорел вместе с частью острожной стены и множеством посадских домов. Фундамент нового, каменного собора заложили в июле 1718 года, в мае 1719 приступили к кладке стен.

К 1723 году окончили Петропавловский придел и, не ожидая завершения строительства, освятили и стали проводить в нём богослужение. Колокольню “шатром” закончили к 1729 году, а главный Богоявленский придел был освящён 25 сентября 1746 года.

Обратите внимание

Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась ещё на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ним лиши в 1745 году.

(Первоначальный иконостас в середине XIX века был заменён на новый, и дальнейшие следы его затерялись) К окончанию строительства собор понёс некоторые существенные утраты: в 1742 году во время землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него было поставлено ярусное (в наши дни шатёр восстановили).

Долгие годы имя строителя Богоявленского собора оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был подмастерье каменных дел Василий Гаряев.

Богоявленский собор как и Спасская церковь Иркутска, также несёт в себе черты посадского храма, но уже окончатель сформировавшегося – с трёхчастной структурой объёмов, с колокольней, расположенной на одной оси с четвериком и трапезной. Отделка фасадов включает нарядные наличники окон и порталов, карнизы сложного профиля, пояски арок, кронштейны, кокошники.

Полуколонки получили здесь ордерное завершение. Мелкая, щедро рассыпанная по всем деталям порезка усиливает переливы светотени на фасаде старинного сооружения. Зрелые линии барокко пронизывают убранство памятника. Но мастерам ещё дороги особенности древнерусского декора.

Смело отступив от канонического решения ордера, они украсили один из порталов фигурной кладкой в старинном вкусе. Декоративная ткань из множества точёных бусинок, бутылочек, дынек, наподобие жгутов обвивает проём, рождая неистощимую игру светотени. Органично присущи древнерусскому зодчеству и многоцветные поливные изразцы, ярко подчеркнувшие самобытный узор собора.

Изразечник, выполнявший заказ для собора, по-видимому, был выходцем из Соликамска: форма румпы иркутских изразцов с высокими краями встречается только в изделиях тамошнего производства. Для отделки собора было выполнено около трёхсот изразцов. Здесь встречаются изразцы-розетки с незатейливыми рельефами: лепестки цветов, концентрические круги.

Особое внимание приковывают изразцы, сюжеты которых навеяны полузабытыми древнерусскими преданиями и образами: вот птица Сирин, здесь единоборство льва с единорогом, здесь и вещий Китоврас. В Сибири известно пока только три архитектурных памятника, украшенных изразцами. Подле собора в 1797 году задумали возвести вторую колокольню.

Две звонницы при одном храме – явление довольно редкое в церковном зодчестве. С чем это было связано? В 1797 году под руководством талантливого двадцатитрёхлетнего мастера Алексея Унжакова был отлит колокол весом 761 пуд, превосходящий все прошлые отливки.

Важно

Столь примечательную отливку, своего рода иркутский, а может быть и сибирский, царь-колокол, нарекли собственным именем – Большой колокол – и решили специально для него выстроить колокольню. Строительство колокольни, однако затянулось. Только в сентябре 1812 года были выкопаны рвы и заложен фундамент. Через два года закончили кладку стен, а 30 марта 1815 года наконец водрузили на звоннице и сам колокол, стоявший до того времени рядом на специальном помосте. Новая колокольня встала в одну линию со старой соборной. Колокольня имеет четыре яруса: нижние два составляют квадратный четверик, два верхних выполнены в виде ротонды, облегчённой широкими арочными проёмами. Строгая симметрия, равновесие всех деталей делают колокольню спокойной, уверенной, как и положено ей, вознёсшей к небу гордость иркутян – слышимой на десятки верс окрест Большой колокол. До наших дней он, к сожалению, не сохранился.

Источник: Полунина Н.М. “Живая старина Приангарья”. 1990

История

От деревянного до каменного здания

Собор был основан в 1693. Он расположился за восточной стеной Иркутского кремля. В XVIII веке его собирались расширить, но не успели — во время пожара 3-го августа 1716 он полностью сгорел.

Спустя два года было решено восстановить собор из кирпича, но царский указ 1714 временно запрещал возведение каменных построек: строительство новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых.

В 1718 указ был частично отменен, и в том же году, расчистив пепелище, в Иркутске заложили Богоявленский собор, которому суждено было стать третьим по счету каменным городским зданием. Его строили пять лет. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска, принося деньги и драгоценности.

Важно

Через шесть лет после закладки строительства, было открыто первое сооружение собора — придел святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский придел).

