Почему и зачем у православных много храмов?

Почему и зачем у православных много храмов? | Духовная жизнь на 4-women.ru

В среде неверующих людей или тех, кто пока еще далеко стоит от православия, часто можно услышать аргументы, что деньги, потраченные на строительства храмов, можно было использовать намного рациональнее. Дескать, лучше бы больным детям помогали, чем купола золотили. Зачем же православным так много храмов?

Храм Христа Спасителя — один из самых крупных православных храмов в мире

Несмотря на то, что большая половина нашего общества крещена в православии, реально воцерковленными являются всего несколько процентов общей массы. Православие принимает внешний, формальный вид и часто сводится только лишь к необходимости освятить воду на Крещение и куличи на Пасху, да поставить свечки за здравие своих родных.

Конечно же, суть православной веры намного глубже. Если коротко, то православный человек – это тот, кото объединяется со Христом. Все свечки, богослужения, молебны, акафисты и прочие необходимые атрибуты церковной жизни, на самом деле, преследуют одну-единственную цель – познать Бога и быть с Ним постоянно, каждое мгновение своей жизни.

Обратите внимание

Какую роль в этом процессе познания Бога играет храм? Самую прямую. К примеру, возьмем поле, подготовленное к засеву пшеницей.

Можно эту пшеницу не кидать в землю, а испечь из нее хлеб и раздать голодным? Можно не тратить деньги на технику, необходимую для работы в поле, а отдать их в больницы? Можно.

Но разумно ли это? Конечно же, нет. Засевать поля нужно для получения результата в будущем.

Важно! Точно так же и храмы – через них мы прокладываем себе путь в Вечную жизнь. Посещая богослужения, причащаясь Святых Тела и Крови Христовой, мы закладываем себе тот же «урожай» в будущей жизни.

Как для того чтобы обеспечивать материальные нужды людей, нужна эффективная экономика, так же и для духовного развития человека и общества в целом необходимы храмы.

Приведем пример со сферой образования – зачем нужны школы? Зачем тратить время на скучные уроки, когда можно играть? А зачем платить зарплату учителям, которые могут стать рабочими и производить физический продукт, который можно потрогать, использовать в материальной жизни?

Но ведь ни один нормальный человек не станет опровергать необходимости образования. И вот как в школе или ВУЗе человек определенным образом меняется, так же он и меняется, посещая храм. Есть сфера физической, материальной жизни – ее обеспечивает экономическая система государства и общества.

А есть не менее важная духовная составляющая того же общества – это прерогатива веры. От того, как люди относятся и к материальной жизни, и к духовной, будет зависеть качество общества, в котором нам приходится жить.

Вера — важная духовная составляющая общества

Важно

Церковная жизнь очень организовывает, подчиняет особому распорядку повседневную жизнь верующего христианина.

Воскресные службы, праздничные, вечерние, длинные великопостные стояния – все эти богослужения притормаживают суету, вносят тихое умиротворение и спокойствие в сумасшедший современный мир.

Когда человек начинает полноценно жить церковной жизнью, он меняется не только внутренне, но и внешне – становится более сдержан, спокоен, не суетится по пустякам.

Какую пользу несут храмы на практике

Маловероятно, что вопрос о необходимости большого количества храмов будет актуальным для верующего человека. Тому, кто пришел к пониманию православной веры, церковь становится вторым домом. Провокационные вопросы о том, зачем так много денег тратить на «религиозные атрибуты» задают люди неверующие.

Но давайте подумаем, среди каких людей мы хотим жить? Даже не веря в Бога, всем хочется, чтобы нас окружали добрые, отзывчивые, честные и порядочные люди. Но ведь именно эти качества являются основой православного мировоззрения. Невозможно представить истинно верующего человека, который ворует, обманывает, берет взятки.

Конечно, сейчас сплошь и рядом встречаются люди, которые делают все это, считая себя православными. Но считать себя верующим и быть таковым – разные вещи. Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты, и если христианин упорно идет к Богу – он обязательно оставит и ложь, и воровство и остальные дурные качества.

Иначе просто невозможно познать Бога. Как бы нам иногда ни хотелось приятно совместить жизненный комфорт и православие, зачастую эти вещи противоречат друг другу. И каждый человек делает выбор – он с Богом или без Него. И чем больше людей выбирают Бога, тем лучше, чище и добрее становится наше общество в целом.

Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты

Ответы священников о значении храмов

В этом аспекте постройка новых храмов может рассматриваться как инвестиция в более радужное будущее. Один из православных священников, служащий в большом городском приходе, привел такой пример:

Однажды выходя из подъезда, он увидел, как две машины не могли разъехаться на узкой дороге, и чуть было не столкнулись лоб в лоб. Оба водителя выскочили из авто и накинулись друг на друга с обвинениями и угрозами. Дело дошло до физической драки, и оба мужчины, вцепившись друг в друга, покатились по асфальту.

Неизвестно, чем бы закончилось проишествие, если бы соседи не вмешались в драку и не растянули водителей в разные стороны. Стоил ли небольшой конфликт на дороге разбитых в кровь лиц, оскорблений, угроз? А ведь если бы не вмешались посторонние люди, дело бы могло дойти и до увечий или, того хуже, смерти в драке.

Совет

Священник, все это наблюдавший, в скором времени столкнулся с аналогичной ситуацией в своем храме. На узком церковном дворе точно так же не могли разъехаться два автомобиля. Оба водителя так же вышли из-за руля, только они не кричали и не ругались, а спокойно и мирно договорились, как им разминуться. И каждый хотел уступить другому.

Ситуация показательна именно на контрасте – реакция разных людей на одну и ту же ситуацию. Мы не знаем, насколько верующими или неверующими были все стороны в каждом конфликте, но результат налицо – устроить драку во дворе храма решатся единицы.

Важно! Поскольку православие – это религия милосердия, из православных общин часто выходят волонтеры и желающие помогать обездоленным.

На самом деле, это огромный пласт социальной работы, которая зачастую остается в тени и о ней мало кто знает. Например, уход за бездомными в больницах чаще всего осуществляется исключительно усилиями волонтеров, многие из которых выходят из своих церковных приходов.

Каждому сомневающемуся или неверующему человеку стоит задуматься, а вдруг за дверью храма действительно стоит Бог? И те, кто строит эти храмы, делают все возможное, чтобы Бог был в зоне досягаемости любого человека.

