Мужской монастырь свято-введенская оптина пустынь

Оптина Пустынь – Официальный сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря

История монастыряБлагословенная Оптина Предтеченский Скит НекропольОптинские старцыОбщая страница Наследие Обретение мощейНовомученики и исповедникиЖития Статьи, документыБратия, убиенные на Пасху 1993 г.

3D-экскурсияМонастырь СкитХрамыПаломникамПлан монастыря и скита Расписание богослужений ПроживаниеПроповедиМолитвословБиблиотекаКниги, статьи НотыПубликацииАудиогалереяАудиокниги Песнопения Проповеди МолитвыВидеогалереяФотогалереяПредстоятель

ТолкованияСвященного

Писания

Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте

Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству

Православные книги

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова»

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Заказать

Будьте осторожны!
В сети существует сайт «Оптина Пустынь — Живая летопись», администраторами которого являетсяоколоцерковная группа людей, не имеющих к монастырю Оптина пустынь никакого отношения.

Подробнее →

Московское подворье

Подворье в Санкт-Петербурге

Сретение Господне

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →Твиттер Оптиной Пустыни

25 марта в 19:00 в историко-культурном и просветительском центре ПСТГУ «Соборная палата» по адресу: г. Москва, Лихов пер., д. 6 состоится открытая лекция епископа Можайского Леонида, викария Патриарха Московского и всея Руси, наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

Лекция будет посвящена традициям оптинского старчества, его духовному и литературному наследию, а также истории зарождения и возобновления монашеской жизни в монастыре Оптина пустынь, актуальному состоянию жизнедеятельности обители.

17 марта

Обратите внимание

Оптинский иеромонах Леонид (Кавелин), будучи сотрудником Русской Духовной миссии, описывал, как встречали Неделю Торжества Православия в 1858 году в Иерусалиме. В записках «Великий Пост во святом граде Иерусалиме», опубликованных в 1863 году, о. Леонид рассказывает о Крестопоклонной и Вербной неделе в Иерусалиме, о торжестве из торжеств – празднике Воскресения Христова.

16 марта

Третья статья из цикла публикаций посвящённых священномученику Вениамину (Казанскому)

Вскоре число проводимых отцом Вениамином бесед и мест их проведения значительно увеличилось. Он стал посещать с беседами 1-й ночлежный дом, где с октября 1894 года по апрель 1895 провел восемнадцать бесед.

26 февраля 1895 года в Адмиралтейском соборе он беседовал на тему «Страдание православных». Его слушателями стали около двух тысяч человек 7-го и 13-го флотских экипажей и резервного кадрового батальона.

14 марта

Иеромонах Силуан (Межинский) 

Что произошло в эти святые дни? Бог дал нам в руки великую силу. Эта сила — благодать Божия, которая дается нам даром.

Многие из нас ощутили, что в эти дни все поменялось: мир поменялся, воздух поменялся, мы поменялись.

Ведь в дни поста особая благодать спускается на землю, для того, чтобы мы имели не какое-то отдаленное знание от том, что «что-то есть», но чтобы мы реально ощущали, что мы не одни…

13 марта

Одна раба Божия пришла как-то ко мне и просила меня объяснить ей значение слов 136-го псалма «На реках Вавилонских»: «Дщи Вавилоня, окаянная, блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень…

» Многие поражаются кажущейся им в этих словах жестокостью, понимая все буквально. Правда, в Ветхом Завете так и понималось, но в Христовой новой благодати это понимается совершенно иначе…

 — писал своим чадам преподобный Никон Оптинский

13 марта

Важно

Недерзновенно, но как бы с правом горячего желания выглянула я из толпы и осмелилась сама спросить Господа, напоминая ему: 
— Не меня ли, Господи?

Грозно взглянул на меня Господь, в Его взгляде был такой укор, пронизавший душу. Он махнул рукой, и поняла душа моя: 
— Отойди, знать тебя не хочу.

11 марта

Игумен Тихон (Борисов) 

Один из посылов поста, еще раз задуматься: зачем я здесь, зачем я на этой планете? Удивительной, красивой, но какая моя миссия, какая моя цель? Просто прожить, или встретиться с Богом?

11 марта

За вечерним богослужением на чине прощения наместник монастыря епископ Леонид обратился к присутствующим с напутственным словом к Великому посту и рассказом из жизнеописания святого, утверждающим необходимость искреннего раскаяния и прощения.

10 марта

Иеромонах Димитрий (Волков) 

Адам пал однажды, а каждый из нас продолжает падать ежедневно…

Церковь говорит о несении поста не только как об: отказе от некоторых видов пищи, но и говорит о всеобщем воздержании наших чувств, мыслей, поступков; отвержении этого (греховного) мира хотя бы на время; погружении в себя, чтобы мы смогли с вами увидеть собственное падение — эту постоянную  немощь, — увидеть, что духовная жизнь может совершаться только в покаянном настроении…

10 марта

Преподобный оптинский старец Антоний Оптинский накануне Прощенного Воскресения писал своим чадам: «Теперь вот приблизились прощеные дни, в которые благочестивые и смиренные люди испрашивают друг у друга прощение во всем».

