Таинство миропомазания в православии

Таинство Миропомазания

Цель совершения Таинства. Необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой Таинство Миропомазания “заменило” собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы.

После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в позднейшем Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы – “дар Святого Духа”.

Как сказал в этот день апостол Петр народу, да крестится каждый из вас

История установления Таинства и развитие его чинопоследования

Как и остальные Таинства Христовой Церкви, Таинство Миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это Таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме – через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих.

В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса (Деян. 8; 16).

Обратите внимание

Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса.Но по мере увеличения числа крестившихся эта внешняя форма Таинства (руковозложение) была заменена помазанием Миром определенных частей тела.

Благодаря этому, необходимость личного участия апостолов в совершении Таинства отпала и они смогли полностью отдаться своей главной, заповеданной им Христом цели. Таинство же Миропомазания стали совершать поставленные апостолами епископы и пресвитеры.

В древней Церкви Таинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование и составляло вместе с Крещением одно целое. В это время два Таинства только начинают отделяться друг от друга.

Но уже в III и IV веках чин Миропомазания достигает своего полного развития и слагается из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром (с произнесением слов: “Печать дара Духа Святаго. Аминь”), соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью (греч. – сфрагис).

Приготовление и освящение Мира

Святое Миро – благовонный состав, насчитывающий, по разным источникам, от 35 до 75 элементов, среди которых: елей, белое виноградное вино, стиракса; ладаны – росный, простой белый и черный; мастика, сандарак, розовые цветы, трава базилика; корни – фиалковый, белый, имбирный, калганный, кардамонный; масло мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин (скипидар) венецианский; благовонные масла – бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, маиоранное, померанцевое и мускатное жидкое; смирна, толченый мрамор и др. Обилие составляющих миро элементов символизирует многообразие христианских добродетелей. (Примечание: происхождение некоторых перечисленных и не перечисленных составляющих святого Мира сегодня неизвестно. Тем не менее чин мироварения, совершаемый в Русской Православной Церкви, подразумевает использование максимально приближенного к древним образцам состава компонентов.)

Мироварение. Варили и освящали Миро для совершения Таинства только сами апостолы, а несколько позже право мироварения было дано поставленным ими епископам. Те в свою очередь стали рассылать сваренное Миро священникам, использовавшим его при совершении Таинства Миропомазания.

Миро стали приготовлять по образцу того благовонного состава, которым в ветхозаветную эпоху помазывались цари и пророки, а также священники для Иерусалимского Храма.В Русской Церкви были традиционные места приготовления святого Мира.С XV до XVIII века – Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (в частности, Крестовая палата).

Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе.В синодальный период вторым, помимо Кремлевских палат, местом освящения Мира стала Киево-Печерская Лавра.С восстановлением Патриаршества в 1917 году освящение Мира вновь стали совершать только в Москве. С тех пор местом приготовления святого Мира стал Малый собор Донского монастыря.

Освящение Мира совершается в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.В современной практике правом приготовления Мира обладает только глава автокефальной Церкви (Патриарх либо митрополит). В России чин мироварения совершает Патриарх Московский и всея Руси и затем раздает освященное Миро на приходы Русской Православной Церкви.

Важно

Таким образом, благословение Патриарха получает каждый, кто через Таинство Миропомазания становится членом Церкви.Святое Миро в России приготовляется и освящается приблизительно раз в два года. Предварительное приготовление всех составляющих начинается с Крестопоклонной Недели и заканчивается к Страстной седмице.

В среду на Крестопоклонной седмице совершается малое водоосвящение, и все приготовленные для мироварения вещества кропятся этой водой. Часть чистого оливкового масла смешивается с белым виноградным вином, и эта смесь варится в котлах. Затем благовонные вещества мелко толкутся, заливаются сваренной смесью елея и вина и настаиваются две недели.

Утром Великого Понедельника Патриарх окропляет святой водой, освящаемой тут же, все приготовленные на Крестопоклонной седмице компоненты Мира и принадлежности мироварения (серебряные котлы и сосуды). Он сам с помощью трикирия зажигает под котлами огонь, который поддерживается священниками и диаконами.

Во все время мироварения священнослужители непрерывно читают Евангелие. В Великую Среду в приготовленное Миро кладут ароматы, и оно разливается в 12 сосудов.

Освящение Мира. В Великий Четверг, перед чтением Часов Патриарх со всем духовенством торжественно идет в мироварную палату, чтобы забрать приготовленные сосуды с Миром и перенести их в соборный алтарь, на жертвенник.

Там же ставится сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Его привозят из Крестового храма Московской Патриархии, где хранится Миро, оставшееся в Церкви по преемству от апостолов, и содержащее в себе часть вещества, сваренного и освященного всеми русскими первоиерархами.

Во время великого входа священники, сослужащие Патриарху, предносят (несут) сосуды с Миром (и освященным, и еще не освященным) и ставят их вокруг Престола. Сосуд же с преждеосвященным Миром ставится на Престоле. После слов: “И да будут милости…

“, – Патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд и читая особую молитву.

Чинопоследование Таинства Миропомазания

Схема чинопоследования1. Помазание святым Миром.2. Хождение вокруг купели.3. Обряды восьмого дня (Омывание святого Мира).

4. Пострижение власов.

Помазание святым МиромТаинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения.

Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и помазывает его святым Миром:”И по молитве помазýет крестившагося святым Миром, творя креста образ: на челе, и очесéх, и ноздрéх, и устéх, и обоих ушесéх, и пéрсех, и руках, и ногах (наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп), и глаголя:”Печать дара Духа Святаго. Аминь””. Эти слова являются тайносовершительной формулой Таинства Миропомазания и произносятся при помазании каждой части тела.Эта “Печать дара Духа Святаго” сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожeния, которое, начавшись в этот момент, должно быть бесконечным.

Совет

Перед совершением Миропомазания тело крещенного насухо вытирается, особенно те места, которые будут помазаны. В указаниях для священнослужителей говорится, что помазывать части тела святым Миром следует “не скудно”. Восприемникам и всем, присутствующим при совершении Таинства, следует знать, что до омовения помазанных частей тела никто не должен прикасаться к ним руками.

Хождение вокруг купели
Это шествие совершается в ходе чинопоследования Миропомазания непосредственно после помазания крещаемого святым Миром.

