Икона иисуса христа “моление о чаше”

Икона “Моление о чаше”

Распространенная икона “Моление о чаше” имеет в основе своего сюжета известную библейскую историю. Эта история передана не только в изобразительной композиции иконы, но и во многих картинах великих художников.

“Моление о чаше” и библейский сюжет

Когда закончилась последняя в жизни Иисуса Тайная Вечеря, Спаситель с последователями пошел на прогулку в Гефсиманский сад. Из этого сада открывались чудные виды на весь Иерусалим.

Иуда, решившийся на предательство, указал стражникам на местонахождение Иисуса Христа. И Спаситель попал под арест.

Иисус догадывался, что участь его будет страшной. И решил усердно молиться. Он молился о своей душе, а также о прощении для предателя и обидчиков. Когда Спаситель шептал слова молитвы, с его лица капали капли кровавого пота. А слова молитвы его звучали так: «Да минует меня сия чаша».

Обратите внимание

Во время молитвы в Иисусе Христе как бы боролись две стороны: человеческая и божественная. Та часть Иисуса, которая была простым человеком, хотела избежать трагической развязки. Но его Божественная сущность смирилась с положением и приняла волю Бога.

Христос в ту ночь под арестом молился трижды:

  • чтобы уберечься от страданий;
  • чтобы показать готовность перед Богом принять людские грехи на себя;
  • чтобы выразить покорность и смирение.

Этот алгоритм молитвы применяют и христиане, молящиеся перед иконой “Моление о чаше”. Считается, что так можно получить помощь в самой трудной ситуации.

Ведь главной отличительной чертой христианской веры является именно смирение перед Господом. Безропотное упование на его волю, а также кротость и уважительное отношение к той судьбе, что уготована Богом человеку.

О чем просить перед святым образом?

Значимая икона “Моление о чаше” помогает там, где сложно выбрать правильный путь. И там, где человек не может принять решение. После усердного моления решение приходит само собой, а на сердце становится легко и радостно.

Еще икону молят о помощи, чтобы справиться с сильным отчаяньем. Просят прояснить неясные ситуации, дать защиту и совет, сорвать покровы тайны.

Стоит помнить, что помогает верующим не сама икона, а Господь, проводящий свою силу в мир через священный образ. И обращаться необходимо к нему, а не к картине в окладе с вензелями.

Как молиться перед иконой?

Эту икону принято держать в домашнем иконостасе. Но и во многих церквях она тоже имеется. В минуту потребности и нужды необходимо возжигать перед иконой свечи и просить о помощи со смирением и пониманием воли Господа.

Смирение и готовность покориться Божьей воле – вот ключ к тому, что верующий будет услышан, а его просьба рассмотрена свыше. Способность принять то, что понять невозможно, является одной из благодетелей истинного христианина.

У каждого в жизни бывали такие ситуации, которые понять человеческим разумом просто невозможно. Но цель здесь не в понимании, а в вере. Если человек не понимает, но верит, то он проходит свое испытание с достоинством.

Одному Богу ведомо, зачем те или иные события происходят в нашей жизни. Нет смысла при невозможности понимания спрашивать: «Почему?». Лучше верить, что это уготовано Богом не просто так. И каждому воздастся по его вере.

“Моление о чаше” – икона не редкая, а достаточно распространенная. Она продается в рамках разного формата в церковных лавках и интернет-магазинах. К ней обращаются те, кто отчаялся и готов отдать разрешение ситуации на суд Божий. Только стоит помнить, что любой ответ Господа будет необходимо принять как должный. И здесь нужно будет проявить большую долю смирения и веры.

Популярная икона “Моление о чаше” передает важный библейский урок. На ней изображен сам Господь, молящийся Богу и окутанный небесным светом. Иногда на иконе изображают и ангелов рядом с Иисусом. Но чаще Христос на ней один. Данная икона имеет множество версий изображения.

Но верующие всегда узнают ее по характерной изобразительной композиции. “Моление о чаше” дает людям надежду на скорую помощь в самых трудных и неразрешимых случаях. Но в первую очередь молитвы перед этим святым образом убирают из души христианина отчаяние и безысходность.

Они успокаивают и помогают найти духовные силы для выхода из кризиса.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1199944312354769735/ikona-molenie-o-chashe/

Икона моление о чаше — в чем помогает, значение

Господь наш Иисус Христос соединяет в себе две природы — божественную и человеческую. Именно благодаря этому, Ему удалось пройти все этапы жизни, чувствовать, воспринимать мир также как простые смертные.

Он доказал, что слабый человек все же способен, с помощью Божией, преодолевать любые искушения, оставаясь собой, сохраняя верность Богу.

Икона «Моление о чаше» отображает совершенно уникальный момент в Его судьбе, а также многому учит.

История иконы Моление о Чаше

Христос пришел, чтобы отдать свое тело на растерзание, пролил безгрешную кровь. Все ради того, чтобы люди могли попасть обратно в потерянный ими рай.

Моление Христа сначала было о том, чтобы избежать уготованной участи. Уже затем Его молитва выражает полное смирение с Божьей волей.

Христианам здесь подается урок — каждый должен испить свою чашу страданий, уготованную Господом, подчинить свой рассудок, волю и все существо воле Бога.