8 марта

Мы продолжаем цикл публикаций посвящённых священномученику Вениамину (Казанскому), приуроченных к изданию Оптиной Пустынью жития святителя. Вторая глава из этой книги рассказывает об отце священномученика, иерее Павле Ивановиче Казанском.

6 марта

Всередине XIX века в России активно действовало и развивалось Императорское археологическое общество. В 1860-е годы вышло многотомное издание под названием «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба». Отдельный том, подготовленный подполковником Генерального штаба М. Попроцким, был посвящен Калужской губернии.

4 марта

Совет

Эти слова произнёс человек, прекрасно осознававший, что ни лояльность, ни корректность, ни тем более предательское заискивание перед безбожной властью не помогут сохранить и спасти Православие, и Церковь будет истекать кровью. Эта уверенность в том, что судьбы Церкви не в нашей, человеческой, а в Высшей, Небесной власти, сообщалась и тем, кто вместе со святителем находился на скамье подсудимых и так же получил высшую меру наказания.

3 марта

Архимандрит Владимир (Милованов) 

Каждый год напоминает Святая Православная Церковь всем нам, дорогие братья и сестры, что будет обязательно это окончательное решение нашей жизни. И надо помнить, Господь совершает Суд не потому, что Он хочет нас осудить, а наши дела: либо нас оправдывают, либо осуждают… У многих уже на земле начинается Страшный суд.

1 марта

В некоем пустынном месте подвизался инок по имени Даниил. Однажды случилось ему зайти к одному рудокопу по имени Евлогий. Человек этот был бедный, но необычайно добрый…

↓ ранние записи

Источник: https://www.optina.ru/

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь Ставропигиальный мужской монастырь

Всероссийская слава обители начинается с 1820-х годов, когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова), в обители был устроен Предтеченский скит.

Оптина Пустынь стала одним из духовных центров России и по праву заняла совершенно особое место в истории Русской Церкви по строгости иноческой жизни и обилию духовных подвигов ее старцев. Авторитет Оптинских старцев был чрезвычайно высок.

Со всех концов страны к этим «учителям жизни» в поисках ответов о смысле жизни и спасении, за советом и утешением, молитвой и решением недоуменных вопросов стремились православные. Женщинам (и мирянкам, и монахиням) вход в скит, где жили старцы, был воспрещен.

Старцы принимали паломниц в особой комнате-«хибарке», имевшей отдельный вход снаружи скита. Пустынь стала духовной лечебницей для всех ищущих вразумления, утешения, смысла жизни и духовного руководства. Недаром эту обитель называли «самым жарким духовным костром, у которого обогревалась вся Россия».

Сюда приезжали выдающиеся представители русской культуры XIX века, цвет русской интеллигенции: Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, И.В. и П.В. Киреевские, А.М. Жемчужников, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. Н.В.

Гоголь на всю жизнь сохранил воспоминания о благодатной Пустыни, он писал: «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышится благоухание; всё становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше…» В 1877 году после смерти сына в скиту монастыря жил Ф.М.

Достоевский. Некоторые детали в романе «Братья Карамазовы» появились под впечатлением от этой поездки, а Оптинский старец Амвросий (Гренков) послужил прототипом старца Зосимы. Неоднократно посещал монастырь и Л.Н.

Толстой, последний раз за несколько дней до своей смерти.

Обратите внимание

Господь так премудро устроил, что старчество в Оптиной не прерывалось более ста лет: от одного духоносного старца переходило к другому. В лике святых почитаются четырнадцать старцев Оптинских, их имена хорошо известны всем верующим.

Святые старцы Лев (1768–1841), Макарий (1788–1860), Моисей (1782–1862), Антоний (1795–1865), Иларион (1805–1873), Амвросий (1812–1891), Исаакий I (1810–1894), Анатолий I (1824–1894), Иосиф (1837–1911), Варсонофий (1845–1913), Анатолий II (1855–1922), Нектарий (1853–1928), Никон (1888–1931), Исаакий II (1865–1938) отличались прозорливостью, рассудительностью, дарами исцелений и чудотворений.

 В XX веке Оптина Пустынь разделила судьбу большинства православных монастырей. В феврале 1918 года монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Позже в разные годы на территории обители находились санаторий, концлагерь, госпиталь, военная часть.

17 ноября 1987 года, молитвами святых Оптинских старцев, монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 1 февраля 1990 года Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит. До наших дней сохранился деревянный храм в честь Собора святого Иоанна Предтечи, срубленный в 1825 году из того самого леса, который рос на месте скита.

В настоящее время в Оптиной Пустыни действуют семь храмов.

На территории монастыря – Введенский храм, построен в 1750–1771 годах; Владимирский храм, восстановлен на месте полностью разрушенного, освящен в 1998 году; Казанский храм, построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году.

В 2005–2007 годах был построен, расписан и освящен храм в честь Преображения Господня. До закрытия обители советской властью храма на этом месте не было. Таким образом, это строительство открыло новую страницу в истории монастыря – от восстановления разрушенного к созиданию нового.

