Икона “спас нерукотворный”

Икона «Спас нерукотворный» в чем помогает

Икона «Спас нерукотворный» считается одним из самых первых христианских изображений, на котором увековечили лик Иисуса Христа. Значение этого образа очень важно для православных верующих, его нередко приравнивают по значению к кресту и распятию. Верующие всегда интересуются значением этой иконы, а также от чего защищает икона «Спас нерукотворный».

История святого Лика

Образ Христа «Спас нерукотворный» имеет особо значение для иконописи. Эта икона имеет два варианта создания — на платке (Мандилиона), на плите (Керамион). Легенда появления образа гласит, что в своем время царь Авгарь заболел проказой и попросил Иисуса исцелить его. Спаситель написал ему ответное письмо, но излечение не наступало.

Поэтому Авгарь отправил своего слугу, чтобы тот нарисовал портрет Иисуса. Видя неудачные попытки художника, Сын Божий попросил принести ему чистое полотенце и воду. Умывшись, он запечатлел свое отражение на куске ткани.

Когда слуга царя возвращался домой, он остановился на ночь в городе Иераполь и спрятал платок с ликом Христа в куче камней. Наутро на одном из них отпечатался образ Спасителя.

Обратите внимание

Когда царь Авгарь прикоснулся к святому Лику, исцеление больного произошло сразу же.

Мандилиона и Керамион  были доставление в Константинополь, а по истечению продолжительного времени попали и на территорию Руси. Образ Иисуса на платке имеет немного большее значение, чем на черепице. Но помощь обязательно приходит ко всем, кто молится перед этим чудотворными изображениями.

«Спас нерукотворный», значение иконы

Этот чудотворный лик Христа имеет несколько особенностей:

  • именно эта икона является обязательным элементом программы обучения иконописцев и их первой самостоятельной работой;
  • это единственное изображение Иисуса Христа с нимбом, замкнутого типа. Это символизирует гармонию и завершенность мирового устройства;
  • симметричность изображения лица Спасителя. Только глаза слегка скошены на бок для более живой картины. Симметрия иконы означает симметричность всего, что создает Господь;
  • святой Лик не выражает страдание или боль. В нем читается спокойствие, равновесие и чистота, свобода от всяких эмоций. Этот образ часто ассоциируют с понятием «чистая красота»;
  • на иконе изображен портрет Иисуса Христа, одна его голова без плеч. Эту особенность трактуют по-разному. Голова еще раз подчеркивает главенство души над телом, а также напоминает, что главным в церковно жизни остается Сын Божий.

Обязательно к прочтению:  Архимандрит Зинон (Теодор)

Икона «Спас нерукотворный» — это единственное изображение лица Спасителя. Все остальные святые Лики демонстрируют Его в движении и во весь рост.

О чем молятся иконе «Спас нерукотворный»:

  • об исцелении от тяжелых болезней;
  • для получения милости себе и своим близким;
  • чтобы укрепить физические и духовные силы;
  • для избавления от глупых мыслей и жизненных бед;
  • чтобы получить помощь в решении проблем и найти правильный путь.

Перед началом прошения о помощи Спасителя, возле его образа необходимо покаяться и обязательно прочесть молитву «Отче наш».

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о нерукотворном образе Спаса:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/ikona-spas-nerukotvornyj-v-chem-pomogaet/

Икона Спас Нерукотворный: значение, в чем помогает

Осроена стала первым государством, на территории которого христианство было официально признано религией. Она занимала северо-восток нынешней Сирии. Существовало оно в период с 137-го по 242-й год н.э. Это было маленькое государство, где впервые упоминалась икона Спаса Нерукотворного. Этот образ является уникальным и обладает огромным значением для православных христиан.

Легенда об иконе

Существует немало легенд в которых рассказывается о том, как царь Осроены Авгарь, был болен страшной болезнью — черная проказа.

Отсюда и начинается история Спаса Нерукотворного, однажды царю приснился необычный сон, в нем ему было сказано, что излечить его не сможет ничего, кроме иконы, на которой будет запечатлен лик Спасителя.

После этого ко Христу был отправлен художник со двора, но ему так и не удалось перенести его образ на холст и сделать икону Иисуса Христа из-за божественного сияния, которое исходило от Него.

Тогда Спаситель взял воду, омыл ей свое лицо, после чего протер его полотенцем, на котором и остался запечатлен его светлый образ — икона Спаса Нерукотворного.

Классический вариант иконы представляет собой образ Иисуса, который выполнен на полотне. По краям его расположена канва, верхние концы которой заплетены в узлы. Отсюда и название иконы Спас на урбусе, то есть на полотне или платке.

После того как царь Авгарь исцелился светлым образом, больше не было никаких упоминаний об иконе вплоть до 545-года. Именно в тот год Эдесса попала под блокаду персидских войск.

Как раз в тот момент на помощь людям пришло провидение. В одном из нефов над городскими воротам были найдены икона Спаса Нерукотворного и ее след, отпечатавшийся на керамической стене в хранилище Керамидион.

