Грех лихоимства и мздоимства и борьба с ним

Что за грехи лихоимство, мздоимство и мшельничество: значение в православии и где встречаются в жизни

Считается, что современная жизнь какая-то особенная и названий для проступков современности в Библии нет. Однако это не так.

Одним из распространённых грехов нового времени является старое доброе «лихоимство» и его ответвления.

Оказывается, лихоимство — старый недуг человечества, которому посвящена восьмая заповедь Святого писания.

Что за беда такая «лихоимство»?

Само значение слова лихоимство на современный манер можно перевести, как паразитирующий образ жизни вследствие вымогательства у других людей.

Самыми прямыми лихоимцами и синонимом лихоимства всегда являлись чиновники и люди, находящиеся у власти. Те, кто мог повлиять на ход решения вопроса своим статусом в обществе, всегда пользовались особой «славой» среди простых людей.

Ярким примером лихоимнических действий в любые временя, считалось получение взятки. Однако человек, её дающий, тоже причислялся к нарушителям восьмой библейской заповеди, следовательно, тоже считается лихоимцем.

Есть простой житейский закон: « Если никто не берёт, то и давать не кому», который можно трактовать и на другой манер, — «если бы не давали, то и не брали бы».

Современное общество настолько погрязло в ежедневном нарушении восьмого табу Святого писания, что это происходит уже «на автомате» и как «само собой разумеющееся», причём подобными неблагочестивыми деяниями пропитаны все слои общества, начина с самого низа. К примеру, для получения какой-либо справки в любом государственном учреждении для ускорения процесса необходимо прибегнуть к «лихоимничеству» и дать взятку должностному лицу.

Православное понимание лихоимства

В православной терминологии лихоимством или лихоиманничеством называется наживательство на затруднительном положении других людей. Особа, которая любит присвоить чужое, не заработав этого честным путём, стараниями и приложением усилия к результату и является нарушителем восьмой библейской заповеди.

Ещё апостол Павел говорил, что с лихоимцами не стоит садиться за один стол «трапезничать».

Примечательно, что если пьянице или распутному человеку грехи отпускались, когда он искренне покаялся, то страдающему греховной страстью к получению чужого для полного очищения души необходимо было не только покаяться и пройти обряд причастия, но и полностью вернуть то, что он получил в течение жизни мошенническим путём. Этот грех считается одним из самых тяжких нарушений Божьего завета, ведь наживаться на горестях и нищете других людей во все времена было аморально и чуждо вере Христианской.

В церковном словаре существует несколько синонимов слова лихоимство. К ним причисляются:

  • любостяжание,
  • взимание лихвы,
  • взятка (взятничество),
  • вымогательство.

Принято считать, что этому греху подвержены люди неверующие в Бога и его милость. Известно, что в сердце истинного верующего христианина нет места страстям и пагубным влечениям и привычкам. Только жадные, завистливые и алчные люди ступают на шаткий путь лихоимства. К действиям, входящим в разряд нарушения восьмой библейской заповеди относятся:

  • выигрыш в любую азартную игру, даже лотерею,
  • выдача кредитов под проценты (то, чем сейчас занимаются финансовые организации и частные конторы),
  • приобретение (покупка) ранее украденной вещи или же полученной в обладание нечестным (мошенническим) способом,
  • любые виды коммерческой перепродажи (спекуляции),
  • подделка документации и её использование,
  • тунеядство.

Примечательно, что даже в одном из виртуальных словарей Интернета есть пояснения слова «лихоимство».

Виртуальное пространство Википедии характеризует им такие действия, как мягкий (неагрессивный), но настойчивый процесс взимания и вымогательства чужой собственности, денег или других материальных вещей, для получения которых человек трудился. В качестве синонимов можно назвать несколько вариаций слов:

  • вымогательство, лихоимство, хапужничество
  • жадность, алчность, любостяжание, лихоимание, рвачество.

Порок «мшелоимство»

Наравне с лихоимством существует также понятие мшелоимства.

Этот грех означает пристрастие к покупке всё новых и новых вещей или определённых благ, в которых человек не нуждается, а приобретает их из жадности.

Если разобрать слово «мшелоимство» на составляющие, то получим со старорусского языка «мшель», что значит вещь и «мшело», что значит покрываться мхом.

Отсюда дословно образуется, что грех мшелоимства это накопление вещей, которые уже «мхом покрылись», а их всё хранят и не выбрасывают. Примечательно, что можно проследить своеобразную связь между лихоимством и мшелоимством, человек, получая всё больше денег, покупает всё больше не нужных ему вещей, для демонстрации своего статуса.

Однако существует и лекарство от подобного «недуга». Для избавления от ненужного «мшела» необходимо проводить в местах проживания ежемесячные ревизии и попросту выбрасывать вещи, в которых нет нужды или отдавать их тому, кто действительно имеет в них необходимость.

Что такое мздоимство и лихоимство?

Кроме перечисленных выше грехов, существует ещё и мздоимство. С этим «недугом» всё более-менее понятно. Исходя из названия, можно понять, что «мзда» — это оплата должностному лицу его работы для «ускорения процесса».

От лихоимства этот грех отличается тем, как ведёт себя взяточник при нарушении Закона Божьего. Человек, «больной» лихоимством, не заботиться о том, каково благосостояние того, на ком он наживается. Главной целью лихоимца является нажива любой ценой и, несмотря ни на что.

К большому сожалению, современный мир подвержен всем видам лихоимства, мздоимства и мшелоимства. Настоящие ценности в большинстве своём забыты, однако никогда не поздно о них вспомнить и пойти праведным путём.

Источник: https://pravoslavie.guru/nuzhno-znat/chto-za-znachenie-greha-lihoimstvo-i-chto-o-nyom-govorit-pravoslavie.html

Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии

Если у вашей близкой подруги 12 пар обуви, и это для нее «маловато будет», и каждый свой поход в магазин она знаменует новой покупкой, смело можете заподозрить ее в грехе мшелоимства.

Впрочем, по большому счету такому же греху подвержен если не каждый смертный, то каждый второй — точно.

Мшелоимство: что это за грех

Толкование

Значение этого слова можно трактовать двояко.

В первом варианте оно восходит к древнерусскому слову «мшел», означающему «корысть», в иной интерпретации — «вещь», «имущество», и в церковном контексте современного языка его можно перевести как «корыстолюбие».

Вымогательство и взяточничество — из этой же категории. Корыстолюбие классифицируется православной церковью как страсть, причем порочная, греховная, сродни сребролюбию.

Второй вариант более «приземленный». Его нередко ассоциируют с замшелостью, т.е. тем, что поросло мхом, замшело. Это может означать собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей, откладывание на всякий случай (как говорится, на черный день) продуктовых запасов.

Обратите внимание

Ярким образцом мшелоимца является гоголевский Плюшкин, занимавшийся накопительством всякого хлама ради самого этого процесса.

Плюшкин — наглядный пример.

Молитвословы в прежние времена были составлены для монашествующих, и грех этот осуждался тогда, когда монах окружал себя красивыми или ценными вещами, собирая и накапливая их, хотя в обиходе они ему были совершенно не нужны. Не нужны они в таких масштабах и мирянину.

В чем же состоит грех? Ну собирает человек себе шмотки и никого при этом не обижает! А грешно это, с точки зрения церкви, по нескольким причинам.

