Церковь покрова богородицы в филях, москва

Храм в Филях может исчезнуть на наших глазах

Он пережил нашествие французов и Великую отечественную войну. Но самую главную проверку на прочность ему приготовил мирный двадцать первый век.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, памятник архитектуры XVII века, может исчезнуть на наших глазах.

Причина тому – планируемая застройка соседнего Западного речного порта. Кроме того, храм, стены которого помнят еще Петра I, нуждается в реставрации. Но провести ее мешает неясный правовой статус памятника.

Храм в Филях

Храм в Филях

Сток под вопросом

«Исторически здесь всегда был естественный сток вод. Вода течет по склону, попадает в Москва-реку, – протоиерей Борис Михайлов, настоятель Покровского храма в Филях, показывает рукой в сторону набережной.

– Что планируют сделать сейчас? Территорию в низине, где была промзона речного порта, хотят застроить 70-метровыми жилыми домами, провести там восьмиполосное шоссе. Под это строительство нужно будет забетонировать площадку, и она станет плотиной на пути воды.

На том месте, где сегодня стоит храм, будет болото».

Отец Борис – искусствовед по образованию. Он написал книгу по истории филевского храма и влюблен в него всей душой. О грядущей застройке настоятель узнал от местных жителей, многие из которых его прихожане.

Они развернули настоящую борьбу против строительных планов. Застройка, по их мнению, повредит не только храму, но и сделает невыносимой жизнь остальных обитателей Новозаводской улицы.

Сложные грунты под местом будущего строительства приведут к разрушению соседних домов, исчезнут спортивные площадки, квартал окажется в кольце дорог.

Обратите внимание

Местные жители собрали более тысячи подписей жильцов в свою поддержку, написали письма президенту, премьер-министру, мэру Москвы, в целый ряд государственных учреждений.

Образцы этих писем выложены в соцсетях. Их предлагают подписать и отправить от своего имени всем желающим.

– Я такой пролетарской ярости не видел, воспроизвести это невозможно, – вспоминает отец Борис общественные слушания в ноябре, где жильцы встретились лицом к лицу с застройщиками.

Застройщик – ОАО «Порт-Сити», одним из учредителей которого является Михаил Хубутия, председатель Союза грузин России и председатель совета директоров торгового дома «Шатер» (управляет московскими Гостиным Двором и Манежем).

– На слушаниях застройщикам удалось получить перевес в голосах, – говорит Сергей Клычков, координатор движения «Архнадзор».

– Они представили свои списки, где фигурировало более 2000 подписей за строительство. В основном в этих бумагах подписались сотрудники ближайших кафе и шиномонтажей.

Сейчас местные жители обратились в прокуратуру, поскольку подозревают, что часть подписей подделали.

Судьба строительного проекта, который поставит под угрозу будущее уникального храма, сегодня не ясна. «Понятно, что застройщики не откажутся от него просто так, будут продавливать его», – говорит отец Борис Михайлов. С этим мнением согласен и эксперт «Архнадзора».

В самом «Порт-Сити» отрицают, что застройка Западного порта негативно повлияет на состояние храма. «Разговор про отсутствие стоков – это разговор дилетантов, – говорит сотрудник компании, который отказался назвать свое имя. – Понятно, что о сплошной бетонной стене, которая создаст болото наверху, речи не идет. Все-таки проект делали специалисты».

«Не нужно быть специалистом, чтобы понимать: три 70-метровые высотки и многополосная трасса нарушат исторически сложившуюся гидрологеолгическую ситуацию», – говорит отец Борис Михайлов.

По словам сотрудника «Порт-Сити», сейчас проект проходит доработку в НИИ Генплана. Сроки начала строительства пока неизвестны.

Статус-кво

Строительство под стенами древнего храма – не единственная опасность, которая его подстерегает. Эксперты определяют современное состояние храма как «аварийное».

«Последнюю реставрацию проводили в 2000 году. Тогда же констатировали, что памятник находится в неудовлетворительном состоянии», – говорит Сергей Клычков.

По его словам, проведению реставрационных работ мешает неопределенный статус храма. В 2013 году церковь Покрова в Филях получила статус федерального объекта культурного назначения. При этом процедура передачи памятника в федеральную собственность так и не была доведена до конца, и церковь Покрова по-прежнему находится на балансе города.

