Платит ли церковь налоги?

Какие налоги платит церковь в России? Платит ли церковь налоги в России? :

Еще со времен СССР церковь жила своей жизнью, отдельно от государства. Какие налоги платит церковь в России, если она сама по себе, и вносит ли вообще какие-либо отчисления в государственный бюджет?

Около десяти лет решается вопрос о налогообложении доходов религиозных организаций. Большинство людей считают, что церковь должна платить налоги, как и все граждане, так как собирает очень большие суммы пожертвований с людей и тратит эти деньги на свои нужды. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с информацией о прибыли данной организации.

Прибыль религиозных организаций

Так как церковь – это некоммерческая организация, то, по закону, она должна сама себя обеспечивать. Цель существования некоммерческой организации заключается не в приобретении прибыли. Основные доходы церкви:

  • продажа церковных принадлежностей;
  • пожертвования прихожан;
  • плата за поминовения и венчание, крещение и другие обряды;
  • кружечные сборы.

Кроме того, православная церковь в России владеет несколькими коммерческими предприятиями, с дохода которых полностью обеспечивает около 19 тысяч приходов.

По законам РФ, такой вид деятельности религиозным организациям не запрещен. РПЦ владеет 10 цехами по изготовлению свечей. Себестоимость свечей и цена изделий в церкви существенно разнятся.

Розничная стоимость превышает во много раз расходы на изготовление.

Патриарх Кирилл на последнем собрании сообщил о том, что РПЦ содержит 34,5 тыс. храмов и 293 епархий. Каждый месяц пожертвования в церкви переводятся в епархию.

Обратите внимание

От таких взносов освобождаются (на некоторое время) только объекты, которые находятся в процессе восстановления или строительства. Сборы пожертвований производятся главным епископом каждой церкви.

В свою очередь он лично ведет отчет для патриархии.

Около трех миллионов рублей составляет ежемесячный доход храмов в России. Бухгалтерия РПЦ ведется по такому принципу: после службы вскрывается коробка с пожертвованиями от прихожан, которые передаются в церковную казну.

Каждый месяц в епархию передается бухгалтерская отчетность, где четко расписано количество служб, крещений, венчаний т. д. и указано, какой процент был перечислен в епархию.

Этот процент может колебаться в диапазоне от 10 до 50 %.

Зарплаты священников в России на 2016-2017 годы

В Российской Федерации все происходит не совсем так, как в остальных странах. Для ведения экономического управления церковных организаций в 2009 году было создано Финансово-хозяйственное управление. Сегодня священники в России имеют такие документы:

  • трудовая книжка, где указана должность;
  • медицинская страховка;
  • номер в Пенсионном фонде.

Зарплаты служителей церкви устанавливаются настоятелем в виде фиксированной суммы. Она равняется средней заработной плате сотрудника государственной сферы (учителей, медиков, психологов и т. д.).

В 2013 году был принят закон, на основании которого священники, нуждающиеся в финансовой помощи, могут обратиться за помощью к епархии.

Также в этом законе прописано, что духовные служители имеют право на социальную защиту, поэтому была создана комиссия по попечению тех, кто в этом нуждается.

Российское законодательство по отношению к РПЦ

Платит ли церковь налоги в России? Так как церковь – это некоммерческое организация, то, в соответствии с законом, принятым в апреле 2006 года, она должны подавать ежемесячную финансовую отчетность Федеральную регистрационную службу (ФРС).

В течение года патриархи добивались упрощения условий отчетности, и в апреле 2007 года в закон были внесены поправки. Целью такого действия стало облегчение церковной финансовой отчетности.

В соответствии с внесенными поправками, отчетность должна вестись по четырем статьям:

  1. Согласно уставу, должны быть отчеты основных видов деятельности.
  2. Служителям следует отмечать поступления финансовых средств как от российских, так и от заграничных юридических лиц.
  3. Необходимо также указывать средства от пользования другим имуществом.
  4. Следует вести отчетность о расходах денежных средств, которые были получены от граждан РФ (организаций, зарегистрированных на территории РФ), от лиц без гражданства и от заграничных организаций.

Какие налоги платит церковь в России?

Для религиозных организаций законодательством РФ предусмотрены льготы на оплату налогов. Церкви были освобождены от следующих оплат (льготы на налоги ст. 381 НК РФ):

  • налога на землю;
  • налога на имущество, которое используется в религиозных целях (согласно ст. 381 НК РФ);
  • налога на церковные обряды и продажи церковных предметов (закон гласит, что церковь не оплачивает налоги на добавочную стоимость с продажи религиозных предметов).

Льготы на налоги с продажи церковных предметов

В 2001 году Правительством РФ был установлен полный список религиозных предметов, которые не попадают под налогообложение. Список содержит пять исключений:

  1. Предметы религиозного поклонения, в том числе иконы, рамки икон, престолы, жертвенники, конические изображения, облачения и так далее.
  2. Убранство храмов и элементы архитектуры.
  3. Атрибутика церковная, в том числе кресты, ладанки, медальоны, ордена, памятные знаки и другое.
  4. Предметы для богослужения и для совершения обрядов.
  5. Одежда религиозного назначения: мантии, фелони, стихари, поручи, пояса и так далее.

Льготы по налогу на имущество

В Налоговом кодексе РФ РПЦ освобождена от оплаты налогов на имущество, которое используется в религиозных целях. Льготы по налогу на имущество не учитываются, если объекты не подпадают под религиозное использование (например, общежития или братские корпуса).

В соответствии с законом ст. 372 НК, налог на имущество является налогом региональным, поэтому органы отдельных субъектов РФ вправе установить на территории собственные льготы для некоторых некоммерческих организаций.

Вследствие чего религиозные организации платят нулевой процент налогообложения.

Налоги на землю

Какие налоги платит церковь в России за земельные владения? По закону РФ, церкви освобождены от налогов на земельные участки, если на этих участках размещены религиозные сооружения. К таковым относятся:

  • объекты для богослужения (часовни, храмы и др. культовые здания);
  • объекты религиозных почитаний (паломнические центры, которые принадлежат Православной Церкви);
  • духовные объекты образования (семинарии, школы духовенства, училища и общежития);
  • здания, которые служат для другой деятельности церкви (строения для благотворительных целей).

Платит ли церковь налоги в России за сооружения на своей территории, которые не относятся к религиозным объектам? РПЦ использует такие льготы на землю и строит на своих территориях здания, которые не предназначены для религиозных целей. За такие постройки налог в государственную казну также не оплачивается.