Тогда, благодаря чудодейственной силе иконы блокаду города удалось снять.

Значение иконы Спас Нерукотворный

Эта чудотворная икона во всех видах ее исполнения (образ на холсте, отпечаток на керамике) отличается своими особенностями и имеет много обычаев, которые с ними связаны. Образ Спаса Нерукотворного имеет существенное значение для иконографии. Именно с написания этого образа рекомендуют начинать свою индивидуальную работу иконописцам, которые только начинают проявлять себя в этом деле.

Рассматривая описание иконы Спаса Нерукотворного, нужно обратить внимание на нимб окружающий голову Спасителя, который изображен в виде правильного замкнутого круга, внутри которого расположен крест.

Каждая особенность: волосы Иисуса, основной ее фон (на всех старых холстах иконописцы оставляли фон чистым), выражают ее суть, наделяют ее особенным смыслом.

По мнению многих, образ, который был создан без использования красок и кисти, является настоящей фотографией Христа и на ней запечатлено его лицо.

Важно

С момента прибытия иконы Спаса Нерукотворного из Константинополя, она стала занимать важную роль в мире православия. Случилось это в 1355-м году. Иконы данного типа существовали на Руси уже в XI веке, но только начиная со второй половины XIV века все, что связано со «Спасом Нерукотворным» приравнивается к уровню государственного культа и широко распространяется повсеместно.

Тем не менее, есть икона Спас Нерукотворный 12 века, которая также называется новгородской, но создана была в Москве в Успенском соборе. Этот образ является двусторонним.  Отдельно следует отметить икону Симона Ушакова, которая создана в 17 века и Спас Нерукотворный написан тут более художественно и менее канонично.

С 14 века начинается строительство храмов, изображение наносится на русские военные знамена во время самых важных для Руси битв, таких как: Куликовская и Первая Мировая война.

Молитва иконе

Как считается, именно в этот день Христос приложил плат к своему лицу.

Тропарь, глас 2

Молитва

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-spas-nerukotvornyy/

Чудотворная икона «Спас Нерукотворный»

Нерукотворный образ Спасителя считается самой ценной и единственной в своем роде иконой. Этой иконе поклоняются христиане всего мира, ведь нерукотворный образ способен полностью изменить жизнь каждого, кто искренне попросит об этом.

По преданию, икона появилась с помощью настоящего явленного чуда. Царь Эдесса Авгарь заболел проказой и написал письмо Иисусу, прося исцелить его от страшной болезни. Иисус ответил на послание, но письмо не исцелило царя.

Умирающий монарх отправил к Иисусу своего слугу. Прибывший мужчина передал Спасителю свою просьбу. Иисус выслушал слугу, подошел к сосуду с водой, умылся и вытер лицо полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался Его лик. Слуга забрал святыню, отвез Авгарю, и тот полностью исцелился, лишь прикоснувшись к полотенцу.

Иконописцы Авгаря переписали лик, оставшийся на полотне, а саму реликвию закрыли в свиток. Следы святыни теряются в Константинополе, куда свиток был переправлен для безопасности на время набегов.

Описание иконы

На иконе «Спас Нерукотворный» не изображаются события, Спаситель не выступает в роли недосягаемого Бога. Только Его лик, только взгляд, направленный на каждого, кто подходит к иконе.

Это изображение несет в себе главную мысль и идею христианской веры, напоминая всем, что именно через личность Иисуса человек может прийти к истине и войти в Царствие Небесное. Молитва перед этим образом подобна разговору наедине со Спасителем.

О чем молятся иконе

Каждый православный, молящийся перед иконой «Спас Нерукотворный», ведет самый честный разговор со Спасителем о своей жизни и жизни вечной. Этому образу принято молиться в самых сложных жизненных ситуациях, когда отчаяние, уныние или гнев не дают жить по-христиански.

Молитва Спасителю перед этим образом способна помочь:

  • в исцелении тяжелой болезни;
  • в избавлении от печалей и горестей;
  • в полном изменении жизненного пути.

Молитвы нерукотворному образу Спасителя

«Господи, Боже мой, Твоей милостью дана мне жизнь моя. Господи, Ты ли оставишь меня в моей беде? Укрой меня, Иисусе, и спроводи за черты моей беды, убереги от новых потрясений и укажи мне путь к покою и миру. Прости мне мои прегрешения, Господи, и позволь смиренно войти в Царствие Твое. Аминь».

Эту молитву следует читать, когда вся привычная жизнь разрушена, и грех уныния заполнил душу. Слова этой молитвы способны помочь идти дальше, веря в милость Божию.

«Спаситель Небесный, Создатель и Заступник, Приют и Покров, не оставь меня. Исцели, Господи, душевные и телесные раны мои, убереги от боли и бед и прости мне мои прегрешения, вольные и невольные. Аминь».

Эту молитву нужно читать в болезни или в любой сложной ситуации.

