Валаамский монастырь в москве

Валаамский монастырь в Москве

Есть большое количество различных храмов в Православии. Больше всего паломники любят посещать монастыри. Их также есть не маленькое количество. Наибольшие обители имеют свои подразделения. Так среди наибольших выделяют Валаамский монастырь.

Из истории

Валаамский монастырь в Москве находится на улице 2-й Тверской-Ямской. Изначально в 1901 году там была часовня, а затем храм на честь Германа и Сергия Валаамских. За все время эта обитель перенесла большое количество изменений.

В 1926 году большевики закрыли храм. Сначала там размещалась поликлиника, а в военное время – госпиталь. В начале 90-х годов здание пришло в аварийное состояние. И даже подумывали его снести. В 1993 году его вернули церкви и туда вернулись монахи.

Со временем кропотливым трудом его работа была поновлена.

Где находится

Валаамская обитель находится на севере Ладожского озера, на одном из островов. Вокруг он омывается водой. Расстояние до материка около 20 км. Архипелаг Валаама несет в себе около 50 островов.

Береговая линия острова изрезана различными заливами и каналами. На территории архипелага можно увидеть не только большое количество разнообразных редких растений, животных и птиц, но и отвесные скалы, тенистые аллеи и прочие красоты природы.

Именно поэтому его считают одним из красивейших островов мира.

Но что может быть прекрасней окружающей красоты? Правильно, только красота духовная. Многие православные называют Валаамский монастырь Северным Афоном.

Обратите внимание

Изначально первые упоминания о Валааме встречались в 800 г до Рождества Христова как о месте язычников, где приносили человеческие жертвы.

И только в начале 12 века упоминается о том, что жрецы приняли христианство и разрушили свои капища. А на их месте апостол Андрей установил каменный крест.

Обязательно к прочтению:  Троицкий собор в Подольске

Через несколько веков на этот православный путь ступила и братия Валаамской обители. Монахи Валаамского монастыря часто отстаивали свои права.

В наше время часто говорят о том, что именно они предрекают много событий, которые впоследствии сбываются. Но наиболее часто вспоминают о них, когда заходит речь об их песнопениях. Среди которых наиболее известна «Невеста Неневестная Валаамского монастыря».

Те, кто слышал ее говорят, что ничего прекраснее никогда не слышали.

Как доехать

Находится обитель в Республике Карелия, Сортавальский район, остров  Валаам. Добраться туда можно разными способами. Все зависит от Вашего финансового достатка и времени. Так например, можно совершить:

  • круиз на теплоходе из Москвы,
  • круиз на теплоходе из Санкт-Петербурга,
  • экскурсию из Приозерска,
  • полет на вертолете из Санкт Петербурга.

Как добраться автомобилем

Если предложенные выше варианты Вам не по карману и не подходят по продолжительности, то можно ехать самостоятельно. Можно рассмотреть такие варианты поездки:

Через Сортавалу: можно доплыть до острова на: теплоходе, метеоре или арендовать катер. Можно через Приозерск: до самого Приозерска можно доехать электричкой, автобусом.

Святыни и строения

Так как это ставропигиальный мужской монастырь, он включает в себя иерархические подразделения:

  • органы административно-хозяйственного управления,
  • монастырские учреждения,
  • подворья,
  • учебно-воспитательные учреждения,
  • скиты.

К святым Валаамского монастыря относят:

  • Преподобного Авраамия,
  • Преподобных Германа и Сергия,
  • Игнатия Брянчанинова,
  • Александра Свирского,
  • Арсения Коневского,
  • Льва Оптинского,
  • Савватия Соловецкого,
  • Геннадия Новгородского,
  • Германа Аляскинского,
  • Антипа Валаамского.

Скиты Валаамского монастыря

Есть большое количество скитов обители. Среди них:

  • Никольский скит,
  • Авраамиевский скит,
  • Скит Всех Святых,
  • Воскресенский скит,
  • Скит Иоанна Предтечи,
  • Гефсиманский скит,
  • Коневский скит,
  • Ильинский скит,
  • Смоленский скит
  • Скит Германа Аляскинского,
  • Александро-Свирский скит,
  • Скит Александра Невского,
  • Скит апостола Андрея Первозванного,
  • Казанский скит.

Обязательно к прочтению:  Храм иконы Державной Божией Матери в Чертаново

Кроме скитов есть еще и несколько подворьев:

  • подворье в Сортавале с церковью Николая Чудотворца,
  • Санкт Петербургское подворье,
  • подворье в Приозерске с церковью Всех Святых,
  • московское подворье Валаамского монастыря.

Приезжайте на Ладогу и насладитесь превосходным видом. А если Вы не можете так далеко ехать, то приезжайте на подворья. И искренне помолитесь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно так же посмотреть видео о святой обители на острове:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/valaamskij-monastyr-v-moskve/

Валаамский монастырь в Москве

Валаамский монастырь — отражение красивой и суровой северной природы. В нём царит особая атмосфера умиротворения и близости к Господу. Такая же атмосфера царит в московском подворье этой древней обители, которое расположено всего в нескольких шагах от суеты российской столицы.

История основания

В конце XIX века тяжело заболела супруга известного московского мецената С. С. Прусакова. Анна Прусакова отправилась в паломничество на Валаам, где получила исцеление от своего недуга. В память об этом событии Сергей Семёнович пожертвовал земли на пересечении 2-й Ямской-Тверской улицы и переулка Александра Невского Валаамскому мужскому монастырю.

Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (фото 1901 г.)

С этого события началась история московского подворья Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

Закладка монастыря

Закладка первого камня московских владений ладожской обители состоялась в начале 1901 года, а уже в октябре собор в честь преподобных чудотворцев Сергия и Германа Валаамский освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир.

Столичное монастырское подворье состояло из храма, в котором находились нижняя церковь-часовня и верхний собор Сергия и Германа Валаамских, где был оборудован. К храму примыкал братский корпус. Насельники, прибывшие из Валаамской обители, соблюдали строгий монастырский устав и вели активную просветительскую деятельность среди прихожан.

Советское время

После большевистской революции в истории Валаамского монастыря наступили годы тяжёлых испытаний. Здание монастырского храма было осквернено:

  • кресты и колокола сняли и переплавили;
  • купола снесли и заложили отверстия досками;
  • замуровали большинство окон на обоих этажах храма;
  • пол, выложенный изразцовой плиткой, залили бетоном.

Несмотря на невзгоды, монахи продолжали нести своё служение, со смирением и стойкостью перенося все притеснения.

В 1922 году московский Валаамский монастырь подвергся разграбление. Из него вывезли множество ценной церковной утвари. В это же время на одном из этажей братского корпуса поселили женщин, соседство с которыми доставляло неудобство членам монашеской общины. В их кельях много раз проводились обыски, в том числе и в ночь перед окончательным закрытием подворья.

