Катехизис в православии

Катехизис: определение, православный катехизис от труда Филарета до современной версии, католический катехизис

В каждом из течений христианской религии есть книга, из которой верующие могут узнать ответы на самые распространённые вопросы богословия. Кроме того, в ней присутствуют сведения по начальному христианскому образованию до крещения. Называется такая книга – катехизис.

  1. Что такое катехизис
  2. Православный катехизис
    1. Создание единого православного руководства
    2. Пространный катехизис митрополита Филарета
    3. Структура вероисповедной книги
    4. Спорное авторство Филарета
    5. Вероисповедная книга в современной РПЦ
  3. Католический катехизис

Что такое катехизис

Слово «катехизис» родом из древнегреческого языка. Буквальный перевод – наставление, поучение. Ещё эту книгу называют огласительной, так как она содержит основы вероучения.

В Википедии катехизис описывается как официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, а также как огласительное наставление, и книга, которая содержит основные положения вероучения зачастую изложенные в форме вопросов и ответов.

Вообще, сам термин не является сугубо богословским. Из буквального перевода слова следует, что такое название можно дать любому подробному руководству, составленному в такой же манере, как указанная церковная книга.

Обратите внимание

Так, летом 1869 г. в Женеве С.Г. Нечаевым был написан «Катехизис революционера», содержавший идеи масштабного террора против власти с огромным количеством жертв.

Вероисповедные издания такого типа православной, католической и протестантской церкви отличаются из-за различий в толковании Священного Писания. Кроме того, отношение к этой книге в разных конфессиях также разнится.

В католицизме и протестантизме эти издания считаются символическими книгами, но в православии их рассматривают только как руководство для верующих.

Кроме того, само слово «катехизис» порой употребляется для названия произведений, составленных в форме вопросов и ответов либо некоего символа веры или сборника каких-то незыблемых принципов.

Православный катехизис

Создание единого православного руководства

В первой четверти девятнадцатого века различные версии вероисповедного издания стали очень популярны. Наибольшим спросом пользовались руководства под авторством митрополитов Петра Могилы и Платона. Но всё же церковь не соглашалась с верностью изложения основ православия в указанных изданиях.

В книге первого автора православные священнослужители замечали уклон в католицизм, а во второй книге ими был замечен уклон в протестантизм.

Для изменения сложившейся ситуации было решено издать новую версию руководства, причём привнести в неё цитаты из старых библейских книг, которые к тому времени были уже переведены на русский язык. Итогом принятых решений стал новый единый православный катехизис, работа над которым началась в 1822 году.

Пространный катехизис митрополита Филарета

Кто же стал автором первого православного руководства? Создание единой вероисповедной книги, отражающей основы православия, в 1822 году было возложено на одного из самых, на тот момент, образованных и профессиональных российских богословов Филарета Дроздова, который являлся митрополитом Московским и Коломенским. Текст руководства был им написан в 1823 году. Тогда же Синод одобрил её, утвердил как руководство и направил на публикацию.

Позже катехизис Филарета много раз корректировался как самим автором, так и другими членами Синода. Труд митрополита стал настолько востребован, что переиздавался множество раз.

Знаменитые теологи, среди которых митрополит Макарий, считают эту книгу символической.

Работу святителя Филарета причисляют к наиболее авторитетным источникам догм учения православия, так как именно в ней максимально полно отражены основные постулаты церкви.

Эта версия вероисповедной книги имела множество достоинств, среди которых выделялись:

  • Структура. В книге присутствовали три обязательные раздела «О Вере», «О Надежде», «О Любви». Эта структура в дальнейшем сохранялась во всех редакциях, изданиях.
  • Оригинальное изложение материала. Митрополит сохранил исконную форму изложения материала в стиле «вопрос-ответ».
  • Переводы цитат Священного Писания. Автор использовал в книге последние, на тот момент, переводы используемых им цитат из Священного Писания. Некоторые фрагменты он переводил лично.
  • Выделение шрифтом. Положения которые, по мнению митрополита, были особенно важны выделялись в тексте катехизиса крупным шрифтом, что, конечно, заставляло читателя, обратить на них особое внимание.

В 1824 году увидели свет сразу четыре издания книги, которые были набраны как церковнославянским шрифтом, так и гражданским. На каждый шрифт приходилось по две книги.

В середине 1824 года впервые был издан «Краткий катехизис». Для кого же выпускалось это издание? Сокращённый вариант руководства был предназначен, прежде всего, для детей.

Впрочем, и среди взрослых было немало желающих читать именно такой вариант книги. Ведь для тех, кто почти не владел грамотой это издание было очень удобно.

В нём был собран текст, который в книге Филарета выделялся крупным шрифтом, то есть был наиболее важным.

После выпуска краткой версии руководства труд митрополита стал называться «Пространным».

Структура вероисповедной книги

Православный катехизис, который написал митрополит Филарет, начинается с раздела, рассказывающего читателю книги основные понятия вероучения.

Кроме того, в нём описывается то, как Русская Православная Церковь трактует понятие Божественного Откровения, а также рассказывается о Священном Писании.

Второй раздел состоит из трёх больших частей, каждая часть посвящена одной из основных христианских добродетелей – вере, надежде и любви.

Первая часть называется «О Вере». В этой части приведён подробный обзор Никео-Цареградского Символа именно в православии, а также рассказ о семи таинствах христианской религии.

Вторая часть носит название «О Надежде» и повествует об этом понятии в христианстве и разъясняет роль молитвы для верующего человека. В частности, подробно описывается возношение «Отче наш». Кроме того, в эту часть включено объяснение 10 заповедей блаженства.

Третья часть называется «О любви». Она рассказывает о десяти Божьих заповедях. Четыре из указанных заповедей высечены на первой скрижали и представляют собой заповеди о любви к Творцу. Шесть следующих являются законами о любви к ближнему.

Завершается вероисповедная книга главой «Употребление учения о вере и благочестии».

