Валаамский мужской монастырь в честь преображения господня на острове валаам

Описание Валаамского монастыря | Православные паломничества

Есть в русской земле обители, чей дивный свет влечет к себе паломников со всего мира. В этом ряду Валаам занимает особое место. Окруженный со всех сторон водой, удаленный от мирской суеты он словно создан для тихой, созерцательной иноческой жизни.

Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, три четверти которой приходится на долю самого большого из них – Валаама. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) – 42 км, до Санкт-Петербурга – более 220 км.

Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы.

Обратите внимание

На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб.

В отличие от богатого гранитами карельского побережья, валаамские скалы состоят большей частью из габбро-диабаза – непрочного, насыщенного железом минерала, придающего им характерный красноватый оттенок. Большую часть территории Валаама занимают хвойные леса. Широколиственные деревья (дуб, ясень, вяз, тополь и др.

), а также пихта, лиственница и кедровая сосна были завезены сюда с материка. Некоторые живописные участки валаамского леса являются в полном смысле слова рукотворными. Особого упоминания заслуживают созданные трудами монастырской братии сады и огороды, необычные для столь северных широт.

Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей – все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира.

Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

История появления христианства на Валааме уходит своими корнями в далекое прошлое.

Согласно монастырскому преданию, еще во времена крещения Руси на эти северные, окраинные земли пришли «из восточных стран» первые иноки – преподобные Сергий и Герман Валаамские Чудотворцы.

Их трудами и молитвами было положено начало обители во имя Преображения Господня, расцвет которой пришелся на XV-XVI века.

Валаам вырастил многих славных подвижников, причисленных впоследствии к лику Святых. Преподобные Авраамий Ростовский, Арсений Коневский, Савватий Соловецкий, Александр Свирский, Адриан Ондрусовский, начинавшие свой иноческий путь на Валааме, стали основателями русских монастырей. Валаамским иноком был и преподобный Герман Аляскинский – первый православный святой Америки.

Жизнь насельников Валаамского монастыря всегда была сродни подвигу. Расположенный на границе России и Швеции, монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям. Однако валаамские монахи, следуя Господней заповеди, никогда не брали в руки оружия, обрекая себя на изгнание или принимая мученическую кончину.

Важно

В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. Милостью Божией в конце Северной войны обитель вновь возродилась, достигнув своего наивысшего расцвета к середине XIX века. К этому времени относится и большинство дошедших до нас архитектурных памятников.

Усердием братии и игумена Дамаскина, 42 года возглавлявшего монастырь, были основаны многие скиты, возведены церкви и часовни, проложены дороги и каналы. На Валааме действовало около 30 производств, были свои конюшня и ферма. Насельники монастыря успешно занимались сельским хозяйством, полностью обеспечивая потребности братии.

В обители была собрана великолепная библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография.

Но главным делом иноков всегда была молитва. Неспешное последование монастырских служб, знаменное пение, с его глубинной благородной красотой, бдения – давали успокоение душе, возводили ум к Богу.
Строгий Устав Валаамской обители, введенный в к. XVIII в.

игуменом Назарием по образцу Устава Саровской пустыни, определял все стороны иноческого бытия. Согласно ему, предусматривались три формы монашеской жизни: общежительная, скитская и отшельническая. К 1917 г.

монастырь имел уже тринадцать скитов, расположенных в разных частях Валаама и на других ладожских островах.

В XIX веке учениками преподобного Паисия (Величковского) на Валааме была восстановлена древняя аскетическая традиция старчества: новоначальные иноки были руководимы старцами, которым они открывали все свои поступки, помыслы и душевные чаяния, преодолевая своеволие и гордость. Опытные наставники, получившие от Господа за свою подвижническую жизнь дар духовного рассуждения, вели учеников ко спасению. Шесть лет подвизался на Валааме преподобный Леонид (в схиме Лев), ставший впоследствии основоположником знаменитого оптинского старчества.

Слава о высокой духовной жизни обители, удивительная природа острова, красота и строгость монастырских богослужений привлекали на Валаам множество паломников. Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии.

Совет

Неоднократно приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Здесь находили покой и духовное утешение как простые богомольцы, так и знаменитые ученые, художники, писатели, музыканты.

Среди них были живописцы Шишкин, Васильев, Куинджи, писатели и поэты Лесков, Тютчев, Шмелев, Зайцев, композиторы Чайковский и Глазунов, ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

С 1811 по 1917 год архипелаг входил в состав Великого Княжества Финляндского Российской империи. После революции 1917 г. Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндии. Это спасло обитель от участи, уготованной русским монастырям, и она продолжала быть едва ли не единственным, чудом сохранившимся уголком Святой Руси.

Однако в феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война, и Валаам должен был отойти к Советскому Союзу, насельники монастыря, спасаясь от гонений со стороны безбожной власти, вынуждены были эвакуироваться в Финляндию. В усадьбе Папиниеми ими был основан Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день.

На острове же в опустевших зданиях разместили сначала школу боцманов, затем дом инвалидов, еще позднее – Музей-заповедник. Так на Валааме сформировался светский поселок.
Лишь спустя полвека, в декабре 1989 года в канун праздника Святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. В 1991 году Валаамскому монастырю был дарован статус ставропигиального, т.е.

находящегося в непосредственном подчинении Патриарху Московскому и Всея Руси. Сейчас монастырь насчитывает более 150 человек братии. Всеми делами обители ведает назначенный Патриархом игумен – Епископ Троицкий Панкратий (Жердев). Помимо общежительной возрождается на Валааме и скитская жизнь. Из тринадцати прежних скитов восстановлены десять. К юбилею крещения Руси в 2008 г.

построен новый Свято-Владимирский скит, где расположены резиденция Патриарха, иконописная мастерская и музей.

Действуют монастырские подворья в городах: Москва, Санкт-Петербург, Приозерск, Сортавала, Сочи. Налажена работа молочной фермы, пекарни, форелевого хозяйства, автопарка. Монастырский флот насчитывает семь пассажирских и четыре грузовых теплохода. Приводятся в порядок монастырские сады, пахотные угодья и покосы.

Обратите внимание

Летом 2010 г. при поддержке благотворителей на Валааме была открыта оснащенная современным оборудованием амбулатория.

Особое внимание уделяет братия сохранению уставного монашеского богослужения. Усердием братского хора возрождается и широко популяризуется знаменный валаамский распев.

Неизменной остается любовь православных паломников к Валаамской обители. Согласно Уставу монастыря, период приема гостей на Валааме совпадает с навигацией на Ладоге – с мая по ноябрь.

Дни своих главных праздников: Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев (11 июля и 24 сентября), Преображения Господня (19 августа), в особенности при посещении обители Святейшим Патриархом, монастырь встречает с наибольшей торжественностью.

