Кто такой пресвитер и что значит пресвитерианская церковь

Пресвитер – кто это такой в православной церкви и кому можно занимать сан

Каждый воцерковленный или интересующийся религией человек хоть раз, да слышал об этом, но мало кто способен объяснить, что такое сан пресвитера. А ведь за этим термином кроется богатая традиция священнического служения и история богословского развития в христианстве, с новозаветных времен. Разберемся в истории вопроса и узнаем, кого называют так сегодня.

Кто же это?

Слово происходит от греческого термина, обозначающего старейшину. В просторечии сегодня их зачастую называют просто священниками.

Это связано с тем, что в основных традиционных конфессиях термин “Пресвитер” обозначает вторую ступень священства.

Большинство клириков, с которыми сталкиваются прихожане как православной церкви, так и других исторических исповеданий, являются именно пресвитерами или же просто иереями.

Из них практически всегда назначают настоятелей приходов и соборов. Также они преподают большинство таинств, кроме рукоположения и (в католичестве) миропомазания, и совершают другие священнодействия.

В ранней церкви

Слово «пресвитер» можно встретить уже в Новом Завете. С ним особенно часто можно столкнуться в Деяниях Апостолов. Как говорит Википедия, в то время он не всегда был человеком, иерархически на следующей, после епископа, ступени священства.

В апостольские времена этим термином обозначали часто просто старейшего в христианской общине. Иногда так называли кого-то из апостолов.
Вместе с тем, уже в новозаветных текстах прослеживается разница между пресвитерством как почетным званием и служением. Еще явственнее она проступает в писаниях мужей апостольских и раннехристианских апологетов.

Из текстов следующего поколения мы можем составить представление о том, какими были обязанности раннехристианского иерея:

  • благословлять членов Церкви;
  • заменять епископа в качестве председателя собрания верующих;
  • обучать вере вместо епископа и по его благословению;
  • преподавать таинства, помимо самого священства, и совершение священнодействий;
  • принимать исповеди.

Епископ управлял вверенной ему епархией, советуясь с иереями, чья коллегия называлась «пресвитерием». Также их призывали на соборы, где они занимали места позади епископата.

Выдающаяся роль, которую играли священники в жизни церкви, оборачивалась для них часто тяжелой судьбой в периоды гонений. Среди них мы можем встретить немало мучеников, таких как Елима, пресвитер в Вавилоне, пострадавший при императоре Деции, ставших светочами христианской веры и после смерти. Мучеников из второго священнического чина называют священномучениками.

В православии

Кто такой сегодня пресвитер в православной церкви? Насколько его роль отличается от той, которую мы можем встретить в древности?

Окончательно православное священство оформилось к V–VI вв., когда четко были разделены роли между тремя санами – епископом (или архиереем), пресвитером (или иереем) и диаконом.

В последующее время основные изменения касались требований к образованию, моральному облику и возрасту кандидатов.

Обратите внимание

За иереем закреплена роль главного помощника и заместителя архиерея в священнодействии и обучении вере православных христиан. Поэтому так важно, чтобы он имел должный уровень образования.

В соответствии с каноническим правом Русской Церкви кандидат на рукоположение в России должен:

  • Окончить полный курс богословского образования в семинарии или духовной академии. Хотя в определенных случаях, правящий архиерей может разрешить стать священником диакону, который не окончил семинарию, или светскому лицу. Но они должны доказать свои знания и благонадежность.
  • Достигнуть определенного канонами возраста. Еще древними соборами он был определен как 30 лет. Как и в случае с образованием, дозволено отступление от этого правила, но лишь при наличии действительно серьезных оснований.
  • Быть или уже женатым на православной женщине или безбрачным, объявившим о своем желании остаться в этом состоянии навсегда. Разрешено рукополагаться и вдовцам.
  • Моральные качества кандидата должны быть безупречными.

Неженатые, принявшие монашество иереи могут стать епископами.

В других конфессиях

В католичестве, а также протестантских общинах, где сохранилось епископство, пресвитеры занимают то же место в иерархии, что и в православии. Их функции также очень схожи. Разница состоит лишь в том, что в католической церкви миропомазание преподает только епископ.

Многие протестантские деноминации не признают священство в качестве таинства, что налагает свой отпечаток на роль пресвитера, которая в первую очередь становится административной и учительской.

Кроме того, существуют пресвитерианские церкви, где нет епископов. В них все управление делами церкви находится в руках коллегии пресвитеров.

Как и в православии, в католической церкви и большинстве исторических протестантских деноминаций (лютеранство, кальвинизм, англиканство) к кандидатам на роль пресвитера предъявляют определенные требования по минимальному возрасту, образованию и образу жизни.

Католические латинские священники, например, обязаны хранить безбрачие. В то же время протестантских пасторов это не касается – более того, они зачастую могут жениться уже после того, как вступили в должность.

В последнее время многие протестантские деноминации открыли двери для пресвитеров-женщин, а некоторые пошли дальше, поставляя женщин и в епископы. Это относится и к лютеранам (Церковь Швеции), и англиканам (Церковь Англии, Епископальная церковь США).

Пресвитерианство

Среди множества направлений протестантизма есть одно, которое взяло свое название от сана пресвитеров – пресвитерианство.

Тот, кого интересует вопрос, что же такое пресвитерианская церковь, должен будет обратиться к учению французского богослова Жана Кальвина, которое легло в основу учения этой деноминации. Именно его переосмысление на почве Шотландии породило ее.

Основной особенностью пресвитерианства стало отсутствие епископата. Эта конфессия организована по конгрегационному принципу:

  • Приходы возглавляются пасторами и советом пресвитеров.
  • Несколько приходов составляют пресвитерии.
  • Генеральные синоды, являющиеся высшим органом управления, формируют представители пресвитериев.

Пресвитерами в этой деноминации называют не только возглавляющих общину пасторов, но и избираемых ею старейшин, заведующих финансовыми и административными вопросами.

Пресвитерам помогают диаконы. Таким образом, пресвитерианская церковь лишена столь строгого иерархического начала, типичного для православия, католицизма или лютеранства.

Хотя первые кальвинисты появились в Московском царстве еще в XVI в., но настоящее пресвитерианство в Российской империи появляется в середине XIX в. В 1860 г. миссионер из США Истон и проповедник-турок Кашамош организовали первые общины пресвитериан в Ереванской губернии, которые постепенно и разрослись по всей империи.

На сегодняшний день пресвитерианство представлено в большинстве регионов России, особенно сильно в Москве и Санкт-Петербурге. Общины северной столицы объединяет Совет пасторов пресвитерианских церквей Санкт-Петербурга, который является незарегистрированным координационным органом.

