Беседы с детьми о монашестве и монахах

Беседы с детьми о монашестве и монахах

Многие родители задают духовенству вопросы: как объяснить детям, что такое монастырь и кто такие монахи? Некоторые из них обеспокоены и тем, что дети изъявляют желание, присоединится к монастырю и стать монахом.

Почему важно рассказывать детям о монашестве? Хотя-бы потому, что это неотъемлемая часть Церкви и умолчать о ней преступно. Ведь дети быстро впитывают информацию и могут узнать ее из других источников, поняв превратно, тем самым навредив себе.

Кто такие монахи

Для начала следует объяснить ребенку, кто такие монахи и почему они живут отдельно от мира, да еще и наряжаются таким странным образом.

Преподобный Антоний Великий — основатель монашества

Можно рассказать, что первые монахи появились очень давно, еще в первых веках. Были обычные верующие во Христа люди, а были те, кто всячески врал и говорил неправду на христиан. Начали появляться различные движения, которые извращали христианское учение — секты и ереси.

И группа христиан решили уйти подальше от них, чтобы сохранить свое учение в изначальном виде и передать его другим. Они ушли в пустыню и там основали первый монастырь. Так появились первые монахи.

Известные в России монастыри:

Почему они живут в монастыре

На Руси первым монастырем стала Киево-Печерская лавра. Люди, которые считали, что всякие удовольствия мира их отвлекают от Бога уходили в Печерский монастырь и проводили там свою жизнь, служа Богу.

Печерским назван монастырь потому, что кельи и прочие помещения, где жили люди были сделаны в естественных пещерах в скалах. Изначально, монашеский образ жизни означал аскетизм, т.е.

всяческое ущемление своего тела и желаний.

Обратите внимание

Поэтому иноки часто жили в пещерах, пустынях, спали на земле или досках, не ели по несколько дней в неделю, не употребляли сладкого и вина и удаляли от себя комфорт во всяких его проявлениях.

Из-за их отрешения и пребывания в молитвах днями и ночами Бог открывал им тайны и совершал через них великие чудеса. Вот лишь некоторые из них:

  • монах по имени Прохор, пек хлеб из лебеды во время страшного голода и кормил им киевлян. При этом, хлеба вдруг становились сладкими, а если кто брал их без разрешения, то были они хуже желчи;
  • этот же инок однажды молился Богу, а в то время в Киеве внезапно не стало соли и люди очень страдали. Инок после молитвы стал с верой раздавать золу из печи, и она на вкус была как самая соленая соль;
  • были случаи воскрешения из мертвых. Инок Марк, служение которого было копать могилы, иногда молился за мертвого и тот вставал, будто от крепкого сна.Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская Лавра богата на чудеса, а все потому, что иноки отделяют себя для жизни в Боге и отказываются от всего, что может их отвлекать от Него.

В России самый известный монастырь — это Троице-Сергиева Лавра. Эта обитель прославилась чудесами, которые тут творил Сергий Радонежский и его ученики. По молитвам местных иноков Господь помиловал Русь и не уничтожили ее войска татаро-монгольское.

Важно! Там, где пребывают монахи, обязательно случаются чудеса, потому что это особенно верующие люди и Господь к ним милостив и щедр на дары.

О монахах, стяжавших венец святости:

Условия и правила жизни в монастыре

Обители славятся своими простыми и сложными одновременно условиями для жизни. Тут не всякий выдержит. Чего стоит только распорядок дня:

  1. Подъем в 6 утра.
  2. Личная молитва.
  3. Совместная молитва.
  4. Завтрак.
  5. Работа в обители.
  6. Молитва в обед и трапеза.
  7. Работа.
  8. Служение в поместном храме и молитва.
  9. Трапеза.
  10. Личное время и отбой.

И это не просто работа, каждый служит своими силами в местном хозяйстве. Целый день иноки работают и молятся. Так что не каждый верующий выдержит такого напряженного дня, в котором нет места развлечениям или лени.

Рассказывая детям о монашестве, родители тем самым приобщают их к церковной культуре и, возможно, готовят будущих святых.

Детей следует с детства приучать к тому, что Господь — это самое важное в нашей жизни и Он может потребовать эту жизнь себе на службу.

Если ребенок с детства тянется к Церкви и Господу, если у него есть это желание — служить Богу, то нельзя запрещать или переубеждать его. Может он перерастет это, а может, станет известным монахом и будет творить Божьи дела.

Видео о монашестве и монахах

Фев 14, 2019 19:37Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/detyam-o-monashestve.html

Беседа с детьми о монашеской жизни

Здравствуйте дорогие дети и родители!

Мы вновь рады приветствовать Вас на православном сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы побеседуем с Вами о монахах и монашестве.

Монахи, это те люди, которые посвятили себя Богу! Они отреклись от земной жизни, от радостей мира, даже от своих мыслей, и всецело предались к духовному деланию. Они много молятся, много постятся, читают духовные книги и устремляют свои мысли в Райские обители – к Богу!

Для того, чтобы лучше понять монашество, лучше всего поговорить с самим монахом.

Ниже мы прилагаем замечательную беседу детей с монахом и старцем Силуаном Афонским, из которой мы с Вами много чего интересного для себя поймем.

Из книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский»

«Милые дети бегают по лугам, рвут цветы, поют и радуются, потому что их веселит благодать Божия. Но вот увидели они монаха и говорят ему:

— Смотри: Господь украсил небо звездами и землю реками и садами; орлы высоко под облаками летают и наслаждаются красотою природы; птицы весело поют в рощах и полях, а ты, монах, сидишь в келий и не видишь всей Красоты Божией. Сидишь и плачешь. О чем ты плачешь в своей маленькой келий, когда солнце светит, весь мир в красоте, и всюду радость на земле?

Так спрашивали дети монаха, но он отвечал им:

— Дети, вы не понимаете моего плача. Душа моя плачет о вас, что вы не знаете Бога, Который создал всю эту красоту. Душа моя знает Его, и всем вам я хочу этого знания, и поэтому скорблю и слезно молю Бога о вас, чтобы и вы познали Господа Духом Святым.

— Что значит познать Господа Духом Святым?

