Храм в честь новомучеников и исповедников церкви русской в москве

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре / Православие.Ru

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Строительство нового собора стало насущной потребностью Сретенского монастыря. Сюда на богослужения со всех концов Москвы съезжаются тысячи прихожан, и часто, когда храм уже переполнен, множество людей в любую погоду вынуждены всю службу молиться под открытым небом.

Прихожане Сретенского монастыря на улице во время службы

Новый собор построен, конечно же, не только для того, чтобы увеличить пространство для богослужений. Он освящается в годовщину трагических революционных событий, происшедших в нашей стране столетие назад.

Собор призван прославить память православных христиан – мучеников, исповедников ХХ века, известных нам и неведомых, но известных Богу и прославленных у Него в Царствии Небесном.

Это наши соотечественники, нашедшие в себе силы подвигом духовного служения правде Христовой, Его истине противостать разрушительной смуте, сохранить и передать Православие поколениям, призванным сохранять и возрождать Россию.

Фрагмент иконы Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Несмотря на трагизм сравнительно недавних еще исторических событий, храм не выглядит мрачным. Напротив, все в нем – и архитектура, и убранство – несет радость Воскресения Христова, свет торжества подвига новомучеников, победы Церкви Божией над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью.

Эскизный проект нового храма

Решение о строительстве собора было принято на заседании Попечительского совета 3 марта 2011 года. В декабре 2012 года был проведен открытый конкурс на проект нового храма. Среди требований к проектам значилось «отображение традиционной для русской церковной архитектуры идеи Дома Божия, а также подвига и торжества духовной победы новомучеников».

Обсуждение проектов храма

Перед началом строительства храма были произведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в начале 2014 году и заняли 866 рабочих дней.

Победитель конкурса – эскизный проект Дмитрия Смирнова

Высота храма – 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.

Вид на Москву с высшей точки храма

В то же время храм очень традиционен. В его внешнем архитектурном убранстве присутствует русский стиль, во внутреннем убранстве – элементы византийского искусства. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка.

Обратите внимание

Из подобного же камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы. Для выполнения такой резьбы потребовалось изготовить 29 000 деталей общим объемом 910 м3. Храм украшен резьбой не только снаружи, но и внутри.

Для внутренней отделки использовано 4500 деталей камня объемом 230 м3.

Каменная надвратная резьба храма

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Роспись необычайной красоты завораживает взгляд входящего. В центральном куполе – Господь Вседержитель, вокруг – сонм святых, среди которых не только новомученики, но и другие любимые в России святые.

Роспись купола

Нижний храм нового собора не случайно посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий – купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов.

Здесь, вокруг купели, будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся ко крещению. Лекции о христианской жизни в Сретенском монастыре уже давно пользуются популярностью среди студентов светских вузов и столичной молодежи.

В актовом зале Сретенской семинарии, расположенной в монастыре, еженедельно собирается до 350 слушателей. Каждую лекцию просматривает через интернет около 35 тысяч человек.

Нижний храм

На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

25 мая 2017 года, во время великого освящения, святые мощи священномученика Илариона – духовного покровителя Сретенского монастыря и его настоятеля в двадцатые, послереволюционные годы – будут перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 года, в новый храм – в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где с 1924 по 1929 год провел в заключении священномученик Иларион.

Мощи священномученика Илариона в древнем соборе монастыря

Особо интересна громадная фреска апсиды над алтарем верхнего храма.

Изображение Тайной Вечери не совсем традиционно: помимо двенадцати апостолов здесь присутствуют образы святых новомучеников ХХ века. Это словно Тайная Вечеря, совершаемая в Царствии Небесном.

Возвышающийся всего на четыре метра резной каменный иконостас не загораживает апсиду и дает возможность рассмотреть в деталях эту великолепную алтарную роспись.

Общая площадь фресок собора составляет 6530 м2. Специально для нового храма написано 47 икон, большая часть из которых – в русско-византийских традициях. Мозаичные иконы и мозаичный баптистерий выполнены в редкой стилистике ломоносовской мозаики из тянутой смальты.

3D-проект баптистерия

Совет

Площадь перед собором устроена как храм под открытым небом. Патриаршее крыльцо может служить алтарем. Предусмотрены все возможности для проведения богослужений в теплое время года так, чтобы в нем могли участвовать и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.

Важно

Служение Литургии Преждеосвященных Даров на площади перед новым храмом. 15 марта 2017 года

Семь золотых куполов нового храма, украшенных аркатурным поясом, хорошо видны с разных точек Москвы.

Новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, по мнению известных художников и архитекторов Москвы, стал одной из доминант старой части столицы, продолжающих древние традиции и соединяющих прошлое и настоящее нашего Отечества.

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Вид с Рождественского бульвара

Источник: https://pravoslavie.ru/103626.html

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Икона святых новомучеников и исповедников Российских

Собор новомучеников и исповедников Российских – празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

Собор новомучеников и исповедников Российских — название праздника в честь российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.

История установления праздника

25 марта 1991 года Священный Синод принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5/18 апреля 1918 года: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января по Юлианскому календарю — в день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую неделю после оного.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры.В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек.

Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: 31 октября (по юлианскому календарю) 1917 года он был зверски убит революционными матросами.

