Введенский владычный женский монастырь в серпухове

Серпуховской Введенский Владычний женский монастырь Епархиальный женский монастырь

По будням

времябогослужениепримечание
7 : 15 Часы. Божественная литургия
17 : 00 Вечернее богослужение

По: пнд.

времябогослужениепримечание
8 : 00 Часы. Божественная литургия

Сведения о Введенском соборе
(из исторического описания В.А.Рождественского)

Первоначальный храм обители, упомянутый в летописи, построен был по особенному указанию свыше, во имя Пресвятой Богородицы, в честь преславного Ее Введения во храм.

Так повествуется об этом в летописи: преподобный Варлаам, когда был напутствован святителем Алексием на сооружение монастыря, пал на землю без чувств («пад издше»), и в этом состоянии увидел в видении «Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща, и Богородицу с родшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим, и посадив Ю на третей степени». Преп.

Варлаам, дотоле сильно смущавшийся мыслию о своем недостоинстве и немощи исполнить надлежащим образом важное поручение своего святителя, недоумевавший, как будет он сограждать храм и обитель «подобающие имени Владычицы Небесной, купно же и памяти Архипастыря», этим видением, без сомнения, не только был утешен, ободрен и укреплен, но из него он должен был уразуметь, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и обитель, и именно в честь Введения Ее во храм. Видение показало строителю, что даже Ангелы буду помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же выну, как некогда пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. «Монастырь наречется Владычний, говорил сам преп. Варлаам, занеже Владычицу видех, и Тоя бысть промыслом». С благоговейным трепетом хранил в сердце своем это видение смиренный Варлаам в продолжение всей своей жизни, и самого Святителя своего просил не испытывать о нем до самой смерти: «молютися, да не нудиши мя поведати, дондеже до смерти, при смерти бо повем». А потом и в самые предсмертные минуты отрекся «поведать о видении словом, занеже страшно бе». Поелику же, по старости своей, он уже потерял зрение, то, чтобы не осталось видение неизвестным для последующих родов, чудесным образом получил он прозрение, и озаренный «светом велиим», поведал видение «чернилом и тростию на хартии», которые принесены были диаконом Святителя. И память о явлении Богоматери преп. Варлааму не угасла со смертию его. По завещанию Преподобного, «повелевшаго писание то блюсти в память имени его», с благоговейною любовию передавалось оно из рода в род, в продолжении пяти веков, и без сомнения великим утешением, назиданием и поощрением к преспеянию в иноческих подвигах всегда служило для молящихся в храме и подвизающихся в обители.

Обратите внимание

Первоначально преп. Варлаамом построен был храм деревянный. Но, в скором времени, особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери и, может быть, богатые его приношения подвигли преп. Варлаама на новый труд — сооружение каменного храма, который в 1362 г., как сказано в летописи, был уже «составлен».

Существующий ныне в обители, каменный соборный храм должен быть тот самый, который соорудил преп. Варлаам и освятил сам святитель Алексий. Архитектура этого древнего здания представляет характер XIV века.

Конечно, пятивековое существование не могло не преобразить внешнего вида храма, — так, по ветхости, изменены на нем главы; по нуждам церкви в разные времена, как видим ниже, сделаны к нему пристройки с трех сторон. Но капитальное устройство собора и внутренний его вид сохранились почти неизменными.

Он имеет вид квадрата, сложен из крупного кирпича, снаружи облицован белым камнем; слои широких стен скреплены железными связями.

Предание говорит, что белый камень на сооружение храма сего брали неподалеку от монастыря, на поемных лугах, принадлежащих ныне градскому обществу, из того места, где в последствии образовалось небольшое озеро, именуемое доселе «Каменным».

Во внутренности храма — два опорных четырехгранных столба, соединенных вверху аркою; подобные же арки перекинуты от столбов и ко всем четырем стенам (в числе их и к предалтарной — каменной). Под арками протянуты перекрестные связи. По углам собора, вверху, равным образом в основании фонаря и в алтаре, устроено до 20 голосников.

Фонарь — сквозной, в два яруса, в каждом особые окна; нижний ярус его шире верхнего, и потому снаружи имеет вверху полукруглый скат, покрытый железом. Подобный же вид снаружи имеют и прочие (четыре) главы. Стены собора, снаружи, посреди обведены двойным поясом из белого камня; у всех трех входных дверей архивольты — также из белого камня. Св.

алтарь, возвышаясь от помоста церковного на две ступени, разделен капитальными стенами на три части, которые выдаются к востоку полукружиями; между сими полукружиями снаружи вставлены плоские полуколонки из белого камня. На горнем месте, в окне, устроено каменное седалище, в роде архиерейского, как видно, современное основанию собора. На нем, вероятно, восседал некогда сам основатель обители, освящавший храм, святитель Алексий. В алтарной стене, близ южных дверей, устроена небольшая палатка (в 3 и 11/2 арш.), вероятно, та «соборная кладовая», в которой, по сказанию монастырских описей, хранились расходные книги, деньги и др.

Важно

Предалтарный иконостас — недавний; первоначального стенного писания не осталось и следов; но святые иконы в иконостасе сохранились все древние, восходящие к XIV столетию. Нынешний иконостас состоит из четырех поясов.

На царских дверях поставлены древние иконы четырех Евангелистов с изображениями символов: у Матфея — человека, у Марка — орла, у Луки — тельца, у Иоанна — льва, все символы красного цвета, с крыльями и с Евангелиями; над Евангелистами — Благовещение Пресвятой Богородицы. Местные иконы следующие: Господа Вседержителя, с предстоящими, мерою 2 арш. 3 вершк., в ширину 1 арш.

