Исаакиевский собор в городе санкт-петербург

Исаакиевский собор в Петербурге – жемчужина российского зодчества

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – православный храм с многовековой историей, «жемчужина» мировой и отечественной архитектуры. Посвящен святому Исаакию Далматскому. Исаакиевский собор, фото которого представлены на нашем сайте, является одним из символов Петербурга. Его золоченный купол и высокий барабан видны еще с Финского залива.

Исаакиевский собор. История создания

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге насчитывает более 300 лет. Над ним трудилось множество именитых архитекторов, живописцев, инженеров, скульпторов, ломщиков гранита и камнерезов.

Исаакиевский собор в Петербурге: начало

В XVII веке берега Невы подвергались частым подтоплениям и не подходили для заселения. Но молодой Петербург должен был расти, поэтому Петр I распорядился возвести здесь Адмиралтейство – центральную верфь страны.

Ее строительством занималось более 10 тысяч человек, которым требовались место для обращения к Богу. Но храмов, куда могли бы ходить люди, рядом не было. В конце 1706 года Петр I приказал найти помещение и переоборудовать его под церковь. Выбор пал на большой амбар, расположенный с западной стороны Адмиралтейства.

Первая Исаакиевская церковь создавалась под руководством графа Апраскина Ф. М., а проектирование шпиля занимался архитектор Х. ван Болес. Храм получился одноэтажным, с небольшой колокольней. Высота Исаакиевского собора была 4-4,5 м. Крыша покрыта восково-битумной водонепроницаемой смесью, которую использовали для пропитки днищ кораблей.

Обратите внимание

Создание храма заняло всего 3 месяца. Освятили его в мае 1707 года именем святого Исаакия Далматского, которого Петр I считал своим покровителем. Государь придавал Исаакиевской церкви большое значение.

В 1712 году здесь произошло его венчание с Екатериной Алексеевной, а в 1723 году царь издал указ, согласно которому моряки должны были присягать только в Исакиевом храме.

Церковь прослужила городу больше 10 лет и была разобрана, когда стало ясно, что она очень мала для развивающегося Петербурга.

Вторая Исаакиевская церковь в Петербурге

Второй Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был построен в 90 метрах к западу от Адмиралтейства по чертежам архитектора Г. И. Маттарнови. Официальная закладка первого камня произошла в августе 1717 года. Храм высотой несколько десятков метров имел куранты, шпиль и небольшой центральный купол.

Архитектор Исаакиевского собора Маттарнови умер в 1719 году, и работы возглавил Н. Ф. Гербель. Через 3 года храм подвели под крышу, а еще через пару лет закончили сооружение купола и двух ярусов колокольни. С этого времени в соборе начали проводить службы. Куранты, шпиль и третий колокольный ярус доделали через 8 лет.

Ширина церкви составляла 17,5 м, высота колокольни – 24 м, сечение стен – 1,5 м. Главной «изюминкой» интерьера являлся золоченый резной иконостас, выполненный из дерева по эскизу И. П. Зарудного.

К сожалению, строительство Исаакиевского собора происходило в неудачном месте. Неукрепленный прибрежный грунт периодически подмывался водами Невы, что вызывало неравномерную осадку и трещины.

В мае 1735 года в церковь попала молния, вызвавшая сильный пожар. В процессе ремонтных работ стало ясно, что даже после восстановления храм будет разрушаться из-за постоянной осадки грунта.

Собор решили демонтировать, а новый построить подальше от реки.

Третий Исаакиевский собор в Петербурге

Возведение третьего храма началось при Екатерине II. В 1762 году Петербург должна была украсить новая Исаакиевская площадь, а в ее центре возведен собор. Такое предложение вынес архитектор С. И. Чевакинский.

После его отставки, строительные работы поручили архитектору А. Ринальди. Закладка здания состоялась в 1768 году, на том месте, где и сегодня находится Исакий храм. Это событие было отмечено выпуском специальной медали.

Новый собор задумывался ярким и пышным. Ринальди планировал создать изящное строение с пятью расписными куполами, высокой трехуровневой колокольней и великолепной мраморной облицовкой. Однако к моменту кончины Екатерины II (1796 г.) Исакий собор в Санкт-Петербурге, фото и эскизы которого были представлены императрице, построили лишь наполовину.

Важно

Взошедший на престол Павел I приказал изъять неиспользованный мрамор, а Исаакиевский собор (Википедия это подтверждает) достроить кирпичом. Столь кардинальное решение было вызвано приближающимся юбилеем Петербурга. В результате была уменьшена колокольня, пять легких куполов заменены на один массивный, а мраморная облицовка выполнена лишь до карнизов.

Получившееся приземистое сооружение не соответствовало парадному виду центра Петербурга. С потолка падала штукатурка, а над роскошным мрамором высились несуразные кирпичные стены. Собор был освящен в мае 1802 года, но уже через 7 лет правительство и Синод задумались о его перестройке.

Современный Исаакиевский собор

Конкурс на лучший эскиз нового храма Петербурга был объявлен в 1809 году. Личным пожеланием Александра I стало обязательное использование алтарной части старой церкви. Разработкой первых проектов занимались многие именитые архитекторы, но их предложения были отвергнуты императором, так как все они не планировали использовать уже имеющееся сооружение.

После завершения войны с Бонапартом был организован Комитет по строительным работам, который должен был придать Петербургу представительный облик. В его состав вошли инженеры А. Бетанкур (руководитель), М. Г. Дестрем, П. П.

Базен, архитекторы А. А. Модюи, К. И. Росси, А. А. Михайлов и т.д.  По распоряжению императора они должны были выбрать зодчего, способного разработать проект нового Исаакиевского собора. Им стал недавно приехавший в Россию архитектор О.

Монферран.

Также, как и других, его очень затрудняло требование об обязательном сохранении трех освященных алтарей предыдущего храма. Архитектор предложил императору 24 проекта, среди которых Александр I выбрал пятиглавый собор в классическом стиле.