Русская Зарубежная Православная Церковь совершила прославление Собора в 1981 году.

По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей . Собор постоянно дополняется по мере обнаружения и изучения жития новых новомучеников.

Гонения начались вскоре после Октябрьского переворота 1917 г. Первомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. 8 ноября 1917 г. отец Иоанн совершал с прихожанами моление об умиротворении России. Вечером революционные матросы пришли к нему на квартиру.

После избиений полуживого священника долго волокли по шпалам железнодорожного полотна, пока он не скончался… 29 января 1918 г. матросы расстреляли в Киеве митрополита Владимира – это был первый мученик из числа архиереев. Вслед за святыми мучениками Иоанном и Владимиром последовали другие.

Жестокости, с которой большевики предавали их смерти, могли позавидовать палачи Нерона и Домициана. В 1919 г. в Воронеже, в монастыре Святителя Митрофана, семь инокинь были сварены заживо в котлах с кипящей смолой. Годом раньше три иерея в Херсоне были распяты на крестах. В 1918 г.

Совет

епископа Соликамского Феофана (Ильинского) на глазах у народа вывели на замерзшую реку Каму, раздели донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них палку, приподняли в воздух и начали медленно опускать в прорубь и поднимать, пока он, еще живой, не покрылся коркой льда, толщиной в два пальца.

Не менее зверским способом предали смерти епископа Исидора Михайловского (Колоколова). В 1918 г. в Самаре его посадили на кол.

Страшной была кончина других архиеерев: епископа Пермского Андроника закопали живым в землю; архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) сбросили со стены; архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого) повесили вниз головой в севастопольском соборе; епископа Серапульского Амвросия (Гудко) привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь…

Смерть простых священников была не менее страшной. Священника отца Котурова поливали на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую… Семидесятидвухлетнего священника Павла Калиновского забили плетьми… Заштатного священника отца Золотовского, которому шел уже девятый десяток, нарядили в женское платье и вывели на площадь. Красноармейцы требовали, чтобы он танцевал перед народом; когда же он отказался, его повесили… Священника Иоакима Фролова сожгли заживо за селом на стогу сена…

Как в древнем Риме, казни часто были массовыми. С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. в Харькове было убито семьдесят иереев. В Перми после занятия города белой армией были обнаружены тела сорока двух священнослужителей.

Весной, когда снег стаял, их нашли закопанными в семинарском саду, многие были со следами пыток. В Воронеже в 1919 г.

было одновременно убито 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах в церкви монастыря Святителя Митрофана Воронежского…

Массовые убийства происходили повсеместно: сведения о казнях в Харькове, Перми и Воронеже дошли до нас только потому, что эти города на короткий срок занимала белая армия. И стариков, и совсем юных убивали за одну принадлежность к духовному сословию. В 1918 г. в России было 150 тысяч священнослужителей. К 1941 г. из них было расстреляно 130 тысяч.

Обратите внимание

В народе почитание новомучеников возникало сразу же после их смерти. В 1918 г. в Перми были убиты святители Андроник и Феофан. Московский Собор послал комиссию во главе с архиепископом Черниговским Василием для расследования обстоятельств смерти пермских епископов. Когда комиссия возвращалась в Москву, между Пермью и Вяткой в вагон ворвались красноармейцы.

Епископ Василий и его спутники были убиты, а тела их сбросили с поезда. Крестьяне с честью похоронили убитых, к могиле стали идти паломники. Тогда большевики выкопали тела мучеников и сожгли их. Так же тщательно были уничтожены тела святых царственных мучеников. Большевики прекрасно понимали, к чему может привести их нерасторопность.

Не случайно чекисты категорически отказывались выдавать родным и близким тела казненных за религиозные убеждения. Не случайно выбирались такие средства казни, при которых тела мучеников не сохранялись (потопление, сожжение). Опыт Рима тут был как нельзя кстати. Вот лишь несколько примеров. Епископа Тобольского Гермогена 16 июня 1918 г.

утопили в реке Туре, привязав к скрученным рукам двухпудовый камень. Тело расстрелянного Серпуховского архиепископа Арсения засыпали хлоруглеродной известью. Тела петроградских мучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна были уничтожены (или спрятаны в неизвестном месте).

Тело Тверского архиепископа Фаддея, великого праведника и аскета, еще при жизни почитавшегося святым, расстрелянного в 1937 г., тайно закопали на общем кладбище. Тело белгородского епископа Никодима было брошено в общую расстрельную яму. (Впрочем, христиане узнали об этом и ежедневно служили на том месте панихиды). Иногда православным удавалось выкупить мощи.

В станице Усть-Лабинской 22 февраля 1922 г. был убит священник Михаил Лисицын. Три дня его водили по селу с накинутой на шею петлей, издевались и били его до тех пор, пока он не перестал дышать. Тело мученика было выкуплено у палачей за 610 рублей. Были случаи, когда большевики бросали тела новомучеников на поругание, не позволяя их хоронить.

Те из христиан, кто все же решался на это, получали мученический венец. Священника Александра Подольского перед смертью долго водили по станице Владимирской (Кубанская область), глумились над ним и избивали, потом зарубили за селом на свалке. Один из прихожан отца Александра, пришедший похоронить священника, был тут же убит пьяными красноармейцами.