— Умом, дети, познать Господа нельзя. Но вы читайте Божественное Писание, в нем живет благодать, которая будет услаждать вас, и так вы познаете Господа и будете с радостью работать Ему день и ночь. Когда же познаете Господа, тогда уйдет желание смотреть на этот мир, но душа будет стремиться видеть славу Господню на небесах.

— А нам нравятся цветы, и мы любим гулять и веселиться.

— Вы любите гулять по полям и рвать цветы; вы любите петь и слушать пение птиц, но есть на небе прекраснее всего этого — рай, где живет Господь со ангелами и святыми. Там тоже есть веселие и поются песни, но иные, лучшие, и когда душа услышит те песни, то не может забыть их никогда и уже не влекут ее песни земные.

— Но мы любим петь.

— Пойте, дети, Господу Духом Святым; пойте во смирении и любви.

— А почему ты плачешь, мы не понимаем?

— Я плачу о вас, детки. Глядя на вас, жалею вас и прошу Господа, чтобы хранил Он вас, чтобы познали вы Творца и Господа своего.

Я смотрю на вас, и вот, вы похожи на отрока Христа, и хочу, чтобы вы не потеряли благодать Божию и не стали бы, когда вырастете, похожи на врага за плохие мысли. Я хочу, чтобы вы всегда были похожи на Сына Пречистой Матери Божией. Этого желает душа моя вам.

Об этом я и молюсь. Мне жалко всех детей на земле, и потому я плачу за всех невинных детей и сирот.

Я плачу, дети, за мир и сетую о всем народе Божием: «Господи, пошли милость Твою на детей земли, которых Ты любишь, и дай им познать Тебя Духом Святым, и научи их славить Тебя. Слезно прошу Тебя, услышь молитву мою, и всем дай познать славу Твою Духом Святым». Дети, любите Бога, как любят Его Ангелы на небесах.

— Мы никогда не видали Бога, как можем мы Его любить?

— Детки мои возлюбленные, вы думайте о Боге всегда, что Он вас любит, и дал вам жизнь для того, чтобы вы вечно с Ним жили и наслаждались Его любовью.

— Как можем мы знать, что Бог нас любит?

— По плодам, детки, познается любовь: когда мы в любви Божией, то боимся греха, и на душе покойно и весело, и хочется помнить Бога все время, и хочется молиться, и в душе хорошие мысли.

— Как узнать, какие мысли в нас живут, и какие из них хорошие или плохие?

— Чтобы распознать мысли добрые от злых, нужно держать ум свой чистым в Боге.

— Не понимаем, как можем мы держать ум в Боге, когда мы не видели Бога и не знаем Его; и что значит – чистый ум?

— Детки, вы помышляйте, что Бог вас видит, хотя вы Его не видите. Так вы будете ходить всегда пред лицом Господа. Хотя это малая любовь, но если сохраните слово мое, то оно приведет вас к большой любви, и тогда Духом Святым вы познаете все то, что я вам говорю и чего сейчас вы еще не разумеете».

Некоторым из Вас, дорогие дети, действительно, будет сложно понять слова старца-монаха Силуана Афонского. Но если мы будем следовать его советам, читать духовные книги, чаще молиться, обязательно ходить с родителями в храм, тогда нам будет намного радостнее жить! И мы будем чувствовать Господа еще сильнее и понимать тех людей, которые посвятили себя монашеству.

Читайте также другие интересные беседы:

•  Детская беседа о Боге – Святой Троице

•  О том, почему Ева не устояла…

•  Детская беседа: – Хороший характер!

•  Детям о сказках и о жизни

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2014/08/10/beseda-s-detmi-o-monasheskoy-zhizni/

Детям о монастырях и монахах. Беседа

Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня мы с вами поговорим о самых святых местах на земле – о монастырях.

Почему монастыри считаются самыми святыми местами на земле?

Потому, что в монастырях присутствие Божие ощущается более сильно, так как там ежедневно совершаются службы. А еще, монахи встают очень рано, (примерно в четыре часа утра), и служат в храме полунощницу.

В течении всего дня, монахи трудятся и непрестанно молятся. Поэтому стены монастыря освящены особой благодатью!

Самым первым монастырем на Руси был Киевский Печерский монастырь, основанный преподобными монахами – Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.

Важно

Почему монастырь называется Печерским, потому, что кельи (комнаты для монахов) были выкопаны в пещерах.

А какие чудеса там совершались! Аж дух захватывает.

Вот некоторые из них:

• Монах Прохор, во время большого голода, кормил киевлян хлебами, испеченными из горькой травы «лебеды». Когда сам давал хлеб, то он становился вкусным и сладким. Вкуснее, чем из пшеницы! А когда один человек взял хлеб без разрешения, то он был горьким-горьким!

• По некоторым причинам во всем Киеве стало мало соли. А без соли, вся пища невкусная. Тогда тот же монах Прохор помолился Господу, и стал раздавать золу из своей печки, и эта зола на вкус была самой настоящей солью!

• А преподобный монах Марк, прозванный гробокопателем, потому, что копал могилы для почивших (умерших) братьев, не раз воскрешал мертвых. Однажды он пошел копать могилу для одного умирающего монаха.

Нот тот монах быстро умер. Тогда преподобный Марк послал сказать умершему, чтобы он пожил еще до завтрашнего утра, пока не будет готова могила.

И умерший монах ожил! И жил до того момента, пока могила не была выкопана.

Вот такие вот дивные чудеса совершались в Киево-Печерском монастыре.

Киево-Печерский монастырь и сейчас украшает собой столицу Украины – город Киев. Он такой большой, что его называют уже не монастырем, а Лаврой. (Лавра – это очень большой монастырь).

В 70 километрах от столицы России – Москвы – стоит Троице-Сергиева Лавра.

Это великое и святое место, которое справедливо называют – сердцем России. Именно здесь, на этой святой земле, были совершены великие подвиги преподобным Сергием Радонежским и его многочисленными учениками. Благодаря их ночным молитвам, Русь не уничтожили полчища монголо-татарского войска.

А спустя двести тридцать лет, монахи Троице-Сергиевой Лавры вымолили у Господа победу над вражескими польскими войсками, которые также хотели уничтожить Православную Русь!

