Икона рождество христово

“Приидите, возрадуемся Господеви”. Иконография Рождества Христова

“Приидите, возрадуемся Господеви”. Иконография Рождества Христова

08 января 2014 года

От редакции “РН”: Автор Вера Всеволодовна Донец — искусствовед, лектор, автор ряда монографий и статей об истории русского изобразительного искусства. Ее лекции в Третьяковской галерее неизменно пользуются огромной популярностью.

Опубликовано в “Православное Ступино” январь 2013 г.

***

Рождество Христово — второй по значению праздник церковного календаря после Пасхи, в нем верующие находят предвестие и прообраз грядущего великого праздника Воскресения. Не случайно по своей возвышенной, светлой, благоговейной радости Рождественская ночь подобна Пасхальной.

В иконописи тема Рождества тесно связана с образом искупительной Жертвы. Кроме того, важнейшей богословской основой изображений Рождества Христова стала тема воплощения Премудрости Божией в земной истории.

Обратите внимание

Символическое звучание есть даже в названии места Рождества Христова — в переводе с древнееврейского языка Вифлеем означает “дом хлеба”, а в Евангелии Христос именуется “хлебом жизни, сшедшим с небес” (Ин.6, 40-44).

Вкушающие этот хлеб, то есть те, кто следует учению Христову, кто участвует в церковном таинстве евхаристии, наследуют жизнь вечную в Царствии Божием.

О Рождестве Христовом повествуют, дополняя друг друга, два евангелиста — Матфей и Лука, а также многочисленные сказания-апокрифы: Протоевангелие Иакова (считающееся наиболее достоверным), “Сказание Афродитиана Персиянина на Рождество Христово”, “Евангелие детства Спасителя” и другие.

***

РАННИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ РОЖДЕСТВА

Первые изображения Рождества встречаются в росписях римских катакомб и на рельефах раннехристианских саркофагов (3-4 века).

Интересной особенностью таких изображений является то, что Богоматерь не возлежит рядом с Младенцем, как это будет в более поздней иконографии, а величаво восседает на троне, принимая поклонение от людей, обретших радость и надежду. (При этом пещера не изображается, иногда ее заменяет царственная сень над фигурой Матери Божией).

Рождество Христово. Зарисовка рельефа на саркофаге в Мантуе 320-335 г. Ряд различных саркофагов IV–V веков в музеях Рима, Италии, Франции и пр. представляет краткую схему (рис.

8) Рождества Христова, с Мариею, сидящей на плетеном кресле или на камне и закутанную с головой в верхнюю одежду. Младенец — в колыбели или в каменном ящике яслей, лежащий под навесом, с ослом и волом, св. Иосифом или пастухом. (источник: Кондаков Н. П.

Иконография Богоматери. Т. 1–2. — СПб.: Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук, 1914–15. — Т. I, рис. 8.)

Поклонение волхвов. Рельеф на саркофаге церкви св. Трофима в Apле. Поклонение волхвов является на римских и равеннских саркофагах IV и V столетий одной из самых обычных, излюбленных тем, или передаваемых в возможно краткой схеме, или обставленных также различными подробностями.

Важно

В схематическом изображении этот сюжет появляется обыкновенно на одной из угловых сторон саркофага или даже его крышки: Богоматерь сидит или на камне, на куске скалы, или даже в креслах из разряда садовой мебели, часто прямо тростниковой, очевидно, легко переносимой.

Она облачена, как мать, в густое покрывало, охватывающее ее голову, и держит у себя на коленях, чаще всего обеими руками, Младенца. Младенец, с живостью ребенка, взял уже у первого из подошедших волхвов блюдо с дарами, а этот волхв указывает на звезду, стоящую над Младенцем, двум другим волхвам, несущим дары.

Сзади кресла стоит Иосиф. Изображение разнообразится тем, что Младенец тянется к дарам, иногда указывает на них или на волхвов рукой. У ног Богоматери иногда представляются (рис. 17) лежащими вол и осел; иногда эта же сцена осложнена изображением Рождества, т. е. Богоматерь сидит позади яслей и к ней подходят волхвы.

(источник: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1–2. — СПб.: Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук, 1914–15. — Т. I, рис. 17.)

Амвон из Салоник в Константинопольском музее.

Известный амвон, открытый в Салониках и перевезенный ныне в Константинопольский музей древностей, из массивного мрамора, весь пышно украшенный тонкой, но плоской (живописной скорее, чем пластической) резьбой, по верху поясом больших аканфов, ниже пышными разводами, представляет (по одной фигуре) в нескольких арочных нишах “Поклонение волхвов”.

В средней нише, обращенной на лицо, изображена сидящая на большом тростниковом кресле Богоматерь с Младенцем на коленях, обращенные лицом прямо к зрителю. Таким образом, этот исторический сюжет скульптурных саркофагов здесь оказывается перешедшим уже в иконное изображение, в силу самого размещения сюжета в центральной нише и боковых.

На скульптурах саркофагов фигура Богоматери почти исключительно представлялась в профиль, как бы там эта тема ни помещалась, — на передней ли стороне, в ряду с другими сюжетами, или одна, на боковой стороне саркофага, занятой исключительно этой темой, или на крышке саркофага: повсюду Богоматерь изображалась сообразно с расположением подходящих к ней волхвов, к ним лицом.

Обстоятельство это тем значительнее, что, в отличие от нашего сюжета, на тех же саркофагах весьма рано формируется иконное представление лицом к зрителям Спасителя, окруженного апостолами, в торжественном образе.

Далее, в Солунской фигуре Богоматери на амвоне наблюдаются уже все те основные черты, за которыми потом придется следить в обособленных иконных изображениях Богоматери, а именно: она представлена закутанной, с головою, в покрывало или мафорий, который мелкими складками (очевидно, он из тонкой материи) окутывает весь верх фигуры, покрывая грудь и руки; концы его заброшены затем за левое плечо. Под мафорием верхняя одежда Богоматери соответствует мужскому гиматию и представляет, по-видимому, так называемую, столу или паллий, который впоследствии превращается в лор. Эта одежда идет косым вырезом по хитону и имеет узкие рукава. Богоматерь держит Младенца правой рукою за правое плечо, а левая рука ее находится у левого колена Младенца, так как она только что перед этим поддерживала Младенца под бедро. Таким образом, положение Богоматери и Младенца объясняется вполне натурально: она только что усадила Сына, и руки ее в бессознательном покое держатся около Его фигуры, в естественной позе. Фигуры, однако, настолько обезображены разрушением и обколоты со всех сторон, что положение левой руки Младенца нельзя различить (правая благословляет), но Он представляет уже того Отрока, каким Он вообще является в византийском и древнехристианском искусстве (источник:  Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1–2. — СПб.: Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук, 1914–15. — Т. I, стр. 47-49, рис. 29.)