И все же богоборцам не всегда сопутствовала удача. Так, тело святителя- мученика Гермогена Тобольского, утопленного в Туре, спустя какое-то время было вынесено на берег и при огромном стечении народа торжественно погребено в пещере святого Иоанна Тобольского. Были и другие примеры чудесного обретения мощей. Летом 1992 г.

Важно

были обретены мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского, и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Осенью 1993 г. на заброшенном кладбище в Твери произошло обретение святых мощей архиепископа Фаддея. В июле 1998 г.

Читайте также:  Акафист святому симеону верхотурскому

в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище были обретены мощи архиепископа Илариона (Троицкого) – одного из ближайших сподвижников святого Патриарха Тихона, блестящего богослова и проповедника, скончавшегося в Ленинградской пересыльной тюрьме в 1929 г. Перенесение мощей в монастырский храм сопровождалось благоуханием, а сами мощи имели янтарный оттенок.

От них происходили чудесные исцеления. 9 мая 1999 г. мощи святителя Илариона специальным рейсом самолета были отправлены в Москву, а на следующий день в Сретенском монастыре состоялось торжество прославления нового святого.

Как и христиане первых веков, новомученики шли на пытки без колебаний, а умирали, радуясь, что страдают за Христа. Перед казнью они часто молились за своих палачей. Митрополит Киевский Владимир крестообразно благословил руками убийц и произнес: «Господь вас да простит». Не успел он опустить рук, как был сражен тремя выстрелами.

Епископ Никодим Белгородский перед расстрелом, помолившись, благословил солдат китайцев, и те отказались стрелять. Тогда их сменили новыми, а священномученика вывели к ним переодетого в солдатскую шинель. Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) перед казнью призвал солдат к покаянию и, стоя под направленными на него стволами, произнес проповедь о будущем спасении России.

Солдаты отказались стрелять, и священномученик был расстрелян китайцами. Петроградский священник Философ Орнатский был доставлен на казнь вместе с двумя сыновьями. «Кого сначала расстреливать – тебя или сыновей?» – спросили его. «Сыновей», – ответил священник. Пока их расстреливали, он стоял на коленях и читал отходные молитвы.

Солдаты отказались стрелять в старца, и тогда комиссар выстрелил в него из револьвера в упор. Архимандрит Сергий, расстрелянный в Петрограде, умер со словами: «Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят». Часто сами исполнители приговоров понимали, что казнят святых. В 1918 г. в Вязьме расстреляли епископа Макария (Гневушева).

Один из красноармейцев потом рассказывал, что когда он увидел, что этот тщедушный, седой «преступник» – лицо явно духовное, у него «захолонуло» сердце. И тут же Макарий, проходя мимо выстроившихся солдат, остановился напротив него и благословил со словами: «Сын мой, да не смущается сердце твое – твори волю пославшего тебя». Впоследствии этот красноармеец был уволен в запас по болезни.

Совет

Незадолго до смерти он сказал своему врачу: «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе, как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце, когда он проходил? А ведь он узнал и благословил из жалости…». Когда читаешь жития новомучеников, невольно сомневаешься: может ли человек перенести такое? Человек, наверное, нет, но христианин – да.

Силуан Афонский писал: «Когда бывает большая благодать, то душа желает страданий. Так, у мучеников была большая благодать, и тело их радовалось вместе с душой, когда их мучили за возлюбленного Господа. Кто испытал эту благодать, тот знает об этом…».

Другие замечательные слова, так же проливающие свет на удивительное мужество новомучеников, оставил за несколько дней до своего расстрела священномученик Ве- ниамин, митрополит Петроградский и Гдовский: «Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией.

Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в каком находился счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры.

Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание; обречение и требование этой смерти; якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо».

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/den-svyatix-novomuchenikov-i-ispovednikov-rossiieskix.html

Источник: http://www.kadashi.ru/item/1245-sobor-novomuchenikov-i-ispovednikov-tserkvi-russkoj.html

На территории Сретенского монастыря освятили новый храм. Новости. Первый канал

На территории московского Сретенского монастыря сегодня освятили новый храм — Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Этого события верующие ждали более трех лет, что шло строительство.

Сегодня день особенный — торжества совпадают с одним из главных церковных праздников, Вознесением. Церемонию освещения собора провел патриарх Кирилл. Во многом благодаря ему собор и появился в столице. Его возвели в память о православных христианах, которые пострадали за веру

Новый соборный храм Сретенского монастыря хорошо виден с разных точек в Москве. Высота храма — 61 метр. По словам, архитекторов, он стал архитектурной доминантой старой части города.

Обратите внимание

Верующие стали собираться у храма еще ранним утром. На монастырской площади собралось несколько сотен человек. Все происходящее в храме транслировалось на больших экранах.

Торжественный чин освящения нового храма провел патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Все священники были в белом праздничном облачении.

В новый храм торжественно были перенесены мощи священномученика епископа Иллариона, который в 20-х годах был настоятелем Сретенского монастыря, но был арестован и скончался в тюрьме, и сейчас считается небесным покровителем обители.

Ковчег с мощами установлен на камни, привезенные с Соловецких островов, где епископ находился в заключении.

