Свято-георгиевский женский монастырь в ессентуках

Свято-Георгиевский женский монастырь

Свято-Георгиевский женский монастырь — место уединенное, вдали от городской суеты. Монастырь находится в урочище Дубровка, между ессентукским микрорайоном Белый Уголь и поселком Ясная Поляна.

С высшей точки монастыря открываются красивейшие панорамы Кавказских гор.

Даже если вы не являетесь религиозным человеком, монастырь стоит посетить, чтобы посмотреть с обзорной площадки на Эльбрус и ближайшие горы Машук и Бештау.

Панорамный вид на гору Бештау, © Виталий Митусов

История монастыря

История монастыря начинается 16 ноября 1998 года, когда был заложен первый камень храмового фундамента. Идея возведения принадлежит двум местным жителям — Павлу Владимировичу Музенитову и Константину Максимовичу Асланову.

Двоюродные братья предложили построить храм на горе Дубровка — в одном из самых живописных мест в окрестностях Ессентуков. Для строительства Георгиевского храма администрация района выделила 2,5 га земли в Предгорном районе.

Храм был благословлен митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном. Для строительства храма использовался белый мрамор из Уральских гор (из Челябинской области).

Вершину храма Святого Георгия венчает купол, покрытый золотом. В 2003–2004 годах было решено расширить территорию храма и построить монастырь, а также основать приют для девочек-сирот.

В те же годы было принято решение сделать монастырь женским.

Обратите внимание

Официальное открытие монастыря состоялось 11 апреля 2006 года. После открытия работы по отделке храма продолжали идти — в 2009 году началась роспись внутренних стен выпускниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москвы. Впечатляет и мозаичный пол с восьмиконечной звездой.

Внутреннее убранство Свято-Георгиевского храма, © Валентина Зайкина

Настоятельницей монастыря является монахиня Варвара. В 2011 году она была произведена в сан игумении.

Информация для паломников

Для посетителей (как туристов, так и паломников) монастырь открыт ежедневно, с 07:00 до 19:00. Останавливаться в монастыре могут только женщине — при себе необходимо иметь паспорт с отметкой о прописке.

Паломники, желающие остаться поработать в монастыре, могут проживать прямо в монастыре, в помещении для паломников.

Памятник Святому Георгию Победоносцу, © Роберт Андреасян

Узнать условия размещения или заказать обзорную экскурсию с рассказом об истории монастыря и его традициях можно по телефону 8(928)362-53-05.

Богослужения проходят ежедневно, в 8 утра и 4 дня.

Святыни Свято-Георгиевского женского монастыря

Структура монастыря, относящегося к Пятигорской и Черкесской епархиям, включает в себя: храм Святого Георгия; две часовни — Архангельскую, которая используется как место для крещения, и имени иконы «Божией Матери» с купальней; лавка с освященными товарами (включая иконы); жилой корпус для послушниц, паломников и приюта «София».

Главная святыня Свято-Георгиевского монастыря — это частица мощей святого покровителя обители Великомученика и Победоносца Георгия, а также часть его хитона. Помимо этого, в храме есть и другие святые мощи, преимущественно святых женщин: преподобных жен Дивеево, Святой Великомученицы Варвары, великой княгини Елисаветы.

Стены Свято-Георгиевского храма украшены иконами с чудотворными образами, в том числе с изображением Божией Матери («Феодоровская»).

Иконная лавка на территории монастыря, © Maxim Esin

Одна из уникальнейших святынь храма — деревянный крест с запечатанными в него частицами мощей русских святых. Крест долго скрывали во времена советской власти. Он был подарен храму ессентукскими священнослужителями.

Как доехать до Свято-Георгиевского монастыря в Ессентуках

Свято-Георгиевский монастырь находится за пределами городской черты, в 8 км на юго-запад от Ессентуков.

Самый удобный способ добраться — самостоятельно на автомобиле или на такси по дороге А-157. Монастырь располагается на 35 километре. Точные координаты GPS: 44.028661, 42.810569. В регионе функционируют Яндекс. Такси и Такси Везёт (приложение RuTaxi).

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/yessentuki/temples/26963

Свято-Георгиевский женский монастырь Ессентуки

Свято Георгиевский женский монастырь, Ессентуки

Храм Святого Георгия

Множество чудных по красоте и своеобразию мест есть на Северном Кавказе, где необыкновенные пейзажи радуют взор и волнуют воображение. Величие и красота Кавказа воспета не одним поколением художников и поэтов.

Среди всего этого природного великолепия есть место, соединившее в себе зодчество Бога, природы и человека и являющееся как бы средоточием Божией благодати и величия на Кавказских Минеральных Водах.

Этим духовным оазисом является Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка в Предгорном районе Ставропольского края.

Проезжая 35-й километр федеральной трассы Мин-Воды – Кисловодск, невозможно не заметить белостенный монастырский храм стоящий «верху горы» и большой сестринский корпус необычной архитектуры, построенный из красного кирпича. Этот величественный по красоте и своему назначению монастырский ансамбль на сегодняшний день единственная крупица женского монашества на Кавказских Минеральных Водах.

Идея строительства храма

  • на горе Дубровка в честь Святого Георгия принадлежит двоюродным братьям – Павлу Владимировичу Музенитову и Константину Максимовичу Асланову, жителям города Ессентуки.

Место для строительства храма

Благословил строительство храма митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (18.12.1929 – 21.03.2003), а глава администрации Предгорного района Александр Иванович Майдан выделил на это доброе дело 2,5 гектара земли.

Храм строился с большой любовью ­ на века. Белый мрамор для облицовки храма привезен с Урала, тщательно подобраны детали отделки стен. Купол храма засиял золотом.

Дело Божие не может осуществляться без молитвы. Уже через год на престольный праздник был совершен первый молебен.

Огромную поддержку строительству оказали своими молитвами протоиерей Иоанн (Знаменский), протоиерей Гермоген (Лиманов) и священники Свято-­Никольского собора города Кисловодска, которые регулярно совершали на горе Дубровка воскресные водосвятные молебны.

Храм Святого Георгия был одним из первых, который посетил владыка Феофан после назначения его епископом Ставропольской и Владикавказской Епархии (май, 2003 год). «Монастырю здесь быть с приютом для девочек ­сирот», ­ благословил владыка и полностью взял на себя руководство работами по созиданию на Северном Кавказе новой православной обители и их финансирование.

Вслед за возведенным храмом и колокольней начинается их отделка, строительство часовни и современного жилого корпуса для монахинь и воспитанниц детского приюта.

Монастырь открыт для посетителей  каждый день с 7:00 до 19:00

Богослужения совершаются каждый день в 8:00 и 16:00.

В монастыре могут останавливаться только женщины.

Важно

По вопросам размещения в монастыре и заказа экскурсий можно обращаться по телефону: 8 (928) 362-53-05

Паломники, приехавшие в монастырь обязательно должны иметь с собой паспорт с печатью о прописке. Паломники, которые хотят потрудиться в монастыре, размещаются в паломнической.

