Новоафонский мужской монастырь в новом афоне, абхазия

Новоафонский монастырь

При звучании слова «Афон» моему мысленному взору сразу представляется Святая гора на побережье Эгейского моря, которую по преданию называют уделом Пресвятой Богородицы и на которой под сияющим греческим солнцем расположилась настоящая монашеская страна – многочисленные православные монастыри, скиты и каливы.

Женщинам в это мужское царство аскетики и молитвы вход заказан. Но мы с вами, дорогие подруги-путешественницы, всё же можем побывать «на Афоне», только «Новом». Нас гостеприимно встречает небольшой курортный абхазский городок, который не случайно носит имя, созвучное своему великому духовному собрату.

Как добраться

Чтобы увидеть эту православную жемчужину Абхазии, вам надо проехать от Адлера всего 8 км до пограничного поста, разделяющего территории России и Абхазии у речки Псоу.

После его пересечения и прохождения паспортного и таможенного контроля (граждане РФ предъявляют свой родной российский паспорт) вы попадаете на площадь, где вас поджидает масса рейсовых автобусов и маршрутных такси (на их лобовом стекле всегда есть надписи, информирующие о маршруте следования), а также частники, спешащие доставить вас в любую точку Абхазии (но это обойдётся не дёшево). Я советую выбрать маршрутное такси или рейсовый автобус.

Остановка “Новый Афон”. В самом городе вам сразу подскажут, как добраться до монастыря. Всё – в шаговой доступности. Городок маленький.

Обратите внимание

Также вы можете воспользоваться услугами многочисленных турфирм, предлагающих экскурсии в Новый Афон отдыхающим в Сочинском районе.

На своём личном автомобиле вы просто будете двигаться вдоль Сухумского шоссе (после прохождения границы) и через 85 км попадёте в Новый Афон.<\p>

История зарождения монастыря

На греческом Афоне издавна существует Русский Пантелеимоновский монастырь. У этой обители богатая история и непростая судьба: не раз монахам приходилось терпеть различные невзгоды и отражать нападения. Так, в 1874 году появилась угроза её закрытия.

Греческое духовенство в те годы почему-то стремилось к полному духовному владычеству на Афоне, а русские монахи были им, по-видимому, на сем пути, как кость в горле.

Коварные греки даже хотели вывезти всю братию Пантелеимоновского монастыря куда-нибудь на пустынный остров.

Вот и пришлось настоятелю архимандриту Макарию обратиться за помощью к матушке России. Он просил у русского правительства дарования участка земли у Чёрного моря для новой обители. В ответ на прошение распоряжением Императора русскому Пантелеимоновскому монастырю и было выделено 327 десятин на территории Абхазии.

В прибавок отдавался также разрушенный храм Симона Кананита и даровалось право на возможность рыбной ловли в реке Псыртсха. К тому же для строительных работ была выделена значительная денежная сумма.

Вот так и начала зарождаться новая прекрасная обитель – Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь, о котором и пойдёт мой рассказ.

Название монастыря

Почему монастырь носит имя ученика Христова Симона Кананита или Зилота (ревнителя)? По церковному преданию именно на абхазской земле этот Апостол, один из двенадцати учеников Христа, нёс Евангельскую проповедь и мученически скончался от рук римских язычников около 55 г. нашей эры. Кстати, именно на свадьбе Симона в Кане Галилейской Сыном Божьим и было совершено первое чудо – превращение воды в вино. Отсюда и приставка к имени “Кананит”.

Первые русские “монахи-афониаты» прибыли к берегам Абхазии осенью 1875 года. Это были, говоря современным языком, высококвалифицированные мастера. Так, монах Иерон, который впоследствии станет настоятелем монастыря, являлся талантливым инженером и архитектором.

Кстати, стоит заметить, что уже будучи наместником этого нового монастыря на Кавказе, владыка Иерон оставался в тесном общении с братией и старцами Свято-Пантелеимоновского афонского монастыря, ведя с ними частую переписку, о чём красноречиво свидетельствуют архивы.

Важно

Нам с вами сложно представить, как без современной техники только за одну зиму людям удалось произвести грандиозные подготовительные под строительство работы.

Ведь для расчистки только одной площадки необходимо было в прямом смысле вырубить часть горы и вывезти огромную массу земли и камней, в то время как удобных подъездных путей к этой возвышенности не было. Приходилось также вырубать непролазные заросли, создавать дороги.

Но, несмотря на все трудности, уже осенью в 1876 году появляется первый монастырский храм, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

К несчастью, вскоре эта церковь была разрушена во время русско-турецкой войны. Но отчаяния у монахов не было. Отчаяние для православных – грех! Храм восстановили за 4 месяца! И в начале зимы 1979 года в нем снова начала свершаться ежедневная литургия.Как тут не вздохнуть и не вспомнить почти лермонтовское «богатыри не мы»?

В это же время возрождается разрушенный известняковый храм X века во имя апостола Симона Кананита, духовного просветителя Абхазии. О нём я подробно рассказала здесь: http://travelask.ru/Abkhazia/s…

Быстро поднимались хозяйственные строения, появилась укреплённая пристань. Монастырь возводили, как говорится, всем честным народом. Кроме монахов, в деле участвовали русские инженеры, зодчие, купцы, промышленники, верующие всех сословий. Впереди – самое ответственное дело – создание монастырского ансамбля.

Создание архитектурного церковного ансамбля

Дело было поручено знаменитому петербургскому епархиальному церковному зодчему Николаю Никитичу Никонову, который работал от начала создания архитектурного проекта до воплощения его в реальность около 15 лет.

Что касается выбранного нововизантийского стиля монастыря, то на него, безусловно, повлияла духовная связь с русской Пантелеимоновской обителью на греческом Афоне.

Совет

Современный архитектурный ансамбль монастыря состоит из 6 храмов: надвратного (Вознесения Господня), храма апостола Андрея Первозванного, храма в честь преподобных отцов Афонских, церквей во имя мученика Иерона и иконы Божией Матери «Избавительница». Апофеозом является Пентелеимоновский собор (здесь также созвучие с русским монастырём на греческом Афоне).