Новый соборный храм и построен в честь новомучеников и исповедников российских — тех, кто не предал веру, тех, кто остался верен себе и своим идеалам в годы богоборчества.

Место выбрано не случайно. В 20-х годах прошлого века Сретенский монастырь был закрыт, и на его территории находилась тюрьма, где содержались священнослужители. Людей расстреливали и хоронили в безымянных могилах, так что новый собор можно назвать храмом на крови. Портреты российских новомучеников люди держали сегодня и во время освящения храма.

«Это событие всей моей жизни, потому что столько знаем убиенных невинно, замученных. И вот наступил момент собирания и воссоздания таких замечательных памятных мест, куда просто душа просит прийти и поклониться», — сказал женщина.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в храме божественную литургию. Звучал и знаменитый хор Сретенского монастыря. А первыми на службу в новый храм вошли его создатели: архитекторы, рабочие, иконописцы, мастера резьбы по камню и по дереву. Такова традиция.

Храм строился более трех лет. Сейчас это один из самых больших и красивейших соборов в Москве. Он украшен каменной резьбой снаружи и внутри, и построен по подобию древних белокаменных соборов Суздаля и Владимира.

Важно

Специально для храма были написаны 47 икон, а общая площадь фресок составляет шесть с половиной тысяч квадратных метров. Среди них выделяется фреска «Тайная вечеря», расположенная над алтарем.

На ней, помимо апостолов, изображены также причисленные к лику святых и российские новомученики.

И, конечно, нельзя не вспомнить сегодня еще одно памятное событие, которое отмечается в эти дни — десятилетие воссоединения Русской православной церкви и православной церкви за рубежом. По этому случаю в Москву прибыла делегация зарубежных иерархов, которая также участвует в торжествах в Сретенском монастыре.

Источник: https://www.1tv.ru/n/325872

Новая церковь Новомучеников и исповедников на крови украсила Сретенскую обитель

В Сретенском ставропигиальном мужском монастыре завершено сооружение нового собора в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

На все работы начиная с нулевого цикла ушло три с небольшим года: закладной камень Святейший Патриарх Кирилл освятил в конце 2013 года.

Отделанный белым камнем, стройный 51-метровый храм получился очень светлым и, несмотря на свою массивность, ничуть не давит на окружающее пространство. Освятить его предполагается в праздник Вознесения Господня.

Фреска «Притча о брачном пире…» при спуске из нижнего храма в трапезные палаты

Благовестник в строю
Храм встал на месте одного из старых чекистских зданий, где в первые годы советской власти казнили «контрреволюционный элемент».

Чтобы возвести здесь величественный собор, потребовалось снести небольшую «коробку» питающей электроподстанции и примыкавшую к 21-му дому по Большой Лубянке одноэтажную пристройку, в последние годы использовавшуюся монастырем для хозяйственных нужд.

Взамен обитель получила полноценную соборную площадь, ограниченную самой новостройкой, старым Сретенским храмом, зданиями духовной семинарии и Трапезной палаты и келейного корпуса.

– Пока, в условиях стройплощадки, как рабочим, так и прихожанам доступно все прилегающее пространство.

После освящения собора монастырские корпуса, скорее всего, обнесем забором: насельникам необходимо уединение, – рассказывает главный архитектор проекта Дмитрий Смирнов.

– Верующие же смогут попадать к главному входу в новый собор как через Святые врата по Большой Лубянке, так и через арку между 16-м и 18-м строениями по Рождественскому бульвару.

Колокольня с западной части собора, кстати, тоже завершена. Поскольку ей будет сопутствовать вспомогательный богослужебный характер (статус основной продолжает нести специально выстроенная на территории звонница), «в строй» здесь встал всего лишь единственный колокол. Зато какой – большой благовестник из исторического ансамбля обители!

Вверх!
Собор Новомучеников и исповедников на Крови – дебют молодого архитектора Смирнова на ниве церковного зодчества. В его работе можно усмотреть разумную эклектику с преобладанием неоклассических форм.

Совет

Явно доминирующий над открывшимся пространством соборной площади храм отнюдь не тяготеет к земле, всей своей геометрией устремляясь к небу.

Этому сопутствует множество мелочей в декоре – начиная от аэродинамически обтекаемой геометрии колонн и оконных пролетов до вертикальных линий на желобках куполов.

– Располагая сравнительно малым пятном застройки, мы решали задачу возведения вместительного здания на две тысячи молящихся.

Ведь готовящийся к освящению в год 100-летия революционных потрясений и 80-летия Большого террора Храм на Крови обязан самим своим видом свидетельствовать торжество Христа над смертью, – продолжает Дмитрий Смирнов.

– Конечно, можно было бы построить шатровую церковь. Но она бы вместила от силы 150 человек…

Есть у Дмитрия Владимировича и собственная трактовка стилевой своеобычности проекта.

Он относит его к ар-деко – архитектурному направлению, сменившему в 1920-х годах ар-нуво и по вполне понятным причинам напрочь отсутствовавшему до сих пор в московском церковном зодчестве.

Прямой ретроотсылкой к считавшемуся ровно век назад передовым рубежу архитектурной мысли Смирнов словно бы закрывает эту лакуну в отечественном храмоздательстве.

