Православная церковь о вакцинации: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Борьба против прививок: позиция Церкви / Статьи / Патриархия.ru

14 декабря 2009 г. 16:57

В декабрьском номере газеты «Церковный вестник» (№ 23, 2009) публикуется статья, рассказывающая о позиции Русской Православной Церкви в отношении вакцинопрофилактики.

Последнее время в православной среде все чаще звучит совет: «Не делайте!» В монастырях, на приходах и в церковных лавках стала активно распространяться литература и видеопродукция антипрививочного движения. Как ни странно, но медицинский по существу вопрос стал «яблоком раздора» в среде верующих людей. Какова же на самом деле позиция Русской Церкви в отношении вакцинопрофилактики?

Этой проблеме был посвящен доклад кандидата медицинских наук, педиатра, клинического фармаколога из Московской академии им. И.М. Сеченова И.А. Дронова и кандидата медицинских наук, эпидемиолога противотуберкулезного диспансера №12 Санкт-Петербурга С.В. Федорова, прозвучавший на II съезде Общества православных врачей России в Воронеже.

Обратите внимание

Любое действие, как известно, рождает противодействие. Если разбираться в истории вопроса, то выяснится, что антипрививочная кампания стартовала следом за тем, как был сделан первый укол с вакциной в конце XVIII века. Произошло это в Великобритании.

В нашей стране движение, ратующее за отказ от прививок, зародилось 15 сентября 1988 года, после публикации в «Комсомольской правде» статьи под заголовком «Ну, подумаешь укол», в которой вирусолог Г.П. Червонская выступила с критикой отечественной системы вакцинопрофилактики. С тех пор кандидат биологических наук Г.П.

Червонская является лидером антипрививочного движения в нашей стране. Целый ряд ее публикаций в прессе на закате советской власти спровоцировал массовый отказ от прививок, который привел к эпидемии дифтерии, унесшей свыше четырех тысяч жизней. Это лишило противников иммунопрофилактики возможности выступать с публичной трибуны.

Но, как оказалось, только на время.

Сегодня антипрививочное движение в нашем государстве переживает период очередного расцвета. Являясь частью международного процесса, оно старается привлечь на свою сторону и духовенство Русской Православной Церкви, придавая отказу от прививки биоэтическое обоснование.

«Безусловно, существует целый ряд медицинских проблем, которые влияют на возникновение и стимулируют активность антипрививочного движения, — отмечает один из авторов доклада И.А. Дронов.

— Это и развитие поствакцинальных реакций и осложнений, которые могут привести к болезни здорового ребенка; и использование вакцинных препаратов, которые часто вызывают прививочные реакции и могут приводить к серьезным осложнениям; и формальный подход к иммунопрофилактике, при котором не учитываются индивидуальные особенности ребенка; и отсутствие полноценного информирования о прививке, из-за чего родители ребенка не получают объективную информацию о необходимости вакцинации, последствиях отказа от нее, возможных реакциях и осложнениях; и административные методы решения медицинских вопросов, в частности, регламентирование уровня охвата прививками».

Если обобщить постулаты лидеров антипрививочного движения, то сводятся к следующим утверждениям:

— эффективность вакцинопрофилактики не имеет доказательной базы;— вакцинация неблагоприятно влияет на иммунную систему;— вакцины содержат крайне опасные токсические компоненты;— развитие многих заболеваний связано с вакцинацией;— массовая вакцинация выгодна только производителям препаратов;— органы здравоохранения скрывают правду о поствакцинных осложнениях;

— медицинские работники не прививают своих детей.

В качестве одного из примеров, опровергающих несостоятельность первого постулата, И.А. Дронов привел данные исследования о динамике заболеваемости корью в СССР/России.

Из них следует, что внедрение плановой массовой вакцинации привело к очень быстрому снижению заболеваемости корью более чем в четыре раза, а введение плановой ревакцинации свело заболеваемость к единичным случаям.

Так, за весь 2008 год в России было зафиксировано всего 27 случаев заболевания корью.

Важно

Православные медики крайне обеспокоены активностью лидеров противопрививочного движения, которые, выступая на различных православных форумах, ставят вопрос о греховности вакцинации.

Так, в рамках XIV международных Рождественских образовательных чтений Г.П.

Червонская сделала доклад на тему «Прививки и здоровье детей», а также провела семинар на тему «Прививки: мифы и реальность» в Марфо-Мариинской обители.

Вопрос о необходимости реагирования на сложившуюся вокруг вакцинопрофилактики ситуацию на общецерковном и государственном уровне был поднят в сентябре 2008 года на круглом столе «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения», организованным Синодальном отделом по церковной благотворительности и социальному служению. В итоговом документе участники круглого стола осудили антипрививочную пропаганду и подчеркнули недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви антипрививочной литературы и соответствующей мультимедийной продукции.

Следом за этим обсуждением последовало совместное заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России. Врачи православного вероисповедания, основываясь на евангельском учении и научном знании, видят следующие пути решения возникающих проблем:

— совершенствование практики вакцинопрофилактики: использование более безопасных вакцин, повышение уровня знаний врачей по вакцинологии, строгое соблюдение законности и медицинских правил при проведении вакцинации, предоставление объективной и полной информации, в том числе по осложнениям, регистрация и анализ нежелательных реакций на вакцинацию, адекватная социальная защита при поствакцинных осложнениях;

— просветительская деятельность: формирование общественного мнения о пользе вакцинопрофилактики, активный анализ и аргументированная критика выступлений антипрививочного движения, как в профессиональных, так и в массовых изданиях.

На II съезде Общества православных врачей России в Воронеже было принято решение организовать активную медико-просветительскую деятельность в Интернете, а также выпустить брошюру для родителей по вопросам вакцинопрофилактики.

Совместное заявление Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/952723

Православный взгляд на вакцинопрофилактику

Протоиерей Сергий Филимонов, доктор медицинских наук, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга. // Православный женский журнал «Славянка» № 11, 2007 год.

Что необходимо знать о прививках?

Споры о безопасности и целесообразности профилактических прививок не утихают уже много лет – среди врачей нет единого мнения по этому поводу. По-разному относятся к прививкам и священники, за советом к которым все чаще обращаются родители. в результате противоположные точки зрения не только вводят людей в замешательство, но и вносят раздор в церковную среду.

Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию протоиерея Сергия Филимонова, доктора медицинских наук, председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА БОЛЕЗНЬ

Здоровье человека — это величайший дар Божий. И болезни, подающиеся Господом, не случайны, это своего рода лекарства, врачующие наши души и тела от грехов. Как сказал святитель Феофан Затворник: «Все от Бога — и болезни, и здоровье, все от Бога подается нам во спасение наше».

Изначально Господь наделил нас мощной зашитой от внешних и внутренних инфекций. Такой защитой является иммунная система, которая исправно выполняет свои функции и не позволяет инфекциям, попавшим в организм, развиваться и прогрессировать, если человек живет по Закону Божию.

Поэтому все наши телесные недуги — это попущение Божие ради спасения вечной души. И инфекции, также являющиеся болезнью, часто посылаются людям как наказание за богоотступничество и нарушение Заповедей Божиих.

Об этом свидетельствуют многие примеры из Священного Писания. Например, первые люди ранней послепотопной эпохи — потомки Ноя, как мы видим, не нуждались в дополнительных мерах защиты от инфекции. Но когда народ Израилев стал делать злое пред очами Господа (Суд.

Совет

2, 11), Бог послал ему тяжкую кару в виде стихийных бедствий, войн, египетских казней (см. Исх. 7-12) и моровой язвы, унесшей семьдесят тысяч жизней после переписи населения, проведенной царем Давидом в Израиле (см. 2 Цap. 24; 1 Парал. 21).

