Отношение и мнение православной церкви о самоубиенных

Почему в православии нельзя отпевать самоубиенных

Самоубийство – это применение средств самоповреждения, с помощью которых человек намеренно уходит из жизни. Представители РПЦ неодобрительно относятся к суицидникам, не отпевают самоубиенных, несмотря на широкую распространенность явления.

Суицид с точки зрения православия

По церковным канонам, к самоубиенным, которых нельзя отпевать, относятся:

  • погибшие на дуэли;
  • добровольно согласившиеся на процедуру эвтаназии;
  • люди, совершившие преступление и погибшие в процессе его исполнения;
  • выполнившие по отношению к себе действия, повлекшие летальный исход.

Список дополняют любители экстремального вида спорта, их осознанный риск ведет к смертельной опасности, включаются наркоманы, алкоголики и токсикоманы. В отдельную категорию попадают люди с неокрепшей психикой, официально стоящие на учете у психиатра.

Для заблудших православная церковь допускает исключение, только при представлении доказательств, получении согласия от патриарха.

Обратите внимание

Разрешение на отпевание можно получить после доказательства, что самоубиенный совершил грех в неосознанном состоянии, не пренебрегая волей Бога, по невозможности руководить своими действиями.

Не воцерковленные прихожане могут не знать о значении церковного обряда отпевания. Иногда считают, что чтение панихиды, молитв за упокой отправляет душу в Рай без задержек, испытаний. Но в православии считается, что покойному 40 дней уготовано посмертное мытарство, она нуждается в молитвах священнослужителей, родных отпетого.

Почему самоубийц не отпевают

Святой Тимофей Александрийский вписал в качестве канона православной и католической церкви сформированное еще в V веке правило о том, что запрещается произносить молитву.

Люди слабой воли, прервавшие собственную жизнь, являются отступниками Божьей заповеди, их дух ослабел, самоубиенные позволили открыть душу дьяволу.

Жизнь – ценный дар, которым нельзя распоряжаться, какими бы трудными испытания ни были.

Те, кто накладывает на себя руки, лишены веры в промысел Божий: нельзя отпевать самоубиенных, упоминать их в литургии, панихиде.

Потакать греху человека, надевшего на шею петлю, по мнению христианства, означает содействовать трусости малодушного, решившего уйти от ответственности, долга, житейских неурядиц.

Бывают случаи, когда неутешные родственники самоубиенного, не страдавшего при жизни психической болезнью, добывают ложные справки, которые доказывают факт его состояния на учете у психиатра.

Таких отпевать нельзя –  обман священнослужителей, Бога способствует причинению еще большего вреда душе покойного и его семье.

Где и как хоронят людей, покончивших жизнь самоубийством

Выбор места упокоения – сложный вопрос. Совершивший грех не может называться человеком, проступок лишает его статуса. Священная земля кладбища становится недоступной для упокоения ушедших самовольно. Самоубиенному, наряду с домашними животными, предназначаются места вдоль дороги, в специальном месте или на обочине без предварительного отпевания.

Раньше существовали специальные кладбища для атеистов, некрещеных. Рамки стали менее жесткими. Принципиальный запрет остался для захоронения у монастыря, на церковном кладбище.

Нуждаетесь в совете специалиста?Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Служители церкви обосновывают запрет тем, что души смертников, при направлении в ад за содеянное, могут забрать с собой невинную душу другого человека, находящуюся на пути в Рай.

Процедура захоронения самоубиенного несет запреты:

  • совершившего суицид не отпевают;
  • у гроба и могилы запрещено предаваться скорби, слезам;
  • похороны должны произойти на 3 день после смерти;
  • недозволительно целовать тело покойного;
  • запрещен заказ панихиды по покойному;
  • запрещено хоронить в праздник Святой Троицы;
  • непозволительно освящать землю могилы.

Если семья, близкие не придерживаются правил и отпевают усопшего, то они навлекают на себя грех. В отдельную категорию попадают люди, успевшие перед смертью произнести покаяние, жертвы случайного суицида.

При таких условиях самоубийце дается полное право захоронения на общем кладбище.

Как правильно похоронить суицидника, может объяснить священнослужитель. Но церковь откажется провести чин отпевания. Молитвы за упокой необходимо произносить дома, просить Бога спасти заблудшую душу. Помогут добрые дела, милостыня, благотворительность от имени суицидника.

Когда можно отпеть самоубиенного и кто дает разрешение

Несмотря на запрет РПЦ, католической церкви на совершение панихид, каждый отдельный случай лишения себя жизни рассматривают с точки зрения обстоятельств, заставивших умершего совершить акт. Весомое значение имеет свидетельство третьих лиц о том, что человек страдал болезнью психики.

Основание дает право епархиальному церковному учреждению с благословения епископа выдать обоснованное разрешение на отпевание самоубиенных душевнобольных.

Необходимо, чтобы было доказано, что лишения себя жизни совершилось не в холодном расчете или душевном озлоблении, а в момент помутнения разума.

Ярким примером отступного решения от отпевания является приобщение к храму Марины Цветаевой. В качестве обоснования отступления церкви явилось мнение авторитетного богослова Андрея Кураева. Внимательное исследование событий, повлекших убийство писательницы, нельзя объяснить богоотступничеством.

Трагедия произошла под воздействием голода, одиночества, разрухи, что привело к истощению всех эмоциональных, физических ресурсов.

Еще один фактор, позволяющий произвести отпевание – случайное самоубийство. Под категорию подпадают люди, которые не рассчитали с количеством алкоголя, по ошибке выпили ядовитое вещество, упали с балкона, спасли человека ценой собственной жизни.

Молитвы за самоубиенных

Несмотря на совершенное грехопадение, отпевание, есть надежда на прощение Господа. Помочь молитвой можно умершим, попавшим в ситуации:

  • подвергся жестокому издевательству, которое подтолкнуло к самоубиению – в таких обстоятельствах возможно получить прощение Бога, быть допущенным в Рай;
  • если ребенок или подросток совершил из страха насилия со стороны других людей – несформированная психика сопровождается неконтролируемыми эмоциональными всплесками. Ребенок не может отдать отчет в собственных действиях;
  • если страдали от неизлечимого рака или другой болезни, мучившей и причиняющей сильную боль.