 22 октября 1924 года в день почитания иконы Казанской Божией Матери Насельники были выселены из здания подворья. Многие вернулись в родную обитель, а оставшиеся монахи обустроились в подвале здания, расположенного на противоположной стороне улицы, и продолжали проводить службы в ещё функционирующем храме святых Сергия и Германа.

Здесь они оставались вплоть до закрытия храма в 1926 году.

Здание подворья советские власти передали районной поликлинике, а в годы войны здесь располагался госпиталь, в котором провел ряд операций Лука Войно-Ясенецкий — всемирно известный хирург.

Здание Валаамского подворья постепенно ветшало, и ко времени крушения советского режима встал вопрос о сносе старой постройки в центре города.

Восстановление

От разрушения историческую постройку спасла её передача в 1993 году церкви. Здание, заваленное мусором, находилось в ветхом состоянии. Первая служба летом этого же года проходила у временного иконостаса в нижней церкви соборного храма. Через полгода пасхальное богослужение происходило в частично восстановленном храме Сергия и Германа Валаамских.

Московское подворье Валаамского монастыря

К осени 1996 года верхний храм был полностью восстановлен. Благодаря помощи меценатов к Светлому празднику Пасхи 1997 года вновь зазвучали колокола на храмовой звоннице.

Восстановленный нижний храм освятили в честь святого благоверного князя Александра Невского в декабре 1998 года. Много времени понадобилось реставраторам для расчистки росписей, покрывающих стены и своды храма.

Архитектура

Постройка, в которой расположилось московское подворье Валаамского монастыря, возведено по проекту А. Н. Роопа. Оно стоит на высоком фундаменте, облицованным плитами серого гранита, которые привезли с ладожского озера. Там же выполнялись фасадные колонны и детали из мрамора. Это позволяет паломникам прикасаться к частице знаменитого северного монастыря.

Собор выполнен в русско-византийском стиле. Имеет одну полусферическую главу, установленную на широкий световой барабан. Расположенная над основным входом колокольня имеет шатровое перекрытие, увенчанное маленькой луковичной главкой. Основание шатра украшают килевидные кокошники. Фасады собора имеют чёткое горизонтальное членение, выполненное с помощью широких карнизов.

Свойственное всем русским храмам движение вверх достигается за счёт оформления фасадов пилястрами и килевидными кокошниками. В арочных проемах располагаются мозаичные иконы. После реконструкции здание украсили витражами. Два из них расположены над главным входом в храм, а большая стеклянная мозаика, изображающая Спасителя, украшает апсиду верхнего храма.

Внутреннее убранство и святыни

В современном соборном храме полностью восстановлено изначальное внутреннее убранство. Стены и своды храма покрыты подлинными и восстановленными цветными росписями. Алтари и деревянные предметы интерьера украшает ажурная деревянная резьба и позолота.

Интерьер храма Преподобных Сергия и Германа Валаамских

Помимо росписей, стены храма украшают многочисленные иконы, особо почитаемыми из которых являются образы:

  • Божией Матери Валаамской;
  • преподобных Сергия и Германа Валаамских;
  • Николая Чудотворца;
  • Александра Невского;
  • Матроны Московской;
  • великомученика Пантелеймона.

Интересно: кроме икон в соборе находятся мощи многих православных святых и крест-распятие, источающий миро.

Текущая деятельность

Сегодня насельники монастыря продолжают вести социальную и просветительскую работу, традиции которой были заложены в начале прошлого столетия. Братия монастыря живет по строгому общежительному уставу, введенному в Валаамском монастыре.

Расписание богослужений

Божественные службы проводятся в монастырских храмах ежедневно. Обращённое расписание выглядит следующим образом:

  • по будням в службы проводятся в 6.30, 8.00, 16.45;
  • в воскресные и праздничные дни поздняя литургия начинается в 9.30;
  • каждый день в 13.00 читается заказной молебен и панихида;
  • после воскресной вечерней службы читаются акафисты перед иконами Валаамской Божией Матери и великомученика Пантелеймона.

Кроме общецерковных праздников, в обители отмечают несколько престольных праздников:

  • дважды в год отмечают день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев;
  • 25 октября почитают икону Божией Матери Иерусалимская;
  • 6 декабря поминают святого благоверного князя Александра Невского.

Богослужение на Московском подворье Валаамского монастыря

Социальная и просветительская деятельность

  1. Воскресная школа, работающая при Валаамском подворье с 1994 года, помогает православным детям 5-13 лет познакомится с основами христианства, изучить церковнославянский язык и раскрыть свой художественный и творческий потенциал.

    Воспитанники школы часто участвуют в различных конкурсах и фестивалях, неизменно занимая на них призовые места.

  2. Воскресная школа для взрослых приобщает взрослых людей к христианским традициям и ценностям, через осознанное следование которым христиане приближаются к Господу.

    Занятия с представителями старшего поколения проходят в виде бесед, которые помогают разобраться в основных вопросах и тонкостях христианской веры и православной церкви.

  3. Интересные и познавательные встречи проходят на базе открытого Богословского лектория.

    На них приходят известные представители православной церкви, а также представители культуры и науки. Большинство встреч проходит в форме дискуссий по актуальным вопросам духовно-нравственного становления человека и развития общества.

Как добраться

До московского подворья Валаамского монастыря, находящегося по адресу 2-я Тверская-Ямская улица, владение 52, можно дойти пешком за 10 минут от станции метро «Белорусская».

Подворье Валаамского ставропигиального мужского монастыря, расположенное в Москве — уголок спокойствия в суетной атмосфере большого мегаполиса. Здесь можно помолится, пообщаться с интересными людьми, насладиться красивой архитектурой и интерьером, а также отведать свежих монастырских продуктов.

Московское подворье Валаамского монастыря

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/valaamskij-monastyr-v-moskve.html

О храме

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Здание Московского подворья Валаамского монастыря построено в 1901 году. В первом этаже здания была устроена часовня, во втором этаже – двухпрестольный храм. Архитектор А.И. Рооп. Центральный престол освящен 18 октября 1901 года во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским), боковой придел – в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. В годы гонений община подворья была снята с юридической регистрации, а здание закрыто и передано в народное хозяйство в 1926 году. В 1992 году бывшее здание подворья было возвращено Валаамскому монастырю, однако освобождено лишь в следующем году.В помещении часовни на первом этаже по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был устроен храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.

СВЯТЫНИ ПОДВОРЬЯ

Валаамская икона Божией Матери, иконы преподобных Сергия и Германа Валаамских, святителя Николая Чудотворца, святой праведной Анны, святого великомученика и целителя Пантелеимона. Иконы святителя Луки Крымского, благоверного князя Александра Невского, блаженной Матроны Московской – с мощами этих святых угодников

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников – две Божественные литургии: начало в 6.30 и 9.30. Общая исповедь накануне праздничных дней начинается 16.30. Всенощное бдение – в 16.45.