Так постепенно народонаселение сынов Израилевых возросло, и вместе с этим увеличилась греховность людей, из-за чего и стали стремительно распространяться заразные болезни.

Однако Господь по Своему милосердию предлагает нам способы борьбы с этими бедствиями. Через ученых, исследующих механизмы передачи заболеваний, человечеству были открыты знания, позволяющие справляться с инфекциями.

Так, на основе работ скромного английского ученого, сельского врача из семьи священнослужителя, Эдуарда Дженнера возникло новое медицинское направление — иммунопрофилактика инфекционных заболеваний.

Именно благодаря его исследованиям в мире было побеждено такое страшное вирусное заболевание как черная оспа и применены первые вакцины.

Но в настоящее время в средствах массовой информации нередко появляются сообщения, выражающие скептическое, а порой откровенно негативное отношение к иммунопрофилактике.

Такая точка зрения в отношении прививок, к сожалению, зачастую находит отклик среди родителей, в том числе и православных. Недоверие, страх и настороженное отношение к вакцинации детей может быть связано с целым рядом причин. Приведу некоторые из них.

Причины недоверия родителей к иммунопрофилактике.

  • поствакцинальные осложнения, заканчивающиеся инвалидностью ребенка (причинами осложнений могут быть особые свойства вакцины, вызывающие побочные эффекты, а также индивидуальные особенности человека и различные технические погрешности при проведении вакцинации);
  • недостаточная информированность родителей об особенностях современных вакцин, а также незнание некоторых клинических проявлений нормальной реакции организма ребенка на введение вакцины;
  • незнание родителями собственных прав, а врачами – своих обязанностей в отношении вакцинации.

 Конечно, прививки небезопасны и иногда могут отрицательно повлиять на организм ребенка. Но все-таки они необходимы в связи с неблагополучной эпидемической обстановкой в нашей стране. Главное — четко соблюдать все правила по подготовке к прививке и иммунизации, позволяющие избежать прививочных осложнений и способствующие развитию у ребенка иммунитета к той или иной инфекции.

О ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ КРАСНУХИ

Краснуха в России, несмотря на проводимую в последние годы иммунизацию, все еще имеет широкое распространение. Об этом свидетельствуют данные Роспотребнадзора, проводившего исследования о состоянии заболеваемости краснухой в нашей стране.

В исследованиях отмечается, что дети в возрасте до двух лет в 91,4% случаев не имеют защитных антител к вирусу краснухи.

У детей детсадовского возраста (до семи лет) антитела к вирусу не были обнаружены лишь в 40% случаев, а среди обследованных школьников менее 15% детей не имели в крови антител к краснухе – у остальных 85% антитела содержались в высоких титрах.

Обратите внимание

Скорее всего, они перенесли эту инфекцию в легкой форме без постановки диагноза и, следовательно, приобрели стойкий иммунитет к краснухе.

Эти данные говорят о том, что вопрос о необходимости иммунопрофилактики против этой инфекции лучше решать после предварительного обследования ребенка на наличие у него специфических антител.

Вакцинация против краснухи в раннем детском возрасте, которую календарь прививок предписывает проводить дважды (в 12 месяцев и в 6 лет), не всегда целесообразна, так как в большинстве случаев эта инфекция протекает в легкой форме, не давая никаких осложнений.

По этой же причине и женщинам, желающим забеременеть и получившим рекомендацию в женской консультации сделать прививку против краснухи, необходимо предварительно сдать кровь на наличие специфических антител, так как часто защитные антитела уже имеются, и прививка в этом случае не нужна.

О ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ ТУБЕРКУЛЕЗА

Несмотря на всеобщую вакцинацию против туберкулеза, в России наблюдается рост заболеваемости, связанной с этой инфекцией. Это можно обьяснить недостаточно высокой эффективностью вакцины БЦЖ (от лат.

BCG, бацилла Кальметта-Герена, вакцинный штамм микобактерии туберкулеза — ред.

) и изменчивостью важнейших биологических свойств возбудителя туберкулеза, таких, как степень болезнетворности вируса и его чувствительности к противотуберкулезным препаратам.

Но есть еще две причины, по которым следует относиться с большой осторожностью к вакцинации против туберкулеза вакциной БЦЖ. Во-первых, вакцина БЦЖ сама по себе может вызывать первичный туберкулез, что и явилось причиной отказа многих стран от ее использования.

Во-вторых, в экспериментах, проводимых в Северо-Западном регионе России, было выявлено, что вакцина БЦЖ, которая применяется в настоящее время для иммунизации людей против туберкулеза, совершенно не обеспечивает эффективной защиты против циркулирующих на Северо-Западе России микобактерий туберкулеза. Следовательно, необходимо не увеличение кратности прививок против туберкулеза, а срочное внедрение новых эффективных вакцин с учетом изменчивой структуры возбудителя и принятия мер по ограничению распространения особо устойчивых форм микобактерий.

Имеются данные, что среди детей, заболевших туберкулезом, около 80% были вакцинированы вакциной БЦЖ и около 30% — ревакцинированы этой же вакциной. В связи с этим применение вакцины БЦЖ становится спорным.

О ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ ГЕПАТИТА В

Важно

Вирусный гепатит В — инфекционное заболевание печени, вызываемое одноименным вирусом и характеризующееся тяжелым поражением печени.

По действующему сейчас национальному календарю профилактических прививок первая вакцинация против вирусного гепатита В проводится в первые 12 часов с момента рождения. Но в отношении этой вакцинации нет однозначного мнения специалистов.

Некоторые иммунологи считают, что прививка в этот период жизни совершенно необходима, потому что при заболевании в возрасте до года многие из заболевших становятся хроническими носителями вируса.

Другие высказывают мнение, что прививать новорожденного просто недопустимо, потому как само появление ребенка на свет является большим стрессовым моментом, к тому же в крови малыша до 12-18 месяцев циркулируют материнские антитела, защищающие его от инфекции.

Вакцинация в этом случае необходима тем детям, которые родились от матерей-носительниц вируса гепатита В или имеют родственников с хронической формой этого заболевания.

В связи с этим вакцинацию против гепатита В можно рекомендовать в следующих случаях:

  • в закрытых детских учреждениях (интернатах, домах ребенка);
  • в социально неблагополучных семьях;
  • в семьях, где имеются больные острым или хроническим гепатитом В;
  • для зашиты профессиональных групп риска (специалистов, деятельность которых предполагает контакт с кровью и различными биологическими субстратами — хирургов; стоматологов, лаборантов и т.д.).

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПРИВИВКЕ

При правильной подготовке к вакцинопрофилактике риск развития осложнений сводится к минимуму. Для этого родителям следует:

  • заранее узнать о качестве предлагаемой вакцины и о том, какие побочные реакции она уже вызывала (при негативных отзывах об этой партии вакцины следует узнать, в каком учреждении применяются вакцины, не дающие побочных эффектов, и там провести вакцинацию);
  • ограничить контакты ребенка с другими детьми и посторонними в течение как минимум недели до прививки;
  • свести к минимуму возможность простуды ребенка и потребления продуктов питания, которые могут вызвать аллергическую реакцию;
  • если у ребенка имеется склонность к аллергическим реакциям, то необходимо провести по согласованию с педиатром предвакцинальную противоаллергическую подготовку ребенка антигистаминными препаратами согласно возрасту и массе тела, начиная за 3-4 дня до прививки и продолжая в течение 2-3 дней после прививки.

При любых признаках недомогания или повышении температуры у ребенка за неделю до прививки нужно отменить ее и перенести на более благоприятное время; делать прививку следует не ранее, чем через 4-6 недель после перенесенной простуды (ОРВИ) при условии благополучного состояния здоровья ребенка.