С 1991 г приемом всех гостей на Валааме занимается Паломническая служба «Валаамский паломник», созданная по благословению Святейшего патриарха Алексия II.

Ее партнерами являются более 30 паломнических служб различных епархий, около 80 туристических фирм, 26 круизных компаний.

Благодаря их помощи и сотрудничеству Паломнической службе Валаамского монастыря удается не только организовывать прием и обслуживание гостей на острове, но и значительно расширять диапазон своей деятельности, предлагая разнообразные паломнические поездки по России и всему миру.

На Валааме Гостей размещают в 3 гостиницах («Зимней» и «Летней», расположенных в зданиях исторических гостиниц обители, и «Игуменской», обустроенной в кельях наружного каре), а также в уютном паломническом общежитии. Летняя гостиница была введена в эксплуатацию в 2011 году, это новая современная гостиница с домовым храмом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Важно

Милостью Божией Валаамская обитель растет и развивается, звучит в храмах теплая молитва, раздается над ладожскими водами звон монастырских колоколов, идут своим чередом неспешные монашеские службы, крепнут в вере сердца устремляющихся к Валааму паломников.

Паломнические поездки к Валаамскому монастырю

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g03/nocity/valaam.htm

Паломничество в Валаамский монастырь: как доехать и где находится на карте Божья обитель?

Людям с душой, истощенной мирскими заботами и строгим жизненным графиком, обязательно нужно посвятить несколько дней для поездки в Валаамский монастырь.

В комплексе идет знакомство с уникальными природными богатствами, теплыми озерами и отвесными прибрежными скалами. Сегодня остров превратился в архитектурно-ландшафтный комплекс.
Поток туристов ежегодно ошеломляет – более 100 тыс.

паломников приезжают в монастырь для посещения богослужений, молитв и единения с Богом.

На территории Валаамского монастыря размещены:

  • Спасо-Преображенский собор;
  • Белый и Красный Скит с постройками;
  • Гостиница с возможностью размещения более 200 человек;
  • Успенская церковь;
  • Водопроводный дом;
  • Конюшенный дом.

Монастырская жизнь послушников познала множество испытаний. В древние времена остров подвергался набегам шведов-варваров, во времена Великой Отечественной войны большая часть построек превратилась в руины. Несмотря на это стойкие в своей вере послушники каждый раз восстанавливали великую обитель.

Вы решили приехать в монастырь? Нужно предварительно определится, какую цель вы перед собой ставите. Обитель открыта для всех желающих, будь то туристы или паломники, трудники или волонтеры.Туристическая экскурсия подразумевает посещение острова Валаам и ознакомление с жизнью монастыря. При этом не обязательно разделять мировоззрение православья.

Паломники рады будут посетить святые места, поклониться иконам и взять участие в богослужениях. Для них монастырь предоставляет питание и размещение в гостинице. Если паломник решит задержаться на некоторое время, то его могут попросить помочь – назначить определенную посильную работу. Организовывает туристические и паломнические посещения Паломническая служба при монастыре.

Людей, которые желают поработать на благо монастыря без оплаты, – трудников и волонтеров – также встречают с открытыми дверями.

При этом не обязательно жить монашеской жизнью, и вы сможете в любое время возвратиться домой. Валаамский монастырь называют «северным Афоном», оценивая его величие и значение в жизни верующих.

Бывалые путешественники в своих отзывах рекомендуют обязательно посетить монастырь каждому хоть раз в жизни.

Местонахождение монастыря

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится на острове в Валаамском архипелаге, расположенного на северной стороне самого чистого в Европе Ладожского озера.
Остров Валаам в Карелии – самый крупный и занимает площадь в 28,5 км2. Остров, где находится святое место для православных христиан, считается природным парком с центральной достопримечательностью – Валаамской обителью.

Почитайте:  Сыктывкар: любопытные места северного города

Расстояние на карте к монастырю:

Как добраться?

Существует несколько способов, как доехать к острову Валаам. Выбор зависит от города, с которого вы держите путь:

  • Из Петербурга можно добраться самым комфортным способом – приобрести билет на круиз к Валаамскому монастырю. Цена в 2018 году на трёхдневный круиз начинаются от 17100 руб. В стоимость входит размещение (2 ночи в гостинице), питание в ресторане теплохода и развлечения для пассажиров. Если выбрать тур выходного дня – ночь в пути, дневная прогулка по острову, ночь на возвращение домой – то стоимость такого путешествия будет существенно ниже (около 6000 руб.).
  • Можно приобрести билет на корабль «Метеор» за 3000 руб., который за 4 часа доставит вас из Петербурга на Валаам. Гулять по острову вы можете около 8 часов, а вечером вернуться обратно.
  • Из Сортавала с мая по ноябрь каждый день курсируют метеоры. Дорога занимает не больше часа. Стоимость с экскурсионным обслуживанием около 2500 руб. Отправка на остров в 9 и 11 часов утра, обратные рейсы – в 12.00 и 15.00.
  • Из Приозерска паломническая служба монастыря организовывает ежедневное транспортное сообщение теплоходом «Метеор». Автобусом паломники добираются за три часа до Приозерска, дальше их ждет 50- минутная дорога на метеоре.
  • Из Питкяранта также курсирует «Метеор». Сезон работы – с мая по сентябрь по набору экскурсионной группы. За 40 минут теплоход доставит вас к острову. Отправка происходит с причала базы отдыха Питкяранта «Длинный берег».

Состоятельные паломники могут доплыть на собственном водном транспорте – можно пришвартоваться у причала Монастырской бухты. Также действует вертолетная площадка.
Среди заповедных мест Карелии Валаам считается главной достопримечательностью. Приезжайте в Валаамский монастырь и почувствуйте все величие этого места!

Почитайте:  Ессентуки – курорт дарящий здоровье и вдохновение

Источник: https://gulaytour.ru/ostrov-valaam.html

Валаамский монастырь

Владимир Богуславский

1348 г.

Из Брокгауза и Ефрона

Валаамский-Преображенской мужской монастырь, 1-го класса, Выборгской губ., сердобольского уезда, в 40 в. к В. от Сердоболя и в 200 в. от С.-Петербурга, в сев. зап. части Ладожского озера, на южном берегу острова, называемого финнами Валамо (высота), при заливе Монастырском. Основателями монастыря считаются препод.

Читайте также:  Александро-невский собор в ижевске

Сергий и Герман, мощи которых ныне покоятся в соборном храме; память их чтится 28 июня и 11 сентября. Когда был основан монастырь – неизвестно; некоторые считают, что он существовал уже в Х веке и в нем принял иночество пр. Авраамий ростовский чудотворец. Другие говорят, что монастырь основан в ХII в., когда здесь подвизался Корнилий, основатель Полюстровского Рожд. мон.

