Обязанности и наставления для мужа и жены в православной семье

Обязанности православного мужа и жены

Сам Бог сотворил семью, при этом жена была сделана из ребра Адама. В самом начале Библии сказано, что Бог создал единое целое из мужчины и женщины. (Бытие 1:27)

Некоторые христиане утверждают, что целью Божьего создания единого целого было рождение детей, но в Святом Писании написано, что Всевышний дал Адаму помощницу, чтобы не быть тому одиноким. (Бытие 2:18)

Православная Церковь рассматривает супружескую пару, как Свою частичку, созданную для демонстрации Божьей любви миру. Связанное на земле через Таинство венчания продолжает свой путь на Небесах, ведь супруги — одно целое, при этом четко определены обязанности жены перед мужем в православии и наоборот.

Обратите внимание

Православная семья

Если кто-то из супругов нарушает этот порядок, исчезает благословение. По Божьему повелению муж и жена наделены взаимными обязанностями, основанием для которых является вторая заповедь Христа (Матв. 22:39):

  • любить один другого Божьей любовью;
  • хранить верность друг другу;
  • взаимное уважение;
  • почитание родителей с обеих сторон, как основание продолжения рода;
  • воспитание детей по слову Божьему.

Современный мир практически отрицает институт не только церковного, но и официального брака, не понимая, что при этом сожители, они не являются семьей, живут в блуде, а значит, грешат, на таковых нет защиты Бога.

Бог есть любовь, и Православная Церковь стоит на этом основании, поэтому христиане, осознавшие греховность своей жизни, могут в любой момент узаконить свой брак перед лицом Господа.

Таинство брака может быть совершенно над парой, оба члена которой крещены в православии и прошли определенную подготовку перед венчанием.

Как супруг, так и супружница обладают равными правами, они партнеры по жизни.

Чтобы стать одним целым, молодые супруги должны «обрезать пуповины» со старшим поколением. Уважать, почитать родителей — дело святое, но нельзя никому позволять руководить и верховодить, кроме самих молодоженов.

Церковный брак неразрушим, если пара живет по заповедям Божьим. Только грех, особенно блуд в одночасье может разорвать завет, данный у алтаря.

Брачный союз

Церковь очень строго относится к повторному браку, ведь никто не отменял запрета Иисуса. (Матв. 9:9) Только кровное родство, о котором пара не знала раньше, бесплодие в течение 7 лет или смерть одного из супругов может стать причиной развода.

Гимн Любви, записанный апостолом Павлом, при выполнении всех его пунктов, поможет семейной паре в православии пройти все подводные камни супружеского пути.

Муж — глава семьи

В благополучных семьях мужчина четко осознает свою роль в семье. Если муж является главой семьи, как Иисус — Церкви, то мужчина будет ценить, уважать и опекать свою половинку, обеспечивая ее всем необходимым (1Кор. 11:1-3)

Каждому человеку Творец приготовил свое послание. Муж читает и выполняет то, что написано для него, а ему Иисус повелел любить супругу, как Христос любит Церковь, а вот о покорности написано для второй половинки.

В своем послании апостол Петр (1 Петра 3:1-7) четко расписал повеления семейным парам. Отношение мужа к жене в православии подразумевает:

  • равноправие во владении имуществом;
  • благоразумное отношение к своей половинке во всех вопросах жизни;
  • поддержание авторитета женщины;
  • защиту ее интересов и хранение доброй репутации.

Библия называет женщину в православии немощнейшим сосудом. Представьте мужчину, в сильные, мужественные руки которого Бог вложил тончайшую, изысканную вазу из хрусталя, это жена, мать детей, возлюбленная. Малейшее неловкое движение, удар, сильное сжатие и вместо чуда творения Творца — миллионы осколков.

Истолковывая слова Библии в свою пользу о том, что женщина должна покориться мужчине, и она не властна над телом, некоторые мужья превращают свою половинку в сексуальных рабынь без голоса и права мыслить самостоятельно.

Статус главы в семье — быть подобием Иисуса Христа, а не рабовладельцем. Равноправный партнер в семье — супруга, у нее должна быть своя зона комфорта, личное мнение и, безусловно, свободное время для себя любимой. В народе говорят, что любимая женщина счастливая, а счастливая — всегда красивая.

Отношения между мужем и женой

Важно

У хорошего хозяина самая красивая подруга жизни, данная Богом, его половинка, царица, имеющая равную долю в правлении семьей.

Важно! Глава семьи, как Иисус Церкви, должен дать своей хозяйке все права по решению женских вопросов, поддерживая ее установки и правила.

Негоже царю и священнику дома приносить домой сплетни, сеять раздор и мелочно придираться к любой погрешности.

Может ли истинный христианин представить брошенную Церковь с детьми, не обеспеченную своим Женихом, который может Ей изменить?

Дом, подчиненный своим бытом законам христианства и наполненный духовной жизнью, примером которой является глава семейства, всегда будет под защитой Бога.

Верная жена — хранительница очага

Роль женщины в семье трудно переоценить. Вся Библия пропитана примерами жизни прародительниц рода человеческого, которые, так или иначе, влияли на историческое развитие человечества.

Порой женщины сами создавали себе проблемы. Если бы Ева не поддалась на уговоры змея и не уговорила, заметьте, вескими доводами Адама, все в истории сложилось бы иначе.

Первая еврейка Сарра не поверила Богу, который пообещал ей сына, и уговорила Авраама переспать с рабыней, от нее родился сын. Целых 12 лет Сарра страдала ревностью и создала много проблем Аврааму и Агари, пока не родила Исаака.

Ревекка обманом поспособствовала получению первородства младшим сыном.

Верная Рахиль 21 год ждала свое счастье, подарив миру Иосифа, который стал принцем Египта.

Прекрасная Есфирь готова была заплатить жизнью за жизнь еврейского народа.

Совет

Маленькая Мария с покорностью приняла весть о том, что ей оказана честь родить Миссию. Трудно представить состояние девочки в то время, когда за блуд побивали камнями до смерти. Как доказать фарисеям и книжникам, что ты, девочка с монастыря, чиста и невинна и плод в тебе не от мужчины?

Молитва в храме

Великое доверие Богу, покорность, уважение мужа творят чудеса.