Крещенный со свечой в руках и его восприемники под руководством священника трижды обходят вокруг купели, в направлении против движения солнца. В это время поется стих: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекóстеся. Аллилуиа” (трижды). Если крестят младенца, свечу держат его восприемники.

Как уже упоминалось, крестный ход, с которого начинается Пасхальное богослужение, в древности был шествием новокрещенных в храм.

Омывание святого МираОбряд омывания святого Мира относился в древности к так называемым “обрядам восьмого дня”, которые совершались над новокрещенным по истечении указанного срока. До этого времени крещенный в Великую Субботу человек не мылся и не снимал белых одежд.

В современном чинопоследовании данный обряд совершается в этот же день.Священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, помочь, защитить его и даровать ему верность и терпение: “…

щит веры его не навeтован от врагов соблюди; нетления одежду, еюже одеялся, нескверну в нем и неблaзнену сохрани…”.Затем священник, читая вторую молитву, кладет руку на голову новокрещенного, произнося слова: “…

возложи на него руку Твою державную и сохрани его в силе Твоея благости, некрaдомо обручение сохрани и сподоби его в Жизнь Вечную и в Твое благоугождение”.

Потом “разрешает пояс отрочате и пелены” и, соединив края их, омокает их в чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: “Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего”.

Затем совершает губкой, напоенной чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и Миром, произнося слова:”Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”.Произносимые при омывании святого Мира слова имеют свое значение:”оправдался еси” – указывает на прощение грехов;”крестился еси” – на освящение души и тела в водах Крещения;”просветился еси” – на просвещение души верою;”миропомазался еси” – на Таинство Миропомазания;”освятился еси” – относится к Причастию, которое новокрещенные получали в древней Церкви в течение семи дней;

“омылся еси” – указывает на совершённый обряд омовения.

Пострижение власовПострижение власов с древности было символом послушания и жертвы. Этот обряд предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божье на новокрещенного. Затем крестовидно постригаются волосы на голове крестившегося.

Обратите внимание

Священник при этом произносит:”Постригается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.

Пострижение волос на голове совершается в том же порядке, в каком благословляется голова: вначале постригается затылок, потом – верхняя часть лба, дальше – правая и левая стороны.

Затем священник собирает остриженные волосы и отдает одному из восприемников, который вминает их в комочек воска и опускает в купель.

Присоединение к Православию

Кроме лиц, не имевших до Крещения никакой конфессиональной принадлежности, Церковь присоединяет к себе уверовавших во Христа бывших иноверцев, а также покаявшихся еретиков и сектантов. В Православии существует три чина их присоединения к Церкви.1. Через Таинство Крещения.2. Через Таинство Миропомазания.3. Через Таинство Покаяния.

При определении того, каким чином следует присоединять к Православию инославного, имеют значение критерии степени сохранности веры в том исповедании, к которому он принадлежал.

Первый чин, который предполагает присоединение к Православию через Крещение, совершается в том случае, если речь идет о нехристианине (язычнике, мусульманине, иудее, буддисте или сектанте – например, муните, последователе Порфирия Иванова, “виссарионовце”, свидетеле Иеговы). Это также все протестанты, кроме лютеран, реформатов, англикан и старокатоликов. Этим же чином принимаются и “древние” еретики – павлиане, евномиане, савеллиане, монтанисты, а также молокане, духоборы, субботники и другие, присоединяемые к Православной Церкви, как и нехристиане, через Крещение.Также не признается Крещение старообрядческих начетчиков, если нет четких свидетельств правильного совершения обряда. Дело в том, что существует ряд беспоповских согласий, радикально искажающих форму Таинства, поэтому их адепты присоединяются к Православию также через Крещение.

Основной критерий при этом – было ли совершено над присоединяемым к Православию правильное Крещение (в три погружения с произнесением крещальной формулы). Поскольку Крещение неизгладимо (об этом свидетельствует Никео-Цареградский Символ веры: “Исповедую едино Крещение во оставление грехов…

“), то 47-е Апостольское правило гласит: “Епископ или пресвитер, аще поистине имеющего Крещение (правильно крещенного) вновь окрестит… да будет извержен (то есть лишен священного сана)”.

Поэтому если к Православию присоединяется лютеранин, кальвинист либо иной протестант, крещенный во имя Отца и Сына и Святаго Духа, то происходит это не через Крещение, а через Миропомазание.

Второй чин, который предполагает присоединение к Православию через Миропомазание, совершается над протестантами, имеющими правильное Крещение, но не миропомазанными, а также над армянами и католиками, над которыми не было совершено это Таинство.

Протестанты не только не признают Таинства Миропомазания, но и не имеют непрерывного иерархического преемства, которое Православная Церковь признает необходимым условием правильности совершения Таинств (правила Второго, Шестого и Седьмого Вселенских Соборов).

Что касается католиков и армян, то они получают правильное Миропомазание, а потому чрез это Таинство принимаются только те из них, которые не были миропомазаны. Чин принятия в Православную Церковь лиц указанных исповеданий состоит из оглашения и самого Миропомазания.

Важно

Через Миропомазание присоединяются к Православной Церкви и немногочисленные “древние” еретики: македониане, новациане, ариане и аполинариане.

Третий чин присоединения к Православию – через Покаяние – совершается над старообрядцами поповского согласия, католиками, несторианами и монофизитами. Это предполагает, что вероучения вышеназванных церковных сообществ не в полной мере соответствуют вероучению Православной Церкви, но тем не менее признается действенность совершаемых ими Таинств Крещения и Миропомазания.

Источник: http://ioannpr.ru/tainstvo-miropomazaniya

Таинство Миропомазания

Таинство Миропомазания неразрывно связано с Танством Крещения и совершается над человеком один единственный раз в жизни: так, чтобы сохранить душевную чистоту, получаемую в крещении, возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особенная помощь Божия, которая и подается в Таинстве Миропомазания.

Упоминания об этом таинстве встречаются уже в первые века.

После погружения в купель и соответствующей ектении и тайной молитвы о ниспослании на новообращенного Духа Святого, священник помазует крестообразно святым миром чело, глаза, уши, ноздри, уста, грудь и руки крещаемого со словами: «Печать дара Святаго Духа».

На каждое помазание после слов «печать дара Духа Святаго» священник произносит особые стихи. Помазание чела (лба) означает освящение ума или мыслей. Помазание груди — освящение сердца или желаний. Помазание глаз, ушей и губ — освящение чувств. Помазание рук и ног — освящение дел и всего поведения христианина.