Что касается горы, на которой вознёсся монастырь, то она вполне логично и была названа Афонской.

Празднование освящения главного престола

28 сентября 1900 г. состоялось освящение главного престола соборного храма святого целителя Пантелеймона. На грандиозные торжества собралось более 20 тысяч человек.

И было чему дивиться!
На малахитовом фоне Афонской горы солнце щедро озаряло золотые кресты и купола монастырских храмов. Вид открывался потрясающий! С одной стороны обитель обнимала сосновая роща, поодаль раскинулся дивный тропический сад.

От моря к обители паломники шли по мощенной камнем дороге сквозь строй пирамидальных кипарисов.

Эту дорогу назвали Царской аллеей в честь шествия по ней во время церемонии освящения монастыря императорской семьи. У возрождённого храма Симона Кананита монахи устроили прекрасный водопад. И сегодня это одно из «брендовых мест» для любителей фотографироваться, ну, и, конечно, делать «селфи».

Кстати, непосредственно под водопадом был устроен так называемый «природный холодильник», располагавшийся в специально отведённых для этой цели помещениях. А рядом с 1901 года устроена настоящая гидроэлектростанция, позволявшая иметь освещение всему монастырскому комплексу.

Расцвет обители

Перед революцией монастырь переживает рассвет своего существования. Только монашеской братии тут проживает более 700 человек. Жизнь идёт по строгому Афонскому уставу: молитва и труд. А трудиться приходилось действительно не покладая рук.

Симоно-Кананитский монастырь я бы сравнила с маленьким царством-государством, которое вполне могло обеспечить не только само себя, но и многочисленных паломников, странников, трудников, помогало бедному местному населению.

И, безусловно, самым важным делом для всех приходящих сюда было оказание им духовной помощи опытными монахами.

При монастыре существовала школа для мальчиков, аптека, 2 больницы, книжные и иконные лавки, богатая библиотека и переплётная мастерская, конный завод, пасеки, богатое огородное хозяйство.

Обратите внимание

Насельники были настоящими доками в разных областях, прикладывая свои «золотые умелые руки» и в токарне, и в столярне, и в литейной мастерской, в кузне, в трапезной, и во многих других ремесленных областях.

Была в монастыре даже мастерская по ремонту часов.

Кстати, о часах! Удивительный подарок сделал для монастыря русский император Александр III. Он подарил музыкальные часы-куранты для 50-ти метровой колокольни. Ещё одним уникальным подарком государя-императора стал паровоз.

Да-да! В монастыре, как и положено для настоящего царства-государства, была даже своя небольшая железнодорожная ветка. А что касается памятного паровоза, так он и сегодня входит в коллекцию достопримечательностей Нового Афона.

Ну и опять же в «топ» непременных мест для фотографирования, вот только добраться до него непросто, ибо находится он аж на самой вершине Афонской горы.

Помимо железной узкоколейки были у монастыря ещё и канатные дороги. Список чудес был бы неполным, если не упомянуть об оливковых рощах и садах невиданных прежде в этих краях лимонов, апельсинов и мандаринов!

И я сама с удивлением узнала, что так привычные для россиян абхазские мандаринчики, продаваемые в киосках и магазинах, вовсе не были такими уж привычными для самой Абхазии. И появились они здесь лишь благодаря афониатам, прижились и распространились по всему Кавказу. Русские монастыри испокон веков славились своей благотворительностью.

Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь становится не только духовным центром православия на Кавказе, но и ведёт также большую миссионерскую деятельность. Кроме школы, где обучались 50 абхазских мальчиков-сирот, здесь оказывалась помощь всем нуждающимся.

Здесь могли накормить, обогреть, ободрить, вылечить, поддержать духовным словом.

Важно

В любое время суток можно было постучаться в ворота обители, и вас бы встретили гостеприимно, де ещё при необходимости оказали бы материальную помощь.

Мне, петербурженке, было интересно узнать тот факт, что до революции у этого монастыря было своё подворье в Санкт-Петербурге на Забалканском проспекте, которое одновременно являлось и подворьем для греческого афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря.

Судьба монастыря в годы советской власти

Благоденствие обители продолжалось до 1924 года, когда цветущий, приносящий неоценимую пользу своей деятельностью монастырь был закрыт советскими безбожниками за «контрреволюционную агитацию».

Вначале он пребывал в запустении, а позже, во время развития курортного отдыха для советских граждан, здесь располагается турбаза. В Пантелеимоновском соборе открывают историко-краеведческий музей. Думаю, это спасло его от полного уничтожения.

Правда, без трепетной, любящей хозяйской руки уже не работает электростанция, заболачивается уникальная семиозёрная гидравлическая система, зарастают богатые сады-огороды. Словом, мерзость запустения.

Игуменский дом тоже был разграблен и разрушен. На его месте строят одну из дач Сталина.

Берия, который был родом из-под Сухума, также не замедлил отхватить себе кусок земли неподалёку и построить дом.
В период грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг. в монастыре находился военный госпиталь.

Монастырь сегодня

В 1994 году монастырь был возвращён верующим, и над Новым Афоном вновь зазвучал колокольный звон. Обитель стала оживать, стали совершаться литургии. А где начинается молитва – просыпается жизнь.

Сюда опять стали устремляться многочисленные паломники, туристы и путешественники. В 2008 году при поддержке правительства России проводятся масштабные работы по реконструкции этого удивительного памятника архитектуры и зодчества.

В 2009 на храмах обновлены купола.

11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. А с 15 мая 2011 года многострадальная обитель фактически является кафедрой неканонической «Священной митрополии Абхазии», то есть раскольников.

Потому в этот смутный период русских паломников, принадлежащих к РПЦ, просят не участвовать в совместных духовных таинствах.

Сложившаяся ситуация – это сложный политический, экономический и духовный вопрос, но тем не менее, увидеть это новоафонское чудо, рождённое на стыке XIX и XX веков именно силами России, безусловно, стоит.

Совет

Вот уже более 120 лет на фоне горного пейзажа нас потрясает вид силуэта великолепного архитектурного комплекса.

