Православная церковь о политике: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Церковь и политика

Тема роли Церкви в жизни государства всегда вызывала жаркие споры.

Нужно ли Церкви принимать активное участие в политике или оставаться в стороне? Вследствие актуальности этой темы и необходимости продолжения дискуссии по ней, я выскажу свою точку зрения, основываясь, прежде всего на Евангелии, описывающем земное служение Христа и Деяниях Апостолов, повествующих о жизни первой Церкви. Эти источники являются наиболее авторитетными для всех христиан.

Две тысячи лет назад политика занимала умы многих людей Древнего Востока. Израиль находился под римской оккупацией, приносящей много горя и страдания. Все ждали избавления, которое во многом связывалось с приходом Мессии.

Но Иисус Христос разочаровал мессианские ожидания многих израильтян. Он вообще не занимался политикой, хотя этого очень ждали от Него. Тогда было много зла и несправедливости по отношению к оккупированным народам.

Но Христос никогда не сопротивлялся римской власти.

Мы видим, что Его оппоненты желали вовлечь Его в политику. Они просто искали всевозможные уловки, чтобы побудить Его сделать политическое высказывание и тем самым настроить против себя определенную группу людей.

Обратите внимание

Тогда фарисеи пошли и приняли решение уловить Его в слове. И посылают учеников своих с иродианами спросить Его: Учитель, мы знаем, что Ты истинен и пути Божию истинно учишь, и не считаешься ни с кем; ибо не смотришь на лицо людей.

Итак, скажи нам: как Тебе кажется? Можно платить подать кесарю, или нет? Но Иисус, поняв их лукавство, сказал: что Меня искушаете, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они же принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят: кесаря.

Тогда говорит им: отдавайте же кесарево кесарю, а Божие – Богу. И услышав, они удивились и, оставив Его, ушли. (Матф.22:15-22)

Если бы Христос занял позицию израильтян, страдавших от римской оккупации, то противопоставил бы Себя римской власти и тех, кто был к ней лоялен. Это неминуемо привело бы к обострению отношений и обвинению в мятеже. Едва ли тогда мытари, собиравшие подать для Рима стали слушать Его проповеди. А ведь многие из них становились Его последователями.

Если бы Господь сказал, что платить нужно – это вызвало бы недовольство народа, страдавшего от римской оккупации, который вероятней всего отверг бы Его, как Учителя. Но Христос Своим мудрым ответом отстранил Себя от политики.

Неужели Христу было безразлично страдание Израильтян? Господь никогда не был равнодушен к человеческой боли и страданию. Но Он пришел не для того, чтобы менять политический строй или поддержать какое-то политическое движение.

Он пришел, чтобы спасать человеческие души от греха и вечного разделения с Богом, чтобы Своей смертью на Кресте даровать спасение.

Он пришел для того, чтобы принести Царство Божье в людские сердца, тем самым изменить их внутренний мир, чтобы научить людей настоящим духовным ценностям: вере в Бога, любви, доброте, праведности, радости, прощению, состраданию. Цель Его прихода была не иная, как служение людям.

«Так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Матф.20:28). Мотивом всех его действий и поступков было желание блага погибающим людям независимо от их политических или каких-то иных взглядов.

Важно

Есть очень яркий эпизод в Евангелии, описывающий разговор между Христом и Пилатом, в котором Иисус выразил Свое отношение к политике, тем самым отвергнув обвинение религиозных вождей в мятеже против римской власти.

Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Иоан.18:33-37).

И так, Господь прямо говорит, что Его Царство не есть политическое, оно вообще не от мира сего, по этому не имеет географических границ.

Такая позиция позволяла Ему служить людям разных политических взглядов. И Его проповеди слушали разные люди.

Очень важен и тот факт, что Христос провозгласил Своих последователей как людей «не от мира сего». Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Иоан.17:11).

Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Иоан.17:14-17).

Оставаясь жить в этом мире, в том или ином государстве или политическом строе мы, как Церковь являемся представителями Царства Божьего, которое не от мира сего. Быть вне политики – это не значит отделять себя от окружающих нас людей и их нужд и проблем, напротив, это значит служить людям независимо от их взглядов и мировоззрений.

Приверженность Церкви к тем или иным политических взглядам не минуемо будет вести к противостоянию с людьми других взглядов.

Сможет ли эта Церковь нести Евангелие и любовь Божию таким людям? И напротив, если Церковь будет вне политики, и ее пасторы не будут навязывать свои политические взгляды прихожанам, то это Церковь может стать местом спасения многих абсолютно разных людей, местом добра и милосердия, местом примирения враждующих сторон.

Верующие, как граждане государства в праве иметь свою точку зрения на те или иные политические события.

Совет

И в одной христианской общине могут быть люди разных национальностей и политических взглядов, не вступающих в противоречие с библейскими принципами (напр.

диктатура, национализм, терроризм…), разного материального достатка и социального положения. И это не должно мешать верующим называть друг друга братьями и сестрами и вместе служить Господу.

Но очень важно отличать частную точку зрения того или иного христианина на политические события от позиции Церкви, которая должна оставаться вне политики. Вот почему христианским служителям и проповедникам следует остерегаться того, чтобы быть вовлеченным в политические интриги и делать какие-то неосторожные публичные заявления в Церкви и за ее пределами, т.к.

их частная точка зрения будет выглядеть как точка зрения Церкви. Более того, мы знаем, что точка зрения пастыря всегда имеет большое значение для прихожан. По этому политики и власть имущие всегда жаждут поддержки служителей Церкви и делают все, чтобы ее заполучить.

Ибо, получив их поддержку, политики обретают поддержку прихожан и даже тех, кто редко посещает Церковь.