Нам не всегда понятны и приятны замыслы Создателя. Но чтобы в итоге состоялась победа, необходимо принимать их — по вере, ведь рассудком это сделать невозможно. Все человеческое начало до конца противится смерти, даже часто отрицает ее, хотя она неизбежна.

Значение иконы

«Моление о чаше» — легко узнаваемый сюжет, который вдохновил многих художников и даже поэтов на создание удивительных по глубине произведений.

Кого может оставить равнодушным Иисус, который молится Отцу? Ведь Он сам является тем, кому поклонялись многие люди.

Сегодня, когда нам известен и понятен весь замысел спасения, легко рассуждать об этом, но тогда лишь немногие исповедовали Христа как Сына Божьего.

Икона «Моление о чаше» помогает проследить, через какие этапы прошла человеческая душа Христа. Евангельское описание очень трогательно показывает эти моменты.

Важно
Обратите внимание

Ночь, вот-вот придут стражники, чтобы арестовать Иисуса, Он об этом прекрасно знает. Приближающая смерть и муки пугают Его, заставляют земную плоть трепетать, Он испытывает страх, скорбь, сомнения.

[/su_box]

Это все выражено художником в той позе, в которой находится Спаситель.

  • На иконе Он предстает коленопреклоненным.
  • Иногда в стороне изображаются спящие апостолы. Они уснули, хотя Учитель просил их поддержки.
  • Руки Господа воздеты в молитве, лицо обращено к небу.
  • С небес ангел приносит золотую чашу — символ страданий и смерти, которые необходимы для завершения плана спасения людей.

Значение этого моления — показать людям, как молитва укрепляет дух. Испытывать искушения доводится самым лучшим, разница в том, как человек себя при этом ведет.

Необходимо подражать Христу, до конца исполнять свой долг, невзирая на сложности.

Также образ напоминает, что необходимо проявлять твердость в вере, даже если кажется, что больше нет сил, что все идет неправильно. Господь поможет пройти путь до конца.

О чем молиться? О том, чтобы Бог забрал из сердца отчаяние, помог найти правильное решение в сложных обстоятельствах. Укрепление веры, поиск раскаяния и утешения — вот о чем просят перед иконой «Моление о чаше». Хорошо обратиться к ней во время Великого поста, особенно во время Страстной недели.

Молитвы перед иконой Моление о чаше

Молитва Святому Духу

Молитва ко Пресвятой Троице

Молитва Господня

Символ веры

Икона моление о чаше — в чем помогает, значение was last modified: Июнь 18th, 2017 by Bogolub

  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Икона моление о чаше…

Загрузка…

Источник: https://bogolub.info/ikona-molenie-o-chashe/

Икона «Моление о чаше» в чем помогает

В период Страстной Недели ежедневно почитаются последние дни жизни Спасителя. Каждый день вспоминают отдельное событие.

Так в Чистый Четверг проводится моление в саду Гефсиманском Иисусом Христом, что изображает икона «Моление о чаше».

 Чудотворное изображение показывает, как человеческая сторона может полностью подчинится Божьей и смирится с уготованной ей участью. Этот сюжет очень любят иконописцы.

Значение иконы

По библейской легенде, когда закончилась Тайная Вечеря, Иисус вместе со своими учениками отправился в Гефсиманский сад. Этот сад был очень красивым и из него открывался прекрасный вид на Иерусалим. Господь любил там проводить время и об этом знал Иуда. Поэтому он привел стражу именно туда, чтобы арестовали Христа.

Сын Божий знал о своей дальнейшей участи, поэтому решил помолиться о спасении своей души и своих обидчиков. В молитве Он произносил «Да минует меня Чаша сия». Его мольба была так усердна, что по лицу катились кровавые капли пота.

Такое поведение Христа характеризуют, как ощущение глубокого одиночества и осознания Своего главного предназначения. Икона «Моление о чаше» очень четко передает душевное состояние Спасителя, Его страдания и смирение.

[/su_quote]

Во время молитвы в нем сражаются две сущности: человеческая и Божественная. Первая страшится смерти и желает иного развития событий, вторая полностью принимает волю Господа и возлагает на себя тяжбу человеческой греховности. Имея такие терзания внутри себя, Христос молился три раза:

  • первый раз просил уберечь его от чаши страданий;
  • второй раз излагал свою готовность полностью последовать воле Господа;
  • третий раз выражал покорение и смирение.

Так  делают и православные христиане, молясь перед иконой в самых трудных ситуациях, дабы ощутить поддержку и помощь Господа. Ведь Господь непременно помогает тем, кто со всей душевной верой обращаются к Нему.

Обязательно к прочтению:  Святитель Григорий Нисский

О чем молятся иконе «моление о чаше»

Многие верующие, имея домашний иконостас, интересуются — икона «Моление о чаше» в чем помогает. Молитва перед этим образом способна побороть различное отчаянье, которое иногда присутствует в жизни любого человека.

Помимо этого молятся перед иконой, когда тяжело принять правильное решение и выбрать верный путь. Когда у человека тяжелый период в жизни, у него всегда остается надежда на Господа, который поможет сделать правильный шаг и не сожалеть о содеянном. Именно в таких случаях прибегают к помощи образа «Молитва о чаше».

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Молении Христа о чаше:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/ikona-molenie-o-chashe-v-chem-pomogaet/

Икона Моление о Чаше Господа Иисуса Христа: фото и значение

Образ, также называемый «Гефсиманское моление», показывает Господа Иисуса Христа в момент последних размышлений перед арестом, страданиями, распятием и смертью.

