Паломничество в православии: история и особенности, ошибки

Паломничество в православии: история и особенности, ошибки | Духовная жизнь на 4-women.ru

Паломничество издавна почитаемо во всем мире. Места православного паломничества в России, наполненные источниками святости, ежегодно принимают тысячи путников, желающих обогатиться духовным ростом при соприкосновении со святыней.

Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.

Паломничество на Святую Землю Израиля

Паломники или, как их назвали в России, богомольцы совершали путешествия пешком, в посте и молитве преодолевая тяготы пути, чтобы возрастать духовно при приближении к святыне.

Конечной целью паломничества является одна из святынь, почитаемых в православии:

  • частицы одежды Иисуса;
  • орудия Его смерти;
  • частички Креста Животворящего;
  • чудотворные иконы;
  • святые мощи;
  • могилы Святых угодников;
  • источники с целительной силой воды.

Желание наполниться духовной силой двигает странниками совершать дальние переходы, чтобы прикоснуться к местам, освященным присутствием Иисуса, Девы Марии, святых. Стремление наполниться святостью и очиститься от грехов дает силы совершить подвиг паломничества.

Кто-то сам требовал духовного очищения, а на кого-то накладывалась епитимия. Главное, человек, отправляясь в хождение по местам, освященным святынями, временно отрекался от земных богатств и удобств, живя практически в нищете.

Поручая себя полностью воле Господней, человек устремлялся к святыне, чтобы помолившись в святом месте, облечься в нового человека. (Еф. 4:22-24).

Обратите внимание

В Старом Завете сказано, что евреи старались попасть в Иерусалим на празднование Пасхи, которая в то время символизировала выход из египетского рабства, для чего нанимали корабли, некоторые совершали пешие переходы.

Преодолевая пыльные дороги Анатолии, проходя через разогретые пустыни Киликии, путешествуя через горы и равнины, паломники брали с собой только необходимые вещи.

Странничество и паломничество

Порой паломническая жизнь, наполненная испытаниями и опасностями, длилась месяцы, и даже годы. Единственным путеводителем для странствующих богомольцев была воля Божья и вера в Его милость.

Важно! Богомолье совершали духовно уверовавшие люди, в лишениях и страданиях они возрастали в вере.

Подвиг веры в древние время состоял еще и в том, что паломник, уходя из семьи, не знал, вернется ли обратно, отдавая себя воле Творца.

Христианские паломники

В четвертом веке по приказу царицы Елены был найден Животворящий крест, на котором был распят Иисус. Это событие вызвало ажиотаж среди христиан, многие из которых отправились в паломнические походы к святому месту в Иерусалим.

Почитание мест, связанных с пребыванием Спасителя, распространяется по всей Палестине, которая стала называться Святой землей. По благоволению Константина Великого по всей стране проводились благочестивые раскопки, которые не прекращаются и поныне.

Археологические раскопки в Иерусалиме

Никейский Собор 325 года благословил открытие святых мест Палестины и Иерусалима.

На месте Рождества Христова в Вифлееме, на Голгофской горе и месте Вознесения строятся храмы, ставшие обязательными при паломнических поездках в Палестину.

Особенности русского православного паломничества

Особенный бум паломничества в России начался с начала двадцатого века, который коренным образом повлиял на жизнь людей. Российские святыни, Божьи люди, старцы и подвижники привлекали паломников, желающих укрепить свою веру и очиститься от скверны.

Паломничество может быть:

В течение одного дня богомольцы могут посетить недалеко находящийся монастырь, святой источник или могилу святого. Чаще всего это происходит по приезду известного священника высоко сана или прибытию целительной иконы, остатков святых мощей или по традиции посещать святое место в определенные дни.

Ближние паломничества совершаются в пределах одной или близко лежащих епархиях. Порой богомольцы выезжают на несколько дней, живя в монастырях, поклоняясь святыне, которая стала целью паломничества. Добрая слава святого места привлекает странников с ближних и дальних селений, которые несколько раз в году совершают ближние паломничества.

Ныне, как и в древние времена, дальние паломнические поездки совершаются на Афон, к мощам Николая Угодника в Италии и другие святые места.

Паломничество к Туринской плащанице, Италия

Важно

Первые странники взяли на себя роль оповещателей, когда в первые века для распространения новостей от Церкви или храмов нужно было передвигаться от селения к селению. Истинные странники имели обеты, посох и мешок. Они не имели денег и жили на помощь церкви, которой служили.

В восемнадцатом веке в России появляются странники, люди, ушедшие из мира. Эти богомольцы не знают, где окончится их путь. Отказавшись от благ мира, странники живут по монастырям или около святых мест, существуя за счет подаяний. Весь мир признает подвиг странничества.

XIX век стал периодом расцвета паломнического движения в России.

Если современные паломники мечтают посетить Гроб Господень, так в былые время паломники устремлялись к Киево-Печерской лавре. Богомольческим подвигом было совершить этот поход пешком или на повозке, имея с собой только воду и сухари.

Киево-Печерская лавра

После революции паломники и странники находились под гонениями, некоторые из них попали в тюрьмы за свою веру. Но разрушенные храмы, монастыри, в которых хранились святыни, не переставали привлекать верных христиан.

Цели паломничеств

Паломники выбирают свой путь, как правило, ориентируясь не на расстояние, а на особые причины жизни.

  • Истинные поклонники Христа во время хождения по святым местам ищут укрепления в вере или ждут помощи в решении какого-то сложного жизненного вопроса.
  • Отпадение от Церкви часто побуждает богомольцев отправляться в пешие походы, чтобы отмолить грех отступничества, свой или кого-то из близких.
  • Давящие грехи молодости являются причиной ухода людей в богомолье.
  • Неизлечимые болезни или отсутствие детей становятся целью православных паломничеств.
  • Очень важны обетные богомолья, когда в какой-то ситуации человек дает обет Богу при положительном исходе совершить паломничество по определенным местам.

Современное паломничество

В современном христианском мире растет поток христиан, желающих наполниться благочестием.

Паломничество дало толчок в развитии туристического бизнеса, который облегчает передвижение между городами и странами, экономя силы и время богомольцев. Если раньше паломники жертвовали временем и удобствами, то современные христиане платят средства, заработанные порой нелегким трудом.

Христиане, посетившие святые места, приобщаются к святыням сами, а потом рассказывают о них другим верующим, вызывая в них желания совершить паломничество.

Современное паломничество

Не исчезли из современного мира и странники, их стало намного меньше, но они есть. Порой муж с женой, которым Бог не дал детей, берут обет и в течение определенного времени переходят от святыни к святыне, прося у Бога прощение за совершенные грехи личные и предков, чтобы снять проклятие бездетности.