«Господи, Твоей милостью очищусь, и обрету благодать Твою. Боже мой, не оставь меня в горести и беде, одари своим сиянием и позволь обрести Твое благословение. Аминь».

Эта короткая молитва способна придать сил и помочь принять верное решение.

Как выглядит икона

Этот образ Иисуса — единственный, где Спаситель изображен в портретной манере. На этой иконе Господь не ведет за собой, не указывает, не наставляет и не просвещает. Он просто присутствует, оставаясь наедине с каждым, пришедшим к Нему.

Спаситель изображается с прямым взглядом, направленным в глаза каждому, представшему перед Ним. Его волосы и борода изображаются мокрыми, передавая историю появления чудотворной иконы.

День памяти и почитания иконы «Спас Нерукотворный» — 29 августа по новому стилю. В это время молитвы Спасителю способны изменить судьбу и направить жизнь по иному руслу. Мы желаем вам мира в душе и веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Святая Мелания почитается женщинами всего православного мира. Икона этой святой способна уберечь девушек от беды, …

Великомученик Иоанн при жизни был предпринимателем и верующим. Он был милостив к людям и тверд …

Православное христианство насчитывает множество икон, перед которыми молятся по различным обстоятельствам. Однако есть иконы, которые …

Икона «Избранные святые» почитается в православном мире особо. Ее невероятная сила способна помочь каждому прихожанину.

Источник: https://dailyhoro.ru/article/chudotvornaya-ikona-spas-nerukotvornyij/

Спас нерукотворный

Первой христианской иконой является «Спас Нерукотворный», она — основа всего православного иконопочитания.

История

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным плотной толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ.

Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан.

По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Совет
Совет

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

[/su_box]

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу.

По приказу Авгаря святой убрус (плат) был наклеен на доску из негниющего дерева, украшен и помещён над воротами города вместо ранее находившегося там идола.

И каждый должен был поклониться «чудотворному» образу Христа, как новому небесному покровителю града.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.
Со временем место это было забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ и не угасшую за столько лет лампаду, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы.

Обратите внимание

Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано.

Читайте также:  Признает ли православие реинкарнацию?

Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления.

Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный Образ.

Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный Образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.

Существует предание, что Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Плат святой Вероники

Важно

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.

Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.

Иконография

В православной иконописной традиции есть два основных вида изображений Св. Лика: «Спас на убрусе», или «Убрус» и «Спас на чрепии», или «Чрепие».

На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы – нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа.

В византийских изображениях он украшался драгоценными камнями. Позднее крест в нимбах стали изображать состоящими из девяти линий по числу девяти ангельских чинов и вписывать три греческие буквы (Я есть Сущий), а по сторонам нимба на фоне помещать сокращенное именование Спасителя – IС и ХС. Такие иконы в Византии назывались «Святым Мандилионом» (Άγιον Μανδύλιον от греч.

μανδύας — «убрус, плащ»).

На иконах типа «Спас на чрепии», или «Чрепие», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса, отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы в Византии назывались «Святым Керамидионом». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу.

Убрус со складками начинает распространяться на русских иконах с ХIV в.
Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».

Спас Нерукотворный «Спас Мокрая Брада»

В соборе Успения Божией Матери в Кремле находится одна из чтимых и редких икон — «Спас Ярое Око». Написана она была в 1344 году для старого Успенского собора. На ней изображен суровый лик Христа пронзительно и строго взирающий на врагов Православия — Русь в это период была под игом татаро-монголов.

Чудотворные списки «Спаса Нерукотворного»

«Спас Нерукотворный» — икона особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища.

А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

Самая ранняя сохранившаяся икона «Нерукотворного Спаса» – новгородский двухсторонний образ XII века – находится в Третьяковской галерее.

Спас Нерукотворный. Третья четверть XII века. Новгород

Прославление Креста (оборотная сторона иконы Спас Нерукотворный) XII век. Новгород

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Так, например, в селе Спасском, близ города Томска, в 1666 г. один томский живописец, которому заказали для своей часовни жители деревни икону святителя и чудотворца Николая, по всем правилом приступил к работе.

Совет

Он призвал жителей к посту и молитве и на приготовленной доске сделал прорись лица угодника Божия, чтобы на следующий день работать красками.

Но на другой день вместо святителя Николая увидел на доске очертания Нерукотворного образа Христа Спасителя! Два раза восстанавливал он черты Николая Угодника и дважды чудесным образом возобновлялся на доске лик Спасителя. То же повторилось и в третий раз. Так на доске была написана икона Нерукотворного образа.

Слух о совершившемся знамении вышел далеко за пределы Спасского, и сюда отовсюду стали стекаться паломники. Прошло довольно много времени, от сырости, пыли постоянно открытая икона обветшала и требовала реставрации. Тогда 13 марта 1788 г.

иконописец Даниил Петров по благословению игумена Палладия – настоятеля монастыря в Томске ножом начал удалять с иконы прежний лик Спасителя, чтобы написать новый. Снял с доски уже полную горсть красок, а святой лик Спасителя оставался неизменным. Страх напал на всех видевших это чудо, и с тех пор никто не осмеливался на обновление образа. В 1930 году, как и большинство церквей, этот храм был закрыт, а икона исчезла.

Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти (крыльцо перед церковью) Вознесенского собора, прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями, по преимуществу от болезней глаз.

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля.

Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни.

В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны, ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга.

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. Был любимым образом императора Петра I.

Обратите внимание

Икона была написана, предположительно, в 1676 году для царя Алексея Михайловича знаменитым московским иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы. Именно перед этой иконой император молился при основании Петербурга, а также накануне судьбоносного для России Полтавского сражения.

Эта икона не раз сохраняла жизнь царю. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года, он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно. Народное грузинское предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы.

«Анчисхатский Спас» – одна из наиболее чтимых грузинских святынь. В древности икона находилась в монастыре Анчи в Юго-Западной Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в настоящее время хранится в Государственном музее искусств Грузии).

Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» в Тутаеве

Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» находится в тутаевском Воскресенском соборе. Древний образ написан в середине XV века известным иконописцем Дионисием Глушицким. Икона огромная – около 3 метров.

Изначально икона располагалась в куполе (являлась “небом”) деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. 44 года пребывала икона в Архиерейском доме, только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть ее в собор.

С великой радостью они несли святыню из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать, чтобы омыть дорожную пыль.

Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, который существует и по сей день и почитается святым и целебным.

С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой, изъятыми большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время – его копия.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.

Каждый год, 2 июля, в соборный праздник чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.

Важно

А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой – целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.

Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы.

Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим.

Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

Док.фильм «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» (2007)

Образ оставленный нам самим Спасителем. Самое первое подробное прижизненное описание внешнего вида Иисуса Христа, оставил нам проконсул Палестины Публий Лентула. В Риме, в однои из библиотек, найден неоспоримо правдивый манускрипт, имеющий большую историческую ценность. Это письмо, которое Публий Лентул, управляюший Иудеей до Понтия Пилата, писал властителю Рима.

Тропарь, глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Молитва ко Господу
Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.

Ина молитва ко Господу
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1232752358186290141/spas-nerukotvornyj/

Образ Спас Нерукотворный – первая икона Иисуса Христа в истории

Молясь перед иконами, люди нечасто задумываются над тем, откуда появились иконы, когда и кем была установлена традиция иконопочитания. Молитва перед образом настолько привычна нам, что она представляется извечной. Между тем, в Евангелии Христос ни разу не говорил об иконах.

Читайте также:  Почему и зачем у православных много храмов?

Зато Священное Предание передает нам историю первой иконы, которую создал Христос — она не была сделана руками человеческими, но имеет чудесное происхождение, почему и называется Спас Нерукотворный (слово Спас — сокращение от «Спаситель», титул Христа как спасшего всех людей от рабства греха).

Этот образ долгое время сохранялся человечеством, он имеет длительную историю и глубокое богословское значение. Икона Спаса Нерукотворного — одна из важнейших в христианстве.

В статье вы узнаете, как была сделана первая икона, какие чудеса были сотворены от нее, каково ее значение для искусства иконописания и в чем разница между вариантами «Спаса Нерукотворного» «на убрусе» (Мандилион) и «на чрепии» (Керамидион).

В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом.

Историю этого удивительного события записал римский историк Евсевий из Палестины, христианин, а также преподобный Ефрем Сирин — святой подвижник Сирийской пустыни. Документ является реальным историческим источником, благодаря описаниям Евсевия до нас дошли многие бытовые подробности жизни Римской империи того периода.

Евсевий писал, что при жизни Христа слава о Нем и Его чудесах распространилась даже до других стран. Правитель города Эдесса (сейчас он находится в Турции) по имени Авгарь направил ко Христу слугу и искусного художника. Авгарь был пожилым человеком и тяжело страдал из-за болезни суставов ног.

Он просил помолиться о нем и исцелить недуг, а чтобы самому увидеть Христа (по болезни он не смог этого сделать, а изображений Господа еще не было) — дал указание художнику зарисовать Христа с натуры. Это было обычной практикой в Римской империи: создание портретов и лепка бюстов с натуры.

Совет

Искусство к моменту земной жизни Христа было достаточно развито, чтобы изображать с помощью светотени: многие считают, что схематичные черты иконописи стали следствием недостаточного понимания создателями образов живописи, но это не так; иконопись имеет собственный язык рисунка, заключающийся в приемах обратной перспективы и символизме.

Когда посланцы царя передали Христу просьбу об исцелении, Господь обещал, что один из Его апостолов посетит Эдессу и просветит его народ светом новозаветного учения. В это время художник царя пытался и никак не мог зарисовать Христа. Тогда Сам Господь взял полотенце (платок, по-церконовнославянски «убрус») и отер им лицо — на платке отпечатался Лик Господа.