Налоги на прибыль

Еще какие налоги платит церковь в России? РПЦ является налогоплательщиком на прибыль. Но это не распространяется на такие виды доходов:

  • доходы от имущества;
  • целевые поступления, к которым причисляются деньги на содержание некоммерческих организаций (взносы, благотворительные доходы, полученные средства от физических лиц, финансирования из бюджета РФ, имущество, переходящее по наследству).

Данные денежные поступления должны использоваться для осуществления основной деятельности храмов. Для того чтобы по закону использовать такие денежные средства, они должны соответствовать требованиям:

  • средства предназначены только для содержания церквей, храмов и религиозных объектов;
  • должен вестись полный финансовый учет прихода и расхода;
  • по окончании налогового периода церковь должна предоставить в налоговую службу свой денежный отчет, где будет расписано целевое использование полученных средств.

Если вышеперечисленные требования не будут выполнены, то денежные поступления будут расцениваться как нереализованный доход.

Налоги на транспорт

Большой интерес у граждан вызывает такой вопрос: «Какие налоги платит религиозная организация за использование автомобилей?» В соответствии с законом 357 НК, налог на транспортное средство оплачивает человек, на которого зарегистрирована машина. Льготы в этом случае власти РФ не предоставляют. Поэтому с транспортных средств, которые принадлежат духовным организациям, налог нужно уплачивать в полном размере. Но по факту льготы на автомобили вводятся законами субъектов РФ.

Мнение граждан об уплате налогов РПЦ

Многие считают, что оплата в государственный бюджет не производится со стороны Православной Церкви. На счетах таких организаций находятся миллиардные состояния, которые никем не контролируются. Граждан возмущают не только льготы на налогообложение, но и государственные бонусы от правительства РФ:

  • избавление от уплаты всех коммунальных услуг;
  • бесплатное использование электроэнергии.

Не только экономический вопрос, но и политика православной церкви волнует жителей страны. Например, прихожане жалуются на такие объявления в церкви: «Ставить свечки в храме можно только собственного производства, чужие свечи ставить запрещено».

Активисты считают, что Русская православная церковь должна вести свою деятельность на основании законов страны. Но есть и те, кто утверждает, что церковь не обязана платить налоги в государственную казну, так как находится на своем обеспечении, никак не финансируется со стороны госбюджета.

Источник: https://BusinessMan.ru/kakie-nalogi-platit-tserkov-v-rossii-platit-li-tserkov-nalogi-v-rossii.html

Платит ли налоги церковь в России

Уже много лет не утихают споры по поводу того, платит ли церковь налоги государству или нет. Большинство считает, что если она собирает взносы с граждан, то не должна только делить их между собою, помогая таким образом обогащаться верхушке священнослужителей, но и отдавать определенную часть доходов на развитие государства. Итак, давайте разберемся с данным вопросом.

Доходы церкви

Согласно официальным источникам церковь является некоммерческим предприятием и существует на самообеспечении. А относительно этого можно сделать вывод, что  церковь не облагается налогом. Основная цель такое предприятия заключается не в получении прибыли.

К основным ее доходам относят:

  • платы за требы и поминовения,
  • прибыль за продажу книг, утвари, свечей,
  • пожертвования,
  • тарелочно-кружечный сбор.

Есть также и некоторые коммерческие предприятия, которые приносят доходы. Согласно определенной статьи ФЗ – это не запрещено.

Мнение населения по поводу доходов храмов

Большинство считает, что религиозные общины не делают никаких взносов в казну государства, там самым накапливают на своих счетах миллиардные состояния, которые никем не контролируются. Также население выступает и против определенных льгот и привилегий, которые получили церкви от государства:

  • бесплатная подача электроэнергии,
  • освобождение от оплаты коммунальных услуг.

Также вызывает много споров и поведение самой церкви в некоторых ситуациях. Так в некоторых храмах можно увидеть запрет покупать свечи в других местах.

Говоря о том, облагается ли церковь налогами в России, многие придерживаются мнения, что раз такая организация находится в государстве, то стоит платить налоги в государства, а также вести деятельности и жизнь относительно действующих правил.

Какие налоги платит церковь в России

Да, религиозные организации имеют определенные льготы и послабления, но это не освобождает их от уплаты некоторых налогов.Как действительно обстоят дела с налогами в церкви:

  1. При уплате налогов не принимаются во внимание целевые средства, которые получают от продажи книг, утвари и совершения обрядов. Также не подпадает под обложение налогов благотворительные взносы от юридических и физических лиц. Полностью уплачиваются налоги от доходов дочерних предприятий, хотя большинство из них и так находятся на упрощенном налогообложении.
  2. Часть некоторых обрядов и операций подпадают под обложение НДС.
  3. Не в полном объеме платятся налоги и с имущества.
  4. В полном объеме облагаются налогом алкогольные напитки, которые производятся в монастырях.
  5. Освобождаются также религиозные общины от уплаты земельных налогов.
  6. Региональным считается взнос по транспортному налогу.

Таким образом можно сделать вывод, что церковь является налогоплательщиком, хотя и вносит значительно меньше взносов в казну государства, чем прочие предприятия. Те физические лица, которые работают на религиозных предприятиях, могут быть спокойны, так как за них платят все отчисления.

Церковь должна помнить о том, что уплата налогов поможет развеять и свести к минимуму разговоры об обогащении священнослужителей.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/platit-li-nalogi-cerkov-v-rossii/

Платит ли РПЦ налоги?

ОТВЕЧАЕТ Ольга ТРОШИНА, старший налоговый инспектор:

– Платит. Но далеко не все и не всегда. В ряде случаев закон предоставляет религиозным организациям льготы по налогам. Так, например, в соответствии со ст.

381 Налогового кодекса (НК РФ) все религиозные организации освобождаются от уплаты налога на имущество, используемое ими для осуществления религиозной деятельности.

Под льготу подпадают, в частности, здания храмов, синагог, мечетей и иных объектов, предназначенных для совершения богослужений, а также здания семинарий, медресе и прочих учреждений профессионального религиозного образования. А в соответствии со ст.

395 НК РФ религиозные организации освобождаются также от уплаты земельного налога за участок, на котором расположены все здания, строения и сооружения вышеназванных организаций.

Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, согласно ст. 251 НК РФ, не учитываются доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Наконец, при продаже такие предметы и литература не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ).

Это же касается проведения религиозных обрядов и других культовых действий, а также ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций.