8 верш.; храмовая икона Введения Богоматери (о ней будет сказано ниже); Живоначальной Троицы, в виде трех Ангелов, записанная в описи 1649 г., мерою 1 арш. 131/2 верш., шир. 1 арш. 8 верш.; Смоленская икона Богоматери, мерою 1 арш. 111/2 верш., шир. 1 арш. 31/2 верш.

Все местные иконы в серебряном вызолоченном окладе, с такими же венцами, украшенными разноцветными камнями; оклад и украшения на трех из них (кроме храмовой) устроены в одинаковом виде в недавнее время благотворителями, Серпуховскими купцами Андроником и Феодором Андреевыми Солодовниковыми.

Во втором поясе: над царскими дверьми — складень; по сторонам иконы двунадесятых праздников, именно: к северной стороне — Пресвятой Троицы, в виде трех Ангелов, Воскресения Христова, Входа в Иерусалим и Воскресения Лазаря; к южной: Вознесения Господня, Преображения, Благовещения и Успения Богоматери, — все мерою в 1 арш., шир. 12 верш.

В третьем поясе, в середине — Господа Вседержителя, седящего на престоле с Евангелием, раскрытым на словах: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, — мерою 21/4 арш., шириною 2 арш.

; по сторонам, в особых рамках, предстоящие — Богоматерь и Иоанн Предтеча; за иконою Богоматери иконы: Архангела Михаила, Ап. Петра и Василия Великого; за иконою Предтечи: Архангела Гавриила, Ап. Павла и Николая Чудотворца, — все мерою 21/4 арш., шириною 12 верш. В четвертом поясе, в середине — Печерская икона Богоматери, мерою 2 арш. шир. 11/4 арш.

, к северной стороне: прор. Давида, со свитком: Рече не отверзаите пророчество мое збудется; прор. Илии — Ревнуя поревнова по Господе Бозе Вседержителе; прор. Моисея — Купину тя видех в Синии приближшуся; прор. Иакова — Виде лествицу утвержену на земли ежи; к южной стороне: царя Соломона — Премудрость ……. храм и утверди; прор. Иеремии — Се Бог наш не вменится инии; прор. Даниила — Виде гору от неяже отсечеся камень; прор. Ионы — Возопих в печали моей ко Господу Богу моему — все мерою 2 арш. в шир. 14 вершков.

Первоначально храм сей, думать надобно, не имел трапезы (притвора). При входе в настоящий храм, доселе уцелела железная цепь большого размера — от одного простенка до другого, которою закладывалась дверь, и самая дверь устроена одинаково с наружными боковыми дверьми, створчатая, с большим внутренним замком и запором, ясно видно, что этот вход в начале был внешний.

К таковому заключению приводит и то, что строитель храма преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». Могила его находится близ самого входа в соборный настоящий храм, где, вероятно, была сначала паперть, замененная после трапезою. Преп.

Совет

Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя дабы всегда зрел церковь Пр. Богородицы».

Видно, усердный храмоздатель при жизни своей положивший столько забот и труда, чтобы соорудить храм во славу Богоматери, какой Ей благоугоден, и до смерти своей никогда не оскудевал усердием быть ближе к сему храму, когда и по смерти желал непрестанно зреть красоту его, быть стражем входов и исходов его, быть молитвенником о молящихся в храме, равно как и всем молящимся напоминать о молитвенном поминовении храмоздателя. Над могилою преп. Варлаама устроено издревле каменное надгробие, на котором высечена вязью следующая надпись: «Лета 6885 мая в 5 день, преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель, инок Варлаам, келейник святителя Алексия Митрополита, погребен на сем месте».

Первою пристройкою к соборному храму, изменившею первоначальный его вид, была трапеза. Хотя храм и успел принять в свою паперть храмоздателя, но эта паперть существовала не долго.

Летопись, сливая время построения храма и трапезы, то и другое приписывает святителю Алексию. И самое устройство трапезы показывает признаки весьма древнего построения.
При входе в собор устроена с давних времен паперть.

Прежде она была деревянная, но в 1752 г. устроена каменная.

С южной стороны с давних же времен пристроена другая паперть и ризница, — каменные. Ныне существующая ризница построена в 1849 г. на месте прежней, которая была гораздо меньше.

Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря – один из красивейших храмов Подмосковья XVI века. Традиционный крестово-купольный храм имеет архитектурные особенности. Для интерьера, а значит и для росписи некоторые существенны.

Центральный барабан не переходит через паруса к углам четырех столбов, а «врезается» в западную половину центрального свода и классические паруса — только западные, а на востоке парусовидные формы несколько короче.

Далее на восток центральный свод переходит в стену, отделяющую алтарь от центральной части храма, полностью закрытую иконостасом. Пятикупольный собор имеет только главный световой барабан купола. Боковые купола – декоративные и никак не отражаются на интерьере храма.

Обратите внимание

Пространство главной части алтаря полностью отделено от жертвенника и диаконника и соединяется с ними только небольшими проходами. На западной стене сейчас почти на всю ширину храма расположены хоры.

Программа росписи собор разрабатывалась с учетом системы росписи храмов Палеологовского (Поздневизантийского) искусства (XIII – XV века) и русских росписей XIV – XVI веков. Программа росписи начинала разрабатываться насельницами монастыря — иконописцами.

Далее к составлению программы подключился выпускник Иконописной школы при Московской Духовной Академии 2008 года Павел Васильевич Громов, который консультировался с заведующим Иконописной школы при Московской Духовной Академии доцентом архимандритом Лукой.

При разработке программы алтаря главным ориентиром для росписи была выбрана стилистика фресок сербских храмов XIV века.

