Беседы с детьми о монашестве и монахах

О надежде и отчаянии. из беседы с современным афонским монахом

Православие.Ru

Насельнику одного из афонских скитов мирские гости пожаловались на то, что житейская суета, трудности и проблемы отнимают всё время и силы, отчего они унывают и не знают, как в таких условиях спасти свои души.

Выслушав ответ монаха, гости попросили разрешения перевести его слова на русский язык и опубликовать, полагая, что они могут быть интересны и полезны более широкому кругу христиан.

Монах согласился, но только пожелал, чтобы его имя не указывалось в качестве автора, потому что, как он объяснил, всё сказанное – это учение Церкви, православное духовное предание, а не его личное творчество. Выполнив эту необременительную просьбу, приводим душеполезные слова афонского инока.

 

Чтобы стать сильнее, будем помнить о подстерегающих нас неожиданных разочарованиях, о бедах, внезапно обрушивающихся на нас, о препятствиях, которых мы не в силах предвидеть, о нечаянной радости, возносящей нас к Небу, словно на крыльях, о страдании, вторгающемся в нашу душу, словно буря… Страдание наклоняет нашу голову низко-низко, но только с его помощью мы можем познать настоящий покой и стать сильными.

Обратите внимание

Для спасения нашей души нам дано божественное оружие: молитва, особенно умная; пост, постоянная исповедь, Божественное Причащение, чтение слова Божия и аскетических книг святых отцов; отречение от всего, что разрывает нашу связь с Богом, удаляет наши ум и сердце от Господа и Его святой воли. Важнейшее дело – память о смерти (в монастырях, главным образом на Святом Афоне, специально поставляется монах, который по утрам обходит кельи братий и говорит: «Доброе утро, брат, помни: мы умираем…»).

Поэтому я не верю, что есть человек, который не знает о своих возможностях и о своих «слабостях»!

Был такой случай. Один молодой неопытный монах впал в тяжкий плотский грех.

Благодать ушла, и его охватила печаль, он потерял надежду на Бога, отчаялся в своем спасении, да и вообще в жизни… Бросил свое молитвенное правило, не знал что делать, едва-едва стонал: «Христе, просвети меня!» И решил он пойти на исповедь к своему старцу, открыть ему свое горе. Пришел, исповедался, рассказал, что потерял надежду на спасение, что отчаяние сжимает его сердце как тиски…

– Сколько заботы приложишь, столько плодов пожнешь, – сказал старец и поведал падшему монаху такую историю.

У одного крестьянина было поле. Находилось оно далеко от его дома, и поэтому крестьянин совсем его забросил. Земля заросла сорняками. И вот зовет он своего старшего сына и говорит ему: «Пойди, расчисти наше дальнее поле, а то его уже и не видно».

Сын согласился, на следующий день оседлал ослика, взял инструменты и поехал на поле. Но что это? Матерь Божия! Вместо поля – одни непролазные заросли кустарника да бурьян. У юноши опустились руки. Нет, это поле никогда не очистишь, – решил он, лег в тени дерева и с горя уснул. Отчаяние одурманило его, как наркотик.

Проспав весь день, потратив напрасно время, он вернулся домой.

«Ну что, – встретил его отец, – очистил поле?» «Нет, папа, – ответил сын, – ничего я не сделал…» – «Почему?» – «Это невозможно. Там такой бурьян, такие сорняки, трава… Я не знал, как подступиться».

– «И что ты весь день делал?» – «Спал». – «Ну вот… и не стыдно тебе, взрослому человеку!? Я думал, что ты умнее… Давай завтра иди опять и расчисти только небольшой кусочек размером с твой рост.

Как очистишь – ложись и спи».

На следующий день еще не взошло солнце, а юноша уже орудовал киркой. Десять минут – и он очистил небольшую часть поля как раз с его рост. Это его вдохновило. «Хорошее начало – половина дела», – гласит старая пословица. Дело заспорилось, юноша заработал горячо, с охотой. Отчаяния, уныния как не бывало!

Вечером, довольный, он возвратился домой.

«Как дела?» – спросил отец сына. – «Очистил десять метров! Через несколько дней совсем закончу!» «Видишь, – сказал отец, – если мы потеряем надежду, то отчаяние и печаль, как черви, съедят нас изнутри… не дадут нам рукой-ногой пошевелить».

И действительно, через несколько дней поле было совершенно чистым от сорняков.

– Понял, что я хочу этим сказать? – обратился старец к отчаявшемуся монаху.

– Понял, отче, – ответил тот. – Я должен очищать свою душу. Но с чего мне начать?

– А ты уже начал, брат. Исповедь – лучшее начало. Господь простил тебе грехи. Но это Его дар, а ты должен принести нечто и от себя.

– Конечно, отче! – с горячностью воскликнул юный монах. – Что мне теперь делать?

– Опять понемногу начни твое монашеское правило, – сказал старец. – Тверди непрестанно: «Господи, помилуй!» И… готовься к Святому Причащению.

Монах удивленно посмотрел на старца:

– Я грешный – и буду причащаться?

– Да, брат, скоро будешь. Сейчас твоя главная задача – убить демона безнадежности и отчаяния!

– То есть, отче, ты утверждаешь, – спросил юноша, – что я смогу стать хорошим христианином и монахом?

– Конечно, братец. Это так же верно, как то, что мы сейчас видим друг друга и разговариваем.

Тогда монах упал на землю и поцеловал ноги старца:

– Не знаю, как благодарить тебя, отче, – говорил он, – ты подарил мне Небо. Ко мне вернулась надежда, и душа моя исполнилась радости и света, отчаяние испарилось, на сердце – Рай!

Свой рассказ афонский отец заключил цитатой из Священного Писания: Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся (Ис. 40: 31).

Илья Кабанов

Источник: https://pravlife.org/ru/content/o-nadezhde-i-otchayanii-iz-besedy-s-sovremennym-afonskim-monahom

Беседа с детьми о монашеской жизни

Здравствуйте дорогие дети и родители!

Мы вновь рады приветствовать Вас на православном сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы побеседуем с Вами о монахах и монашестве.

Монахи, это те люди, которые посвятили себя Богу! Они отреклись от земной жизни, от радостей мира, даже от своих мыслей, и всецело предались к духовному деланию. Они много молятся, много постятся, читают духовные книги и устремляют свои мысли в Райские обители – к Богу!

Для того, чтобы лучше понять монашество, лучше всего поговорить с самим монахом.

Ниже мы прилагаем замечательную беседу детей с монахом и старцем Силуаном Афонским, из которой мы с Вами много чего интересного для себя поймем.

Из книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский»

«Милые дети бегают по лугам, рвут цветы, поют и радуются, потому что их веселит благодать Божия. Но вот увидели они монаха и говорят ему:

— Смотри: Господь украсил небо звездами и землю реками и садами; орлы высоко под облаками летают и наслаждаются красотою природы; птицы весело поют в рощах и полях, а ты, монах, сидишь в келий и не видишь всей Красоты Божией. Сидишь и плачешь. О чем ты плачешь в своей маленькой келий, когда солнце светит, весь мир в красоте, и всюду радость на земле?

