Православная церковь об играх на бирже: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 28 –

Двадцать восьмой выпуск передачи “Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова”, в которой он в одиночку “держит” духовную брань с незнаниями, недоумениями, соблазнами и искушениями, выраженными через вопросы пользователей нашего блога.

Содержание

   1. Как воспитывать ребёнка-инвалида?   (1:12)

инвалидность, ущербность, немощь, отвержение, консультация дефектолога, болезнь как дар Божий

   2. Разъясните слова молитвы “или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем”.   (3:36)

красота, зависть

   3. Посоветуйте хорошие книги по педагогике.   (4:15)

Макаренко, Сухомлинский, Корчак, Песталоцци, возрастная психология, возрастная физиология

   4. Что православие говорит о генетике?   (5:17)

Академик Алтухов

   5. Как помочь 34-летней дочери, страдающей непонятным состоянием апатии?   (7:44)

депрессия, духовное заболевание, игнорирование реальности

   6. Можно ли православным пить вино, или это грех?   (10:10)

опьянение, трапеза

   7. Как лучше всего благодарить Бога?   (11:30)

участие в литургии, Евхаристия

   8. Кто стоит за развращением детей в школах на «уроках здоровья»?   (11:45)

западные технологии, чиновники, внедрение законов, секспросвет

   9. Из-за психического заболевания не могу создать семью. Стоит ли воспринимать это как крест?   (13:00)

терпеливое несение креста, мученический венец

   10. Заповедует ли Евангелие боротья (с оружием) против людей, угрожающих христианским ценностям?   (14:29)

война, борьба с большевизмом, положить жизнь за други своя

   11. С какого возраста детей обязательно причащать только натощак?   (17:54)

причащение младенцев

   12. Как вернуть благодать, дарованную человеку после Причастия, и вскоре утраченную?   (18:28)

немедленное раскаяние, покаянные молитвы

   13. Я с детьми крестилась в армянском храме. Православный батюшка нас “докрестил”. Действительно ли наше Крещение?   (19:21)

Крещение, Миропомазание

   14. На Исповеди наговорила лишнего про мужа. Нужно ли мне теперь каяться в грехе клеветничества?   (20:46)

исповедь, покаяние, осознание собственных грехов

   15. Может ли бывший гей стать нормальным мужем и отцом сыну?   (21:23)

степень раскаяния, глубина покаяния, искренность покаяния

   16. Стоит ли отдавать сына в еврейскую школу, которая требует ношения кипы?   (22:09)

религиозная одежда, отречение от Христа

   17. Терпеть ли уничтожение своей нации или проявлять активность?   (22:54)

активная гражданская позиция, вымирание народа

   18. Как в условиях советских лагерей можно было соблюдать заповеди? Почему Господь попустил узникам претерпеть ужасы лагерей?   (23:13)

Обратите внимание

ГУЛАГ, богоборчество, гонение на Церковь, уничтожение Православия, духовная польза страданий

   19. Запрещено ли женщине, если она больна и не может рожать детей, вступать в брак?   (24:59)

медицинские противопоказания к деторождению, семья, брак, дети

   20. Грешно ли остаться незамужней? Может быть, это наказание Божие?   (27:03)

Промысел Божий, семья, распад семьи, ответственность за детей, несчастные дети, счастье

   21. Большой ли грех не любить мужа?   (28:35)

любовь, семья, брак

   22. Каких борцов за справедливость поддерживать, как разобраться, за кем следовать в политике?   (28:58)

гражданская активность, авторитетные личности

   23. Невозможно “хранить зрение”, т.к. всюду соблазн: либо эротическая реклама, либо нескромные наряды женщин, что делать?   (30:01)

борьба с помыслами, современные реалии

   24. Как относиться к мужеложникам и проституткам, если они выпячивают свою греховность и обвиняют нас в ханженстве?   (30:57)

с преподобным преподобным будеши, смертный грех

   25. Можно ли православному человеку осваивать методики массажа различных народов?   (31:56)

православие, массаж

   26. Допустимо ли использовать неабортивные контрацептивы, если после первых родов у женщины развилось заболевание и наступление новой беременности угрожает её здоровью/жизни?   (32:18)