Торжественная закладка первого камня произошла в 1818 году. Сразу после этого выяснилось, что проект Монферрана невозможно реализовать в чистом виде. Мастер собирался сохранить старые пилоны, но их усадка не соответствовала усадке новых. Архитектору пришлось исправить проект и оставить от церкви Ринальди лишь ее восточный алтарь.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге строился в несколько этапов.

Этап I

1818-1827 гг. – демонтаж старого храма и сооружение нового фундамента. Основание собора содержит 10762 сваи, вбивание которых заняло 5 лет. Сегодня такие работы не вызвали бы затруднений, но в XIX веке они произвели на жителей Петербурга неизгладимое впечатление.

Этап II

1828-1830 гг. – монтаж колонны четырех портиков. Сначала Монферран собирался установить лишь два портика, но император настоял на возведении всех четырех. По мнению Александра I они придавали храму большую торжественность и монументальность.

Колонны Исаакиевского собора созданы из гранита, добытого в каменоломнях Финского залива. Доставка камня осуществлялась по специально проложенным рельсам. Монтаж первой колонны был произведен 20 марта 1828 года и стал значимым событием для Петербурга. Под основание 17-метровой конструкции массой 114 тонн заложили свинцовую коробочку с платиновой медалью, на которой изображен Александр I.

Этап III

1830-1836 гг. – установка стен и верхних пилонов. 1837-1841 гг. – сооружение барабана куполов, сводов и четырех колоколен. Особое восхищение вызывает колоннада Исаакиевского собора, состоящая из 24-х элементов, каждый из которых весит 64 тонны.

Архитектор Исаакиевского собора в Петербурге, О. Монферран, предложил сделать главный купол металлическим, значительно сократив вес сооружения. Конструкция состоит из трех частей.

Совет

Внутренний свод оббит досками, пропитанным смолой войлоком и покрыт штукатуркой. Опирается на колоннаду. Расписан художником К. П. Брюлловым. Второе перекрытие поддерживает фонарик собора, оформлено в голубом цвете с бронзовыми звездами и лучами.

Третий свод оббит позолоченными железными листами, на которые ушло больше 100 кг золота.

Этап IV

В 1839 году Исаакиевский собор в Питере увенчали крестом. 1841-1858 гг. – оформлялись внутренние убранства.  30 мая 1858 года, в день Исаакия Далматского, состоялось освещение собора. В честь этого события государь Александр II учредил специальную медаль.

Кто построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге?

Помимо О. Монферрана, в создании Исаакиевского собора участвовали архитекторы Н. Е. Ефимов, А. П. Брюллов, А. И. Кракау, А. И. Штакеншнейдер, И. А. Монигетти и другие. Для них эта работа стала университетом настоящего строительно-архитектурного дела. Возведение храма считается практической школой российского зодчества с испытанием новых материалов, конструкций, строительных методов.

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге кратко

После открытия, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, фото которого свидетельствуют о его небывалой красоте, находился на государственном бюджете. Его содержание ежегодно требовало огромных сумм. Штат служащих при храме был самым многочисленным в Петербурге среди других: к примеру, в нем состояло 16 звонарей, работавших в разные смены.

В соборе крестили членов императорской семьи, храм являлся центром городских празднеств. Тем не менее, с него долго не снимали строительные леса. Официальная версия гласила, что храм требует периодического ремонта. Но по городу ходили слухи, что, если леса убрать, то дому Романовых придет конец.

В 1920 году из Исаакиевского собора была вывезена масса драгоценных металлов, камней, икон. В 1928 году храм был передан Главнауке, с него сняли колокола, в юго-западную колокольню добавили шахту лифта. В 1931 году в нем открыли музей, установили и запустили маятник Фуко в Исаакиевском соборе, как триумф науки над религией.

Фасад храма практически не пострадал во время бомбежек блокадного Ленинграда, но его интерьеру был нанесен немалый ущерб. Собор не отапливался зимой и промерз настолько, что внутренние колонны покрылись инеем. Весной по стенам потекла вода, испортившая множество картин и гравюр.

После реконструкции Исаакиевский собор открыли в 1963 году, но верующим его вернули лишь в конце XX века. Маятник Фуко был заменен на серебряного голубя. Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге составляет 101,5 метров. Сегодня это один из самых привлекательных музеев для туристов.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/isaakievskiy-sobor-v-peterburge-zhem/

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – купол собора и колоннада, экскурсии в храм и на смотровую площадку

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Исаакиевского собора

Фото Исаакиевского собора

Фото с колоннады Исаакиевского собора

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире.

Обратите внимание

По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и  Святой Марии во Флоренции. Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 12000 человек.

До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.

История строительства Исаакиевского собора

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году,  было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство  было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году.  Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора Монферрана предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены сохранялись.

Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.

Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.

Колокольня и купол  Исаакиевского собора

Исаакиевский собор, как и практически все православные храмы, пятиглавый. Главный купол состоит из трех частей: нижней, средней и наружной.

Диаметр наружного купола – 25 метров, внутреннего – 22,15 метра. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн.

Впервые в строительной практике колонны такого размера были подняты на высоту более 40 метров.

Важно

На позолоту главного купола и  куполов пяти колоколен ушло в общей сложности около 100 килограмм червонного золота. Все конструкции купола выполнены из металла. Венчает его фонарик с греческим золотым крестом.

Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам основного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. В 1848 году на северо-западной колокольне собора установлен главный колокол весом около 30 тонн, украшенный изображениями государей России.

Наружное убранство храма

При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, – серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма.

Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами. С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона – «Воскресение Христа». На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе – «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия».

Автор горельефов – скульптор К.П. Витали.

Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива.

Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью. Установка монолитных колонн выполнялась до возведения стен Исаакиевского собора.