  • Вещи должны использоваться для той цели, для которой они созданы, а не являться экспонатами «домашнего музея».
  • Приобретение лишних вещей — это уже угода своим слабостям.
  • Создание вещного культа — по сути это сотворение себе кумира, от чего предостерегает Библия.

Копить, хранить, беречь, коллекционировать — для этого ли создаются предметы обихода? Они должны «работать», иначе человек впадет в зависимость от них и, сам того не замечая, станет скупым, жадным.

Разновидностью греха мшелоимства является мздоимство. Что это за грех? Старинное слово «мзда» со вполне нейтральным изначальным значением все чаще употребляется с негативным оттенком, говорящим о продажности, подкупе.

Этот вид мшелоимства со временем также превращается в коллекционирование подобных даров, любование ими и похвальбой перед знакомыми, а нередко и прямым выпрашиванием, если не вымогательством, того или иного предмета вожделения.

Страсть коллекционирования, по большому счету, то же мшелоимство. Человек отдает огромные деньги за какой-то «экспонат», который никто, кроме него, не увидит.

Мшелоимство — это вещизм.

Равным образом ко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиков, для которых шопинг — буквально смысл и цель жизни. Такие люди могут накупить столько обновок, что будут не в состоянии даже хотя бы однажды надеть их. И главное, что без них вполне можно обойтись.

Это своего рода идолопоклонство. Как, впрочем, и привычка к старым испытанным вещам (одежде, обуви).

Подводя итог сказанному, сей грех можно определить совершенно современным словом — вещизм. Его значение предельно прозрачно — патологическая любовь к вещам, порабощение ими. В этом случае временное и преходящее наносит ущерб заботе человека о его участи в Вечности.

Можно ли избавиться?

От любого греха при искреннем желании можно избавиться, покаявшись в нем на исповеди. Бороться со мшелоимством необходимо, развивая в себе противоположные добродетели:

  • бескорыстие,
  • забота о благах и дарах духовного плана, а не о тленных вещах,
  • милостыня,
  • милосердие к тем, кто нуждается,
  • нежелание накопительства, приобретения земных богатств, т.е. стяжания,
  • равнодушие к богатству,
  • щедрость.

Это что касается духовной составляющей. «Бытовая» же часть включает в себя умение расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается.

Не помешает частое планомерное проведение ревизии в доме, в закромах, где могут обнаружиться залежи ненужных вещей или продуктов.

Важно

Прежде чем решиться на какую-то очередную покупку, хорошенько взвесьте, так ли уж она вам необходима.

Хочется привести точку зрения иеромонаха Серафима (Калугина), согласно которой, миряне в идеале могут избавиться от этого греха, в прямом смысле отдав последнюю рубашку нуждающемуся. Но поскольку далеко не все к этому морально готовы, то достаточно поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом, а кому-то она действительно нужна.

Скверноприбытчество

Что означает этот грех? Первая половина слова достаточно «говорящая»: скверно — значит нечто недостойное, «скверное приобретение». Так оно и есть, прибыль можно получать и недостойным способом, путем нечестным и неправедным. К таким относятся:

Надувательство покупателя — это скверноприбытчество.

  • обвес,
  • обмер,
  • обман,
  • обсчет.

Сюда же можно отнести и заработок, полученный в ходе, скажем, игры в карты, в казино, т.е. основанный на использовании человеческих слабостей и страстей, на их разжигании или же удовлетворении.

Скверным приобретением будет и обогащение с использованием своего авторитета, служебного положения, а если это касается церкви, то и священного сана.

Если человек подделывает или использует поддельные документы, включая проездной талон, покупает краденое, это тоже можно назвать словом скверноприбытчество.

Может показаться странным, но того же роду-племени и тунеядство. Почему? Согласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, таким образом он словно крадет — и плату, и пользу.

Лихоимство

Взятка — это тоже лихоимство.

Это понятие подразумевает греховную страсть, которая заключается в получении своей пользы за счет обездоливания другого человека, пользуясь его затруднительной или безвыходной жизненной ситуацией.

Лихоимцы способны приобретать выгоду, используя чужие труд или собственность, бедственное положение ближнего:

  • назначить высокий процент кредита,
  • загрузить излишними служебными обязанностями за ту же плату,
  • завысить цены на тот или иной товар.

В более широком смысле лихоимство представляет собой элементарную жадность, сребролюбие, жажду обогащения. Св. Феофаном Затворником лихоимство классифицировалось как страсть получать все больше и больше, связанную с неразборчивостью в средствах при заключении торговых сделок, ростовщичеством, воровством, получением взяток.

Чтобы очиститься от этого греха и спастись, надо не только осознать и перестать творить его, но и вернуть полученное неправедным путем обиженному человеку, а если сделать это по каким-то причинам невозможно, просто совершать дела милосердия.

Исповедай грех свой…

Каяться за совершенные грехи надо ежедневно и делать это осознанно, анализируя каждую возникшую ситуацию. Непременно с искренним сокрушением надо исповедать их в Таинстве Покаяния в церкви, чтобы не только покаяться в них, но и получить прощение от Господа.

Приводим вечернюю молитву из «Православного молитвослова», называемую «Исповедание грехов повседневных»:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию,

гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».

Источник: https://verovat.com/grehi/msheloimstvo.html

Мздоимство и лихоимство, значение и отличия

Восьмой заповедью Божьей считается избежание совершения греха лихоимства. Существуют синонимы этого старорусского слово: мздоимство, взятничество, скверноприбытчество.  Но использовать эти слова в одном контексте все же не стоит. Имеют мздоимство и лихоимство некие отличия.

Лихоимство, значение слова

Слово лихоимство в православии означает получение денег в результате роста или с помощью процентов. Человек, который захватывает чужое и не зарабатывает своего считается разбойником и по праву может называться лихоимцем. Лихоимство что это за грех характеризуют и Старый, и Новый Завет и равнозначно его запрещают.

Православные проповедники еще с начала Средних веков говорили о скверности взятничество, независимо от того, как оно проявляется. Но со временем ситуация несколько изменилась, и привело все к тому, что абсолютно вся христианская экономика стала базироваться на этом греху.

Назвать лихоимцем можно не только того, кто дает взятку, но и человек, который ее берет. При этом действует закон, что если бы второй не брал, то первому некому было бы вручать подачку. Поэтому они оба на равных нарушают заповедь Господа Всевышнего.

Любящий всеми христианами апостол Павел категорически настаивал на запрете трапезничать с лихоимцем за одним столом. Согласно церковнославянскому словарю, слово имеет такое значение:

  • взымание лихвы;
  • взятка;
  • вымогательство;
  • любостяжание.

Грех вымогательства очень опасен. Если для пьяницы и блудника достаточно отступить от своих деяний и раскаяться, то лихоимцу помимо этого еще и нужно возвратить все нажитое нечестным путем. Ведь наживаться на горе и трудностях других людей аморально.

Чаще всего поддаются греху те, кто не веруют в Бога и не имеет определенных жизненных взглядов и ценностей. Для них характерна алчность, зависть и жадность.

К лихоимству можно отнести такие нарушения:

  • подделка документов;
  • использование подделанной документации;
  • перепродажа (спекуляция);
  • покупка ранее украденной вещи за низкую цену;
  • тунеядство;
  • выдача кредитов под проценты;
  • выигрыш в лотерею, рулетку.

Обязательно к прочтению:  Можно ли беременным ходить в православную церковь

Все то, что приносит человеку прибыль без особого труда заслуживает называться восьмым видом мытарства — лихоимством.