Вот почему этот образ называется Нерукотворным: руки человека не смогли с помощью красок изобразить Его, но благодать Господа, Его собственная энергия и сила создали изображение. Вероятно, это изображение было подобно Туринской плащанице, где виден Лик Иисуса Христа, как на фотографии. Так еще при жизни Спасителя возникла первая икона.

Царские послы доставили чудесный образ на ткани в Эдессу. Нерукотворный Образ-Мандилион (по-гречески — на ткани) стал почитаться как великая святыня царем. А когда после Вознесения Христа город посетил святой апостол Фаддей, по свидетельству другого историка, Прокопия Кесарийского, он излечил царя Авгаря, проповедовал христианство и совершил много чудес.

Тогда образ Спаса Нерукотворного стал городской святыней, оберегавшей эдессян, и был размещен над городскими воротами как знамя Эдессы. На протяжении нескольких веков по молитвам перед ним было совершено множество чудес, а летописец Евагрий Антиохийский записал свидетельства о чудесном избавлении Эдессы от осады врагов благодаря ему. Увы, один из потомков Авгаря стал язычником и иконоборцем.

Чтобы уберечь от уничтожения чтимый образ христиане Эдессы заложили икону камнями в стене. Образ так долго был спрятан, что поколение христиан, переживших гонения, уже не помнило о местонахождении святыни. Только во время новой войны, в VI веке, после молитвы горожан о спасении, епископ города во сне увидел место скрытия образа.

Когда каменную кладку сняли, оказалось, что на камнях («на чрепии», по-церковнославянски) также отпечатался Лик Христа. Продолжала чудесно гореть и маленькая лампада, поставленная в прежние века. Оба образа стали предметом поклонения.

Икону, отпечатавшуюся на камнях, назвали Керамидион и поместили в киот, а Мандалион был перенесен в алтарь городского собора, откуда выносился для поклонения верующим лишь дважды в год. В конце XI века армия византийцев осадила город и требовала сдаться под власть императора. В обмен на мир константинопольцы предложили отдать им чудесный Нерукотворный образ — Мандалион.

Обратите внимание

Жители Эдессы согласились, икона была перенесена в Константинополь. А этот день — 29 августа по новому стилю — теперь является церковным праздником. Это Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день на Руси завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне.

После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая. В 1011 году художником Западной Церкви был сделан список на ткани с Нерукотворного Образа. Он был перенесен в Рим под названием «vero eikon» — истинный образ и стал известен с названием «Плат Вероники».

От этого списка также происходили чудеса, он дал основу обширной иконографии Господа Иисуса Христа в Католической Церкви. К несчастью, чудотворный Мандилион не дошел до наших дней. Во время крестового похода 1204 года он был захвачен крестоносцами и, по легенде, утонул вместе с кораблем похитителей. На Русь Мандилион не приносился никогда, однако имелись списки, прославленные чудесами. Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного относится к XII веку и написана предположительно в Новгороде. Изображение ткани на ней отсутствует, поэтому образ относят к Керамидиону (этот вид иконографии Нерукотворного Образа называется «Спас на чрепии»). По мнению искусствоведов, эта икона близка к чудотворному Эдесскому образу. Возможно, его список был привезен на Русь в первые века после ее Крещения князем Владимиром. Образ был почитаемой святыней Московского Кремля, а сейчас пребывает в Третьяковской галерее.

Описание иконы, созданной Христом для царя Авгаря и сохраняемой эдессцами, дошло до нас по историческим свидетельствам. Известно, что убрус — ткань с отпечатком Лика — была натянута на деревянной раме, как сегодня художники делают холст на подрамнике.

Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи — действительно, как если бы человек умылся и отерся полотенцем до подбородка. Пожалуй, это единственная икона, которая специально концентрирует внимание на Лике Христа, особенно же Его глазах.

Узнаваемость и особое впечатление об иконе создает и симметричность изображения Лика Спасителя. Глаза Христа на образе часто смотрят в сторону, указывая на промысл Божий о человеке. Скошенность взгляда делает выражение лица одухотворенным, исполненным понимания Тайны Мироздания.

Искусствоведы оценивают новгородский список Спаса Нерукотворного как воплощение идеальной красоты в Древней Руси и античности, находят в нем пропорции золотого сечения и идеал симметрии — такое изображение указывает на Совершенство Господа и созданного Им.

Большую роль в создании впечатления и молитвенного настроения при взгляде на икону играет выражение Лика Спасителя: мимолетные эмоции отсутствуют на Нем, Лик отражает лишь духовный покой, чистоту, безгрешность. Новгородский список является редкостью: чаще на иконах Спаса Нерукотворного изображается Мандалион или «Спас на убрусе».

Лик Христа явлен в золотом сиянии на фоне белой ткани (иногда даже подчеркивается ее назначение полотенца полосками по краям) с разными складками, узлами наверху и даже держащими концы ткани Ангелами. Реже Лик изображается на фоне собственно кирпичной кладки или просто на золотом фоне.

Чудесное явление образа Спаса Нерукотворного в VI веке стало большим толчком для иконописи.