В настоящее время в Оптиной Пустыни возродили не только храмы, но главное – молитвенную и богослужебную жизнь.

В XIX веке оптинское ученое монашество проделало огромную работу по переводу и научному изданию многих творений святых отцов, сделав их более доступными и иночествующим, и всем желавшим приобщиться святоотеческой мудрости.

Важно

Сегодня духовный опыт оптинских насельников нашел точки соприкосновения с современными технологиями, поставив их на службу и богословию, и просвещению: с 2010 года в монастыре шла работа над созданием уникального ресурса, на котором были бы собраны все известные толкования на каждый стих Священного Писания. Сегодня проект, получивший название «Толкования Священного Писания» размещен на официальном сайте монастыря. В 2016 году было создано мобильное приложение  для iOS.

На подворьях Оптиной Пустыни в Москве (настоятель – архимандрит Мелхиседек (Артюхин)) и Санкт-Петербурге (настоятель – игумен Арсений (Мосалев)) духовенством и прихожанами ведется большая миссионерская и социальная работа.

В 2003 году при храме Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе  была создана молодежная организация «Покров».

Покровчане посещают детские дома и пансионат ветеранов, участвуют в миссионерских походах и спортивных соревнованиях, организуют паломнические поездки и праздники.

Настоятели обоих подворий руководят работой информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству.

После преставления (22.01.2018) архимандрита Венедикта (Пенькова), временно исполняющим обязанности наместника Оптиной пустни назначен игумен Никита (Суриков).

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 52)наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь назначен епископ Леонид (Толмачов), с освобождением от управления Уржумской епархией. Определен титул «Можайский», викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/vvedenskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr-optina-pustyn/

Оптина пустынь: история святого места

Оптина пустынь – обитель с трудной и необычной историей.

Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

История монастыря

Оптина пустынь – ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье.

Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря.

Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Совет

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Читайте также:  Еврейская хамса или рука фатимы - можно ли носить православным и не является это грехом

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор.

В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав “малобратным монастырем”.

Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет.

Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни.

До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Обратите внимание

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители.

Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение.

По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это – главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни.

В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году.

На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери – самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Храм в честь преподобной Марии Египетской

Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

Храм в честь свт. Льва Катанского  и прп. Иоанна Рыльского

Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас – гостиница для паломников.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

Читайте также – Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)

Оптинские старцы

Оптинское старчество основал

Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители.

Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был

Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи.

В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Важно

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

Чудеса Оптиной пустыни

По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь – место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах.

Но, конечно, истинное чудо – существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления.

Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств – например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.

Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.

Молитвы

Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

Молитву Оптинских старцев на начало дня

Вечерние молитвы Оптиной пустыни

Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители.

Широко известны молитвы Амвросия Оптинского:

Читайте также – Оптина Пустынь — фото

Паломничество в Оптину пустынь: адрес, как добраться

Адрес Оптиной пустыни: Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

Добраться до святого места можно

  • автобусом;
  • поездом;
  • на личном авто.

Автобусы «Москва-Козельск» и «Москва-Сосенский» каждый день отправляются от автостанции «Теплый Стан». Время в пути составит пять часов.

Прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Козельском отсутствует, но паломники могут доехать на электричке, отправляющейся от Киевского вокзала в Москве, до вокзала Калуга-1.

На личном автомобиле из Москвы можно проехать в Оптину пустынь по Киевскому шоссе, Калужскому шоссе или через Подольск.

Читайте также об Оптиной пустыни

Видео об Оптиной пустыни

Источник: https://www.pravmir.ru/optina-pustyin/

Достопримечательности и святыни монастыря Оптина Пустынь

Сегодня мой рассказ пойдет о волшебном, целительном и очень чистом месте, полное название которого – Введенский Ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь.

Это место уже не первый век влечет к себе верующих и пребывающих в поиске.

Людей манит сюда покой и тишина, которые будто опускаются на плечи, только входишь за монастырские ворота, красивая архитектура, мощи прославленных Оптинских Старцев, традиции старчества которых передавались от наставника к ученику на протяжении столетия.

Подробнее об уникальных достопримечательностях и святынях мужского монастыря в Калужской области «Оптина Пустынь» я хочу поведать вам этим рассказом.

Где находится монастырь Оптина Пустынь?

Монастырь Оптина Пустынь расположился в г. Козельск Калужской области по адресу: монастырь «Оптина Пустынь».
Контактные телефоны:

  • Вахта: +7(48442)50115;
  • Экскурсионная служба: +7(48442)50139;
  • Дом паломника: +7(48442)50116, +7(919)0396840.

Как доехать до монастыря Оптина Пустынь?