В будни – Вечернее богослужение в 16.45. Божественная Литургия в 8.00. По воскресным дням после Божественной Литургии читаются акафисты Валаамской иконе Божьей Матери и вмч. Пантелеимону.

ДУХОВЕНСТВО

Игумен ИОСИФ (Крюков), и.о. начальника подворья. Родился 27 августа 1975 года.Образование:Свято-Тихоновская Духовная Семинария. Московская Духовная Академия.28 апреля 2002 года рукоположен в сан иеродиакона. 15 декабря 2002 года в сан иеромонаха.В 2015 году назначен и.о. начальника подворья.
Иеромонах МАКАРИЙ (Старчиков Михаил Николаевич). Родился 06 октября 1971 года.Образование: Саратовский Государственный Университет, обучается в Московской Духовной Семинарии.21 мая 1999 года рукоположен в сан диакона.18 января 2000 года рукоположен в сан иеромонаха.
Иеромонах ИОСИФ (Нугаев Марат Касимович), заместитель начальника подворья. Родился 2 января 1971 года.Образование: МГТУ им. Баумана, Московская Духовная Семинария.14 августа 2001 года рукоположен в сан диакона. 26 мая 2002 года рукоположен в сан иеромонаха.В 2004 году назначен заместителем начальника подворья.
Иеромонах АГАФАНГЕЛ (Суслов Андрей Владимирович), благочинный, казначей Родился 18 апреля 1973 года.Образование: Рязанское Художественное училище, МВХПУ (бывш. Строгановка), Московская Духовная Семинария, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет.7 мая 2000 года рукоположен в сан диакона.10 февраля 2002 года рукоположен в сан иеромонаха.
Протоиерей Игорь Викторович БЕЛОВ. Родился 28 марта 1969 года.Образование: Московское Высшее Техническое училище им. Баумана, Московская Духовная Семинария.26 февраля 1995 года рукоположен в сан диакона.16 апреля 1998 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Николай Иоасафович УЛОВИЧ. Родился 20 марта 1964 года.Образование: Московский Технологический Институт, Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.В сентябре 1993 года рукоположен в сан диакона.19 декабря 1993 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Александр Викентьевич ПАХОМОВ. Родился 15 марта 1954 года.Образование: Московский Институт электронного машиностроения. Кандидат физико-математических наук. Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.19 декабря 1993 года рукоположен в сан диакона.10 декабря 1994 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Александр Николаевич КОБЛОВ. Родился 8 января1953 года.Образование: Московский Физико-Технический Институт, Московская Духовная Семинария.19 июля 1998 года рукоположен в сан диакона.18 июня 2005 года рукоположен в сан пресвитера.
Иеромонах СЕРАФИМ (Куликов Сергей Евгеньевич). Родился 6 октября 1978 года.Образование: Московская Духовная Семинария.26 мая 2002 года рукоположен в сан иеродиакона.11 июля 2005 года рукоположен в сан иеромонаха.
Чтец-диакон Владимир Владимирович АВДЕЕВ. Родился 2 ноября 1951 года.Образование: Московский ордена Ленина Энергетический Институт, Университет Марксизма-Ленинизма, Московская Духовная Семинария.22 февраля 1995 года рукоположен в сан чтеца-диакона.
Чтец-диакон Андрей Игоревич ИЛЬИНСКИЙ. Родился 29 ноября 1974 года.Образование: Московский Авиационный Институт.7 апреля 2010 года рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА 1. Проезд до станции метро “Белорусская” кольцевая. Выход в сторон ул. Лесная. Далее идти один квартал по ул. 3-я Тверская-Ямская до перекрестка со светофором. Повернуть направо по пер. Александра Невского. С левой стороны будет здание Подворья.

2. Проезд до станции метро “Маяковская”. Первый вагон из центра. Повернуть направо на пер. 1-й Тверской-Ямской. Далее на перекрестке повернуть налево на ул. 2-я Тверская-Ямская. Идти прямо до третьего перекрестка с пер. Александра Невского. Справа будет здание Подворья.

Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/iverskoe/valaam-msk.htm

Валаамское подворье в Москве | Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке

Валаамское подворье в Москве

В субботу 21 октября прихожане нашего храма посетили Московское подворье Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. Желающие принять участие в богослужении и причаститься Святых Христовых Тайн пришли к началу богослужения в 8:30, остальные подтянулись ближе ко времени экскурсии в 10 часов.

Как-то так случилось, что район Тверской заставы Москвы исторически не изобиловал церквами.

В 1901 году здесь было устроено подворье Валаамского монастыря Финляндской епархии сначала с часовней, а затем и храмом во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев.

Важно

Здание было построено всего за год и освящено 18 октября 1901 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским), будущим священномучеником.

В отделке подворья был использован гранит с острова Валаам, использовавшийся в постройке северного монастыря, чтобы братия, прихожане и паломники могли в полном смысле слова прикоснуться к частичке любимой обители.

Росписи подворья принадлежат мастерам школы Виктора Васнецова. Часть фресок написана, возможно, и самим известным русским художником исторической живописи. Скоро Валаамское подворье стало одним из духовных центров дореволюционной Москвы.

Братия из числа валаамских монахов на подворье доходила до ста человек.

Злоключения начались после 1917 года. Новые атеистические власти сняли с купола крест, сломали звонницу. И это несмотря на то, что по условиям предоставления независимости Финляндии подворье оказалось фактически зарубежным представительством. Советские власти не признали иностранный статус подворья, невзирая на протесты финских властей, и начали «уплотнять» монахов.

В 1922 году в рамках компании по изъятию церковных ценностей отсюда вывезли больше пяти пудов серебра церковной утвари. А на верхнем этаже здания разместили общежитие так называемых «социальных женщин» (говоря современным языком «девушек низкой социальной ответственности»).

Несмотря на эти стеснения, братия продолжали своё служение, высоко оценённое святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским. Окончательно храм подворья был закрыт в 1926 году. Остававшихся насельников разогнали и частично арестовали.

Четверо из них: преподобномученик Афанасий (Егоров), преподобномученик Таврион (Толоконцев), преподобноисповедник Арефа (Митренин) и преподобномученик Галактион (Урбанович-Новиков) были впоследствии канонизированы в сонме Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Позже здесь разместили поликлинику №36 Фрунзенского района Москвы. Во время Великой Отечественной войны здесь находился военный госпиталь. В 1944-1945 годах несколько операций в стенах госпиталя провёл святитель Лука (Войно-Ясенецкий), приезжавший в Москву на Поместный Собор и заседания Священного Синода.

Совет

В 1993 году подворье вернули Русской Православной Церкви, и здесь начала возрождаться монашеская жизнь. Проводились активные работы по ремонту и восстановлению храмов и помещений подворья. Производилась расчистка росписей.

