Православная церковь и здоровый образ жизни: отношение православных христиан к спорту

Религия и спорт. Беседа митрополита Илариона (Алфеева) с Владиславом Третьяком « Троицкое благочиние г. Москвы

Митрополит Иларион: Дорогие братья и сестры, Христос воскресе! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о религии и спорте. У меня в гостях легендарный российский хоккеист, президент Федеральной ассоциации хоккея Владислав Третьяк. Здравствуйте, Владислав Александрович! Христос воскресе!

В. Третьяк: Воистину воскресе! Для меня большая честь, что Вы меня пригласили. Я человек верующий. Недавно я вычитал у Наполеона, что государство без Церкви — что корабль без компаса. Очень метко сказано. Меня очень волнует тема воспитания молодежи.

Говорят, что в здоровом теле — здоровый дух. Сегодня очень важно воспитать молодое поколение сильным и физически, и духовно. Тогда мы сможем действительно получить защитников страны, хороших людей, которые прославят наше Отечество.

Да и высоких результатов в спорте мы сможем достичь только через любовь к Богу, через любовь к своей профессии.

Митрополит Иларион: Вы затронули тему соотношения физического и духовного здоровья. Это очень важная тема, имеющая самое прямое отношение  к основному сюжету нашей сегодняшней беседы — «религия и спорт». Само слово «спорт» — новое. У него нет аналога, допустим, в древнегреческом языке или в древнееврейском, или в латыни.

Оно появилось в XIX-XX веках. И появилось потому, что люди стали все меньше и меньше трудиться физически. Ведь когда основой жизни человека был физический труд, в спорте как таковом не было особой нужды. Да, в Древней Греции существовал профессиональный спорт. Были, как мы все знаем, Олимпийские игры.

Но все-таки спорт как массовое явление — это скорее принадлежность XIX-XX века.

Иногда люди спрашивают, как религия относится к спорту, ведь в Священном Писании на эту тему ничего не сказано. Да и святые отцы, вроде бы, ничего о спорте не говорили. Некоторые верующие и вовсе считают, что спорт это греховное занятие.

Обратите внимание

Я не могу с этим согласиться, потому что духовное здоровье человека очень тесно связано с физическим. С христианской точки зрения, человек не должен ставить самоцелью физическое здоровье, потому что без духовного здоровья оно ничего не дает.

Если спортсмен одерживает победу за победой, но при этом живет безнравственно, то рано или поздно он потерпит фиаско.

В. Третьяк: Шесть лет назад меня назначили президентом Ассоциации хоккея. Так получилось, что 15 лет мы не становились чемпионами мира. И наши болельщики уже начали свыкаться с тем, что мы хоккей теряем.

А ведь это была наша традиция, наша национальная гордость, когда в 70-х и 80-х мы побеждали канадцев. И вот 15 лет — и ни одной победы. Шесть лет назад я был в Санкт-Петербурге. Мы зашли с супругой в монастырь св. Иоанна Кронштадтского. Стою, молюсь, вспоминаю команду.

Ко мне подходит монахиня и говорит: «Владислав, я так рада Вас видеть в церкви! А можно, я Вам что-то подарю?» И она мне дала четки, которые с тех пор я всегда ношу с собой. Вы знаете, через две недели после того, как она мне их подарила, мы уехали в Канаду на чемпионат мира. И финальный матч выиграли у канадцев.

Они выигрывали первый период, а мы у них выиграли со счетом 5:4! Я не знаю, как повлиял подарок монахини на исход матча, но верю, что произошло какое-то чудо.

От хоккея все время требуют побед, особенно сегодня. И мне от этого бывает очень тяжело. Когда я прихожу в Церковь, я всегда молю Бога, чтобы Он помог собрать силы, чтобы была удача.

Но самое главное сегодня — донести до молодежи через исторические фильмы правду о наших корнях. Я считаю, что сегодня мы должны больше в этом плане делать. Как Вы думаете, владыка?

Митрополит Иларион: Мы должны уделять больше внимания воспитанию молодежи. Гармоничная личность — это такая личность, которая развивается и духовно, и интеллектуально, и физически. В этом отношении, конечно, Церковь и мир спорта — союзники. Тема воспитания молодого поколения для нас ключевая и первоочередная.

В профессиональном спорте есть, конечно, и определенная опасность. Прежде всего, это опасность физического перенапряжения. Когда спортсмен ставит целью любой ценой достичь победы, для этого требуется такое напряжение физических сил, которое изнашивает организм и, в долгосрочной перспективе, приносит спортсмену не здоровье, а болезнь. Это одна из главных проблем профессионального спорта.

Важно

Когда мы говорим о спорте как о занятии для людей разных профессий, как о хобби, мы имеем в виду систему оздоровляющих мероприятий, тренировок, занятий на тренажере, гимнастику и так далее.

А если речь идет о профессиональном спорте, то там велика опасность перенапряжения ради достижения не столько спортивного результата, сколько какого-то эффекта, связанного, например, с поднятием штанги очень тяжелого веса. И, конечно, это может сказаться на организме очень отрицательно.

Кроме того, существует и проблема допингов, которые профессиональные спортсмены принимают, потому что им нужно во что бы то ни стало добиться победы, любой ценой.

В. Третьяк: У нас в стране существуют очень серьезные наказания за прием допинга. Вы совершенно правы в том, что сказали о профессиональном спорте.

Сегодня, чтобы достичь успеха в большом спорте, уже с 5-6 лет нужно полностью погрузиться в тренировки. Но, надо сказать, таких профессионалов не так уж и много.

Сегодня главная задача государства и его руководителей — сделать здоровый образ жизни частью внутренней культуры каждого человека.

Митрополит Иларион: О каком здоровом образе жизни можно говорить, когда у нас огромное количество молодых людей курит — в том числе беременные женщины? Какой смысл заниматься спортом, а при этом курить, злоупотреблять алкоголем?

В. Третьяк: Вы, конечно, правы. Мы сегодня (я говорю «мы», потому что я как президент федерации хоккея ответственен за развитие хоккея в нашей стране) вместе с правительством, с министерством спорта строим как можно больше стадионов.