Важно

Он явился именно в период иконоборчества (в это время христиан даже убивали за почитание икон, сами же иконы безжалостно уничтожались — вот почему так мало образов дошло до нас с первых веков христианства), когда воспоминание об установлении традиции поколения иконам Самим Христом стало важнейшим аргументом в спорах с еретиками.

Икона — окно в мир духовный, изображение Первообраза (Христа, Богоматери, святых), через который мы воздаем честь и обращаемся к Нему Самому. Именно поэтому не совсем верно говорить «Молитва иконе» или «Казанская Богородица»: молятся перед иконой, а иконы Богородицы называются, например: Казанская икона Божией Матери.

В первые века икона, кроме богословской, несла и функцию «Библии для неграмотных» — не все могли приобрести книгу, долгие века они были очень дороги. Впрочем, по сей день многие образы являются иллюстрациями к событиям из жизни Господа, Его угодников или Божией Матери. Чудесно оставшийся отпечаток Лика Христа на ткани напоминает о Божественном начале иконописи.

Изображение Лика Спасителя назидает каждого православного христианина: нужно иметь личные отношения с Богом. Молитва, даже своими словами, Богообщение в Таинствах Православной Церкви, изменение своей жизни по учению Христа — вот что приводит нас в Царствие Небесное уже на земле. Никакие обряды и ритуалы, особые слова молитв-заговоров не помогают.

Чтобы жить со Христом в Царствии Небесном, нужно узнать Его здесь, в нашей жизни. Взгляд Спаса Нерукотворного зовет нас следовать за Ним, подражать Господу в мудрости, доброте, самопожертвовании — вот в чем смысл христианской жизни. Интересно, что икона Спаса Нерукотворного как первая христианская икона и как важнейшее выражение учения Христа обязательна к исполнению для учащихся иконописцев. Во многих школах это первая самостоятельная работа учеников.

Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай.

Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым — нашим святым помощникам — и Богородице, обращение к Самому Богу — необходимая ежедневная молитва. Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам.

Господу молятся во всех нуждах:

    • О выздоровлении от заболеваний;
    • О милосердии Божием в нуждах ваших и ваших близких;
    • О здоровье своем, родных и детей;
    • О помощи в делах, благосостоянии;
    • О верном выборе, принятии правильных жизненных решений;
    • Об избавлении от грехов и пороков.

Ведите молитвенный диалог с Богом, соизмеряйте свои поступки с примером Христа, чаще — представляйте, что сказал бы Сам Бог, видя ваши дела и слыша ваши мысли — ведь Он Всеведущ. Не отчаивайтесь ни при каких ошибках, спешите в храм на Исповедь и соединяйтесь с Богом (при должной подготовке, о которой лучше прочитать в православной литературе) в Таинстве Причастия. Ни в коем случае нельзя использовать иконы при заговорах, ворожбе, в ритуалах. Общение должны быть только с Богом и Его угодниками, Его Ангелами — экстрасенсы, «народные целители» и колдуны общаются только со злыми духами, Ангелам же приказывать никто не может. Благодарите Бога за помощь Его в вашей жизни: Он откликался на ваши просьбы, высказанные и не высказанные — вспомните многие счастливые случаи в жизни. Господь действительно управляет к лучшему нашу жизнь, показывая на наши возможности, приводя к благодарности Богу за все. А смирение перед трудностями, обращение к Богу с молитвой и без злобы в это время — залог нашего спасения и воспитания души, личностного роста. Мы должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах. Господь — это великая Сила и великая Любовь, нужно только верить — а значит доверять Ему свою жизнь и свою душу. Христос, будучи Всемогущим, добровольно, чтобы стереть из истории мироздания прошлые и будущие грехи человечества, пошел на унижения, пытки и страшные страдания на Кресте. Учение Господа Иисуса – это призыв к покаянию, к любви всех людей друг к другу, состраданию и жалости даже к страшным грешникам. Молиться ко Господу Иисусу Христу перед образом Спаса Нерукотворного можно и своими словами, и церковными молитвами. Стоит чаще читать перед этим образом Молитву Господню, записанную в Евангелии со слов Самого Христа — «Отче наш». Ее же можно читать утром и перед сном, перед приемом пищи и перед началом любого дела. Молитву Иисусу Христу перед иконой «Спас Нерукотворный» можно на русском языке онлайн по тексту ниже: Благой Господь наш Иисус Христос, Сын Божий! Ты в древнее время, при жизни Твоей земной, плоть Твою, Твое лицо святой водой омыл и убрусом отер, чудесно же Лик Твой на этом полотенце изобразился, Ты же его Эдесскому царю Авгарю для исцеления болезни благословил послать.  Так и мы сейчас, грешные рабы Твои, страдающие душевными и телесными болезнями, Твоего Лика, Господи, ищем и с царем псалмопевцем Давидом смиренной душой молимся: не отвернись от нас, но отведи Твой гнев от рабов Твоих, будь нам Сильным Помощником, не отвергни нас и не оставь нас в одиночестве. О Всемилостивый Господи, Спаситель наш! Сам поселись благодатью Твоей в душах наших, чтобы в святости и правде живя на земле, стали мы истинными сыновьями и дочерьми Твоими, и наследниками Царства Твоего, где Тебя, все милости Подающего нам Бога нашего, вместе со Безначальным Отцом и Духом Святым славить не перестанем вечно. Господи! Я Твой сосуд: наполни меня дарованиями Духа Твоего Святого! Без Твоей помощи я пуст и не имею благодати, часто полон всякого греха. Господи! Я Твой корабль: наполни меня грузом добрых дел. Господи! Я Твой ковчег: наполни меня вместо страстей, любовью к Тебе и к образу Твоему — моему ближнему. Аминь Да хранит вас Благой и Милосердный Господь!

