Жизнь и труды феофана затворника

святитель Феофан Затворник

Феофан (Го́воров) епископ Тамбовский и Шацкий, Затворник Вышенский, святитель (1815–1894)

Дни памяти: 10(23) января , 16(29) июня (Перенесение мощей)

Детские, юношеские и молодые годы

Святитель Феофан Затворник Вышенский, в миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.

Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.

В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету.

Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе.

Обратите внимание

По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт.

В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству.

Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом.

Приобщение к монашеству

В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.

В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле — в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.

В том же году, в августе, отец Феофан получил назначение на должность ректора Киево-Софийского духовного училища и приступил к исполнению обязанностей. Помимо работы ректором он преподавал латинский язык. Кроме того в этот период он занимался углубленным изучением творчества святых отцов Церкви.

В 1842 году он получил новое назначение — в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.

В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

Служение в Иерусалиме. Дальнейшая деятельность

В 1846 года иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим.

За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.

Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.

Важно

По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.

А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.

В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви.

В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».

Епископское служение святого Феофана Затворника

В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное.

Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости».

Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.

В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ.

С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости».

Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству.

В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.

Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.

Затворничество

В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.

Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.

6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.

Творческое наследие

Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: Начертание христианского нравоучения. Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как Внутренняя жизнь. Избранные поучения, Как начинается в нас христианская жизнь?, Как надобно молиться.

В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как Толкование на первое послание к Коринфянам, Толкование на второе послание к Коринфянам, Толкование на первое послание к Тимофею, Толкование на второе послание к Тимофею, Толкование на первое послание к Фессалоникийцам, Толкование на второе послание к Фессалоникийцам, Толкование на послание к Галатам, Толкование на послание к Евреям и др.

Из сочинений догматической направленности можно выделить: Два слова о святом Таинстве Крещения, Душа и ангел, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии.

Совет

Среди писем обращают на себя внимание: Письма о духовной жизни, Письма о разных предметах веры и жизни, Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем.

Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название “Добротолюбие”.

Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/

Феофан Затворник

Учитель русской православной церкви Феофан Затворник канонизирован в 1988 году за глубокую веру, любовь к Богу и искреннее благочестие. Священнослужитель работал над духовным возвышением народа во имя спасения православных душ.

Детство и юность

Имя затворника Феофана Затворника в миру – Георгий Говоров. Мальчик родился 10 января 1815 года в Орловской губернии. Его отец, православный священник Василий Говоров, служил во Владимирской церкви. Мать Татьяна Говорова происходила из священнической семьи.

Феофан Затворник

Предугадать, какой стала бы биография их ребенка, было легко. Родители воспитывали сына, знакомя с Евангелием, давали наставления в соответствии с заповедями, рассказывали о важности духовной жизни человека. С юных лет мальчик участвовал в православных обрядах, прислуживая в алтаре храма, где работал его отец.

В 1823 году Георгия отдали в духовное училище. Мальчик проявлял усердие и интерес к знаниям. Спустя 6 лет он успешно завершил обучение и поступил в Орловскую духовную семинарию. Ему нравилось учиться и читать книги. Семинарист по собственному желанию повторно прошел образовательный курс по философии.

Портрет Феофана Затворника

Получив благословение Оловского епископа, Георгий Говоров отправился в Киевскую духовную академию. За проявленные успехи воспитанника направили туда для продолжения обучения за счет государства.

С прилежанием и интересом юноша осваивал новые дисциплины и проявлял себя как творческая натура. Он стал писать заметки и небольшие богословские труды.

Георгий любил уединяться в тихих уголках Киево-Печерской обители и молиться. Этот период богослов впоследствии считал одним из самых благоговейных в своей жизни.

Ведь именно тогда он осознал, что хочет связать жизнь с исполнением монашеского долга.

Служение

В 1840 году Говоров обратился к руководству академии с прошением о постриге в монахи. Церемонию провели зимой 1841 года под руководством преосвященного отца Иеремии, ректора учебного заведения.

Так Георгий Говоров получил имя Феофан в честь святого Феофана Исповедника. В этом же году монах получил сан иеродиакона и уже к лету был посвящен в иеромонахи.

Киевскую академию священнослужитель окончил в статусе магистра, защитив диссертацию.

Иконы Феофана Затворника

После обучения богослова назначили ректором Киево-Софийского духовного училища, где, помимо преподавания латинского языка, он изучал житие и жизнеописание святых Русской православной церкви.

Обратите внимание

В 1842 году отец Феофан стал инспектором Новгородской семинарии. Там он преподавал логику и психологию, доводя до сознания воспитанников мысль о необходимости богоугодной деятельности.

По мнению педагога, сухая наука не должна главенствовать в жизни человека, не оставляя места эмпирическому.