Сегодня в храме располагается филиал музея Андрея Рублева. Музей сохраняет верхний и нижний храмы.

Важно

Верхний храм в летнее время открыт для посетителей, нижний храм распоряжением правительства Российской Федерации должен быть передан в пользование прихода.

Но эта передача до сих пор не осуществлена, говорит отец Борис Михайлов. Приход имеет возможность служить в храме в определенные дни по соглашению с музеем.

Музей – пользователь памятника на правах охранно-арендного договора с Департаментом культурного наследия Москвы, говорит Сергей Клычков. Двойственный статус храма делает невозможным его передачу в оперативное управление музею и получение бюджетных средств на реставрацию памятника и развитие музейной зоны.

«Протечки и подсосы, вода. Вот основная проблема храма в настоящее время, – говорит отец Борис Михайлов. – Вчера мне показали нижний цоколь с внутренней стороны. И там везде желтые разводы – то есть вода всасывается и идет по камню. Он же там беленый, и хорошо видно, как происходит подсос – раз волна развода, два волна…»

По словам отца Бориса, ни священник, ни приход исправить эту ситуацию не могут: «Как приход мы зарегистрированы в этом храме с начала девяностых годов. Но до сих пор мы не можем реализовать свое право на служение в нем и участвовать в реставрационном процессе».

Церковь Покрова в Филях: прошлое

Здание храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях возвели в 1690-1693 годы на средства боярина Льва Кирилловича Нарышкина в его загородной усадьбе.

Церковь Покрова в Филях

Храм – образец архитектурного стиля, который называют «нарышкинским барокко». На первом этаже находилась зимняя отапливаемая церковь Покрова Богородицы. Над ней – церковь Спаса Нерукотворного. Ее назвали в благодарность Богу за спасение Льва Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта. От рук стрельцов погибли многие его родные. Сам Лев Кириллович молился перед иконой Спаса и выжил.

Известно, что на украшение храма пожаловал четыреста червонцев Пётр I. Нарышкин приходился царю родным дядей. В 1703 году после взятия Нарвы Пётр I привез в подарок для церкви цветные витражи.

Зодчим и автором иконостаса в верхней церкви, главной храмовой достопримечательности, был Карп Золотарёв, глава художественной мастерской Посольского приказа. Он известен своими работами в Крестовоздвиженской церкви московского Кремля, Новодевичьем и Донском монастырях.

Храм в Филях

Во время войны 1812 года в нижнем храме французы устроили конюшню. Из-за этого первоначальное убранство нижней церкви не сохранилось. Интерьер верхней церкви, где французы разместили портняжную мастерскую, пострадал меньше.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба состоялась 12 июля.  В целях маскировки от авианалётов разобрали главы и верхний ярус, наверху посадили зенитчика. Во время военных действий под Москвой храм использовали как лазарет.

Первое богослужение в нижнем храме провели в 1992 году. Ежегодно 28 августа на празднование Спаса Нерукотворного с ведома музея прихожане храма совершают крестный ход и молебен в верхней церкви. Протоиерей Борис Михайлов ждет этого дня: «Входя туда, видя этой потрясающей работы иконостас, это великолепие – я каждый раз ощущаю настоящий духовный подъем».

Фото Ефима Эрихмана

Источник: https://www.pravmir.ru/spasite-hram-v-filyah/

Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

?bdb_2000 (bdb_2000) wrote,
2014-04-01 18:23:00bdb_2000
bdb_2000
2014-04-01 18:23:00Category:
Церковь Покрова Богоматери в Филях – уникальный памятник архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства конца XVII века.

Храм был построен в 1692-1693 годах дядей Петра I боярином Львом Нарышкиным в его подмосковном имении и является ярким образцом зодчества так называемого нарышкинского стиля (или барокко). Его отличают использование нетрадиционного для древнерусской архитектуры решения плана и объемной композиции, ориентация на европейские образцы в белокаменной резьбе.

По изысканности силуэта, гармоничным пропорциям объемов и качеству исполнения белокаменных деталей церковь Покрова в Филях является одной из лучших среди усадебных храмов своего времени.