Мздоимство и лихоимство, отличие

Когда человек изучает вопрос грехов и  доходит до восьмого номера, часто спрашивает, чем отличается мздоимство и  лихоимство. Эти два понятия часто используют как синонимы. Но между ними все же есть принципиальная разница. Достаточно проанализировать составные части каждого слова:

  • «мзда» — плата должностному лицу за его непосредственную работу;
  • «лихо» — желание нажиться на чьем-либо горе, требуя отдать последнее.

Главное отличие этих двух слов — моральное поведение взяточника. В последнем случае отсутствуют человеческие качества христианина и морально воспитанной личности. Его главное желание заполучить как можно больше. При этом такого человека мало волнует состояние и положение ближнего.

В современном обществе эти два понятия часто замещают друг друга, так как мзда имеет ассоциацию с понятием «взятка». Но лучше различать приведенные выше слова по значению и использовать правильно.

Читайте также:  Псалом давида 126: господне наследие

При этом желательно не встречаться ни с лихоимцами, ни с требователями мзды.

Каким бы не были цели и планы такого помощника, нужно помнить, что происходит акт коррупции, а это карается не только Господом Богом, но и законодательством.

Совет

К сожалению, взятничество — неотъемлемая часть жизни современного мира. Но это не избавляет его от греховности. Поэтому прежде чем давать или брать мзду, следует подумать, не придется ли за нее в будущем горько расплачиваться.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о грехе сребролюбия (мздоимства и лихоимства):

Источник: https://ikona-i-molitva.info/mzdoimstvo-i-lixoimstvo-znachenie-i-otlichiya/

Священник Димитрий Шишкин. Лихоимство / Православие.Ru

В последнее время по стране одна за другой проходят волны арестов, и даже уже суды состоялись по некоторым делам и в заключении находятся люди, наделенные в недавнем прошлом столь высокими чинами и званиями, что и представить себе нельзя было, чтобы они оказались в таком положении. Но вот оказались.

И причина их пребывания в местах не столь отдаленных одна – пресловутая коррупция, или взяточничество, или, говоря церковным языком, лихоимство, когда человек стремится к приобретению материальных благ ненасытно и с жадностью, увлекаясь настолько, что нарушение законов Божественных и гражданских входит у него в порочную привычку.

    

Что же это за явление такое – лихоимство?

Здесь надо сразу оговориться, что понятие это более широкое, чем, например, коррупция, и предполагает всякое неправедное, хищное приобретение, всякую невоздержанность в стяжательстве земных благ и удовольствий.

И вот эта невоздержанность и жадность к стяжательству, как любая страсть, разрастаясь в человеке, со временем совершенно овладевает им и влечет его к погибели, хотя бы сам человек этого уже не осознавал и не чувствовал.

Страсть доводит человека до своего рода помешательства, безумия, когда человек живет, мыслит и действует в состоянии одержимости, да и смотрит на мир глазами страсти, так что жизнь предстает перед ним в искаженном и больном, горячечном виде.

В чем же «безумие» этой страсти? Да в том, что человеку совсем не много ведь надо для доброй и радостной жизни. Чтобы был у него дом, любящая жена, дети, любимая работа, а главное – «вера, действующая любовью» (Гал. 5: 6), как говорит апостол Павел о главном в христианской жизни.

А хищничество и воровство и наглость, жадность и многие другие духовные язвы, сопутствующие страсти любостяжания, постепенно, но неуклонно разрушают жизнь человека, какой бы представительной и успешной она ни казалась. Потому что, по слову Спасителя, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15).

Обратите внимание

То есть подлинное качество жизни, ее полнота, чистота и достоинство приобретаются дорогой ценой, но это не цена любостяжания, а цена жертвенной любви. И вот именно вера, действующая любовью, призвана помочь человеку в противостоянии губительным страстям.

Даже если начатки тех или иных страстей присутствуют в человеке (а они присутствуют обязательно), то человек, живущий верою и любовью, сдерживает в себе сознательно действие этих страстей, борется с ними и всемерно стремится к их совершенному искоренению. В этом во многом и состоит труд и борьба христианской жизни.

    

И если человек в силу своего социального положения, воспитания, характера и способностей относится, условно говоря, к роду князей человеческих, то есть способен к управлению, руководству, имеет административные и хозяйственные способности, он, скорее всего, достигнет определенного преуспеяния и станет, как у нас говорят, состоятельным.

И в этом еще нет греха, потому что все люди разные и у каждого свой крест и свои способности и обязанности перед Богом и людьми. Так вот обязанности людей высокопоставленных, сильных мира сего состоят в том, чтобы по совести служить Богу и людям и заботиться прежде всего об этом, а не о бесконечном умножении личного имущества.

Как и псалмопевец Давид говорил об этом: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61: 11). То есть если в силу своего положения и рода деятельности к человеку действительно «течет богатство», то он должен знать свою меру необходимого, а остальное разумно и рачительно употреблять на радость людям и на пользу Отечеству.

А это возможно только при правильном настроении сердца, когда человек понимает, что «богатство текущее» принадлежит не ему, а Богу, Который только вверяет его этому человеку как распорядителю. А каким он окажется распорядителем – мудрым или глупым, – зависит от того, насколько ему присуща добрая вера, действующая любовью.

Потому что как может позволить себе человек утопать в роскоши, когда вокруг него столько нищеты и горя?! Как человек может позволить себе воровать, обманывать и требовать мзды, если он в совести своей «ходит пред Богом»?! Как человек может брать взятки, если он знает, что настоящая и чистейшая радость приобретается только тогда, когда мы делимся с ближними, отдаем ради Христа не только то, что «сверх нашего», но если надо, то и свое кровное.

Можно даже сказать, что главная причина всех тех несчастий и бед, в которые впали знатные люди, о которых мы говорим, – это отсутствие опытного знания того, что есть настоящее благо, а что есть его подмена. Ибо всякий грех и всякая страсть есть подмена подлинной радости и действительного смысла.

Важно

Впрочем, и верующие падают, и добродетельные согрешают, что еще и еще раз заставляет нас говорить о необходимости бодрствовать и молиться, то есть быть предельно внимательными к побудительным мотивам своей внутренней жизни, сверять их строго с евангельской правдой, противостоять своим злым устремлениям и умолять Бога об утверждении в истинном благе.

Ну, сановных мужей оставим в покое, помолимся за них, чтобы Господь привел их к познанию истины и открыл им путь к той действительной радости и благу, которые не отнимутся уже у человека и заменить которые ничем не возможно. Но вспомним и о себе. А именно вот о чем хочется сказать.

Как грустно видеть, когда и в печати, и в иных средствах массовых коммуникаций по поводу всех названных «обличений» и «разоблачений» и наказаний вместо горького сострадания и самоукорения поднимается волна какого-то постыдного и злорадного улюлюкания.