Отзвуки этой традиции сохранятся и позже, в некоторых византийских иконах, когда

***

КРАТКИЙ ИЗВОД ИКОНЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

В кратком изводе в центре, посреди горок (“земной твердыни”), перед входом в вифлеемскую пещеру изображена Богоматерь, возлежащая на ярко-красном ложе.

Совет

Символически этот широко понимаемый в иконописи цвет означает и грядущее Воскресение, и жертвенные страдания, и тепло жизни, и материнскую любовь.

Обычно Богородицу представляют отвернувшейся от яслей — Ее кроткий взор устремлен на земной мир, на людей, для которых Она Заступница и Молитвенница, ради которых Она претерпит крестные муки Сына.

Рождество Христово. XVI в. Государственный Русский музей. (источник)

В пещере показаны ясли (кормушка для скота) со спеленатым Младенцем, причем сияющая белизна пелен новорожденного явно противопоставлена темноте пещеры и пространства самих яслей, со всей очевидностью напоминающих гробницу.

В ясли с возлежащим Младенцем заглядывают вол и осел, символы иудейского и языческого народов, которым равно принес спасение Христос.

Образы этих животных соотносятся с пророчеством Исайи: “Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет” (Ис. 1:3).

Вол и осел являют собой не только слушание проповеди Христовой, но и трогательно показывают служение всякой твари своему Творцу — склонившись над Младенцем, животные греют Его своим дыханием.

Вверху над горками, с левой стороны, показаны едущие на конях (или, иногда, пешие) волхвы — первые язычники, поклонившиеся Христу. Их, как правило, ведет ангел, указывая на путеводную Вифлеемскую звезду, к ней же устремлены взгляды и радостно вскинутые руки волхвов.

Ее лучи осеняют Младенца Христа, возлежащего в пещере, словно указывая на Того, Кому спешат поклониться и люди, и ангелы. Иногда справа еще раз показывали волхвов, отбывающих после поклонения Христу в “земли свои”.

Но, как правило, в центре и справа наверху на иконах Рождества писали славословящих Христа ангелов, несущих весть о Его Рождении роду человеческому (изображенному в лице пастухов).

Обратите внимание

Как образ ликующего человечества, представала чуть ниже, справа, фигура юного безбородого пастуха, трубящего в рожок и словно возвещающего: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех благоволение” (Лк. 2:14).

Предание сохранило имена некоторых пастухов (их количество было различным в разных вариантах композиции, от одного до нескольких) — Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан. Известны и имена трех волхвов (прорицателей, книжников, царей), принесших Младенцу Христу в дар золото (символ царствования), ладан (символ Божественной благодати и святости) и смирну (аромат для умащения тел усопших, напоминание о предстоящей Жертвенной смерти). Волхвы представляли три возраста, а по некоторым толкованиям, и три земных расы, в единстве славящих Господа: на иконах изображали умудренного старца Каспара, зрелого мужа Балтазара и юношу Мельхиора.

В нижней части краткого иконописного варианта Рождества Христова изображали погруженного в задумчивость Иосифа Обручника и, правее, — сцену омовения Младенца двумя служанками.

Перед Иосифом стоит и беседует с ним некий старец, называемый пастырем (пастухом): “стоит пастырь сед и плешат [плешив], — гласит старинное руководство для иконописцев, — риза козлятина мохната, в руке костыль, а другую к Иосифу протянул”.

Есть несколько версий, истолковывающих эту довольно странную фигуру: в старце видят то одного из пастухов, то пророка Исайю, предсказавшего Рождение Спасителя, то злого духа, искушающего Иосифа сомнениями в непорочности Девы Марии (а кривой посох в таком случае символизирует лживые домыслы).

На некоторых иконах обозначено имя старца — Анень, что аналогично латинскому “аноним” и означает “некто”, или “никто”.

Сцена омовения Младенца весьма выразительно дополняет беседу старца с Иосифом — образ купели, провозвестие будущего Крещения, становится знаком победы над грехом, очищения человеческих душ от всяких сомнений и скверны.

Иногда фигуры служанок, купающих Младенца Христа, помещали в центре, между старцем и Иосифом, и это решительное вторжение образа духовной чистоты словно разрывало путы искусительной беседы (или, при другом прочтении фигуры пастыря, наполняло разговор совершенно иным, светлым содержанием).

***

РАЗВЕРНУТЫЙ ИЗВОД ИКОНЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Важно

Здесь могли быть сцены поклонения волхвов и принесения ими даров, их сон, в котором им явился ангел и повелел уходить из Вифлеема другой дорогой, не возвращаясь к царю Ироду.

Нередко изображался и сон Иосифа, в котором ангел известил его о намерении Ирода избить младенцев в Вифлееме и повелел скрыться с Младенцем Христом и Матерью Его в Египте. С правой стороны иконы обычно показывали Бегство в Египет.

В нижней части композиции были представлены трагические сцены избиения младенцев и праведников царем Иродом, иногда слева изображали, как царь обсуждает свой зловещий замысел с советниками-книжниками под сенью дворцовых палат.

Справа также изображали сень — там, в храме, разворачивалась сцена убийства священника Захарии, отца пророка Иоанна Предтечи. Иоанн был старше Христа на полгода и тоже должен был быть убит по приказу Ирода, повелевшего уничтожить всех младенцев младше двух лет.

Мать Иоанна, праведная Елизавета, успела убежать с сыном в пустыню, и на иконах Рождества часто показывают, как она спасается в пещере, преследуемая воином. Рядом с образом Елизаветы обычно писали так называемый Плач жен иерусалимских, напоминающий о пророчестве Иеремии: “Плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет” (Мф. 2: 17-18).