Для их сооружения применялись огромные гранитные блоки, которые привозили на специальных судах. Огромные колонны были установлены к 1830 году.

Внутреннее убранство храма

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием.

Читайте также:  Устав русской православной церкви

Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина.

Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

Совет

Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали,  С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В.

Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней – порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора.

Колонны иконостаса храма облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.

В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь – святому благоверному князю Александру Невского.

Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».

В храме установлен маятник Фуко, показывающий нам, что земля вертится.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Но его желание не было исполнено Александром II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По одной из легенд многие ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь четыре раза в год совершаются церковные службы.

В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда  высоты 43 метра можно увидеть панораму города.

Обратите внимание

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, купол которого виден ещё с Финского залива, является одним из символов Северной столицы. Храм является одним из шедевров мировой архитектуры.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_451.htm

Исаакиевский собор в Санкт Петербурге

Данный собор уже более 150 лет является визитной карточкой Санкт-Петербурга. Он известен своей красотой и размером. Его считают визиткой города. Известен он стал не только благодаря таким фактам, но и тем, что его приходилось строить четыре раза.

На сегодняшний день Исаакиевский собор известен как одно из высочайших купольных зданий мира, а также он самый крупный православный храм Санкт-Петербурга. Многие посещают его не только как памятник православия.

Часто туристы осматривают вид на Питер с Исаакиевского собора.

История воздвижения

Начало истории его возникновения тянется еще в далекий 1710 год. Тогда была построена деревянная церковь на честь Исаака Далматского. День памяти данного святого припадает как раз на день рождения Петра Великого. В 1712 году в нем венчался Петр со своей второй женой Екатериной Алексеевной. Со временем была построена каменная церковь.

Третий храм закончили строить после 50-60 годов 18 века. Как только стройка закончилась, то сразу стало ясно, что он нарушал парадную застройку центра города. Именно тогда император Александр 1 издал указ о проведении конкурса о на лучший вариант перестройки данного храма. Спустя практически десятилетие был одобрен проект француза О. Монферрана. С того времени закипела работа.

Построение нового четвертого храма

Строительство продлилось около 40 лет. Оно забрало большое количество материалов и усилий. Результат, который получился в конце поразил всех и превзошел все ожидания. Квадратная форма собора подчеркивает его монументальность. При сооружении данного храма было использовано около 43 разновидностей минералов.

По всему периметру размещаются восьмиколонные портики с барельефами и статуями. Над громадой собора находится золоченный купол на барабане, который окружен колоннами из гранита. Купол вылит из метала, а вот на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.

Также среди отделочных камней использовали:

  • порфиру,
  • яшму,
  • мрамор,
  • гранит.

Над внутренним убранством храма работали известные архитекторы и художники. Среди них такие известные люди как:

  • Карл Брюллов,
  • Василий Шебуев,
  • Иван Витали,
  • Федор Бруни и многие прочие скульпторы и архитекторы.

По замыслу архитектора в соборе одновременно может находится около 7000 человек. Но в действительности численность может достигать 12000. Высота храма достигает 101,5 м. После революции храм разорили. Из него вынесли золото и серебро. В 1928 году проведение служб прекратилось и в данном помещении обосновался антирелигиозный собор в стране.

Святыни

Во время Великой Отечественной войны в подвалах хранили произведения искусства. Чтобы уберечь храм от разрушения, купол покрасили в серый цвет. Но артобстрелов избежать не удалось. На стенах и потолке можно было увидеть следы. Легенда гласит, что по самому куполу не стреляли, а просто использовали его как ориентир на местности.

Кроме росписи на куполе и стенах храм украшали и прочие святыни:

В 1948 году храму был присвоен музейный статус. С 1990 года было возрождено проведение служб по праздникам и воскресеньям. Эта традиция жива и по сегодняшний день.

Как доехать до собора

Точный адрес Исаакиевского собора в Санкт Петербурге понадобится тем, кто будет добираться своим ходом или использовать навигатор. Храм размещен: г. Санкт Петербург, Исаакиевская площадь 4.

Многие посетители задают вопрос о том, как добраться до Исаакиевского собора Санкт Петербурга. Большинство совмещает посещение собора с просмотром таких достопримечательностей как Медный всадник, Невский проспект и Дворцовая площадь.

Если же Вы решите самостоятельно добраться до Исаакиевского собора то есть несколько способов:

  1. Станция метро «Адмиралтейская». Она располагается на перекрестке Кирпичного переулка и Малой Морской. Вам необходимо пройти 2 квартала налево по Малой Морской и Вы упретесь в Исаакиевскую площадь с собором.
  2. Такие станции как «Садовая», «Сенная», «Спасская» выходят на Сенную площадь. От нее Вам необходимо пройти по переулку Гривцова до набережной реки Мойка. Далее поверните налево. И уже через 100 м Вы достигните цели.

Обязательно к прочтению:  Воскресенский собор в Омске

Расписание богослужений

Кроме маршрута необходимо еще знать режим работы Исаакиевского собора в Санкт Петербурге.

Ежедневно с 10:30 до 18:00. выходным днем принято считать среду. Кассы с продажей билетов работают до 17.30. С 1 мая по 30 сентября с 18.00 до 22.30 можно посетить вечернюю экскурсию «Художественное убранство Исаакиевского собора».

Есть еще также и определенный порядок проведения богослужений в Исаакиевском соборе Санкт Петербурге. Необходимо помнить о том, что на территории храма работает историко-художественный музей.

Но богослужения проводятся регулярно, по воскресным дням и всем Великим праздникам. Прочие службы ведутся как и в обычных храмах.

Для более детальной информации можно позвонить в храм или зайти на сайт обители.

Как бы там не было, Санкт-Петербург очень красивый город и туда стоит поехать. А вот посетите Вы данный храм или нет – это уже другой вопрос. Если Вы все-таки решите потратите немного времени на него, то поверьте, он Вас не разочарует.