Так спрашивали дети монаха, но он отвечал им:

— Дети, вы не понимаете моего плача. Душа моя плачет о вас, что вы не знаете Бога, Который создал всю эту красоту. Душа моя знает Его, и всем вам я хочу этого знания, и поэтому скорблю и слезно молю Бога о вас, чтобы и вы познали Господа Духом Святым.

— Что значит познать Господа Духом Святым?

— Умом, дети, познать Господа нельзя. Но вы читайте Божественное Писание, в нем живет благодать, которая будет услаждать вас, и так вы познаете Господа и будете с радостью работать Ему день и ночь. Когда же познаете Господа, тогда уйдет желание смотреть на этот мир, но душа будет стремиться видеть славу Господню на небесах.

— А нам нравятся цветы, и мы любим гулять и веселиться.

— Вы любите гулять по полям и рвать цветы; вы любите петь и слушать пение птиц, но есть на небе прекраснее всего этого — рай, где живет Господь со ангелами и святыми. Там тоже есть веселие и поются песни, но иные, лучшие, и когда душа услышит те песни, то не может забыть их никогда и уже не влекут ее песни земные.

— Но мы любим петь.

— Пойте, дети, Господу Духом Святым; пойте во смирении и любви.

— А почему ты плачешь, мы не понимаем?

— Я плачу о вас, детки. Глядя на вас, жалею вас и прошу Господа, чтобы хранил Он вас, чтобы познали вы Творца и Господа своего.

Я смотрю на вас, и вот, вы похожи на отрока Христа, и хочу, чтобы вы не потеряли благодать Божию и не стали бы, когда вырастете, похожи на врага за плохие мысли. Я хочу, чтобы вы всегда были похожи на Сына Пречистой Матери Божией. Этого желает душа моя вам.

Важно

Об этом я и молюсь. Мне жалко всех детей на земле, и потому я плачу за всех невинных детей и сирот.

Я плачу, дети, за мир и сетую о всем народе Божием: «Господи, пошли милость Твою на детей земли, которых Ты любишь, и дай им познать Тебя Духом Святым, и научи их славить Тебя. Слезно прошу Тебя, услышь молитву мою, и всем дай познать славу Твою Духом Святым». Дети, любите Бога, как любят Его Ангелы на небесах.

— Мы никогда не видали Бога, как можем мы Его любить?

— Детки мои возлюбленные, вы думайте о Боге всегда, что Он вас любит, и дал вам жизнь для того, чтобы вы вечно с Ним жили и наслаждались Его любовью.

— Как можем мы знать, что Бог нас любит?

— По плодам, детки, познается любовь: когда мы в любви Божией, то боимся греха, и на душе покойно и весело, и хочется помнить Бога все время, и хочется молиться, и в душе хорошие мысли.

— Как узнать, какие мысли в нас живут, и какие из них хорошие или плохие?

— Чтобы распознать мысли добрые от злых, нужно держать ум свой чистым в Боге.

— Не понимаем, как можем мы держать ум в Боге, когда мы не видели Бога и не знаем Его; и что значит – чистый ум?

— Детки, вы помышляйте, что Бог вас видит, хотя вы Его не видите. Так вы будете ходить всегда пред лицом Господа. Хотя это малая любовь, но если сохраните слово мое, то оно приведет вас к большой любви, и тогда Духом Святым вы познаете все то, что я вам говорю и чего сейчас вы еще не разумеете».

Некоторым из Вас, дорогие дети, действительно, будет сложно понять слова старца-монаха Силуана Афонского. Но если мы будем следовать его советам, читать духовные книги, чаще молиться, обязательно ходить с родителями в храм, тогда нам будет намного радостнее жить! И мы будем чувствовать Господа еще сильнее и понимать тех людей, которые посвятили себя монашеству.

Читайте также другие интересные беседы:

•  Детская беседа о Боге – Святой Троице

•  О том, почему Ева не устояла…

•  Детская беседа: – Хороший характер!

•  Детям о сказках и о жизни

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2014/08/10/beseda-s-detmi-o-monasheskoy-zhizni/

Детям о монастырях и монахах. Беседа

Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня мы с вами поговорим о самых святых местах на земле – о монастырях.

Почему монастыри считаются самыми святыми местами на земле?

Потому, что в монастырях присутствие Божие ощущается более сильно, так как там ежедневно совершаются службы. А еще, монахи встают очень рано, (примерно в четыре часа утра), и служат в храме полунощницу.

В течении всего дня, монахи трудятся и непрестанно молятся. Поэтому стены монастыря освящены особой благодатью!

Самым первым монастырем на Руси был Киевский Печерский монастырь, основанный преподобными монахами – Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.

Почему монастырь называется Печерским, потому, что кельи (комнаты для монахов) были выкопаны в пещерах.

А какие чудеса там совершались! Аж дух захватывает.

Вот некоторые из них:

• Монах Прохор, во время большого голода, кормил киевлян хлебами, испеченными из горькой травы «лебеды». Когда сам давал хлеб, то он становился вкусным и сладким. Вкуснее, чем из пшеницы! А когда один человек взял хлеб без разрешения, то он был горьким-горьким!

• По некоторым причинам во всем Киеве стало мало соли. А без соли, вся пища невкусная. Тогда тот же монах Прохор помолился Господу, и стал раздавать золу из своей печки, и эта зола на вкус была самой настоящей солью!

• А преподобный монах Марк, прозванный гробокопателем, потому, что копал могилы для почивших (умерших) братьев, не раз воскрешал мертвых. Однажды он пошел копать могилу для одного умирающего монаха.

Нот тот монах быстро умер. Тогда преподобный Марк послал сказать умершему, чтобы он пожил еще до завтрашнего утра, пока не будет готова могила.

И умерший монах ожил! И жил до того момента, пока могила не была выкопана.

Вот такие вот дивные чудеса совершались в Киево-Печерском монастыре.

Киево-Печерский монастырь и сейчас украшает собой столицу Украины – город Киев. Он такой большой, что его называют уже не монастырем, а Лаврой. (Лавра – это очень большой монастырь).

В 70 километрах от столицы России – Москвы – стоит Троице-Сергиева Лавра.

Это великое и святое место, которое справедливо называют – сердцем России. Именно здесь, на этой святой земле, были совершены великие подвиги преподобным Сергием Радонежским и его многочисленными учениками. Благодаря их ночным молитвам, Русь не уничтожили полчища монголо-татарского войска.

Совет

А спустя двести тридцать лет, монахи Троице-Сергиевой Лавры вымолили у Господа победу над вражескими польскими войсками, которые также хотели уничтожить Православную Русь!

В Нижегородской области, в селе Дивеево стоит дивный женский монастырь, в котором несут молитвенный подвиг девушки и женщины, постригшиеся в монахини. Они живут для Господа, а не для себя. Также встают очень рано, и начинают день с молитвы.

В России сейчас примерно 500 монастырей, в которых монахи постоянно молятся за Россию, а значит и за всех нас с вами!

Да поможет вам Господь Бог, дорогие дети, молитвами монахов и монахинь, быть послушными родителям, быть ко всем добрыми, и сильно верить в Бога

Источник: http://khram-stepnoe.cerkov.ru/2018/01/27/detyam-o-monastyryax-i-monaxax-beseda/

План-конспект на тему: Занятие Монастырь. Монахи

Тема 1. Кто такие монахи. Монастырь

Нужна доска.