Сколько нам нужно храмов? Протоиерей Андрей Ткачев

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/duhovnaya-zhizn/pochemy-i-zachem-y-pravoslavnyh-mno.html

Почему и зачем у православных много храмов? – православные молитвы

Сегодня ни один православный храм или дом невозможно представить себе без святых икон.

Вместе с тем, очень часто можно услышать всевозможные нападки и обвинения в идолопоклонстве со стороны сектантов, приверженцев других религий.

К сожалению, иногда даже среди единоверцев не все способны доступно объяснить главные причины и основания для иконопочитания в православии. В этой статье мы постараемся восполнить этот пробел.

Почему в православии принято иконопочитание?

Самым популярным аргументом, который протестанты пытаются употреблять, отрицая почитание икон, является вырванная из Библии цитата: Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). «Как можно изображать Бога, если он невидим?» ― возмущаются они.

Но традиционно для своей веры поступают хитро и немудро. Потому что человек, хорошо знающий Священное Писание, сразу же ответит, что далее за этой цитатой в Евангелии от Иоанна содержатся следующие слова: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.

1:18).

Обратите внимание

Это и есть главный аргумент в защиту иконопочитания в православии. Святые иконы появились после пришествия в мир Бога Сына во плоти. Бог воплотился, стал видим через Своего Сына, и теперь ничего не мешает делать Его изображения. Так писал преподобный Иоанн Дамаскин:

Все это вылилось в иконоборческую ересь, в связи с которой в 787 году в Никее был организован Седьмой Вселенский Собор. Именно на нем и был принят догмат, который фактически «легализировал» почитание икон, объясняя, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Чем икона отличается от простого изображения?

Чем же святой образ отличается от любого другого изображения? Причины почитания икон невозможно понять без этого объяснения. Очевидно, что не только предметом изображения, хотя и им тоже.

Освященный образ не может быть, как картина, лишь источником эстетического, чувственного переживания.

Поэтому главное назначение любого священного изображения — молитва перед ним, а не украшение храма или дома.

Иконописный образ направляет ум и сердце человека к духовному созерцанию, отсылает к миру невидимому, надчувственному. В основе такого изображения всегда лежит символ, связывающий внешний мир с духовным, невидимым.

Зачем молиться перед образом?

Может, однако, возникнуть вопрос: разве, чтобы помолиться, обязательно нужны святые иконы? Без них никак нельзя? Конечно же, нет.

Господь видит и слышит нас на всяком месте, независимо от того, будем ли мы молиться перед образом или без него.

Но тем не менее, во втором случае существует опасность, что у нас может возникнуть свое субъективное, искаженное представление о Личности Бога или святого.

Святые иконы, написанные в соответствии с канонами и, как правило, людьми с более очищенным от страстей сердцем, способны оградить человека от подобной ошибки. Одним словом, если вы собрались помолиться не перед святым образом, то главное — не пытаться перед собой ничего представлять.

Когда появились самые первые иконописные изображения?

Несмотря на то, что рождение иконописи стало возможно, как мы сказали, в связи с событием Боговоплощения, в ветхозаветные времена тоже встречались изображения бесплотных сил. Так, хорошо известно, что Ковчег Завета был украшен фигурами херувимов.

Собственно самым первым иконописным ликом принято считать образ, который получил название «Спас Нерукотворный» и был сделан еще при жизни Христа, когда святые иконы еще не писали. История лика такова. Некий царь Авгарь, правивший Едессой, заболел страшной болезнью, черной проказой, от которой невозможно было исцелиться.

Он был наслышан о чудесах, которые совершал Спаситель, и отправил к Нему своего художника, чтобы тот сделал портрет с Иисуса Христа, так как сам попасть к Нему царь не мог. Авгарь верил, что это поможет ему исцелиться. Как ни старался придворный художник, но не мог запечатлеть лика Спасителя.

Важно

Тогда Иисус, видя его желание, попросил принести воды, умыл лицо и вытер его платком, после чего протянул этот плат художнику. И случилось чудо: на ткани отобразился лик. Второе чудо произошло уже в Едессе, когда царь, приложившись к этому платку, исцелился. Это предание является еще одним основанием для почитания икон.

Мы знаем также, что первые изображения Богородицы принадлежать кисти апостола Луки и делались с Ее согласия. Сама Пресвятая Дева благословила написанные образы словами: Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!

В раннехристианские времена, известные своими жестокими преследованиями верных, было распространено символическое изображение Спасителя.

Как известно, последнее слово на греческом звучит как «ихтис», и являются своеобразной аббревиатурой слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». Подобные изображения часто встречаются на стенах древних катакомб.

Такие символические начертания вряд ли напоминают нам святые иконы. Иконопись в собственном смысле рождается не раньше VI века. Первые такие изображения были выполнены в манере выжигания (энкаустики), свойственной еще античному, эллинистическому искусству.

Краска в этом случае замешивалась на основе разогретого воска. Самым известным святым образом Спасителя этого периода является лик, написанный на Синае с характерной для эллинизма ассиметрией. До сих пор это изображение вызывает много споров и дискуссий у исследователей.

Чудесные явления в защиту святых образов

Несомненно, почитание икон связано еще и с множеством чудес, которые совершаются по молитве перед образами. Существуют особо чтимые, чудотворные лики, часто из них истекает миро, происходят другие необъяснимые явления вещественного характера. Как будто сам мир невидимый, небесный свидетельствует в их защиту. О двух таких особенных случаях стоит упомянуть особо.

Золотая рука Богородицы

Когда в VIII веке Византию охватило иконоборчество, отвергавшее святые иконы, против этого выступил преподобный Иоанн Дамаскин. Он писал свои знаменитые «Слова» в их защиту. И поскольку Иоанн обладал удивительным даром слова, и к тому же занимал почетную должность при правителе столицы Сирии, его послания имели большую силу убедительности. За это святому вскоре и пришлось пострадать.

Хитростью оклеветанный византийским царем, Иоанн Дамаскин был жестоко наказан: его лишили кисти правой руки. Однако после молитвы перед иконой Пречистой Девы, его рука чудом приросла назад и написала еще много творений, защищавших почитание икон. За это чудесное исцеление преподобный одарил священное изображение вылитой золотой рукой, по которой мы сегодня и узнаем образ «Троеручица».

Раненый лик Пречистой

Другое событие произошло приблизительно в то же время в Никее. Тогда разъяренные иконоборцы пришли в дом к одной вдове и в гневе проткнули копьем хранившийся у нее старинный образ Богоматери.