Рождество Христово с преподобными Дием и Евдокией на полях. Гуслицы. Конец XIX в. Дерево, левкас, темпера. 165х125 см. // Икона принадлежит к развернутой иконографии Рождества Христова, включающей многие эпизоды до и после этого события. Вверху — сцена Рождества, трактованная скорее как Поклонение Младенцу.

Перед пещерой изображена Богоматерь, на ложе, развернутом вертикально. В среднем регистре явление ангела спящему Иосифу и бегство Cвятого Cемейства в Египет. Нижняя часть иконы — избиение младенцев в Вифлееме.

На боковых полях – святые, обращенные в молении к Богоматери и младенцу Христу из главной сцены Рождества, слева — преподобный Дий, справа — преподобная Евдокия. Расширенная иконография Рождества Христова, подобная представленной на этой иконе, в русском искусстве популярна с XVI в.

Читайте также:  Молитва от пожара в доме

Изображение Рождества Христова как Поклонения младенцу Христу в русской иконописи получает распространение с середины XVII в. под влиянием западноевропейской иконографии. В.М. Сорокатый. (источник)

Совет

Рождество Христово. 17 век. Нижний Новгород. Дерево, левкас, темпера. 91,5х59,5 см // Иконография принадлежит к развернутому варианту “Рождества Христова”, включающему многочисленные сцены, сопровождаемые надписями, исполненными черной краской. Повествование о путешествии волхвов состоит из нескольких сцен.

В сцене омовения младенца Христа подписано имя няньки: “Соломония”. Редкой подробностью является надпись “аннинъ” — имя пастыря, стоящего перед Иосифом. Это имя соответствует представлениям о том, что данный пастырь является тем самым книжником Аненом, который обнаружил, что Мария беременна, и сообщил об этом первосвященникам.

Ниже помещена сцена явления спящему Иосифу ангела, предупредившего его об угрожающей младенцу опасности. Правее — сцена бегства святого семейства в Египет, с водой на первом плане, по-видимому, изображающей Нил. Слева внизу царь Ирод в богатых палатах, перед ним “вельможи”. В правом нижнем углу сцена убийства Захарии, отца Иоанна Предтечи, в алтаре храма.

Выше — плачущая Рахиль и лежащий под деревцем спеленутый младенец. Над сценой избиения младенцев две сидящие в палате со спеленутыми младенцами “жены” утирают слезы платочками. Подобные детальные изображения Рождества особенно широко распространились во второй половине XVII в.

Многие иконы Рождества данной иконографии и этого времени связаны своим происхождением с Поволжьем, в частности, с Ярославлем и Костромой. Композиция иконы хорошо уравновешена. Большую роль в ней играет пейзаж, в котором ритмично размещены отдельные сцены и группы персонажей.

Зигзагообразные мазки, обозначающие лещадки, образуют орнаментальное заполнение пространства вокруг них. Броня воинов, части одеяний волхвов и Ирода, ясли, сосуды, крылья ангелов и кровли зданий исполнены по серебряной подложке черной штриховкой, напоминающей гравировку. Стиль иконы позволяет датировать ее второй половиной столетия.

Она возникла в несколько консервативной среде. Краски иконы, их консистенция и цветовая композиция в целом напоминают об иконописи Нижнего Новгорода. Вероятно, памятник принадлежит искусству этого художественного центра. Икона представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность. (источник)

***

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тесно связаны с сюжетом Рождества Христова иконы, называемые

Собор Богоматери; Россия. Тверь; XV в.; местонахождение: Россия. Москва. Дом-музей П.Д.Корина (источник)

Несмотря на то, что композиция “Собора Богородицы” издавна была известна в Византии, полное ее иконографическое воплощение появилось именно на Руси.

Сюжет иконы восходит к тексту Рождественской стихиры: “Что Ти принесем Христе, яко явился еси на земли яко человек?.. [Каждый] благодарение Тебе приносит: Ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — чудо, земля — вертеп, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву”.

На иконах Богородица с Младенцем на руках представлена в полный рост, восседающая на троне в сиянии небесной Славы. С двух сторон к Ней обращены пастухи и волхвы с дарами, в верхней части иконы изображены ангелы, приносящие дар пения.

Обратите внимание

В нижних углах показаны в порывистом движении фигуры, олицетворяющие “пробудившиеся” земные стихии — Землю (с пещерой-вертепом) и Пустыню с яслями. Иногда здесь же помещали персонифицированные изображения морей, ветров и сторон света.

И та всеобщая радость о Господе, которой наполнены рождественские песнопения, дышит в красках икон: “Радуйся, вся земле, и вси радуйтеся, праведнии…”

Собор Богоматери. Изображение воспроизводится по изданию: Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства. Palekh Icon Painting. State Museum of Palekh Art. М.: Прогресс, 1994. (источник) 

Вера Донец 

Источник

Источник: http://rossiyanavsegda.ru/read/1629/

Икона Рождество Христово

главная > иконы двунадесятых праздников > икона Рождество Христово

Рождество Христово – великий, светлый и чудесный праздник для верующих людей всего мира. Икона Рождество Христово рассказывает об одном из самых важных событий в жизни человечества – о рождении Иисуса Христа от Девы Марии.

Сюжет иконы Рождество Христово прост и торжественен – волхвы в воплощении трёх царей Бальтазара, Мельхиора и Каспара приносят с собой дары родившемуся Сыну Божьему. Ангел Господень удерживает в своих руках чудесную путеводную Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам местонахождение младенца Иисуса.

Икона Рождество Христово обязательно показывает и Святого Иосифа Обручника – мужа Богородицы, сопровождавшего деву Марию в её поездке в Вифлеем. Красива, спокойна и умиротворяюща икона Рождество Христово.

 В те годы Римской империей правил император Гай Юлий Цезарь Август, пожелавший за время своего правления устроить перепись всего >подвластного ему населения. По бытовавшим тогда обычаям каждый подданный императора должен был встать на учёт по месту происхождения своего предка, давшего начало роду.

Предком Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Обручника был царь Давид, родившийся в Вифлееме. Прибыв в Вифлеем, Дева Мария и Иосиф не смогли найти себе ночлега – все городские гостиницы уже были заняты и свободных мест не было.