Сначала вопрос для размышления:

Как вы думаете – когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

Читайте также:  Псалом давида 2

Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов или иноков.

Монах (иноки) – люди, которые удаляются от мира и стремятся всю свою жизнь посвятить Богу. (Выписать на доску, чтоб сами вписали в рабочие тетради).

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Он согласился с зовом Бога, который указал ему на его призвание.

Знаете, что такое призвание? Как вы думаете, какое призвание у вас?

Свои призвания ощущают ученый и спортсмен, офицер и врач.

Монахом же становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом. Это удел не всех.

Как вы думаете, какое главное правило монашеской жизни?

Главное правило: «трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания.

Что такое молитва? Молитва – это разговор с Богом. Монахи молятся за мир. Первый христианский монах – святой Антоний Великий (Слайд 1) – жил один вдали от поселений и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетенные им корзины на муку.

Со временем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений и зависти.

И горожане стали зазывать монахов к себе: «вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите нам приходить к вам, чтоб участвовать в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».

Обратите внимание

Так кроме монахов-пустынников появились городские «монастыри». Монастырь – это место, где монахи живут все вместе, трудятся на общую пользу, подчиняются одним правилам. (Выписать на доску, чтоб сами вписали в рабочие тетради).

У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские. В течение многих веков почти все книги (и не только церковные) переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали тоже монахи.

И даже школы часто создавались именно при монастырях.

Крупный православный монастырь называют лаврой. Скит – небольшой поселок монахов-отшельников в отдалении от монастыря. (Показать фото Ефремов Скит).

Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.

Презентация Монастыри России

Слайд 2-4. Троице-Сергиева Лавра. Расположена в городе Сергиев Посад Московской области. Основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов называются лаврами.

Слайд 5. Серафимо-Дивеевский монастырь. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители – Серафи́м Саро́вский. Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины. С древности существуют женские монастыри.

Слайд 6. Оптина Пустынь. Монастырь расположен около г. Козельска. По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта.

Слайд 7. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Шамордино. Православный женский монастырь рядом с деревней Шамордино Калужской области. Был основан преподобным Амвросием Оптинским в 1884 году.

Важно

Слайд 8. Свято-Тихонова пустынь. Монастырь расположен в селе Льва-Толстое. Обитель основал преподобный Тихон, Калужский чудотворец в XV веке.

Слайд 9, 10. Свято-Никольский Черноостровский монастырь. Расположен в г. Малоярославце Калужской области.

В прежние времена возвышенное место, занимаемое монастырем, было окружено с трех сторон рвами и покрыто высоким черным лесом, отчего и именовалось Черным островом.

Поэтому и сам монастырь получил название Черноостровского, а по расположенному на нем храму Святителя Николая – Никольского.

Слайд 11, 12. Свято-Георгиевский Мещевский монастырь. Обитель в честь великомученика Георгия Победоносца основана в конце 15 века в 30 км от г. Мещовска.

Слайд 13, 14. Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь. Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Д.Ф. Воротынского в 1498 г. в низовье р. Угры. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор.

Значение монастырей

Слайд 16. В монастырях совершают богослужения – церковная служба в храме.

Слайд 17. Православное Богослужебное пение. Святой Иоанн Златоуст говорил, что земная музыка – лишь подражание небесной.

Слайд 18. В монастырях монахи молятся при полном воздержании во всем. Главная заслуга монастырей состоит в непрестанной молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших. Монахи строят храмы, восстанавливают монастыри.

Совет

Слайд 19. Монахи трудятся в монастырских мастерских, учатся колокольному звону, делают свечи. Монахи очень трудолюбивые.

Слайд 20. В течение многих веков почти все книги (и не только церковные) переписывали именно монахи. Писание икон во все времена было и есть самое высокое искусство, святое и Богом благословенное дело.

Слайд 21. Церковь и ее священнослужители делают все, чтобы воспитать высокие духовные качества у людей. Именно в монастырских обителях поддерживалось христианское просвещение, открывая в русских людях самые лучшие чувства: любовь к ближним, к Родине, к Православию.

Слайд 22, 23. При монастырях создаются Воскресные школы. Обучение грамоте – священное дело, т.к. грамота учит чтению и пониманию Божественных писаний и таин Божиих.

Слайд 24, 25, 26. Монахи трудятся на монастырских приусадебных участках, огородах, цветниках.

Слайд 27. Монастырь – это место, где живут монахи – ангелы, посвятившие свою жизнь служению Богу и живущие в уединении.

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу (паломники). Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

Кто эти люди? Монахи, иноки, послушники.

Скажите, пожалуйста, можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини? (Показать фото с Батюшкой)

Да, монахи одеты по-особенному. Монашеское облачение (Слайд 2).

На голове монахи носят головной убор, который называется «клобук». Он понимается как подобие воинского шлема и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

Мантия – облачение, окутывающее все тело как знак жизни под Божией защитой.

Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.

Сами монахи свое облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», клобук – «шлем веры».

Обратите внимание

Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу? Монахи – воины Христовы в борьбе со злом.

Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре «в послушании», то есть стать послушником.

Знаете что такое послушание?

Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей.

Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит «монашеские обеты», то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей.

После произнесения обетов послушника «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу. Для него начинается совсем другая жизнь, он дает обещание посвятить свою жизнь Богу и поэтому при постриге ему дают новое имя. Это очень нелегкий путь – удел избранных.

Как вы думаете, в чем главная заслуга монахов, монастырей?

Но главная заслуга состоит в непрестанной молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших.

К теме сегодняшнего урока мы посмотрим мультфильм О преподобном Серафиме Саровском (7 мин.).

  • старец – пожилой монах, отшельник;
  • мальчик Прохор – монах дает обещание посвятить свою жизнь Богу и поэтому при постриге ему дают новое имя;
  • мать сына в благочестии растила – жизнь по законам Божиим, посвященная трудам и молитвам;
  • ушел в монастырь в Саров. Молитвой, воздержаньем и терпеньем спасался он – ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом;
  • дано при постриге монаху имя – Серафим (огненный – пламенеющий любовью к Богу) за пламенную веру и служенье;
  • стал в глуши лесной в пустынной келье жить в уединенье и радоваться пище неземной (духовной) – монах-пустынник, отшельник. Кормился овощами со своего огорода;
  • в трудах, молитвах, чтении Псалтири и Библии он время проводил;
  • молясь на камне 1000 ночей;
  • икона в келье – больше ничего. Келья – отдельная комната или отдельное жилище монаха;
  • простил без гнева;
  • всех на свете пламенно любя;
  • «Христос Воскресе! Радость моя» – говорил при встрече;
  • прозреньем, утешеньем и советом он всем служил, болящих исцелял;
  • и женскую в Дивееве обитель устраивал Саровский попечитель;
  • праведник – человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний.