Непосредственно перед прививкой врач обязан провести осмотр ребенка и собрать иммунологический и аллергологический анамнез. Родители должны сообщить педиатру о самочувствии ребенка в течение месяца перед иммунизацией, об имевшихся ранее реакциях на прививки.

Читайте также:  Молитва покрова пресвятой божией матери

ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОЙ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ

В современных условиях, особенно в городах, наши дети неизбежно попадают в большие организованные коллективы — детские сады, кружки, школы. Скученность и тесный контакт между детьми приводят к высокому риску эпидемий инфекционных заболеваний. Поэтому вакцинацию ребенка все-таки следует проводить, но с соблюдением ряда условий:

  • желательно до начала вакцинации определить напряженность иммунитета (то есть уровень специфической невосприимчивости организма в отношении определенного возбудителя инфекции — ред.). Если в крови имеются защитные антитела в высокой концентрации, то прививку делать не надо. Оценить напряженность иммунитета может иммунолог или участковый педиатр;
  • при вакцинации по возможности должен соблюдаться индивидуальный подход к каждому ребенку как в отношении срока начала иммунизации и прививочного календаря, так и в отношении используемых препаратов;
  • при назначении прививок в первую очередь следует учитывать физическое состояние ребенка и готовность иммунной системы дать полноценную реакцию;
  • для вакцинации должны использоваться высокоиммуногенные (вызывающие формирование в организме специфических антител — ред.) и ареактогенные (с отсутствием побочных действий — ред.) препараты, которые дают полноценную защиту от инфекции с минимальным риском для здоровья.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Кроме этого, основываясь на разработках современных научных исследований в области биоэтики и медицины, Общество православных врачей Санкт-Петербурга рекомендует следующее:

  • Вопрос о прививке ребенка в первую очередь следует решать самим родителям. Если родители хотят привить ребенка, им нужно определить совместно с педиатром, когда и где это лучше сделать.
  • Еще до рождения малыша позаботиться о том, чтобы предохранить ребенка от инфекций. Родители (и в первую очередь будущая мать) должны вести здоровый образ жизни, правильно и полноценно питаться, чтобы укрепить начинающую функционировать еще до рождения иммунную систему ребенка, которая и предназначена защищать его от любой инфекции.
  • Заранее, если подошел срок родов, будущие родители должны решить вопрос о прививке своего ребенка от туберкулеза и гепатита В, которую обычно осуществляют в роддоме, сразу же после его рождения. Если родители решили не прививать ребенка на первой неделе его жизни, то тогда они должны заранее написать письменный отказ от прививок и передать его медперсоналу роддома при поступлении роженицы. Ранняя (в роддоме) вакцинация детей против туберкулеза (БЦЖ) и гепатита В связана с доступностью для исполнения и максимального охвата прививками, так как здесь можно охватить вакцинацией почти всех новорожденных детей, причем иногда и без ведома родителей, которые порой даже не подозревают, что их ребенок уже вакцинирован.
  • Начинать вакцинацию детей лучше как можно позже, независимо от рекомендаций действующего национального календаря прививок. Следует также учитывать, что дети первого года жизни, находящиеся на естественном вскармливании, получают дополнительную защиту от инфекций с грудным молоком.
  • Прививать ребенка следует только при условии полного здоровья, когда иммунная система может дать полноценный, защищающий от инфекции ответ на вводимую вакцину, так как качество вакцинации (то есть зашита ребенка от инфекции) будет зависеть от состояния его иммунной системы и общего состояния здоровья.
  • Родители должны удостовериться, что вводимая вакцина сертифицирована, безвредна, высоко иммуногенна, то есть позволит организму выработать высокий защитный уровень антител, а персонал, который проводит вакцинацию, имеет достаточно высокую квалификацию, выполняет работу по совести и не нанесет вреда своей некомпетентностью. Ни в коем случае не вакцинировать своего ребенка живой вакциной против полиомиелита, которая может вызвать у человека так называемый вакциноассоциированный полиомиелит (полиомиелит, вызванный вакциональными микроорганизмами — ред.), а применять только убитую вакцину, имеющую сертификат и достаточный срок годности.
  • Для вакцинации ребенка лучше обращаться в специализированные медицинские учреждения — центры вакцинопрофилактики, в которых имеет место индивидуальный подход к каждому ребенку. В подобном центре до начала вакцинации квалифицированные специалисты собирают подробный анамнез, фиксируют состояние здоровья малыша и его иммунной системы, его окружение, условия быта, которые могут повлиять на исход вакцинального процесса. После этого определяется препарат и индивидуальная схема вакцинации, а если потребуется, то и предвакцинальная подготовка и обязательное последующее врачебное наблюдение в поствак.

ЦЕРКОВЬ И МЕДИЦИНА

Следует помнить, что проблемы, связанные с вакцинопрофилактикой — это не церковные, а медицинские вопросы. Сегодня малоцерковные и невоцерковленные люди, по сути являющиеся церковными неофитами, искусственно втягивают Церковь в решение проблем, не относящихся к области вероучительных истин, то есть несвойственных ей вопросов.

Поскольку многие православные родители, прежде чем делать ребенку прививки, советуются со своими духовниками и получают порой диаметрально противоположные благословения; это вносит раздор в церковную среду.

Однако стоит напомнить, что в решении этой проблемы, прежде всего, необходимо учитывать саму ценность дара жизни, данного человеку Богом и высокую вероятность смерти, связанную с особо опасными инфекциями.

Совет

В связи с тем, что в вопросы вакцинации втягиваются многие священнослужители, данная проблема затрагивает область пастырского богословия.

В таком ракурсе противоречия между различными точками зрения духовников не имеют принципиального характера, так как Промысл Божий в отношении каждого человека особый.

Поэтому если один священник благословил свое духовное чадо на прививку, а другой не благословил, это не противоречит воле Божией в отношении конкретного ребенка. И один и второй могут быть правы, и разногласий на этой почве просто не должно возникать.

Поэтому в заключение хотелось бы сказать: «Родители! В конечном итоге, делать себе или детям прививки — решать только вам. Вы, и только вы, несете персональную ответственность перед Богом как за свою жизнь, так и за жизнь своих детей».

КОГДА НЕ СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ВАКЦИНАЦИЮ

  • в роддоме, в первые 12 часов с момента рождения;
  • в период, когда иммунная система не способна адекватно отреагировать на вводимую вакцину;
  • при наличии в организме в высокой концентрации специфических антител к инфекции, против которой проводится вакцинация;
  • при наличии у ребенка острых вирусных или острых кишечных инфекций (даже на фоне отсутствия температурных реакций);
  • при наличии хронических инфекций, которые могут ухудшить состояние ребенка;
  • против краснухи в раннем возрасте (в 12 месяцев, 6 лет);
  • при тяжелых заболеваниях сердечно-сосудистой, легочной системы, аллергических состояниях;
  • при наличии неадекватных реакций на предыдущее введение вакцины.

Источник: http://www.opvspb.ru/library/articles/124/

Прививки – делать или не делать? что говорит рпц? что говорит личный опыт?

Церковь ведёт своих чад к Богу, к вечной жизни! Вакцинация не может ни помочь в этом деле, ни помешать – это вопрос телесного здравия.

К Богу может привести и отсутствие телесного здоровья, порождающее смирение и искупительные страдания, а так же и отменное здравие может быть средством ко спасению – сильный, здоровый человек может сделать оооочень много добрых дел в служении ближним!<\p>

Потому, если человек с молитвой приступает ко всему, даже и к прививкам, прося у Бога управить всё ко благому, то последствия от прививки будут, по милосердию Божьему, полезны родителям и ребёнку, вне зависимости от того, получит ли ребёнок избавление от страшной болезни, или безвозвратно потеряет здоровье, или если в результате вакцинации не произойдет ни первого, ни второго.