И так хочется верить, что вернётся тот былой рассвет и благолепие, которым восхищались русские императоры Александр III и Николай II, великий князь Михаил Романов, многие государственные сановники России, знаменитые деятели культуры и искусства, иностранцы… И я уверена, что Новый Афон, этот маленький городок, не изобилующий туристическим сервисом и развлечениями в принятом у нас понимании (дискотеки, бары, клубы, пляжные анимации), всё равно непременно стоит посетить хотя бы из-за возможности прикосновения к удивительному культурному и духовному наследию, созданного великим человеческим трудом.

Время и правила посещения монастыря

Монастырь вы сможете созерцать не только внешне, но и со среды по воскресенье с 12 до 18 свободно войти в него, посетив великолепный собор Св. Пантелеймона.

Если вы едете в составе организованной экскурсии, то заранее поинтересуйтесь у гида, будет ли возможность посмотреть обитель изнутри и побывать в главном соборе. Не забывайте, что это строгий мужской монастырь, потому одеваться необходимо подобающим образом.

Читайте также:  Акафист и молитва к празднику преображения господня

Шорты, прозрачные парео и оголённые плечи оставим для пляжей или просто прогулок по побережью. Для женщин здесь подобает покрывать голову платком или косынкой, а также необходима длинная юбка.

О фото и видеосъемке внутри монастыря желательно дополнительно осведомиться у служителей. Главной святыней монастыря является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня.

Я уверена, что получить прекрасные впечатления от этой красоты творения рук человеческих, насладиться окружающим природным ландшафтом, безусловно, стоит как православным паломникам, так и всем другим путешественникам. Это чудесное воспоминание на всю жизнь!

Источник: http://travelask.ru/Abkhazia/stantsiya-novyy-afon/1753-novoafonskiy-monastyr

Новоафонский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Новоафонский монастырь

Мужской монастырь во имя святого апостола Симона Кананита в г. Новом Афоне Сухумской епархии (с 2012 года монастырь находится в руках раскольников)

Монастырь стоит на высоте 75 метров над уровнем моря.

Начало обители

В 1874 году русский Афонский Пантелеимонов монастырь оказался под угрозой закрытия, т.к. Прот Святой Горы вместе с греческим духовенством задумались о том, чтобы каким-то образом при помощи османских властей вывезти на всю братию обители в Малую Азию и оставить там для восстановления пустующего христианского монастыря.

Когда об этих планах стало известно игумену Свято-Пантелеимоновой обители, он срочно написал прошение русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву, в котором умолял походатайствовать перед царём о “даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители.” Место для обители по поручению афонских старцев выбрал насельник Пантелеимонова монастыря иеромонах Арсений (Минин). Было избрано место на котором, по преданию, принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. Также, избранная гора напоминала своими очертаниями Афонскую, а в древности здесь стояла столица Абхазского царства – Анакопия. 27 ноября 1875 года было опубликовано распоряжение императора Александра II об отводе в Абхазии “327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха.”

В конце 1875 года на намеченное место прибыли самые мастеровые и опытные в строительных делах монахи, среди которых выделялся одаренный инженер и талантливый архитектор иеромонах Иерон – будущий настоятель новой обители.

Обратите внимание

Всю зиму братия валили деревья, вырубали кустарники, вручную разбивали огромные камни, уравнивали горы и засыпали пропасти. Для расчистки плато надо было срезать часть горы, вывезти прочь десятки тысяч тонн горной породы и уравнять площадку.

Из-за того, что местом для строительства была выбрана возвышенность на склоне горы, находящаяся на высоте 75 метров над уровнем моря, никаких подъездных путей не существовало.

Но, тем не менее, вся подготовка, а также закладка фундаментов и даже строительство некоторых церквей были выполнены всего за несколько лет. Возвещение нижней части монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова началось в 1876 году. Первый Покровский храм был освящен в октябре того же года.

Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов строительство монастыря было приостановлено, постройки были разрушены турками.

В 1879 году всего за четыре месяца был восстановлен Покровский храм. 8 декабря того года император Александр II утвердил устав Ново-Афонского монастыря, который, будучи отделением Афонской Пантелеимоновской обители, являлся при этом самостоятельным. Устав давал широкие права монахам в миссионерской и хозяйственной деятельности.

Это дало новый толчок строительной деятельности. Тогда подняли из руин и в 1882 году полностью восстановили древний храм Симона Кананита. Вначале была обустроена прибрежная территория – здесь возвели ряд монастырских хозяйственных постройек, устроили пристань на прочных железных сваях.

После завершения этих работ иноки приступили к самому сложному – возведению нагорной части обители.

Гора, на которой стали возводить монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та, на которой находились остатки Анакопийской цитадели, была названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона.

Важно

При основании соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол.

Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты для колокольни. На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи построили часовню.

Тропу, по которой царь прошел от храма Симона Канонита до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали “царской аллеей.”

20 июля 1889 года обители перешла завещанная ей чудотворная икона Богородицы “Избавительницы”. После того как образ был принесен со Старого Афона на Новый, и совершено первое празднование в его честь, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.

Основное строительство продолжалось до марта 1896 года. 28 сентября 1900 года состоялось торжественное освящение главного престола соборного Пантелеимоновского храма, на которое собралось более двадцати тысяч паломников. По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей своего времени и стал одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля.

Вид на Ново-Афонский монастырь из келии о. Тиверия. Фото С. М. Прокудина-Горского, между 1905 и 1915 гг.

Расцвет

С 1890-х годов Ново-Афонский монастырь стал крупнейшим духовным центром Русской Церкви на Черноморском побережье Кавказа. Подворья монастыря были устроены в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, были устроены канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы.

В те годы слава о Ново-Афонской обители гремела на всю империю. Большинство путешественников добирались до монастыря по воде – на море они пересаживались на гребные монастырские лодки, а затем пешком с молитвою на устах шли в гору.

От пристани к монастырским воротам вела вымощенная камнем дорога, украшенная пирамидальными кипарисами, с одной стороны которой шумела ветвями сосновая роща и источал ароматы сад из южных вечнозеленых растений, а с другой – сверкали на солнце окна цветущих оранжерей.