На иконе Он Сам молится Своему Небесному Отцу перед страшными муками, на которые должен идти ради спасения всего человечества, даже возможности спастись тем, кто будет убивать Его. Икона показывает, что Христос, Всемогущий Господь Вседержитель, был не чужд человеческой слабости, чувству страха, боли.

Перед этим образом, отражающим переломный момент в земной жизни Христа и в истории всего человечества, многие молятся в тоске и депрессии, при принятии судьбоносных решений, необходимости сделать важный выбор.

«Моление о Чаше» — иллюстрация молитвы Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду неподалеку от Иерусалима, куда Он пришел помолиться в одиночестве перед страданиями. Это образ, чья композиция и сюжет широко распространены в западноевропейской живописи — очевидно, он происходит из иллюстраций к Библии.

Совет

В православной же иконописи указание о написании иконы Иисуса, молящегося в Гефсимании, содержится лишь в иконописном подлиннике (сборник описаний сюжетов икон) авторства афонского монаха — «Ерминии» начала XVIII века. Художники и иконописцы при создании «Моления о Чаше» обычно точно следуют евангельскому повествованию, отражая все детали, сообщенные евангелистами.

В композиции всегда акцентируется одиночество Господа Иисуса Христа — так, что зачастую другие действующие лица незаметны.

Христос всегда стоит на коленях в центре образа, а на иконе в стиле «академической школы» (живописная манера, которая передает светотень и имеет фотографические черты) Он ярко освещен Небесным Светом от ангела с Чашей в руке, Сам Его Лик, поднятый к Небу, словно сияет, а остальная часть иконы тонет в темноте. Руки Христа воздеты в молитве или сцеплены на камне в молитвенном жесте.

По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений.

Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.

Ангел, несущий с Неба золотую Чашу, находится в верхнем углу образа, иногда обозначен только его силуэт. Согласно Священному Преданию, сам Архангел Гавриил благодатью Божией укреплял неслышимой беседой Христа в эту тяжелую ночь начала Его страданий за человечество.

Читайте также:  Отношение православной церкви к проклятиям: мнение и способы борьбы

Чаша — символ этих страданий и смерти, необходимых для очищения прошлых и будущих грехов всего человечества, каждого, кто поверит в Бога, раскается в своих грехах и призовет Его в молитве. На заднем плане видны фигуры солдат и Иуды, идущего, чтобы предать Христа в руки стражи за тридцать сребренников, отданных ему фарисеями.

Именно они стремились погубить Христа из зависти за любовь народа к Нему. Неподалеку от молящегося Господа лежат апостолы, которые спали «от печали», то есть утомившись переживаниями за судьбу Иисуса Христа, которого преследовали враги.

Обратите внимание

Значение изображения апостолов в воплощении слов Христа: чтобы не впасть в грех, нужно молиться и духом бодрствовать, не спать, ведь дух бодр, а тело немощно. Так сон учеников, которые после ареста Христа разбежались, противопоставляется молитве Христа, в которой Бог Отец укрепил Его. Евангельские строки, описывающие молитву Христа в Гефсиманском саду, вдохновляли на размышления многих творцов на протяжении веков. Необычна эта икона, необычно событие: Иисус Христос, Господь Вседержитель, Которого просят о помощи миллиарды людей, Сам испытывает человеческие чувства страха и тоски, Сам молится Своему Отцу. Сейчас по благодати Божией многие люди понимают весь смысл событий земной жизни Господа, поясненный Церковью. Но как сложно представить одиночество Христа, непонимание апостолов, равнодушие и злобу распинающих и истязающих его людей!

Господь и Бог наш Иисус Христос соединил две природы в Себе. Первую — Божественную, которую Он имел от начала времен как Единородный Сын Бога-Отца — Слово Божие, Им же всё в мире и сотворено. Вторую природу — человеческую, которую Он обрел, родившись от Девы Марии и действия Святого Духа.

Благодаря человеческой природе, Сам Бог смог жить, как обычный человек, со всеми физиологическими и эмоциональными потребностями, и воспринимать мир, как простые смертные.

Своей жизнью, самим своим принятием воли Божией о Себе, Своей смертью Он доказал, что обычный человек со всеми слабостями его природы способен при помощи Божией победить искушения, струсить перед врагами ради других людей, сохранить верность Богу и сохранить в опасности себя как личность.

Образ не только отражает страшный и удивительный момент в земном пути Христа, но и учит нас, обычных людей, стойкости, умению понять и принять волю Божию, молитве.

Эта икона дает нам видеть и чувствовать состояние человеческой природы нашего Господа: боязнь, сомнения, просьбы к Богу об избавлении от мук, тоска одиночества и приближающиеся страшные страдания… Господь знает о приближении предателя со стражниками, но не выбирает иного места для молитвы, доверяя правильности Божиих решений.

Трепет человеческой плоти и сильные эмоции, соединенные с крепкой верой, благородством, обращением к Богу Отцу — вот что выражают иконописцы в изображении Христа на иконе. Христос воплотился на Земле ради возвращения человечества в потерянный по грехам рай.