Когда иконописцы перешли писать росписи основной части храма, то стали, в первую очередь, ориентироваться на росписи новгородского храма Рождества на Красном поле (на кладбище) конца XIV века, выполненные балканскими мастерами. Они не значительно отличаются от балканских росписей, но более «русские».

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/serpukhovskoy-vvedenskiy-vladychniy-zhenskiy-monastyr/

Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове

Один из самых древних русских монастырей — Введенский Владычний женский монастырь города Серпухов — ещё в далёком 1360 году основал Митрополит Алексий, святитель Московский и чудотворец всея Руси. Монастырская летопись рассказывает, что когда-то услышал он голос, который исходил от иконы Божьей Матери.  И голос этот сказал ему, что должен он построить монастырь.

Читайте также:  Икона "спас нерукотворный"

Причём было точно указано место — близ града Серпухов, посреди соснового бора, на правом живописном берегу протекающей там реки с названием Нары. И даже указано событие из земного бытия Богородицы, в честь которого нужно было построить и назвать монастырь: Введение во Храм Пречистой Девы.

Как люди исполняли указания свыше

И вот послал Алексий туда своего лучшего келейника, звали которого Варлаам, чтобы тот осмотрел указанное таким чудным образом место. Так случилось, что пришлось Варлааму там заночевать, и услышал он во сне сильный звон. Так он понял, что это и есть то место, на которое указала Богородица.

Спустя некоторое время сам Алексий прибыл туда и также, услышав красивый звон, решил строить обитель именно здесь, в этом удивительно красивом месте.

По его указанию заложили здесь деревянную простую церковь, а через два года — каменную. Преподобный Варлаам стал первым Настоятелем монастыря. Именно Варлаам указал на то, что будет называться он по имени Владычицы Божьей Матери.

Храм-крепость, защитница святой Руси

В 15 веке во времена частых татарских набегов, чтобы защититься от врагов, пологие берега реки, протекающей возле храма, укрепили оградой из заострённых брёвен — острогом. И конечно же, сама обитель приобрела вид крепости — её оградили массивной стеной и амбразурами. Во дворе на случай нападения вражеских отрядов стояли пушки.

За свою историю много раз святая церковь оказывалась в центре боевых действий. Так в 1598 г. она стала центром расположения воинов Бориса Годунова, которые готовились к сражению с крымскими татарами. В предании сказано, что Георгий Победоносец сам явился, чтобы оказать свою небесную защиту обители и городу.

Важно

На великолепном белом коне он выехал из монастырской калитки и приблизился к войскам неприятеля. Увидев Святого, вставшего на защиту Серпухова, враг в страхе отступил. А Святой Георгий снова вернулся в церковь.

В честь этого знаменательного события на деньги Бориса Годунова был воздвигнут из камня двухъярусный храм. По древнему преданию, перед иконой Святого защитника самопроизвольно загоралась свеча в случае, если что-то угрожало жителям монастыря.

Святыни, совершающие чудеса

В 1377 году для Владычнего монастыря специально была написана икона удивительной силы: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Расположенная на самом почётном месте соборного храма, она считалась самой главной его святыней и верующими почиталась как исцеляющая и чудотворная.

В 1599 году над Святыми Вратами построили ещё одну церковь — церковь святого мученика Феодота Анкирского, который принял смерть, но не отказался от своей христианской веры. Эту церковь позднее немного перестроили, и святитель Московский Филарет освятил её в честь Нерукотворного образа Спасителя.

По легенде, хранилась в здании монастыря икона святого мученика Иоанна Воина. В 1382 году, когда неприятелю всё же удалось оказаться в храме, один из них стал со смехом её пилить. Внезапно из иконы потекла кровь, а сама досточка удивительном образом быстро соединилась в месте распила. От неожиданности варвар отпрянул и обратился к Иисусу с молитвой.

Чуть позже для этой иконы сделали особый оклад, чтобы видны были места распила и кровь, проявившаяся на ней.

В 1607 году в обители появился новый лик Димитрия Угличского. На ней было написано, что с её Небесной помощью была одержана великая победа над войском самозванца — Лжедмитрия.

Особо чтились храмовые иконы Владимирской Божией Матери, иконы святителей Николая Чудотворца и Алексия, Митрополита Московского, Нерукотворный образ Спасителя и образ Вознесения Господня, а также Казанская икона Божией Матери. Но с конца 17 века началось время упадка и полнейшего опустошения обители.

Возрождение монастыря

Расцвет в 19 веке

Вторая жизнь Владычного монастыря началась в 1806 году, когда Митрополит Московский Платон (Левшин) получил у Императора Александра-1 разрешение на её переименование в женскую обитель. Его первой игуменией стала монахиня Дионисия, потом настоятельницы менялись, но каждая много делала для процветания этого святого места.

Храмы обновились и приобрели удивительную внутреннюю и внешнюю красоту, для паломников построили новые гостиницы, была обустроена больница и аптека при ней. В монастыре появились небольшой скотный двор, земли под пахоту, огороды и сады. Даже пчел стали разводить и собирать мёд.

В Устав монастыря были введены правила общежития, что имело большое значение для улучшения качества жизни насельниц.

Избиение плоти для усиления духа

39 лет прожила здесь блаженная старица Евфросиния. В миру это была княгиня Евдокия Вяземская. Беспрестанно она молилась, спала на голых досках, ела только лишь хлеб с квасом, ходила без обуви даже в мороз, а на шее у неё всегда была тяжёлая цепь.

Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский очень любил святую старицу, и во время своего пребывания во Владычнем монастыре, подолгу общался с ней. Господь даровал Ефросинии дар прозорливости, но по своему смирению она скрывала это под маской юродства ради Христа.