А вот, например, по транспортному налогу закон льгот для религиозных организаций не предусматривает. На общих основаниях платят налоги (подоходный, транспортный, земельный, на имущество) и священнослужители, вне зависимости от принадлежности к той или иной конфессии.

“Родная газета”
1 сентября 2006 г.

Более подробно:

“Налоговый кодекс гласит, что предметы религиозного значения и религиозной литературы освобождаются от налога на добавленную стоимость (пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Но полного списка Кодекс не раскрывает.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "сладкое лобзание"

Их Перечень содержится в Постановлении Правительства РФ от 31 марта 2001 г.

Важно

N 251 “Об утверждении Перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость”.

Источник: https://yury-st.livejournal.com/107762.html

Платит ли Церковь налоги в России: 4 источника дохода РПЦ

Господь Иисус Христос проповедовал заботиться о спасении души, а не о накоплении земных богатств. Противники Церкви, а также многие миряне указывают на это обстоятельство, когда речь идёт о доходах Русской православной церкви.

Духовенство отвечает им тем, что говорит о необходимости финансирования церковных общин для поддержания деятельности Церкви как религиозного сообщества христиан. Действуя на территории того или иного государства, Церковь подчиняется его законам. Поэтому на вопрос: платит ли церковь налоги в России необходимо отвечать утвердительно.

Апостол Павел хвалил общины, поддерживающие финансово соотечественников

В богословии вопрос материального обеспечения Церкви хорошо разработан. Богословы отмечают, что Церковь — это сообщество людей, соединённых православной верой, законом Божием, священноначалием и Таинствами.

Русская Православная Церковь нуждается в материальных средствах как человеческое сообщество.

Как Тело Христово Церковь никаким земным законам не подлежит и не нуждается ни в чём вещественном. При этом как человеческое сообщество она вынуждена подчиняться условиям земного порядка и поэтому нуждается в материальных и финансовых средствах.

Собор Двенадцати Апостолов (новгородская икона, XV век).

Как Тело Христово Церковь не нуждается ни в чём вещественным, но как человеческому сообществу её нужны материальные и денежные средства

Для проведения религиозных обрядов и церемоний необходимы специальные здания ― церкви.

Также нужна церковная утварь, облачения священников, свечи и т.д. В состав Церкви входит клир, то есть те представители духовенства, для которых служба в храме и управление церковными делами — единственное профессиональное занятие.

Иным способом заработать денежные средства, кроме служения в Церкви они не могут.

Андрей Рублёв. Святой Апостол Павел, икона около 1410 года. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорил о том, что церковная община должна содержать своих пастырей

Именно поэтому апостол Павел в Послании к Коринфянам предписывает церковной общине содержать пастырей:

41-е Апостольское правило предоставляет всем епископам и клирикам получать содержание от своей паствы. При этом как тягчайший грех симонии признаётся взимание платы за преподание таинств Причащения. Симония в широком смысле — это, продажа Таинств Святого духа. Также священничеству запрещено взимать плату с иных таинств и насущно необходимых треб.

Основа церковного имущества ― пожертвования

РПЦ приняла «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В них особо подчёркивается, что имущество религиозных организаций имеет особый жертвенный характер. Именно поэтому утверждается его принципиальная неприкосновенность.

Согласно Священному Писанию, жертва признаётся святой, то есть в прямом смысле принадлежащей Господу, жертвователь подает Богу, а не священнику(Лев 27. 30; 1 Езд 8. 28). Жертва носит добровольный характер и совершается в религиозных целях. Именно поэтому на пожертвование не распространяются автоматически мирские законы, регулирующие, в том числе вопросы налогообложения.

Содержание издания «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». 2008 год. В ней говорится о том, что имущество Церкви носит жертвенный характер.

Как жертва оно неприкосновенно

Во времена СССР доходы Русской православной церкви в основном состояли из добровольных пожертвований.

Совет

Кроме того, в их состав включалась также продажа церковных свечей, оплата треб и приобретение предметов религиозного назначения.

В наше время к этим источникам финансирования добавились и иные доходы. Связано это обстоятельство с тем, что в Российской Федерации религиозные объединения восстановлены в правах для ведения ими хозяйственной деятельности.

Бюджет РПЦ имеет 4 основных источника дохода

Бюджет РПЦ объективной оценке не поддаётся. Связанно это с тем, что у Русской православной церкви отсутствует централизованная бухгалтерия. Кроме того, бюджеты приходов утверждаются каждый год на приходских собраниях, поэтому они малодоступны. За границы прихода они обычно не выходят. Бухгалтерская отчётность епархий и Патриархии также закрыта.

Тамбов. Епархиальный свечной завод. Открытка из коллекции И. Вечерова. 1900-е годы.

Прибыль от продажи свечей — традиционный источник дохода Православной церкви

Такая закрытость и приводит к тому, что у мирян возникает вопрос: кто финансирует деятельность РПЦ? Что бы не возникало подозрений на тему: на какие средства существует Русская Православная Церковь, стоит сказать о том, что доход среднего её прихода составляет несколько тысяч долларов в год. Его доходы складываются из следующих четырёх основных компонентов:

  • прибыль от продажи свечей;
  • пожертвования за требы и поминовения;
  • пожертвования во время богослужения (тарелочно-кружечный сбор);
  • прибыль от продажи религиозной литературы и предметов культа.

Отдельно стоит отметить, что РПЦ также получает финансирование от государства. Оно идёт на ремонт православных памятников архитектуры, находящихся в ведении государства. Кроме того, на такой же основе финансируются различные проекты и программы, инициируемые РПЦ.

На деньги Министерства культуры снимаются фильмы православной тематики, а также печатается литература. Так как в РФ Церковь отделена от государства, подобное финансирование может быть только косвенным, а не прямым.

ООО «Художественно-производственное предприятие «СОФРИНО» Русской Православной Церкви». Производственный цех.

РПЦ также получает доход от принадлежащих её коммерческих предприятий

Кроме того, Церковь получает доход от принадлежащих её коммерческих предприятий.

Они производят продукты питания, ювелирные украшения, сувениры и т.д. Независимые источники оценивают годовой доход РПЦ в 500 миллионов долларов год.

На какие средства существует РПЦ указанно в Уставе Русской Православной Церкви

Экономическая деятельность Русской православной церкви в Российской Федерации осуществляется согласно законодательству о религиозных организациях. При этом необходимо отметить, что каждая структурная единица РПЦ: приход, монастырь, епархия, учебное заведение зарегистрирована как отдельное юридическое лицо или религиозная организация.