Находясь на границе новгородских и шведских владений, монастырь часто был сжигаем и разоряем шведами, но возникал вновь. В последний раз он был разорен в 1611 г. и оставался в запустении до 1715 г., когда, по приказанию Петра I, был возобновлен. В 1822 г. монастырь сделан первоклассным. Мощи преп. Серия и Германа с 1611 по 1721 г.

Совет

находились в Николаевском Староладожском монаст. К монастырю приписано 7 скитов: Авраамиев, Всех-Святский, Ильинский, ИоанноПредтеченский, Коневский, Николаевский и Александро-Свирско-Святоостровский; все они находятся от монастыря в расстоянии от 1 до 10 в. Из этих скитов заслуживают особого внимания Александро-Свирско-Святоостровский, в 7 в. от Валаамского мон.

Он расположен на острове Святом, имеет до 140 ф. высоты. Тут, по преданию, принявший иночество на Валааме пр. Александр Свирский спасался в пещере, иссеченной в скале (XV ст.). До сих пор сохраняются в этой пещере маленький очаг, крест и образ, очень древне. В память преподобного здесь устроена в 1855 г. церковь и 3 домика для братии.

Нижний храм Иоанно-Предтеченского скита высечен в гранитной скале. В Николаевско-Валаамском ските особенно почитается резное изображение св. Николая.

Монастырю принадлежат около 40 островов: все они в сложности занимают до 3100 дес. земли. Из этой земли до 20 дес. под монастырскими зданиями. Удобной земли для посевов и сенокоса около ста тридцати десятин.

Климат довольно суровый: по метеорологическим наблюдениям станции 2-го разряда, существующей на Валааме уже несколько лет, средняя температура года 3,1, января – 9,6, апреля + 1,6, июля + 15,7, октября +4,0. Несмотря на суровость климата, на Валааме есть плодовые сады, в которых созревают яблоки и вишни.

У монастыря прекрасно поставлено молочное хозяйство, и продукты его идут на пропитание братии и многочисленных богомольцев. Жизнь в Валаамском монастыре для братии строгая, но многие не удовлетворяются ею и уходят в скиты. Особенность скитской жизни заключается в чередном чтении Псалтыри.

В свободное от чтения время скитники исполняют черные работы, рубят дрова и т. д. Женщины в скит Всех Святых могут входить только раз в год, а в скит Иоанна Предтечи (самый строгий из всех) доступ им вовсе запрещен. Трапеза скитников всегда постная и состоит из одних овощей.

Монахи вырезывают крестики, образа, ложки и занимаются мастерствами иконописным, столярным, слесарным, малярным, кузнечным и т. д. Мощи св. Сергия и Германа и слава о строгой жизни иноков привлекают в монастырь массу богомольцев. В дни постов Петровского и Успенского число богомольцев достигает до 4 тысяч человек.

Обратите внимание

Пароходное сообщение Петербурга с монастырем продолжается не более 5-ти месяцев, от конца мая до конца октября. Зимою иногда можно ездить по Ладожскому озеру недели три, а иногда, по случаю сильных ветров, сообщение по льду совсем прекращается. Литературу см. в книге В. В. Зверинского: “Материал для историкотопографического исследования о православных монастырях” (Спб., 1890).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Монастырь на Ладожском озере

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, на Ладожском озере, на о. Валааме, на вершине высокой утесистой горы. Основан в 1-й пол. XIV в. Основателями монастыря считаются прпп. греческие иноки, Сергий и Герман. Монастырь не раз был сжигаем шведами и возобновляем. После пожара 1744 возобновлен в 1756.

Обитель состояла из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера.

На центральном, самом большом из них, красовался во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились отдельные скиты: Авраамиев, Александро-Свирский-Святоостровский, Всех Святых, Ильинский, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька игумена Назария. Монастырский соборный храм двухэтажный.

Верхний храм — однопрестольный, в честь Преображения Господня, а нижний — двухпрестольный; главный придел во имя прпп. Сергия и Германа, а другой на правой стороне — во имя св. прор. Илии. В нижнем храме, у второй колонны, почивали мощи основателей монастыря; над местом их упокоения была установлена массивная серебряная рака.

Скала, на которой был построен собор, поднималась на 16 саженей над уровнем озера. Колокольня, покрытая вызолоченными листами, была видна далеко с озера.

В монастыре был принят устав Саровской Успенской пустыни; жизнь — строгая, с соблюдением самого строгого отшельничества в скитах; при богослужении употреблялся древнерусский столповой напев; в скитах совершалось неусыпное чтение псалтири по усопшим. В церкви Авраамиева скита у жертвенника в иконе хранилась частица мощей прп. Иакова Боровичского.

В Александро-Свирском скиту существовала пещерка прп.

Александра, устроенная в расселине каменной скалы и по вместительности такая, что в ней один только не очень рослый человек мог стоять выпрямившись и делать поклоны; в пещерке находился образ преподобного; близ самой церкви скита находилась могила преподобного, осененная гранитным крестом, которая, по сказанию, вырыта была собственными руками преподобного.

Важно

Молочной пищи в этом скиту по уставу никогда не разрешалось вкушать, рыбная же употреблялась иногда в положенные дни. В скиту Всех Святых женщинам дозволялся вход только в неделю Всех Святых; пища в этом скиту круглый год была постной, и даже в Великие праздники иноки не вкушали скоромного масла и рыбы. В Предтеченский скит вход женщинам безусловно был воспрещен. Невдалеке от Коневского скита, с каменною церковью в честь Каневской Божией Матери, находилась пустынька Дамаскина, бывшего игуменом монастыря (ск. 1881). Она состояла из 4-х маленьких комнаток, в одной из которых стоял деревянный некрашеный гроб, в котором строгий пустынножитель, для памяти смертной, полагал на краткие отдохновения многотрудное тело свое. Монастырские крестные ходы совершались 1 августа и 29 июня — вокруг монастыря, а в неделю Всех Святых — в скит Всех Святых. В монастыре было введено старчество. В монастырской библиотеке хранился синодик Иоанна Грозного с именами убиенных в опричнину и среди многих старопечатных книг XVII в. рифмованная псалтирь Симеона Полоцкого. С.В. Булгаков

Основан неизвестно откуда пришедшими…

Валаамский монастырь — мужская обитель во имя Преображения Господня на о. Валаам в Ладожском оз. Осн. не позднее нач. XIV в. По словам С. В. Максимова, миссионерская деятельность основателей-отшельников, особенно усилившаяся в XV в., относится к тем временам, когда Новгороду Великому стали известны все соседние языческие народы и племена.