Молитвы за самоубиенного произносятся возле зажженной свечи в течение дня. Важно осознанно произносить каждое слово отпевания, без спешки, легкомыслия. Священнослужители рекомендуют чтение Оптинских молитв:

«Отче наш, прости душу раба Твоего (…), ушедшего из жизни мирской во владения Твои. Раб Твой (…) оступился с пути наставления Церкви. Воля Твоя нам неведома. Не накладывай на меня грехом сию молитву. Принимаю волю Твою и уповаю на спасение души (…). Аминь».

Когда ребенок прерывает собственную жизнь, для спасения его души читается молитва для самоубиенного родителями или близкими родственниками:

«Господь Милостивый, умоляю тебя простить мою кровиночку, невинное дитя, за совершенный грех убийства собственного. Даруй ему отпущение греха этого и убереги его душу. Прошу за него у Тебя, подари душе покой. Аминь».

Если родители не смогли справиться с тяжкими испытаниями жизни, тогда просить прощения за них лучше кровным родственникам молитвой, отпеванием:

«Отче наш милостивый, молю тебя простить моему родителю грешное деяние, ибо вынудило совершить грех страшное и тяжелое обстоятельство. Не терзай душу его в муках ужасных, да даруй искупление. Прошу, прости мне сию молитву и укажи дорогу в Рай для моего родителя. Аминь».

Важно

Грех самоубиенных и их отпевание – страшнейший проступок. Спасти совершивших дурное деяние, не представляется возможным. Но ведение праведной земной жизни, терпеливое, стойкое отношение к испытаниям, данным Богом дарует душе возможность попасть в Рай.

Статья проверена редакцией сайта

Источник: https://sorokoviny.ru/obryady-ritualy/ne-otpevayut-samoubiennyh

Почему самоубийц не отпевают — суицид с точки зрения православия

Когда человек самовольно лишает себя жизни, у родных и близких возникает закономерный вопрос: «Почему самоубийц не отпевают?».

Раздавленные горем от потери, люди пытаются понять, что толкнуло родственника на столь отчаянный шаг, пытаются оправдать его всеми возможными способами, ищут совета и поддержки, идут в церковь, чтобы получить ответ на этот неоднозначный вопрос.

Что такое суицид с точки зрения православия

Самоубийство с православной точки зрения — страшнейший грех. Лишая себя самого драгоценного дара — жизни, человек навсегда лишается покаяния, а значит — и Царствия Божьего. Уже нет для него возможности на земле получить отпущения грехов, душевный храм уничтожен и попран. Библия трактует суицид как разновидность убийства.

Человек самовольно прекращает жизнь, которая принадлежит не только ему, но и Богу. Господь даровал ее для душевного развития, процветания, но никак не для уничтожения. «Никтоже нас себе живет и никтоже себя умирает… Аще бо живем, аще умираем, Господни есмы»,— говорит в писании апостол Павел.

Почему не отпевают утопленников и самоубиенных

Существует правило Святого Тимофея Александрийского, согласно которому молиться за самоубийц нельзя. Утопленники и другие самоубийцы, совершившие смертельный грех — люди, отступившие от Божьих заповедей, обнищавшие духом, впустившие в душу дьявола.

Наложивший на себя руку человек полностью теряет веру в Божественный Промысел, без которого ничего на земле не может существовать.

Те, кто решается покончить с жизнью, утопившись в воде или любым другим способом, не верят в Вечную жизнь, тем самым оскорбляя Бога — Творца и Искупителя. Именно поэтому их не отпевают в храмах, не поминают на Литургиях и панихидах.

Можно ли отпевать повешенного

Человек, решившийся влезть в петлю, с христианской точки зрения — трус, который таким способом решил уйти от проблем, болезней, долгов, других жизненных неурядиц. Решившись на ужасный поступок, он расписывается в своем малодушии, отказывается нести крест, пусть и не самый легкий, но данный Богом.

Конечно, есть исключения из общих правил. Над самоубийцей могут совершить чин отпевания, если при жизни он страдал психическими расстройствами и при этом состоял на учете в соответствующем учреждении.

Справка в епархию из лечебницы в большинстве случаев решает проблему. Эта возможность дает утешение родственникам, которые всеми силами стараются «все сделать так, чтобы душе было хорошо на том свете».

Но есть и другая сторона медали: родные самоубийц, которые при жизни не имели психических отклонений и лишили себя жизни по доброй воле, пытаются всеми способами «достать» нужный документ, чтобы добиться благословения на отпевание. И когда в церкви возносится молитва ко Господу, и есть в ней слова «…со святыми упокой…», совершается грех еще больший.

В попытке оправдать поступок самоубийцы, люди обманывают себя, священнослужителей, но прежде всего — Бога. Если и будет совершена молитва в церкви, то в таком случае она будет во вред и покойнику, и его родственникам.

Где и в каких случаях выдают разрешение на отпевание самоубиенных

В практике священнослужителей достаточно много примеров, когда приходится отпевать людей, умерших естественной смертью, но не знавших Бога в душе, ни разу не посетивших храм, не вознесших молитву Господу, не покаявшихся.

Почему этих людей церковь принимает, а тех, кто, возможно, импульсивно, по незнанию, совершил грех самоубийства — отвергает?

Этим вопросом задаются многие из тех, кого постигла эта страшная беда. И действительно, бывают разные ситуации. Одно дело, когда человек убил себя добровольно, другое — когда у него не было другого выхода.

Совет

В принятии решений об отпевании самоубийц церковь берёт во внимание причины, толкнувшие на такой отчаянный шаг. Покойников отпевают только в том случае, когда самоубийство совершено неосознанно, в неадекватном психическом состоянии и по неосторожности.