Есть несколько способов добраться до монастыря из Москвы:

  • По железной дороге с Киевского вокзала на поездах:
  1. № 6151, 6157, 6161 6171, 6159 (направление «Москва – Калуга») – около 3-3,5 часов в пути;
  2. № 6131, 6135, 6133, 6393/6395, 6137 (направление «Калуга – Сухиничи») – около 2 часов в пути;
  3. № 6416 (направление «Сухиничи – Козельск») – 45 минут в пути;
  4. № 054К, 414Б, 304Б, 426Ч, 112Б, 054К, 605Б, 413Б, 425У, 303Б, 413Б, 131У.
  • Автобусом: От автостанции «Теплый Стан» ежедневно в течение дня (с 7:00 до 18:40) ходят рейсовые автобусы, проходящие рядом с монастырем. Два раза в день (в 12:45 и 15:00) идут автобусы, которые заезжают на монастырскую автостоянку. На автобусе вы доедете в течение 4-5 часов.
  • На автомобиле: По Киевскому, Калужскому, Симферопольскому шоссе либо через Подольск на ваш выбор.Важно! Автомобильное путешествие имеет свои преимущества – вы будете проезжать мимо многих исторических мест и сможете устроить себе небольшую экскурсию. Кстати, дорога, в основном, очень хороша.Знаете ли вы? Также есть возможность путешествия в Оптину Пустынь по договоренности с паломнической службой Московского подворья монастыря. Более подробно можно узнать по телефону экскурсионной службы.
Читайте также:  Икона иисуса христа "моление о чаше"

Из Белорусской столицы до монастыря вы можете добраться:

  • На поезде «Брест—Челябинск» до ст. Калуга, оттуда – автобусом, маршруткой либо пешком до монастыря;
  • На автомобиле по трассам А-130, М-1, Р-43 и А-130.

Особенности посещения монастыря

Для паломников монастырские ворота открыты ежедневно с 5:00. Все желающие могут свободно пройти к монастырским святыням, главные храмы также доступны в течение дня.

Важно! Помните, что на территории святынь необходимо вести себя соответствующе, сохраняя уважение к культуре и чистоте данного места.

Помимо посещения богослужений и святынь в Оптиной Пустыни вы также можете поучаствовать в одной из увлекательных экскурсий:

  • Обзорная экскурсия по территории монастыря;
  • «Новомученики и исповедники Оптиной Путсыни»;
  • «Храмы, святыни и скит Обители»;
  • «Оптинские старцы – жизнь и духовный подвиг»;
  • «Сегодняшний день Обители»;
  • «Преп. Амвросий – старец Оптиной Путсыни»;
  • «Выдающиеся деятели России в жизни монастыря»;
  • Экскурсия для подростков и детей;
  • «Пасха Красная».

В ходе этих экскурсий вы сможете не только осмотреть основные достопримечательности и святыни, но также узнаете много из истории Оптиной Пустыни, о светлых и трагических событиях, связанных с нею.

Знаете ли вы? В среднем экскурсии длятся 1-1,5 часа, некоторые программы рассчитаны на несколько дней.

Важно! Если вы хотите заказать молебен, но не имеете возможности приехать в монастырь, Оптина Пустынь предоставляет возможность заказать различные требы.

Расписание богослужений монастыря Оптина Пустынь

Основное расписание:

  • 5:30, Введенский храм – братская молитва у мощей преп. Амвросия, утренний молебен, полунощница;
  • 6:40, Храм Казанской иконы – часы;
  • 7:00, Храм Казанской иконы – ранняя Литургия;
  • 9:00, Храм Казанской иконы – Панихида;
  • 9:40, Введенский храм – часы;
  • 10:00, Введенский храм – поздняя Литургия;
  • 12:00, Храм Казанской иконы – Панихида;
  • 13:00, Храм Казанской иконы – Акафист у мощей преп. Амвросия;
  • 14:00, Преображенский храм – заказные молитвы святым (с водосвятием);
  • 15:00, Владимирский храм – Акафист Собору Преп. Старцев Оптинских;
  • 16:40, Храм Казанской иконы – часы;
  • 17:00, Храм Казанской иконы – вечернее богослужение.

Расписание в воскресные дни отличается:

  • 6:00, Храм Казанской иконы – часы;
  • 6:30, Храм Казанской иконы – ранняя Литургия;
  • 7:40, Храм Марии Египетской – часы;
  • 8:00, Введенский храм – Акафист и Соборная молитва у мощей преп. Амвросия;
  • 8:00, Храм Марии Египетской – средняя Литургия;
  • 9:40, Храм Казанской иконы – часы;
  • 10:00, Храм Казанской иконы – поздняя Литургия;
  • 12:00, Преображенский храм – заказные молитвы святым (с водосвятием);
  • 12:30, Храм Казанской иконы – Панихида;
  • 13:00, Введенский храм – Акафист у мощей преп. Амвросия;
  • 15:00, Владимирский храм – Акафист Собору Преп. Старцев Оптинских;
  • 16:45, Храм Казанской иконы – часы;
  • 17:00, Храм Казанской иконы – вечернее богослужение.

Важно! Также ежедневно с 6:00 (с 5:30 по воскресеньям) в Казанском храме проводятся исповеди. Во Владимирском храме проводятся молитвы перед исповедью.

Где можно остановиться рядом с монастырем?

