Храм рождества христова в вифлееме

“Фотофакт. Увидел! Снял! Опубликовал!”

Вифлеем – родина царя Давида и место рождения Христа Спасителя. Главной и драгоценной святыней города является пещера, в которой родился Младенец Иисус. А над пещерой находится храм Рождества Христова – самый древний храм Палестины.

Колокольня Храма Рождества Господня.

В базилику ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе эти двери называются «Вратами Смирения».

Внутри храм имеет форму креста с 44 колоннами, изготовленными из розового полированного известняка, большинство из них датируется четвертым веком.

Обратите внимание

Колонны украшены росписями, сделанными во времена крестовых походов и изображающими святых, богоматерь с младенцем, хотя в настоящее время изображения уже очень сложно рассмотреть.

В одной из колонн – небольшие вмятинки в виде креста.

Существует интересное предание: «В VII веке персы, захватившие Церковь Рождества Христова, попытались разместить там конюшню. Господь не допустил этого. Из одной колонны появился огромный рой пчел, который заставил своими укусами персов покинуть Храм и увести своих лошадей. В память об этом чуде на колонне остались четыре крестообразные вмятинки, откуда вылетали пчелы».

Сейчас туристы и православные паломники молятся возле этой колонны и даже просовывают пальцы в эти вмятинки, загадывая желания.

В центре – фрагменты мозаичного пола древнего храма, возведенного по приказу императора Константина Великого.

В XII веке стены храма были украшены мозаикой и фресками по повелению византийского императора Мануила Комнена. К сожалению, от них осталась лишь малая часть.

Над колоннами балки потолка, сделанные из английского дуба и подаренные английским королем Эдуардом IV. Крыша датируется пятнадцатым столетием.

К потолку прикреплено много лампад различной формы и красивых люстр.

Главный алтарь освящен в честь Рождества Христова, принадлежит православным и отделяется изящным арочным деревянным иконостасом.

Вблизи алтаря на столбе – лик Иисуса Христа.

Вблизи от спуска в пещеру, где родился Иисус, поставлена чудотворная икона Вифлеемской Божьей Матери. Это единственный образ, где Пресвятая Богородица улыбается, ведь именно здесь, в Вифлееме, она была счастлива.

Важно

Пещера, где родился Иисус, является подземным храмом базилики. Для того, чтобы попасть в нее, надо спуститься через створчатую дверь, наполовину вросшую в землю.

Возле входа в пещеру – много икон.

Затем нужно спуститься еще на тридцать ступенек к месту рождения Иисуса Христа. Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором.

В центральной нише находится престол, а под ним серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда родился Спаситель мира.

По внутреннему кругу Звезды надпись по-латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос). Вокруг этой ниши постоянно горят 15 лампад, 6 из которых принадлежат православным грекам, 5 армянам и 4 католикам. Паломники преклоняют колена и благоговейно прикладываются к серебряной Звезде.

В 3-х шагах от Звезды, в южной части пещеры, находится престол «Святых яслей», в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа.

Рядом с храмом находится церковь святой Екатерины, которая была построена на месте явления Христа святой Екатерине Александрийской и его предсказания о ее мученичестве (310 год нашей эры).

Францисканский дворик около церкви Святой Екатерины.

Смотреть еще:

Источник: http://fotofact.net/religion/hram-rozhdestva-gospodnya-v-vifleeme-fo.html

Как попасть в Вифлеем. Храм Рождества Христова, Молочный Грот

?Ludmyla Savina (ludmylasavina) wrote,
2012-02-03 14:49:00Ludmyla Savina
ludmylasavina
2012-02-03 14:49:00Category:

Вифлеем  — город в Палестинской автономии, центр паломничества и туризма. Расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним.