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/izuchaem-tserkovnye-terminy-presviter-kto-eto-takoj.html

Пресвитер кто это такой что такое пресвитерианство пресвитерианский сан википедия

Слово пресвитер (перевод с греческого слова πρεσβύτερος: «старший») в Новом Завете относится к лидеру в местных христианских общинах, причём пресвитер от греческого «пресвитериуса» означает старший.

Пресвитер понимается многими, как человек, исполняющий функции надзирателя, то есть епископа.

Важно

Но в современном католическом и православном значении пресвитер отличается от епископа и является синонимом священника.

В преобладающей массе протестантов этот термин не используется для обозначения члена отличительного священства, называемого священниками, но вместо этого используются такие термины, как министр, пастор и старший.

Пресвитер

Слово пресвитер этимологически происходит от греческого πρεσβύτερος — presbyteros (пресвитер википедия). Однако, в то время как английское слово «священник» является синонимом пресвитера, отличительное греческое слово «священник» никогда не используется для пресвитера.

Старейшины существовали ещё в первые дни истории Израиля. Князья из двенадцати племён, главы, первенцы и начальники отдельных израильских семей описываются как старейшины.

История

Сначала старейшины, отсюда и этот термин, были действительно пожилыми людьми, которые получали особое уважение от общества. В то же время старение рассматривалось как особое божественное благословение и вознаграждение за благочестие человека Это был корень авторитета старейшин.

В дополнение к этим старейшинам, которые создали старый патриархальный семейный порядок, в Библии также упоминается назначение старейшин. Первое библейское доказательство этого дано Моисей 2: 2, 18: 13.

По совету своего тестя Иофора, Моисей назначил «честных людей, которые боятся Бога», как старейших, сто пятьдесят и десять человек. Таким образом, руководство не зависело от патриархального порядка.

Возраст старейшин, предложенный народом, уже не был решающим критерием.

После этого старейшины становились муниципальными администраторами, судьями и кадастрами. Они встречались на общественных собраниях и переговорах в черте города.

После вавилонского изгнания старейшины вместе со священниками сформировали так называемый Высший совет (Ездра 10.8.4 ЕС). Этот совет обладал высшим авторитетом в вопросах религиозного и гражданского права. В то же время он должен был следить за сохранением учения.

В еврейской диаспоре тоже после вавилонского плена, было создано учреждение старейшин. Самые старые люди были лидерами общин еврейской диаспоры.

Самая ранняя организация Церкви в Иерусалиме, по мнению большинства учёных, была похожа на еврейскую синагогу, но у неё был совет или колледж посвящённых пресвитеров. В Деяниях 11:30 и Деяниях 15:22 мы видим коллегиальную систему правления в Иерусалиме, хотя и возглавляемую, по традиции, Иисусом, первым епископом города. В Деяниях 14:23 апостол Павел посвящает пресвитеров в церквях.

Термин пресвитер часто ещё чётко не отличался от термина «надзиратель» (ἐπίσκοποι episkopoi, позже исключительно используемый как епископ). В Деяниях 20:17, Титу 1: 5–7 и от Петра 5:1. Самые ранние сочинения апостольских отцов и Первое послания Климента, например, показывают, что церковь использовала два термина для местных церковных пресвитеров и дьяконов.

В Новом Завете можно увидеть более чётко определённый епископат. Нам говорят, что Павел оставил Тита на Крите для наблюдения за местной церковью. Павел приказывает ему назначать пресвитеров / епископов и осуществлять общий надзор.

Ранние источники неясны, но у различных групп христианских общин была группа руководителей или пресвитеров, действующих как руководители местных церквей.

Требования Нового Завета к пресвитерам были следующие:

  • моногамия;
  • упорядоченные семейные отношения;
  • эмоциональная компетентность;
  • гостеприимство;
  • пасторальная одарённость.

Со II века, были чётко обозначены саны епископа и пресвитера.

Епископ понимался как президент совета пресвитеров, и поэтому епископ отличался как в части, так и в прерогативе пресвитеров, которые рассматривались как получающие свои полномочия посредством делегации от епископа. Каждый епископский вид имел собственного епископа, и его присутствие было необходимо для освящения любого собрания церкви.

В конце концов, по мере того как христианский мир рос, отдельные общины больше не были непосредственно подчинены епископу. Епископ в большом городе назначал священника в качестве пастора для паствы в каждом собрании.

Католическое объяснение предполагает, что делегаты были епископами в истинном смысле этого слова, но они не имели фиксированных взглядов и не имели специального титула.

Наряду с этим, название «священник» было отнесено к пресвитерам/епископам. Католический писатель Грег Сьюз, объясняет, что «Священство, как мы это знаем в католической церкви, было неслыханным во время первого поколения христианства.

Совет

Потому что в то время священство все ещё ассоциировалось с жертвоприношениями животных как в еврейской, так и в языческой религии». К третьему столетию епископы считались священниками. Пресвитеры или старейшины иногда заменяли епископа.

В конце третьего века люди повсюду использовали титул «священник» для тех, кто председательствовал в Евхаристии.

Современное использование слова

Сегодня в римско-католической церкви пресвитер — это латинское название церковного отделения. Со времён поздней античности пресвитеров церкви также называют священными, то есть священниками в культовом смысле. Вместе они образуют Пресвитериум, «Совет старейшин» или священство, епископство, под епископом, «Хоэнпристер».

В Восточно-Православной церкви в России и Византийской Православной Церкви те же самые священники также называются пресвитерами церковных глав, кроме того, это культовое обозначение священников с IV века.

В Евангелической Лютеранской, Реформатской и Единой церквях, а также в таких сектах, как адвентисты, баптисты, пятидесятники, пресвитер является избранным членом церковного сообщества.

Совокупность старейшин вместе с пастором формирует пресвитерию или круг старейшин и, таким образом, церковное общение.

Термин пресвитер для мирян в муниципалитете используется, например, в протестантской церкви Вестфалии и в евангельской церкви в Рейнской области.

Читайте также:  Православная церковь о политике: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

В пресвитерианских церквях структуры одинаковы, но помимо пасторов обычно ставятся старейшины (и дьяконы). Поскольку оба отделения считаются продолжением новозаветного пресвитерианства, их часто называют старейшинами.

Ново апостольская церковь знает двух типов старейшин. В муниципалитетах работают большие общины.

Обратите внимание

Окружные клерки (районные советники) ведут район или служат для поддержки своего епископа или апостола.