В 1348 на Валааме уже существовал монастырь, осн. неизвестно когда пришедшими сюда (по предположению, из Византии) иноками Сергием и Германом. В кон. XIV в. В. м. процветал и давал пример и направление просветительской деятельности своих отшельников. Один из них, Савватий, в наиболее дикой глуши севера отыскал о. Соловецкий и основал на нём прославленную впоследствии обитель Спаса.

Другой, Александр, прозванный Свирским, оставил Валаам для того, чтобы соорудить церковь также во имя Спаса и собрать монастырь на оз. Рощинское. Третий, Авраамий, направился просвещать рост. мерю и основал на оз. Неро монастырь — первый в этой области.

Четвёртый из валаамских иноков, Арсений, ушёл в 1393 на пустынный остров, лежащий в 4 км от берега, населённого финнами, и положил начало Коневскому монастырю. «Вид медленно открывающегося взору Валаамского монастыря — один из лучших видов на всём пространстве лесной России, учитывая то, что здесь для гармоничных сочетаний столь мало материала и он так беден, груб и однороден». В.

м. на острове, имеющем в длину и ширину почти по 8 км, действительно красив и величественен. «Живительной и благодетельной теплотой веет с гор, обступивших вход в монастырь со всех сторон, и всякого вступающего в его пределы сразу же располагало к более пристальному знакомству с ним.

При дальнейшем внимательном рассмотрении можно, впрочем, отыскать в постройке монастыря то общее место, которое упрямо повторяется повсюду»: та же стена и в ней ворота, из которых средние всегда закрыты (там обычно устроена калитка); над воротами — церковь; вправо и влево идёт стена (как утверждают древние акты, «без ограды монастырю быти непригоже») с кельями, которые окружают двор с остальных 3 сторон. В середине находится древний холодный собор с узенькими окнами; в углу при кельях пристройка, в которой устроена трапезная, а при ней — особая церковь. Кельи игумена отличаются чистым отдельным ходом и большими светлыми окнами. За оградой и возле неё располагаются деревянные хоз. службы, поленницы дров, скотный двор и гостиница для богомольцев. Внизу, у пристани, несколько деревянных клетей с рыболовными снастями и орудиями для ремонта лодок и сетей; невдалеке стоят мельницы, портомойня (прачечная), бани и т. д. В ложбинах по косогорам хорошо растёт рожь — редкая гостья в этих суровых местах. В озере множество разной рыбы, поскольку её, по древнему завещанию основателей монастыря, посторонним ловить запрещено. Поэтому пищей монахов являются лишь рыбные и овощные блюда, а молока, масла и яиц достать невозможно. Схимники здесь никогда не переводились, и отшельников было рассыпано по всем островам достаточно много. Валаам всегда отличался нелицемерной замкнутостью и аскетической строгостью, заметно отличаясь этим от др. рус. монастырей. Здесь — по древним правилам общежития и уединения — всё «отдано Богу и Св. Богородице ». С самого своего основания не разрешалось «ни ясти в келии, ни пити, ни у келаря просити». Едят и пьют в трапезной все вместе; потребное одеяние и обувь получают от игумена; лишних одежд не держат. Кроме того, строгий и подвижнический Валаам отличался ещё и тем, что сохранял наглядные следы своей миссионерской деятельности: в среде монахов было довольно много карел и других финнов. В ходу был древний обычай посещения монастыря окрестными жителями и получения в нём бесплатной пищи, а с 23 по 28 июня (на память преп. Сергия и Германа) здесь устраивалась многолюдная и шумная ярмарка. В. м., впрочем, как и др. соседние монастыри — Соловецкий и Кирилов Спас (Воскресения), для постоянно голодавшего окрестного населения служил житницей, надёжным пристанищем и средоточием занятости. Монахи славились разумным ведением хозяйства в этих пустынных и неплодородных местах. Распознав это, народ издревле охотно и свободно селился за волоками, памятуя о том, что «есть Спас и за Сухоной», и веруя, что православному человеку найд ётся там спасение от бед и места для поселения и работы. Как летом, так и зимой монастырь населялся пришлыми обитателями: целыми семьями бедные карелы и чухонцы приходили сюда для пропитания и жили в обители по 2—3 недели безвозмездно. Летом те же бедняки встречали богомольцев, прибывавших в монастырь со всех концов России, ожидая от них милостыни, почти всегда верной и нередко довольно щедрой. Ризница монастыря представляла значительные богатства в жертвованной утвари. В библиотеке не было ни одного рукописного памятника, поскольку войны и пожары истребили всё начисто, не исключая и деревянных зданий, а каменные здания появились здесь лишь в XVIII в. В монастыре 4 церкви: Спасская, Успенская, Тихвинская и Никольская. В ниж. этаже соборного Спаса сооружена церковь во имя Преподобных Основателей, где и почивают их св. мощи. Находясь на границе новг. владений, В. м. (хоть и деревянный) всё же служил надёжной крепостью и много раз отражал нападения шведов. В 1611, однако, был разорён швед. войском под командой ген. Делагарди. Иноки Валаама и Коневца, подняв мощи своих чудотворцев, бежали в Никольский монастырь Ладоги, где надолго и обосновались.

Источник: http://MirZnanii.com/a/171704/valaamskiy-monastyr

Валаам

Валаам – остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположены посёлок Валаам и памятник русского зодчества – Валаамский Спасо-Преображенского ставропигиальный мужской монастырь.

Валаам находится на расстоянии двадцати двух километров от материка. В основном на острове проживает братия монастыря. В летнее время остров переполнен туристами. Порядок на острове поддерживается церковными властями. Расположенный здесь мужской монастырь находится в подчинении у Патриарха всея Руси.

Сплошь заросший лесом, изобилующий многочисленными бухтами, заливами, проливами и внутренними озёрами, Валаам выделяется из сотен других ладожских островов.

Совет

Всё здесь необычно: громадные массы гранита, поросшие мхами, могучие сосны, корни которых, как руки, цепляются за совершенно голые камни, гряды валунов.

Также на Валааме можно встретить необычного вида ель с густой, спускающейся до самой земли кроной – знаменитые ели в «юбках», которые были посажены монахами Валаамского монастыря.

История Валаама

История острова Валаам

По преданию, ещё в 1 веке от Рождества Христова, остров посетил Андрей Первозванный и установил на нём каменный крест. Но только в 10-м веке на острове появились первые жители – финно-угорские племена.

История возникновения названия острова даёт простор для фантазии. Название можно перевести с финно-угорского «валамо» как «высокая земля», но не менее вероятен перевод «земля света» или «земля клятвы».

Читайте также:  Храм рождества христова в вифлееме

Некоторые сопоставляют его с именем Ваала – по древнескандинавской мифологии сыном Одина, а также со славянским богом Велесом, которому здесь приносили жертвы язычники.