Вифлеем – один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII—XVI веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи.
Вифлеем – священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос.
При рождении Святого Младенца на небе ярко вспыхнула и воссияла Звезда. Свет Звезды своим сиянием озарил всю Землю. Далеко на Востоке персидские мудрецы, волхвы, увидев загоревшуюся в небесах Звезду, поняли, что исполнилось пророчество святых писаний и на Землю явился Спаситель, Мессия.Мудрецы – волхвы пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку
Фигуры персидских вельмож-мудрецов оказались изображёнными на мозаиках стен первой постройки церкви. И когда персы вошли в церковь во время персидского нашествия в 614 году и увидели святых для себя людей, они сохранили их облик и пощадили Храм.
Попасть в Вифлеем могут только туристы с зарубежным паспортом. С израильским паспортом сюда путь закрыт.C арабской автостанции у Дамасских ворот автобус № 21 отправляется в Бейт-Лехем примерно каждые 20 минут. Билеты у водителя по 7 шеккелей, ехать минут 40, до конечной. Проверок нет.
Выйдя недалеко от начала улицы Папы Павла IV, двигаюсь по ней примерно 1 км до площади Мангер.
Manger SquareА вот и площадь.
Здесь информационный центр с приветливой русскоговорящей девушкой. Она дала мне карту Бейт-Лехема, путеводитель по Палестине, еще и для особо сообразительных ручкой нарисовала, как мне возвращаться и где автобусная остановка в Иерусалим.С возвращением тоже проблем не было. По той же улице Папы Павла lV в обратном направлении до остановки 21 автобуса. Это конечная, автобусы полупустые уходят в Иерусалим каждые 20 минут. На КПП проверка только местного населения. Мой паспорт даже не открыли, из автобуса я не выходила.
Пройдя через площадь мимо армянского монастыря справа, приближаюсь к хорошо узнаваемому входу.
Храм Рождества Христова  – одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый Храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались.
Врата Смирения.Склонившись, прохожу «Врата Смирения».
И вот я в Храме Рождества Христова.
Византийская мозаика хорошо сохранилась на древнем полу
Мозаика XII века, сохранившаяся на стенах
Северный вход в пещеру Рождества.Под базиликой находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества.
В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.
Место рождения Спасителя находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»).
Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году (неизвестно кем, но скорее всего турками). Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1853 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства. Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.
Ясли в пещере РождестваВ южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим. Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад. За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ, изображающий поклонение Вифлеемских пастухов Младенцу.
Церковь Святой Екатерины, памятник Иерониму Стридонскому.
Внутри церкви св. Екатерины
Грот блаженного Иеронима Стридонского в пещере под базиликой
Могила блаженного Иеронима Стридонского в пещере под базиликой.
Молочный ГротЕсли обойти армянский монастырь и пройти метров триста по Milk Grotto St – выйдем к католической Часовне Молочного Грота.Стены церкви сооружены из светлого камня и украшены резьбой. 
Считается, что Иосиф с Марией остановились здесь по пути в Египет, чтобы покормить маленького Иисуса, и несколько капель молока брызнули на стены пещеры и окрасили их в белый цвет.
Молочный Грот.На месте кормления Иисуса в нише находится чудотворная икона.Меловые вкрапления стен с давних времен считаются чудодейственными.
Молочный Грот.В нишах стен выставлены небольшие скульптуры Св. Георгия Победоносца, пророка Ильи, царя Давида.Внутри церкви установлены скульптурные изображения сцен из Писания и жизни Святого Семейства.
Вифлеем Пещера РождестваБазилика Рождества Христова Вифлеем. Церковь Рождества и Церковь Святой Катерины Храм Рождества Христова

Источник: https://ludmylasavina.livejournal.com/5309.html

Храм Рождества Христова в Вифлееме: место, где родился Спаситель – Православный журнал “Фома”

Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.

Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года

Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.

Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром.

Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.

Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.

Внутренний вид храма

Совет

Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.

Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года.

Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены.

Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.

К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.

Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества

В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.

Читайте также:  Икона «распятие иисуса христа»

Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом.

Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы.

Обратите внимание

В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову.  В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу.

Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.

За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.

Алтарь Рождества

Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона.

На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем.

Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.

С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.

В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.

Важно

Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.

Источник: https://foma.ru/hram-rozhdestva-hristova-v-vifleeme-mesto-gde-rodilsya-spasitel.html

Храм рождества христова в вифлееме

?varjag2007su (varjag2007su) wrote,
2019-01-07 00:07:00varjag2007su
varjag2007su
2019-01-07 00:07:00Вифлеем – родина царя Давида и место рождения Христа Спасителя. О происхождении названия Вифлеем существует несколько версий.

В египетских текстах времен XVIII династии фараонов упоминается поселение к югу от Иерусалима под названием Бит-Лахам – дом богини Лахам.На иврите Вифлеем звучит как «Бейт-Лехем» – город хлеба.