В Нижегородской области, в селе Дивеево стоит дивный женский монастырь, в котором несут молитвенный подвиг девушки и женщины, постригшиеся в монахини. Они живут для Господа, а не для себя. Также встают очень рано, и начинают день с молитвы.

В России сейчас примерно 500 монастырей, в которых монахи постоянно молятся за Россию, а значит и за всех нас с вами!

Да поможет вам Господь Бог, дорогие дети, молитвами монахов и монахинь, быть послушными родителям, быть ко всем добрыми, и сильно верить в Бога

Источник: http://khram-stepnoe.cerkov.ru/2018/01/27/detyam-o-monastyryax-i-monaxax-beseda/

План-конспект на тему: Занятие Монастырь. Монахи

Тема 1. Кто такие монахи. Монастырь

Нужна доска.

Сначала вопрос для размышления:

Как вы думаете – когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов или иноков.

Читайте также:  Мощи святой равноапостольной княгини ольги

Монах (иноки) – люди, которые удаляются от мира и стремятся всю свою жизнь посвятить Богу. (Выписать на доску, чтоб сами вписали в рабочие тетради).

Совет

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Он согласился с зовом Бога, который указал ему на его призвание.

Знаете, что такое призвание? Как вы думаете, какое призвание у вас?

Свои призвания ощущают ученый и спортсмен, офицер и врач.

Монахом же становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом. Это удел не всех.

Как вы думаете, какое главное правило монашеской жизни?

Главное правило: «трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания.

Что такое молитва? Молитва – это разговор с Богом. Монахи молятся за мир. Первый христианский монах – святой Антоний Великий (Слайд 1) – жил один вдали от поселений и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетенные им корзины на муку.

Со временем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений и зависти.

И горожане стали зазывать монахов к себе: «вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите нам приходить к вам, чтоб участвовать в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».

Так кроме монахов-пустынников появились городские «монастыри». Монастырь – это место, где монахи живут все вместе, трудятся на общую пользу, подчиняются одним правилам. (Выписать на доску, чтоб сами вписали в рабочие тетради).

У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские. В течение многих веков почти все книги (и не только церковные) переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали тоже монахи.

И даже школы часто создавались именно при монастырях.

Обратите внимание

Крупный православный монастырь называют лаврой. Скит – небольшой поселок монахов-отшельников в отдалении от монастыря. (Показать фото Ефремов Скит).

Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.

Презентация Монастыри России

Слайд 2-4. Троице-Сергиева Лавра. Расположена в городе Сергиев Посад Московской области. Основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов называются лаврами.

Слайд 5. Серафимо-Дивеевский монастырь. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители – Серафи́м Саро́вский. Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины. С древности существуют женские монастыри.

Слайд 6. Оптина Пустынь. Монастырь расположен около г. Козельска. По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта.

Слайд 7. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Шамордино. Православный женский монастырь рядом с деревней Шамордино Калужской области. Был основан преподобным Амвросием Оптинским в 1884 году.

Слайд 8. Свято-Тихонова пустынь. Монастырь расположен в селе Льва-Толстое. Обитель основал преподобный Тихон, Калужский чудотворец в XV веке.

Слайд 9, 10. Свято-Никольский Черноостровский монастырь. Расположен в г. Малоярославце Калужской области.

Важно

В прежние времена возвышенное место, занимаемое монастырем, было окружено с трех сторон рвами и покрыто высоким черным лесом, отчего и именовалось Черным островом.

Поэтому и сам монастырь получил название Черноостровского, а по расположенному на нем храму Святителя Николая – Никольского.

Слайд 11, 12. Свято-Георгиевский Мещевский монастырь. Обитель в честь великомученика Георгия Победоносца основана в конце 15 века в 30 км от г. Мещовска.

Слайд 13, 14. Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь. Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Д.Ф. Воротынского в 1498 г. в низовье р. Угры. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор.

Значение монастырей

Слайд 16. В монастырях совершают богослужения – церковная служба в храме.

Слайд 17. Православное Богослужебное пение. Святой Иоанн Златоуст говорил, что земная музыка – лишь подражание небесной.

Слайд 18. В монастырях монахи молятся при полном воздержании во всем. Главная заслуга монастырей состоит в непрестанной молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших. Монахи строят храмы, восстанавливают монастыри.

Слайд 19. Монахи трудятся в монастырских мастерских, учатся колокольному звону, делают свечи. Монахи очень трудолюбивые.

Слайд 20. В течение многих веков почти все книги (и не только церковные) переписывали именно монахи. Писание икон во все времена было и есть самое высокое искусство, святое и Богом благословенное дело.

Совет

Слайд 21. Церковь и ее священнослужители делают все, чтобы воспитать высокие духовные качества у людей. Именно в монастырских обителях поддерживалось христианское просвещение, открывая в русских людях самые лучшие чувства: любовь к ближним, к Родине, к Православию.

Слайд 22, 23. При монастырях создаются Воскресные школы. Обучение грамоте – священное дело, т.к. грамота учит чтению и пониманию Божественных писаний и таин Божиих.

Слайд 24, 25, 26. Монахи трудятся на монастырских приусадебных участках, огородах, цветниках.

Слайд 27. Монастырь – это место, где живут монахи – ангелы, посвятившие свою жизнь служению Богу и живущие в уединении.

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу (паломники). Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

Кто эти люди? Монахи, иноки, послушники.

Скажите, пожалуйста, можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини? (Показать фото с Батюшкой)

Да, монахи одеты по-особенному. Монашеское облачение (Слайд 2).

На голове монахи носят головной убор, который называется «клобук». Он понимается как подобие воинского шлема и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

Мантия – облачение, окутывающее все тело как знак жизни под Божией защитой.

Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.

Сами монахи свое облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», клобук – «шлем веры».

Обратите внимание

Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу? Монахи – воины Христовы в борьбе со злом.

Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре «в послушании», то есть стать послушником.

Знаете что такое послушание?

Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей.

Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит «монашеские обеты», то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей.

После произнесения обетов послушника «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу. Для него начинается совсем другая жизнь, он дает обещание посвятить свою жизнь Богу и поэтому при постриге ему дают новое имя. Это очень нелегкий путь – удел избранных.