Святое миро ( др. греч. μύρον «ароматное масло») есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле. Оно представляет собой особую смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего около 50-ти веществ).

Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла.

Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. 
 

История установления Таинства Миропомазания

Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам: уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» (1 Ин. 2:20, 2 Кор. 1:21).

Изначально апостолы возлагали на новокрещённых руки, но когда в отдалённых местах это стало практически невозможно, стали освящать особым чином благоухающее масло и раздавать священнослужителям для помазания новообращённых.

После смерти апостолов миро стали освящать только собор архиереев (их непосредственных преемников) во главе с предстоятелем той или иной Поместной церкви. Лаодикийский собор (343 год) утвердил следующее 48 правило:

Совет

Этим Собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что, вероятно, не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора.

Читайте также:  Православный праздник радоница - 7 мая 2019 года

 Миропомазание совершалось над человеком второй раз в жизни, если человек поставлялся через церковь на царство, так называемое «инаугурационное миропомазание» (помазание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов.

В таком случае, что помазание на царство являлось второй, высшей степенью Таинства Миропомазания.

В ветхозаветную пору миром помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. С таким же миром шли ко гробу Христа и жены-мироносицы. Кроме Таинства Миропомазания, миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. На Руси святое миро стали употреблять с принятием христианства.

«Все мы одним миром мазаны» — известная русская поговорка, указывающая на духовное родство, которое обретают христиане посредством участия в общих церковных таинствах.

До середины XV века Русь пользовалась миром, привезённым из Константинополя, но после утверждения автокефалии Русская Православная Церковь стала сама приготовлять его.
 

Значение Таинства Миропомазания

Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с миропомазанием. Святой Кирил Иеросалимский говорит:

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о миропомазании пишет следующее:

Чин освящения мира по праву принадлежит только лицам, имеющим епископскую хиротонию, но после злополучной «реформы» XVII века Старообрядческая церковь почти два столетия существовала без высшего епископского управления. Однако, как свидетельствует Ф.Е. Мельников, даже такое положение не мешало вести старообрядцам плодотворную духовную жизнь и до времени восстановления в 1846 году полноценной трехчинной священнической иерархии.

Согласно церковным правилам, допускается принятие в православие через миропомазание (а не через крещение) лиц из христианских конфессий, в которых сохраняется правильная форма крещения.

Так, в древности через миропомазание в Православную Церковь, согласно 7 правилу 2 Вселенского Собора, принимались ариане, македониане, савватиане, новациане, четыренадесятники, аполинириане.

Принимались в православие через миропомазание и представители монофизитства: в славянских кормчих, к примеру, сохранился чин принятия армян и яковитов.

Источник: http://ruvera.ru/tainstvo_miropomazaniya

Таинство миропомазания

Миропомазание — это Таинство, в котором человек, возрожденный через Таинство Крещения, при помазании частей тела Святым Миром получает дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие его в духовной жизни. В Таинстве Крещения человеку дается новая духовная жизнь, так же как плотское рождение дпет человеку возможность существовать.

Таинство Миропомазания же дает человеку силы, необходимые для развития и укрепления этой новой духовной жизни.

Как в жизни естественной человек имеет нужду в воздухе, свете и тепле, так и в духовной жизни ему необходимы благодатные силы Духа Святого, которые служили бы для него и духовным теплом, и духовным светом, и духовным воздухом; и при помощи которых он мог бы не только поддерживать свою новую духовную жизнь, но и постепенно укрепляться в ней и возрастать.

Обратите внимание

Эти-то «Божественные силы, яже к животу и благочестию» (2 Петр.1, 3) подаются каждому, возродившемуся в Крещении через Таинство Миропомазания. Для Миропомазания в Церкви употребляется Миро. Миро — слово греческое и означает «жидкая мазь» или сок от растений. Миро употреблялось еще в Ветхом Завете для помазания первосвященников, царей и пророков.

Сначала, по повелению Божию Миро состояло из пяти составных частей: смирны или мирры, корицы, благовонного тростника, кассии и елея (Исх. 30, 23-25). В состав Мира Православной Церкви, ввиду многих развивающих и укрепляющих сил, подаваемых этим Таинством, входит порядка пятидесяти частей. По правилам Церкви, Миро всегда и везде освящалось только епископами.

В Россию Миро присылалось из Константинополя, т.к. мы состояли под властью Константинопольского патриарха. Там, в Константинополе, Миро варилось и освящалось не в определенное время, а по мере надобности: нужно было Миро в России — архиереи посылали за ним уполномоченных, и патриарх освящал его специально для нас.

Это, конечно, было неудобно и Миро стали приготовлять и освящать в конце концов прямо в России. Древний обычай предоставил это право только Киевскому и Московскому владыкам, а теперь — Патриарху. Мироварение совершается в Москве. Оно начинается в понедельник Страстной недели, а освящается в Великий Четверг.

Патриарх в мироварной палата благословляет священникам вливать в котлы виноградное вино и масла и всыпать прочие вещества, и сам возжигает под котлами огонь. Потом патриарх начинает чтение Евангелия, которое продолжают после него священники и читают непрерывно до Великого Четверга.

Диаконы в это время постоянно размешивают в котлах варимое Миро особого вида веслами, оканчивающимися вверху серебряными крестами. В Великий Четверг, перед Литургией, сваренное и процеженное Миро переносится в сосудах с Крестным ходом из мироварной палаты в собор и освящается во время Литургии на престоле.

После этого, Миро передается епархиальным архиереям, которые, в свою очередь, передают определенное количество его благочинным, а те — священникам, непосредственно совершающим Таинство. Таинство Миропомазания установлено Самим Господом. Неоднократно предсказывая Своим ученикам о ниспослании от Отца Всесвятого Духа (Ин.

14, 16-17), Господь, перед самым Своим Вознесением, повторил это обетование: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24,49). И вот, на пятидесятый день по Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, все апостолы вместе с Пречистой Божией Матерью, с другими учениками Христовыми и прочими верующими находились в одном доме в Иерусалиме. У евреев был тогда великий праздник Пятидесятницы — в память Синайского законодательства. Был третий час дня по еврейскому счету часов, или по нашему — девятый час утра…

Важно

Внезапно послышался шум с неба и наполнил весь дом, где находились святые апостолы. Явились огненные разделяющиеся языки и почили по одному на каждом из апостолов.