Тогда, в холодную дождливую зимнюю ночь, Богородица и муж её Иосиф нашли себе пристанище в пещере, которую местные пастухи использовали в качестве хлева для животных. В ту ночь и родился у Девы Марии Сын Божий, и колыбелью Ему были ясли – кормушка для животных.

Иногда на иконе Рождество Христово изображается и повивальная бабка Саломея, за которой побежал Иосиф в тот момент, когда у Богородицы начались схватки. Саломея-повитуха известна тем, что она засвидетельствовала чудесное сохранение девственности Девы Марии после рождения Иисуса Христа.

Важно

 Сразу после рождения Сына Божьего, ангел Господень явился к пастухам, что недалеко от Вифлеема стерегли своё стадо и возвестил им о том, что родился “Спаситель, который есть Христос Господь” и указал на Его местопребывание: “Вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях”.

Удивлённые и испуганные пастухи отправились на поиски Младенца. Поклонившись младенцу Иисусу, лежащему в яслях (кормушке для животных), пастухи отправились рассказывать всем о чудесном рождении Спасителя, проповедуя и восхваляя веру христианскую.

Икона Рождество Христово не всегда включает в себя сцену поклонения пастухов, но сам эпизод является распространённым в иконографии и живописи.

 Не только простой люд – пастухи пришли поклониться младенцу Иисусу. С востока, ведомые чудесной Вифлеемской звездой, возвещавшей о рождении Царя Иудейского, дары новорожденному Спасителю принесли волхвы.  Волхвов было трое, они прибыли как цари восточных государств.

Самого младшего из них, юношу звали Бальтазар, зрелого мужа – Мельхиор, а почтенного старца – Каспар. Волхвы – обязательные участники иконы Рождество Христово, наряду с Девой Марией, Младенцем Иисусом и Святым Иосифом Обручником.

В дар Младенцу волхвы принесли:

  •  золото, как символ дара Царю;
  •  благовоние ладан, как символ дара священнослужителю;
  •  смолу для бальзамирования мирро, как символ будущего омывания тела Христа перед его погребением.

 Царь Ирод, повелевший волхвам после поклонения Младенцу вернуться к нему и рассказать, где родился новый Царь Иудейский, так и не дождался трёх царей.

Бальтазар, Мельхиор и Каспар покинули Иудею другим путём, увидев во сне откровение об истинном желании Ирода убить истинного Царя Иудейского. Раздосадованный царь Ирод повелел своим солдатам устроить избиение младенцев.

Спасая Богомладенца Богородица, сопровождаемая Иосифом Обручником, бежали в Египет; родственница Марии праведная Елисавета и сын её Иоанн Креститель спрятались в пустыне.

Совет

 Икона Рождество Христово и моление к образам Девы Марии и младенца Иисуса помогает в случае тяжёлой беременности и тяжёлых родах. 

 На этой странице Вы можете купить икону Рождество Христово.

Источник: http://spb-icon.ru/ikoni-dvunadesyatich-prazdnikov/ikona-rozhdestvo-christovo.html

Андрей Рублёв. “Рождество Христово”. Благовещенский собор Московского Кремля

Потом Андреем будет написано и помещено рядом «Рождество Христово» – икона праздника, в котором вспоминалось о рождении младенца Иисуса в пещере на склоне холма, ночью, в пути…

Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря.

В навечерие праздника, когда догорал в морозном воздухе ранний зимний закат и розовый свет на снегах становился все холодней и холодней и как-то совсем незаметно синел, из домов, оставя предпраздничные приготовления, выходили люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой, рождественской звезды.

В этот день до звезды не полагалось ничего есть, а вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной – распаренные в воде хлебные зерна с сушеными ягодами. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества – Сочельником.

Наступала ночь Рождества, отступало время, и в празднике его преодоления по засыпанной снегами Руси – всякий человек, стар и млад, готовился стать участником встречи на земле рождающегося младенца. В этот вечер по сельским и городским улицам зачинались первые рождественские песни – колядки. Их пение в древности было распространено по всей Руси.

От XVII века дошли первые записи северорусских колядок, но сами песнопения восходят к глубокой древности. Колядки воспевают прошлое так, как будто оно совершается сегодня, в эту ночь, а сами поющие – свидетели и участники событий.

Русские дети под лунным светом Сочельника, поскрипывая морозным снегом по подоконьям, беседовали в колядках с пастухами, идущими поклониться новорожденному Спасителю мира.

Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника.

Древнейшие изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло. Они относятся к V-VII векам.

Более тысячелетия складывалась, развивалась эта иконография, прежде чем обрела тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.

Рублевская икона «Рождество» из Благовещенского собора охватывает большие пространства, действие происходит на Земле.

Обратите внимание

Горки-лещадки при входе в пещеру, мягкие холмистые округлости внизу иконы, разбросанные то тут, то там небольшие деревья и кусты – все это образ земного пространства, по которому долго скачут за таинственной, движущейся по небу звездой к месту Рождества, к Вифлеему мудрецы Востока – волхвы (они изображены в верхнем левом углу иконы).

Это и вершины, с которых слышится пастухам пение ангелов. И ту часть пути по земле, который проделали извещенные чудным ангельским пением пастухи, тоже изображают эти поросшие лесом горки и всхолмления.

Вот в правом верхнем углу из поющего ангельского сонма выделены три ангела в сияющих одеждах алого, звучно-зеленого и багряного цветов. Первый из них – он стоит ближе всех к источнику ниспадающего на пещеры света – держит руки в складках одежд.

Покровенные руки – древний символ благоговения, уважения. На иконе «Рождества» – это знак преклонения перед совершающимся.

Средний ангел, беседуя с первым, как бы узнает о событии… Третий из них, преклонившись долу, обращается к двум пастухам, сообщая им радостную весть.

Те внимательно слушают, опершись на свои узловатые посохи. Им первым на Земле открыто о дивном рождении.

Тут Андрей мог вспомнить слова древнего толкования – эти пастухи, стерегущие день и ночь в удаленной от селения местности свой скот, «были очищены уединением и тишиною».