  • Православная жена относится к мужу, как к священнику своего дома, однако при этом она не опускается до роли уборщицы, кухарки, сексуальной рабыни и домработницы.
  • Православная христианка — домостроительница, хранительница очага, берегиня рода.
  • Бог создал Еву из ребра Адама, не из руки или ноги, не из головы, а из кости, которая находится под сердцем.
  • У хорошей хозяйки, которая находится под обеспечением и защитой главы семьи, дом — полная чаша.
  • Божью Невесту — Церковь трудно представить неприбранной или голодной, так и мать, жена должна заботиться о доме.
  • Бог дал именно жене повеление кориться своему мужу (Еф. 6:1-4), а мужу — любить свою половинку. Каждый член семьи имеет свое послание от Творца, выполнение которого гарантирует счастливую семейную жизнь.
  • Многие женщины пытаются манипулировать своим телом во время секса, нарушая повеление Сущего на Небесах (1 Кор. 7: 3-5), где говорится, что жена не властна отказать мужу, ее тело во власти мужа. Только пост и молитва, а это более 200 дней в году, могут быть причиной уклонения от интимных ласк.
  • Еще мудрый Соломон писал в Притчах, что мудрая жена устрояет дом, а сварливая разрушает его.
  • Женщины должны украшать себя не только внешне, красота православной христианки в покорности, миролюбии, благоразумии и уважении к своему мужу.
  • Православная жена никогда не позволит себе «вынести сор из избы». Все вопросы, разногласия, даже раздоры решаются не криком и укорами, а молитвой и советами духовных наставников.

Красота христианки скрывается в ее сердце, наполненном милосердия, богобоязненности, открытом для помощи людям и служению Творцу.

Поклонение мамоне в виде золота и драгоценностей не сделают женщину красивее, а только наполнение Плодами Духа Святого преобразует хозяйку дома в царицу своего господина.

Умение отвечать кротостью на грубость, послушанием на требовательность — главные показатели истинной христианки.

Всевышний Творец призывает женщин кориться мужьям не из-за страха, а по любви к Божьим заповедям. В наполненных Божьим ведением семьях царит смирение и верность, покорность и терпение, забота и любовь, которые являются залогом воспитания детей, как истинных христиан.

Самая большая ошибка нерадивой супруги, пусть достигшей высоких постов в политике, бизнесе, является унижение мужчины, особенно при детях или других людях.

Во время венчания супруги дают обет жить вместе и нести свою любовь в богатстве и бедности, здоровье и болезнях.

Совет! Мудрая жена никогда не ляжет спать в гневе, Всевышний подарил христианам мощное орудие — молитву, которая способно погасить любой раздор в сердцах, если там живет Иисус.Видео об отношениях между мужем и женой в православной семье

Источник

Источник:

10 правил хорошей жены от священника

Как в браке женщина должна вести себя с мужем? Wday.ru узнал это у батюшки.

Православие считает брак одним из величайших таинств и одной из самых прекрасных тайн человечества. Христианское вероучение также отвечает на вопрос о взаимоотношениях внутри семьи.

Как именно должна вести себя в браке женщина по отношению к мужу, чтобы считаться хорошей женой с православной точки зрения, Wday.ru узнал у иерея Святослава Шевченко, священника Благовещенского кафедрального собора, председателя комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии Русской православной церкви. Батюшка подсказал нам 10 правил.

Обратите внимание

Однако то, что муж – глава семьи, не означает, что он – тиран и деспот и все, что он скажет, это истина в последней инстанции. Это искаженное понимание патриархальной православной семьи.

Это не относится к вопросам, например, какого цвета обои клеить в спальню или какую стиральную машину купить. Эти решения принимаются коллегиально, и у жены часто больше опыта в этом. А у мужа есть право вето на ключевые решения – например, из квартиры в дом переехать.

Но и супруга не должна быть безгласной как рыба. Все это основано на словах апостола Павла, которые читаются на венчании, что муж так любит свою жену, как самого себя. А сам себя человек, наверное, гнобить не будет.

Не знаю, с чем связано то, что сегодня приходится объяснять своей пастве такие базовые вещи – может, с веком высоких технологий и эмансипации. Женщины сегодня нередко считают, что дети – это какая-то обуза, что это дорого. Православная христианка должна хотеть и любить детей. Если не получается родить по медицинским показаниям, ребенка можно взять из приюта.

Священники с котиками: наши против горячих ватиканских

Например, у мужчины развита логика, холодность в принятии решений, а у женщины, наоборот, чувственность, эмоциональность.

Женщина не должна быть забитым существом, она должна быть активной, иметь свою позицию, чтобы поддерживать мужа.

Должна быть преемственность от матерей к дочерям по созданию в доме уюта, от которого зависит психологическая атмосфера в семье. «Важней всего погода в доме», как поет Лариса Долина.

В домовитость можно включить и повседневную готовку, пироги и плюшки.

Мудрая жена знает, что с мужем нужно говорить, только когда он накормлен. Она знает психологию мужчины и не раздражает его по мелочам. Она впускает мужа в дом, а его негативный настрой не впускает, нивелирует его.

Муж приходит с работы голодным, и мудрость в том, чтобы не пилить его сразу, а накормить и потом ласково какую-то проблему обозначить. Если бы жены так делали, можно было бы избежать многих семейных конфликтов.

Важно

А так у нас очень часто – ему мусорное ведро в зубы, или в магазин пошлет, или денег не хватает, и пошло-поехало. А можно было бы решить проблему полюбовно при наличии мудрости.

Алла Пугачева и Максим Галкин обвенчались

Провожая, можно поцеловать и сказать, чтобы берег себя. Пожелать спокойной ночи перед сном. Вышел из ванной – «С легким паром!».

Некоторые супруги с удовольствием практикуют это, потому что из таких маленьких вещей складывается картина счастливой семейной жизни.

Женщина должна быть красивой в первую очередь для своего мужа, а не для коллег или охранников в супермаркете. Это и обновки, и легкая косметика.

Не кричащая косметика, а подчеркивающая ее природные дарования. Женственность – более емкий синоним сексуальности.

Православная жена должна исполнять заповеди Христа на практике. Если ее, например, хотят завести в очереди у кассы, она не должна раздражаться, а должна отвечать с кротостью.

А если жена придет раздраженная, взвинченная… Добродетельная – это и милосердная, и отзывчивая, быстро откликающаяся на просьбу о помощи. А также кроткая и смиренная.

Брак основывается на взаимном доверии. Ревность – это признак не любви, а эгоизма. Человек вроде любит, но так свои коготки впускает в другого, будто это его собственность, что не подходите! Этого в православной семье быть не должно.