Дорогие, а разве сами мы чисты перед Богом? Разве в нас не действуют те же самые, но, может быть, менее заметные другим и в силу нашего положения менее ярко проявляющие себя страсти? Да и не только лихоимства и стяжательства, но и множества иных страстей, не менее губительных и преступных с точки зрения закона Божиего? И пьянство, и блуд, и озлобленность, и та же хищность и жадность, и лукавство, и обман, и корысть, и безверие… Разве этого всего нет у нас, как говорят, «простых обывателей»? Да сколько угодно и на каждом шагу! Но мы с каким-то странным упоением и даже восторгом, оставив «своих мертвецов», то есть перестав оплакивать свои грехи, пороки и страсти, пускаемся в шельмование и осмеяние людей, падших, в отличие от нас, в публичном, так сказать, пространстве, потому что страсть овладела ими и довела до явного краха. Но послушайте, разве сегодня-завтра и с каждым из нас, пусть даже в меру нашего маленького положения, не может случиться то же самое? Да не только может, но и случится обязательно, потому что всякий мнящий себя судией, не видящий и не оплакивающий своих грехов, да еще и насмехающийся над падшими непременно и сам должен будет претерпеть и позор, и унижение, и стыд, по слову Господа: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк. 14: 11). Так что оставим это опасное и душевредное занятие – перемывание чужих костей, тем более что мы еще мало что знаем и понимаем в действительных обстоятельствах тех или иных дел, а только следуем за голосом падких на сенсации средств массовой информации.

Здесь уместно вспомнить о «железном правиле» святых отцов: осуди грех, а человека пожалей. Несомненно, борьба с коррупцией на государственном уровне должна продолжаться.

Но важно, чтобы эту действительно необходимую и важную борьбу мы осознали не как сведение счетов с «зажравшимися хапугами», а как нашу общую беду духовного и нравственного оскудения.

Потому что чиновников этих к нам не забросили извне тайно, как отряд диверсантов, а они выросли в нашем Отечестве, уязвленном и ураненном прежним безбожием и нынешней вседозволенностью, ложным пониманием свободы и блага. И исправляться нам нужно всем вместе, в общем осознании своей вины и личного вклада в созидание или разрушение доброй жизни.

Но вот еще о чем хочется сказать. Помолившись о вразумлении и исправлении падших, поплакав и о своих грехах, вспомним о том, что в наших силах позаботиться и о предупреждении в будущем таких падений и катастроф.

Совет

А именно: наш долг проповедовать, благовествовать и учить детей и юношество, в том числе и тех, кто завтра придет к власти и будет так или иначе распоряжаться несметными богатствами страны и народа. Учить их тому, что нет иной высшей радости в жизни, чем «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.

14: 17), что и называется у нас Царствием Небесным. Под праведностью мы здесь разумеем жизнь, согласную с Богом, под миром – особое состояние души, проистекающее из этой жизни, а под радостью – ясное осознание причастности Духу Святому, рождающееся в покаянии и терпеливом созидании добра.

И этот принцип, утверждаемый с детства в душе как камень краеугольный, позволит нам со временем и во власти увидеть людей достойных, ответственных, милосердных и сострадательных. Тех, которых можно назвать князьями разумными и боголюбивыми.

И если мы хотим, чтобы пришло со временем поколение таких добрых правителей и распорядителей, то мы должны уже сейчас сами стараться жить по совести, борясь со своими страстями и в меру сил исполняя заповеди Божии, и учить этому наших детей. Говорить им об элементарных, но необходимых правилах духовной безопасности.

О разрушительной и губительной силе страстей, о необходимости сознательной борьбы с ними, о высшем призвании человека, об утверждении и возрастании в добродетели. Вот и основание нашего общего будущего, а любое другое основание зыбко, как песок, и чревато многими падениями и катастрофами, потому что правда человеческая суетна и переменчива, а правда Божия пребывает вовек.

Источник: https://pravoslavie.ru/98817.html

Лихоимство – что это за грех в православии: каково значение слова и кто такой лихоимец

Практически каждому православному человеку известны заповеди Ветхого Завета, которые являются частью канона и требуют соблюдения. Хорошо известна восьмая заповедь, которая гласит: «не кради». На самом деле, понимание этого простого предписания требует глубины, к примеру, лихоимство — что это за грех и каким образом он связан с заповедью.

Значение слова

Изначально этот термин восходит к айхке (айхка) или лихве, то есть взиманию процентов от займа, взятки, вымогательство.

Значение слова «лихоимство» — стремление получать богатство не совсем благовидными методами, к примеру, стремится вымогать взятки или зарабатывать не своим трудом.

Пожалуй, именно как заработок не своим трудом следует, в основном, понимать этот грех, а остальные примеры являются просто частными вариантами этого общего вектора.

Обратите внимание

Многие часто объединяют мздоимство и лихоимство, но эти термины являются немного разными. Первый исходит от слова «мзда», то есть получение оплаты, взятки за собственную работу или положение. Кто взимает мзду, наживается на собственном положении, тот требует сверх меры за свою работу или положение.

В отличие от этого лихоимец стремится получать финансовые ресурсы, вообще ничего не делая. Такой человек не считает нужным трудиться и, по сути, хочет присваивать себе чужой труд и имущество.

Если рассмотреть оба эти термина более подробно и поразмыслить над ними, то становится понятно, что каждый фактически является частным вариантом кражи, то есть нарушением заповеди. Тем не менее, не следует воспринимать слово «мздоимство» как синоним.

На самом деле, эти понятия различаются, они просто относятся к крупной категории греха, являясь частными вариантами такового.

Конечно, понимание этих различий является в некоторой степени тонкостью, но разбираться в этом полезно, ведь искоренение грехов и соблюдение заповедей требует чуткости и некоторой строгости, нужно обращать внимание на детали.

Особенности лихоимца

Если типичному современному человеку описывать значение слова лихоимство, то нередко оно не будет выглядеть для обывателя как нечто греховное. Такое поведение сейчас зачастую является распространенным и для некоторых даже своеобразным идеалом, к которому следует стремиться.

Ведь каковы цели лихоимца:

  • получать деньги, ничего не делая;
  • от других людей получать деньги, невзирая ни на что;
  • использовать любые варианты извлечения выгоды;
  • способствовать своему благополучию практически любыми методами.

Таким образом, такой человек отвергает праведный труд, стремиться ничего не делать, не приносить другим пользу, но наоборот только извлекать из других пользу, причем фактически в ущерб другим.

Итогом может стать какое-то сиюминутное обогащение, но такой грех в итоге приводит к негативным изменениям личности:

  • развивается корысть;
  • душа чрезмерно пребывает в неге, а равно и тело;
  • появляются ложные воззрения;
  • утрачивается вера.

Сейчас лихоимство в православии порицается довольно строго.

Есть много примеров, которые подпадают под этот грех, но многими считаются нормой:

  • получение взяток;
  • азартные игры;
  • кредитование под проценты;
  • тунеядство;
  • спекуляции;
  • подделка и использование документов;
  • скупка краденого.

Отказ от этого поведения многими может считаться странным, но в действительности, есть культуры и сообщества, которые спокойно избегают этого греха. Например, в исламе выдача денег под проценты запрещена шариатом, и такая практика отсутствует вообще в некоторых странах и между мусульманами по всему миру.

Эти люди просто не воспринимают и не понимают возможности давать кому-то деньги в рост, то есть под проценты. Современному человеку трудно бывает избавиться от лихоимства под давлением общества, сложившегося уклада и привычек.

К слову, на Руси на протяжении существенного периода кредитование под проценты тоже не существовало (об этом может рассказать Википедия и другие доступные источники), однако, такая практика была завезена из других стран, в частности, рыцарскими орденами и представителями ближневосточных стран.

Также спекуляция или скупка краденого, сомнительного имущества тоже не являются нормальной практикой для православных. Подобного поведения при желании легко избежать, хотя оно зачастую и является нормой в современном мире.

Читайте также:  Свято-никольский казачий собор в омске

Польза отказа от греха

Согласно предписаниям праведников, святым писаниям, праведный труд является неотъемлемой частью нашей жизни. Даже святые старцы, которые много времени проводили в духовном делании, тоже трудились, чтобы обеспечить себя.