В РПЦ каждый храм ― отдельное юридическое лицо.

Именно поэтому все структурные подразделения Церкви имеют право самостоятельно распоряжаться, принадлежащим им имуществом.

В официальном Собрании документов Русской Православной Церкви помещён Устав Русской Православной Церкви. Он говорит о том, что РПЦ единственный конечный владелец всего церковного имущества

В 2000 году принят Устав Русской Православной Церкви. В министерстве юстиции он не регистрировался и поэтому правового значения не имеет. Он используется для регулирования церковной жизни внутри РПЦ.

В нём имеются положения, говорящие о том, что РПЦ признаётся конечным обладателем права собственности и распоряжения имуществом, находящимся в ведении всех её структурных единиц.

В Министерстве юстиции зарегистрирован имеющий юридическое значение «Гражданский Устав РПЦ». К сожалению, он нигде не публиковался и ничего не известно о его содержании. Это обстоятельство препятствует получению информации об его положениях, касающихся к экономической и налоговой политики РПЦ.

Доход РПЦ облагается как доход некоммерческой организации

Для целей налогообложения, как сама РПЦ, так и её структурные подразделения рассматриваются в качестве некоммерческих организаций.

Юристы Патриархии длительное время добивались от Правительства РФ того, чтобы оно приняло упрощённую форму налоговой отчётности для религиозных объединений.

В результате на сегодняшний день они отчитываются всего лишь по четырём статьям:

  • основные виды деятельности в отчётном периоде в соответствии с уставом;
  • источники формирования имущества (здесь указываются поступления, как от российских, так и иностранных юридических лиц);
  • сведения о расходовании денежных средств (здесь указываться сведения о том, что некоммерческой организацией израсходованы денежные средства, полученные ею от международных и иностранных лиц, физических лиц, имеющих гражданство иностранного государства и лиц без гражданства;
  • сведения об использовании иного имущества.

Вскрытие ящика пожертвований на восстановление храма Иоанна Златоуста в селе Анненково-Лесное Майнского района. 2017 год. В Русской Православной Церкви ведётся строгий учёт всех поступающих в качестве пожертвований денежных средств. Сведения об этом своевременно передаются в Федеральную налоговую службу

Этих сведений вполне достаточно для того, чтобы Русская Православная Церковь могла ответить на вопрос: какие налоги РПЦ уплачивает государству?

Что же касается вопросов их уплаты, то она производится на основании действующего в стране налогового законодательства. При этом та или иная структурная единица Церкви, например, приход, может самостоятельно избрать систему налогообложения.

Необходимо отметить, что налогообложение религиозных организаций имеет свои особенности, связанные с тем, что такие организации не оказывают услуг и не реализуют товары.

Государство предоставляет Церкви существенные налоговые льготы

Русская Православная Церковь уплачивает налоги государству на общих основаниях с любыми другими религиозными организациями.

При этом необходимо отметить, что, учитывая особую роль таких организаций в обществе, в России церкви были освобождены от уплаты ряда налогов.

Именно поэтому Русская Православная Церковь не платит налоги, перечисленные в Налоговом кодексе в разделе «льготы по налогообложению».

Обратите внимание

Алтайская митрополия, Барнаульская Епарихия, церковная лавка. Распространение предметов религиозного назначения не является торговлей.

В штате церковной лавке нет должности продавца, а сеть должность сборщика пожертвований

При этом необходимо отметить, что некоторые термины, используемые в налоговом законодательстве при предоставлении Церкви налоговых льгот, до сих пор не разъяснены.

Например, это относиться к понятию «религиозной деятельности» или же «предметов богослужебного назначения». Такое положение даёт повод для критики РПЦ антиклерикальными кругами.

Церковь не уплачивает 4 вида налогов: земельный, на имущество, прибыль от обрядов и продажи религиозных предметов.

В настоящее время список таких льгот, согласно ст. 381 НК РФ следующий:

  • земельный налог в том случае, когда на земельном участке размещены здания, религиозного или благотворительного назначения;
  • налог на имущество, используемое в религиозных целях;
  • налог на прибыль от доходов, полученных в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Ферапонтов Лужецкий монастырь. 4 июня 2011 года. Церковь не уплачивает земельный налог в том случае, когда на земельном участке находятся здания, религиозного или благотворительного назначения

Религиозные организации уплачивают в настоящее время акцизы и транспортный налог. Кроме того, в полном размере уплачиваются взносы в страховые фонды. Доходы физических лиц-работников РПЦ облагаются налогом на доходы физических лиц. Здесь никаких льгот нет и быть не может.

Налоговая и бухгалтерская отчётность религиозных организаций имеет свои особенности

Бухгалтерская и налоговая отчётность религиозных организаций имеет свои особенности. Например, в 2001 году Правительство РФ установило полный список религиозных предметов, реализация которых налогом не облагается. Он насчитывает пять пунктов:

  1. Предметы религиозного поклонения: иконы, рамки икон, престолы, жертвенники, конические изображения, облачения и т.д.
  2. Внутренне убранство храмов и архитектурные элементы.
  3. Церковная атрибутика: кресты, медальоны, ладанки, памятные знаки и т.д.
  4. Предметы для богослужения и совершения обрядов,
  5. Одежда религиозного назначения: мантии, фелони, поручи, пояса и т.д.

Реставрация Храма Святителя Николая Чудотворца в селе Клёново. 2010 год. Все денежные поступления в адрес религиозной организации она должна использовать для содержания церквей, храмов и иных религиозных объектов

Кроме того, существует особый порядок использования денежных поступлений. Они должны использоваться исключительно для осуществления основной деятельности храмов.

Чтобы не нарушать закон, религиозная организация должна использовать эти денежные средства только для содержания церквей, храмов и иных религиозных объектов.

Религиозная организация должна вести полный финансовый учёт прихода и расхода.

После того как налоговый период закончится, приход должен предоставить в соответствующую налоговую инспекцию. Если этого не сделать, денежные поступления налоговики расценят как нереализованный доход. Они могут обложить налогом.

Поэтому бухгалтер, работающий в религиозной организации, должен иметь опыт работы по данному направлению, иначе она будет нести серьёзные материальные потери.

Противники РПЦ периодически задают вопрос: кто финансирует Русскую Православную Церковь с целью её критики

Противники Русской Православной Церкви серьёзно критикуют за её экономическую и налоговую политику. Например, в вину ей ставится то обстоятельство, что региональные власти часто предоставляют епархиям и приходам разнообразные льготы.