Вопросы после просмотра мультфильма:

  1. Кого мы называем святыми? Людей, угодивших Богу. Святые такие же люди, как и мы с вами, только они победили свои грехи.
  2. Как мы называем святого Серафима Саровского? Преподобный – это святые монахи, которые угодили Богу, пребывая в посте и молитве, живя в благочестии.
  3. Кто знает, почему преподобного Серафима в детстве звали по-другому? Потому что монаху при постриге дают другое имя.
  4. Что такое обитель? Как можно сказать по-другому? Монастырь.
  5. В монастырях живут монахи. Что это за люди? Эти люди уходят в монастыри от обычной жизни, там они молятся за мир.
  6. Настоятель монастыря велел отцу Серафиму вернуться в монастырь. Отец Серафим послушался и поселился в своей келье. Кто такой настоятель и почему преподобный Серафим послушался его? Настоятель – это главный, старший монах в монастыре, поэтому все монахи должны его слушаться.
  7. Объясните, что означает слово монах. Монахи (иноки) – люди, которые удаляются от мира и стремятся всю свою жизнь посвятить Богу.
  8. Как монахи оказались в городах? Со временем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир. И горожане стали зазывать монахов к себе: «вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите нам приходить к вам, чтоб участвовать в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы». Так кроме монахов-пустынников появились городские «монастыри».
  9. Что такое монастырь? Монастырь – это место, где монахи живут все вместе, трудятся на общую пользу, подчиняются одним правилам.

Если останется время: Слайд 3.

Прочитать рассказ «Слава тебе, Боже» – ДПК Егорушка, стр. 79.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/03/03/zanyatie-monastyr-monahi

10. Монашество

получить основные сведения о монашестве

Задачи:

  • узнать о монашеских обетах
  • познакомиться с историей монашества
  • узнать о типах монашеской жизни
  • узнать о степенях монашества
  • познакомиться с обрядом пострижения в монашество
  • познакомиться с названиями монашеских облачений

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2.
  2. Лоргус А, свящ., Дудко А., свящ. «Книга о Церкви». – М.: Паломник, 2005.
  3. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006.

Дополнительная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009.

Ключевые понятия:

Словарь урока:

  • Безбрачие
  • Нестяжание
  • Послушание
  • Инок
  • Лавра
  • Устав
  • Постриг
  • Послушник
  • Игумен
  • Архимандрит
  • Малая схима
  • Великая схима
  • Схимник
  • Параманд
  • Мантия
  • Клобук
  • Четки

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Кто такой монах?
  2. Какие обеты дают, принимая монашество?
  3. Почему монаха еще называют иноком?
  4. Какие существуют степени монашества?
  5. Почему обряд принятия монашества называют постригом?
  6. Чем отличается внешне монах, постриженный в малую схиму, от схимника?
  7. В какую степень священства может быть рукоположен только монах?
  8. Почему наличие монашества важно для мира?

Ход урока. Вариант 1:

Просмотр видеоматериалов.

Запись в тетради ключевых слов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Вводное слово учителя по новой теме.

Запись в тетради ключевых слов.

Работа в группах. Весь класс делится на 3 команды, каждой из которых дается задание рассмотреть иллюстрации с подписями и коротким объяснением, касающимся одной из степеней монашества. Подготовившись, команда должна рассказать всему классу об изученных предметах. Другие команды могут задать вопросы.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 67. «Монашество»:
  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 68. «Монастыри»:
  1. Мульткалендарь. 30 января. Антоний Великий:

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/170799

О монашестве

Старец Иосиф Исихаст говорил, и нам эти его слова передали и наш Старец Иосиф Ватопедский, и Ефрем Катунакский: «Как ты, монах, поймешь, Бог тобой доволен, упокоевается тобой или нет? Это очень легко.

Спрашиваешь Старца: “Старче, ты мной доволен?” Старец доволен тобой – Бог доволен тобой». Довольна Матушка сестрой – доволен Бог вами. Горе тому монаху, о котором воздыхает и кем недоволен духовный отец.

***

Мы приняли великое благословение и силу и оставили и родственников наших, и Родину нашу. Блага монашества великие и неописуемые. Это то, о чем апостол Павел говорит, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

***

Важно

Молюсь смиренно, чтобы Божия благодать нас просвещала, помогала нам и чтобы мы никогда, никогда не отчаивались, какие бы ошибки ни допустили. Бог призвал нас в монашество. Думаете, не знал Он, кто мы такие и какие мы? Не призвал для того, чтобы погубить, а для того, чтобы освятить.

***

Я не пришла [в монастырь], чтобы стать секретарем, не пришла, чтобы стать трапезарем, не пришла, чтобы стать поваром, ни чтобы в гостинице служить. Я здесь для того, чтобы стать монахиней. Я пришла сюда, чтобы полюбить Бога. Поэтому будьте внимательны.

Иногда мне говорят монахи: «Нет времени читать, нет времени заниматься святыми отцами». Я им говорю: «Ты не для того пришел, чтобы читать в монастыре, а чтобы умертвить свои хотения. Для этого ты в монастыре. Ты пришел не для того, чтобы жить более удобно в монастыре, а чтобы в жертву себя принести».

Поэтому, сестры, приходит уставщица, идет к одной, другой и останавливается перед пятой и говорит: «Ты будешь читать Псалтирь». Почему третьей не сказала, а сказала пятой? Потому что так указал Божий Промысел. Поэтому мы обязаны слушаться. Ты не уставщицу слушаешься в тот момент, а Бога слушаешься.

Я не потому стала монахиней, чтобы уставщицу слушаться, а чтобы слушаться Христа, Которого люблю, Которому служу, к Которому тянется мое сердце. Вот так смотрите на вещи.

Не надо так думать: «Что она надо мной насмехается, что каждый день меня ставит? Я что здесь раб? Зачем я здесь?» Если монахиня так начинает думать, она точно неудачу потерпит в монашестве. Так закончено дело, она потеряла смысл своего исхода.

Читайте также:  Священное писание в православии

Старец Иосиф Исихаст, наш «дедушка», говорил своим ученикам… (Я его не слышал, потому что мне было три года, когда он почил. Кстати, знаете, что в день Успения почил в 1959 году. Мне было тогда три, поэтому не знаю, что он говорил, мне передали его ученики.

) Вот этот Старец Иосиф говорил, что монах должен слушаться, подчиняться и никогда на вещи и события не должен смотреть человеческим глазом, а всегда духовным. Мы здесь, сестры, пришли верою жить. Ничего не может случиться без воли Божией. Что Христос говорит? – Даже птица «не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10, 29). Он знает даже, сколько у нас волос.

Сейчас скажем, что – Бог волосами занимается? Что Он этим хочет сказать? Что Его Неусыпное Око постоянно за нами наблюдает.

***

Совет

Когда нас постригали, не обещали ли мы Богу послушание до смерти? Забыл вам сказать еще кое-что важное. Время от времени перечитывайте чин пострига, чтобы вспоминали, какие вы обеты дали Богу. Святой Афанасий Афонский является патриархом, основоположником афонского монашества, и у него было много забот с постройкой первого большого монастыря на Афоне.