В 1727, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

В 1727 г. подрядчиками Петром Пахаевым, Насильем да Иваном Кирпишниковыми, посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым поставлено кирпичей, первым 30 тысяч, вторым 20 тысяч и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу. В следующем 1728 г. плачено за возку кирпичей с заводов на место постройки Павлу Кучумову за 50 тысяч и Федору Максимову за 40 тыс. по 24 коп.

с тысячи… Декабря 3 числа 1730 г. посадский человек Петр Пахаев взял на себя подряд сделать на своем заводе для церковного строения 55 тыс кирпичу доброго на сроки к 20 числу июля будущего 1731 г. 30 тыс., а остальные 25 тыс. к 15 числу августа. Цены рядили с каждой тысячи по два рубля с полтиною. В случае же непоставки к сроку кирпичей подрядчик обязывался сделать их вдвое.

Совет

12 числа же месяца принял на себя подряд поставить такое же количество кирпича и на тех же условиях иркутский служилый Василий Гилишев. 23 декабря на тех же условиях взял подряд на 12 тыс. кирпичей иркутский служилый человек каменщик Афанасий Курносов. 17 числа января 1731 г. посадский человек Семен Ефимов Ракин подрядился сделать к Ильину дню 20 тыс.

кирпичу доброго красного по той же цене, по 2 руб. 50 коп, за тысячу. 20 числа января посадские люди Иван Михайлов Мальцев и Леонтий Данилов Ярыгин подрядились на тот же срок и по той же цене доставить 10 тыс. кирпичу. Апреля 7 числа 1731 г. вышеупомянутый Павел Кучумов подрядился возить кирпич из-за полисаду от кирпичных сараев Пахаева уже не по 24 коп.

, как прежде, а по две гривны с тысячи. Последним сроком было 1-е число октября 1731 года.

В 1729 была завершена колокольня, а 22 июля был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818.

В 1755 было начато строительство каменной ограды вокруг храма, в 1760-е к трёхпристольному собору были пристроены еще три придела: во имя Казанской Божией Матери с южной стороны, и с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

XIX век

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 произошло землетрясение. В результате слетел крест собора и был повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 были выкопаны рвы для фундаментов второй соборной колокольни. Сам колокол вылили в 1797 году, он весил более 12 тонн.

Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. С 1797 года он висел на столбах.

30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

Первая реставрация

Совет
Обратите внимание

Значительно пострадал Богоявленский собор 30-31 декабря 1861. Тогда произошло сильнейшее землетрясение, в результате которого были повреждены практически все своды, на них появились трещины, во многих местах над окнами и дверьми лопнули арки, из окон фонарика холодного храма выпали рамы, сдвинулись с места две колонны в Петропавловском иконостасе. Собор пришлось ремонтировать.

Читайте также:  Житие великомученика и целителя пантелеимона
[/su_box]

Вскоре рядом с собором первоначально из дерева, а потом из камня был построен Архиерейский дом. В нем располагались жилые покои и административные помещения иркутского архиерея, сюда же была переведена Духовная консистория, ведающая всеми делами Иркутской епархии. Позднее было построено здание для духовного училища, в котором обучали священнослужителей.

Здесь появилась богатая библиотека периодической православной литературы. Таким образом, на протяжении XVIII-XIX веков кафедральный собор Богоявления был средоточием духовной жизни Иркутского края. В конце XIX века недалеко от него был построен новый храм во имя Казанской Божией Матери. Освящен он был в 1894 году.

Ему были переданы функции кафедрального собора.

30—31 декабря 1861 года в Иркутске случаются сильные землетрясения. Собор вновь получает серьёзные увечья: повреждены своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны.

Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища.

Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 завершается строительство Казанского кафедрального собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означает потерю Богоявленским собором статуса Кафедрального собора.

Вторая реставрация

В советский период Богоявленский собор счастливо избежал судьбы кафедрального Казанского собора, хотя и пережил тяжёлые годы. После Октябрьской революции Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода.

Теперь только глубокий знаток архитектуры смог бы увидеть в нагромождении хозяйственных построек шедевр древнего русского зодчества. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие. В 1968 печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет.

Важно

После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею. В 1960 Богоявленский Собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений.

Тогда же храм получил статус республиканского значения.

Реставрация Богоявленского собора велась с 1967 по 1985, после чего он был передан Иркутскому областному художественному музею. В помещении несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки. Передача в 1994 году собора Иркутской епархии стала абсолютно логичным шагом.