А что такое стадион? Благодаря стадиону мы уводим с улицы 500 детей — они обретают кумиров, которым стремятся подражать. Я, допустим, никогда не курил. И об этом надо везде говорить. Не надо стесняться, что есть кумиры, с которых можно брать пример, которые всю свою жизнь посвятили большому спорту.

Надо о них рассказать, чтобы молодые ребята видели. Строительство стадионов очень важно. Пусть из 500 человек, которые приходят туда и тренируются, будет один чемпион мира. А пусть даже ни одного. Но эти ребята получат физическое удовлетворение. Они будут в коллективе.

А когда ребенок живет дома, его лучший друг Интернет, где он может найти много совсем не полезного.

Митрополит Иларион: Вы произнесли очень интересное слово, которое относится к библейскому лексикону, — слово «кумир». Есть заповедь: «не сотвори себе кумира». Спортивные кумиры — это, действительно, люди, на которых молодежь часто равняется. Но иногда почитание кумиров приобретает совершенно недопустимые и нелепые формы.

Совет

Мы знаем, как иной раз ведут себя футбольные болельщики, когда они громят стадионы и прилегающие улицы. Помню, как-то раз мне пришлось лететь из Абердина в Лондон. Самолет оказался наполнен футбольными болельщиками. Так что они вытворяли! Мне казалось, что они этот самолет разнесут в щепки. Они швырялись пивными бутылками. Их никто не мог остановить.

И все это происходило в воздухе.

Насколько может быть полезен активный массовый спорт для людей самого разного возраста, настолько же может вредным оказаться пассивное участие в спорте, когда люди садятся у экранов телевизоров и смотрят, как играют другие. Это не имеет ничего общего со спортом. Вы сидите в абсолютно пассивной позе.

Вы сами физически не развиваетесь. Вы только смотрите, как играют какие-то команды.

Думаю, здесь имеется определенная проблема, с которой вам, профессиональным спортсменам, нужно бороться — то есть приучать спортивных болельщиков к некоей общечеловеческой этике, которая должна быть им присуща так же, как она присуща другим людям.

Перед началом передачи мы с Вами немножко беседовали: Вы сравнили стадион с театром или концертным залом. Но все-таки люди, которые приходят на концерты или в театр, ведут себя, как правило, прилично. Они стараются одеться соответствующим образом. Существует определенный этикет, культура. Я думаю, что очень важно воспитывать такую культуру и у спортивных болельщиков.

В. Третьяк: Я с Вами полностью согласен, мы все вместе должны работать с болельщиками. Конечно, больше проблем в футболе. На хоккей у нас приходят мамы, дети. Не боятся. Почему? Потому что здесь больше контроля. На футболе наши болельщики позаимствовали самое плохое у английских болельщиков. На стадион приходят молодые люди, чтобы выплеснуть свою энергию.

Недавно Государственная Дума приняла закон об усилении наказания за хулиганство на матчах: провинившихся болельщиков не будут пускать на стадионы. Будут усилены меры безопасности. Эти меры принимаются в преддверии Универсиады в Казани, которая состоится в этом году. А в 2014 году — Олимпийские игры, в 2016 — чемпионат мира по хоккею, в 2018 — чемпионат мира по футболу.

Со всего мира к нам съедутся лучшие спортсмены. И мы должны сделать, чтобы все эти игры прошли на самом высоком уровне. Вы правы, нужно каждодневно работать с болельщиками. С ними должны работать и спортивные организации, и клубы, и кумиры, которых они уважают.

Для них слово чиновника — ничто, но если к ним выйдет знаменитый хоккеист или футболист и скажет свое слово, будет совсем другая реакция.

Митрополит Иларион: Сегодня Церковь активно взаимодействует с миром спорта не только в плане какого-то диалога, но и создавая на многих приходах спортивные секции. Не так давно я посещал наш приход в Монголии, в Улан-Баторе.

Обратите внимание

Представьте себе, это большая территория, где есть храм, приходской дом, художественная школа и огромный спортзал, где люди занимаются борьбой, айкидо, различными видами спорта. Причем приходят туда и монголы — юноши и девушки. Это одна из возможностей для христианской миссии.

Мы не соединяем занятия спортом с проповедью, но мы помогаем людям становиться на ноги и физически расти. Монголы, которые приходят на эти спортивные кружки, может быть, никогда не станут христианами, но они на всю жизнь сохранят доброе отношение к Церкви.

Они будут вспоминать батюшку, который ничего с них не брал, а просто предоставлял им возможность для занятий, давал им хорошего тренера.

И очень важно, чтобы таких примеров было все больше и больше.

Источник: официальный сайт Московского Патриархата

К СОДЕРЖАНИЮ

Дата последнего изменения: 01.10.2015

Источник: http://troitse-paraskevo.ru/xristianstvo-i-sport-razmyshleniya-na-temu/eligiya-i-sport-beseda-mitropolita-ilariona-alfeeva-s-vladislavom-tretyakom/

Мир Вам

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Священник Петр Гурьянов:

– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой.

А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого».

Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда.

Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться.

Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву.

В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех

Важно

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Священник Димитрий Шишкин:

– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д.

Читайте также:  Что такое христианское смирение?

, то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д.

Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей.

Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению.

Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

Священник Михаил Гапоненко:

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Священник Святослав Шевченко:

Не должно быть спорта ради спорта

– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге.

Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни.

Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Священник Георгий Мерзликин:

– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным.

В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования.

Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Священник Павел Коньков:

Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись

– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте.

Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла).

Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.

Совет

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Источник: http://feat.1gb.ru/index.php/purpose/582-kakim-dolzhno-byt-otnoshenie-k-sportu-u-pravoslavnykh-khristian

Православным о здоровье

    (Интервью с игуменом Петром (Мещериновым), руководителем Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи
при Свято-Даниловом монастыре, г. Москва)

    Отец Петр, у многих невоцерковленных людей складывается впечатление, что православные стремятся к болезням и страданиям или, по крайней мере, не прилагают усилий для сохранения и укрепления собственного здоровья (то есть пренебрегают им). Грубо говоря – считают они – в православии здоровым быть плохо. Так ли это?