Их задачи включают в себя решение проблем с отдельными членами сообщества, рабочие встречи со священническими чиновниками и всю ответственность за подрайон в пастырских и административных вопросах.

В случае Свидетелей Иеговы, кворум людей, занимающийся организационными функциями в конгрегации, обозначается как старейшие.

Что такое пресвитерианская церковь

Пресвитерианство является частью Реформатской традиции в протестантизме, которая возникла на Британских островах, особенно в Шотландии.

Пресвитерианские церкви получили своё название от формы церковного правления, под началом собраний старейшин. Пресвитерианское богословие обычно подчёркивает суверенитет Бога, авторитет Писания и необходимость благодати через веру.

Пресвитерианские деноминации в Шотландии придерживаются теологии Джона Кальвина и его непосредственных преемников, хотя в современном пресвитерианстве существует множество богословских взглядов.

Местные общины церквей, которые используют пресвитерианство, регулируются сессиями, состоящими из представителей конгрегации (старейшины) и соборный подход, находящийся на других уровнях принятия решений (пресвитерий, синод и общий сбор).

Корни пресвитерианства лежат в протестантской Реформации XVI века. Большинство Реформатских церквей, которые прослеживают свою историю в Шотландии, являются либо пресвитерианскими, либо конгрегационалистскими. В двадцатом веке некоторые пресвитерианские церкви вступили в союзы с другими церквями, такими как:

  • конгрегационалисты;
  • лютеране;
  • англиканцы;
  • методисты.

Пресвитерианские церкви существуют во многих странах в том числе России.

Мученик Пармениус: Пресвитер в Вавилоне

Святитель Пармениус был арестован во время правления римского императора Деция Траяна (249–251 гг.). Он отказался принести жертву идолам, когда ему было приказано сделать это императором, поэтому его бросили в тюрьму.

Когда его вторично допрашивали, святой Пармениус отказался говорить. В ярости Деций повелел вырезать язык святого Пармениуса.

Источник: https://pravoslavie.guru/svyashhenosluzhiteli/presviter-kto-eto-takoj-i-chto-takoe-presviterianstvo-v-tserkvi.html

Что такое Пресвитерианство? Пресвитерианство — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Пресвитерианство (от греческого пресвитерос — старейшина) — религиозное протестантское течение в христианстве, возникшее в 16-м веке как разновидность кальвинизма.

Как видно из названия, особую роль в пресвитерианстве играет организационная структура церкви, в основе которой лежит выборность руководства (пресвитеров).

История зарождения пресвитерианства тесно связана с Шотландской протестантской революцией, которая пришлась на 1559–1560 годы. Основателем данного религиозного течения можно считать Джона Нокса, являвшегося учеником Кальвина.

Закономерно, что после победы протестантов и организации ими собственной церкви, пресвитерианство позаимствовало многие черты кальвинизма.

Изначально пресвитерианство отрицало необходимость посредничества со стороны духовенства в отношениях человека и Бога, в противоположность католической церкви.

К 1567 году пресвитерианство со своим верховным органом — генеральной ассамблеей шотландского духовенства и мирян, и выборными органами управления на местах (конгрегации), — окончательно утвердилось как доминирующая религия в Шотландии.

Следующий этап развития пресвитерианства связан с деятельностью Эндрю Мелвилла (1545–1622).

В это время усиливается независимость церковных структур от государства при одновременном росте автономии отдельных приходов.

Заслугой Мервилла является возникновение специальных органов самоуправления — пресвитерий, в состав которые входили пасторы, богословы и пресвитеры.

Важно

И на сегодняшний день пресвитерианство удерживает религиозный приоритет в Шотландии, — действующая церковь Шотландии включает более одного миллиона верующих.

Закономерно, что в Англии пресвитерианство не могло занять ведущие позиции, как это случилось в Шотландии, так как здесь ей конкуренцию составляло англиканство, поддерживаемое на государственном уровне. Таким образом, проникновение пресвитерианства в Англию связано с так называемым “теневым путём“, в результате реализации которого оно постепенно совмещалось с господствующим англиканством.

Распространение пресвитерианства в Ирландии, связано с переселением туда многих шотландцев, в результате на сегодняшний день эта религия занимает по числу верующих второе место в Северной Ирландии.

Разумеется, колонизация Америки сопровождалось миграцией туда из Старого Света больших масс пресвитериан, которые основали там несколько церквей. В настоящее время в США и Канаде пресвитерианство является самой распространённой религией среди протестантских течений (например, в США проживают четыре миллиона пресвитериан).

Что касается особенностей пресвитерианского вероучения, то следует выделить следующие:

  • Догмат о божественном предопределении, т.е. изначально предопределено, будет человек спасён или нет — повлиять на это с помощью совершения добрых или злых поступков невозможно;
  • Единственный глава церкви — Христос;
  • Библия является высшим правилом, регламентирующим вопросы веры и жизни;
  • Повышенное внимание к обряду крещения;
  • Практика группового исполнения псалмов и общего причастия;
  • Отрицание посреднической роли церкви при общении с Богом;
  • Исключение догматов о канонизации святых;
  • Большое внимание проповедям, которые чащи читаются, чем произносятся;
  • Молитвы, произносимые во время службы, являются в основном импровизацией пастора.

Культ пресвитерианства, как и многих других протестантских течений, отличается простотой и минимализмом. В храмах отсутствуют иконы, изображения распятия, алтари, свечи, не звучит органная музыка.

Сегодня пресвитерианство получило наибольшее распространение в таких странах как США, Англия, Канада, а также некоторых бывших британских колониях. В мире насчитывается около 59-и миллионов пресвитериан.

Спасибо, за интерес к теме “что такое Пресвитерианство”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/presviterianstvo/

Секта “Христианская Пресвитерианская Церковь “Преображение” – Сектаинфо

Секта «Христианская Пресвитерианская Церковь «Преображение» (синяковцы)

Характеристика: Неопресвитерианская секта с чертами неохаризматического культа. Секта входит в сектантское объединение «Союз Христианских Пресвитерианских Церквей».

История возникновения секты: В 1995 году из Воркуты в г.Новомосковск Тульской области переехал  горнорабочий Сергей Сергеевич Синяков с семьей. Синяков С.С. родом из Узловского района Тульской области. Родился он в 1965 году в п.Дубовка. Работал горнорабочим в г.Воркута. Сектантством он увлекся в 1993 году.

Сразу же по приезду в Новомосковск Синяковы стали посещать местную неохаризматическую секту  «Евангельская церковь «Источник силы». Поскольку Синяков и его супруга уже имели некоторый опыт пребывания в сектантских сообществах по месту предыдущего жительства, то, конечно же, сразу влились в активную жизнь указанной секты.