Изучая структуру издания нельзя не отметить, что тот, кто составлял его, сделал книгу удобной для изучения и восприятия. Текст написан в форме «вопрос-ответ». Кроме того, он логично переходит от введения в основы православия к объяснениям самой сути конфессии.

Спорное авторство Филарета

После публикации катехизиса Филарета среди православных богословов появились те, кто поставил под вопрос авторство митрополита. Это было связано с тем, что вероисповедная книга много раз кардинально редактировалась.

Кроме того, в составление вероисповедного документа внёс свою лепту обер-прокурор Священного Синода, являвшийся светским лицом.

Считается, что из-за этого факта в книге упомянуты не все символы веры, а также в ней присутствует описание влияние инославного богословия.

Есть мнение, что по указанным причинам катехизис Филарета не может считаться непоколебимой догмой православной веры.

Вероисповедная книга в современной РПЦ

Впервые идея о создании современного катехизиса была озвучена в 2008 году на Архиерейском Соборе.

Спустя год Священный Синод дал поручение Синодальной богословской комиссии, позже переименованной в Синодальную библейско-богословскую комиссию, сокращённо СББК, начать работу над современным катехизисом Русской Православной Церкви. Главой группы, занявшейся этой работой, стал митрополит Илларион (Алфеев).

К работе над текстом были привлечены ведущие богословы РПЦ, в том числе члены СББК, профессора духовных академий, а также специалисты богословской науки.

Важно

Первая версия указанного труда была закончена в январе 2016 года. 29 января 2016 года состоялось заседание полного состава СББК, где проект был единогласно принят. После этого книга была представлена членам Архиерейского Собора РПЦ, проходившего 2 и 3 февраля 2016 года.

Там было решено направить проект издания постоянным членам Священного Синода, а также первоиерарху Русской Зарубежной Православной Церкви, кроме того, ведущим духовным школам и руководителям учреждений при Священном Синоде, архиереям некоторых епархий для рецензирования.

На основании отзывов, полученных во время рецензирования, проект был обновлён, и в июле 2017 года новая версия катехизиса Русской Православной Церкви была вынесена на общецерковное обсуждение.

Структура современного вероисповедного издания выглядит следующим образом:

Предисловие

I. Основы православного вероучения

II. Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви

III. Основы православного нравственного учения

IV. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

V. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

VI. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию

Католический катехизис

Вероисповедный документ Римской Католической Церкви является логичным и понятным изложением католической веры.

Кто написал католический катехизис? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Книга была написана Комиссией Синода Епископов по решению того же Синода, который состоялся в 1985 году.

25 июня 1992 года издание было утверждено Папой Римским Иоанном Павлом II в его послании «Laetamur magnopere» .

Катехизис Католической церкви обнародовали 11 октября 1992 года посредством апостольской конституции, названной «Fidei depositum».

Книга написана на латыни и представляет собой 2865 статей, которые связаны между собой перекрёстными ссылками. Существуют переводы оригинального документа на разных языках, в том числе на русском. Это позволяет всем, кто исповедует католицизм либо интересуется этой конфессией, читать вероисповедный документ без услуг переводчиков.

В предисловии к изданию указано, что оно предназначается прежде всего для катехизаторов, то есть для людей, обучающих вере.

Структура документа состоит из четырёх основ, таких как:

  • Символ веры – исповедание веры, которая получена при крещении;
  • Заповеди о таинствах веры;
  • Заповеди о жизни в вере;
  • Отче наш – молитва верующего.

На титульном листе и обложке книги находится эмблема, которая представляет собой элемент надгробия христиан, обнаруженный в римских катакомбах Домитиллы и датируемый III веком.

Образ доброго пастыря, сидящего под деревом, с овцой у ног и держащего в руках свирель и жезл изначально был языческим. Но христиане позаимствовали этот образ, придав ему христианский смысл, и стали использовать как символ тех счастья и покоя, которые находит душа усопшего в вечной жизни.

Буквально образ показывает главный смысл книги:

  • добрый пастырь – Христос, ведущий за собой и охраняющий верующих в него;
  • овца – верующие католики;
  • жезл – власть Господа;
  • свирель – мелодичная симфония истины, которая влечёт людей к вере;
  • древо жизни, дающее отдых верующим – Креста искупивший грехи людей и открывающий ворота в рай.

Катехизис — это введение в христианские конфессии, такие как католицизм, православие и протестантизм.

Человек, который решил больше узнать о своей религии или просто интересуется этой темой, сможет почерпнуть ответы на все интересующие его вопросы о вероисповедании, если вдумчиво и внимательно прочтёт такую книгу. Ведь из священного текста давно известно – кто ищет, тот всегда найдёт.

Источник: https://pravoslavie.guru/literatura/chto-takoe-katehizis-pravoslavnoj-i-katolicheskoj-tserkvej.html

Катехизис – что это такое и чем отличается православное руководство от католического

В любой религии есть определенный сборник руководств, с помощью которого каждый человек, как служитель храма, так и прихожанин, может ознакомиться с тонкостями вероисповедания. В вопросе о христианстве роль данного пособия играет катехизис. Что это такое? Когда он появился в стенах церквей? Кто его придумал?

Трактуем термин

Опираясь на Википедию, скажем, что катехизис – это вероисповедный документ официального уровня в рамках какой-либо конфессии. Иными словами, это книга, в которой оглашены все правила по принятию религии и дальнейшей вере в Бога.

Обычно наставления и правила изложены в виде вопросов и ответов, которые чаще всего задают прихожане.

Совет

Определение катехизиса как таковое не является догматическим ни для одной христианской церкви.

Ни в католичестве, ни в протестантстве, ни в православии им не пользуются как четким наставлением по праведному пути, лишь используют как документ вспомогательный, который позволяет вновь прибывшим прихожанам и детям ознакомиться с азами веры, понять, что из себя представляет Бог и религия, и постичь простейшие истины, связанные с вероисповеданием.

