Свято-никольский казачий собор в омске

Никольский Казачий собор

Никольский Казачий собор (или Свято-Никольский Казачий собор) — один из старейших сохранившихся соборов Омска, находится в центрального округе города, на улице Ленина.

Строительство храма началось в 1833 году, престол был освящен 10 лет спустя. Храм был построен главным образом на пожертвования войска сибирского казачества, от чего и берет свое название. Главным архитектором собора является Василий Петрович Стасов — одним из основоположников русского ампира, автор многочисленных проектов в Москве и Санкт-Петербурге.

Казаки были первыми людьми, исповедующими православие в Сибири. Самым почитаемым среди казаков был Святитель Николай, поэтому большинство храмов на территории Сибири воздвигалось именно этому святому. Никольский Казачий собор в Омске является духовным центром всего Сибирского казачества.

© Официальный сайт Свято-Никольского Казачьего собора

Обратите внимание

Сейчас в соборе каждый день проходят служения, совершается Божественная литургия, проходят таинства, действует большой церковный хор.

С сентября 2012 года при Никольском Казачьем соборе работает воскресная школа для детей.

История собора

Строительство Свято-Никольской Казачьей церкви в Омске началось в 1833 году и осуществлялось главным образом на пожертвования казаков. Храм с тремя престолами и с основанием в виде вытянутого прямоугольника, украшенными портиками входами возведен по проекту архитектора В. П. Стасова.

Омский Свято-Никольский храм освящен в 1840 году, статус собора получил только в 1916 году. Прихожанами в основном были омские казаки.

© Официальный сайт Свято-Никольского Казачьего собора

Ценную реликвию, историческое знамя с ликом Дмитрия Солунского, собор получил в 1883 году. В годы гражданской войны знамя оказалось утрачено, и сейчас в храме находится копия, созданная по заказу горадминистрации в 1996 году.

В советское время в помещениях собора находились различные учреждения, затем на протяжении нескольких лет он был в запустении.

Первые реставрационные работы в Свято-Никольском Казачьем соборе Омска начались в конце 1970-х годов. В обновленном помещении в 1983 году удалось разместить органный зал. Полная передача собора епархии состоялась в 1998 году, в том же году орган по настоянию верующих перевезли в другое здание.

© Официальный сайт Свято-Никольского Казачьего собора

Архитектурные особенности и убранство

Никольский Казачий собор был возведен на площади напротив училища Сибирского казачьего войска, сейчас собор окружен небольшим парком, а рядом с ним находится Омская филармония. Строительство храма продолжалось несколько лет. В основании собор представляет собой вытянутый прямоугольник с тремя входами, которые оформлены в стиле ампир в виде дорических портиков с колоннами.

Высота церкви вместе с крестом — 33,5 метра.

В наши дни убранство храма имеет некоторые отличия от исторического: новый золоченый иконостас выполнен омскими резчиками, иконы написаны в мастерской при епархии.

© Официальный сайт Свято-Никольского Казачьего собора

Две главные иконы собора — икона Преподобного Серафима Саровского и икона Святителя Феодосия Черниговского с частицами мощей этих святых — расположены в специальных нишах по обеим сторонам от центрального иконостаса.

Важно

В Никольском Казачьем соборе также имеется ковчег с частицами святых мощей, среди которых Преподобный Сергий Радонежский, Святитель Филарет Московский, Великомученик Георгий Победоносец, Преподобного Максима Грека и др.

Как добраться

Добраться до Никольского Казачьего собора на общественном транспорте очень просто: рядом с собором находится остановка «Детский мир», через которую проходит большое количество различных маршрутов. Расстояние от остановки до собора — 350 метров.

Вам подойдут следующие маршруты городского наземного транспорта:

  • автобусы № № 16, 20, 24, 28, 32, 33, 45, 46, 49, 51, 62, 63, 69, 70, 73, 79, 95, 109 и 110
  • троллейбусы № № 4, 12 и 16
  • маршрутные такси № № 19, 31H, 39, 51н, 64, 201, 214, 225, 302, 304, 307, 319, 323, 331, 335, 346, 350, 359, 394, 399, 410, 414, 424, 430, 434, 550 и 903.