В 1844 году Феофана назначили преподавателем Санкт-Петербургской академии. Священнослужитель работал на кафедре нравственного и пастырского богословия, а уже в 1845 году был повышен до инспектора образовательного учреждения. Спустя некоторое время богослов стал членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Феофан Затворник перед распятием

В составе группы он прибыл в Палестину, а затем на Святую Землю. Монах продолжил изучение французского и греческого языков, ознакомился с оригиналами рукописей, проникся основами других конфессий: григорианства, католичества, лютеранства.

Начало Крымской войны прекратило деятельность Русской Миссии в Иерусалиме. В 1853 году ее участников вызвали обратно в Россию.

В 1855 году отца Феофана посвятили в архимандриты, и он вновь стал преподавать в духовной академии в Петербурге. Уже спустя пару месяцев богослова перевели на пост ректора Олонецкой семинарии.

Монах руководил учебным заведением и курировал строительные работы по его реконструкции.

Читайте также:  Что такое христианское смирение?

Монастырь Феофана Затворника в Вышенской пустыни

В 1856 году отец Феофан отправился в Константинополь, чтобы исполнять обязанности настоятеля Русской посольской церкви.

Спустя год, завоевав уважение и расположение, образованный и мудрый богослов вернулся в Россию, где занял пост ректора Петербургской духовной академии.

Параллельно он участвовал в издании журнала под названием «Христианское чтение».

В 1859 году архимандрита перевели в сан епископа Тамбова и Шацка. В его епархиях появлялись учебные заведения и школы. Просветительское дело отец Феофан не оставлял ни на одном из мест своего служения. Но все чаще он задумывался об уединении и затворничестве.

Важно

Книги Феофана Затворника

В 1863 году епископа перевели на кафедру в городе Владимир-на-Клязьме, где он также основал епархиальное издание и стремился увеличивать число школ и училищ. Служба со временем перестала приносить отцу Феофану удовлетворение, и он обратился к Синоду с просьбой об отведении от дел.

По просьбе монаха его назначили настоятелем Вышенской пустыни. Так началось затворничество священнослужителя. У него редко бывали гости и посетители. В кельях монах организовал домовую церковь, где служил Божественную литургию. Феофан Затворник проводил дни в молитвах, а также вел богословскую работу, отвечая на письма людей, обращавшихся к нему за помощью, советами и наставлениями.

Личная жизнь

Частная жизнь отца Феофана оказалась столь же богоугодной, сколь и деятельность на благо Русской церкви. Ориентация на принципы аскетичности во всем предполагала довольствование малым. Кроме научной и литературной работ, монах занимался ручным трудом.

Феофан Затворник

Досуг он коротал за столярным или токарным станками, изготавливая деревянные поделки. В погожие дни гулял на свежем воздухе. Природа восхищала священнослужителя. В ней он видел венец творения. В распоряжении отца Феофана был телескоп, в который богослов наблюдал за небесными светилами. Феофан Затворник также писал иконы и самостоятельно шил для себя одежду.

Высокие посты и сан не влияли на отношение отца Феофана к окружающим. Он был демократичен и не допускал в изречениях и высказываниях лишнего. Мужчина держался достойно, но не высокомерно. Подчиненные доверяли монаху и уважали за деликатность, благородство и мудрость.

Смерть

Феофан Затворник скончался в монастыре в 1894 году. Ему доставляли боль и дискомфорт сердечнососудистые заболевания, ревматизм и невралгия. Прогрессирующая катаракта привела к тому, что в 1888 году священнослужитель ослеп на правый глаз. Причиной смерти стала старость и сопутствующие недуги.

Саркофаг Феофана Затворника

Отпевание монаха прошло 11 января. Проститься с отцом Феофаном пришло большое количество людей. Захоронение священнослужителя находилось в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Мощи Феофана Затворника перенесли, и сегодня они хранятся в храме преподобного Сергия Радонежского, где читают акафист в честь усопшего. Ознакомиться с фото священнослужителя благодаря современным технологиям может любой пользователь Интернета.

Библиография

  • 1859 – Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана»
  • 1861 – «Слова к тамбовской пастве»
  • 1868 -1869 – Книга лекций «Путь ко спасению»
  • 1887 – «Мысли на каждый день года»
  • 1891 – «Начертание христианского нравоучения»
  • 1891 – «Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном»
  • 1892 – «Письма к различным лицам о разных предметах веры и жизни»
  • 1898 – «Письма о христианской жизни»

Письма и проповеди Феофана Затворника объединены в сборники, которые представляют собой наследие монаха. Книги опубликованы спустя десятилетия после его смерти:

  • «Двери покаяния. Слова и проповеди»
  • «Болезнь и смерть»
  • «Борьба со страстями»

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/49309-feofan-zatvornik.html

Книги Святителя Феофана Затворника – бесплатно скачать или читать онлайн без регистрации – все книги автора в электронном виде бесплатно!

Книги автора Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – богослов, публицист-проповедник. Он занимает особое место среди русских проповедников и святителей XIX века. Святитель видел свое служение Церкви Божией в подвиге духовно-литературного творчества. «Писать, – говорил он, – это служба Церкви нужная».