История создания

Впервые о создании такого пособия в православном мире заговорили в первой половине 19 столетия. Именно в то время население, включая крепостных крестьян, стало более образованным, уже куда большее количество людей научилось читать. Это послужило причиной создания письменного религиозного руководства на тему веры, которое помогло бы каждому постичь таинство причастия.

Читайте также:  Церковь покрова богородицы в филях, москва

В основе православия на тот момент лежало два подобных документа – руководства митрополитов Платона и Петра Могилы. Однако власть и духовенство раскритиковали первый потому, что имел ярко выраженный протестантский настрой, а второй – из-за явной католической направленности.

Было принято решение создать новый подобный документ, который вместил бы в себя все истины, по которым православный народ проживал ранее, а также обратиться к греческим первоисточникам, в которых христианская догматика изложена в чистом виде.

Так что православный катехизис – это наставление, состоящее из «сливок» нашей религии. Создание сего документа было инициировано в 1822 году.

Год спустя митрополит Филарет (именно ему доверили написание столь важной книги) показал результат своей работы. Он получил название «Пространный катехизис» и состоял из трех частей: о Вере, о Надежде, о Любви.

В нем была также отображена структура «вопрос-ответ» и сохранены все догмы, взятые из греческих первоисточников.

Следует отметить, что в справочнике Филарета есть множество выделений текста жирным шрифтом. Митрополит сам выбирал важные моменты в работе и таким образом подчеркивал их.

Источник: https://religiya.guru/osnovy-religii/kto-napisal-katehizis-i-chto-eto-takoe.html

Катехизис – что это? Православный Катехизис. Католический Катехизис | Христианство на 4-women.ru

В любой религии существует издание, в котором прихожане могут найти ответы на распространенные богословские вопросы. В нем также содержатся положения по начальному образованию перед крещением. Называется такое издание «катехизис». Что это такое? Как появилось такое издание? Кто являлся составителем? Отличается ли католический катехизис от христианского? Об этом далее в статье.

Итак, катехизис – что это? Само определение имеет древне греческие корни. Затем слово перешло в латынь. Буквально определение означает «наставление», «поучение». Другими словами, катехизис представляет собой вероисповедный документ.

Его называют еще «огласительной книгой», содержащей основы по вероучению. Такое издание существует в рамках разных конфессий. Например, есть катехизис католической церкви. Как правило, информация содержится в издании в форме «вопрос-ответ».

Обратите внимание

Вообще, термин «катехизис» использовался не только в вероисповедании. Этим определением можно назвать любое глубокое руководство, составленное по примеру вероисповедного документа. Например, в 1869-м году был создан катехизис Нечаева.

В этом труде в противовес вероисповедному документу пропагандировалась программа по широкомасштабному террору, предполагавшему огромное число жертв, против «подлых тиранов народа».

Общие сведения

Основные положения, которые содержал первоначальный православный катехизис, разрабатывались в период с 1822 по 1823 год. Автором его являлся святитель Филарет (Дроздов). Издание было одобренного Синодом и опубликованного в 1823 году.

Этот катехизис Филарета был утвержден сначала в качестве руководства. Впоследствии труд подвергался значительной переработке. Корректировка и внесение исправлений осуществлялась автором, обер-прокурором и прочими членами Синода.

Этот труд постоянно дорабатывался и выдержал множество переизданий. Некоторые из теологов, среди которых такие личности, как митрополит Булгаков Макарий, позиционируют катехизис Филарета в качестве одной из «символических книг».

По мнению многих, труд святителя входит в число наиболее авторитетных источников догматического учения. Именно в нем наиболее полно изложены от лица церкви основные ее постулаты.

Спорные вопросы

Впрочем, некоторые из православных богословов оспаривают авторство митрополита Филарета. Но, несмотря на это, ими же признается значимость, которую имеет катехизис (что это такое, сказано выше) в истории РПЦ.

Это утверждение основывается на том, что, по мнению епископа Василия Кривошеина, основной вероисповедный документ подвергся кардинальному редактированию.

Из-за вмешательства обер-прокурора Священного Синода — светского лица — статус книги как незыблемого догматического памятника Вселенского православия тоже может быть подвергнут сомнению, так как катехизис Филарета Московского содержит не все символы веры и описывает влияние инославного богословия.

Проблематика роли вероисповедного документа в современной РПЦ

На начало 2014 года не издано ни одного «наставления», утвержденного под руководством одного из высших органов управления РПЦ, будь то Архиерейский Собор или Священный Синод. Выпуск катехизиса намечен на 2015 год.

Для протестантов и миафизитов при отсутствии официального вероисповедного документа РПЦ дает возможность рассматривать существующее издание, одобренное Синодом, лишь как руководство. Они считают, структурно рассматривая при этом катехизис, что это не догматический источник, которым должен являться труд, излагающий вероучение.

Интересно, что издание называют обычно христианским, а не православным. Это связано с тем, что в нем излагаются общехристианские постулаты для жителей Российской Империи. Оговаривается в нем и статус властных органов.

Например, Николай Первый являлся не только главой Русской Православной Церкви, но и покровителем и суперинтендантом своих лютеранских подданных и участвовал в избрании армянских патриархов. И, несмотря на неодобрение РПЦ катехизисов в качестве официальных и догматических источников, было принято решение разработки собственного руководства, которое излагало бы основные истины Православия.

Структура вероисповедного документа

Раздел, которым открывается православный катехизис, сообщает читателю об основных предварительных понятиях христианского вероучения. Здесь же показан взгляд на понятие Божественного Откровения со стороны РПЦ, рассказывается о Библии. Следующий раздел представляет собой три крупные части.

В их основе лежит перечисление основных христианских добродетелей: «О Любви», «О Вере» и «О Надежде». В части, посвящённой Вере, даётся детальный обзор Никео-Цареградского Символа в православном понимании, без филиокве. Он разделён на 12 элементов (членов) для более подробного рассмотрения.