Он Один должен был восстановить Божественную справедливость, нарушенный грехом человека ход мироздания, отдав Себя, Единственного Безгрешного Богочеловека в жертву искупления грехов человечества. И перед главным событием Своей земной жизни — а она была очень трудна, Господь скитался по земле, терпел непонимание и насмешки людей, даже их неблагодарность в ответ на Его чудеса — Он ощущал только одиночество. Ученики оставили Его, поддавшись усталости. Его Мать была слишком слаба, чтобы удержать, уговорить столь многих людей от зложелательства и жестокости. Божественная воля Его возложила на Него тяжесть грехов людских, а человеческая сущность Господа Иисуса, Его слабость так влияла на Него, что Он был готов отказаться в последний момент от Своего предназначения, от восстановления в раю триллионов людей скончавшихся и будущих поколений.

Каждый из нас не знает полностью замысла Бога о нашем пути. Не всегда мы делаем и верный выбор, и принимаем правильные решения на жизненном пути. Не знаем мы, отчего Господь задумал для нас именно такие трудности — а трудные жизненные уроки неизбежно встречаются на пути каждого человека.

Но чтобы быть истинным учеником Христа, идти по жизни праведно, чтобы достичь Царствия Небесного со Христом — нужно молиться Богу, просить Его просветить наше сердце в решениях и выборе. Нужно не испытывать бессильной злобы в обстоятельствах, на которые мы не можем повлиять, но верить и доверять Господу.

Наша человеческая природа противится трудностям, болезням, несчастьям и самой смерти. Но все мы должны выпить Чашу своей жизни, дарованную нам Богом, подчиниться воле Бога о нас и довериться Ему даже в страданиях.

Важно

Чтобы вновь вспомнить о страданиях и трудном даже для Господа Иисуса выборе православные верующие люди молятся в трудных обстоятельствах, скорбях и при сложном выборе перед святым ликом. Господь обязательно пошлет молящимся свою поддержку и просветит советом, поданным в вашей душе.

Люди, принявшие такую помощь, свидетельствуют, что в душе является словно понимание единственно верного решения или будто новая идея, которая и принимается ими.

Особую честь иконе «Моление о Чаше» воздают в Страстной (Чистый) Четверг перед Пасхой, на Страстной Седмице. В этот день, за сутки до Распятия Господа, и творилась Им молитва в Гефсиманском саду. Обычно в этот день образ выносится на середину храма. Молитва перед этой иконой укрепляет веру любого человека, способствует духовному становлению.

Искушения, соблазны, трудности появляются у каждого человека, даже у праведников и святых, но важно, как человек преодолевает их и какие уроки при этом извлекает.

Молитва Господу Иисусу Христу перед иконой «Моление о Чаше» помогает в самых трудных духовных ситуациях:

    • Когда нужно побороть отчаянье, депрессию, уныние;
    • В непонимании и тоске от одиночества;
    • В подражании Христу исполнением своего долга при любых трудностях, колебаниях и страхах, даже когда нет сил и остаются только сомнения — обращайтесь ко Господу за помощью, чтобы пройти свой жизненный путь;
    • В необходимости принять правильное решение;
    • Во время любого трудного жизненного выбора.

Молиться перед иконой «Моление о Чаше» можно несколькими молитвами. Первая — известная всем молитва «Отче наш». Вторая — сильная молитва словами Самого Иисуса Христа, обращенными Им к Богу Отцу во время Гефсиманского моления, направленными на человеческие нужды: «Господь и Отец мой, если можно, пусть пройдет мимо меня Чаша этих страданий — но пусть будет не как я по слабости своей хочу, но как Ты хочешь. Отец мой, если не может эта Чаша миновать меня, чтобы мне не пить этих страданий, пусть будет воля Твоя на все». Третья молитва перед ликом читается в скорбях, при приближающихся страданиях, а также «перед подвигом» — в ходе военных действий или в мирное время, когда нужно защитить других людей, проявить отвагу: «Указанную Тебе Богом Отцом Чашу страданий за грехи человеческого рода готовившись выпить, Ты, о Господь Иисус Христос, Бог наш, в саду Гефсиманском трижды молился: «Если возможно, да минует Меня чаша это: впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Когда же призовет нас Господь совершить подвиг или трудные жизненные обстоятельства появятся на нашем пути, эта молитва будет на устах у нас, будем повторять ее, бодрствовать духом и петь всю жизнь нашу: Аллилуйя». Да хранит Вас милостивый и знающий все немощи человеческие Господь наш Иисус Христос!

Источник: https://www.o-vere.ru/molenie-o-chashe-ikona-gospoda-iisusa-hrista.html

Иисус христос молитва о чаше

Религиозное чтение: иисус христос молитва о чаше в помощь нашим читателям.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

В период Страстной Недели ежедневно почитаются последние дни жизни Спасителя. Каждый день вспоминают отдельное событие.

Так в Чистый Четверг проводится моление в саду Гефсиманском Иисусом Христом, что изображает икона «Моление о чаше».

Чудотворное изображение показывает, как человеческая сторона может полностью подчинится Божьей и смирится с уготованной ей участью. Этот сюжет очень любят иконописцы.

Значение иконы

По библейской легенде, когда закончилась Тайная Вечеря, Иисус вместе со своими учениками отправился в Гефсиманский сад. Этот сад был очень красивым и из него открывался прекрасный вид на Иерусалим. Господь любил там проводить время и об этом знал Иуда. Поэтому он привел стражу именно туда, чтобы арестовали Христа.