Совет

Интимную сферу своей жизни женщина регламентирует по согласованию с супругом. Но это не говорит о том, что она обязана идти на поводу у всех желаний мужа и бесконечно покорно его ублажать. В близости не должно быть противоестественных излишеств. Но должно быть место воздержанию в период постов и недомоганий. Брачное ложе – это территория взаимного уважения и неподдельной любви.

10 доказательств, что измена не самое страшное в отношениях

Источник: http://pravoslaviee.ru/molitvy/obyazannosti-pravoslavnogo-muzha-i-zheny.html

Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви, 7. Обязанности жены, Глава 10 – читать, скачать – Гермоген Иванович Шиманский

Любовь к мужу, послушание и преданность ему. Жена – помощница мужа, соучастница общего подвига христианской жизни. Жертвенность, христианское терпение, отзывчивость.

В древней брачной молитве VII–VIII века, помещенной в Львовском служебнике, говорится об обязанностях жены:

«Соединенная благим и счастливым сожительством, пусть она хранит повеления вечного закона и помнит, что она уполномочена не только к брачной свободе, но и к соблюдению святого потомства…

Верная и чистая, пусть она выходит замуж во Христе (по закону Христову) и пребывает подражательницей святых жен. Пусть будет любезна мужу, как Рахиль, мудра, как Ревекка, долговечна и верна, как Сарра.

Пусть ничего не извлечет (ничем не воспользуется) из нее оный коварный виновник вероломства; да пребудет она твердой в заповедях и вере; да оградит свою слабость силой церковной дисциплины; соединенная с одним мужем, пусть избегает незаконных сношений.

Пусть будет она важна смирением, достопочтенна стыдом, научена в небесных науках. Да будет она обильна потомством, честна и невинна, и да достигнет покоя блаженных и Небесного Царствия» 396 .

Первейшая обязанность жены – любовь к своему мужу, послушание и преданность ему. Священномученик Игнатий Богоносец писал к Поликарпу, епископу Смирнскому: «Сестрам моим (т.е.

христианкам) внушай, чтобы они любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и по духу.

Читайте также:  Житие святого пророка илии

Равным образом и братьям заповедуй именем Иисуса Христа, чтобы они любили сожительниц (жен) своих, как Господь – Церковь (Еф.5:25)» 397 .

«Все происходит от любви, – говорит святой Иоанн Златоуст. – От любви жены бывают добрыми и заботливыми о мужьях, попечительными о доме и бережливыми; любовь служит залогом мира, согласия и привязанности…

Обратите внимание

От любви происходит постоянное целомудрие, уничтожается всякий раздор; если муж язычник, то он скорее уверует (благодаря жене-христианке), если христианин, то будет еще лучше…

Любящая жена не станет допускать ни роскоши, ни расходов несвоевременных, ни расточительности, ни бесхозяйственности, ни чего-либо подобного» 398 .

«Даже если муж будет злой, – говорит далее святитель, – если впадет в неверие, то любящая жена, украшенная христианскими добродетелями, собственным примером может привлечь мужа к благочестию.

Если же, вопреки надеждам, он не станет лучше, то, во всяком случае, будут заграждены уста его, чтобы не хулил христианство.

А это не маловажное, но весьма большое дело, чтобы христианское учение уважалось за наше поведение» 399 .

Жена всегда была в христианской семье верной помощницей мужа, спутницей жизни и подругой (Быт.2:18; Еф.5:24). В христианском браке жена – соучастница общего подвига христианской жизни и нравственного совершенствования.

По свидетельству апологета древности Тертуллиана, сердца христиан соединялись браком для большего нравственного усовершенствования, для лучшего выражения общей любви к своему Искупителю, поддерживаясь взаимной любовью ко всему истинному и святому и единодушным стремлением в достижении главной цели 400 .

У первых христиан любовь в браке была главным связующим звеном для христианских супругов, а вера – предмет их высочайших бесед и общений.

Апостол Павел заповедует христианским супругам: каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится 401 своего мужа (Еф.5:33). Здесь заповедуется взаимная любовь: мужа к жене как главы, а жены – также любовь с уважением, с почитанием мужа как главы, и с опасением – боязнью чем-либо оскорбить любимого человека.

Эти апостольские слова святой Иоанн Златоуст изъясняет так: Апостол говорит не только о любви супругов, но и о том, что ее укрепляет.

Он указывает, что «жена – вторичная власть (в семье); значит, не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главою; и он должен не высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она – тело его; если голова станет пренебрегать телом, то отпадет и сама. Взамен послушания она должна привносить любовь…

Но какая может быть любовь там, где страх? Там-то, собственно, она и будет, (ибо жена), которая боится, та и любит; любя, она боится, как главы, и любит, как член, потому что и голова есть член всего тела. Для того Апостол и подчиняет ее, а мужа возносит над нею, чтобы был мир» 402 .

Важно

Апостол Павел в Послании к Титу пишет, что необходимо, сообразно со здравым (христианским) учением, вразумлять молодых (жен) любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие (Тит.2:4–5).

Жена, питая искреннюю любовь и уважение к своему мужу, должна во всем слушаться его (в том, что не противно закону Божию), всячески стараться склонять свой нрав к его нраву, быть всецело преданной ему (Еф.5:22–24).

Христианские жены, – пишет блаженный Иероним, – «самоохотно покоряясь заповедям Божиим, самоохотно служат мужу и покоряются своему супругу. Это подчинение у них свободно и исполнено любви, по которой покоряются во всем мужу, боясь оскорбить его» 403 .

Желание и стремление жены поставить себя выше мужа, являть свое главенство ни к чему хорошему обычно не приводит, а только к бестолковщине в семейной жизни, к увеличению несогласий и взаимному охлаждению любви.

В Послании к Тимофею апостол Павел говорит: жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии (1Тим.2:11–12).

Апостол прямо запрещает жене властвовать над мужем – быть госпожою мужа, обращаться с ним как со слугою, командовать им 404 .

Чтобы сохранить дорогой в семье мир, жене надо быть уступчивой и терпеливо сносить все, что покажется ей не по нраву. Семейную жизнь супругов часто омрачают несогласия и дурное настроение, которые могут возникнуть от пустяков.

И бывает так, что женщина, которая может обнаружить величайшее терпение и самообладание среди серьезных домашних несчастий (например, во время тяжелой болезни, когда она по целым дням и ночам вынуждена бывает заботиться о муже или о детях), теряет терпение и спокойствие при обычном течении дел. Ничтожное разногласие, небольшие распри, ссоры о пустяках могут привести к крупным нарушениям семейного мира, ко взаимному охлаждению, равнодушию, замкнутости, подозрительности, недоверию. Поэтому супругам надо учиться в семейной жизни стоять выше таких мелочей, не давать развиваться (и проявляться) болезненному самолюбию.