Чтобы получить разрешение на отпевание, нужно обратиться в Епархиальное управление, написать прошение правящему архиерею, приложив необходимые документы.

Как отпеть самоубиенного

Отказавшись от жизни, человек не только лишает себя Царствия небесного: он также лишает родственников возможности помолиться за него в церкви. Но душа самоубиенного особенно нуждается в молитве.

Как отпеть самоубийцу? Можно читать молитву дома, а также подавать милостыню и совершать добрые богоугодные дела.

Молитва за самоубиенного

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Самоубийство — страшный грех, и нет ему оправдания. Тех, кто совершил его, спасти уже невозможно. Но можно помочь близким и родным, которые оказались в сложной ситуации. Иногда достаточно просто быть рядом, доказать словом и делом, как человек важен для вас, чтобы он выбрал жизнь, которой обязан Богу.

Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/pochemu-samoubijc-ne-otpevayut.html

Доведение до самоубийства отношение церкви

Для озлобленной, богоборческой, не раскаявшейся души грешника нахождение рядом с Богом-Светом становится невыносимой мукой! Мне доводилось видеть страшные документальные кадры высвобождения заложника-подростка, которого изверги-похитители продержали в подвале в кромешной тьме несколько месяцев.

Читайте также:  Православная церковь об идеологии childfree: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Вызволенный, на казалось, долгожданный белый свет, мальчик крепко зажмурился и закрыл глаза руками — свет, приносящий нам столько радости и тепла стал для него не выносим, из-за долго пребывания во тьме. Так и в обсуждаемом случае – Бог, Который «есть любовь» (1Ин.4:8) и «свет» (1Ин.

1:5), для человека всю свою жизнь бегающего от Него, погружающегося во тьму греха, становится не выносимым, обжигающим совесть.

Особенности квалификации доведения до самоубийства

Как видно, толкнуть человека на самоубийство можно разными путями. Среди них встречаются и такие, которые доказать бывает практически невозможно при судебном разбирательстве.

Поэтому некоторые преступники прибегают именно к этому способу «устранения» человека. Статистика показывает, что наибольшее количество людей, которые подвергаются подобным провокациям, – это подростки.

В таком возрасте выросшие дети еще не успели выработать устойчивую психику. Также в категорию риска входят пенсионеры и представителя бизнеса.

Феномен суицида: почему Церковь не отпевает самоубийц

– «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых.

Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход.

Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы.

То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

Почему доходят до самоубийства

Словами терминов понятие суицид (или самоубийство) определяется как сознательное самостоятельное лишение себя жизни, осуществляемое своим непосредственным, намеренным и желаемым действием.

Статистика свидетельствует, что чаще на такой поступок идут психически больные люди, однако процент психически здоровых самоубийц растет, участились также случаи суицидов у подростков и молодых людей.

Проблема приобретает глобальный характер – за год добровольно уходят из жизни около миллиона человек, и это только те, чьи попытки покончить с собой приводят к желаемому результату. Украина хотя и не числится в лидерах по числу самоубийств в мире, но по данным Госкомстата каждый сотый смертный случай в нашей стране является следствием суицида.

БогослАвие (про ПравослАвие)

“Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф.16:24). У каждого христианина есть свой крест, через который, мужественно, уповая на Бога, мы получаем спасение.

Мы воспринимаем это крест не как преднамеренное мучение “злого и не справедливого” Бога, как орудие нашего совершенства, как огонь, превращающий кусок руды в твердую сталь, как шлифовальный станок, превращающий тусклый бесформенный алмаз в сверкающий бриллиант.

Вдумайтесь в слова Священного Писания: “…знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим.8:28). Обратите внимание – “ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ”, а “все” — значит и скорби.

Рекомендуем прочесть:  Возврат дисков в магазин закон

Итак, никому не должно скорбеть о случающемся, но всё, как я сказал, возлагать на промысл Божий и успокаиваться.

Есть некоторые люди, до того изнемогающие при случающихся скорбях, что они отказываются и от самой жизни и считают сладкою смерть, лишь бы только избавиться от скорбей: но это происходит от малодушия и многого неразумия, ибо таковые не знают той страшной нужды, которая встречает нас по исходе души из тела.

Вообще, видимо есть целый огромный раздел самоубийств, совершаемых только потому, что человек не умеет, не может выразить свою любовь к другим, выразить не только в действии, а выразить в ласке взгляда, выразить в терпении. И здесь конечно мы стоим перед вопросом — а что такое самоубийство вообще? Потому что это вопрос о том, что такое любовь, где ее границы.

Становление и развитие уголовной ответственности за доведение до самоубийства

В буддизме, существующем в виде двух вариантов: Махаяны ?или ламаизм (распространенной на Тибете, среди бурят и монголов) и Хинаяны («малой колесницы» — преобладающей в Китае, Японии и других странах Южной Азии) суть суицида состоит в вере в бесконечность перерождений («сансару»).

Прекратить жизнь в состоянии только Будда, мирянину же это абсолютно не доступно. Самоубийство не может прервать « сансару», а только лишь приводит ее к дальнейшему перерождению, но уже не в облике человека, а животного, или голодного демона.

Истинный буддист категорически отвергает самоубийство, так как перспектива порождения «сансары» его никак не привлекает. Буряты к примеру, издревле верят что души людей покончивших с собой, превращаются в мучителей своих родственников. В их погребальном обряде, (расписанном до деталей) нет места самоубийцам.

В истории бурят можно найти лишь упоминание об очень редких, единичных случаях ритуальных самоубийств, например: добровольная смерть бездетных стариков во время засухи. Сюда можно отнести и те примеры, которые приводит в одной из своих работ этнопсихиатор В.Б. Миневич.

Он описывает случаи из древности, когда считалось что семидесятилетние буряты, не имеющие внуков — «они заедают чужую жизнь». Выход из этой ситуации видели в том, что стариков заставляли проглатывать ленту жира, и они задыхались, кончали жизнь самоубийством.