Незадолго до своей кончины помощь подворью оказывал великий актёр Иннокентий Смоктуновский и даже подарил храму преподобных Сергия и Германа Валаамских семейную икону святителя Николая Чудотворца.

В 1998 году для Московского подворья был написан новый список с чудотворной Валаамской иконы Богородицы, ныне пребывающей в Финляндии в Нововалаамском монастыре.

Исполняющим обязанности начальника подворья сегодня является игумен Иосиф (Крюков).

В стенах подворья сегодня заседает Синодальная комиссия по канонизации святых, возглавляемая епископом Троицким Панкратием, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

При Валаамском подворье функционируют воскресная школа и Братство имени преподобного Германа Аляскинского. Организуются паломничества на Валаам. В связи с событиями, связанными со столетием революции и гибелью Царской Семьи, проводятся богослужения с акафистом святым Царственным страстотерпцам.

Богослужение на подворье свершается при пении хора с характерным знаменным валаамским распевом. После литургии экскурсию для наших прихожан провёл сотрудник Братства имени прп. Германа Аляскинского – Максим Широков.

Экскурсовод показал нашим пилигримам помещения Воскресной школы и храм святого благоверного князя Александра Невского, где проводятся братские богослужения, обычно закрытый для прихожан, рассказал о прошлом и настоящем обители.

Обратите внимание

Все обратили внимание, что если в главном монастырском храме святых Сергия и Германа Валаамских Александр Невский на иконе написан как великий князь, то в храме своего имени на иконе он изображён как смиренный монах, перед смертью принявший схиму.

После экскурсии все насладились ароматными чаем и кофе со свежей монастырской выпечкой, в изобилии представленной в здешней трапезной, и посетили интересную книжную лавку подворья.

Источник: http://vslov.ru/nashi-palomnichestva/valaamskoe-podvore-v-moskve.html

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь – Ва­ла­ам­ский в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь.

Точ­ная да­та ос­но­ва­ния Валаамского мпонастыря не­из­вест­на; пер­вые хри­сти­ан­ские при­хо­ды по­яви­лись на бе­ре­гах Ла­дож­ско­го озера не позд­нее XI века.

Ос­но­ва­те­ля­ми мо­на­ше­ст­ва на острове Ва­ла­ам счи­та­ют­ся свя­тые Сер­гий и Гер­ман Ва­ла­ам­ские. Наи­бо­лее ран­ние до­ку­мен­таль­ные сви­де­тель­ст­ва о Валаамском мпонастыре от­но­сят­ся к XIV веку. Мо­на­стырь не­од­но­крат­но ра­зо­рял­ся шве­да­ми.

В XVIII веке, при игу­ме­не Наза­рии (1782-1801 годы; под­виж­ник из Саров­ской пус­ты­ни), на Ва­лаа­ме был вве­дён Са­ров­ский мо­на­стыр­ский ус­тав. Наи­боль­ше­го рас­цве­та Валаамский монастырь дос­тиг в XIX веке при игу­ме­не Да­ма­ски­не (Ко­но­но­ве; 1839–81). В первой половине XIX века уче­ни­ка­ми преподобног.

Паи­сия Ве­лич­ков­ско­гона Ва­лаа­ме воз­ро­ж­де­но стар­че­ст­во.

До 1917 года Валаамский монастырь был од­ним из са­мых круп­ных российских мо­на­сты­рей, его на­зы­ва­ли Се­вер­ным Афо­ном. Из Валаамского монастыря вы­шли по­движ­ни­ки и ос­но­ва­те­ли мо­на­сты­рей: Алек­сандр Свир­ский, Ар­се­ний Ко­нев­ский, Кор­ни­лий Па­лео­стров­ский, Сав­ва­тий Со­ло­вец­кий и др.

Мо­на­стырь по­се­ща­ли им­пе­ра­то­ры Алек­сандр I (1819 год), Алек­сандр II с великим князем Алек­сан­дром Алек­сан­д­ро­ви­чем (1858 год). С Ва­лаа­мом свя­за­но твор­че­ст­во многих дея­те­лей русской куль­ту­ры и искусства: ху­дож­ни­ков И. И. Шиш­ки­на, А. И. Ку­инд­жи, Н. К. Ре­ри­ха; пи­са­те­лей Н. С. Лес­ко­ва, И. С. Шме­лё­ва, Б. К.

Зай­це­ва и др.

К 1917 году на Валаа­ме на­счи­ты­ва­лось: 21 храм (15 ка­мен­ных и 6 де­ре­вян­ных) с 26 пре­стола­ми, 22 ча­сов­ни; об­щее ко­ли­че­ст­во бра­тии со­став­ля­ло 600 мо­на­ше­ст­вую­щих и 86 труд­ни­ков; су­ще­ст­во­ва­ли не­боль­шие про­из­вод­ст­ва (смо­ля­ной, кир­пич­ный, свеч­ной, ко­же­вен­ный за­во­ды, различные мас­тер­ские), фер­ма, про­цве­та­ли са­до­вод­ст­во, ого­род­ни­че­ст­во, ры­бо­лов­ст­во, кус­тар­ные про­мыс­лы. Валаамский монастырь вла­дел об­шир­ны­ми ар­хи­вом и биб­лио­те­кой, сла­вил­ся пев­че­ски­ми тра­ди­ция­ми (из­вест­ное «Ва­ла­ам­ское пе­ние», «Ва­ла­ам­ский рас­пев»). В XIX – начале XX. веках в Санкт-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве бы­ли уст­рое­ны под­во­рья Валаамского монастыря с хра­ма­ми.

По­сле 1917 года Валаамский монастырь ока­зал­ся на тер­ри­то­рии, ото­шед­шей к Фин­лян­дии. При­об­ре­те­ние Финляндской пра­во­слав­ной цер­ковью са­мо­стоя­тель­но­сти и пе­ре­ход на но­вый стиль вы­зва­ли рас­кол сре­ди мо­на­хов Валаамского монастыря. Не­со­глас­ных с ре­ше­ния­ми фин­ских государственных и цер­ков­ных вла­стей в 1925-1927 годы вы­сла­ли с Ва­лаа­ма.

Важно

В 1930 году в Валаамском монастыре на­счи­ты­ва­лось 278 чел. бра­тии. В мар­те 1940 года, по­сле со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны 1939-1940 годов, остров Ва­ла­ам ото­шёл к СССР.

То­гда же Валаамский монастырь был за­крыт; часть на­сель­ни­ков пе­ре­еха­ла в Фин­лян­дию, где ос­но­ва­ла Но­во­ва­ла­ам­ский монастырь, су­ще­ст­вую­щий и по­ны­не (в юрис­дик­ции Финляндской пра­во­слав­ной церк­ви).