Никольский Казачий собор находится в непосредственной близости от Иртышской набережной — главного прогулочного маршрута в Омске и популярного места отдыха горожан и туристов.

Для заказа автомобиля в Омске вы можете воспользоваться приложениями местных служб такси: например, «Лидер», Rutaxi или такси «Maxim».

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/omsk/temples/28405

Омский никольский собор – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Омский Никольский войсковой казачий собор, 14 июля 2009. Фото с сайта sobory.ru

Омский войсковой казачий собор во имя святителя Николая Чудотворца Омской епархии

Самый старый храм в Омске, единственный уцелевший в годы советской власти войсковой храм города.

Церковь была заложена 15 мая 1833 года на площади Казачьего форштадта, напротив войскового казачьего училища. Строилась на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и старанием разных войсковых командиров.

26-27 мая 1840 года протоиереем Димитрием Пономарёвым были освящены приделы теплой церкви – Георгиевский и Симеоно-Аннинский.

16 сентября 1843 года главный престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1840 году причт был назначен в составе священника, диакона и причетника. С 13 марта 1861 года причт должен был состоять из двух священников, диакона, дьячка и пономаря. По ходатайству епархиального начальства, в 1900 году Св. Синодом был открыт третий штат из одного священника и псаломщика.

В сентябре 1897 года при храме была открыта четырёхклассная школа для девочек. По сведениям 1900 года, школа помещалась, за неимением собственного здания, в доме казака Константина Федорова.

Здание для школы было построено в 1903 году из леса бесплатно отпущенного Войсковым хозяйственным управлением Сибирского казачьего войска.

Совет

В начале 1910-х годов при школе было две учительницы, пение преподавал бесплатно псаломщик.

Омский Никольский войсковой казачий собор, фотография нач. XX в.

В приходе церкви находился также войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (мужское и женское), Никольское мужское училище и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом.

11 декабря 1903 года было открыто церковно-приходское попечительство.

Прихожанами храма были казаки Омска и окрестных сел. В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович, П.А. Столыпин, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л.Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева.

Протоиерей Павел Подбельский и священник Леонид Покровский в 1907 году обращались с просьбой о возведении церкви в статус собора, но получили отказ.

В 1914 году при храме открыли Никольский детский приют для горожан и казаков. В нем оказывали помощь и приходящим детям.

24 октября 1915 года, при епископе Сильвестре (Ольшевском), было учреждено Приходское Братство во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца.

В 1916 году храму был присвоен статус соборного.

В советское время

Вывоз колоколов Омского Никольского войскового казачьего собора, январь 1930 г. Газета “Рабочий путь”, фотогр. Горохов

В 1920 году имущество собора было национализировано. Был арестован и расстрелян священник собора о. Сергий Дмитревский.

3 ноября 1921 года с “Общиной христиан православного исповедания при Омском Никольском соборе” был заключен договор на пользование зданием церкви. В этом же году государством производились конфискации храмовых ценностей.

Читайте также:  Православная церковь о депрессии и унынии: отношение и мнение

Уже на следующий год возникли проблемы с регистрацией общины и предоставлением ей помещения, так как группа “Живая церковь” пыталась взять в аренду все церкви города и местное политическое руководство поддерживало живоцерковников.

В 1923 году было произведено очередное “изъятие ценностей в пользу голодающих” – серебряные ризы и другие предметы. Упоминается церковная библиотека из 500 книг. Знамена воинских частей, находившихся в храме, были переданы музею. В октябре того же года убили двух прислужниц-монахинь.

28 марта 1924 года “излишки” изымались милиционером I отделения Грабежовым.

Обратите внимание

18 апреля того же года договор с общиной был расторгнут, а церковные облачения и другие предметы переданы во временное пользование в Ильинскую церковь.

В мае собор был передан живоцерковникам.

Архиепископ Омский Виктор (Богоявленский) неоднократно предпринимал попытки добиться от властей возвращения церкви, которую хотел сделать кафедральной, однако безуспешно.