Тогда все они исполнились Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им проповедовать (Деян. 2, 1-4). Этот дар особенно нужен был апостолам, т.к.

они шли с проповедью о Христе не только к евреям, но и по всему миру — к язычникам, говорившим на разных языках.

Как совершается Таинство Миропомазания?

Священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю…», которой испрашивается дарование крещаемому печати дара Духа Святого.

Затем омокает кисточку в сосуд с Миром и крестообразно (чем дает разуметь, что дары Духа Святого подаются ради страданий и крестной смерти Единородного Сына Божия) помазует новокрещенного на челе, на очах, ноздрях, устах и ушах, на груди, на руках и ногах. При каждом знамении креста, священник произносит: «Печать дара Духа Святаго, аминь».

Как печать, приложенная к какому-нибудь документу, делает этот документ достоверным и действительным, так и запечатление христианина священным Миром служит непререкаемым свидетельством принадлежности его Богу. Святой Ефрем Сирин говорил: «Печатью Святого Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлены все члены твои.

Царь как бы положил на тебя письмо свое, наложив на него печать огня, да не прочтут его чуждые и не испортят письмен». Интересно то, что первоначально апостолы совершали Таинство дара Духа Святого через возложение рук на крещенных. Но это было удобно тогда, когда число крещенных было невелико.

Потом, когда число это стало все более и более возрастать, а число апостолов оставалось прежним, возложение рук было заменено Миропомазанием. Итак, после того, как тело помазано, все крестники и крестные с зажженными свечечками и во главе со священником трижды обходят вокруг купели с пением стиха: «Елицы во Христа креститстеся, во Христа облекостеся. Аллилуйа!» (Гал.

3,27) или «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Славьте Бога!» Шествие вокруг купели совершается против движения солнца, навстречу ему и выражает вступление новопросвященного в вечный (круг — символ вечности) союз со Христом — Светом мира. В древние времена Крещение и Миропомазание совершались не в храме или его притворе, а в особом здании — баптистерии (крещальне).

Поэтому, сразу же после Миропомазания новокрещенных, облаченных в белые одежды и со свечами в руках, священнослужители вели в храм, чтобы уже с ними совершить радостную Пасхальную Литургию. Значит, шествие вокруг купели также означает радость.

Совет

Священник впереди — это, с одной стороны, знак того, что и он принимает живое участие в этой радости, а с другой стороны — выражает мысль, что радость христианина, сколько бы она ни была велика, не должна выходить из разумных пределов и приличий, а должна быть охраняема Церковью или ее представителем — священником.

Зажженые свечи тоже выражают радость: в дни торжеств и праздников в наших домах всегда много света. Кроме того, свечи означают духовное просвещение крещаемого: его душа чиста, как белый снег и облачена в светлую духовную ризу. После шествия читают Апостол (Рим. 6,3-11), где раскрыта мысль о плодах, какие приносит человеку Крещение; и Евангелие (Мф.

28,16-20), где говорится о явлении Господа апостолам в Галилее: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но перед чтением Апостола поется стих-прокимен из 26 Псалма: «Господь Просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся?». Господь сказал: «Всякий, делающий злое — ненавидит свет и не идет к свету, дабы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3,20), — и потому-то злые дела творятся большей частью в потемках, или, по крайней мере, скрытно. Но мне, как бы говорит крещенный, нечего бояться тьмы! Господь — мой Свет и для меня нет мрака! Злые люди, злые силы не причинят мне вреда: Господь — Спаситель мой, Он спасет меня!

После чтения Евангелия произносится ектения «Помилуй нас, Боже…», в которой есть особые прошения о восприемниках и новопросвещенном.

Обряды восьмого дня

Окончанием Таинства Миропомазания являются т.н. обряды (последования) восьмого дня. К ним относятся: омовение, пострижение волос и, отдельным обрядом, но неразрывно связанным с предыдущими — обряд воцерковления.

Почему они носят название «восьмого дня»? В ранней Церкви, когда Крещение было связано с Пасхой, они совершались в следующее после Пасхи воскресенье, т.е. на восьмой день. В Библейском откровении число семь является символом мира, сотворенного Богом, и поэтому, совершенного и законченного.

Следующий день — восьмой — день ЭТОГО мира, день, который начинается от Воскресения Христова; и Таинства, совершенные в этот день, означают возвращение в «мир сей», начало христианской жизни. Первый обряд восьмого дня — это омовение (чтобы святыню предохранить от какого-либо осквернения) с тела новокрещенного святого Мира.

В древности новопросвещенный семь дней не снимал с себя белой одежды, избегал мирских развлечений, проводил время в посте и молитве. В течение всей Пасхальной Седмицы новокрещенные ежедневно собирались в храме для слушания проповедей, объясняющих Таинство Евхаристии (Причащения).

Сейчас — смывание святого Мира и острижение совершаются непосредственно в день Крещения и Миропомазания. Как добрая и ласковая мать, омывая ребенка, приговаривает нежные слова, так и священник, омывая Божие дитя, говорит ему: «Вот ты и крестился, и просветился, и миропомазался, и освятился и омылся во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».

После омовения, священник читает молитву о том, чтобы Господь благословил новокрещенных с восприемниками. Потом крестообразно постригает волосы новопросвещенных с произнесением слов: «постригается раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». У этого обряда, как минимум, три значения — он означает:

  • благодарственную жертву новокрещенного, которая является его собственностью, и которую он может дать без всякого ущерба для себя;
  • что со дня Крещения человек становится не только сыном Божиим, но и послушным, и верным, и покорным работником Его;
  • что человек посвящает себя служению Богу, подобно тому, как постригаются монахи и священники.

По объяснению книги «Лифос» (камень,- греч.), написанной в 1644 году Киевским митрополитом Петром Могилою, обряд этот, кроме всего прочего, означает, что постриженный становится воином Христовым и должен переносить все терпеливо, как без боли переносит стрижение волос.

Воцерковление — это послекрещальный обряд принесения младенца в храм, а если это мальчик, то даже введение его в Святая Святых. По примеру Божией Матери, которая в сороковой день по Рождении Иисуса Христа принесла Его в храм представить Господу, каждая мать-христианка должна сделать то же.

Священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сподобил ее Причаститься Тела и Крови Христовых (до сорокового дня жены-родильницы не допускаются до Причащения), а затем — о младенце, чтобы Господь освятил, вразумил, уцеломудрил его и благословил на всякое доброе дело.