Название это не случайно: во дни царя Ирода, когда Римской Империей правил кесарь Август, в хлеву родился Младенец, Который стал для всех живших и живущих Хлебом жизни. Вифлеем был и остается небольшим городком и располагается в 10 километрах от Иерусалима.

В XII веке арабы почти совершенно разрушили город, восстановлением которого занялись крестоносцы.Вид на греческий православный алтарь базилики.

Вифлеем разрушался еще дважды, в 1244 году и в 1489 году.

Окрестности Вифлеема могут рассказать о многих Ветхозаветных событиях и людях той эпохи, могила прекрасной Рахили напоминает нам пророчество Иеремии: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31.15). Это пророчество исполнилось в Вифлееме, когда были убиты по приказу царя Ирода четырнадцать тысяч младенцев.

Greece, Egypt and the Holy Land. “Bethlehem to the N.E. with the Monastery containing the cave of the Nativity, to the left”. Rare Books

Самой главной и драгоценной святыней города является пещера, в которой родился Младенец Иисус. Над пещерой находится храм Рождества Христова – самый древний храм Палестины. Храм на месте Рождества Христова был возведен по приказу Императора Константина Великого.

Церковь состояла из двух частей: над самим гротом было построено восьмигранное строение типа ротонды, и с запада к нему примыкала обширная базилика с четырьмя рядами колонн, почти в тех же пропорциях, что и сегодня. Мозаичный пол константиновской базилики частично сохранился по сей день.

Совет

Перед церковью находился атриум – широкий, со всех сторон окруженный колоннадой двор, площадь которого была частично мощена плиткой и частично мозаикой. В 529 году восставшие самаритяне почти полностью разрушили церковь (вышеупомянутый мозаичный пол был покрыт толстым слоем пепла и битой черепицы).

Император Юстиниан восстановил церковь примерно на тех же фундаментах.Большая часть современного строения сохранилась с эпохи Юстиниана. Снаружи, на фасаде, церковь была украшена роскошной мозаикой, изображавшей персидских волхвов.

История, происшедшая здесь в 614 году, была рассказана на Иерусалимском церковном соборе IX века: “Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов….Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников.

Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь”. На фасаде юстиниановой базилики было три входа. Сегодня оставлен только один центральный, остальные заложены.В XII в. стены храма были украшены мозаикой и фресками по повелению византийского императора Мануила Комнена (1148-1180 гг.). В XV в. (в 1482 г.

), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского. Мозаика Мануила Комнена почти полностью осыпалась.

Сохранившиеся фрагменты изображают различные события из жизни Христа: в южном абсиде изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде – изображение явления Воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; третий рисунок представляет картину Вознесения Христова.Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью.

В базилику ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе эти двери называются «вратами смирения».

Пещера, где родился Спаситель мира, является подземным храмом базилики. Для того, чтобы попасть в пещеру, надо спуститься через створчатую дверь, наполовину вросшую в землю, затем спуститься еще на тридцать ступенек к месту рождения Иисуса Христа. Пещера продолговатая, неглубокая, всего около 12 метров длиной, 4 метра шириной, высотой около 3 метров.

Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором. В центральной нише находится престол, а под ним серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда родился Спаситель мира.

 

По внутреннему кругу Звезды надпись по-латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос). Вокруг этой ниши постоянно горят 15 лампад, 6 из которых принадлежат православным грекам, 5 армянам и 4 католикам.

Паломники преклоняют колена и благоговейно прикладываются к серебряной Звезде.

В 3-х шагах от Звезды находится престол «Святых яслей», в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа. Здесь же находится престол «Поклонения волхвов».

Обратите внимание

За базиликой, на востоке, находится поле Пастухов, которым и явился Ангел, возвестив о рождении Спасителя. Когда-то на этом месте был храм, но уцелел только нижний предел, где до сих пор служится Литургия. Основные прихожане – православные арабы.

К самому храму Рождества Христова примыкают три монастыря: греческий, армянский и католический. Эти монастыри служат странноприимными домами для многочисленных паломников.