Как вы думаете, в чем главная заслуга монахов, монастырей?

Но главная заслуга состоит в непрестанной молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших.

К теме сегодняшнего урока мы посмотрим мультфильм О преподобном Серафиме Саровском (7 мин.).

  • старец – пожилой монах, отшельник;
  • мальчик Прохор – монах дает обещание посвятить свою жизнь Богу и поэтому при постриге ему дают новое имя;
  • мать сына в благочестии растила – жизнь по законам Божиим, посвященная трудам и молитвам;
  • ушел в монастырь в Саров. Молитвой, воздержаньем и терпеньем спасался он – ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом;
  • дано при постриге монаху имя – Серафим (огненный – пламенеющий любовью к Богу) за пламенную веру и служенье;
  • стал в глуши лесной в пустынной келье жить в уединенье и радоваться пище неземной (духовной) – монах-пустынник, отшельник. Кормился овощами со своего огорода;
  • в трудах, молитвах, чтении Псалтири и Библии он время проводил;
  • молясь на камне 1000 ночей;
  • икона в келье – больше ничего. Келья – отдельная комната или отдельное жилище монаха;
  • простил без гнева;
  • всех на свете пламенно любя;
  • «Христос Воскресе! Радость моя» – говорил при встрече;
  • прозреньем, утешеньем и советом он всем служил, болящих исцелял;
  • и женскую в Дивееве обитель устраивал Саровский попечитель;
  • праведник – человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний.

Вопросы после просмотра мультфильма:

  1. Кого мы называем святыми? Людей, угодивших Богу. Святые такие же люди, как и мы с вами, только они победили свои грехи.
  2. Как мы называем святого Серафима Саровского? Преподобный – это святые монахи, которые угодили Богу, пребывая в посте и молитве, живя в благочестии.
  3. Кто знает, почему преподобного Серафима в детстве звали по-другому? Потому что монаху при постриге дают другое имя.
  4. Что такое обитель? Как можно сказать по-другому? Монастырь.
  5. В монастырях живут монахи. Что это за люди? Эти люди уходят в монастыри от обычной жизни, там они молятся за мир.
  6. Настоятель монастыря велел отцу Серафиму вернуться в монастырь. Отец Серафим послушался и поселился в своей келье. Кто такой настоятель и почему преподобный Серафим послушался его? Настоятель – это главный, старший монах в монастыре, поэтому все монахи должны его слушаться.
  7. Объясните, что означает слово монах. Монахи (иноки) – люди, которые удаляются от мира и стремятся всю свою жизнь посвятить Богу.
  8. Как монахи оказались в городах? Со временем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир. И горожане стали зазывать монахов к себе: «вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите нам приходить к вам, чтоб участвовать в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы». Так кроме монахов-пустынников появились городские «монастыри».
  9. Что такое монастырь? Монастырь – это место, где монахи живут все вместе, трудятся на общую пользу, подчиняются одним правилам.

Если останется время: Слайд 3.

Прочитать рассказ «Слава тебе, Боже» – ДПК Егорушка, стр. 79.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/03/03/zanyatie-monastyr-monahi

10. Монашество

получить основные сведения о монашестве

Задачи:

  • узнать о монашеских обетах
  • познакомиться с историей монашества
  • узнать о типах монашеской жизни
  • узнать о степенях монашества
  • познакомиться с обрядом пострижения в монашество
  • познакомиться с названиями монашеских облачений

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2.
  2. Лоргус А, свящ., Дудко А., свящ. «Книга о Церкви». – М.: Паломник, 2005.
  3. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006.

Дополнительная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009.

Ключевые понятия:

Словарь урока:

  • Безбрачие
  • Нестяжание
  • Послушание
  • Инок
  • Лавра
  • Устав
  • Постриг
  • Послушник
  • Игумен
  • Архимандрит
  • Малая схима
  • Великая схима
  • Схимник
  • Параманд
  • Мантия
  • Клобук
  • Четки

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Кто такой монах?
  2. Какие обеты дают, принимая монашество?
  3. Почему монаха еще называют иноком?
  4. Какие существуют степени монашества?
  5. Почему обряд принятия монашества называют постригом?
  6. Чем отличается внешне монах, постриженный в малую схиму, от схимника?
  7. В какую степень священства может быть рукоположен только монах?
  8. Почему наличие монашества важно для мира?

Ход урока. Вариант 1:

Просмотр видеоматериалов.

Запись в тетради ключевых слов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Вводное слово учителя по новой теме.

Запись в тетради ключевых слов.

Работа в группах. Весь класс делится на 3 команды, каждой из которых дается задание рассмотреть иллюстрации с подписями и коротким объяснением, касающимся одной из степеней монашества. Подготовившись, команда должна рассказать всему классу об изученных предметах. Другие команды могут задать вопросы.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 67. «Монашество»:
  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 68. «Монастыри»:
  1. Мульткалендарь. 30 января. Антоний Великий:

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/170799

О монашестве

Старец Иосиф Исихаст говорил, и нам эти его слова передали и наш Старец Иосиф Ватопедский, и Ефрем Катунакский: «Как ты, монах, поймешь, Бог тобой доволен, упокоевается тобой или нет? Это очень легко.

Спрашиваешь Старца: “Старче, ты мной доволен?” Старец доволен тобой – Бог доволен тобой». Довольна Матушка сестрой – доволен Бог вами. Горе тому монаху, о котором воздыхает и кем недоволен духовный отец.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "праворучица"

***

Мы приняли великое благословение и силу и оставили и родственников наших, и Родину нашу. Блага монашества великие и неописуемые. Это то, о чем апостол Павел говорит, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

***

Важно

Молюсь смиренно, чтобы Божия благодать нас просвещала, помогала нам и чтобы мы никогда, никогда не отчаивались, какие бы ошибки ни допустили. Бог призвал нас в монашество. Думаете, не знал Он, кто мы такие и какие мы? Не призвал для того, чтобы погубить, а для того, чтобы освятить.

***

Я не пришла [в монастырь], чтобы стать секретарем, не пришла, чтобы стать трапезарем, не пришла, чтобы стать поваром, ни чтобы в гостинице служить. Я здесь для того, чтобы стать монахиней. Я пришла сюда, чтобы полюбить Бога. Поэтому будьте внимательны.