Вот один из них – старец в сшитой из шкур мехом наружу одежде, которая называлась у греков и славян милотью и была одеждою самых нищих, бедных людей, стоит, с доброжелательным вниманием склонившись перед Иосифом – обручником Марии. Иосиф изображен Рублевым раздумывающим о чудесных событиях.

За пастухом под тенью дерева лежат несколько животных – овцы, козы. Они, как и люди, растения, сама земля, – участники события, которое столь значительно, что касается всего творения, всякой отдельной твари.

Важно

А в центре иконы в соответствии с традицией Андрей изобразил алое ложе, на котором полулежит, опершись на руку, Мария, окутанная в багряно-коричневые одежды. Ее фигура очерчена гибкой, певучей линией. Она не потрясена и не устала, необыкновенное рождение безболезненно. Но оно трудно вместимо в человеческое сознание.

Поэтому Мария осознает его в глубокой задумчивости. Она находится в пещере, но по законам пространства, свойственным иконописи, ее ложе «вынесено» художником на первый план и дано на фоне пещеры в более крупном виде, чем остальные фигуры.

Зритель видит извне все сразу: и гору, и вход в пещеру, и то, что происходит внутри ее.

За ложем Марии в яслях-кормушке для животных лежит спеленутый младенец, а над ним стоят животные – вол и похожий на лошадь осел. Рядом – еще одна группа ангелов, согбенных, с покровенными руками.

Читайте также:  Мужской монастырь свято-введенская оптина пустынь

Внизу, как бы продолжая длящееся действие, утверждая мысль, что на иконе представлен мир разновременных, развивающихся событий, а не единое только, остановленное мгновение, дана сцена со служанками, купающими новорожденного «отроча младо».

Одна из них, склонившись, льет воду из кувшина в купель, другая держит на коленях полуобнаженного младенца, который тянется к ней детской своей ручонкой… Личное, живое и трогательное переживание события, глубокая поэзия свойственны этому рублевскому творению.

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

* * *

АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360 – 1428)

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Источник: http://aria-art.ru/0/R/Rubljov%20A.%20Rozhdestvo%20Hristovo/1.html

Иконы января: иконы Рождества Христова, Собор Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Крещение Господне

Январь богат на важные православные праздники. Рассмотрим в деталях их иконы из собраний музеев страны.

Рождество Христово

Когда: 7 января (25 декабря по старому стилю)
Что празднуем: рождение Иисуса Христа

Иконы Рождества бывают двух вариантов — лаконичные и развернутые, с подробностями. Взглянем на икону из Русского музея (1701 год): здесь деталей мало.

Иконописец Иван Марков строго следует тексту Нового Завета: в небесах поют ангелы, Святое семейство в пещере, Младенец лежит в деревянных яслях с ножками, как у кровати. По сторонам Марии и Иосифа стоят пастухи, которые пришли поклониться новорожденному.

Ниже — хронологически предшествующий эпизод: пастухам является ангел и рассказывает о чуде. Прелесть иконе придают крошечные белые козы и овцы, которые резвятся на зеленой травке под ногами у персонажей.

Намного чаще встречаются иконы, которые полны деталями из апокрифов — религиозных текстов, не вошедших в библейский канон. Такова, например, икона из Новгородского музея (XVIII век).

Чего здесь только нет! Для начала — знакомые евангельские сцены: волхвы на конях следуют за путеводной Вифлеемской звездой, а потом в пещере склоняются перед Младенцем и приносят ему дары.

А вот новые подробности: старик, олицетворяющий «дух сомнения», искушает Иосифа вопросом, возможно ли непорочное зачатие (здесь слева); над ними еще один Иосиф — он спит, а ангел его предупреждает о грядущем избиении младенцев.

Совет

Само убийство новорожденных детей на этой иконе изображено в нижней части: обратите внимание на царя Ирода, который сидит на троне и отдает приказ. Также мы видим, как от избиения спаслись Дева Мария с Иисусом (они уезжают на белом осле, это сцена называется «Бегство в Египет»), а также маленький Иоанн Креститель на руках у матери Праведной Елизаветы (перед ними расступилась скала, внутри которой они спрятались).

Типичная деталь иконы — центральная фигура Богоматери на красном ложе, хотя, как вы видите, это условие соблюдается не всегда.

Еще в иконах Рождества обычно изображают двух женщин, которые готовятся окунуть новорожденного Иисуса в круглую купель — это повитухи Гелома и Саломея. Последняя не поверила, что Мария после родов осталась девушкой, и решила проверить.

Из-за этого у нее иссохла рука, но потом она покаялась, дотронулась до пеленок новорожденного Христа и исцелилась.

Собор Пресвятой Богородицы

Когда: 8 января (26 декабря по старому стилю)
Что празднуем: благодарность Деве Марии, родившей сына днем ранее

Слово «собор» в названии праздника и посвященной ему иконы означает не «храм», а собрание, если точнее — собрание верующих, поклоняющихся Деве Марии и возносящих ей хвалу.

С первого взгляда это не очевидно, но икона «Собор Пресвятой Богородицы» — это еще и символический вариант «Рождества Христова».

Перед Марией и Младенцем здесь собрались уже знакомые нам персонажи — пастухи, волхвы и ангелы.

Две необычные косматые фигуры — это аллегории Земли и Пустыни. Они протягивают Богоматери свои дары, без которых немыслимо Рождество — вертеп и ясли.

Эти дары они преподносят строго в соответствии с текстом Иоанна Дамаскина (VIII век), иллюстрацией которого является икона.

А внизу обычно писали торжественное рождественское богослужение, на котором присутствовали хор певцов, богословы — Отцы Церкви и гимнографы, патриархи, цари.

Обрезание Господне

Когда: 14 января (1 января по старому стилю)
Что празднуем: обряд обрезания и имянаречения Иисуса

По ветхозаветному закону на 8-й день после Рождества Младенцу обрезали крайнюю плоть и дали имя. Этот обряд подтвердил принадлежность Иисуса к народу Авраама, то есть его право быть Мессией. Также он считается прообразом Крещения — знаком завета, заключенного с Господом.