Более того, они специально утомляли плоть и занимали собственный разум, всегда стремились к труду и какой-то полезной работе.

Современное общество может развращать и настраивать на отсутствие полезного и праведного труда.

Важно

Тем не менее, если знать лихоимство — что это за грех и как он проявляется, то не составит труда скорректировать некоторые собственные помыслы и поведение с пользой для души.

Чтобы отказаться от греховного помысла, следует выбрать для себя подходящее занятие, которое приносит нормальный заработок и не противоречит постулатам веры.

Помимо этого, не следует искать дополнительных сомнительных источников дохода, к примеру, спекулировать чем-то или играть в лотерею. Нужно осознавать практически полное равенство между лихоимством и кражей чужого имущества, не уподобляться грешникам.

Источник: https://religiya.guru/osnovy-religii/znachenie-slova-lihoimstvo-i-chto-eto-za-greh-v-pravoslavii.html

приход храма Святой Троицы с.Валамаз – О грехе лихоимства

Сайт создан в феврале 2012 года по благословению протоиерея Михаила Кабанова

Кроме греха сребролюбия, есть ещё один тяжкий грех – лихоимство, родной брат сребролюбию.

Лихвой, или взятием процентов, называется то, когда заимодавец с должника своего сверх данного ему взаем берёт что-нибудь лишнее.

«Лихоимцы и хищники хуже зверей, – говорит св.Иоанн Златоуст, – ибо звери, насытившись, перестают похищать, а эти люди никогда не могут насытиться».

Конечно, мы все разные, и доходы у нас у всех разные, а иногда так прижмёт, что мы вынуждены брать взаймы, хотя каждый знает, насколько это унизительно – просить, почти протягивая руку, легче самому последнее отдать.

И те, другие, которые нам дают, тоже разные, кто-то даёт с радостью, что он имеет возможность помочь ближнему, кто-то даёт нехотя, а кто-то совсем отказывается дать, а кто-то даёт под проценты, преумножая тем самым своё богатство.

Хотя Господь учит нас: «Всякому просящему у тебя давай и от взявшего твоё не требует назад… И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым».

А в другом месте сказано: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ничего другого, что можно отдать в рост».

Но мы уже давно забыли законы Божии и живём по своим человеческим законам, наверное, поэтому у нас на Земле и нет порядка, нет гармонии, зато много зла, зависти, жестокосердия и равнодушия.

Совет

Василий Великий так говорил о лихве: «Как рыболов прицепляет за удочку червячка, чтобы рыбу обмануть и поймать, так точно лихвовзиматель привлекает деньгами своими ближнего, который по неосторожности своей и удочку поглощает и, как рыба, умерщвляется».

Сребролюбие и лихоимство всегда было наказуемо Богом. А если же «кто избегнет казни в этой жизни, ибо не все беззаконники здесь наказуются по неведаным судьбам Божиим, тот не избегнет её в веке будущем».

А что делать нам, когда просят у нас взаймы горькие пьяницы? Святые отцы учат: «Просят, давай, а с них уже Господь спросит, на что потратили они эти деньги, ибо ничто не проходит бесследно.

Добрые дела человека идут впереди его и на мытарствах, в день Страшного Суда оправдают его, так и все наши злые дела, даже каждое пустое и праздное слово не исчезают, а записываются злыми духами и разносятся ими по мытарствам, и эти злые дела, и наши худые слова в будущем в день Страшного Суда осудят нас.

Людмила Копысова

помощница настоятеля храма с.Валамаз

газета «Октябрь» 8 апреля 2011 года №25

Назад к списку

Источник: http://valamaz-troica.prihod.ru/voskresnaja_shkola/view/id/1119913

Мшелоимство: что это за грех в православии и молитва для искупления

Большинство неверующих знает о смертных грехах, но мало кто понимает то, что существует ряд не менее серьёзных проступков, за которые грешники понесут наказание. Эти действия пагубно отражаются на жизни их совершивших и оказывают негативное воздействие на окружающих их людей.

Среди таких поступков выделяют мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство. Эти три понятия часто путают между собой, но многие совершают это, даже не задумываясь о последствиях. Необходимо разобраться в этих грехах и научиться сдерживать себя для того, чтобы сохранить душу чистой и не подвергнуться душевным мукам.

Мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство

Мшелоимство: что это за грез? Это понятие означает корыстолюбие, взяточничество и вымогательство. Этот грех присущ не только обеспеченным людям, но и беднякам, которые стремятся накопить как можно больше вещей на чёрный день.

Слово происходить от прилагательного «замшелый» — поросший плесенью и мхом. Большинство вещей, которые накапливаются алчными людьми, пропадают и покрываются мхом.

А жадность, способствующая такому поведению, является одним из семи смертных грехов.

Что такое мшелоимство и скверноприбытчество? Если мшелоимство — это корыстолюбие и страсть к накоплению ненужных вещей, то скверноприбытчество — это получение прибыли неправедным путём.

К этому относят обвес, обмер, обман и заработок, основанные на разжигании других грехов и пагубных страстей.

Сюда относятся подделки документов, приобретение краденых вещей за низкую цену, получение прибыли за работу, которая не была выполнена.

Под лихоимством понимают получение прибыли путём нарушения справедливости и наживания на проблемах окружающих. Присвоение плодов чужой работы, завышенные цены на дефицитные товары, обременение должников повышением процентов на заимствованную сумму — все это подразумевается под понятием лихоимства.

Позиция православия

Человек в погоне за прибылью часто забывает о справедливости, любви к ближним и заповедях, которые нельзя нарушать. Смертных грехов всего семь, но наказание может последовать и за другие проступки, которые осознанно совершаются людьми.

Несмотря на то, что вред от смертных проступков наносит небольшой вред самому грешнику, церковь осуждает их. Что такое грех мшелоимства в православии? Это проступок, который вредит не только окружающим, но и тому, кто его совершает.

В некоторых случаях мшелоимство является патологической проблемой.

Обратите внимание

Страсть к приобретению и накоплению новых вещей, их обмену не поощряется священнослужителями, так как является последствием алчности и корыстолюбия.

Те, кто страдает от подобного недуга, испытывают страх потерять накопленные предметы. Их собирают, коллекционируют, прячут. Люди, поддавшиеся мшелоимству, никогда не совершат следующих действий:

  • не продадут ненужные вещи;
  • не станут дарить их близким и друзьям;
  • не будут их даже использовать по назначению, так как от этого предмет станет непригодным.

Грешники не только самостоятельно приобретают или обменивают вещи, но и получают их в виде взяток.

После это заказывают специальные шкафы, стеллажи, полки и сейфы для их хранения, прячут их от глаз окружающих.

Обычно происходит коллекционирование предметов одного назначения — оружия, посуды, игрушек, часов, чучел животных. Годами все это покрывается пылью, ведь не может быть в полной мере использовано.

Церковь одобряет использование каждого предмета по его прямому назначению. Мшелоимство, в свою очередь, этого не подразумевает. Нарушение этого порядка приравнивается к игнорированию библейских заповедей.

Хранение и коллекционирование вещей, которые были куплены, подарены или найдены, таится под понятием мшелоимства.

Значение слова происходит от термина «мшел» — мох, ведь неиспользованные вещи покрываются пылью и мхом.