Для паломников и туристов есть несколько вариантов поселения:

  • Паломнические гостевые дома располагают 8-местными комнатами, санузлом на этаже, чайной. Стоимость проживания составляет 300 рублей/чел.;
  • Гостевые 5-комнатные домики предлагают комнаты разного уровня комфорта (одноместную – 1000 рублей/чел., 2-3-местную – 800 рублей/чел., 4-местную – 600 рублей/чел.). В домиках также находится душ и столовая. Обед и ужин предоставляет паломническая трапезная;
  • Предтеченский Скит открыт для мужчин, которые приезжают в монастырь на длительный срок и готовы выполнять монастырские послушания;
  • Гостиница для священнослужителей предоставляет возможность поселения для священников, приезжающих в монастырь;
  • Также возможно поселение в частном секторе недалеко от монастыря.

История монастыря Оптина Пустынь

  1. История монастыря, также как и история старчества Оптиной Пустыни, началась в 1821 году с преп. Антония и Моисея, которые приехали строить монастырь своими руками. За время настоятельничества преп.

    Моисея были построены многие храмы и братские кельи.

  2. В течение 100 лет не прекращалась традиция старчества монастыря. От наставника к ученику передавались сокровенные знания. Монастырь достраивался и процветал.

  3. С приходом советской власти начались гонения на православную церковь, а вместе с тем и на Оптину Пустынь.
  4. Последние Оптинские старцы в 1930-х гг. умерли в ссылке, не предавая свою веру.
  5. И только в конце 1980-х гг.

    началось медленное восстановление монастыря. Многие храмы достраиваются и реставрируются уже в наше время.

Архитектурные достопримечательности монастыря

  • Свято-Введенский собор – главный храм монастыря «Оптина Пустынь», построенный в 1750-1771 гг. Имеет 3 красивых престола.
  • Казанский храм – это самый большой храм в монастыре, восстановленный и освященный в 1996 г. Также имеет 3 престола;
  • Владимирский храм – восстановлен и освящен в 1998 год после полного разрушения;
  • Храм Преображения Господня – новый красивый храм, построенный в 2007 году;
  • Храм в честь преп. Илариона Великого, находящийся в одном здании с трапезной и гостиницей, построенный в 1874 году;
  • Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Иоанна, построенный в 1825 году, находится на территории скита;
  • Храм иконы Богоматери «Спорительница хлебов», построенный в 2000 г. Находится на подсобной монастырской территории;
  • Передвижной храм, названный в честь иконы Богоматери «Живописный источник», предназначается для проведения сезонных полевых работ. Построен в 2006 г.;
  • Храм преп. Марии Египетской (ныне находится на реставрации);
  • Храм в честь свт. Льва Катанского и преп. Иоана Рыльского – в этом здании сегодня находится паломническая гостиница и ведутся работы по восстановлению полуподвального храма арх. Михаила;
  • Храм Всех Святых также восстанавливается в наше время. Находится за оградой монастыря на монастырском кладбище;
  • Часовня убиенных братиев, построенная в 2008 году, также находится на кладбище монастыря.

Святыни монастыря Оптина Пустынь

Оптина Путсынь богата святынями, к которым тянутся люди. Прежде всего, это мощи святых оптинских старцев, которых тут хранится много:

  • Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
  • Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
  • Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
  • Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.

В главном храме монастыря расположилась еще одна особо почитаемая святыня – Казанская икона Богоматери.

Фото монастыря Оптина Пустынь

Захватывающий дух вид при подъезде к монастырю.
Место, где живет волшебство.

Основной монастырский храм.Красивый интерьер храмов Оптиной Путсыни не может передать царящей там атмосферы.Летом и в церковные праздники здесь особенно много людей.

Видео — Оптина пустынь

Оптина Пустынь – действительно волшебное место. Даже те, кто приезжают сюда просто полюбоваться архитектурными творениями, замечают особую атмосферу монастыря, располагающую задуматься о вечном. Внутренний разговор уходит, и наступает Тишина.

А случалось ли с вами такое волшебство?

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/optina-pustyn.html

Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь (ставропигиальный)

Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь (ставропигиальный)

Наместник: архимандрит Венедикт (Пеньков)

Расположена в 3 км от г. Козельска, недалеко от впадения р. Клютома в Жиздру. Монастырь был основан, как свидетельствует монастырский синодик, в XV в. По одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта. До начала XVI в.

в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца в ней подвизались старцы и старицы. После определения Собора 1504 г., который запретил проживание в одной обители иноков и инокинь, монастырь стал мужским.

Строительство первого каменного храма в монастыре началось в 1689 г. В 1724 г. по Духовному регламенту Оптина пустынь была приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Через 2 года она была вновь восстановлена в числе самостоятельных обителей, а в 1764 г.

Совет

стала заштатным монастырем. К этому времени все деревянные строения обители пришли в ветхость.

Возрождение Оптиной пустыни началось в 1796 г., когда ее посетил митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин). Предвидя будущее обители, он принял деятельное участие в ее судьбе.

В то время братия монастыря состояла из 3 человек, причем в ней не было ни одного священника. По ходатайству митрополита Платона настоятелем обители Синод назначил иеромонаха Авраамия, опытного старца из Песношской пустыни.