препятствие к зачатию, предохранение, воздержание, опасная беременность

   27. Является ли корыстолюбием стремление к увеличению зарплаты?   (34:18)

мотивы поступков, материальное благополучие, благо семьи

   28. Являются ли психиатры, психотерапевты, психологи и наркологи соработниками Церкви?   (35:02)

лечение души, лечение тела

   29. Каково Ваше мнение о трудах Вертьянова?   (35:45)

   30. Как объяснить неверующим родственникам, брезгливо относящимся к мощам, почему православные их почитают?   (36:02)

не давай святыни псам, немощного в вере принимай без споров о мнениях, мощи

   31. Как различить психологическую и духовную радость?   (36:41)

духовная радость

   32. Распространяется ли правило церковных соборов на виртуальный мир? Останавливать ли богохульников в Интернете?   (37:00)

интернет, богохульство

   33. Почему Богородице были предуготованы страшные материнские страдания?   (37:49)

христианское отношение к страданиям

   34. Есть ли запрет на приветствие целованием между мужчиной и женщиной?   (38:43)

поцелуй, запреты, Церковь

   35. Пришло осознание того, что часто в молитвах прошу не того, что на самом деле мне нужно. Правильно ли заменять любую просьбу к Богу Иисусовой молитвой?   (39:18)

вручение себя воле Божией, доверие Богу, о чем просить в молитве

   36. Чья стража охраняла гроб Христа?   (40:12)

римские солдаты, первосвященники

   37. Как боротья со злостью и раздражением на родных?   (40:42)

молитва, борьба с раздражением, упражнение в смирении

   38. Как правильно говорить мужу своё мнение, если критику или несогласие он не принимает и всё равно делает по-своему?   (41:14)

молчание, авва Дорофей, анафема моему мнению, советы с супругом, принятие решений

   39. Как правильно поступать в случае выкидыша и как молиться о неродившемся младенце?   (42:39)

выкидыш, молитва за неродившихся младенцев

   40. Крестят ли меня с мужским именем, если я поменяла пол на мужской?   (43:14)

грех против естества, самооскопление, отлучение от Церкви, покаяние

   41. Применима ли практика ограничения проявлений любви (игнорирование) в воспитании детей в обычной семье?   (44:25)

семья, воспитание детей, разрушение любви

   42. Сколько часов в сутки Вы тратите на сон?   (45:31)

   43. Откуда в Евангелии появилась информация, которая не могла туда попасть?   (46:12)

Божественные откровения, откровения Духа Святого

   44. Что такое обида? Какие страсти ее питают и как от нее избавиться?   (47:45)

обида, гордость, смирение

   45. Заменяет ли интернет живое чтение Евангелия и молитв?   (48:18)

уловки бесов, интернет, единое на потребу

   46. Как Вы относитесь к утреннему правилу Серафима Саровского?   (49:10)

Серафим Саровский

   47. Возможно ли организовать школьное обучение с разновозрастными учениками в классе?   (49:20)

школа, эффективное обучение, разновозрастные классы

   48. Используют ли духи человеческую терминологию?   (50:19)

отсутствие творческого начала у бесов

   49. Настоятель нашего храма не одобрил общение за чаепитием, назвал это католической традицией. Это действительно так нехорошо для православных?   (51:24)

католические традиции, архитектура, традиции Богослужения, колокола, иконопись

   50. Может ли человек из Харизматической Евангельской Церкви оказать влияние на мою веру? Являются ли харизматы сектой?   (54:42)

общение с сектантами

   51. Является ли грехом удаление замершей беременности?   (55:18)

замершая беременность, чувство вины

   52. Может ли демон искушать на молитву?   (55:59)

соблазн, прелесть, искушения

   53. Стоит ли молиться о властях и воинствах чужой для меня страны, если «душа не лежит»?   (56:15)

молитва за врагов, молитва о властях

   54. Не являемся ли мы невольными соучастниками в жертвоприношении, если домработница покупает нам в дом жертвенные корзины по своей инициативе, но, как оказалось, за наш счёт?   (57:18)

жертвоприношение, потакание греху

Источник: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-11583/

30% православных считают, что Бога нет

До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

Исследования показывают, что число постоянных прихожан Русской православной церкви (РПЦ) в России невелико — от твердых 0,5 до максимум 2% населения. Они входят в более обширную группу тех, кто заходят в храмы от случая к случаю — таких до 8%. В церкви их называют «захожанами» и не очень жалуют.