     – Действительно, у людей, только начинающих воцерковляться, которые бездумно читают монашескую аскетическую литературу, есть некая тенденция считать так. Обычно в это время неофиты предаются неумеренным телесным подвигам и своё здоровье разоряют; при этом они думают, что «так надо», что в этом смысл христианского подвига.

     Со временем, однако, люди убеждаются, что смысл христианства совсем в другом: в нравственной и духовной евангельской жизни, которая требует ровности, сосредоточенности, внутреннего мира и телесного здоровья, ибо когда человек болеет, он теряет мир, и ему уже не до «духовного». Неофиты путают терпение неизлечимых хронических болезней и стремление к ним; это разные вещи. К сожалению, когда неофитство кончается, плодом его является не стяжание Фаворского света, а именно те самые болезни… которые уже и приходится терпеть поневоле.

    – Не так давно на одном православном сайте, посвященном семье, прочитал, что поскольку богословием традиционно занимались монахи, то в нем мало внимания уделено вопросам семейной жизни. (У нас, например, не разработана или почти не разработана тема брака, супружеских отношений, любви и построения семьи).

    Думаю, то же самое можно сказать и о здоровье.

Эта мысль прослеживается в творениях старца Паисия Святогорца: если у монаха, умершего для мира, отношение к болезни одно, то у многодетного семьянина – совсем другое, так как он имеет массу обязанностей перед ближними.

Старец приводил пример. Крестьяне шли за исцелением к преп. Арсению Каппадокийскому лишь тогда, когда видели, что болезнь мешает работе и начинают страдать их домашние…

    То есть, по словам протоиерея Евгения Попова, при добром здоровье человек более может делать добра. Как Вы считаете, нужно ли современным православным богословам заниматься развитием доктрины о здоровье именно для семейных воцерковленных людей? И если – да, то, чтобы Вы, могли, к примеру, посоветовать?

     – Вообще современным богословам нужно очень много чем заниматься, в том числе и той проблемой, о которой вы говорите.

Доктрина о здоровье, впрочем, заключала бы в себе очень простые истины: здоровье нужно беречь, когда оно пошатнулось – наряду с участием в Таинствах Церкви искать и прибегать к хорошим врачам (увы, в наше время не всем и не везде это доступно); если никакими естественными и церковными способами исцеления добиться невозможно – терпеть, предав Богу своё положение.

В частности, забота о здоровье должна заключаться и в том, чтобы не копировать слепо древние монашеские уставы касательно пищи, сна и т.п., но соразмеряться с условиями современной жизни. Вот этим православные богословы должны озаботиться, на мой взгляд, в первую очередь.

     – Следуя здравому смыслу, понятно: чтобы у мирянина были здоровые дети, ему необходимо быть здоровым самому. Является ли в данном случае забота о своем здоровье и его укреплении со стороны будущих родителей – проявлением евангельской заповеди о любви к ближним?

     – В самом вопросе содержится и ответ – да, конечно, здоровье родителей есть здоровье детей.

     – Как верующим родителям, тем, кто решил заботиться о своем здоровье ради будущих детей, не потерять правильных ориентиров в вере (то есть чтобы попечения о плоти не превратить в похоти)?

     – Трудно ответить на это вопрос обще. Если родители – настоящие христиане, то их совесть, просвещённая светом Евангелия, подскажет, как им строить свою жизнь, с одной стороны, храня верность церковной традиции, с другой – чтобы не «выпадать из реальности», превращая себя в «человека для субботы».

     – Здоровье – это дар Божий. Тем не менее, немало православных, будучи здоровыми, практически сей дар не берегут. И когда они заболевают, то считают, что недуг был послан им за грехи. Является ли грехом отсутствие понимания ценности здоровья и пренебрежение собственным телом?

     – Думаю, что является; только это, так сказать, «производный грех», который вытекает вообще из неправильного взгляда на мир.

Православные могут не беречь дар здоровья по двум причинам: либо по безответственности, какому-то подростковому «наплевательству» на свою жизнь (что, вообще-то говоря, странно в православном человеке), либо по ложному аскетизму, о котором мы уже говорили.

     – Отец Петр! Скажите, пожалуйста, что делать воцерковленному православному (регулярно участвующему в Таинствах, причащающемуся), который искренне кается, усердно молится об исцелении, а получить его не может?

     – Не оставляя участия в Таинствах и молитвы, найти хорошего врача и лечиться. Если же и это не принесёт исцеления, то – терпеть, удостоверившись, что таково воспитательное, необходимое для нас попущение Божие.

     – Как правильно, по-православному, надо молиться, чтобы исцелиться?

     – По православному будет так: прилагая все свои усилия к исцелению, употребляя и медицинские, и церковные средства, испрашивать у Бога исцеления, но всегда прибавляя: «не моя, но Твоя воля да будет».

     – Из Вашего опыта не могли бы рассказать о случаях, когда после молитвы, покаяния или соборования человек исцелялся не только духовно, но и телесно.

     – Такие случаи бывают; но в моей практике чего-то особо яркого, о чём можно было бы специально рассказать, я не припомню.

     – Как, с духовной точки зрения, объяснить тот факт, что, когда заболевшие актеры по роли вживались в образ здорового человека, то они исцелялись? При этом, чем успешнее они играли, тем быстрее становились здоровыми.

     – Тут нельзя вывести какое-то всеобщее правило. Если бы все без исключения заболевшие актёры, вживаясь в роль здоровых людей, исцелялись, то можно было бы ставить такие факты на «духовное обсуждение».

Частные же, единичные случаи нужно и рассматривать в частном порядке. Вообще давно известно, что «вжиться в роль» можно так, что в ней и останешься…

но, повторю, это всё же редкие и единичные случаи, чтобы выводить из них общие рекомендации.

     – «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего…» (Иак. 5). Прав ли человек, сказавший, что исцеление произойдет только тогда, когда пресвитер сам верит в исцеление?

     – По учению Церкви, личные качества законного пресвитера, не находящегося под запрещением в священослужении, не могут быть препятствием для совершения Таинства.