Восприемник не намокнет
Конечно, пространство новой соборной площади спланировано отнюдь не только ради красот. Здесь планируется совершать Литургии при открытом небе. Первое такое богослужение уже состоялось в праздник Торжества Православия, а вообще за ними после благоустройсва территории смогут молиться семь тысяч человек одновременно.

Алтарем на такой службе станет место у южных врат в нижнюю церковь Двенадцати апостолов. Бронзовый рельеф на двери московский художник Виталий Шанов наполнил тонким смыслом: рисунок изображает Великий вход на фоне реально существующей перспективы монастырских зданий (на фото).

Готовы уже солея с жертвенником и постамент под раку с мощами священномученика Илариона (Троицкого), которые священноначалие обители предполагает отныне разместить здесь.

Обратите внимание

Паперть собора превратилась в хоры, а обрамляет алтарное пространство каменный портал, над которым красуется мозаичный лик Спасителя из самой мелкой мозаики, которую делают в России – так называемой тянутой смальты (автор – петербургский художник Игорь Лавриненко).

В верхнем храме мастера Михаил Леонтьев и Дарья Шебалина наносят последние штрихи на роспись стен и сводов. На алтарной апсиде – не имеющий пока прецедентов сюжет: Евхаристия апостолов и новомучеников, причем на переднем плане выписаны портретно узнаваемые святые, а остальные изображены в виде сонма нимбов угодников Божиих.

Отделка же нижнего храма вместе с примыкающими аудиториями катехизического и молодежного центров финишировала. Здешняя изюминка – разместившийся в центре баптистерий.

– Мы осовременили древнюю византийскую традицию крещален, – объясняет Смирнов.

– В соответствии с ней крещаемый спускается по ступенькам в купель с западной стороны и поднимается, уже крещенный, в восточном направлении.

Только у нас слева и справа сделаны два примыкающих отсека: для крестного и для священника. Чтобы они не намокли, эти объемы изолированы от центра купели и могут оставаться сухими.

Дмитрий Анохин, фото Владимира Ходакова

Источник: http://orthodoxmoscow.ru/na-krovi-na-sretenke/

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/news/novaya-cerkov-novomuchenikov-i-ispove/

Предстоятель Русской Церкви освятил храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре / Новости / Патриархия.ru

25 мая 2017 г. 16:52

25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре в Москве и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; архиепископ Берлинский и Германский Марк; архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии; архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил; архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил; архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Евтихий (Курочкин); епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн; епископ Сиэтлийский Феодосий; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Богородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

Читайте также:  Икона иисуса христа "моление о чаше"

Также Святейшему Владыке сослужили: протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Виктор Потапов, настоятель храма святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне; архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Успенского Псково-Печерского монастыря; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Серафим Ган, управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Си-Клиффе (Нью-Йорк); протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; духовенство Русской Зарубежной Церкви и г. Москвы.

Богослужение в Сретенском монастыре посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

В храме также присутствовали министр культуры РФ В.Р. Мединский, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, мэр Москвы С.С. Собянин, строители и благоукрасители новоосвященного храма.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении хора Сретенского ставропигиального монастыря под управлением Н.С. Жилы и хора Сретенской духовной семинарии под управлением диакона Александра Амерханова.

Прямая телетрансляция богослужения была организована Информационным агентством Русской Православной Церкви. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас».

Важно

Во время великого освящения мощи священномученика Илариона, архиепископа Верейского, — духовного покровителя Сретенского монастыря, бывшего его настоятелем в двадцатые годы прошлого века, — были перенесены из собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в новый храм обители и установлены справа от алтаря. Крестный ход и перенесение мощей возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник Сретенского монастыря.

По окончании Литургии епископ Егорьевский Тихон приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству панагию.

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил мэра Москвы С.С. Собянина за помощь в строительстве нового собора в Сретенском монастыре и вручил столичному градоначальнику орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени.

Принимая высокую церковную награду, С.С. Собянин сказал: «Ваше Святейшество! Дорогие друзья! Для меня это высокая честь, высокая награда. Я считаю, что это оценка совместных трудов и взаимодействия между городом, Правительством Москвы и Московской Патриархией.

Вместе с Вами, Ваше Святейшество, мы строим в Москве десятки новых храмов, десятки старинных зданий и храмов восстанавливаются из руин. Мы вместе с Вами возвращаем духовное и культурное наследие Москвы.

И этот замечательный храм является примером того, как вместе мы, сотрудничая, создаем великие храмы, великое наследие, которое будет служить людям сотни лет. Помимо возведения храма был реконструирован, реставрирован целый квартал старинной исторической Москвы.

Совет

Это жемчужина, которая будет служить москвичам многие годы. Спасибо Вам, Ваше Святейшество!».

Во внимание к трудам по строительству храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Святейший Патриарх Кирилл вручил наместнику Сретенского монастыря епископу Егорьевскому Тихону орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени.

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал старинный образ Спасителя.

К собравшимся в храме обратился Президент Российской Федерации В.В. Путин.

«Глубоко символично, что новый храм открывается в год 100-летия Февральской и Октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке», ― сказал глава государства.

«Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая.

Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое, ― продолжил В.В. Путин.

― Мы знаем, как хрупок гражданский мир, ― теперь мы это знаем, ― мы никогда не должны забывать об этом. Не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов».

«Именно поэтому наша общая обязанность ― делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации», ― заявил Президент России.

По его словам, осознание общности целей, «главная из которых ― благополучие каждого нашего человека и нашей Родины в целом, и есть тот ключ, который помогает преодолевать разногласия».

«Ярчайшим подтверждением тому служит и восстановление единства Русской Православной Церкви, десятилетие которого мы отмечаем в эти дни», ― отметил В.В. Путин.

Акт о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей был подписан в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года.

«Русская Православная Церковь здесь, в России, страдая, неся огромные потери, всегда была рядом с народом.

А Русская Православная Церковь Заграницей всегда помогала нашим соотечественникам, оказавшимся вдали от Родины, не только сохранять веру, но и ощущать свою тесную связь с Родиной, с Россией, с ее традициями, языком, с нашей культурой, ― сказал Президент.

― И восстановление единства укрепило эту связь. Оно стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас».

В дар храму Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской глава государства передал икону святого Иоанна Предтечи XIX века.

В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Со своей стороны также хотел бы сердечно поздравить всех нас с десятой годовщиной воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата в надежде на то, что результаты этого соединения станут еще более явственными и значительными для всей нашей Церкви. У нас есть время для того, чтобы углублять это единство, делать его еще более прочным, и чтобы оно во всей полноте служило восстановлению благочестия и веры в нашем народе. Еще раз всех вас поздравляю с праздником!».

Обратите внимание

Верующим были розданы иконки священномученика Илариона с Патриаршим благословением.

Затем Президент Российской Федерации и Предстоятель Русской Церкви посетили нижний храм нового собора, посвященный святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам.

Далее В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл осмотрели здание Сретенской духовной семинарии, где состоялось краткое общение главы государства с иерархами Русской Зарубежной Церкви, прибывшими на освящение храма.

***

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь

Основан в 1397 г. на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм построен заново в 1677 г. и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Федоровича ― первого царя Династии Романовых. Почти каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов и князей всегда начиналось с молитв в Сретенской обители.

В 1926 г. монастырь закрыли. Затем в монастыре располагалось общежитие офицеров НКВД. До 1990-х годов в Сретенском соборе находился Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря.

В 1991 г. здание собора было передано в пользование Русской Православной Церкви и в монастыре открылось подворье Псковско-Печерского монастыря. В 1996 г. подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен (ныне епископ Егорьевский) Тихон (Шевкунов).

В 1999 г. начались занятия в Сретенском высшем православном монастырском училище, которое в 2001 г стало духовной семинарией. В монастыре находится одно из крупнейших издательств Русской Православной Церкви. В 2000 г. в Сретенском монастыре создан интернет-портал Православие.ru.

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской

Важно

Решение о строительстве храма было принято на первом заседании Попечительского совета Сретенского монастыря 3 марта 2011 года. В декабре 2012 года был проведен открытый конкурс на проект нового храма. Одним из требований к проекту стало «отображение традиционной для русской церковной архитектуры идеи Дома Божия, а также подвига и торжества духовной победы новомучеников».

Перед началом строительства были произведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в 2014 году и заняли 866 рабочих дней.

Высота храма ― 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.

Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного же камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы. Для выполнения резьбы изготовлены 29 000 деталей общим объемом 910 куб. м. Храм украшен резьбой не только снаружи, но и внутри. Для внутренней отделки использовано 4500 деталей из камня объемом 230 куб. м.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм ― в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Нижний храм нового собора посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре расположен баптистерий ― купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов.

Вокруг купели будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся к крещению. На двух этажах в нижней, стилобатной части откроются аудитории просветительского и молодежного центров.

При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

Общая площадь фресок собора 6530 кв. м. Специально для храма написано 47 икон, большая часть из которых ― в русско-византийских традициях. Мозаичные иконы и мозаичный баптистерий выполнены в редкой стилистике ломоносовской мозаики из тянутой смальты.

Совет

Площадь перед собором устроена как храм под открытым небом. Патриаршее крыльцо может служить алтарем. Предусмотрены все возможности для проведения богослужений в теплое время года так, чтобы в нем могли участвовать и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.

Семь золотых куполов нового храма, украшенных аркатурным поясом, хорошо видны с разных точек Москвы. Новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, по мнению известных художников и архитекторов Москвы, стал одной из доминант старой части столицы, продолжающих древние традиции и соединяющих прошлое и настоящее нашего Отечества.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/4906776.html

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Празднование Собора русских новомучеников совершается в Русской Православной Церкви 7 февраля по новому стилю.

Установление праздника в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской

В Православной Церкви существуют праздники, называемые Соборами. В этот день часто совершается память не одного, а многих святых. Установление праздника в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской восходит к 1918 году, когда на Поместном Соборе патриарх Тихон положил начало поминовению всех, кто пострадал от новой безбожной власти за Христа.

Со временем гонения на Церковь усилились, возросло число мучеников, и поэтому с годами появилась необходимость переосмысления событий русской истории XX века. Хотя верующие в советский период почитали новомучеников, однако празднование их Собора могло совершаться лишь тайно.