Также любопытно, что одного из библейских прорицателей о Христе звали Валаамом.

Много «хозяев» было у острова и каждый здесь устраивал что-то своё. В начале 17 века остров Валаам захватили шведы и практически полностью уничтожили монастырь и монахов, однако, Пётр Первый отбил остров и вернул его России.

В 1918–1940 годах остров принадлежал Финляндии. На острове велись фортификационные работы – на остатки линии Маннергейма можно посмотреть и сейчас. Валаам неоднократно подвергался бомбардировкам. По итогам советско-финской войны, Карелия, в том числе и Валаам, вновь отошли к СССР.

История Валаамского монастыря

Датой возникновения Монастыря некоторые историки считают 960 год. Есть другое мнение, согласно которого Монастырь здесь возвели где-то на границе 13 и 14 веков, когда острова уже более 200 лет принадлежали Новгороду.

Основателями монастыря на Валааме считаются преподобные Сергий и Герман, но годы их жизни в разных источниках разнятся, отсюда и разные даты возникновения Валаамского монастыря.

Преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в 10 веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами.

Об этом свидетельствуют древние жития преподобного Авраамия Ростовского, в которых повествуется о его пребывании на Валааме и о существовании здесь православного монастыря в 10 веке. По другим данным, преподобные Сергий и Герман поселились на Валаамском острове в 1329 году. Возможно, что эта дата ошибочна из-за неточного пересчёта в летоисчислениях.

Обратите внимание

За свою историю, Валаамские острова неоднократно подвергались набегам шведских войск. Монастырь служил одновременно оборонительной крепостью. В начале 17 века шведы осадили северо-запад Руси.

На их пути оказался Монастырь. Шведские полки разорили и практически стерли с лица земли обитель на Валааме, братия практически вся погибла.

В 1617 году острова перешли во владение шведам почти на сто лет.

Только в 1715 году, после очередной войны со шведами, указом Петра Первого началось восстановление обители. Тогда была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, колокольня и хозяйственные постройки.

В середине 18 века Валаамский монастырь дважды горел, а затем его земли были переданы в государственную казну. В результате Монастырь пришел в упадок.

Двадцать лет Валаамский монастырь простоял в забвении, до тех пор, когда в 1785 году, его было решено возродить. На этот раз он должен был стать каменным. Обители были возвращены земли, а к 1801 году была уже построена центральная усадьба.

Вскоре было построено каменное здание монастыря, а к концу 19 века – церкви скитов.

19 век считается веком расцвета Валаамского монастыря. Во многом, этому способствовало назначение на пост настоятеля отца Дамаскина. Он пришел в Монастырь простым послушником, сумел себя проявить и вскоре был назначен настоятелем. Руководил Дамаскин в Монастыре 42 года. Он провел некоторые реформы, в частности, отменил отшельничество.

При нём было возведено 18 часовен, основаны рыбный и конный заводы, пристани, проложено 126 км дорог. При отце Дамаскине, практически все работы в Монастыре выполняли сами монахи. Своими руками выращивали они на неплодородных валаамских землях фрукты, овощи, даже арбузы. Во времена правления отца Дамаскина были разбиты великолепные фруктовые сады, любоваться которыми можно и по сей день.

К 20 веку на острове насчитывалось около 1000 постоянных жителей.

Важно

Новые испытания пережил Валаам в 20 веке. После революции 1917 года, в 1918 году, Валаамские острова вошли в состав Финляндии, и в 1918–1940 годах Валаам принадлежал Финляндии. Монастырь вошел в число церковных меньшинств, потому что основной религией в Финляндии является лютеранство.

Тогда же на острове разместились части финской армии, а в 1925 году в Монастыре стали проводится службы на финском языке. К России (в то время СССР) острова, а вместе с ними и Монастырь, вновь отошли лишь в 1940 году, по итогам Советско-финской войны 1939-1940 гг.

Советские войска разгромили финнов, те покинули остров, одновременно с ними уехали и монахи, увозя с собой из Монастыря всё самое ценное.

Беглые братья приобрели в Финляндии усадьбу и основали в ней Нововалаамский мужской православный монастырь, который после Великой Отечественной войны присоединился к Русской Православной церкви, хотя территориально и экономически продолжал принадлежать Финляндии.

А вот на острове Валаам, после присоединения к СССР, началась совсем другая жизнь – без колокольного звона и служб. Здесь была школа юнг, создан совхоз, интернат для инвалидов и престарелых. Церкви использовались как склады и магазины, деревянные постройки служили топливом. И только в 1979 году начались реставрационные работы, возобновилась монашеская жизнь.

Достопримечательности Валаама

Конечно, чтобы обойти все достопримечательности острова Валаам, нужен не один день. Ведь это целый ансамбль из множества церквей, часовен, крестов и других сооружений в сочетании с удивительной природой. А к некоторым скитам можно добраться только по воде.

Главной достопримечательностью острова Валаам является, конечно же, мужской Спасо-Преображенский монастырь с одноимённым собором. Свято-Преображенский Валаамский собор был полностью перестроен в 19 веке.

Он расположен на возвышенности, куда ведёт лестница, начинающаяся недалеко от причала Монастырской бухты. Вход на территорию по всем правилам православия, поэтому женщинам нужно надеть юбку и накрыть голову. Короткий рукав также не приветствуется.

Юбки и косынки можно взять при входе. За этим строго следят.

Совет

Внутри собора нет расписных стен и потолка. В советское время в монастырских корпусах была организована школа боцманов, а в самом соборе утроили клуб. Росписи были закрашены. Позже здесь было овощехранилище.

Постепенно храм разрушался. Когда здесь снова возродилась монашеская жизнь, стены просто покрыли белой краской, чтобы как можно скорее возобновить молитвы. Помимо молитв, здесь можно услышать монашеские песнопения.

Есть на Валааме и краеведческий музей, где представлены предметы быта местного населения. Здесь же находится магазин сувениров и паломническая служба. Любителей военной истории привлекут остатки построек линии Маннергейма.

Скиты Валаама

Особенностью Валаама также являются скиты. Чтобы попасть к ним от монастыря, нужно идти по главной монастырской дороге на юго-запад острова.

А если вы прибываете в Никоновскую бухту, то начать осмотр достопримечательностей лучше именно со скитов. Вообще многие задаются вопросом, что такое скит. Это место, где монахи живут небольшими группами, то есть ведут более уединённый образ жизни.

Как правило, скит имеет свой устав и храм. В общей сложности на острове насчитывается около 10 скитов.