     – Православие, с одной стороны, учит благодарить за болезни, а с другой – на каждом богослужении произносится молитва: «избави нас от всякия скорби, зол и болезней…». Нет ли здесь противоречия?

     – Нет, противоречия нет, а есть последовательность. Мы молимся об избавлении от болезни; если же, по употреблении всех средств, болезнь не проходит, и мы начинаем понимать, что болезнь попущена нам Богом, то нужно тогда за это Бога благодарить, веря, что Он строит всё (в том числе и болезнь) для нашей духовной пользы.

     – В протестантизме считается, что воля Божия – в том, чтобы верующий был счастливым и здоровым. Правильно ли это?

     – Если не абсолютизировать это положение, то это так. Но нужно знать, что всё же это не высшая ценность в христианстве. Воля Божия есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную (Ин.

Обратите внимание

6, 40); разнообразие жизненных ситуаций допускает, что эта воля может осуществиться только тогда, когда разорится то, на что человек уповал помимо Бога; а предметом этого упования часто бывает, наряду с богатством, здоровье.

Кроме того, страдающий плотию перестает грешить (1 Петр. 4, 1), – говорит Священное Писание; бывают люди, в отношении которых воля Божия – чтобы они одумались и перестали грешить – осуществляется, в частности, через болезни.

А бывает, что, с точки зрения Бога, человеку до конца своих дней нужно пребывать в скорбях. Так что я бы не догматизировал это мнение протестантов.

     – В Евангелии сказано: «Возложат руки на больных, и они будут здоровы». Существовала ли в Православии такая практика целительства, тем более, что в Православии существует апостольская преемственность? Если – да, то почему современные священники это не практикуют?

     – Такая практика существовала в первые века христианства, а потом она сошла на нет; в известной степени харизматическое целительство заменило Таинство Соборования. Современные священники не применяют эту практику по той же причине, по какой нормальному человеку не придёт в голову накормить пятью хлебами пять тысяч человек.

     – Святитель Василий Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека…». Физкультура полезна для телесного здоровья. А занятия спортом уводят подрастающее поколение от пьянства и наркотиков. Почему Православие практически не призывает, выражаясь светским языком, к «здоровому образу жизни»?

     – Церковь призывает прежде всего к спасению души, соединению человека со Христом, к исцелению Святым Духом греха и страстей. Агитировать «за спорт», за здоровый образ жизни – всё же не прямое дело Церкви.

Церковь констатирует необходимость беречь здоровье, развиваться не только душевно, но и телесно; но не распространяет своего поучения на детализацию и пропаганду этого, предоставляя эту сферу жизни сознанию и свободе каждого человека.

     – Митрополит Кирилл сказал, что сила веры привлекает силу Духа, и св. Иоанн Кронштадтский говорил: «Вера – уста души, служащие ко принятию Божиих даров». Так, может, человек зачастую не исцеляется из-за того, что у него не хватает веры?

Читайте также:  Что значат мироточащие иконы?

     – Мы не можем этого утверждать, а тем более выявлять скрытый подтекст этого утверждения – «сам виноват». Не исцеляться человек может по тысяче причин, как имеющих отношение к вере, так и не имеющих. Евангелие велит помогать больным, служить им, облегчать их участь, но не вдаваться в рассуждения, за что постигла человека та или иная болезнь.

     – Священник и врач Валентин Чаплин писал: «Было бы нелепо отрицать значение психологического воздействия во время лечения. Эффект плацебо у взрослых всем хорошо известен… Для всех совершенно очевидно, что состояние психики человека оказывает определяющее влияние на сопротивляемость организма.

Болезнь формируется изнутри. Душевное состояние человека влияет на течение болезни, и внешние отрицательные факторы могут быть нейтрализованы соответствующим психологическим настроем. Как показывают многочисленные наблюдения, даже инфекционные болезни протекают по-разному в зависимости от душевного состояния человека».

    Разумеется, православным практиковать гипноз нельзя, а можно ли заниматься психологическим настроем или внушением? (Чтобы было понятно, что я имею в виду, приведу пример: однажды некий монах пожаловался старцу Силуану Афонскому, что игумен монастыря не любит его.

«А ты люби игумена, – ответил ему отец Силуан, – молись усердно за своего игумена каждый день и повторяй: «Я люблю моего игумена, я люблю моего игумена…»; и когда в тебе разгорится любовь к игумену, он начнет тебя любить» (св. Николай Сербский «Кассиана», стр. 135).

Светский психолог повторяющуюся фразу: «Я люблю моего игумена» – мог бы назвать самовнушением).

     – Вне всякого сомнения, соматическое состояние человека зависит от его душевного и духовного состояния. Поэтому важнейшим фактором приведения в порядок своего тела является чистота совести, душевное спокойствие и равновесие, мир с собою и окружающими людьми.

Если говорить об исцеляющем факторе этого, то нужно созидать свою жизнь именно таким образом. Но совершенно очевидно, что это созидание не достигается никаким самовнушением.

Нелепо внушать себе: «у меня всё в порядке», когда объективно на нас скорбят люди, которым мы наделали гадостей, дома с женой и детьми сплошная ругань, и т.п.

Важно

Душа приводится в порядок нравственным евангельским трудом, молитвой, поучением в Священном Писании, участием в Таинствах и главное – исполнением заповедей Божиих по отношению к ближнему. Только этим может быть достигнут мир совести; сюда и надо прилагать свои усилия.

     – Отец Петр, большое спасибо за беседу.

Вопросы задавал Андрей Сигутин 

Источник: https://myhealthnews.ru/node/39

Православие и спорт. Что сказано на тему спорта в Священном Писании?

Разговор с чемпионом мира.

Мнения по поводу спорта бытуют в церковной среде совершенно разные. Кто-то убежден, что попечение о телесной крепости и красоте глубоко чуждо христианству, видит в спорте нечто уходящее корнями в античный, языческий мир и оттого однозначно греховное.

Кто-то в принципе не задумывается о том, возможна, уместна ли христианская или нравственная оценка спортивных занятий. А есть горячие фанаты спорта, но чаще всего их деятельность заключается в просмотре соревнований на трибунах или на диване перед телевизором.