Иконы и фрески со сценой Обрезания Господня встречаются крайне редко, и никаких загадочных деталей на них не бывает. Мы видим Марию и Иосифа, которые принесли Иисуса, а также священника с инструментами, склоняющегося над ребенком чтобы произвести операцию. Иногда на этой иконе также пишут фигуру святого Василия Великого (IV век), потому что его память празднуется в тот же самый день.

Осторожно: не следует путать этот сюжет с популярной иконой «Сретение», на которой изображено другое принесение Младенца в Храм, на 40-й день после Рождества – на этот раз для благодарственных жертв и посвящения первенца Богу. К Иисусу тут тоже склоняется священник, но у него уже есть имя — это ветхий Симеон Богоприимец, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Мессию.

Крещение Господне

Когда: 19 января (6 января по старому стилю)
Что празднуем: Богоявление

Когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения над Иисусом, стоящим в водах реки Иордан, на того сошел Святой Дух и раздался глас Бога-Отца, который произнес «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

То есть в этот момент впервые новозаветная Троица явилась на земле в трех лицах. Именно поэтому праздник Крещения также называется и Богоявлением.

На некоторых иконах это можно разглядеть в подробностях — в небесах пишут фигуру Бога-Отца, а в нисходящем от него луче света — голубя Святого Духа.

Обратите внимание

Однако на иконе из Русского музея, входившей в Васильевский иконостас (приписывался Андрею Рублеву) этих деталей нет. Во-первых, она такая древняя, что золотой луч и белый голубь со временем истерлись. Во-вторых, Бога-Отца здесь не написали — его символизирует лишь темно-синий полукруглый сегмент неба у верхнего края иконы.

Зато здесь есть другие любопытные персонажи. Помимо ангелов, которые стоят на берегу и держат в руках покровы, будто полотенца, в волнах реки Иордан можно заметить загадочные фигуры. Мужчина — это персонификация Иордана, а женщина — моря. Они возникли в этой иконе, потому что в числе гимнов праздника есть псалм со строками «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять».

Источник: https://www.culture.ru/materials/162742/o-chem-rasskazyvayut-ikony-zimnikh-prazdnikov

Иконография праздника Рождества Христова

Икона праздника Рождества Христова. Фрагмент иконостаса Михаило-Архангельского храма г. Липецка

На иконе Рождества Христова одновременно изображаются многие события, связанные с праздником воплощения Бога Слова, пришедшего на землю ради спасения рода человеческого.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает…»

В центре композиции иконы – Богоматерь. Обычно Она представлена лежащей в задумчивой позе, что указывает на Ее сокровенные размышления о домостроительстве Божием, сохраняющей в сердце все слова, указывающие на Искупительный Подвиг Ее Сына.

Богородица возлежит на красной подушке, символизирующей царское ложе, как приличествующее Матери Спасителя, а также цвет мученичества, напоминая о багрянице, которую оденут воины на Ее возлюбленного Сына.

Богородица изображена отвернувшейся от Младенца Христа. Такое положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец, принадлежит всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать Заступницей и Утешительницей.

Гора, в которой изображены пещера с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера истолковывается святыми отцами как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце Правды — Христос.

«В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху…»

Рядом с Девой Марией — Богомладенец, лежащий в яслях. Младенец Иисус спеленат подобно покойнику, а ясли, в которые Он положен, напоминают гроб – Христос пришел в этот мир, чтобы Своей Смертью спасти людей. 

Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с исполнением пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Важно

Кроме того, вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. И между ними изображается Божественный Младенец, освобождающий их от рабства греха.

В русской традиции вол и осел часто заменяются в иконографии на обычных в сельском хозяйстве корову и лошадь.

«Ангели с пастырьми славословят…»

На иконе Рождества изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые, искренние души.

Во время Своей проповеди Господь возвысит образ пастуха, сказав о Себе «Аз есмь Пастырь добрый».

Пастыри на иконах Рождества выражают также удивительный детский восторг и доверие Богу, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом». Тут же изображается и благовестие Ангелов.

«…и звездою учахуся»

Вверху иконы изображена звезда, которая привела к месту рождения Спасителя волхвов. По толкованию святителя Иоанна Златоуста звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной ангельской силой, поэтому на некоторых поздних изображениях праздника Рождества звезда заменяется Ангелом.

«Тебе кланятися, Солнцу Правды»

Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: молодой, средний и старый. Этим иконописец показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению. Но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

Многие святые отцы считали волхвов не просто мудрецами, но царями – согласно с древним пророчеством: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71. 10-11).

Совет

Волхвы приносят в дар Младенцу Христу золото, ладан и смирну. По толкованию Иоанна Златоуста они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком (приношение смирны).

«Слава в вышних Богу»

В верхней части композиции представляется Ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а с ними и всех людей, что напоминает Литургию, когда православные прославляют Бога ангельским пением: «Свят Господь Саваоф».

«И на земле мир»

В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Изображение купания Младенца свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно также видеть прообраз Крещения Господня и последующее установление Крещения как Таинства Церкви.

Необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости праведного Иосифа Обручника. Над ним стоит старик в козлиных шкурах, под которым толкователи часто разумеют диавола.

Кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом, желая оклеветать Пречистую Деву после Благовещения.

Лукавый, который принимает для нашего обольщения разные облики, искушает Иосифа сомнениями: «Каким образом юная Обручница оказалась беременной?..»

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Рублев показывает мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию и думает тайно отпустить Ее. Из Евангелия мы знаем, что ему является Ангел и разметает все сомнения словом Правды Божией.

Вся икона залита белым светом – светом Божественного Преображения. Боговоплощение озарило все уголки мира зарей Дня Невечернего, который мы предвкушаем в празднике Рождества Христова.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе

По материалам сайтов: Азбука веры и Православие.ру

Источник: http://mitropolia-lip.ru/journal/radost-prazdnika/rozhdestvo-hristovo/ikonografiya-prazdnika-rozhdestva-hristova

Икона «Рождество Христово» и молитва перед ней способна…. помочь в любых жизненных трудностях

Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. Икона, посвященная этому событию, обладает невероятной силой и способна помочь в любых жизненных трудностях.

Икона «Рождество Христово» рассказывает нам о прекрасных событиях, которые произошли много лет назад. Праздник Рождества всегда был наиболее значимым для христиан, ведь с того момента, как на свет появился Спаситель, Сын Божий, началась новая эра, а христианская вера приобрела особый смыл.