Однако были поражены тем, что из раны сразу же засочилась кровь, и уверовали. Позже женщина, спасая, пустила этот образ по морю, и он пришел в свое время на Афон. По названию обители икона получила наименование Иверской.

Читайте также:  Чудодейственная молитва сон пресвятой богородицы

По сей день она охраняет монастырь от множества неприятностей, являясь его «Вратарницей».

В каких религиях еще существуют святые иконы?

Из христианских конфессий иконописные изображения существуют еще у католиков. Правда, западные христиане отдают предпочтение более чувственным, живописным образам, а также витражам и мозаикам. Особенно же распространены в католицизме скульптурные изваяния святых. Протестанты иконописные образы вовсе не признают. Собственно, как и исламисты, и иудаисты.

Некое подобие святых образов есть в индуизме и тибетском буддизме. В последнем они носят свое название — танка. Впрочем, как в буддизме, так и в индуизме, ничего общего с православными иконами они, конечно же, не имеют.

Дополнить свои знания по теме вам поможет видео:

Источник:

Зачем надо молиться?

Вроде бы, странный вопрос… ведь без «Бога не до порога». Поэтому молимся мы обо всем: о здоровье, о благополучии в делах, об удачной поездке, о хорошей работе или учебе. О себе и о детях, о близких и родных.

Но нередко в заботах и суете забываем, что на первом месте должна стоять молитва о спасении души — ведь все обстоятельства нашей жизни посылаются свыше именно для этого. О том, какой должна быть наша молитва, мы беседуем с членом Союза писателей России, клириком Свято-Троицкого храма г.

 Челябинска протоиереем Алексием Зайцевым и клириком храма Рождества Христова г. Обнинска священником Владимиром Войтовым.

Что такое спасение с православной точки зрения?

Протоиерей Алексий Зайцев: Православная Церковь рассматривает земную жизнь человека не как самоценность, а как некий путь, ведущий его к вечности. Какой откроется эта вечность для каждого из нас — зависит от того, какой выбор мы сделаем в течение своего земного странствования: быть с Богом или без Него.

Совет

Когда заходит речь о спасении человека, мне всегда вспоминается весьма поучительная аналогия, взятая из святоотеческих творений.

Если человека на длительное время поместить в темную комнату, а потом вывести на яркое солнце, то это станет для него источником нестерпимой боли.

Тот самый солнечный свет, который по своей сути является благом и доставляет большинству людей радость и счастье, для кого-то может сделаться страшнее любого проклятия.

Подобно этому и душа грешника, которая в течение земной жизни находилась во тьме греха, становится неспособной наслаждаться божественной благодатью, которую праведники воспринимают как высшую радость и блаженство. Грешники попадают в ад не потому, что таким образом Бог являет им отмщение за порочную жизнь, а потому, что они становятся неспособны к жизни в божественном свете.

Священник Владимир Войтов: Спасение — это первая ступень святости. Спасенный означает способный войти в Царство Божие. Эта способность и есть та первоначальная, необходимая степень святости, благодаря которой уже можно войти в Царство Небесное.

Святость — чистота духовная, которая рождается в человеке страхом Божиим от осознания им своей погибели. Отсюда происходит глубокое покаяние и непрестанное обращение ко Спасителю, которое приводит к смирению. Ведь в Царство Христа, Который кроток и смирен сердцем (Мф.

11, 29), может войти только достигший смирения.

Протоиерей Алексий Зайцев: Хотелось бы добавить, что не совсем оправданно в разговоре о спасении акцентировать внимание лишь на таком аспекте, как «спасение от Страшного Суда Господня».

Ведь Господь даровал нам сыновство, а значит, акцент нужно ставить не на избавлении души человека от мук ада, а на возможности вечной жизни с Богом. Духовная жизнь человека — это не побег от гнева Божия, а путь в объятья Его Любви.

Бежать нужно от греха и зла, а не от Бога и Его Страшного Суда. Ведь муки ада уготованы Творцом не человеку, а диаволу и демонам его.

Спасая душу, мы одновременно спасаем и тело?

Протоиерей Алексий Зайцев: Действительно, по своей природе человек представляет собою единство души и тела. Не только душе, но и телу уготовано Богом наследовать вечное спасение.

Отцы Церкви в качестве принципиально важного аргумента подчеркивали то обстоятельство, что даже Сам безгрешный Господь не возгнушался облечься человеческой плотью во время Своего земного служения.

Но мы не должны забывать о том, что семя греха поразило в первую очередь не плоть, а душу человека. Именно к исцелению последней и должны простираться наши главные усилия. Закон духовной жизни таков, что, спасая свою душу, мы непременно спасаем и тело, избавляя его от последствий греховной заразы.

Обратите внимание

И наоборот, в стремлении спасти только тело от земных болезней, бед и страданий, мы часто удаляемся от Бога и уклоняемся от пути к вечному спасению.

Для спасения человека не важно, с каким телом он завершит свою жизнь (молодым или старым, красивым или уродливым, цветущим до дня своей кончины или изувеченным множеством недугов), неважно, насколько счастливой или наполненной страданиями была земная жизнь.

Важно другое — с какой душой мы подойдем к итогу своего бытия, насколько она будет готова к встрече с Богом. Получается, что душа — активная составляющая нашего спасения, а плоть — пассивная.

Плоть приближается к вечному спасению настолько, насколько становится близка к нему душа.

Именно с этих позиций можно правильно понять утверждение о том, что Христос пришел спасти нашу душу, а не тело.

Священник Владимир Войтов: Конечно, для Бога каждая часть нашей жизни дорога. Для этого Он и бытие нам дал и не отнимает его у нас. Христианское откровение учит, что жизнь — вечная.

Хотя будет и всеобщее воскресение таинственное, когда мы снова будем облечены в тело.

Действительно, Христос спасает всего человека, а не только душу. Мы, конечно, молимся: «Спаси, Блаже, души наша…», — но спасается человек целиком. Душа и тело неразделимы- это один человек.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), ссылаясь на святых отцов, в «Слове о человеке» пишет, что душа «имеет свой вид, который подобен виду человека в его теле, то есть душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены, как тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены ее облечены в соответствующие члены тела». Иначе говоря, душа точно повторяет образ тела, незримо пронизывая все его члены. Святитель говорит, что не случайно некоторые люди, у которых отняты члены тела, все равно их чувствуют.