Воскресенский скит

Первым на вашем пути встретится Воскресенский скит. (фото 4) Согласно преданию, именно здесь поставил крест Андрей Первозванный. Особенностью скита является то, что он состоит из верхней и нижней церквей. Нижняя устроена наподобие пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Непривычно видеть над головой не купол, а ровную поверхность.

Гефсиманский скит

В отличие от могучего Воскресенского скита, построенного из красного кирпича и окружённого оградой, Гефсиманский, напротив, лёгкий (фото 5). Церковь в светлых тонах выполнена из дерева, а напротив неё часовня в таком же стиле.

Гефсиманский скит, построенный в 1911 году игуменом Маврикием, расположен на Сионской горе. В 1910 году здесь был установлен поклонный крест серого гранита с символикой крестных страданий Спасителя. Его церковь, увенчанная шатрами, освящена во имя Успения Богородицы.

Внешний интерьер церкви богато украшен резьбой, а внутреннее убранство, в частности, иконостас, было выполнено из кипариса, сегодня, к сожалению, полностью утраченного. Рядом с ним находится небольшая деревянная часовня, где можно увидеть икону «Моление о чаше».

За церковью, между пихт, расположены два келейных корпуса для братии, в которых в 1930-е годы жили финские артиллеристы.

Коневский скит

Чуть в отдалении от главной монастырской дороги находится Коневский скит (фото 6). Деревянный, в окружении леса, он стоит на берегу озера и представляется очень уютным.

Восстановленный храм имени Коневской Божией Матери считается святыней скита. Рядом расположена келья, в которой обитает отшельник и послушники.

Туристам разрешается бывать на территории Коневского скита, но в храм вход воспрещен.

Владимирский скит

Самым новым, возведённым уже в 21 веке (строительство завершено в 2007 году), является Владимирский скит. Он представляет собой резиденцию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Здание очень отличается от других строений своей интересной формой и напоминает архитектуру Новгорода. (фото 7)

При Владимирском ските была возведен храм в честь равноапостольного Владимира, который в 2008 году был освящен патриархом Алексием Вторым.

Обратите внимание

У храма есть два придела: во имя святой великомученицы Людмилы и во имя Всех Русских Святых. Цокольный этаж скита занимает музей истории Валаамского монастыря.

Отдельный зал в музее посвящен патриарху Алексию Второму, много сделавшему для возрождения монастыря на Валааме.

Никольский скит

Никольский скит является одним из красивейших скитов острова Валаам (фото 8). Расположился он в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря. Добраться до него можно по дороге, проложенной в 18 веке. Сначала она проходит по Валааму, а затем по деревянным живописным мостам, которые соединяют острова.

Никольский скит принял первых монахов в 18 веке. В то время здесь жило 12 монахов, которые занимались рыболовством и таможенным досмотром: на остров Валаам был запрещен ввоз табака и спиртных напитков.

На самой вершине холма расположился отреставрированный шатровый храм Свято-Никольского скита. Раньше на этом месте стояла небольшая часовня с маяком, построенная в начале 19 века.

Стены внутри храма расписывали монахи, проживающие на его территории и главной темой росписи было житие Николая Чудотворца.

У пристани туристы могут полюбоваться на гранитный поклонный крест, уставленный в 1861 году, и небольшое деревянное строение, которое раньше выполняло функцию таможенного пункта. Братия жила в келейном корпусе, реставрацию которого провели в 1988 году.

Реставрируются и населяются древние скиты Всеховятский, Предтеченский, Никольский, Святоостровский и Сергиевский.

Как добраться до Валаама

В настоящее время, ежегодно Валаам посещают десятки тысяч русских и иностранных паломников и туристов.

Туристические фирмы предлагают различные туры по Валааму, а специальная паломническая служба – даже длительное пребывание на острове и работу на благо монастыря. На Валааме даже имеется гостиница для туристов.

Также в монастыре можно приобрести аудиозаписи хора братии монастыря. Можно самостоятельно добраться до острова. В летние месяцы туда ходит по несколько теплоходов в день.

Паломничество на Валаам

Для православного человека Валаамская обитель, с сонмом святых подвижников и старцев, с подворьями, скитами и пустынями, необыкновенно красивой природой, отделенная от мира ладожскими водами, является настоящим «Русским Северным Афоном».

Поэтому для паломников главным в их путешествии, сколько бы дней оно не длилось, становится приобщение к валаамской духовной традиции. Прежде всего, это возможно через совместную с братией литургическую молитву и участие в таинствах. Богослужение стоит в основе всех паломнических программ.

Проживают паломники в монастырских гостиницах, питаются в трапезной по монастырскому уставу. За 2-4 дня, проведенные на острове, гостям предлагается расширенная экскурсионная программа, включающая посещение удаленных скитов – Всехсвятского (старейшего на Валааме, открытого только для паломников-мужчин) и Смоленского.

Важно

Для паломников, желающих более тесно познакомиться с монастырской жизнью, потрудиться на послушаниях, просто в уединении погулять по островам архипелага, разработаны программы «Неделя» и «Две недели в монастыре».

Подробнее о паломничестве на Валаам читайте на сайте http://vp.valaam.ru

Хотите побывать на Валааме с экскурсией?

Если вы хотите приехать на Валаам не как паломник, то лучше это сделать с организованной экскурсией. Ниже мы приводим список баз отдыха и гостевых домов, которые вам помогут:

Источник: http://tor-info.ru/must-see/attractions-karelija/531-valaam.html

Валаам — уголок земного рая

 Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля».    Есть на земле места, словно  предназначенные для  напоминания о первозданной гармонии бытия. Часто они отделены от окружающего мира природной границей. На Руси одним из таких мест был и остается Валаам — архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем.

 Валаам — уникальное сочетание удивительной по красоте природы, сурового северного ландшафта, русской архитектуры, православной монашеской культуры

 Валаам находится на одной параллели с Аляской, в Карелии. За 1000 лет, благодаря монахам, на этой земле было привито около 50 видов сортов растений из разных частей света, всего на Валааме растут 480 видов растений.

Остров неизменно привлекает туристов своей девственной природой и заповедными святынями, расположенными здесь. Валаам является самым крупным островом красивейшего архипелага из более чем 50 островов в северо-западной части Ладожского озера в Карелии.

Свое название остров получил от финно-угорского «валам», что значит горная, высокая земля, но не менее вероятен перевод «земля света»  или «земля клятвы».

Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама. Уникальная природа Валаама вдохновляла на творчество художников, писателей и поэтов, композиторов, учёных и многих других.

Всем известны имена таких гениев, как И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев,  П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, Д. И. Менделеев и т. д. В XIXвеке остров посетили Александр Дюма-отец, императоры Александр I и Александр II. Паломники называли этот остров уголком “земного рая”, Северным Афоном.