Каждый православный верующий может приобщиться к подвигу странника, пожертвовав тому определенную сумму для богомолья.

Памятка современному паломнику

Отправляясь в паломническую поездку, в первую очередь следует уяснить ее духовную важность. Поход к святыне — не экскурсия, а поклонение святым и Богу в лице Святой Троицы и Богоматери.

Выбирая поездку по святым местам, христианин должен четко определить цель своей поездки.

  • Если это просто путешествие для ознакомления с историей храма, иконы или святого места, тогда ему достаточно собрать определенную сумму и отправиться в путь. Это совсем неплохо и не является чем-то неправильным.
  • Православный паломник, отправляясь в путь для познания глубины христианского учения, наполнением силы Духа Святого, обязательно должен получить благословение духовного наставника или священника в храме.
  • Направляясь к мощам или могилам святых, необходимо ознакомиться с жизнью Божьих угодников, узнать, в чем был их христианский подвиг, какой благодатью наполнено это место.

Важно! Не стоит забывать, что сила паломничества не в приобретении видимого, а наполнение невидимым.

Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании. Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей.

Теряя телесное, святые приобретали Господнее. Ныне развелось множество лжесвятых, которые принимают за деньги, обещая исцеления и богатство, возможно, проситель и получит желаемое, но какова цена ему, и какой силой дано.

Совет

Паломничество — это не туризм, порой достаточно совершить подвиг покаяния в своей церкви, чтобы наполниться Духом святым и найти ответ на проблему.

Устремляясь в зарубежье, некоторые христиане не удосуживаются поинтересоваться о святых места, расположенных в родном городе или селении.

Когда в Москве к поясу Божьей Матери стояли многочасовые очереди, мало кто знал, что церковь пророка Илии оберегает частичку этой же святыни.

Собираясь посетить службу в монастыре, предварительно обязательно ознакомьтесь с его правилами, чтобы не попасть в неудобное положение, когда вас не допустят к Причастию из-за отсутствия на всенощной молитве, например. Отправляясь в паломническую поездку, не стоит забывать, что духовная жизнь не состоит только из здоровья, отношений в семье и материальных благ.

Для богомольцев основной целью является укрепление веры и получение дара любви к ближнему, через любовь к Иисусу и принятие Его жертвы. Россия-матушка богата святынями, к которым едут паломники со всего мира, так что пройдемся для начала по родным местам.

О традиции православного паломничества. Протоиерей Владимир Головин

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/duhovnaya-zhizn/palomnichestvo-v-pravoslavii-istor.html

Что такое паломничество

Что такое Православное паломничество? Современное богословие определяет паломничество, как путешествие верующих к Святой земле с целью увидеть великие святыни, побывать в святых местах для молитвы и поклонения.

Паломничество в православии: история и особенности, ошибки

Паломничество является важным элементом религиозной жизни, оно присуще всем ныне существующим мировым религиям. Но в православном христианстве паломничество наделено более глубоким смыслом, поскольку содержит в себе аспекты благочестия, познания, религиозной психологии и духовного единения с единоверцами.

Благочестие предполагает честное, искреннее соблюдение всех заповедей Господа. Это особенно важно при осуществлении паломничества. Нельзя нарушать заповеди, и одновременно посещать святые места, совершать поклонения и пытаться стать ближе к Богу. Соблюдая заповеди, верующие тем самым подтверждают свою любовь к Богу, готовность служить ему.

Осуществление паломничества к святым местам и православным святыням также является одной их форм проявления благочестия, вызванным стремлением воздать поклонение Господу, Божией матери, святым апостолам.

Важным событием духовной жизни паломника является приложение к мощам святых, к иконам. Верующий человек может рассчитывать на помощь святого в исцелении от болезней, защиту, решение своих житейских проблем.

Обратите внимание

Любой православный верующий стремится к тому, чтобы стать достойным носителем Священного Завета. Эта цель недостижима без познания жизни Церкви во всех её проявлениях.

Верующий человек должен быть знаком с историей христианства, с православными обычаями и традициями, практиками богослужения, особенностями иконописи и церковной архитектуры.

Особенное место в религиозных познаниях занимают сведения о житие святых.

Паломничество позволяет верующим расширять свои представления о христианстве, ощутить благотворное влияние христианских святынь на свой духовный мир, укрепиться в своей вере.

Огромное влияние оказывает посещение монастырей, непосредственное общение с монахами. К проживающим в монастырях священникам обращаются со своими проблемами, болезнями и горестями. Священник всегда выслушает, утешит и успокоит, даст правильный совет.

Стремительная современная жизнь угнетает людей своим однообразием. Значительная часть времени проводится в одной и той же обстановке, в обществе одних и тех же людей. Накапливается усталость и раздражительность, утрачивается способность радостного восприятия окружающего мира.

Паломничество к святым для христиан местам способно оздоровить человека, наполнить путешественников новыми духовными силами. Очевидно, что паломничество является благочестивым, и одновременно духовно укрепляющим способом отдыха.

Невозможно оставаться равнодушным, осматривая ландшафты, окружающие Спасо-Яковленский монастырь на берегу озера Неро, или Горицкий монастырь у Плещеево озера. В этих местах всегда многолюдно.

У паломников возникает ощущение некой сопричастности к прекрасному библейскому миру природы, который был создан Господом нашим, где воздух был девственно чист и свеж, цвели цветы и щебетали птицы.

Важно

Как правило, паломники путешествуют в группах единоверцев. В посещаемых ими святых местах они встречаются и общаются с такими же паломниками. Люди обмениваются впечатлениями, приключившимися с ними историями.

В таких путешествиях встречаются близкие по духу единомышленники, происходит откровенное общение объединённых единой православной верой людей, возникают товарищеские и дружеские отношения.

Это общение является важным социальным аспектом паломничества, позволяющим разрушить путы одиночества, сделать жизнь человека более полноценной и счастливой.

С древних времён христиане отправлялись в дальние путешествия, чтобы посетить места, в которых прошла и мученическим образом завершилась земная жизнь Иисуса Христа, повторить его последний путь на Голгофу, совершить молитву у Гроба Господня. Первыми объектами паломничества становятся христианские монастыри Палестины, Египта и Сирии, чуть позже к ним добавляются Афон, Бари, Рим.

Паломничество на Руси

На Руси паломники чаще всего посещали Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву Лавру, монастыри на островах Валаам и Соловки.

Первой русской паломницей издревле считается святая равноапостольная княгиня Ольга, в 957 году совершившая путешествие в Константинополь, где она поклонилась святыням православия, приняла крещение и была наречена именем Елена. В конце Х века основатель Киево-Печерской лавры, преподобный Антоний Печерский, побывал паломником на Святой горе Афон.