Может, новообращенным сразу нужно объяснять, что в Церковь следует идти за спасением души, а не за исполнением земных желаний?

Источник: http://molitvennikk.ru/vechernie-molitvy/pochemu-i-zachem-u-pravoslavnyh-mnogo-hramov-pravoslavnye-molitvy.html

Почему у православных храмов богатое убранство

По преданию, князь Киевский Владимир Святославич выбрал для Руси православную веру после того, как послы поведали ему о красоте и великолепии Софийского собора в Константинополе и православного богослужения. Сегодня роскошное убранство является отличительно чертой русских православных церквей.

Особенности убранства

Действительно, православные храмы сильно отличаются от всех прочих. Еще издали можно заметить позолоту на куполах. Сами купола в православии имеют серьезное символическое значение.

Например, один купол символизирует единство Господа Бога. Пять куполов – символ Христа с четырьмя апостолами. Тридцать три – указывают на возраст Спасителя.

Как известно, Иисус был распят на кресте в тридцать три года, а затем воскрес для жизни вечной.

Важно

Внутри храма можно увидеть иконы с богатыми окладами. Особо украшены царские врата, через которые, как считается, исходит для причастия сам Иисус Христос. Золото, драгоценные камни, красочные фрески, которые находятся во многих церквях, поражают и настраивают на торжественный лад.

Совсем иное впечатление от католических храмов. Они скорее функциональны, чем красивы. Например, в католической церкви прихожане не стоят, а сидят на скамейках. Для создания атмосферы торжественности в католических храмах используется орган, визуальная же часть убранства значительно скромнее, чем в православных.

Если в крупных соборах ещё можно встретить статуи и богатые витражи, то в небольших церквушках это редкость. Вместо икон стены католических храмов украшают фрески. Протестантские церкви выглядят ещё более аскетично. Они отличаются строгостью и минимализмом. Единственными украшениями лютеранской кирхи являются орган и распятие на стене.

Одни ветви христианства проповедуют аскезу и умеренность во всем, другие – напротив, видят необходимость в том, чтобы украшать Дом Божий.

Образ Царствия Небесного

Если верить Священному Писанию, после того как евреи под предводительством пророка Моисея избежали египетского плена, Господь повелел одному из них, мастеру по имени Веселеил, возглавить строительство походного храма – скинии – и дал подробные указания по ее обустройству: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди» (Исх.31:2-4).

Зачем же все это делалось? Храм в христианстве является проекцией Царствия Небесного.

Вот какими словами Иоанн Богослов рисует образ Небесного Иерусалима: «Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр.21:19-21).

При строительстве на горе Мориа Иерусалимского храма царь Соломон использовал самые дорогие и драгоценные материалы: «И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом.

Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом» (3 Цар. 6:21-22).

Когда же строительство было окончено, Господь объявил Соломону: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек» (9:3).

Все лучшее – Богу

У первых христиан, подвергавшихся гонениям, не было храмов. На протяжении трех столетий они собирались для молитв и богослужений в домах своих лидеров, в синагогах или даже в катакомбах.

Только после прихода к власти в Риме Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией, начали сооружаться христианские храмы и монастыри. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, они поражают и внешними формами, и внутренним убранством.

И дело тут не в тщеславии мастеров-зодчих или в стремлении потрафить властям, а в принципе: все лучшее – для Бога.

Совет

По такому принципу был построен и знаменитый собор Святой Софии в Константинополе (русские называли этот город Царьградом).

С принятием христианства церкви на Руси стали строиться в соответствии с византийской традицией (ее сегодня называют крестово-купольной). Это и позолоченные купола с крестами, и внутренняя роскошь.

Но делается это вовсе не для того, чтобы удивлять людей богатой обстановкой.

Вот что говорит на эту тему священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: «Храм не является обычным жилищем, а символически изображает Небо. Царство Небесное своим совершенством превосходит наш земной ум. Чтобы изобразить его человек берет все лучшее и драгоценное в окружающем его мире и пытается создать этими средствами образ небесного».

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/48479-pochemu-u-pravoslavnykh-khramov-bogatoe.html

Сколько куполов бывает у храмов и какие купола бывают?

Зачем на православных храмах возводят купола? Это делают только в России или во всех православных странах? Сколько куполов должно быть у храма и сколько не может быть никогда? Какой они бывают формы и в какой цвет могут быть покрашены? Рассказываем!

Зачем храмам нужны купола?

Купола православных храмов в том виде, как мы знаем их сейчас, — это вопрос исключительно традиции. В том смысле, что это так сложилось: у храмов должны быть купола. Причем, сложилось именно у нас. В православной Греции, например, — многие церкви возводятся вообще без привычных нам куполов.

Вот, например, церковь на острове Корфу: типичная православная греческая архитектура.

Как и этот храм: тоже Греция

Тогда какое на самом деле значение купола имеют для храма, если их не везде сооружают, и зачем они нужны храму?

Изначально купол — это всего лишь один из видов свода, которое может иметь здание. Например, такая конструкция будет идеальна, чтобы закрыть большие пространства, когда нужно избежать поддерживающих колонн.

Такой тип перекрытия известен с древнейших времен.

Еще до христианства купола возводились в культовых и важных для государства зданиях — короче говоря, там, где собиралось большое число людей: праздновать что-то или справлять религиозный обряд.

Со временем, купола стали уже напрямую ассоциироваться с «сакральными» зданиями. В христианской традиции купольный свод сразу стал символизировать небесный мир, вечность, вселенную.

Причем, символизм почти сразу стал основной стороной купола, поскольку в большинстве храмов (в тех странах и культурах, где он использовался) купол не имел и не имеет конструктивного значения и был просто «венчанием» конструкции.

Обратите внимание

Посмотрите: собор святой Софии в Константинополе (сейчас — это мечеть). Он был построен как православный храм в VI веке, но сохранил в себе «изначальный» подход к куполу — как к полноценному своду.

А вот храм в Барашах, Москва. Купол маленький, «символический». Роль же свода играет крыша-перекрытие.

То, что купол может играть «символическую», а не конструктивную роль, сложилось исторически.

 Например, на Руси:  первые сами храмы почти все были деревянными и выполнялись в технике классического сруба, поэтому перекрывать их большими куполами было конструктивно нелогично и нецелесообразно.

Купол уже не играл роль «крыши», а просто возвышался над храмом. Поэтому, правильнее их называть не куполами, а главами или «главками».