В результате они не платят даже коммунальные услуги и не оплачивают электроэнергию. Это вызывает протесты у тех лиц, которые считают данное обстоятельство признаком стяжательства.

Видеоролик: На какие деньги живет РПЦ? В видеосюжете представлено журналистское расследование журналиста телеканала «Сибирь-ПРО» Петра Дерягина о финансовом состоянии Русской Православной Церкви

Представители РПЦ на это отвечают, что Церковь работает в России в соответствии с российскими законами. Все льготы, получаемые ею от власти, находятся в правовом поле. Кроме того, такие же преференции получают и иные религиозные организации, работающие в стране.

Если же в отдельных приходах и возникают какие-то недоразумения, то это результат перегибов на местах. Русская Православная Церковь нести ответственность за них не может.

Источник: https://hranitel.club/634-platit-li-cerkov-nalogi-v-rossii

Иером. Ириней (Пиковский). Доходы и расходы прихода: нет поводов для сенсаций / Православие.Ru

Казначей Сретенского монастыря – о том, что некоторыми СМИ преподносится как «горячие» темы: платит ли Церковь налоги? на что тратятся деньги жертвователей? почему храмы и монастыри вынуждены заниматься «торговлей»?

Читайте также:  Акафист перед иконой божьей матери "милостивая"

Иеромонах Ириней (Пиковский)– Сегодня ходит много толков о том, что Церковь стала богатой, при этом бабушки относят в храм последние деньги, а священники ничем не брезгуют, совершая требы. Претензии к духовенству и монашествующим растут. Любое упоминание Церкви и ее доходов вызывает массу вопросов.

Что на это можно ответить? И грешно ли быть богатым?

– Тема, которой вы касаетесь, многогранна. В Священном Писании признается факт, что существуют люди богатые и бедные, имеющие различный социальный статус. Когда Христос пришел на землю, Он сказал: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5: 3).

Важно

В другом случае Он говорит, что трудно богатому войти в Царствие Небесное – легче верблюду пройти через игольные уши (см.: Мф. 19: 24). И по всему тексту Евангелия мы можем сделать вывод, что Христос отдает предпочтение бедным. Он не говорит, что богатые не спасутся, но – что трудно надеющемуся на богатство войти в Царство Небесное.

Следовательно, идеалом ученика Христова является тот, кто оставляет всё: дом, семью, имущество, – всецело вверяя себя в руки Учителя, и следует за Ним, неся крест.

Но в Евангелии есть и очень интересный сюжет – как одна женщина (мы не знаем ее имени, и она даже не называется богатой) принесла Господу миро стоимостью в 300 денариев и, разбив сосуд, помазала ноги Его (см.: Лк. 7: 37–48).

В I веке стоимость этого мира равнялась годовому заработку военнослужащего. И вот неожиданно для всех Учитель бедности говорит: «…что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете…» (Мф. 26: 10–11).

Когда Иисус входит в Иерусалим после воскрешения Лазаря, Он, как «Сын Давидов», принимает поистине царские почести: Его встречает народ с пальмовыми ветвями в руках и восклицая: «Осанна в вышних!» Итак, Христос, не имея никакого личного имущества на земле, принимает богатое приношение, когда хочет подчеркнуть Свое достоинство Царя Славы.

В Ветхом Завете постоянно указывается на то, что храму Божию, как месту пребывания Славы Господней, надо посвящать самое лучшее, приносить первые части от плодов, жертвы от домашнего скота, десятины и так далее.

На основании этого в церковной среде издревле существует различное отношение к имуществу.

Одно дело – имущество, нажитое и используемое лично для себя и своей роскоши (обладание богатством ради его бесконечного умножения – греховно), другое дело – имущество, посвящаемое Богу, направляемое на украшение храмов, создание атмосферы благолепия на богослужениях для прославления Бога и Его святых. Это же касается и духовенства.

Одно дело – личное имущество (в своем доме священник должен быть образцом кротости и нестяжания), другое дело – имущество церковное, включая священнические одежды, которые должны быть величественными, благообразными, поскольку за богослужением священник являет собой образ Христа.

Совет

В этом отношении примером для нас является святой праведный Иоанн Кронштадтский, который был большим нищелюбом. Он раздавал деньги нуждающимся, устраивал дома попечения о больных и одержимых недугом пьянства. Но когда речь шла о его священнической рясе, наперсном кресте, он от подарков не отказывался и, как пастырь Христов, всегда ходил в солидной, добротной рясе.

Когда речь идет о достатке современных священнослужителей, никто не задается вопросом, ездит ли он на своей машине или ему дали автомобиль «по доверенности»? Живет ли он в своей квартире или скитается по арендованным комнатушкам? Главное для стороннего «наблюдателя» то, что священник в принципе позволил себе сесть в комфортный автомобиль – даже если его кто-то из прихожан везет в больницу причащать больного.

Конечно, существуют и недостойные примеры, когда священник, распоряжаясь храмовым имуществом, присваивает его себе. Но таких примеров немного.

Наличие у священника вкусной трапезы или хорошей одежды – это зачастую плод заботы любящих его прихожан, желающих таким образом выразить свою благодарность за духовную и молитвенную помощь.

На мой взгляд, это не самая большая этическая проблема на фоне тех крайностей, которые случаются в обществе, особенно в среде состоятельных людей.

– Значит, есть большая разница между пользованием и владением имуществом?

– Да, с правовой точки зрения, пользование и владение – это разные категории. Священник может, например, пользоваться приходской квартирой всю жизнь, но он не сможет завещать ее детям и внукам. Им придется самим зарабатывать себе на житье.

    

– Старый, но, наверное, не теряющий актуальности вопрос: почему торговля книгами и утварью прямо не называется торговлей? Разве можно спрятать за словами «распространение» и «пожертвования» очевидный факт торговли на приходах?

– Да, сейчас многие храмы «распространяют» книги и утварь за так называемые фиксированные пожертвования. Если предметы покупаются у третьих лиц и перепродаются с наценкой – это очень похоже на торговую деятельность, на перепродажу.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сделать небольшое отступление. Структурно Русская Православная Церковь состоит из множества юридических лиц, объединенных едиными нормами канонического права.

Эти юридические лица могут быть разных типов: синодальные отделы, епархии, монастыри, приходы, семинарии, издательства, гимназии, православные детские дома и так далее.

Их объединяет то, что они по своим уставам, как лозы винограда, связаны с единым корневым учредителем – Московской Патриархией – и зарегистрированы как религиозные организации.