Фрагмент скульптурного изображения Елены (Капитолийский музей)Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:Равноапостольные Константин и Елена.…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.Schilderung einer Pilgerreise von Konstanz nach Jerusalem durch Konrad von Grünenberg, um 1487Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам

Источник: https://varjag2007su.livejournal.com/3532942.html

Храм Рождества Христова. Место, где родился Исус

Базилика Рождества Христова в Вифлееме

Храм Рождества Христова. Место, где родился Исус – Базилика Рождества Христова в Вифлееме. Вифлеем – небольшой городок, расположенный на каменистой возвышенности к югу от Иерусалима, поросшей виноградниками, масличными рощами,  миндалевыми деревьями и смоковницами.

Жители Вифлеема, удаленного от важных караванных путей древности, вели, в основном, пастушескую и земледельческую жизнь. Вифлеем оставил след уже в ветхозаветной истории. На северной окраине города расположена могила прекрасной Рахили, супруги праотца Иакова.

Над гробницей, почитаемой иудеями, христианами и мусульманами, в XVIII в. было построено купольное сооружение.

Вифлеем. На заднем плане – Моавские горы.

В период Судей из Вифлеема в Моав во время голода переселилась семья Елимелеха и Ноемини, и их  cын затем женился там на моавитянке Руфи. После смерти мужа Руфь, не желая покидать свекровь, последовала за ней в Вифлеем.

В Вифлееме Руфь подбирала упавшие колосья на поле своего богатого родственника по мужу Вооза, чтобы прокормить свекровь и себя. Вооз впоследствии взял ее себе в жены. Руфь родила сына «и нарекли ему имя: Овид.

Он отец Иессея, отца Давидова» (Руфь 1-4).

В Вифлееме в семье Иессея родился Давид и был помазан на царство пророком Самуилом. Из Вифлеема царь Саул призвал Давида, чтобы он играл на гуслях, когда на Саула нападал злой дух (1 Цар. 16:14-23).

В городе Давидовом сохранился колодец, связанный с именем Давида, и напоминающий о его борьбе с филистимлянами (2 Цар 23:8-17).

За 750 лет до Рождества Христова пророк Михей возвестил, что незначительная тогда деревушка Вифлеем станет местом рождения Мессии (Мих. 5:2-5).

В правление римского императора Августа и во дни царя Ирода, когда по всей земле проводилась перепись населения, в Вифлеем из Назарета пришел праведный Иосиф Обручник с Пресвятой Девой Марией, потому что он был из дома и рода Давидова.

Важно

Здесь, в Вифлееме, родился Спаситель мира Господь Иисус Христос (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-7).

В ночь Рождества пастухи, охранявшие стадо в окрестностях Вифлеема, услышали ангельское благовестие о Пришествии в мир Спасителя: «…ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Оставив стадо, пастухи поспешили в Вифлеем поклониться родившемуся Христу.

Читайте также:  Знаки и символы веры в православии

В Вифлееме на восьмой день над Богомладенцем совершилось обрезание и Ему нарекли имя Иисус (Лк. 2:21).
После возвращения Богоматери с Младенцем и Иосифом из Иерусалима в Вифлеем после совершения положенного обряда в иерусалимском храме на сороковой день, волхвы, следуя за звездой, пришли с дарами в Вифлеем поклониться родившемуся Христу (Мф. 2:1-12).

После ухода волхвов Иосиф с Богоматерью и Младенцем по повелению ангела бежал из Вифлеема в Египет, а разгневанный царь Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме в возрасте двух лет и младше (Мф. 2:13-18).

Сегодня место Рождества Христова в Вифлеемском вертепе указывает серебряная звезда. Рядом с ней – место Вифлеемских яслей, в которых лежал Богомладенец. (Сами Ясли находятся в Риме)

Над Вифлеемским вертепом возвышается византийская базилика с древними мозаиками VI века. На южной стене ее главного нефа запечатлена в мозаике родословная Иисуса Христа по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), а на северной – по Евангелию от Луки (Лк. 3:23-38).

Рядом с Вифлеемским вертепом, на месте древнего городского кладбища, сегодня почивают мощи  Вифлеемских младенцев – мучеников.

В храмовом комплекс, рядом с пещерой Рождества имеются пещеры, которые христианская традиция связывает с памятью блаженного Иеронима (+ 420), известного экзегета и автора латинского перевода Священного Писания (Вульгаты), а также с памятью его духовных дочерей – блаженной Павлы и Евстохии.