Полный адрес монастыря:

Ставропольский край, Предгорный район, поселок Ясная Поляна, Шоссе федеральная трасса Минеральные Воды — Кисловодск, 35 километр.

Схема проезда в Свято – Георгиевский женский монастырь:

Как проехать в Свято – Георгиевский женский монастырь: Монастырь находится рядом с городом Ессентуки. 

До монастыря можно добраться на такси или на своем транспортном средстве.

Источник: https://v-26.ru/places/svyato-georgievskij-zhenskij-monastyr-v-essentukax/

Свято-Георгиевский женский монастырь в Ессентуках

Адрес: Ставропольский край, Предгорный район, Яснополянский сельсовет, Федеральная автодорога “Минеральные Воды – Кисловодск” в р-не 35 км. Телефон: 8 (928) 362-53-05. Как добраться: на общественном или личном транспорте, двигаясь в сторону Кисловодска, на 35 километре.

Долгое время на территории Ставропольского края существовал лишь один монастырь – Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской, основанный в 1904 г. Вопрос о необходимости создания женской обители несколько раз поднимался в течение 20 столетия, но только в 1990-х гг.

было принято решение о строительстве монастыря на горе Дубровка. Место выбирали очень тщательно, поскольку городской шум не должен был мешать службам и жизни монахинь. Как следствие, в качестве такового была выбрана гора Дубровка, с которой виден весь город.

Финансированием проекта занимались местные предприниматели и городские власти.

Возведение Свято-Георгиевского монастыря

Освящение места строительства и закладка первого камня будущего монастыря состоялась в 1998 г. – когда православная церковь отмечает день святого великомученика Георгия. Работы по возведению начались весной следующего года и были завершены через семь лет, в течение которых на горе регулярно проводились воскресные службы.

За период строительства были сооружены: сам собор, приют для девочек, кельи для насельниц, часовня, хозяйственные и служебные постройки, мастерские для иконописания и изготовления свеч, звонница. Площадь перед монастырем была выложена плиткой, с небольшими пространствами для разбивания высадки цветов и кустов.

Монастырь в Ессентуках – в отличие от подобных сооружений – не имеет высоких стен. Территория женской обители была обнесена металлическим забором с коваными воротами.
Главный храм строили с 2003 по 2006 гг., его освятили в честь святого Георгия. Снаружи и внутри стены облицованы белым уральским мрамором, специально доставленным в Ессентуки.

 Мраморной отделкой занимались местные зодчие из мастерской “Византия”, сделавшие в церкви несколько колонн, мозаичный пол и Вифлеемскую звезду. Рядом с церковью святого находится колокольня и часовня. Жилой корпус расположен недалеко от храмовых строений, он имеет несколько этажей.

В здании находятся монашеские кельи, комнаты для гостей и паломников, детский приют, а также медицинский кабинет, спортивный зал, трапезная, молельня для воспитанниц. На первом этаже создан ботанический зимний сад.
Несмотря на то, что монастырь был открыт в 2006 г., роспись его стен продолжается до настоящего времени.

Религиозные и библейские мотивы создаются в строгом академическом стиле. Свято-Георгиевский монастырь был включен в Пятигорскую и Черкесскую епархию, которую возглавляет епископ Феофилакт.

Деятельность Свято-Георгиевского монастыря

Первые три монахини во главе с матушкой Варварой поселились в кельи уже в 2006 г., позже их количество увеличилось до семи. Матушка Варвара была назначена первой настоятельницей женской обители, она и организовала сестер монастыря на проведение активной хозяйственной и религиозной деятельности.

Благодаря их усилиям на территории храма создан прекрасный сад, посажен огород и заведен домашний скот. Все это все позволяет производить натуральные продукты, идущие в пищу монахиням и воспитанницам приюта.
Кроме того, открытие при монастыре детского приюта в 2009 г. позволило сестрам взять на воспитание 25 девочек-сирот.

И монахини, и воспитанницы задействованы в работах в двух мастерских, где проходит изготовление свечей, расписываются иконы.

Святыни сакрального комплекса

За короткий срок Свято-Георгиевский женский монастырь превратился в настоящий центр паломничества.

Сюда каждый день приезжает множество гостей из разных регионов страны, некоторые из них остаются в обители на продолжительный период.

В храме хранятся несколько частиц мощей святого Георгия, преподобных Серафима, Ионы и Луки, а также Дивеевских жен. Среди икон наиболее почитаемыми являются образы Пресвятой Богородицы, называемые Всецарица и Феодоровская.

Источник: http://lions-guides.ru/stavropol-territory/sights-of-essentuki/st-george-monastery

Георгиевский монастырь в Ессентуках

На горе Дубровка расположен Георгиевский монастырь в Ессентуках — одна из лучших достопримечательностей города.

Общая информация

Свято-Георгиевский монастырь в Ессентуках находится в окрестностях города, на 35-м километре трассы федерального значения Минеральные Воды — Кисловодск. Попасть сюда можно с железнодорожной станции Белый уголь.

Пешая прогулка со станции займёт не более получаса. Заблудиться невозможно — золотые купола монастыря хорошо просматриваются и служат ориентиром.

Добравшись до храма на вершине горы Дубровки, вы найдёте отличную смотровую площадку, с нее открывается великолепный вид на Бештау, Машук и Эльбрус.

Совет

Идея строительства монастыря принадлежит двоюродным братьям Константину Асланову и Павлу Музенитову. В 1998 году они решили начать возводить новый храм в честь великомученика, святого Георгия Победоносца. В ноябре этого же года митрополит Гедеон дал своё благословение, после чего заложен первый камень в месте расположения будущего храма.

В 2003 году архиепископ Владикавказский и Ставропольский Феофан дал благословение на возведение женского монастыря с приютом для девушек-сирот. Вместе с храмом построены иконная лавка, часовня и корпус для проживания воспитанниц приюта, паломников, послушниц и монахинь. Первые обитательницы монастыря приехали туда зимой 2006 года.

Официальное открытие Георгиевского женского монастыря состоялось в апреле 2006 года, а настоятельницей назначена Варвара Шурыгина. В Рождество того же года был открыт приют, а в 2009 году художники занялись росписью стен храма.

Особенности конструкции

Георгиевский женский монастырь в Ессентуках поражает роскошеством отделки. Для облицовки стен архитектор использовал белый уральский мрамор. Внутри — величественные мраморные колонны и художественная мозаика. Завершают облик сияющие золотые купола и огромная колокольня. Каждая деталь продумана до мелочей: в пол храма вмонтировано изображение Вифлеемской восьмиконечной звезды.

Построен монастырь в византийском стиле. Отделывать стены не штукатуркой, а мрамором решили потому, что храм находится на вершине горы и сильно подвержен разным атмосферным неблагоприятным явлениям.

Расписывать стены храма начали в 2009 году, но художественные работы продолжаются до сих пор: пишутся иконы, украшаются залы.

Вся соборная площадь, на которой находятся водосвятная часовня, колокольня и храм, выложена красивой плиткой. Покрытие не сплошное — в некоторых местах оставлены участки, на которых монахини высаживают цветы и зелень. Сама площадь опоясана ажурной металлической оградкой.

