Что значит прощение и как научиться прощать в православии

Прощение. Пять советов, как простить

22 февраля православные отмечают Прощеное воскресенье. Масленица заканчивается одним из самых важных дней в году — Прощеным воскресеньем – днем, специально отведенным Церковью для того, чтобы мы могли примириться с ближними и дальними. Источник – Эзотерика. Живое Знание

1. Почему нас обижают?

По мнению Святых отцов, Господь посылает нам обидчиков, чтобы испытать нашу меру любви к людям и Богу.

2. Что такое обида?

Обида ставит преграду не только между людьми — обидевшим и обиженным, оскорбителем и оскорбленным. Обида на конкретного человека, или даже на весь мир, ставит преграду между нами и Богом. Обиженность — сумеречное состояние души, ее занятость своей реальной, но чаще мнимой, ущемленностью, когда все мысли и чувства сконцентрированы на одном: “Меня обидели! Как они посмели!”

Обида — неизменная спутница гордыни. Обида — индикатор того, что мы почитаем центром мироздания себя, свое “Я”. Показатель того, что Бога мы переместили на периферию нашего внутреннего мира. Свидетель того, как слаба в нас способность любить.

Обида — это затмение, скрывающее от нас правду: то, что Господь нас любит, что Он желает нам добра и всегда “изыскивает пути нашего спасения”. Уязвленность от оскорбления или несправедливости возникает в результате того, что главными действующими лицами своей жизни мы видим самих себя и своих обидчиков.

Поэтому, как следствие, из обиды вырастает месть, желание поквитаться с негодяем — ответное злобствование, наветы, ложь, клевета, а то и убийство.

3. Как “сворачивать голову бесу обидчивости”?

Обида, как чувство сиюминутное — состояние, естественное природе человека, хотя и не похвальное. Важно, заметив в себе рождение обиды, остановить ее — не дать ей найти “долгого пристанища” в сердце.

Останавливать надо на стадии появления ответного слова, гневной вспышки — потому что они порождают новый всплеск неприязни, множат огорчения. Выяснение отношений сгоряча, по мнению Святых отцов, ничего не дает.

4. Как простить?

Не забыть обиду, не затолкать ее в дальний угол подсознания, и уж тем более не таить ее в глубинах сердца, поджидая часа возмездия, нет! Все это губительно для души, в которой обиде позволили прочно обосноваться. Поэтому важнейший вопрос духовного здоровья: как простить? Ведь только прощение, как акт любви, способно уничтожить зло. А опыт прощения приближает нас к Богу.

Итак, задушил в себе выплеск гнева, иди дальше. Не дай обиде укорениться, прописаться в твоем сердце уже на длительный срок. Не лелей ее. Не давай ей терзать себя мыслью о том, как с тобой несправедливы.

Вспомни, советуют Святые отцы, как часто ты сам обижал. Как часто был немилосерден, жесток или просто невнимателен. Занятым своими проблемами, эгоистично холоден к чужой боли.

Вспомнив, подумай: “Прости меня, Господи! Я ведь и сам ничем не лучше обидчика!”

Обратите внимание

Но если все-таки ты понимаешь, что обидчик объективно творит зло, пожалей его — потому как “нет ничего опасней, чем оказаться на стороне сил зла”, пожалей, а не вставай с ним в одну плоскость, действуя его же методами.

Помолись за несчастного, вспомни Христово: “Господи, прости им! Ибо не ведают, что творят!” Старайся впредь не вспоминать причиненного тебе зла. Найди что-то хорошее в обидевшем тебя. Постоянно держи это в голове. Попробуй восстановить разрушенные добрые отношения.

Искреннее, проникнутое любовью, смирение со стороны оскорбленного не раз усмиряло самых лютых оскорбителей.

5. Зачем надо прощать?

Все мы грешны, все нуждаемся в Божьей Милости — с одной стороны. И все мы связаны между собой — с другой. Грех одного неизбежно приводит к цепной реакции зла. Остановить лавину, давно бы уже разрушившую наш мир, можно только любовью.

И, как частным проявлением этой любви, прощением.

Объясняя нам эти духовные аксиомы, Господь так определяет условие, согласно которому мы можем быть прощены: “…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6:14-15). Больше того, Бог дает нам меру — то есть формулирует, насколько мы будем прощены и помилованы: ровно настолько, насколько мы сами научились прощать. Помните, в молитве “Отче наш” мы сами просим Господа: ” и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”.

Рейтинг: 2.79 (Проcмотров: 3578)

Читайте раздел Христианство на портале эзотерики naturalworld.guru.

Источник: https://NaturalWorld.guru/article_proshchenie-pyat-sovetov-kak-prostit.htm

Прощеное воскресенье : за что и у кого нужно просить прощения, как правильно праздновать | MИР46

Опубликовано: Мар 9, 2019 15:10

Грядет Великий Пост и в его преддверии православные отмечают праздник Прощеное воскресенье — последний день масленичной недели.

Многие знают о существовании такого праздника, но не все знают значение этого праздника, и уж тем более, как правильно просить прощения и прощать в Прощеное воскресенье.

За что и у кого нужно просить прощения

К сожалению, попросить прощения в Прощеное воскресенье для многих стало своего рода традицией, как например «купаться в прорубе на Крещение» или «освящать куличи на Пасху». Многие просят прощения в этот день просто потому, что так надо, а не потому, что человек действительно осознает свою вину. Это, конечно, лицемерие.

Прощеное воскресенье – это еще одна возможность уделить внимание своим близким. Именно их мы чаще всего обижаем. Необязательно грубым словом, иногда просто невниманием или равнодушием. Обидев, мы думаем: «нужно попросить прощения», но за суетой и спешкой забываем это сделать.

Прощеное воскресенье – это день, когда нужно остановиться, оглянуться на прожитые дни и вспомнить, кого и чем мы обидели. Ведь добрые отношения с людьми, которые нам дороги – это большая ценность. Человеческая жизнь коротка, и не стоит эти драгоценные минуты тратить на ссоры и обиды.