Довести человека до самоубийства

Шавуа тов (хорошей недели)! На одном из уроков, посвященных еврейской традиции, мы с учениками разбирали закон «Не убивай».

Один из присутствующих учеников задался таким вопросом: если кто-либо, будь то один человек или группа лиц, создают такую обстановку, что доводят человека до самоубийства (хотя это может быть неумышленно), считается ли это нарушением данной заповеди? Я решила не отвечать поспешно, а посоветоваться с вами. Буду очень благодарна, если вы прольете свет на этот сложный и, в то же время, существенный вопрос. С ув., N.

Форум сайта

К тем же, кто считает самоубийство делом преступным, противным учению Христову, одна моя просьба, во имя любви к погибающим ближним, осуждайте, порицайте, негодуйте против самоубийства и в его совершении, и в замыслах и покушениях на него.

Помните, что всякое доброе намерение спасти душу ближнего ценно в очах Божиих. А если кто, добрый и верный раб Божий, отвратит своего ближнего от самоубийства и направит его на путь добродетельной жизни, тот великим наречен будет в Царствии Небесном.

Доведение до самоубийства

Именно эти выводы и попадают в статистические данные о количестве самоубийств, совершенных на территории Российской Федерации, а, следовательно, будет правильным считать, что реальное число доведений до самоубийства в нашей стране значительно выше.

Выход из такого «статистического тупика» видится в подсчете числа доведений до самоубийства не по результатам судебно-медицинского исследования трупа, а по результатам проверки, проведенной следственными органами и окончившейся принятием решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его возбуждении по ст. 110 УК.

Православный взгляд на суицид

– Самоубийство – самый страшный из всех грехов, совершённых против шестой заповеди, так как в суициде, кроме греха убийства, заключается ещё тяжкий грех отчаяния, ропота против Бога и дерзкого восстания против Его промысла.

Самоубийство исключает всякую возможность принести покаяние. По церковным канонам, самоубийц не отпевают, не поминают в церковной молитве за литургией и на панихидах и хоронят за оградой кладбища.

В загробной жизни их ждёт страшная участь.

Доведение лица до самоубийства: история и современность (Ильин Н

Вместе с тем следует обратить внимание на тот факт, что уголовные дела возбуждены по факту дистанционного (через Интернет) доведения до самоубийства, тогда как согласно ст. 110 УК РФ доведение до самоубийства возможно при личном контакте путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.

Доведение до самоубийства

С образованием Русского централизованного государства после освобождения от татаро-монгольского ига возникла необходимость в принятии нового законодательства, которое устанавливало бы единообразное правовое регулирование новых общественных отношений. Таким правовым актом явился Судебник 1497 г.

, при становлении которого были использованы уставные грамоты и «Русская Правда». Значительным правовым актом становится «Запись о душегубстве», в котором под душегубством понималось не только убийство в чистом виде, но и самоубийство и даже смерть в результате несчастного случая (без покаяния в грехах).

Доведение до самоубийства как уголовное преступление и предусмотренное наказание

  1. Доведение лица до самоубийства или до покушения на него путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до семи лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до семи лет или без такового.
  2. То же деяние, совершённое:
  • в отношении несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного;
  • в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
  • в отношении двух или более лиц;
  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), –

Источник: http://zakonandpravo.ru/lgoty-i-posobiya/dovedenie-do-samoubijstva-otnoshenie-tserkvi

Церковные каноны о самоубийцах

?petru44o (petru44o) wrote,
2007-09-09 13:43:00petru44o
petru44o
2007-09-09 13:43:00Categories:

  • религия
  • происшествия

Начну опять же с Чхартишвили, хотя уже было высказано кое-что о его малокомпетентности в вопросах ОПК.

К сожалению, я не представляю, где именно посмотреть постановления упомянутых Соборов. В постановлениях Второго Арльского собора, которые я смог найти, нет ничего о самоубийствах.

Православная Энциклопедия тоже не дает наводок: Слова про отказ в отпевании как «карательной санкции», конечно, звучат очень странно — наверное, срабатывает шаблонное отношение к анафематствованию.

Намного больше доверия, чем Чхартишвили, вызывает исследование Ирины Паперно «Самоубийство как культурный институт» (М., 1999).

Она тоже ссылается на Арльский и Бражский Соборы — так что тем более интересно посмотреть тексты их постановлений. И напоследок приведу пространнейшую цитату из книги Паперно, где говорится о православной канонике и об отношении к самоубийству в Русской Православной Церкви.

Обратите внимание

>> начало цитаты

Официальная позиция Восточной Православной Церкви восходит не к Соборам в Арле и Браге (не признаваемым Восточной Церковью[1]), а к Каноническим Ответам Тимофея Александрийского (участника Второго Вселенского Собора в Константинополе в 381 году), которые приобрели каноническую силу, будучи утвержденными Шестым Вселенским Собором. Канон 14 гласит: С точки зрения буквы закона эта формулировка сохраняет статус церковного закона православной церкви по сей день.

Канонические положения русской церкви, известные из различных источников, не систематизированы. Первоначальный их источник — византийские сборники законов, «Номоканон».

На Руси сборники под названием «Номоканон», или «Кормчая книга», циркулировали во множестве различных списков; как и их византийские образцы, они заключали в себе разнообразный материал: утверждения святых отцов, решения вселенских и поместных соборов, выдержки из гражданских законодательств и авторитетные мнения — такие, как 18 Ответов Тимофея Александрийского, которые можно найти уже в самых ранних из таких рукописных сборников, в домонгольский период[3].

Первая печатная версия, «Иосифская кормчая» (1650), также включала в себя (в главе 61) Ответ 14 Тимофея Александрийского о самоубийстве. «Кормчая книга» сохраняла авторитет в церковной практике вплоть до двадцатого века.

Читайте также:  Молитва божией матери «умягчение злых сердец»

В 1839 году Синод выпустил официальный свод церковных законов, «Книга правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных и святых отцов»; по вопросу о самоубийстве и этот свод относил к Ответу 14 Тимофея Александрийского.