Обратите внимание

Во всех этих юридических лицах, разбросанных по стране и за рубежом, действуют единые внутренние правила, которые не противоречат гражданским законам – и даже древнее законов Российской Федерации – и признаются государством как имеющие силу внутренних установлений.

На этом основании продукция одной религиозной организации (книги, утварь, иконы) может быть передана другой религиозной организации внутри единой РПЦ без наценки и налогов.

Ассортимент товаров, реализуемых при рядовом храме, как правило, и складывается из таких вот внутрицерковных обменов.

Если конечный храм, продающий изделия в розницу, устанавливает свою наценку к исходной цене, он получает доход.

Но главное отличие данного вида деятельности от обычной торговли состоит в том, что данный доход не является «прибылью» – он в полном объеме направляется на уставную деятельность монастыря или прихода, в первую очередь – на социальное служение, а также на восстановление и украшение храма.

– Ну, хорошо, с книгами понятно. А как насчет пирожков, меда, чая? Это же не религиозные товары.

– Да, продукты питания не являются религиозными товарами. В то же время выращивание овец или коров, производство молочных продуктов, ловля рыбы являются исторически обоснованными занятиями монастырей. Мед, чай, квас, вино издревле при монастырях изготавливались и продавались.

Сейчас же даже свой собственный мед тот или иной монастырь не может продать, не уплатив налоги государству. Конечно, если при монастыре или храме продукты питания продаются без уплаты налогов – это большой риск для религиозной организации.

Но в настоящее время уже наметилась тенденция передачи торговли данными видами товаров от религиозной организации какому-нибудь индивидуальному предпринимателю или ООО. Поэтому, если на храмовой территории или возле метро стоит ларек с пирожками – не факт, что это «храмовая торговля».

Вполне возможно, что это уже отдельное юридическое лицо, которое выплачивает храму аренду или помогает храму, но ведет коммерческую деятельность (торговлю) с соответствующей уплатой налогов и отвечает за свои действия перед государством самостоятельно, отдельно от прихода.

Источник: https://pravoslavie.ru/65254.html

Налоговые вычеты: Пожертвования в церкви

cfin

Каждый из нас (как физическое лицо) имеет право на получение социального налогового вычета на сумму пожертвований в церкви, то есть мы можем вернуть 13% от этой суммы. Единственное ограничение, что сумма пожертвований не должна быть более 25% от суммы всего нашего дохода за год.

Но для того чтобы вернуть эту сумму нам необходимо немного знаний, времени для сбора всех необходимых подтверждающих документов, и терпения, потому что возврат этой суммы может быть осуществлен только один раз в год, в период подачи налоговой декларации, которая подается не позднее 30 апреля каждый год.

Но даже, если вы не успели (забыли) это сделать, то вернуть сумму налога с пожертвований можно вплоть до трех лет со дня уплаты.

Декларация сдается в налоговую инспекцию по месту жительства.

Важно

Мы должны заполнить и рассчитать сумму налогового вычета самостоятельно (о том как заполнять налоговую декларацию можно прочитать на сайте ФНС России).

Для начала нам необходимо собрать документы, подтверждающие сам факт перечисления денежных средств (платежные документы). Это может быть банковская выписка, квитанция из банка, квитанция к приходному кассовому ордеру, выдаваемая в церкви.

Если поход в банк может стоить нам дополнительно затраченных времени и денег (оплата банковского тарифа за перевод), то быстрее и без затрат (с вашей стороны) будет оформить приходный кассовый ордер. Поэтому перед тем как осуществить пожертвование лучше посоветоваться с казначеем вашей церкви, чтобы выбрать наиболее удобный для него и нас способ.

При этом следует отметить, что в назначении платежа обязательно должен быть указано его целевое назначение «добровольное пожертвование».

Кроме этого обязательно нужно будет взять в церкви устав (у нас, если мы члены церкви, в любом случае должна быть его копия). В уставе налоговики проверят соответствие целей деятельности церкви требованиям для получения вычета.

Также необходимо получить у работодателя справку о доходах по форме №2-НДФЛ, в которой содержится информация о нашем доходе за год и величине удержанного налога на доходы физических лиц.

После сбора всех подтверждающих документов составляем письменное заявление на предоставление социального налогового вычета. Специального бланка для такого заявления нет, заявление пишется в произвольной форме от руки. Пример такого заявленияпредставлен ниже.

Так как практики в этом вопросе еще мало, может возникнуть и такая ситуация когда налоговая попросит предоставить договор на оказание пожертвования. Такая потребность может возникнуть для подтверждения целевого назначения использования средств. В соответствии с требованиями для получения вычета – это «выполнение уставной деятельности религиозной организации», а не, например, коммерческая деятельность.

Хотя требование об обязательном наличии такого договора законодательством не предусмотрено, но для исключения спорной ситуации желательно уточнить в вашей налоговой инспекции необходимость наличия данного договора.

Совет

В любом случае его наличие не будет лишним. В этом случае назначение платежа в платежных документах будет выглядеть следующим образом: «Добровольное пожертвование по Договору № ___ от ____ 200 _ г.».

Пример договора о пожертвовании представлен в конце статьи.

После того, как мы собрали все документы лучше лично сходить в налоговую инспекцию. Это не всегда приятно, но необходимо. Можно послать все документы по почте, но тогда их могут вернуть из-за малейшего недочета в оформлении. Если же мы отнесем документы сами, то можно будет исправить все неточности на месте с помощью налогового инспектора.

Итак, для получения социального налогового вычета на сумму пожертвований к налоговой декларации необходимо приложить:

1. Платежные документы.
2. Копию устава церкви.
3. Справки о доходах по форме №2-НДФЛ.
4. Заявление о предоставлении вычета.
5. Договор на оказание пожертвования (не обязательно).

Последним шагом на пути к получению вычета будет написание заявление о возврате налога с указанием реквизитов для перечисления денежных средств, по установленной форме (форму необходимо уточнить непосредственно в вашей налоговой инспекции). Целесообразно приложить его сразу ко всем документам, не дожидаясь уведомления о предоставлении социального налогового вычета. Пример такого заявленияпредставлен ниже.

Реальный срок возврата суммы излишне уплаченного налога может составить до четырех месяцев со дня подачи декларации и заявления о возврате налога.

Возможна другая ситуация, когда нам не вернут денежные средства, а перестанут удерживать подоходный налог из зарплаты, когда мы получим подтверждение на право вычета от налоговой и передадим его работодателю.