Совет

Вселенский учитель IV века святой Григорий Богослов в письме к жене градоправителя Олимпиаде пишет: «Прежде всего почитай Бога, а потом супруга – глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений.

Его (мужа своего) одного люби, ему одному весели сердце, и тем более, чем нежнейшую к тебе (он) питает любовь; под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность… Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине; не величайся родом, не надмевайся ни одеждами, ни мудростью.

Твоя мудрость – покоряться законам супружества, потому что узел брака все делает общим у жены с мужем.

Когда муж раздражен, уступи ему; а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами. И укротитель львов не силою смиряет разъяренного зверя, у которого в бешенстве прерывается дыхание, но укрощает его, гладя рукою и приговаривая ласковые слова.

Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он лучшее для тебя приобретение. Не укоряй и за то, что конец дела противен его предприятию. Это было бы несправедливо, потому что, по ухищрению демона, часто и благоразумные предприятия не достигают своей цели.

Не укоряй его также в недостатке силы, потому что в мече всегда есть сила.

Кого не любит твой муж, того не хвали с хитрым намерением неприметно уязвить мужа словом. Благородным мужьям и женам, а особенно женам, и во всяком случае, прилична простота сердца.

Радости и все скорби мужа почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие, потому что чрез это возрастает (благоустрояется) дом. И твой совет может иметь место, но верх должен быть мужнин.

Когда муж скорбит, поскорби с ним и ты несколько (сетование друзей служит приятным врачевством в печали), но вскоре потом, приняв светлое лицо, рассей грустные его мысли, потому что сетующему мужу самая надежная пристань – жена» 405 .

Обратите внимание

Для домашней жизни нужно иметь мягкий характер, не быть формалистом и делать постоянные взаимные уступки. Не нужно быть очень настойчивым в своих взглядах и расположениях, особенно в мелочах, потому что мелочи наполняют большую часть нашей жизни.

Нужно всегда быть готовым к маленьким жертвам для супруга. Доброе настроение – это чистый, ясный, бездымный воздух семейной жизни. Тяжело всем дышится при плохом настроении и характере ворчливом, придирчивом, нетерпимом, требовательном и скучном 406 .

Счастлива та семья, в которой пребывает «ангел маленьких жертв» – дух жертвенности и христианского терпения. «Ко всякой христианской семье, – пишет один русский церковный писатель, – Бог посылает ангела маленьких жертв, вынимающего занозы, залечивающего уколы, облегчающего нашу жизнь и поддерживающего утомленных.

Этот ангел внушает людям одно только простое правило: добро не производит шума, шум не производит добра. Этот ангел подобен солнечному лучу, светящему, согревающему, оживляющему всех и никого не стесняющему.

Присутствие ангела узнается по свободе от раздражения, рассчитанно-холодных и язвительных слов, мелкой мстительности, помрачающих семейную жизнь» 407 .

Этот ангел там, где нет эгоизма и грубой чувственности, ищущих только своего покоя и благополучия. Этот ангел-спутник семейной жизни – «ангел маленьких жертв», – не из тех ли он, о которых говорит Пророк, будто они убирают камни с дорог, чтобы не потерпели вреда путешественники?

Руководимые им бодро переносят всякое неудобство, с чистейшим удовольствием уступают другим лучшее и удобнейшее, они берутся за работу, неприятную другому, и находят удовольствие в ее исполнении. Они доставляют в семье окружающим покой совершенно неприметно, неслышно; незаметно разгоняют они тучу неудовольствия, тактично погашают возникающие пререкания.

Чьи же это имена в христианской семье, с кем чаще всего пребывает этот ангел-миротворец? Это жена, мать.

Важно

А кто перечтет уколы, от которых страдают их руки в трудах умиротворения? Кто поведает нам об их незаметных и нелегких трудах, о скорбях сердец их, об унижениях, на которые обрекает их любовь Христова? Но на устах их кроткая улыбка. Она не притворна, потому что жертва искренняя и приносит утешение.

Апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет, что Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей , и подает нам силы и любовь с тем, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих , истинно христианским утешением (2Кор.1:3–4).

Эта обязанность утешать в скорби ближе всего применима в христианской семье. При совершении Таинства брака муж и жена пили из одной чаши в знаменование того, что будут делить и радости, и печали, и утешать друг друга. К прискорбию, мы нередко видим другое: нет жалостливости в жене к мужу, а безжалостность.

И как часто говорят: «Жена отравляет жизнь». И так действительно бывает. Жена любит мужа и в душе добра, и все-таки отравляет жизнь. Это оттого, что не хочет взвешивать каждое слово, не хочет понять, как может огорчить до боли неосновательным подозрением, попреком. Любя, она кольнет его попреком, ударит злым словом.

Мало настоящей жалостливости, душевной чуткости. Это – сухость, черствость души. Умейте утешать, ибо Бог утешает вас самих, говорит Апостол, Жена должна проявлять к мужу чуткость и нежность матери 408 . Она должна быть его опорой, поддержкой и утешением во всех скорбях, испытаниях, болезнях.

Она должна быть самым близким, верным и дорогим другом для мужа во всех обстоятельствах жизни.

«Муж и жена призываются Церковью делить горе и радости друг друга. И многим кажется, что они исполняют это, а если не исполняют, то только потому, что не представляется к тому случая. “Я замужем несколько лет, но за это время у моего мужа не было никакого особенного горя, так что и делить было нечего”, – говорят многие. Хорошо, если вы так счастливы.

Но так ли это? Допустим, что особенного горя, т.е. горя внешнего, причиняемого болезнью, смертью близких, крупной неудачей в жизни вашего мужа действительно не было. Такое горе вы, конечно, разделили бы с ним, и не только вы – нашлись бы и другие, которые выразили бы ему сердечное участие.

Но есть горе, которое никто не видит, которое не обусловливается и не вызывается чем-нибудь выдающимся, а постепенно тяжелым камнем ложится на душу человека от скопления мелких забот, сомнений, тревожных мыслей, которые некому высказать, не с кем разделить.

Совет

Стараетесь ли вы ласковым участливым словом рассеять все эти мелкие невзгоды? Они рассеются, как легкий туман от солнечного луча; лишь бы не собрался он в темную тучу. Стараетесь ли вы разделить все его интересы? Может быть, он хотел иногда говорить с вами о них, а вы не выслушивали его, находя его слова непонятными и скучными.