Таково состояние церковного права. Однако историки русской церкви не придают большого значения правовым документам. Так, Е.

Голубинский, рассуждая о роли канонического права в своей «Истории русской церкви» в 1880 году, представил ситуацию следующим образом: Ему вторил правовед Н.

Суворов в учебнике церковного права, имевшем хождение в начале двадцатого века: «Главным образом практика церковная определялась не „правилами св. апостолов и св. отец“, а обычаем, сложившимся в течение веков»[5].

Обычай нашел отражение в целом ряде письменных документов. Так, в ежедневной церковной практике священники руководствовались «Требниками».

Авторитетный источник такого типа, «Требник» Киевского митрополита Петра Могилы (1646), предписывал отказывать в церковном погребении «самим себя убивающим от отчаяния и гнева, разве аще прежде смерти знамения покаяния показаша»[6]. «Требники», бывшие в употреблении в 1870-е годы, содержали такое же указание[7].

Важно

Конкретные инструкции давались также в циркулярах церковных иерархов, адресованных приходским священникам.

Важнейший документ средневековой эпохи, «Послание Митрополита Фотия к псковскому духовенству» (1417), содержит указания о самоубийстве, почерпнутые из авторитетных богословских источников: «А который от своих рук погубится, удавится, или ножем избодется, или в воду себе ввержет: ино по святым правилам тех не поведено у церквей хоронити, ни над ними пети, ни поминати, но в пустом месте в яму вложив, закопати; створит же о душах их Господь яко же сам весть, по своим неизреченным судебам, занеже святыи отцы именуют тех самовольною жертвою, даема не Богу»[8]. Изданная два века спустя «Инструкция патриарха Адриана поповским старостам или благочинным смотрителям от 26 декабря 1697» (в статье 21) давала указания, явно продиктованные языческими представлениями о самоубийстве (смешивая самоубийство с другими типами неестественной смерти): «А который человек обесится или зарежется, или купаясь и похваляся и играя утонет, или вина опьется или с качели убьется, или иную смерть сам над собою, своими руками учинит или на разбое и на воровстве каком убит будет: и тех умерших тел у церкви Божий не погребать, и над ними отпевать не велеть, а велеть их класть в лесу или на поле, кроме кладбища и убогих домов[9]»[10]. В девятнадцатом веке Инструкция Адриана вошла в состав «Полного собрания законов Российской Империи»[11]. Этот документ и его история иллюстрируют характерное смешение христианских и языческих представлений[12], церковной и светской власти, авторитета закона и силы обычая. Такая ситуация имела место во многих культурах, и в Средневековье, и в новое время, и с особой отчетливостью проявила себя в русской культуре.

Руководствуясь силой традиции более, чем буквой закона, русская церковь оставляла священнослужителям некоторую свободу в принятии решений относительно того, как поступить с самоубийцей. В неясных случаях в дело вступал авторитет церковных властей; решения, принятые по конкретным случаям, служили прецедентами для дальнейшей практики.

Такой прецедент установил, например, в середине девятнадцатого века, митрополит Филарет (Дроздов, 1783—1867). Мать молодой самоубийцы обратилась к местному епископу с просьбой предписать приходскому священнику похоронить ее дочь по православному обряду. Отвергнув эту просьбу, епископ передал прошение в Синод.

В конце концов прошение матери достигло митрополита Филарета, который наложил следующую резолюцию: «Уже сатана раз насмеялся над несчастной. Неужели надо допустить сатане еще раз насмеяться над ней? Похоронить по-православному».

Как мы знаем из церковной печати, это весьма неформальное решение сохраняло авторитет вплоть до середины двадцатого века, когда оно послужило руководством для священников русской зарубежной церкви[13].

Неясность законодательных предписаний и процедур представлялась оправданной традицией православной церкви, в которой авторитет сообщества христиан как «хранителя благочестия» превосходил авторитет канонического права[14]. В этой ситуации трудно установить, каковой была церковная практика по отношению к самоубийцам.

В конце девятнадцатого века автор «Настольной книги для священно-церковно-служителей» С. В. Булгаков счел нужным посетовать на тот факт, что с увеличением числа самоубийств увеличилась и терпимость к ним со стороны священнослужителей[15].

Призывая приходских священников блюсти авторитет христианской традиции, Булгаков предложил пространное богословское объяснение вопроса: Приравнивание самоубийства к убийству восходит еще к Августину, однако взгляд на самоубийство как утверждение неверия в контексте конца девятнадцатого века звучит вполне современно: начиная с 1870-х годов общественное мнение в России связывало отмечаемый печатью рост самоубийств с наступлением атеизма. В этой ситуации «Настольная книга» для священнослужителей считала своим долгом воскресить древнюю позицию церкви.

Источник: https://petru44o.livejournal.com/247439.html

Самоубийство

ierey_antoniy Как я писал ранее, мне часто приходится встречаться со старшеклассниками и студентами, которые задают много вопросов. Самые интересные я запоминаю, чтобы потом дать на них письменный ответ. В этот раз вопрос про самоубийство.

Как православная Церковь относится к самоубийцам и почему это тяжелый грех?

Самоубийство грех, потому что человек забирает у себя то, что дано ему свыше. Человек появляется на свет не потому что он такой умный и гениальный, а потому что так угодно Богу и у него есть родители.

Строго говоря, деление грехов на тяжкие и не очень довольно условно и возникло недавно. Все грехи плохи.

Если один человек всю жизнь будет только воровать, а другой убивать и оба не исправятся, то оба погубят свои души, не смотря на то, что с точки зрения уголовного кодекса убийство карается сильнее, чем воровство. Самый тяжелый грех – грех нераскаянный.

Но если в убийстве можно раскаяться, то в самоубийстве нет. По учению Церкви покаяние возможно лишь на земле. После смерти человек может осознавать, что он жил неправильно, но своими силами он уже не может изменить действительность.