Читайте также:  Икона «распятие иисуса христа»

Православные, но в Бога не верят

Поскольку РПЦ не ведет учета своих членов, остается полагаться на исследователей. У социологов тут есть два основных метода подсчета. Первый из них наиболее простой.

Несколько крупнейших социологических институтов в стране примерно раз в год включают в свой базовый опросный лист (так называемый омнибус) вопросы о религиозной идентификации.

Эти вопросы были составлены еще в начале 1990-х социологом ВЦИОМ (глубоко верующей православной) Валентиной Чесноковой и ею же первоначально интерпретировались. Эти опросы давали  стабильно растущую в течение двух с половиной десятилетий (хотя и колеблющуюся из года в год) цифру.

Церковные власти в первой половине 2000-х с этими данными спорили, заявляя о недооценке числа православных. Однако, когда к 2008 году показатели сравнялись с желаемыми — порядка 63—75%, успокоились и даже устами патриарха Кирилла признали тот факт, что только 10% населения «воцерковлены».

Читайте также Павел Гнилорыбов: «Коль на Пасху народ не пустили в Кремль» В эпоху Серебряного века, когда церковь проигрывала битву за душу верующих, особенно в крупных городах, духовенство оставалось важной частью российского населения

В 2010 году, вскоре после избрания патриархом Кирилла (а также скандалов вокруг «нанопыли», «часов патриарха» и дела Pussy Riot), число людей, называвших себя православными, по большинству опросов достигло пика и начало падать.

После этого большая часть социологических фондов резко сократила свои исследования в данной сфере или, во всяком случае, отказалась от их публичного анализа и представления.

Важно

Так, «Левада-центр» закончил публичное представление своих опросов на эту тему в конце 2012 года на цифре 70% (за год до этого зафиксировав 75%), а в 2016 году в общем отчете своего «омнибуса» без объяснений указал на графике цифру порядка 85%.

ФОМ, по имеющимся данным, остановился в 2014-м на цифре 68% (с пиком в 2012 году — 72%). Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ показывает  70,9% на 2016 год.

Объяснять эти цифры можно по-разному. Например, так,  что «православие» — способ этнической, а не религиозной идентификации. Или что большинство граждан скрывает свою позицию от социологов, а оставшиеся говорят в духе вчерашних телевизионных новостей, и опросы попросту некорректны.

Но совершенно очевидно, что к реальным верующим эти цифры отношения не имеют.  «Левада-центр», например, оговаривает, что «60% православных не относят себя к религиозным людям», и «только около 40% православных уверены в существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называют себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет».

Другие особенности «православного» поведения представлены на рисунках.

Православные без церкви и причастия

Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД

Православные, но в церковь не ходят

Другим способом подсчета прихожан РПЦ является учет тех, кто реально проявляет себя в качестве православных верующих. То есть прежде всего тех, кто хотя бы способен прийти в храм и выслушать воскресную проповедь. И тут данные того же ФОМ задают некоторую интригу.

В пересчете на число всех опрошенных лишь до 8% утверждали, что посещают храм раз в месяц или чаще. А на более конкретный вопрос о причащении (в котором обычно участвует большинство присутствующих на полноценной церковной службе — литургии) утвердительных ответов было еще меньше.

Всего 1,4% причащались раз в месяц и порядка 4% несколько раз в год.

Читайте также Не поведу тебя в музей «Такие дела» прошлись по храмам-музеям Петербурга и Москвы, чтобы посмотреть, как уживаются православие и туризм

Получается, полноценное участие в церковной службе раз в месяц (даже не в неделю) в России принимает такое число россиян, которое находится в пределах статистической погрешности.

Можно ли доверять подобным утверждениям? Возьмем для сравнения отчеты МВД о числе посетителей ночных пасхальных и рождественских служб — как «массовые мероприятия», главные православные праздники нуждаются в специальных мерах по обеспечению порядка (эти данные более или менее регулярно собираются здесь).