Вот потому мнения РПЦ относительно профилактической вакцинации в настоящее время не существует. Если появятся зловредные прививки, препятствующие нашему спасению, церковь обязательно скажет своё слово.

Я могу высказать своё личное мнение, как православного христианина с медицинским образованием, имеющего веру во благой промысел Божий.

Если верить интернету, то нас может ожидать один из трёх вышеизложенных вариантов с равной степенью вероятности.

Потому, на мой взгляд, в современных условиях, при отсутствии каких-то особых показаний к прививкам, просто следуя указаниям календаря прививок, делать их крайне неразумно! Если потеря здоровья ребёнка может произойти и в результате вакцинации, и в следствие её отсутствия, мне кажется, добровольно подставлять ребёнка под этот, не изученный до конца, домоклов меч плановой вакцинации, может человек только по недомыслию.

Обратите внимание

И ещё один аспект этого вопроса. Мы знаем, что множество православных, получив от медиков удостоверение, что они больны неизлечимой болезнью и жить им осталось весьма ограниченный срок, получают исцеление от Бога через церковные таинства и святыни! Потому, к определённому сектору медицинских знаний у меня нет никакого доверия.

Пошатнулось оно с получением медицинского образования, а исчезло с приобретением жизненного опыта и опыта мистического в лоне церкви.

В связи с этим я не считаю профилактическую вакцинацию необходимым действием для поддержания здоровья детей, а напротив, в связи с участившимися случаями неблагоприятных для здоровья детей последствий прививок, считаю их на данный момент вредоносной процедурой.

Мы все хотим нашим детям здоровья. Мы хотим для них светлого и благополучного будущего. И не только в этой, временной жизни, но и в вечности. Но, что необходимо для нашего вечного благополучия, что принесёт нам временное счастье, достоверно знает один Господь Бог.

Мы можем соглашаться на прививки или нет, но если мы действительно желаем блага нашему ребёнку, Господь пошлёт ему то, что для стяжания благодати Божьей человеку необходимо! Если крепкое телесное здравие, то его, а если тяжкую болезнь, то болезнь, или в результате вакцинации или из за её отсутствия.

Потому позиция православного человека относительно любого аспекта нашего земного бытия должна базироваться на вере в вечное бытие, благость и человеколюбие Божье, на рассудительности и молитвенном уповании на милосердие нашего Небесного Отца.

Тогда, если мы, помолившись и взвесив все объективные данные, касающиеся нашего ребёнка, будем прививать его или не прививать результат будет именно тот, который принесёт нам и нашему чаду ту непреходящую радость, которой желает каждый живущий человек.

Из коментариев я понял, что написал как-то непонятно. Хочу сказать всем сомневающимся я не призываю к отказу от прививок, так же как и не агитирую за плановую профилактическую вакцинацию, так как наша семья и знакомые мне семьи пострадали от недостатков нашей системы вакцинации. Но это личный выбор каждого выбор ответственный, и дай Бог принять правильное решение.

Помощи вам Божьей!

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/pravoslav/1356823

Делать ли прививки детям

Поделиться с друзьями в социальных сетях.

Раздел сайта: Медицина и Православие.

Нужно ли и можно ли делать прививки детям и взрослым против гриппа, кори и других заболеваний, как к этому относится Русская Православная Церковь? Об этом рассказал председатель Синодального отдела по благотворительности, председатель Общества православных врачей России епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

— Владыка, в Церкви одни говорят о пользе прививок, другие — о пагубных последствиях вакцинации. К чьему мнению прислушиваться?

— Нужно сказать, что никаких запретов на прививки Церковь никогда не устанавливала. Напротив, выходили специальные указы, предлагавшие архиереям и священникам разъяснять пользу прививок.

Даже в программу обучения будущих священнослужителей в начале XIX века обязательно входили навыки прививания оспы.

Широко почитаемый сегодня святитель Лука Войно-Ясенецкий, служа земским врачом, лично проводил вакцинации и противостоял действиям противников прививок.

— Время от времени СМИ сообщают об отказе людей от вакцинации или переливания крови. Как правило, речь в таких случаях идет о представителях сект. Не секрет, что даже в православной среде бытует мнение о том, что прививки опасны и вредны. Как к этому относиться?

— Вы правильно сказали, что делать прививки не хотят в основном представители разных сект. Вместе с вакцинацией они обычно отрицают и переливание крови.

Важно

К сожалению, неосведомленность в вопросах медицины и доверчивость к сомнительным публикациям побуждают и некоторых православных отказываться от квалифицированной помощи врачей.

Бывают случаи, когда люди начинают заниматься самолечением или обращаются к так называемым народным целителям. Обычно последствия оказываются плачевными и даже смертельно опасными.

— Владыка, а почему все-таки православным людям рекомендуется делать прививки? Ведь есть же опасности, не всегда прививки приводят к выздоровлению.

— Да, опасности есть. И о них нужно знать. Они подробно изложены в брошюре «Вакцинопрофилактика у детей». Она издана Обществом православных врачей России и рекомендована Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Там честно рассказывается о побочных действиях прививок и противопоказаниях при вакцинации. Но при этом опровергается ложное мнение о том, что православный человек должен вообще отказаться от прививок. Это неправильно и чересчур рискованно.

Об этом говорят православные врачи, доктора и кандидаты медицинских наук, педиатры, аллергологи, иммунологи, эпидемиологи.

Люди, которые призывают совсем отказаться от прививок, мне кажется, поступают неправильно и в чем-то лукавят, может быть, неосознанно. Ведь если представить, что во всем мире не будут делать прививки, возникнет страшная ситуация. Вспыхнут эпидемии смертельных болезней, как это было в древности.

Когда человек живет в изоляции, вдали от больших городов, когда нет угрозы заразиться серьезной инфекционной болезнью, наверное, можно и не делать прививок. Но опять же здесь нужна осторожность и осмотрительность.

Очень важно в каждом конкретном случае учитывать состояние здоровья, совет опытного врача, эпидемиологическую ситуацию. Можно узнать, какая вакцина будет использоваться, кто ее производит, какие есть противопоказания. В каких-то случаях сами врачи говорят о недопустимости прививки для конкретного ребенка.

— А как можно обосновать прививки с богословской точки зрения? Ведь можно сказать, что болезнь — это воля Божия, и нам не стоит с ней бороться…

— Да, есть некоторые родители, которые говорят: «На все воля Божия, мы покропим святой водой, помолимся, и Господь нас убережет от заразы». Но они почему-то забывают о том, что и врачи существуют по Божией воле, и лекарства придуманы не без Божиего Промысла.

Сам метод вакцинации, который помогает организму научиться побеждать болезни путем введения безопасного количества вируса, вполне допустим. Так, например, Господь допускает злу искушать нас в малой степени, чтобы мы научились побеждать его.

Совет

Конечно, лекарства нужно принимать с молитвой. Конечно, нужно окроплять святой водой помещения, если есть опасность инфекции. Конечно, главное упование нужно возлагать не на врачей и лекарства, а на Бога.

Но при этом нужно понимать, что именно через врачей и лекарства Бог может излечить наши болезни.

***

Книга «Вакцинопрофилактика у детей» была издана Синодальным отделом по благотворительности и Обществом православных врачей в 2011 году.

В ней рассказывается о заболеваниях, чьей профилактикой являются прививки, перечисляются вакцины, указываются сроки прививок детей, приводятся противопоказания к вакцинации.

На страницах сборника специалисты развенчивают псевдоцерковные и псевдонаучные суждения о недопустимости прививок.

Ссылаясь на данные ВОЗ, авторы-специалисты подчеркивают, что внедрение вакцинопрофилактики привело к быстрому снижению относительно стабильной̆ в предшествующие годы заболеваемости — в десятки, а иногда и сотни раз.