Всю свою пастырскую деятельность он посвятил разъяснению пути истинно христианской жизни, основанной на духовной собранности. Феофан Затворник оставил огромное богословское наследие: труды по изъяснению слова Божия, переводные работы, сочинения по аскетике и психологии. Его творения поражают энциклопедической широтой и разнообразием богословских интересов.

В книгу вошли письма, которые объединяет общая тема – вопросы веры. Святитель, отвечая на вопросы своих корреспондентов, говорит о догматах Православной Церкви и ересях, о неложном духовном восхождении и возможных искушениях, о Втором Пришествии Христа и о всеобщем воскресении.

Письма святителя Феофана – неиссякаемый источник назидания и духовной пользы, они возводят читателя в познание истины и утверждают в…

Полное название творения святителя Феофана Затворника – «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов». «Евангельская история» – один из важнейших истолковательных трудов святителя Феофана, занимающий особое место в русской духовной литературе.

Это путеводитель по Святому Евангелию – главной Книге, ведущей ко спасению. Вся земная жизнь Спасителя подробно изложена автором словами святых евангелистов в хронологической последовательности. Каждый может найти здесь описание интересующего его события Евангельской истории по заглавию частей и параграфов, обозначающему их содержание.

В обращении к читателям святитель объясняет правила, принятые им для установления порядка евангельских событий. Святитель Феофан считал, что Евангелие нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним.

Книга будет полезна самому широкому кругу читателей – как тем, кто только воспринимает первые слова Святого Благовествования, так и тем, кто стремится к глубокому познанию Священного Писания и его благодатной…

Совет

Труд святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению», самый известный из его многочисленных творений, написан Владыкой на основе лекций по нравственному богословию, прочитанных им в Санкт-Петербургской духовной академии.

В этой книге святитель раскрыл, в чем заключен смысл христианства, значение Таинства Крещения для человека взрослого и младенца, описал ступени на пути совершенства в Боге и характер борьбы с внешним и внутренним злом. Рассматривая проблемы христианской жизни с практической стороны, святитель Феофан исходил из личного молитвенного и аскетического опыта и ответил на духовные вопросы каждого, вступившего на путь…

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров), Затворник Вышенский (1815–1894) – епископ Русской Православной Церкви, богослов, проповедник. До настоящего времени его труды по истолкованию Священного Писания, духовные письма и проповеди просвещают и наставляют читателей в благочестии.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной…

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – богослов, публицист-проповедник. Он занимает особое место среди русских проповедников и святителей XIX века. Святитель видел свое служение Церкви Божией в подвиге духовно-литературного творчества.

«Писать, – говорил он, – это служба Церкви нужная». Всю свою пастырскую деятельность он посвятил разъяснению пути истинно христианской жизни, основанной на духовной собранности.

Феофан Затворник оставил огромное богословское наследие: труды по изъяснению слова Божия, переводные работы, сочинения по аскетике и психологии. Его творения поражают энциклопедической широтой и разнообразием богословских интересов.

Главной темой творений святителя Феофана является спасение во Христе. Эта тема стала определяющей и в поучениях, составивших книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее…

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров), Затворник Вышинский (1815–1894) – епископ Русской Православной Церкви, богослов, проповедник. До настоящего времени его труды по истолкованию Священного Писания, духовные письма и проповеди просвещают и наставляют читателей в благочестии.

Эта книга, составленная на основе труда святителя «Путь ко спасению», расскажет родителям об особенностях христианского воспитания…

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894) – не только высокий подвижник Церкви, но и один из тех, о ком святой апостол Павел говорил, что они являются «светильниками в мире». Советы этого богомудрого наставника, несомненно, будут полезны каждому христианину на пути ко…

Источник: https://iknigi.net/avtor-svyatitel-feofan-zatvornik/

Читать

Святитель Феофан Затворник (1815-1894) оставил обширное и поистине драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод “Добротолюбия”), глубочайшие толкования Священного Писания, существенно обогатившие русскую библеистику. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и один из его биографов с полным правом мог утверждать, что по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV столетия – золотого века Византии.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых.

В решении Собора отмечалось: “Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности”.

Обратите внимание

Особое место в духовно-литературном наследии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах…

Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышинскую пустынь, где Преосвященный Феофан пребывал в течение последних 28 лет жизни, причем 22 года из них он находился в строгом затворе. До этого им уже был пройден значительный жизненный и духовный путь, отданный служению Церкви Божией на различных поприщах и в разных местах.

Родился святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, Орловской семинарии, Киевской духовной академии. В 1841 году, в Киеве принял постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха.

Затем была служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии; поездки в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в должности настоятеля посольской церкви (во время этих поездок происходит углубленное изучение аскетической письменности православного Востока).