За ними следует повествование о семи таинствах христианства. В разделе «О Надежде» рассматривается соответствующее понятие в христианской специфике и рассказывается о роли молитвы в жизни верующего. Подробно излагается структура возношения «Отче наш».

Для наглядности молитва разделена на призывание, 7 прошений и славословие в заключении. Раздел «О Надежде» также объясняет 10 заповедей блаженства.Часть «О любви» посвящена десяти заповедям Божьим. Четыре из них высеченны на первой скрижали. Они являются заповедями любви к Творцу.

Остальные шесть представляют собой законы любви к ближнему своему. Описание каждой заповеди сопровождается необходимыми для соблюдения предписаниями и описанием грехов, которые могут способствовать ее нарушению. В завершение вероисповедного документа указывается «Употребление учения о вере и благочестии».

Следует отметить, рассмотрев структурно катехизис, что это руководство составлено весьма удобно для изучения и понимания. Текст сформирован в виде вопросов и ответов. Так, сначала страждущий интересуется самой верой, содержанием и основной целью православия. Вероисповедный документ отвечает на поставленный вопрос.

Текст руководства подвергся намеренной архаизации. В книге содержится большое число церковнославянизмов. Например, оборот «в каком смысле» звучит в катехизисе как «в какой силе/разуме». Эта архаичность стала заметной уже в первой половине девятнадцатого века.

Коротко о создании единого руководства

Первая четверть девятнадцатого века ознаменовалась использованием достаточно большого числа катехизисов. Наиболее распространёнными в православной среде были руководства авторства митрополитов Петра Могилы и Платона.

Созданные под влиянием этих трудов, новые издания, как и их первоисточники, неоднократно подвергались критике со стороны церкви. В первом случае усматривался «католический» уклон. Во втором же критиковали за присутствие протестантских элементов.

Разрешением данной ситуации стало создание нового катехизиса. Кроме того, из-за осуществлённого в 1816 году нового перевода библейских книг на русский было принято решение о переносе соответствующих цитат из старых изданий руководства в новое.

При этом сохранялось соответствие с использовавшейся редакцией перевода. Разработка нового единого катехизиса была инициирована в 1822 году.

Авторство

Задача составления катехизиса была поставлена перед одним из самых образованных и профессиональных русских богословов – митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. Первое издание увидело свет в 1823 году. Катехизис был составлен по структуре, сохранённой впоследствии во всех изданиях и редакциях.

В нем присутствовали обязательные три раздела о Вере, Надежде и Любви. Автор сохранил и преподнесение материала в форме «вопрос-ответ». Приведённые из Священного писания цитаты давались в соответствии с переводом 1816 года, некоторые из фраз были переведены лично Филаретом.

Наиболее важные с точки зрения составителя положения руководства были выведены крупным шрифтом.

Новый документ

1823 год ознаменовался переизданием катехизиса. Труд был избавлен от замеченных в первой редакции ошибок. Позже, в 1824-м году, вышли еще четыре издания, набранные церковнославянским и гражданским шрифтом (по два издания на каждый тип начертания).

Сокращённый вариант вероисповедного документа увидел свет после середины 1824 года и получил название «Краткий Катехизис». Что это было за издание? Он предназначался в первую очередь для малограмотных лиц и детей. Руководство включало в себя текст, выделенный в основной редакции с помощью крупного шрифта.

Грифа «Изданный по Высочайшему повелению» в Кратком Катехизисе не было. Первоначальный Катехизис начал называться «Пространным».

Критика вероисповедного документа и ее результаты

Появление катехизисов попало в тот же временной период, когда активно критиковались переводы книг Священного Писания, осуществлённые Российским библейским Обществом.

Ряд консервативно настроенных государственных и высокопоставленных священнослужителей особенно остро подвергали критике деятельность РБО. Поддерживаемые А.А. Аракчеевым министр народного просвещения А.С.

Важно

Шишков и архимандрит Фотий активно заявляли о том, что русский язык недопустим в молитвословии и Священных текстах. Более того, его использование может послужить причиной появления разнообразных ересей. А.С.

Шишков, будучи сторонником идеи тождественности церковнославянского и русского языков, выступал в защиту своего мнения перед митрополитом Серафимом. По мнению Фотия, катехизис Дроздова и руководство Петра Могилы сопоставимы друг с другом так же, как «канавная вода» сравнима с «… доброй водой невской».

Расхождения с первоисточником

С инициативы А.С. Шишкова началось исследование катехизисов митрополита Филарета. Целью этой деятельности являлось выявление степени отклонения от первоисточника, которым было православное вероучение.

Основной упор сделан рецензентом на целесообразность использования в вероисповедном документе библейских цитат на русском. В этом вопросе его мнение совпадало с Фотием и А.С. Шишковым.

С другой стороны, замечания, касающиеся чисто богословского содержания катехизиса, не обладают достаточной силой аргументации.

Описание существенных недостатков руководства рецензент подкрепляет формой, содержащей в себе вопрос: «Какое лучшее учение о благочестии?» При этом следует и ответ: «Учение христианское». С формальной точки зрения рецензент подразумевает, что, помимо «лучшего», могут быть и просто «хорошие» учения о благочестии, будь то буддизм или ислам.

Запреты

Благодаря столь сильной развёрнутой против появления вероисповедного документа кампании в конце ноября 1824 года вступил в силу Указ Святого Синода. Он запретил печать и распространение катехизисов Филарета вплоть до особого распоряжения.

Причиной запрета была объявлена недопустимость переложения Молитвы Господней, Символа веры и 10 Заповедей на русский, названный «простонародным наречьем». В 1825 году был заново выпущен катехизис митрополита Платона. Надо сказать, что этот труд впервые вышел в 1786 году и выдержал семь изданий.

Последнее из них и позиционировалось в качестве противовеса труду Филарета. В платоновском руководстве было соблюдено приведение цитат из Библии на церковнославянском.