Это не древний храм, а современный: в подмосковном поселке Вербилки, но он хорошо иллюстрирует сказанное в отношении куполов у деревянных храмов:

А вот пример конструкции храма, когда купол, наоборот: действительно выполняет конструктивную роль. Москва. Храм Успения Пресвятой Богородицы недалеко от Пречистенки. Купол закрывает собой весь придел, хотя над ним все равно поставлен небольшая башенка, которую венчает «луковка».

Или храм в Михаила Архангела в подмосковной Кубинке. Тоже: большой свод в форме купола и над ним «луковка» поменьше.

Важно

Или главный собор Иоанно-Богословского монастыря в Москве. Не самый ярко-выраженный, может быть, пример, но тем не менее:

Купола действительно стали неотъемлемой частью русской традиции. Причем, нашим куполам присуща именно форма «луковки». Кто-то видит в этом напоминание о горящей свече. Возможно. Но изначально такого символизма в луковичную форму купола не вкладывалось — речь шла просто о красивой форме, которая гармонично завершала бы образ храма.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Сколько куполов бывает у храма?

Вообще говоря, сколько угодно — в том смысле, что никаких догматов или сформулированных законов на этот счет нет. Число куполов определяется архитектурной концепцией храма. Другое дело, что в христианской традиции за некоторыми числами хранится символическое значение или ассоциации, а потому число куполов в подавляющем большинстве случаем ограничивается следующем количеством:

  • Один купол символизирует Единого Бога
  • Три купола символизируют Святую Троицу
  • Пять куполов — Спасителя и четырех евангелистов
  • Семь куполов напоминают о семи Таинствах Церкви
  • Совсем редко: девять куполов символизируют девять ангельских
  • Еще реже: 13 куполов — Иисуса Христа и его двенадцать апостолов
  • Наверняка есть храм и с 33-ю главками: по числу лет земной жизни Спасителя.
Читайте также:  Честной пояс пресвятой богородицы

Цвета куполов: какие бывают?

Каким должен быть цвет купола в Церкви, это тоже не определяется каким-то правилами или канонами. То есть, он может быть любой (у храма Василия Блаженного на Красной Площади они, вообще, пестрые), но опять-таки — традиционно купола в русской традиции бывают такими:

Позолота — один из самых частых способов украсить главку. Никакой символической нагрузки тут нет: это просто очень красиво, величественно.

Синие купола (чаще всего — со звездами). Такие купола венчают храмы, посвященные Пресвятой Богородице. А звезды напоминают о Рождестве Христа от Девы Марии.

Зеленые купола. Вообще, в нашей Церковной традиции зеленый цвет — это символ Троицы или Святого Духа. Но в случае с куполами такой прямой зависимости нет. Вот, например, храм святителя Николая в Старом Ваганькове, рядом с метро Библиотека имени Ленина в Москве.

Ну и наконец: черные купола. Кто-то говорит, что они символизируют собой монашество и встречаются в монастырских храмах, но это не так. Есть достаточно городских, «приходских» храмов с черными главками. Например, старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы в Турчаниновом переулке — что в двух шагах от метро Парк Культуры.

Еще черными со временем становятся медные купола: медь с годами приобретает очень красивый черный цвет.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/skolko-kupolov-byvaet-u-hrama-i-kakie-kupola-byvayut/

Христианская газета Слово Пробуждения — Почему так много церквей?

Многие из нас часто задавали себе вопрос: «Почему так много разных церквей, откуда они появились и нужно ли так много различных церквей?» Давайте попробуем ответить на эти вопросы и для этого начнем с самого начала. 

Первая церковь появилась в Иерусалиме.

В День Пятидесятницы на учеников Иисуса Христа сошел обещанный им Дух Святой и они заговорили иными языками, незнакомыми для них самих, но понятными для евреев, пришедших на праздник с разных уголков Римской империи.

Апостол Петр, исполнившись Духа Святого, проповедовал Благую Весть Иисуса Христа о спасении и около трех тысяч человек, приняв его слово, крестились и присоединились к церкви. Так появилась первая, просто христианская, церковь.

Иудейские религиозные начальники всеми силами старались остановить распространение христианства. Сначала они угрожали, потом пытались применить силу, и, в конце концов, начали убивать христиан.

Однако, гонения не остановили распространение Евангелия. Произошло противоположное. Члены Иерусалимской церкви рассеялись по всей Иудее и Самарии.

Если сначала благовествовали только евреям, то теперь в христианство начали обращаться и жители других стран.

Выдающаяся роль в распространении Благой Вести среди язычников принадлежит апостолу Павлу. Всю свою жизнь он нес Евангелие во все уголки необъятной Римской империи. Империя не придавала христианству большого значения пока оно считалось разновидностью иудаизма, но как только христианство начало быстро распространяться, начались гонения. Тысячи христиан были замучены и уничтожены.

Совет

Но, несмотря на это, христиане не только не исчезли, но их количество существенно увеличилось. Высокие моральные принципы, любовь и верность в ранней Церкви оказали большое влияние на языческий Рим. В 313 году император Константин официально признал христианство. Христианство стало официальной религией государства.

Однако Церковь заплатила за это дорогой ценой — государство начало участвовать в церковных делах. К тому же, она подверглась сильному влиянию со стороны язычников, которым было трудно принять духовное поклонение невидимому Богу.

С этого момента в жизни Церкви начинают использоваться компромиссы для язычников — иконы, статуи и картины.  

Центрами христианства стали самые большие апостольские церкви: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская и Римская. В 330 году император Константин основал новый город Константинополь. После разделения империи, разделилась и церковь на Восточную и Западную. 

Константинополь стал центром Восточной церкви, а Рим — Западной. Отношения между ними становились все более и более напряженными. После того, как в пятом веке Рим пал под ударами германских племен, епископ Римский получил духовную и политическую власть.

Восточная церковь была под властью императора. Главная причина противостояния — это борьба за власть между папой Римским и патриархом Константинопольским. В конечном итоге это противостояние привело к расколу церквей.

Спор возник по незначительному вопросу: «Можно ли использовать опресноки (пресный хлеб с горькими травами) для причастия?». В 1054 году папа отлучил патриарха и его последователей, тот в свою очередь предал анафеме папу Римского.

Церковь разделилась на католическую и православную.