Совет

Говоря о самоубийстве нужно различать мотивы, по которым оно совершено. Греховно то самоубийство, которое продиктовано страхом.

Когда в мире разразился экономический кризис, мир захлестнула волна самоубийств банкиров, менеджеров, бизнесменов. Причина – потеря денег, перспектива стать как все – жить чуть скромнее.

Испугавшись сущей мелочи и не найдя в себе силы ответить за свои долги люди прибегают к самоубийству.

Но есть и другие случаи. Например, из истории Церкви.

Мы знаем, что при взятии Константинополя турками-османами многие монахини, зная, что будут изнасилованы и убиты иноверцами спрыгивали с крепостных стен.

Здесь перед нами формально тоже самоубийство, но мотив другой – надежда на Бога и любовь к Богу. Только верующий человек может расставаться с жизнью, зная, что его душа пойдет к его Творцу.

Следующий пример. Первые века христианства. Мы видим интересную ситуацию, которая сложилась в Церкви. Идут гонения на христиан и епископы сталкиваются с удивительной проблемой. Повсеместно практикуются казни и пытки верующих. Издевательства над христианами в Колизее становятся любимым развлечением знати и простых римлян.

Но перед казнью групп христиан, императоры видят, что ведомых на пытки и смерть людей гораздо больше, чем предполагалось. Узнавая о казни, многие верующие идут и доносят сами на себя, желая так же принять мученический венец за Христа. Опять вроде бы самоубийство? Но мотив не страх, а уверенность в беспомощности смерти.

Это явление стало настолько массовым, что заставило епископов запрещать подобную практику.

Обратите внимание

Можно привести пример из кино. Всем известный фильм Титаник, где офицеры корабля жертвуют своим местом в лодках, чтобы спасти детей и женщин. Конечно, нам не всегда дано узнать волю Бога, но можно предположить, что их будут судить по иным меркам, чем самоубийц банкиров.

У меня брат покончил жизнь самоубийством, можно ли его отпевать и как правильно за него молиться?

Если он совершил самоубийство в трезвом уме, то его отпевание не только невозможно, но и бессмысленно. Зачастую родственники убитые горем, предпринимают титанические усилия, чтобы добиться отпевания. Это неправильно. Если человек совершает осознанное самоубийство, это значит, он не верил в Бога или Богу.

И отпевание такого человека будет насилием над его личностью и его взглядами. Это тоже самое, если мы для воцерковления людей будем запирать их в храме на время богослужения. Пользы от такой вынужденной «молитвы» не будет.

Если бы родственники самоубийц предпринимали такие усилия при его жизни воцерковляя его, или на худой конец в молитве за него после смерти, то пользы было бы больше.

Отпевание это не магический обряд, автоматически спасающий душу. Отпевание является усиленной молитвой с просьбой упокоить усопшего «со святыми» как читаем мы в тексте чина.

Но если человек жил вне Церкви и демонстративно прервал свою жизнь, показав, что ему не нужен бесценный дар Бога, то просить причислить его к святым, по меньшей мере, странно. Отпевание человека, не ходившего в храм и не исповедавшего Христа всей своей жизнью бесполезно.

Святитель Иннокентий Иркутский, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: “Когда он в последний раз был на службе?” – “Где-то полгода назад”.- “Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права”.

Запрет на отпевание самоубийц это не прихоть батюшки, а каноническое правило свт. Тимофея Александрийского. До революции человек совершивший самоубийство не мог даже быть похоронен на кладбище. Для кого-то это покажется жестоким. Но для многих это было уроком и примером, удерживающим от рокового шага.

Важно

Если есть подозрение, что человек покончил с жизнью в состоянии аффекта при психической болезни, то вопрос об отпевании выносится на суд архиерея или благочинного, а родственники представляют необходимые медицинские документы.

За человека, который совершил самоубийство осознанно, молиться, тем не менее, можно и нужно.

Не смотря на то, что за него нельзя подать записки в храме или отпеть, никто не запрещает нам молиться за него дома.

И здесь нужна не формальная молитва, а очень долгая, лучше всю вашу жизнь, горячее обращение к Богу. Ведь только живые уже могут помочь самоубийце. Сам он бессилен что-то изменить в своей судьбе.

Не менее сильным способом облегчить участь самоубийц является милость в его память. Гораздо логичнее будет, если близкие в его честь не будут устраивать пышных поминок, откармливая многочисленных родственников, а покормят детей в детском доме, нищих на улице итд. То есть тех, кто действительно нуждается в пище и сочувствии.

Более сложным является вопрос, можно ли отпевать людей, скончавшихся от передозировки наркотиков или отравившихся алкоголем.

Здесь нет однозначного ответа, и в разных епархиях этот вопрос решается по благословению правящего епископа. Хотя есть решение Священного Синода от 10 июля 1881 года.

В нем сказано, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам.

Источник: https://ierey-antoniy.livejournal.com/8090.html

Отношение христианства к суициду (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Из социальных условий, сопутствующих суициду, особый интерес представляет влияние на него определенного вероисповедания.

Страны мусульманского, иудейского вероисповедания, а также католические христианские страны представляют, как в XIX веке, так и сегодня меньшую опасность для возникновения массовых очагов суицида, чем страны других вероисповеданий и конфессий, такие например, как страны с преобладающим в них христианским протестантизмом (США, Германия, Швеция). Существует предположение, что в нехристианских странах такое отношение к самонасилию продиктовано идеологией фатализма, присутствующей в их религиозных учениях, в католических же государствах – с организованностью церкви как самостоятельной политической силы, строго и подробно регламентирующей поведение своих верующих сограждан. Конечно, такая трактовка во многом справедлива, но далеко не полна, т.к. известно, например, что элемент фатализма в сильной степени присущ индуизму, тем не менее, Индия – это родина одной из форм ритуального самоубийства (сати), в такой же католической стране как современная Франция наблюдается в наши дни суицидальный всплеск, во многом, правда, объяснимый полным безверием жертв собственного насилия (достаточно привести в качестве примера трагическую судьбу известной французской актрисы и кинорежиссера Кристины Паскаль – жертвы сексуальной революции в Европе).