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/hristianstvo/katehizis-chto-eto-pravoslavnyi-katehizis-katolicheskii-katehizis.html

Что такое катехизис в православной церкви? – База ответов на любые вопросы

Всем известно, что главной книгой для православных христиан является Библия. Но многие из простых верующих, особенно те, кто вырос в атеистическом окружении, читая Библию, не могут найти ответ на все возникающие у них вопросы.

В Библии многие моменты православного христианского учения требуют длительного размышления, но откуда взять на это время обычному человеку, обременённому семьёй и вынужденному зарабатывать на хлеб насущный? Немало вопросов возникает и по поводу обычаев, появившихся уже после написания Евангелий, нередко людей волнуют проблемы православной морали и этики.

Не всегда у них есть возможность обратиться по этому поводу к священнику, но значительная часть из них отпадает после изучения катехизиса.

Что такое катехизис?

Древнегреческое слово «katechein» означает «наставлять, оглашать». Катехизис – это своеобразное наставление, посвящённое основам христианского вероучения и по мере возможности адаптированное для восприятия обычных, далёких от богословия людей.

Часто катехизисы пишутся для детей, чтобы дети в простой и понятной им форме могли узнать об основах христианской веры, морали и этики, но существуют и катехизисы для взрослых. Как правило, они пишутся в форме разговора: автор задаёт вопросы и отвечает на них.

Читайте также:  Молитва святому целителю пантелеймону о здравии и исцелении

Предшественники катехизисов, называемые поучениями, или гомилиями, появились в эпоху раннего Средневековья, когда католическая церковь столкнулась с необходимостью разъяснять большому количеству людей основы христианской веры. Интересно, что огромная часть тех, кому требовалось поучение, были монахами либо священниками, что не мешало им крайне мало понимать основы своего вероучения.

Поскольку католическая Библия и богослужебные тексты написаны на латыни, обычные люди и малограмотное низовое священство было попросту отрезано от их понимания. Катехизисы, написанные выдающимися теологами того времени, позволяли хотя бы в некоторой степени разогнать мрак невежества среди прихожан церкви.

Первая книга, вышедшая под названием и в формате катехизиса, т.е. вопросы и ответы на тему христианской веры, вышла в начале шестнадцатого столетия. Её автором стал протестантский священник А. Альтхамер. Вскоре его примеру последовали и католики.

Наиболее популярным в католической церкви стал катехизис, написанный в 1554 году иезуитом Петром Канизия, переиздававшийся более четырёхсот раз.

Последняя редакция книги, посвящённой принципам католического христианства, была издана при правлении папы Иоанна Павла II в 1992 году.

Аналогичную роль играл катехизис и в православии. До шестнадцатого столетия вероучительные наставления размещались в учебно-богослужебной литературе, вплоть до букварей.

Совет

Первую попытку издания славянского катехизиса совершил львовский монах, учитель братской школы Лаврентий Зизаний.

Его катехизис был практически полностью переведен с католического издания, поэтому через некоторое время по решению церковных властей книга была изъята из оборота, и практически все экземпляры были уничтожены.

Однако вскоре после этого был написан знаменитый труд православного митрополита Петра Могилы о православном вероисповедании, который фактически стал первым катехизисом православной церкви.

Сегодня Православная церковь использует катехизис, написанный митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) почти двести лет назад.

К сожалению, его текст за два столетия достаточно сильно устарел и воспринимается архаичным, поэтому Архиерейским собором в 2008 году было принято решение о написании нового катехизиса, который в большей мере соответствовал бы запросам современных верующих и был бы для них более понятен.

Над катехизисом работает не один человек, а целая группа священников и богословов, благодаря чему его содержание будет понятным и доступным, но в то же время охватит основные темы, по которым у верующих и неверующих, а особенно у неофитов, могут возникать вопросы.

Существуют ли катехизисы не христианской направленности?

Словом «катехизис» со временем стали обозначать не только определённый жанр христианской литературы, но и любое поучение или разъяснение, написанное в формате вопросов-ответов. Так, достаточно большой известностью пользуется катехизис анархиста-революционера, написанный в 1869 году П. Нечаевым.

В принципе, сегодня существует множество так называемых «катехизисов», рассказывающих о самых разных направлениях политической, художественной или иной деятельности, но далеко не все они заслуживают внимания, а некоторые, как, например, так называемый «Катехизис советского еврея», являются фальшивками.

К их содержанию следует подходить с той же степенью критического восприятия, как и к любому другому литературному или социально-политическому тексту.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-katexizis-v-pravoslavnoj-cerkvi/

Православный катехизис: настоящее – ОдигитриЯ

Мы продолжаем тему составления нового катехизиса Русской Православной Церкви и напоминаем, что в редакции «ПК» уже состоялись два круглых стола, посвященных историческим аспектам данной проблемы.

Сегодня мы переходим уже к современному положению дел и предлагаем к прочтению анализ некоторых выдержек из распространяемого в интернете предполагаемого проекта нового катехизиса Синодальной библейско-богословской комиссии, который, согласно определению Архиерейского собора, нуждается в «обсуждении на общецерковном уровне». 

О причинах, вызвавших необходимость составления нового катехизиса, неоднократно высказывался председатель Синодальной библейско-богословской комиссии (СББК) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) (см.: http:// sedmitza.ru /text /1178851. html, http:// nsad.ru /articles /arhierejskij- cobor- postavil- dedlajn- po- katehizisu).

Он утверждает, что «Пространный православный катехизис» святителя Филарета Московского, написанный около двухсот лет назад, устарел.

Обратите внимание

В качестве примера Владыка приводит цитату, в которой осуждаются дуэли, и на этом основании заключает, что якобы «ни редактирование, ни адаптация к современным условиям не сможет сделать» труд святого «актуальным и доступным для современного человека».

Однако такое объяснение больше похоже на попытку завуалировать цель рассматриваемой инициативы. Катехизис – это краткое и точное изложение основных истин Православной веры, которая изменению не подлежит, ибо Господь вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).