С 1940 года на тер­ри­то­рии Валаамского монастыря раз­ме­ща­лись сна­ча­ла шко­ла юнг, за­тем сов­хоз, а в 1952-1984 годы – ин­тер­нат для ин­ва­ли­дов вой­ны и пре­ста­ре­лых. В ре­зуль­та­те хо­зяйственного ис­поль­зо­ва­ния бы­ли по­губ­ле­ны многие па­мят­ни­ки на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря, ра­зо­ре­ны все ски­ты, унич­то­же­ны де­ревянные хра­мы и ча­сов­ни.

В сентябре 1989 года со­стоя­лось офицальное от­кры­тие мо­на­сты­ря; на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ской жиз­ни на Ва­лаа­ме. В 1990 году Валаамскому монастырю при­сво­ен ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го.

С 1991 года в ве­де­ние Русской пра­во­слав­ной церк­ви Мо­с­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та на­ча­ли пе­ре­да­вать со­хра­нив­шие­ся зда­ния мо­на­стыр­ско­го ком­плек­са. В мае 1991 года бы­ли об­ре­те­ны мо­щи ва­ла­ам­ско­го под­виж­ни­ка ие­рос­хи­мо­на­ха Ан­ти­пы (в 1992 году при­чис­лен к ли­ку свя­тых).

В 1992 году из­дан Указ Пре­зи­ден­та РФ «О Ва­ла­ам­ском ар­хи­пе­ла­ге и Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре». В начале XXI века в Валаамском монастыре – бо­лее 200 на­сель­ни­ков.

Пер­во­на­чаль­но по­строй­ки Валаамского монастыря бы­ли де­ре­вян­ны­ми; са­мое ран­нее их изо­бра­же­ние име­ет­ся на ми­ниа­тю­ре из Жи­тия преподобного Алек­сан­д­ра Свир­ско­го (XVII век). Ка­мен­ное строи­тель­ст­во на­ча­лось в 1785 году по пла­ну, со­став­лен­но­му игу­ме­ном На­за­ри­ем и вос­хо­дя­ще­му к мо­на­сты­рям Афо­на.

При игу­ме­не Да­ма­ски­не главным ар­хи­тек­то­ром Валаамского монастыря стал А.М. Гор­но­ста­ев, ко­то­рый в сво­их про­ек­тах ори­ен­тиро­вал­ся на русское зод­че­ст­во XVI-XVII веков; эти тра­ди­ции бы­ли позд­нее про­дол­же­ны Г.И. Кар­по­вым, В.И. Ба­ран­кее­вым и др., что при­да­ло сти­ли­стическую цель­ность все­му ком­плек­су мо­на­сты­ря и ски­тов.

Совет

Зда­ния Валаамского монастыря с ке­лей­ны­ми зда­ния­ми об­ра­зу­ют 2 ка­ре: внут­рен­нее (1785-1801 годы) с Ус­пен­ской церковью (1785 год) и внеш­нее (с мас­тер­ски­ми, боль­ни­цей, вторая половина XIX – начало XX веков). Цен­тром ан­самб­ля яв­ля­ет­ся пятигла­вый Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле (1887-1896 годы, ар­хи­тек­то­ры А.В. Си­лин, Г.И.

Кар­пов и Н.Д.

Про­кофь­ев), воз­ве­дён­ный на мес­те ста­ро­го (конец XVIII века), с верх­ним пре­сто­лом Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и ниж­ним пре­сто­лом Пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на Ва­ла­ам­ских; его ко­ло­коль­ня (са­мая вы­со­кая точ­ка ар­хи­пе­ла­га) на­по­ми­на­ет русские шат­ро­вые звон­ни­цы XVII века (рос­пи­си и ико­но­ста­сы ис­пол­ни­ли мо­на­стыр­ские ху­дож­ни­ки).

Со­хра­ни­лись так­же Свя­тые вра­та (конец XVIII – начало XIX века) и над­врат­ная церковь Свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла (1802-1809 годы), церковь Жи­во­на­чаль­ной Трои­цы (1814, 1837 год), гос­ти­ни­ца (1852 год, архитектор Гор­но­ста­ев), ра­бот­ный дом (1871 год, архитектор Кар­пов); игу­мен­ское клад­би­ще с ц.ерковью Пре­по­доб­ных от­цов (ос­вя­ще­на в 1876 году).

За пре­де­ла­ми основного архитектурного ансамбля рас­по­ла­гаются ски­ты (Свя­тоо­ст­ров­ский, с де­ревней цекрковью Алек­сан­д­ра Свир­ско­го, 1855 год; Ав­раа­ми­ев­ский, Сер­ги­ев­ский, Гер­ма­нов­ский, Ко­нев­ский, Тих­вин­ский и др.), ча­сов­ни, по­клон­ные кре­сты.

В конце  XIX – начале XX веках воз­ник­ли со­ору­же­ния, на­по­ми­наю­щие о свя­ты­нях Ие­ру­са­ли­ма: мра­мор­ная ча­сов­ня с по­до­би­ем Гро­ба Гос­под­ня в церкви Вос­кре­се­ния Гос­под­ня (1901-1906 годы, архитектор В.И. Ба­ран­ке­ев) Вос­кре­сен­ско­го ски­та, Ус­пен­ская церковь Геф­си­ман­ско­го ски­та и др. Де­ре­вян­ная церковь Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1915-1917 годы) Смо­лен­ско­го ски­та бы­ла вы­строе­на в «древ­нем нов­го­род­ском» сти­ле по про­ек­ту веикого князя Пет­ра Ни­ко­лае­ви­ча в па­мять о русских вои­нах, пав­ших в Первой ми­ро­вой вой­не.

В 1979 году острову Ва­лаам при­сво­ен ста­тус ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­но­го и при­род­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка, на­ча­лась рес­тав­ра­ция отдельных па­мят­ни­ков. В 1999 году на тер­ри­то­рии острова Ва­лаам соз­дан при­род­ный парк «Ва­ла­ам­ский ар­хи­пе­лаг». Ор­га­ни­зу­ют­ся па­лом­ни­че­ские по­езд­ки.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Опи­са­ние Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря и ски­тов его. М., 1913
  • Рыв­кин В. Р. Ком­по­зи­ци­он­ные осо­бен­но­сти Ва­ла­ам­ско­го ком­плек­са // Ар­хи­тек­тур­ное на­след­ст­во. М., 1981. № 29
  • Ле­ви­аш Т. Л. Го­су­дар­ст­вен­ный ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ный и при­род­ный му­зей-за­по­вед­ник «Ва­ла­ам»: Пу­те­во­ди­тель. Пет­ро­за­водск, 1989

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/valaamskii_monastyr

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Статью добавил(а): Юра,  6 декабря 2005

Согласно валаамскому преданию, первый из учеников Христовых – Св.

Андрей Первозванный, просвящая славянские народы, отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Название “Валаам” переводят с финского как “высокая земля”.

Монастырь был основан в Х веке Преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже XV-XVIв.в. монастырь именовался “великою Лаврою”.