Совет

На горном уступе, рядом с которым стоял храм Симона Кананита, монахи соорудили искусственный водопад. Для приезжающих паломников была открыта гостиница близ моря, пристроенная к древней оборонной башне XI века. Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников от крестьян до князей.

Среди посетивших монастырь – святой император Николай II, наместник Кавказа и покровитель обители великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, писатели Антон Чехов и Максим Горький.

Монастырь развил широкую хозяйственную деятельность. Заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки Псырцхи была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов.

Монастырь располагал собственной железной дорогой: паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. В 1902 году на реке Псырцхе иноки создали одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил, которая полностью освещала и снабжала электричеством все монастырские сооружения.

Так появился водопад, который использовался как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. При обители работали самые разные мастерские: медницкая и токарная, столярная и литейная, кузнечная и слесарно-железная, кожевенная, позолотная, переплетная и часовая.

На двух пасеках стояли ульи, из которых собирали мед. Поля регулярно засеивали картофелем, кукурузой и пшеницей, а в огородах обильно произрастали овощи. На склонах гор иноки развели фруктовые сады, где росли не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры – апельсины, лимоны, мандарины, оливки и даже бананы.

Монахи также переняли местный опыт коневодства и открыли собственный конезавод. Во главе каждого дела был поставлен инок, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал сам настоятель обители архимандрит Иерон.

Обитель активно занималась и благотворительностью.

Открыли мужскую школу для абхазских сирот, раздавали бесплатные медикаменты и продукты питания малоимущим, а также жертвовали другим менее богатым монастырям иконы, книги и церковную утварь.

Обратите внимание

В те времена каждый православный человек мог в любое время дня и ночи постучаться в ворота монастыря и получить кров, еду, обувь, одежду и даже, если на то была необходимость, деньги на обратную дорогу.

В 1910-х годах в старинной Анакопийской крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, но оно не успело завершиться из-за переворота 1917 года.

Потрясения XX века

В течение нескольких лет после установления большевистской власти монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году монастырь был закрыт руководством советской Абхазии “за контрреволюционную агитацию.” Некоторое время он стоял заброшенный, заболачивались пруды, остановилась электростанция, зарастали сады и огороды. Революционеры разрушили канатную дорогу для подъёма на Иверскую гору.

Затем, в годы активного строительства санаторно-курортных комплексов, по распоряжению новой власти на территории монастыря решили открыть туристическую базу, а в соборе – историко-краеведческий музей. На месте разрушенного дома игумена после войны была построена дача для И. В.

Сталина, где он неоднократно бывал. Чуть поодаль был выстроен дом для Л. П. Берии, который, будучи родом из сухумского района любил отдыхать в этих местах.

По легенде в конце 1930-х годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники подали Сталину документ о ликвидации Ново-Афонского монастыря, он не стал его подписывать.

Вызвав к себе Берию, Сталин после короткого совещания отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии. Благодаря этому архитектурный комплекс обители уцелел.

В 1970-х годах строения монастыря серьезно пострадали: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить памятник истории и архитектуры.

Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов здесь располагался военный госпиталь, постройки сильно пострадали от обстрелов грузинской артиллерии.

Возрождение

Возрождение монастыря началось в 1994 году. Возобновились богослужения, зазвучал церковный хор, стало налаживаться монастырское хозяйство.

В 2001 году при монастыре было открыто Новоафонское духовное училище и регентская школа.

В 2008 году при финансовой поддержке России дренажную систему восстановили, подвалы были осушены. В 2009 году на главном соборе засияли новые купола. В начале 2010-х годов продолжались ремонтно-восстановительные работы на фасаде и в монастырских постройках, реставрировались внутренние покои монастыря и собор святого Пантелеимона.

Важно

Указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона от 26 мая 2011 года заштатные клирики Майкопской епархии иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), служащие в Новоафонском монастыре, были запрещены в служении за раскольнические действия.

В связи с тем, что за тот год с их стороны не последовало покаяния, указами от 11 июня 2012 года епископа Тихона им было продлено запрещение в служении на три года.

В ответ они порвали указы епископа Тихона о наложении на них запрещения в служении и заявили, что теперь не имеют никакого отношения к Русской Церкви [1].

В 2013 году Кубанская митрополия с прискорбием констатировала, что историческая Новоафонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли свое единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Митрополия предупредила всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви [2].

Статистика

  • 1917 – более 700 монахов [3]
  • кон. 1990-х – 20 насельников, из них 2 иеромонаха [4]
Пантелеимоновский собор Ново-Афонского монастыря

Храмы, архитектура

В годы расцвета Ново-Афонская обитель разделялась на две части: верхнюю (нагорную) и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Монастырские корпуса с церквями обители строились в 1883-1896 годах. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеимоновский собор.

В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами – даром царя Александра III. Их мелодичный бой слышен далеко в округе.

Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными “волжскими богомазами” – братьями Оловянниковыми.

Читайте также:  Что можно привезти из израиля и иерусалима православному в подарок?

Пантелеимоновский собор

Каменный пятикупольный храм был построен в 1888-1900 годах в неовизантийском стиле.

План храма отличается от обыкновенных в России пятиглавых церквей – если там главы расположены по диагонали, то в Пантелеимоновском соборе они стоят по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик собора с традициями греческого зодчества. На протяжении своего существования собор оставался крупнейшим культовым сооружением Абхазии: высота центрального купола – 40 м, длина собора – 53,3 м, ширина – 33,7 м.

В храме четыре придела. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии. Стены изнутри были богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из Палеха и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова.

Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, особенно в изображении Марии Магдалины, выполненного рукой М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного Суда у центрального входа.

Эти стенные росписи являются одним из последних предреволюционных памятников русской церковной иконописной школы.