Читайте также:  Православный праздник ореховый спас - 29 августа 2019 года

Т.о. на путях раскрытия специфики вероисповеданий суицидологам трудно обрести твердую почву под ногами, не учитывая особенности самого феномена веры.

“Религии богаты всякими уловками против требования самоубийства; этим они вкрадываются в доверие тех, кто влюблен в жизнь”

Ф. Ницше “Человеческое, слишком человеческое”

1. ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА К СУИЦИДУ

Совет

В I веке христианство вошло в мир искалеченный и разлагающийся, в мир, израненный грехом. Половая распущенность и самоубийство считались абсолютно нормальными, и даже поощрялись. И среди этого мира находилисьхристианские церкви.

В первые века своего существования гонимая христианская религия относилась к мученичеству, т. е. альтруистическому самоубийству во имя веры, с благоговением. Христианство не смогло бы добиться такого авторитета без страстотерпцев, добровольно шедших на крест.

Однако государству и государственной религии мученики ни к чему – никогда не знаешь, чего от них ожидать, и примерно с V века отношение церкви к добровольной смерти во имя веры начинает меняться.

Неприятный факт: христианство повело страстную непримиримую борьбу с самоубийствами, продолжающуюся и поныне, не столько из высших соображений, сколько из меркантилизма, выполняя заказ земных властей.

Все имеет свою цену, в том числе и возможность спасти миллионы душ, которую христианство получило с обретением статуса государственной религии.

Утвердив принцип”кесарю кесарево”, церковь расширила трактовку “Богу Богово”: “бессмертная душа принадлежит Всевышнему, и только он волен ею распоряжаться”.

Первая атака была предпринята еще на закате Западной империи, на Аральском соборе 452 года, где суицид впервые был объявлен преступлением, а те, кто его совершают, – “объятыми дьявольским безумством” (diabolico persecutus furore).

В 533 году Орлеанский собор, следуя пожеланиям судебных властей, отказал в христианском погребении самоубийцам из числа осужденных преступников, ибо, совершив самосуд, они обманывают закон, уходят от положенного наказания.

Обратите внимание

Следующий шаг был предпринят на Пражском соборе 563 года, введшем карательные санкции против всех самоубийц: им отказали в церковном отпевании и погребении. Толедский собор 693 года отлучил от церкви не только самоубийц, но и тех, кто, попытавшись покончить с собой, остался жив.

Христианская церковь относилась к самоубийству гораздо непримиримее, чем к убийству.

Эта явная несправедливость аргументировалась тем, что убийца еще может раскаяться в своем злодеянии, а самоубийца такой возможности лишен.

На самом же деле снисходительность к первому из смертных грехов объяснялась все теми же государственными интересами: и светской, и церковной власти было не обойтись без собственных убийц, состоявших у них на службе.

Религиозная принадлежность играет очень важную роль в принятии суицидального решения: одни конфессии воздвигают больше моральных и психологических запретов на пути к самоубийству, другие меньше.

Даже если оставить в стороне восточные религии, не считающие самоубийство абсолютным злом, и рассматривать только “антисуицидные” конфессии (христианство, ислам, иудаизм), обнаружатся весьма заметные расхождения в статистике добровольных смертей.

Возьмем относительно узкий спектр – западное христианство. Оказывается, в протестантских странах уровень самоубийств втрое выше, чем католических. Дело в том, что протестантизм “не довольствуется машинальными обрядами, но хочет управлять сознанием людей” (Э.

Дюркгейм), он более индивидуален, не перекладывает ответственность за неудачи с личности на Бога и судьбу. В этой конфессии выше степень свободы выбора.

2. БИБЛЕЙСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СУИЦИДУ

Важно

В Священном Писании прямого осуждения самоубийства не содержится, если не считать двух мест – одного в Ветхом Завете и одного в Новом, которые при желании можно истолковать, как запрещающие своевольничать с жизнью и смертью.

Во “Второзаконии” Господь произносит: “Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей” (XXXII, 39).

А в “Первом послании к коринфянам” Павел говорит: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы” (III, 16 – 17)

Впрочем, грозные слова ветхозаветного Бога скорее относятся к перечислению атрибутов его могущества, и смысловое ударение здесь делается не на местоимении “Я”, а на глаголах. Что же до слов апостола Павла, то в них, пожалуй, все-таки имеется виду не физическое разрушение тела, а разорение собственной души, которое происходит как раз при жизни.

2.1 БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ФАКТОВ СУИЦИДА

В Библии можно найти 7 случаев очевидного самоубийства, и ни в одном из этих описаний нет оттенка порицания:

1. Авимелех: “… Библия осуждает злодеяния Авимелеха, но отнюдь не его самоубийство”.

2. Самсон: “… и вовсе восхваляется как герой”.

3, 4. Царь Саул и его оруженосец.

5. Ахитофел: “…Опять простая констатация, без какой – либо моральной оценки”.

6. Последний из ветхозаветных самоубийц – иудейский старейшина Разис – предпочитает смерть позору пленения. Обратите внимание на несомненное восхищение, звучащее в тексте Писания.

7. В Новом Завете самоубийца всего один, зато знаменитейший из всех и даже давший впоследствии название самому явлению – “иудин грех”, и обратившись непосредственно к тексту Писания, мы увидим, что евангелист отзывается о смерти предателя лаконично и бесстрастно: “…И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился” (Мф. XXVII, 5).

3. Подсознательная суицидальность первоначального христианства на примере истории русских раскольников

Другой пример подсознательной суицидальности первоначального христианства – трагическая история русских раскольников.

Старая русская церковь ближе к исходному (римскому и византийскому) христианству, чем позднейшие ответвления – католическое, протестантское или никоновское православное.

Совет

С середины XVII века на протяжении 2-х с половиной столетий на Руси горели раскольничьи скиты. Самосожжение, самоутопление, самопогребение совершили десятки тысяч двуперстных христиан (“благодаря” нынешнему Никоновскому православию).