Собор был освящён епископом Вадимом в 1995 году, на праздник Пасхи. А в 2003 собор получил новый облик — художники иконописной мастерской, работающей при епархиальном управлении, завершили роспись фасада. Расписаны и своды трапезной — без малого 300 квадратных метров, главный придел храма.

В основе художественного решения — сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.

Современный период

В 1994 Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в бывшем приделе Петра и Павла.

В 2002 была завершена роспись алтаря.

Нынешний облик Богоявленского собора сильно отличается от его прежнего исторического облика.

Источник: http://irkipedia.ru/content/ansambl_bogoyavlenskogo_sobora

Источник: http://sobory.ru/article/?object=11662

Богоявленский собор

Рядом со Спасской церковью стоит Богоявленский собор (ул. Нижняя Набережная, 2). Когда-то их разделяла крепостная стена. Деревянный клетский собор на посаде был срублен в 1693 году, но вскоре, 3 августа 1716 года, сгорел вместе с частью острожной стены и множеством посадских домов. Фундамент нового каменного собора заложили в июле 1718 года, в мае 1719 года приступили к кладке стен.

К 1723 году окончили Петропавловский предел и, не ожидая завершения строительства, освятили и стали проводить в нем богослужение. Колокольню «шатром» закончили к 1729 году, а главный Богоявленский предел был освящен 25 сентября 1746 года. Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась еще на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса.

Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ними лишь в 1745 году. Первоначальный иконостас в середине XIX века был заменен на новый, и дальнейшие следы его затерялись. К окончанию строительства собор понес некоторые существенные утраты: в 1742 году во время землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него было поставлено ярусное.

В наши дни в ходе реставрации шатер восстановили.

Совет

Долгие годы имя строителя Богоявленского собора оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был Василий Гаряев.

В приходно-расходных книгах Богоявленского собора среди множества имен посадских и служивых, бравших подряды на строительные работы, встретилось только одно имя уставщика.

К сожалению, книги сохранились не полностью, а имя мастера встречается в записях за 1728 и 1731 годы, когда собственно строительные работы шли к концу. Это обстоятельство не позволяет окончательно считать Гаряева автором Богоявленского собора.

Правда в пользу мастера есть еще один аргумент: Гаряев работал на строительстве Троицкого собора в Верхотурье, что лежит на полпути из Московии в Сибирь. И именно этот храм был взят в качестве прообраза для иркутского Богоявленского собора.

Иметь прообраз, «строить по образцу» в представлении того времени не означало механически копировать. Выбранный заказчиком образец определял лишь общий характер объемов, завершений и силуэта. Он не сковывал свободного творчества зодчего, и иного местоположения – особенностей рельефа, ландшафта и характера исторически сложившейся застройки будущего окружения здания.

Хотя строительство по образцам было повсеместно распространено, древнерусская архитектура не знала однообразной унылости типовых проектов. Кстати, верхотурский собор высоко оценили не только иркутяне. Взяли его за образец для церкви Спасского монастыря и жители Енисейска. Сравнение же трех зданий подчеркивает лишний раз глубину их индивидуальности и самобытности.

Чутье древних мастеров сказывалось и в выборе самого образца. Троицкий собор Верхотурья принадлежит к произведениям строгановской школы, давшей немало шедевров русской архитектуры.

Детали декора, впервые найденные строгановскими мастерами в Троицком соборе, позднее использовались в ряде других построек, и, по мнению специалистов, верхотурский шедевр оказался одним из родников, питавших русское зодчество.

Обратите внимание

Для Иркутска выбор такого образца имел особенно глубокие последствия. Ведь орнамент, рожденный фантазией мастера на фасадах Богоявленского собора, окажет влияние на последующие культовые постройки города и сообщит черты неповторимости архитектурным памятникам XVIII века, среди которых и Крестовоздвиженская церковь, не знающая себе равных не только на иркутской земле, но и вообще в Сибири.

Однако вернемся к Богоявленскому собору. Между возведением Спасской церкви и Богоявленского собора лежит небольшой промежуток времени, но в архитектуре памятников различия явственно ощутимы.

Богоявленский собор также воспримет черты посадского храма, но уже окончательно сформировавшегося – с трехчастной структурой объемов, с колокольней, расположенной на одной оси с четвериком и трапезной. Под влиянием барокко формы, характерные для культового зодчества XVII века, приобретают в Богоявленском соборе иное решение.