Является ему Богородица и что говорит? – «Ты не волнуйся. Я буду Экономом монастыря, буду Врачом вашим, буду вашей Питательницей. От вас только одного требую – соблюдения ваших монашеских обетов». Что сказала Богородица преподобному Серафиму Саровскому? – «Кто из сестер тебя слушается, в раю будет с тобой и со Мной». Это говорили святые отцы, сестры.

Поэтому мы в монастыре. Монахиня, которая все это не соблюдает, черное носит, но монахиней не называется. Так святые отцы говорят. Смотрите, ошибки допускать будем, это будет точно. Благодать не обижается из-за того, что монах допускает ошибки.

Знаете, когда печалится Дух Святой? Когда не уважаем наше призвание и делаем то, что нам подсказывает наш помысел. Если монах – постник, бдит, Иисусовой молитвой занимается и слушается, то он не называется ни бденником, ни молитвенником, а послушником, в основном.

Потому что первое его дело, первая ностальгия даже – это соблюдение Божественных заповедей, потому что это путь, которым мы идем возлюбить Бога. Сам же Господь говорит, что «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). Потому что соблюдение заповедей вносит в наше сердце Божественную энергию.

Эта энергия влечет, берет наше сердце и тянет его к Богу. Тогда, мои сестры, каждый день, который проходит, имеет смысл для монаха. Часто в Ватопед приезжают паломники и меня спрашивают: «Вы не чувствуете рутину в монастыре? Каждый день у вас все то же самое: служба, трапеза, послушание, служба, трапеза, послушание».

Говорю: «Внешняя наша жизнь кажется рутиной, но внутренняя… Ведь каждый день для монаха – это откровение и новые нахождения сердца, которые тварным словом невозможно выразить. И живет он постоянно в блаженстве благодати». «Царствие Божие, – говорит Христос, – внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

***

Монах должен быть человеком радости. Радость эта не психологическая, а духовное состояние, потому что радость – это плод Святого Духа.

Игумен монастыря Ватопед Архимандрит Ефрем (Куцу)

Источник: https://www.mmom.ru/o-monashestve/stati-i-publikatsii/o-monashestve.html

Беседа с монахиней Марией (Сидиропуло). «Мы знакомим детей с жизнью православного монашества» / Православие.Ru

Вот уже несколько лет православный монастырь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, расположенный рядом с баварской деревушкой Бухендорф, организует на своей территории детский православный лагерь. О жизни лагеря и обители рассказывает ее настоятельница монахиня Мария (Сидиропуло).

***

– Матушка, православные детские лагеря сейчас организуются многими епархиями и приходами, в разных странах. В чем особенности лагеря, организуемого Елисаветинской обителью?

– Марфо-Мариинский лагерь, расположенный в скиту преподобномученицы великой княгини Елисаветы, существует уже шесть лет. Со всей Германии и из других стран летом к нам приезжают около полусотни девочек в возрасте от 8 до 13 лет.

Цель лагеря – дать православным детям, живущим вне России, в иноязычной и инославной среде, уникальную возможность не только собираться вместе, знакомиться, но и узнавать традиции Русской Православной Церкви, пожить в монашеской среде, научиться благочестивым навыкам, которые они, как будущие матери, будут нести в свои семьи.

За границей очень важно, чтобы православные дети общались между собой. Многие дети, живущие в Германии, вообще не знают, кто такие монахи, как и чем они живут, что такое монастырь. Вот мы и знакомим их с жизнью монашества. Особое внимание в лагере уделяется общению в церковной среде на русском языке, знакомству детей с русской культурой.

Обратите внимание

Нас поразил результат уже самого первого лагеря, когда было всего 18 девочек, многие из которых приехали из невоцерковленных семей. Однако дети без особых наставлений, подражая друг другу, учились правильному поведению во время богослужений.

Если вначале лагеря кто-то оставался в стороне от таинств исповеди и причастия, то к концу лагеря уже все без исключения исповедовались и причащались святых Христовых таин. Было радостно слышать пожелания детей снова встретиться в обители. На второй год число участниц увеличилось вдвое: более 40 девочек приехали как из приходов РПЦЗ, так и из приходов Московского Патриархата.

– Почему вы приглашаете только девочек?

– Ответ очень прост: так уж заложено природой, что в любой семье матери свойственно более тесное общение с детьми, от нее исходит дух, которым будут дышать ее дети и ее семья. Поэтому прививать отроковицам любовь ко всему церковному, чистому и богоугодному имеет значение не только для их будущих семей, но и общества в целом.

– Матушка, вы помните, как все начиналось?

– Помню самую первую нашу лагерную смену, которая началась с молебна. Мы не только пытались построить лагерь по предварительно составленной программе, но и старались прислушаться к пожеланиям детей, учесть их интересы, познать их внутренний мир, настроенность.

Иногда приходилось вместо закона Божия просто вести общие дискуссии на важные им темы, обсуждать всем вместе трудности, которые они встречают при общении со сверстниками в школе, а также и с родителями.

В общении со взрослыми детям не хватает понимания, уважения к их миру, возрасту. Ведь мы, взрослые, легко можем наставлять и учить, а вот самого простого – послушать, чтобы понять, не можем либо не хотим.

Поэтому, чтобы дать девочкам возможность самостоятельно развивать свои отношения с Богом и ближними, мы в лагере не принимаем в качестве помощниц мам самих участниц лагеря.

– Программа лагеря и режим дня меняются или остаются неизменными?

– Программа ежегодно обновляется. А вот распорядок дня остается примерно одинаковым. Дети встают в 6:20 утра – к началу Божественной литургии. Первая половина дня посвящается катехизации – часовому чтению Евангелия и Апостола и их объяснению, уроку благочестия, рисованию, литургическому пению. Обед и обеденный сон с 12:15 до 14:00.

Вторая половина дня обычно проходит в полезных развлечениях, занятиях в мастерских обители.

Мы с детьми либо совершаем паломничество в монастырь преподобного Иова Почаевского, либо устраиваем походы и купание в озере при хорошей погоде, ухаживаем на конном дворе за лошадьми, шьем, вышиваем, переплетаем книги, печем просфоры.

Иногда девочки помогают на кухне: одни участвуют в приготовлении пищи, другие убирают со стола.

Важно

Был у нас опыт преподавания иконописи, но мы своевременно поняли, что эти занятия могут сформировать у детей неправильное отношение к иконе, так как невозможно за одну неделю на часовых занятиях дать правильное отношение к иконописному делу, познакомить их со структурой иконы, да еще и успеть написать ее. Поэтому это занятие мы исключили из программы. После вечерней трапезы дети охотно смотрят видеофильмы о монастырях и православных святынях. После совместного чтения молитв на сон грядущий в 20:30 девочки готовятся ко сну.

– А проблемы с дисциплиной бывают, как в обычных лагерях?

– Конечно, бывают, ведь мы имеем общение с живыми существами. Но само пребывание их в монастырских стенах, ежедневные богослужения, непосредственно близкое общение с монашествующими не дает девочкам распускаться. И если и бывают такие случаи, то они быстро понимают свои ошибки и просят прощение, причем очень искренно.

– Как прошли две смены в этом году, что было необычного?

– В конце первого сезона мы с 14 участницами готовились к встрече молодежной группы из 50 человек, которых сопровождали иерей берлинского прихода Андрей Сикоев и игуменья Аланского женского Богоявленского монастыря матушка Нонна (Багаева) с сестрами.