Совет

Местные жители и многочисленные паломники обители, видя подвижническую жизнь старицы, приходили к ней за советом и утешением. Но по неправедному наговору ей пришлось оставить монастырь.

Оставшиеся 10 лет своей жизни блаженная старица провела в селе Колюпаново Тульской губернии. После смерти Евфросинию Колюпановскую канонизировали. Это произошло в 1988 году, и она была причислена к лику Тульских святых.

Икона «Неупиваемая Чаша»

В 1878 году в храме к всеобщей радости появилась чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Но после революционного переворота 1917 года подлинник был утерян.

Сейчас в храме находится список этой иконы, но и он тоже являет людям свою исцеляющую силу избавляя страждущих от различных видов зависимости: от страсти к алкоголю, табаку, наркотикам и различного вида компьютерным играм.

В самом начале 20 века в монастыре кроме Настоятельницы уже жили 50 монахинь и 326 послушниц. Три святыни Владычного монастыря: надгробие преподобного Варлаама, иконы «Неупиваемая Чаша» и «Введение Богородицы во храм» постоянно освещает негасимый свет лампад.

В наши дни копия Чудотворной иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», написанная в 1993 году находится в Высоцком мужском монастыре, расположенном в нескольких километрах от женской обители. А в храме великомученика Георгия Владычнего женского монастыря есть список, сделанный в 1995 году.

Есть путаница, а где же сейчас в Серпухове находится «настоящая» икона «Неупиваемая Чаша»: в мужском или женском монастыре?

Оригинал чудоьворного образа утерян, поэтому в двух обителях есть списки. Наиболее ранний из них появился в Высоцком мужском Серпуховском монастыре: в 1993 году. А через 2 года свой вариант появился и в женской обители. Ну а подлинный образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» первым был явлен во Владычнем монастыре еще 1878 году.

Праздник этой иконы приурочен ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского. В этот день, 18 мая по новому стилю, проходит общецерковное празднование чудотворного образа.

Но сестрами Введенского Владычнего монастыря по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия празднуется дополнительный день: 10 декабря по новому стилю. Ведь именно в этот день было почитание Иконы в 19 веке.

Жизнь монастыря в 20 веке

После Октябрьской революции в 1919 году святая обитель была закрыта, сестрам пришлось покинуть свои кельи. На территории монастыря сначала размещалась школа, затем военное училище.

Помещения храмов использовались под склады и клуб. В 1978 году территория монастырского комплекса осталась без хозяина. Здания разрушались, кирпич разворовывался местным населением на строительство личных гаражей и дач.

5 мая 1995 года монашеская жизнь в святой Введенской Владычней обители была возобновлена. Первой настоятельницей была назначена монахиня Алексия (Петрова).

Территория и храмы

Введенский собор

Этот каменный храм был первым воздвигнут преподобным Варлаамом Серпуховским на территории будущей обители еще в 1362 году, а затем освящен святителем Алексием. За 2 года до этого на этом самом месте стояла лишь деревянная Введенская церковь.

С тех пор он неоднократно обновлялся и перестраивался. И сейчас здесь ведутся строительные работы.

Но даже та часть, которая уже отреставрирована  выглядит потрясающе! Эта строгая махина из розоватого камня каким-то удивительным образом притягивает взгляд, завораживает каким-то своим тонким изяществом линий.

Обратите внимание

Ранее с южной стороны Введенского собора на месте бывшей ризницы был пристроен придел, освященный в честь праведного Филарета Милостивого. Его освящение состоялось в 1867 году. В наши дни от этого сооружения ничего не осталось.

А вот с северной стороны пристроен придел святителя Алексия со своим отдельным входом. Сегодня здесь идут строительные работы, поэтому вся его красота скрыта сейчас за строительными лесами.

У паперти Введенского храма был похоронен основатель Владычного монастыря преп. Варлаам Серпуховской. Это место особенного паломничества верующих!

Преподобный Варлаам Серпуховской

Более шести столетий почитается православным народом место упокоения святого Варлаама Серпуховского, мощи которого до сих пор сохраняются под спудом. Сейчас на этом месте рядом с Введенским собором воздвигнута деревянная часовня.

И в наши дни сюда постоянно идут люди, чтобы обратиться к преподобному со своими молитвами, попросить святого совета в трудной ситуации и исцелить от тяжелых физических и духовных болезней.

Также преподобному Варлааму Серпуховскому молятся об исцелении бесноватых и при болезнях скота. Только за 2 года после возобновления почитания святого в 1996 году рядом с его мощами произошло 20 чудесных исцелений, которые были документально подтверждены.

И уже более 20 лет этот список современных чудес продолжает пополняться.

Храм великомученика Георгия

Красивейшее здание собора является уникальным памятником Годуновской архитектуры.

Время его постройки относят к концу 16 века. Позже к храму была пристроена лестница и увеличена колокольня.

На первом этаже находятся 2 придела: Вознесения Господня и святителя Николая.

Главный придел в честь великомученика Георгия Победоносца расположен под шатром, а на втором этаже находится престол в честь благоверного царевича Димитрия.

Службы сейчас совершаются на 1-ом этаже.

В небольшом церковном помещении очень уютно и как-то по-домашнему. Восстановлен иконостас, на стенах висят иконы. Правда, росписей на потолках пока нет, зато необычные фарфоровые светильники очень украшают помещение.

Надвратный храм

Над святыми вратами находится еще один храм, освященный в честь мученика Феодота Анкирского.

Постройку этой церкви относят к концу 16 века. Ее осуществил игумен Вассиан во имя священномученика Феодотия Анкирского.

Позже, 1834 году эта церковь была освящена в честь Спаса Нерукотворного.