Сохранилось древнерусское описание паломничества игумена Даниила, посетившего Константинополь и Иерусалим в 1106–1107 годах. Эта рукопись известна под названием «Хождение».

Подавляющее большинство паломников могут подтвердить, что при посещении святых мест они испытывают воздействие Божьей благодати, укрепляющей их духовно и физически. Возвращаясь из таких путешествий, люди чувствуют себя обновлёнными, преисполненными жизненных сил.

В последние годы наблюдается возрождение православного паломничества. Активную работу в этом направлении проводят церкви и монастыри.

По сведениям Русской духовной миссии в Иерусалиме, количество православных верующих из России, Молдовы и Украины превышает половину всех прибывающих в Святые места паломников.

Совет

Отмечено увеличение потока паломников к мощам Николая Чудотворца в итальянском городе Бари, к деснице Иоанна Крестителя в Черногории.

Православная церковь призывает всех верующих чаще посещать святые места в России и за рубежом, совершать поклонения христианским святыням.

Братья и сестры, объединяйтесь в паломнические группы, путешествуйте к святым местам, изучайте свою веру православную!

Источник: https://kanal21.ru/chto-takoe-palomnichestvo/

Смысл православного паломничества

Главная / Паломничества / Смысл православного паломничества

А.Е. Черкасова, руководитель паломнического сектора с 2009 по 2017 гг.

Наверно, не ошибусь, если скажу, что каждый человек, осознающий себя православным, хотя бы раз отправлялся в паломничество. И не всегда мы задумываемся: а зачем? что это нам дает? Просто нам нравится паломничать, нам интересно, и мы едем.

Я неоднократно замечала, что, бывая в других городах и странах с самыми разными целями, я невольно сворачивала с проторенных туристических путей туда, где можно было встретиться с православной святыней.

Читайте также:  Рецепты постных оладьев

Как будто ноги сами несли меня к монастырю или храму…

С недавних пор организация паломнических поездок стала одной из составляющих деятельности воскресной школы при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Теперь мы совершаем наши путешествия вместе — преподаватели и учащиеся воскресной школы, а с нами и другие прихожане. Назрела пора поставить перед собой вопрос: в чем смысл паломнической деятельности?

На мой взгляд, можно выделить 4 группы аспектов этого смысла, а именно духовные, познавательные, психологические и социальные аспекты. На каждой из этих групп остановлюсь отдельно.

1. Духовные аспекты

Стремление к паломничествам является внешним проявлением богоискательства, свойственного человеческой душе. Мы едем в монастыри и храмы, которые являются местами особенного присутствия Божия.

Это означает, что в святых местах нам легче ощутить Божественное присутствие.

Поэтому паломнический путь, куда бы он ни вел — в Сергиев Посад или в Шамордино, в Дивеево или на Святую Землю, — это дорога к Богу.

Позвольте, но ведь когда мы говорим о поездке, например, в Сергиев Посад, мы имеем в виду — к преподобному Сергию, в Дивеево — это значит, что к преподобному Серафиму, не так ли? Верно.

Обратите внимание

Но любой православный святой, на встречу с которым мы направляемся, являет собой пример жизни во Христе.

И те монастыри, которые спокон веков служат центрами притяжения народа Божия, населены нашими современниками, избравшими многотрудный путь служения Христу, поэтому встреча с монахом напоминает нам о Том, ради Кого этот человек оставил мир.

Сердечное устремление к горнему миру при взгляде на отдаленно возвышающийся монастырь выразительно передал А. С. Пушкин:

Другой важный духовный аспект состоит в том, что во время паломнических поездок мы прикладываемся к мощам святых. Когда мы делаем это, то приобретаем себе небесного друга и заступника. Конечно, можно молиться святому, к мощам которого мы не прикладывались, и рассчитывать на его предстательство за нас перед Богом.

Так, например, мы молимся святителю Николаю, хотя мало кто из нас был у его мощей в Италии, и тем не менее, мы знаем, как он нам помогает.

И все же, когда мы молимся тому святому, к мощам которого мы прикладывались — будь то преподобный Корнилий Молчальник, чьи мощи находятся в Переславле, будь то Пимен Угрешский, будь то любой другой угодник Божий, — то духовным подспорьем для нас является опыт личной встречи с ним.

Мне в этом отношении повезло. Моя небесная покровительница — святая благоверная княгиня Анна Кашинская, и я имею возможность посещать ее так часто, как позволяют мне житейские обстоятельства. Кашин, где лежат ее мощи, по меркам нашей цивилизации находится рядом.

Прикладываясь к мощам любого православного святого, мы свидетельствуем о незримой связи между Церковью земной и Церковью небесной. Мы, часть Церкви странствующей, выражаем наше стремление к общению с теми, кто живет в Церкви торжествующей.

Важно

И святитель Николай, и благоверная княгиня Анна Кашинская, и сонм других угодников Божиих, и мы вместе с ними составляем Церковь единую и нераздельную, с единым Главой. Как возвышает нас осознание этого факта! И насколько этот факт нас обязывает!.

.

В паломничествах мы испытываем на себе действие Божией благодати, сохраняющей и возрождающей нашу духовную жизнь. Именно поэтому мы возвращаемся из паломничеств словно обновленными, исполненными сил для последующей жизни. Господь укрепляет нас для продолжения борьбы со страстями, утверждает во всем добром.

Он подает нам силы разными способами. И в частности, здесь нельзя не вспомнить о святой воде. Мы любим набирать ее и, если есть купальня во святом месте, то и окунуться в нее трижды с головой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

А также иногда мы привозим землю — например, с того места, над которым был чудесным образом явлен Животворящий Крест Господень в 1423 году (сейчас это место находится на окраине Ивановской области, а сам Животворящий Крест — в селе Годеново Ростовского района Ярославской области, куда едут паломники со всей России).

Хотя наши устремления ведут нас в мир духовный, но мы не можем видеть духовный мир телесными очами. Мы материальны.

И святая вода, и землица со святого места помогают нам хотя бы отчасти преодолеть эту пропасть между материальным и духовным. Они являются «проводниками» благодати Божией.

И возможность взять с собой из святого места водичку из колодца, вырытого некогда тем или иным преподобным старцем, — это важнейшее подспорье для нас, пребывающих ныне в Церкви земной.

Наконец, для многих паломническая поездка является хорошим условием для того, чтобы в первый раз приступить к Таинству Исповеди и Причастия. Человек ходит в храм, более или менее регулярно или вовсе не регулярно, он что-то слышал о Таинствах Церкви, и даже видел, как другие причащаются, но сам как-то проходил мимо.