Храни Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/isaakievskij-sobor-v-sankt-peterburge/

Музей-памятник «Исаакиевский собор»

Святой Исаакий Далматский считался покровителем Петра Великого, поскольку будущий первый русский император родился 30 мая, в день этого святого.

На свой тридцать восьмой день рождения, в 1710 году, Пётр I приказал построить в Петербурге деревянную церковь святого Исаакия, в которой через два года обвенчался с Екатериной I. А ещё через пять лет строители начали возводить на этом месте каменную церковь.

Император издал указ о том, чтобы все балтийские моряки принимали присягу только в этом храме. Церковь строили около 30 лет, но болотистая почва проглатывала усилия зодчих, и постройку вскоре пришлось разобрать.

Важно

В 1768 году императрица Екатерина II решила завершить замысел Петра и приказала восстановить храм, но перенести его подальше от береговой линии — к Сенатской площади.

Проект здания был грандиозным, храм облицевали олонецким мрамором.

Но после смерти ненавистной матери Павел I повелел мрамор отдать на украшение своего любимого детища — Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить из кирпича.

Здание постоянно требовало ремонта, и в 1809 году император Александр I объявил конкурс на строительство нового храма святого Исаакия. Но тут началась война, и о строительстве собора пришлось на время забыть.

В 1816 году объявили ещё один конкурс, в котором участвовали самые именитые архитекторы того времени, но царь остановил внимание на малоизвестном Огюсте Монферране, который, в отличие от коллег, не призывал разрушить прежнее строение Антонио Ринальди, а представил 24 проекта. В каждом предлагалось использовать старую постройку.

Четвёртый храм был начат 26 июня 1818 года. Учитывая неудачи предыдущих проектов, строители укрепили фундамент 10 762 сваями.

Сегодня собор украшают сто пятьдесят произведений живописи от Федора Бруни, Карла Брюллова, Василия Шебуева, три сотни монументов и барельефов, выполненных Иваном Витали, — это красивейший европейский кафедральный собор и уникальный образчик русского церковного зодчества.

На золочение купола Исаакиевского собора было потрачено более центнера благородного металла. Процесс золочения вёлся ещё по старинной, запрещённой позже технологии с использованием ртути, что вызывало смерть всех мастеров, участвовавших в этом процессе.

Исаакиевский собор, помимо других рекордов, побил рекорд по долгострою — ровно 40 лет строительства.

Совет

В городе даже пошли слухи, что архитектор намеренно задерживает окончание постройки, якобы какая-то гадалка предсказала, что тот умрёт сразу, как только закончит возведение собора. Так оно было или нет, но Монферран действительно скончался вскоре после окончания постройки храма.

По слухам, он не сумел пережить царскую опалу. Кто-то из придворных обратил внимание Александра II, что строитель поместил своё изображение среди святых, причём, если все остальные кланяются святому Исаакию, то Монферран стоит с гордо поднятой головой и с макетом собора в руках.

Император разгневался и, не подав руки, прошёл мимо архитектора. Тот, не достояв до конца церемонии освящения собора, почувствовал себя плохо, ушёл домой и через месяц умер.

Архитектор хотел быть погребённым в созданном им шедевре, но император Александр наложил запрет на волю умершего зодчего, и гроб Монферрана обнесли вокруг Исаакиевского собора, после чего увезли в Париж.

В Исаакиевском соборе крестили детей царской семьи и устраивали городские праздники, однако достройка и ремонт здания проводились ещё долгое время. В городе возникла история о предсказании, что падение дома Романовых произойдёт тогда, когда снимут леса со здания собора. Леса были убраны в 1916 году — за полгода до отречения от престола последнего императора России.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/place/isaakievskij-sobor/

Исаакиевский собор

В Санкт-Петербурге десятки достопримечательностей и памятных мест, но Исаакиевский собор неизменно входит в программу любого туриста. Он впечатляет своей красотой и монументальностью.

История строительства

Исаакиевский собор освящен в честь Исаакия Далматского – небесного покровителя Петра I.

История его создания начинается в далеком 1706 году, когда царь повелел построить деревянную церковь для Адмиралтейства. Храм был освящен в 1710 году, а в 1712 году в нем венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.

Вскоре оказалось, что церковь мала для стремительно растущего города, и было принято решение построить другой храм.

Обратите внимание

В 1717 году начали строительство второй Исаакиевской церкови. По преданию первый камень в фундамент будущего храма заложил сам царь Петр. Строительные работы продолжались до 1728 года. За это время сменилось несколько архитекторов.

Второй храм по внешнему облику сильного отличался от современного и напоминал скорее Петропавловский собор. Вскоре стало ясно, что церковь построили в неудачном месте – не укрепленный берег Невы постоянно разрушался, и вода подмывала фундамент.

По заключению архитектора Чевакинского сохранить здание не представлялось возможным.

В 1761 году начались проектные работы над третьим зданием Исаакиевского собора. В 1768 году по распоряжению Екатерины II состоялась торжественная закладка нового храма. Строительство велось по проекту архитектора Антонио Ринальди, но итальянец уехал на родину после смерти царицы, не завершив свою работу. При Павле I возведение храма продолжил Винченцо Бренне.

Сначала он следовал проекту Ринальди, но из-за недостатка средств, отсутствия мрамора на облицовку, проект пришлось исказить. Храм получился приземистым, неуклюжим и с нелепым сочетанием роскошной основы из мрамора и стен из кирпича.

Исаакиевский собор завершили в 1802 году, но общественное мнение сразу же пришло к выводу, что его необходимо перестроить, потому что оно вызывает насмешки и портит вид города.

Чтобы выбрать архитектора для реконструкции собора, был организован конкурс. Одно из условий требовало при создании проекта сохранить алтарную часть существующего храма. Императору понравились рисунки, которые представил архитектор Огюст Монферран.