Синяков очень скоро стал помощником пастора, и так же коммерческим директором некой «христианской фирмы» – «Фавор Айс Крим».

Синяков С.С.

В 1999 году Синяков решил основать собственную секту в г.Узловая.

По началу Синякову помогали несколько человек из Узловой, состоявшие в секте «Источник силы» г.Новомосковск. Он в их домах начал проводить сектантские собрания. Первая ячейка секты Синякова появилась в поселке Пятилетка под Узловой.

Синяков активно в то время привлекал людей организуя показы художественного фильма «Иисус» в узловском ДК Машиностроителей. Со временем в этом же ДК Синяков стал  арендовать помещение для собраний своей секты.

В 2000 году Синяков купил в центре Узловой здание бывшего Дома пионеров. По некоторым данным, это здание кроме Синякова хотели купить местные предприниматели и предлагали даже большую сумму, но здание в итоге было продано сектантам за меньшую сумму. Как говорят местные жители, Синяков заплатил «нужным» людям и все решилось в его пользу.

Будущий лидер узловской секты «Преображение» Синяков С.С. обучался в двух среднеспециальных учебных заведениях: техническое училище №1 г.Новомосковск (специальность машинист холодильных установок) и техническое училище г. Воркута (специальность машинист горно-выемочных машин).

Себя же он теперь именует, ни больше ни меньше, «магистром богословия». Степень «бакалавра богословия» он получил в результате двухгодичного обучения в сектантском частном крайне сомнительном учебном заведении с громким названием «Московская пресвитерианская духовная академия». Затем он стал там же «магистром».

Совет

Данная «академия», предположительно, была организована в Москве сектантами из Южной Кореи. С 2001 года Синяков является членом «Правления» сектантского объединения «Союз Христианских Пресвитерианских Церквей». В 2007 году его избирают «президентом» «Союза Пресвитерианских Церквей».

Спустя некоторое время на его место ставят другого человека.

 Первые последователи Синякова

Несколько лет назад Синяков С.С. с последователями принимал активное участие в организованной рядом тульских сект клеветнической кампании против Тульской епархии Русской Православной Церкви подробнее>>>

Секта Синякова именуемая «Церковь «Преображение» в настоящее время развила довольно бурную деятельность в Узловой.

Синяков с активными членами своей секты делает все необходимое для поддержания постоянных контактов с местной администрацией и участия в различных общегородских мероприятиях.

Организует различные объединения (например «Ассоциация многодетных семей»). Это делается Синяковым в том числе и в целях самопиара, а так же привлечения в секту как можно большего числа людей.

Некоторые публичные акции сектантов вызывают чувство негодования и возмущения у жителей Узловой. Например, как-то на День Победы сектантская молодежь устроила брейк-пляски возле Вечного огня.

Синяковцы сотрудничают с психоневрологическим детским санаторием «Березка», расположенным в поселке Дубовка. Активисты секты принимают участие в работе городских женских клубов. Сектанты влились в молодежный совет Узловского района.

Сектанты регулярно поздравляют администрацию города, руководителей организаций с праздниками и приглашают их посетить «богослужения» секты.

Пляски молодых сектантов на сцене Молельного дома секты

Обратите внимание

Синяковская секта распространяет сектантскую газету «Колокол». Сектанты раздают выпуски этой  газеты на улице и др. общественных местах. Сами же они издают газету «Время Верить».

В секте имеется команда брейк-данса «Альянс», которую Синяковы стараются вставить во всевозможные городские праздники.

Синяковцы предпринимали попытки организовать самопиар в местной узловской газете «Знамя», но регулярно получали там отказ. В результате сектанты затаили обиду на редакцию газеты. А некоторые из синяковцев периодически публикуют на своих страницах в соцсетях гневные выпады в адрес газеты.

Молельный дом секты

В секте «Преображение» в настоящее время существуют следующие «служения» (кружки  по интересам):

– Брейк данс и хип-хоп

– Детское служение

– Женское служение

– Молодежное “PRO-SVET”

– Служение 12 шагов

– Служение душепопечительства

и др.

Молодежным «кружком» руководит сын лидера секты Синяков Евгений, лидером «служения христианского консультирования и душепопечительства «Преображенная душа» является Синякова Станислава (жена Евгения Синякова), жена же лидера секты – Синякова Марина, руководит  «женским служением». Такой вот некий семейный «бизнес».

Синяков Евгений

Секту периодически посещают сектанты из Южной Кореи.

Какую же опасность, кроме духовной, может представлять секта Синякова С.С.?

Дело в том, что в данной секте практикуется глоссолалия (моления на «иных языках»). «Молитва на иных языках» порой имеет вид неконтролируемой истерии.

Данный вид «молитвы» может быть не безопасным для психики человека. Сектанты верят что «иные языки» они получают от Бога как некие «дары».

Вот как описывает «дары» «иных языков» на собраниях сектантов известный исследователь современного сектантства свящ. Игорь Ефимов:

«Дар языков проявляется порой в самых неожиданных формах. На одном из собраний сектантов мне приходилось слышать, как молодой человек, лет двадцати пяти, громко и протяжно кричал: «Аллилуйя». Начинал он не громко, но по мере повторения все более повышал тон, так что в конце концов переходил на крик.

А-а-а-а-ли-ли-луйа, а-а-а-а-л-ли-луй-я, кажется забывшись, кричал он, закрыв глаза и резко потрясая в такт поднятыми руками. После нескольких произнесенных подряд слов «аллилуйя» он переходил на бормотание бессмысленных звукосочетаний: «амина, супитер, амана…» — а затем опять громко кричал «аллилуйя».

«Ангельский дар» может, оказывается, изливаться исключительно в виде единственной гласной алфавита. «И-и-и и-и-и», — громко распевала одна из пятидесятниц. Начинала она с нижних негромких тонов и постепенно поднимала тон на октаву, не произнося более ни единого иного звука. И так повторялось снова и снова в течение пятнадцати минут.

Важно

Другой единоверец выговаривал словно заученную скороговорку: «Регедигида, треги, регедигида, регедигида». Иногда это речение он разнообразил, произнося: «Супитер, супитер, арамо».

У большинства молящихся «дар» заключается в бормотании звуковой бессмыслицы наподобие: «сопо, ропота, карифа…»

Добавьте сюда весь выплеск многообразия темпераментов членов собрания — и вы станете свидетелем действия, бесконечно далекого от традиционных представлений, данных православным в Писании и Предании.