Благословений, пишите свои отзывы и комментарии

Источник: https://cfin.livejournal.com/1708.html

Церковь и налоги в россии — Ваше право

Целевые поступления не облагаются налогом только в том случае, когда они были израсходованы строго по назначению — в налоговый орган церковью обязательно предоставляется подробный отчет.

Платит ли церковь налоги государству в России? 91 % интересующихся этим вопросом не могут найти, что же облагается налоговыми сборами из деятельности и имущества церкви. Религиозная организация уплачивает следующее:

  • Транспортный налог: со всего транспорта, находящегося в ведении церкви, уплачивается налог в тех объемах, что и для других налогоплательщиков.
  • Подакцизные сборы (НК РФ, ст. 181): косметика и парфюмерия, спиртосодержащие вещества, лекарственные, профилактические средства и т. д. Отметим, что ювелирная продукция, в т. ч. и продаваемая церковью, не является подакцизным элементом.
  • Итак, платит ли церковь налоги в России? Ответ будет положительным, однако с целым рядом но — ведь в РФ религиозные организации наделены большим рядом налоговых льгот.

    fb.ru

    Налоги и религиозные организации в истории России

    Налоговая политика является одним из рычагов государственного управления. Смягчая или ужесточая налоги в той или иной области государство, тем самым косвенным образом воздействует на развитие той или иной сферы общественной жизни.

    На протяжении истории России налоговая политика государства в религиозной сфере также играла определенную роль в развитии религиозной жизни в стране.

    В разные периоды государство либо стимулировало и поощряло деятельность религиозных объединений с помощью особого порядка налогообложения и системы налоговых льгот (дореволюционный период), либо напротив, сильно ужесточая налоговое бремя на религиозные объединения, стремилось подавить религиозную жизнь в стране (советский период).

    Обратите внимание

    В настоящее время государство стремится строить партнерские отношения с религиозными объединениями и является заинтересованным в возрождении духовной жизни в России. Поэтому сейчас налоговая политика государства строится во многом с учетом дореволюционной практики.

    Вместе с тем, с принятием Налогового кодекса налоговое бремя в отношении религиозных объединений было несколько ужесточено по сравнению с российским налоговым законодательством начала 1990-х годов.

    По отдельным налогам (налог на землю, налог на имущество) льготы для религиозных объединений были отменены, по некоторым другим, льготы изначально не предусматривались Налоговым кодексом, но позднее были введены в связи с обеспокоенностью религиозных объединений. Речь идет о льготе, прежде всего по налогу на прибыль.

    Далее будут подробно рассмотрены исторические этапы налоговой политики, начиная с первых государственных актов в этой области и заканчивая современными реформами в налоговой сфере.

    Налоговая политика государства в отношении религиозных объединений в дореволюционный период

    В первые века своего существования Церковь нуждалась в государственной поддержке, и поэтому государство не взимало с Церкви никаких податей, а наоборот, финансировало ее. Однако постепенное приобретение земельных угодий вводило и крестьян церковных земель, и церковно- и священнослужителей в круг лиц, подвергаемых налоговому бремени.

    Как видим, изначально налогообложению подлежала сельскохозяйственная деятельность Церкви. Речь не шла об обложении культовой деятельности. Облагалась земля, крестьяне и сами церковно- или священнослужители только в том случае, если они имели свои дома на «черной» земле.

    Как видим, и в XVII веке ситуация мало изменилась: по-прежнему налог с Церкви представлял собой налог с церковных земель. Дополнительные сборы с архиереев носили лишь добровольный характер и не имели цель обложить налогом культовую деятельность.

    Подати в пользу казны собирались в XVII веке силами церковных учреждений, но ситуация изменилась с началом царствования Петра I.

    С учреждением Святейшего Синода Монастырский приказ стал Синодальным учреждением и был переименован в Камер-контору.

    Важно

    Ей было поручено взимать государственные подати с церковных имений и передавать их вместе с отчетами Камер-коллегии и Штатс-конторе.

    Штатс-контора – это был государственный орган, следивший за государственными расходами, Камер- коллегия следила за государственными доходами. Оба этих государственных учреждения были вышестоящими по отношению к синодальной Камер-конторе.

    В результате увеличивалась сумма недоимок, которая так возросла при Анне Иоановне, что по Указу последней было решено создать Доимочную канцелярию, которая самым нещадным образом «добирала» недостающие суммы как со светских, так и с имений религиозных организаций. В объекты сборов включалась зачастую даже церковная утварь, что вызывало протест русских архиереев.

    При Елизавете Петровне на расходы церковных учреждений устанавливались штаты, т.е. определенные суммы денег, поступавшие от доходов с церковных имений.

    Средства должны были расходоваться на церковные нужды, а также на содержание инвалидов, в связи с чем Церковью должны были возводиться инвалидные дома.

    Все излишки денежных средств, остававшиеся от этих расходов должны были поступать в государственную казну.

    Начиная с Петра III уже не Церковь платила налоги со своих имуществ в государственную казну, а государство, присвоив себе церковные имения, получала с их доход и из этих средств выплачивала содержание духовенству.

    Однако с возвращением Церкви прав на приобретение земельной собственности с крестьянами естественно эти земли облагались налогом.

    Совет

    Нам, однако, известно, что согласно Указам Александра I 1808, 1811 и 1821 годов, церковное землевладение пользовалось налоговыми привилегиями и освобождалось от военного постоя.

    В целом, налоговая политика государства в отношении инославных и иноверных исповеданий с момента их появления в России и до конца XIX века во многом повторяла налоговый режим в отношении Православной Церкви.

    Как видно, религиозные объединения пользовались устройством доходных домов с целью получения выгода для обеспечения своей основной деятельности. Естественно эта коммерческая деятельность облагалась государственным налогом. Однако в то же время производство предметов богослужебных предметов и религиозной литературы освобождалось от налогообложения.

    Говоря об общих принципах налогообложения религиозных объединений в дореволюционный период, можно прийти к следующим выводам. На протяжении всей досоветской истории культовая деятельность как таковая была освобождена от каких-либо обложений.

    Напротив, государство взяло на себя функцию обеспечения необходимых материальных нужд религиозных объединений преимущественно путем предоставления сельскохозяйственных земель. По мере роста землевладения религиозных объединений увеличивались объемы податей в казну с крестьянских дворов, расположенных на землях религиозных объединений.

    Кроме того, любые хозяйственные субъекты, созданные по инициативе религиозных объединений в более поздний период, ее коммерческие проекты, не связанные с культовой деятельностью облагались на общих основаниях.