Утром, после молитвенного правила попросите прощения у своих близких. При этом лучше просить прощения за что-то конкретное: грубость, мало уделял внимания или отказал в помощи.

Общая фраза «прости за все» практически тоже самое, что и сказать на исповеди «грешна во всем». И в том и другом случае вряд ли будет реальное покаяние.

Поэтому, если вы знаете, чем конкретно обидели человека, просите прощение именно за это.

Но часто мы можем обидеть человека, даже не заметив этого. Сказать что-то грубое, отмахнуться от просьбы о помощи или даже просто неласковым взглядом. Поэтому просить прощения нужно у всех своих знакомых.

Постарайтесь перед тем, как просить прощения остановиться и припомнить те моменты, когда вы были неправы. Человек должен смиренно попросить прощения сказав: «Прости меня, если чем обидел умышлено или неумышленно».

Важно

В этот день старшие первыми просят прощения у младших, а начальники у подчиненных. Очень важно в этот день посетить своих пожилых родственников, чтобы испросить у них прощения. Ведь эти люди в любой момент могут уйти в жизнь вечную, имея в сердце обиду, а этого никак нельзя допустить.

Особое внимание нужно уделить тем, с кем вы в ссоре. Ведь именно у них просить прощения сложнее всего. Обидеть всегда легко, а вот первому попросить прощения, даже если ты неправ, очень сложно. Но в этом и есть смысл праздника, чтобы смерить свою гордыню. Ибо смирение – главный враг гордыни.

Прощения просят не только у живых, но и у умерших. Для этого посещают могилы тех, с кем уже нельзя увидеться. Ведь часто, именно только когда мы теряем близкого человека, начинаем понимать, как много мы причинили ему обид.

Как правильно прощать в прощеное воскресенье: что отвечать тому, кто просит прощения

На просьбу о прощении в этот праздник принято отвечать: «Бог простит, и я прощаю», тем самым вы как бы свидетельствуете, что Господь простил за раскаяние, а вы не держите зла.

Прося прощения, мы не ждем суда или хотим разобраться, почему так произошло, а признаем, что нанесли обиду и искренне сожалеем о своих поступках. Ответ «Бог простит» означает, что все мы грешники, и судить нас может только Господь.

Чтобы прощение не стало лицемерием, нужно различать две грани прощения – пожелание, чтобы обидчика Бог простил и ваше личное прощение. К примеру, вас кто-то обидел и просит у вас прощения, а вы не имеете сил простить (хоть и понимаете, что это неправильно). Но при этом вы знаете, что если этот человек раскается, Бог его простит, и произнося: «Бог простит», вы желаете ему этого искренне.

Если на просьбу о прощении человека, которого вы не можете пока простить ответить честно: «По своей немощи я пока не могу простить тебя, но от всего сердца прошу, чтобы Бог тебя простил». Такой ответ сблизит вас больше, чем лицемерное «Прощаю». И конечно, нужно еще усерднее работать над собой, чтобы побороть свою гордыню и простить человека.

Еще один немаловажный момент. Когда подходите просить прощения, вы должны быть готовы к тому, что человек не сможет вас простить сразу.

Вот тут главное, не впадать в отчаяние, а терпеливо отнестись к чувствам другого человека. Пройдет время, и он обязательно вас простит.

Не нужно думать: «вот я пошел к нему навстречу, а он такой-сякой отверг меня», иначе это будет означать, что вы никого не простили, а занимались самообманом.

Что нужно делать в прощеное воскресенье согласно традициям

Есть несколько важных моментов, о которых многие забыли, и они, к сожалению, у нас не укоренились.

В воскресный день, когда встречаешь знакомых или друзей, вместо обычного «Привет!» произносится: «Прости меня, пожалуйста!». А тот человек, кому адресованы эти слова отвечает: «Бог простит! И ты меня прости». Трижды произнесите эти слова. Так действительно раньше было, но до наших дней эта традиция пришла частично. Мы можем попросить друг у друга прощение по смс, но это не то!

Следующая традиция пользуется большой популярностью и сейчас. Ее можно считать новой, так как раньше телефонов не было. Вы можете попросить прощение у человека, который живет в другом городе. Ему можно позвонить или отправить смс.

Совет

Если вы желаете раскаяться в чем-то и вам долго объяснять ситуацию – напишите письмо. Объяснитесь с человеком, возможно, он вас поймет и простит.

Также очень важной традицией считается сходить в святыню, чтобы помолиться о близких, которые в свое время ушли в мир иной. В храмах проводят особенное прощение. Настоятель говорит важную речь. После чего кланяется прихожанам и все по цепочке кланяются и просят друг у друга прощения. Причем участвуют в этой церемонии не только простые люди, но и служащие Богу.

Это заключительный день, когда можно печь блины. Но спиртные напитки употреблять категорически запрещено. В конце дня хозяйки должны вымыть всю грязную посуду в доме.

Хоть мы и купаемся каждый день, раньше был очень интересный обычай. Верующие люди обязательно посещали баню в воскресный день, тем самым они старались очистить свое тело и мысли. А перед сном надевали чистую одежду.

В этот день нужно постараться раньше уснуть.

Есть еще один очень интересный обычай, не дошедший до наших дней. Раньше ребятишкам под подушку клали конфеты и яблоки. Этим поступком родители хотели предостеречь детей от голода в течение всего года.

В этот день совпало два праздника: Прощенное воскресенье и Масленица. Простой народ отмечает торжество по-своему, а служители церкви по-своему.

Во дворах люди собираются кучками, едят блины, пьют горячий чай и под конец праздника сжигают чучело. Эта традиция у нас сохранилась. Своими действиями люди как бы прощаются с зимой и с нетерпением ждут теплую весну с дождями.

Да, вы не ослышались. Раньше люди очень ждали дожди, так как многие занимались землей.

Есть ли ограничения в пище?

Церковный праздник выпадает на Сыропустную неделю. То есть этот день является завершающим перед началом сорокадневного поста. На этот же день приходится и последний день Масленицы.