Центральная площадь и источник

В самом центре, на площади есть источник, освященный в честь образа Богоородицы «Неупиваемая Чаша», где каждый желающий может выпить святой воды и набрать ее с собой в свои бутылки.

А вокруг — красота! На многочисленных клумбах прекрасные цветы,

над которыми жужжат пушистые шмели.

Ну и, конечно же, кругом восхитительные розы!

Для паломников и туристов

Православная гимназия

Уже более 10 лет в городе Серпухове действует Православная классическая гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского. Ее корпус расположен рядом со святыми вратами Владычнего монастыря.

Читайте также:  Церковь покрова богородицы в филях, москва

За основу обучения взяты традиционные учебные программы. Но вместе с ними ребята изучают основы православной веры, церковнославянский язык, церковное пение, историю русской православной церкви.

А кроме базового обучение есть еще множество дополнительных навыков, которые ученики могут приобрести: это хореография и живопись, журналистика и фотография, шахматы и хоровое пение.

Павлин-мавлин?

Для гостей, а особенно детей, которые приезжают в монастырь, есть просторный вольер с павлинами. Мы приехали в обитель в очень жаркий день, температура была более +30 градусов. Поэтому увидели разморенных жарой и нежелающих двигаться птиц.

Да что тут говорить… мы и сами были похожи на них: жара очень утомляла.

Но нам повезло сфотографировать одного красивого павлина очень близко. Работник переносил завернутую птицу куда-то вглубь территории монастыря, закрытой от туристов,

чем вызвал восторг не только у детей, но и у взрослых.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/serpuhov-vvedenskij-vladychnyj-monastyr/

Серпуховский владычный монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Серпуховский Владычный Введенский монастырь

Владычний [1] женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Серпухове Московской епархии

Обитель возникла по особому изволению Божией Матери: однажды митрополит Киевский, святитель Алексий Московский, услышал глас, исходящий от Её иконы: “Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память”.

Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря “в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих Я место на спасение многим душам человеческим”. Также было указано событие из земной жизни Пресвятой Богородицы – Её Введение во храм, – в честь которого должен был быть воздвигнут монастырь.

Святитель отправил своего келейника Варлаама осмотреть место для устройства монастыря. Спустя некоторое время и сам он прибыл в Серпухов, однако то место в дремучем сосновом бору недалеко от слияния рек Оки и Нары ему не приглянулось. И вдруг ночью митрополит Алексий услышал голос, что именно там нужно ставить монастырь.

Тогда он повелел заложить деревянную церковь, а инока Варлаама назначил строителем. Случилось это в 1360 году.

Преподобный Варлаам Серпуховской стал первым настоятелем обители.

В 1362 году его трудами уже “составлена была каменная церковь”, впоследствии освященная святителем Алексием в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм.

После своей смерти святой Варлаам был погребён в обители и стал её небесным заступником. Вскоре после учителя преставился и его ученик, преподобный Гедеон, также упокоившийся в монастыре.

Ввиду частых набегов татар в XV-XVII веках монастырь был огражден стенами и амбразурами и приобрёл вид крепости. До времён царя Иоанна Грозного монастырь был бедным, но затем его благосостояние увеличилось.

Важно

В 1598 году близ монастыря встал станом избранный царь Борис Годунов, вышедший с войском чтобы предотвратить очередное нашествие крымских татар. Успешный исход Серпуховского похода, непосредственно после которого последовало венчание Годунова на царство, привлекло к монастырю особое царское внимание.

На вклад царя Бориса прежние собор и трапезная были заменены новыми, а при трапезной был построен новый храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Тогда же была воздвигнута крепостная стена с башнями, воротами и надвратным храмом во имя мученика Феодота Анкирского – святого покровителя Бориса Годунова.

Появился и каменный жилой корпус.

В 1695 году был выстроен малый каменный храм во имя святителя Алексия Московского. В конце XVII и начале XVIII веков монастырь был приписан к Высоцкому монастырю и пришёл в бедственное положение. В 1737 году в обители остался только один престарелый иеромонах. В 1764 году вместо игуменов во главе монастыря поставили строителей.

Видя печальное положение монастыря, митрополит Московский Платон (Левшин) испросил у императора Александра Павловича разрешение преобразовать его в женский. Это было исполнено в 1806 году, с причислением монастыря к третьему классу. С этого времени начался новый расцвет обители.

В 1830 году в монастыре было установлено общежитие.

Шло строительство, были устроены новые храмы – под Георгиевской церковью в 1818 году появился храм в честь Вознесения Господня в котором в 1840 году был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца; в 1834 году над вратами был сооружён храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя; были полностью перестроены паперти вокруг собора, а в южной паперти в 1867 году устроен Филаретовский придел. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России, что привлекало в обитель множество паломников. Через предстательство святого Варлаама в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”. Среди подвижниц монастыря того времени известны будущая преподобная схимница Рахиль Бородинская, начавшая свой иноческий путь во Владичной обители, а также блаженная старица Евфросиния Колюпановская, прославившаяся благодатными дарами.

В 1919 году обитель была закрыта, но некоторые её храмы продолжали действовать до 1927 года. В то время здесь нёс пастырское служение священномученик Иаков Бриллиантов, среди прихожанок была мученица Елизавета Крымова.

По закрытии обители пошло постепенное разрушение её церквей и зданий. С 1970-х годов храмы стали частично реставрироваться.

До начала 1990-х годов на территории обители находилась реставрационная фирма “Владычная слобода”, после чего монастырский корпус вернули Церкви.

Серпуховский Владычный монастырь. Фото нач. XXI в.

5 мая 1995 года [2] решением Священного Синода Введенский Владычний женский монастырь в Серпухове был вновь открыт.