Церковь говорит о том, что каждая вещь должна приобретаться только по необходимости, а не для удовлетворения патологических греховных наклонностей. Одна из заповедей запрещает создавать себе кумиров, а храня вещь и поклоняясь ей, человек делает из неё идола.

Борьба с грехом

Мшелоимство — что это за грех и как с ним бороться? Сначала нужно признать для самого себя греховность своих поступков и необходимость избавиться от подобной страсти. Борьба с грехом заключается в следующем:

  • необходимо провести генеральную уборку в местах хранения накопленных вещей;
  • действительно ненужные вещи, которые хранятся в помещениях только в качестве аксессуаров, лучше выбросить;
  • предметы, которые ещё можно использовать, необходимо отдать нуждающимся — отвезти в детские дома или подарить инвалидам, престарелым, пожертвовать церкви.

Искупить грех можно только при полном осознании и раскаянии в содеянном. Грешник должен сам себе дать зарок о последующем приобретении любого предмета только в случае крайней нужды. Каждый вечер для искупления своей вины нужно читать молитву:

«Исповедую Богу моему и Творцу, Святой Троице — Отцу, сыну и Святому Духу, грехи свои, совершённые за всю жизнь в делах, мыслях, мечтах.

Пьянство, уныние, праздность, ревность, гнев, зависть, алчность, клевета, осуждение, небрежность, объедание, мшелоимство, злопамятность, сквернословие, ненависть, лихоимство и другие грехи, коими прогневил я Тебя, о коих жалею я, прости мне, господи Боже мой! Помоги мне, Господи, со слезами молю Тебя, прости мои прегрешения, избави меня от них. Аминь».

Церковь требует от своих прихожан не создавать себе идолов, приобретать и использовать каждую вещь только по нужде, не нарушать заповеди библейские и держать свою душу чистой и безгрешной.

Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/msheloimstvo-chto-eto-za-greh-v-pravoslavii-i-molitva-dlya-iskupleniya.html

Как русские цари боролись с мздоимством и лихоимством?

В Своде Законов содержалось описание видов лихоимств, за которые должно было наказывать:

• противозаконные поборы под видом государственных податей; • вымогательство деньгами и вещами;

• взятки с просителей по исполнительным и судебным делам.

Если какое-нибудь должностное лицо будет уличено в перечисленных деяниях, то оно подлежит наказанию. Основанием для этого был законодательный документ «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», который регулировал ответственность чиновников за мздоимство и лихоимство.

Была, однако, небольшая странность в том документе: в нем не было дано четкого определения этим понятиям.

Важно

Отсюда и очень расплывчатые наказания, от денежного штрафа до лишения должности, а при особо грубых нарушениях чиновника могли арестовать, лишить имущества и отправить на каторжные работы.

Несмотря на то что была создана законодательная база для борьбы с мздоимством и лихоимством, период царствования Николая I ознаменован непоследовательностью в борьбе с коррупцией. При общем решительном настрое правительства против должностных преступлений к отдельном чиновникам, у которых было «рыльце в пуху», высшая власть относилась очень снисходительно.

Начало правления Александра II ознаменовалось систематическими публикациями имущественного положения чиновников государства.

Примерно раз в 1−2 года публиковались книги, которые назывались «Список гражданским чинам такого-то ведомства».

В этих томах содержались сведения о занимаемой должности и службе чиновника, его жаловании, наградах, взысканиях, размере его имущества и «состоящее за женой» — как наследственное, так и приобретенное.

Книги с информацией о чиновниках были общедоступны. Любой желающий, имея такой «Список», мог сравнить то, что декларирует чиновник, и картину его имущественного состояния в реале. Публикация такой открытой информации стала еще одним важным шагом к борьбе со взяточничеством на государевой службе.

В 1866 году вышла новая редакция «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». В нем давались развернутые пояснения и комментарии к статьям о взятках и предусмотренных за них наказаниях.

Александр III также внес свою лепту в борьбе с коррупцией. В частности, следует отметить большой вклад царя в искоренение злоупотреблений на железных дорогах. Александр постановил отказаться от практики частных концессий на эксплуатацию железных дорог.

Совет

Результат этой меры сказался очень быстро: казна прекратила нести огромные убытки, исчезли «железнодорожные короли», финансовые интересы которых были тесно связаны с деятельностью крупных российских чиновников.

На освободившиеся деньги стали строиться новые железнодорожные линии и были введены единые тарифы на этот популярный транспорт.

При царствовании последнего российского царя Николая II было создано новое Уголовное уложение. По сравнению с предыдущими законодательными актами этого толка оно было проработано гораздо лучше в отношении борьбы с коррупцией. В этом документе было введено определение понятий «взяточничество» и «лихоимство».

Рост взяточничества в России в начале 20 века был связан с ростом числа чиновников, военными заказами, различными сделками с недвижимостью и эксплуатацией участков с полезными ископаемыми. Коррупция возросла в разы во время русско-японской войны.

Это вынудило царское правительство принять дополнительные меры по усилению ответственности за получение взяток в военное время. Если чиновники попадались на лихоимстве в этот период, то на них не распространялись никакие амнистии.

Они проводили время, занимаясь трудотерапией на каторге от звонка до звонка.

В 1911 году министр юстиции И. Г. Щегловитов внес на рассмотрение законопроект «О наказуемости лиходательства». Дача взятки в нем рассматривалась как самостоятельное преступление. Однако царь не дал ходу этому проекту, поскольку, с его точки зрения, этот документ мог «затруднить борьбу» с коррупцией. Иначе говоря, монарх испугался, в который раз!

С началом Первой мировой войны коррупция возросла, но борьба с ней ужесточилась. Под занавес монархического режима в России (в 1916 г.

) был принят чрезвычайный закон, по которому существенно повышалось наказание за мздоимство и лихоимство.

Особые строгости применялись к взяточникам, вовлеченным в дела, связанные со снабжением армии и флота боевой техникой, продовольствием и личным составом. Время для России было нелегкое, и такие чрезвычайные меры были вполне оправданны.

Обратите внимание

После свержения царизма Временное правительство создало Чрезвычайную следственную комиссию (ЧСК), которая должна была расследовать обвинения в коррупции членов царского правительства. ЧСК не нашла в действиях подследственных никакого состава преступления. Кроме того, А. Ф. Керенский вынужден был констатировать, что «в действиях Николая II и его супруги не нашлось состава преступления».

В заключение хочу привести исследования наших современников А. Звягинцева и Ю. Орлова. Они изучили биографии и послужные списки всех генерал-прокуроров Российской империи в период от создания этой должности в 1722 году до февраля 1917 года.

В их поле зрения оказалось более 30 человек, занимавших этот высокий пост. Они сумели обнаружить только одного человека, втянутого в коррупцию.

Подумайте, только один корыстолюбивец, отвечающий за законность в России, за 300 лет! Может быть, не все так плохо в нашем государстве, и есть надежда справиться с коррупцией?

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/60232/

Повествование о мытарствах

Мытарства – нечто вроде застав или таможен, которые встречают на своём пути души умерших людей, возносясь к престолу Небесного Судии. На каждом из этих мытарств востребуется отчёт в особенных грехах… Каждая страсть, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей…

Таким образом, мытарства суть не что иное как частный суд, на котором припоминаются душе и беспристратно оцениваются все её дела и после которого определяется ей участь. Суд этот называется частным, в отличие от всеобщего, который будет совершён над всеми людьми при кончине мира, когда Сын Человеческий снова придёт на землю во Славе Своей…

Читайте также:  Как правильно очистить и освятить дом с помощью церковной свечи

1-ое мытарство: Празднословия и смехотворства.