Итак, по данным МВД, в последние 15 лет в рождественскую ночь в России в храмы приходят два-три миллиона человек — 1,4-2% населения, в Москве — 100-300 тысяч человек — 1,0-2,5%.

С пасхальной службой разобраться труднее, потому что МВД все время дает данные в разном формате — включая тех, кто вообще заходил в храм на праздники, тех, кто забегал освятить «снедь», а главное — тех, кто посещал кладбища (с точки зрения МВД, это тоже массовое мероприятие, но с точки зрения церкви, оно скорее тяготеет к язычеству). Даже с учетом всех-всех в России число участников «пасхальных мероприятий» не превышает семи миллионов — 5% населения. Там, где в числе участников выделены прихожане, видно, что они составляют меньшинство: например, в 2005 году в Москве на ночную службу пришли 80 тысяч (менее 1%), всего храмы посетили 359 тысяч, а кладбища — еще 580 тысяч.

Прихожане и захожане

Можно ли по таким «пиковым» праздникам судить о воцерковленности населения в целом? В России до сих пор на эту тему нет ни одного масштабного, общенационального исследования.

Однако ряд исследований, проводившихся в городах России (Казань, Омск, Пермь, Тюмень) во второй половине 2000-2010-е годах и включавших в себя подсчеты посетителей в храмах и опросы духовенства, показали сопоставимые данные. Совпадая в целом с представлениями МВД по числу прихожан по «праздникам», они зафиксировали, что происходит на приходах в будни.

Ожидаемо, число присутствующих на обычной воскресной службе составило 10-30% тех, кто дошел до храма в большие праздники.

Совет

Скажем, в Рязанской области, которая по многим показателям (например, по числу приходов и монастырей относительно численности населения) — один из наиболее православных регионов России, число прихожан в 2007 году составило 10% населения на Пасху против 0,9% на обычной литургии по воскресеньям. В более чем полумиллионной Тюмени среднегодовое число посетителей воскресных литургий в 2007-2009 годах составляло 0,39% населения, на ночную пасхальную службу в те же годы приходили в среднем 1,1% горожан.

Опираясь на оценку священников, которые в интервью подтверждали приведенные цифры, исследователи могли говорить о двух типах верующих.

«Ядро» регулярных посетителей церковных служб, во всяком случае, в крупных городах и типичных регионах России составляет примерно 0,5% населения. Они освоили основные церковные практики (участие в литургии, исповедь и причастие) и регулярно их совершают.

Например, на 100-тысячный район новостроек Петербурга (2010) или Перми (2014), по моим наблюдениям и интервью с духовенством, приходятся три открытых в воскресенье храма, где совершается литургия. Число причастников в них (они же, как правило, и постоянные прихожане) находилось суммарно в пределах 300 человек.

Читайте также:  Молитва святой матроне московской об удаче и везении

В центральных районах городов храмов было, разумеется, больше, однако число причастников (помимо кафедральных соборов и одного-двух популярных храмов) было значительно меньше (10-30 человек на службе).

В гиперправославных регионах России (Владимирская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Ростовская, Ярославская (возможно, Белгородская, Курская области, Мордовия) таких «воцерковленных» православных на середину 2000-х могло быть примерно в два раза больше.

Другая группа, которая четко отрефлексирована на уровне рядового духовенства — это так называемые «захожане» — нерегулярные посетители храмов, которые редко выстаивают значительный кусок церковной службы или бывают на проповеди.

Они предпочитают заходить в храм на короткое время, чтобы прослушать небольшой фрагмент богослужения, а главное, выполнить свои практические церковные нужды — поставить свечку, подать в церковную лавку записки с просьбой помолиться за родственников, приложиться к иконе или привезенной «гастролирующей» святыне, кратко помолиться святому, который должен помочь в трудной ситуации, купить церковную книгу или освященные пеленки в церковной лавке, взять святую воду или освятить около храма куличи. Таких людей можно видеть в городском храме вечером в обычный будний день — они заходят туда на пятнадцать-двадцать минут по дороге с работы.

«Захожане» не пользуются уважением у духовенства и воцерковленных (что те регулярно подчеркивают), однако являются относительно массовым явлением. Вместе с прихожанами они составляют примерно 2-4% населения РФ, которые бывают в храме хотя бы раз в месяц и иногда причащаются. Именно об этих цифрах говорят данные социологических опросов.