Читайте также:  Мощи святого апостола андрея первозванного

 Валаам можно считать уникальным местом на всей территории России и самым красивым островом в своем роде. Удивительная природа сочетается здесь с памятниками мировой культуры, что составляется главную достопримечательность Валаама и всей Карелии.

 Сплошь заросший лесом, изобилующий многочисленными бухтами, заливами, проливами и внутренними озерами, Валаам выделяется из сотен других ладожских островов.

Совет

Все здесь необычно: громадные массы гранита, поросшие мхами, могучие сосны, корни которых, как руки, цепляются за совершенно голые камни, гряды валунов.

Также на Валааме можно встретить необычного вида ель с густой, спускающейся до самой земли кроной – знаменитые ели в «юбках», которые были посажены монахами Валаамского монастыря.

Основание обители на Валааме произошло в эпоху Крещения Руси

Валаам находится на расстоянии  двадцати двух километров от материка. В основном на острове проживает братия монастыря. В летнее время остров переполнен туристами. Порядок на острове поддерживается церковными властями. Расположенный здесь мужской монастырь находится в подчинении у патриарха.

Главный собор монастыря носит название Свято-Преображенского Валаамского, он был полностью перестроен в XIX веке. Сегодня здесь можно услышать прославленное валаамское пение.     Интересен для осмотра скит Александра Свирского в восьми километрах от монастыря. В общей сложности на острове насчитывается около 10 скитов.

 Любителей военной истории привлекут остатки построек линии Маннергейма.

Особая природа наложила отпечаток на жизнь обители. Издавна тут заведен порядок: с ноября по апрель монахи ведут «пустынное житие», а с мая по сентябрь их ждет служение миру и постоянный поток гостей. А гостей тут всегда хватало, исторически зафиксировано, что к концу 50-ых годов ХIХ века на остров приезжали до 6000 человек, а к концу 30-ых годов XX века цифра достигла 30 тысяч человек.

Среди жителей Приладожья существовал обычай: каждый молодой мужчина до женитьбы должен был провести год трудником на Валааме, тем самым испытав себя и получив духовную и физическую закалку

Немного из истории. Первые люди появились на островах еще в 10 веке. С тех пор много воды утекло и много событий произошло. Датой возникновения Монастыря некоторые историки считают 960 год. . Есть другое мнение, согласно которого Монастырь здесь возвели где-то на границе 13 и 14 веков, когда острова уже более 200 лет принадлежали Новгороду.

Монастырь служил одновременно оборонительной крепостью. За свою историю, острова неоднократно подвергались набегам шведских войск. В начале 17 века,  шведы  осадили северо-запад Руси. На их пути  оказался Монастырь. Шведские полки разорили и практически стерли с лица земли обитель на Валааме, братия практически вся погибла.

В 1617 году острова перешли во владение Шведам. Восстановили Монастырь по прошествии ста лет, в 1715 году, по приказу Петра Первого. Тогда была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, колокольня и хозяйственные постройки. В середине 18 века Монастырь дважды горел, а затем его земли были переданы в государственную казну.

В результате, Монастырь пришел в упадок. Двадцать лет Валаамский Монастырь простоял в забвении, когда, наконец, в 1785 году, его было решено возродить, на этот раз, он должен был стать каменным. В конце 18 века, обители были возвращены земли, а к 1801 году была уже построена центральная усадьба.

К слову, следует заметить, что строительство каменного Монастыря было делом нелегким.

      Острова состоят из камня, лопату в землю воткнуть практически невозможно. Главным архитектором строительства назначили Назария, иеромонаха Саровской Пустыни.

Обратите внимание

Его помнят на Валааме не только как руководителя строительства, но и как автора самого строгого Монастырского Устава, прослужившего до 1944 года.

Устав не позволял попавшим в монастырь, покидать остров, поэтому, до начала 20 века, его использовали в качестве места ссылки для духовных лиц.

Валаамский монастырь стал местом, где просияли многие светлые подвижники нашей Русской Православной Церкви

      19 век считается веком расцвета Монастыря. Во многом, этому способствовало назначение на пост настоятеля отца Дамаскина. Он пришел в Монастырь простым послушником, сумел себя проявить и вскоре был назначен настоятелем. Властвовал Дамаскин в Монастыре 42 года.

Он провел некоторые реформы, в частности, отменил отшельничество. При нем было возведено 18 часовен, основаны рыбный и конный заводы, пристани, проложено 126 км дорог. При отце Дамаскине, практически все работы в Монастыре выполняли сами монахи.

 Своими руками выращивали они на неплодородных валаамских землях фрукты, овощи, даже арбузы. Во времена правления отца Дамаскина были разбиты великолепные фруктовые сады, любоваться которыми можно и по сей день. К 20 веку на острове насчитывалось около 1000 постоянных жителей.

После революции, в 1918 году, острова вошли в состав Финляндии.

      Отделившись от России, Монастырь вошел в число церковных меньшинств, потому как основной религией в Финляндии было и остается лютеранство. Тогда же на острове разместились части финской армии, а в 1925 году в Монастыре стали проводится службы на финском языке.

Свои плюсы были и в нынешнем положении монахов. Им удалось избежать репрессий 20-30 годов 20 столетия. К России острова, а вместе с ними и Монастырь, вновь отошли лишь в 1940 году, во время русско-финской войны.

Русские войска разгромили финнов, те покинули остров, одновременно с ними уехали и монахи, увозя с собой из Монастыря все самое ценное.

Беглые братья приобрели в Финляндии усадьбу и основали в ней Нововалаамский мужской православный Монастырь, который после Великой Отечественной присоединился к Русской Православной церкви, хотя территориально и экономически продолжал принадлежать Финляндии.

Важно

    Возрождение Валаама началось в конце прошлого века. В 1989 году по инициативе нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а тогда митрополита Ленинградского и Новгородского, Спасо-Преображенский собор был передан Ленинградской епархии.

С этого момента началась новая история Валаама. В 1991 году Валаамский монастырь обрёл одну из своих святынь – нетленные мощи подвижника Антипы. Находясь уже в преклонном возрасте, он подвизался в обители. Мощи его помещены в церкви во имя преподобных Сергия и Германа.

  В 1999 произошло ещё одно немаловажное событие в жизни Валаамского монастыря. Было установлено празднование дня Собора Валаамских святых – он отмечается 20 августа.

Собор составили святые, приложившие немало трудов,  для процветания обители: преподобные Сергий и Герман Валаамские, Авраамий Ростовский, Корнилий Палеостровский, Арсений Каневский и другие.

      В 2004 в обители появилась ещё одна святыня – дубовый крест, с вложенной частицей мощей целителя и великомученика Пантелеймона. Ранее крест принадлежал династии бояр Нащёкиных и до конца XX века находился в одной из частных коллекций.