Читайте также:  Признает ли православие реинкарнацию?

Они обращают внимание на то, что вопреки расхожему представлению, вакцинация не расшатывает иммунную систему. Проведенные многочисленные исследования показали, что основным действием вакцин является формирование специфического иммунитета против конкретной инфекции.

В клинических исследованиях установлено, что некоторые вакцины активируют неспецифические механизмы иммунитета, что приводит к снижению у привитых частоты инфекционных заболеваний в целом.

Так же, как после инфекционных заболеваний, после вакцинации может наблюдаться некоторое ослабление иммунологической защиты организма, которое носит кратковременный и обратимый характер.

Обратите внимание

Вакцинные препараты могут содержать дополнительные вещества, которые используют в качестве консервантов, стабилизаторов, усилителей̆ иммунного ответа. Однако проведенные исследования и многолетняя практика свидетельствуют о том, что мизерные концентрации этих веществ, содержащиеся в вакцинах, быстро выводятся из организма человека и не оказывают какого-либо неблагоприятного воздействия.

Хотя в научной литературе имеется ряд публикаций о возможной взаимосвязи некоторых заболеваний (аутизм, диабет, бронхиальная астма, ревматоидный артрит, лейкемия и другие) с прививками, научные исследования последних лет опровергают или ставят под сомнение причинную связь указанных заболеваний с вакцинацией.

В частности, в нескольких десятках исследований было установлено, что частота аутизма не зависит от охвата вакцинацией. Наблюдение и анализ клинической ситуации показывает, что действительно у отдельных детей прослеживается временная связь развития или обострения хронического заболевания с прививкой.

Однако, как правило, в этих примерах не учитывалось состояние ребенка перед вакцинацией и/или прививка делалась на фоне инфекционного заболевания. Например, бронхиальная астма в настоящее время не является противопоказанием к вакцинации, но прививки должны проводиться в состоянии ремиссии и на фоне адекватной̆ базисной̆ терапии заболевания.

В противном случае может развиться обострение основного заболевания.

Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви в 2008 году провел круглый стол на тему «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения».

В Итоговом документе круглого стола по вакцинопрофилактике у детей, проведенном Синодальным отделом по благотворительности в 2008 году отмечается: «Вакцинация является мощным средством профилактики инфекционных заболеваний, включая и чрезвычайно опасные для человека.

В ряде случаев прививки действительно вызывают осложнения, что чаще всего связано с нарушением правил вакцинации, использованием ее у ослабленных детей. Предупреждение этих осложнений является сугубо медицинской проблемой.

Участники круглого стола призывают обратить самое пристальное внимание на недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви “антипрививочной” литературы, аудио- и видеопродукции».

Важно

Для профилактики гриппа рекомендуется ежегодно проводить прививку от сезонного гриппа вакциной, которая содержит антигены трех наиболее актуальных штаммов в данном году. Эффективность вакцинации составляет от 60 до 90% при условии массовой иммунизации. Установлено, что при массовой вакцинации снижается заболеваемость и среди непривитых.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе – Добринский храм

ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

Источник: http://pravera.ru/index/delat_li_privivki_detjam_pravoslavnaja_cerkov_otvechaet/0-2739

Русская православная церковь никогда не благословляла отказ от вакцинации

В последнее время православные верующие задают много вопросов, касающихся позиции церкви по отношению к прививкам. Многие родители склонны не прививать своих грудничков, ссылаясь якобы на запрет религиозного характера.

Откуда возникли такие толкования – неизвестно, ведь на самом деле Русская Православная Церковь никогда не благословляла отказ от медицинской помощи или вакцинации. Районный педиатр Измалковской ЦРБ Николай СОЛОВЬЕВ убеждён, что люди, утверждающие обратное, вводят в заблуждение общество.

Наша беседа, будем надеяться, прольёт свет на эту ситуацию, и многие родители пересмотрят своё отношение к прививкам…

— Николай Васильевич, что же по поводу вакцинации говорит церковь на самом деле?

— Начну с того, что 8 июля этого года в Марфо-Мариинской обители милосердия состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Соглашение подписали Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна  Голикова. Задача нового документа – способствовать более широкому взаимодействию Церкви и государства в вопросах здравоохранения и социальной помощи.

Обращаясь к общественности, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я не буду перечислять все социальные сферы, в которых сегодня работает Церковь. Назову лишь больницы, реабилитационные центры с особым акцентом на реабилитацию наркоманов и алкоголиков. Важное направление – забота о материнстве и детстве.

Наша работа невозможна без взаимодействия с государственными лечебными и профилактическими учреждениями…»

Родители должны понимать, что отказ от обязательных прививок – преступление против своего же малыша! Каждая мать, которая отказывается от защиты жизни и здоровья ребёнка, совершает тяжкий грех. Такова позиция православной церкви. Именно так рассуждают священнослужители.

Необходимо также руководствоваться собственной совестью, которая, конечно же, должна опираться на вероучение и святые Писания: «Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими».

— Наверное, я не ошибусь, если скажу, что проблема прививок – бич современности. Многие родители не видят в них необходимости, немало и тех, кто просто не доверяют и даже опасаются…

— Вакцинопрофилактика, как способ борьбы с инфекционными заболеваниями, существует и активно доказывает своё позитивное воздействие на здоровье, продолжительность жизни людей уже третье столетие. Столько же времени существуют и мифы о вакцинации, порождающие у некоторых людей страхи и опасения перед осложнениями от прививок.

Прививки против натуральной оспы действительно вызывали много нежелательных событий, но опасность перед самой натуральной оспой оправдывала мировую массовость вакцинации, что обеспечило ликвидацию этой инфекции на всём земном шаре и прекращение этого вида вакцинации.

Стоит ли напоминать о том, что только благодаря прививкам остались в прошлом многие опасные заболевания, грозившие человечеству поголовным вымиранием: чума, корь, эпидемический паротит, менингококковая инфекция и многие другие? Наверное, стоит, потому как отслеживается всё возрастающая тенденция недоверия и пренебрежения медицинскими показаниями, в частности, относительно обязательной вакцинации населения. Мнение о том, что болезни исчезли в связи с развитием гигиены и улучшением показателей жизни в общем – глубоко ошибочное и не должно приниматься всерьёз. Например, недостаточное проведение вакцинации от полиомиелита в развивающихся странах и проблемных регионах не так давно привело к вспышке этого страшного заболевания. Поэтому есть необходимость задуматься и по-взрослому посмотреть на сложившуюся ситуацию.

Совет

Инфекционные заболевания составляют значительную часть всех болезней детского возраста. Они чреваты осложнениями, подчас очень тяжёлыми. Самым эффективным методом профилактики инфекционных заболеваний является вакцинация.

Поэтому вакцинопрофилактика даже относится к государственной политике. В настоящее время создано около 100 вакцин для борьбы с более чем 40 заболеваниями. Ежегодно в мире от инфекций погибает 12 млн. детей. Из этого числа почти 4 млн.

малышей умирает от болезней, которые полностью можно предотвратить вакцинопрофилактикой. Неужели нужны другие доводы?

— Нарушают ли родители права ребёнка, отказываясь от прививок, и каково положение с вакцинацией в нашем районе?

— Законы определяют права и обязанности медицинского работника и родителя, отвечающего за своего ребёнка. Кроме того, законы учитывают морально-этические нормы, провозглашённые Хельсинской Декларацией, касающейся прав человека. Правом ребёнка как любого гражданина является право быть вакцинированным, то есть защищённым от инфекции.