Совет

Нет, он не имел ничего против, но до сих пор не было повода собраться с мыслями и принять решение. И вот он видит объявление: «Воскресная школа приглашает принять участие в поездке…» «Дай поеду, — думает он. — И заодно исповедуюсь и причащусь.

» Может быть, в другом храме, где никто тебя не знает, это сделать психологически проще, чем в своем, куда человек ходит время от времени. И вот он едет, и исповедуется, и причащается.

Да и для воцерковленных людей паломническая поездка может быть поводом подготовиться к принятию Святых Христовых Таин. Я помню, когда мы с воскресной школой ездили в Оптину Пустынь, то причастников было — половина автобуса. Это радостно!

Большое значение имеет также исповедь во время паломнической поездки. И не только для того, чтобы неосужденно причаститься Святых Христовых Таин. Для человека, который пока не встретил своего духовного отца, важна сама встреча со священнослужителем, его живое и участливое слово, его христианская любовь, его совет.

Конечно, духовная составляющая смысла паломнической деятельности является наиболее ценной. Но обратимся теперь и к другим аспектам.

2. Познавательные аспекты

Каждый сознательный православный христианин призван к тому, чтобы быть носителем Священного Предания. Следовательно, мы должны знать жизнь Церкви в разных ее проявлениях. Это и архитектура, и иконопись, и особенности богослужебной практики в разных монастырях. Это также благочестивые обычаи и традиции, жития святых и, говоря более широко, — история нашей Церкви.

Паломничества позволяют расширить наши представления о мире, выйти за границы своего прихода и приобрести такие познания о Церкви, которые невозможно получить, сидя дома на диване или даже отправляясь еженедельно на богослужение в ближайший храм.

Паломнические поездки дают нам живые иллюстрации к занятиям в воскресной школе. Одно дело — прочитать, другое дело — увидеть.

Увидишь один раз Софию Киевскую или Успенский собор во Владимире — и запомнишь навсегда, и восславишь Бога за то, что сохранил для нас эти замечательные памятники архитектуры.

Когда я еду в паломничество, я не в полной мере знаю заранее, с какими именно гранями православной жизни мне предстоит соприкоснуться. Паломничество привлекает перспективой неожиданной встречи, неожиданного впечатления.

Как-то раз, беседуя со знакомой монахиней, подвизающейся в одном из коломенских монастырей, я спросила: «Как называется Ваша одежда?». Я показала на ее черное одеяние.

Монахиня ответила мне, а потом добавила: «Когда я умру, меня вот так положат, и вот так здесь застегнут». Она показала на себе и своей одежде, как именно это будет выглядеть, когда она ляжет в гроб.

Обратите внимание

И меня поразило, с каким спокойствием она об этом сказала. Как если бы речь шла о том, что она сейчас отправится пить чай с булкой.

Я предполагала узнать один из аспектов монашеского быта, а получила ответ, характеризующий православное отношение к смерти и в определенной степени указывающий на цель монашеского подвига — подготовку к вечной жизни. Ответ оказался намного масштабнее и глубже моего скромного вопроса. И дан он был с улыбкой.

Еще одним впечатлением мне хотелось бы поделиться. В Переславле-Залесском мною была случайно обнаружена могила священномученика Константина Снятиновского, который около 30 лет был настоятелем храма Петра Митрополита, был репрессирован в 1918 году и в 2001 году был причислен к лику святых.

Захоронение находится в самом центре города, рядом с Красной площадью, притягивающей всех туристов. На Красной площади обычно людно, тут же рядом находится парковка, на которой днем обычно стоит несколько автобусов.

И вот в 30 метрах от парковки — могила святого, крест выше человеческого роста — и ни одного человека, который бы приходил сюда, чтобы в сердце своем сказать: «Святый отче Константине, моли Бога о нас!»

Захоронение не упоминается в православных книгах, посвященных Переславлю (по крайней мере, в тех, которые я держала в руках), не говоря уже о светских изданиях. Никаких признаков особенного почитания этого места не обнаруживается. Рядом находится до сих пор не восстановленный храм Петра Митрополита. Глядя на него, трудно поверить, что он когда-то был одним из самых красивых храмов города.

Это наводит меня на размышления о том, что в наших паломничествах мы привыкли ходить проторенными дорогами. Куда все, туда и мы. Поэтому к мощам преподобного Сергия — очередь.

Отчасти, такой подход оправдан тем, что, следуя проторенному пути, мы наверняка обретем святыню, признанную всем православным миром. Но, пожалуй, полезно иногда осмотреться шире, чтобы не обойти стороной угодника Божия, чье имя не так известно.

Важно

Для этого важно не только смотреть в ту сторону, куда показывают все экскурсоводы, но еще и самостоятельно читать книги о городах, в которые мы совершаем наши паломнические поездки, и самостоятельно ездить, смотреть, думать.

И тогда нечаянная встреча с малозаметной святыней обрадует нас и запомнится надолго.

Познавательный процесс, связанный с паломничествами, может и, на мой взгляд, должен иметь отдаленные проявления. Помимо того, что мы узнаем от экскурсовода и что видим своими глазами во время поездки, мы, вернувшись домой, беремся за книги.

Так, паломничества наводят нас на мысль о том, что полезно знать историю своей страны и историю Русской Православной Церкви.

Зная историю, или, по крайней мере, основную ее канву от Рюрика до современности, человек приобретает целостный взгляд на прошлое, и ему гораздо проще понять и запомнить разрозненные факты, которые он узнает из паломнических поездок.

Например, в одной из башен коломенского Кремля находилась в заточении Марина Мнишек. Если вы побываете в Коломне, то экскурсовод наверняка сообщит вам об этом.

Но если вы не знаете, кто такая была Марина Мнишек, то слова гида — пустой звук для вас. Вы не обратите на это внимание и скоро забудете.

Совет

А у того человека, который знаком с историей, сообщение экскурсовода вызовет обширный смысловой ряд, относящий его к событиям начала XVII века.

Поэтому, увлекшись однажды паломничествами, я довольно быстро пришла к заключению, что смогу вынести познавательный смысл из своих поездок только в том случае, если каждый новый узнаваемый мною факт, касающийся истории того или иного монастыря, или города, или жизни того или иного святого, ложится на общую картину истории Отечества, хранящуюся в моей памяти.

Говоря о познавательном значении паломничеств, хочется отметить открытость наших монастырей миру, открытость, без которой наш познавательный интерес едва ли бы был удовлетворен.

Вспоминается, как мы с учащимися воскресной школы были в паломнической поездке в Коломну, и по пути заехали в Богородице-Рождественский Бобренев монастырь. Нас там никто не ждал. Один из храмов был открыт, другой закрыт. Я знала, что оба храма действующие, но на время между службами один из храмов закрывают.