Обратите внимание

После этого священник совершает обряд воцерковления: берет крещенного за руку, подводит его к Царским Вратам и произносит: «Воцерковляется раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь; внидет в дом Твой и поклонится ко храму святому Твоему».

Далее, если воцерковляется женщина (девочка), она прикладывается к обеим половинам Царских Врат, а священник читает молитву «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко»; а если мужчина (мальчик), священник входит с ним в алтарь, обводит вокруг престола и выходит из алтаря. Затем новокрещенный также прикладывается к обеим иконам на Царских Вратах, а священник произносит «Ныне отпущаеши…» После этого, священник производит отпуст и новокрещенные целуют Крест.

https://www.youtube.com/watch?v=P2BtJFM7eJE

Братия и сестры! Святые Отцы говорят: «Дух Святой освящает все существо наше: через помазание чела — освящает ум наш и мысли, чтобы мы думали только о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно и что только добродетель и похвала» (Флп.

4,8); через помазание груди освящает наши чувствования и желания, чтобы мы любили не мир и что в мире, а Бога и Божие; через помазание органов чувств, освящает все наши чувства, слова и язык, чтобы мы воспринимали и чувствовали одно только доброе; через помазание рук и ног, освящает все дела и поведение человека, — одним словом, через помазание изливаются на человека «все дары Святого Духа: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Дух страха Божия!» (Ис. 11,2).» Так давайте же беречь эти дары Божии, хранить их как величайшее сокровище, в сравнении с которым ничего не значат все земные блага!

Источник: http://stal-nevsky.ru/?page_id=1048

Таинство Миропомазания

После совершения Крещения и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым миром – запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Святое миро (миро – благовонное масло, освященное Патриархом) освящается один раз в несколько лет и затем рассылается по приходам для совершения Таинства Миропомазания.

Оно хранится в крестильном ящичке священника вместе с другими принадлежностями, необходимыми для Крещения и Миропомазания.

Миропомазание – новое самостоятельное Таинство, хотя и связанное с Крещением и совершаемое, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель.

Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша – святая Церковь – без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение.

Читайте также:  Мощи святой княгини елизаветы федоровны

Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в Таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие Святого Духа на нашу душу, подобное сошествие Его на Господа Иисуса Христа было при Крещении в виде голубя.

Важно

Святым миром помазываются разные части тела, дабы через помазание телесных членов, которыми управляет душа, освятить всего человека: и его тело, и его душу. Помазывается чело для снятия стыда, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются очи, уши и уста, чтобы мы не шли ощупью в потьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света, чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия и уста способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать об укрепляющем нас Иисусе Христе.

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Это значит – помазание миром есть видимый знак, печать того, что помазуемому даруется от Бога Дух Святый.

С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Шествие вокруг купели

Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении из нее Духом Божиим.

С другой стороны: так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставит не под спудом, но на свещнике, да светит всем людям своими добрыми делами, и что он просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно за шествием вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия.

Обряды восьмого дня

В настоящее время завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого мира и пострижение волос – совершаются в тот же день, сразу же после чтения Евангелия. Однако, согласно Требнику, они входят в последование восьмого дня, потому что в ранней Церкви эти обряды действительно совершались на восьмой день, а семь дней крещаемый ходил в белой одежде.

Для завершения этих двух Великих Таинств Церкви выбран именно восьмой день не случайно. В библейском Откровении число семь является символом мира, сотворенного Богом, совершенного и законченного, «хорошего весьма».

В седьмой день Господь почил от трудов Своих и благословил этот день, сделав его днем единения и молитвенного общения человека с Богом. Это – день ожидания, человеческой надежды на искупление и освобождения от рабства «князя мира сего».

Это – ожидание восьмого дня, находящегося за пределами Седмицы.

Этот новый день начинается с Воскресения Христова. С этого дня началось новое время. Оно открыто вечности, и в него проникает сияние Царства Божия.

Омывание святого мира

Первый обряд восьмого дня – это смывание с тела новокрещенного святого мира. В раннехристианские времена новокрещеный ходил в светлой одежде, в которую его одевали после купели, целую неделю.

Святое миро также оставалось на его теле в тех местах, где им помазывали, целую неделю. В это время он слушал объяснения Таинства Святой Евхаристии и готовился к Причащению Святых Христовых Таин.

По истечении недели он приходил к епископу, и миро омывали.

Сейчас все происходит в один день. После чтения крещальных Апостола и Евангелия и некоторых молитв священник берет специальную губку, обмакивает ее в купель и отирает ею те места на теле, которые он недавно помазывал святым миром. Печать дара Духа Святого, которая видимым образом была обозначена миром, теперь остается в сердце христианина.

Совет

При омовении священник говорит крестнику: «Ты оправдался. Просветился. Освятился. Омылся. Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего… – Ты крестился. Просветился. Миропомазался. Освятился. Омылся: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.»

Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. Христианин должен нести печать дара Духа Святого в сердце своем.

Пострижение волос

Пострижение с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Примером может служить ветхозаветное повествование о Самсоне. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество и в посвящении чтецов.

В предварительной молитве священник прославляет Бога за то, что Он дал человеку Свой образ и создал человека с прекрасным телом и душой, и всякая часть его наполнена красотой и смыслом. Выше же всего поместил голову, и в ней – множество чувств, не мешающих друг другу.

С головы новокрещеного священник состригает несколько прядей волос как жертву и посвящение его Богу.

Произнося слова: «Постригается раб Божий (здесь называется имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», священник специальными ножницами состригает прядки волос с головы постригаемого крестообразно в четырех местах: на затылке, у лба, с правой и левой стороны головы.

В это время крестный или прислуживающий священнику человек готовит комочек воска, раскатав его тоненько так, чтобы в нем поместились волосы. Слепив воск в комочек вместе с волосами, крестный опускает его в купель. Иногда это делает священник или тот, кто ему помогает.

В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е.

с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при крещении младенцев.

Обратите внимание

Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько скудных волосинок с головы.

На этом последование Таинства Крещения, Таинства Миропомазания и обрядов, которые его сопровождают, заканчивается.

Воцерковление и молитва на сороковой день

Обычно в тот же день после того, как новокрещеные оденутся, их ведут вместе с родителями в храм для того, чтобы воцерковить, а матерей для того, чтобы прочитать над ними очистительную молитву сорокового дня после родов. И крестник, и его мать после этих молитв могут приступать к причастию Святых Христовых Таин.