Иногда мне говорят монахи: «Нет времени читать, нет времени заниматься святыми отцами». Я им говорю: «Ты не для того пришел, чтобы читать в монастыре, а чтобы умертвить свои хотения. Для этого ты в монастыре. Ты пришел не для того, чтобы жить более удобно в монастыре, а чтобы в жертву себя принести».

Поэтому, сестры, приходит уставщица, идет к одной, другой и останавливается перед пятой и говорит: «Ты будешь читать Псалтирь». Почему третьей не сказала, а сказала пятой? Потому что так указал Божий Промысел. Поэтому мы обязаны слушаться. Ты не уставщицу слушаешься в тот момент, а Бога слушаешься.

Я не потому стала монахиней, чтобы уставщицу слушаться, а чтобы слушаться Христа, Которого люблю, Которому служу, к Которому тянется мое сердце. Вот так смотрите на вещи.

Не надо так думать: «Что она надо мной насмехается, что каждый день меня ставит? Я что здесь раб? Зачем я здесь?» Если монахиня так начинает думать, она точно неудачу потерпит в монашестве. Так закончено дело, она потеряла смысл своего исхода.

Старец Иосиф Исихаст, наш «дедушка», говорил своим ученикам… (Я его не слышал, потому что мне было три года, когда он почил. Кстати, знаете, что в день Успения почил в 1959 году. Мне было тогда три, поэтому не знаю, что он говорил, мне передали его ученики.

) Вот этот Старец Иосиф говорил, что монах должен слушаться, подчиняться и никогда на вещи и события не должен смотреть человеческим глазом, а всегда духовным. Мы здесь, сестры, пришли верою жить. Ничего не может случиться без воли Божией. Что Христос говорит? – Даже птица «не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10, 29). Он знает даже, сколько у нас волос.

Сейчас скажем, что – Бог волосами занимается? Что Он этим хочет сказать? Что Его Неусыпное Око постоянно за нами наблюдает.

***

Совет

Когда нас постригали, не обещали ли мы Богу послушание до смерти? Забыл вам сказать еще кое-что важное. Время от времени перечитывайте чин пострига, чтобы вспоминали, какие вы обеты дали Богу. Святой Афанасий Афонский является патриархом, основоположником афонского монашества, и у него было много забот с постройкой первого большого монастыря на Афоне.

Является ему Богородица и что говорит? – «Ты не волнуйся. Я буду Экономом монастыря, буду Врачом вашим, буду вашей Питательницей. От вас только одного требую – соблюдения ваших монашеских обетов». Что сказала Богородица преподобному Серафиму Саровскому? – «Кто из сестер тебя слушается, в раю будет с тобой и со Мной». Это говорили святые отцы, сестры.

Поэтому мы в монастыре. Монахиня, которая все это не соблюдает, черное носит, но монахиней не называется. Так святые отцы говорят. Смотрите, ошибки допускать будем, это будет точно. Благодать не обижается из-за того, что монах допускает ошибки.

Знаете, когда печалится Дух Святой? Когда не уважаем наше призвание и делаем то, что нам подсказывает наш помысел. Если монах – постник, бдит, Иисусовой молитвой занимается и слушается, то он не называется ни бденником, ни молитвенником, а послушником, в основном.

Потому что первое его дело, первая ностальгия даже – это соблюдение Божественных заповедей, потому что это путь, которым мы идем возлюбить Бога. Сам же Господь говорит, что «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). Потому что соблюдение заповедей вносит в наше сердце Божественную энергию.

Эта энергия влечет, берет наше сердце и тянет его к Богу. Тогда, мои сестры, каждый день, который проходит, имеет смысл для монаха. Часто в Ватопед приезжают паломники и меня спрашивают: «Вы не чувствуете рутину в монастыре? Каждый день у вас все то же самое: служба, трапеза, послушание, служба, трапеза, послушание».

Говорю: «Внешняя наша жизнь кажется рутиной, но внутренняя… Ведь каждый день для монаха – это откровение и новые нахождения сердца, которые тварным словом невозможно выразить. И живет он постоянно в блаженстве благодати». «Царствие Божие, – говорит Христос, – внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

***

Монах должен быть человеком радости. Радость эта не психологическая, а духовное состояние, потому что радость – это плод Святого Духа.

Игумен монастыря Ватопед Архимандрит Ефрем (Куцу)

Источник: https://www.mmom.ru/o-monashestve/stati-i-publikatsii/o-monashestve.html

Читать

Пер. с английского

Название оригинала:

Reflections on children in the Orthodox Church today

4th edition 1992 © Sister Magdalen

Stavropegic Monastery of St. John the Baptist

Tolleshunt Knights, Essex, England

В основу настоящей брошюры легли неофициальные беседы с православными родителями, проводившиеся в монастыре Св. Иоанна Крестителя в Ессексе (Англия).

Сами же эти беседы были результатом многолетнего опыта общения с молодыми людьми, детьми, родителями, вообще семейными православными христианами, приезжавшими в монастырь за советом.

Слышавшие эти беседы, а также те, кто не имел возможности посещать их, просили нас сделать их более доступными, оформив в виде печатного издания.

Обратите внимание

Каждая личность, каждая семья — уникальна. И то, что первоначально было лишь личным советом, относившимся ко вполне конкретной ситуации, преподнести в виде систематического и более общего учения о христианском воспитании детей — задача нелегкая. Ее можно было бы сравнить с попыткой составить учебник по аскетике на основании отдельных святоотеческих изречений.

Я предпочла придерживаться, насколько возможно, неофициального характера первоначальных бесед; эта брошюра ни в коей мере не претендует на полноту обзора всех сторон христианской педагогики.

Уже одно то, например, что беседы были обращены к постоянным прихожанам монастырского храма, обусловливает определенный акцент на тех моментах, которые могут быть совершенно другими в иной пастырской ситуации.

Начиная беседы, я всегда просила всех присутствовавших помолиться о том, чтобы мне верно передать то, что знаю из Святоотеческого учения и от духовных отцов, и принять мои слова с молитвой и рассуждением. С такой же просьбой обращаюсь ко всякому, думающему найти для себя полезный совет в данной книжке.