Сын Божий знал о своей дальнейшей участи, поэтому решил помолиться о спасении своей души и своих обидчиков. В молитве Он произносил «Да минует меня Чаша сия». Его мольба была так усердна, что по лицу катились кровавые капли пота.

Такое поведение Христа характеризуют, как ощущение глубокого одиночества и осознания Своего главного предназначения. Икона «Моление о чаше» очень четко передает душевное состояние Спасителя, Его страдания и смирение.

[/su_quote]

Во время молитвы в нем сражаются две сущности: человеческая и Божественная. Первая страшится смерти и желает иного развития событий, вторая полностью принимает волю Господа и возлагает на себя тяжбу человеческой греховности. Имея такие терзания внутри себя, Христос молился три раза:

  • первый раз просил уберечь его от чаши страданий;
  • второй раз излагал свою готовность полностью последовать воле Господа;
  • третий раз выражал покорение и смирение.

Так делают и православные христиане, молясь перед иконой в самых трудных ситуациях, дабы ощутить поддержку и помощь Господа. Ведь Господь непременно помогает тем, кто со всей душевной верой обращаются к Нему.

О чем молятся иконе «Моление о чаше»

Многие верующие, имея домашний иконостас, интересуются — икона «Моление о чаше» в чем помогает. Молитва перед этим образом способна побороть различное отчаянье, которое иногда присутствует в жизни любого человека.

Помимо этого молятся перед иконой, когда тяжело принять правильное решение и выбрать верный путь. Когда у человека тяжелый период в жизни, у него всегда остается надежда на Господа, который поможет сделать правильный шаг и не сожалеть о содеянном. Именно в таких случаях прибегают к помощи образа «Молитва о чаше».

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Молении Христа о чаше:

Моление о чаше

Моление о чаше — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях

  • Место Провинция Иудея / Иерусалим / ГефсиманияЕщё 1
  • Иерусалим
  • Исторический период Страстная неделя

С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Моление о чаше, Эль Греко, 1605 год Эль Греко (1541–1614), Public Domain

Евангельский сюжет

Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что

«Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин.18:1).

(26:36-46)

(14:33-42)

(22:40-46)

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».

Моление о чаше, Джованни Беллини, 1465—1470 Джованни Беллини (1430–1516), Public Domain

Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:

  • Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
  • Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя»;
  • Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».

Место действия

Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре Андреа Мантенья (1431–1506), Public Domain

Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической церкви Всех наций, построенной в 1919–24 гг. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.

Читайте также:  Великий пост или святая четыредесятница - с 11 марта по 27 апреля в 2019 году

Богословское толкование

Богословы видят в словах Гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что Он имел две воли: Божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с Его вочеловечеванием).

Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше:

«показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».

Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением Его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.

«Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову».

Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет:

«Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа.

Хощет однакоже, да будет воля Отча, дабы и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному.

Совет

Или для того молился, да мимо идет от Него чаша, чтоб не вменился Иудеям грех, подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех».

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.

Фотогалерея

Полезная информация

В изобразительном искусстве

Существует мнение, что во время Гефсиманской молитвы дьявол, отошедший от Иисуса «до времени» после Его искушения в пустыне (Лк.4:13), вновь приступил к Нему с искушениями, пытаясь отклонить Его от предстоящего подвига Крестных страданий.

Моление о чаше относится к популярным сюжетам в западноевропейской живописи. Обычно художники при изображении данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, и ангела с чашей в руке, троих спящих учеников и вдалеке идущих Иуду и стражей.

Художники стремились подчеркнуть в молении о чаше трагическое одиночество Иисуса Христа.

Он, стоящий на коленях всегда является центром композиции, Иуду со стражей помещали на заднем плане, а спящих учеников — на переднем, подчёркивая их сном значимость слов Христа, обращённых к ним: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (сон учеников противопоставляется бодрствованию и молитве Христа).

В иконописи указание по написанию Иисуса, молящегося в Гефсимании, содержится в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII века):

«Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простерший к Нему руки. Позади Христа Петр, Иаков и Иоанн спят: но к ним подошел Спаситель, и одною рукою будит Петра, а в другой держит хартию со словами: тако ли не возмогосте и единаго часа побдети со Мною»

Икона моление о чаше — в чем помогает, значение

Господь наш Иисус Христос соединяет в себе две природы — божественную и человеческую. Именно благодаря этому, Ему удалось пройти все этапы жизни, чувствовать, воспринимать мир также как простые смертные.

Он доказал, что слабый человек все же способен, с помощью Божией, преодолевать любые искушения, оставаясь собой, сохраняя верность Богу.

Икона «Моление о чаше» отображает совершенно уникальный момент в Его судьбе, а также многому учит.

История иконы Моление о Чаше

Христос пришел, чтобы отдать свое тело на растерзание, пролил безгрешную кровь. Все ради того, чтобы люди могли попасть обратно в потерянный ими рай.

Моление Христа сначала было о том, чтобы избежать уготованной участи. Уже затем Его молитва выражает полное смирение с Божьей волей.

Христианам здесь подается урок — каждый должен испить свою чашу страданий, уготованную Господом, подчинить свой рассудок, волю и все существо воле Бога.

Нам не всегда понятны и приятны замыслы Создателя. Но чтобы в итоге состоялась победа, необходимо принимать их — по вере, ведь рассудком это сделать невозможно. Все человеческое начало до конца противится смерти, даже часто отрицает ее, хотя она неизбежна.