Мать с младенцем стоит напротив Царских Врат, преклонив голову, а священник читает такую молитву: «Господь Бог Вседержитель, создавший всех словесных и бессловесных тварей одним Своим словом, и до того не существовавших, давший жизнь, Отец Господа нашего Иисуса Христа. Тебе молимся и Тебя просим: по Своей воле Ты спас рабу Твою (имя матери), пришедшую в Святую Твою Церковь, очисти от всякого греха, и от всякой скверны и сподоби ее без осуждения причаститься Святых Твоих Таин».

Вторая часть молитвы относится к младенцу: «И рожденного ею ребенка благослови, вырасти, освяти, вразуми, сделай целомудренным, умным и добрым. Сподоби его и Своего сверхъестественного света.

Потому что Ты показал ему свет природный во время, которое Ты определил.

Пусть он будет сопричислен святому Твоему стаду единородным Твоим Сыном, с Которым Ты благословен, а также и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом теперь и всегда в бесконечные века. Аминь».

После прочтения этой молитвы священник берет у матери младенца на руки, делает им крест перед Царскими Вратами со словами: «Воцерковляется раб Божий (имя младенца) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». А также: «Войдет в дом Твой, поклонится святому храму Твоему. Посреди Церкви воспоет Тебя».

Если ребенок – мальчик, священник вносит его в алтарь через северную дверь алтаря, обносит вокруг престола и выносит через южную дверь. При этом он читает песнь Симеона Богоприимца, который взял на руки младенца Христа, когда Пресвятая Богородица принесла его в Иерусалимский храм.

Затем священник дает всем присутствующим целовать крест.

Возможно, что младенец умер еще до того, как исполнилось сорок дней после родов. Тогда мать все равно приходит в храм, но священник читает только первую часть молитвы, которая относится к ней. Бывает, что мать по каким‑то причинам отсутствует.

Тогда священник читает только часть молитвы, относящуюся к младенцу. То же самое бывает, когда крестятся взрослые люди.

Матери у них обычно неверующие, иначе бы они крестили их в младенчестве, и поэтому молитва над ними о том, чтобы Бог сподобил их причаститься, не читается.

Заключение

Человек принял Крещение. Таинство совершено, и многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение – это только начало спасительного пути.

Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения.

Но зародыш греха – греховные привычки и влечение ко греху – остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием.

Важно

И другие Таинства церковные (Покаяние, Причащение, Елеосвящение), различные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро – не можем даже и пожелать его (Флп. 2,13).

Но если в деле нашего спасения такое огромное значение имеет помощь Божией благодати, то что же значат здесь наши личные усилия? Быть может, все дело спасения совершается за нас Богом, а нам остается только «сидеть сложа руки» и ждать милости Божией? Конечно, нет! Усилия самого христианина – это выражение его стремления к Богу, к вечной жизни. Воля Божия открывается людям в заповедях. Существует 10 заповедей, которыми охватываются все стороны человеческой жизни.

Десять заповедей закона Божия

  1. Я Господь твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня;
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой;
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно;
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему (со времени воскресения Христова праздноваться стал первый день недели, который так и назвали: воскресенье);
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле;
  6. Не убивай;
  7. Не прелюбодействуй;
  8. Не кради;
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;
  10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исход 20:2–17).

Обязанности наши к Богу предписываются первыми четырьмя заповедями, а по отношению к ближним – в шести остальных. Таким образом на двух скрижалях они и были даны Моисею в Ветхом Завете.

Пришедший во плоти Иисус Христос в Новом Завете более четко выразил Закон Божественной любви: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

Любя Бога и ближних, мы обнаруживаем и истинную любовь и к самим себе. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. При таких условиях обнаруживается и лучшее проявление любви к Богу и ближнему.

Материал создан: 05.09.2014

Источник: http://iamruss.ru/sacrament-of-unction/

Подготовка к таинству Миропомазания

№6 (663) / 6 февраля ‘12

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии Уроки Православия

ОДНО из имен Спасителя – Христос, что в переводе с греческого означает «Помазанник».

В древние времена помазание человека оливковым маслом свидетельствовало, что он избран на служение Богу и причастен дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству, Самуил помазал на царство Саула, а Илия – Елисея на пророческое служение.

В христианские времена, когда после Пятидесятницы Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, Елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью Крещения и во время Всенощных бдений. Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов.

Оно знаменует собой соединение человека со Христом, говорит об умирании его для греха, придает силы для дальнейшей борьбы с ним.

А елеопомазание за Всенощным бдением накануне церковного праздника совершается над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому в этот день посвящена служба.

Однако от простого елеопомазания необходимо отличать церковное таинство помазания освященным миром. Таинство Миропомазания в Православной Церкви совершается сразу за Крещением, и как за рождением следует жизнь, так и за Крещением, таинством духовного рождения, следует Миропомазание – таинство новой жизни. Свт.

Киприан Карфагенский говорит: «Крещение и Миропомазание есть два отдельные акта Крещения, хотя они и соединены между собой самой тесной внутренней связью так, что образуют одно целое, неразрывное в отношении к их совершению».

Но если о подготовке к таинству Крещения в наше время говорят все чаще и все громче, то слышать о какой-либо сугубой подготовке к таинству Миропомазания не доводилось. В чем тут дело? Может быть, к нему и не надо готовиться?

Таинство Миропомазания не совсем публично. Мы уже говорили, что таинство отличается от обряда – это особое действие благодати Святого Духа, таинственно действующего на душу человека. А теперь вспомним историю Нового Завета, как родилось это таинство.

Читайте также:  Храм в честь новомучеников и исповедников церкви русской в москве

Ученики апостолов крестили людей, а потом приглашали апостолов. Те приходили и с молитвой возлагали руки на человека, и иногда видимым образом, а иногда невидимо, таинственно благодать Святого Духа сходила на человека и освящала его.

Так что эти два таинства действительно нераздельно связаны именно с вхождением в Церковь. Желающих креститься еще во времена апостолов стало очень много, прийти к каждому они физически не могли.

Совет

Поэтому по совместной молитве апостолами было принято решение о необходимости установления таинства Миропомазания. Для таинства выбрали самое дорогое вещество – миро, благовоние, состоящее из многих компонентов.