Читайте также:  Православный праздник радоница - 7 мая 2019 года

Икона Рождество Христово

Икона Рождество Христово

История иконы «Рождество Христово»

Рождение Иисуса Христа полностью перевернуло религиозный мир. С этого момента жизнь многих людей значительно изменилась. Считается, что родился наш Спаситель 7 января.

Такую версию выдвинул некий монах, который занимался созданием юлианского календаря.

Обратите внимание

Когда многие страны приняли решение перейти на отсчет дней по григорианскому календарю, праздник официально стали отмечать 25 декабря, но православная церковь продолжила следовать традициям, и поэтому мы до сих пор отмечаем это событие по старому стилю.

Считается, что именно известный иконописец Андрей Рублев стал автором удивительной иконы «Рождество Христово». В 1960 году божественный образ оказался под угрозой и долго находился в разрушенном храме. Спасителем иконы стал директор Нижегородского музея, который вывез ее и сохранил до наших времен.

Описание иконы

Образ «Рождество Христово» выполнен в зеленных, желтых и белых тонах. Благодаря такой цветовой гамме изображение выглядит ярким, но в то же время естественным.

Центральное место на иконе занимает Пресвятая Богородица, одетая в красную ризу. Она лежит, опираясь на руку, а позади нее находится Младенец. Таким образом Андрей Рублев изобразил Деву Марию как главного персонажа.

Сверху автор изобразил ясли, которые находятся рядом с ложем Божией Матери. Помимо Богоматери и Сына Божьего, на иконе изображены и другие герои евангельских писаний. Справа от Младенца находятся два Ангела, которые прославляют новорожденного Иисуса Христа. Снизу изображены две служанки, которые упоминались в сцене купания Младенца.

Икона «Рождество Христово» будет понятна не только православным верующим, но и всем людям, которые знакомы с Евангелием. Перед ней вы можете помолиться Святым и попросить их о помощи в любой безвыходной ситуации.

Где находится икона «Рождество Христово»

Икону «Рождество Христово» может приобрести любой желающий. Каждый день носите ее с собой, и она станет вашим оберегом. Также вы имеете возможность воочию увидеть божественный образ. Сделать это можно в Благовещенском соборе Кремля, который расположен на Соборной площади Московского Кремля.

В чем помогает икона

Несмотря на то, что на иконе «Рождество Христово» вы можете увидеть множество персонажей, в первую очередь это праздник Бога, а как вы знаете, Небесный Царь может все. Вы можете обратиться к Господу с душевными переживаниями, тяжелыми недугами и даже неизлечимыми болезнями.

Молитва перед иконой поможет вам избавиться от финансовых трудностей и безработицы, а также от проблем, которым, казалось бы, нет решения.

Молитва перед иконой «Рождество Христово»

«Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь».

Дата празднования образа

Дата празднования иконы приходится на Великий праздник Рождества Христова. В этот день вы сможете посетить богослужение и послушать божественные литургии. Именно 7 января любая искренняя молитвенная просьба, произнесенная вами, будет услышана.

Икона Рождество Христово

Рождество Христово — в первую очередь религиозный праздник, и подобное событие нельзя представить без молитвенных обращений. Чтобы Господь Бог услышал вашу просьбу, обратитесь к нему с помощью рождественских молитв. Пусть ваша вера всегда будет искренней!!!

к списку статей

Источник

Источник: https://domovoyj.ru/ikona-rozhdestvo-hristovo/

Икона “Рождество Христово” Андрея Рублева: описание, значение. В чем помогает Икона “Рождество Христово”? :

Икона «Рождество Христово» являет нашим глазам уникальный и неповторимый мир Евангельских событий. Если быть точнее, на ней изображено пришествие в мир Господа Иисуса Христа — великое событие в истории человечества.

Праздник Рождества Христова многие художники изображали еще за тысячу лет до Андрея Рублева. В 330 году император Константин приказал построить церковь Рождества в Вифлееме. Нет никаких сомнений, что там была размещена икона на эту тему. Но «Рождество Христово», икона Андрея Рублева, написана особым образом.

О чем рассказывает икона?

В центре, на алом ложе, полулежит Богоматерь, опираясь на руку, ее лик похож на лик Владимирской иконы Богоматери. Лицо Девы Марии задумчиво и потрясено свершившимся, хотя она не устала, ведь ребенок родился чудесным безболезненным образом. Рядом, в кормушке для животных, лежит спеленатый Младенец, над ним стоят животные — вол и осел.

Рублев, поместив животных к Господу, этим самым хотел не только подчеркнуть то, что в Вифлееме не нашлось места для Мессии, сколько подтвердить слова пророка Иссаи.

Вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. Встречаются эти два мира в пещере Вифлеема, и неважно происхождение человека, главное, чтобы все пришли к Господу.

Рядом с чудным Младенцем стоят, склонившись, еще несколько ангелов.

Волхвы и ангелы

Дальше икона Рублева «Рождество Христово» передает людям другое евангельское событие. В самом верхнем углу изображены трое мудрецов. На Востоке их называли волхвами, и они были мудрейшими людьми своего времени.

Они проделали немалый путь, идя за необыкновенной звездой. С собой мудрецы везли дары Младенцу: золото, ладан и смирну (благовонное масло).

Каждый подарок избран неспроста: золото олицетворяет царя, ладан – Бога, а смирна – человека, которому еще предстоит умереть.

Волхвы разного возраста: молодой, средний и старый. Этим художник показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению, но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

В правом верхнем ряду икона «Рождество Христово» показывает ангелов, у Рублева их трое. Один ангел в алом покрове держит руки в складках одежды. По древней традиции этот жест указывал на смирение.

Ангел стоит ближе всех к Божественному свету, а другой, в ярко-зеленом облачении, беседует с ним. Художник показывает, что этот ангел только что узнал о великом событии.

Третий ангел, в багряном покрове, наклонился и благовествует пастухам о рождении Христа.

Еще кто изображен на иконе «Рождество Христово»

Читая Евангелие, человек знакомится с событиями, описанными художником. Ангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил, что скоро во чреве она понесет Младенца. Смущенная Дева не понимает, как это может произойти, так как она «мужа не знает». Ангел благовествует и объясняет, что это будет Мессия, который придет для спасения рода человеческого. Дева смиренно и радостно принимает эту весть.