Это одна из отличительных особенностей монастыря — соборная площадь полностью отделена от жилых помещений монахинь, от приюта и вспомогательных помещений, вынесенных за пределы ограды. Вряд ли такое архитектурное решение было придумано специально.

Дело в том, что монастырь создан и открыт уже после строительства церковного ансамбля.

Обратите внимание

В Свято-Георгиевском храме нет привычных для других монастырей солидных стен, нет монастырской атмосферы обжитости и обустроенности. Монастырь со всеми прилегающими постройками был возведён не так давно, поэтому всё это ещё впереди.

Георгиевский монастырь — это не одно здание, а целый комплекс. Вблизи храма расположен четырехэтажный корпус с сестринскими кельями, помещениями для проживающих в приюте девочек (спальнями, учебными комнатами, домовым храмом), хозяйственными и подсобными помещениями, трапезными. Верхний этаж отведён под обсерваторию и Ботанический сад.

Расположение

Не так далеко от монастыря есть и другие достопримечательности Ессентуков.

Гости храма могут посетить курортный парк. Раньше на его месте была лишь голая земля. А теперь это красивейшая территория с буйством зелени, великолепной прогулочной аллеей и детским парком с аттракционами и каруселями.

Читайте также:  Что такое священническая епитрахиль и зачем она нужна?

В жаркую погоду жители и гости города отправляются купаться и загорать к берегу местного озера, которое тоже было создано искусственно — вырыто в 50-е годы XX-го века.

Поющий фонтан в Ессентуках тоже обязателен для осмотра. Он находится на главной площади города, вблизи гастрольного театра. Необычный фонтан — самый крупный из расположенных в южной части России. Общая площадь— 400 квадратных метров, а мощность 12 тонн воды в час.

В отличие от большинства схожих фонтанов, этот не имеет чаши. Из-за этого создаётся впечатление, что вода бьёт прямо из земли. Такое решение очень практично: зимой, когда фонтан не работает, он становится частью площади, не нарушая её целостности.

Смотреть на танцующие струи воды лучше вечером, когда включается подсветка. Для большей эффектности подбирается специальная световая картина, полностью соответствующая музыкальному сопровождению.

300 вариантов подсветки, несколько десятков конфигураций водяных струй — захватывающее зрелище.

Желающие посетить религиозные объекты, могут кроме Георгиевского монастыря уделить внимание храму Целителя Пантелеймона.

Важно

Он находится ещё в завершающей стадии строительства, но уже открыт нижний придел, в котором можно взглянуть на большую икону святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Службы в храме проходят пока в полуподвальных помещениях, по завершении реставрации планируется открывать для посетителей центральную залу. Причем за порядком в церкви следят не женщины-послушницы, а молодые люди — семинаристы.

Ну и разумеется, нельзя приехать в Ессентуки и не посетить источники с целебными минеральными водами в нижней части Курортного парка города. Желательно заранее купить специальную поилку или просто взять с собой пластиковый стакан.

Культурное и религиозное значение

Монастырь в Ессентуках славится не только своей великолепной архитектурой. Это место, в котором собрано множество святынь. В их числе знаменитые иконы Пресвятой Богородицы «Феодоровская» и «Всецарица». Здесь находятся частицы мощей святых: Георгия Победоносца, Симферопольского Луки, преподобных Серафима Саровского и Ионы Киевского, всех Преподобных жён Дивеевских.

Отделочные работы ещё продолжаются, но обитель уже действует. Главное для всех обитательниц монастыря — это молитва. Послушницы и монахини ежедневно молятся за Церковь и за мир, за народ и за свою страну, за всех людей и страждущих. Атмосфера пропитана любовью к людям и Богу.

Интересные факты о монастыре

Женский монастырь в Ессентуках живёт полноценной жизнью. На освящённой земле вблизи храма возделываются сады и огороды, производится сыр. Девочки-сироты воспитываются в монастыре в отличных условиях. Каждая может назвать приют при храме своим родным домом.

Сегодня в обители постоянно проживают монахини и послушницы. Сюда регулярно приезжают православные паломники со всех уголков страны.

Часто приходят в храм помолиться жители близлежащих городов: Ессентуков и Кисловодска, Предгорного района. Самым массовым праздником, который проводится в храме, считается Престольный праздник.

Он проходит 16 ноября в честь обновления храма великомученика Георгия в Лиде.

Источник: https://etokavkaz.ru/stav_kraj/essentuki/georgievskij_monastyr

Елена Прокофьева. Обитель особого назначения / Православие.Ru

Один за другим в разных концах России восстанавливаются десятки разоренных в атеистические времена монастырей. А вот возведение новых обителей – явление не такое частое.

Поэтому так интересен и важен рассказ о Свято-Георгиевском женском монастыре, который находится близ города Ессентуки, на 35-м километре федеральной трассы Минеральные Воды – Кисловодск.

Золотые купола храма и его белоснежные строения видны издалека – ведь обитель построена на самой вершине горы Дубровка, которая, по мнению некоторых специалистов, своими очертаниями напоминает известную библейскую гору Фавор.

Свято-Георгиевский монастырь на горе Дубровка

Святой Георгий повелел

Весьма необычна история возникновения православного женского монастыря в таком нестабильном месте, как Северный Кавказ. Однако можно сказать, что беспокойный нрав некоторых местных жителей несколько уравновешивается традиционной религиозностью православных греков.

Понтийские греки издревле заселяли юг Черноморья, еще в XVII веке перебирались в Грузию, а оттуда – на Северный Кавказ. В Пятигорье, территории нынешних Кавказских Минеральных Вод, сегодня есть целые греческие станицы, жители которых хранят многие обычаи своей исторической родины.

Один из таких обычаев – возведение храмов по обету. Об этом и пойдет речь.

В 1998 году двоюродные братья-греки Павел Музенитов и Константин Асланов задумали построить на вершине горы Дубровка православный храм во имя Георгия Победоносца.

Получив благословение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, они приступили к строительству церкви. Братья вложили немало личных средств, а еще больше отдали сил сооружению храма во имя Георгия Победоносца.

Совет

Огромную поддержку оказали их родственники, многие окрестные жители и местная администрация.

«Монастырю здесь быть с приютом для девочек»

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский ФеофанОсмотреть строящийся храм приехал в мае 2003 года архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, сменивший на этой кафедре почившего митрополита Гедеона.

Владыке храм очень понравился, да только вызвало сомнение его использование в качестве приходского.

– Прихожанам сюда будет трудно добираться, и, похоже, такой прекрасный храм будет пустовать, – по некотором размышлении сказал владыка.

А потом, словно полушутя, добавил: – Это вряд ли понравится святому Георгию. Монастырю здесь быть с приютом для девочек, – благословил архиепископ Феофан и полностью взял на себя финансирование и руководство работами по созданию на Северном Кавказе новой православной обители.

По свидетельству очевидцев, владыка очень много времени проводил на стройке и иногда буквально на коленке рисовал планировку будущего монастыря, чертил наброски новых строений.