Служитель Церкви неминуемо рискует оказаться несправедливым, когда публично высказывается по поводу тех или иных политических событий. Чтобы быть более или менее справедливым нужно получить полноценную и объективную информацию об этих событиях.

А это часто оказывается просто невозможно даже в наше время информационных технологий вследствие однобокости и односторонности освящения этих событий. Но, к сожалению, многие современные служители очень поспешны и неосторожны в своих высказываниях.

Что приводит к негативному отношению людей этого мира к верующим, конфликтам и непониманиям между самими христианами. А это создает большие трудности в служении Церкви людям.

Обратите внимание

В первой Церкви Апостолы и все служители были далеки от политики. Они ходили из города в город, из селения в селение и проповедовали Евангелие, обращая людей в христианство.

Церковь не делала никаких политических высказываний, не поддерживала никаких политических сил, не участвовала ни в мятежах, ни в протестах. Это было место, в котором люди находили Иисуса Христа и имели общение с Богом.

Это были верующие, которые проповедовали Евангелие, искали святости и служили людям.

Безусловно, Церковь, движимая желанием добра людям не занимает равнодушную и безразличную позицию по отношению к государству, на территории которого находится. Ее члены или прихожане чаще всего являются гражданами данного государства, и их благосостояние и свобода вероисповедание во многом зависит от этого государства.

Они живут в обществе окружающих их людей, работают, платят налоги. И Церковь должна учить их соблюдению законов, добросовестному отношению к работе, честности, справедливости, милосердию, прощению, любви. Она должна учить их молиться за всех людей.

А все это и служит благу того государства, на территории которого она находится.

В чем же разница между политикой и служением Церкви на основании Евангелия? По моему мнению, политика отстаивает интересы государства и общества, живущего в нем.

А Евангелие призывает служить каждому человеку вне зависимости от его гражданства и политических убеждений. Оно побуждает вести его от греха к Богу, праведной жизни, учит Церковь быть внимательным к его нуждам, проблемам и переживаниям.

Евангелие учит распространять нравственные ценности не политическими методами, а проповедью и добрыми делами.

Важно

И так, Бог призвал Церковь активно участвовать в жизни людей. Но у нее другие цели и методы влияния на общество.

Церковь названа «Столпом и утверждением Божьей истины (1Тим.3:15) в этом греховном мире. По этому Бог призвал ее проповедовать людям о вере во Христа, о любви ко всем людям, о терпимости, целомудрии, прощении и многим другим духовным ценностям.

Церковь есть свет и для живущих во тьме греха и неверия. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Матф.5:14-16). Христиане призваны быть примером добрых дел.

Бог призвал Церковь молиться за всех людей, за всех начальников и руководителей, чтобы по ее молитвам совершать Свою работу среди общества.

Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:1-4).

Когда Церковь исполняет свое истинное предназначение на земле, она сможет принести гораздо больше пользы, чем когда она занимается тем, что Бог ей не повелевал делать.

Черных Максим

г. Кировск Мурманская обл.

8 сентября 2008г.

Источник: http://domostroitel.org.ru/statya/cerkov_i_politika

Политическая позиция Церкви

На прошедшем Епархиальном Собрании Святейший Патриарх Кирилл поднял тему участия Церкви в политической жизни общества: «Мы справедливо говорим о политической нейтральности Церкви, но мы не можем быть безразличны к заявлениям тех людей, которые претендуют на то, чтобы стать кандидатами в президенты или в депутаты, и которые в своих программных документах выражают идеи, противные учению Церкви, мы не можем своим молчанием поддерживать губительную для человеческих душ позицию тех или иных политиков». Мы попросили наших экспертов прокомментировать эти слова.

«Патриарх едва ли не три раза сказал об опасности политизирования тех или иных церковных мероприятий, и совершенно напрасно СМИ загудели и замычали, услышав о том, что Церковь не может оставаться безучастной в отношении политической и общественной деятельности страны.

Патриарх указывает путь золотой середины, наши моления и крестные ходы не должны иметь ничего общего с пикетированиями и манифестациями, достаточно нам уже купленных на иностранные деньги майданов, в матери русских городов, куда съезжаются за сто долларов в день, обыватели западных областей Украины кричать и вопить, притом что сами инструкции для участников Майдана совпадают с египетскими прокламациями, переведенными на украинскую мову. Так действуют новые политтехнологи, обольщая народы, устраивая повсюду бархатные революции, нарушая суверенитет государственных образований. С другой стороны Русская Православная Церковь, будучи честью и совестью эпохи, составлена из подавляющего большинства населения России и не может ограничиться служением сестры милосердия, прачки, кухарки и тому подобного. Церковь является маяком и слово Первосвятителя, соборное суждение епископата, всякая пастырская реплика — всегда луч света, который просвечивает темноту человеческих страстей. Церковь призвана находиться вверху горы, быть свечою, распространять вокруг свет и тепло. Церковь — милосердная мать, которой равно дороги и ее чада, под ее крылом,  и те кто вдали от нее, кто являются ее потенциальными чадами. Давно уже устарела модель, которая хотела была отвести Церковь в духовное гетто, сделать ее музеем отживших экспонатов, внести ее в раздел устаревших понятий словаря Ожегова.  Напротив, Церковь — ведущая сила современности. Сегодня Церкви достаточно быть тем маятником, смотря в сторону которого, самые разнородные общественные группы смогут познакомиться с вечным евангельским учением, моралью, научиться оценивать собственные мотивы, на весах Божественной Правды взвешивать каждое явление, производить истинное суждение и таким образом самим ориентироваться в нашу нелегкую эпоху постмодернизма,  эпоху размывания элементарных понятий. Я считаю что в итоге,  последнее слово окажется за Патриархом, который ведет корабль Церкви ко спасению и дает шанс светскому обществу выбраться из той мглы и тьмы, которая сегодня грозит поглотить все человечество, оторванное от христианских корней бытия».