Прочие храмы

  • Андрея Первозванного
  • Афонских преподобных отцов
  • Вознесения Господня, надвратный храм
  • Иерона мученика
  • “Избавительницы”, иконы Божией Матери

Недействующие

Покровский

Первым храмом обители стала церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была освящена в октябре 1876 года, но вскоре разрушена турецкими войсками, а в 1879 году снова восстановлена всего за четыре месяца. По описанию С. В. Булкагова в книге Русские монастыри 1913 года:

Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма – особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви.” [5].

На начало XXI века не упоминалась среди храмов обители.

Настоятели

Святыни

Использованные материалы

[1]  “В Русской Церкви призывают паломников воздержаться от участия в богослужениях двух раскольников в Абхазии” – http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=51412

[2]  “Официальное заявление Кубанской митрополии: к сведению паломников, посещающих христианские святыни Абхазии” – http://www.pravoslavie.ru/news/62659.htm

[3]  Хотулева, Елена, “Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,” официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693

[4]  http://www.pravoslavie.ru/guest/vissarion.htm

[5]  Цит. по Хотулева, Елена, “Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,” официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693

Источник: https://drevo-info.ru/articles/22262.html

Новоафонский монастырь Абхазия

Новоафонский монастырь находится в Абхазии у горы Новый Афон и представляет собой неповторимый по красоте комплекс храмов.

Золотые купола монастыря притягивают взгляды многочисленных паломников, желающих прикоснуться к святыне, равной которой по своей значимости в православном мире, трудно представить.

Абхазия и Новоафонский монастырь не разделимые понятия для всех туристов интересующихся историей региона и христианской религией.

Уникальная достопримечательность находится в городке Новый Афон, в горах Абхазии, в трёх часах езды от Российско – Абхазской границы. Добраться из Адлера – менее 10 км., пересечь пост Псоу, далее по навигатору до горы Новый Афон.
Общественным транспортом – после пересечения пограничного поста, на рейсовом автобусе (в пути около 3-х часов).

История и интересные факты о строительстве

Монастырь был основан в 1874 году греческими монахами.

Место для постройки было выбрано не случайно, так как под новым монастырём хранятся мощи одного из 12 апостолов Христа, Симона Канонита, а рядом пещера, в которой он молился.

Для строительства обители требовалось немало средств, и царь Александр третий выделил большую сумму и подарил монастырю музыкальные куранты. Они и сейчас украшают обитель, так как находятся на самой высокой монастырской башне.

Чтобы полностью построить монастырский комплекс, состоящий из 6 храмов, пришлось срезать часть скалистой горы и подготовить площадку под строительство – вывезти тысячи тонн мусора горных пород и земли. Не было и удобного подхода к участку, он находился выше уровня моря на 75 м. Финансовую помощь оказывали и монахи Пантелеймоновской обители греческого Афона.

Совет

Ещё не досторенный монастырь, был разграблен в 1878 году, во время Русско-Турецкой войны. Его восстановление началось через 2 года.
В сентябре 1900 года монастырь был освящён, до Октябрьской революции обитель стала одним из самых значимых духовных центров, но в годы Советской власти в ней разместили, сначала склад, потом музей, а во время конфликта с Грузией, военный госпиталь.

Медленно, с 1994 года, начались реставрационные работы монастыря и хозпостроек. В храме св. Пантелеймона они продлились дольше остальных.
В данный период в монастыре проводятся службы, число паломников растёт. Множество людей желают прикоснуться к Святыне и помолиться за ближних, атмосфера, царящая в храмах, располагает к добру, благодарности и прощению.

Комплекс храмов

В Новоафонский монастырский комплекс входит 6 храмов:  – Мученика Иерона;  – Преподобных отцов афонских;  – Андрея Первозванного;  – Вознесения Господня;  – Церковь иконы Божьей Матери;  – Пантелеймоновский Собор (возвышающийся в центре всех)

Новоафонский монастырский комплекс значительно отличается от традиционных русских церквей, т. к. построен в неовизантийским стиле.

Режим работы:

В выходные и праздничные дни – с 7 часов утра. Закрывается монастырь в 20 часов.

Удобнее всего посещение Н. А. Монастыря с мая по октябрь, в это время обитель открыта с 9 часов.

Официальный сайт у Новоафонского монастыря отстутсвует.

Правила посещения:

• Для женщин платья или юбки ниже колен, закрытые плечи, платок на голову. • Мужчинам надо быть без головного убора, Недопустимы открытые плечи, шорты и спорт. одежда. Можно делать съёмки фото и видео. Мобильные телефоны выключить или ставить на беззвучный режим. – В Пантелеймоновском соборе запрещено делать фото с фотовспышкой.

– Запрещено снимать иноков без их разрешения.

Видео:

Из Сочи в Абхазию круглый год отправляются автобусы туристических фирм, цена складывается из билета до границы и основной части после её пересечения, при посадке в автобусы Абхазской стороны.

Не многие знают, что есть хорошие предложения от частных гидов, которые проводят индивидуальные экскурсии на легковых авто из Сочи и Адлера в Абхазию.

Цена учитывая отсутсвие доплат и дегустаций получается примерно на 30-50% больше, однако подход и комфорт выше в несколько раз.

Для тех кто желает также посетить труднодоступные и горные районы Абхазии доступен джиппинг на внедорожниках комфорт класса. Здесь на сайте вы можете выбрать из множества предложений от местных фирм и гидов, а отзывы и рейтинги помогут в выборе достойного организатора.

Источник: https://xcourse.me/abkhaziya/sight/novoafonskii-monastir

Новоафонский монастырь

Одной из самых известных и популярных у туристов достопримечательностей Абхазии является Новоафонский мужской монастырь. Он носит имя одного из двенадцати апостолов Христа Симона Кананита. Золотые купола монастыря, сверкающие на солнце, смотрятся восхитительно на фоне обильной субтропической растительности. Эта картина завораживает своим величием.

История создания

Монастырь был основан в конце XIX века монахами, которые прибыли на черноморское побережье Кавказа из Греции. Царское правительство выделило участок для возведения комплекса и солидную сумму на строительные материалы. Подготовительные работы требовали снесения части горы, вывоза огромного количества строительного мусора и сооружения подъездных путей к строительной площадке.