К тому же пункт о дуэлях не следует выдергивать из общего контекста повествования святителя Филарета о страшном грехе самоубийства. Да и другое упомянутое владыкой Иларионом «неактуальное» положение – про монархию – для верующих, чающих возрождения нашего Отечества, напротив, крайне злободневно. Правда, в одном интервью (см.:http://nsad.

ru/articles/katehizis-vozvrashhaetsya) митрополит попытался отклонить подозрения в непочтительном отношении к сему святоотеческому труду, заявив, что «не катехизис устарел (он, как и догматы Церкви, устареть не может), а общество и сознание людей изменилось».

Однако и эти слова не убеждают: «Не веру приспособляйте к своей жизни, а жизнь приспособляйте к вере», – наставлял недавно прославленный истинный архиерей Божий святитель Серафим (Соболев).

Исходя из сложившейся в Церкви ситуации, когда подавляющее большинство архиереев поддерживают или молча соглашаются с ересью экуменизма, полагаем, что цель таких новаций – размыть в сознании нынешнего поколения священнослужителей строгие границы Православной веры, начертанные филаретовским катехизисом. Эти надежные ориентиры, очевидно, препятствуют распространению новой теологической доктрины, принятой в наши дни практически во всех духовных школах.

Чтобы не быть голословными, приведем примеры сомнительных формулировок в тексте катехизиса СББК.

Так, в части второй «Церковь и ее богослужение», в первом параграфе первой главы «Учение о Церкви», разъясняется понятие «Церковь».

Сначала приводится четкое определение из катехизиса святителя Филарета: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами».

Важно

Но затем оно дополняется положением «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»:«Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый.

В ней „все небесное и земное“ должно быть соединено во Христе, ибо Он – Глава „Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем“ (Еф 1, 22–23). В Церкви действием Святаго Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке».

Сравним эти две цитаты. Первая – образец конкретики, вторая – пример смысловой размытости, оставляющей многочисленные лазейки для самых широких толкований. Формулировка святителя – православные христиане – подменяется неким «собранием верующих во Христа», – и, к сожалению, сомневаться не приходится, что эта неясность здесь вносится преднамеренно.

Далее, в параграфе шестом «Всеобщий суд» читаем: «Церковь верует, что на Страшный суд предстанут все без исключения люди – и христиане, и язычники, и неверующие. В апостольских Посланиях содержится мысль о том, что суд начнется с верующих во Христа.

По словам апостола Петра, „время начаться суду с дома Божия“ (1 Петр. 4, 17), т. е. с Христианской Церкви. Нехристиане, по учению апостола Павла, будут судимы в соответствии с законом совести, написанным в их сердцах (см.: Рим. 2, 14–15), т. е.

в соответствии с естественным нравственным законом».

Здесь смысл слов апостола искажен. Может показаться, будто утверждая, что крещеные станут судиться по Закону Божию, а язычники – по закону совести, святой Павел учил о спасении язычников – некрещеных. Т. е.

что по итогам суда язычники, творившие добрые дела, якобы могут войти в Царствие Небесное вместе с праведниками и покаявшимися грешниками­христианами.

Однако это ложное, превратное, нецерковное понимание Священного Писания или, правильнее сказать, лжеучение.

Совет

В подкрепление такого мнения нередко даются ссылки еще и на апостола Петра: Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 35); а также приводятся другие слова апостола Павла: Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во­первых, Иудею, потом и Еллину (Рим. 2, 10).

Но жизнь святых апостолов ясно опровергает модернистское толкование их наставлений. Ученики Христовы отказались от иудаизма и обличали эллинское безумие, все свои силы полагая на устроение Церкви Божией – этого единственно спасительного новозаветного ковчега.

Ради благовестия и приобщения к Христианской Церкви как можно большего числа людей они претерпели многие страдания и лишения, а в конце своего подвига почти все, кроме святого Иоанна Богослова, приняли мученическую смерть. Т. е.

апостолы пострадали именно ради упразднения язычества!

Поэтому в другом месте тот же святой Петр наставляет: Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 11–12), кроме имени Господа нашего Иисуса Христа. Он же говорит: О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Там же. 10, 43).

Но не противоречат ли эти слова предыдущим? Вот как с присущей ему глубиной мысли и рассудительностью разрешает это недоумение великий русский святой преподобный Иосиф Волоцкий: «Если „во всяком народе боящийся Бога приятен Ему“, то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, – но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: „Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам“? И еще сказал Господь Иисус Христос: „Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет“. И еще Господь говорит: „Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие“. Почему, в таком случае, „во всяком народе боящийся Бога приятен Ему“? Ни у каких народов нет рождения от воды и Духа, но у иудеев – обрезание, у язычников – обеты идолам; почему же „во всяком народе боящийся Бога приятен Ему“?

Великий апостол Петр сказал: „Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему“ о праведниках, живших прежде Воплощения Христа, Его Распятия и Воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после Воплощения Христа, Его Распятия и Воскресения „нет другого имени под небом , которым надлежало бы нам спастись“, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святаго Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу. Как мы сказали, апостол Петр говорил о праведниках, живших прежде Воплощения, Распятия и Воскресения Христа. Поскольку иудеи запрещали апостолам крестить необрезанных, Петр, просвещенный видением полотна, сходящего с Неба, сказал, что „боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему“, – но до Воплощения Христа человек был приятен Ему благодаря страху Божиему и праведной жизни, теперь же всякий боящийся Бога и поступающий по правде приятен Богу лишь после Крещения».

Процитированный «Просветитель» преподобного Иосифа нередко называют первым русским катехизическим трудом, и этот отрывок, как свидетельство присно живой святоотеческой истины учения Христова, которая не может устареть, подтверждает справедливость такого определения.

Посмотрим также святоотеческие толкования на беседу Господню с праведным Никодимом, в которой было сказано о рождении от воды и Духа как непременном условии спасения.