1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена хиротония и наречение святителя Феофана во епископа Тамбовской епархии, затем последовало перемещение на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру… Таков краткий очерк его внешнего жизненного пути, полного неустанной разносторонней и всегда успешной и плодотворной деятельности на благо Церкви и Отечества.

Внутренний же путь, каким шла сокровенная духовная жизнь святителя, привел к тому, что в 1866 году, находясь на самом, казалось бы, “взлете” практической деятельности, епископ Феофан неожиданно подал в Священный Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышинской пустыни Тамбовской епархии.

Прошение было удовлетворено, и он, наконец, получил то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание: полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое “внутреннее делание”. В письмах своих он свидетельствовал, что поистине счастлив в Выше: “Вышу можно променять только на Царство Небесное”.

Уйдя в затвор, он устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня и проводил жизнь в богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных, в тщательном самонаблюдении, в трезвении и бодрствовании, в напряженном чтении и богомыслии, в трудах писательских…

Важно

Весь этот величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был мобилизован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьян.

Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них, чутко угадывая состояние и потребности писавшего и находя для каждого идущее прямо к сердцу, необходимое слово.

Читайте также:  Святая канавка пресвятой богородицы и святыни в дивеево

Он обладал редким даром просто, ясно, лаконично говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.

Вот, например, лишь некоторые из бриллиантов богословской мысли, какие можно в изобилии найти в неисчерпаемой сокровищнице его переписки:

“Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелые случайности и состояния – все на добро нам посылаются”.

“Внимание к тому, что бывает в сердце и исходит из него – есть главное дело христианской исправной жизни…”

“Надо сторожить за собою…”

“…Сойди вниманием в сердце, стань там перед Господом и не допускай туда ничего греховного. В этом все дело внутренней брани”.

“Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу с молитвенным в Нем пребыванием – се производители жизни духовной…”

“Эгоизм (злодея) надо убить. Если сами не убьете, то Господь молот за молотом будет посылать (всякие неудачи), чтобы разбить сей камень”.

“Самоугодие и саможаление свидетельствуют, что в сердце пребывает я, а не Господь”.

“Осуечение составляют не дела, а образ совершения их. Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове. Надо все те прогнать, а одно дело делать, и притом руками делать, а умом быть в своем месте”.

О ревности духовной святитель говорил так:

“Она – огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные – молитвы…”

В письмах святителя нет и тени скучной назидательности, сухого морализма. Они согреты самоотверженной любовью, сердечным вниманием к людям – и оттого они написаны таким живым, образным, безыскусным слогом.

Нередко можно встретить в письмах святителя блестки светлого юмора. Так, к примеру, он с шутливым вздохом отмечает участившиеся попытки самонадеянного человеческого ума проникнуть в неизреченные и неисследимые тайны Божественной жизни: “Нынче удержа нет от совопросничества.

Ум наш – комар, а все пищит!” А вот какую характеристику в одном из писем епископа Феофана получает необузданный наш язык: “Язык?! Нет зловреднее вещи под небесем. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало (хоть бы булавка).

Тогда бы он посмирнее был, а то как машинка, что песенки поет.., как завели и пустили и… пошла тилиликать”.

Совет

Как известно, хорошая шутка в обстановке боя способна поднять дух солдат, укрепить их волю к победе. Не менее важно веселое бодрящее слово на поле труднейшей и жесточайшей духовной брани…

Святитель Феофан Затворник, переводчик замечательного сочинения “Невидимая брань”, и в обширной переписке своей не оставил без внимания ни одного участка духовной борьбы человека, ступившего на узкий и тернистый, но спасительный путь, ведущий в Царство Небесное.

Какие только темы, какие только вопросы не рассматривает и не раскрывает он в духовных беседах со своими корреспондентами! Здесь и беды житейские, и болезни, и семейная и гражданская жизнь, истинное назначение искусства, и правильная установка в отношении к различным обстоятельствам внешней жизни, и бесконечные проблемы жизни внутренней: борьба с помыслами, с самоугодием, с унынием, стяжание смирения и терпения, плача и теплоты сердечной, и руководство в богомыслии, и учение о правильной молитве, о различных ступенях молитвенного делания (молитве уделял святитель особое внимание в своих письмах, поскольку считал ее царицей духовной жизни, точка опоры которой – смирение).

Все эти и множество других важнейших тем, в зависимости от вопросов и духовной потребности адресатов, рассредоточены по разным письмам, неизбежно повторяясь, варьируясь, различно сочетаясь друг с другом.

И вот, чтобы сориентировать современного православного человека в этом поистине необозримом эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника, Преосвященный Владыка Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, осуществил значительный и чрезвычайно полезный труд, потребность в котором несомненно назрела: он определил и озаглавил основные темы переписки, выделил главные, наиболее емкие и законченные высказывания святителя Феофана по этим темам и систематизировал их, расположив названия тем в алфавитной последовательности. Таким образом, создан своего рода путеводитель по собранию писем святителя.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=87555&p=1

Святитель Феофан Затворник

Даты жизни и дни памяти Святитель Феофан Затворник (в миру – Георгий Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии года. Умер 79 лет спустя — 6 января 1894 года в Вышенском монастыре. Был пострижен в монашество 15 февраля 1841 года.