В воскресенье можно кушать все, что захочешь. Разрешается вносить в рацион рыбу, сливочное и растительное масла, молочную продукцию, яйца. Единственное, что нельзя включать в меню мясные продукты.

Такой обычай доедать пищу называют заговеньем.

Утром можно позавтракать блинчиками и попить чай. Днем уже разрешается плодотворно поесть. Многие предпочитают наесться кисломолочными продуктами, так как в последующие 40 дней Великого поста они будут под запретом. Сюда входят такие продукты, как молоко, творог, сливочное масло, сметана и сыр. Для разнообразия сначала можно съесть любое рыбное блюдо, яйца или овощное рагу.

Обратите внимание

Раньше была очень интересная традиция. Это касается еды. Ведь вся предшествующая неделя была масленичной. Во всех домах пекли блины. Но именно в Прощеное воскресенье женщины вечером жарили яйца.

Да, да не утром, а перед сном. Считалось правильным в последнюю очередь подавать яичницу. Все, что оставалось после воскресной трапезы, сжигали или у кого были животные, кормили их.

В понедельник пищу, приготовленную в воскресенье, есть было нельзя.

Конечно, многие традиции не сохранились, но все же есть верующие люди, выполняющие все правила церкви. Они всегда по достоинству встречают Велики пост и придерживаются его до самой Пасхи.

Читайте также:  Грех лихоимства и мздоимства и борьба с ним

Внимание! Использование текстовых или графических материалов с сайта разрешается только c письменного согласия редакции портала «MIR46.RU».

Признаны террористическими и запрещены в РФ: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Использование материалов сайта (распространение, воспроизведение, передача, перевод, переработка и др.) допускается только с указанием обязательной (индексируемой) ссылки на источник. Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.

Источник: https://mir46.ru/kalendar/-33761-proshhenoe-voskresene-za-chto-i-u-kogo-nuzhno-prosit-proshhenija-kak-pravilno-prazdnovat/

Обида — как научиться прощать?

Что такое обида? Обида — это реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причиненное огорчение или оскорбление. «Простите и прощены будете», учит нас притча о царе и должнике.

Но для многих это становится непреодолимым препятствием.

Как простить, если душа горит, болит и обида не  дает покоя? Что делать с непреходящим чувством обиды, от которого при всем желании избавиться не удается?

Давайте рассмотрим евангельскую притчу о царе и должнике.

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;  не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.» (Матф.18:23-35)

Современный человек, читая притчу о царе и должнике, вряд ли представляет себе, о долге какого масштаба идет речь. «Приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов…» В пересчете на наши деньги это порядка четырехсот миллиардов рублей. Только вдумайтесь в эту огромную цифру! Примерно так же она звучала и для слушателей Христа, внимающих притче.

Должник же, судя по всему, не сразу понимает, о какой чудовищной сумме идет речь. И царь не сразу прощает ему долг, а сначала приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить Только это заставляет должника прочувствовать ужас и безвыходность своего положения, осознать, насколько он виноват перед царем.

До этого момента он, закоснев в своем грехе, стоит перед государем, даже не думая ничего просить, но услышав такой страшный приказ – падает на колени, признавая свое бессилие, и умоляет о милости.

На то и направлен с виду бесчеловечный приказ царя – чтобы раскрыть человеку глаза, ярко показать ему, до какой степени все безнадежно… если не царская милость.

Второй же долг, о котором идет речь в этой притче, долг товарища прощенному рабу, составляет сто динариев. Один динарий – это приблизительная дневная плата чернорабочего того времени. Если сравнивать долги между собой, то разница получится приблизительно в десять миллионов раз.

Такая чудовищная разница приведена для наглядности: вот так мы грешны перед Царем-Богом, и вот так – друг перед другом. Конечно, в притче от прощенного должника ожидалось, что и он простит того, кто должен ему. Поступит так же, как поступили с ним.

Но прощенный должник поступает даже хуже, чем мог: он не просто требует долг с товарища, но требует немедленно, хотя тот его умоляет – мол, потерпи на мне, я все тебе отдам. А бывший должник, кому только что простили десять тысяч талантов, безжалостно сажает человека в тюрьму из-за ста динариев.

Хоть бы сказал, мол, ну ладно, подожду еще неделю…

И у любого человека, читающего этот текст, невольно возникает мысль: ну я-то так не сделаю. Если мне простили такой огромный, невероятный долг – неужели я не прощу какие-то копейки тому, кто должен мне?

Важно

В тексте все легко и очевидно. Но в жизни не все так просто. Мы приходим в церковь на исповедь и получаем прощение всех своих грехов – нам списывают наш огромный долг.

А сами мы порой оказываемся не в состоянии простить ближнему то, в чем он провинился перед нами. Трудно встретить людей, которые не обижаются на других.

И порой получается, что не то, что сто динариев – мы и одного динария не можем простить.

Но выше по тексту Евангелия Иисус, беседуя с учениками о прощении, говорит апостолу Петру, что прощать согрешившему перед тобой нужно «до семижды семидесяти раз».

Получается, что прощать мы должны постоянно и бесконечно. Господь не может требовать невозможного, поэтому надо разобраться, какой смысл вкладывается в христианское прощение.

Чтобы не требовать от себя невозможного, но и не потакать своим обидам.

В первую очередь надо отметить, что прощать надо человека – а не грех. Речь не идет о попущении злу. Следует быть снисходительным к согрешившему, но ни в коем случае не смиряться с самим грехом.

Существует замечательная формула: люби грешника и ненавидь грех.

Сам грех не нуждается в оправдании, это даже опасно: если мы перестанем осуждать грех, то и сами можем в него впасть, ибо не будем видеть в нем ничего плохого, противного и страшно.

Простить – не значит безвольно позволять человеку и дальше совершать неприглядные поступки. Прощение не имеет ничего общего с подобным попустительством. Более того, в случае, если человек упорствует в своем грехе, с ним следует разорвать общение.

Совет

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Матф.18:23-35)

Заметим, что Христос вовсе не настаивает, чтобы мы продолжали отношения с без конца обижающим нас человеком. Не надо держать внутри себя зла и обиды против него – да, но тянуть лямку дружбы или иных близких отношений необязательно и даже вредно.