На традиционное кубическое основание – четверик – поставлен восьмерик, увенчанный пятиглавием. В подобном построении прослеживается прототип ярусной композиции. Такое завершение основного объема как нельзя лучше соответствовало высокой столпообразной шатровой колокольне. Новые веяния сильнее всего сказались в декоре памятника.

Убранство собора удивительно пышно, причудливо и своеобычно.

Не потому ли столь выразителен наряд памятника, что в нем слились воедино древнерусские узоры, барочные мотивы и элементы орнаментации, заимствованные из национальной сокровищницы коренных сибирских народов? Отделка фасадов включает нарядные наличники окон и порталов, карнизы сложного профиля, пояски арок, кронштейны, кокошники. Полуколокольни, примененные и в декоре Спасской церкви, получили здесь ордерное завершение. Мелкая, щедро рассыпанная по всем деталям порезка усиливает переливы светотени на фасаде старинного сооружения.

Зрелые линии барокко пронизывают убранство памятника. Но мастерам еще дороги особенности древнерусского декора. Смело оступив от канонического решения ордера, они украсили один из порталов фигурной кладкой в старинном вкусе.

Декоративная ткань, сотканная из множества точеных бусинок, бутылочек, дынек, наподобие жгутов обвивает проем, рождая неистощимую игру светотени. Зодчий, уверенно и мастерски набрасывает рисунок портала шатровой колокольни, именно колокольни, формы которой восходят к истокам национальной архитектуры.

Органично присущи древнерусскому зодчеству и многоцветные поливные изразцы, ярко подчеркнувшие самобытный убор собора.

Важно

Изразечник, выполнявший заказ для собора, по-видимому был выходцем из Соликамска: форма румпы иркутских изразцов с высокими краями встречается только в изделиях тамошнего производства. Для отделки собора было выполнено около трехсот изразцов.

Здесь встречаются изразцы-розетки с незатейливыми рельефами: лепестки цветов, концентрические круги. Особое внимание приковывают изразцы, сюжеты которых навеяны полузабытыми языческими преданиями и образами: вот птица Сирин, здесь единоборство льва с единорогом, здесь и вещий Китоврас.

В Сибири известно пока только три архитектурных памятника, украшенных изразцами.

Подле собора в 1797 году задумали возвести вторую колокольню. Две звонницы при одном храме – явление довольно редкое в церковном зодчестве. С чем это было связано?

С середины XVIII столетия в Иркутске бурно развиваются ремесла. Ремесленники составляли почти половину городского населения. По численности мастеровых Иркутск занимал семнадцатое место в России.

Среди мастеров в городе были и колокольных дел специалисты, был и колокольный завод, на котором в течение ста лет было создано немало замечательных по своим техническим и художественным достоинствам отливок. В 1797 году под руководством двадцатитрехлетнего мастера Алексея Унжакова был отлит колокол весом в 761 пуд, превосходящий все прошлые отливки.

Столь примечательную отливку, своего рода иркутский, а может и сибирский, царь-колокол, нарекли собственным именем – Большой колокол – и решили специально для него выстроить колокольню.

Строительство колокольни, однако, затянулось. Только в сентябре 1812 года были выкопаны рвы и заложен фундамент. Через два года закончили кладку стен, а 30 марта 1815 года наконец водрузили на звоннице и сам колокол, стоявший до того времени на специальном помосте.

На мощных бревенчатых перекладинах и крепких железных серьгах под самым куполом здания застыл он в царственном одиночестве. Новая колокольня встала в одну линию со старой соборной. Ее объем был согласован с рядом стоящим памятником, хотя общая композиция и декоративные элементы навеяны русским классицизмом.

Совет

Колокольня имеет четыре яруса: нижние два составляют квадратный четверик, два верхних выполнены в виде ротонды, облегченной широкими арочными проемами.

Строгая симметрия, равновесие всех деталей делают колокольню спокойной, уверенной, как и положено ей, вознесшей к небу гордость иркутских граждан – слышимый на десятки верст окрест Большой колокол. До наших дней он, увы, не сохранился.

В соборе была усыпальница иркутских архиереев, здесь были погребены св. Сафроний, Михаил Миткевич, Вениамин Багрянский, Михаил Бурдуков.

После Октябрьской революции собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода.

В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, в 1967 – 1985 годах Богоявленский собор был отреставрирован по проекту Галины Григорьевны Оранской. После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею.

По материалам книги «Живая старина Приангарья»

Источник: https://baikal.travel/Irkutsk/Bogojavlenskij-sobor

Ссылка на основную публикацию