Возможно, некоторые спросят, что дает право монахам или монахиням говорить о браке и о воспитании детей. А кто–нибудь, может быть, и смутится тем, что монах касается интимных аспектов супружеской жизни.

Даже некоторые из тех, кто готов принять совет, подчас однако, могут подумать, что давший его монах не в состоянии понять, насколько трудно бывает ежедневное выполнение его на деле в течение долгих лет. Безусловно, сказать всегда легче, чем сделать.

Однако, если на ком–то лежат пастырские обязанности (а в Православной Церкви миряне на протяжении веков обращались в монастыри за окормлением по всем вопросам своей жизни), то ему придется иметь дело с реальными условиями своей паствы.

Монашество — особый путь, на который призываются отдельные личности; но это не значит, что они должны быть непременно несведущи в обычном ходе общечеловеческой жизни. Это правда, что многое из того, о чем мы будем говорить, лежит вне личной жизни монашествующих.

Важно

Тем не менее, когда монах, например, становится миссионером, он не может говорить с туземцами так же, как с новоначальными иноками в своем родном монастыре. Он должен знать проблемы, и нужды, и язык своей паствы. Все мы — монахи и миряне — стараемся жить тою же, христианскою, жизнью, только в разных условиях. Монах не может безответственно говорить о жизни по Евангелию, когда его личный опыт монастырской жизни ежедневно научает его, сколько усилий она требует от человека, и когда речь идет о спасении детей, которых он знает и любит.

Если мы, как христиане, привыкли рассматривать всякий аспект своей жизни в перспективе Божественных заповедей, то скорее всего мы так сформулируем то, чего мы желаем своим детям: христианское воспитание — это то, что может помочь нашим детям обрести, по словам Апостола Павла, ОБРАЗ БОЖИЙ.

Наше слово «образование» происходит от слова «образ», и воспитание значит «формирование». Св. Ап. Павел говорит о Христе, Который, «будучи образом Божиим», принял «образ раба» (Фил. 2, 6–7). Святые Отцы учат, что «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом». Здесь видна связь между воспитанием и Божественным планом нашего спасения.

Все, о чем мы будем говорить, можно свести к этому одному: какого образа бытия мы желаем своим детям?

Если цель нашей жизни — достичь жизни Божественной, то каждый момент ее приобретает необычайно важное значение; каждый аспект нашей жизни требует большой мудрости. И человеческой мудрости оказывается недостаточно для того, чтобы следовать Христовым заповедям; без Христа мы бессильны сделать что–либо божественное.

Бог предлагает нам самую Свою жизнь, но мы при этом всегда остаемся Его творениями, и это — практически — означает, что наша задача — и не только духовников, но и каждого из нас — вопрошать Бога, что делать, что сказать, и как выразить то, что хотим сказать.

В воспитании детей ни знание детской психологии, ни даже тонкая интуиция в отношении собственных детей сами по себе не приведут к Вечной Жизни, к Богу, если мы не будем также призывать Божественную благодать своей молитвой.

Нам необходимо молиться — утром, вечером, во всякий момент, когда мы нуждаемся в том, чтобы узнать волю Божию и научиться распознавать внушения Божии. Именно практикой молитвы мы достигаем своей высшей цели: спастись и помочь своим детям достичь жизни вечной.

Дети воспитываются дома, в семье, родителями, состоящими в христианском браке.

Совет

Некоторые, может быть, сочтут уклонением от темы разговор о браке, настроившись говорить о детях, но для меня этот вопрос видится скорее как закладка необходимого фундамента перед постройкою здания.

Если родители имеют искаженные представления о браке, или, если их устремления уводят их в сторону от домашней жизни, дети страдают непосредственно. Кроме того, дети должны видеть в своих родителях пример для создания своих семей в будущем.

Среди православных нередко можно услышать дискуссии, сравнивающие монашескую и семейную жизнь, и из того, что говорится, подчас видно, что говорящий относится с пренебрежением либо к первой, либо ко второй. Дети очень страдают, когда их родители недооценивают значение брака и семейной жизни.

Поэтому я хочу подчеркнуть, что брак есть путь спасения. Разговоры о том, что лучше: монашество или семейная жизнь, обычно совершенно бесполезны. Каждому надлежит найти свой путь, прося Бога указать ему, что для него лучше, — и «совершать свое спасение» (Фил.

2, 12) в тех условиях, в которые он Богом поставлен. Мы противимся своему спасению не тогда, когда выбираем тот или иной путь для себя, но когда уклоняемся от воли Божией о себе. Никому не позволено делаться монахом потому, что он гнушается браком (см.

правила 9 и 10 Гангрского Собора); никто не должен, вступив в брак, презирать монашество.

Слова Господа о монашестве (см. Мф. 19, 11) показывают, что Он не считает его приемлемым для всех. (Почему это так, является для нас тайной — тайной Божественной свободы и нашей свободы).

У нас есть Его слово, как установление, Божественное установление и благословение брачной жизни: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть.

Обратите внимание

Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 6–9). Первым чудом Господа Иисуса Христа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской; православная служба венчания показывает, что это рассматривается как знак благословения Богом брачной жизни.

Сам Бог дал человеку брак как таинство и как жизненный путь; это значит, что это есть путь спасения, путь, ведущий в вечную жизнь. Христос не заповедал монашества как общеобязательное правило — Он заповедал любить Бога всем сердцем, и душой, и умом, и крепостию, и ближнего, как самого себя.

Читайте также:  Бытовые суеверия: почему в них верят, отношение православной церкви

Вопрос для тех христиан, которые уже состоят в браке и воспитывают детей, состоит не в том, чтобы как–то сократить минимум своих семейных обязанностей с целью быть свободнее для ведения «более духовной» жизни. Правильнее его поставить так: «Как мне в этой самой семейной жизни возрастить свою любовь к Богу и к ближнему?»

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=313230&p=1

Беседа с монахиней Марией (Сидиропуло). «Мы знакомим детей с жизнью православного монашества» / Православие.Ru

Вот уже несколько лет православный монастырь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, расположенный рядом с баварской деревушкой Бухендорф, организует на своей территории детский православный лагерь. О жизни лагеря и обители рассказывает ее настоятельница монахиня Мария (Сидиропуло).