Читайте также:  Молитва святому целителю пантелеймону о здравии и исцелении

Источник: https://www.o-vere.ru/obraz-spas-nerukotvornij.html

Спас нерукотворный – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ

Спас Нерукотворный – образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер свой лик

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ.

Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан.

По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Совет
Совет

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

[/su_box]

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году.

Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т.н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нем забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом “Учение Аддаи”.

Обратите внимание

Евагрий Схоластик упоминает его в “Церковной истории” и называет образ “богозданной иконой“.

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

См. также

    • Анчисхатский Спас Нерукотворный
    • Святое Чрепие

Использованные материалы

  • Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа“, страница православного церковного календаря изд-ва Московской Патриархии:
    • http://calendar.rop.ru/svyat1/aug16-perenesenie.html
  • Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Глава II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери, М., 2008, стр. 25 – 27

Источник: https://drevo-info.ru/articles/588.html

Описание иконы “Нерукотворный Спас”, о чём её можно просить?

Православные храмы изобилуют ликами святых, способными оказать свою божественную помощь людям в затруднительном положении и при наличии тяжёлых болезней.

Каждая икона характеризуется каким-то своим особенным действием, позволяет улучшить жизнь человека в определённой сфере.

В этой статье я хотела бы предложить вам разобраться со значением иконы Спаса Нерукотворного, а также с тем, в каких ситуациях вы можете молить её о милости.

Обзор иконы Спас Нерукотворный

Нерукотворный Образ Спасителя представляет собой одно из изначальных изображений, запечатлевшее на себе лик Господа. Образ выступает весьма значимым у приверженцев христианской религии, зачастую его выдвигают на одно место с крестом и распятием.

Если вы – православный человек и желаете узнать настоящую характеристику данной иконы, а также от каких неприятностей можно защитить себя с её помощью – непременно читайте дальше.

Как изначально появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа

Узнать, как выглядел Спаситель мы можем по большому количеству различных церковных преданий и легенд, но при этом Библия ни одним словом не упоминает про внешний вид Иисуса. Как же тогда могло появиться изображение того лика, про который мы рассказываем сейчас?

История создания образа «Спаса Нерукотворного» со всеми деталями была сохранена и передана римским историком Евсевием (учащимся у Памфила, проживающим в Палестине). Нужно отметить, что Евсевий внёс очень большой вклад в историю – многие сведения времён Иисуса сохранились до наших дней именно благодаря его усилиям.

Но как же всё-таки появился Нерукотворный Спас? Про славу Спасителя знали далеко от его места проживания, часто его посещали жители других городов и даже стран. Как-то раз царь города Эдесс (сейчас это современная Турция) отправил к нему глашатая с посланием.

В письме рассказывалось, что Авгарь измучен старостью и тяжёлым заболеванием ног. Иисус дал обещание отправить кого-то из своих учеников оказать помощь правителю и принести просветление его народу с помощью света Святого Евангелия.

Следующий случай был записан и передан Ефремом Сириным.

Авгарь кроме гонца отправил к Иисусу ещё и живописца, но того так сильно ослепило божественное сияние, что он был не в состоянии писать портрет Христа. Тогда Спаситель решил преподнести Авгарю своеобразный презент – полотно (убрус), которым вытер своё лицо.

Полотно сохранило отпечаток божественного лика – именно поэтому ему дали название нерукотворного, то есть такого, который создали не человеческие руки, а божественная сила (аналогично Туринской плащанице). Это стал первый образ, возникший ещё при жизни Иисуса. А когда ткань была доставлена послами в Эдессу – она сразу же превратилась в местную святыню.

Когда Иисуса распяли на кресте, в Эдессу отправляется апостол Фаддей, исцеляющий Авгаря и совершающий другие чудеса, а также активно обращающий местное население стать христианами. Про эти удивительные события мы узнаём от другого историка – Прокопия Кесарийского. А в записях Евагрия (Антиохия) рассказывается про чудесное спасение горожан от засады врагов.

Внешний вид иконы Спаса Нерукотворного

Исторические документы сохранили до наших дней описание божественного лика, который хранился царём Авгарем. Полотно натянули на основу из дерева. Удивительно, что Спас Нерукотворный является единственным образом, изображающим Иисуса в виде человеческого существа, делая акцент на его человеческой природе.