В 1819 году в торжественной обстановке началось строительство нового собора. Уже в разгаре работ оказалось, что архитектор допустил серьезные ошибки при проектировании.

Важно

Это вызвало долгие споры, которые завершились только в 1825 году созданием нового проекта, в котором допущенные ошибки были исправлены.

Строительство началось с подготовки фундамента. Монументальное здание, спроектированное Монферраном, требовало мощного основания. Для этого в грунт увесистыми чугунными бабами вколотили более 10 тысяч еловых свай. Эти работы заняли около пяти лет.

Невероятно сложной технической задачей стало создание монолитных гранитных колонн. Камень для них добывали на каменоломнях неподалеку от Выборга, а затем доставляли по воде на специальных плоскодонных судах. Колонны приводили в вертикальное состояние с помощью сложных деревянных конструкций.

А позднее инженеры осуществили еще одну сложную задачу – подняли 24 колонны каждая по 64 тонны весом на высоту 40 метров. На установку колонн приходили посмотреть местные жители и даже члены императорской семьи. Толщина стен достигала 2,5-5 метров, а мраморной облицовки – 40-50 см снаружи и 15-20 см внутри.

Читайте также:  Святой источник "избавительница от бед" в селе ташла, самарская область

Еще одно инженерное решение заключалось в изготовлении купола не каменным, а полностью металлическим, чтобы облегчить его вес. Золотили купол методом огневого золочения, в результате от ядовитых паров умерли 60 рабочих. Всего в работах по строительству Исаакиевского собора участвовали около 400 тысяч крестьян.

Четвертая часть из них погибла на стройке.

Основные работы закончили к 1842 году, но после этого еще 16 лет собор оформляли. Таким образом строительство заняло около 40 лет. Храм освятили 30 мая 1858 года в день Исаакия Далматского.

Огюст Монферран

Александр Дюма называл этого выдающегося архитектора «Микеланджело Севера». Он сумел воплотить технически сложную задачу, которую поставил перед ним Александр I, и возвел уникальный храм. Родился Монферран во Франции и учился в Парижской академии архитектуры.

В 1814 году после вступления русских войск в Париж Монферрану удалось получить аудиенцию у Александра I и вручить ему альбом со своими проектами, где кроме рисунков были указаны материалы и стоимость работ.

Александру I понравился молодой архитектор, и царь пригласил его в Россию.

Существует легенда, что создателю Исаакиевского собора предсказали смерть вскоре после окончания строительства. В связи с этим многие считали, что Монферран искусственно затягивал строки работ, которые длились около 40 лет, чтобы отсрочить гибель. Умер он через месяц после окончания строительства от ревматизма. Было ли это результатом предсказания или просто совпадением, сказать невозможно.

Купол

Купол Исаакиевского собора стал третьим в мире, выполненным из металла. Это решение было предложено Монферраном, чтобы облегчить и без того тяжеловесную конструкцию, сохранив при этом прочность. Для отливки купола использовали 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. На позолоту главного купола и четырех малых ушло около 100 килограмм золота.

Коллонада

Верхняя колоннада Исаакиевского собора – это уникальная возможность полюбоваться Санкт-Петербургом с высоты 43 метров, а появилась у туристов такая возможность благодаря труду огромного количества человек и инженерной смекалке архитектора. Состоит она из 24 колонн (каждая весом 64 тонны). Ее возведение заняло 2 месяца. Колоннаду украшают фигуры двенадцати апостолов. Нижняя колоннада состоит из 112 колонн высотой 17 метров.

Материалы

Собор отличается не только красотой и богатством убранства, но и разнообразием материалов, использованных при строительстве. В дело пошли гранит, несколько разновидностей мрамора, малахит, порфир, сланец, лазурит.

Необходимые материалы привозились со всей России. В Исаакиевском соборе установлен бюст Огюста Монферрана, созданный из облицовочных камней, использованных при строительстве.

Совет

Во внутренней отделке необыкновенную торжественность придают украшения из ценных камней.

Для отливки купола использовался металл – почти 1000 тонн бронзы. Для позолоты купола и внутренней отделки – около 400 тонн золота.

Внутреннее убранство

В 1841 году начались работы над внутренним убранством собора. В них принимали участие в составе большого коллектива такие прославленные художники, как Карл Брюллов и Петр Клодт. Сложность живописных работ заключалась в высокой влажности и неустойчивых температурах.

Отдельные участки росписи приходилось переделывать. По этой причине решено было использовать в создании декора мозаику. Всего было создано 62 мозаики, для которых использовали смальту 12 тысяч оттенков.

В соборе три алтаря посвященные Исаакию Далматскому (главный), Великомученице Екатерине и князю Александру Невскому.

Внешнее убранство

Для внешнего убранства скульпторы отлили более 350 горельефов и статуй. Двенадцать апостолов украшают колонные портики. Вокруг купола и на крыше расположены ангелы. Фронтоны с четырех сторон украшены горельефами. Главная тема скульптурных композиций – земная жизнь Христа и ее прославление.

Смотровая площадка

В последнее время верхняя колоннада Исаакиевского собора превращена в смотровую площадку, с которой можно увидеть весь город. Это одна из любимейших достопримечательностей. Чтобы подняться на нее, нужно преодолеть 200 ступеней.

Интересные факты:

  • Исаакиевский собор строился очень долго и после его завершения еще долго не убирали леса, доделывая разные мелочи. В связи с этим появилось предание, что пока на соборе стоят леса, столько и будут править Романовы. Это подкреплялось еще и тем, что работы финансировала царская династия. А убрали последние леса только в 1917 году незадолго до отречения Николая II.
  • Строительство Исаакиевского собора было запечатлено на одной из первых в России фотографий.
  • После революции в храме открыли антирелигиозный музей. К куполу был подвешен маятник Фуко, который демонстрировал силу вращения Земли.
  • Во времена Великой Отечественной войны фашистские летчики не бомбили собор специально, хотя он и был заметной мишенью, но осколки от взрывов все же повредили храм. Следы от бомбежек сохранились местами до сих пор. В блокаду в соборе хранились экспонаты ленинградских музеев.
  • С 1948 года Исаакиевский собор функционирует как музей.