Русско-турецкая война на год задержала строительство. Кроме того, обитель была разграблена мародерами. После завершения войны монахи вновь приступили к возведению недостроенных зданий комплекса, и завершено оно было к началу XX века.

Кроме выделенных царем денег на строительство много средств жертвовалось русскими купцами и торговцами, которые были частыми паломниками здесь еще задолго до завершения строительства.

Обратите внимание

Лично Александром III Новоафонскому монастырю были подарены куранты, которые впоследствии были установлены на одной из нескольких колоколен.

В честь посещения царем обители монахами была разбита Царская аллея, которая тянется от морского причала и ведет к самому монастырю. Она представляет собой утопающий в субтропической зелени бульвар, прогуляться по которому сегодня – настоящее удовольствие для любого туриста.

Как развивался монастырь

Церемония торжественного освящения монастыря состоялась в конце сентября 1900 года. На это событие прибыло более 20 тысяч паломников со всего мира. Открытие состоялось, но благоустройство обители было далеко не на должном уровне.

Поэтому монахи продолжили работы и со временем превратили комплекс в символ процветания православия на Руси. В начале прошлого века монастырь имел гораздо большее влияние и вес в православном мире, нежели сегодня.

Будучи духовным оплотом Кавказа, он считался одним из главных православных центров в Российской Империи.

Революция и пришедшие к власти большевики круто изменили судьбу монастыря, как и всей христианской веры.

Монастырь во времена СССР никому не был интересен, постепенно все здания пришли в запустение, дом игумена был разрушен, на его месте была пстроена дача для Сталина. Рядом Берия возвел хоромы для себя.

В соборе был открыт краеведческий музей, желающие советские граждане могли его посетить и познакомиться с историей развития черноморского побережья Кавказа.

В начале 90-х годов прошлого века военный конфликт с Грузией также внес свой вклад в разрушение монастыря. Здесь тогда располагался военный госпиталь. Восстанавливаться монастырский быт стал медленно с 1994 года, начали проводиться реставрационные работы, восстановление старых хозяйственных построек. Реставрация собора Святого Пантелеймона осуществляется и сегодня.

Особенности архитектуры

В Новоафонский монастырский комплекс входят шесть храмов:

  • Мученика Иерона;
  • преподобных отцов афонских;
  • Андрея Первозванного;
  • Вознесения Господня;
  • церковь иконы Божьей Матери;
  • Пантелеймоновский собор.

Монастырский комплекс возведен в соответствии с неовизантийскими канонами. Своей архитектурой он заметно отличается от традиционных русских церквей.
Эта уникальная достопримечательность находится в Новом Афоне – городке, который раскинулся в горах Абхазии в 3 часах езды от российско-абхазской границы.

Источник: http://little-abhazia.ru/novyj-afon-monastyr/

Святыни (иконы) Ново-Афонского монастыря

1. Икона св. Пантелеимона с житием (1896 г.)

Икона св. Пантелеимона с житием

Икона св. Пантелеимона с житием (106×124,5 см) находится в соборном храме св. Пантелеимона монастыря св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне (на иконе видны следы попытки ее распила для нелегального вывоза).

Помимо центрального изображения св. Пантелеимона в полный рост, на иконе предствлены 14 фрагментов со сценами из жизнеописания святого. Кроме того, на иконе имеются 2 надписи.

Первая надпись, расположенная на лицевой стороне иконы рядом с изображением святого гласит следующее: «Икона сия сооружена в память священнаго Коронования ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА И ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ 14 мая 1896 года».

Вторая надпись, сделанная на задней стороне иконы, гласит: «Икона сия писана и освящена на Святой Горе Афонской в Русском святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона Монастыре от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и усердием прибегающим ко святому Пантелеимону и умильно молящимся пред честными Его образом. 1896 года».

Важно

Согласно двум этим надписям, икона действительно была написана в память коронации императора Николая ІІ Романова (1868−1917) и императрицы Александры Фёдоровны (урожденной принцессы Гессен-Дармштадтской, 1872−1917), состоявшейся 14 (26) мая 1896 г.

Икона была написана в монастыре св. Пантелеимона на Святой Горе Афон (Греция), и передана в дар «христолюбивым жителям прибегающим ко святому Пантелеимону». Вероятно, икона была передана в Новый Афон, где завершалось строительство центрального собора монастыря, освященного в 1900 г. во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона.

После закрытия Ново-Афонского монастыря в 1924 г., икона, по всей видимости, какое-то время находилась в Абхазии. В 90-х гг. ХХ в., икона оказалась на территории Украины в городе Свердловск Луганской области у предствителей криминального сообщества.

Затем икону обнаружил эксперт-искусствовед Ю. Захарчук, после чего ее выкупил житель Ростовской области (Российская Федерация) Сергей Федорович Стюпан. В 2009 г. депутат Государственной Думы Российской Федерации Иван Саввидис компенсировал расходы С. Ф. Стюпана и передал икону монастырю св.

апостола Симона Кананита в Новом Афоне.

18 мая 2009 г.

состоялась торжественная церемония передачи иконы Ново-Афонскому монастырю при участии президента Абхазии Сергея Васильевича Багапш, председатель Госдумы РФ Бориса Грызлова, депутата Госдумы РФ Ивана Саввидиса, управляющего Сухумо-Абхазской епархии Виссариона Аплиаа, настоятеле Новоа-Афонского монастыря иеромонаха Андрея (Ампар), духовенства и многочисленных паломников. Икона была подарена вместе с деревянным киворием (проскинетарием), на котором была закреплена памятная металлическая табличка со следующей надписью: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла сия святая икона возвращена Иваном Саввиди в Новоафонскую Симоно-Кананитскую обитель 18 мая лета 2009 от Рождества Христова».

Читайте также:  Пяточисленные молитвы ко пресвятой богородице

2. Икона Божией Матери «Избавительница» со свв. апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном (предп. кон. ХІХ − нач ХХ вв., 57×76 см).

Икона Божией Матери «Избавительница»

Данный иконографический образ был создан в монастыре св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне. В середине дается изображение иконы Божией Матери «Избавительница». Оригинал иконы Божией Матери «Избавительница» — одна из главных святынь Ново-Афонского монастыря был написан предположительно в середине ХѴІІ в.