Братство монастыря стало расти, и через год в нем уже было 12 человек.

Войдя в состав вновь образованной в 1799 г. Калужской епархии, Оптина пустынь имела особое попечение со стороны первого епископа Калужского Феофилакта (Русанова). К 1809 г. количество монашествующих в обители увеличилось до 30 человек.

В 20-х гг. XIX в. управлявший Калужской епархией святитель Филарет (Амфитеатров) пригласил в Оптинй учеников преподобного Паисия Величковского для устройства скита с традициями строгой аскезы и умной молитвы. В 1825 г.

настоятелем монастыря стал духовник пустыни, архимандрит Моисей (Путилов), при котором было возрождено старчество –– особое духовно-попечительское служение. В 1829 г. в Оптиной Пустыни поселился иеросхимонах Лев, а в 1834 г. –– иеромонах Макарий.

На протяжении 30 лет здесь подвизался преподобный Амвросий Оптинский. Не только братия монастыря, но и все люди, приезжавшие в Оптину пустынь и обращавшиеся к старцам со своими нуждами, получали духовный совет и благодатную помощь.

Благодаря этому Оптина пустынь стала одним из духовных центров России, где получали духовное окормление люди всякого звания, возраста и рода занятий.

К концу XIX в. число насельников в Оптиной возросло до 200 человек.

Обратите внимание

Она дала ряд известных церковных деятелей, среди них: архимандрит Геронтий (Васильев) –– настоятель Тихоновой пустыни; архимандрит Макарий (Фомин), игумен Антоний (Путилов) –– настоятели Черноостровского Малоярославецкого монастыря; а также настоятель Мещовского Георгиевского монастыря архимандрит Георгий (Лавров, исповедник, †21 июня/4 июля). Скитские иеромонахи Ювеналий (Половцев) и Леонид (Кавелин) в 1857 г. были назначены членами Русской духовной миссии в Иерусалиме.

При содействии Оптинских старцев на Калужской земле были открыты 3 монастыря: Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в с. Шамордине; Дугненский женский монастырь «Отрада и Утешение», Казанская Белопопытовская женская община Мосальского уезда.

С 1839 г. в Оптиной пустыни стали издаваться переводы аскетических творений святых отцов Древней Церкви на русском языке. Всего монастырем было выпущено более 50 изданий. Это способствовало распространению святоотеческого наследия среди широкого круга читателей.

В течение XIX в. в обители велось активное строительство, монастырь расширялся и благоустраивался. К 1917 г.

в Оптиной пустыни было 6 каменных храмов: соборный в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы с приделами в честь преподобного Пафнутия Боровского и святителя Николая Чудотворца; храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Воздвижения Креста Господня и великомученика Георгия Победоносца; больничный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери; трапезный храм в честь преподобной Марии Египетской; кладбищенский храм в честь Всех Святых и храм в честь святителя Амвросия Медиоланского. В Иоанно-Предтеченском скиту было 3 храма: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Иоанна Рыльского и деревянный в честь Иоанна Предтечи.

В монастырский комплекс также входили: трехъярусная колокольня, к которой с двух сторон были пристроены флигели для братских келий, братские корпуса, трапезная, библиотека, книжная лавка и книжный склад, больница для иноков, гостиница для богомольцев, странноприимный дом.

Монастырь окружала каменная ограда с 7 башнями. За южной стороной ограды, в саду, была построена новая двухэтажная больница для монастырской братии и для больных мирян, с храмом в честь преподобного Илариона Великого.

Монастырь также имел кирпичный, черепичный и свечной заводы, 2 конных и скотный дворы.

Важно

В обители хранились две древние чтимые иконы: преподобного Пафнутия Боровского и Божией Матери «Казанская». В скиту в храме в честь пророка Иоанна Предтечи находился чтимый образ Знамения Божией Матери.

В феврале 1918 г. монастырь Оптина пустынь был закрыт, 26 марта его имущество было передано в распоряжение отделов Козельского исполкома –– земельного, соцобеспечения и совнархоза.

Тогда частью братии на территории монастыря была организована сельхозартель, которая просуществовала до 1923 г. В это время богослужения совершались только в Казанском храме.

Последняя служба состоялась 15 июня 1924 г.

В 1919 г. монастырь был превращен в музей. 24 марта 1927 г. Калужским губисполкомом рассматривался вопрос об использовании храмов и ценностей Оптиной пустыни. Было принято решение «согласиться с мнением ГОНО и признать, что в музейном отношении монастырь большой ценности не представляет и не требует затрат на содержание».

Таким образом, все имущество Оптиной пустыни после отбора Главнаукой перешло в ведение исторического отдела Калужского областного музея. В 1931 г. здесь был открыт Дом отдыха им. М. Горького. С ноября 1939 до апреля 1941 гг. на территории монастыря был лагерь НКВД.

В годы Великой Отечественной войны (1941––1943) здесь действовал эвакуационный госпиталь, а затем базировались танковый батальон и пехотный полк. С 1949 по 1959 гг. в обители располагался специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую Отечественную войну. С 1959 по 1988 гг.