В Священном Писании на тему спорта ничего не сказано. Да и святые отцы, кажется, ничего о спорте не говорили, ведь он стал популярным только в последнее время. Истина находится, как это и бывает обычно, где-то посередине, между полярными оценками и суждениями. Церковь не может не замечать такого явления, как спорт.

Более того, среди ее членов есть активно занимающиеся спортом и на профессиональной основе. Поэтому всегда интересно послушать и понаблюдать за людьми, которые в теме, объединяющей духовную сторону и спортивную, т. е. два в одном. Сегодня мы поговорим с известным спортсменом и православным церковным человеком Николаем Ткачуком.

Николай Ткачук – член национальной сборной Украины по гиревому спорту, многократный чемпион мира и Украины. Окончил Киевскую духовную семинарию, учится в Киевской духовной академии. Николай является пономарем Киевского храма в честь Иверской иконы Божией матери. В 2014 году за заслуги перед Церковью он был награжден орденом УПЦ святого великомученика Георгия Победоносца.

– Здравствуйте, Николай. Спасибо, что согласились дать интервью. Начнем с Вашего пути в гиревой спорт. Как начали заниматься гиревым спортом и почему выбрали именно его?

– Здравствуйте. Гиревым спортом занимаюсь около 10 лет. Начал увлекаться в подростковом возрасте, когда узнал о готовящемся соревновании по гиревому спорту, которое проводилось в нашем районе. Потренировался немного, поучаствовал в турнире и выиграл.

– Veni, vidi, vici («Пришел, увидел, победил»)…

– Ну, как-то так… После этого начались уже постоянные тренировки с гирями.

– Чем Вы увлекались в детстве? Какой вид спорта был любимым?

– С детства мечтал стать чемпионом мира. Отец изначально прививал мне любовь к спорту, и я сейчас благодарен ему за это. Так как я вырос в селе, то родители ежедневно давали много физической работы по дому, приходилось заниматься домашним хозяйством.

Только после основной работы приступал уже к спортивным занятиям. Так что труд и спорт занимали основное время в моей юности.

А занимался в основном силовыми видами спорта, начинал с бокса, пока не закрылась секция, затем продолжил тренировки на уличных гимнастических снарядах, делал упражнения на турниках, брусьях. Со временем смастерил самодельную штангу, гантели, гири.  

– Еще в недавнем прошлом гирю можно было найти дома у многих. Но в наши дни этот спортивный снаряд незаслуженно потерял былую массовость. Это свидетельствует о современном уровне физической культуры в нашем обществе или гиря проигрывает конкуренцию?

– Я думаю, что это говорит о современном уровне физической культуры в нашей стране. Не только гири исчезают, но становится меньше детских площадок во дворах, спортивных секций. И это печально.

А на счет конкуренции гири с другими видами спорта скажу, что сегодня этот снаряд очень популярен в США, Европе, т. к. таким небольшим снарядом, как гиря, можно проработать все группы мышц, делать комплексы упражнений для функционального развития и развивать все физические качества.

– Расскажите о своих спортивных достижениях. Какие победы наиболее памятны?

– На сегодняшний день 3 раза выигрывал чемпионат мира среди взрослых и 5 раз среди юниоров. Многократно выигрывал кубки мира и Европы, разные международные турниры. Наиболее памятным для меня является чемпионат мира 2012 г.

в Гамбурге, я тогда впервые стал чемпионом мира среди взрослых и выполнил норматив мастера спорта международного класса.

Также навсегда останутся в памяти соревнования Arnold Classic, на которых я два года подряд становился абсолютным чемпионом.

– Каждый человек в свое время начинает задумываться о Боге, его тянет в церковь. Как это было у Вас?

– Я с детских лет верил в Бога. Бабушка научила меня и брата молитве «Отче наш», и каждый вечер мы ее читали, однако в храм ходили тогда редко.

Совет

Когда начал ездить на соревнования, стал чаще заходить в православный храм и просил помощи Божией.

После соревнований благодарил Бога и так постепенно начал чаще ходить в церковь, читать духовную литературу, общаться с верующими людьми и воцерковляться таким образом.

– Блаженнейший Митрополит Онуфрий является Вашим земляком, и, судя по прессе, Вы с ним общаетесь, берете у него благословение. Насколько близко вы знакомы друг с другом и что Вы можете сказать о встречах с Предстоятелем Украинской Православной Церкви?

– Мы познакомились не так давно, но такое ощущение, что знакомы всю жизнь. Очень жизнерадостный человек, излучает радость ко всем, после благословений Предстоятеля по-особенному чувствуется присутствие Божие.   

– Рассматривая записи на Вашем ютьюб-канале я заметил, что перед выступлениями Вы осеняете себя крестным знамением. Наверное, для некоторых это необычно выглядит на спортивных состязаниях за рубежом. Это уже традиция?

– Да я с первых соревнований так делаю, может, и традиция, конечно, но я это делаю не из-за традиции, а для того, чтобы Господь благословил и укрепил, чтоб не получить травму, и чувствую себя так более увереннее.

И еще это небольшая проповедь. Многие спортсмены, наблюдая, что я так делаю и еще кто-то, берут пример и не стесняются повторять.

Иногда иностранные спортсмены подходят и спрашивают, что это я делаю и для чего, и таким образом интересуются и знакомятся с Православием.

– Насколько спорт совместим с верой? Как можно желать победить, если твой соперник при этом должен проиграть и огорчаться из-за поражений? Как совместить пост и тренировки?

– Вера в спорте дает терпение и уверенность, а спорт помогает в трудах веры. Благодаря принципам закаляется воля, что помогает заставить себя выполнять какие-то правильные действия, а благодаря физической закалке легче выстаивать длительные богослужения, делать поклоны и т. п.

Когда еду на соревнования, то для меня главная задача не победить, а показать свой максимальный результат. Ни один спортсмен не выигрывает все соревнования. И не на каждых соревнованиях, кстати, я побеждаю. Выиграл кто-либо или проиграл – это результат работы спортсмена, проделанной им перед соревнованиями, поэтому результат чаще всего является справедливым.