Значение иконы

«Моление о чаше» — легко узнаваемый сюжет, который вдохновил многих художников и даже поэтов на создание удивительных по глубине произведений.

Кого может оставить равнодушным Иисус, который молится Отцу? Ведь Он сам является тем, кому поклонялись многие люди.

Сегодня, когда нам известен и понятен весь замысел спасения, легко рассуждать об этом, но тогда лишь немногие исповедовали Христа как Сына Божьего.

Икона «Моление о чаше» помогает проследить, через какие этапы прошла человеческая душа Христа. Евангельское описание очень трогательно показывает эти моменты.

Важно
Обратите внимание

Ночь, вот-вот придут стражники, чтобы арестовать Иисуса, Он об этом прекрасно знает. Приближающая смерть и муки пугают Его, заставляют земную плоть трепетать, Он испытывает страх, скорбь, сомнения.

[/su_box]

Это все выражено художником в той позе, в которой находится Спаситель.

  • На иконе Он предстает коленопреклоненным.
  • Иногда в стороне изображаются спящие апостолы. Они уснули, хотя Учитель просил их поддержки.
  • Руки Господа воздеты в молитве, лицо обращено к небу.
  • С небес ангел приносит золотую чашу — символ страданий и смерти, которые необходимы для завершения плана спасения людей.

Значение этого моления — показать людям, как молитва укрепляет дух. Испытывать искушения доводится самым лучшим, разница в том, как человек себя при этом ведет.

Необходимо подражать Христу, до конца исполнять свой долг, невзирая на сложности.

Также образ напоминает, что необходимо проявлять твердость в вере, даже если кажется, что больше нет сил, что все идет неправильно. Господь поможет пройти путь до конца.

  • Икона Трилетствующая
  • Икона Геронтисса — здесь
  • Икона «Троеручица» — https://bogolub.info/ikona-troeruchica-znachenie-chem-pomogaet-kak-molitsya/

О чем молиться? О том, чтобы Бог забрал из сердца отчаяние, помог найти правильное решение в сложных обстоятельствах. Укрепление веры, поиск раскаяния и утешения — вот о чем просят перед иконой «Моление о чаше». Хорошо обратиться к ней во время Великого поста, особенно во время Страстной недели.

Молитвы перед иконой Моление о чаше

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

1 В чем помогает икона Неупиваемая Чаша. 2 Чаша спасения — значение иконы. 3 История появления иконы. . «О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибега¬ем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен.

Икона Божьей Матери «Троеручица» наверняка не была бы так известна, если бы не история случившаяся в Иоанном Дамаскиным. В 717 году нашей эры был некий византийский император, Лев Исавр.

8 Молитва иконе Тайная Вечеря. О чем повествует икона. События того вечера интересовали не только иконописцев, но и мастеров живописи. . Моление о чаше (в Гефсиманском саду).

Описание икон. Акафисты. Правила обрядов. Молитвы. Описание икон. . Стал свидетелем преображения Господа на Фаворской горе. Был в Гефсиманском саду во время Моления о чаше.

Важно

Главная Описание икон Икона Божией Матери Знамение — значение, в чем помогает. . Радуйся, благая Послушательнице молений прилежных; радуйся . Радуйся, всех радостей Радосте; радуйся, Чаше неупиваемая сладости.

1 В чем помогает икона Неупиваемая Чаша. 2 Чаша спасения — значение иконы. 3 История появления иконы. . «О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибега¬ем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен.

Икона Божьей Матери «Троеручица» наверняка не была бы так известна, если бы не история случившаяся в Иоанном Дамаскиным. В 717 году нашей эры был некий византийский император, Лев Исавр.

8 Молитва иконе Тайная Вечеря. О чем повествует икона. События того вечера интересовали не только иконописцев, но и мастеров живописи. . Моление о чаше (в Гефсиманском саду).

Описание икон. Акафисты. Правила обрядов. Молитвы. Описание икон. . Стал свидетелем преображения Господа на Фаворской горе. Был в Гефсиманском саду во время Моления о чаше.

Важно

Главная Описание икон Икона Божией Матери Знамение — значение, в чем помогает. . Радуйся, благая Послушательнице молений прилежных; радуйся . Радуйся, всех радостей Радосте; радуйся, Чаше неупиваемая сладости.

Оставить комментарий Cancel Reply

Источник: https://xn—–6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/iisus-hristos-molitva-o-chashe/

Моление о чаше. Икона на холсте

Икона Моление о чаше помогает побороть отчаяние через усердную молитву.

«Моление о чаше» – молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду незадолго до своего ареста. Спаситель, преклонив колени, молился, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 20: 40-46).

Иоанн Дамаскин так трактует молитву Спасителя: «Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти.

Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, страдание стало вольным и по человечеству Христову».

Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду относится к одному из событий Страстной (Великой) недели, в которую во время церковных богослужений воспоминаются последние дни земной жизни Спасителя. Великим называется и каждый из дней этой недели, имеющий свое условное название, посвященное тому или иному событию. Моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду воспоминается в Великий четверг.

Совет

Совершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду.

Находясь на западном склоне Елеонской горы, сад возвышался над Иерусалимом, и с него открывался живописный вид на Храм и окружающие его великолепные постройки. Когда Господь посещал Иерусалим, Он неизменно собирался со Своими учениками в Гефсиманском саду.