Оно было освящено и разослано по Церквам в те места, куда апостолы не могли прийти: чтобы каждый крещаемый мог получить благодать Божию без личного участия в том апостолов (а они уже знали, что мученический венец вскоре получит каждый из них), Церковью было решено именно таким образом совершать таинство Миропомазания.

«МИРО» переводится с греческого как «благовонный елей». Это особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего пятидесяти веществ).

Миро употреблялось для освящения еще во времена Ветхого Завета, и его состав для священного помазания был указан Моисею Самим Богом.

Священное Писание приготовление мира именует святым делом, а само миро называет «святыней великой».

До сего дня особым образом проходит определенный чин приготовления этого священного вещества.

В Страстную седмицу Святейший Патриарх с сослужащими епископами, священниками особым чином приготовляет это священное вещество, освящая его по древнему чину.

Епархиальные управления ежегодно получают драгоценные граммы мира, чтобы каждый священник на приходе мог совершать таинство священного Миропомазания.

Апостол Иоанн Богослов в своем Первом соборном Послании пишет: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все, и, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».

Обратите внимание

То же об употреблении священного мира говорит и апостол Павел: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши». В этом таинстве осуществляется взятие человека, по словам апостола Петра, в «удел» Божий, после чего тот должен стать храмом Святого Духа.

Благодатью, даруемой в таинстве Миропомазания, в душе человека пробуждается внутренняя духовная жажда, которая не позволяет ему «успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет к Небесному, к вечному и совершенному». Данный нам «туне», то есть даром, Божественный Дух, освящая наши усилия, приносит в нас плод.

Но он прорастает в нас так же тихо и неприметно (разумеется, при нашем усердии), как совершается и само это таинство.

Внешне таинство Миропомазания совершается очень неярко, неброско. Запах благовония ощущает лишь сам человек, и это особенно примечательно. Действия, совершаемые в таинстве Крещения очевидны. Мы видим погружение в купель, выход из купели Крещения, встречу новокрещеного, переоблачение его в белые одежды.

А в таинстве Миропомазания, если смотреть на него со стороны, виден только священник, который обмакивает в маленький сосудик даже не кисточку, а специальную металлическую палочку с шариком на конце, и помазывает человека со словами: «Печать дара Духа Святаго».

И человек отвечает: «Аминь», что значит: «истинно так».

Но в таинстве Миропомазания происходят удивительные вещи, к которым человек, безусловно, должен быть готов. В Крещении омывается первородный грех, омываются, если это взрослый человек, личные грехи.

Мы с вами говорили, откуда взялись страсти: вспомним, что изначально Адам был чист, его сердце было полно добродетелей, которые во время грехопадения исказились и превратились в страсти. В Крещении страстная основа – человеческое сердце – омывается, но добродетелей в сердце еще нет. Необходимо схождение благодати Святого Духа на крещаемого.

Представьте себе поле, которое заросло не просто сорняками, а кустарником, деревьями – такова душа взрослого человека до Крещения. После таинства Крещения остается чистое поле, но на нем не посеяно еще ни одного семечка.

Благодать Святого Духа – это не просто красивые слова, а особое действие Бога в душе человека по насаждению добродетелей. Человек в Крещении получает не только очищение, но и потенциальные возможности борьбы с грехами, потому что страсти в нас будут, ведь сатана никуда не делся и продолжит с нами воевать.

Он будет продолжать нас совращать, соблазнять, обращать нас к старому опыту, толкать нас, по нашей неопытности, на новые грехи. Но мы понимаем, что борьба со страстями как раз и заключается в том, чтобы не делать того, что требует страсть, делая необходимое для укрепления добродетели.

И без Миропомазания и тех даров, которые получает человек в этом таинстве, окажется, что невозможна борьба со страстями и грехами.

Важно

Но в таинстве Миропомазания Господь уже дает нам семена добродетелей. Мы можем стать кроткими, и целомудренными, и воздержанными – семена всех добродетелей есть в душе каждого крещеного человека. Все, как у Адама, вот только не в виде красивого райского сада: лишь несколько семян, из которых такой сад можно взрастить!

Преподобный Иустин (Попович) пишет: «В святом миропомазании человеку даруются все облекающие во Христа благодатные силы и дары, и энергия Духа Святого для новой, богочеловеческой жизни во Христе. В святом Миропомазании человеческая личность помазуется Духом Святым по образу и по подобию Божественного Помазанника – Богочеловека Иисуса Христа.

В этом святом таинстве продолжается Святая Пятидесятница, которая в Церкви Христовой никогда не прекращается». Вот какие Божественные семена засеваются в душу человека в таинстве Миропомазания. Но значит ли это, что по их священной природе и произрастать они будут помимо свободной воли человека? Оказывается, нет; ведь благодать не насилует.

ЭТИ семена могут пролежать всю жизнь, если к ним не обращаться, поэтому и важна подготовка к принятию таинств. Прежде чем готовить человека к Крещению и Миропомазанию, мы должны рассказать ему не только о грехах, которые он совершил, но еще и о добродетелях – дать ему оружие борьбы с грехами.

Это не просто информация «что такое плохо», но это еще и опыт борьбы. И именно таинство Миропомазания дает силу это осуществлять.

Когда человек говорит, что у него нет никаких сил на борьбу с грехами, у него ничего не получится, значит, он не знает основ веры или забыл их, не помнит, что Господь дал ему духовное оружие в таинстве Миропомазания.

Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что «благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону, однако же и от нас она требует или ожидает соответственных усилий.

Чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, она сообщает их после нашего желания и труда. При всем том благодать всегда дается даром, потому что за наши малые усилия воздает с безмерною щедростью».

И потому какими бы ни были труды человеческие, все они не могут сделать благодать не «туне» даемою, то есть не даром даваемой. И апостол Павел, хотя и говорит, что потрудился более всех апостолов, после добавляет, что, впрочем, не я сам, но благодать Божия, которая со мною.

Совет

Таким образом, словом «потрудился» апостол выражает усилия своей воли; словами «не я, но благодать Божия» он указывает на Божественное содействие; а словами «со мною» уточняет то, что благодать содействовала ему не праздному и не беспечному, а лишь тогда, когда он трудился.

Таинство Миропомазания, при всей внешней скромности и неброскости имеет огромное значение. В советское время в многочисленных случаях миряне крестили желающих, в основном детей: церкви были закрыты, священников было очень мало.