Может быть, он сам думал, что вам это неинтересно, и никогда не говорил с вами о своих делах, планах, стремлениях, заботах, мелких служебных неприятностях или неудачах. Подойдите к нему с участием, попросите его ввести вас в его духовную жизнь, расспросите его обо всем, и он вам все выскажет, и ему станет легче.

Вы не понимаете его дела? Но чем больше он будет с вами говорить, тем понятнее и яснее все станет, вы заинтересуетесь его делом и, может быть, сумеете даже помочь ему. Сердце вам подскажет, научит вас, вы войдете в положение мужа, и вам станет ясно все, что его волнует, вы сумеете откликнуться на все, вы станете его помощницей, другом, и ваша жизнь получит новый смысл и значение» 409 .

Мир и согласие в семье во многом зависят от жены.

Когда жена, как и муж, будет исполнять свои обязанности и оказывать покорность в повиновении мужу – ради Бога, – когда она готова будет кротко сносить гнев мужа, тогда и муж не станет оскорблять ее, тогда во всем будет у них мир, и дом их будет пристанью, не возмущаемой волнами. Так всегда было исстари в хороших семьях: каждый исполнял свое, не указывая на обязанности ближнего.

* * *

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/hristianskaja-dobrodetel-tselomudrija-i-chistoty-po-ucheniyu-svjatyh-ottsov-i-podvizhnikov-tserkvi/5_10

Христианское назначение жены

фото: Суханов Алексейсайт: photosight.ru
Читайте также:  Псалом давида 126: господне наследие

Неоспорима и не требует доказательств та мысль, что в руках женщины находится огромное влияние на дела человечества — и добрые, и злые.

Влияние женщины велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с ее назначением.

В древней брачной молитве VII-VIII вв., говорится об обязанностях жены: “Соединенная благим и счастливым сожительством, пусть она хранит повеления вечного закона и помнит, что она уполномочена не только к брачной свободе, но и к соблюдению святого потомства…

Верная и чистая, пусть она выходит замуж во Христе (по закону Христову и пребывает подражательницей святых жен. Пусть будет любезна мужу, как Рахиль, мудра, как Ревекка, долговечна и верна, как Сарра.

Пусть ничего не извлечет (ничем не воспользуется) из нее оный Коварный виновник вероломства; да пребудет она твердой в заповедях и вере; да оградит свою слабость силой церковной дисциплины; соединенная с одним мужем, пусть избегает незаконных сношений.

Пусть будет она важна смирением, достопочтенна стыдом, научена в небесных науках. Да будет она обильна потомством, честна и невинна, и да достигнет покоя блаженных и Небесного Царствия”.

Жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, ее призвание — любовь. Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительное для женщины.

Обратите внимание

Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница «подобная ему», “сонаследница благодатной жизни” (1 Петр. 3, 7). Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его» (Быт.

2, 21) и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить ее, не унижая самого себя.

На любовь и скромное положение в жизни указывают и те отношения, в какие христианский брак ставит жену по отношению к мужу. Жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа (вне любви нет другой связи между Христом и Церковью), и по силе этой любви подчиняться мужу, как Церковь Христу, потому что царство благодати есть царство любви, а не рабского страха.

Любить, жертвовать собою во имя любви — это потребность ее души, это закон ее существования, закон, к исполнению которого никто и никогда не принуждает ее. Любовь внушает женщине не только самоотвержение, она дает ей мужество, то мужество, которое необходимо для совершения добра и которого у женщины бывает больше, чем у мужчины.

Мы не говорим о мужестве деятельном, в этом отношении мужчина превосходит и должен превосходить женщину. Последняя уступает ему в этом безтрепетно. Но у нее гораздо больше мужества страдательного, которое чаще требуется в сфере скромной, ежедневной деятельности.

Мужчина сумеет скорее покончить с чем-нибудь, а женщина лучше перенесет; мужчина предприимчивее, женщина терпеливее; мужчина смелее, женщина крепче. Посмотрите на женщину во время ее жесточайшей болезни, данной ей в удел, ценой которой служит жизнь человека; сравните ее с мужчиной во время его одиночества, болезни, бедности, вдовства, несчастья…

Преимущество в терпении остается на стороне женщины. В случае мучений публичных мужчина поддержит свою честь, но если дело коснется страданий, незаметных для взоров людских, то будьте уверены, что женщина окажется выносливее.

Важно

На долю женщины достается больше мелких неприятностей, чем на долю мужчины, и в то же время меньше удовольствий, если только мы, в числе удовольствий не поставим удовольствия делать добро. Это удовольствие благочестивая женщина вкушает даже во время страданий своих и самим страданием привязывается к тому, для кого страдает.

Положение жены — положение существа любящего и преданного. Такое положение назначено ей Самим Богом (Еф. 5, 22-24, 33; 1 Пет. 3, 1-6). Если же такое положение жены есть закон Божественный, то при нем только возможно для нее выполнение своего назначения, возможно счастье жизни семейной. Нарушение порядка, установленного Богом, не может пройти безнаказанно.

Поэтому под страшным влиянием греха все принимает превратный вид и два основных стремления, в женщине — любовь и скромность — получают превратное направление, деятельность становится суетливостью, наблюдательность переходит в пустое любопытство, острота ума обращается в лукавство, проницательность — в дерзость, быстрота взгляда — в ветреность, нежность — в кокетство, вкус — в изысканность, подвижность впечатлений — в каприз, способность проникать в сердце становится интригой, влияние — в деспотизм, нежность природы — в раздражительность, потребность быть полезною — в жажду нравиться… Переворот душевных наклонностей при круге ее занятий, назначенных в удел женщине, ставит ее в такое положение, что она начинает обращать внимание только на внешнюю, маловажную сторону вещей, становится односторонней в  своих взглядах,  в  ней проявляется самонадеянность. И вот она не сомневается уже ни в своих познаниях, ни в своих силах, не терпит противоречий, не желает даже понять их и, нечувствительно для самой себя, переходит на путь гордости. Далее: в силу потребности любить и жертвовать собою, при ложном направлении всех наклонностей, женщина хлопочет о самой себе до самозабвения, делается ревнивою и завистливою или же ради мужа и детей становится несправедливой, скаредной (скупой, стяжательной), приобретая, распространенный вид “семейного эгоизма”. Так, сердце женщины, одно из богатейших сокровищ земных, перестав быть сокровищем Божиим, становится сокровищем врага рода человеческого.