Могли бы апостолы Петр и Павел благословить подобные радения? Православное понимание святости и духовности не позволяет даже допустить этого».

Сектанты-синяковцы предпринимают массу усилий по привлечению в свои ряды молодежи. Активно действуют в социальных Интернет-сетях.

В настоящее время в секте состоит 150-200 чел.

Сектаинфо, 2013 год.

ссылки по теме:

Сектанты собрались поесть и поплясать

Молодежная сектантская группа «По сути» в Туле

Читайте также:  Житие святителя митрофана воронежского, чудотворца

В Северо-Задонске Тульской области объявились «новые» сектанты

Источник: http://www.sektainfo.ru/sekty-v-tule-i-oblasti/novaya-stranica-3/sekta-hristianskaya-presviterianskaya-cerkov-preobrazhenie/

Пресвитериане – 10 интересных фактов из жизни современных протестантов

Пресвитериане – одна из самых своеобразных протестантских церквей. Абсолютный минимализм в приходской жизни, равенство прихожан с пасторами, отказ от большинства церковных ритуалов здесь сочетается с богобоязненностью и … лояльным отношением к однополым бракам. Какие еще интересные факты из жизни пресвитериан известны науке?

Факт 1. Пресвитерианство популярно не только в Европе и Америке, но и в Азии и Африке

Благодаря мессианской деятельности, пресвитериане в свое время распространились по всему миру. Общая численность их церкви – около 60 миллионов человек. Больше всего последователей – в Соединенных штатах (более 5 миллионов) и Южной Корее (около 5 миллионов).

Интересно, что в одной африканской Гане пресвитериан больше, чем во всей остальной Великобритании (около 500 тысяч, не считая Шотландии) и Канаде (около 220 тысяч) вместе взятых. А в небольшом Шотландском королевстве, где пресвитериан 1 миллион, церковь имеет государственный статус.

Совет

Миллионы пресвитериан проживают в ЮАР и Кении, сотни тысяч – в Камеруне, Руанде, Египте, Индии, Пакистане, Тайване. По некоторым данным, крупные общины пресвитериан (более 100 тысяч человек) есть в Северной Корее.

Факт 2. Пресвитериане следуют доктрине предопределения

Пресвитериане в отличие от остальных кальвинистов не так сильно акцентируют внимание на учении о предопределении. Однако, оно остается для них одним из базовых догматов.

Согласно доктрине, спасение от погибели и вечная жизнь после смерти или муки ада предопределены человеку до рождения. Верующий никак не может повлиять на предназначенную судьбу: добрые и злые деяния изначально задуманы всевышним как часть божественного замысла.

Поэтому пресвитерианин не может ничего изменить, но может «подтвердить» своими благими поступками полученное спасение.

Факт 3. Пресвитериане признают только авторитет Библии

По мнению пресвитериан, Священное Писание – единственное авторитетное руководство к вере. В идеале христианин должен сам оценивать свои мысли в поисках в Библии ответов на волнующие его вопросы.

Для этого в пресвитерианской церкви существует практика чтения священного писания и воскресные школы.

Молодежь с детства приучают на глубоком уровне знать книги пророков и другие тексты Нового и Ветхого завета.

Факт 4. Главой церкви пресвитериане считают Иисуса, поэтому у них нет епископа

Согласно учению пресвитериан, единственным авторитетным главой церкви можно признавать лишь Христа. Поэтому в их организации все верующие равны, а духовные старейшины общин – первые среди равных. Они даже проповедь ведут не от своего лица, а просто зачитывают для прихожан главы из Библии.

Обратите внимание

Выбирают пресвитера, как и других лидеров прихода, обычно сами члены общины из своего числа. Проповедник может обладать статусом только административного «управленца». Тогда за духовные вопросы ответственность будет нести пастор, а помогать – диакон.

Зачастую у пресвитерианских священников нет знаков отличия, и они не носят специальной рясы.

Факт 5. Стать пресвитером может женщина

Пресвитериане не ограничивают членов своих общин в вопросах выбора пресвитера или пастора. Стать проповедником может и женщина. Более того – сегодня это не редкость.

В пресвитерианской церкви США с 70-х годов появилось более 2400 проповедниц. В конвенции, разрешающей этот порядок, Генеральная ассамблея позаботилась и о предотвращении возможных конфликтов.

Общинников обязали на 10 лет лишать права лидерства в собрании мужчин-противников женского духовенства.

Факт 6. У пресвитериан нет «церкви» в классическом понимании этого слова

На самом деле место отправления обрядов и собрания членов общины у последователей этой религии есть. Но вплоть до конца 19 века пресвитериане называли свои храмы не церквями, а молитвенными домами или конференц-залами. Сегодня во многих странах центры общинной жизни зовут церковью.

Но привычных католикам и православным икон, фресок, статуй святых, витражей, инкрустаций куполов и других элементов «декора» здесь не найти. В пресвитерианской церкви отсутствуют и характерные для протестантов органы, а также лишняя мебель.

Главным атрибутом интерьера считается кафедра, с которой пастор читает проповедь, столы и стулья для воскресной школы, место собраний.

Факт 8. Пресвитериане женятся дома

Важно

Минимализм пресвитерианской церкви касается и обрядово-ритуальной стороны жизни общинников. Из таинств остается крещение и причащение. При причастии пресвитериане не преклоняют колени.

Литургия в процессе богослужения отсутствует. Важные события благословляются на дому. В частности, дома у пресвитериан происходит центральная часть брачного обряда.

Пастор приходит в назначенный день на место торжества и в кругу близких людей благословляет пару.

Факт 9. Пресвитериане США признали однополые браки

Источник: http://www.chuchotezvous.ru/civilizations/1363.html

Пресвитерианская церковь

Пресвитерианская церковь появилась в результате религиозной реформации. Она образовалась как вызов Римской Католической Церкви, которая на протяжении более тысячи лет была незыблема. Началом религиозной Реформации послужило событие, когда Лютер прибил свои 95 тезисов на двери дворцовой Церкви в Виттенберге в Германии в 1517 году.

95 тезисов были протестом против Католической Церкви и её богослужебной практики. Католическая Церковь признавала высший авторитет за Церковью. Вопреки этому, Лютер провозгласил, что Библия – есть Слово Божье, поэтому она является высшим авторитетом. Католическая Церковь проповедовала Спасение, делая упор на таинствах и обрядах.

Лютер проповедовал Спасение по вере и благодати. Люди, принявшие учение Лютера, сами называли себя евангелистами, но Католическая Церковь называла их Протестантами, т.е. протестующими.