Грех празднословия – праздное расточительство слов, многословие, невоздержанность в речи, когда дар слова используют для лжи, клеветы и брани. Пустой вздорный разговор. Грех словом – это не только празднословие, но и многоглаголание, пустословие, насмешки, сюда же относятся злые и нескромные шутки.

Осмеяние чьего либо уродства, суетная болтливость, безвременный и чрезмерный смех, смех глупый и беспричинный, пересуды, двоедушие, сплетни, остроты на счёт других, непристойные шутки, злонамеренное ябедничество, бранные, скверные, легкомысленные слова и кощунственные речи, пустые и бесполезные разговоры.

Не надо думать, что грех празднословия незначительный и не тяжкий. Попробуйте сосчитать сказанные за день пустые слова… А за неделю, за месяц, а сколько их соберётся за год? Сложите их в пустой мешок и попробуйте приподнять его…Будет нелегко.

Вот так “незначителен” этот грех, что перетянет все другие грехи за своей многочисленностью.

2-ое мытарство: Лжи и клятвы.

Неисполнение данных обещаний, неискренность, лицемерие, преувеличение, хвастовство, ложный донос, сложение своей вины на невиновного, лукавство, хитрость, оклеветание, клятвопреступление, утаение на исповеди греха или пересказывание чего-либо ложного, нарушение клятвы, присяги, обетов, лжесвидетельство.

Многие старцы признавали грех лжи противоестественным для человека, противным самой его природе. Ведь родоначальник и отец лжи есть диавол, первый обманщик и лицедей, возомнивший себя Богом и предложивший съесть Еве и Адаму запретный плод, чтобы “стать как Боги…”

3-е мытарство: Осуждения и клеветы.

Важно

Грех осуждения – склонность подмечать, запоминать и называть чужие недостатки, совершать явный или внутренний суд над ближним. Этот грех находится в тесной связи со страстью гордости, осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого.

Грех оклеветания (часто произрастает из греха зависти) – это значит обесславить, похулить, посмеяться над чужими пороками, уничижение, забвение собственных согрешений и недостатков при невнимании к ним.

Всякое двоедушие по отношению к ближнему, даже малые и незначительные слова и поступки направленные к тому, чтобы представить нашего ближнего в худшем виде, всякое осуждение даже косвенно и вскользь – есть грех.

4-ое мытарство: Чревоугодия и пьянства.

Страсть объядения и пьянства – это потерявшее правильность естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, нежели нужно для поддержания жизни и сил телесных, на которое излишнее питание действует противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их.

Грех пьянства – постоянное питие крепких напитков, нюхание различных зелий, курение табака, употребление других веществ, доводящих человека до опьянения. В современном обществе распространён грех употребления наркотиков, приводящий душу в безумное состояние и убивающий её.

К этому греху относится и спаивание вином (или чем нибудь иным), оплачивание услуг водкой, табаком и другими товарами, приводящими человека ко греху пьянства. Питие и ядение прежде Божественной Литургии в праздники и в воскресение. Несоблюдение поста в среды и пятницы и четырёх постов, установленных Церковью.

Употребление рыбы и вина в те дни поста, когда нет на них разрешения. Нарушение любого поста скоромною пищею.

5-ое мытарство: Лености.

Грех лености – это беспечность, лень и нерадение в служении Богу, оставление церковных и домашних молитв, тунеядство, неисполнение или недобросоветное исполнение своих обязанностей. Леность – это праздность, ничегонеделание, неблагодарность Богу, опущение по лености церковных служб, уныние и небрежение о своей душе. Грех лености относится к семи смертным грехам.

Совет

Современный человек очень любит покой и комфорт, окружает себя предметами удобными и изнеживающими его плоть. В жизни такого человека нет места для малейшего ущемления приятностей для души и прелестей для тела. Леность приводит к эгоизму и себялюбию, поражает и парализует волю человека, делая её неспособной к исправлению и духовному подвигу.

6-ое мытарство: Татьбы.

Хищение (татьба) – грех, совершённый против чужого имущества, т.е. воровство – грубое, явное, тайное, хитростью, благовидное, с насилием.

Виды хищения разнообразны: грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство, всякое присвоение чужой собственности путём обмана. Принятие краденного (покупка и хранение), расхищение казённых денег или вещей полученных на хранение.

Насильственное задержание чужой собственности, которая случайно оказалась в твоих руках. Утаение найденной вещи, необличение и скрывание знаемого вора. Роскошь, расточительство, мотовство, трата денег на суетные дела.

Многим кажется незначительным не заплатить за свет (мол ,у государства и без того денег много), не вернуть в библиотеку понравившуюся книгу, но вот из таких мелочей и складывается этот грех.

7-ое мытарство: Сребролюбия и скупости.

Это грех чрезвычайной важности: в нём одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Притворное нищенство. Уклонение от платежа долга, утаение найденного, обман при продаже, удержание платы с работника, неподаяние милостыни, непосещение больных, отказ в помощи страннику.

Страсть к деньгам, к принятию даров, роскоши, пристрастие ко всякого рода вещам, драгоценностям, украшениям и нарядам. Само чувство довольства от обладания материальными благами губительно для души. Можно с вожделением любоваться не только кучей денег, но самым невинным золотым колечком. Ведь в Евангелии сказано: “ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше..

.” (Мф. 6:21)

8-ое мытарство: Лихоимства.

Грех лихоимства – это грех присвоения чужого и мздоимства (давание денег в рост, неправедное приобретение, участие в лотерее, игра на бирже и прочее). Греху лихоимства всегда сопутствуют скупость и сребролюбие.

Обратите внимание

Взяточничество, спекуляция, безбилетный проезд в общественном транспорте. Сейчас очень популярны всякие шоу и игры, в результате которых человек выигрывает деньги, практически не трудясь для этого.

И совершенно порабощает волю человека игра в игровые автоматы, в рулетку, когда игроки проводят целые ночи в казино.

9-ое мытарство: Неправды.

Ложь – это сознательная попытка обмануть, используя любую форму неправды. Нет , пожалуй, ни одного более распространённого греха, чем ложь.

Ложь по нужде, обман не в шутку, двуязычие, тайные козни против людей, лукавство, оправдание себя перед другими при полном сознании своей вины, изворотливость, лесть или неискреннее сочуствие в обращении с людьми, подкуп, неискренний или неправдивый отзыв о человеке, бесчестие человека на словах (в письме или другим каким-либо образом), разглашение чужих пороков, слушание наговоров и по ним суждение о людях. У многих людей входит в привычку слегка прихвастнуть, добавить что-то к произшедшему, придумать на ходу убедительный ответ начальнику, изменив чуть-чуть действительность, но всё это будет ложью.

10-ое мытарство: Зависти.

Грех зависти – зложелание, злорадство. Зависть чужому успеху, положению в обществе. Желание неудачи, провала, печального исхода для чужих дел. Радость чужому несчастью, неудаче. Зависть может довести до всякого злодеяния ближнему. Грех зависти относится к семи смертным грехам. Презрение кого-либо и почитание себя лучше, достойнее и праведнее других.

Внушение злого совета, всегдашнее недовольство своим состоянием. Наше общество серьёзно больно этим грехом и нет человека, который бы не смотрел в сторону соседа, – чего тот приобрёл нового: машину, дом или просто модное платье, испытывая отнюдь не радостные за него чувства. Даже разговоры про богатых и бедных небезобидны: в основе их лежит часто чувство зависти к чужому имуществу.