Она представляет собой центрическое сооружение, в котором объединены нижняя зимняя (теплая) церковь, верхний летний (холодный) храм и колокольня, попасть на которую можно по внутристенной лестнице.02 Церковь имеет престолы в летнем и зимнем храмах. Верхний, летний, во имя Спаса Нерукотворного, почти полностью сохранил первоначальное декоративное убранство интерьера.

Совет

Золоченая резьба иконостаса, клиросов и царской ложи выполнена лучшими московскими резчиками. Иконы для иконостаса написаны выдающимися художниками из числа царских мастеров Оружейной палаты, Кириллом Улановым, Карпом Золотаревым. Интерьер нижней, Покровской, церкви неоднократно обновлялся на протяжении XVIII-XIX веков.

03 Строительство храма велось в 1690-1693 годах, отделочные работы были завершены в 1694 г. Сохранилось предание о том, что Петр I пожаловал на украшение храма 400 золотых червонцев из казны. Молодой царь любил навещать в Филях своего дядю, часто устраивавшего там торжественные приемы.

Дальнейшая история филевской церкви, принадлежавшей семье Нарышкиных до 1868 года, имеет ряд знаменательных страниц. 7 июня 1763 года Фили посетила императрица Екатерина II, находившаяся в Москве по случаю коронации. Императрица присутствовала на богослужении в храме, а затем в ее честь был устроен торжественный обед.

04 Строительство каменного храма на территории боярской вотчины в конце XVII века было важным событием для ее владельца. Церковь сразу же становилась основной доминантой усадьбы, была видна издалека, заявляя о своем хозяине на всю округу. Усадебные храмы этого времени отличаются необычной высотой, сложной объемно-пространственной композицией и пышным белокаменным убранством фасадов. Новый архитектурный стиль как нельзя лучше подходил для подобных построек, свидетельствуя о знатном происхождении, родовитости владельцев, подчеркивая их богатство и добродетели.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "калужская"

Пожар, случившийся в московском доме Нарышкиных в 1712 году, уничтожил все документы, связанные с возведением церкви Покрова в Филях. Остается неизвестным, как и у кого родился замысел ее необычного облика, что послужило для нее конкретным образцом, как звали строивших ее мастеров.

05 В верхний храм можно попасть с галереи, на которую ведут три лестницы – с северной, западной и южной сторон. Отсутствие четвертой лестницы с востока вносит легкую асимметрию в объемно-пространственное решение. В восточном полукруглом выступе, внешне ничем не отличающемся от остальных, помещается алтарь.

Престол в алтаре верхнего храма расположен непосредственно над престолом нижнего, что не характерно для древнерусской традиции: при освящении церкви в подклете ее алтарную апсиду выносили к востоку, дабы не ходить ногами над престолом.<\p>06 Новаторский по формам резной белокаменный декор – важнейшая составляющая нарышкинского стиля.

Он сформировался в русском зодчестве конца XVII века независимо от сложения центрических ярусных композиций и мог украшать совершенно разные по типу постройки.

В отличие от памятников «узорочья» предшествовавшего времени, где декор был неразрывно связан с кирпичной кладкой, белокаменная резьба нарышкинских храмов накладывалась на ровную гладь стены, подчеркивая конструктивные узлы и основные архитектурные линии.07 Заимствованный из разных источников, новый декор впитал ренессансные, маньеристические и барочные черты.

Важную роль в его формировании сыграли белорусские резчики по дереву, работавшие в Москве с середины XVII века. Многие мотивы нарышкинского декора появились сначала в выполненном ими резном убранстве деревянного царского дворца в Коломенском, а затем перешли в каменные постройки.

Другим его источником были издававшиеся в Северной Европе иллюстрированные руководства для архитекторов и декораторов, откуда заимствовались как собственно архитектурные (колонки, балюстрады, фиалы, пальметты-раковины и т.д.), так и чисто орнаментальные формы (картуши, гирлянды с цветами и фруктами и пр.).

Обратите внимание

08На протяжении всего своего существования нарышкинский стиль оставался столичным явлением. Заказчиками столь дорогих храмов могли быть только представители царского дома, очень знатные вельможи, приближенные к двору высшие церковные иерархи, а также богатейшие купцы. Члены семьи Нарышкиных были строителями целого ряда таких храмов.

Лев Кириллович кроме филевского храма выстроил в своей городской усадьбе церковь Знамения на Шереметевом дворе, декоративное убранство которой имеет много общего с церковью Покрова в Филях.