Нам, конечно, хотелось посмотреть оба. Тогда я позвонила в братский корпус с помощью домофона, один из насельников монастыря выслушал меня, через минуту вышел с ключами, открыл храм и с полчала рассказывал нам о монашеской жизни вообще и о жизни Бобренева монастыря в частности.

Это был молодой иеродиакон, который, помнится, очень сетовал, что вот сколько людей учится в воскресных школах — а в монастырь жить почти никто не приходит. Такое внимание к нам явило образец православного гостеприимства.

Впрочем, не следует обольщаться по поводу глубины нашего познания современных монастырей во время паломнических поездок. Мы лишь касаемся жизни православных обителей, скользим по поверхности даже тогда, когда имеем достаточно времени, чтобы помолиться за богослужением от первого возгласа священника до отпуста.

Читайте также:  Сильные молитвы супругов о даровании детей и зачатии

А чаще бывает, что мы только на час или того меньше приезжаем в монастырь: посмотреть, написать записки, приложиться к святыням. Что можно за это время узнать? Монашескую жизнь подлинно знают только сами монахи, да и то не все. Мы же выносим из наших поездок некоторое отдаленное представление о ней. И на том спасибо.

3. Психологические аспекты

Мы проводим жизнь в ежедневном ритме одних и тех же занятий, в кругу одних и тех людей, проделываем один и тот же путь на работу и обратно. И время от времени чувствуем усталость от однообразия.

Паломничества становятся для нас способом приобретения новых впечатлений, в которых нуждается наша психика. Это благочестивый вид отдыха.

У нас, горожан, часто дает о себе знать потребность выехать из среды своего привычного обитания и попасть на природу. Может быть, это подсознательная тоска по тому миру, который сотворил Господь.

Обратите внимание

Ведь там, где жил Адам до грехопадения, не было мегаполисов, не было пробок на третьем кольце, воздух был чист и свеж, и вокруг пели птицы.

Вот в нас и копится усталость от рукотворного мира, созданного человеком.

Не напрасно психологи ввели в оборот такой термин — «ландшафтотерапия». С одной из башен Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова открывается прекрасный вид на озеро Неро, с ограды Горицкого монастыря (правда, недействующего) в Переславле-Залесском — на Плещеево озеро. И на таких обзорных площадках всегда много людей. Красота природы притягивает.

Кроме того, есть еще один аспект паломнических поездок, который я отношу к области психологии.

К священникам, проживающим в монастырях, а особенно к тем, кто в силу тех или иных причин стал известен православному народу далеко за пределами своей обители, идут люди со своими горестями и проблемами, и ждут они под дверью кельи, чтобы хоть ненадолго увидеть батюшку.

Батюшка выслушает, батюшка утешит, батюшка обласкает. Причины понятны: человек не может справиться со своими проблемами сам, он запутался, может быть — оступился, и ему нужна поддержка.

Трудно, порою невозможно провести четкую грань между духовным и душевным в такого рода отношениях.

Довольно часто православные совершают подмену, эксплуатируя душевный уровень отношений со священником и не выходя на духовный уровень.

Важно

Жалуются на болезни, на непутевых детей, на бедность, на что угодно, и не спрашивают: «Отче, как мне спастись? Как мне победить грех? Как мне противостоять страстям?»

Конечно, это отдельная тема, которую можно было бы назвать «Взаимоотношение пастыря и пасомого», и ее следовало бы рассмотреть вне связи с темой паломнических поездок. Но в связи с паломничествами, может быть — не групповыми, а индивидуальными, эта тема тоже актуальна.

4. Социальные аспекты

Православный приход как часть Церкви имеет образ семьи со своим отцом — настоятелем — и членами, объединенными совместной молитвой, коллективным трудом (послушаниями), общей трапезой.

Организованный отдых может и должен являться одной из составляющих, которые связывают эту семью определенными узами. Паломничество становится совместно прожитым событием для учащихся воскресной школы и других прихожан.

Короткий отрезок времени, пока длится поездка, является общей частью жизни, дарит общие впечатления.

В суете житейских и приходских дел мы зачастую не имеем возможности узнать друг друга поближе. Паломничество дает такую возможность. Дорога к святыням занимает несколько часов, и всякий участник поездки может провести это время в простом человеческом общении.

Родители едут с детьми, взрослые учащиеся воскресной школы — со своими товарищами из одной группы или из других групп. Дети общаются с другими детьми, родители — с другими родителями. Прихожане, не посещающие воскресную школу, знакомятся с теми, кто ходит на наши занятия. Возникают связи товарищества и дружбы.

Проявляется простой человеческий интерес друг к другу. В этом заключается немаловажное социальное значение паломнических поездок.

Таким образом, православные паломничества оказывают комплексное, многогранное и сильное воздействие на человека.

Когда я еду в паломничество на легковой машине, то часто беру с собой своих детей. На обратном пути дети спят на заднем сидении. Устали: впечатлений было много…

Дай Бог, чтобы та смысловая нагрузка, те впечатления, тот опыт, которые мы выносим из наших поездок, послужили к преобразованию нашей души и личностному росту. 

Стихотворение «Монастырь на Казбеке».

Источник: http://pokrovchram.ru/smysl_pravoslavnogo_palomnichestva

Чем православное паломничество отличается от религиозного туризма?

Содержание:

Православное паломничество — это некий вид туризма для верующих или нечто большее? Как не превратить поездку в экскурсию? И надо ли вообще ездить по святым местам, если Бог везде Один и Тот же? В этой статье вы найдете советы паломникам, а также интересные факты из истории возникновения паломничества.

Кто такой паломник?

Православное паломничество — это не «экскурсии для верующих», а посещение христианских святынь с целью молитвенного поклонения, покаяния и труда. Само слово «паломник» происходит от «пальма» («palma»). Но о какой пальме идет речь?

Следует обратиться к евангельскому рассказу о входе Иисуса Христа в Иерусалим. Местные жители и люди с окраин города встречали Его как царя Иудейского и поэтому стелили Ему под ноги пальмовые ветки.

С распространением христианства все больше людей приходило в Иерусалим для молитвы и поклонения святыням. Особое значение для верующих имели семь дней перед Пасхой. В праздник Входа Господнего в Иерусалим приходили с пальмовыми ветками — в память о торжественной встрече Христа с жителями Иерусалима.

Совет

Со Святой Земли верующие очень часто привозили эти ветки. Поэтому христиан, побывавших в Иерусалиме, и стали называть паломниками.

Но само поклонение святым местам как особое явление жизни верующего возникло еще задолго до христианства. Более того: то, что мы называем паломничеством, совершали и совершают представители разных религий. Зато наибольшего развития такие путешествия достигли в эпоху христианства. Но обо всем по порядку.