Средневековье — период наивысшего расцвета католической церкви и папской власти. Правители европейских государств подчинялись воле папы. К этому периоду относятся крестовые походы, распространение монашества и возникновение монашеских орденов.

Обратите внимание

Однако, католическая церковь постепенно отходила от истинной Церкви Нового Завета. Библия стала недоступна для народа. Католическая церковь завладела «монополией на спасение». Возникла продажа индульгенций. Купив индульгенцию, можно было получить прощение за свои грехи.

В это время появились люди, такие, как Джон Виклиф, Ян Гус, которые хотели изменить эту ситуацию. Однако Рим отказывался от предлагаемых ими реформ, а они сами подвергались жестоким преследованиям. Так, например, Ян Гус был сожжен на костре, как еретик.

Но, все же Реформация была неизбежна.

Началом Реформации считается 1517 год, когда Лютер прибил на дверь дворцовой церкви Виттенберга в Германии 95 тезисов против продажи индульгенций. Лютер выступил против папской власти. Он провозгласил, что высшим авторитетом в вопросах веры является не папа, не Церковь, но Библия.

Из Германии Реформация распространилась на всю Западную Европу. В результате этого, появились новые церкви, которые начали называться протестантскими.

Протестантские церкви были разнообразными, они отличались друг от друга организацией и обрядами, но основой их было одно — Библия, а не свод учений старцев церкви.

Лютеране сохранили многие обряды католической церкви, которые не противоречили Библии. Англиканская церковь удалилась от Рима немного далее. Реформаторские и пресвитерианские церкви, которые пошли за еще одним выдающимся лидером Реформации — Кальвином, отказались от всего, что не было обоснованно в Новом Завете.

Все протестантские церкви объединяло то, что они принимали Библию как высший авторитет и учили, что человеку не нужен никакой посредник между ним и Богом, чтобы получить спасение. Современные баптистские церкви и многие другие появились в Северной Америке. Отдаленные от Европы радикальные христианские служители сделали американское христианство очень творческим.

В Америке были представлены все протестантские церкви. Начиная с восемнадцатого века, в Америке и в Европе в протестантских церквях наблюдалось интересное явление, которое христиане называют пробуждением. Дух Божий вдохновлял какого-то служителя и пробуждение вспыхивало, захватывая тысячи людей. Особый интерес представляет английское пробуждение, лидером которого был Джон Весли.

Важно

Во времена проповедей Весли тысячи людей исцелялись, получали освобождение и обращались ко Христу.

Валлийское пробуждение 1904-1905 годов было начато Эваном Робертсом. Это пробуждение стало началом движения по всему миру. Весть о нем донеслась и в Лос-Анджелес. Многие верующие этого города начали молиться о том, чтобы и у них вспыхнул такой же огонь пробуждения. В 1906 году в Лос-Анджелес прибыл темнокожий проповедник Вильям Сеймур.

Он начал проводить библейские занятия, на которые приходило множество людей. Они крестились Святым Духом и начинали говорить на иных языках. Так началось пробуждение на Азуза-стрит.

Это движение, которое назвали пятидесятническим (от дня пятидесятницы, когда Дух Святой сошел впервые на учеников Иисуса Христа), распространилось по Европе и Южной Америке.

Огни пробуждения вспыхивали в разных странах, в разных церквях, но все они имели общую черту — изменялась жизнь людей. Многие люди исцелялись и испытывали необычайную радость и умиротворение.

Традиционные католические и православные церкви часто выступали против этих движений, они не хотели перемен.

В шестидесятые годы, когда на пятидесятников все еще смотрели с подозрением, началось харизматическое движение (от греческого «харизма» — дары Святого Духа) в традиционных церквях.

В епископальных, католических, православных, лютеранских церквях люди начинали креститься Святым Духом и говорить на иных языках. Некоторые харизматы остались внутри своих деноминаций, но многие организовали свои независимые церкви.

Совет

В последние годы возникло понятие «современная церковь». Выросло новое поколение лидеров. Они учат, что христианство должно быть не религией, но образом жизни современного человека.

Главной задачей таких церквей является проповедь Евангелия. В таких церквях используется современная музыка, библейские ценности преподаются на понятном сегодняшнему человеку языке.

Эти церкви быстро растут по всему миру.

С самого начала своего существования, церковь Иисуса Христа была призвана нести людям свет и спасение. И первые века вся ее деятельность была направлена именно на это.

Но затем, руководители церкви забыли о своем спасительном предназначении и увлеклись политическими и государственными вопросами. И в эти трудные времена Бог находил людей, которые продолжали нести свет спасения, невзирая на противление «традиционных» церквей.

Так возникло протестантство, а затем и баптизм, пятидесятничество и харизматическое движение.

Основная задача христианской церкви — это привести человека к Богу. И все церкви, которые исповедуют Триединого Бога, какие бы различные они не были, как бы они не назывались, имеют одного высшего руководителя — Иисуса Христа, который сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Бог не стоит на месте, и этого же он требует от своей церкви.

И все это разнообразие христианских церквей необходимо для того, чтобы каждый человек мог найти себе ту церковь, в которой он сможет принять Иисуса своим Господом и получить спасение. Чем больше различных церквей, тем больше возможностей существует для каждого человека принять спасение и обрести вечную жизнь, так как все церкви имеют одного главу — Иисуса Христа.

Роман КОТ
При написании статьи использованы материалы статьи
Людмилы Шапран www.glaubensgeneration.de

Источник: http://gazetasp.net/staty/2004g/76-pochemu-tak-mnogo-tserkvey.html

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.  

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции – символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Закономерно, что и у главного храма современной России  –  московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета.

Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главного храма Красной площади.

Что символизируют синие купола?

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета  венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола  могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть  ещё  серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три – Святую Троицу.

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы)  возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня. 

Голубые стены – церковь построена в  честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия.

Обратите внимание

Например, православный храм в честь Святой Троицы  в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала.

Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

По материалам “АиФ”

Читайте также:  Платит ли церковь налоги?

____________________

Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Источник: https://big-rostov.ru/eto-interesno/pochemu-kupola-pravoslavnyx-cerkvej-byvayut-raznogo-cveta/

Зачем тратить деньги на возрождение храмов, или Несколько слов о культуре

Мы часто слышим: «Зачем тратить огромные деньги на восстановление церквей, если вокруг столько нищих».