Время работы, стоимость (лето 2018)

Режим работы Исаакиевского собора

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходной день – среда

Режим работы колоннады

С 1 мая по 31 октября с 10:30 до 18:00 ежедневно

Стоимость билетов в Исаакиевский собор

  • для взрослых посетителей – 250 руб.
  • для детей до 7 лет – бесплатно
  • для детей от 7 до 18 лет – 50 руб.
  • для студентов России и Белоруссии – 50 руб.
  • для пенсионеров России и Белоруссии – 50 руб.

Стоимость билетов на колоннаду

для всех категорий посетителей – 150 рублей.

Стоимость билетов в ночное и вечернее время

  • Исаакиевский собор в вечернее время – 400 руб.
  • Колоннада в вечернее время – 400 руб.

Телефон

+7 (812) 315-97-32

Противостояние православной церкви и жителей Санкт-Петербурга

В 1990 году в Исаакиевском соборе были возобновлены богослужения (впервые с 1922 года), но храм остается в ведении государства. Русская православная церковь неоднократно пыталась добиться возвращения храма в ведение церкви. Последняя попытка была предпринята в 2017 году, когда проводились митинги и крестные ходы, а жители Санкт-Петербурга разделились во мнениях.

Богатая история, овеянная легендами, великолепное убранство, выполненное мастерами скульптуры и живописи, делают Исаакиевский собор одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга и всей России.

Источник: http://opeterburge.ru/parks/isaakievskij-sobor.html

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор – одно из самых красивых и совершенных произведений архитектурного искусства не только Санкт-Петербурга и России, но и всего мира. Он был построен в 1858 году по проекту О.

Монферана и посвящен византийскому святому Исаакию Далматскому. Это был четвертый по счету Исаакиевский храм со времен Петра I, задумавшего церковь во имя этого святого.

Строительство храма продолжалось в течение сорока лет.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор является одним из высочайших купольных зданий в мире: его высота составляет 101 метр 52 сантиметра. Огромный уникальной формы купол венчает это прекрасное сооружение.

Он состоит из трех частей: нижней, средней и наружной, сферической, конической и параболической формы соответственно. Диаметр наружного купола Исаакиевского собора – 25 метров, внутреннего – 22,15 метра.

Снаружи главный купол облицован медными позолоченными листами, купола пяти колоколен также покрыты золотом – в общей сложности на позолоту потрачено около 100 килограмм червонного золота.

Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам основного здания, колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. В 1848 году на северо-западной колокольне собора установлен главный колокол весом около 30 тонн, украшенный изображениями российских государей.

Исаакиевский собор

Основание храма представляет собой равносторонний крест. Снаружи расположены два шестнадцатиколонных и два восьмиколонных портика. Стены Исаакиевского собора облицованы серым мрамором, в них прорезаны большие арочные окна.

Значимую роль в дизайне наружного убранство играет скульптура: колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов, вокруг главного купола – фигуры ангелов, над крышей храма скульптурные группы ангелов.

Обратите внимание

На здании храма с четырех сторон располагаются фронтоны, украшенные горельефами. Горельеф южного фронтона носит название «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона – «Воскресение Христа».

На восточном фронтоне находится горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном – «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Горельефы выполнены скульптором К.П. Витали.

Внутреннее убранство собора

Внутреннее убранство собора также поражает своим великолепием. Стены храма исполнены в белом мраморе, декорированным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. В Исаакиевском соборе десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников Петербурга.

Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», над которой трудились К.П. Брюллов и П.В. Басин, площадь росписи составляет более 800 кв. метров. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

В красивейшем соборе Санкт-Петербурга три алтаря: главный посвящен Исаакию Далматскому, правый – святой Великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невского.

Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают колонны и скульптурная группа «Христос во славе».

Источник: https://travellgide.ru/russia/sankt-peterburg/isaakievskysobor.html

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» — официальный сайт «Культура.РФ», Санкт-Петербург. Адрес, фото, расписание, график работы

Созданный архитектором Огюстом Монферраном Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших купольных сооружений в мире, воплощенный в камне символ имперского могущества.

Строительство Исаакиевского собора продолжалось четыре десятилетия и стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение гальванопластики в декоративном убранстве.

Фасады собора украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались в каменоломне Пютерлакс и по воде доставлялись на баржах к месту строительства.

Важно

Установка этих колонн, вызвавшая восхищение современников, занимает особое место в истории строительной техники. При помощи лесов оригинальной конструкции и воротов колонну устанавливали менее чем за час.

Модель подъемных лесов, выполненная в 1826 году, представлена в музее.

Более 350 произведений, созданных русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой уникальный ансамбль монументально-декоративной пластики XIX века.

Собор украшен скульптурами ангелов на наружном аттике, ангелов со светильником, евангелистов и апостолов на фронтонах портиков. На балюстраде главного купола находятся 24 скульптуры ангелов и архангелов (скульптор И.

Герман), на фронтонах портиков представлены горельефы «Воскресение Христа» и «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» работы Ф. Лемера и «Поклонение волхвов» и «Исаакий благословляет императора Феодосия» работы И.

Витали.

В нишах стен южного и северного портиков представлены работы П. Клодта и А. Логановского «Несение Креста», «Оплакивание», «Избиение младенцев» и «Явление Ангела пастырям».

Большие наружные двери храма оформил И. Витали; особенно интересны западные двери с композициями «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного».

Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики, впервые использованном в таком масштабе при строительстве Исаакиевского собора.

В Исаакиевском соборе сохранилась до нашего времени богатейшая коллекция русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840–1850 годов.