От иудейских традиций до православного паломничества

Согласно ветхозаветной истории, благочестивые иудеи направлялись для молитвы и жертвоприношений к Скинии с Ковчегом Завета. Позже ее заменил Иерусалимский храм.

На Пасху у иудеев было принято посещать Иерусалим. Это мы видим на примере Девы Марии и Иосифа Обручника, которые вместе с 12-летним Иисусом отправились в «паломничество».

На поклонение святыням отправляются и представители иных религий. Например, важной частью жизни мусульман считается хадж — посещение Мекки и Медины. Свои аналоги есть у индусов, буддистов, синтоистов.

Паломничество на Святую Землю

Наибольшего расцвета достигло христианское и, соответственно, православное паломничество. Первым маршрутом стала именно Святая Земля, напрямую связанная с жизнью Христа.

На Страстной неделе множество паломников из разных стран проходили Крестный путь Спасителя. Он тянется от места, где Пилат приговорил Иисуса к смерти, до распятия на Голгофе и погребения.

Над гробом Спасителя была выстроена мраморная часовня, так называемая кувуклия. Именно в этой кувуклии и молится греческий патриарх в Великую субботу. По его молитвам и ожиданиям многих собравшихся верующих снисходит огонь с неба, именуемый Благодатным. Чудо схождения Благодатного огня — еще одна причина паломничеств в Иерусалим.

Точно не известно, когда впервые была явлена такая благодать, но первые описания чуда схождения огня с неба относятся к ІХ веку. Даже в наше время множество паломников независимо от вероисповедания накануне православной Пасхи направляется в Иерусалим, к Храму гроба Господня.

Но вернемся к истории. Среди популярных направлений православного паломничества были Константинополь и Афон, у католиков — Рим, Лорето, Путь святого Иакова.

Паломничества на землях Руси

На Руси после принятия христианства также распространилась практика поклонения святыням. Но побывать на Святой Земле мог себе позволить далеко не каждый. Для этого требовалось длительное время и немалые деньги.

Через несколько веков популярными станут внутренние паломничества. Наши прапрабабушки ничего и не знали о паломнических поездках: они ходили пешком.

Читать также:

Святыни Киево-Печерской Лавры

Чтобы помолиться и поклониться святыням, верующие приходили в Киево-Печерскую лавру (в пещерах сегодня находятся мощи свыше 120 святых), Почаев (к стопе Богородицы и мощам преподобного Иова), в Троице-Сергиев монастырь (место духовных подвигов Сергия Радонежского). Со временем добавляется Дивеево (здесь находятся мощи Серафима Саровского). Также принято было посещать и менее известные монастыри и храмы (их список сегодня выглядит внушительно).

Даже в светской литературе XIX века можно найти свидетельства о том, как в Великий пост верующие отправлялись в Киев или Почаев, чтобы поклониться святым мощам, помолиться Господу и Богородице, исповедоваться, причаститься и с молитвой возвращаться назад.

Почему православные паломничества — это не религиозный туризм?

Некоторые люди считают, что поездки по святым местам — это время культурно-религиозного времяпровождения. Якобы светские люди в отпуск едут на море или в горы, а христиане — в паломничества. Там они знакомятся с выдающимися святынями, памятками архитектуры, от экскурсоводов узнают много нового… Но это не что иное, как религиозный туризм.

А паломник — это не такой себе счастливый путешественник с фотоаппаратом в руках и рюкзаком за спиной.

О пользе пеших паломничеств

Православное паломничество — это молитва и духовный труд. Конечно, современные условия разбаловали верующих. Тебе больше не надо десятилетиями добираться на Святую Землю или 40 дней Великого поста посвятить тому, чтобы пешком дойти в Киев или Почаев, Троице-Сергиевую лавру или Дивеево.

Когда ты не одну неделю пешком идешь с конкретной целью — попросить Бога о прощении и поклониться святыням, то особо надеешься на помощь Господа. Чувствуешь, насколько Бог тебе нужен, как Он хранит тебя. А Господь, соответственно, через людей посылает тебе пищу и кров.

Когда люди отправлялись на поклонение святыням пешком и без посторонних, у них было достаточно времени, чтобы один на один остаться с Богом.

Побег от суеты

Сегодня поменялись условия, пешие паломничества практически вытеснили паломнические поездки, но в идеале сохранился главный акцент: молитвенный настрой и духовный труд.

Вы едете не для того, чтобы сфотографировать достопримечательности и послушать гида. Вы едете, чтобы отвлечься от мирской суеты, поразмышлять о главном, поблагодарить Господа и попросить Его о чем-то важном, как часто говорят люди, почерпнуть благодати. Для этого тратите свое время, частично отказываетесь от общения с близкими, не жалеете денег на оплату паломнической поездки.

Кто-то спросит: а разве нужно собираться в дорогу, если причаститься можно и на месте, да и молитву нашу Бог услышит в любом уголке мира — будь то в Иерусалиме или в Заполярье?..

Обратите внимание

Да, Бог везде Один и Тот же, Евхаристия ничем не отличается в любом православном храме. Но отличается наше состояние. Благодаря православному паломничеству у нас есть возможность хоть на короткое время убежать от суеты и сосредоточиться на молитве. Более того, важную роль играет круг общения. Как часто любят твердить современные психологи, мы на 90% состоим из нашего окружения.

Так вот, паломнические поездки — прекрасный шанс расширить круг христианского общения. Бывалые паломники указывают и на то, что важную роль играет состав группы. Если собрались действительно верующие люди, то даже за короткое время вы сполна прочувствуете смысл христианской жизни — атмосферу любви, духовной радости, внимательности, доброжелательности, молитвы и Евхаристии.

Советы отправляющимся в православное паломничество:

  1. Подготовьтесь к поездке. Соберите действительно нужные вам вещи, побольше узнайте о тех святынях, к которым собираетесь. Делайте все это с молитвенным настроем.
  2. Если есть возможность, поисповедуйтесь и причаститесь перед паломнической поездкой. По возможности и желанию возьмите благословение у духовника, обсудите с ним волнующие вас вопросы.

  3. Наперед напишите записки, чтобы во время посещения храмов и монастырей использовать время для молитвы и богослужений, а не шатания у свечного ящика.
  4. Оставьте мирское бремя. Не берите его с собой в автобус, на поезд или в самолет. Это как раз то, что в первую очередь отвлекает вас от молитвы.
  5. Отключите телефон. Самые родные и так знают, где вы.

    Не думайте о том, какие проблемы вас ждут дома, что скажет начальник и вообще как честному христианину выжить в этом греховном мире.