09 Церковь Покрова в Филях произвела сильное впечатление на современников и стала образцом для многих вотчинных храмов рубежа XVII – XVIII веков, когда в Подмосковье началось массовое усадебное строительство.10

11 Внутренняя архитектура храмов нарышкинского стиля не менее своеобразна, чем их наружный облик.

Ярусная композиция придает небольшому внутреннему пространству значительную высоту, а раскрытые к основному помещению храма полукруглые лепестки-экседры создают сложную пространственную конфигурацию его интерьера.<\p>12 Верхний летний храм филевской церкви сохранил свой первоначальный интерьер с редкостной полнотой.

Сегодня он предстает таким же, каким замыслили его мастера-декораторы, каким видели его Лев Кириллович Нарышкин и молодой царь Петр I. Свидетелем тех времен служит подлинный пол, выложенный из дубовых плах.

13 Главное украшение филевского храма – его резной золоченый иконостас, имеющий нетрадиционную ступенчатую форму и, благодаря растительным орнаментам, покрывающим его архитектурную основу, зримо являющий собой образ прекрасного райского сада.

Резьба подчиняет себе форму икон, заставляя их принимать причудливые округлые или граненые очертания, затрудняет четкое прочтение их рядов по горизонтали. Каждая из икон имеет собственную раму, такую высокую, что они кажутся утопленными в тело иконостаса. Движение пронизывает весь иконостас, который как бы живет, дышит, прорастает на глазах пребывающих в храме.

14 Тектоника филевского иконостаса первоначально читалась более отчетливо, поскольку его основная конструкция, на которой крепились резные детали, была темной, а сами резные детали – золочеными. В середине XIX века иконостас был полностью перезолочен, и эта позолота была оставлена при реставрации. Подлинную окраску восстановили лишь на клиросах, навесных киотах и владельческой ложе.<\p>

15 Все три открытые в четверик притворы верхнего храма не сохранили декоративного оформления конца XVII века. Находящиеся в них киоты с иконами выполнены в 1850 году. Тогда же весь храм был покрыт росписью – отдельными сюжетными композициями в орнаментальных рамах, имитирующих лепнину, а также псевдобарочными и псевдоклассическими архитектурными мотивами по голубому полю стены.

161718192021222324252627

Важно

28 Со сводов вниз, пронзая единой осью все внутреннее пространство храма, спускается цепь главного светильника-паникадила, выполненная в виде пышной цветочной гирлянды. Эта изысканная деталь убранства придавала еще большую нарядность интерьеру, обильно декорированному пышной золоченой деревянной резьбой.

<\p>

29 Искусство такой резьбы пришло в Москву в середине XVII столетия вместе с белорусскими мастерами-резчиками, которых привлек для украшения Воскресенского храма в Новом Иерусалиме патриарх Никон. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. «Белорусская резь» стала очень популярной в Москве, поскольку позволяла украшать храмы с невиданной ранее пышностью.

<\p>30 По формам и технике исполнения эта резьба полностью соответствовала аналогичному искусству, распространенному в странах Северной Европы и Польше. Основное отличие «белорусской» или «флемской» (т.е.

фламандской) резьбы от традиционной для России глухой плоскостной заключалось в том, что она была сквозной и объемной, фактически скульптурной, и требовала для своего исполнения особых инструментов.31323334тексты:

Церковь Покрова в Филях / Архитектура

Церковь Покрова в Филях / Интерьер

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com

Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций

Источник: https://bdb-2000.livejournal.com/54205.html

Церковь Покрова в Филях в Москве

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — православный храм Георгиевского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).

Здание архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московского барокко.

История

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком – там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим – для того же заказчика.

Храм Покрова в Филях – пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта).

Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом.

По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Совет

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу от пьянства

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

Обратите внимание

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

Фотографии

Источник: https://tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/moskva/cerkov-pokrova-v-filyah

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях – одна из лучших представительниц московского барокко.

Запись относится к месту:
Москва

Церковь в этом подмосковном селе была известна с 1619г. – тогда небольшая деревянная церковь Покрова дала имя новой, двухэтажной роскошной барочной красавице.