Например, если муж без конца изменяет жене, то ей, внутренне простив изменника, позволяется оставить такого мужа, чтобы сохранить самое себя от разрушения. Нельзя попустительствовать греху еще и потому, что он все усугубляется и усугубляется, и привести это может к настоящей трагедии.

Например, если жена без конца будет прощать мужу рукоприкладство и оставаться с ним, а он не станет менять свое поведение, то кончиться это может тем, что муж окажется в тюрьме, а жена – в могиле…

Поэтому нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости – и отойди. Но как ощутить это внутреннее прощение? Надо мысленно предать обидчика в руки Божьи. Что такое наша обида, наша месть перед тем наказанием, которое может устроить Господь?

Но речь ни в коем случае не идет о злорадном ожидании человеческих мук. Ни в коем случае. Даже чувствуя, как все внутри кипит и болит, даже будучи не в состоянии лично простить, мы должны просить обидчику Божьего прощения. Это самое лучшее, самое высшее на пути прощения – когда мы искренне хотим, чтобы Господь был милосерд к обидевшему нас.

Наказание Господне – это не столько кара за грех, сколько вразумление человека, недаром само слово «наказание» происходит от слова «наказ». Видя, что мы сами бессильны вразумить грешника, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него (не боли и не муки просто в отместку!), а уж Господь управит Сам, как лучше, полезнее и доходчивее для человека.

Можно привести и такое сравнение: поступать с обидчиком нужно любя, но жестко. Так, как мы поступаем с провинившимися детьми. Мы не перестаем их любить, но для их же блага наказываем их, чтобы они уяснили: так поступать нельзя. Дети, бывает, доводят своим поведением до вспышки гнева, но ни в коем случае нельзя ребенка наказывать, будучи в этой вспышке.

Раньше существовала такая замечательная воспитательная мера, как поставить ребенка в угол. Очень полезно для всех: провинившийся стоит и думает о своем нехорошем поведении, а родители тем временем успокаиваются и приходят в себя. Вот это временное разделение – очень полезно для обеих сторон.

Обратите внимание

Родитель, придя в себя, не перегнет палку, не накричит, не ударит дитя. А ребенок очень хорошо чувствует разницу, когда ему сгоряча что-то наговорят – это он может пропустить мимо ушей, подумаешь, мама вспылила и забыла, — и когда ему скажут что-то спокойным тоном.

Это он запомнит и прочувствует гораздо лучше.

Взрослого человека мы не можем поставить в угол. Но можем отстранить его от себя, чтобы пережить боль обиды, успокоиться – это и есть первая ступенька к прощению. Удалить от себя раздражающий и мучительный фактор, настоящую занозу.

На приходе бывают ситуации, когда кто-то из прохожан не ладит друг с другом, хотя оба – замечательные люди, но вот есть какое-то непонимание, недопонимание… Ну что поделать, не всегда получается во всеми быть в друзьях.

Это было бы идеально, но люди не всегда дотягивают до идеала. Священники в таком случае советуют: не клеятся взаимоотношения – попросите друг у друга прощения ну и держитесь друг от друга подальше. И неважно, кто прав, кто виноват.

Чем навязываться друг другу и искушаться – лучше заранее убежать от греха.

Хотя, конечно, наши счеты между собой выглядят на фоне нашего долга перед Богом, как споры в детском саду. Говоря языком сегодняшней притчи, мы все должны царю огромные суммы, сотни миллиардов рублей. А между собой ругаемся и ссоримся: ты мне пять рублей должен, а я тебе всего три. Не прощу!

Откровенно говоря, я думаю, что по-настоящему мы прощать не умеем. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, все мы в прелести. Всерьез, искренне простить, дотянуться в этом смысле до идеала, не получается.

Надо признать в себе это и перестать мучить и насиловать свою душу, требуя от нее непосильного. И не надо выискивать всюду своих старых недругов, чтобы «испытать» себя – мол, простил я или нет. Во-первых, это может воспламенить старую обиду.

А во вторых, это может привести еще к худшему греху: к гордости. Мол, вот я такой хороший и замечательный, прощаю всех своих обидчиков. Чтобы уберечь нас от этого, Господь может и не дать нам этого сладкого чувства прощения.

Важно

Но следует сделать тот максимум, на который мы способны: не желать зла, искренне пожелать нашему недругу Божьего прощения. Достаточно сказать – вслух или мысленно – «Бог простит».

Конечно, в идеале к обидевшему нас надо испытывать любовь. Но здесь можно привести такое сравнение: представьте, что вы мчитесь в машине по прямой гладкой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад.

Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом в обратном направлении.

Вот этот тормозной путь и остановка – и есть этапы от гнева и ненависти к прощению и обретению любви. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия, спокойствия по отношению к обидчику.

Вернемся к притче, которая так неоптимистично заканчивается для немилосердного экс-должника. Его все-таки отдали истязателям «пока не отдаст всего долга».

Значит ли это, что он будет мучиться вечно – ведь покрыть свой огромный долг он не может? Здесь мы можем задуматься о милосердии царя-Господа. Может быть, Господь, видя в будущем его раскаяние, вновь сжалится и простит ему.

Ведь дверь покаяния не закрыта ни для кого: даже Иуда, если бы пошел не вешаться, а просить прощения, был бы прощен. Если бы он хоть на гроб Христов пришел с покаянием, то Господь простил бы его.

Может быть, и этого немилосердного должника дожидается Божье прощение – но уже не сразу, а через вразумление.

Читайте также:  Катехизис в православии

о. Константин Кобелев

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/obida-kak-nauchitsya-proshhat/

Простить — не значит забыть

Можно ли взять и простить? – Психолог и психотерапевт Марина Филоник о механизме прощения.

«Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи» (митрополит Антоний Сурожский).