Церковь установила три дня памяти святителя: рождение, преставление (по новому стилю это 23 и 19 января) и перенесение мощей — 29 июня.

Уже в 26 лет был назначен и.о. ректора Киево-Софиевского духовного училища То, что рано или поздно Феофан получит высокую должность, никто не сомневался.

Где бы до этого он ни учился (последним местом была Киевская духовная академия), всюду получал восторженные отзывы преподавателей.

Одаренность студента отмечал даже постоянный член Синода святитель и митрополит Филарет (Дроздов) — крайне требовательный человек.

Обратите внимание

Любимыми науками будущего затворника, как говорят, были богословие, Священное писание и Церковное красноречие. Оценивая его жизнь, понятно, что так оно и было.

Шесть лет провел в Иерусалиме В 32 года по собственному желанию он был назначен членом Духовной миссии в Иерусалиме (задача духовной миссии: проповедь Евангелия, общение с другими церквами, окормление имеющейся паствы).

За это время иеромонах Феофан изучил греческий и французский языки, познакомился с уставом и жизнью древних восточных обителей, наладил тесную духовную связь с афонскими старцами.

Переоценить влияние этих шести лет на мировоззрение будущего епископа трудно.

Когда началась Крымскаявойна, он вернулся в Санкт-Петербург.

И еще чуть больше года — в Константинополе Совсем скоро — в 1856 году, — уже будучи в сане архимандрита, Феофан был назначен настоятелем Русской посольской церкви в Константинополе.

У той поездки были свои конкретные задачи — назревал раскол в отношениях болгар и греков, и от святителя, в частности, требовалась оценка этих событий (святитель, к слову, сочувствовал болгарской общине, которая хотела автокефалии и в конце-концов ее получила).

Для нас важно, что за это время он еще более улучшил свои знания греческого языка — ведь святитель Феофан прославился в том числе и как талантливый переводчик святоотеческой литературы, а переводил он как раз с греческого и новогреческого.

Был одним из самых востребованных преподавателей духовных школ Русской Православной Церкви Можно было бы перечислить все его преподавательские и прочие должности, но мы ограничимся лишь тем фактом, что за свою жизнь святитель Феофан преподавал в четырех различных учебных заведениях, а будучи епископом Владимирским, открыл женское епархиальное училище. В разное время он исполнял должности ректора и наблюдателя за учебными заведениями. Этого вполне достаточно, чтобы понять, что святитель Феофан был очень уважаемым и значимым человеком в Церкви. В чем-то, может быть, незаменимым.

Правда, суета организаторских мероприятий в какой-то момент начала его тяготить.

Был противником Синодального перевода Библии До середины XIX века Священное Писание в России существовало только в церковнославянском переводе. Другими словами, дома читали тот же текст, что и во время богослужений. Уже тогда этот язык был понятен далеко не всем.

Работа над переводом велась под руководством святителя Филарета (Дроздова). Собственно, святитель Феофан протестовал не против того, что Библию нужно переводить.

Его возмущало, что перевод Ветхого Завета делался на основе Еврейской Библии, а не греческого перевода 70 толковников («Септуагинты») и имел в итоге расхождение с «каноническим» славянским текстом. Он называл перевод Ветхого Завета «Синодальным сочинением».

«Церковь Божия, — писал святитель Феофан, — не знала другого слова Божия, кроме 70 толковников, и когда говорила, что Писание богодухновенно, разумела Писание именно в этом переводе… А еврейской Библии никогда в Церкви не было. Поэтому принимать ее значит отступать от того, что всегда было в Церкви и сдвигаться с коренного основания православия».

Надо сказать, что святитель Филарет, в свою очередь, приводил убедительные аргументы в пользу использования, кроме греческого текста, еще и еврейского текста Писания.

Вел дискуссию с Игнатием Брянчаниновым по поводу сущности ангелов Его дискуссия с Игнатием Брянчаниновым касалась самых тонких материй. Два святителя, оба столпы русского богословия, по-разному определяли сущность ангелов. Передать в точности суть этого спора в рамках статьи совершенно невозможно.

Скажем лишь, что святителя Феофана смутило мнение святителя Игнатия, что ангелы имеют лишь относительную бесплотность своей природы и зависимы от условий пространства и времени. Кроме того, он категорически осудил употребление научного термина «эфир» в описании духовных процессов и вообще излишнюю пытливость в исследовании вопроса о природе ангелов.

Вышеуказанные веяния и рассуждения он называл «ультраматериализмом».

Оба святителя обменялись рядом работ, в которых отвечали на критику друг друга.