Пост и тренировки совмещаю с легкостью, причем замечал неоднократно, что во время поста показываю даже лучшие результаты, чем в другое время. Не вижу проблемы в этом.  

– Спорт стал важным делом Вашей жизни. Чем помогает спорт человеку и действительно ли в здоровом теле здоровый дух?

– Спорт дисциплинирует человека и помогает в повседневных делах: в учебе, в работе, в духовном развитии. На соревнованиях, как и в жизни, всегда бывает непросто, но если человек верующий, то ему гораздо легче преодолевать всевозможные препятствия. В здоровом теле здоровый дух… Думаю, что не всегда, скорее наоборот, если здоров дух, то и телу от этого большой плюс и польза. 

– С какими трудностями Вам пришлось столкнуться на соревнованиях? Насколько гиревой спорт травматичен? Что больше всего запомнилось?

– Самые большие трудности – это очень слабое финансирование спорта в нашей стране. На самих соревнованиях многое зависит от самого себя, а вот что касается подготовки спортсменов, их поддержки и помощи, то здесь большие проблемы. Это касается как детского, юношеского спорта, так и профессионального.

Гиревой спорт сам по себе не является особо травматичным видом спорта, так как в отличие от дисциплин с поднятием максимального веса, скажем штанги, здесь учитывается количество поднятий с определенным весом, но, как и в любом виде профессионального спорта, также невозможно обойтись без травм.

– На протяжении нескольких лет о Ваших успехах писали различные издания и были репортажи на телевидении. При этом всегда упоминалось Ваше обучение в духовной семинарии. Как Вы думаете, журналистов больше интересует такой необычный факт и Вы выделяетесь этим на фоне других спортсменов, в частности гиревиков?

– Трудно сказать со стороны, что именно интересует журналистов, но больше всего, думаю, их действительно увлекает факт сочетания профессионального спорта и обучения в духовном заведении.

– Как обстоят, к слову, дела со спортом у студентов Киевской духовной семинарии и академии, оказывает ли какое-либо влияние на них Ваш пример?

– Это лучше спросить у самих студентов, вдохновляет ли их мой спортивный путь и мои достижения. Говорят, что многие тренируются, а некоторые из них даже на соревнованиях по гиревому спорту выступали. В Киевской семинарии есть все условия для занятий спортом и поддержания своей физической формы.

– В семинарии и академии в процессе обучения преподаватели делают скидку Вам как знаменитости или Вы не чувствуете по отношению к себе какой-то поблажки?

– Если честно, то небольшие поблажки замечаю, но стараюсь учить все по программе. Если из-за соревнований не успел подготовить какой-то предмет, то потом обязательно догоняю пропущенное. Ведь учеба для себя, а не для галочки.

– Есть такое наблюдение, что Церковь и спорт дистанцированы, мол, спорт – нечто второстепенное и ненужное для верующих людей. Вы сталкивались с таким представлением в среде верующих и что думаете на этот счет?

– Не должно быть каких-то крайностей в этом вопросе. В любом случае спорт не является первостепенным занятием в Церкви, но не стоит и пренебрежительно относиться к физической культуре в среде верующих. Спорт особенно необходим для молодежи и развития молодого организма, физические упражнения приносят пользу здоровью любого человека. В этом я однозначно убежден.

– Насколько мне известно, Вы учитесь не только в духовной школе?

– Совершенно верно. Прохожу обучение в аспирантуре Национального университета физического воспитания и спорта Украины и в данный момент пишу диссертацию.

– Среди Ваших рекордов есть и рекорд Украины в толкании гири 24 кг – 1025 раз, посвященный 1025-летию Крещения Руси. Как появилась идея такого рекорда?

– Хотелось подчеркнуть сочетание спорта и Церкви таким образом. Это не стремление к символичной и красивой цифре, а своеобразная проповедь без слов через спорт. Кстати, в ближайшее время  хочу поднять гирю 1030 раз и установить новый рекорд к дате церковных торжеств.

– В каких странах удалось побывать благодаря участию в спортивных соревнованиях и что больше запомнилось, где понравилось?  На ютьюб-канале есть репортаж об Америке, Голливуде и игровых залах в Лас-Вегасе. Этот мир произвел впечатление?

– За время своей спортивной карьеры побывал в очень многих странах, и в Европе и в Азии. Относительно Америки: конечно, было интересно увидеть то, что когда-то видел по телевизору в голливудских фильмах, места, где живут знаменитости.

Кроме достопримечательностей Лас-Вегаса (а этот город еще называют «город греха»), больше всего мне понравился  православный храм. Вообще, здесь многие люди принимают православие, очень интересно проповедуют веру православную, в церкви много внимания уделяют общинной жизни.

Обратите внимание

Часто приходят протестанты различных деноминаций, которые ищут истинную веру и принимают православие. Также в этом году был в Нью-Йорке, где меня православные очень хорошо встретили, познакомили с владыкой Илларионом, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

Читайте также:  Пяточисленные молитвы ко пресвятой богородице

Посчастливилось увидеть жизнь православных христиан Америки, и благодаря такому опыту расширяются рамки сознания, чувствуется вселенскость нашей веры.

– Встречал такую информацию, где говорилось о том, что Вы хотели Шварценеггеру подарить икону святого Николая. Удалось ли Вам это сделать?

– Было такое дело. На знаменитый заокеанский спортивный форум я приехал по приглашению Арнольда Шварценеггера, учредителя крупного спортивного фестиваля.

Почему взял именно икону Николая Чудотворца? Это мой небесный покровитель и угодник Божий, который помогает всем людям и которого почитают не только православные христиане, но и люди других конфессий.

Во время показательных соревнований подарил ему икону Святителя, он даже ее взял в руки, мы сфотографировались, но потом, к сожалению, охрана забрала у него икону и отдала мне обратно. Каждый подарок по их правилам должен пройти сертификацию, проверку.