Хотя Лютер и является основателем религиозной Реформации, но именно Жану Кальвину принадлежит заслуга по систематизированию богословия и созданию пресвитерианской церковной системы.

Кальвин, сыгравший передовую роль в Реформации, был убеждён в том, что путь реформирования Католической Церкви лежит в возврате к чистой вере ранней Церкви и системе управления, показанной самой Библией. В Женеве Кальвин создал Консисторию, членами которой были Пасторы и Пресвитеры. Консистория занималась всеми религиозными вопросами города Женева.

Впервые в Женеве выборные представители простых прихожан и священнослужителей сообща создали руководящий орган Церкви и стали решать все вопросы демократическим путём. Эту систему теперь называют представительской или пресвитерианской.

Джон Нокс, основоположник протестантизма в Англии, является также и основателем Шотландской Церкви.

Нокс, одержав победу после длительной борьбы с представителями Католической Церкви, которую возглавляла фанатичная католичка Мария Стюарт, стал создавать пресвитерианскую систему в Англии, приняв за основание богословие Кальвина и используя систему церковного управления, созданную Кальвиным.

Совет

Английская Пресвитерианская Церковь получила дальнейшее развитие, пустив корни в Америке и  распространившись впоследствии по всему миру. Сегодня в Америке и других частях света нашу Церковь называют Пресвитерианской, однако в Европе чаще используют обобщённый термин – Реформатская Церковь. 

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ – это  направление в протестантизме, отличающееся от других деноминаций особым методом церковного управления, восходящего к евангельскому устройству первых христианских общин.

То есть во главе церкви стоит не только один человек, но несколько его помощников – пресвитеров (пресвитер от греческого presbyteros – старейшина).

В свою очередь представители поместных церквей входят в общие руководящие органы называемые пресвитериями.

ВЕРОУЧЕНИЕ

Главным источников вероучения пресвитерианской церкви является Библия.

Пресвитериане верят в Святую Троицу – Триединого Бога Отца, Сына и Духа Святого.

Признают Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, в Котором есть единственная надежда на спасение, прощение грехов и жизнь вечную.

Источник: http://www.church-schekino.ru/presbyterian-church.html

Пресвитериане

течение в кальвинизме, возникшее в период Реформации в Шотландии и Англии, правое крыло пуритан. Выступали против королевского абсолютизма и поддерживавшей его англиканской церкви, сыграли важную роль в Английской революции XVII в. В 1640—1648 гг. фактически у власти до т. н. Прайдовой чистки. Как религиозное течение П. — разновидность кальвинизма в англоязычных странах.

Источник: Словарь исторических терминов

религиозно-политическая партия периода Английской революции, правое, умеренное, крыло пуритан, выражали интересы богатого купечества, банкиров, делового дворянства. Требовали удешевления церкви, ослабления влияния на нее государства, замены епископов выборными старейшинами (пресвитерами). Имели большинство в Долгом парламенте. В 1644 г.

пресвитерианская церковь стала государственной в Англии. Не хотели углубления революции и стремились договориться с королем, вызвав недовольство широких масс народа и радикально настроенных индепендентов. Из-за этого были изгнаны из Долгого парламента в 1648 г. (Прайдова чистка парламента). Способствовали реставрации Стюартов в 1660 г.

, после чего утратили политическое значение.

Источник: Исторические термины: краткий глоссарий

Пресвитериане (Presbyterians), христиане-протестанты, выступавшие против власти епископов в церкви, последователи Жана Кальвина. В эпоху Реформации кальвинисты утверждали, что оппозиция епископам не ересь, а возврат к истинной церкви ранних христиан, как описано в Библии. В последующие столетия как реформатские, так и пресвитер, церкви неск.

изменили учение Кальвина, приспособив его к своим конкретным нуждам, но в сущности они мало различаются. Делами пресвитер, церкви управлял представительный орган из пресвитеров и старейшин. Первая такая церковь в нац. масштабах была создана во Франции в 16 в. Ее членов стали называть гугенотами, и они во многом были причиной религ. войн.

Реформатские конгрегации играли большую роль в Нидерландской революции. После обретения независимости от католич. Испании реформатская церковь прочно обосновалась в Нидерландах. Мн. конгрегациям в разных европ. странах удалось пережить Контрреформацик>. В 1628 г. голл. реформатская церковь была основана на о. Манхэттен (Сев. Америка).

Первая пресвитер, церковь в Америке возникла в Филадельфии в 1706 г.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

англ., ед. ч. presbyterian, от греч. presbuteros – старший) – приверженцы ортодоксально-кальвинистских церквей (см. Кальвинизм) шотл.-англ. происхождения; политич. партия периода английской буржуазной революции 17 века. Пресвитерианская церковь в Шотландии была основана учеником Кальвина Дж.

Обратите внимание

Ноксом; здесь уже в 1560 парламентом был принят пресвитерианский символ веры, а в 1592 пресвитерианская церковь была окончательно признана государственной. В 70-е гг. пресвитерианские общины возникли в Англии; П. составляли правое крыло пуритан. Олигархич. устройство пресвитерианской церкви (гл. роль в церк. управлении играли пресвитеры -старейшины, что передавало фактич. руководство церк.

общинами в руки наиболее богатых прихожан) делало ее удобной для наиболее богатой части пуритан. От демократич. направлений пуританизма П. отличало требование строгого единообразия церк. культа, церк. централизации. С началом революции П. приобрели значение политич. партии, выражавшей интересы богатого купечества и банкиров Лондона, а также части зем. аристократии, связанной с капиталистич.

формами произ-ва в с. х-ве. В собравшемся в 1640 Долгом парламенте П. имели значит. большинство и фактически стояли у власти до конца 1648; первоначально в их руках находилось и руководство парл. армией (граф Эссекс, граф Манчестер и др.). П. стремились использовать в качестве политич.

орудия своего господства новую пресвитерианскую церковь, сменившую в качестве государственной старую англиканскую: после того, как в 1643 с Шотландией была заключена “Торжественная лига и ковенант” (см. “Ковенант”), пресвитерианство было введено в Англии в качестве обязательного для всех вероисповедания (декларировано постановлением 23 дек. 1644 т. н.

Вестминстерского собрания (заседавший в 1643-49 кальвинистский синод); оно же выработало т. н. Вестминстерское исповедание, ставшее пресвитерианским символом веры). Однако узкоклас. политика П., к-рые считали революцию законченной, боялись народа, стремились к соглашению с королем, не соответствовала интересам не только нар.