11-ое мытарство: Гордости.

Тщеславие, самонадеянность, презрение к другим, невоздаяние должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и неповиновение им.

Стремление к почестям и требование для себя уважения от других, славолюбие любовь к чинам, высокомерие, хвастовство, напыщенность, тщеславие, чванство, безсовестность, надменность, отчуждённость от других людей, в чувстве превосходства над другими.

Важно

Обратите внимание, в разговорах о ближнем чего вы рассказываете больше: хорошего о них или плохого? Подумайте, сколько раз в день вы произносите слово “я” – это и будет небольшим показателем вашей гордости.

12-ое мытарство: Гнева.

Грех гнева – вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание о мести, раздражительность, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума. Это непристойный крик, спор, бранные, жестокие, колкие слова, ударение, толкание, убийство.

Гнев проявляется в ссорах с ближними, в воспитании детей; в поведении – грубость, хамство, наглость, злая насмешливость, ярость.

Даже по отношению к бессловесной твари испытывать гнев, бить животных, а также раздражаться на неодушевлённые предметы, срывать на них злость является грехом.

13-ое мытарство: Злопомнения.

Грех злопомнения (памятозлобия) – это злопамятство, непрощение обид, мстительность. Памятозлобные люди излишне требовательны к ближнему, долго помнят и держат в сердце обиду, чтобы возздать злом за зло. Этот грех противоречит и духу и букве Евангелия Христова.

Не прощая других, отмщая им за обиду, содержа в памяти зло на другого, мы не можем надеяться на прощение собственных грехов Отцом Небесным. Вспомните, сколько обидных слов, сказанных в ваш адрес, вы носите в своём сердце, иногда во всех подробностях помните ссору. Не утешайте себя тем, что вы потерпевшая сторона.

В таком сердце, где нет места любви и прощению, нет места и для благодати Божией. Умейте прощать всем сердцем своих ближних.

14-ое мытарство: Убийства.

Страшнейшим грехом во все времена считалось – убийство – лишение другого величайшего дара Господня – жизни. Такими же страшными грехами являются самоубийство и убийство во чреве – аборт. Очень близки к совершению убийства те, кто во гневе на ближнего допускает рукоприкладство, нанося ему побои, раны, увечья.

Совет

Виновны родители жестоко обращающиеся со своими детьми, те кто сплетнями, наговорами и клеветой вызывал озлобление в человеке против кого-либо третьего. Своевременное неоказание помощи больному, умирающему, равнодушие к чужим страданиям – рассматривается как пассивное убийство (отношение к престарелым родителям со стороны детей).

Неоказание помощи человеку попавшему в беду (бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому и т. д.). Мы убиваем ближнего не только руками или оружием, но и жестокими словами, бранью, издевательством, насмешкой над чужим горем. Те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха.

Убийство животных без нужды в пропитании, истязание их. Отказ от лечения, намеренное неисполнение предписаний врача, сознательное нанесение вреда своему здоровью чрезмерным употреблением вина, курением табака. Телесное наказание кого-либо по жестокости до смерти.

Доставление убийцам убежища, доставление к убийце или самоубийце средств к преступлению, умолчание о чьём-либо приготовлении или самом покушении к убийству.

Содействие к ускорению чьей -либо смерти, отказ врача в помощи заболевшему, умышленное замедление в лечении больного или лечение небрежное, недосмотр за больным в беспамятстве, жестокость к убогим и уродам, доведение кого-либо до внезапной смерти или самоубийства. Продажа в пищу чего-либо вредного для здоровья. Осуждение на суд невинного или оправдание виновного, зная о невиновности первого и виновности последнего.

15-ое мытарство: Чародеяния.

Ворожба, использование богослужебных предметов для этой цели, гадание на картах, участие в каких-либо еретических таинствах и обрядах, сознательное заупокойное поминание живых лиц, заговоры, распространение слухов о конце мира, ложных чудесах и знамениях, обращение к колдунам, гадалкам, ворожеям, занятия теософией, окультизмом, спиритизмом, призывание бесов. Очень близки к контакту с невидимым бесовским миром, так называемые современные лженауки, такие как экстрасенсорика, использование медиумов для познания будущего, астрология. Неудивительно для нематериальных духов, находящихся под властью диавола, узнать будущее о человеке. Но поражает та безумная беспечность, которой отдаётся человек, общаясь с тёмным миром духов. Получается, что современному человеку легче верить бесам (через какого-нибудь самозванного оракула), чем Святому Богу и Церкви, предостерегающей от такого общения.

16-ое мытарство: Блуда.

Блуд – плотская связь холостого мужчины и незамужней женщины до брака (или нарушение целомудрия юношей или девушкой до брака), всякая блудная мысль, мечтание, мысленные услаждения, усладительные воспоминания бывших своих грехов, чтение литературы и просмотр фильмов, фотографий вызывающих страстное любопытство и описывающих разврат, скверноматерная брань, всякое сквернословие, обольщение невинного лица, издание и распространение соблазнительных сочинений или изображений. Помните, что грех этот начинается с малого попущения и быстро берёт в плен, зажигая страстной похотью человеческую плоть. Современное воззрение на так называемые “свободные отношения” является настоящим блудом в очах Божиих и перед лицом Святой Церкви.

17-ое мытарство: Прелюбодеяния.

Прелюбодеяние – нарушение супружеской верности одним из супругов.

Гражданский брак без церковного венчания, отговор и прямое препятствие другим вступить в законный брак, незаконная беременность, взаимное уклонение супругов друг от друга для свободного сожительства с другими, самовольный развод, оставление женой мужа и наоборот – во время болезни или другого несчастья, вступление в брак при живой жене или при живом муже. Своевольное самоуправство жены, уклонение от благочестивой жизни, непослушание и неподчинение мужу. Уклонение от благочестия и своевольное поведение мужа, ревность, упрёки между супругами из-за бесплодства.

18-ое мытарство: Содомское мытарство.

Обратите внимание

Кровосмешение (плотская связь между близкими родственниками), противоестественные половые связи (мужеложство, лесбиянство, малакия, скотоложство), согрешение блудом с разными лицами, наложничество. Впадение в блуд в кумовстве, с крестниками, вообще в духовном родстве.

В современном обществе уже спокойно смотрят на однополые браки и нас уже не удивляет открытое бесстыдное поведение многих известных в обществе людей. Даже сочуствие к ним и понимание “их проблем” есть грех и соучастие в содомском грехе.

19-ое мытарство: Ересей и расколов.

Неправые мудрования о вере, отступничества от православного исповедания веры и её искажение, неверие, сомнение о вере, порицание святыни, сочуствие еретическим и сектантским учениям.

Хульные и бранные слова по отношению к церкви и её святыням. Открытое навязывание и учительство материалистических взглядов, атеизм, участие в атеистических организациях (пионеры и т. д.), исповедующих неверие в Бога.

20-ое мытарство: Немилосердия.

Милосердие – сердоболие, сочуствие, любовь в деле, готовность делать добро всякому (Даль). В Нагорной проповеди, которую произнёс Господь на горе Блаженств, в Евангелии от апостола Матвея сказано: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5:7) Дальше, в Евангелии от апостола Луки говорится: “будите милосерды, как и Отец ваш милосерд” (Лк. 6:36).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/kajuwemusja/povestvovanie_o_mytarstvakh/154-1-0-17898

Ссылка на основную публикацию