Не всем спортсменам удалось даже пообщаться с ним, но мне повезло, и у нас произошел короткий разговор. Арнольд удивился тому факту, что я учусь в православной семинарии и уважительно покачал головой. Он поздравил меня со спортивными достижениями, пожелал успехов, а также дал наставление, чтобы я не останавливался на достигнутом и дальше занимался этим видом спорта, потому что наибольший успех приходит к тому, кто больше всех трудится.

– Есть ли у Вас кумир, или, правильнее сказать, авторитет в спорте?

– Я уважаю всех спортсменов-силачей, которые достигали больших результатов.

– Судя по результатам, Вас смело можно причислить к богатырям. Однажды Вы выступали на родине великого борца Ивана Поддубного, а ведь он тоже занимался гирями. Чувствуете ли какую-то особенную богатырскую связь с великими чемпионами?

– Всегда с интересом относился к богатырям, силачам, спортсменам. Иван Поддубный – символ украинской силы и казацкой доблести, благородства духа, великий борец.

Человек-легенда, он десятки лет был непобедимым во всем мире. Его еще при жизни называли чемпион чемпионов, и такого звания не имел никто.

На его родине во время Всеукраинского праздника богатырской силы в его честь мной был установлен один из рекордов Украины.

– В пещерах Киево-Печерской Лавры лежат мощи св. Ильи Муромца. Возможно, Вы как-то больше останавливались у раки этого святого, чем у других святых?

– Перед каждыми соревнованиями стараюсь приехать в Лавру и подойти к мощам Ильи Муромца, прошу его, чтобы он вымолил у Бога мне сил духовных и телесных.

– Есть ли у Вас какие-либо стремления или мечты, которые хотите осуществить вне спорта?

– У меня есть мечта стать священником после занятий профессиональным спортом.

– В сети есть страничка в «Википедии», где описаны Ваши спортивные достижения. Несомненно, что уже есть определенная известность. Вы хотите стать еще более известным или стать великим в какой-то области?

– Желания стать известным нет, но факт становления более известным и узнаваемым воспринимаю нормально. Хочу, чтобы это было проповедью и популяризацией здорового образа жизни.

– Бывает, что узнают на улице?

– Бывает, конечно. Если еду в общественном транспорте в Киеве, за день несколько человек узнают.

– Николай, с недавних пор Вы молодой отец. Ваш многолетний опыт спортсмена в тяжелом виде спорта исключает возможность научить дочку своему мастерству. Некоторые мужчины расстраиваются, когда рождается дочка, но, судя по Вашим семейным прекрасным фотографиям, у Вас нет даже намека на подобную печаль.

– Я безмерно рад, что у меня родилась дочь Надежда. Конечно, хочу и сына, но если Бог пошлет еще одну дочку, я буду очень счастлив. Желание передать спортивный опыт есть, возможно, будущему сыну, и не одному. А вообще, планирую тренировать юношей и у меня уже есть несколько учеников.

– Какие планы на этот год?

– В этом году хочу установить рекорд Украины – поднять гирю 1030 раз в честь юбилея 1030-летия Крещения Руси. Также, конечно, учеба и соревнования на самом различном уровне.

– Пасху в этом году отмечали в Киеве или на своей родине?

– После того как в нашей семье появился ребенок, мы начали уже создавать свои семейные традиции. И большие праздники, такие как Пасха, Рождество Христово, мы отмечаем в Киеве, ведь мы здесь живем и у нас отдельная семья. А вот на следующие выходные дни праздников мы обязательно едем в мой родной край к родителям и к родственникам. 

– Николай, благодарю за беседу. Что можете пожелать или посоветовать читателям православного портала «Православная Жизнь»?

– Желаю всем помощи Божьей, терпения, сил духовных и телесных! Будьте верны Богу и вере нашей православной! Редакционному коллективу и журналистам популярного христианского портала желаю творческого вдохновения и физического здоровья!

Беседовал Андрей Герман

Источник: https://pravlife.org/ru/content/pravoslavie-i-sport-chto-skazano-na-temu-sporta-v-svyashchennom-pisanii

Церковь и спорт / Статьи / Патриархия.ru

10 сентября 2015 г. 18:26

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 29 августа 2015 года.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. На Соловках, в связи с престольным праздником этой святой обители — Преображением Господним, состоялось довольно интересное и необычное мероприятие.

Спортсмены, представители спортивных организаций, священнослужители из разных епархий, миряне из Москвы, Архангельска и других мест собрались для того, что бы обсудить тему отношений Русской Православной Церкви и мира спорта.

Важно

Некоторые сегодня могут спросить: почему Церковь интересуется спортом? Дескать, это вроде бы такая в чем-то противоположная Церкви, по крайней мере — далекая от Церкви сфера жизни… В советское время говорили, да и сегодня многие на Западе говорят, что образ жизни спортсмена и те социальные установки, которые связаны со спортом, являются альтернативой религиозному образу жизни и тем идеалам, которые проповедуют традиционные религиозные институты, в частности, Православная Церковь.

Нам рисуют до сих пор достаточно банальную, но укоренившуюся в сознании людей картину. Вот верующие люди, которым безразлично собственное здоровье, которым не интересна активная жизнь.

А вот мир спорта, который культивирует силу тела, здоровый образ жизни, активную общественную и жизненную позицию.

Вот два разных мира, и это миры, которые связаны с противоположными системами ценностей, с противоположными устремлениями и идеалами, и эти миры не просто чужды, но и враждебны друг другу.

С другой стороны, многие в церковной среде сегодня скажут: «Зачем спорт, зачем заботиться о здоровье своем и окружающих, ведь все мы тленны, все мы в конце конов покинем этот мир»? И в этих словах есть определенная доля правды.

Человек, который заботится о собственном здоровье прежде всего, который живет стремлением сохранить свою физическую силу, красоту, свое комфортное существование, часто оказывается либо просто неверующим, либо верующим лишь формально, не понимая что цель жизни не в физическом здоровье, не в телесной силе и красоте.

Такой человек начинает слишком много уделять не тому что на самом деле, по большому счету, только и нужно — то есть не спасению своей души, не устремлению к настоящей, полной, подлинной — вечной жизни.