И вот через несколько лет на горе Дубровка уже высился величественный храм в византийском стиле. Рядом с церковью красовалась белоснежная колокольня, ажурная, необыкновенно воздушная, похожая на хрупкую фарфоровую статуэтку.

Вслед за этим началось строительство большого четырехэтажного корпуса, в котором предусмотрели сестринские кельи, помещения для приюта (в том числе спальни, классы для занятий, домовый храм и др.

), а также две трапезные и подсобные помещения.

Владыка Феофан, опытный практик и устроитель церковной жизни, все годы своего пребывания на Кавказских Минеральных Водах уделял особое внимание созданию и становлению Свято-Георгиевской обители.

Обратите внимание

Можно сказать, что этот монастырь стал его любимым детищем, ведь даже после возведения в сан митрополита и назначения главой Татарстанской митрополии он не оставляет о нем своего попечения, по-прежнему считает сестер своими духовными чадами и в ответ получает их почтительную любовь.

Нынешний глава епархии архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт достойно «принял эстафету» своего предшественника – насельницы обители всегда чувствуют его неустанную архипастырскую заботу, помощь и поддержку.

По благословению Священного Синода 11 апреля 2006 года официально был открыт Свято-Георгиевский монастырь – на сегодняшний день единственная женская обитель на Кавказских Минеральных Водах.

За два месяца до этого события сюда приехали первые насельницы – монахиня Варвара, инокиня Антония и послушница Елена из Свято-Никольского Малоярославецкого монастыря, широко известного в православном мире своими твердыми духовными устоями.

Первое время им пришлось жить в строительном вагончике и неустанно трудиться во славу Божию во вновь создаваемой обители.

Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Варвара (Шурыгина), с возложением наперсного креста по должности, а в 2011 году она была возведена в сан игумении.

За прошедшие годы обитель стала важным духовным центром Северного Кавказа, излюбленным местом паломничества, душевного успокоения и возрождения христианской веры.

А игумения Варвара снискала любовь и уважение священноначалия и администрации, сестер, прихожан и местных жителей.

Путь на Дубровку

Важно

Игумения ВарвараМое знакомство с этим монастырем состоялось в 2012 году и продолжилось в текущем, когда я приехала подлечиться в кисловодский санаторий.

А вот его настоятельницу игумению Варвару я знаю уже больше двадцати лет по Малоярославецкому Свято-Никольскому монастырю, где она подвизалась в течение тринадцати лет.

Примерно столько же моя семья, спрятавшись в славном городе Малоярославце от московского охвостья «лихих 1990-х», прожила в скромном симпатичном доме у монастырских стен, под крылом у нашей духовной наставницы игумении Николаи (Ильиной).

Вопрос о том, какими же путями люди приходят в монастырь, всегда волновал меня. В малоярославецкой обители, как, впрочем, и в любой другой, не принято делиться друг с другом, а тем более с мирскими людьми, своими воспоминаниями о прошлом. Так что историю матушки Варвары я узнала, как говорится, из первых уст, только когда «интервьюировала» ее в качестве журналиста и писателя.

Детство и юность Анны, будущей игумении Свято-Георгиевского монастыря, прошли в небольшом симпатичном городке Кимры, раскинувшемся по берегам Волги и впадающей в нее реки Кимрки.

Матушка Варвара с теплотой вспоминает милый среднерусский пейзаж, приветливую атмосферу, сохранившийся особый колорит архитектурного облика, который отличается большим количеством построек в стиле модерн.

Это, наверное, единственный «город провинциального русского модерна», яркий и неповторимый, при этом тихий и уютный.

Но настало время, и Аннушке пришлось покинуть это милое сердцу место – школа окончена, надо продолжать образование. Девушка выбрала Тверской университет и поступила на исторический факультет. В студенческом общежитии ее соседкой стала верующая девушка Галя, благодаря которой у бывшей комсомолки Ани появился интерес к Православию.

Первой иконой стал образ преподобного Серафима Саровского, который она поместила на письменном столе, чтобы он всегда был перед глазами во время занятий. Это было начало 1990-х, когда стали возрождаться многие монастыри. Но первое свое паломничество Анна совершила в недавно открывшуюся Серафимо-Дивеевскую обитель.

Почти месяц трудилась там во славу Божию.

– После Дивеева было горячее желание оставить университет и немедленно отправиться туда пожить, пусть хотя бы трудницей. Но, представь, остановил меня строгий взгляд батюшки Серафима с той самой первой моей иконы. Я вдруг четко поняла, что университет все-таки надо закончить. Продолжила и учебу, и поездки по святым местам.

После Дивеева самым удивительным и впечатляющим стало посещение Оптиной пустыни.

Совет

В этой пока еще полуразрушенной обители так остро чувствовался вековой молитвенный покров оптинских старцев, что смутно бродившая мысль о монашеской жизни превратилась в жгучее желание.

После одной из таких поездок Анне довелось возвращаться в Москву в одной машине со старцем Илием. И она робко, полувопросительно обратилась к нему:

– Батюшка, как же хочется в монастырь, пожить настоящей монашеской жизнью.

– Что, так хочется все время в навозе копаться? – спросил старец.

– Да хоть бы и в навозе, лишь бы в монастыре! – с горячностью ответила девушка.

Представьте себе, что именно коровник стал на тринадцать лет главным послушанием Анны, в постриге Варвары. И не где-нибудь, а в Малоярославецком Свято-Никольском монастыре, который был связан тесными духовными узами с Оптиной пустынью еще в XIX веке, в годы расцвета старчества.

Это оптинское устроение дивным образом возродилось в Никольском монастыре после его возвращения Русской Православной Церкви в 1993 году.

Сегодня это один из самых процветающих монастырей, который больше всего известен именно своей строгой монашеской жизнью, потому что его настоятельница игумения Николая с первых дней проявляет неусыпную заботу о духовном становлении сестер.

О результатах этих трудов лучше всего свидетельствует назначение ее 15-ти сестер настоятельницами женских монастырей по всей России. В их число попала монахиня, а ныне игумения Варвара. Так что помимо трудовых навыков, приобретенных в коровнике, она, несомненно, достигла такого уровня духовной зрелости, который позволяет ей руководить столь необычной обителью, как Свято-Георгиевский монастырь близ города Ессентуки.

Удивительно, что в такой беспокойной окружающей обстановке и особых сложностях устроения монашеской жизни в новой обители матушке Варваре удается всегда сохранять ровное настроение и благорасположение ко всем – и к сестрам, и к наемным рабочим, и к многочисленным посетителям. Я уж не говорю о приютских детишках, которые бегут к своей любимой матушке со всех ног. И для каждого у нее находится доброе слово и ласковый жест. А ведь они так необходимы обездоленным детям.

Согреть любовью и заботой

Воспитанницы приюта «София»

Раз речь зашла о детях, то стоит рассказать о некоторых особенностях их жизни в приюте «София», созданном практически одновременно с открытием монастыря. Игумения Варвара ведет меня в отдельное крыло келейного корпуса, отведенное для детишек.

Когда перешагнешь его порог, возникает ощущение, что ты уже не в монастыре, а в многодетной семье. Девочки одеты по-домашнему и по-разному.