В последнее время на постсоветском пространстве восстанавливается множество ранее оскверненных и разрушенных святынь. Однако у некоторых людей деятельность Церкви, направленная на возрождение храмов, порой вызывает резко негативную реакцию. И вовсе не потому, что кому-то не нравится стиль или качество обновленных росписей или внешнего убранства восстановленных храмов.

В качестве главного негативного аргумента чаще всего звучит предположение, что на реставрацию должно тратиться много денег, которые, по частному мнению недовольных, лучше было бы направить на благотворительные цели.

Подобные упреки Церковь слышит не первый раз и не первое столетие. Самым первым критиком на данном поприще был Иуда:

«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали.

Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:3–8). 

Впрочем, не будем проводить прямые параллели с библейскими личностями (в конце концов, у всякого своя мотивация). Давайте посмотрим в корень ситуации.

Если бы тратой денег на церковное благолепие обеспокоились аскеты, раздающие все свое имущество на благотворительность, можно было бы впечатлиться.

Важно

Но кто вопрошает? Например, большинство обывателей смотрит по телевидению контент, который часто стоит огромных денег (возьмем безумно популярный сериал «Игра престолов», на производство только одной серии которого американский телеканал HBO тратит более 10 миллионов долларов).

Так почему бы всем критикам траты церковных денег не отказаться от сериалов, а заодно призвать НВО перестать снимать телефильмы и переквалифицироваться в какой-нибудь благотворительный фонд? При этом на производство фильмов денег уходит в сотни, а то и тысячи раз больше, чем на роспись храма.

Но ладно сериалы – от зрителей не требуется никаких жертв, но ведь есть блокбастеры, которые стоят намного дороже, и на их просмотр в кинотеатре обыватель тратит уже собственные деньги.

Можно не только призвать кинокомпании воздержаться от выпуска каких-нибудь очередных «Звездных войн» (бюджет VIII эпизода киносаги «Пробуждение силы», например, обошелся в $ 245 млн) в пользу бедных, но и самим не тратиться на билет, а передать сэкономленное в какой-нибудь детский дом.

Такие рассуждения заведомо абсурдны, тем более что Церковь успевает и храмы восстанавливать, и людям помогать. Но вопрос кроется глубже: а зачем нам, собственно, культура, к которой относятся и храмовые росписи? Нужно ли все это для благополучного общества?

Для православного христианина такой вопрос вообще не стоит. Ведь все церковное искусство, заключающее в себе и живопись, и архитектуру, и музыку, направлено на соединение человека в молитве с Господом. Оно создает среду, которая возвышает человеческую душу, вырывает ее из-под гнета серой повседневности.

Но даже если попытаться абстрагироваться от религиозной составляющей и посмотреть на церковную культуру с точки зрения человека светского, мы увидим, что духовная культура гораздо шире.

Ведь большая часть мировой культуры именно религиозная.

Все то, что составляет золотой культурный фонд нашей цивилизации, в большинстве своем вдохновлено религиозным чувством и продолжает вдохновлять новые и новые поколения живущих на Земле.

Совет

Вспомним, что после разрушительных войн многие страны, несмотря на послевоенную разруху и бедственное положение населения, стараются возродить пострадавшие памятники. Ведь роль культуры непреходяща, тем более религиозной.

Вот почему крайне неразумно после просмотра на диване очередного модного и дорогого сериала спешить написать в «Фейсбуке» нечто «обличительное» в адрес Церкви и ее средств.

Дмитрий Марченко

Источник: https://pravlife.org/ru/content/zachem-tratit-dengi-na-vozrozhdenie-hramov-ili-neskolko-slov-o-kulture

Почему православные люди строят храмы?

свящ. Константин Пархоменко

Сижу как-то на лавочке, подставляю лицо теплому осеннему солнцу. Подходит интеллигентно одетая старушка.– Не помешаю?– Что вы, – говорю, – мне даже будет очень приятно, если вы посидите рядом.Присела, помолчала. Потом:– Можно вопрос?– Пожалуйста.

Робко: – Вот вы не думали, откуда такая красота? Солнце льет свои лучи, земля их благодарно принимает, поют птицы…Отвечаю, уже догадываясь, кто моя собеседница: – Почему же не думал? Думал и считаю, что все это сотворил наш любящий Отец Небесный.

 Моя собеседница, уже смелее: – Вот! Небесный! Как грустно видеть вокруг, что славу Небесного Отца люди унизили. Возвели дома, украсили их золотом, статуями, иконами, зажигают там свечки, машут рукой и думают, что Богу это приятно.

А ведь говорит Апостол: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду». (Деян. 17, 24-28.)Говорю: 

– Кто бы сомневался, что Бог не в рукотворенных храмах живет. Наши храмы – это не жилища Божии, а место собрания верующих людей. Они так и называются – церкви (а это слово переводится как собрание), соборы (это слово говорит само за себя)…

– Э, вы забыли, – перебивает старушка, – слово храм! Православные называют свои молельные дома ХРАМЫ. Это прямо как у язычников – храмы были понастроены… Так и тут, храмы…Спрашиваю: – А вы знаете, что это слово означает?Моя собеседница задумалась: – Ну, храм… храм… Нет, я не знаю происхождения этого слова.

– А все, – говорю, – просто. Слово храм – это видоизмененное слово хоромы. Так на Руси называли красивое высокое здание. Вот и все, никакого ужаса.

Старушка была сбита с толку и начала листать Библию. Нашла и зачитала: – Или, вот это: «Иисус говорит…: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (Ин. 4, 21-24.)– Ну и что, у православных разве по-другому? Мы тоже поклоняемся Богу где угодно, на любом месте. Мы молимся дома, на работе, в пути… А в тех местах, куда нам удобно собраться на общую молитву, мы строим храмы.

Теперь, что касается того, что мы должны поклоняться Богу духовно и истинно. Мы так Ему и поклоняемся. Молимся душой, а разные молитвенные жесты помогают нам настроиться на молитву, выразить жестами наши чувства, нашу любовь к Богу. Ведь сказано: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор.

6, 20). Слышите: и в телах ваших, и в душах ваших!

К нам подошла еще одна пожилая женщина. Моя собеседница оживилась и стала чуть смелее. У вновь пришедшей в руках тоже была Библия. Как я понял, она проповедовала в стороне, но, видимо, свои дела окончила и решила примкнуть к приятельнице.– Можно присоединиться к вашему разговору? – тактично спросила она.