Преподобный Иоанн Дамаскин в «Беседе сарацина с христианином» объясняет данный текст следующим образом: «Противник же [спрашивает]: „А до Христа было Крещение? Ведь Иеремия рождается прежде Христа“.

Читайте также:  Что можно готовить и есть в седьмую неделю великого поста

Христианин: „Было, по свидетельству святого апостола, говорящего, что одни крестились в облако, другие в море (см.: 1 Кор. 10, 1). И Господь говорит в Евангелиях: ‘Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное’ (Ин. 3, 5).

Обратите внимание

Так что Авраам и Исаак, и Иаков, и остальные святые прежде Христа, входя в Царствие Небесное, прежде крестились, потому что, согласно свидетельству Христа, если бы не крестились, не спаслись бы. Свидетельствует же и Дух Святый, говоря: Отчуждены грешники от утробы (см.: Пс. 57, 4), т. е.

от Крещения. Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и спасаемые Крещением спасены и спасаются по благодати Божией“».

Таким образом, в конце времен, во время Второго пришествия Господня, язычники нашей эры, не принявшие Крещения, без суда пойдут в ад, т. е. не спасутся.

Самое отрадное место для них – то, где не будет ни радости, ни мучения.

По слову святителя Григория Богослова, они «не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда».

Таково учение всех Святых Отцов, как древних, так и современных. «Спросили Господа иудеи: „Что сотворим, да делаем дела Божия?“, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), отвечая на вопрос о спасении вне Церкви. – Господь отвечал им: „Се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он“ (Ин. 6, 28–29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; но вера – дело.

Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им Таинств. Напрасно, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т. е. вступят в общение с Богом! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и Ветхозаветной, и Новозаветной.

Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад.

Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане за то, что они кажутся Вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю Вам, средством, – верою в Искупителя? Христиане! Познайте Христа! Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие­то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства».

Священник Михаил НОВИКОВ

Источник: Газета “Православный Крест”

Источник: https://www.odigitria.by/2016/06/07/pravoslavnyj-katexizis-nastoyashhee/

Православный Апологет – Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

Киприан Шахбазян

22 июля 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала окончательный проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви для общецерковного обсуждения.

Рассмотрим, каков предполагается статус нового Катехизиса, и в каком отношении к предыдущим Катехизисам он мыслится авторами.

Авторы нового Катехизиса сообщают:

Несколько далее они делают еще одно важное замечание:

Сказанное вызывает ряд вопросов:

1) Почему из ряда принципиальных отличий названо только одно?

2) Что означает выражение «продукт соборного разума Церкви»?

3) Насколько состоятельно утверждение, что только «настоящий Катехизис — продукт соборного разума Церкви», в отличие от остальных?

Важно

4) Что такое «Древняя Церковь», соответствие с учением которой является критерием авторитетности вероучительного сочинения?

Попробуем ответить.

1) Возможно, авторы действительно сознают, что новый Катехизис имеет целый ряд принципиальных отличий, однако не хотят их поименовать открыто.

2) Пояснением к выражению «продукт соборного разума Церкви» — самому по себе невнятному и нуждающемуся в разъяснении — служит указание на то, что «в создании, рецензировании и обсуждении текста принимали участие десятки специалистов в разных областях богословия». Однако это весьма странное пояснение.

Почему продукт труда «десятков специалистов» оказывается «продуктом соборного разума Церкви»? Это отождествление коллективного разума специалистов соборному разуму Церкви — неслыханное новшество, не имеющее прецедентов в истории Церкви! Кроме того, это еще и свидетельство излишней самоуверенности неких «десятков специалистов», возомнивших себя голосом Церкви.

Приходится только надеяться, что мутное выражение авторов имеет (хотя бы отчасти) в виду не только работу коллектива специалистов, но и Соборы как «органы Духа»[1].

3) Взглянем, однако, насколько в этом (неявном) смысле текст «десятков специалистов» сопоставим с текстами, с которыми их текст имеет принципиальные отличия.

Вот слова митр. Макария (Булгакова) о двух «исповеданиях православной веры, в руководство всем православным», имеющих общее для всей «Церкви восточной-православной» значение, содержащие краткую справку для представления о том, каков статус этих текстов:

Очевидно, что если уж пользоваться выражением «продукт соборного разума Церкви» в смысле соборного утверждения и всеобщего согласия, то его следует скорее отнести к этимтекстам.

Что касается Пространного катехизиса свт. Филарета, то достаточно ознакомиться со статьей д.б. проф. КазДА Пономарева П.П.

[5] в XII томе Богословской энциклопедии[6], чтобы понять, какая громадная работа была проделана над текстом его, какое количество критических замечаний было учтено, и серьезнейших изменений — внесено.

Автор показывает, что работа над редакцией текста Пространного катехизиса, который «имеет три главные фазиса в своей исторической судьбе вплоть до образования той его редакции, в какой он употребляется по настоящее время»[7], длилась с первой публикации 1823-го до публикации 1839-го года.

То есть почти 20 лет! И все это время велась (и публичная также) дискуссия. Одним из важнейших результатов стало установление явного, вплоть до прямых цитат, преемства Пространного катехизиса с  Православным исповеданием и Посланием патриархов[8]. Не менее важным является то, что, по словам проф.

Пономарева, «Катехизис первой и второй группы в определении некоторых предметов вероучения, впоследствии сформулированных иначе, является безразличным в своем изложении: с определениями, которые в одинаковой степени может разделять и православный и лютеранин, в роде определения, что церковь есть “соединенное множество верующих, следовательно — с определениями, где изложение православия не идет рядом с заметным отвержением инославных исповеданий. Катехизис последней, третьей группы является, напротив, конфессиональным, где изложение православия сопровождается, в потребных случаях, выпуклым отвержением лжеучений то лютеранства, то римско-католичества»[9].

Совет

Увы, именно это, кажется, вызывает укоризну у авторов нового Катехизиса. То правда, что «православные вероучительные документы этого периода главным образом имели полемический характер и были направлены против католических или протестантских вероучительных положений».