Группа молодежи, в которой были и дети, пережившие теракт в Беслане, и дети из берлинских приходов РПЦЗ и МП, путешествовала по святым местам Германии и приехала в нашу обитель рано утром – к началу литургии. Литургию возглавил наш дорогой авва – архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк.

Многие причащались святых таин, после чего был устроен прием в монастырском саду под открытым небом. Наши дети выступили с концертной программой перед гостями, которые, в свою очередь, в великолепных народных костюмах мастерски исполнили осетинский танец «Молитва». Такие встречи незабываемы.

Это один из проектов, посвященных сотрудничеству молодежи двух ветвей Русской Православной Церкви.

– Наверняка вы рассказываете девочкам о великой княгине Елисавете Феодоровне?

– Конечно, и не только девочкам. Германия – страна, воспитавшая сразу двух русских святых, родившихся в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории.

Паломники, приезжая в нашу обитель, знакомятся с жизнью двух немецких принцесс, прославленных в лике святых Русской Православной Церковью, – великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее родной сестры императрицы Александры Феодоровны, а также императора Николая II и их детей. Немцы должны знать о святых, прославивших их родину, соединяющих немецкий и русский народы.

Нашу обитель часто посещают группы разнообразных немецких обществ. Что ж, пусть знакомятся с Православием, с нашим богослужением и повседневными монастырскими буднями. Мы используем такие случаи, чтобы познакомить немецкий народ с подвигом своих землячек. Устраиваем иногда фотовыставку, отражающую жизненный путь святой покровительницы нашей обители.

Эта выставка проходила и на других общественных мероприятиях, которые устраивались для поддержки материального существования нашей пока еще очень молодой обители.

– В 2009 и 2010 годах в Москве прошло несколько детских спектаклей по пьесе Риммы Кошурниковой «Белый ангел Москвы» – о великой княгине Елисавете Феодоровне. Поставила его член Союза композиторов России Елена Подосенова. Пьеса опубликована на сайте «Россия в красках». Вот бы перевести ее на немецкий язык и показать спектакль в Германии, где родилась принцесса Элла!

– Об этом можно поговорить подробнее, тем более что в 2014 году будет праздноваться 150-летие со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны. В любом случае мы будем рады познакомиться с этой пьесой.

– Сколько сестер трудятся в обители, и какова ее история?

– Днем открытия нашей обители официально считается 1 октября 2005 года, хотя молебен на начало ремонтных работ был отслужен еще в августе. В настоящее время у нас подвизаются десять сестер, в том числе и коренные немки. Надеемся, что их со временем будет больше. Здание обители мы приняли в долговременную аренду от католических монахинь.

С тех самых пор продолжаются работы по его благоустройству и оформлению в православном стиле. Средств, конечно, у нас на это нет, а о постройке деревянной церкви даже и думать не приходится! Но так хотелось бы показать местному населению всю красоту и величие Православия.

Совет

Наша обитель первая и пока единственная русская православная женская обитель в Германии, и я считаю, что само ее существование должно быть проповедью православной культуры в Германии. Главное внимание в обители уделяется молитве и богослужению. Насельницы монастыря, независимо от вида их послушаний, посещают все богослужения суточного круга.

Служба начинается в 4 часа утра, богослужение длится до 7:00, а когда служится божественная литургия, то до 8:00. Литургия совершается иеромонахом Авраамием (Дирксом) три раза в неделю, включая воскресные дни. Раз в неделю, обыкновенно с четверга на пятницу, к нам приезжает наш владыка Марк, который является непосредственным духовным руководителем сестер.

Служба проходит на церковнославянском языке, а раз в неделю – на немецком языке, переводит ее архиепископ Марк. При всей своей занятости он регулярно посещает монашествующих, чтобы исповедовать, дать духовное руководство в насущных вопросах и помолиться с нами.

Сестры стараются следовать его наставлениям и при исполнении любого послушания соединяют физический труд с молитвой. Оба эти вида труда неразлучны между собой, как евангельские сестры Марфа и Мария, в честь которых и названа обитель, которую Елисавета Феодоровна основала в Москве.

– Труд молитвенный – это понятно. А что представляет собой ваш труд физический?

– Сестры возделывают наш сад, обрабатывают землю, обеспечивая себя на некоторое время продуктами. Переплет книг издревле считался одним из монашеских ремесел, как и плетение корзин.

Желая сохранить старую традицию, в переплетной производится ремонт и переплет книг на профессиональном уровне. Преимущественной заботой сестер является попечение о сохранении старых богослужебных изданий.

Но мы помогаем и людям, которым нужно заменить обложки их книг, подшить и скрепить рассыпавшиеся страницы, починить разорванные странички или украсить книгу красивыми закладками.

Трудно себе представить женский монастырь без пошивочной мастерской, где производятся изделия, благоукрашающие святые храмы и богослужения. В деле швейного послушания достойным примером является Сама Пресвятая Дева.

Как мы знаем из земной жизни Пресвятой Богородицы, в часы, свободные от молитв и богомыслия, Она неустанно занималась рукоделием, приготовляя одеяния для Себя и для Сына. Особенно же искусна была Пречистая Богоматерь в изготовлении одеяния, предназначенного для священного богослужения.

В швейной мастерской нашей обители несут послушания три сестры, которые имеют профессиональных помощниц – благочестивых прихожанок из некоторых приходов нашей епархии.

Обратите внимание

Как и все паломники, приезжающие в обитель помолиться и потрудиться во славу Божию, приезжают и эти добровольные «мироносицы» в обитель и таким образом вносят «свое миро» в помощь обители, подвизаясь в швейной мастерской. Наиболее частые заказы сестры получают по пошиву церковного убранства и крестильных рубашек.

Ведь каждому верующему хочется иметь свою рубашку и сохранить ее как святыню, в которой он сподобился из творения Божия причислиться к сынам Божиим и принять Духа Святого в великом таинстве крещения. Особенную радость доставляет, когда эти крестильные рубашки шьются для местных людей, желающих принять крещение.

Сестры, несущие послушание в просфорной, служат самому Телу Господню, так как изготовляют хлебцы, которые потом пресуществляются в Тело Господа нашего Иисуса Христа. Хлеб выпекаем квасный, пшеничный, так как Сам Господь Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным. Ежегодно в Лазареву субботу мы устраиваем «пасхальную ярмарку», на которой продаем куличи, крашеные яйца, сувениры.

Читайте также:  Акафист благодарственный «слава богу за всё»

– Бавария – часть Германии, где большая часть верующих – католики. Как они к вам относятся?

– Слава Богу, хорошо! При встрече с сестрами некоторые из соседей снимают свою баварскую шляпу и склоняют голову в знак почтения. Когда мы посещаем врачей или иные инстанции, к нам обращаются «Schwester такая-то» (то есть «сестра такая-то»), а не по фамилии.

Надо признать, нам посчастливилось, что наши поиски места для созидания монастыря привели нас именно в эту баварскую деревушку. Народ тут очень благочестивый, хотя и католического вероисповедания.