Кто-то кричит в отчаянии: «Я никогда этого не прощу!», кто-то почти плачет: «Я так хочу простить, но у меня не получается», а кто-то искренне убежден, что всех простил, особенно, например, потому что сегодня прощеное воскресенье, а сам ходит и излучает обиженность, мучает этим других и свято верит в свое прощение. Невозможно найти человека, который бы никогда в своей жизни не обижался и не обижал. Мы несем в себе много ран и боли, с годами их количество обычно не уменьшается.

Ты же христианин!

На исповеди человек слышит: «Сначала прости, а потом приходи», «Ты же христианин, как ты можешь идти к Богу, если ты не простил брата» и  попадает в крайне незавидное положение.

Потому что простить волевым актом невозможно. Простить бывает очень трудно – и это важная правда.

Годами и десятилетиями порой не получается, и это при условии, что человек очень хочет простить, сам страдает от своей обиды, не желает ее в себе, а она все равно не уходит.

Если вы честны с собой и осознаете, что с вами происходит, то вы точно знаете – когда болит, сколько себе ни говори «прощаю», легче не становится. А может быть становится еще тяжелее! Усиливается внутренний конфликт между требованием просить и реальной невозможностью это сделать – я должен, а раз я не могу, то кто я после этого!

К обиде добавляется чувство вины, в худших случаях доводящее человека до отчаяния, переживания невозможности обратиться к Богу – «сначала прости, а потом приходи».

Прощение – это не акт, а процесс, причем часто процесс длительный. И важно, пребываем ли мы в этом процессе или мы в застое? Варимся в своих переживаниях, в желании отомстить, наказать, восстановить справедливость, или все-таки находимся на пути к прощению, все-таки хотим освободиться?

Не могу простить – что делать?

Рассмотрим пять важных условий прощения, своего рода подсказок на этом пути, иногда они могут рассматриваться как этапы. Существуют и другие аспекты прощения, в данной статье рассматриваются лишь некоторые из них.

ПЕРВОЕ: честность и осознанность. Правда в том, что я обижаюсь

Митрополит Антоний Сурожский писал о том, что

Для нас здесь важна мысль: простить – не значит забыть.

«Забыть» может оказаться своего рода обманом, потому что иногда правда в том, что другой на самом деле сделал зло.

Иногда важно не стараться забыть об этом, а наоборот, помнить, какая у человека слабость, грех, в ком что неладно, и не искушать его этим, а оберегать его, не подвергать соблазну, давая поводы сделать что-то нехорошее, зная его слабое место.

Может быть, это высокая планка, но в этих словах есть послание, очень весомое для темы прощения: нам не надо заставлять себя думать, будто обидчик – распрекрасный человек. Наше прощение вообще не зависит от его хорошести или плохости. Простим мы или нет – зависит от нас.

Совет

В молитве «Отче Наш» мы говорим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Ключевое слово для нашей темы сейчас – «должникам» – означает, что я признаю, что мне сделано зло, что мне очень больно, что у меня, может быть, много гнева на обидчика и жалости к себе. Я не закрываю глаза, не говорю, что все хорошо, и ты ничего не сделал, ты вообще святой. Это будет неправдой.

Итак, важно видеть правду о другом, но еще важнее честный и осознанный взгляд на себя. Для начала нужно осознать, что я обижаюсь, смочь себе в этом признаться. Если мы свою обиду не видим, это блокирует движение на пути прощения.

Вспоминается одна женщина, которая когда-то сказала удивительную вещь: «Мне тут недавно сказали, что, оказывается, обижаться грех – ну, и я теперь не обижаюсь». Это говорит человек, с которым близким безумно тяжело рядом, потому что она буквально кожей излучает обиду, но совершенно этого не признает. Не признает искренне.

Неосознавание своих чувств, особенно обиды, ведет к широкому вееру психосоматических заболеваний, потому что когда не переживает душа, вместо нее начинает переживать тело. В сознании проблемы нет – для души наступает застой, тупик, потому что ничего невозможно сделать. Вытесненные чувства уходят в тело и в бессознательное и оттуда продолжают давать о себе знать.

Как научиться осознавать свою обиду? Если обида свежая, то можно остановиться, сделать «стоп-кадр»: «Так, что со мной сейчас происходит? Я обижаюсь. Я злюсь. На кого? По какому поводу? Что именно меня раздражает? Что именно меня обижает?» Это не означает, что надо тут же бежать к обидчику для разбирательств, но важно честно все с собой проговорить.

Верующий человек может проговорить свои чувства или свое непонимание чувств перед лицом Бога. Только не нужно лицемерно читать благообразные молитвы из молитвослова о прощении и неосуждении, если сердце полно в этот момент как раз гневом и осуждением.

Лучше попытаться максимально честно предстать перед Богом таким, какой ты есть сейчас: «Господи, Ты видишь, как сейчас меня наполняет гнев и злость, обида и возмущение. Ты видишь, что я порой даже убить готов был бы этого человека. Но я этого в себе не хочу. И сделать ничего не могу. Ты Сам приди и сделай что-нибудь, потому что я уже просто ничего не могу».

Чем честнее, тем лучше. Господь любит искренних (в русском переводе) сердцем (Пс. 50, 6), не надо думать, что стыдно и неприлично с такими вещами идти к Богу. А с чем еще идти? Всегда только с благодарностью и миром в душе? Но без Него мы ничего не можем – это очень важно признать. Именно в немощи нам особенно нужен Тот, кто может нас преобразить.

В жизни владыки Антония был такой случай: он в детстве обиделся на кого-то, пришел к священнику и говорит: «Я не могу его простить – как мне молиться? что делать?». Священник ответил: «Не читай пока эти слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Хороший пример честности в молитве, о которой мы сейчас говорим.

Отдельный непростой вопрос, надо ли говорить о своих чувствах обидчику. Есть разные обстоятельства. Обидчик может сам быть обидчивым, может ничего не услышать, не понять.

«Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч., 9, 8). Если вы решились, говорите, только придя в себя, то есть в спокойном, мирном состоянии, не обвиняя, о себе, о своих чувствах.

Если вы в аффекте, в ненависти, кулаки сжимаются и т.п., то лучше пока молчать.

В приведенном выше варианте обращения к Богу были слова «я этого в себе не хочу», и это очень важный аспект любого покаяния, в т.ч. на пути к прощению.