здесь размещалось СПТУ по подготовке механизаторов. В 1957 г. в скиту был открыт филиал Козельского краеведческого музея, литературный отдел которого действует в нем до настоящего времени.

17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была передана Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в надвратной башне монастыря была совершена первая Божественная Литургия. 1 февраля 1990 г. был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.

Совет

В настоящее время в монастыре действуют 7 храмов: Введенский, Владимирский и Казанский на территории монастыря; храм в честь Илариона Великого у ворот обители; храм в честь Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен на месте разрушенного храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 2000 г.

на территории подсобного хозяйства был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Также восстанавливаются: на территории монастыря храм в честь преподобной Марии Египетской и праведной Анны, и в скиту 2 храма –– святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского и Всех Святых.

Кроме того, восстановлена монастырская колокольня, братские корпуса, паломнические гостиницы и другие постройки. Монастырь имеет подсобное хозяйство и 450 га сельскохозяйственных земель.

Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских, покоящиеся в Введенском, Казанском и Владимирском храмах.

Неподалеку от монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского, и на берегу р.

Жиздры источник с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г.

В настоящее время в монастыре проживают более 100 насельников. Оптина пустынь имеет 2 подворья: в Москве и Санкт-Петербурге. Братия окормляет заключенных исправительно-трудовой колонии в Сухиничах, православное подразделение в местной дивизии и Православную гимназию в г. Козельске.

Оптину пустынь неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 26––27 июля 1996 г.

Святейший Патриарх совершил освящение Казанского храма и причислил к лику местночтимых святых собора Оптинских старцев преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия Старшего, Исаакия I, Иосифа, Варсанофия, Нектария, Анатолия Младшего, Исаакия II и Никона. 21––23 октября 1998 г.

Святейший Патриарх освятил воссозданный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери и совершил перенесение в него святых мощей преподобных старцев Оптинских: Варсонофия, Анатолия (Зерцалова), Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Потапова), Иосифа.

Преподобный Амвросий Оптинский (память 10/23 октября)

Обратите внимание

Преподобный Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г., в день памяти святого Александра Невского, в с. Большая Липовца Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова.

Среди своих многочисленных братьев и сестер он был самым веселым и бойким мальчиком и охотно принимал участие в детских забавах.

Очень рано научившись читать, мальчик по праздникам он вместе с отцом пел и читал на клиросе.

В 1830 г. Александр с отличием окончил Тамбовское духовное училище и поступил в Тамбовскую духовную семинарию. В последнем классе семинарии юноша тяжело заболел, так что надежды на выздоровление почти не было. Тогда Александр дал обет Господу, что если выздоровеет, то уйдет в монастырь.

Вскоре он выздоровел, но еще четыре года не мог выполнить своего обета. Летом 1839 г., желая окончательно разрешить все свои сомнения, Александр Гренков отправился за советом и благословением в с. Троекурово Лебедянского уезда к известному подвижнику старцу Илариону (Фокину, †1853 г.).

Троекуровский затворник направил его в Оптину пустынь.

Осенью 1839 г. Александр Михайлович Гренков прибыл в Оптину и поступил в послушание к старцу Льву, который очень скоро сделал его своим келейником и одним из ближайших учеников. 29 ноября 1842 г.

послушник Александр был пострижен в мантию и наречен Амвросием, в честь святителя Амвросия Медиоланского, а 4 февраля 1843 г. рукоположен в иеродиакона.

После смерти старца Льва иеродиакон Амвросий перешел в послушание к преподобному старцу Макарию, по благословению которого начал участвовать в переводе и издании творений Святых отцов.

Важно

В декабре 1845 г. иеродиакон Амвросий был рукоположен в иеромонаха, но по состоянию здоровья он вскоре вынужден был уйти за штат. В августе 1846 г. отец Амвросий получил благословение Калужского епископа Николая (Соколова) быть духовником обители, в помощь старцу Макарию. В конце 40-х гг. XIX в. состояние здоровья иеромонаха Амвросия резко ухудшилось, и он был пострижен в схиму.

По смерти старца Макария в 1860 г. схииеромонах Амвросий всецело предал себя жертвенному служению ближним. Все, кто обращался к старцу, независимо от возраста и социального положения получали от него назидание и утешение. Это стоило ему больших трудов, напряжения всех душевных и телесных сил.

От болезни он так обессилел, что иногда не мог передвигаться без помощи келейников. За великое смирение старцу Амвросию были ниспосланы Богом дары прозорливости, исцеления и чудотворения. В последние годы своей жизни старец основал Казанскую женскую общину в с.

Шамордине и духовно окормлял ее насельниц.

Между тем силы старца слабели, и 10 октября 1891 г. последовала его кончина. 13 октября 1891 г. старец Амвросий Оптинский после отпевания, совершенного епископом Калужским Виталием (Иосифовым), был погребен у юго-восточной стены Введенского собора. Ныне мощи преподобного Амвросия почивают в Введенском соборе Оптиной Пустыни.