Обратите внимание

Комнаты, в которых они живут, обставлены прекрасной детской мебелью, на окнах – красиво задрапированные занавески самого что ни есть девичьего розового цвета, пол устлан веселыми ковриками. Честно говоря, такое убранство могут позволить себе только очень состоятельные родители.

А в «Софии» всеми этими удобствами и красотами пользуются дети из малоимущих и, мягко говоря, неблагополучных, социально несостоявшихся семей.

Матушка Варвара рассказывает:

– Наш приют – не аналог детского дома, к нам под опеку поступают девочки, у которых есть родители, но такие проблемные, что не могут обеспечить своим детям самого элементарного содержания. Например, у четырех наших девочек папы есть, а мам как будто бы нет – кто пьет, кто сидит, кто шатается.

Читайте также:  Обязанности и наставления для мужа и жены в православной семье

Вот недавно Машу привезли, с мамой она в бомжатнике жила больше года. Отец ее еле разыскал и оттуда вытащил, опеку оформил, изо всех сил старался для дочки, но потом понял, что не справляется, и в шесть лет привез ее нам. Потом он может забрать подросшую и окрепшую дочку.

Есть вообще страшные истории – недавно привезли малышку, у которой на глазах маму убили. И у каждой из двенадцати наших воспитанниц, даже самых маленьких, есть за плечами такие недетские переживания и страдания, что можно понять все срывы и депрессии, которые у них случаются.

Вот мы и стараемся окружить их теплом и заботой, чтобы они успокоились и почувствовали нашу любовь.

Интерьер Георгиевского храмаВ отличие от большинства других монастырских приютов, где роль воспитателей выполняют монахини, в Свято-Георгиевском монастыре детьми занимаются профессиональные педагоги. Именно таким специалистом является Ольга Голощапова, которой матушка игумения доверила пост директора приюта.

Девочки каждый день ездят в город не только в обычную школу, но и в музыкальную, а учителя по хореографии и живописи приходят заниматься прямо в монастырь. Хореографический зал – как в балетном училище, с зеркалами и станком. Дошкольниц отвозят в городской детский сад.

Интересно, что в одной комнате живут девочки разных возрастов, чтобы старшие могли присматривать за младшими, играть с ними, помогать делать уроки.

Не прерывается молитва

Важно

Молитва – главное монашеское делание, и в любом монастыре основное внимание уделяется богослужениям и молитвенному правилу его обитателей. Они молятся за весь мир, за Церковь, за страну, за народ, за всех, кто просит их молиться, и исполняют это послушание тщательно, с любовью к Богу и людям.

Но у Георгиевской обители есть еще своя особая миссия. Здесь молятся не только обо всех, живущих на Кавказе, но и о тех, кто приехал сюда поправить здоровье, подлечиться от болезней разной степени тяжести.

В санатории Кавказских Минеральных Вод ежемесячно приезжают тысячи людей со всех концов страны, и практически все они посещают Свято-Георгиевский монастырь. Кто-то делает это вполне осознанно, с желанием помолиться о здоровье, своем и своих близких, многие просто из чистого любопытства отправляются на экскурсию после лечебных процедур.

Но даже такие «экскурсанты», пусть даже за компанию, но непременно в церковной лавке покупают свечи и пишут записки о здравии живущих родных и близких и об упокоении ушедших в мир иной. Иной человек уехал и забыл об этом. Но не забыли его сестры и поминают в своих молитвах.

Так и получается, что у Георгиевского монастыря особое, ответственное предназначение – молиться о многих тысячах болящих и страждущих, приезжающих в эти края в надежде получить исцеление души и тела.

Обители – десять лет

Благословение владыки Феофилакта    

Несмотря на молодой возраст монастыря, в нем уже собрано немало святынь.

Это чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» и «Феодоровская», частицы святых мощей великомученика Георгия Победоносца, преподобного Серафима Саровского, преподобного Ионы Киевского, святителя Луки Симферопольского, всех преподобных жен Дивеевских.

Тысячи людей смогли уже поклониться этим святыням и получить поддержку и утешение. Сестры обители тщательно записывают все случаи чудесных исцелений и благодатной помощи, о которых им сообщают верующие.

Сердце монастыря – храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Его интерьер поражает необычайным сочетанием изысканности и великолепия.

Совет

Белоснежные колонны из уральского мрамора, гранитный пол с вмонтированной мозаикой в виде Вифлеемской звезды, излучающие золотой свет иконы – все это создает благоговейное ощущение покоя и гармонии и располагает к сердечной молитве Богу.

Этот духовный настрой поддерживают и усиливают росписи стен в византийском стиле, мастерски выполненные местными иконописцами Андреем Бухникашвили и Вячеславом Симаковым.

Ковчег с частицей мощей святого Георгия ПобедоносцаСвой десятилетний юбилей обитель отметила особенным образом: 9 июня 2016 года, в праздник Вознесения Господня, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт торжественно освятил место под строительство нового собора – конечно, Вознесенского. Кстати, первого в епархии, посвященного этому великому для всех христиан событию.

Сегодня в монастырский комплекс входят еще две часовни – Архангельская, где совершается Таинство Крещения, и водосвятная – в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», купальня в честь Крещения Господня; современный жилой корпус, просторная церковная лавка, помещения для паломников и, конечно, хозяйственные постройки.

А хозяйство в обители большое: сестры содержат коров, кур, пасеку, обеспечивая обитель молочными продуктами, яйцами и медом. Радует урожаями фруктовый сад, плантации малины и клубники. Есть, конечно, и огород – помидоры и огурцы, свекла, картофель и морковь, лук, фасоль, капуста и зелень по мере созревания украшают монастырскую трапезу.

Всех этих плодов хватает и для заготовок на зиму, так что сестры и детишки не страдают от недостатка витаминов.

Территория веры и надежды

Расставаясь с гостеприимной обителью и матушкой игуменией Варварой, задерживаюсь на соборной площади, выложенной узорчатой плиткой и огороженной ажурной кованой оградой с круглыми декоративными светильниками. Вдоль ограды тянутся чудесные цветочные композиции, нарядные альпийские горки, необычного вида хвойные кустарники.

С этой великолепной смотровой площадки, находящейся на высоте семисот метров, открывается живописная панорама Кавказских Минеральных Вод – многочисленные поселки, разбросанные по зеленым долинам вдоль русла реки, голубые пятнышки озер, крыши городских кварталов Пятигорска и Ессентуков, горы Машук и Бештау.

А с северной стороны при ясной погоде хорошо просматривается снежная шапка Эльбруса и отроги Кавказского хребта.

Обратите внимание

В подтверждение моего восторженного отношения к этой действительно особенной обители приведу слова одного из паломников: «Свято-Георгиевский женский монастырь в Ессентуках – особая рукотворная достопримечательность. Это не просто место отшельников, это мощная энергетика добра и позитива, богатые возможности исцеления прихожан и паломников, территория веры и надежды на исполнение любой мечты!»