***

– Матушка, православные детские лагеря сейчас организуются многими епархиями и приходами, в разных странах. В чем особенности лагеря, организуемого Елисаветинской обителью?

– Марфо-Мариинский лагерь, расположенный в скиту преподобномученицы великой княгини Елисаветы, существует уже шесть лет. Со всей Германии и из других стран летом к нам приезжают около полусотни девочек в возрасте от 8 до 13 лет.

Цель лагеря – дать православным детям, живущим вне России, в иноязычной и инославной среде, уникальную возможность не только собираться вместе, знакомиться, но и узнавать традиции Русской Православной Церкви, пожить в монашеской среде, научиться благочестивым навыкам, которые они, как будущие матери, будут нести в свои семьи.

За границей очень важно, чтобы православные дети общались между собой. Многие дети, живущие в Германии, вообще не знают, кто такие монахи, как и чем они живут, что такое монастырь. Вот мы и знакомим их с жизнью монашества. Особое внимание в лагере уделяется общению в церковной среде на русском языке, знакомству детей с русской культурой.

Нас поразил результат уже самого первого лагеря, когда было всего 18 девочек, многие из которых приехали из невоцерковленных семей. Однако дети без особых наставлений, подражая друг другу, учились правильному поведению во время богослужений.

Если вначале лагеря кто-то оставался в стороне от таинств исповеди и причастия, то к концу лагеря уже все без исключения исповедовались и причащались святых Христовых таин. Было радостно слышать пожелания детей снова встретиться в обители. На второй год число участниц увеличилось вдвое: более 40 девочек приехали как из приходов РПЦЗ, так и из приходов Московского Патриархата.

– Почему вы приглашаете только девочек?

– Ответ очень прост: так уж заложено природой, что в любой семье матери свойственно более тесное общение с детьми, от нее исходит дух, которым будут дышать ее дети и ее семья. Поэтому прививать отроковицам любовь ко всему церковному, чистому и богоугодному имеет значение не только для их будущих семей, но и общества в целом.

– Матушка, вы помните, как все начиналось?

– Помню самую первую нашу лагерную смену, которая началась с молебна. Мы не только пытались построить лагерь по предварительно составленной программе, но и старались прислушаться к пожеланиям детей, учесть их интересы, познать их внутренний мир, настроенность.

Иногда приходилось вместо закона Божия просто вести общие дискуссии на важные им темы, обсуждать всем вместе трудности, которые они встречают при общении со сверстниками в школе, а также и с родителями.

В общении со взрослыми детям не хватает понимания, уважения к их миру, возрасту. Ведь мы, взрослые, легко можем наставлять и учить, а вот самого простого – послушать, чтобы понять, не можем либо не хотим.

Важно

Поэтому, чтобы дать девочкам возможность самостоятельно развивать свои отношения с Богом и ближними, мы в лагере не принимаем в качестве помощниц мам самих участниц лагеря.

– Программа лагеря и режим дня меняются или остаются неизменными?

– Программа ежегодно обновляется. А вот распорядок дня остается примерно одинаковым. Дети встают в 6:20 утра – к началу Божественной литургии. Первая половина дня посвящается катехизации – часовому чтению Евангелия и Апостола и их объяснению, уроку благочестия, рисованию, литургическому пению. Обед и обеденный сон с 12:15 до 14:00.

Вторая половина дня обычно проходит в полезных развлечениях, занятиях в мастерских обители.

Мы с детьми либо совершаем паломничество в монастырь преподобного Иова Почаевского, либо устраиваем походы и купание в озере при хорошей погоде, ухаживаем на конном дворе за лошадьми, шьем, вышиваем, переплетаем книги, печем просфоры.

Иногда девочки помогают на кухне: одни участвуют в приготовлении пищи, другие убирают со стола.

Был у нас опыт преподавания иконописи, но мы своевременно поняли, что эти занятия могут сформировать у детей неправильное отношение к иконе, так как невозможно за одну неделю на часовых занятиях дать правильное отношение к иконописному делу, познакомить их со структурой иконы, да еще и успеть написать ее. Поэтому это занятие мы исключили из программы. После вечерней трапезы дети охотно смотрят видеофильмы о монастырях и православных святынях. После совместного чтения молитв на сон грядущий в 20:30 девочки готовятся ко сну.

– А проблемы с дисциплиной бывают, как в обычных лагерях?

– Конечно, бывают, ведь мы имеем общение с живыми существами. Но само пребывание их в монастырских стенах, ежедневные богослужения, непосредственно близкое общение с монашествующими не дает девочкам распускаться. И если и бывают такие случаи, то они быстро понимают свои ошибки и просят прощение, причем очень искренно.

– Как прошли две смены в этом году, что было необычного?

– В конце первого сезона мы с 14 участницами готовились к встрече молодежной группы из 50 человек, которых сопровождали иерей берлинского прихода Андрей Сикоев и игуменья Аланского женского Богоявленского монастыря матушка Нонна (Багаева) с сестрами.

Группа молодежи, в которой были и дети, пережившие теракт в Беслане, и дети из берлинских приходов РПЦЗ и МП, путешествовала по святым местам Германии и приехала в нашу обитель рано утром – к началу литургии. Литургию возглавил наш дорогой авва – архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк.

Многие причащались святых таин, после чего был устроен прием в монастырском саду под открытым небом. Наши дети выступили с концертной программой перед гостями, которые, в свою очередь, в великолепных народных костюмах мастерски исполнили осетинский танец «Молитва». Такие встречи незабываемы.

Это один из проектов, посвященных сотрудничеству молодежи двух ветвей Русской Православной Церкви.

– Наверняка вы рассказываете девочкам о великой княгине Елисавете Феодоровне?

– Конечно, и не только девочкам. Германия – страна, воспитавшая сразу двух русских святых, родившихся в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории.

Совет

Паломники, приезжая в нашу обитель, знакомятся с жизнью двух немецких принцесс, прославленных в лике святых Русской Православной Церковью, – великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее родной сестры императрицы Александры Феодоровны, а также императора Николая II и их детей. Немцы должны знать о святых, прославивших их родину, соединяющих немецкий и русский народы.