Прибавим к этому еще и слабое суицидосдерживающее воздействие православия. Эта государственная религия в постпетровские времена превратилась в деталь казенной машины, и влияние ее на жизнь “народа” было скорее формальным.

Приверженность простолюдинов чисто внешней обрядности ввела русскую “интеллигенцию” в заблуждение, поспособствовав созданию мифа о “народе-богоносце”.

Если б это не было фикцией, советской атеистической пропаганде не удалось бы так быстро и эффективно разрушить именно в “народе” христианскую этику и вообще привычку к набожности.

4. ОТНОШЕНИЕ К САМОУБИЙЦАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Раскроем «Полный православный богословский энциклопедический словарь» (дореволюционное издание П. П. Сойкина), найдем слово «самоубийство».

Вот что там написано: «Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против творческого и промыслительного порядка, божественного и своего назначения, произвольно сокращает свою жизнь, которая принадлежит не ему только, но и богу…» Вдумаемся в эту формулировку. Человек не смеет уйти из жизни, так как жизнь его принадлежит богу.

По существу, это тот же принцип, который применялся к крепостным дореформенной России. Ты не смеешь уйти, убежать от своего помещика, господина, ибо ты его собственность. Вся разница в том, что хозяин называется не земной, а небесный…

Рассмотрим рассуждения отцов духовных о самоубийстве дальше: «Указывают на мужество, проявляемое самоубийцей в своем действии; не каждый, — говорят, — решится на такой смелый поступок. И на этом основании у язычников самоубийство даже восхвалялось, как героизм.

Обратите внимание

Но, с христианской точки зрения, самоубийца есть не герой, а трус, так как не в состоянии снести тех неприятностей и несчастий (например, потерю любимого человека или имущества, неизлечимой болезни, заслуженного или незаслуженного стыда и т. п.

), из-за которых обыкновенно решаются на самоубийство».

Источник: http://MirZnanii.com/a/319091/otnoshenie-khristianstva-k-suitsidu

Самоубийцы – похороны и отпевание, взгляд церкви

Можно ли отпевать самоубийц? О правилах и запретах на похоронах самоубийц

Многие родственники, утратившие в своей семье близкого человека, который совершил акт самоубийства, нередко задаются вопросом: как хоронить самоубийцу? Можно ли его отпевать? Для человека, который исповедует христианство, в частности, православную ветвь, отпевание души усопшего становится весьма значительным и важным обрядом. Ведь отпевание – это такой же важный, как и крещение, обряд, позволяющий душе покойного подготовиться к загробной жизни.

По религиозным понятиям – самоубийца является человеком, который преступил как перед своей душой, так и перед Богом. Ведь если Бог дал вам жизнь, то лишь он имеет право ее отнять.

Хоронят ли самоубийц?

Да, самоубийц хоронят. Однако, сам процесс погребения в некоторой степени отличен от того, как хоронят людей, которые не по собственной вине свели счеты с жизнью.

Где хоронят самоубийц?

Ответ на этот вопрос заключается в следующем: самоубийц нельзя хоронить на кладбище, где погребены люди, которые умерли либо естественной смертью, либо не от своих рук.

В православии самоубийство считается тяжелейшим грехом, вплоть до того, что есть такое убеждение, что человек, совершивший суицид, отказывается от статуса человека. Это значит, что самоубийц, как и домашних животных, нужно хоронить вдоль дорог, на обочинах, или же в определенных местах.

Это происходит по причине того, что кладбище является местом, где покоятся люди, охраняемые Богом, лишившиеся жизни не по собственной вине.

Раньше самоубийц хоронили в лесах или же на полянах. Также, ранее были такие деревни, где суицид был достаточно распространенной причиной смерти, и по этой причине в этих деревнях было два кладбища.

Важно

Первое кладбище было для людей, ушедших из жизни не по своей вине или воле, а также, для тех, кто самостоятельно отобрал у себя жизнь.

Однако на сегодняшний день, люди пренебрегают тем, что самоубийцы должны быть погребены в специально отведенном месте, хотя по Библейским канонам, на кладбищах хоронить самоубийц не разрешено.

Запреты для самоубийц

Самоубийц нельзя отпевать, а похороны нужно осуществлять на третьи сутки. Нельзя плакать и скорбить по умершему, а также целовать покойного. После погребения сорокоуст за упокой также нельзя заказывать, а еще нельзя поминать покойного панихидой.

Кого относят к самоубийцам по церковным канонам?

К самоубийцам относятся не только те люди, которые совершили акт суицида известными нам способами (повешение и так далее), но и те, люди, которые будучи преступниками, были убиты во время совершения преступного деяния, люди, страдающие от тяжелых заболеваний, которые согласились на эвтаназию. В отпевании души усопшего может быть отказано, если не было установлено, покончил ли жизнь самоубийством человек или же нет.

Также, фактически, церковь относит наркоманов, токсикоманов и алкоголиков, ведь они добровольно сокращают свою жизнь и приближают и без того неминуемый момент смерти.

И все-таки: можно ли отпеть самоубийцу?

Отпеть самоубийцу можно только в том случае, если человек, который наложил на себя руки, был психически нездоров.

Для того, чтобы сделать это возможным, необходимо обратиться с письменным прошением на имя архиерея Вашей епархии с указанием психической болезни, которой страдал самоубийца.

Также необходимо приложить справку о болезни и о том, что человек состоял на учете. После того, когда вы получите разрешение с указом архиерея, необходимо обратиться к вашему приходу.

Совет

Также, дома можно молиться за душу усопшего не запрещено, однако это считается большим искушением, поскольку родственник самоубийцы просит прощения за человека, который совершил тяжелейший грех.

Почему люди кончают жизнь самоубийством? Что приводит людей к самоубийству?

Источник: http://ritorg.by/samoubiycy-pohorony-i-otpevanie-vzglyad-cerkvi.html

Ссылка на основную публикацию