Сначала происходит обнаружение в себе некоего зла (я обижаюсь, я хочу отомстить и т.п.).

Обратите внимание

Затем важно отделение его от себя, разотождествление человека и поступка, человека и его чувств (я не равно грех, моя сущность не сводится к этой обиде, обида есть у меня).

И затем желание от этого освободиться (я этого в себе не хочу). Без этих трех составляющих трудно двинуться дальше.

Если вы обнаружили, что НЕ хотите простить, не стоит пугаться, лучше спокойно отделить себя от своего переживания, осознать, что я – не равно моя обида, не равно мой грех. Мое непрощение – это не моя сущность.

Если у меня есть непрощение, это не означает, что я – человек непрощающий, я – такая ходячая обида.

Каких только помоек нет у меня, но я – не помойка, я – драгоценнейший ребенок Бога (идентичность имеет существеннейшее значение для обидчивости и прощения).

Это очень важное различение. Потому что только тогда можно честно сказать Богу: «вот моя помойка, вот я Тебе ее тащу сейчас. Смотри. Но это – не я. Потому что правда моя в том, что я этого не хочу. Все мое существо сопротивляется. Я не хочу обижаться, но меня мучает эта моя помойка, а я ее таскаю и бросить не могу. Ты уже что-нибудь с ней сделай!»

Эта важная установка, когда мы понимаем, что обида – не моя сущность, помогает сделать шаг к освобождению. И в психологическом, и в духовном плане – тоже, потому что не моя обида идет встречаться с Богом, а я, как личность, несу эту свою корзинку, урну – на молитву, на исповедь.

Важно

Это спасает от отчаяния, когда человек опускает руки: «Я – помойка, нет мне прощения! Я – такой-сякой!» Но это неправда. Помойка не ходит молиться. Ты, как личность, пойдешь и понесешь свою помойку, молясь об избавлении.

Все мы знаем: «не судите, да не судимы будете». Но никто не думает о том, что не судите и себя в том числе! Ведь как я себя сужу, я так буду и ближнего судить. Если я – помойка, а он еще хуже моего… Порочный круг. Поэтому особенно важно уважительное, ценностное отношению к себе. А как я отношусь к себе, так же и к другим и к Богу – но это тема отдельного разговора.

ТРЕТЬЕ: попытка понять другого. Увидеть дальше своего носа

Третий шаг: старание понять другого, децентрация. Чтобы выйти из круга обиды к прощению, необходимо хотя бы на короткое время оторваться от своих переживаний и подумать, почему же другой так поступил. В обиде мы очень зациклены на себе: я – бедный и несчастный, все против меня, какой же я страдалец, как мир несправедлив и т.п.

Чувство обиды сильно концентрирует человека на себе. И очень трудно бывает выйти за пределы своего обиженного состояния и посмотреть на другого, особенно на того, кто вот такие гадости мне делает.

Важное положение, разработанное одной из психотерапевтических школ, довольно успешно работающих с переживанием обиды, звучит следующим образом: за каждой обидой стоит убеждение, что другой может и должен вести себя иначе.

Но если мы попробуем всерьез задуматься о том, почему человек поступил так, а не иначе, подумаем о том, а что с ним было в тот конкретный момент, и будем честными, мы, скорее всего, придем к сомнению, действительно ли человек мог поступить иначе? Поступить так, как мы от него ожидали, исходя из своих собственных о нем представлений, а не из реальных его возможностей?

Как он себя чувствовал в тот конкретный момент, когда обидел нас? Может быть, этому что-то предшествовало? Может, он был объят аффектом, его охватил гнев, и поэтому он стал кричать? Что им двигало? Какая была мотивация? Сознательное желание причинить мне зло или…

Если, например, он говорил в гневе, то каждый, кто сам хотя бы раз говорил в гневе, знает, как сложно бывает остановиться. Недаром есть такое выражение: человека несет.

Даже лингвистически получается так, что здесь субъекта не остается (пассивный залог). Мы сами в этом состоянии делаем такое, за что нам потом становится стыдно.

Совет

И важно бывает обратиться к своему опыту, потому что если мы вспомним о себе похожие моменты, то сможем лучше понимать наших обидчиков.

Если удается осознать, что на самом деле другой не мог повести себя иначе (хотя обычно нам кажется, что, конечно, мог), то почти процентов на 90 обиды уходят. Но учесть мотивы и обстоятельства другого человека, когда нам самим плохо, да еще по его вине – очень сложно.

Вроде очевидно, что если человек не может, то он и не должен. Но мы часто даже не интересуемся, может он или нет. Мы сразу требуем: ты должен, ты не делаешь – я на тебя обижаюсь. Или наоборот, ты делаешь что-то плохое, а должен был делать что-то хорошее – я на тебя обижаюсь. Полезно вспомнить, что мы тоже часто не можем того, чего ждут от нас другие.

Возможно проведение серьезной психологической работы с собой, не обязательно с психологом, когда можно взять какую-то свою обиду и попытаться вглядеться в другого, в того, на кого вы обижаетесь, разобраться с тем, насколько он действительно мог по-другому или должен был поступить по-другому. Сначала бывает очень трудно отойти от убеждения, что другой мог поступить иначе.

Важна кропотливая честность и обращение к своему опыту, когда нам кажется, что мы могли бы иначе. Чаще всего мы сильно преувеличиваем свои возможности, из-за чего впадаем в ложное чувство вины, однако невротическая вина – это не тема данной статьи.

Читайте также:  Собор иконы божией матери «знамение» в курске

ЧЕТВЕРТОЕ: прощение в контексте вечности. «Не осуди его, Господи!»

На одной из приходских выездных конференций одна из катехизаторов говорила в своем докладе: «прощение естественно, если задуматься о смерти». Конечно, есть правда нашей боли, есть какая-то порой невыносимость, невозможность выдерживать другого человека, столько он зла причинил.