Я приветливо пригласил ее присесть: – Приятно поговорить с умными и верующими дамами и развеять некоторые их стереотипы.

Обратите внимание

Дамам это не понравилось, и они поежились: – У нас нет стереотипов…– Нет? Значит, вы действительно способны изменить свое мнение? Вот скажите, будете вы и других соблазнять словами о том, с чем мы только что разобрались?

Старушки молчали. Я продолжил: 

– Не имеет смысла говорить о чем-то, если вы слушаете, видите, что я опроверг ваши слова, но тут же забываете то, что я сказал, и спешите другой аргумент на мне испробовать. Зачем такой разговор? Если вы не готовы ничего менять в своем мировоззрении, если вы закрыты для размышления и только в голове прокручиваете загруженную матрицу, программу, то… нет смысла в нашей беседе. Тогда оставьте меня и идите с Богом.Новая гостья перевела разговор: – Да, но и Христос плохо относился к храму…

– Что за чушь, простите? Это вас на ваших собраниях так учат? Христос молился в храме, проповедовал. Видя его осквернение, Спаситель проявил ревность о храме и сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников!» (Мф. 21, 13.) Кстати, Христос считал, что Бог Отец посещает этот храм, обитает в нем.

Женщины вытаращили глаза, это было что-то совсем новенькое…– Ну, вот дайте Библию. Открываем Евангелие от Матфея, 23-я глава, 21-й стих: Христос обличает фарисеев, клянущихся храмом и нарушающих клятву. Среди прочего, Он говорит: «Безумные и слепые!.. клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем».

Они молчали, и мне показалось, что я услышал характерное похрустывание, которое выдает мой старенький компьютер, когда ему ставят сложную задачу.– Спаситель, – продолжил я, – даже признавал, что от храма можно получить освящение. Вот здесь же, в 19-м стихе. «…что больше, – спрашивал Он, – дар или жертвенник, освящающий дар?» (Мф. 23, 19.)Наши дамы упорно молчали.

И я продолжил: – Господь предсказал, что все народы, уверовавшие в Него, будут иметь храмы: «дом Мой, – говорил Спаситель, – домом молитвы наречется для всех народов». (Мк. 11, 17.) Пока существовал Иерусалимский храм, Апостолы и первые христиане ходили молиться туда [1].

 – Но ведь это только в Ветхом Завете Бог повелел построить храм, про Новый Завет Он такого не говорит… – робко сказала моя первая собеседница.

– Как же? Господь еще в Ветхом Завете предсказал создание обновленного храма – храма новозаветного, и это пророчество напоминает Апостол Иаков: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие». (Деян.

15, 16-17.)То есть, Господь обещает восстановить скинию Давидову (при Давиде храм был палаткой – скинией), но исправленную, очищенную. Вот христианские храмы по всей земле, в которых славится Имя Божие и люди питаются Божественной Пищей – причащаются Тела и Крови Христовых, и есть исполнение Божьего предсказания.– Но храмы появились поздно, после 4-го века.

 – Это вступила вторая наша совопросница. – Что вы!.. Храмы были у христиан в те годы, когда их разрешали строить. Вот смотрите: целый год, читаем об Апостолах, «собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». (Деян 11, 26.) То есть, где-то в Антиохии были церкви, где собирались христиане.

 А потом, с 60-х годов 1-го века начались гонения. Какие тут храмы?.. Опять строить храмы начали после прекращения гонений.Но даже во время гонений были храмы, если их можно было спрятать. Так, сегодня учеными найдены пещерные храмы на Востоке, подземные храмы в Риме – в катакомбах.

Специальные помещения украшались христианскими символами, приспосабливались для совершения богослужений.Первая дама перебила меня: – Сколько времени будут на земле храмы?– До Второго Пришествия Господня.Мои собеседницы опять оказались сбиты с толку: – Почему вы так думаете?..

– Но мы же верим Апостолу Павлу, который сказал, что «в храме Божием сядет он (это Апостол об Антихристе), как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс. 2, 4). И его-то, Антихриста, Господь Иисус Христос «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фесс. 2, 8).Значит, до самого Второго Пришествия Господа и будут храмы…Время поджимало, я извинился и поднялся со скамейки. И, прежде чем уйти, спросил: – Было всем нам полезно и интересно?– Да, – как-то вяло ответили они.– Не хотите мне что-то приятное сделать в знак благодарности?– Хотим, но что?– Придите в православный храм, в котором я молюсь и проповедую. Я вам расскажу о храме и о Православии.Женщины обещали, и мы расстались.

Хороший совет напоследок: 

Друзья! Очень часто люди говорят мне, что усомнились в нашей Православной вере, что-то услышав, прочитав, поговорив с кем-то. Я всегда говорю таким людям: «Вы же не обязаны все знать, вы же профессионально этим не занимаетесь. Тогда что ж вы усомнились? Придите и поговорите со священником, поищите ответ в Интернете. Уверяю, на всякий, даже каверзный, вопрос есть свой твердый и верный ответ. Поэтому усомняться от того, что где-то кто-то что-то сказал, – это просто глупость и самомнение.

Кстати говоря, к теме о храмах…

Несколько лет назад молодой американский фотограф Джо Джонсон осуществила интересный проект. Этот проект называется «Mega Churches» – «Мегацеркви».Джо ездила по Америке и снимала огромные церкви разных протестантских деноминаций.

Важно

Рассматривая эти фотографии, видишь, что человек, даже позиционирующий себя как не признающего никакой обряд, не может уйти от обряда, от внешнего оформления своей веры. Пусть в этих «храмах» нет икон, свечей и кадил…

Но есть дымовые установки, световые спецэффекты, мощные звуковые усилители, которые тоже работают на создание определенной атмосферы на богослужении.

Чем стилистика протестантского храма «хай тек» лучше, чем православный храм?Когда вам скажет протестант: «Что же вы позолотили купола, вместо того чтобы деньги сиротам раздать?», ответьте ему:«Мы позолотили купола, а вы купили дорогую звуковую аппаратуру.

Наши купола на сто лет останутся, а аппаратуру все время надо обновлять. По деньгам, если уж их считать, у вас не меньше выходит…»

[1] Апостолы, после Воскресения Господня, пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 53); Апостол Павел приходил в Иерусалим для поклонения (Деян. 24, 11) и молился в храме (Деян 22, 17).

Источник: https://subscribe.ru/group/tainstva-pravoslavie/7476937/

Ссылка на основную публикацию