В то время уцелевшие здания монастыря были в полуразрушенном состоянии, без крыш, окон и дверей, а сама территория – завалена мусором. 28 июля того года в Алексеевском храме обители была совершена первая после возрождения Божественная литургия.

Реставрация храмов ускорилась, и к началу 2000-х годов церкви обители вновь действовали. С 2000 года в обители замироточили многочисленные иконы. Постепенно расширялось хозяйство обители, так что к 2010 году было 23 коровы, телята, свиньи, поросята, козы, 70 кур.

Услышав об иконе Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства и наркомании, родители стали привозить сюда своих дочерей, страдающих этими недугами, а священники – направлять в серпуховскую обитель женщин для реабилитации.

Статистика

  • ок. кон. XIX в. – 300 насельниц [3]
  • нач. XX в. – игумения, 50 монахинь, 326 послушниц [4]
  • 1919, перед закрытием – ок. 400 монахинь, инокинь, послушниц [3]
  • 2010 – 16 насельниц [3]
Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Архитектура, храмы

Введенский собор

Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы является пятиглавым трехапсидным духстолпным кирпичным храмом рубежа XVI-XVII веков. Снаружи облицован белым камнем.

Собор окружали паперти с приделом праведного Филарета Милостивого, перестроенные в XIX веке, и сломанные в 1971 году. Собор был закрыт в 1927 году и служил складом.

Нынешний облик приобрёл в итоге реставрации в формах XVI века, которая была проведена в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Собор был вновь торжественно освящен 12 ноября 2016 года митрополитом Крутицким Ювеналием (Поярковым).

Георгиевский храм Серпуховского Владычного монастыря. Справа – придельная церковь святителей Московских. Фото 24 декабря 2013 г.

Георгиевский храм в трапезном корпусе

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца при монастырской трапезной стоит к северо-западу у от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 году.

В конце XVII века была надстроена верхняя часть звонницы, а под ней устроен придел во имя страстотерпца Димитрия Царевича, перенесённый из Введенского собора. Затем в 1818 году в подклете был освящён Вознесенский храм, а в нём в 1840 году – северный Никольский придел.

С 1920-х годов церковь была занята под клуб, с 1970-х годов реставрировалась, но к 1990-м была заброшена. В конце 1990-х годов в ней были возобновлены богослужения и завершена реставрация.

Алексеевский храм

Церковь во имя святителя Алексия Московского была выстроена в 1695 году. Небольшой одноглавый бесстолпный белокаменный храм примыкает к северо-западному углу Введенского собора.

В подклете размещалась усыпальница храмоздателей-князей Ладыженских. В Синодальный период был освящен во имя Трёх Московских святителей. По конфискации у Церкви и до 1970-х годов служил складом.

С 1995 год вновь действует, будучи освящен во имя святителя Алексия Московского.

Храм Феодота Анкирского над Святыми вратами Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Надвратный храм Феодота Анкирского

Небольшой каменный храм во имя мученика Феодота Анкирского над Святыми вратами относится к концу XVI века (до революции в ризнице монастыря сохранялась благословенная грамота патриарха Иова на построение храма от 1599 года) и является уникальным памятником годуновской архитектуры. В 1834 году храм был возобновлён святителем Филаретом Московским и освящён в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Святые врата

Святые врата – главный вход в монастырь – почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус.

Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка.

Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане – 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря.

Настоятели и настоятельницы

Святыни

Мироточение

14 июня 1999 года в обители начал мироточить Крест-Голгофа, что стало первым мироточением в монастыре [5]. 28 апреля 2000 года – икона Божией Матери “Всецарица”, а с 19 августа 2000 года началось массовое мироточение многих храмовых икон.

Мироточение чаще всего можно было наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно.

На 2 ноября 2001 года в числе мироточащих была 31 икона [6].

См. также

Использованные материалы

[1]  Эта форма названия употребляется на официальном сайте обители. Также широко распространена форма “Владычный”.

[2]  Определения Священного Синода в 1928-2008 гг., http://www.srcc.msu.su/bib_roc/bib/Titles59.htm

[3]  “К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове”, Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12, http://www.mepar.ru/library/vedomosti/52/855/

[4]  “Введенский Владычный женский монастырь”, фотосправочник Русские Церкви, http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=186

[5]  “Мироточивый Крест-Голгофа”, официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря, http://inokini.ru/svjatyni/ikona/krest.php

[6]  “Чудотворные иконы”, официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря, http://inokini.ru/svjatyni/ikona/

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13676634.html

Форпосты Святой Руси. Серпухов. Владычный монастырь

История России немыслима без монастырей. Монастыри на Руси всегда были молитвенными форпостами, они духовно и на деле защищали города от врагов. Глядя на постройки монастырей, становится понятно, насколько широко их предназначение.

Мощные крепостные стены и башни с бойницами, которые сохранились во многих монастырях, говорят о том, это оборонительные сооружения, способные выдерживать мощные и длительные  осады.
На территориях монастырей есть также и хозяйственные постройки.

Все монахи выполняют определенные работы – физические, творческие, кто к чему склонен.

Во все времена монастыри выполняли роль университетов, школ – обучали детей и взрослых. Все эти функции сохранились до нынешнего времени. Во многих монастырях действуют школы, гимназии, курсы, институты.

Но главное назначение монастырей – хранить веру и лечить человеческие души.

Сегодня расскажу о Введенском Владычном женском монастыре.
Находится он в Серпухове на берегу реки Нары. Основан в 1360 году митрополитом московским Алексием как мужской монастырь. Пережил несколько  трудных веков.

 В годы советской власти монастырь был закрыт, монахини выселены, а в обители было организовано военное летное училище. В  1978 году училише съехало, но до начала возобновления духовной жизни были еще долгие четверть века.