  6. Если вы едете с друзьями, то постарайтесь на растратить драгоценное время на пустые разговоры или еще хуже — осуждения. Старайтесь сохранять сердечную чистоту.

  7. Обычно в автобусе паломники вместе молятся, поют псалмы или просматривают полезные видео о посещаемых святынях. Настройтесь на полезное времяпровождение.
  8. Сосредоточьтесь на цели конкретно вашей паломнической поездки.
  9. Во время посещения храмов и монастырей уделите внимание богослужениям и Таинствам.

    В длительных паломничествах верующих благословляют часто причащаться. Постарайтесь использовать этот момент, а не постоянно отвлекаться на свечки, записки, листовки.

  10. Полученную благодать постарайтесь подольше сохранять в своем сердце.

    Ваша жизнь после посещения святых мест должна меняться, чтобы не получилось так: в монастыре вы вели себя праведно и благочестиво, а дома вернулись ко всем прежним грехам.

  11. Изменяйте в первую очередь себя, а не родных, других участников паломнической поездки. Ваши поступки будут в сто раз красноречивее, чем слова.

  12. Не превращайте православное паломничество в религиозный туризм. Да, нам далеко до наших предков, преодолевавших сотни километров ради поклонения святыням. Но мы способны вложить в нашу поездку хоть несколько лепт духовного подвига и молитвы.

Об истории и важности паломничества рассказывается и в этом видео:

Источник: http://megapoisk.com/pravoslavnoe-palomnichestvo-eto-ne-religioznyj-turizm

О смысле православного паломничества – одигитрия

В русском языке есть два слова, употребляемые по отношению к данному явлению: паломничество и поклонничество. Слово паломник имеет западное происхождение. Его производят от слова palmarius, то есть пальмовник, — человек, несущий пальмовую ветвь.

Этот термин получил начало от обычая, свойственного паломникам, посещавшим Святой град Иерусалим. Паломнический сезон в Святой земле традиционно начинался с праздника Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы.

Но главным праздником этого периода, притягивавшим в Святую Землю наибольшее количество богомольцев, был и остается праздник Пасхи. Паломники, стремившиеся встретить светлое Христово Воскресение в Иерусалиме, прибывали туда заранее, чтобы провести в Святом граде также и Страстную седмицу.

Началу Страстной седмицы предшествовал праздник Входа Господня в Иерусалим, или Неделя (т. е. воскресение) ваий (пальм). Главным мероприятием праздничного дня был крестный ход до стен города Иерусалима. Богомольцы, принимавшие участие в шествии, несли пальмовые ветви.

Такими же ветвями без малого две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Возвращаясь домой, богомольцы брали с собой эти ветви. Отсюда и появилось слово, которое мы так часто употребляем сегодня.

Однако еще в начале двадцатого века в России чаще употреблялось другое слово — поклонник. Слово поклонник является буквальным переводом греческого слова «проскинитис». Важность данного слова для религиозного человека обусловлена тем, что оно не является отражением какого-то обычая или благочестивой традиции.

Слово поклонник является богословским понятием. Оно происходит от существительного поклонение («проскинисис»), которое является одним из ключевых слов богословского наследия седьмого Вселенского собора. Главной темой собора, как известно, было преодоление ереси иконоборчества.

Перед отцами собора стояла задача показать, что поклонение святым иконам не является идолопоклонством. В результате было сформулировано следующее различие. Совершая акты почитания святых икон, мы поклоняемся им, но не воздаем той чести, которая подобает одному лишь Богу.

Почитание, подобающее Богу, отцы собора называли служением «латриа».

Важно

Итак, поклонение является формой воздаяния чести Богу через посредство видимого образа. Это же слово в церковном Предании относится и к святым местам. Святые места, и в первую очередь особенно те из них, которые связаны с земной жизнью Спасителя, являются также некими образами, через которые верующие люди воздают честь Первообразу.

Таким образом, слово поклонник, бывшее некогда в широком употреблении, глубоко связано с преданием Церкви, с ее вероучением. Оно также предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается в поклонении святым местам.

Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь.

Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Говоря о паломничестве, следует отметить, что не существует паломничества вообще. Есть несколько различных подходов к паломничеству в различных религиозных культурах. Существует христианское понимание паломничества. Однако, христианский взгляд на паломничество не отличается внутренним единством.

В христианской среде имеются существенные различия по отношению к паломничеству. Понимание паломничества в православии существенно отличается от восприятия паломничества у западных христиан. В силу этого само выражение православное паломничество является оправданным. В западных языках паломничество — прежде всего путешествие.

В большинстве европейских языков соответствующее слово происходит от латинского peregrinatio, что означает странствование. Понимание паломничества как поклонничества неведомо христианскому западу. Причины этого коренятся в отношении Римо-Католической Церкви к седьмому Вселенскому собору и вопросу о почитании святых икон.

Западная Церковь не приняла решений собора по вопросу иконопочитания. Для западных христиан иконы являются лишь иллюстрациями событий Священной истории. Икона в западном понимании никак не может быть образом, который онтологически соединяет нас с Первообразом. Поэтому понимание паломничества у западных христиан носит принципиально иной характер.

Совет

Пилигрим это не паломник в православном смысле слова, то есть не поклонник. Пилигрим это прежде всего странник, путешественник. Религиозная цель путешествия пилигрима является только одной из возможностей. Идея почитания святых мест в этом слове не присутствует вообще.

Поклонение святым местам у западных христиан подменяется воспоминаниями священных событий на святых местах. В этом — рационализм и ограниченность католического и протестантского подхода к паломничеству. Вот почему западные паломники, посещающие святые места, больше напоминают туристов, чем паломников в православном понимании этого слова.

История паломнического движения представляет большой интерес с точки зрения изучения духовности различных народов. В этом смысле история паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества.

В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдавший за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утеряны. Возрождение их напрямую связано с возрождением духовности в нашей стране.

В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Возрождая паломничество, важно не отрываться от духовных основ православного Предания, помнить о цели и глубоком духовном смысле православного паломничества.

Марк епископ Егорьевский

Источник: https://www.odigitria.by/2009/09/10/o-smysle-pravoslavnogo-palomnichestva/

Паломничество – не туризм, а церковное делание | Православные паломничества

27 Ноября 09

В последнее время многие люди приходят к Православнию после посещения святых мест в России и за рубежом.

Как помочь им на многотрудном пути приобщения к вере, уберечь от ошибок, чем истинное паломничество отличается от такого понятия как «православный туризм» – об этом говорится в публикуемых сегодня выдержках из доклада председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, зачитанного им на Второй общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность».

– Результатом импульса, заданного прошедшей в 2004 году Первой паломнической конференцией и поддержанного Святейшим Патриархом и Священным Синодом, стала значительная активизация паломнической работы в соответствующих епархиальных службах.