Прожил в затворе 16 лет
В 1866 году (в 51 год) епископ Феофан попросился на покой. Просьба его была удовлетворена, и он поселился в Вышенской пустыни Тамбовской епархии – монастыре, который давно любил.

Через шесть лет он перестал ходить на службы и затворился в отдельном флигеле.

Важно

У себя в келье он совершал Божественную литургию (в течение 11 лет – ежедневно), молился, занимался переводческой и писательской деятельностью, а также вел обширную переписку.

Перевел на русский язык «Добротолюбие» и «Невидимую брань» Многие из святоотеческих книг, которые сейчас считаются настольными и для монашествующих обязательными к прочтению, переведены именно святителем Феофаном.

Прежде всего это всем хорошо известное «Добротолюбие», в котором собраны аскетические поучения святых отцов. Из книг, которые появились благодаря святителю Феофану, также надо упомянуть «Невидимую брань» Никодима Святогорца, труды Симеона Нового Богослова, «Поучения и Слова» прпп. Исаии Отшельника и Марка Подвижника. Также святитель Феофан работал над «палестинским Патериком».

Оставил богатое творческое и эпистолярное наследие Полное собрание сочинений святителя Феофана занимает более трех десятков томов.

Из его творений наиболее известны толкования на Священное Писание (святитель прославился как несравненный экзегет посланий апостола Павла) и переписка: его ответы на вопросы, которые присылали святителю тысячами, являются кладезем православной мудрости, которая одинаково полезна и монахам, и мирянам вне зависимости от времени и эпохи.

Помимо переводов, главные труды святителя: «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению».

Прославление святителя Феофана в 1988 году На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей.

Мощи святителя сегодня хранятся в Казанском соборе Вышенского монастыря.

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/563-svyatitel-feofan-zatvornik.html

Святитель Феофан Затворник: икона, жизнь, житие и мощи

Святой Феофан Затворник – известный епископ, богослов, публицист-проповедник, прославленный в лике святителей. Человек, который оказал огромное влияние на духовное возрождение общества. Его труды и сегодня являются величайшим примером для учёных и философов всего мира.

Феофан Затворник, житие

Родился святитель в семье священника. Получил высшее духовное образование и принял монашество под именем Феофан (в миру Георгий Говоров). Долгое время был преподавателем в Духовной Академии, в составе которой позже отправился по святым местам Иерусалима. Там же он основательно изучил языки и познакомился с религией и культурой Востока.

В своей профессии богослов достиг особого роста:

  • от преподавателя до ректора одного из самых известных учебных заведений России и мира;
  • далее в сане архимандрита становится настоятелем посольской церкви в Константинополе.

Епископ всегда выражал свое беспокойство о духовном образовании народа, поэтому выразил свои мысли в необходимых деяниях, а именно:

  • стал инициатором устройства церковно-приходских и воскресных школ;
  • открыл женское епархиальное училище;
  • заботился о повышении уровня образованности самого духовенства.

В определённый период своей жизни богослов подал прошение об увольнении на покой.

Читайте также:  Молитва святому спиридону тримифунтскому о жилье

Но это отнюдь не был долгожданный отдых, а возможность совершить новый духовный подвиг – посвятить себя письменным трудам, богослужениям и молитвам, дабы потом подарить свои знания всем, кто в них нуждается. Во многих письмах он давал ответы людям, которые просили его совета и помощи, чем наставлял их на праведный путь.

На вечный покой святитель ушёл в праздник Крещения Господня. Это стало своеобразным знаком для всех, кто его знал. Ведь Бог забрал праведника на Небеса и подарил благодатное Царствие в благодарность за его честную и светлую жизнь на земле. В православной истории существует факт, что при облачении Феофана на лице была видна сияющая блаженная улыбка. Погребен святитель в Казанском соборе.

Канонизирован святой был ещё при жизни, как великий подвижник веры и высокой духовности, который жил и творил для людей и во имя их блага.

Жизнь святителя Феофана Затворника – это настоящий дар православной культуре, так как именно на его духовных трудах выросло не одно поколение известных учёных, философов, христианских деятелей. Он – важная часть великой истории православия, ведь его святое слово шло от человека к Богу и всегда было наполнено верою и благодатью.

Обязательно к прочтению:  Преподобный Савва Сторожевский

Мощи Феофана Затворника и икона

Сейчас мощи святого Феофана покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского, где также находится и чудотворный образ Казанской Божьей Матери.

К ним часто приходят верующие, дабы исцелить различные недуги, обрести спасение и познать душевное умиротворение. Духовная сила святителя настолько велика, что даже после своего ухода к Господу он оказывает влияние на жизни и судьбы людей.

Икона Феофана Затворника также очень почитаем в православной религии. Его изображение на иконе полностью передаёт жизненные традиции святителя. А знаком тому является книга в руках богослова. Ведь именно она символизирует его духовные труды, принесшие людям великие знания о Боге.