Совет

103 стенные росписи и 52 картины на холсте создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, в том числе В. К. Шебуев, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. Т. Марков, Н. М. Алексеев, П. В. Басин, Ф. П. Брюллов, Т. А. Нефф, К. А. Молдавский и другие.

Грандиозен по своим размерам (816 квадратных метров) плафон главного купола кисти великого Карла Брюллова «Богоматерь во славе».

Художественное убранство Исаакиевского собора послужило поводом для возрождения искусства мозаики в России в XIX веке. Здесь можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 500 квадратных метров. Мозаичные работы начались в 1851 и продолжались до 1914 года.

Блестящий образец мозаичного копирования – икона «Тайная вечеря», выполненная в 1879–1887 годах по оригиналу С. Живаго мозаичистами И. П. Кудриным, И. А. Лаверецким, М. П. Муравьевым, И. А. Пелевиным и Н. Ю. Силивановичем. В композиции этого произведения чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» выполнена с применением метода оптического смешения цветов.

Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 оттенков цвета. Мозаики Исаакиевского собора отличает совершенство технического исполнения. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне они получили самую высокую оценку. Специалисты отмечали, что в России изготовление смальты «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе».

Витраж «Воскресший Христос» в алтарном окне Исаакиевского собора выполнен под руководством баварского архитектора Лео фон Кленце в стиле итальянского Возрождения, его площадь – 28,5 кв. м. Это один из наиболее крупных витражей Европы.

В музее проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, ведется учебно-образовательная работа со школьниками, проводятся художественные мастер-классы для детей «Дети рисуют в храме».

Разработаны специальные программы и создана оснащенная новейшей техникой инфраструктура для посетителей с ограниченными возможностями, в том числе для посещения смотровой площадки с экскурсией на высоте 37 метров посетителями в инвалидной коляске.

Обратите внимание

Сегодня под сводами Исаакиевского собора проходят концерты классической и духовной музыки в исполнении Камерного хора Смольного собора.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/5195/gosudarstvennyi-muzei-pamyatnik-isaakievskii-sobor

Исаакиевский собор

Оказавшись в историческом центре Санкт-Петербурга на берегах Невы нельзя не заметить, что в ряду архитектурных ансамблей набережных выделяется здание, поражающее своими размерами и монументальностью – это Исаакиевский собор.

При приближении к этому колоссу, восхищение от его мощи усиливается, осознание того, что это было создано гением человеческих мысли и труда, приводит в восторг. Наряду с Петропавловским собором, Исаакий, как архитектурный памятник, является одной из градообразующих доминант исторического центра города на Неве.

Фото с парадными видами Исаакиевской площади публикуются во всех путеводителях по Санкт-Петербургу.

Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге составляет 101,5 метра

Исаакиевский собор является самым грандиозным купольным сооружением в России. В мире по своим размерам он уступает лиш трем подобным сооружениям – Собору Святого Петера в Риме (его высота – 132 метра), собору Святого Павла в Лондоне (его высота – 111 метров) и Собору Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (его высота – 114 метров).

Читайте также:  Николо-богоявленский морской собор в санкт-петербурге

История Исаакиевского собора

Вершиной деятельности архитектора Огюста Рикара де Монферрана и делом всей его жизни стало строительство одного из самых крупных купольных сооружений в мире – Исаакиевского собора, которое длилось 40 лет (1818 – 1858 г.г.), сегодня считающегося одним из главных символов и украшений Санкт-Петербурга.

Возведение первой деревянной Исаакиевской церкви

История создания Исаакиевского собора неразрывно связана с историей строительства Санкт-Петербурга. Первая деревянная церковь была обустроена в бывшей Чертежной при Адмиралтействе на берегу Невы прямо перед Адмиралтейскими доками.

Деревянный храм был основан по повелению Петра I, как домовая церковь и получила название в честь святого Исаакия Далматского – небесного покровителя царя. Летом 1707 года после незначительных переделок (над бревенчатой двухскатной крышей была сооружена четырехгранная башня со шпилем, пристроена алтарная апсида) домовая церковь семьи Романовых была освящена.

Работами по сооружению шпиля и реконструкции церкви руководили выдающийся архитектор Доменико Трезини и инженер Герман Ванн Болес.

С возведенным храмом связаны важные события из жизни царской четы и города. Здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей супругой Екатериной Алексеевной.

К тому времени Северная столица бурно строилась и развивалась, на Заячьем острове возводится каменная Петропавловская крепость, застраивается Васильевский остров, на Левом берегу Невы в Летнем саду выстроен Летний Дворец Петра I, с Адмиралтейских верфей были спущены на воду первые корабли.

Вторая каменная Исаакиевская церковь

В период царствования императрицы Екатерины I рядом с деревянной церковью по ее образу и подобию возвели новый каменный храм в стиле петровского барокко. К 1724 году конструкции сводов и стен изрядно обветшали. В результате реконструкции вокруг высокой колокольни была построена крытая галерея на высоких каменных столбах.

Каменные своды церкви заменили деревянными конструкциями, стены укрепили металлическими связями. На высоком восьмигранном барабане был сооружен купол с башенкой и ангелом с крестом. Работами по реконструкции руководили архитекторы Трезини, Земцов, Усов, Еропкин. Освящение храма состоялось в 1727 году.

После пожара, случившегося в 1736 году, храм восстанавливали и перестраивали вплоть до 1746 года.

Третий Исаакиевский собор

Даже после реконструкции Исаакиевская церковь, расположенная в непосредственной близости от Невы рушилась на глазах из-за ошибок при строительстве и несовершенства конструкций.

Учитывая недостатки прежних построек, было решено строить Исаакиевский собор более основательно. Местом возведения был выбран Адмиралтейский луг.

Важно

В 1746 году по высочайшему повелению императрицы Екатерина II, архитектор Антонио Ринальди начинает строительство Исаакиевского собора. Архитектура нового храма напоминала предыдущий образец, однако отличалась большими размерами, идеальными пропорциями, торжественным внешним видом.