Свято-Георгиевский монастырь на горе Дубровка

Завершу свой рассказ стихотворением шестиклассницы из Пятигорска Ольги Свистельниковой:

Среди полей, среди цветов, Среди холмов, среди лесов, Под небом ярко-голубым, С крестом, как солнце золотым, Как птица белая парит – Храм на верху горы стоит. Звон колокольный раздается И вдоль по воздуху несется, Под ним в небесной синеве Святой Георгий на коне Летит, благословляя нас,

И молится за весь Кавказ.

Здесь труд монахинь и смиренье, И Богу теплое моленье. В их лицах – мир и доброта. В глазах любовь и чистота. Увидев эту красоту, Забыть ее я не смогу! Душа трепещет и горит,

И Господа благодарит.

Источник: https://pravoslavie.ru/95684.html

Свято-Георгиевский монастырь и игуменья Варвара

Этот храм и сводчатые палаты на крутом холме близ Ессентуков притягивают взгляд каждого, кто едет по «бетонке» Минеральные Воды – Кисловодск. Место, словно самим Творцом созданное для знакового сооружения, первым разглядел Константин Асланов – благо его дом находится прямо под «горой».

Восхождение на «гору»

Задумкой построить здесь церковь Константин Максимович поделился с двоюродным братом, инженером-строителем Павлом Музинитовым. Тот горячо поддержал. И вот 15 ноября 1998 года по благословению митрополита Гедеона братья с помощью родственников, друзей и просто добровольцев заложили здесь храм в честь Святого великомученика Георгия.

А когда на кафедру Ставропольской и Владикавказской епархии заступил владыка Феофан, то он рассудил: храмов на Кавминводах за последние годы построено немало, а вот монастырь в регионе только один – мужской Второ-Афонский на горе Бештау. И решил архиепископ: быть в окрестностях Ессентуков женскому монастырю с приютом для девочек – сирот.

Но построить монастырь – это только полдела. Надо еще устроить в нем настоящую монашескую жизнь. Потому так важно не ошибиться с выбором настоятеля.

Женский Свято-Никольский Черноостровский монастырь, что в Калужской области, славится строгим, по афонскому образцу, уставом. Но, главное, в этом монастыре лучший в России православный приют для девочек-сирот.

Где еще владыке Феофану было искать кадры для задуманного проекта.

…И вот третьего февраля 2006 года на запорошенный снегом, продуваемый всеми ветрами холм впервые ступила в прошлом монахиня Свято-Никольского, а ныне игуменья Свято-Георгиевского монастыря матушка Варвара.

От мира сего

Закутанная в черное согбенная старуха с вечно потупленным взором и поджатыми губами… Этот расхожий образ растаял сразу, как только по извилистой грунтовой дороге к храму на вершине холма поднялась серебристая «Нива», за рулем которой сидела хрупкая бледная женщина лет 40.

Впрочем, на бизнес-вумен игуменья Варвара тоже не похожа: не чувствуется ни железной хватки, ни напора. Прозрачные серые глаза, длинные тонкие пальцы, широкая открытая улыбка то и дело перемежается с угловатой застенчивостью.

Кого-то она мне напоминает… И только когда игуменья обмолвилась, что в молодости окончила истфак университета, наступило прозрение: ну, конечно же, чистых пытливых девушек времен моей студенческой молодости.

Важно

Думаю, именно такой она была два десятка лет назад, когда после окончания школы в маленьком городке Кимры приехала в Тверь. Старательная девушка из рядовой советской семьи (отец – рабочий местной газовой службы, мама – домохозяйка) готовилась поступать на юрфак. Но перед экзаменами гуляла по улицам Твери, набрела на раскопки древнего кремля и…

– Когда увидела внизу древние стены, целые улицы, то тут же решила: вот сейчас спущусь, и никто никогда меня оттуда не выгонит.

Так и поступила. Вскоре девушку приняли на работу в местный музей. И в университете она пошла не на юридический, а на исторический факультет.

Несколько лет будущая монахиня бредила археологией. Все курсовые – только по материалам раскопок. Активистка студенческих научных обществ, она мечтала об открытиях, которые потрясут научный мир. Но прошло время, пыл поостыл, и девушку стали обуревать сомнения, тревожившие ее еще в детстве и отрочестве.

В чем смысл жизни, если все тленно? Не иллюзорны ли наши устремления, надежды? Когда-то она задавала эти вопросы маме, но та отмахивалась. Не разделяли духовных терзаний девочки и сверстники. И вот теперь, став взрослой, она с новой силой почувствовала, как ноет душа в поисках ответа.

– Кризис был такой, что я перестала учиться. Целыми днями сидела и думала, но ни к какому выводу не приходила.

Завеса упала, когда университетская подруга привела ее в храм. Девушка стала ходить на службы, скупала и штудировала всю православную литературу, которая с конца 80-х годов появилась в свободной продаже.

Прочитав Закон Божий, поехала в Троице-Сергиевую лавру. Услышала там огромный церковный хор, увидела множество людей, которые так же, как она, не находили удовлетворения в мирской суете.

А когда вникла в житие древних подвижников, то твердо решила посвятить жизнь Богу.

Университет окончила только по настоянию духовника. На скорую руку написала дипломную работу по дипломатической переписке в годы Первой мировой войны о положении дел на Ближнем Востоке, успешно его защитила и… Так велико было нетерпение окунуться в иную жизнь, что сразу после защиты умчалась в монастырь. Пришлось потом специально приезжать за дипломом.

Совет

Родители были в шоке. Но постепенно смирились, папа даже несколько раз наведывался в монастырь, причащался. А в этом году по благословению владыки игуменья ездила в Кимры – проведала старенькую маму.

Невидимая грань

В монастырской жизни первое условие – полное отсечение своей воли. А ведь туда каждый приходит из мира, каждый со своими страстями.

– Уходя в монастырь, твердо сказала себе: «Я очень хочу жить этой жизнью, хочу отсекать свою волю». Но когда столкнулась… Это была какая-то катастрофа, ощущение, будто земля переворачивается, – с подкупающей искренностью признается игуменья. – И так пока внутри все не переломалось.

Для мирского человека дурная мысль, если она не воплотилась в поступок, мелькнула – и канула в небытие. А для монаха нечистый помысел – это уже грех. Он обязан поминутно отслеживать, держать в узде свои чувства.

И должен каяться, каяться и каяться. Представьте, каково было 25-летней симпатичной деятельной девушке так уничижать себя! Но превозмогла-таки гордыню, научилась безропотно выполнять любое послушание.

И вот настал день пострига.

… В притворе монастырского храма, словно в изгнании, обмирает от волнения худенькая девушка в одной белой рубахе и белых носочках. С клироса доносится тропарь «Объятия отче…», и постригаемую заводят в храм.

Перед ней ковровая дорожка, которая тянется к самому алтарю. По обе стороны, расправив мантии – все 40 складок, каждая из которых побивает одного из 40 бесов, смущающих душу, стоят монахини с зажженными свечами в обеих руках.

Так они защищают от Сатаны и его подручных свою будущую духовную сестру.