Но если удается задуматься более глубоко, поместить свой взгляд в контекст вечности – не в контекст наших с ним отношений сейчас, а в контекст вечности, когда и он, и я придем к Богу, то …что тогда? Неужели я на пороге вечности скажу Богу: «Ты знаешь, он вот все это мне сделал – Ты там это учти, пожалуйста»? Что будет с моим сердцем, когда мы окажемся на этом рубеже?

Это такие материи, о которых, конечно, непросто говорить, но в то же время это всерьез важно в нашей теме. Тут открывается особая бытийная правда, если мы можем так посмотреть на тех людей, которые нас обижают.

Здесь может помочь и воспоминание: а было ли у меня что-то хорошее, связанное с этим человеком? Ведь мы чаще всего обижаемся на людей самых близких, на тех, кто нам особенно дорог, и есть свои причины, почему так происходит. Мы обижаемся на тех, кого очень любим, и иногда бывает полезно просто переключение внимания с зацикливания на гадостях на воспоминание чего-то хорошего, что связано с этим человеком.

Такая логика расширения поля зрения очень важна. Потому что в состоянии обиды происходит сильное сужение взгляда. В обиде есть такая зашоренность, человек видит, по сути, только себя и свою боль, а другого как зло. И важно раскрыть глаза, расширить свой взгляд и вспомнить, что да, есть плохое, но вообще-то есть и хорошее.

Из этой расширенной логики легче понять, почему человек так себя вел, что он — не однозначное зло ходячее, так же, как и я – не помойка ходячая. И может быть, такой взгляд еще здесь, в этом мире, поможет нам когда-нибудь, вслед за вл. Антонием, сказать: «Не осуди его, Господи!»

Продолжая логику размышлений в духовной плоскости, можно предложить попытаться посмотреть и на обидчика, и на себя – глазами Бога.

Обратите внимание

На практике сделать это бывает непросто, потому что образ Бога у нас нередко серьезно искажен, часто ему приписываются родительские черты: властность, строгость, отстраненность, безразличие.

Нередко на терапии, например, можно услышать от клиента: если маме до меня не было дела, и она никогда мной не интересовалась, то Богу уж тем более до меня нет дела.

Здесь мы касаемся важной и трудной темы: искажения образа Бога в нас самих. Часто бывает так: как ко мне родители относились, так, я считаю, относится ко мне Бог.

Поэтому это еще большой вопрос, чьими глазами я буду смотреть. Поэтому в некотором смысле можно сказать, что не всем этот «метод» подходит.

Ведь если у меня сильное искажение представлений о Боге, то я не буду ничьими глазами смотреть.

Очевидно, что никто из нас не может сказать, что имеет истинное знание Бога, подлинный Его образ. Но мы призваны к Нему приближаться, Его узнавать. Можно попробовать: в практике молитвенных размышлений, в частности, перед крестом, вспоминая о Христе, Который говорил с креста о прощении, можно попытаться посмотреть на тех, кто нас обидел…

Великая Пятница. Его распинают. Он висит на кресте. Живой Человек. Гвозди в руках и ногах, но еще живо дыхание в груди. Над ним глумятся, издеваются, делят Его одежду. Говорят: если Ты Бог, сойди с креста.

Важно

Если я стою рядом, то что со мной? Что с моей обидой? Войдя в молитвенное предстояние перед Ним, можно задуматься: как Господь смотрит сейчас на меня, когда я мучаюсь со своей обидой, со своей невозможностью простить и прихожу к Его кресту? Как Он смотрит на моего обидчика? Как Он смотрит на нас вместе? Чего Он хочет для нас, для меня, для него?

Это очень интимные размышления, которые могут происходить глубоко в сердце, в месте таинственной встречи со взглядом Любви. Такой взгляд помогает перенести наши обиды совсем в иное измерение.

***

Если подводить итоги данного небольшого размышления, можно сказать: прощение – это процесс. Главное – начать с самых маленьких шагов, не ожидая от себя сразу больших результатов. Не стоит думать, что если у нас есть схема из пяти условий, мы нашли рецепт прощения. Если наши обиды длятся годами и десятилетиями, не получится освободиться от них за месяц-другой.

Стоит настроиться на серьезную и длительную работу, честность с собой и с Богом. И, как знать, может быть, сам этот процесс принесет плоды, которых мы не ожидаем, как это часто бывает, когда Бог дает нам даже больше, чем мы порой смели хотеть.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе – Добринский храм

Источник: http://pravera.ru/index/prostit_ne_znachit_zabyt/0-2758

Что значит простить человека и как научиться прощать

Обиды, разочарования, душевная боль – естественная реакция нашей психики, когда нам кажется, что с нами поступили неправильно, несправедливо. Но если упиваться ими и позволять управлять нашими выводами и последующими действиями, можно серьезно навредить этим не обидчику, а самим себе. Что значит простить человека и как научиться прощать?

О важности прощения говорят все духовные учения и психологические течения. Прощая, вы освобождаете в первую очередь свою собственную душу, а вовсе не совесть предавшего вас человека. Но простить порой бывает очень непросто, особенно если его поступок серьезно повлиял на вашу жизнь. Попытаемся разобраться, как это сделать.

А вы знаете какие секретные слова помогут влюбить в себя мужчину очень быстро?

Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Жертва обстоятельств или хозяйка своей жизни

Абсолютно в любой ситуации у вас есть два взгляда на нее, два способа ее осмыслить и пережить. Первый – это позиция жертвы.

Он сопровождается вопросами «Почему человек так поступил со мной?», «Я не заслужила такого отношения», «Как он мог так со мной поступить» и подобными.

Находясь в этом состоянии, вы смотрите на случившееся с пассивной точки зрения. Вы как бы ни при чем, словно и не участвовали в ней.

При таком отношении обида расцветает яркими красками, обидчик – гадкий и мерзкий человек, и вы, конечно, никогда и ни с кем не поступили бы подобным образом. Простить в этом случае для вас будет означать еще больше унизить себя и признать его право поступать так, как он считает нужным и возможным для себя. Конечно, это сложно.