Читайте также:  Православная церковь о бесплодии: причины и отношение, мнение

«Я думаю, что это естественное, закономерное высказывания Святейшего, потому что политические партии приходят и уходят, и они приходят на волне эпатажа, сенсаций, вбрасывания адреналина в кровь, а церковь она стояла, стоит и будет стоять до скончания века и врата ада не одолеют ее.

 Поэтому Патриарх еще раз напомнил, что у нас есть незыблемые истины, это самое главное, что мы должны помнить и никакая экономия не может эти незыблемые истины пододвинуть, забыть.

Совет

Это один из ответов Святейшего Патриарха либеральной части общества, которая постоянно обвиняет церковь в соглашательстве с властью. Они, наверное, очень хорошо следят и за действиями Церкви, духовенства и Патриарха и боятся, что Церковь будет влиять на власть, на государство, во благо граждан нашей страны.

Церковь говорила, и всегда будет говорить миссионерским и человеческим языком о том, что сделать, чтобы в каждой душе был мир, счастье, покой и благополучие».

«Святейший благословил на более серьезную гражданскую позицию, потому что когда идет пропаганда всяких нетрадиционных ценностей, в частности гомосексуализма, Церковь должна высказываться.

Если священник, например, не может пойти на демонстрацию, хотя на крестный ход может пойти, он должен иметь право высказываться против тех ценностей, которые пытаются навязать. Святейший Патриарх Кирилл считает, что духовенство стало достаточно грамотно, чтобы высказываться по данному вопросу, я очень даже рад.

Церковь должна не молчать, а говорить, должна обличать пороки современного общества. Мы не должны молчать. Я со Святейшим солидарен».

«А что Церковь должна быть нейтральная?! Я полностью подписываюсь под словами Патриарха. Например, если принимается закон о ювенальной юстиции, которая ведет к разрушению семьи.

Или, например, мы представим, что завтра политики примут закон о преподавании Основ сексуального просвещения в школе или уроков толерантности в школе, которые будут проповедовать толерантное отношение к гомосексуализму, мы знаем, что во всех американских и европейских школах это есть.

Слава Богу, что у нас принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Разве Церковь может к этому спокойно относится, если Церковь это единственная в России организация, которая заботится о нравственности людей.

И если будут приниматься такие законы, непосредственно касающиеся верующих об оскорблении чувств и ущемлении их прав.

Это недопустимо в демократической стране, я вообще не понимаю, в чем проблема, у нас любой человек не только Церковь как общественная организация, но и любой человек как физическое лицо может высказываться на любую тему, почему нет, тем более Церковь, которой Сам Бог велел.

Обратите внимание

Зачем отказываться от этого, высказываться на тему нравственности. Мы же знаем прекрасно, что закон о ювенальной юстиции не прошел благодаря активности православных людей, конечно, его сейчас пытаются протолкнуть путем разных пересмотров, например, роли патронатных служб, социальной опеки. Но в западной редакции этот закон не прошел  благодаря четкой позиции Церкви по этому вопросу и стараниям очень многих верующих людей, которые восстали против этого закона, и даже государство поняло, что народ и Церковь это не поддержит».

«Если говорить о политике мира сего,  Церковь вне политики, она не должна быть инструментом, игрушкой, либо влезать в политику. Конечно, влиять на политику в пользу самой Церкви, необходимо, христиане должны стремиться к тому, чтобы буквально навязать православный образ жизни в государстве, в обществе.

 Все что касается благочестия, считаться с мнением общества не надо, если есть возможность насильно насадить благочестие и искоренить нечестие.

Конечно, веру насильно насадить нельзя, Бог наделил человека даром свободной воли – верить  или не верить, принять Христа или не принять, каждый человек решает сам, мы не имеем право навязать ему, но убедить человека вести себя внешне благочестиво мы можем, и христиане должны использовать такую возможность, и политическую в том числе».

«Обращено слово Святейшего Патриарха ко всем верующим: чтобы люди не прятались от политики, но активно участвовали в выборах, в деятельности партий, выдвигали свои кандидатуры на выборные должности.

Вспоминаю в этой связи замечание выдающегося гуманиста Томаса Манна (в письме к Герману Гессе): «Ничто живое не минует сегодня политики. Отказ от политики – это тоже политика, политика содействия злу»».

«Мысль, отраженная в словах Патриарха, абсолютно понятна: «Церковь вне политических интриг, однако она оставляет за собой право давать оценку и обличать тех политических лидеров, программы действий которых противоречат учению Церкви». Такая позиция всегда была свойственна Церкви, когда она могла свободно свидетельствовать об Истине. И слова Патриарха говорят о том, что все возвращается на круги своя».

«Одна из главных обязанностей Церкви это обличение греха и беззакония.

Одно дело – это политические разногласия, когда например, люди, любящие Россию спорят, как ее обустроить, а другой вопрос, когда какой-нибудь политик старается навязать какой-нибудь антихристианский закон, отказывается считать аборт убийством детей, или принимает ювенальную юстицию в совершенно диком виде, или вводят обязательное воспитание детей в гомосексуальных традициях, или разрешают усыновление детей однополыми браками. Эти вещи напрямую затрагивают базовую основу христиан, а христиане должны реагировать, это не вопрос политической дискуссии, это вопрос базовых основ. Когда какие-то политики начинают покушаться на базовые основы, они должны получить ответ от Церкви, что это беззаконие и антихристианские инициативы».