Возведение собора затянулось и заканчивал строительство уже при правлении императора Павла I архитектор Винченцо Бренна. Освящение Исаакиевского собора состоялось в 1802 году.

Четвертый Исаакиевский собор

Из-за нехватки средств, экономили на строительных и отделочных материалах, в результате чего Исаакиевский собор начал ветшать на глазах.
Такое положение дел никак не соответствовало состоянию главного кафедрального собора Российской империи и амбициям нового императора Александра I.

Работы по возведению Исаакиевского собора начались после войны с Наполеоном 1812 года. Строительство было поручено инженеру-архитектору Огюсту Монферрану. Императору Александру был представлен проект, аналогами которого стали соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Святой Марии во Флоренции.

Строительство собора

Исаакиевский собор должен был превзойти по своим размерам все возведенные к тому времени храмы. Строительство собора было невиданным по масштабам и продолжительности.

В 1818 году состоялась торжественная закладка Исаакиевского собора. 5 лет ушло на разборку старого собора, забивку свай в количестве 10762 штук и устройство фундамента.

Следующие 2 года ушли на сооружение колоннад четырех фасадных портиков. Работами руководили русские мастера Самсон Суханов и Архип Шихин.

Цельные гранитные куски нужной формы вырубались из скалы под Выборгом, на месте вытесанные колонны высотой 17 метров и весом 114 тонн по Неве на суднах доставляли к месту строительства и устанавливали на свое место. Всего было возведено 48 колонн будущих портиков.

Каменные блоки, песок и щебень доставлялись по воде, остальные строительные материалы – по железной дороге. Возведение стен и подкупольных пилонов заняло 6 лет, еще 5 лет ушло на сооружение сводов собора, барабана центрального купола и четырех угловых колоколен.

Размеры собора грандиозны. Высота составляет 101,5 метра, общий вес здания 300 000 тонн. Все сооружение воздвигнуто на высокий стереобат, что придает ему большую торжественность. Внутренняя площадь собора составляет 4000 квадратных метров. Фасады облицованы мраморными блоками толщиной 40-50 сантиметров.

Купол собора

Особое конструктивное решение было придумано для купола собора, образцом для которого послужил купол Святого Павла в Лондоне. Для распределения нагрузок и уменьшения веса Огюст Монферран применил металлическую конструкцию, состоящую из трех купольных частей.

Первый внутренний, срезанный сверху купол опирается на четыре мощных пилона. Металлические конструкции обшиты досками, покрыты просмоленным войлоком и оштукатурены. Расписал интерьерные поверхности художник Карл Брюллов.

Совет

Второй внутренний купол опирается на внутренний свод и поддерживает световой фонарик, он изнутри расписан под голубое звездное небо с золотыми лучами. Этот художественный прием придает всему подкупольному пространству легкость и праздничность при всех его громадных размерах.

Третий внешний купол снаружи покрыт медными листами и позолочен. На золочение купола было потрачено 100 килограммов червонного золота. Венчает купол световой фонарик и золоченый крест, возведение которого состоялось в 1839 году.

Скульптурное убранство собора

Главным скульптором Исаакиевского собора стал по настоянию Монферрана Иван Петрович Витали, который создал уникальные двери храма. По образцу «Золотых дверей» баптистерия в Риме работы великого итальянского мастера Гиберти, Витали отлил в бронзе барельефы для дверей собора.

Так же были отлиты барельефы для фронтонов портиков. Фигуры ангелов с крыльями и стилизованными факелами в руках были установлены по четырем внешним углам высокого аттика. По большим праздникам в этих газовых факелах-светильниках зажигался огонь.

В такие дни Исаакиевский собор приобретал еще большую монументальность и торжественность.

Внутреннее убранство собора

Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.

Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.

Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.

Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.

Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.

В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.

Обратите внимание

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.

Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

История собора после строительства

Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.

Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.

В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.

При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.

Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.

Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.

Важно

После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.

Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Собор-музей

В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.

Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.

В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора.

В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади – Александровской колонне.

В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства – флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.

История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.

С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.

Совет

Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.

Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.

С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.

Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка.

С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра.

Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.

Исаакиевский собор передача РПЦ

10 января 2017 года в средствах массовой информации появилась новость, которая всколыхнула культурную общественность Санкт-Петербурга – Исаакиевский собор передается Русской православной церкви. Это решение было принято правительством Санкт-Петербурга во главе с губернатором города Георгием Полтавченко.

Музейный комплекс Исаакиевский собор является одним из главных музеев и культурных центров России, где постоянно проводятся экскурсии, выставки, концерты и культурные программы. В Исаакиевском соборе ежегодно проводятся торжественные богослужения по большим православным праздникам.

Передача Исаакиевского собора РПЦ должна произойти до конца 2017 года. По утверждению представителей Русской православной церкви в Исаакиевском соборе после его передачи, наряду с богослужениями будут как и прежде проводиться экскурсии. Вход в собор будет бесплатным.

Обратите внимание

Окончательное это решение или возможны обсуждения с привлечением авторитетных музейных специалистов и реставраторов неизвестно.

Очевидно, что в передаче Исаакиевского собора РПЦ, даже если это решение опирается на федеральный закон, еще не поставлена окончательная точка.

Исторически собор, как культовое сооружение никогда не принадлежал церкви, изначально он строился и существовал как царская домовая церковь, деньги на его возведение и содержание поступали из бюджета императорской семьи Романовых.

Совершенно определенно можно утверждать, что грядущий весенне-летний туристский сезон Исаакиевский собор будет работать как музей, где будут проводиться традиционные экскурсии в собор и на смотровую площадку его колоннады в прежнем режиме и по билетам.

Источник: http://cityguidespb.ru/interesnye-mesta/hramy/61-isaakievskiy-sobor.html

Ссылка на основную публикацию