Лишь в марте 1991 года по постановлению Поместного Собора было постановлено восстановить поминовение тех, кто пострадал за веру от безбожной власти.Православная Церковь всегда ставила мученический подвиг крайне высоко, считая его высшим проявлением веры человека.

С первых веков христианства святые мученики почитались столпами Церкви, пролитая кровь которых является лучшим доказательством истинности православной веры. Не случайно издавна в церковном искусстве существовала традиция изображать мучеников на колоннах, подпирающих купол храмового здания и несущих на себе всю архитектурную конструкцию.

Таким образом, понятие «столп Церкви» приобретало видимый, осязательный смысл.Большое количество мучеников возникло в Церкви в первые века христианства, когда по воле языческих императоров было казнено и замучено огромное количество верующих.

Однако гонения, воздвигнутые на Русскую Церковь безбожными властями в XX веке, превзошли по своей величине и жестокости даже гонения языческих времен. Невозможно назвать точное количество принявших мученическую кончину, однако их были тысячи, причем не только из числа духовенства и монашествующих, но также и мирян.

Икона праздника

Обратите внимание

Икона праздника Собора новомучеников была написана в 2000 году. Создание этого иконописного образа является значительным явлением в современном церковном искусстве. Написанная в лучших традициях иконописи XVI века, эта икона выражает всю глубину и значение праздника для Русской Церкви.

Перед иконописцами стояла достаточно сложная задача, поскольку число новомучеников и исповедников, пострадавших за веру и Христа в годы гонений XX века, было огромно, и изображение каждого из святых не представлялось возможным.

Однако задачей любой иконы является не подробное и исторически достоверное изложение конкретных событий, но духовное осмысление происходящего. Главной мыслью образа новомучеников Российских является торжество Церкви над силами зла, а также восхваление подвига тех людей, которые не побоялись отдать свою жизнь за Христа и веру.

Композиция иконы Собора новомучеников и исповедников является достаточно сложной. Центром образа является большая церковь, напоминающая собой Храм Христа Спасителя в Москве. Выбор этого собора для фона иконы не случаен, поскольку этот храм символизирует собой историю Русской Церкви в XX веке, прошедшую путь от поругания до восстановления и прославления.

Смысловым и композиционным центром иконы является крест, престол и лежащее на нем раскрытое Евангелие, на страницах которого написаны слова Господа Иисуса Христа, призывающие бояться убивающих не тело, но душу человека.

В числе изображенных святых, окружающих престол, можно видеть царственных новомучеников, патриарха Тихона, архиереев и митрополитов, а также монахов и мирян.Центральную икону окружают различные клейма, в которых изображены самые известные места мученичества: Соловецкий лагерь, Алапаевская шахта, расстрел священников в Бутове.

Читайте также:  Православная церковь о празднике 8 марта: праздновать или нет

Тропарь, глас 4:

Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия.Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Кондак, глас 3:

Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь.

Величание:

Важно

Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Молитва:

О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.

Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/prazdniki/1110-sobor-novomuchenikov-i-ispovednikov-tserkvi-russkoj

10 февраля. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской – Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

В Зачатьевском монастыре почитание новомучеников стало традицией с первых дней его возобновления, ибо с историей обители связаны имена многих мучеников и исповедников веры Христовой.

На Божественной Литургии было совершено сугубое молитвенное поминовение священнослужителей монастыря (протоиереев Михаила, Николая, Василия, Алексия), игумении Марии (Коробка), последней настоятельницы обители, встретившей страшные годы закрытия и разорения монастыря, а также более сорока сестер, чьим имена стали известны из архивных материалов следственных дел.  Матушка игумения с сестрами  сподобились быть на месте  ссылки и кончины отца Михаила в Тверской области, ходили по местам, где укрывались насельницы обители, прятавшиеся в лесу и жившие в землянках близ подворья монастыря в подмосковной Барвихе,   бывали и  далеких краях, куда ссылали сестер-в степях Казахстана,где  часть насельниц претерпевали все лишения жизни ссыльных арестантов. С особым сердечным чувством молились насельницы обители за тех, кто некогда мужественно встретил годы испытаний и сохранил верность Христу и монашеским обетам, молились и о том, чтобы Господь укрепил и даровал силы следовать монашеским путем и в час искушений и возможных бед оказаться стойкими и верными.

В монастыре сегодня еще и малый престольный праздник южного придела храма Сошествия Святого Духа, освященного во имя священномученика Владимира (Амбарцумова).

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, скончался рядом с обителью, в клинике Бакунина на Остоженке.

Протоиерей Михаил Ивановский, духовник монастырских сестер, был арестован в 1930 году и отправлен в ссылку, где и умер от голода в 1942 году. Священномученик Павел Андреев, расстрелянный в Бутово, был некоторое время настоятелем приписного храма Воскресения Словущего.

На Бутовском полигоне был расстрелян еще один священник Воскресенского храма протоиерей Владимир Воздвиженский. С Зачатьевской обителью связано особо тесным образом имя священномученика Владимира Амбарцумова, принявшего мученическую кончину на Бутовском полигоне в 1937 году. В его честь освящен южный придел храма Сошествия Святого Духа Зачатьевского монастыря.