Источник: https://orthoview.ru/politicheskaya-poziciya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/

ВЦИОМ: отношение россиян к церкви

С 2007 г. по 2015 г. доля россиян, выступающих за сохранение конституционной нормы о светском государстве, заметно выросла: с 54%  до 64%. Каждый десятый (10%) полагает, что стране все же нужна определенная религиозная составляющая (в 2007 г. таковых было 17%).

Восстановление государственной религии на законодательном уровне поддерживают по-прежнему около 10% опрошенных (13% в 2007 г. и 12% в 2015 г.).

Важно

Православные придерживаются данной точки зрения реже, нежели последователи других религий (13% и 19%, соответственно), однако чаще, чем неверующие (3%).

Церкви следует влиять на духовную жизнь социума, но не вмешиваться в политику – таково представление об идеальных взаимоотношениях церкви, общества и государства 47% наших сограждан. И столько же (47%) отмечают, что в настоящее время церковь верно выстраивает свои отношения с социумом, высказывая свою позицию только при необходимости и не вмешиваясь в вопросы, ее не касающиеся.

https://www.youtube.com/watch?v=IJwPWzUNP2s

Каждый третий (32%) считает, что представителям церкви не следует как-либо вмешиваться в светскую жизнь, а заниматься проблемами веры и религии.

18% отмечают сегодня чрезмерно активное участие религиозных институтов в общественной жизни (среди атеистов – 36%, тогда как среди православных в два раза меньше – 15%).

Другие же (14%), напротив, ратуют за увеличение роли церкви в решении острых социальных вопросов. При этом 18% сетуют, что ее учатстие в жизни страны недостаточно.

Наше общество скорее является секулярным. Более половины россиян (57%) хотят жить в стране, где религия не оказывает значимого влияния на жизнь большинства людей, а вера или неверие является частным делом каждого.

Иной позиции придерживаются 34% опрошенных: они хотят, чтобы в их стране религиозные ценности играли важную роль в социальной жизни.

Первую точку зрения чаще разделяют неверующие (70%), жители сел (63%), активные интернет-пользоавтели (62%), тогда как вторую – последователи православия (36%) и других религий (39%), москвичи и петербуржцы (46%).

В Конституции РФ закреплено положение, что наша страна является светским государством, то есть религия и церковь у нас отделены от государства. Как Вы относитесь к этому положению?(закрытый вопрос, один ответ, %)
2007 г. 2015 г.
Эту норму Конституции следует сохранить 54 64
Следовало бы восстановить государственную религию, как это сделано в Греции, Великобритании, Саудовской Аравии и других 13 12
Одной государственной религии быть не должно, но и государство не должно быть полностью светским, ему нужна определенная религиозная составляющая (как, например, в США) 17 10
Затрудняюсь ответить 17 14
Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между церковью и обществом, государством?(закрытый вопрос, один ответ, %)
2009 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Церкви следует заниматься проблемами веры и религии, не вмешиваясь в жизнь общества и государства 27 31 30 32
Церковь должна влиять на моральную, духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела 43 44 50 47
Церковь должна активно участвовать в обсуждении и решении проблем современного общества и государства 17 17 15 14
Затрудняюсь ответить 14 7 5 7
А как в действительности сейчас складываются отношения между церковью и обществом/государством в нашей стране? (закрытый вопрос, один ответ, %)
2012 г.* 2015 г.
Церковь сегодня оказывает недостаточное влияние на жизнь общества и государства, ей следовало бы активнее участвовать в обсуждении/решении важных для страны вопросов 23 18
Церковь сегодня строит свои отношения с обществом и государством именно так, как нужно: высказывает свою позицию, когда это действительно необходимо и не вмешивается в вопросы, ее не касающиеся  43 47
Церковь сегодня слишком активно участвует в жизни общества, делах государства, ей следовало бы больше внимания уделять духовным, нравственным вопросам 19 18
Затрудняюсь ответить 14 17

*В 2012 г. был задан вопрос: «А как в действительности сейчас складываются отношения между православной церковью и обществом/государством в нашей стране?»

В какой стране Вы лично хотели бы жить: в стране, где религиозные ценности играют важную роль в жизни общества — или там, где вопрос отношения к религии является частным делом и не влияет на общественную жизнь?(закрытый вопрос, один ответ, %)
2000 г. 2015 г.
Определенно первое 14 18
Скорее первое 21 16
Скорее второе 40 31
Определенно второе 25 26
Затрудняюсь ответить* 9

*в 2000 г. данный вариант ответа не предлагался

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16-17 мая 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Читайте также:  Сильные молитвы супругов о даровании детей и зачатии

Источник: ВЦИОМ

Источник: https://mresearcher.com/2015/06/vciom-otnoshenie-rossiyan-k-cerkvi.html

В.Р. Легойда: Церковь влияет не на политическую борьбу, а на совесть людей во власти / Интервью / Патриархия.ru

Как сегодня складываются отношения Церкви с государством, может ли она влиять на власть, удается ли Церкви сохранять независимость и почему она никогда не превратится в оппозиционную силу? На эти и другие вопросы в интервью порталу «Интерфакс-Религия» ответил председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

— Не так давно СМИ распространили Ваши слова о том, что Церковь никогда не превратится в силу, оппозиционную власти. Некоторые увидели в этом сигнал лояльности, который Церковь подает властям в преддверии выборов. Как Вы прокомментируете такую интерпретацию?

— Я прекрасно понимаю, что среди какой-то части журналистов бытует мнение о слишком тесном сближении Церкви с властью.

Соответствующий вопрос нам периодически задают, прозвучал он и на недавней встрече с журналистами в Синодальном информационном отделе.

Те мои слова стали ответом именно на такой вопрос, это не было заранее подготовленное, специальное заявление, как кое-кто пытался представить.