В первой четверти ХІХ в. икона находилась у монахов греческого полуострова Пеллопонеса. Затем она вместе со схимонахом Мартинианом попадает в монастырь св. Пантелеимона на Святой Горе Афон (Греция). В 1889 г. икона была передана в Ново-Афонский монастырь, где и находилась до закрытия обители в 1924 г.

Совет

Изображение апостола Симона Кананита держащего икону Божией Матери «Избавительница» с левой стороны связано с тем, что он был апостолом Абхазии и в честь него назван Ново-Афонский монастырь. Изображение св. великомученика Пантелеимона, держащего икону с правой стороны, связано с тем, что монахи — устроители Ново-Афонского монастыря выделились из числа братии монастыря св.

Пантелеимона на Святой Горе Афон (Греция). Кроме того, центральный престол главного собора Ново-Афонского монастыря был освящен в честь св. Пантелеимона. В верхней части иконы дается неканоническое изображение Святой Троицы: Бог-Отец в виде старца; Бог-Сын — Христос с крестом и Евангелием; Бог-Дух Святой в виде голубя.

Под самой иконой между фигурами святых дано изображение центрального собора св. Пантелеимона.

Следует отметить, что на иконе представлен один из вариантов проекта собора с лазурными куполами.

В кон. ХХ в. икона хранилась в г. Майкоп (Республика Адыгея) в семье протодиакона Вадима Сапсая и была возвращена в Абхазию в Ново-Афонский монастырь 30 октября 2000 г.

На данный момент икона находится в храме св. апостола Андрея монастыря св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне.

3. Икона Божией Матери «Анакопийская» (2005 г., 65×95 см).

Икона Божией Матери «Анакопийская»

Образ этой иконы был воссоздан в Ново-Афонском монастыре в 2005 г. на основе исторического описания событий, связанных с этой иконой. Во второй половине 30–х гг. VIII в. арабский полководец Мурван ибн–Мухаммед, прозванный за свою жестокость «Кру» (т.е. «глухой»), подвергнув со своим многочисленным войском страшному опустошению Картли и Эгриси (совр.

Восточную и Западную Грузию) и затем заняв Себастополис (совр. Сухум, Абхазия), подошел к Анакопии, тогдашней столице Абхазии (совр. Новый Афон), осадил Анакопийскую крепость.

Обратите внимание

Благодаря заступничеству Богородицы, чей нерукотворный, ниспосланный свыше образ (икона) находился в Анакопийской крепости, и перед которым, преклонив колена, всю ночь молились цари и воины, пребывавшие в крепости, Господь послал на арабов «зной южный», и заболели они кровяной холерой. На рассвете из лагеря арабов раздались голоса плача и рыдания.

И тогда выступили войска, находившиеся в Анакопийской крепости, уповая на Бога, для сражения с ними. Господь Бог дал победу малочисленному христианскому воинству: от холеры погибло тридцать пять тысяч, а от меча — три тысячи. Арабы после этого поспешно снялись и отступили от Анакопии.

В нижней части иконы дано описание ее явления на абхазском языке с использованием дореволюционной орфографии.

Оригинал самой иконы был утерян. В 2006 г. издательство Сухумо-Абхазской Епархии «Стратофил» выпустило репродукцию иконы Божией Матери «Анакопийская» с текстом описания ее явления (тираж — 3000 экз.). Данное издание было подготовлено архимандритом Дорофеем (Дбар), А. Токаревым и «ММП Проспект» (Москва).

На данный момент икона находится в соборе св. Пантелеимона монастыря св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне.

4. Новый образ иконы Божией Матери «Пицундская» (2009 г., 96×133 см (в оправе), 85×122 см (без оправы))

Икона Божией Матери «Пицундская»

Икона была написана на основе иконографического образа иконы Божией Матери «Пицундская» 1919 г., хранящейся в музее Пицундского государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт».

Единственным новшеством, отличающим новый образ от оригинального стала замена изображения свв. Иоанна Крестителя и Иоанна Златоуста на образы свв. апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного.

Важно

В центре иконы — изображение Божией Матери в рост с младенцем Христом на руках и сокращенными греческими надписями.

В верхних углах иконы — изображения архангелов Михаила и Гавриила, с надписью на русском языке.

Внизу иконы — изображения свв. апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, показанных на фоне храмов Симона Кананита в Новом Афоне и собора Андрея Первозванного в Пицунде.

На нижнем поле иконы содержится надпись на двух языках: «Лӡаатәи Ицқьаӡоу Анцәа Дзыхшааз» на абхазском языке с использованием дореволюционной орфографии, и «Пресвятая Богородица, спаси нас» на русском языке.

На данный момент икона находится в алтарной части храма св. апостола Андрея монастыря св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне.

Составители: Архимандрит Дорофей (Дбар), Ахра Смыр.
Иллюстрации: Георгий Захарцев.

Источник: https://anyha.org/afon-tshyts-amonastyr-anyhakua/

Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь

Новый Афон удостоен столь громкого греческого названия по интересной причине — в 1875 году протестующие монахи из греческого Афона выбрали эти живописные абхазские ландшафты для создания свое святой обители.

Но эти места знамениты были много веков назад, именно здесь в ущелье реки Псырцха проповедовал один из 12 апостолов Иисуса Христа — Симон Кананит, где и принял мученическую смерть от иноверцев (об этой в статье «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»).

Совет

Паломники приезжают специально, чтобы посетить Новоафонский монастырь и уединиться в своей вере. Это на самом деле энергетически сильное и очень красивое место, которое хочется посещать бесконечное количество раз.

Я бывала в монастыре уже 4 раза и обязательно еще окажусь, чтобы вновь восхититься настенной монументальной живописью по библейским сюжетам.

Где находится Новоафонский монастырь?

Сначала нужно доехать/долететь до Адлера любыми удобными для вас способами (подробнее я писала в статье «Как лучше добираться до Нового Афона и где снять жилье?»).