Именно на родителей в полной мере ложится ответственность за принятое решение: быть малышу здоровым или же болеть с угрозой тяжёлых последствий заболевания и даже смерти. К слову, инициативу Европейских недель иммунизации, которые призваны привлечь внимание общественности к проблеме вакцинации, поддержал и владыка Липецко-Елецкой епархии Никон.

Это лишний раз наглядно показывает, что церковь только «за» сознательность и профилактику болезней. Что же касается нашего района, то 93% детей в возрасте до 1 года – привиты. Показатель неплохой, но ведь он может быть и выше.

Некоторые родители и у нас отказываются от прививок абсолютно необоснованно, ссылаясь либо на миф о том, что в процессе вакцинации якобы происходит заражение организма, либо на религиозные соображения.

В заключение стоит отметить, что благодаря прививкам в нашем регионе давно не регистрируются случаи дифтерии, полиомиелита, понижена заболеваемость до единичных случаев краснухой и столбняком.

Тем не менее, ряд факторов, такие как миграция и рост численности населения, низкий уровень жизни, изменение экологии, изменчивость микроорганизмов, развитие туризма, а также в связи с тем, что в последнее время появляются научно необоснованные заявления в отношении безопасности вакцин, — сохраняется риск развития многих инфекционных болезней. Поэтому вопросы иммунопрофилактики и вакцинопрофилактики остаются открытыми. Более того, это единственный способ предотвратить массовые заболевания.

Интервью вела Ю. МИРОШНИЧЕНКО.

Источник: http://gazeta-izmalkovo.ru/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-nikogda-ne-blagoslovlyala-otkaz-ot-vakcinacii/

Православный врач — о гриппе, прививках и молитве

Дорогие посетители нашего сайта! Сегодня 11 марта, но это по новому стилю, а по старому (по более правильному для России) сейчас на дворе еще 27 февраля. Холод и сырость будут ходить вокруг наших домов еще целый месяц, а значит, простуда и все вытекающие от нее последтсвия будут грозить нашему организму! Да и вирус ГРИППа еще не ушел в свою страшную берлогу.

Как бороться с ними? Можно ли победить ангину и ГРИПП молитвой? Нужно ли делать прививки? Об этом спросил Алексей Бакулин в своем небольшом и интересном интервью сотрудника Санкт-Петербургского епархиального Отдела по противодействию алкоголизму и наркомании Владимира Николаевича Вишнёва.

— Владимир Николаевич, сейчас в нашем православном народе популярны молитвословы «на всякую потребу». В них подробно расписывается, какому святому нужно молиться в какой болезни: когда болит голова — молись Иоанну Предтече, при грудных заболеваниях — святителю Димитрию Ростовскому и т.д. Может быть, и на грипп есть свой особый святой целитель?..

— Не знаю, правильно ли распределять святых по типу заболеваний… Наверное, так делать не нужно, — но я не богослов, и судить об этом не мне. А как врач я скажу: молитва — великое дело при лечении всякого недуга! Это я говорю по собственному врачебному опыту.

Кому мы молимся при онкологических заболеваниях? Божией Матери перед иконой Её «Всецарица» — это все знают. А мне известен человек, который восемь лет живёт с раком печени! Понимаете: восемь лет! С таким заболеванием столько не живут, это совершенно исключено. А он жив, он ходит к нам в отдел, пьёт наши травы.

Но главное в том, что он глубоко верующий человек, живёт церковной жизнью, молится — в том числе и пред иконой «Всецарица», — и Господь даёт ему сил противостоять страшному недугу. Вот что может молитва. А что касается гриппа, конечно, и при гриппе молиться необходимо. Просите у Господа здоровья, и дастся вам.

Обратите внимание

У Божией Матери просите, у святого целителя Пантелеимона… Да к какому святому ни обратитесь с любовью, он поможет обязательно.

Но я вот что замечу. Можно сказать, что Господь заранее, ещё прежде наших просьб, помогает нам: Он даёт нам такие чудесные средства от самых различных болезней, что я не устаю удивляться Его милости. Сколько лекарств от гриппа существует в природе!.. Элеутерококк, лимонник, заманиха, аралия, женьшень, череда, бузина… И это ещё не полный список.

Какие вещества помогают нам при гриппе? В первую очередь — витамин С и витамин Р. Витамин С — это шиповник, это клюква, чёрная смородина, калина, рябина, красная или черноплодная; витамин Р — это грецкий орех и т.д.

Зачем нам нужны витамины С и Р? Они укрепляют стенки сосудов. Вирусу гриппа, чтобы размножаться и вызвать болезнь, нужно через кровь пробиться внутрь наших клеток.

Но если мы принимаем витамины С и Р, то стенки сосуда укрепляются и вирус погибает в межклеточном пространстве.

Моему отцу сейчас за восемьдесят, а деду уже за сто, но в нашей семье грипповать не принято — это считается дурным тоном. Почему? Да потому, что Господь дал столько разных средств для профилактики, что не пользоваться этим даром грешно. Когда наступают холода, мы завариваем шиповник — 2—3 столовые ложки сухих плодов на литровый термос кипятка.

Вечером залили, утром готово: пейте по 2 стакана — вот и будет отличная профилактика простудных заболеваний. Из рябины, калины, брусники мы делаем биологически активную смесь с грецким орехом. Бруснику в воде настаиваем, а клюкву просто замораживаем в холодильнике. Зимой это всё в ход идёт: и кисель, и компот, и варенье, и травяной чай! Ничто не пропало.

Ещё раз скажу: простудные заболевания — это дурной тон.

Теперь скажу о прививках. Я категорически против них, особенно прививок от гриппа. Ведь мы не можем предугадать, какой штамм гриппа придёт в этом году! Нас будут прививать, к примеру, от гриппа А, а пришёл грипп С — и прививка оказалась безполезной. И хуже того: чужеродный белок, поступив в организм, снижает защитные силы и может вызвать патологию, особенно у детей.

Важно

К чему мне это? Я лучше выпью настой шиповника, капли элеутерококка или лимонника… Цетрарию буду пить. Её Господь нам даёт в изобилии: весь Карельский перешеек зарос цетрарией.

Чудный Божий дар! Она повышает защитные силы организма, она великолепный антисептик, противовирусное и антибактериальное средство… У неё мощное оздоровляющее действие! Она и отхаркивающее снадобье, и разжижающее мокроту, и общеукрепляющее… Поезжайте в выходные на Карельский перешеек, заплатите рублей двести за дорогу, наберите мешок цетрарии, насушите — она сохнет быстро… Затем у нас в семье делают так: берём шиповник — 2—3 столовые ложки — и горсть цетрарии на литр кипятка. Заливаем кипятком в термосе и пьём по два стакана в день. Сделайте так — и даже если захотите заболеть, то не заболеете! Впрочем, не поздно начать пить цетрарию и после того, как болезнь наступила: это растение может быть и профилактическим, и лечебным средством. Что ещё? Какие ещё есть лекарства? Цветы липы? Великолепно! Но ещё лучше — бузина. Собирайте её, лечитесь, не болейте!.. Когда человек пьёт липу, он болеет пять дней, а когда пьёт бузину — три дня. Малина в любом виде хороша: хочешь варенья — ешь варенье, хочешь лист заварить — заваривай и пей!

Читайте также:  Православная церковь и здоровый образ жизни: отношение православных христиан к спорту

Напоследок скажу вот что… Есть такая грубоватая поговорка у врачей: или ты отоспишься при гриппе, или грипп отоспится на тебе. Что это значит? Это значит, что при гриппе необходим постельный режим. Минимум два дня.

Я понимаю, что в современных условиях, когда на предприятиях не заботятся о здоровье своих работников, сидеть дома с болезнью — это почти нереально… И всё-таки если есть такая возможность — отлежитесь обязательно! Но лёжа в постели, не теряйте времени даром: молитесь по мере сил, читайте православную литературу, газету «Православный Санкт-Петербург» очень советую читать в таких случаях. Подобное чтение успокоит вашу душу, настроит её на возвышенный лад, поможет молитве, а молитва поможет выздороветь. Грешно болеть, когда Господь даёт лекарства!»