Сергей Кравец, руководитель центра «Православная энциклопедия» (одного из ведущих think tanks РПЦ, получающего значительное государственное финансирование) в интервью в мае 2014 года утверждал, что 4% населения «живут церковной жизнью».

Похоже, это наименьший процент реальных православных в России, который готово признать церковное руководство.

Читайте также Во мне сидит бес Тысячи российских граждан убеждены, что в них вселился бес, и едут за помощью к экзорцисту

Но уже церковные публицисты говорят об этом куда ближе к реальности.

Например, известнейший (ныне покойный) православный блоггер Игорь Гаслов в 2012 году так описывал типичный сельский приход в отдаленном районе Ленинградской области: «Сегодня на службе было, ну, от силы 15 человек, кстати, большинство из них причащалось, так что важно не число, а качество 🙂 … «Официальной статистике» в виде рассказов местного клира не доверяю, т.к. слышал тут песни, как у них «полный храм народа бывает», «вот-вот столько будет», «ну, на всенощную всегда народа мало, а на литургию много придет» )))) Пока больше 20-25 человек в храме не видел (Радоница, Мироносиц). Причастников всегда не меньше 10, т.е. тот самый костяк. Территория [прихода] довольно большая — два сельских поселения. Но ходят жители только с одной деревни + немного проезжающих-приезжающих. Деревня списочно примерно 500 жителей, но многие живут в получасе пешком, а многие появляются только на дачный сезон. Потому пока не показатель. А вот что с других деревень не идут, не едут — факт».

С другого конца страны вторит ему диакон Владимир Шалманов из Георгиевского благочиния Ставропольского края: «Большинство жителей населенных пунктов Георгиевского благочиния, по-видимому, считают себя православными или, по крайней мере, симпатизируют Православию.

Однако активные православные христиане (регулярно посещающие богослужения и участвующие в Таинствах) составляют не более 0,4-1% (в селах их доля меньше, в городах — больше) от общей численности крещеных в Православии.

Обратите внимание

Остальные православные по крещению люди в той или иной степени поглощены заботами о достижении земных благ, находятся в плену различных суеверий, нездоровых эсхатологических настроений, языческих и неоязыческих тенденций, а также заблуждений, сформированных пропагандистской деятельностью всевозможных сект».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

православие религия рпц социология статистика церковь

Источник: https://takiedela.ru/2017/04/takaya-rossiya-cerkov/

Охота и нравственность – Охотники.ру

Мнение православного священника об охоте

ОХОТА — ДЕЛО РАЗУМНЫХ ЛЮДЕЙ

Редакция газеты представляет читателю беседу с православным священником о духовно-нравственных аспектах охоты.

Надеемся, что она будет интересна широкому кругу читателей, так как затрагивает вопросы отношения Церкви и ее пастырей древнейшему виду деятельности человека – охоте. Не секрет, что среди духовенства на этот счет нет единого мнения.

Некоторые хотели бы вообще запретить охоту, считая ее убийством «братьев наших меньших», т.е. смертным грехом. Но правы ли они? Или это ограниченный, односторонний взгляд на охоту и охотников?

А что если это частное заблуждение, и Церковь вовсе не противится охоте и не запрещает своим чадам (в том числе священникам) охотиться? 

КАКОЙ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ ОХОТНИК? 

Нетрудно составить собирательный образ современного охотника. Охоте подвержено взрослое население нашей страны обоих полов, всех национальностей, практически всех профессий и всех вероисповеданий.

Охотники проживают чуть ли не в каждом населенном пункте России. Явный перевес среди них имеют охотники-любители: их абсолютное большинство – около 90%. Остальные – охотники-промысловики и егеря.

К этой же группе относятся представители малочисленных народов Крайнего Севера, для кого охота – образ жизни.

Именно профессиональные охотники, аборигены отдаленных регионов России и показывают пример разумного, гармоничного отношения к природе, животному миру. А он особенно важен для тех, кто впервые взял в руки ружье. И если, скажем, вам повезет охотиться с таким человеком, то всего за один день вы узнаете о древнейшем ремесле больше, чем о нем написано в иных учебниках.