Я сказал, прежде всего, о том, что Русская Церковь никогда не была так свободна от государства за всю свою историю, как сегодня. Вряд ли с этим кто-то будет спорить. Ведь даже идеал симфонии, который предполагает, в том числе свободу Церкви от государства, никогда и нигде не был полностью воплощен — ни в Византии, ни у нас.

Что касается русской истории, то здесь он даже в качестве идеала был отринут (не формально, конечно, но, по сути) в синодальный период, когда Церковь как структуру стремились превратить чуть ли не в одно из государственных министерств. Про советское время и говорить не приходится.

Поэтому сегодняшняя ситуация, конечно, уникальна как раз с точки зрения свободы Церкви от государства, даже вне контекста того, каким это государство является. Государство сознательно не вмешивается во внутреннюю жизнь Церкви, и Церковь решает свои собственные вопросы так, как она хочет.

Совет

А ведь еще совсем недавно, в советские годы, государство могло вмешиваться, например, в назначения епископата. Не официально, конечно, но воздействие оказывалось…

— Но ведь Церковь как социальный институт не может быть абсолютно независимой, дистанцированной от государства, в пределах которого она существует?

— Так ведь даже максимальная независимость Церкви от государства не означает невозможности взаимодействия. И Церковь, и государство имеют свои попечения об обществе — то есть, о людях. И когда в церковных благотворительных организациях, например, кормят бездомных, у них же не спрашивают свидетельство о крещении перед тем, как налить тарелку супа.

Церковь — это еще и институт гражданского общества, в России ее паства сегодня — до 80% населения страны. Похожая картина на Украине, в Белоруссии и Молдавии. Пусть даже далеко не все эти люди живут собственно церковной жизнью, но они являются православными по самоидентичности. Кому-то это может не нравиться, но цифры, как и факты — упрямая вещь.

Конечно, Церковь не может избежать взаимодействия ни с обществом, ни с государством. Собственно, Церковь и есть в этом смысле очень большая часть общества. Есть взаимодействие, есть даже взаимовлияние — но оно не отменяет той независимости, о которой я говорил.

Что касается оппозиционности. Когда я говорил, что Церковь никогда не будет оппозиционна государству, я имел в виду в первую очередь то, что Церковь не станет заниматься политической борьбой.

Ведь что такое оппозиция? Это сила, стремящаяся проводить политику, в той или иной степени противную существующей в государстве политике. Для чего? Чтобы самой стать у власти.

Очевидно, что у Церкви нет и не может быть такой цели.

Конечно, есть сферы в жизни общества, которые не могут не волновать Церковь. Например, проблема образовательных стандартов.

Мы пытаемся найти точки соприкосновения в этом вопросе с министерством образования и науки, с Рособрнадзором, но это не значит, что наша обеспокоенность будет выражаться в оппозиционных митингах и запуске скандальных роликов на YouTube.

Мы не фрондируем, но хотим конструктивного решения проблем, пытаемся взаимодействовать с людьми, которые за это ответственны. Мы хотим, чтобы образование действительно было бы силой, созидающей нацию — наряду с верой и семьей. И очень рады, что находим взаимопонимание в этих вопросах.

Или возьмем, например, тему благотворительности. Напомню, что сама идея милосердия появилась еще на Руси благодаря Церкви.

Эта идея была принесена к нам греческими митрополитами, была воспринята народом и властью и со временем, под воздействием Церкви благотворительность стала, в том числе и функцией государства.

Обратите внимание

Тем, кто захочет сразу вступить со мной в спор, предлагаю для начала познакомиться со взглядами на этот вопрос выдающихся русских историков, например, Василия Ключевского.

— Как Церковь относится к различным политическим партиям?

— Сегодня многие говорят: почему Церковь общается с партиями? Потому и общаемся, что разные партии представляют интересы, в том числе разных социальных групп. Общение представителей Церкви с различными партиями не означает поддержки Церковью той или иной политической программы, но и не исключает взаимодействия в вопросах социального служения, образования и так далее.

Если говорить о Федеральном Собрании, то здесь ведь пишутся законы для всех наших граждан. Не для марсиан же.

Почему Церковь не может участвовать в диалоге с законодателями, раз мы знаем и представляем позицию общественности по многим вопросам? Кроме того, взаимодействием с властью у нас на общецерковном уровне занимается Cинодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества — структура, где работают высокопрофессиональные ответственные люди.

Очень важно понимать, что в политической борьбе сталкиваются силы, которые придерживаются разных взглядов на вопросы, как лучше развивать государственное управление, как регулировать вмешательство государства в дела экономики и прочее.

В большинстве своем это те вопросы, которые для веры не имеют принципиального значения. Поэтому Церковь естественным образом в эту борьбу не вмешивается.

Церковь стремится к тому, чтобы в обществе существовал консенсус по поводу базовых мировоззренческих ценностей, а не по поводу степени вмешательства государства в экономику страны.

В чем, на мой взгляд, одна из ошибок нашего политического истеблишмента? Иногда создается впечатление, что политические партии, конкурируя друг с другом, как будто пытаются решать вопросы добра и зла, представляя оппонентов едва ли не исчадиями ада, а себя — единственными носителями добра и общего блага. Но смена власти, смена правящей партии не должна приводить к социальным потрясениям и к замене ценностного базиса в жизни народа. Вопросы добра и зла решаются не на партийном, но на мировоззренческом уровне. Поэтому Церковь, в том числе в диалоге с политическими партиями, настаивает на необходимости такого общественного консенсуса, чтобы базовые ценности в жизни народа каждый раз после выборов или смены властной элиты не подвергались ревизии. Это происходит тогда, когда политическая партия пытается играть роль псевдоцеркви, создает квазирелигию. Все это мы уже проходили в советское время.