Будем надеяться, дорогие читатели, что эти здравые ответы православного врача раскрыли для Вас потаенную и нужную дверь в тот мир, в котором Вы с Вашими родными и близкими будете как можно меньше болеть и недомогать!

Не болейте!

Источник: http://semyaivera.ru/2012/03/11/pravoslavnyiy-vrach-o-grippe-privivkah-i-molitve/

Прививки: портреты противников

История вакцинации началась 14 мая 1796 года, когда английский врач Эдвард Дженнер привил коровью оспу восьмилетнему Джеймсу Фипсу, взяв для этого жидкость из пустулы на руке болевшей доярки.

Иван Дронов, кандидат мед. наук, педиатр, клинический фармаколог, Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова;

Сергей Фёдоров, кандидат мед. наук, эпидемиолог, противотуберкулезный диспансер № 12  Санкт-Петербурга.

Оспопрививание: первые шаги

История вакцинации началась 14 мая 1796 года, когда английский врач Эдвард Дженнер привил коровью оспу восьмилетнему Джеймсу Фипсу, взяв для этого жидкость из пустулы на руке болевшей доярки (гравюра 1).

Спустя некоторое время ребенок был привит натуральной оспой, но заболевание не развилось.

На идею Дженнера натолкнуло распространенное мнение: переболевшие коровьей оспой — не опасной для человека — потом уже не заражаются оспой натуральной.

Гравюра 1.

Через 2 года Дженнер опубликовал результаты работы, и его способ оспопрививания стал быстро распространяться. В 1802 году в Лондоне основали Институт по прививке оспы, в 1808-м — Дженнеровское общество. Метод, предложенный английским доктором, получил название «вакцинация» (от лат. vacca — корова), а состав, используемый для прививки, — «вакцина».

С натуральной оспой боролись еще лекари Древнего Китая. Они вводили человеку небольшое количество жидкости, взятой из пузырьков на коже больных. Подобная практика существовала и в Турции.

В 1717 году по инициативе жены английского посла в этой стране Мэри Монтегю процедуру начали проводить в Англии.

Совет

Но метод не получил широкого распространения: случалось, после прививки неизмененным возбудителем тяжело болели и умирали.

Появились и противники вакцинопрофилактики, взгляды которых отражены в карикатуре того времени: после введения вакцины у людей из разных частей тела начинают вырастать… коровы (гравюра 2).

Гравюра 2.

С момента вакцинации, благодаря которой на Земле ликвидировали натуральную оспу, прошло более 200 лет. Появилась эффективная защита от десятков заболеваний; каждое государство составляет календарь прививок.

Современный взгляд на значение иммунизации отражен в докладе, подготовленном под руководством Генерального директора ВОЗ: «Вообразите мир без вакцин, где угрожающие жизни болезни представляют повседневный риск.

Мы бы жили в страхе перед смертельными угрозами дифтерии, столбняка и кори; полиомиелит представлял бы постоянную опасность паралича для ребенка, а оспа уродовала лица и убивала. Эти болезни уносили бы жизни наших детей в огромных количествах на глазах беспомощных членов семей.

Жизнь была бы недолгой, а передвижение людей серьезно ограничено. Города стали бы местами, из которых следует бежать при малейшем слухе об инфекции, а не центрами культуры, торговли и просвещения. Трудно даже вообразить утраты с точки зрения жизни, творчества, производительности, потенциала и благосостояния».

Защитники инфекции. Кому это нужно?

Антипрививочную активность в СССР, а затем в России можно условно разделить на 3 этапа. Отправная точка этого движения — 15 сентября 1988 года, когда в газете «Комсомольская правда» появилась статья вирусолога Галины Червонской «Ну, подумаешь, укол».

Для многих в те годы отказ от вакцинации являлся своеобразной формой протеста против коммунистического режима: бытовало мнение, что прививки «навязывались» советской властью.

Обратите внимание

Но нарастание числа бойкотов спровоцировало эпидемию дифтерии, унесшую более 4 тысяч жизней.

Активность антипрививочного движения пошла на убыль, и эпидемия дифтерии прекратилась (второй, промежуточный этап).
Третий антипрививочный период продолжается до сих пор. Г.

Червонская не сдается; появляются ее статьи, книги, выходят фильмы и телепередачи с ее участием. Есть и новые «герои», прежде всего врач-гомеопат Александр Коток. В движение включились специалисты, использующие гомеопатию и др.

Важная особенность — активная пропаганда в Интернете.

Лидер российского антипрививочного движения Галина Червонская — биолог по образованию, кандидат биологических наук. Работала в Институте полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М. П. Чумакова, НИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л. А. Тарасевича.

Нередко ее называют врачом, иммунологом, кандидатом медицинских наук, доктором медицинских или биологических наук, профессором. Но это не соответствует действительности. Последние 17 лет Г. Червонская занимается «преподавательско-просветительской деятельностью».

Она — автор многочисленных публикаций в прессе, а также ряда книг с громкими названиями, призванных воздействовать на людей, у которых нет знаний о вакцинопрофилактике: «Прививки: мифы и реальность», «Календарь прививок — ошибка медицины XX века», «Обилие поствакцинальных осложнений как причина детской инвалидности».

Галина Червонская участвовала в православных форумах, в частности, с докладом «Прививки и здоровье детей» выступала на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях (Москва, февраль 2006 г.), проводила семинар «Прививки: мифы и реальность» в Марфо-Мариинской обители (июнь 2007 г.).

Еще один представитель современного антипрививочного движения — врач-гомеопат А. Коток, выпускник лечебного факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, доктор философии.

Важно

Диссертация, которую писал на кафедре истории медицины Еврейского университета в Иерусалиме, была посвящена истории гомеопатии в Российской империи.

Опубликовал книгу «Беспощадная иммунизация», создал популярный русскоязычный антипрививочный интернет-ресурс «1796 — гомеопатия и прививки».

Существуют медицинские проблемы, стимулирующие активность антипрививочного движения. Это:

  1. использование вакцинных препаратов, после которых развиваются поствакцинальные реакции и осложнения, приводящие к болезни или даже смерти здорового ребенка;
  2. формальный подход к иммунопрофилактике, без учета индивидуальных особенностей малыша;
  3. отсутствие полноценного информирования о прививке до ее проведения; родители не получают объективных данных о необходимости вакцинации, возможных реакциях и осложнениях, последствиях отказа от нее;
  4. административные методы (регламентирование уровня охвата прививками).

Противники вакцинации выдвигают следующие доводы:

  1. эффективность вакцинопрофилактики не имеет доказательной базы, а сами прививки неблагоприятно влияют на иммунную систему, ослабляя ее, к тому же содержат токсичные компоненты;
  2. развитие многих заболеваний связано с вакцинацией;
  3. массовые прививки очень выгодны производителям препаратов;
  4. органы здравоохранения скрывают правду о поствакцинальных осложнениях;
  5. медики стараются не прививать собственных детей.

Факты опровергают эти утверждения. Например, в СССР плановая массовая вакцинация (с 1967 года) привела к стремительному снижению заболеваемости корью более чем в 4 раза, а в 2008 году в России было зафиксировано всего 27 ее эпизодов. На протяжении уже почти 50 лет подтверждается высокий профиль безопасности вакцин.