Вот за эти годы здания в монастыре были окончательно разрушены, просто растащены по кирпичику на гаражи и дачи.

 В начале 90-х, когда началось возрожение монастырей в России, началась и монашеская жизнь во Владычном монастыре. Но путь к тому расцвету, в котором находится сейчас монастырь, опять же был долог. Восемь лет назад, 29 мая 2004 года, когда я была в монастыре первый раз, восстановительные работы еще шли полным ходом. За оглушительными звуками стройки мы плохо слышали экскрсию, которую проводила нам одна из монахинь. Но даже тогда, в полуразрушенном состоянии, обитель была необыкновенно красива и величава. Теперь же я посетила монастырь 15 июля 2012 года во время поездки Серпухов – Давидова пустынь. Это была семейная поездка: четверо взрослых и наша маленькая София. Владычный монастырь мы застали  в самом процветающем состоянии.

Расскажу немного о монастыре. Монастырь небольшой, на его территории находятся несколько соборов, жилые и хозяйственные постройки, Святой источник. Территория очень зеленая, ухоженная, много цветов, деревьев, кустарников, есть маленький зоопарк.

Храмы Владычного монастыря:

  • Введенский собор, впервые построен в 1362 году при основателе преподобном Варлааме Серпуховском, в дальнейшем неоднократно перестраивался. Нынешний Введенский собор сооружен в правление Бориса Годунова.
  • Храм великомученика Георгия Победоносца (конец XVI века)
  • Храм святителя Алексия (XVII век)
  • Надвратный храм мученика Феодота Анкирского (1599)
  • Чудотворная икона Георгия Победоносца, который особо почитается в этом монастыре.
  • Чудотворная икона Божией Матери “Неупиваевая чаша”. Вот к этой иконе и едут люди со всей России и зарубежья. Икона исцеляет от недуга пьянства, наркомаии, курения. В монастыре находится список с иконы. Оригинал был утерян в годы Октябрьской Революции.
  • Могила преподобного Варлаама, которая также обладает чудотворным действием.
  • В монастыре мироточит Крест Голгофа и практически все иконы Георгиевского храма (31 икона).

Монастырь принимает паломниц, желающих помолиться в нем и потрудиться. Ночлег и трапеза предосталяются бесплатно, если паломницы несут послушание.

Всем желающим надо иметь при себе паспорт и желательно медицинскую книжку.

В монастыре есть Иконная лавка, где можно купить иконы, различную духовную литературу, сувенирную продукцию, а также подать записки, заказать молебны на акафисте “Неупиваемая чаша” и др.

При монастыре работает хлебопекарня и здесь можно купить очень вкусный хлеб и различные хлебобулочные изделия. Рекомендую!

А теперь фотографии монастыря.

Вход
 

Надвратный храм мученика Феодота Анкирского (1599)
 

Вход в монастырь

Розовое здание – Настоятельский корпус
 

Святой источник “Неупиваемая чаша”

Введенский собор (XVI в.) и храм святителя Алексия (XVII в.)
 

Сень над гробницей преподобного Варлаама
 

Южный служебный корпус пока в руинах. Идет его восстановление.

Источник: https://galina-lukas.ru/article/134

Введенский Владычний монастырь

Введенский Владычный женский монастырь города Серпухов  – один из самых древних русских монастырей.  Основан он был основал митрополитом Алексием, святителем Московским и чудотворцем всея Руси в 1360 году.

Монастырская летопись рассказывает, что когда-то услышал он голос, который исходил от иконы Божьей Матери.  И голос этот сказал ему, что должен он построить монастырь.

Причём было точно указано место — близ града Серпухов, посреди соснового бора, на правом живописном берегу протекающей там реки с названием Нары. И даже указано событие из земного бытия Богородицы, в честь которого нужно было построить и назвать монастырь: Введение во Храм Пречистой Девы.

Первый храм Владычного монастыря, созданный преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного преподобным Варлаамом был сооружен каменный храм. 

Первым настоятелем стал его основатель – св. Варлаам. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма. 

Период упадка для монастыря наступил в начале 18 столетия, когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения.

В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу 18 века Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. 

Обратите внимание

В годы советской власти монастырь был закрыт, монахини выселены, а в обители было организовано военное летное училище. В 1978 году училище съехало, но до начала возобновления духовной жизни были еще долгие четверть века. За эти годы здания в монастыре были окончательно разрушены, растащены по кирпичику на гаражи и дачи.

В 1995 году начались работы по восстановлению комплекса, за которыми последовал расцвет обители – на руинах поселились монахини. Священный Синод благословил возобновление монастыря.

Матушка Алексия (Петрова) и несколько подвижниц пришли на пустырь, где не было ничего – ни коммуникаций, ни жилых помещений.

И только благодаря их подвигу сейчас Введенский Владычный женский монастырь (Серпухов), этот форпост Святой Руси, выглядит так же, как при Борисе Годунове. Но восстановительные работы продолжаются. 

Драгоценной святыней обители является гроб ее основателя – преподобного Варлаама.  В 1878 году в храме появилась чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Но после революционного переворота 1917 года подлинник был утерян.

Сейчас в храме находится список этой иконы, но и он тоже являет людям свою исцеляющую силу избавляя страждущих от различных видов зависимости: от страсти к алкоголю, табаку, наркотикам и различного вида компьютерным играм.

В наши дни копия Чудотворной иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», написанная в 1993 году находится в Высоцком мужском монастыре, расположенном в нескольких километрах от женской обители. А в храме великомученика Георгия Владычнего женского монастыря есть список, сделанный в 1995 году.