— Может ли Церковь давать оценку конкретным шагам и решениям власти?

— Говоря о том, что Церковь не станет оппозиционной силой, мы этими словами вовсе не заявляем безоговорочную поддержку любому действию власти, но подчеркиваем две вещи: во-первых, то, что Церковь не занимается политической борьбой, не включается в нее.

А во-вторых, это утверждение не означает, что Церковь никак не будет влиять на власть. Но о каком влиянии может идти речь? О влиянии через нравственные оценки, через воздействие на совесть.

Как подчеркнул недавно Святейший Патриарх Кирилл в передаче «Слово пастыря», у Церкви не может и не должно быть никаких политических рычагов воздействия на власть — ведь в этом случае она потеряет доверие народа.

Важно

Но единственная возможность для Церкви влиять на власть имущих, равно как и на «безвластных, на богатых и бедных, на образованных и простецов — это проповедовать слово Божие».

Возьмем тех, кого сегодня называют православными политиками, предпринимателями и прочее, то есть людей во власти и бизнесе, которые всерьез относятся к своей вере.

Конечно, Церковь хочет, чтобы эти люди — бизнесмены, чиновники — понимали, что их Православие проявляется не только в помощи строительству храма, но в совестливом исполнении своих служебных, профессиональных обязанностей, чтобы они стремились к такому исполнению своих обязанностей.

Здесь — да, безусловно, есть влияние Церкви на власть, но это влияние не на политическую борьбу, а на человеческую совесть.

Кроме того, у Церкви на Руси всегда было «право печалования» — ходатайства перед властью за тех, кто обижен или осужден. Сегодня порой слышны упреки по поводу якобы пассивности Церкви в этом вопросе.

На самом деле, к Святейшему Патриарху нередко обращаются с просьбами подобного рода, и Церковь выступают с соответствующими ходатайствами — тогда, когда считает такие шаги оправданными.

Нередко, кстати сказать, пишут с жалобами на местных чиновников, на работодателей, на сотрудников органов внутренних дел… Конечно, это письма не совсем по адресу — Церковь не может приказывать чиновникам, как им себя вести, это не ее функция.

Но в случаях, когда, повторяю, считает это оправданным, может ходатайствовать, печаловаться. Это всегда было и останется долгом Церкви. Но это не значит, что обо всех таких шагах мы стремимся рассказать публично — у Церкви нет задачи заниматься самопиаром.

Совет

Не могу здесь не упомянуть и огромную работу Церкви с ФСИН. Что это, как не проявление заботы о людях, находящихся в заключении? Кстати сказать, именно представители юридического сообщества недавно выступили с предложением о вхождении священников в комиссии по помилованию. А это тоже возможность печалования об осужденных.

— Но достаточно ли этих нравственных оценок? Сегодня можно встретить мнение отдельных церковных публицистов о том, что Церковь должна занять более критичную позицию по отношению к происходящему в стране, вместо того, чтобы, по их же словам, «молчать»…

— Очень опасно, если люди в Церкви незаметно для себя переходят какую-то границу и вместо пастырей становятся политиками или общественными деятелями. У нас есть печальный опыт начала 1990-х годов, когда священники, увлекаясь идеями справедливости и преобразования общества, в итоге едва ли не отказывались от веры. Во всяком случае, из Церкви они уходили. И это очень тревожные звонки.

Кроме того, люди, которые любят говорить, что Церковь должна указывать руководству страны на его ошибки, нередко сами очень не хотят, чтобы Церковь указывала им на какие-то нравственные (точнее, безнравственные) поступки.

Святейший Патриарх недавно сказал о том, что никакой большой начальник не решит за людей их повседневные проблемы — если люди сами не научатся гражданской ответственности.

Говоря, что Церковь — не оппозиция, мы подчеркиваем и то, что она своей нравственной проповедью обращается не только к сильным мира сего.

У нас разве только политики и олигархи требуют нравственного внимания, а все остальные — нет? Церковь — это не институт по работе с элитой, она обращается ко всем. Грубо говоря, и к тем, кто не должен повышать тарифы на ЖКХ, и к тем, кто должен отстаивать свои права и добиваться того, чтобы эти тарифы не повышались.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1429672.html

Еще раз об экуменизме

В Русской Православной Церкви в связи с фактически принудительным и обманным навязыванием духовенству и мирянам документов, принятых на Совещании Предстоятелей Поместных Церквей в Женеве 19–21 февраля с. г., возникла крайне опасная ситуация.

Дело в том, что эти документы, например, об «Отношении Православной Церкви с остальным христианским миром», – имея официальный статус догматических, по своему содержанию антиправославны.

Кроме того, напряжение церковных чад сугубо возросло после встречи патриарха Кирилла с папой Франциском на Кубе…

 Некоторые из обсуждающих эту тему, несмотря даже на академическое образование, пытаются акцентировать внимание исключительно на положительных моментах встречи, проявляя тем самым духовную близорукость.

Читайте также:  Житие святого великомученика георгия победоносца

Мы же убеждены, что данное событие не является нейтральным и безобидным, а тем более – исторически выдающимся и значимым в положительном смысле слова.

Также и подписанную двумя религиозными лидерами Декларацию недопустимо считать «равной Апостольским Посланиям», как опрометчиво заявил председатель Синодальной комиссии по катехизации и религиозному образованию митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в эфире телеканала «Россия 24».

Обратите внимание

Поразительно, что иерарх Русской Православной Церкви с подобными суждениями возглавляет названный отдел! Где же, как и чему Его Высокопреосвященство учился? И неужели такая безрассудная легкость суждений отныне будет признана нормой в области духовного образования? По нашему мнению, за посеянный среди всероссийской паствы соблазн он должен быть призван Священным Синодом на церковный суд.