Тем не менее необоснованные антипрививочные взгляды живучи. Давайте внимательно рассмотрим методы, которые используют противники вакцинации:

1) фальсификация. Пример — недоказана обусловленность ряда заболеваний вакцинацией. А насыщенность календаря прививок в первые 1,5 года жизни ребенка дает повод родителям связать любую болезнь в этот период с прививкой;

2) подтасовка фактов — описание только неудач вакцинопрофилактики за всю ее многолетнюю историю;

3) вымысел. Его несведущие легко принимают за правду. Утверждения, будто в некоторых странах детей прививают только после иммунологического обследования;

4) муссирование отдельных случаев, «раздувание» реальных проблем, существующих в практике вакцинопрофилактики;

5) сенсационное «разоблачение», «правда», которую якобы скрывают от общественности. Рассказы, будто большинство врачей на деле против вакцинации: мол, они не делают прививок членам своих семей, но за материальное вознаграждение рекомендуют другим.

Ненаучные плацдармы «зла»

В этом плане показательно размещение на нескольких сайтах опубликованной в газете «Московский комсомолец» статьи. Диалог о вакцинопрофилактике ведут А. Б. Малахов, православный врач, доктор мед. наук, профессор кафедры детских болезней ММА им. И. М. Сеченова, и А. Коток. В версии для Сети нет высказываний Малахова, говорит только Коток.

Взгляды противников вакцинации позволяют условно разделить последних на 2 группы:

  1. сомневающиеся — выступают против прививок, но допускают их как спасение от наиболее опасных инфекций. И только препаратами высокого качества, по строгим показаниям, после тщательного обследования;
  2. настроенные категорически против всех прививок при любых обстоятельствах; активно «продвигают» и другие антимедицинские идеи.

Психолог М. А. Полищук выделил 5 групп негативного отношения к вакцинации среди антипрививочников:

  • реактивная — реальные и мнимые жертвы поствакцинальных осложнений или заболевшие инфекцией, от которой привились;
  • тревожно-фобическая — испытывающие боязнь за  здоровье свое и близких, требующие гарантий абсолютной безопасности;
  • идеологическая — не принимающие вакцинацию по религиозным, экзотическим и конспирологическим мотивам;
  • организационная — ориентированы на участие в общественном движении, создание харизматичных лидеров;
  • предпринимательская — альтернативная медицина, юридический бизнес.

Российское антипрививочное движение можно охарактеризовать так:

  • это часть международного процесса, что подтверждается множеством переведенных зарубежных ресурсов на российских сайтах;
    имеет высокую активность в Интернете (десятки русскоязычных сайтов и групп в социальных сетях);
  • противники умело используют российскую ментальность, свойственное славянам противостояние властям, которые якобы проводят и навязывают массовую вакцинацию;
  • стараются привлечь на свою сторону духовенство, прежде всего священников Русской православной церкви, подводя под отказ от прививок биоэтическую основу;
  • практически не встречают противодействия, т. к. выдвигаемые ими положения не подвергаются анализу и критике оппонентов.

Вакцинопрофилактика становится плацдармом для иных антимедицинских идей. Сначала говорят, что прививки — «зло», подрывающее здоровье с малых лет; затем утверждают: все остальное, предлагаемое врачами, — тоже «зло».

В Сети полно ненаучных теорий: о вреде туберкулинодиагностики; о том, будто во «втором пришествии» туберкулеза виновны БЦЖ и Манту; что «домашние» роды — не так уж плохо, а наблюдение врача за ребенком ничего не дает; общепринятые методы лечения надо менять на альтернативные (гомеопатия и т. д.), от них вреда меньше…

На чьей стороне церковь

Антипрививочная пропаганда активно ведется и на различных православных сайтах.

Так, в группе «Православная мама» социальной сети «ВКонтакте» в ответ на историю о местной реакции на вакцину АКДС появилось следующее сообщение: «Осложнений очень много, но все они замалчиваются врачами.

Совет

Развились новые заболевания, связанные исключительно с прививками (аутизм и т. д.). Думаю, прививками обусловлены и многие логопедические проблемы. Тема эта обширная. Советую посмотреть группу «Анкета моего непривитого ребенка», ее ведет священник».

На сайте газеты «Русь Православная» (www.rusprav.org) размещен фильм «Правда о прививках» с участием пресловутой Галины Червонской. К нему дана аннотация, которая подводит богословскую основу под отказ от вакцинопрофилактики. Ленту благословил епископ Ипполит (Хилько). Но деятельность данного издания была осуждена Патриархом Алексием на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года.

Описанные проблемы медицинские, а не биоэтические, соответственно, не относятся к сфере компетенции церкви. Единственный момент, имеющий серьезное значение для биоэтики в православной среде, — это применение вакцин, для изготовления которых используют клетки эмбриональной ткани (против краснухи, гепатита А и некоторых других).

Но в данном случае разговоры о греховности вакцинации беспочвенны.

Более века назад магистр Московской духовной академии протоиерей Иоанн Поспелов писал: «На первом году, на второй половине, непременно нужно привить дитяти оспу, чтобы сохранить его от такой оспы, которая приходит сама собой, часто уродует людей, а что всего хуже, сводит их в могилу. Иные неразумные люди думают, что грех прививать оспу детям.

Неправда это, православный; какой грех беречь дитя от уродливости и даже от смерти? Напротив, грех — не беречь дитя от этого». А Валентин Войно-Ясенецкий, известный православным как Святитель Лука, архиепископ Симферопольский, лично проводил кампанию по оспопрививанию, работая врачом в земских больницах.

В 2004 году вышла книга (переиздана в 2007-м) председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга, доктора мед. наук, профессора, протоиерея Сергия Филимонова и врача-вирусолога, кандидата мед.

наук А. В. Закревской «Православный взгляд на вакцинопрофилактику».

В ней указывается: «…проблема и вопросы иммуно- и вакцинопрофилактики — это не церковные, а медицинские вопросы»; и напоминается:

«…учитывая ценность дара жизни, данного человеку Богом, и высокую вероятность смерти при особо опасных инфекциях, Священный Синод Русской православной церкви уже реагировал на эту проблему… Указ Священного Синода 1804 года, предлагающий всем священникам распространять в народе правильный взгляд на прививание, никто до настоящего времени не отменял…».

23 сентября 2008 года в Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви состоялся круглый стол «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения».

Обратите внимание

В дискуссии приняли участие видные деятели медицинской науки, представители Общества православных врачей России, сотрудники Роспотребнадзора и Росздравнадзора.

Они призвали обратить пристальное внимание на недопустимость распространения антипрививочной литературы и мультимедийной продукции в обителях и храмах.

А что касается вакцин, для которых берутся клеточные линии из эмбриональной ткани, то в мае 2009 года принято совместное заявление Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и Общества православных врачей России:

«…при отсутствии альтернативы применение вакцин, изготовленных с использованием диплоидных клеток человека, полученных из абортированных плодов, следует рассматривать как меньшее зло, чем инфекции, от которых эти вакцины защищают».

Сегодня, когда к священнослужителю с медицинскими вопросами обращается паства, ее надо направлять к хорошему (желательно православному) врачу.

Ведь в определении Священного Синода от 28–29 декабря 1998 года отцам указано на «недопустимость принуждения или склонения пасомых… к отказу от получения медицинской помощи». Православный доктор должен объективно и всесторонне оценивать информацию о вакцинопрофилактике.

А региональные общества православных врачей — активно взаимодействовать со священнослужителями по вопросам медицинской помощи прихожанам.

Кстати, председатель Общества православных врачей России митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий сказал: «…проблему вакцинопрофилактики следует оценить как общегосударственную и общенациональную, необходимо выработать общую позицию между церковью и государственными структурами и общую стратегию влияния на население».

Иван Дронов, Сергей Фёдоров 

Источник: http://www.medvestnik.by/ru/sovremennii_podxod/view/privivki-portrety-protivnikov-12827-2015/

Ссылка на основную публикацию