В XVIII в. строителем Валаамской обители был определен иеромонах Назарий, старец-подвижник из Саровской обители. Важнейшим делом Назария было строительство каменного пятиглавого Преображенского собора и ограждающего его каре келейных корпусов с Успенской (1785г.) и Никольской (1793г.) церквями по собственному плану.

По своей архитектуре и принципам построения Преображенский собор был близок собору Саровской пустыни и Византийских монастырей. Внешнее каре монастырских корпусов с надвратными церквями во имя Святых Апостолов Петра и Павла (1805г.) и больничной во имя Божией матери “Живоносный Источник” (1814г.

) было построено при приемнике о. Назария – игуменом Иннокентием. В 1887 году происходит закладка нового собора – Преображенского. При его строительстве использовался как старый кирпич из разобранного собора, так и новый, изготовленный на двух валаамских кирпичных заводах. Проект составили епархиальный архитектор Г.И.

Карпов и А.Н. Силин.

Обратите внимание

Монастырь неоднократно посещали императорские особы. В память об этом, возможно по проекту А.М. Горностаева, у входа на ведущую к пристани лестницу была построена “Царская” часовня во имя иконы Божией Матери “Знамение” (1865г.).

Как в закладке Преображенского собора, так и в освящении нижней, во имя преподобных Сергия и Германа (1892г.) и верхней, во имя Преображения Господня (1896г.) церквей участвовал Великий Князь Владимир Александрович.

В память о его посещениях Валаама у пристани построена часовня во имя Божией матери “Всех Скорбящих радости” (1896г).

Статью добавил(а): Александр Богданов,  19 марта 2007

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, 1 класса, общежительный, на Ладожском озере, на острове Валааме, на вершине довольно высокой утесистой горы. Основан в первой половине XIV века.

Основателями монастыря считаются преподобные греческие иноки Сергий и Герман (см. 28 июня). Монастырь не раз был сжигаем шведами и возобновляем.

В последний раз возобновлен в 1756 году после пожара 1744 года.

Обитель состоит из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера.

На самом большом из них и центральном красуется во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились отдельные (самые дальние верст 8-10) скиты: Авраамиев, Александро-Свирский-Святоостровский, Всех Святых, Ильинский, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька игумена Назария.

Монастырский соборный храм двухэтажный. Верхний храм — однопрестольный, в честь Преображения Господня, а нижний — двухпрестольный; главный придел во имя преподобных Сергия и Германа, а другой на правой стороне — во имя святого пророка Ильи.

Важно

В нижнем храме, у второй колонны, почивают мощи основателей монастыря; над местом их упокоения установлена массивная серебряная рака. Скала, на которой построен собор, поднимается на 16 сажень над уровнем озера. Стиль постройки — византийский; колокольня — готической архитектуры, вышиною от уровня воды в 49 сажень; покрытая вызолоченными листами, она далеко видна с озера.

В монастыре принят устав Саровской пустыни; жизнь — строгая, с соблюдением самого строгого отшельничества в скитах; при богослужении употребляется древне-русский столповой напев; в скитах совершается неусыпное чтение псалтири по усопшим.

В церкви Авраамиева скита у жертвенника в иконе хранится частица мощей преподобного Иакова Боровичского (см. 23 октября). В Александре-Свирском ските есть пещерка преподобного Александра (см.

30 августа), устроенная в расселине каменной скалы и по вместительности такова, что в ней один только не очень рослый человек может стоять выпрямившись и делать поклоны; в пещерке находится образ преподобного; близ самой церкви скита находится могила преподобного, осененная ныне гранитным крестом, которая, по сказанию, вырыта была собственными руками преподобного. Молочной пищи в этом скиту по уставу никогда не разрешается вкушать, рыбная же употребляется иногда в положенные дни.

В скиту женщинам дозволяется вход только в неделю Всех Святых; пища в этом скиту круглый год постная и даже в великие праздники иноки не вкушают скоромного масла и рыбы. В Предтеченский скит вход женщинам безусловно воспрещен.

Недалеко от Коневского скита, с каменною церковью в честь Коневской Божией Матери, находится пустынька Дамаскина, бывшего несколько лет тому назад игуменом монастыря (+23 января 1881 года), это — келья, место обитания подвижника: в ней 4 маленькие комнатки, в одной из которых стоит деревянный некрашенный гроб, в котором строгий пустынножитель, для памяти смертной, полагал на краткие отдохновения многотрудное тело свое. Монастырские крестные ходы совершаются 1 августа и 29 июня — вокруг монастыря, а в неделю Всех Святых — в скит Всех Святых. В монастыре введено старчество. В монастырской библиотеке хранится синодик Иоанна Грозного с именем убиенных в опричину и среди многих старопечатных книг XVII века рифмованная псалтирь Симеона Полоцкого. При монастыре школа, больница, амбулатория, гостиница для богомольцев и разного рода мастерские. Монастырь имеет свои пароходы, на которых командиры и матросы — монахи. Во владении монастыря в Ладожском озере находится около 40 островов, которые занимают до 3100 десятин земли. Монастырю принадлежит в Москве (на 2-й Тверской — Ямской) подворье и часовня.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Статью добавил(а): Т.,  14 октября 2013

Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Сортавальского муниципального района (по состоянию на 15.04.2013 г.).

Скит Авраамия Ростовского (остров Авраамиевский): 1) Дом настоятеля, келейный корпус; 2) колодец (1883 г.); 3) огород (конец 19 в.); 4) Поклонный крест на острове Дивный вблизи скита (конец 19 века, о.

Дивный); 5) Церковь во имя Преподобного Авраамия Ростовского (1873 г.).

«Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия» http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/statisticheskie-svedenija-po-dislokacii-pamjatnikov-istorii-i-kul-tury-respubliki-karelija/sortaval-skij-r-n/

Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  15 октября 2018

Совет

К 1811 году в Валаамской обители деревянных зданий уже не было, строительство велось из кирпича. Монастырская усадьба включала в себя:

1. Соборную двухэтажную церковь о пяти главах, крытую железом, внутри украшенную великолепным и богатым иконостасом, с деревянными крестами, обитыми жестью. В верхнем этаже – храм во имя Преображения Господня, а в нижнем храм во имя преподобных Сергия и Германа, где почивают под спудом их святые мощи. 2. Церковь во имя Успения Божией Матери. 3.

Церковь во имя апостолов Петра и Павла, над святыми вратами. 4. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в северо-восточном углу. 5. Колокольню при соборной церкви. 6. Братские двухэтажные кельи по южной стороне от Никольской церкви, по западной – настоятельские, по северной – кухню и трапезу, по восточной – монастырские службы. 7.

Здание поблизости от служб, обнесенное каменной оградой, в которой по правую сторону церкви апостолов Петра и Павла братские, а по левую – гостиные кельи, от юго-западного угла – больницу, а от северо-западного угла – три двухэтажных флигеля гостиных комнат. 8. Гостиные комнаты и купеческие лавки на западном берегу вне монастыря. 9.