А на всех прочих изображениях Спаситель изображён уже с элементами церковной атрибутики или же выполняет определённые действия. А на образе Спаса можно лицезреть облик Иисуса, причём он не является «видением» автора, а представляет собой реальный образ Господа.

Чаще всего встречаем изображение Спаса на убрусе – образ Спасителя, изображённый на фоне полотенца со складками. В большинстве своём плат имеет белый цвет. В некоторых случаях лик изображают на фоне кладки из кирпичей. А в ряде традиций полотенце придерживают по краям парящие в воздухе ангельские существа.

Важно

Образ уникален своей зеркальной симметричностью,  в которую не вписались лишь глаза Спасителя – они чуть-чуть перекошены, что добавляет мимике лица Иисуса большей одухотворённости.

Список Нерукотворного Спаса, который находится в городе Новгород, представляет собой эталон античного воплощения про идеальную красоту. Кроме совершенной симметрии большого значения здесь уделяют полному отсутствию эмоций – возвышенной чистоте, душевному спокойствию Спасителя, которые словно заряжают всех, кто обращает свой взор на его икону.

Что образ означает в христианстве

Сложно переоценить, что обозначает лик Нерукотворного Спаса – ведь его удивительное возникновение само по себе представляет достаточно значимый аргумент в пору борьбы с иконами. В действительности именно образ является главным подтверждением того, что лик Спасителя можно изображать и использовать в качестве святыни и молиться ему о своих просьбах.

Сохранившийся на полотне отпечаток представляет собой главный тип иконографии, напоминающий про божественное начало иконописи.

Это мастерство изначально обладало также описательной функцией – истории из Библии начинали оживать перед очами первых приверженцев христианства.

Кроме того, раньше практически не было книг, даже знаменитого Священного Писания, представлявшего собой большую редкость в течение длительного времени. Поэтому вполне логично, что верующие очень хотели обладать зримым воплощением Спасителя.

Тот же факт, что на иконе изображается лишь лицо Иисуса призвано напомнить христианам, что они могут спастись исключительно, если установят личные взаимоотношения с Христом. А если это не произойдёт – никакие из церковных обрядов не смогут пропустить верующего в Царство Небесное.

На образе Иисус смотрит чётко на зрителей – он словно призывает каждого, кто обратит на него свой взор, последовать за Собой. Процесс созерцания образа Спаса Нерукотворного позволяет осознать истинное значение жизни в христианстве.

Что обозначает икона «Спаса Нерукотворного»

Удивительный образ Спасителя отличается определёнными характеристиками:

  • именно описываемая икона представляет собой непременный элемент программы обучения иконописцев и их первую самостоятельную икону;
  • это единичное из ликов Иисуса, на котором присутствует замкнутый нимб. Нимб выступает олицетворением гармонии и завершённости Вселенной;
  • изображение отличается симметрией. Лишь глаза Иисуса немного скашиваются в боковую сторону, чтобы продемонстрировать более живую картину. Симметрия на образе призвана напомнить про симметрию во всём, что было сотворено Господом;
  • лицо Иисуса на иконе не выражает эмоций страдания или боли. Напротив, оно вызывает ассоциации со спокойствием, равновесием и чистотой, а также – свободой от любых эмоциональных переживаний. Зачастую лик ассоциируется с понятием «чистой красоты»;
  • икона демонстрирует исключительно портрет Спасителя, одну его голову, даже отсутствуют плечи. Эта особенность может быть трактована с разных позиций, в частности, голова ещё раз делает акцент на главенстве духовного над телесным, плюс выступает своеобразным напоминанием про важность Сына Божьего в церковной жизни.

Примечательно, что описываемая икона выступает единственным изображением только лица Иисуса. На всех остальных святых Ликах можно обнаружить Спасителя двигающимся либо стоящим во весь рост.

С какими просьбами можно обратиться к «спасу нерукотворному»?

Икона способна выручить человека в ряде неприятностей, а именно:

  • если человек решает сложную жизненную проблему, находится в затруднительном положении, из которого трудно найти выход – стоит обратиться за помощью к иконе «Нерукотворного Спаса»;
  • если утрачивается вера – также поможет лик Спасителя;
  • если имеют место различные тяжёлые патологии – тоже стоит обратиться к лику;
  • при наличии дурных, греховных помыслов, помолившись у данной иконы, вы сможете быстро избавиться от последних;
  • молясь у образа реально получить милость и снисхождение у Спасителя, как для себя, так и для своего близкого окружения;
  • если вы страдаете от апатии, нехватки физической энергии – эту беду также позволяет решить лик Спаса Нерукотворного.

Прежде, чем вы начнёте просить про помощь Христа у его иконы – покайтесь и прочтите текст молитвы «Отче наш».

В завершение предлагаю вам также просмотреть информативное видео про икону «Нерукотворный Спас»:

Marissa

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/spas-nerukotvornyiy.html

Ссылка на основную публикацию