В конце XVII века село, ранее принадлежавшее боярам Мстиславским, а за ними – боярину И.Д.Милославскому, перешло к родственникам Петра I – князьям Нарышкиным. Самый известный из этой семьи – Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, и возвел в селе новую церковь, которая и стала «родоначальницей» стиля московского барокко.

Строительство продолжалось приблизительно с 1690 по 1693 гг. (возможно, оно было начато и раньше).

Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам заказчик, а по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой вероятностью отнесен к произведениям зодчего Якова Бухвостова, строившего для Нарышкиных.

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях два храма. Нижний, в подклете – «теплый», или зимний, Покровский, и верхний, летний, неотапливаемый – в честь Спаса Нерукотворного Образа.

Последний, по преданию, был освящен во имя этой иконы потому, что во время стрелецкого бунта 1682г.

Лев Кириллович, спрятавшийся в покоях царицы, молился образу Спаса, что, как он считал, и помогло ему уцелеть.

Важно

Церковь Покрова в Филях построена «иже под колоколы», то есть, одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. В верхнем, самом маленьком ярусе помещается площадка с широкими арочными проемами, не обрамленными наличниками и разделенными белыми полуколонками.

Все внешнее убранство церкви – белокаменное. Резные белые детали четко выделяются на кирпичных стенах. Вся церковь покрыта, словно пеной, изящными узорчатыми украшениями.

Широкие наличники с колонками на окнах, колонки на углах четверика и восьмериков, резные фронтоны («петушиные гребешки»), завершающие каждую грань ярусов, – все это создает ощущение воздушности и легкости стройного здания, словно стремящегося ввысь.

Нижняя часть храма окружена открытой галереей – гульбищем, чьи перила также богато украшены белокаменной резьбой и декоративными вазонами. Гульбище охватывает церковь со всех сторон; подняться на него можно по трем лестницам. Благодаря широким, свободно раскинувшимся вокруг храма лестницам возникает ощущение прочной опоры всего здания, слишком легкого, чтобы просто стоять на земле.

Внутреннее убранство церкви не уступает внешнему. Деревянная резьба украшает не только высокий многоярусный иконостас, но и окна, и арки, и клиросы, и ложу, и сами стены.

Предполагается, что все работы по дереву выполнялись артелью белорусских мастеров, состоявших при золотописной палате Карпа Золотарева, и по его же эскизам. Авторы росписи свода остались неизвестными. В 1703г.

Петр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи.

Церковь Покрова в Филях пострадала во время войны 1812 года – она была разорена, в нижней части французы устроили конюшню. В советское время ей угрожала гораздо б?льшая опасность – в начале 1930-х гг.

рабочие местного завода №22 имени Десятилетия Октября обратились с просьбой разрешить снести храм, так как это место уже было запланировано руководством заводского поселка для постройки гастронома.

Несмотря на отказ, руководство завода №22 продолжало настойчивые просьбы; переписка продолжалась, церковь оставалась действующей, пока не было принято решение о ее закрытии, категорически запретив снос храма и оставив его в первозданном виде.

Совет

Община храма за подписями 913 человек (в основном рабочих) обратилась с просьбой оставить храм в ее пользовании. Церковь все же закрыли.

Во время Великой Отечественной войны в нее попало несколько зажигательных бомб. В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля.

Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий.

В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Реставрация Покровской церкви тянулась вплоть до Олимпиады 1980 года, когда в Филях открыли филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Споры между музеем и церковью продолжаются до сих пор. Сотрудники музея считают, что только квалифицированный уход за уникальным памятником может позволить сохранить его в целости. В 2000 году, после многолетних, в том числе и судебных, споров — в нижнем храме по согласованию с музеем возобновились регулярные богослужения.

Но если не знать ничего о внутренних распрях, а просто подойти по Б.Филевской или Новозаводской улице к перекрестку, то можно только восхититься легким, изящным и в то же время огромным красивым зданием – известным храмом Покрова в Филях.

Источник: https://lifeglobe.net/blogs/details?id=271

Достопримечательности и святыни церкви Покрова в Филях

Есть места, которые находятся в центре современного полиса, но выглядят так, как будто вынырнули вдруг из глубины веков. К таким можно отнести Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, расположенную в Филевском парке.

Храм, созданию которого предшествовали трагические события и счастливые случайности. Уникальное здание, сохранившееся с момента возведения практически в первозданном виде.