масс, но и широких слоев буржуазии и нового дворянства, группировавшихся вокруг индепендентов. В кон. 1648 после изгнания из парламента большей части П. (см. Прайдова чистка) власть перешла к индепендентам. В дальнейшем П., настроенные монархически, перешли в лагерь контрреволюции и способствовали реставрации Стюартов (1660).

В качестве религ.-церк. течения пресвитерианство, кроме Шотландии и Англии (где П. получили свободу вероисповедания в 1689), распространилось в США (здесь пресвитериан больше, чем в к.-л. другой стране), нек-рых бывших англ. доминионах и колониях.

По существу пресвитерианскими являются и другие ортодоксально-кальвинистские церкви (называемые чаще реформатскими). Лит.: Stephens J. V., The Presbyterian churches, divisions and unions, in Scotland, Ireland, Canada and America…, Phil., 1910.

Читайте также:  Десять заповедей божьих в православии

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. – М.

: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: http://interpretive.ru/termin/presviteriane.html

Пастор, пастырь, пресвитер, старейшина, епископ :: Свет Писания | Все о православии во Свете Писания

Если посмотреть на структуру новозаветной церкви, описанной в Новом Завете, то можно увидеть, что ею руководили апостолы. Для того, чтобы освободить их от хозяйственной работы, церковь избирала дьяконов (Деян. 6:3).

Позже, когда появились новые церкви, в них стали ставиться старейшины (греч. пресвитеры), которые должны были «надзирать за стадом» и «кормить» его, т.е. выполнять функцию пастуха – пастыря.

Слово пастор – это латинизированный вариант «пастыря».

«Пастырь», согласно Словарю русского языка: «1. То же, что пастух (стар.). 2. Служитель культа, священник как руководитель паствы (устар.)». Оно восходит к латинскому «Пастере» – кормить, вскармливать.

Библейский пастырь-пастух (лат. пастор) призван пасти стадо. Истинным пастырем является Господь Иисус Христос: «Я есмь пастырь добрый», Он «полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Какие замечательные слова гово­рит Давид о своем Господе: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс. 22:1).

Господь Иисус, идя на Голгофский крест, завещал ученикам пасти“овец Моих.”(Ин. 21:16). Будучи Главою Церкви, Христос поставляет пастырей поместным Церквам.

Что же тогда означает слово «пресвитер»? Оно пришло к нам из греческого «пресбиторос»что означает старейшина; умудренный опытом учитель.

Важно

 Христос – единственный Учитель, но Его учени­ки называют себя пресвитерами: “Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых” (1 Пет. 1:5). В греческом оригинале за словом «пастырь» стоит «пресбиторос», т.е.

старейшина или пресвитер, а за словом «сопастырь» – «сумпресбиторос», – «состарейшина».

Это же слово мы находим в 2Ин. 1-1- «Старец – избранной госпоже и детям ее…», т.е. «пресвитер. – избранной госпоже…». Все апостолы получили учение из рук Самого Господа, и передали его другим, а те в свою очередь следующему поколению.

 «Ибо я от Самого (выделено автором) Господа принял то, что и вам передал…» (1Кор.

11:23);«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились… Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял (выделено автором), то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:1, 3).

Те, которые были определены для служения, назы­вались пресвитерами, т.е. старей­шинами:«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали»(Деян. 14:23). Все они должны были, при необходимости, быть готовы сами зарабатывать себе на хлеб (Деян. 20:17,33-35).

В их обязанности входило учить и рассматривать спорные вопросы жизни церкви (Деян. 15:2, 6, 22-29; 16:4). Апо­стол Павел, собрав пресвитеров в Милите (Деян.

20:17), напутство­вал их, напомнив, что, кроме проповеди Евангелия и учитель­ства в обязанности пресвитеров входят обязанности быть «блюстителями («епископоус»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею” (Деян.

20:28), другими словами, быть пастырями (пасти), заботиться (пресвитерствовать) и при­сматривать (епископствовать) за стадом. Здесь необ­ходимо отметить тот факт, что ефесских пресвитеров (Деян.20:17) апостол Павел в 28 стихе называет епископами.

«Епископос» – с греческого: блюститель; смотрящий за; при­сматривающий. Это слово встре­чаетсяв оригинальных текстах: 1 Пет. 2:25; Деян. 20:28; Филип. 1:1; 1Тим.

Совет

3:2; Титу1:7 и является бесспор­ным библейским синонимом слова «пресвитер», которое, в свою очередь, является синонимом слова “пастырь” (лат. пастор).

Возьмем пример: в Послании к Титу апостол Павел просит его завершить начатое дело – «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Титу 1:5).

А в седьмом стихе апостол называет этих пресвитеров епи­скопами: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолю­бец…». Другими словами, апостол одних и тех же людей в пятом и седьмом стихах называет разными словами, в первом случае пресвитерами, а во втором – епископами.

Вопрос о том, как называть служителей, в догматическом смысле не принципиален, поместная церковь вправе сама решать, как ей называть служителей, лишь бы это не противоречило Священ­ному Писанию. Но наделять епископа особой региональной властью, позволяющей ему «присматривать» за пресвитерами – значит идти вопреки учению Христа и апостолов.

В Основных Принципах Веры ЕХБ 1928 года (принцип шестой) мы находим слова, наполненные еван­гельской истиной – «несмотря на то, что Сам Господь определил для церкви эти два служения (пресвитеров и дьяконов), мы все же не имеем права считать этих лиц стоящими над церковью, т.е.

выше всех ее членов Мы должны смотреть на них как на избранников церкви и утвержденных Господом на дело служения для созидания Тела Христова (Еф. 4:12), членами которого они состоят в той же мере, что и другие.

Эта истина особо ясно усматривается из апостольских посланий, исключительно поместным церквам, а не их служителям. Апостолу Павлу не пришло в голову написать свое Послание к Римлянам в адрес епископа, но написал его “всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым….”(Рим.

1:7) как равноправным членам Тела Христова – Церкви Божьей».Где те старые добрые времена, когда у баптистских служителей не было желания возвыситься над братьями?

Источник: http://svetpisaniya.ru/vethaya-dnyami/pastor-pastyir-presviter-stareyshina-episkop/

Пресвитерианство

Пресвитерианство (от др.-греч. presbuteros — «старший») — одно из направлений протестантской религии и особенная форма церковной организации. Пресвитерианство опирается на учение Жана Кальвина и рассматривается таким образом как одна из ветвей кальвинизма и, в более широком понимании, реформатской церкви.

Основы пресвитерианства

Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантскими реформаторами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом.

Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения, божественное предопределение, непогрешимость Святого Писания, а также на догмате от том, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительно вера.

Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения и, в связи с этим, в пресвитерианских церквях отсутствует епископальное устройство, а церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами, избираемыми прихожанами.

https://www.youtube.com/watch?v=7VbVVQyhjao

В настоящее время пресвитерианство распространено, прежде всего, в Шотландии, США, Канаде и Австралии. Существенное значение имеют также пресвитерианские церкви Англии и Северной Ирландии. Пресвитерианство также развито в бывших английских колониях Африки.

История пресвитерианства

Пресвитерианство в Шотландии

Пресвитерианство зародилось в период протестантской революции в Шотландии в 1559—1560 гг. Ее создание связано с деятельностью Джона Нокса, радикального протестанта и ученика Жана Кальвина. Победа протестантов в 1560 г.

позволила им приступить к созданию новой церковной организации, основанной на отказе от необходимости посредничества духовенства в отношениях человека с Богом. Доктрина пресвитерианства («пресвитерианский символ веры ») была утверждена в 1560 г. шотландским парламентом.

Одновременно началось создание новой церковной организации, в основу которой были положены автономные церковные приходы, подчиняющиеся десяти назначаемым государством суперинтендатам, которые должны были прийти на смену епископам (полностью не реализовано).

Обратите внимание

Верховным органом пресвитерианской церкви стала генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян. На уровне приходов создавались «конгрегации», в состав которых входили пасторы и наиболее авторитетные прихожане. После свержения Марии Стюарт в 1567 г. пресвитерианство окончательно утвердилось в качестве официальной религии Шотландии.

Дальнейшее развитие пресвитерианства связано с именем Эндрю Мелвилла (1542—1622), который отстаивал позицию полной независимости церкви от государства и усиления автономии приходских церквей.

Под его влиянием была принята новая «Книга послушания», в шотландской церкви были созданы пресвитерии — специальные органы церковного самоуправления на уровне приходов, включающие пасторов, богословов и пресвитеров (избираемых пожизненно авторитетных и благочестивых прихожан).

Государство было отстранено от участия в назначении духовенства. Борьба между адептами «чистого пресвитерианства» и сторонниками сохранения епископального устройства велась на протяжении конца XVI—первой половины XVII веков и завершилась только после Английской революции ликвидацией епископата.

«Вестминстерское исповедание», принятое в 1647 г., зафиксировало основные догматы пресвитерианства. После Славной революции 1688 г. Акт о веротерпимости (1690 г.) утвердил пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии.

В настоящее время крупнейшая шотландская пресвитерианская организация носит название Церковь Шотландии и насчитывает более 1 миллиона членов.

Пресвитерианство в Англии и Ирландии

В период правления Иакова I (1603—1625) значительная часть шотландцев переселилась в Ирландию, прежде всего в Ольстер, где основала в 1642 г. Пресвитерианскую церковь в Ирландии, которая в настоящее время является второй по численности религиозной организацией Северной Ирландии, насчитывая более 130 тысяч членов.

В Англию пресвитерианство проникло в конце правления Елизаветы I (1558—1603), а в период Английской революции XVII века развернулась борьба между английскими пресвитерианами и индепендентами. Долгий парламент 1647 г.

утвердил пресвитерианскую церковь в качестве официальной в Англии, а Вестминстерская ассамблея (1643—1647) приняла основополагающие документы пресвитерианской доктрины и системы богослужения. После Реставрации Стюартов в 1660 г.

Важно

было восстановлено епископальное устройство, а «Торжественная лига и Ковенант», легшая в основу английского пресвитерианства, была объявлена незаконной. Тем не менее пресвитерианская церковь в Англии сохранилась.

В настоящее время в Англии и Уэльсе действуют Евангелическая пресвитерианская церковь Англии и Уэльса и Объединенная реформатская церковь (более 150 тысяч членов).

Пресвитерианство в Америке

Английские и шотландские переселенцы в Северной Америке, вместе с кальвинистами-выходцами из Нидерландов и Швейцарии, в XVIII—XIX веках создали несколько собственных церквей пресвитерианского толка, крупнейшие из которых Пресвитерианская церковь США (основана в 1706 г.

), Пресвитерианская церковь в Америке (основана в 1973 г.) (общая численность пресвитериан в США составляет около 4 миллионов человек) и Объединенная церковь Канады (основана в 1925 г. путем слияния нескольких реформатских церквей, насчитывает более 900 тысяч членов).

Пресвитериане в США и Канаде составляют крупнейшую группу среди протестантских церквей этих стран.

Доктрина и организация пресвитерианства

Основы пресвитерианского вероучения изложены в Вестминстерском вероучении 1647 г.

Помимо общих для всех кальвинистских церквей догматов о божественном предопределении и спасении через веру, пресвитерианство отличается повышенным вниманием к крещению как пропуску в сообщество верующих, особенным значением, придаваемым групповому пению псалмов, общим причастием как для духовенства, так и для мирян.

Пресвитериане отрицают необходимость посредничества церкви между верующим и Богом, а также канонизацию святых и церковные таинства, кроме крещения и причастия, причем отрицается реальное присутствие Иисуса Христа в хлебе и вине, которым совершается обряд причастия. Также не практикуется коленопреклонение при причастии.

В богослужении отсутствует литургия и пышные облачения священников. Большое значение имеют проповеди, особенно воскресные. Пресвитериане уделяляют повышенное внимание образованию и постоянному изучению Святого Писания, теологических сочинений и пресвитерианской доктрины, сформулированной в символах веры и катехизисах.

В организационном плане базовой ячейкой церкви является церковный приход, управляемый конгрегацией (или сессией), в состав которой входят пасторы, ответственные за богослужения, организацию таинств и обучение, а также выборные из состава прихожан мирские «старейшины».

В обязанности конгрегаций входят также организация общественных работ и благотворительность. Несколько конгрегаций объединяются в пресвитерии, в которые также наряду с церковнослужителями входят и авторитетные миряне, избираемые конгрегациями.

Совет

Пресвитерии посылают своих представителей на проходящие регулярно генеральные ассамблеи (или генеральные синоды)пресвитерианских церквей. Генеральные ассамблеи обладают правом законотворчества в церковных вопросах и одновременно являются высшей судебной инстанцией по церковному праву.

В некоторых странах (Канада, Австралия, США) промежуточным звеном между пресвитериями и генеральной ассамблеей являются синоды. Отличием пресвитерианской организации церкви является отсутствие епископов.

Смотри также

Источник: http://mediaknowledge.ru/bc864aee220b71f4.html

Ссылка на основную публикацию