Разумеется, с секулярной точки зрения встреча в Гаване есть событие необычное, поскольку подобные религиозно-синкретические мероприятия случаются, конечно, не каждый день.

С позиций духовных – как для Православной Церкви, так и для всего мира – она тоже не рядовая и вполне знаковая, но – с каким именно знаком? С плюсом или с минусом? Чтобы ответить на этот вопрос, следует не просто принять к сведению наставления Святых Отцов и великих подвижников благочестия Православной Церкви о папизме и фигуре римского понтифика, но и руководствоваться ими в жизни. Эти взгляды и оценки, хотя и произнесены благочестивыми устами разных людей, но проникнуты единым смыслом; они лишь дополняют друг друга в раскрытии сути римо-католицизма и роли римского папы. Резюмировать отеческие изречения можно так:

Разумеется, что кто-то не согласится со сказанным, но таковое суждение, повторимся, не наше личное, а святоотеческое.  Таким образом, гаванская встреча носит апостасийный и апокалипсический характер, она – знак грядущих бед.

Важно знать и то, что римский папа сегодня – не просто предстоятель католической «церкви».

Он – координатор международного движения по построению единой мировой религии на тех началах, которые были выражены известным современным католическим «богословом» профессором Хансом Кюнгом.

В основу его кодекса положены «социальная справедливость, экуменизм, плюрализм, толерантность, феминизм и соблюдение прав человека». При этом в доктрине все религии признаются равнозначными, но сохраняют «свои представления об истине» и обряды.

Иными словами, кодекс провозглашает абсолютную толерантность и общую веру в то, что все религии так или иначе ведут к одному Богу и имеют Божественное происхождение. Примечательно и то, что межрелигиозные мероприятия, инициируемые римским понтификом, финансируются банкирами мирового масштаба, мировой закулисой.

Потому встреча папы и патриарха вполне закономерно по чутью верующего сердца вызвала отрицательную реакцию у большинства клириков и мирян Русской Православной Церкви.

Такой отклик, нашедший выражение в различных протестах, нельзя считать чем-то из области религиозного экстремизма, фанатизма или ревности не по разуму.

Напротив, это доказательство здравой веры и адекватного религиозного безпокойства, свидетельство существования живой православной соборности.

Ясно, что встреча патриарха Кирилла и папы Франциска будет иметь продолжение в виде тех или иных событий, и вектор происходящего направлен именно на «восстановление утраченного единства христиан» (в понимании экуменического движения) посредством участия в т. н. «диалоге любви».

Такая форма взаимодействия активно утверждалась Константинопольским Патриархом Афинагором в 60-е годы прошлого столетия.

«Диалог» был призван развивать тесное сотрудничество во всех областях социальной и религиозной жизни на основе «общих воззрений и мнений» и «закрытия догматов в сундук», как говорил сам патриарх.

Напомним замечательные слова мужественного исповедника Православия преподобного Феодора Студита: «Это заповедь Господа – не молчать, когда вера находится в опасности из-за еретиков».

Источник: по материалам газеты «Православный крест»

«Общаться с инославными нашей Церкви не надо».
Известный русский писатель В. Крупин об экуменизме.

«Мы никогда католиков ничему не научим. Мы можем сами только от этого диалога потерять. Всегда они считали и будут считать нас неполноценными.

То, что они нас якобы «осчастливили»… Но неужели мы забыли Флорентийскую унию, неужели мы забыли Марка Эфесского, неужели мы забыли всех афонских старцев, которые говорили об опасностях экуменизма? Почему же на наших глазах расцветает экуменизм? Спасибо, хотя бы об этом заявляется открыто, и мы сами, по крайней мере, должны высказаться по этому вопросу. Я уверен, что я не одинок, что огромнейшее количество людей, как и я, против этой встречи и вообще против такого рода диалога», — продолжил писатель.

«И потом: почему вдруг выдумана такая скользкая фраза, что у нас очень много общих проблем – и проблема наркомании, и проблема терроризма? Но ведь это же вопросы социальные, это же проблемы государственные, почему же нужно на  патриарха Кирилла возлагать те дела, которыми должны заниматься Путин и Медведев?» — задается вопросом Крупин.

«У нас с католиками нет ничего общего. У нас должен происходить, конечно, с ними культурный обмен.

Да, есть прекраснейшая западная музыка, немецкая, итальянская, есть прекраснейшая средневековая западная литература, есть прекраснейшая литература нового времени, и им есть, что взять у нас. Вот на таком уровне я готов с ними общаться.

Но как можно говорить, что мы должны с ними духовно сближаться, и даже сказать в конце совершенно страшную фразу о том, что времена меняются?! Так же говорят протестанты, католики!» — восклицает писатель.

«Некоторые говорят, что, мол, Спаситель шел к простым рыбакам, к неграмотным людям, а сейчас, мол, все изменилось, появились компьютеры, сотовые телефоны и т. д., и что надо говорить с людьми на новом языке.

Важно

Но ведь и саентология говорит с людьми на новом языке, и мы видим, что она вытворяет. Времена нисколько не изменились. Христос как был, так и есть. Камень веры как был, так и есть и будет неизменным.

Так что, по существу, ничего не изменится до последних времен», — отметил Крупин.

«У нас нет истории отношений друг с другом в мире государств, в мире людей. У нас есть только одна история — мы или приближаемся ко Христу или удаляемся. А вот это заявление владыки Илариона только удаляет нас от Христа», — заключил Владимир Крупин.

Что произошло с Афонскими монахами, после отслуженной литургии с католиками.