Об этой церкви, ее истории, достопримечательностях и интересных фактах и будет этот рассказ.

Где находится

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях расположена по такому адресу: город Москва, Филевский парк, улица Новозаводская 6.
  • Телефон +79152789337.
  1. Добраться до Церкви Покрова удобно на метро.
  2. Для этого нужно выйти на станции «Фили» и около пятисот метров пройти пешком.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы можно посетить каждый день с восьми до девятнадцати часов.

Расписание богослужений в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

  • На настоящий момент регулярные богослужения проводятся по праздничным дням.
  • Также в 17 часов в субботу начинается всенощное бдение, в воскресенье в 8 часов – утренняя служба.

История создания Церкви Покрова в Филях

  • Первый храм, стоявший на этом месте, был деревянным, возведенным в 1619 году и также посвященным Покрову Пресвятой Богородицы. Существующая церковь строилась в 1690-е годы. По преданию во время стрелецкого бунта Лев Нарышкин (брат матери царя Петра) дал обет выстроить храм в честь светлого праздника Покрова Богородицы в случае, если не погибнет. На его средства церковь и возводилась. К сожалению, не осталось документально подтвержденных свидетельств об авторе храма.
  • Специалисты выделяют двоих наиболее вероятных архитекторов, это Яков Бухвостов и Петр Потапов. В пользу последнего, в частности, свидетельствует архитектурный стиль Церкви Покрова в Филях, во многих чертах схожий с его другими творениями. В целом, хотя строение и выполнено с соблюдением всех канонов русского зодчества, оно вобрало в себя многие элементы западного барокко. Здание храма состоит из двух ярусов. Верхний – так называемая «холодная» церковь, на нижнем расположено отапливаемое помещение. В церкви любил бывать Петр I и часто жертвовал средства и привозил дары для храма.
  • Во время наполеоновского нашествия пострадало убранство нижней церкви, которое было разграблено солдатами его армии. Не сохранились многие иконы, иконостас, также была утрачена уникальная роспись храма. Те святыни, которые мы наблюдаем в настоящий момент, – произведения XIX века.Общине удалось отстоять Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях от закрытия и в лихие революционные годы, и в тридцатые. Но, к сожалению, в 1941 году богослужения были прекращены, а сам храм начали разбирать. Пострадало здание и в годы войны.
  • До 60-х годов помещение использовалось как склады, но, тем не менее, уже в 50-е годы начались реставрационные работы. В 70-х годах церковь была передана музею, который открылся в 1980 году.В 1990-е годы на общей волне открытия православных храмов община подняла вопрос о проведении богослужений. После длительного периода разбирательств в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях были возобновлены регулярные богослужения в нижнем помещении.
Читайте также:  Православная церковь о депрессии и унынии: отношение и мнение

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях на фото

На снимке отчетливо прослеживаются западные тенденции, присущие архитектуре Церкви Пресвятой Богородицы в Филях.

Выполненный в XIX веке иконостас храма Покрова в Филях.Под таким ракурсом церковь выглядит как классический православный русский храм.

Колокольня в Церкви Покрова в Филях.

Церковь Покрова в Филях в ночное время.
Благодаря широким, свободно раскинувшимся вокруг храма лестницам возникает ощущение прочной опоры всего здания.
21 век на горизонте

Церковь Покрова в Филях — видео

Смотрим видео о этой неповторимой и красивой церкви Покрова в Филях. Приятного просмотра.

На меня Церковь Покрова в Филях оказала благостное впечатление. Все тихо, размеренно и почти по-домашнему. Приятно поразило архитектурное решение здания. Под разными углами обзора оно видоизменяется и выглядит то как древнерусский терем, то как западный дворец. Уважаемые коллеги, прошу высказаться о ваших впечатлениях в комментариях.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/cerkov-pokrova-v-filyax.html

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях в Москве

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях – православная святыня. Относится сегодня к Георгиевскому благочинию Епархии города Москвы. Культовое строение возвели в стиле «нарышкинского» барокко. Имя архитектора история не сохранила.

История храма

Первый деревянный храм в Филях появился в 1619 году по указу Михаила Романова. Тогда филевские земли находились в собственности представителей дворянского рода Милославским. Храм освятили в честь Покрова.