Архив Никольского собора в 150 томах и библиотека находились в подвале церкви, они почти полностью утрачены. Серебро было сдано в Омгубфинотдел. Разграбленный храм пустовал, а община, состоящая в 1927 году из 31 человека, не имела помещения.

В сентябре 1928 года выяснилось, что в церкви устроен притон: все изорвано, поломано, разбросано, разграблено.

В ноябре того же года городской совет принял решение передать здание под “культурные нужды”.

16 января 1929 года это решение было подтверждено Окрисполкомом.

10 января 1930 года Омский окружной административный отдел получил сообщение, что ВЦИК утвердил закрытие Никольского казачьего собора. В середине января того же года были сняты церковные колокола. Имущество, в первую очередь, иконы, бесследно исчезло. Кровля купола и колокольня разобраны, а над трапезной и притвором надстроен третий этаж.

Здание Омского Никольского войскового казачьего собора, занятое кинотеатром “Победа”. Фотогр. 1940-х гг.

В разные годы здесь размещались клуб “Строитель”, управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр “Победа”.

В 1960 году собор хотели снести – спасли его протесты интеллигенции.

С 1966 года здание находилось в запустении.

В 1970 году появилось решение горисполкома о сносе здания Никольской церкви. Председателем горисполкома тогда был В.И. Бухтияров, а его заместителем Н.Г. Грицевич.

Они опирались на заключение научных работников СибАДИ, утверждавших, что здание в аварийном состоянии и эксплуатировать его невозможно. Против разрушения храма выступили художник К. Щекотов, заведующий отделом культуры горисполкома В.

Чернышев, управляющий трестом Б. Карасиков и архитектор М.М. Хахаев.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов были проведены реставрационные работы.

С 1983 года в храме находился орга́н.

Новейшая история

С 1991 года здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омской епархией.

В нем проходили миротворческие, межкофессиональные и другие конференции, благотворительные концерты, круг Сибирского казачьего войска, работала воскресная религиозно-нравственная школа.

28 марта 1992 года в соборе состоялось учредительное собрание Омского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.

Важно

В 1998 году по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орга́н переместили в здание бывшего кинотеатра.

В июне этого же года собор передали Омскому епархиальному управлению.

Архитектура и внутреннее убранство

В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова, автора многочисленных построек в Санкт-Петербурге и Москве. В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.).

Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев.

Храм кирпичный, одноэтажный, в форме “корабля”. Высота до основания шпиля колокольни – 24 м, до креста – 33,5 м. Три входа собора были оформлены дорическими портиками.

Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом.

Колокольня – двухъярусная, нижний ярус квадратный в плане с арочными проемами, верхний ярус звона восьмигранный с арочными проемами. Венчает колокольню высокий шпиль с крестом.

Новый иконостас собора выполнен по проекту В.Н. Гульченко бригадой резчиков под руководством В.Л. Малых. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Д.Н. Фофиных, Т. Голубевой, А. Костылёвым, В. Ходыкиным, Д. и Н. Непобедимы.

Статистика

  • 1840 – 2184 человек
  • 1895 – 4 поселка, 4200 человек в приходе (1975 м.п., 2225 ж.п.)
  • 1900 – 3 поселка (Захламинский, Новый и Черемуховский), 1786 прихожан (868 м.п., 918 ж.п.), старообрядцев беспоповского толка – 9 человек, “население относится к ним безразлично, а со стороны самих раскольников никаких поползновений к пропаганде не замечается” [2]
  • 1914 – 3538 человек в приходе (1637 м.п., 1901 ж.п.), из них в городе – 2594 человека, в пос. Новом – 613 человек, в пос. Черемуховском – 349 человек; старообрядцев беспоповского толка – 3 человека.
  • 1922 – 119 человек
  • 1927 – 31 человек
  • 1928 – 50 человек

Святыни и древности

Святыни

в синодальный период

  • список Козельщанской иконы Божией Матери

в настоящее время

  • икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей
  • икона свт. Феодосия Черниговского с частицей мощей
  • ковчег с частицами мощей святых: прп. Сергия Радонежского, свт. Филарета Московского, прп. Шио Мгвимского, вмч. Георгия Победоносца, прп. Максима Грека, свт. Иннокентия Московского, свт. Софрония Иркутского, прп. Феодора Санаксарского, сщмч. Харалампия Магнезийского, прп. Моисея Угрина, свт. Мелетия Сибирского, прп. Василия Печерского, прп. Гавриила Синеезерского (?)
  • старинный список Абалакской иконы Божией Матери
  • старинная икона свт. Иоанна Тобольского

Знамя Ермака

Копия одной из сторон легендарного знамени Ермака. Никольский казачий войсковой собор г. Омска.