Специалисты, обследовавшие крест, пришли к выводу, что он, скорее всего, был изготовлен в Новгородских землях в далёком XIV веке. Это один из немногих крестов, сохранившихся до нашего времени.

 Одной из самых главных святынь Валаама являются мощи преподобных Сергия и Германа, основавших монастырь, и Валаамская икона Божьей матери. Они находятся в Главном соборе Спасо-Преображенского монастыря. В 2005 году была завершена реконструкция Спасо-Преображенского монастыря.

Совет

К настоящему моменту восстановлено несколько скитов. Братия монастыря теперь живёт в отремонтированном Братском корпусе.

      Реставрируются и населяются древние скиты Всеховятский, Предтеченский, Никольский, Святоостровский и Сергиевский. На Валааме свой флот, гараж, ферма, различные мастерские, пекарня и молочный мини-завод.

      Валаамский монастырь помимо своего основного монастырского двора имеет несколько скитов

Валаамские скиты —  небольшие «кусочки» монастыря, которые находятся в труднодоступных местах. В скитах обычно живет несколько монахов или послушников.

   Ильинский скит находится на территории знаменитого Валаамского монастыря, расположенного на Валаамском архипелаге Ладожскго озера. История скита уходит в XIX век, он был основан игуменом Дамаскиным.

Скит дал название и острову — Ильинский. В пятидесятые годы XX века скит был полностью уничтожен. В 2006 году полностью скит восстановлен. Новую церковь архитекторы постарались сделать на славу.

Она создана в северном чисто-русском стиле с шатровым покрытием.

          Игумен Дамаскин в 1870 году основал Коневский скит на месте своего уединения и назвал его так в честь Акафистной (Коневской) иконы.

 Первоначально в Коневском скиту была построена часовня, которая была в 1858 году перенесена с Предтеченского острова. Затем по проекту Г. Карпова была основана церковь.

Насельники Коневского скита строго чтили устав и не вкушали в праздники рыбу и молочное – то, что в изобилии водилось в Коневских (Игуменских) озерах.

В настоящее время в Коневском скиту находится не больше трех человек. Восстановленный храм имени Коневской Божией Матери считается святыней скита. Рядом расположена келья, в которой обитает отшельник и послушники. Туристам разрешается бывать на территории Коневского скита, но в храм вход воспрещен. По предварительной договоренности зайти в храм могут только паломники.

Обратите внимание

          Владимирский скит на острове Валаам — относительно новая постройка. Основан скит был в 2002 году, строительство завершено в 2007 году. Проект скита разработала «Мастерская Андрея Анисимова» с участием архитекторов Анисимова Андрея и Ефимовой Татьяны. Архитекторы старались воплотить свой проект в том, чтобы все здания скита были связаны единой идеей и составляли цельный ансамбль.

      При Владимирском ските была возведен храм в честь равноапостольного Владимира, который в 2008 году был освящен патриархом Алексием Вторым. У храма есть два придела: во имя святой великомученицы Людмилы и во имя Всех Русских Святых.

Храм был построен чисто в русском стиле, но с элементами модерна. Цокольный этаж скита занимает музей истории Валаамского монастыря.

Отдельный зал в музее посвящен патриарху Алексию Второму, много сделавшему для возрождения монастыря на Валааме.

       Никольский скит является одним из красивейших скитов острова Валаам. Расположился он в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря. Добраться до него можно по дороге, проложенной в XVIII веке. Сначала она проходит по Валааму, а затем по деревянным живописным мостам, которые соединяют острова.

      Никольский скит принял первых монахов в XVIII веке. В то время здесь жило 12 монахов, которые занимались рыболовством и таможенным досмотром: на остров Валаам был запрещен ввоз табака и спиртных напитков.На самой вершине холма расположился отреставрированный шатровый храм Свято-Никольского скита.

Раньше на этом месте стояла небольшая часовня с маяком, построенная в начале XIX века. Стены внутри храма расписывали монахи, проживающие на его территории и главной темой росписи было житие Николая Чудотворца.

 У пристани туристы могут полюбоваться на гранитный поклонный крест, уставленный в 1861 году, и небольшое деревянное строение, которое раньше выполняло функцию таможенного пункта. Братия жила в келейном корпусе, реставрацию которого провели в 1988 году.

Важно

   Гефсиманский скит, построенный в 1911 году игуменом Маврикием, расположен на Сионской горе. В 1910 году здесь был установлен поклонный крест серого гранита с символикой крестных страданий Спасителя. Его церковь, увенчанная шатрами, освящена во имя Успения Богородицы.

Внешний интерьер церкви богато украшен резьбой, а внутреннее убранство, в частности, иконостас, было выполнено из кипариса, сегодня, к сожалению, полностью утраченного. Рядом с ним находится небольшая деревянная часовня, где можно увидеть икону «Моление о чаше».

За церковью, между пихт, расположены два келейных корпуса для братии, в которых в 1930-е годы жили финские артиллеристы.

«Паломники смотрят на Валаам как на духовную лечебницу, как на духовную сокровищницу.»

    С 1840-х годов между островом и материком начали ходить пароходы. С тех пор количество туристов, посещающих Валаам, растет от года к году. Если в 19 веке остров ежегодно посещали около восемь тысяч человек, то ближе к концу 20 века, их число достигло уже 130 тысяч.

На территории острова создан  музей-заповедник. В настоящее время, ежегодно Валаам посещают десятки тысяч русских и иностранных паломников и туристов.

Туристические фирмы предлагают различные туры по Валааму, а специальная паломническая служба — даже длительное пребывание на острове и работу на благо монастыря. На Валааме даже имеется гостиница для туристов.  Также в монастыре можно приобрести аудиозаписи хора братии монастыря.

Самостоятельно так-же можно добраться до острова. В летние месяцы,  туда ходит по несколько теплоходов в день, но о билетах, придется позаботиться заранее.

      «Дай Вам Бог получить то, за чем приехали… спаси вас Бог, Царица Небесная»,- пожелал когда-то И. С. Шмелеву в Коневском скиту схимник отец Сисой.

Ныне на Валаам ежегодно прибывают тысячи людей — туристов, любителей природы, художников, реставраторов и в последние годы, богомольцев, стремящихся прикоснуться к живоносному источнику Православной Веры. Среди последних и «ищущие жития иноческого». Для паломника небо кажется ближе с валаамских гор.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Валаам, на котором вы видите гранитные,  которой удобен переход в обитель уступы и высокие горы, сделается для вас ступенью к небу, той духовной высотой, с рая».

В Карелии, помимо Валаама, можно посмотреть:

Источник: https://myrussianland.ru/dostoprimechatelnosti-rossii/valaam-ugolok-zemnogo-raya.html

Ссылка на основную публикацию