Зная это, Иуда, один из апостолов (который покинул Тайную вечерю, чтобы предать Спасителя) решил именно сюда привести стражу, чтобы они могли здесь арестовать Христа.Зная о приближении воинов, Господь стал готовиться к предстоящему суду у первосвященников и к Своей крестной смерти.

Чувствуя необходимость молитвы в этот решающий момент, Господь сказал апостолам: «Сидите тут, пока Я помолюсь.» Отойдя на небольшое расстояние, Господь начал скорбеть и тосковать. «Душа Моя скорбит смертельно, — сказал Он находящимся невдалеке апостолам Петру, Иакову и Иоанну. — Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

» Потом, немного отойдя, Он пал на лице Свое и начал молиться: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем не как Я хочу, но как Ты.» Молитва эта была столь напряженной, что по описанию евангелистов, пот, как капли крови, стекал с Его лица на землю. В это время невероятной внутренней борьбы явился к Иисусу Ангел с Неба и стал укреплять Его.

Читайте также:  Беседы с детьми о святителе николае чудотворце, его житие и чудесах

Никто не может постичь всю тяжесть скорбей Спасителя, когда Он готовился к крестным страданиям для искупления грешного человечества. Нет надобности отрицать естественный страх смерти, потому что Ему, как человеку, были известны обычные человеческие тягости и болезни.

Обычным людям естественно умирать, но для Него, как совершенно безгрешного, смерть была противоестественным состоянием.При этом внутренние страдания Христа были особенно невыносимы потому, что в это время Господь брал на Себя все непосильное бремя грехов человечества.

Мировое зло всей своей непосильной тяжестью как бы придавило Спасителя и наполнило Его душу невыносимой скорбью. Ему, как нравственно совершенному, было чуждо и омерзительно даже малейшее зло. Беря на Себя людские грехи, Господь вместе с ними брал на Себя и вину за них.

Таким образом то, что должен был претерпеть каждый из людей за свои преступления, сосредоточивалось теперь на Нем Одном. Очевидно, что скорбь Христа усиливалась от сознания того, насколько ожесточилось большинство людей. Многие из них не только не оценят Его бесконечную любовь и величайший подвиг, но будут смеяться над Ним и со злобой отвергнут предлагаемый им праведный путь.

Грех они предпочтут праведному образу жизни, а людей, жаждущих спасения, они будут преследовать и убивать.Переживая это, Господь трижды молился.

В первый раз Он просил Отца удалить от Него чашу страданий; во второй раз Он изъявил готовность следовать воле Отца; после третьей молитвы Спаситель сказал: «Да будет воля Твоя!»С богословской точки зрения, внутренняя борьба, которую Господь Иисус Христос претерпел в Гефсиманском саду, со всей очевидностью обнаруживает две самостоятельные и цельные сущности в Нем: Божескую и человеческую. Его Божественная воля, была во всем согласна с волей Его Небесного Отца, желающего спасти людей Своими страданиями, а Его человеческая воля естественно отвращалась от смерти как от удела грешников и желала найти другой путь спасения людей. В конечном итоге, укрепленная прилежной молитвой, Его человеческая воля подчинилась Его божественной воле.Восстав от молитвы, Господь подошел к апостолам, чтобы предупредить их о приближении предателя. Застав их спящими, Он кротко упрекает их: «Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час и Сын Человеческий предается в руки грешников. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна» (Марк 14:38). Как могло случиться, что ученики уснули в такой решающий момент? Это произошло, очевидно, от чрезмерной печали. Они смутно понимали, что какая-то ужасная трагедия вот-вот произойдет, и не знали, как отвратить ее. Известно, что сильные переживания могут настолько истощить нервную систему, что человек теряет волю к сопротивлению и старается забыться сном.

Однако Господь убеждает Своих учеников, а в их лице и всех христиан не отчаиваться ни при каких трудных обстоятельствах, а бодрствовать и прилежно молиться. Бог, видя веру человека, не допустит уповающему на Него впасть в искушение сверх его сил, а непременно поможет ему.

Источник: http://shop-pobedinedug.ru/product/molenie-o-chashe-ikona-na-holste

Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше)

Выход после Тайной вечери А. А. Иванов. 1850 г. 26х40. Москва, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда». Евангелие от Иоанна 

***

Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад. Эскиз. Н. Н. Ге. 1888 г. Холст, масло. 65,3х85. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. Н. Н. Ге. 1889 гг. Холст, масло. 142х192

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***

Обратите внимание

Христос в Гефсиманском саду. А. И. Куинджи. 1901 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся.

Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы — «Христос в саду Гефсиманском».

***

Моление о чаше. А. Л. Витберг. Начало XIX века. Холст, масло.

Государственный музей истории религии 

***

Моление о чаше. Алексей Егоров. 1820-е.Холст, масло. 58х39. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Пост. из Андреевского собора в 1925 г. № Ж-3331 

***

Моление о чаше. Ф. А. Бруни. Середина 1830-х. Холст, масло. 246х134,5 Государственный Русский музей

Моление о чаше. Ф. А. Бруни. 1834–1836 гг. Холст, масло. 246х134,5

Государственная Третьяковская галерея 

***

Моление о чаше. С. А. Живаго. 1845–46 гг. Холст, масло. Картина, завершающая композицию третьего яруса главного иконостаса Исаакиевского собора, расположена в центральной части над аркой главного алтаря.