Враги Церкви Христовой хорошо знают силу влияния женщины; для них верующая благочестивая женщина столь же ненавистна, как и добрый ревностный пастырь.

Поэтому они прилагают все усилия к тому, чтобы оторвать женщину от домашнего очага, от влияния ее на семью, на воспитание детей, лишить ее веры Христовой, развратить, увлечь несбыточными мечтами ложной свободы, свободы от исполнения своего прямого долга, посеять в ее душе пагубные плевелы превозношения и гордыни, которые являются источниками нескончаемых семейных раздоров и разделений.

Но кто же исправит, перевоспитает сердце жены? От кого другого ожидать такой благодати, если не от Сына Божия, который через Своих служителей указал жене ее назначение и, кроме того, в Своей жизни указал ей совершеннейший образец жизни, в Своем Кресте открыл ей путь к достижению этого образца?! Вера Христова, столь близкая природе души человеческой, еще более сродни душе жены, сродни до того, что жена может быть истинной женой только при условии приятия Евангелия. И, следовательно, жена может исполнить вполне свое назначение только тогда, когда она стоит близ смиренного и любвеобильного Спасителя. Здесь ее перевоспитание, здесь ее спасение, здесь ее величие!

Чтобы уничтожить в жене стремление к преобладанию над мужем, Апостол высказывает ей основание, по которому она должна подчиняться мужу: хочу, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава муж, а Христу глава Бог…

Мужчина есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа; ибо не муж от жены, а жена от мужа; и не муж создан для жены, а жена для мужа (1 Кор. 11,3, 7-9).

Чтобы уничтожить все хитрости кокетства, в которых выражается стремление жены к преобладанию, апостол высказывает желание, чтобы жены, одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос или золотом, или жемчугом, или драгоценной одеждой, а добрыми делами. Что этим наставлением он желает прекратить стремление к преобладанию, видно из следующих слов его: «жене не позволяю властвовать над мужем» (1 Тим. 2, 9-12).

Вселенский учитель IV века святой Григорий Богослов в письме к жене градоправителя Олимпиаде пишет: “Прежде всего почитай Бога, а потом супруга – глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений…

Совет

Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине; не величайся родом, не надмевайся ни одеждами, ни мудростью.

Твоя мудрость – покоряться законам супружества, потому что узел брака все делает общим у жены с мужем.

Когда муж раздражен, уступи ему; а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами… Сколько бы ты ни была раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он лучшее для тебя приобретение.

Не укоряй и за то, что конец дела противен его предприятию. Это было бы несправедливо, потому что, по ухищрению демона, часто и благоразумные предприятия не достигают цели.

Не укоряй его также в недостатке силы, потому что в мече всегда есть сила.

Кого не любит твой муж, того не хвали с хитрым намерением неприметно уязвить мужа словом. Благородным мужьям и женам, а особенно женам, и во всяком случае, прилична простота сердца.

Радости и все скорби мужа почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие, потому что чрез это возрастает (благоусторяется) дом. И твой совет может иметь место, но верх должен быть мужа.

Когда муж скорбит, поскорби с ним и ты несколько (сетование друзей служит приятным врачевством в печали), но вскоре потом, приняв светлое лицо, рассей грустные его мысли, потому что сетующему мужу самая надежная пристань жена” (свт.

Григорий Богослов, “Советы Олимпиаде”).

Жена должна убеждать и приучать мужа к большей скромности и целомудрию, если этого недостаточно в нем. “Не нужно, -говорит Златоуст, – приучать своих мужей, чтобы любили только наружность. Если ты будешь нескромно одеваться и украшать себя, то муж твой, привыкши к этому, взирая на твое лицо, легко может быть прельщен распутными женщинами, которые обычно так украшают себя.

Если же ты научишь его любить благонравие и скромность, то он будет отвращаться от женщин легкого поведения. Итак, не приучай его прельщаться смехом, ни свободными телодвижениями, ни вольностью в обращении, чтобы чрез это не приготовить яда для самой себя. Учи его находить удовольствие в скромности, а это ты можешь сделать тогда, когда сама скромно будешь держать себя”.

Также вселенский учитель святой Григорий Богослов замечает замужней христианке Олимпиаде: “Дозволяй себе не такую вольность, на которую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична; потому что во всем возможно пресыщение. Но хотя и во всем бывает пресыщение, однако же лучше такая любовь, которая не знает его… Дом твой для тебя.

Не выходи часто за двери дома, в места народных увеселений и неприличных собраний; там у стыдливых похищается стыд (на многолюдстве теряется женская стыдливость и скромность), там взоры смешиваются со взорами, а потеря стыда – начало всех пороков. На щеках твоих не должно быть похотливых движений, ни гневных трепетаний.

Обратите внимание

Это постыдно для всякого человека, особенно для женщины, и делает лицо безобразным. Уши твои укрась не жемчугом, но привычкой внимать добрым речам, а для худых речей замыкать их ключом ума. И отверстые, и замкнутые уши твои да будут целомудренными слушателями. Пусть девственная стыдливость в присутствии супруга разливает у тебя под веждами густой румянец.

Покрывайся румянцем (стыдливости, скромности), когда смотрят на тебя другие, а сама старайся ни на кого не смотреть и к земле опускай брови. Если у тебя не обуздан язык, всегда будешь ненавистна мужу. Дерзкий язык причинял зло часто и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не дает места нескромному слову.

Твое слово да остается предметом желаний”. Кроме указанных обязанностей общехристианских и обязанностей по отношению к мужу, жена должна быть, сосредоточением благоустроения семьи. Она должна поддерживать порядок в доме, сберегать приобретаемое мужем имущество и разумно его употреблять на нужды семейства.

Апостол Павел в Послании к Титу указывает, что жены должны быть попечительными о доме, добрыми (благими) (Тит. 2, 5), т. е. благосклонными и доброжелательными (к ближним), так, чтобы домовитость  (бережливость)   не обращались у них  в скряжничество и ненасытную скупость”. Назначение жены — быть для мужа помощницей ему.

А первая помощь, какой вправе ожидать муж от жены – это помощь духовная. Жена должна не только даровать мужу утешение в жизни настоящей, но и • помогать ему в достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь требует этого, а любовь, предпочитающая вечное временному. Жена своей мудростью может изменить нрав нерадивого мужа, если он неисправен, прилагая к сему сколько есть сил и ума.

Апостол Петр, который сам был женат, наставлял: “Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1-2).

Примером такой преданной мужу супруги-христианки может служить блаженная Моника — мать блаженного Августина (V в.) . Воспитанная в христианском благочестии, она была выдана замуж за жестокого, своенравного, вспыльчивого, развратного язычника Патрикия.