Источник: https://zapiski.elitsy.ru/church/serpuhov-vvedenskiy-vladychniy-zhenskiy-monastyr

Серпуховской Введенский Владычний женский монастырь, г.Серпухов, Московская область

Как гласит древняя монастырская летопись, написанная на доске, в 1360 году, когда святитель Алексий читал молитвы в келии вместе с диаконом Герасимом, после очередной молитвы его жилище озарил яркий поток света. В недоумении и благоговении они смотрели на икону Божией Матери, которая заговорила с митрополитом Алексием и попросила его построить монастырь в Ее честь.

Святитель и диакон завершили службу, и ушли по своим келиям. Митрополит Алексий долго думал и размышлял над услышанным от Царицы Небесной. Он упал на колени и молился, прося объяснить, что ему надо сделать, ведь он не знает где строить монастырь.

Богородица снова ответила святителю и сказала, что хочет, чтобы он построил монастырь в Ее честь в городе Серпухове на спасение многим человеческим душам.

Важно

Святитель Алексий, повинуясь воле Царицы Небесной, послал на поиски места преподобного Варлаама, своего келейника, и дал ему наказ, что как только он найдет подходящее место, пусть немедленно доложит, ведь он хотел сам убедиться в правильности выбора.

Варлаам долго ходил, но все-таки нашел подходящее для монастыря место и решил остановиться там на ночь. Среди ночи Варлаама разбудил звук звенящих медных колоколов, он прислушался и понял, что это знак свыше. Вернувшись, он рассказал все святителю Алексию.

Тот обрадовался и послал Варлаама готовиться к постройке.

Перед тем как Варлаам отправился в путь, святитель служил напутственный молебен. Едва он договорил последние слова, Варлаам упал замертво.

Увидев это, святитель Алексий упал перед образом Владычицы и воскликнул: «О Матерь Божья! Зачем же ты его забрала к Себе? Кто же теперь построит монастырь в Твою честь?”. И услышал он ответ: «Алексий, возьми Варлаама за руку, и подыми его, он тебя послушается.

” Святитель взял Варлаама за руку, тот встал весь в слезах. Митрополит Алексий спросил о причинах его слез. «Прошу тебя, не понуждай меня рассказывать об этом до смерти» – ответил Варлаам.

Тот час святитель поехал осматривать место, выбранное Варлаамом, но оно ему не понравилось. Но он так же услышал колокольный звон и голос: “Здесь поставь монастырь”. Митрополит Алексий покорился воле Божией, поставил Варлаама строителем монастыря и велел ему заложить деревянную церковь. Через два года Варлаам построил еще одну каменную церковь и трапезную (1362 г).

Варлаам пробыл строителем 13 лет, а затем ослеп. Прожив так два года, чувствуя приближение смерти, он послал одного из монахов к святителю Алексию и просил передать: “Ты основал монастырь, сам храмы освятил, прошу, похорони меня своими руками.

” Приехав в Серпухов, митрополит Алексий пришел к Варлааму и увидев его болезненное состояние спросил: “Варлаам, что ты видел перед основанием монастыря?”. “Словами я поведать это не могу – ответил Варлаам, -страшно мне, а написать не могу, потому как незрячий.” Святитель послал за бумагой и чернилами.

Они вместе провозгласили молитву. В этот момент зрение вернулось к Варлааму, он взял перо и начал писать: «Почему монастырь называется Владычний, а не Алексиевский? Потому что видел Богородицу, и все было по Ее повелению.

Когда я умер, видел я ангелов, которые держали наш монастырь, Захария стоял в церковных дверях, Богородица и Ее родители зашли, и Захария посадил Богородицу на третьей ступени.”

Совет

Неожиданно келию озарил поток света, Варлаам отложил перо, велел привести к нему брата Гедеона. Он был так же слеп. Варлаам положил на него руку и сказал: “Со мною ты ослеп, со мною и прозри!”. Гедеон прозрел. Варлаам сказал: “Я уже отхожу.

Ты проживешь три недели в покаянии и придешь ко мне хотя и не хочешь, я встречу тебя с радостью. Ты умрешь в церкви, во время перенесения Честных Даров .” “Прошу, молю тебя, пощади – воскликнул Гедеон, – не готов я умирать.” “Ты уже готов”,-ответил ему Варлаам.

Попрощавшись и поцеловав святителя, Варлаам умер 5 мая (18 мая по новому стилю) 1377 года.

Святитель Алексий выполнил последнюю просьбу Варлаама и провел обычное погребение. Похоронили его на церковной паперти, так как он хотел всегда лицезреть церковь Пресвятой Богородицы. По предсказанию Варлаама, Гедеон прожил три недели и умер при перенесении Даров. Его погребли рядом со святым Варлаамом.

В 1378 году по видению преподобного Варлаама, святитель Алексий велел написать икону “Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых”. Она находилась в храме 540 лет и считалась чудотворной.В 1806 году мужской монастырь был реорганизован в женский.

В 1878 году в монастыре через предстательство преподобного Варлаама была явлена чудотворная икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”.В 1919 году монастырь закрыли. На его территории разместили школу “красных военлетов”.Только в 1978 году военное училище освободило территорию монастыря.

После этого почти 20 лет монастырь разрушался людьми.

И только в 1995 году монастырь был возрожден.

Во Введенском Владычном женском монастыре (Московская обл., г.

Серпухов) находятся: Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Чудотворная Икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», Чудотворная икона Божьей Матери «Всецарица», Мироточивый Крест-Голгофа, Чудотворная икона царевича Димитрия Угличского, Чудотворная Мироточивая икона Георгия Победоносца, Чудотворная мироточивая икона святого мученика Иоанна Воина.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/232-vedenskij-vladychnij-zhenskij-monastyr

Ссылка на основную публикацию