В 1883 году из собора города Березова Тобольской губернии в храм было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков.

С виду знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен вмч. Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием.

На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "геронтисса"

По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных “батыров”. Вид всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.

Совет

В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В. Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию.

Со своим партизанским отрядом, располагавшимся в станице Захламинской (тогда за пределами города) он ворвался в центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Никольского собора боевые святыни: знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых.

Стоя на санях, с развивающимся знаменем в руках Анненков увел свой отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи, откуда вскоре вернулся, чтобы стать во главе одной из активных сил антибольшевистского подполья в Сибири. В декабре атаман вернул Сибирскому казачьему войску знамя дружины Ермака.

Реликвия была перенесена из войсковой управы в Никольский собор. После падения правительства А.В. Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.

К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного знамени Ермака, которая ныне хранится в Никольском войсковом казачьем соборе.

Настоятели

Приписные храмы и часовни

Литература

  • Циммерман Э. По великой Сибирской железной дороге // Вестник Европы. – 1903. – № 1. – С. 126.
  • Правительственный вестник. – 1918. – июль; 1919. – июль.
  • Заря. – 1918. – 26 окт.
  • Заря. – 1919. – 13 мая.
  • Рабочий путь. – 1930. – 11 янв., 2 марта.
  • Новый путь. – 1934. – 8 сент.
  • Шухов И. Картины старого Омска // Омский альманах. Кн. 5. – Омск, 1945. – С. 82-87.
  • Лебедева Н.И. Никольская войсковая казачья церковь // Вестник культуры: Пресс- бюллетень. – 1991. – № 1. – С. 1, 7.
  • Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. – 1993 г. – № 2. – С. 99-102.
  • Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XVIII – начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. – Омск, 1995. – С. 99-100.
  • Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (На материалах Омского Прииртышья). дисс. на соиск. ученой степени кандидата исторических наук. – Омск, 2000.

Использованные материалы

[1]  По сведениям дореволюционных источников

[2]  Скальский, с. 46.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/23957.html

Описание Никольского казачьего собора в г. Омск | Православные паломничества

Вопрос о строительстве храма для Сибирского Казачьего войска был поднят в 1829 году по инициативе А. М. Лукина (временно командовал войском) были собраны пожертвования на его строительство. В основу проекта собора легли чертежи зодчего В. П. Стасого, автора многочисленных построек в С.-Петербурге и Москве.

В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.).В 1833 году новый план был утвержден генеральным губернатором И. А. Вельяминовым и Преосвященным Афанасием. Попечителем храма был избран подполковник Д. Д. Похомов.

Надзор за строительством храма возлагался на переведенного из Томска в Омск полевого инженера – поручика Г. Лещева. Был заключен подряд на постройку с крепостным крестьянином Нижегородской губернии Т. Лысаковым . Местом возведения собора выбрали площадь на против училища Сибирского линейного казачьего войска.

Закладка храма состоялась 15 мая 1833 года.

Обратите внимание

Строительство продолжалось до июня 1840 года. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М. И. Мягковым и художником П. М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И. А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе .

Медные кресты пожертвовал владелиц Верхне-Исетского завода Яковлев. В июне 1840 года, несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем Дмитрием Пономаревым.

Три престола собора были посвящены святому-Николе Чудотворцу , Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице.

Собор представлял собой вытянутый прямоугольник. Над главным объектом возвышался широкий кирпичный барабан с окнами и пониженным куполом, над которым был возведен декоративный полуциркулярный купол. Главный объем продолжала четырехстолпная трапезная («теплая церковь»), перекрытая купольным сводом, завершением которого служила колокольня.

Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Прихожанами собора были казаки Омска и окрестных сёл. К церкви были приписаны две деревянные часовни Черемуховского и Новых посёлков.

В сентябре 1897 года при Казачьем Никольском соборе была открыта четырёхклассная школа для девочек. В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (муж. и жен.), Никольское мужское и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом. Основные пожертвования поступили от казаков и священников, служивших в этом храме.

В 1882 году из Березова в собор было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь. В феврале 1918 года знамя было захвачено казаками атамана Б. В. Анненкова (в декабре возвращено). В1919 году утеряно и судьба его неизвестна. В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим.

Здесь крестили генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева и поэта Л. Н. Мартынова. В апреле 1919 года в храме состоялась панихида по генералу Л. Г. Корнилову.

Важно

В 1921 году «Община христиан православного вероисповедания» при соборе лишилась права владения зданием и занимала его на правах договора на пользование.

Одновременно властями неоднократно проводились конфискации ценностей. В ноябре 1828 года городской совет принял решение передать здание под «культурные нужды».

Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола, на трапезной и притвором надстроены два этажа.

В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа». В 1960 году собор хотели снести – спасли его протесты интеллигенции. С 1966 года здание находилось в запустении.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "свенско-печерская"

В конце 70-х в начале 80-х годов были проведены реставрационные работы. В 1983 году в бывшем соборе установили орган. Здесь был открыт зал органной и камерной музыки. Был передан Омской епархии в 1989 году. Ныне Казачий Никольский собор восстановлен.

Паломнические поездки к Никольскому казачьему собору в г. Омск

  • Поездка из Новосибирска в Никольский казачий собор в г. Омск

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g16/omsk/nikolsky-sobor.htm

Никольский Казачий собор — KVnews.ru

История старейшего сохранившегося православного храма Омска

Для Сибири XVIII – начала XIX веков характерно развитие храмостроительства, воплотившегося в стиле, известном нам как «сибирское барокко».

Феномен этого стиля заключается в том, что сибирская культовая архитектура хоть и была тесно связана с общерусскими традициями, но в условиях отдаленности от столиц и специфичности этнического и социального состава местного населения, породила ряд особенностей.

В сибирских городах строили много храмов. Омск долгое время был исключением. Первые его церкви были деревянными, а к первой трети XIX века в Омске функционировали только два православных храма и один лютеранский.

Совет

Будучи военно-административным центром, Омск не имел развитой системы торговли, и, соответственно, жертвовать крупные суммы на строительство церквей было просто некому.

Построенные во второй половине XVIII столетия церкви еще не имели традиционных черт «сибирского барокко», и поэтому их облик можно считать уникальным.

Первым каменным храмом Омска стала построенная в 1773 году Градо-Омская Военно-Воскресенская церковь (Воскресенский собор), вокруг восстановления которого в наши дни идут горячие дискуссии. Вторая каменная церковь – Ильинская – была возведена на горке рядом с деревянным Ильинским храмом.

Строительство длилось семь лет и завершилось в 1789 году, когда был освящен престол во имя Святого Пророка и Чудотворца Илии. А лютеранская кирха (также как и Воскресенский собор) в Омске была воздвигнута на территории крепости в 1792 году и выходила окнами на восточную сторону площади плац-парадов. Именно так выглядела сеть культовых сооружений в Омске на протяжении более 30 лет.

Ситуация изменилась в годы правления генерал-губернатора Петра Капцевича.

Важным фактором привлечения сибирских кочевников, исповедовавших ислам, к сотрудничеству с имперской администрацией стала необходимость строительства в столице Западной Сибири мечети.

Массивное и яркое по архитектуре здание, построенное в 1827 – 1830 годах, поражало своим размахом не только местных жителей, но и путешественников, проезжавших через Омск.

Появление в городе столь масштабного культового сооружения во многом предопределило необходимость постройки и нового крупного православного храма. Вопрос об этом был поднят в 1829 году подполковником Лукиным, который в то время командовал Сибирским казачьим войском.