Когда в 1689 году село переходит в собственность Льва Кирилловича Нарышкина, здесь начинается настоящее преображение: возводятся скотный и солодовенный дворы, господский дом с часами и башней. Однако, пожалуй, событием особой важности станет строительство нового каменного храма.

Точно неизвестно, когда именно был возведен храм Покрова в Филях, поскольку все документы уничтожил пожар 1712 года. Однако известно, что значение церкви Пресвятой Богородицы было очень велико.

Обратите внимание

Постройка являлась лицом усадьбы Нарышкина. Нарядный и торжественный храм должен был демонстрировать происхождение его богатого владельца. 

В 1705 году в нижние окна Покровского храма в Филях вмонтировали цветные витражи, украшенные изображениями рыцарских гербов и картинами библейской тематики. На украшение святыни жертвовали средства Петр I и Наталья Кирилловна.

Отметим, что государь пожаловал эти самые витражи, да еще в придачу добавил огромную по тем временам сумму – четыре сотни червонцев.

Близость Нарышкина к Петру I (он приходился будущему императору родным дядей) была отражена во внешнем убранстве церкви Покрова в Филях – царская корона на центральном куполе и двуглавый орел на западном.
 

Архитектура церкви в Филях

Церковь Покрова Богородицы в Филях построена в виде центрического здания в пять ярусов и оформлена в стилистике, так называемого, «нарышкинского» барокко.

Два первых яруса церкви имеют четырехлепестковый план, а по периметру устроена аркада для гуляний, к которой ведут три широких лестничных марша.

Интересно, что строение вобрало в себя зимний и летний залы для богослужений, а также колокольню, колокола которой размещены в пролетах последнего, пятого уровня.

Резное убранство храмового комплекса создал работавший в Оружейной палате иконописец и талантливый резчик по дереву Карп Иванович Золотарев.

К сожалению, внутреннее убранство нижнего храма не сохранилось: большая часть его украшений была уничтожена французскими солдатами в 1812 году, устроивших в нем конюшню. Они же, в верхней церкви, развернули пошивочную мастерскую (швальню).

Храм в советский период

Богослужения в храме продолжались вплоть до июля месяца 1941 года.

Небывалый урон нанесет храму Отечественная война: главы, кресты и барабан были демонтированы, чтобы не позволить немецким наводчикам использовать здание для корректировки огня. Ко всему прочему, в церковь попала одна из зажигательных авиабомб после очередного налета фашистов на Москву.

До 1943 года в храме размещался лазарет, позже, после войны и вплоть до 1963 года, в здании находился бумажный склад.

В 1990 году храм открыли для богослужений.

Важно

Сегодня настенная роспись и многие иконы относят к 19 веку. Иконостас не сохранился, да и за всю историю храма он менялся трижды.

Гордится Покровский храм своим дубовым престолом, являющимся одним из самых древних среди всех сохранившихся престолов Москвы.

  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях находится по адресу: Москва, Новозаводская, 6;
  • Как добраться: станция метро «Фили»:
  • Официальный сайт, богослужения и святыни по ссылке. 

Источник: http://ProgulkiPoMoskve.ru/xram_pokrova_presvyatoj_bogorodicy_v_filyax

Церковь Покрова в Филях

источник: club.foto.ru

Церковь Покрова Богородицы – жемчужина русской архитектуры. Это – один из красивейших московских храмов постройки конца XVII века, ярчайший образец т.н. московского или «нарышкинского барокко».

Еще в то время, когда Федор Мстиславский владел Филями, здесь появилась деревянная Покровская церковь. В 1693 году на средства боярина Льва Кирилловича Нарышкина церковь была перестроена в великолепный храм. Также деньги на ее строительство пожаловали и царица Наталья Кирилловна, и юный царь Петр.

По преданию, в Филях неоднократно бывал царь Петр. А в 1703 году, после взятия Нарвы, Петр I привез в церковь яркие цветные оконные витражи. Храм Покрова в Филях чарует своим изяществом, стройностью и изысканностью белокаменного кружева, которое особенно нарядно смотрится на фоне красных стен храма.

Само здание состоит из нескольких ярусов, которые пышно украшены резным белым камнем. Дополняют эту красоту резной каменный декор с петушиными гребешками, ажурные кресты над сияющими золотом гранеными главами.