Совет

От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя, и где в ветхозаветные времена разворачивались события из книги Руфь.

В  базилике Рождества Христова в Вифлееме, в нескольких метрах от спуска в Пещеру Рождества Христова находится чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.

чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.

Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.

). Святой образ русского письма. Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями.

Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира.

По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии, и о благополучии семейном.

Храм Рождества Христова

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова — христианская церковь, построенная над предполагаемым местом рождения Иисуса Христа в Вифлееме.

Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.

Обратите внимание

Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода.

Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с ранневизантийской эпохи.

Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов Святой Земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним ицерковью Вознесения на Елеонской горе.

История базилики

Византийский период

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х гг. Согласно Евсевию Кесарийскому:

«…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем.

Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы.

А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова.

Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.

Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Важно

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 г. — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII в.

В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.

Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.

В 1266 г. мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.

Совет

С 1271 г. Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 г. им позволили совершать богослужения.

С 1347 г. католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.

Греческая церковь с 1244 г. владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).

Землетрясение 1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.

От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Икона Богородицы

В Храме Рождества Христова имеется уникальная икона улыбающейся Божьей Матери. Иконография: Смоленская «Одигитрия» (Путеводительница). Икона была написана в России и подарена Храму Рождества Христова царицей Елизаветой, после её исцеления от тяжелой болезни.

Икона Божьей Матери почитается как чудотворная икона.

 Описание Пещеры Рождества

Пеще́ра Рождества́, Гро́т Рождества́, Свято́й Верте́п – величайшая христианская святыня, пещера в скале где родился Иисус Христос от Девы Марии. Находится под амвоном Базилики Рождества Христова в Вифлееме. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.

Вход в Пещеру Рождества

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой

Обратите внимание

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.

Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.

За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне.

Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики. В то время когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой.

За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

место Яслей, где был положен Христос после рождения

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.

Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Сunambulum или Praesepe.

Это было сделано в середине VII века, при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой Земли мусульманами, возможно для того чтобы не допустить поругания святыни. Та же часть Яслей что осталась в Вифлееме была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

Важно

За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 метра и 3 метра в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности. В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.

Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее. Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной.

Читайте также:  Великий пост или святая четыредесятница - с 11 марта по 27 апреля в 2019 году

Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII веке, когда бронзовые двери V-VI веков были заключены в мраморные порталы а люнеты над дверями украшены резьбой по камню. Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века, по стенам развешаны иконы.

Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53 и это число неизменно с давних пор. Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот где жил святой Иероним Стридонский. Как правило эта дверь заперта.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году (неизвестно кем, но скорее всего турками).

Совет

Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 году «вопрос о Святых местах» (см. Крымская война).

Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

 И еще немного фотографий.

Что такое вифлеемский огонь, огонь Рождества?

Источник: http://evesnewyear.com/rozhdestvo/hram-rozhdestva-hristova-mesto-gde-rodilsya-isus.html

Экскурсия в Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова был сооружён в Вифлееме над пещерой, где, как считается, родился Иисус Христос. Храм Рождества Христова – первый христианский Храм на Святой Земле.
Храм — одна из самых почитаемых христианских святынь. Со времени основания в 4 в.н.э и по сей день церковные службы в Храме Рождества Христова проходят регулярно, а многочисленные потоки паломников не иссякают.

Рождение младенца Иисуса описывается в Евангелии от Луки:
“В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице”. (Лука, 2:1-7.)

Приоритет постройки Храма Рождества Христова принадлежит Византии. Матери византийского императора Константина, царице Елене было видение, согласно которому ей надлежало отправиться на Святую Землю возрождать христианскую веру. В Вифлееме она посетила пещеру , в которой, как указали ей члены местной христианской общины, родился Иисус Христос.

Над Пещерой Рождества в 332 году н.э. был воздвигнут Храм Рождества Христова. Считают , что Храму Рождества Христова была придана форма креста.

Проведение служб в Храме Рождества Христова и уход за предметами культа строго регламентированы между представителями православной греческой , католической и армянской христианской церкви.
Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.

Обратите внимание

За сотни лет со времен персидских завоеваний, восстания самаритян, владычества мамлюков и отоманской империи некоторые постройки Храма Рождества Христова подверглись разрушению и разорению.