Перед тем как произойдет рождение Сына, Мария с Йосифом-Обручником придут в Вифлеем для переписи населения, но в городе им негде устроиться на ночлег, и они находят приют в пещере.

Вообще эта икона, как и многие другие, описывает сразу несколько событий в земной жизни Господа, и время на ней не стоит. Младенца можно увидеть в двух местах: в яслях и на руках у служанки.

Это движение подтверждает, что у Бога нет такого понятия, как время.

Размышления Йосифа-Обручника

Икона «Рождество Христово» Андрея Рублева являет миру Йосифа-Обручника, сидящего в левом крайнем ряду и о чем-то размышляющего. Это изображение в миниатюре повествует евангельский рассказ, связанный с этим праведным человеком: Йосиф сидит и решает тайно отпустить Марию.

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Вот Рублев и показал мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию.

Важно

Но во сне ему явился ангел и разрешил все мучения, сказав, что рожденный от Девы есть сам Христос Спаситель.

Сама Мария полулежит в центре, почему-то отвернувшись от Младенца.

На самом деле она мысленно обращается к Йосифу и размышляет о Божественном событии.

Ангельская песнь, услышанная пастухами

Икона «Рождество Христова» благовествует и еще об одном евангельском событии. Один из пастухов, беседующий с Йосифом-Обручником, нарисован художником в одежде, сшитой из шкур животных мехом наружу.

Такую одежду носили самые бедные люди, а два других пастуха, опершись на свои посохи, слушают благую весть, которую им сообщает, склонившись, ангел в багряной одежде.

На иконе рядом с пастухами, под деревом, нарисованы животные: этим художник рассказывает о том, что всякая тварь радуется рождению Господа.

В древности еврейские пастухи днем и ночью должны были пасти жертвенных животных для принесения в храм. Это были простые и добрые люди, которые больше остальных евреев ждали прихода Мессии, вот они узнают про рождение Младенца и слышат ангельское пение: «Слава в вышних Богу и на земли мир…»

В каждом храме есть иконы Рождества Христова, православные верующие особенно почитают этот праздник, так как он стоит в одном ряду с Пасхой.

Образ крещения

В нижнем правом углу Рублев поместил двух служанок, готовящихся купать Младенца. Этим эпизодом художник показывает движение, жизнь, которая течет.

Одна служанка льет воду в купель, а другая бережно держит Младенца, который тянет к ней свои ручки. На первый взгляд, непонятно: кто эти женщины и почему именно они омывают новорожденного.

Скорее всего, это изображение напоминает людям о крещении христианских детей.

Икона “Рождество Христово”, значение: в чем помогает всем обращающимся к ней?

Слово “Вифлеем” в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. Еще древние христиане на месте рождения Господа построили небольшой храм, который потом был разрушен языческим императором.

До наших дней храм чудесным образом сохранился, а произошло это следующим образом. Когда персы ворвались в храм и хотели его разрушить, то им в глаза бросилась фреска, изображающая волхвов. Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу.

Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма.

В вифлеемском храме бережно хранится икона «Вифлеемской Божией Матери», считающаяся чудотворной. «Рождество Христово», икона Андрея Рублева, стоит в одном ряду с этой и другими чудотворными иконами и помогает всем, кто с верой обращается к ней.

Андрей Рублев

Известно, что Рублев родился в семье живописцев. Имя Андрей ему дали при постриге, а сам всемирно известный иконописец был тихим, скромным человеком, как и подобает настоящему монаху.

Нет достоверных сведений о месте рождения этого святого человека, по одним источникам, он родился в Московском княжестве, по другим – в Нижнем Новгороде. Зато год кончины и место, где захоронен иконописец, доподлинно известны. Скончался Андрей Рублев в 1428 году и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Сейчас на этом месте открыт музей Рублева.

Ранние работы преподобного Андрея Рублева выполнены в теплых тонах и напитаны радостью и благоговением. Молитва перед иконой «Рождество Христово» кисти Рублева простых верующих (по их признанию) всегда наполняется особым значением, она такая же теплая и смиренная, как и сам облик спеленатого Божественного Младенца.

Более поздний период жизни иконописца отражается на его работах, которые выполнены уже в более мрачных тонах, так как Русь тогда постигли междоусобные войны. Кисти преподобного принадлежат такие иконы, как «Живоначальная Троица» (также ранний творческий период), «Сошествие во ад», «Благовещенье», «Вознесение», «Сретение».

Рублевская школа

Старинная икона «Рождество Христово» выполнена в оливковом, белом, зеленовато-желтом цвете, и от этого она кажется солнечной и нерукотворной.

Фигура Богородицы размещена в самом центре и облачена в темно-красную (багровую) одежду или, как ее правильно называют, мофорий. Младенец лежит рядом в белых пеленах, перевязанных киноварным (красного цвета) свивальником.

Преподобный Андрей этой деталью указал на то, что этот младенец и есть Иисус Христос – спаситель мира. За спиной Богородицы иконописец черным цветом показал, что это событие произошло в пещере.

Икона написана на доске, вырезанной из липы. Дошла до наших дней в сравнительно неплохом состоянии.

Совет

Есть несколько трещин в центральной области иконы и на лике Богоматери, потерлись нимбы и потускнели краски, но и в таком виде огромное духовное влияние имеет на верующих людей икона «Рождество Христово».

Значение (в чем помогает она, интересует многих верующих) этого Божественного творения до конца еще не исследовано. На каждого христианина оно действует по-разному, но никто не может пройти мимо безразличным.

Сегодня икона хранится в Кремлевском Благовещенском соборе, прийти туда и поклонится святыне может каждый желающий.

Многие иконы Рождества Христова православные живописцы писали в подобном или ином виде, но основоположником русской школы живописи был преподобный, причисленный к лику святых, – Андрей Рублев.

Источник: https://www.syl.ru/article/296657/ikona-rojdestvo-hristovo-andreya-rubleva-opisanie-znachenie-v-chem-pomogaet-ikona-rojdestvo-hristovo

Ссылка на основную публикацию