В трех километрах к юго-западу от обители скит, в котором находилась церковь во имя Всех святых, и шесть братских келий. 10. Скиты, построенные для валаамских пустынников.

https://valaam.ru/history/5505/

На берегу Монастырской бухты расположена часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская часовня является памятником обретению святых мощей преп. Сергия и Германа Валаамских и избавлению обители от шведских набегов. Именно в этом месте причалило судно, доставившее на Валаам главную монастырскую святыню.

Потом святые мощи были опущены в скалу на вершине горы, где и был построен монастырь. Первая часовня на этом крутом скалистом берегу появилась еще в 1825 году, однако в июле 1982 года она сгорела. Поскольку реставраторы уже успели ее обмерить, на месте сгоревшей часовни вскоре, в 1986 году, была поставлена ее точная копия.

Далее, по ходу следования к югу, расположена часовня во имя иконы Божьей Матери “Всех Скорбящих Радости”. Она была создана в 1896 году в память о посещениях Валаама Великим Князем Владимиром Александровичем – третьим сыном императора Александра II. Князь принимал участие в закладке Спасо-Преображенского собора и освящении его церквей в 1892 и 1896 годах.

Обратите внимание

Часовня построена из валаамского кирпича с колоннами из красного и черного гранита на сером гранитном цоколе.

Ещё южнее, рядом с самим причалом расположена часовня Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в конце XVIII века. Благовещенская часовня относится к числу самых старых каменных строений на Валааме, ибо до середины 80-х годов XVIII века все здания монастыря были деревянными.

http://palmernw.ru/valaam2006/valaam2004_2006_2.html

Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  18 октября 2018

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Авраамиевский скит. Освящен во имя прп. Авраамия Ростовского. Тип здания – скит. Архитектор Г. И. Карпов. Год 1873 (9.10), 1920 г. – разобран. Ктитор Ф. И. Тюменев.

Авраамиевский скит

В 2015 году исполнилось 1055 лет монашеского пострига преподобного Авраамия Ростовского на Валааме. В настоящее время Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь ведет работы по восстановлению исторического Авраамиевского скита.

«Восстановление и развитие валаамских скитов – очень важная задача, которую нам поставил Патриарх, – рассказывает игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Святейший Патриарх отметил, что Валаам снова должен стать “Северным Афоном”.

Характерной особенностью Валаамского монастыря является то, что здесь существовали все формы монашеской жизни: общежитие – когда братия вместе проживает, участвует в богослужениях и послушаниях; скитская жизнь – более уединенная, молитвенная, отличающаяся строгим уставом, а также отшельничество – пустынножительство, пребывание в непрестанной молитве».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал восстанавливать островные исторические скиты. К их числу относится Авраамиевский скит.

Авраамиевский скит основан игуменом Дамаскиным. В скиту была часовня, капитально перестроенная архитектором Г.И. Карповым и освященная отцом Дамаскиным 9 октября 1873 г. В тот период в Авраамиевском скиту жили шесть монахов.

Красота места и малочисленность паломников из-за его удаленности привлекли петербургского купца Ф.И. Тюменева. Он долгое время жил в скиту и подарил церкви иконы (ныне часть из них находится в музее г. Куопио в Финляндии), а также частицу мощей св. Иакова Боровичского.

Благотворитель похоронен на старом братском кладбище.

Важно

После получения Финляндией независимости на Валаам прибыли военные. В 1920–1930-х гг. рядом со скитом соорудили центральный форт Валаамского укрепрайона, входившего в линию Маннергейма. Во время войны 1939–1940 годов здесь находилась береговая артиллерия.

Некоторые финские фортификационные сооружения сохранились до настоящего времени: форты, артиллерийские позиции в скалах, блиндажи и дзоты, казарменные постройки. В 1923 г. Валаамский монастырь пожертвовал Авраамиевскую церковь Тиурульскому приходу Финляндии.

В начале 20 века монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама, и 21 часовню.

На конец 2014 г. восстановлены десять из тринадцати скитов: скит во имя Святителя Николая Чудотворца (Никольский); скит во имя Всех Святых; скит во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Предтеченский); скит во имя Прп.

Сергия Валаамского (Сергиевский); скит во имя Пророка Илии (Ильинский); скит во имя Преподобного Александра Свирского (Святоостровский); скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский); Гефсиманский скит; Воскресенский скит; скит во имя Коневской иконы Божией Матери (Коневский).

http://monasterium.ru/novosti/novosti-stavropigialnykh-monastyrej/valaamskiy-monastyr-vosstanavlivaet-avraamievskiy-skit/

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00888

Валаамский монастырь: где находится и как добраться

Остров Валаам находится неподалёку от Ладожского озера. Именно там расположен живописный уголок, на котором разместился монастырь. Этот кусочек земли русской будто пронизан благодатным светом. А те, кто хоть раз побывает в этих местах, запомнит его в своём сердце навсегда.

Валаам — это святая обитель, со всех сторон окружённая водами озера. Именно в эти места стремятся попасть истинно верующие люди, чтобы прикоснуться к святой земле.

Совет

Здесь можно насладиться первозданной красотой природы, тишиной, наконец-то привести в порядок мысли и обрести себя. Монастырь находится на одном из крупнейших островов Валаамского архипелага в Карелии.

Он возвышается на 60 метров над уровнем моря и имеет площадь 9,6×7,8 км. На данный момент обитель насчитывает 150 монахов.

История возникновения обители

Никто не может точно сказать, в каком году был создан монастырь. Множество сведений и документов расходятся в том, с кем именно было связано рождение обители. Что касается столетия, то историки приходят к единогласному мнению — дата открытия приходится на X—XII вв. ек.

Есть версия, которая гласит, что каменный крест на монастыре был установлен проповедником, апостолом Андреем, когда тот обходил земли русские с речами Христовыми. Таким образом, образовался монастырь, а затем появились монахи, которые хотели посвятить жизнь служению Господу.

Основателями монашеского братства, по одной из версий, считают преподобных Сергия и Германа, которые пришли на Валаам через 900 лет после апостола Андрея. Вторая версия приписывает этот подвиг благочестивому Авраамию Ростовскому, жившему в X веке.

Этимология названия и развитие монастыря

Название «Валаам» имеет славянские корни и появилось во время обитания здесь племен финнов и венгров. Так как островок возвышался и был виден со всех сторон, его и назвали «валамо» — высокая земля. Также есть версия, что корень «Вал» обозначает имя одного из сыновей Одина, известного викинга, которого считали полубогом.

Островок хотели захватить многие государства, но самыми настойчивыми были шведы. Они то и дело совершали набеги на лакомый кусочек земли. Но в 1721 году был подписан Ништадтский договор, который присвоил Валааму статус российской земли. С этого момента в монастыре начинается расцвет.