Но есть и другой взгляд. Вы можете взять на себя часть своей ответственности. Вас предали или обманули, и человек, которому вы доверились, оказался настоящим мерзавцем. Но ведь вы сами не разглядели его изначально, ошиблись в нем. Значит, небольшая доля ответственности за случившееся лежит и на вас.

И не лучше ли, вместо того, чтобы призывать громы и молнии на его голову, сделать выводы о том, что вы не очень хорошо разбираетесь в людях и начать учиться этому. Пересмотреть свое умение выстраивать личные границы, замечать во время общения тревожные звоночки, оценивать человека объективно, по его поступкам, а не по собственным эмоциональным реакциям на него.

Прощение в этом случае станет естественной частью этой ответственности. Вы не можете отвечать за действия других людей, зато вы можете в полной мере отвечать за свои собственные действия. И признавать право на ошибки и не очень этичные поступки, как свое, так и чужое.

Что значит простить человека

Что такое прощение и как научиться прощать? Если отклониться от канонических понятий вроде «подставить другую щеку» или «снять и рубашку, когда с тебя снимают кафтан», простить – значит отделить свою и чужую ответственность за произошедшее, признать невозможность контролировать действия других людей в отношении вас и принять тот факт, что то, что случилось, уже случилось, и этого не изменить.

Звучит суховато, в этом мало эмоций, которые вы, несомненно, сейчас переживаете. Но по-настоящему простить сразу и на эмоциях невозможно. Должно пройти время, страсти должны утихнуть, эмоции – перегореть. Лишь когда это случится, вы сможете объективно оценить, что случилось и как это произошло, сделать выводы и скорректировать свои действия и отношение к человеку.

Кажется, что прощение – это эмоция, но это не совсем так. Это гораздо более сложный и многоуровневый процесс, включающий в себя разные этапы и вполне определенный ряд конкретных шагов, о которых мы сейчас поговорим подробнее.

Совет

Как найти ключ к сердцу мужчины? Использовать секретные слова, которые помогут вам покорить его.

Если вы хотите узнать, что нужно сказать мужчине, чтобы очаровать его — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Что делать, чтобы простить человека

Пережить обиду и простить проще, если вы подойдете к вопросу осознанно, то есть с признанием своей ответственности за произошедшую ситуацию и с желанием разобраться в ней, сохранить способность доверять людям, очистится от обид и разочарований. Делать это можно поэтапно.

1.Принять случившееся и перестать сетовать на судьбу и искать виноватых

Когда речь идет о серьезных предательствах – изменах, служебном подсиживании, дружеском предательстве – это первый и главный этап, который нужно пройти как можно быстрее. Да, это случилось, и ситуацию не отменить, нужно жить в этих новых условиях. Спрятаться под одеялом и переждать (частое спонтанное желание) не получится.

2.Прожить все связанные с ним эмоции

Позволить себе выплеснуть негатив – злость, обиду, страх, боль. Прочувствовать свои эмоциональные реакции, связанные с ситуацией, позволить им заполнить себя, пережить и отпустить их. Вам больно – плачьте. Злитесь? Покричите, побейте посуду, походите на силовые тренировки или выберите любой другой способ проживания злости, подходящий именно вам.

3.Проанализировать случившееся

После того, как эмоции уйдут, проведите анализ ситуации «на трезвую голову». Что именно произошло и как это случилось? Верно ли вы оценили происходящее «по горячим следам»? Составьте личностный портрет человека, которого вам нужно просить,  не на основе своих эмоций, а на основе его поступков, действий не только в отношении вас, но и в отношении других людей.

4.Оцените, чему вы научились

Сделайте выводы. Что дала вам эта ситуация. Могли  ли вы ее предвидеть и избежать. Какие ошибки совершили вы, каких ошибок сможете избегать впредь. Спросите себя, готовы ли вы простить человека. Если нет – ответьте себе на вопрос, почему, и вернитесь к тому пункту, который прошли не до конца, и пройдите его.

Не подгоняйте себя. Если вы не можете простить прямо сейчас – не нужно заставлять себя это делать. Как бы вам не хотелось ускорить процесс, вы не сможете сделать это раньше, чем внутренне будете готовы.

Как научится прощать

Что мешает вам отпускать обиды и перестать прокручивать в голове планы кровавой мести? Какие ваши свойства характера и личные качества заставляют вас застревать в ситуациях, которые случились так давно, что травой поросли? Если вы до сих пор обижены на школьную подругу или на обидные слова, которые ваша бабушка произнесла в ваш адрес десять лет назад, попробуйте проанализировать, почему вы не можете отпустить случившееся и простить людей, причинивших вам боль.

Как только вы обнаружите закономерность, мешающую вам понять, что значит простить человека и как научится прощать – вы уже на полпути к освоению этого важного навыка. Что общего в этих случаях? Что было задето в вас, какие слабые точки? Когда вы найдете их, прощать станет намного легче, и вы будете делать это в разы быстрее.

Подумайте еще о том, что и вы сами наверняка не святая. Что тоже совершали нехорошие поступки и обижали других людей, иногда осознанно, иногда нет. Это не к вопросу о карме и не о законе бумеранга. Это к тому, что людям в разных ситуациях свойственно проявлять  себя по-разному, по разным причинам.

Вы станете мягче к другим, когда осознаете и свое собственное несовершенство, и свои темные стороны личности, признаете право на их существование и проявления. Прощение – это не поиск правых и виноватых, а признание того факта, что каждый может быть неправым, ошибиться, совершить глупость или гадость. Каждый, в том числе и вы сами.

В заключение

Научится прощать важно для вашего же блага. По мере взросления и познания самого себя каждый находит свой собственный путь к прощению, но лишь только когда осознает важность этого умения. На помощь приходит опыт, как позитивный, так и негативный. Но чем лучше вы владеете искусством простить человека, тем легче вам общаться с людьми и выстраивать отношения с ними.

Есть всего несколько секретных слов, услышав которые мужчина начнет влюбляться.

Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.

Источник: http://artemdal.ru/psihologiya-otnoshenij/chto-znachit-prostit-cheloveka-i-kak-nauchitsya-proshhat/

Ссылка на основную публикацию