Он начинает переживать о своих материальных нуждах и физическом состоянии, он начинает слишком много уделять внимания своим действительным или мнимым болезням, буквально с бешеной энергией бегать от инфаркта и другой болезни.

Совет

И часто, кстати говоря, именно такие люди оканчивают свою земную жизнь не самым лучшим образом.

Потому что излишняя забота о собственном здоровье — забота, которая переступает грань разумности, — подчас приводит к вещам, которые в духовном и в душевном смысле как раз губят человеческое здоровье, лишая человека радости бытия, возможности оглянуться вокруг и понять: физическое здоровье и даже физическая жизнь — это не самое главное.

Однако такой взгляд — трезвый, реалистичный с точки зрения высшей реальности взгляд человека на собственное здоровье и на физическую жизнь — не должен, во-первых, заставлять нас чураться того, что происходит в обществе и, во-вторых, не должен побуждать нас с пренебрежением относиться к здоровью ближних и к тому, как окружающие нас люди живут. Многие в окружающем мире — а именно спортсмены, члены физкультурных объединений, в том числе юношеских, члены клубов единоборств, спортивные болельщики — нуждаются в том, что бы Церковь была рядом с ними. Не случайно, те кто хотел бы развести в разные стороны Церковь и современную молодежь, как раз очень озабочены тем, что Церковь ведет диалог с миром спорта, с болельщиками. Кто-то постоянно пытается сказать нам, чтобы мы не шли к молодежи, в спортивное сообщество, в сообщество спортивных болельщиков, потому что нам лучше быть где-то поближе к инвалидам и престарелым, а еще лучше — к умирающим и кладбищам. Один архиерей в свое время рассказал мне, что ему посоветовали в областной администрации посещать дома престарелых, а вот школы и детские сады не посещать. И добавил: «Нас хотят отправить туда, где кончается жизнь, а там, где жизнь начинается, нам не рады».

Церковь может быть везде.

В том числе там, где начинается жизнь, где молодые люди — и не очень молодые — занимаются спортом, занимаются организацией физкультурных движений, массовых спортивных соревнований, занимаются силовой подготовкой, военно-патриотическим воспитанием, там, где собираются спортивные болельщики.

Там очень естественно, очень логично быть Церкви, потому что большинство этих людей крещено в Православии, большинство этих людей с интересом, с доброжелательным вниманием относятся к любому слову, сказанному священником либо представителем православной общественной организации.

Сегодня очень важно показать и этим людям, и всему нашему обществу, что христианство — это соль, свет и суть всей жизни народа, в котором большинство крещено в Православной Церкви.

Нам нужно вновь и вновь сказать то, о чем было сказано на круглом столе, о котором сегодня шла речь: физическая культура, духовная культура и культура душевного устроения должны идти рука об руку.

Вера и действие, идея и жизнь, идеалы и общественно значимые поступки — все это должно соединяться в жизни христианина.

Обратите внимание

Эта жизнь не должна состоять из раздельно взятых профессиональной или общественной деятельности, к которой вера якобы не имеет отношения, и того времени, которое человек проводит в храме во время богослужения или приходской работы. Такое время, по мысли некоторых наших недругов, должно быть полностью отделено от всего остального — от тех жизненно важных и значимых дел, которые совершает тот или иной человек.

Во время круглого стола было много сказано о том, что сегодня постепенно оформляется система взаимодействия Церкви и мира спорта — от международного уровня до уровня воскресной школы, обычной школы, дворовой футбольной команды и команды прихода, разного рода кружков и секций.

Есть огромное количество инициатив, которые предлагаются Церкви и уже осуществляются разного рода спортивными организациями, в том числе православными общественными объединениями. Есть очень хорошо работающие системы спортивной подготовки в воскресных школах, спортивных секциях при храмах и в рамках межприходских соревнований.

Среди мест, где такая система сложилась, — Пресненский район Москвы, в котором я имею честь служить. Там проходят время от времени межприходские соревнования по различным видам спорта.

Как вы знаете, священнослужителей приглашают выступать на собрания спортивных команд, особенно перед отправкой на важные международные соревнования. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз благословлял сборные перед поездками на Олимпиады.

Его Святейшество особо покровительствует русскому хоккею, и каждый год проводится в разных регионах России с финалом в Москве детский турнир на кубок Патриарха по этому виду спорта.

Вот такое взаимодействие, такое взаимное общение становится сегодня совершенно естественным — оно не спускается сверху, оно не придумывается в каких-то кабинетах, не является плодом политического и социального конструирования. Это естественное стремление людей Церкви и людей спорта — а часто это одни и те же люди, православные миряне — быть вместе.

На Соловках, на следующий день после круглого стола, был устроен футбольный матч между представителями организаций и сообществ, приехавших на круглый стол, и соловецкой молодежью.

Важно

На поле вышли исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов, депутат Государственной Думы и известный спортсмен Николай Сергеевич Валуев, другие люди, активные в мире спорта и в общественной жизни, в частности, священник Даниил Зубов, клирик храма святителя Николая на Трех Горах, который занимается спортом с молодежью, в том числе в воскресной школе, и занимается организацией межприходских соревнований.

Молодые люди, которые, может быть, чувствовали некоторую отчужденность от жизни монастырской общины, вдруг увидели, что Церковь — вместе с теми общественными структурами, которые с ней взаимодействуют, — протянула им руку дружбы.

Очень часто бывает так, что церковная община и молодежное сообщество, в том числе спортивное, даже очень близкие территориально, оказываются отчужденными друг от друга, живут как бы на разных планетах.

Хочется надеяться, что это отчуждение будет преодолеваться, в том числе через теснейшее взаимодействие Церкви и мира спорта, через общие спортивно-общественные мероприятия, которые вполне могут и должны объединить людей — пусть делающих достаточно разные дела, но в то же время объединенных одной заботой о России, духом христианского мужества, стремлением устроить по вере, по слову Божию не только свою личную жизнь и не только свою внутреннюю религиозную, молитвенную жизнь, но и всю жизнь социума, всю жизнь нашего народа, которую невозможно представить без христианской основы, без христианского смысла.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/4215016.html

Ссылка на основную публикацию