У охотничьего люда существует присказка: «На охоте и в бане все равны». Конечно, попробуйте закурить в парилке или зайти в нее намыленным! Да вас тотчас выгонят за дверь! Это в бане. А на охоте? Оставить после привала мусор – в порядке вещей, не погасить в лесу окурок – сплошь и рядом, выбрать для мишени аншлаг местного охотхозяйства – пара пустяков.

Особенно этим грешат охотники, приехавшие в угодья из больших городов. Об их поступках, несовместимых с нравственными нормами, прекрасно осведомлены местные жители. И в лицо, и за глаза они обличают таких горе-охотников. Но у тех всегда виноваты кто угодно (а чаще всего егеря!), только не они сами.

Важно

Вот типичный случай. Сидит клиент ночью на вышке в ожидании кабанов. Надоело ждать. Глотнул из фляжки коньяку, закурил, а потом и закемарил. Кабаны учуяли дым и не пришли. Или же пришли, а клиент их проспал. Кто виноват? Егерь!

Читайте также:  Акафист святому ангелу хранителю

Эти и другие вопросы мы обсудили с нашим собеседником – московским священником Ярославом Шиповым, который служит в храме Св. Георгия Победоносца на Варварке.

  В конце 1980-х он, страстный охотник и рыболов, приобрел избу в Вологодской области, а спустя несколько лет был рукоположен в сан священника и четыре года прослужил в Тарногском р-не сельским батюшкой.

Впечатления тех лет и наблюдения над жизнью деревенского прихода легли в основу его книг «Отказываться не вправе» (2000), «Долгота дней» (2002), «Лесная пустынь» (2009), «Первая молитва» (2011).

Недавно вышел в свет новый сборник рассказов отца Ярослава Шипова «Райские хутора» и другие рассказы».

«Проза писателя-священника лишена назидательности и морализаторства, отличается умным и немного грустным взглядом на жизненные нестроения, чувством сострадания» (В.В. Дементьев).

 Вот что рассказал нам об охоте и охотниках отец Ярослав.

 – Сегодня можно встретить тех, кто выезжает охотится на джипах с прицепами: везут квадроциклы, электронные приставки-манки на гусей. Багажники забиты оружием. Шум, грохот. Стреляют по любой птичке, которую увидели. А оруженосцы им  только стволы меняют. Эти люди сами ничего делать не умеют: ни костра разжечь, ни обед приготовить, а след зайца от следа белки не отличат…

С тех пор, как меня рукоположили, я не охочусь, езжу в Астрахань на рыбалку. Рыбачу с приятелем – местным жителем, а он охотник.

Мотаемся с ним на моторке по протокам, и он даже на скорости по запаху определяет места, где кабаны находятся! Вот это опыт! Вот это чутье! Люди, живущие на природе, обнаруживают зверя по запаху, как мы на городских улицах по запаху выхлопа определяем тип двигателя автомобилей…

В конце 80-х я охотился в глухих лесах на севере Вологодской области. Купил там избушку. Помогал местным жителям восстанавливать храм. А в 1991 году стал священником, принял приход. Время было голодное.

Деревенские как-то выручают друг друга – кругом ведь родня, а я один, и никакого хозяйства – как выживать? Спрашиваю архиерея: «Что делать?» Тот: «Если есть нечего, занимайся охотой. Ты же умеешь. На Аляске в тяжелые времена наши священники охотились». Он имел в виду времена, когда численность русского населения на Аляске стала сокращаться.

Думается, что священники тогда занимались не только любительской охотой – для пропитания, но и промысловой, добывая пушнину для заработка. …

Совет

Однако вскоре мне удалось наладить и рыбалку, и огород, и заготовку грибов, так что тяготы выживания отступили.

Письменных указаний о том, что священник не может охотиться, очень немного. Они относятся в основном к средним векам, когда охота была развлечением, барской забавой – на конях, с собаками.

Невозможно же представить себе архиерея или священника с крестом, на коне, в руках ружье… Нет, охота – не священническое дело.

Строго говоря, священник вообще не должен работать, и это абсолютно правильно: надо быть в постоянной готовности к служению.