Участь изгнания и скорбей постигла и многих монашествующих Зачатьевской обители, осужденных за исповедание веры.

История праздника

Совет

На основании решения Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., по определению Патриарха Тихона, было положено начало празднованию Собора новомучеников и исповедников Российских. За долгие годы гонений на Церковь после переворота в 1917 году злодейски были убиты и замучены многие православные: миряне, священники, монахи. Перед той властью их вина была в том, что они верили в Бога.

В этот день Святая Церковь поминает всех пострадавших, кто принял мучения и смерть за веру Христову, дата упокоения многих из них — неизвестна.

Их поминовение было установлено на 7 февраля по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года.

А на Архиерейском Соборе 2013 года было изменено исчисление этого праздника, которое применяется и сегодня:
Если 7 февраля приходится на понедельник-среду, то поминовение осуществляется в предшествующее воскресенье.

А если на четверг-субботу, то праздник переносится на ближайшее последующее воскресенье.

После открытия архивов было изучено много документов, протоколов допросов, расстрельных списков. На основании этих материалов, Церковью к 2011 году, были канонизированы в лике новомучеников и исповедников более 1700 человек. Это первый случай в мировой истории, когда столько новых небесных заступников было явлено миру.

Среди тех, кто пострадал за веру в годы террора, были святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, (избрание в 1925г.); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и многие другие.

Первомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров стал первомучеником среди русского духовенства. Вечером 8 ноября 1917 г. к отцу Иоанну, который утром совершил вместе с прихожанами моление об умиротворении России, пришли революционеры и избили священника до полусмерти. Потом его долго тащили по железнодорожным шпалам, во время этих мучений он скончался.

Обратите внимание

29 января 1918 г. в Киеве был расстрелян митрополит Владимир — он стал первым мучеником из числа архиереев. Со временем волна насилия и террора стала набирать обороты.

В Соликамске зимой епископ Феофан (Ильинский) был выведен на реку, мучители сорвали с него одежду, заплели волосы в косы, продели их через палку и стали медленно опускать и поднимать человека в прорубь, пока он не покрылся коркой льда в несколько сантиметров. В Самаре епископ Исидор Михайловский (Колоколов). Был посажен на кол.

Епископ Пермский Андроник был закопан живым в землю. Архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) сброшен с высокой стены. Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был повешен вниз головой в соборе. Епископа Серапульского Амвросия (Гудко) инквизиторы прикрутили к хвосту лошади и погнали ее вскачь.

В 1919 году в Воронеже в котле с кипящей смолой были заживо сварены семь монахинь. Над священниками прилюдно издевались, унижали, их сжигали, истязали, вешали. Не щадили женщин и стариков.

Остались многие свидетельства того, что новомученики шли на казнь без колебаний — они знали, что умирают так же, как и Иисус Христос. За веру. Они страдали за него. И перед казнью они благословили своих убийц:

«Господь вас да простит»
Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) стоял под наведенными на него винтовками и проповедовал солдатам о будущем спасении России. После его слов солдаты отказались приводить приговор в исполнение, после чего он был расстрелян китайцами.

Петроградского священника Философа Орнатского приговорили к расстрелу вместе с его сыновьями. Перед казнью его спросили: “Кого сначала расстреливать — тебя или сыновей?”. “Сыновей» — сказал священник и, опустившись на колени, стал читать отходные молитвы. Солдаты отказались его расстреливать, и комиссар сам привел приговор в исполнение.

По статистике в России до 1918 года было около 150 тысяч священников, а к 1941 году около 130 тысяч их было уничтожено. Сегодня известна лишь небольшая часть имен тех, кто на самом деле достоин прославления в лике святых и в этот праздник, Собор Новомучеников и Исповедников Российских, мы вспоминаем этих людей, дата смерти которых осталась неизвестной.

Праздник является нам напоминанием о силе духа этих людей и в этот день мы должны молиться о том, чтобы мы сами имели мужество встречать тяжелые испытания с такой же стойкостью и непоколебимостью, как это сделали святые Русской Церкви.

Важно

В прошедшем 2018 году исполнилось  сто лет со дня кончины Царственных страстотерпцев. Царственные страстотерпцы — император Всероссийский Николай II Александрович, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия (+ 1918).

В Зачатьевском монастыре, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы имеется большая благолепная икона Царственных страстотерпцев.

Память их отмечается 4 (17) июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Костромских и Санкт-Петербургских святых.

Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве, он сказал:

«На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его.

Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией.

Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России.

Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев.

Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам.

Совет

Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова.

Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.

В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников.

14 ноября 1981 года царская семья была канонизирована в лике мучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в составе Собора новомучеников Российских.

В 1990-е годы стало фиксироваться всё больше чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах.

Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев. Ряд епархий Русской Православной Церкви (Екатеринбургская, Луганская, Брянская, Одесская и Тульчинская) стали прославлять царственных мучеников как местночтимых святых.

Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг царской семьи.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку их канонизации. К 2000 году накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи.

Обратите внимание

Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года, согласно решению от 14 августа.

Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание.

В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью

Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:

«В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры».

Просмотры (151)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=32320

Ссылка на основную публикацию