    Во многом эта ситуация повторяется и в действующем российском законодательстве, когда хозяйственные общества, созданные религиозными организациями облагаются налогами на общих основаниях. Обратимся теперь к налоговой политике советского времени.

    Давление на религиозные объединения усилилось в годы правления Н.С. Хрущева.

    Это выразилось в конкретных действиях советского руководства, в принятии соответствующих правовых актов, направленных на ослабление духовного влияния и материального состояния религиозных объединений.

    Обратите внимание

    Так, 4 октября 1958 года «ЦК принял секретное постановление под длинным названием «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки» советских людей. Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин.

    В постановлении Совета Министров СССР от 16 марта 1961 года «Об усилении контроля за выполнением законодательства о храмах» предусматривалось ужесточение налогов на религиозные общины; не только приходские священники, как это было прежде, но и все церковнослужители должны были облагаться налогом по драконовской 19 статье указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». [15] Согласно Постановлению Совета Министров СССР «О порядке обложения налогами служителей религиозных культов» от 3 декабря 1943 года №2584 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 13 марта 1963 года №284),служители религиозных культов по доходам от совершения религиозных обрядов, получаемых от епархии, прихода или непосредственно от верующих, как в денежной, так и в натуральной форме, а также по доходам от строений и сельского хозяйства, как в городских поселениях, так и в сельских местностях, облагались подоходным налогом в порядке ст.19 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». Служители религиозных культов, проживавшие в сельской местности, привлекались к участию в самообложении сельского населения в порядке п. «г» ст.7 Постановления ЦИК и СНК СССР от 11 сентября 1937 года «О самообложении сельского населения» в размере 150 рублей. Граждане, имевшие доходы от совершения религиозных обрядов, но не являвшиеся служителями религиозных культов, облагались по доходам от совершения религиозных обрядов во всех случаях подоходным налогом в порядке ст.19 Указа об этом налоге, а по остальным доходам соответственно подоходным или сельскохозяйственным налогом на общих основаниях с другими гражданами. Члены исполнительных органов (церковных советов) религиозных обществ по доходам, получаемым от религиозных обществ, облагались также по ст.19 Указа. Лица, работавшие в религиозных организациях по трудовым договорам, заключенным при участии профсоюзных органов, на которых в связи с этим распространялось действовавшее законодательство о труде, облагались подоходным налогом в порядке, предусмотренном ст.5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения», на одинаковом основании со всеми рабочими и служащими [16] .

    Ослабление налогового бремени наступило для религиозных объединений только со сменой политического режима и принятием нового налогового законодательства в начале 90-х годов.

    Обращаясь к истории советского времени, следует отметить, что под налоговой политикой государства в отношении религиозных объединений и служителей культа лежала мощная идеологическая основа. Посредством жестокого налогового бремени государство пыталось материально задушить религиозную жизнь в стране. Практика обложения культовой деятельности берет свое начало именно в советские годы.

    Положения российского налогового законодательства начала 90-х годов и нормы ныне действующего Налогового кодекса в целом, учитывали и учитывают специфику деятельности религиозных организаций.

    Тем не менее, как мы уже отмечали, с принятием Части второй Налогового кодекса имели место попытки обложить религиозные организации рядом налогов, в частности, налогом на прибыль, что противоречило некоммерческой природе религиозных организаций.

    До принятия Части второй Налогового кодекса российское налоговое законодательство содержало ряд льгот для религиозных организаций, и они не являлись плательщиками целого ряда налогов.

    В то же время, предпринимательская деятельность религиозных организаций, а также хозяйственные общества, созданные ими для получения прибыли, необходимой для нужд религиозных организаций, облагались всеми необходимыми налогами на общих основаниях.

    Важно

    Это не противоречило ни дореволюционной практике, ни принципам и характеру деятельности религиозных организаций, ни нормам принятого в 1997 году Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Согласно статье 23 этого закона религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

    Введение в действие Части второй Налогового кодекса РФ отменило целый ряд прежних законов в сфере налогообложения. С 1 января 2002 года порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций стал регулироваться главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

    В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признавались российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

    Следовательно, религиозные организации подпадали под действие данного налога. Однако, поправки, внесенные в кодекс в мае 2002 года, освободили религиозные организации от уплаты данного налога.

    В настоящее время не решен вопрос о предоставлении религиозным организациям льгот по налогу на имущество на федеральном уровне. Религиозные организации облагаются этим налогом наряду с коммерческими предприятиями на общих основаниях.

    Так, освобождается от обложения данным налогом только имущество религиозного назначения, например, здания храмов. В то же время все остальное имущество – дом причта, хозяйственные постройки и подсобные помещения, автомобили и др. налогом облагаются.

    Следует отметить, что действовавший до введения Части второй Налогового кодекса Закон «О налоге на имущество предприятий» освобождал религиозные организации от уплаты данного налога.

    Таким образом, решение вопроса о предоставлении льгот религиозным объединениям по налогу на имущество был оставлено на усмотрение региональной власти, поскольку они согласно ст.372 НК РФ имеют право на предоставление дополнительных льготы по этому налогу.

    В результате в ряде регионов обложение всего имущества религиозных организаций данным налогом было отменено. Так, например, законодательными собраниями Москвы и Московской области, ряда других регионов были приняты законы, полностью освободившие религиозные организации от уплаты налога на имущество. Не решен положительно и вопрос о льготе по налогу на землю.

    Совет

    В целом, следует отметить, что когда принимаются меры по усилению налогового бремени в отношении религиозных организаций, в частности, по налогу на имущество или по налогу на прибыль, да и по иным налогам, упускается из вида специфика религиозных организаций, существующих преимущественно на пожертвования верующих. Кроме того, данные меры государства не соответствуют историческому опыту России, основным принципам налогообложения религиозных объединений в России, а также положениям действующего российского законодательства, признающим некоммерческую природу религиозных организаций.

    На протяжении всей истории России, за исключением советского периода, религиозные организации были освобождены от уплаты большинства налогов, а об обложении их культовой деятельности вопрос вообще никогда не поднимался. Наконец, следует отметить, что увеличение налогового бремени в отношении религиозных объединений препятствует реализации их уставной деятельности, требующей значительных материальных затрат.

    [1] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Книга IV. Ч.2. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С.144

    [2] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Книга VI. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С.380

    pravoslavie.ru

Читайте также:  Молитвы от боязни, страха и тревоги

Источник: http://lubnitsa.ru/cerkov-i-nalogi-v-rossii/

Ссылка на основную публикацию