Однако было ли когда иначе? Отцы упомянутого нами VI Вселенского собора полагают, что все Соборы собираются для опровержения ересей, как пять прежде бывших, так и VI Собор[10]. Всем известно, что и VII Вселенский собор не стал исключением. Это правило не относится лишь ко Вселенским соборам.

 Все перечисленные авторами нового Катехизиса определения, «имеющие высокий авторитет в православной традиции», которые были «выработаны Церковью уже после Вселенских Соборов» (С.

22), вырабатывались в полемике с еретиками, а не из любви к праздному «богословствованию». То же следует сказать и о «Точном изложении православной веры» прп. Иоанна Дамаскина, и трудах других свв. отцов.

Церковь никогда не была «безразличной в своем изложении», всегда была открыто и бескомпромиссно конфессиональна, всегда сопровождала изложение православия «выпуклым отвержением лжеучений».

А вот «десятки специалистов в разных областях богословия» создали нечто новое.

 Их«Катехизис не имеет полемической направленности», и в его тексте «в некоторых его разделах»  лишь толерантно «упоминаются наиболее существенные расхождения между православным учением по отдельным вопросам и пониманием тех же вопросов в католической и протестантской традициях» (С. 9).

4) Возникает впечатление, что нами может быть найдено определение термина «Древняя Церковь» (найдено — в смысле догадки, так как данный термин в тексте нового Катехизисане имеет определения, и читатель вынужден сам искать критерии соответствия учению «Древней Церкви»). Коль скоро все прежде бывшие вероучительные определения не чужды полемической направленности, то временные границы «Древней Церкви» приходится прочертить, предположительно, до I Вселенского собора[11].

По-видимому, только этот новый Катехизис, на взгляд авторов, обладает абсолютным авторитетом, так как все остальные вероучительные тексты (включая и определения Вселенских соборов) могут вызывать подозрение, хотя бы методологически, как имеющие полемическую направленность.

Вот теперь, пожалуй, мы сможем более точно ответить на первый вопрос.

 Новый Катехизиспринципиально отличается от прежде бывших не только тем, что является лишь продуктом коллективного разума специалистов, но и тем, что прерывает традицию установления критерия истинности вероучения в соответствии определяемому церковными соборами преемственному учению Церкви во все время ее существования, заменяя эту традицию бесплодными поисками соответствия учению неведомой «Древней Церкви». Новый Катехизис ставит при этом под сомнение и традицию уточнения вероучительных формулировок в ответ на искажения вероучения, для отвержения лжеучений.

Можно было бы сказать, что даже одобренный Архиерейским собором новый Катехизисбудет обладать авторитетом в той только мере, в которой он соответствует вероучению Церкви, изложенному в том числе и в названных Символических книгах.

Однако мы не имеем права ограничиться этим утверждением, соответствующим скорее духу не имеющего полемической направленности нового Катехизиса, но не вероучительных сочинений Церкви.

 Новый Катехизис тонко игнорирует принцип  оценки вероучительного определения как «согласие/противоречие», подменяя его принципом «соответствия/несоответствия», создавая иллюзию, будто несоответствие вероучительным определениям не означает противоречия, и, во всяком случае, всего лишь лишает текст части авторитета.

С этим нельзя согласиться.

Обратите внимание

Нам следует сказать, что, если новый Катехизис противоречит (не соответствует) вероучительным определениям XVII–XIX веков, то он должен быть признан искажающим вероучение Церкви и отвергнут Архиерейским собором, как исповедующий лжеучение.

http://blagogon.ru/digest/797/

[1] Выражение отцов VI Вселенского собора. См.: Деяния Вселенских соборов. Т. IV. СПб., 1996. С. 233.

[2] «Мы нашли, говорят они, что книга сия во всём согласуется с догматами Христовой Церкви и священными канонами, и нет в ней ничего противного Церкви, — и общим мнением Синода определяем: всякому благочестивому и православному Христианину, члену восточной Апостольской Церкви, читать сию книгу и не отвергать оной» (См. грамат. Парфения, печат. при Правосл. Исповедании).

Подобный отзыв сделал впоследствии и Нектарий, Патриарх Иерусалимский: «в книге сей содержится хотя кратко, но не менее того ясно истинное ученье, как то самое название её показывает тебе; поелику она называется — Православное исповедание, т. е. Греков, исповедание правое и чистое, не имеющее в себе ни малейшей примеси от новизн каких-нибудь других исповеданий» (См. Граматику Нектария там же).

— Прим. митр. Макария.

[3] «Его приняла и приемлет вообще вся восточная Церковь», — засвидетельствовал Иерусалимский Собор пастырей, бывший в 1672 году под председательством Иерусалимского Патриарха Досифея. То же засвидетельствовали и Константинопольский Патриарх Дионисий, современный, и новый Собор восточных пастырей, бывший в 1691 году. — Прим. митр. Макария.

[4] Введение в православное богословие д.б. Макария, архиепископа Харьковского и Ахтырского. Минск-Москва, 2000. С. 505.

[5] Проф. Петр Петрович Пономарев — автор блестящего, по сей день не только не превзойденного, но даже и недостаточно оцененного исследования Священное Предание как источник христианского ведения (Казань, 1908).

[6] Богословская энциклопедия. СПб, 1911. K. 22–32. Нелишним, кстати, будет и ознакомление со всей статьей проф. Пономарева, где прежде излагается история создания и церковной рецепции Православного исповедания и Послания патриархов (К. 1-22).

[7] Там же. К. 22–23.

[8] Там же. К. 25–28.

[9] Там же. К. 29

[10] Цит. изд. С. 232–233.

[11] Разумеется, это очень условная граница, ибо Церковь и до эпохи Вселенских соборов не стеснялась формулировать вероучение в ответ на ереси.

Источник: https://apologet.spb.ru/ru/3050.html

Ссылка на основную публикацию