Нашу обитель часто посещают группы разнообразных немецких обществ. Что ж, пусть знакомятся с Православием, с нашим богослужением и повседневными монастырскими буднями. Мы используем такие случаи, чтобы познакомить немецкий народ с подвигом своих землячек. Устраиваем иногда фотовыставку, отражающую жизненный путь святой покровительницы нашей обители.

Эта выставка проходила и на других общественных мероприятиях, которые устраивались для поддержки материального существования нашей пока еще очень молодой обители.

– В 2009 и 2010 годах в Москве прошло несколько детских спектаклей по пьесе Риммы Кошурниковой «Белый ангел Москвы» – о великой княгине Елисавете Феодоровне. Поставила его член Союза композиторов России Елена Подосенова. Пьеса опубликована на сайте «Россия в красках». Вот бы перевести ее на немецкий язык и показать спектакль в Германии, где родилась принцесса Элла!

– Об этом можно поговорить подробнее, тем более что в 2014 году будет праздноваться 150-летие со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны. В любом случае мы будем рады познакомиться с этой пьесой.

– Сколько сестер трудятся в обители, и какова ее история?

– Днем открытия нашей обители официально считается 1 октября 2005 года, хотя молебен на начало ремонтных работ был отслужен еще в августе. В настоящее время у нас подвизаются десять сестер, в том числе и коренные немки. Надеемся, что их со временем будет больше. Здание обители мы приняли в долговременную аренду от католических монахинь.

С тех самых пор продолжаются работы по его благоустройству и оформлению в православном стиле. Средств, конечно, у нас на это нет, а о постройке деревянной церкви даже и думать не приходится! Но так хотелось бы показать местному населению всю красоту и величие Православия.

Наша обитель первая и пока единственная русская православная женская обитель в Германии, и я считаю, что само ее существование должно быть проповедью православной культуры в Германии. Главное внимание в обители уделяется молитве и богослужению. Насельницы монастыря, независимо от вида их послушаний, посещают все богослужения суточного круга.

Служба начинается в 4 часа утра, богослужение длится до 7:00, а когда служится божественная литургия, то до 8:00. Литургия совершается иеромонахом Авраамием (Дирксом) три раза в неделю, включая воскресные дни. Раз в неделю, обыкновенно с четверга на пятницу, к нам приезжает наш владыка Марк, который является непосредственным духовным руководителем сестер.

Служба проходит на церковнославянском языке, а раз в неделю – на немецком языке, переводит ее архиепископ Марк. При всей своей занятости он регулярно посещает монашествующих, чтобы исповедовать, дать духовное руководство в насущных вопросах и помолиться с нами.

Сестры стараются следовать его наставлениям и при исполнении любого послушания соединяют физический труд с молитвой. Оба эти вида труда неразлучны между собой, как евангельские сестры Марфа и Мария, в честь которых и названа обитель, которую Елисавета Феодоровна основала в Москве.

– Труд молитвенный – это понятно. А что представляет собой ваш труд физический?

– Сестры возделывают наш сад, обрабатывают землю, обеспечивая себя на некоторое время продуктами. Переплет книг издревле считался одним из монашеских ремесел, как и плетение корзин.

Обратите внимание

Желая сохранить старую традицию, в переплетной производится ремонт и переплет книг на профессиональном уровне. Преимущественной заботой сестер является попечение о сохранении старых богослужебных изданий.

Но мы помогаем и людям, которым нужно заменить обложки их книг, подшить и скрепить рассыпавшиеся страницы, починить разорванные странички или украсить книгу красивыми закладками.

Трудно себе представить женский монастырь без пошивочной мастерской, где производятся изделия, благоукрашающие святые храмы и богослужения. В деле швейного послушания достойным примером является Сама Пресвятая Дева.

Как мы знаем из земной жизни Пресвятой Богородицы, в часы, свободные от молитв и богомыслия, Она неустанно занималась рукоделием, приготовляя одеяния для Себя и для Сына. Особенно же искусна была Пречистая Богоматерь в изготовлении одеяния, предназначенного для священного богослужения.

В швейной мастерской нашей обители несут послушания три сестры, которые имеют профессиональных помощниц – благочестивых прихожанок из некоторых приходов нашей епархии.

Как и все паломники, приезжающие в обитель помолиться и потрудиться во славу Божию, приезжают и эти добровольные «мироносицы» в обитель и таким образом вносят «свое миро» в помощь обители, подвизаясь в швейной мастерской. Наиболее частые заказы сестры получают по пошиву церковного убранства и крестильных рубашек.

Ведь каждому верующему хочется иметь свою рубашку и сохранить ее как святыню, в которой он сподобился из творения Божия причислиться к сынам Божиим и принять Духа Святого в великом таинстве крещения. Особенную радость доставляет, когда эти крестильные рубашки шьются для местных людей, желающих принять крещение.

Сестры, несущие послушание в просфорной, служат самому Телу Господню, так как изготовляют хлебцы, которые потом пресуществляются в Тело Господа нашего Иисуса Христа. Хлеб выпекаем квасный, пшеничный, так как Сам Господь Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным. Ежегодно в Лазареву субботу мы устраиваем «пасхальную ярмарку», на которой продаем куличи, крашеные яйца, сувениры.

– Бавария – часть Германии, где большая часть верующих – католики. Как они к вам относятся?

– Слава Богу, хорошо! При встрече с сестрами некоторые из соседей снимают свою баварскую шляпу и склоняют голову в знак почтения. Когда мы посещаем врачей или иные инстанции, к нам обращаются «Schwester такая-то» (то есть «сестра такая-то»), а не по фамилии.

Важно

Надо признать, нам посчастливилось, что наши поиски места для созидания монастыря привели нас именно в эту баварскую деревушку. Народ тут очень благочестивый, хотя и католического вероисповедания.

Но и мы, переехав сюда, в предпразднество западного Рождества Христова пошли по деревне с мелкими сувенирами, приветствуя новых соседей и одновременно давая им возможность с нами познакомиться. Это было хорошим началом и помогло дальнейшему врастанию нашей православной обители в новую среду.

Источник: https://pravoslavie.ru/48052.html

Ссылка на основную публикацию