И все легко, воздушно и затейливо, как в сказке. Даже в пасмурный день церковь выглядит торжественно и радостно.

Искусный белокаменный декор, контраст белокаменных деталей и алых стен и сияющая позолота придают зданию необыкновенно праздничный вид.

Широкие, раскидистые лестницы ведут на окружающую храм галерею. Церковь двухэтажная. Нижний ярус занимает зимний храм в честь Покрова Богородицы, в память о старой деревянной церкви Филей, а в верхнем ярусе находится главный храм в честь Спаса Нерукотворного.

Совет

Верхний храм украшает позолоченный многоярусный иконостас, который поднимается до самых сводов. Иконостас обильно украшен резным растительным орнаментом. Над ним работали царские иконописцы XVIII века.

Храм закрыли только в июле 1941 года. Во время Великой Отечественной войны в храм, к тому времени уже закрытый, попало несколько зажигательных бомб. При советской власти храм был разграблен. В середине 1960-х годов – восстановлен. В 1980 г. в здании церкви Покрова Богородицы был открыт филиал Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

Знаменитая, потрясающая своей красотой церковь Покрова в Филях лишь недавно вернулась к церковной жизни.

Церковь Покрова в Филях – выдающийся памятник русской архитектуры, единый ансамбль, включающий архитектуру, декоративное искусство и живопись, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник: https://www.advantour.com/rus/russia/moscow/estates/pokrov-church.htm

Интересная история церкви Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях имеет древние корни. Известно, что название этой местности происходит от речки Хвильки, которую называли Филькой, являющейся притоком Москвы-реки. Слово «хвиля» означает «сырость» и «непогода», «сырая болотистая местность».

Существует также мнение, что это слово происходит от финского «веле», что значит «поселение», ведь в давние времена на этой территории проживали финно-угорские племена язычников.

В XVI веке князь Василий предложил местные земли боярину Федору Мстиславскому, который приехал служить в Россию из Литвы.

Во время пребывания Федора в Филевской вотчине и была построена Покровская церковь Богородицы.

Церковь Покрова в Филях имела Зачатьевский придел. Это было связано с бездетностью Федора. Его дети умирали в младенческом возрасте, боярин очень хотел иметь наследника и, молясь, построил этот придел. Однако, детей у него так и не было.

В 1622 году, после его смерти, вотчина перешла во владение сестре Федора Ирине, которая была монахиней. Вознесенскую обитель она не собиралась покидать, делами имения занимался управляющий Третьяк Резанцев.

Икона мученицы Ирины хранилась в деревянном храме Покрова, которую поместили там в честь ангела владелицы имения. В 1639 году Ирина умерла, и вотчина перешла казне.

Церковь Покрова в Филях связана с трагическими историческими событиями. В 1682 году начался стрелецкий бунт против Нарышкиных. В результате умер молодой царь Федор Алексеевич.

Обратите внимание

Погибли два брата царицы Наталии Кирилловны, а третий брат Лев спрятался в отдаленной комнате дворца, где находилась икона Спаса Нерукотворного, и горячо молился ей, обещая, что выстроит храм в честь Спасителя, если уцелеет.

Лев остался в живых, стал со временем приближенным Петра, был назначен главой Посольского приказа. Он получил во владение Фили и, как и обещал Богу, выстроил там новый храм. Построенная каменная церковь стала домовым храмом Нарышкина. Вотчина преобразилась – появились парк, пруд и дворец…

Церковь Покрова в Филях имеет свои архитектурные особенности. Она является домовым храмом. Это значит, что молиться в ней можно только хозяевам резиденции. Храм двупрестольный. В нижнем ярусе находится Покровский престол, названный в честь старого деревянного храма; верхний назван в честь Спаса Нерукотворного.

Алтари располагаются друг над другом. Достопримечателен резной иконостас алтаря, имеющий девять ярусов. На стенах и дверях изображены святые и мученики, архидиаконы, вратарники архангелов Михаила и Гавриила. Лики святых напоминают правителей того времени. Например, в образе святого Стефана можно найти черты Петра I, а святой Лаврентий имеет общую внешность с его соправителем Иоанном.

Источник: http://megapoisk.com/tserkov-pokrova-v-filjah-i-ee-istorija-vozniknovenija

Ссылка на основную публикацию