Но ее молитва, безупречный образ жизни, терпение, кротость и неисчерпаемая любовь победили. Перед смертью муж принял Святое Крещение. “Когда я вижу, что муж мой сердит, только в душе молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце. И его вспыльчивость проходит сама собой, и я всегда спокойна.

Важно

Подражайте мне, любезные подруги, и будете также спокойны”, – отвечала блаженная Моника на удивленные вопросы ее подруг о том, как она достигает мира в семье.

Читайте также:  Молитвы святому димитрию ростовскому

Другой замечательный пример супруги-христианки мы видим в лице святой Нонны, матери святого Григория Богослова, которая добрым нравом и терпением обратила своего мужа-язычника к христианству (впоследствии епископа Назианзского).

Действуя в духе святой Моники и святой Нонны, каждая жена может достигнуть многого. Она может разобщить своего мужа с дурными людьми, ослабить влияние врагов веры.

Она может расположить его к молитве, к участию в богослужении и в святых Таинствах, возвратить его в недра Церкви Христовой, как бы далеко от нее он ни отошел.

Такое благотворное влияние в религиозно-нравственном отношении жена может оказывать только тогда, когда сама будет вести себя безукоризненно в его глазах.

Одно из главнейших занятий, которое принадлежат от природы женщине, – быть матерью, воспитательницей детей и средоточием семьи – отнюдь не менее важно, чем занятия, навязываемые ей эмансипацией, которые по сути принадлежат мужчине. Воспитание детей настолько трудное и вместе с тем важное дело, что даже самая даровитая женщина должна смотреть на него, как на едва выполнимую задачу.

Жизнь показала, что осваивание женщиной мужских профессий неизбежно приводит к потере женщиной многих присущих ей хороших качеств, к ухудшению состояния семейств и разрушению их, к безнадзорности детей, отсутствию надлежащего их воспитания, к росту преступности среди молодежи.

Все это пагубно отражается на состоянии государств и человечества.

Если мать воспитывает детей в доброй нравственности, внушает им любовь к Церкви и Отечеству и навыки к честной трудовой деятельности, то она приготовляет полезных деятелей для общества и государства и оказывает им великую услугу – гораздо большую, чем если сделается государственным служащим или научно-техническим работником. Но только та мать, которая носит в своем сердце христианскую жизнь, может быть истинной воспитательницей детей в христианском смысле этого слова. “В том не малая, но весьма великая будет состоять для них (матерей) награда, – говорит свт. Иоанн Златоуст – что они воспитают (из своих детей) ратоборцев Христу”. Чрезвычайно трогательны свидетельства истории о том, с каким непобедимым мужеством отвоевывали для своих детей Православную веру христианские матери во время гонений на Церковь. Они скорее готовы были отдать их на мучения, пытки, смерть, чем потерять их для христианской Веры…

Источник: http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Semya/hristianskoe_naznachenie_zheny.html

Роль жены в православной семье

Известная фраза из Посланий апостола Павла о том, что жена должна бояться мужа, служит камнем преткновения для многих православных семей. Часто можно услышать от мужа в адрес жены пренебрежительное: “Ты вообще должна молчать, бояться и слушаться”.

В то же время перед многими женщинами, преимущественно старшего возраста, стоит другая проблема: “Наша семья воцерковилась, а я уже много лет являюсь лидером для своего мужа, – и что нам теперь делать?” Из боязни оказаться в семье “не на первых ролях” православные молодые люди нередко боятся выбирать в жены умных, образованных девушек.

Своим мнением о том, как должна складываться иерархия в семье, о правах и обязанностях мужа и жены, с нами поделились трое людей, каждый из которых имеет свой опыт создания малой Церкви.

Протоиерей Александр Сорокин, ответственный редактор журнала “Вода живая”:

– Действительно, это апостольское чтение по-разному воспринимается людьми. Мне вспоминается один священник, который во время Таинства венчания, когда подходило время для чтения “А жена да убоится своего мужа”, начинал просить диакона, чтобы тот произносил вслед за этими словами следующие: “Премудрость прости. Услышим Святаго Евангелия чтение”.

Налицо неадекватное отношение к этому тексту, его непонимание.

Совет

Но мне кажется, что очень легко ответить на вопрос о том, в чем же смысл и этих конкретных слов, и вообще отношений мужей и жен с точки зрения прав, обязанностей, как к кому кто должен относиться, кто кого бояться или почитать, и так далее. Для этого нужно воспринять это апостольское чтение как целое, не выдергивая из контекста отдельные фразы.

Да, можно говорить о боязни оскорбить своего супруга, но только в том случае, если помнить, что начинается апостольское чтение с призыва к мужьям: “Любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь”. И вот это первое требование, которое тоже нельзя выдергивать из контекста. То есть все созидается в органическом единстве.

Мужья относятся к своим женам как Христос к своей Церкви. Как пишет сам Павел: “Он Себя предал за нее”, – имеется в виду, что Он принес Себя в жертву, на Крест, “даже до смерти”. И этим объясняется ответное чувство жены – и благоговение, и страх оскорбить, и как-то обидеть, осквернить эту совместную святыню.

Только так следует понимать эти слова.

Ну, а права и обязанности… Понимаете, эти понятия – скорее юридические, и неслучайно в Библии, в Ветхом Завете существует ключевое понятие – “завет”, объяснять которое тоже пытаются с точки зрения юридических терминов: как договор, союз, заповеди, закон.

Но пророки Ветхого Завета очень скоро поняли, что эти категории уводят нас в сторону от понимания понятия “завет”. Поэтому они стали пользоваться сравнением с браком, в котором речь идет не о правах и обязанностях в юридическом смысле слова, а о таких вещах, как верность и движение сердец, любовь.

А все остальное – права и обязанности – является вещами прилагаемыми, следующими из того, что видит сердце.

Матушка Мария Ушакова:

– Для меня муж является ориентиром, примером, хотя я никогда от него не слышала команды: сделай так, по-христиански, а не вот так. Между нами существует сотрудничество, и, глядя на мужа каждый раз, я думаю: да, вот так я должна поступить.

У меня семья, я надеюсь, православная, но не типичная. У меня трое детей, но я работаю на двух работах, а муж мой служит. Я прекрасно понимаю, что, брось я сейчас работу, еды нам хватит.

Но у детей не будет возможности заниматься музыкой, танцами, немецким языком – то есть я не смогу развивать их в том направлении, которое, на мой взгляд, необходимо для человека, способного жить в современном обществе.