Казаки готовы были жертвовать деньги на строительство нового храма. Так, 15 июня 1833 года на площади напротив училища Сибирского линейного казачьего войска (Кадетского корпуса) состоялась торжественная закладка Никольской казачьей церкви (с 1916 года – собора).

Обратите внимание

В основе проекта лежали чертежи известного русского зодчего Василия Стасова. В 1826 году он спроектировал в Санкт-Петербурге церковь во имя Святого Николая Чудотворца.

Этот проект был воплощением принципов высокого классицизма: прямоугольный храм с дорическими портиками, полусферическим куполом на высоком цилиндрическом барабане с арочными окнами. В Омске архитектор Петр Праман и инженер-полковник Лещев творчески переработали чертежи Стасова и изменили проект.

Строительство велось под руководством инженер-поручика Николая Лещева, который был специально вызван из Томска в Омск для строительства церкви. Здесь он находился до июля 1833 года. Подрядчиком выступил крепостной крестьянин из Нижегородской губернии, построивший немало церквей в Западной Сибири, Тарас Лысаков.

В Никольской церкви можно увидеть различные черты, характерные для храмовой архитектуры России. Тут и четырехколонные дорические портики с фронтонами (с северной и южной сторон), и портик с четырьмя полуколоннами (с западной). Сам храм отличает кубическая форма с высоким куполом на широком барабане, прорезанным восемью арочными окнами.

Рисунки для иконостаса были заказаны Стасову, а устройство внутреннего убранства «на местах» было поручено сотнику Шевелеву, «соображаясь видами архитектора Стасова». Одна часть икон была написана академиком живописи Михаилом Мягковым, жившим в Барнауле и преподававшим в Горном училище, а другая часть – художником П. Скороспеловым.

Высказывалось предположение, что в создании икон для Никольского собора поучаствовал и московский купец Гаврила Корнилов, хотя Александр Сулоцкий, писавший историю храма, упоминал его лишь в качестве одного из подрядчиков, который только привез из Москвы несколько икон, написанных Скороспеловым.

Сам иконостас для церкви был изготовлен мастерами из Екатеринбурга Батовым и Дулиным. Колокола отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. Несмотря на отдельные недоделки, храм был освящен в июне 1840 года протоиереем Дмитрием Пономаревым.

В сентябре 1843 года был освящен главный престол во имя Святого Николая Чудотворца.

Важно

За свою 175-летнюю историю стены Никольского собора видели и пережили многое. В Никольском соборе крестили будущего генерала Дмитрия Карбышева и будущего поэта Леонида Мартынова. В разные годы в храме молились цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), генерал Лавр Корнилов, Верховный правитель России адмирал Александр Колчак.

В 1920-е годы собор закрыли. Купол и колокольня были разобраны, колокола были сняты и отправлены на переплавку, над трапезной и притвором были надстроены вторые этажи. После Великой Отечественной войны в здании размещались клуб «Строитель» и кинотеатр «Победа».

С 1966 года здание находилось в полнейшем запустении, и о некоторых особенностях его функционального предназначения в эти годы сейчас стыдливо предпочитают молчать даже самые яростные богоборцы. Тогда от сноса церковь спасли протесты интеллигенции, сфокусировавшие внимание, разумеется, не на культовом характере сооружения, а на его уникальности как памятника архитектуры и истории.

В начале 1980-х годов в бывшем здании собора были произведены реставрационные работы, установлен орган чехословацкой фирмы «Ригер Клосс», и 11 лет в бывшей церкви располагался Зал органной музыки Омской филармонии.

В начале 1990-х годов здание было возвращено Русской православной церкви, и в дни празднования 275-летия Омска в августе 1991 года на здание собора были торжественно водружены колокола. Сегодня в здании, как и 170 лет назад, располагается действующий Свято-Никольский Казачий собор.

Сергей НАУМОВ

При подготовке материала использованы публикации Натальи ЛЕБЕДЕВОЙ

При поддержке передачи “Удивительное рядом. Омская версия” телеканала “Продвижение”.

Источник: http://kvnews.ru/gazeta/2016/aprel/-14/nikolskiy-kazachiy-sobor

Ссылка на основную публикацию