Еще много веков тому назад монахи лавры отслужили совместную мессу с латинянами. Так вот их почерневшие страшные останки с выросшими ногтями, с выросшими волосами до сих пор хранятся. Они лежали открыто до 19-го века для назидания всем православным.

Экуменисты объявляют: «диалог любви», но прежде него необходим «диалог истины». «Диалог любви» могут объявлять и бесы, но это будет диалог лжи. Диалог любви возможен только если речь идёт о истинствующей любви.

Это та новозаветная богочеловеческая любовь, которая поражает грех, убивает смерть, уничтожает дьявола и тем спасает, обогочеловечивает, отроичевает человека.
Истина — сердце любви.

Последователь Христа не может исповедовать ложь, «лгать ради любви», а мы бы лгали на Церковь, если бы сказали, что в ней не вся истина.

Западный экуменизм в своём принципе соединения всех вер в «диалоге любви» подразумевает, что это произойдёт без истины. Ибо вера — носитель истины, а любовь любит ради истины, которая освобождает от лжи.

Новая, истинствующая любовь, основанная на Христе Богочеловеке, освобождает от греха, смерти, всякого зла и диавола. И она может быть вечной, потому что любит в человеке то, что вечно, первостепенно — истину.

Все ответы на вопросы экуменизма уже есть в соборности Церкви Христовой. В действительности экуменизм неестественен, нелогичен.

Совет

Для римокатоликов Церковь — не тело Богочеловека, но административно-государственная организация, юридическая, правовая, гуманистическая. Поэтому там и нет Церкви, но голая человеческая организация, управляемая монархом — Папой. Тут и дипломатия, и все атрибуты мира сего. Римокатолицизм и протестантизм это просто гуманистические общества.

Источник: https://antieres.wordpress.com/2017/06/09/ewe-raz-ob-ekumenizme/

Как православная церковь относится к противозачаточным средствам?

Каких-то сто лет тому назад никому и в голову не мог прийти вопрос, как регулировать количество детей в семье. Это касалось как бедных, так и богатых. Беременная женщина воспринималась, как обычное жизненное явление. Бог дает столько детей, сколько Он считает нужным. Бесплодие одного из супругов, как правило, в этом винили женщину, считалось проклятьем, позором или наказанием Божьим.

Подробнее: molitva-info.

ru

Если семья бедная и едва хватает на содержание одного ребёнка, то родители боятся заиметь другого и всячески избегают этого, и таким образом противостоят воле Божией, что не является разумным решением, но надо верить, что если благой Бог хочет принести другого или других детей в мир, то Тот, Кто ”знает, что мы имеем нужду, прежде прошения нашего к Нему”, позаботится и о экономическом укреплении семьи. Цитата

Подробнее: forum.qwerty.ru

Бог дал нам великую способность чадородия. А, соответственно, целью супружеской близости является рождение детей.

Но в таком случае каков церковный взгляд на такое явление, как гормональная контрацепция? Здесь следует отметить, что социальная концепция православия выделяет в первую очередь абортивную контрацепцию.

Проблема вся в том, когда в нашем обществе многие не различают, что есть скрытый аборт, а сюда относятся спирали и гормоны.

В церковной среде очень распространен взгляд, что самой главой целью взаимоотношений мужа и жены является продолжение рода.

И использование контрацепции расценивается многими священниками как прямое нарушение Божьей заповеди плодиться и размножаться.

В принципе, такой подход не противоречит библейской традиции, но если попытаться вникнуть в суть учения Церкви, то можно увидеть, что не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Каких-то сто лет тому назад никому и в голову не мог прийти вопрос, как регулировать количество детей в семье. Это касалось как бедных, так и богатых. Беременная женщина воспринималась, как обычное жизненное явление. Бог дает столько детей, сколько Он считает нужным. Бесплодие одного из супругов, как правило, в этом винили женщину, считалось проклятьем, позором или наказанием Божьим.

«А вот надо не ограничивать аборты, а пропагандировать контрацепцию и вообще бесплатно презервативы раздавать, тогда всё будет хорошо и аборты вообще не нужны будут». Это вполне стандартный «контраргумент», который всплывает в числе первых в дискуссии об абортах.

Обратите внимание

Можно ли пользоваться противозачаточными средствами. Вопрос: Мне 25лет, я замужем и у меня уже 2 детей. На данный момент увеличивать семью не планирую. Возможны ли какие-либо методы контрацепции в православной семье.

Я читала, что практически все гормональные препараты запрещены, т.к. направлены на умерщвление уже оплодотворенных клеток.

Так ли это? Как в такой ситуации поступать православной женщине? Я, конечно, не против детей, но пока что-то больше не хочется.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, грех ли пользоваться презервативом? И еще вопрос, все-таки в супружеской жизни для чего должен быть интим? Только ли для рождения детей? Спасибо. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Я думаю, что вопросы семейной жизни, в том числе, касающиеся интимной жизни супругов, надо решать по мере их поступления. Это значит, когда Вы выйдете замуж, то многие из них просто отпадут, а те, которые останутся, вы вместе с мужем тогда и посоветуетесь. Лучший способ сохранить в юности целомудрие — держаться подальше от развратных компаний и сайтов. протоиерей Максим Хижий

Подробнее: www.zakonbozhiy.ru

Я её подробно прочитала и остались всё равно вопросы… А как же прерванный половой акт, извиняюсь за подробности, оральный, анальный..? Это тоже нельзя православному человеку? В какой-то степени это тоже способ контрацепции. И я имела в виду ситуацию, когда мужчина и женщина в официальном браке и венчаны как положено..

Подробнее: www.LiveExpert.ru

Источник: http://www.chsvu.ru/kak-pravoslavnaya-cerkov-otnositsya-k-protivozachatochnym-sredstvam/

Ссылка на основную публикацию