Были реконструированы старые постройки, возведены новые каменные помещения, облагорожены близлежащие участки. Святое место стали посещать государственные особы в лице императора, известных мировых личностей и петербургской интеллигенции.

1887 год ознаменовался рождением на территории подворья Спасо-Преображенского храма.

Во время Первой мировой войны монастырь претерпел много бед и даже отошёл к Финляндии. Здесь долгое время размещались финские гарнизоны, затем голод и эпидемии унесли много человеческих жизней. Служителям монастыря и монахам пришлось перебраться на материковую зону.

Во время подписания Карельского договора остров стал частью Советского Союза. С этого момента история монастыря приобрела совсем иной смысл. Здесь организовали совхоз, а в церковных постройках на подворье разместили склады и дровник. Одно из помещений выделили для инвалидов.

Этот период называют трагическим или позорным для святой обители.

Обратите внимание

Примерно с 1980 года в монастыре начались работы по реставрации, и жизнь монахов возобновилась. Также была возрождена скитская жизнь. Так, в 2008 году, к юбилею Крещения Руси, был выстроен Свято-Владимирский скит. Всего из 13 заброшенных скитов восстановили десять.

21 сентября 2008 года Патриарх Алексий I. I. освятил этот храмовый комплекс. Со временем здесь открылась музейная экспозиция и мастерская по иконописи.

На территории святой обители разместились собственная молочная ферма, птичье и форелевое хозяйство, парк автомобилей, огороды и сады. Также есть собственная амбулатория.

У Валаамского монастыря есть своя флотилия, а навигация по озеру открывается с мая по ноябрь. Флот состоит из 7 пассажирских и 4 грузовых теплоходов.

Краткое описание территории

Общая территория Валаамского монастыря — это уникальный архитектурный ансамбль: большое количество церквей, часовен, мест для молитвы, крестов для поклонения и множество вспомогательных сооружений.

Всё это обрамлено великолепной природой на фоне кристально чистой воды озера. Главным и самым достойным украшением является Спасо-Преображенский собор, который считается мужским. Вход сюда осуществляется только по строгим правилам.

Особенно это относится к женщинам: никаких брюк, парфюма или косметики. Допустимы только длинная одежда и покрытая голова.

Белый и Красный скиты заслуживают особого внимания. Монахи здесь живут небольшими группами, имеют свой устав и правила, ведут уединённый образ жизни. Все строения выкрашены в белый или красный цвет, в зависимости от названия. Устав в Белом Ските очень строг, сюда не пускают женщин вообще. А вот Красный скит может стать пристанищем паломников женского пола.

Самая старая церковь на острове — это Успенская. Изначально она была полностью из дерева, а в 1785 году её перестроили с помощью кирпича. Во времена Советов здесь был магазин, а иконостас полностью закрашен синей краской, из-за чего уникальные изображения и образы были потеряны. С помощью лучших мастеров нашей страны уникальная красота церкви была восстановлена.

К хозяйственным постройкам относят:

  • Конюшенный дом — двухэтажное здание из красного кирпича, датируется 1871 годом. Такое большое помещение служило пристанищем для работников конюшни, так как число животных всегда было большое. Они требовали систематического ухода, потому численность работников достигла отметки более 400 человек.
  • Водопроводный дом — это уникальная постройка с промышленной точки зрения. Так как территория монастыря огромная, понятно, что вода должна быть здесь постоянно. К озеру пришлось прокладывать тоннель длиною в 142 метра и высотой около 2 метров. В цокольном помещении размещалась водокачка — это паровая машина. В остальных помещениях находились кузница, мельница, прачечная, баня, разнообразные мастерские и котельная.

Интересные подробности из истории монастыря:

  1. В 1611 году шведы жестоко надругались над святыми мощами усопших. После этого разорителей настигла трагическая участь, а на этом месте была возведена часовня.
  2. Когда монастырь был возвращён Русской православной церкви в 1946 году, он вернулся к юлианскому календарю.
  3. Есть сведения, что в XIX веке ходили легенды о красотах местных садов. Речь идёт о большом количестве сортовых яблок. Их насчитывалось около 60 сортов, яблони ежегодно давали урожай в более 50 тонн. А когда на территории монастыря соорудили парники, то арбузы и дыни стали подавать к столу круглый год.
  4. На Валаамском архипелаге есть собственная военная часть, где могут пройти службу юноши, стремящиеся послужить родине. При этом все они становятся монастырскими послушниками.
  5. В интернете есть официальный сайт монастыря и контакты паломнической службы, на которых можно узнать всю интересующую информацию о святой обители. Здесь есть график посещений, стоимость услуг, работа храма и выставленные экспозиции.

Как добраться до Валаама

Лучше всего посещать монастырь в тёплое время года, когда открыта навигация. Обычно едут из города Сортавалы или Приозерска. В Сортавалу можно добраться железной дорогой или автобусом из Санкт-Петербурга. В самом Сортавале есть причал, с которого до святой обители можно добраться на теплоходе под названием «Метеор».

В Приозерск из Санкт-Петербурга можно добраться электричкой или автобусом. Что касается «Метеора», то билеты на теплоход лучше забронировать заранее. На самом Валааме гостиницы рассчитаны исключительно для паломников.

Важно

Чтобы разместиться с комфортом, можно поселиться в отеле «Игуменский», куда можно доплыть на теплоходе «Адмирал Кузнецов», или в Монастырской бухте. Что касается погоды, то она на острове очень переменчива.

На озере нередко бывают сильные штормы, а монастырь открыт для сильных ветров из-за того, что находится на возвышении. Лето не очень жаркое, максимальный температурный показатель достигает не выше +20 ℃ .

Особые условия посещения

Паломники должны придерживаться следующих правил:

  • Одежда должна соответствовать месту: длинное одеяние, покрывающее руки и ноги. Недопустимы спортивные/пляжные костюмы, шорты и юбки.
  • Женщины должны быть только с покрытой головой, а мужчины без головных уборов.
  • Нельзя находиться в монастыре в нетрезвом состоянии, употреблять наркотики/алкоголь и курить.
  • Запрещено громко смеяться/говорить, сквернословить, включать сильно музыку, кричать.
  • Видео- и фотосъёмка проводится только с разрешения настоятеля.
  • Запрещено наносить вред памятникам архитектуры, животному и растительному миру.

Хотите уединиться, насладиться красотой природы и поговорить с Господом? Тогда Валаамский монастырь — как раз то место, где можно это сделать. Если внимательно прислушаться, то можно услышать, как там ежечасно звучит молитва, которая проникает не только в сознание, но и глубоко в душу.

Валаамский монастырь

Источник: https://molitva.guru/hramy/valaamskij-monastyr-gde-nahoditsya-i-kak-dobratsya.html

Ссылка на основную публикацию