Такое возможно и сейчас в практике Церкви в случаях, когда нет рядом священника, ребенок, например, родился и умирает. Мирянин может, используя правильную крещальную формулу, совершить Крещение, и как говорят, произойдет «неоконченное крещение».

Это интуитивно правильно уловлено народом: действительно, получается, поле-то очистили, а семян еще нет. И поэтому существует в Уставе Церкви определенный чин, когда крещеный мирянином человек приходит в церковь и священник дополняет Миропомазанием уже совершенное Крещение.

Через Миропомазание принимаются в Православную Церковь старообрядцы, католики, над которыми когда-то по правильной форме совершили Крещение. Таинство Миропомазания очень важно для человека, без него, без семян благодати Божией, очень легко поле души будет засеяно плевелами.

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Когда мы призываем Духа Святого, то говорим: «Душе Святый, несказанно от Отца исходящий, и на нас, верных, чрез Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, Божественный Дух терпения, Дух – податель радости, веселия, целомудрия, мудрости, ведения, кротости, незлобия, беспопечения о мирских вещах, созерцания благ Небесных, Дух – отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух – показатель Божественных таин, обручение Небесного Царствия, источник пророчества, кратер учения, дверь покаяния, истребитель грехов, Дух любви, мира, веры, воздержания».

Об этом великом даре Святого Духа, который апостолы приняли в день Пятидесятницы, в Новом Завете говорится многократно.

Ведь только после слов Господа: «Примите Дух Свят», апостолы смогли исцелять болезни, проповедовать о Христе.

И оканчивается Евангелие Пятидесятницей, когда благодать Святого Духа видимым образом сходит на апостолов и группа учеников становится Церковью, они получают особую силу проповедовать истину и другие удивительные святые дары.

Обратите внимание

Так же и в таинстве Миропомазания на людей сходит благодать Святого Духа. В житиях святых можно встретить случаи, когда при совершении Крещения благодать Святого Духа сходила в виде огненных языков.

КАЖДЫЙ человек наверняка может припомнить в своей жизни историю, которая обязательно начнется с междометия «Эх!», потому что не сокрушаться по поводу произошедшего невозможно; детали и подробности таких историй у каждого свои, но все они объединяются какой-то общей безвозвратной утратой и горечью.

Причем если подобный случай был вызван внешними, независящими от человека обстоятельствами, то сокрушение обычно не так сильно, как в ситуации собственной виновности.

Именно когда человек по своей нерадивости, невнимательности или безответственности пропускает что-то важное в жизни и вслед за этим несет потерю – невосполнимую, горькую, великую, тогда душа и томится, тогда и восклицает это самое «эх!». И добавляет: «кабы вернуть все назад, все было бы иначе!».

А народная мудрость итожит подобную утрату просто: «Что имеем, не храним – потерявши, плачем».

Или наглядно: «Близок локоть, да не укусишь!» И многие люди, которые крестились без всякой подготовки к ожидающим их таинствам, которые рождались духовно уродливо – в слепоте и глухоте, сегодня, узнавая, как они прошли мимо главных событий своей христианской жизни, конечно, сокрушаются. Горько и обидно сознавать, в чем ты участвовал – и как! Эх… «Сейчас бы все было по-другому», – скажет кто-то. А кто-то, еще не успевший совершить ошибку, сможет взглянуть на чужую и не повторить ее. А значит, подойдет ко вступлению в христианскую жизнь ответственно.

Но не все так горько и безнадежно. Христианам, крестившимися без подготовки, никто не мешает узнать, что с ними происходило в таинствах Крещения и Миропомазания. Не надо думать, что разговоры о Крещении – только для тех, кому еще предстоит креститься. Мы и сами должны помнить о том, что уже давно прошло.

И восполнить эту утрату еще возможно повторением основ веры, изменением жизни, покаянием. И если человек будет искренне верить, что он получил благодать Святого Духа через Миропомазание, он сможет бороться с грехами.

Для духовной практики каждого человека важно помнить о присутствующей в нем благодати Божией, спрашивать себя: «Потерял я ее или не потерял? Что мне с ней делать? Закопал я дарованные таланты или нет?». Наш разговор – это повод к таким размышлениям. Ведь повторить совершенные таинства невозможно. Но это не значит, что все, полученное раньше, утеряно.

Важно

Оно есть, но лежит где-то в глубинах души, в тайниках, и нужно потрудиться, чтобы извлечь оттуда семена благодати. В следующий раз мы будем говорить о таинстве Покаяния, которое, являясь удобрением для этих семян, способствует их взращиванию.

Что семена эти могут возрастать, сомневаться не приходится. В истории Церкви множество примеров, когда, пролежав в душе человека долгие годы, они вдруг пробуждались, начинали стремительно расти и даже приносить дивные плоды. Примером может стать жизнь Александра Гренкова, которая дивным образом перетекла в житие старца Амвросия Оптинского.

С детства бойкий, веселый и смышленый Саша Гренков вырос в такого же веселого и беспечного юношу. И хотя он успешно окончил семинарию, но в духовную академию или в священники не пошел, а некоторое время был домашним учителем, затем преподавателем духовного училища. Живой, добрый, остроумный Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами.

Правда, веселье его иногда омрачалось, когда он вспоминал свой невыполненный обет, данный Богу во время тяжелой болезни, – тогда он пообещал постричься в монахи, если выздоровеет. Болезнь отступила, обета своего Александр Гренков не забыл, но и исполнять его не торопился, «жался», – так говорил о себе позже сам старец Амвросий.

Но разве совесть оставит в покое душу, в которой без роста лежат семена жизни вечной? Не оставила она и незадачливого преподавателя, хотя Александр Михайлович долго еще сомневался и никак не мог решиться порвать с миром. Но все же решился, порвал и однажды тайно от всех ушел в Оптину – навсегда.

Прошли годы, и в одном из писем старец написал, что в таинстве Миропомазания восстанавливается потемненный образ Божий в человеке, и он через это таинство «печатлеется дарами Духа Святаго», чтобы иметь силу не только противостоять козням вражиим, но и совершать всякую добродетель. Ведь и сам преподобный Амвросий Оптинский стал тем сосудом Божиим, через который Господь и вещал, и действовал.

Благодать Божия, в изобилии почивавшая на старце, стала источником тех духовных дарований, которыми он служил ближним, утешая скорбящих, утверждая в вере сомневающихся и назидая всех на пути спасения.

Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Источник: https://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52264

Ссылка на основную публикацию