В молитвах к нему люди часто просят избавления от телесных хворей и душевных терзаний. Феофан всегда был близок к народу, и за это все его очень уважали. Труды же святителя стали для многих верной дорогою в жизни, ибо научили главному – верить и почитать Всевышнего, который в благодарность за смирение дарует вечную благодать.

А вот и текст молитвы к святому:

День Феофана Затворника

По новому стилю день памяти святого отмечается 23 января. В этот период традиционно проводятся такие действа:

  • в храмы к мощам святителя приходят православные люди со всех уголков мира и обращаются к нему с молитвами;
  • проводятся богослужения: служители церкви исполняют акафисты и песнопения в честь великого богослова;
  • известные учёные и философы почитают великого учителя за его труды и вклад в развитие православной культуры.

Обязательно к прочтению:  Святой Макарий Великий: житие, молитва

Феофан Затворник “Мысли на каждый день”

Данная книга является одним из величайших трудов святого. В ней он изо дня в день детально описывает те места Писания, которые Православная Церковь почитает в каждый конкретный временной период.

Это произведение – своеобразный источник для тех, кто хочет утолить жажду духовного познания.

Кроме того, изложенные мысли богослова подтверждены ссылками на Библию, что помогает глубже осмыслить читаемое, переплетая основные темы Писания и толкования к ним самого Феофана.

Святитель Феофан Затворник – поистине великая личность в православии. Его жизнь и деяния не имеют границ, ведь и до сегодняшнего дня святой остаётся одним из самых почитаемых богословов-философов в мировой культуре. Его по праву можно назвать Человеком, который помогает людям познать Бога.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о житие святого Феофана Затворника:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/svyatitel-feofan-zatvornik-ikona-zhizn-zhitie-i-moshhi/

Основные идеи педагогики в трудах святителя Феофана Затворника

УДК 37.013(091)+2-17(092)

G ** D

4ЖУ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДАХ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Диакон Михаил Морозов, преподаватель Омской Духовной Семинарии;

Александр Андреевич Ткачев, преподаватель Омской Духовной Семинарии

Аннотация. В статье выявлены основные идеи семейного воспитания на основе творений святителя Феофана Затворника, рассмотрены причины их появления; раскрыта сущность учения преосвященного Феофана Затворника о воспитании; проведен сравнительный анализ некоторых аспектов учения святителя Феофана с современной семейной педагогикой.

Ключевые слова: православная педагогика, святитель Феофан Затворник, семейное воспитание.

MAIN PEDAGOGICAL IDEAS IN THE WORKS OF ST. THEOPHAN THE RECLUSE

Summary: The article deals with the main ideas of family upbringing on the basis of the works of Theophan the Recluse and the reasons of their appearance. The essence of St.

Совет

Theophan's teaching on upbringing is disclosed and a comparative analysis of come aspects of his teaching and the contemporary pedagogics is conducted. Key words: orthodox pedagogics, St.

Theophan the Recluse, family upbringing.

наше время мы являемся свидетелями несомненного духовного возрождения российского народа, его культуры и, что вполне естественно, его рели-[гиозной основы – Православной веры.

После длительной атеистической пропаганды, весьма агрессивно ведущей себя во все время советского периода истории нашего государства, после почти тотального физического уничтожения многочисленных носителей духовной традиции – пастырей Церкви, оказалось, что главное – стремление народа к Горнему, к жизни христианской – подорвано так и не было. Современная эпоха, по Промыслу Божиему пришедшая на смену «царству» внешнего безбожия, по праву может именоваться «вторым Крещением Руси».

Теоретическое осмысление и практический опыт духовно-нравственного становления человека бережно хранились Православной Церковью в Священном Писании, в творениях святых отцов и учителей Церкви, в работах православных педагогов. Развивался этот опыт и в трудах православных богословов и русских религиозных философов, а также подвижников благочестия, видевших свое служение в педагогической деятельности.

Среди выдающихся ученых-богословов и иерархов Русской Православной Церкви XIX века особое место занимает святитель Феофан, Затворник Вышенский.

В своих сочинениях святитель умело сочетал глубину психологического анализа и возвышенность богословия с простотой изложения.

«Понимание дела (у него) редкое, образцовое, часто единственное в своем роде»1, – так характеризовал святителя Феофана православный богослов XX века А.А. Бронзов.

1 Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течение XIX века. Христианское чтение. 1901. № 11. С. 723-724. ШЬ http://christian-reading.info/data/1901/11/1901-11-04.pdf (дата обращения: 10.04.2016).

№ 1, 2016 (1)

богословие, библеистика, патрология

диакон Михаил Морозов, A.A. ткачев «Основные идеи педагогики в трудах святителя Феофана Затворника»

Обратите внимание

Святитель Феофан оставил после себя множество литературных творений. По данным архимандрита Георгия (Тертышникова) библиография его работ насчитывает 167 произведений самых разных жанров – от фундаментальных богословских работ до душеспасительных поучений и до обширного эпистолярного наследия2.