У нас нет такого, что кто-то говорит: “Это твои обязанности, а это мои обязанности; я должен это, а ты должен это”. Я считаю, что самое важное – действовать по любви. Муж пришел усталый – я налью ему чаю, я пришла усталая – он нальет мне чаю и накормит.

Обратите внимание

Или грязная посуда стоит, а меня дома нет – он пойдет и помоет, и ничего страшного не случится. И со мною ничего не случится, если я сегодня больше денег заработаю, чем он, а завтра он больше принесет. Любовь должна быть, и должно быть постоянное сотворчество.

В семье очень важна готовность принять человека таким, как он есть, не только сейчас, когда он такой замечательный, такой красивый, такой любимый и так далее, как это бывает, когда отношения только начинают развиваться.

Но нужно попробовать понять, будешь ли ты принимать этого человека и разрешать ему оставаться самим собою, а не пытаться построить его так, как ты лучше знаешь – потому что ты-то, естественно, лучше знаешь, каким ему нужно быть: вот таким, таким и таким; так стричься, так одеваться, такие мысли иметь. Должна быть готовность принять супруга и даровать ему свободу выбора.

Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургских духовных школ, магистр богословия:

– Органичных церковных семей у нас немного. Большей частью лидерами, именно церковными лидерами, в семье являются женщины. С них начиналось воцерковление, на них лежит огромное бремя обязанностей. Лидерство женщины – это плохо, на мой взгляд.

Плохо, потому что когда женщина становится лидером в семье, она начинает исполнять несвойственные ей функции, потому что не то в семье ценно, чтобы мужчина или женщина были лидерами, а то, чтобы и мужчина и женщина исполняли свои функции, потому что мужчина и женщина – разные люди, у них разное предназначение.

И бремя ответственности за семью должен в основном нести все-таки муж, и это просто потому, что они разные. Когда это начинает делать женщина, то возникают проблемы, выяснение отношений, самоутверждение: кто в семье главный?”

Это проблема очень многих семей, потому что когда не существует такого онтологически естественного приятия этой иерархии – у мужчины свои обязанности, у женщины свои обязанности, и они дополняют друг друга, – то возникают постоянные проблемы.

Можно, конечно, в рамках “Домостроя” разрешить мужу бить жену бейсбольной битой, а жене его – скалкой.

Но можно идти другими путями, не самоутверждаясь постоянно, а пытаясь восстановить тот самый иерархический порядок, который от Бога задан всему миру, в том числе малой Церкви.

Важно

Нередко можно услышать, что муж и жена должны быть взаимозаменяемы. В определенных сферах – безусловно да, но не всех. Мы должны признать, что существует от Бога “специализация” мужчины и женщины везде, в том числе и в семье.

По мнению некоторых православных молодых людей, жена не должна быть умнее мужа. У меня изначально возникло ощущение того, что моя жена не умнее меня и не глупее, просто у нее другой ум.

И меня в ней привлекло именно то, что ее другой ум сможет в конечном итоге очень обогатить мое представление о мире, о жизни.

Мне очень хотелось, чтобы этот человек восполнял меня именно своим умом, и это было очень ценно.

Многие книги учат нас тому, что подлинная школа аскезы – это монастырь, а без аскезы ты не станешь христианином, потому ступай в монастырь, занимайся аскезой там. А что такое семья? Попущенная Церковью разнузданность страстей, и только. Но на самом деле семья – это очень хорошая школа аскезы.

Что такое аскеза? Это самоограничение, послушание и восполнение людьми друг друга. Когда в христианском браке начинает восстанавливаться данная Богом иерархия, в нем естественным образом возникают свои права и обязанности.

Условно говоря, мужчина всегда во всех мелочах должен уступать женщине, но никогда не уступать в главном, даже если он рискует совершить ошибку.

В этом заинтересована сама женщина, потому что в глубине души любая женщина мечтает быть рядом с таким человеком, на которого она может положиться, который примет на себя ответственность. Здесь образ Христа и Церкви, конечно, очень значим.

Совет

Если мы вспомним чинопоследование венчания, оно нам поможет здесь: ни в коем случае нельзя надеяться на то (а тут, к сожалению, художественная литература сыграла свою зловещую роль), чтобы вступать в брак по любви.

Браков по христианской любви, а не по страстям, не бывает. Любовь – это не начало брака, это венец брака. Христианскую любовь нужно выстрадать, до нее нужно дорасти.

Человек должен вступать в брак с пониманием того, что это будет постоянное самоограничение, самоумаление, постижение другого человека в его немощи.

И эта традиционная архаичная семья, основанная на иерархии, а не на равенстве прав и обязанностей, в которой мужчина остается мужчиной, женщина – женщиной, а ребенок – ребенком, и является восстановлением того мироустройства, которое в нашем мироздании оказалось разрушено.

Мне кажется, бесплодным будет такой брак, где супруги будут принимать друг друга такими, как они есть. В грехе они друг друга принимать не должны. В противном случае они будут друг друга в этом самом грехе только утверждать.

Как я вдруг понял, что моя будущая супруга мне нужна? Я смотрел любимый многими фильм “Неоконченная пьеса для механического пианино”.

Там была сцена, когда главный герой Платонов начинает устраивать традиционную для чеховских героев истерику, возлагая на весь окружающий мир вину за свою несложившуюся жизнь, и убегает из комнаты, из этого дома. За ним бежит его жена.

Он падает в воду и не может утопиться, – и она тут же укутывает его шалью, в которой побежала вслед за ним, и говорит “Я люблю тебя любого”.

Обратите внимание

В глубине души у многих феминизированных мужчин лежит потребность иметь такую жену. Но если бы я повел себя так – то как бы повела себя моя будущая супруга? Я представил, опять-таки по аналогии с чеховским МХАТом, что она бы, как Станиславский на репетиции, закричала мне вслед: “Не верю!” – и никуда бы за мною не побежала. И я бы остановился.

И вот тогда я почувствовал, что рядом со мной будет человек, который постоянно будет меня в каких-то ситуациях возвращать к реальности; человек, который не будет давать мне покоя, который постоянно будет мне указывать на мои собственные немощи, но будет это делать таким образом, что это будет способствовать моему развитию, и брак станет для меня той самой школой аскезы, в которой я смогу развиваться.

  Церковный вестник (с) 2009 http://www.e-vestnik.ru/society/kto_v_dome/

Источник: https://psgp.ru/rol-gena-semia.html

Ссылка на основную публикацию