Но и мы, переехав сюда, в предпразднество западного Рождества Христова пошли по деревне с мелкими сувенирами, приветствуя новых соседей и одновременно давая им возможность с нами познакомиться. Это было хорошим началом и помогло дальнейшему врастанию нашей православной обители в новую среду.

Источник: https://pravoslavie.ru/48052.html

О жизни в монастыре. из беседы с игуменией сергией (конковой)

“…
Наша беседа состоялась в радиостудии Серафимо-Дивеевского монастыря, где сестрами издательского послушания записываются интервью с гостями Дивеева – журналистами, писателями, режиссерами, музыкантами…

– Опираясь на Ваш многолетний опыт в управлении женской обителью, скажите, пожалуйста, чем, по Вашему мнению, современное игуменство отличается от прошлых времен?

– Матушка Магдалина в Рижском монастыре нам говорила: «Если бы я использовала методы, которые применяла моя духовная мать игумения Тавифа, то из вас никто бы не выдержал».

Игумения Магдалина была старшим регентом в обители, и даже в отношении нее матушка Тавифа отличалась строгостью: могла не поздравить с Днем Ангела, сделать выговор. В наше время, наоборот, приходящие в монастырь нуждаются в бережном отношении.

Да и батюшка Серафим говорил, что ласково надо обращаться с насельниками. Это как с больным ребенком, его же не шлепают, а берут на руки, успокаивают. И в Священном Писании сказано: «Тяготы друг друга носите».

То есть мы должны с терпением относиться друг к другу, и тогда исполним закон Христов. Но и потакания страстям быть не должно. А опыт приходит с жизнью по уставу, и в управлении обителью в том числе. Если мы не придумываем себе какого-то особого статуса, а предаемся воле Божией, то создается правильная жизнь: что не ты управляешь, а Господь.

– На Ваш взгляд, в чем главная проблема современного иночества? В монастырь ведь приходят из мира, а он накладывает свой отпечаток на привычки, характер. Что бы Вы хотели пожелать новоначальным, взирая на реалии современной жизни и ее особенности, которые неизбежно влияют и на монахов?

– Самое главное в жизни монашеской – это отсечение своей воли. Если человек не настроен отсекать свое «я», то ему будет трудно везде, на какое бы послушание его ни поставили, даже на самое любимое.

Важно

Не будет отсечения своеволия – не будет монашества. Вся жизнь наша состоит в искании воли Божией. А воля Божия подается через старших.

Что нам благословляется, то мы должны делать, и должны стремиться к исполнению заповеди о любви к Богу и к ближним, к непрестанной молитве и благодарению.

Пусть мы пока не можем любить, но немощи друг друга должны покрывать терпением. И недостатки с моей стороны как игумении тоже стараться терпеливо переносить. Конечно, это не просто, ведь теория – это одно, а практика – другое (улыбается).

Преуспеть в духовной жизни можно, если ничего не требовать от других, а требовать, в первую очередь, только от себя. Монах должен уметь слушать и слушаться. Каждому из нас нужно стремиться стяжать дух мирен. А если не удается, то почему у нас претензии к другим? Но если в нас не поселяется мирный дух, то не могут около нас соединяться, консолидироваться, спасаться.

Игумении и каждой сестре нужно все свои действия строить с упованием на Бога, просить у Бога помощи, чтобы страсти, которые имеются у человека, пришедшего в обитель, отсекались. Да, это болезненно. И необходимо, чтобы сам человек понимал, на каком духовном уровне он находится и над чем еще нужно трудиться. Если он этого не поймет, то не приживется в монастырской среде.

– И в этом важную роль играет духовное руководство?

– Безусловно. В Дивееве в этом плане главные помощники – Матерь Божия и батюшка Серафим. Кто неотступно просит их, тот будет услышан. Люди со стороны приезжают и помощь получают, что уж говорить о насельницах.

Как поют дети в нашей монастырской православной школе, «помощь небесную дает нам батюшка Серафим».

Поэтому если человек истово желает монашеской жизни, просит, молится, ищет Божьего, а не своего, то у него есть шанс стать монахом.

– Одна из дивеевских монахинь отметила, что в монашестве важно быть искренним, честным пред Господом.

– Верно. А мы зачастую хотим себя приукрасить.

– При столь колоссальной загруженности, как Вы успеваете уделять время молитвенному деланию? Откуда черпать силы на молитву, особенно в крупных обителях, где большие хозяйства, сады, огороды? В дивеевских скитах у сестер в основном именно такие послушания. Один коровник требует массу времени и сил, а еще надо столько всего успеть. Как организовать свою жизнь, чтобы главное место в ней занимала молитва, чтобы хватало именно физических сил на монашеское правило или все-таки послушание превыше всего?

– Как сказано в Священном Писании, «помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю». И воистину это так. Силы я черпаю так же, как и сестры, в молитвенном обращении к Богу, к Пресвятой Богородице. Молитва – самое главное в жизни монашествующих, а тем более – игумении. Если монах не будет молиться, то он не сможет ничего сделать.

В нашем монастыре день расписан у каждой сестры, в том числе и у игумении, я тоже живу уставной жизнью. Когда в определенные дни у нас не служится полунощница, то, как и сестры, я читаю ее келейно. А обычно вместе со всеми в 5.30 утра иду на утреннее правило, стараюсь не пропускать литургию, поскольку литургия – это большая духовная подпитка. В 11.00 у нас совместная трапеза.

Еще стараюсь ходить на молитвенное правило для инокинь и монахинь, которое совершается в Казанской церкви за час до вечерней службы (в 16.00). На этом правиле читаются малое повечерие и каноны. В 17.00 начинается вечернее богослужение. Затем – ужин, и идем по Богородичной Канавке. После вечернего правила возвращаюсь в келью около 22.30-23.00. И так каждый день.

Когда человек живет уставной жизнью, то есть согласно уставу, не уклоняясь, Господь дает силы. Как только сделаешь сбой, уклонишься от устава, тогда становится тяжело. Конечно, когда я нахожусь в поездках, привычный график немного сбивается, но пребывая в Дивееве, стараюсь всегда быть на сестринском правиле, держать себя в молитвенном тонусе, так сказать.

Совет

Что касается послушания, которое, как говорил батюшка Серафим, превыше всего, то мы всегда можем придумать себе уйму работы, лишь бы не молиться. У меня, к примеру, масса долгов по работе, незавершенных дел.

Но если не помолиться, то это означает, что мы сами, только лишь своими силами, думаем устроить дело, а ведь устрояется оно только в том случае, если мы все свои силы, все свое время отдаем Богу. А уже Господь Сам управляет и в нужный момент нужных людей посылает.

Даже видите, нам с вами удалось-таки встретиться. И это не из-за того, что я такая хорошая и все успела, а потому, что Господь помогает.

– Игуменский крест при управлении одним из крупнейших православных монастырей со стороны кажется неподъемным, Вы же несете его уже 25 лет. Какое из наставлений преподобного Серафима помогает Вам в попечении о душах сестер? Ведь бывши в миру врачом телесным, в обители Вы являетесь врачом духовным для душ вверенных Вам монахинь.