Основными источниками в нашем исследовании являются творения святителя Феофана Затворника – «Путь ко спасению», «Начертание христианского нравоучения», «Письма о христианской жизни», а также толкования на послания святого апостола Павла и другие труды.

Необходимо выявить в творениях святителя Феофана Затворника основные идеи семейного воспитания и понять причину их появления; раскрыть сущность учения преосвященного Феофана Затворника о воспитании; сравнить некоторые аспекты учения святителя Феофана с современной семейной педагогикой3.

Попечение о нравственном состоянии детей и молодежи существовало в Церкви Христовой всегда и основывалось оно на словах Господа Иисуса Христа, читаемых в Евангелии: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Господь Иисус Христос сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное»» (Мф. 19, 13-14).

Множество святых отцов Церкви в своих трудах указывали на важность воспитания именно с детского возраста. Стоит, в частности, обратиться к именам святителя Иоанна Златоуста или Феодорита, на которых, по мнению протоиерея Георгия Фло-ровского, «всегда упирается»4 святитель Феофан Затворник.

Исходя из своего внутреннего состояния духовно-нравственное общество не может не заботиться о воспитании подрастающего поколения. Каждое общество желает одарить следующее поколение тем, что считает самым ценным, «…сообщая (…) одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни и возгревая любовь к Церкви и всем порядкам церковным»5.

В Церковной истории и агиографических материалах есть множество примеров, убедительно доказывающих, что за пренебрежение воспитанием детей, за искажение православного мировоззрения и традиций целым государствам приходилось расплачиваться дорогой ценой.

Вот что писал по этому поводу праведный Иоанн Кронштадтский: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей.

Враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумению не утвердились в греховных навыках и

Важно

2 Георгий (Тертышников), архим. Душепопечительская и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/ dushepopechitelnaja-i-literaturnaja-dejatelnost-svjatitelja-feofana-govorova-v-period-zatvora-v-vyshensko/ (дата обращения: 10.04.2016).

3 Здесь и далее понятие «современные педагоги» используется только применительно к авторам работ, используемых в данном исследовании.

4 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. – Минск / Харвест, 2006. С. 389.

5 Феофан Затворник, святитель. Письма. Часть 2 /письмо 271 URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ feof_zatv/pisma2/txt05.html (дата обращения: 12.04.2016).

пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст»6.

Дело воспитания для святых отцов всегда оставалось первостепенною, особенно важною темой во многих их назиданиях и размышлениях. Глубоко познав человеческие души на опыте общения со многими людьми, они понимали, как в действительности может отразиться то или иное действие на человека в его дальнейшей жизни.

В связи с этим основной задачей воспитания, по их общему мнению, должна быть не только интеллектуальная подготовка, но вместе с этим и духовно-нравственная.

В понимании подобных задач и в применении их при современной духовно-нравственной подготовке молодежи или даже общества в целом, несомненно, значительную помощь может оказать педагогическое наследие и святителя Феофана Затворника.

Совет

Преосвященный Феофан Затворник в письме к своей духовной дочери пишет, что человеку нужно жить, исходя из того, как он устроен, что «…установив здравые понятия, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить»7, и далее «…воспитание развивает лишь то, что есть в природе человека, но ничего не влагает в него нового»8.

Исходя из этого утверждения и изучая труды святителя Феофана Затворника, можно сказать, что определенные правила в воспитании детей святитель выводит из устройства человеческого естества, где необходимо «.признать психологию базой, на которой утверждается педагогика»9.

Основная мысль в произведениях преосвященного Феофана видится как «.идея спасения, и на воспитание святитель смотрит никак иначе, как через призму воспитания во спасение»10.

Святитель Феофан свое учение о воспитании выводит из христианской антропологии, по учению которой человек состоит из тела, души и духа. Каждая часть человека имеет свои силы и потребности, составляющие три стороны человеческой жизни. По словам святителя, «в душу вложены потребности, и на удовлетворение их дарованы силы с предуказанием в них и способа удовлетворения»11.

Обращение к антропологии в трудах святителя Вышенского, как и в работах многих иных исследователей, является актуальным до сих пор. Подобный подход лишний раз указывает на правильность избранного им исследовательского пути, на точность векторного направления его и других научных и духовных взглядов.

Связано это с особенностью метода, в данном случае, несомненно, научного, при котором «.исследование идет не от факта психического, а от переживания

6 Иоанн Кронштадтский, праведный. Моя жизнь во Христе. В 2 частях. – М.: Благовест, 2000. С. 201.

7 Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – М.: Правило веры, 2003. С. 15.

8 Там же. С. 16.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-idei-pedagogiki-v-trudah-svyatitelya-feofana-zatvornika

Ссылка на основную публикацию