Постригаемая падает ниц и на локтях ( «аки червь»!) ползет по дорожке вслед за игуменом, что идет к алтарю с крестом и зажженной свечой. Рядом – две монахини прикрывают ее своими расправленными мантиями. Трижды игумен останавливается, трижды постригаемая распинается на полу, словно на кресте, трижды на клиросе поют «Объятия отче…».

Читайте также:  Акафист святому ангелу хранителю

И вот, наконец, подножье алтаря. Духовник с пола, словно из ада, за руку вытягивает постригаемую. Ее тут же снова прикрывают мантиями, и духовник начинает рассказывать, какое трудное житие у монаха. И поститься, и молиться, и трудиться, и отсекать свою волю придется до самой смерти.

И три святых обета – послушания, целомудрия, нестяжания – надо будет строжайше блюсти. Вновь и вновь духовник спрашивает: готова ли сестра к такому подвигу? И только получив утвердительный ответ, продолжает далее. Затем он трижды бросает на пол ножницы.

Обратите внимание

И трижды постригаемая их поднимает и умоляюще протягивает духовнику: постриги меня, отче!

И вот наступает миг второго – духовного – рождения: звучит молитва, поет клирос, духовник крестом вырезает на голове девушки по нескольку волосинок и нарекает ее именем Варвара.

– Тут такая Божественная благодать снисходит в храм, что словами не передать, – с внутренним трепетом вспоминает пережитое игуменья. – Даже многие монахи, участвующие в таинстве, не могут сдержать слезы умиления.

По православному учению, праведные миряне просто попадут в рай, а усердные монахи станут ангелами. И когда количество этих ангелов сравняется с количеством тех, что в свое время отпали от Бога и были низринуты в ад, наступит второе пришествие Христа. Вот ради этой вселенской цели и трудится матушка Варвара с сестрами.

Для тех, кто придет вослед

На Кавказ из родной обители сестра Варвара ехать не хотела: далеко, страшно. И должность настоятельницы ее нисколько не прельщала – знала, какой это тяжелый крест. Прожив 13 лет в монастыре, осознаешь: лучше быть простой монахиней. Но матушка игуменья сказала, что отказываться нельзя, и Варвара не стала перечить.

То, что трудно придется, догадывалась. Но то, что будет так трудно, не ожидала! Два года вместе с девятью сестрами игуменья прожила в строительном вагончике на вершине холма, и только недавно перебрались в кельи. Зимой в храме было настолько холодно, что на службу приходили, закутавшись во всю одежонку, какая есть.

Все это время выгребали слежавшийся, смерзшийся строительный мусор, малярили, пропалывали огороды, ухаживали за живностью, готовили пищу, стирали, шили. И при этом каждый день непременно вычитывали полный круг богослужения.

Ведь в этом и состоит главное предназначение монастыря: усердной молитвой снискать благодать Божью на землю вокруг обители.

Но если физический труд монахинь и послушниц молитве не помеха, то у игуменьи голова идет кругом: где краску, где кафельную плитку подешевле купить, где таких строителей найти, чтобы работали на совесть, но по минимальным расценкам, с какой просьбой к какому начальнику подойти, у кого заручиться поддержкой… Без своего транспорта в этой бесконечной круговерти не управиться. «Ниву» епархия выделила, но содержать водителя средств нет. В прежней жизни матушка Варвара никогда за руль не садилась. А тут пришлось выучиться, хотя и не по душе ей это дело.

– Не боитесь со мной ехать? – усмехается игуменья в ответ на просьбу подвезти.

Важно

Действительно, монахиня водит машину не очень уверенно. Ума не приложу, как она умудряется сама ездить в Ставрополь в епархию. Тем более ей приходится за день оборачиваться туда и обратно.

А тут еще рецидивы своеволия у сестер – приходится тратить уйму душевных сил на наставления. Большинство из послушниц – совсем молоденькие.

Кого владыка прислал из ставропольского духовного училища, каких священники направили, кто сам пришел, поскольку не может жить в миру. Всем им еще только предстоит выработать в себе монашеское смирение, научиться уживаться друг с другом.

А когда изо дня в день тяжелый труд и неустроенный быт, когда никаких развлечений и выходных, когда на всю обитель единственное зеркало, да и то под замком в пошивочной, когда нестяжание граничит с нищетой…

Я видел девочек, которые несут послушание на хозработах: допотопные болоньевые курточки, стоптанные башмачки, бабушкины платочки. Сверстницы «на гражданке» засмеяли бы (хотя такие глаза, как у этих девочек, в миру еще поискать).

Сама игуменья «в свет» выезжает в тоненькой стеганой курточке. На горе такую одежонку насквозь продувает.

– А ходить, например, в дубленке вам устав не позволяет?

– Ее просто нет. Если кто подарит, буду носить.

За бесконечными хлопотами, признается матушка Варвара, не всегда удается выкроить время, чтобы выполнить монашеское правило, отдохнуть душой в молитве. Но ведь кому-то надо достраивать монастырь, налаживать хозяйство, кто-то должен стать фундаментом для тех молитвенников, что придут вослед.

Дом, где согреваются сердца

По наметкам архиепископа, в Свято-Георгиевском монастыре должно быть 25 монахинь и 25 девочек-сирот, для которых обитель станет уютным теплым домом. Здесь они будут и жить, и учиться, и возносить молитвы Богу. Но это вовсе не значит, что девочки непременно станут монашками.

Совет

В Свято-Никольском монастыре, вспоминает игуменья Варвара, выпускниц приюта матушка и в престижные московские вузы устраивает – находит людей, которые соглашаются платить за обучение сирот, и приданое девочкам собирает, замуж выдает.

Многие становятся супругами священников. Но как бы ни сложилась судьба, монастырь для выпускниц приюта навечно остается родным домом: вновь и вновь приезжают, делятся своими радостями и горестями.

Хотелось бы так устроить и в Свято-Георгиевской обители.

– Мы здесь два года, и все это время люди звонят, обращаются: возьмите ребенка в приют. Я уговариваю: потерпите, пока достроим. Но когда это будет, когда и кто нам пожертвует деньги – не знаю.

…А у входа игуменью уже ждут строители: нужен клей, цемент. Матушка Варвара кивает и устало идет к машине.

Источник: http://www.stapravda.ru/20080404/SvyatoGeorgievskij_monastyr_i_igumenya_Varvara_29979.html

Свято-Георгиевский женский монастырь, Северный Кавказ

Был яркий, солнечный ноябрьский день, Господь подарил его, зная цель нашей поездки в Свято-Георгиевский женский монастырь. Располагается женский монастырь на горе Дубровка между курортами Кавказских Минеральных вод Ессентуки и Кисловодск.

На его территории находится Храм, воздвигнутый в честь Святого Великомученика Победоносца Георгия, куда, собственно, и лежал наш путь.

Подъехали к нему и поразились такому удивительному местоположению Храма! С одной стороны возвышается Эльбрус, с другой гора Машук, а вдали — пятиглавый Бештау! И, обходя монастырь с разных сторон, мы видели панораму на многие десятки километров.