От вокзала или аэропорта Адлера садитесь на автобус № 173 (другие автобусы и маршрутки останавливаются далеко от Псоу, придется долго идти, а этот маршрут идет прямо до границы), стоимость билет — 25 рублей.

 Для перехода границы вам достаточно иметь российский, украинский или белорусский паспорт, на каждого ребенка свидетельство о рождении и разрешение на выезд от второго родителя.

Пройдя пропускной пункт, вы окажитесь на площадке-автостанции. Не откликайтесь на многочисленные предложения со всех сторон от абхазов, идите прямо к автобусам и маршруткам.

Садитесь в наиболее заполненный транспорт (до Нового Афона или до Сухума). Стоимость билета обойдется в 150-200 рублей. Ну и на маршрутке вы доедете за 1,5-2 часа, а на автобусе ехать около трех часов.

Скажите, чтобы вам остановили в центре возле церкви или Приморского парка!

Приморский парк, где находятся 7 прудов

Выходите из транспорта и идете за церковь, а точнее часовенку памяти солдатам, погибшим в войне 1992-1993 года. Перейдите через дорогу к магазинчикам и увидите указатели (к пещерам поворот налево, к монастырю — поворот направо).

По дороге вы встретите еще несколько указателей, пока не окажитесь на тропе грешников, вымощенной булыжниками. Теперь начинается нелегкий подъем в гору к Ново-Афонскому монастырю. Говорят, если пройти эту тропу на коленях, вы искупите свои грехи.

Подъем займет около получаса, вдоль тропы расставлены палатки торгашей, которые уверяю, что у них «дешевле всего». Это не так, проходите мимо, лучше потом сходите на рынок.

Обратите внимание

Вход на территорию монастыря настоящий, потому что он действующий и не является музеем.

Красивые пейзажи с площадки возле Ново-Афонского монастыря

Если вы решили целенаправленно поехать в Абхазию, чтобы посетить монастырь, то выбирайте гостевые дома, находящиеся на возвышенности в отдалении от пляжей, так вы сэкономите в два раза на жилье. Средняя стоимость номера за ночь — 600 р.

Немного исторических фактов о монастыре

Итак, строительство монастырской обители было начато в 1875 году. Монахи проделали колоссальную работу, для подготовки строительной площадки была срезана верхушка горы, вывезены тысячи тонн земли, прорублены скалы.

Тяжелый подъем требовал физической подготовки и некоторых альпинистских навыков, это не то, что теперь для туристов протоптаны десятки троп к монастырю и есть даже подъезд для автомобилей. Но уже в 1877 году монастырь был разрушен во время Русско-турецкой войны, а монахам приходилось прятаться в лесах и ущелье реки Псырцха.

Только в 1880 году началось восстановление пострадавшей святыни, внушительные средства были выделены Российским императором Александром III, также он подарил музыкальные куранты, до сих пор располагающиеся в главной башне.

Монастырский комплекс по-настоящему впечатляет: на территории находится шесть храмов (Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иерона, в честь иконы Божьей Матери и в честь афонских преподобных отцов, центральный — Пантелеимоновский собор).

Для посещения туристов в настоящее время открыт только центральный собор. Строения выполнены в неовизантийском стиле, все стены (в том числе и в монастырской трапезной) украшены монументальной живописью художниками под руководством М. Молова, а Серебрякова и братьями Оловянниковами.

Хоть нашему вниманию представлен только один собор, осматривать его можно часами!

Не зря афонскими монахами для строительства столь грандиозной святой обители была выбрана эта гора.

Монастырь расположен немного выше древнейшего Симоно-Кананитского храма, который построен над мощами Святого, а за станцией Псырцха находится вход на территорию ущелья, по нему можно попасть в келью апостола (подробнее в статье «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»).

Важно

Ново-Афонские монахи вели активное развитие монастыря, построили на территории школу для прихожан и даже гостиницу для паломников (которая и сейчас существует под названием «Абхазия», одна из стен которой является частью древнейшей Гэнуэзской башни, в ней останавливался А.П.Чехов). Также монахи построили узкоколейную железную дорогу, установили собственную ГЭС — одну из первых во всей Российской Империи, протянули канатные дороги от Иверской годы (где расположена Анакопийская крепость) до Ново-Афонской горы. Также монахи выращивали овощи, фрукты, вырыли 7 прудов для разведения форели, в которых сейчас живут знаменитые черные лебеди (находится эта красота в Приморском парке). Так до Октябрьской революции Ново-Афонский монастырь стал одним из главных духовных центров Российской Империи и Кавказа.

Закрыта монастырская обитель была в 1924 году за «контрреволюционную агитацию», главных духовных лиц монастыря утопили в бухте, а монастырь использовался под склады и долгие годы вообще был заброшен. Оставшиеся в живых монахи вели отшельнический образ жизни в горах Нового Афона.

Позже в монастыре советская власть устроила дом отдыха, были построены рядом дачи Сталина и Берии. После советского периода на Святую обитель вновь напала чума в виде Грузино-абхазской войны 1992-1993, в этот период территория и строения монастыря использовались как госпиталь.

Интересные и полезные факты

  • В Ново-Афонский монастырь совершали паломнические поездки А.П. Чехов, Н.В. Гоголь,
  • На территории монастыря находилось несколько мастерских, завод, две пасеки и дендрарий с редкими растениями.
  • Фотографировать в монастыре разрешено, но только без использования вспышки!
  • Входить в монастырь и женщины, и мужчины должны с прикрытыми ногами и плечами. Женщинам обязательно заходить в платке. Все накидки можно взять бесплатно при входе в храм, но не забывайте аккуратно складывать после использования.
  • В советское время монументальную иконопись на стенах монастыря забеливали!
  • Монастырь находится на высоте 75 метров над уровнем моря.
  • В каждой келье Ново-Афонского монастыря стоит узкая кровь, место для молитвы, стол для учения, иконы. Монахи трапезничают рассольником, перловой кашей с грибами, овощными салатами.

Посмотрите короткометражный фильм о том, как живут монахи в Новоафонском монастыре.

Источник: http://writervall.ru/novoafonskiy-monastyir/

Ссылка на основную публикацию