– Как говорил батюшка Серафим, Верховной Игуменией в Дивееве является Царица Небесная, а мы только находимся на послушании.

Поэтому управление в монастыре совершается Самой Божией Матерью и преподобным Серафимом – нашими главными попечителями. Ну, а мы… Бумаги же кто-то должен подписывать (улыбается).

Поэтому бумаги подписываю, на правило и на трапезу вместе с сестрами хожу, чтобы они видели живую игумению. Другими словами, разделяю с ними жизнь монастырскую.

Во многих наших скитах сейчас восстановлены храмы, я приезжаю туда на престольные праздники. Бывая в скитах, включаюсь вместе с сестрами в молитвенное правило, выкраиваю время, чтобы вникнуть в проблемы. Часто я вызываю скитоначальниц в Дивеево или они сами приезжают, если нужно какие-то вопросы решить. Так что у нас очень напряженный график, как вы уже успели заметить (улыбается).

А, вообще, управление всей обителью, все, что здесь делается, воистину совершает Сама Пресвятая Богородица. Не могу похвалиться, что я что-то в монастыре сама сделала. Сознаю свое недостоинство и свою немощь.

Преподобный Серафим говорил о себе, что он здесь камешка по собственной воле не положил. И когда задуманное не получается, то понимаешь: значит, нет воли Божией. А если Матери Божией угодно твое начинание, оно исполнится.

Обратите внимание

Поэтому мы в Дивееве – лишь простые послушницы, «солдаты», «служки» Царицы Небесной.

Игуменский крест – это, действительно, крест, в прямом смысле слова. При назначении настоятельницей Дивеева на меня надели крест предыдущей игумении Александры, которая управляла монастырем 38 лет. Крест, который, как сказал мне владыка Николай, «согнет твои колени». Поэтому я уповаю на то, что не сама сюда напросилась, а Бог меня привел.

Нужно просить у Господа терпения нести свои немощи и немощи других – это главное. Чтобы, как и любая другая, монастырская семья не разрушилась. В семье отношения должны быть такими, чтобы дети, видя благополучное отношение родителей, могли бы сами благоуспешно создать собственную семью.

Когда такие отношения между правящим архиереем, руководством монастыря и насельницами есть и сестры видят это, то они сами преуспевают. И постепенно отпочковываются те из них, которые теперь сами возглавляют монастыри. Уже более 10 дивеевских сестер стали настоятельницами и игумениями.

Даже на Камчатке игумения поставлена из нашего монастыря.

– Матушка, а у сестер есть возможность напрямую обратиться к Вам в случае необходимости?

– Конечно. Если кто-то не может быть принят сразу, есть возможность оставить записку или письмо в почтовом ящике игумении, ключ от которого хранится только у меня.

Важно, чтобы между настоятельницей и сестрами было доверие, как у детей к родителям.

Когда в семье удается установить доверительные отношения, когда дети верят своим родителям, то у них потом все в жизни складывается хорошо, жизнь идет в правильном русле. В монастырской семье происходит так же.

– Женский монастырь – духовно более сложный организм, чем мужской. Встречаются и зависть, и ревность к матушке, и в целом женское устроение иное, женщины более эмоциональны. Как с этим справляться, особенно в большой монастырской семье?

– «Монашествующие – это ни женский, ни мужеский пол». Если человек живет уставной жизнью и по послушанию, то никаких проблем не возникает. Когда монах принимает постриг, он от своего «я» отказывается. Отложением волос, когда крестообразно постригают волосы на голове монаха, он должен отсечь свою волю, поэтому эмоций быть не должно. Хотя, бесспорно, бывает и раздражение, и недовольство.

Почему это происходит? К каждому из нас справа приставлен ангел-хранитель, а слева – ангел сатанин, который научает различным капризам, недовольству, унынию и так далее. К примеру, дает позыв возмутиться, негодовать. Если мы все упование возлагаем на Бога и призываем Его, то можем победить эту страсть или грех.

Но не своими силами, а силой Божией. «Бей ратников силой Иисусовой, ибо нет сильнее оружия ни на небе, ни на земле», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Поэтому если человек работает над своей душой, духовно внимателен к себе, не ищет причин в других, то, как правило, все удачно получается.

Человек закаляется и понимает, что не свою волю он должен творить.

Важно

Игумения ведь тоже не может своевольничать. В монастыре есть Духовный собор, на котором обсуждаются общемонастырские вопросы со старшими сестрами. Есть управляющий митрополией, без ведома которого многие вопросы не решаются.

Даже чтобы в лечебный отпуск, к примеру, отпустить сестру, пишется рапорт на имя митрополита, и он либо благословляет, либо нет. Все в монастыре делается с благословения. И это не человекоугодие, просто такая вертикаль существует.

– Святейший Патриарх Кирилл на одном из монашеских форумов отметил, что у монашествующих не может быть никаких отпусков в принципе. Это связано с тем, что вне монастыря монах может растерять пульс монастырской жизни, духовно расслабиться? В чем тут опасность?

– Раньше это было не принято, даже отпуск по состоянию здоровья не предоставлялся. Но бывают исключительные случаи: болезнь родителей, к примеру.

При этом, как указано в уставе нашего монастыря, который Сама Царица Небесная дала через батюшку Серафима, нигде – ни в келье, ни в дороге – сестра не должна находиться одна. Поэтому в кельях у нас проживают по двое.

Так же и в дороге: куда бы ни отправилась сестра по послушанию, надо ехать вдвоем.

– Во время пострига за каждую из сестер Вы кладете руку на Евангелие, тем самым становясь их восприемницей. Насколько важно в наше время наличие у монахов воспреемника/восприемницы, и какова их духовная роль в жизни монашествующих?

– В Дивееве митрополит Георгий совершает постриги по лаврскому обычаю – во время Великого поста. Я воспринимаю каждую сестру, потому что таково благословение владыки.

Но перед постригом обычно спрашиваю, с кем из старших она могла бы откровенно общаться, открывать душу, и поручаю новопостриженную выбранной ею сестре. Тем не менее, ответ за каждую нужно держать мне.

Я предаю и себя, и своих духовных чад в руки Божии, потому что понимаю свою немощь, но верю, что в немощи совершается сила Божия. Надо только слушаться Бога и обращаться к Нему за помощью.

– В своем докладе «Опыт духовного окормления у старцев Свято-Троицкой Сергиевой лавры» Вы рассказывали историю из Вашего детства, когда Ваша мама беседовала со старцем, предсказавшем Вам монашеский путь.

На недоуменные возражения Вашей матушки, что в монастыре скучно и одиноко, старец отвечал: «Мне не скучно и ей не будет скучно, мне не одиноко и ей не будет одиноко».

Спустя годы, уже будучи игуменией Четвертого удела Пресвятой Богородицы, Вы можете подтвердить, что старец был прав?

– При этом он указал на иконы, которые висели в его келье, и сказал: «Разве с такими собеседниками может быть скучно?!» Мне в монастыре не скучно…”

Совет

prihozhanin.msdm.ru/home/pogovorit/1395-v-diveeve-vsem-upravlyaet-tsaritsa-nebesnaya.html

Источник: https://elitsy.ru/communities/91751/991754/

Ссылка на основную публикацию