Солнце слепило глаза и сделать снимки качественно никак не получалось. Оно будто на страже стояло, не давая запечатлеть неживым аппаратом живую красоту монастыря с его величественным Храмом!

Вот мы поднимаемся тропой к вершине горы Дубровка, и перед нами, о чудо — сердце монастыря!
Облицованный белым мрамором, добытым на Урале, Храм Святого Георгия Победоносца построен в русско-византийском стиле.

Территория монастыря огорожена ажурным литым забором, кирпичной с изразцами кладкой, оснащена частыми фонарями. Ну, и по современным условиям, периметр ограды вынужденно оснащен видеокамерами, а на территории дежурит охрана в камуфляже.

Когда мы углубились внутрь обители, не заметив таблички «Посторонним вход запрещен» (см. на фото), охрана нас вежливо попросила вернуться.

По широким ступеням входим в Храм. Основные работы по строительству, оборудованию внутреннего пространства уже завершены. Расписан купол храма, к которому устремлены мраморные колонны, ведется роспись стен.

Полы выложены мраморной напольной плиткой в красивом мозаичном исполнении, а в центре размещена большая восьмиконечная Вифлеемская звезда.

Обратите внимание

Все внутреннее пространство храма поражает красотой и гармонией, которое рождает именно то трепетное благолепие, которое ощущаешь при входе, и которое сопровождает тебя, настраивая на чистые покаянные молитвы.

Много молящихся, зал наполнен горящими свечами, и горят они постоянно — людей много и каждый ставит их по нескольку, благо есть куда — так часто установлены подсвечники. Пораженные величием храма, его красотой и убранством, мы долго обсуждали потом увиденное.

В храме собрана большая коллекция уникальных икон, многие из которых обладают чудодейственной силой.

Тут находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» и «Феодоровская», частицы святых мощей Великомученика Георгия Победоносца, Преподобного Ионы Киевского, Святителя ЛукиВойно-Ясенецкого(Архиепископа Симферопольского и Крымского), Преподобного Серафима Саровского и Преподобных жен Дивеевских. К святыням приезжают паломники, и многие верующие, посетившие монастырь и приложившиеся к монастырским святыням, смогли получить великую благодатную помощь и утешение в скорбях.

В 2003 году по благословению Владыки Феофана, Архиепископа Ставропольского и Владикавказского в Предгорном районе Ставропольского края, недалеко от станицы Ессентукская было начато строительство этого монастыря.

С Божьей помощью усилиями прихожан, спонсоров и жертвователей обитель возводилась достаточно быстро. Через три года Священный Синод РПЦ принял решение открыть при вновь построенном храме Свято-Георгиевский женский монастырь, нужда в котором остро ощущалась в епархии.

Мы вступили на территорию монастыря с трепетным чувством радости и одухотворенности, которое не покидало нас во все время пребывания в монастыре. Удалось нам пообщаться и с настоятельницей этого монастыря монахиней Варварой (Шурыгиной).

Сама она до назначения была насельницей Черноостровского монастыря Калужской области, издавна известного своим строгим уставом, который насельники монастыря строго соблюдают и переносят в другие обители.

Важно

Во время поездки и экскурсии по монастырю нам посчастливилось присутствовать на обычной встрече настоятельницы игуменьи Варвары и послушать её простую беседу с прихожанами.

Когда мы приблизились к монастырским стенам, нашему взору открылся келейный корпус из красного кирпича, расположенный рядом с храмом. В монастыре не так много монахинь, поэтому послушаний хватает на всех, были бы руки.

Свое небольшое монастырское хозяйство монахини стараются поддерживать как могут, и в этом им помогают несколько послушниц, готовящихся к постригу, да иногда появляющиеся тут трудники. А работы по хозяйству немало: нужно во время осуществить посадки в огороде, обеспечить полив, прополку, защиту от вредителей. Требует ухода и молодой (пока) фруктовый сад.

Несколько лет назад монахини поставили на территории монастыря пасеку, и теперь получают свой мед. Имеется в хозяйстве еще корова, домашняя птица.
Работы по хозяйству не нарушают привычный монастырский молитвенный устав монастыря, в правилах которого ежедневный крестный ход.

В монашеских стенах идет ежедневный незримый труд, к Господу возносятся святые молитвы сестер за святую Православную Церковь, за обитель, за настоятельницу и насельниц, за российскую страну и за всех православных христиан.

С великим тщанием и любовью к Богу исполняются требы всех нуждающихся, всех, кто просит сестер молиться о здравии, благопопечении,о путешествующих и особо тщательно молятся здесь об усопших. Монахини творят неусыпаемую молитву, ежедневно читают Псалтирь.

И, конечно же, не забывают творить молитву о мире на Украине, о прекращении распрей, раздоров, вражды и злобы, о воссоединении семей.
Поток паломников в Свято-Георгиевский женский монастырь растет из года в год. Сюда едут из разных уголков России, а также православный люд из-за рубежа. И все находят здесь доброе слово и молитвенную помощь. Для особо нуждающихся в ней, для девочек-сирот при монастыре открыт детский приют, получивший имя «София», что в переводе с греческого означает «мудрая», «мудрость», «премудрость».

Для воспитанниц приюта сооружен детский корпус, в котором созданы все необходимые условия для жизни и духовного совершенствования. Девочки размещаются в уютных кельях по 2-3 воспитанницы.

Имеется спортзал, медицинский кабинет, мастерские, где дети овладевают ремеслами, в первую очередь рукоделием, рисуют, вышивают, вяжут.

Совет

Для них имеются светлые и просторные трапезные, оборудованы гостевые комнаты, имеется внутренний храм, где дети молятся под руководством наставниц из числа опытных сестер. Для отдыха есть читальня и зимний сад. Недавно была оборудована своя обсерватория.

Летом сестры организуют при монастыре детский православный лагерь, где с удовольствием отдыхают дети не только с Северного Кавказа, но и из других регионов России.

Часто в монастырь приезжают группы верующих из других храмов Пятигорской и Черкесской епархии помолиться и оказать посильную помощь, да и просто полюбоваться окрестностями. Ведь с одной стороны возвышается Эльбрус, а с другой Машук. Места вокруг дивные, благолепные, поэтому и молитвы творятся высокие, чистые и богоугодные. Помолились и мы святыням монастыря, прося Господа и Пресвятую Богородицу о даровании здравия и помощи во всех делах.

Монастырь относится к Кисловодскому благочинию, одному из девяти благочиний Пятигорской и Черкесской епархии, возглавляемой правящим архиереем — епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом, чьими неустанными заботами поддерживается духовная жизнь Северного Кавказа.

Из поездки мы вернулись просветленными, желая этой святой обители и всем, чьими трудами и молитвами она обустраивается, здравия, долголетия и помощи Божьей.

Т.Догадова

Еще по теме «Церкви и монастыри»

О чем молчат плиты Ферапонтова монастыря?

Оптина Пустынь

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, г Рыльск

Никольский собор, г. Можайск

Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Валдай

Мужской Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, г.Истра

Знаменская церковь, Комлево, г. Руза

Источник: http://timeteka.ru/?p=13259

Ссылка на основную публикацию