В настоящий момент они действуют в 26 епархиях.

Примером могут служить многие из них, но я бы назвал службы Екатеринбургской епархии, Киево-Печерской Лавры на Украине, Валаамского монастыря, Тихвинского монастыря Санкт-Петербургской епархии и ряд других.

В соответствии с рекомендацией Первой общецерковной конференции, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Паломнический центр организовали двухнедельные курсы повышения квалификации сотрудников паломнических служб Русской Православной Церкви.

Среди слушателей были работники епархиальных, монастырских, приходских служб из Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Русской Зарубежной Церкви. Подводя итоги обучения, следует отметить, что проблема подготовки квалифицированных кадров стоит очень остро.

Без знающих, образованных, воцерковленных, религиозных людей с высоким уровнем культуры сегодня невозможна организация паломнических служб.

Обратите внимание

Мы должны помнить, что паломничество преследует сразу несколько целей: во-первых, дает возможность прикоснуться к святыням, помолиться В этом смысле оно является частью религиозной жизни людей и в плане укрепления веры, благочестия имеет очень большое значение. Но очевидно и другое.

Посещая исторические места, связанные с проявлением святости, поклоняясь этим местам, должно знать и их историю. Поэтому паломничество очень важно с точки зрения религиозного образования. И, наконец, такие поездки объединяют разных людей. Здесь они знакомятся, устанавливают духовно взаимообогащающие контакты.

Это особенно важно, когда речь идет о молодежном паломничестве. Многие, кто работает в области миссионерства, катехизации, религиозного образования, знают, какое важное место занимает паломничество в этой системе.

Поэтому оно должно обязательно сопровождаться и дополняться высоким уровнем представления материалов, связанных со святыми местами. Работающие в таких организациях люди должны быть по-настоящему образованными.

Нельзя лицам, не знающим истории и культуры, заниматься православным паломничеством, потому что они не будут способны придать ему, в том числе, и важное образовательное измерение, столь необходимое сегодня нашей Церкви и обществу.

В настоящее время в религиозных и светских средствах массовой информации развернулась дискуссия о разделении понятий «паломничество» и «туризм». Межрелигиозный совет России еще в 2003 году принял решение по поводу того, что паломничество следует развивать как один из видов религиозной деятельности.

Однако обращение в Государственную Думу было признано тогда нецелесообразным, так как никакие законодательные инициативы о туризме со стороны как Думы, так и правительства России не планировались.

Однако в настоящее время ситуация изменилась, и предлагаемые поправки от имени Межрелигиозного совета России были переданы в Госдуму и правительство Российской Федерации.

Важно

Трудно переоценить роль средств массовой информации в деле привлечения православных верующих к посещению российских и зарубежных святынь, воцерковления людей через паломничество. Большую просветительскую работу по его популяризации проводит журнал «Православный паломник».

На его страницах обсуждаются тенденции развития паломничества, рассказывается о святынях Вселенского Православия. В последнее время образовалась прочная обратная связь редакции журнала с его читателями. Появилась новая рубрика, в рамках которой они делятся впечатлениями о своих паломнических поездках.

Таким образом, накапливается очень важный материал для улучшения паломнической деятельности.

С конца сентября нынешнего года на «Радио России» начал реализовываться проект «Мир. Человек. Слово». В рамках этого цикла еженедельно по пятницам под рубрикой «Паломник» выходят соответствующие радиопередачи.

Сделанные на высоком профессиональном уровне, они уже вызвали большое количество положительных откликов от наших радиослушателей.

Активную информационную работу проводят также интернет-порталы, в том числе – «Петербург православный».

Хотелось бы отметить возросший интерес священнослужителей и мирян Русской Зарубежной Церкви к посещению российских православных святынь.

Общее улучшение отношений между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью создали предпосылки и к увеличению паломничества представителей РПЦЗ к местам поклонения в России и других странах СНГ.

Совет

Например, в июле 2005 года в нашу страну приезжала группа преподавателей и студентов Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, в июле-августе совершили паломничество представители Зарубежной Церкви из США и Австралии, в сентябре сего года Паломнический центр принимал группу из Иоанно-Предтеченского прихода Вашингтона.

К сожалению, пока не удалось наладить четкое взаимодействие между паломническими службами России. Продолжают поступать жалобы от Киево-Печерской Лавры, Тихвинского мужского монастыря, других монастыpей и храмов на прибытие групп без предварительной договоренности с обителью.

Люди запросто приезжают на место, а потом удивляются, почему там не все готово к встрече и приему. Но для того, чтобы обеспечить их всем необходимым, надо заранее знать об их приезде.

А если гости не считают нужным заранее информировать об этом хозяев, то они должны быть готовы к тому, чтобы принять на себя все возможные негативные последствия собственных легкомысленности и непредусмотрительности.

В летнее время при большом скоплении паломников отсутствие предварительной информации очень мешает нормальной работе соответствующих служб и создает трудности для монастыpей.

Паломничеству необходимо уделять больше внимания. Особенно важно привлекать молодежь – не только в качестве членов паломнических групп, но и для обслуживания таких поездок.

Потому что соприкосновение со святыми местами благоприятным образом влияет и на тех, кто занят в сфере паломничества. Нередко возникают проблемы с трудоустройством молодых людей.

Церковь могла бы помогать решать эту социальную задачу, вовлекая церковную молодежь, получившую хорошее образование, в работу паломнических учреждений.

Обратите внимание

Я хотел бы подчеркнуть: все то, что делается в этом направлении – это не просто хозяйственная деятельность, приносящая известный доход. В первую очередь, это религиозная деятельность, направленная на духовное воспитание человека, на его духовное образование.

На нынешнем постсоветском пространстве она архиважная, потому что очень многие люди, оторванные от Церкви, обретают веру через соприкосновение со святыней.

Мне постоянно приходится встречаться с множеством людей, которые вступили на путь христианской жизни именно после совершения паломничества, посетив Афон, святые места Греции, Святую Землю, будучи свидетелями чуда схождения Благодатного огня. Дотоле мало церковные и лишь формально православные, после таких поездок они обретали веру истинную.

Надеюсь, что нашими общими усилиями паломничество будет возрождаться именно как церковное делание, церковное служение и своим возрождением помогать возрождению Православия. Дай Бог, чтобы наше с вами паломническое делание было направлено на то, чтобы Слово Божие входило в душу и жизнь современных людей, и через благодатное паломничество укреплялась вера в нашем народе.

Москва, ноябрь 2005 г.

Источник – сайт www.orthedu.ru

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Источник: http://palomniki.su/articles/4117.htm

Ссылка на основную публикацию