Построена на контрастах яркого луча света в левой верхней части и затемненной правой 

***

Христос в Гефсиманском саду. (Явление Ангела) А. А. Иванов. 1850 г. 26×40.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки

Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). А. А. Иванов. 1840-1857 гг.

Государственная Третьяковская галерея, Москва  

***

Моление о чаше. И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2х21,2

Государственная Третьяковская галерея 

***

Христос в Гефсиманском саду. В. Г. Перов. 1878 г. Холст. Масло. 151,5х238. Государственная Третьяковская галерея. Москва 

Христос в Гефсиманском саду. Василий Григорьевич Перов. Холст, масло, 30, 5х53, 5 Ульяновск

***

Важно

В Гефсиманском саду. Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. Холст, масло, 258х198,5. Государственная Третьяковская галерея

В Гефсиманском саду.

Н. Н. Ге 

***

Моление о чаше. Николай Шаховской. 1883-1907 гг. 72,5×51,5. Эскиз для мозаики храма «Спас-на-крови». Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Моление о чаше. Худ. Н. П. Шаховской. Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург

Источник: блог rusmosaic.wordpress.com

***

Христос в Гефсиманском саду. М. А. Врубель. 1887–1888 гг. Бумага на картоне, уголь. 140,5х52,5.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

***

Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). Кошелев Николай Андреевич. Кон. XIX в. Эскиз. Бумага, масло, 31х16,8. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Воскресный день

Моление о чаше (“Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его”). Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Картон, масло. 40,4×26,4/ Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Воскресный день

***

Моление о чаше. B. E. Маковский. 1895 год (?). Металл, масло. 64,5х47. Эскиз для собора Преображения г. Сумы. Дар Троице-Сергиевой Лавре 14 октября 1964 г. Троице-Сергиева Лавра, церковно-археологический кабинет

Подпись справа внизу кистью темно-коричневым пигментом: «В. Маковскш 189(5) (?)», дата, вероятно, закрыта рамой.

Совет

Представленная композиция является эскизом к живописному образу «Моление о чаше». Изобразительная трактовка сюжета близка традиции русской реалистической живописи передвижников, отказавшихся от академической трактовки религиозных мотивов.

Христос стоит на коленях на краю Гефсиманского сада у камней («И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», Лк. 22: 41). Лицо Его обращено к небу, голову осеняет легкое свечение в форме нимба, руки протянуты перед собой ладонями вверх — Христос вопрошает Отца, присутствие Которого как бы отмечает слабый просвет в ночном небе слева вверху.

В целом образ Спасителя решен очень драматично. Маковский неоднократно обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 г. работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III.

В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в г. Сумы. К. Николаев. Галерея на Карповке 

***

Христос в Гефсиманском саду. В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5х98,5. Подпись справа внизу кистью темным пигментом: «ВПоленов» (буквы «В» и «П» переплетены), дата, возможно, закрыта рамой. Холст дублирован и набит на новый подрамник. На обороте холста кистью № 702. Отмечаются незначительные потертости красочного слоя в правой части изображения.

Христос в Гефсиманском саду. Фрагмент В.П. Поленов

Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890—1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки мотива, известного по сюжету «Моление о чаше».

Христос, возносящий молитву под сенью старой кряжистой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую — прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой.

Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34). Эти евангельские слова были выбраны Поленовым для названия картины, под которым экспонировался один из вариантов на выставке «Из жизни Христа» в 1909—1910 гг.

Известны авторские варианты-повторения на этот сюжет: работа под названием «Прискорбна душа Моя» упоминается в собрании Чарльза Крэна, США. (К. Николаев. Галерея на Карповке)

Прискорбна душа моя. В. Д. Поленов. Выставка 1909–1910 гг.

Упоминается в собрании Чарльза Крэна, США 

***

Обратите внимание

Моление о чаше. М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза 34х27,5. Эскиз росписи южной стены храма св.князя Александра Невского в Абастумани.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***

Моление о чаше.

Е. Сорокин. 1904 г. 

***

Моление о чаше. И. К. Айвазовский. 1897 г. Холст, масло, 94×72. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Композиционно и при помощи света выделен Христос в «Молении о чаше». Слева внизу изображены спящие ученики, вверху воины и служители иудейские с фонарями и оружием. Полотно создавалось для церкви св. Сергия.

В 1897 году церковь была восстановлена ее будущим настоятелем Хареном Вардапетом. Айвазовский сообщал: «… на днях будет освящение, и по этому случаю написал образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду».

Крымская картинная галерея  

***

Моление о чаше.

Неизвестный автор. До XX века 

***

Моление о чаше   Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1885–1896 гг. Фреска

Владимирский собор, Киев

В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками — братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык.

Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал.

Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой.

Важно

В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве. 

Моление о чаше.

В. А. Котарбинский. Вторая половина 1880-х – первая половина 1890-х гг. Холст, масло. 

***

Моление о чаше. Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг. Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма. 

***

Моление о чаше. Мозаика по эскизу В. М. Васнецова

Храм «Спас-на-водах», Санкт-Петербург

К В. М. Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С. Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. «Спаса» установили над воротами звонницы.

С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма (15 мая 1910 г.). Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше.

Спас-на-водах

Источник: http://www.ippo.ru/christian-culture/evangelie/str/3

Ссылка на основную публикацию