Почтовый адрес монастыря Оптина Пустынь:
249723, г. Козельск Калужской обл., монастырь “Оптина Пустынь”

Контактные телефоны (код города 48442):– канцелярия Наместника монастыря, архимандрита Венедикта 50-110;

– экскурсионная служба 50-139; (optinagid@mail.ru)

– вахта/коммутатор: 50-115 (после ответа автоответчика: для прямого соединения, в тоновом режиме набрать внутренний дополнительный номер, или дождаться ответа оператора);- служба эконома 50-112;- бухгалтерия 50-113; (пожертвования на поминовения в Оптиной Пустыни)

– издательство 50-117 (optina.monastery@gmail.com)

Рассылкой по почте, продажей и обменом книг издательство не занимается. По этим вопросам обращаться в монастырскую лавку по адресу  lavkapost@rambler.ru   (внутренний дополнительный номер 220).

Фотографии: Сергея и Марии Поповых, Дмитрия Филипова, Ильи Смирнова

Источник: http://eparhia-kaluga.ru/kaluzhskaja-eparhija/monastyri/optina-pustyn.html

Введенский ставропигиальный мужской монастырь «Оптина пустынь»

«Оптина пустынь» находится в Калужской области на берегу реки Жиздры. Точная дата основания монастыря неизвестна, но в XV веке он уже существовал — сохранилась книга богослужений тех лет. Пустынью тогда называли отдаленные монашеские поселения.

По преданию, обитель основал раскаявшийся разбойник по имени Опта. Первые письменные свидетельства о монастыре появились в Козельских писцовых книгах 1620–30-х годов — например, запись о поминании в монастырских церквях убитого царевича Федора Иоанновича.

В 1689 году на территории обители заложили первую каменную церковь, но из-за нехватки денег строительство остановилось. В начале XVIII века монастырь настолько обеднел, что монахи не смогли платить оброк государству. Вскоре его закрыли — здания опустели, а утварь для богослужений отошла Белёвской Спасо-Преображенской обители.

Новая жизнь монастыря началась в середине XVIII века. Здесь возвели деревянную колокольню и каменный собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм с пятью куполами. Обитель продолжила расти и в начале XIX века: в 1809 году новая больничная церковь с шестью кельями уже принимала больных; вскоре был освящен и храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Колокольня монастыря

Главную колокольню-врата в Оптиной пустыни возвели в 1804 году. Все пожертвования, этапы строительства и расходы на материалы и оплату труда рабочих монахи записывали в «шнурозапечатанную книгу», которая сохранилась до наших дней. Колокольня стала самым высоким строением в округе.

В двух боковых частях колокольни располагались монашеские кельи. Над воротами висела икона с образом Господа Саваофа, а с внутренней стороны — Знамения Пресвятой Богородицы.

В 1826 году в верхнем ярусе установили часы, а в 1845 году здесь появился механизм с курантами, которые отбивали каждые 15 минут.

На третьем ярусе висели девять колоколов. В один звонили в праздники, в другой — в будние дни, отдельные колокола звали монахов на службу и трапезу. На колоколах значились имена попечителей, мастеров, время и место, где они были изготовлены.

Надпись на самом большом из них гласила: «Колокол сей устроен в Козельскую Введенскую Оптину пустынь 1815 года февраля 23 дня. Лит в Туле, на заводе Черниковых; весу в нем 213 пуд. 34 ф. при игумене Авраамии. Мастер Аким Воробьев».

На нем же были отлиты образы Казанской Божией Матери и святого Николая Чудотворца.

Иоанно-Предтеченский скит

В 1821 году на территории монастыря появился скит — селение для отшельников. Название скиту дала церковь Иоанна Предтечи, которую построили послушники. Храм был аскетичным и внутри, и снаружи: внешний облик украшали лишь колонны на крыльце и фигурные перила. Территорию скита окружал высокий забор.

Монахи издавали книги: печатали жития, писали духовные труды и отправляли их в другие монастыри. Библиотеку обители трижды посещал Николай Гоголь.

В 1878 году в Иоанно-Предтеченском ските несколько дней жил Федор Достоевский, сюда он приезжал после смерти своего младшего сына.

Совет

Исследователи предполагают, что настоятель скита преподобный Амвросий стал одним из прообразов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы».

После революции насельников скита репрессировали.

Возрождение монастыря

В XX веке в Оптиной пустыни располагалась сельскохозяйственная артель, дом отдыха, концлагерь «Козельск-1», а позже — воинская часть.

Монастырь передали Русской православной церкви в 1987 году, а уже через год в церквях прошли первые богослужения. Тогда же начали восстанавливать храмы обители.

Первыми отреставрировали надвратную церковь Владимирской иконы Божией Матери и один из самых древних соборов монастыря — Казанской иконы Божией Матери.

В 2000-х здесь построили три новых храма: Преображения Господня, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Источник: https://www.culture.ru/institutes/33647/vvedenskii-stavropigialnyi-muzhskoi-monastyr-optina-pustyn

Ссылка на основную публикацию