Скажем, приедут с просьбой отпеть преставившегося или причастить умирающего, а батюшки нет. И где он? А на охоте (в лесу, на стройке и т.д.)! Так нельзя. Мне многое приходилось делать своими руками: и баню строить, и дом ремонтировать, и дрова заготовлять… Руки от работы черные – как потом служить или венчать? У меня в алтаре была шкурка-нулевка, вот только с ее помощью чистоту и наводил.

Как-то отправился я валить лес, а за мной приехали, чтобы отвезти к больному и причастить его.

– Где батюшка? – спрашивают.

– Батюшка дрова заготовляет.

– Батюшка не должен дрова заготовлять. Он должен сидеть и ждать.

Конечно, если есть нечего, священнику придется и на охоту пойти. Православие – это религия здравомыслия. Здесь ничто не доводится до абсурда. Вот, скажем, женщинам нельзя в алтарь входить. Но, допустим, упала свечка, начался пожар.

Что же? Ждать, когда все сгорит? Нет, пусть уж женщина войдет и поможет в тушении пожара. Бог, конечно, как правило, оберегает нас от сложных для разрешения ситуаций, но время от времени Он же и попускает их по причинам, только Ему известным.

Возможно, для того, чтобы испытать нас.

СВЯТОЙ ТРИФОН, ЗАМОЛВИ ЗА НАС СЛОВО! 

Обратите внимание

В Библии записано, что Господь заповедал людям употреблять в пищу мясо животных, птиц и рыб. Церковь правильную охоту считает богоугодным делом, иначе не было бы у охотников и рыболовов такого мощного помощника и покровителя, как святой мученик Трифон. Его житие охотникам хорошо известно.

Но кроме мученика Трифона, покровителями охотников и рыболовов почитаются на Руси еще 19 угодников Божиих.

В 2005 году по просьбе членов Русского охотничьего клуба и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была написана икона «Собор святых покровителей охотников и рыболовов» (она находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках).

Святые, изображенные на ней, действительно не раз спасали людей от потопления во время бури и шторма, от гибели в суровые морозы, заблудившимся указывали путь, а охотникам и рыболовам даровали обильную добычу.

Помогают они и сегодня всем, кто обращается к ним с верой и молитвой. Просите – и дастся вам! Кстати, икона святого мученика Трифона есть и в храме Георгия Победоносца на Варварке, где служит о. Ярослав.

ОХОТА ВЕЛИКИМ ПОСТОМ

Перед весенней охотой идет Великий пост, и частенько случается так, что охота выпадает на Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху. Можно ли охотиться в это время? Ни в коем случае! И это – традиция.

Кто-то, вероятно, не придаст этому значения, но человек верующий и воцерковленный ни во время Великого поста, ни на Пасху, охотиться не станет.

Ведь если ты постишься, и не только телесно, но и духовно, то все постороннее, отвлекающее нужно от себя отстранить.

– У меня неоднократно во время Великого поста просили дать благословение на весеннюю охоту, – рассказывает о. Ярослав. – Говорю: «Подожди. Вот Светлая пройдет – поедешь!» – «Да как же так? Все утки улетят!» – «Потерпи!». Не потерпел – поехал. Но оказалось, что там лед еще не сошел, а снег в лесу вообще не таял. Зато после Пасхи рвануло! Чуть ли ни в один день наступила весна.

Важно

После Великого поста и пасхальных праздников у человека появляется особый душевный настрой, чувство, что все в жизни складывается правильно: тут уж любое доброе дело пойдет успешно.

В дореволюционной России, когда Православие было основой русской жизни, охота – что в дворянской среде, что в мещанской или крестьянской – была делом совершенно естественным, и я не могу припомнить никаких особенных запретов или ограничений со стороны Церкви по этому вопросу.

Беседовали Вячеслав ЛОБАЧЕВ, Александр ЛИСИЦИН.

От редакции

Если у читателей-охотников есть вопросы к священнику, просим присылать их в редакцию. Они будут переданы о. Ярославу, и его ответы мы опубликуем в «РОГ».

Вячеслав Лобачов, Александр Лисицин 26 декабря 2012 в 00:00

Источник: https://www.ohotniki.ru/archive/article/2012/12/26/637512-ohota-i-nravstvennost.html

Ссылка на основную публикацию