В период правления императора Юстиниана Храм Рождества Христова восстанавливали и, затем, в различные исторические эпохи достраивали. Также рыцари ордена крестоносцев, каноников – августинцев , монахи — францискианцы возводили другие христианские церковные сооружения.

В Храме Рождества Христова и теперь можно увидеть постройки, а также внутреннее убранство, композиции церковной живописи, мозаики и иконы, созданные в разные периоды истории.

Источник: https://turbina.ru/guide/Vifleem-Palestina-108959/Zametki/Ekskursiya-v-Khram-Rozhdestva-Khristova-68838/

Храм Рождества Христова,весна 2006-2210 гг

Поделиться:

В праздник Рождества, конечно, вспоминается Вифлеем, город рождения Спасителя. Вифлеем (Бейт-Лехем) – «Дом хлеба» (евр.) – расположен в 9 км от Иерусалима (мне кажется уже гораздо меньше). В Библии упоминается как Ефрат, Вифлеем-Ефрат, Вифлеем в Иудее.

Его часто называли городом Давидовым: здесь родился пророк и псалмопевец царь Давид, здесь же он был помазан на царство пророком Самуилом.

Вифлеем – место рождения Господа Иисуса Христа. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария пришли из Назарета в Вифлеем во время переписи населения всех провинций Римской империи, так как были из рода Давидова.

В полях Вифлеемским пастухам явился Ангел с вестью о рождении Спасителя, сюда и пришли восточные мудрецы поклониться Богомладенцу Христу.

Сейчас Вифлеем – территория Палестинской Автономии. Израиль отделяется (на американские деньги) от палестинцев так называемой «Стеной безопасности». Палестинцы называют её «Настоящей стеной плача».

Граница на замке. Израильская пограничница, в Израиле в армии служат все – и юноши, и девушки. Встреча с такими воинственными израильтянками не редкость.

В 323 г. равноапостольная царица Елена построила церковь Рождества Христова над пещерой в Вифлееме. В 6 веке базилика Рождества Христова была перестроена византийским императором Юстинианом 1.

Это единственный храм, который с того времени не был ни разу разрушен и дошёл до нас без изменений.

Важно

С трёх сторон храма расположены монастыри: с юго-востока – греко-православный, с севера – католический и с юга – армянский, так что храм из-за пристроек практически не виден. На снимке площадь перед храмом. Раннее утро.

«Врата смирения» – главный вход в храм. Смирение тут не при чём: вход заложили до миниатюрных размеров, чтобы нечестивые иноверцы не въезжали в храм верхом на лошадях

Базилика Рождества Христова находится в ведении трёх конфессий: православных греков, католиков и армян, но, как говориться, « у семи нянек дитя без глазу». Так же как Храм Гроба Господня он очень не ухожен. Обратите внимание на открытую часть пола: в результате раскопок там найден пол первого храма времён царицы Елены.

Вот этот пол.

Древний мозаичный пол.

На стенах тоже местами сохранились мозаичные изображения. Правда, не времён царицы Елены и даже не Юстиниана.

Иконостас.

Греческая часть храма.

В греческой части стоит трон для Патриарха.

Балкончик, с которого читается Евангелие.

Армянский престол.

А этот балкончик у армян не знаю для чего, может для хора.

Вифлеемская икона Божьей Матери.

А это древняя купель для Крещения.

Сколько людей приняли здесь Крещение?

В одной из колонн есть пять крестообразно расположенных отверстий. Придание гласит, что из этой колонны вылетели пчёлы и покусали нечестивцев, собиравшихся надругаться над храмом.

На этой колонне, в верху, икона Спасителя. По преданию, то открывает, то закрывает глаза. Но, мне кажется, что глаза слабо прорисованы, и становятся видны в определённом ракурсе, при хорошем освещении.

Главное украшение храма – лампады.

Но мы двигаемся к главной святыне храма – пещере, в которой пришёл в этот мир Спаситель. Иосиф и Дева Мария пришли в город для переписи, но в городе места для них не нашлось, так как таких же гостей было полно ,пришлось ночевать в пещере, служившей хлевом.
Вход в пещеру Рождества.

Место Рождества обозначено серебряной звездой и находится под престолом.

Звезда на месте рождения Спасителя.

Сама пещера совсем небольшая и своды пещеры уже искусственные, так как настоящие были разрушены в результате перестроек, также как у Гроба Господня в Иерусалиме.

Место, где стояли ясли, в которые был положен новорожденный Спаситель. Ясли ,это кормушка в которой задают карм скоту. Место это принадлежит католикам, и они зачем-то закрыли его решёткой.

Совет

Как я уже писал, над местом Рождества находится Престол. Рано утром Литургию здесь совершают православные.

Литургия на месте Рождества Христова. Службу совершает православный арабский священник, поют греки, а молятся, в основном, русские.

Причастие.

Служба закончена. Покидаем пещеру через северный вход.

После Литургии солнце сияет, как Рождественская звезда.

Выходим во внутренний двор храма. Слева, под каменным навесом – вход в другие пещеры.

Здесь уже в христианские времена жили монахи

Но самое главное в этих пещерах погребены мощи (останки) Вифлеемских младенцев и родителей, защищавших своих детей, казнённых по приказу царя Ирода.

Груда маленьких черепов.

Покидаем храм. На площади уже толпятся западные туристы.

Источник: http://FotoTerra.ru/Palestina/Vifleem/Selskij-zhitel-9282.html

Храм Рождества Христова в Вифлееме: кусочек Израиля на территории Палестины

 Храм Рождества Христова находится в Вифлееме. Это родной город Христа, который за время своего существования неоднократно подвергался разрушению.

Храм Рождества Христова

Впервые его  возвели в 330 г. на месте пещеры, в которой родился Христос. За время своего существования церковь неоднократно разрушалась, вместе с этим осыпались и стены пещеры, потому сегодня они являются рукотворными. Главная достопримечательность храма – серебряная звезда с 14-ю лучами, обозначающая место рождения Спасителя, а также Ясли, куда его положили после рождения.

Но это не единственное интересное место, благодаря которому известен Храм Рождества Христова. Вход в церковь начинается с “ворот смирения”, пройти через которые, не склонив головы, невозможно. Однако такой размер входной двери вовсе не связан с необходимостью преклонения перед Господом.

В период стычек с мусульманами дверь в Храм Рождества Христова просто была заложена камнями, чтобы иноверцы не смогли осквернить храм, заехав в него верхом на лошадях. Войны закончились, а вход остался прежним.

Еще одна реликвия, вызывающая множество споров – это икона Вифлеемской (Иерусалимской) Божьей Матери. Есть мнение, что это единственная икона, написанная с Марии при ее жизни, и на ней лицо ее не охвачено скорбью, как на многих других полотнах. Радуясь таинству материнства, Божья Матерь держит на руках сына.

Сама икона находится в ризе, изготовленной из платья княгини Елизаветы Романовой. По преданию, последней Божья Матерь явилась к ней во сне и сказала, что ей холодно, после чего княгиня отправила в Вифлеем свое самое дорогое платье, украшенное драгоценными камнями. За прошедшие годы из последних на иконе остался  один, но ткань платья прекрасно сохранилась.

Храм Рождества Христова в Вифлееме – наши дни

Сам Храм Рождества Христова в Вифлееме принадлежит сразу трем конфессиям: греческим и армянским православным, а также католикам. У каждой конфессии свой предел, а также время для проведения служб. История церкви напрямую связана с историей Вифлеема, на протяжении многовекового существования неоднократно переходившего из рук в руки между мусульманами и христианами.

Исторически Вифлеем – часть Израиля. С 1947 года за город активно боролись сам Израиль и Палестина. Финал этого противостояния наступил  в 1995 году, когда Храм Рождества Христова в Вифлееме окончательно перешел под контроль автономии Палестины. С того момента в нем ведутся активные реставрационные работы, в которых он очень нуждается.

Но и на этом покой в храме не наступил. Последний вооруженный конфликт, непосредственно связанный с местом рождения Спасителя, произошел в 2002 году, когда военные силы Израиля  осадили церковь, так как ее держали в осаде палестинские боевики.

Обратите внимание

Продолжалось столкновение на протяжении месяца. Скандалы вокруг главного храма христианского мира на этом не закончились. Последний произошел в 2011 году, когда на его территории подралось духовенство, “не поделившее” место проведения службы.

 Информация! А здесь можно почитать об Авиньоне и Англадонском музее

Источник: http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/aziya-i-afrika/xram-rozhdestva-xristova.html

Ссылка на основную публикацию