Что такое теология и что она изучает

Что такое теология?

Что такое теология? [May. 17th, 2008|11:45 pm]брат Жан
С увлечением читаю Государственный образовательный стандарт по специальности 020500 (Теология)…«Теология – это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер.Предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство».…И не могу избавиться от мысли, будто эти слова мне что-то подозрительно напоминают.
Comments:
From: namastescop2008-05-17 08:51 pm (UTC) (Link)

А что напоминают?

From: ascyltos2008-05-17 09:44 pm (UTC) (Link)

Как что? Религиоведение! Ведь это религиоведение, кажется, является совокупностью наук о религии в различных её проявлениях и при этом носит светский характер. Вообще, подставь вместо слова “теология” “религиоведение”, смысл не исказится. Правда, определение предмета странновато – неясно, что такое интеллектуальное “богатство” (скажем, чем оно отличается от интеллектуальной “бедности”) и какое оно имеет отношение к “религии”, о которой шла речь до этого. Но, в целом, религиоведение безусловно исследует и “религиозный опыт” (опять же, что бы это выражение ни значило в процитированном тексте), и “памятники религиозной культуры”.

Одно из двух: или религиоведение и теология тождественны (что, конечно же, неверно), или автор текста, сознательно или по безграмотности, даёт теологии совершенно ложное определение.

From: namastescop2008-05-17 09:47 pm (UTC) (Link)

Интеллектуальная бедность – это когда с интеллектом беда. Или когда интеллект приносит лишь беды.

From: namastescop2008-05-17 09:55 pm (UTC) (Link)

А вот для определения интеллектуального богатства богатства интеллекта у меня не хватает.

From: ivarrr2008-05-18 07:02 pm (UTC) (Link)

Иван, вы обладаете каким-то правильным определением теологии?

From: ascyltos2008-05-18 11:26 pm (UTC) (Link)

Ну да. Теология – это совокупность определенных учений как божественных откровений 🙂

From: ivarrr2008-05-19 05:34 am (UTC) (Link)

сомнительное определение…
а разделяете ли вы, Иван, такие понятия как “теология” и “богословие”?

From: aryadev_beda2008-05-18 01:04 am (UTC) (Link)

Сразу встает вопрос, я кажется, его уже задавал где-то. А можно будет в рамках специальности “теология” защитить диссер по буддизму или скажем там, по иудаике?

From: ivarrr2008-05-18 07:04 pm (UTC) (Link)

насколько мне известно, есть православный, иудейский и мусульманский варианты стандарта по теологии. буддийского по-моему пока нет…

From: hentiamenti2008-05-18 07:56 pm (UTC) (Link)

Ивар, науке известен только православный модуль, и других не предвидится, ибо УМО по теологии находится в ПСТБУ… 🙁
Короче, никаких других вариантов нет, мусульманские и иудейские вузы открывают религиоведение.

From: ivarrr2008-05-19 05:52 am (UTC) (Link)

мне, как исследователю, известно три модуля по стандарту “теология”: православный, мусульманский и иудейский.см., например,

1. http://www.e-riu.ru/riu_news/?ID=470, http://www.e-riu.ru/study/teol/

2. “Для облегчения этой работы подготовлен инвариантный макет. Таким образом, образовательный стандарт по теологии имеет три варианта – православный, мусульманский, иудейский.” (http://pstgu.ru/theology/teology_in_Russia/)
3. http://www.teologia-tula.ru/whatis.php
4. “Православная теология (52020), Мусульманская теология (52020), Иудейская теология (52020)” (http://www.cpd-ektb.ru/_PwrCval/index.html)
p.s. ПСТГУ, а не ПСТБУ…

From: hentiamenti2008-05-19 05:28 pm (UTC) (Link)

Ивар, прежде, чем что-то писать, надо разобраться.Начну с конца.4. Представленные здесь программы не относятся к направлениям подготовки или же специальностям высшего профессионального образования. Это профессиональная переподготовка, осуществляемая по программам общей длительностью 7-9 месяцев, таких программ высшего образования не существует. Это, таким образом, т.н. дополнительное образование, которое не лицензируется и не аккредитуется, т.к. Министерство Образования и Науки этого не требует. Пример: образовательная программа по арт-бизнесу на нашем факультете. Такой программы в реестре стандартов не существует, т.к. она к ним не относится. Дополнительное образование может быть по любой открываемой вузом программе: уфология, валеология, краткая история почитания Ктулху и проч. Вывод: ссылка не относится к теме.3. В ссылке на кафедре теологии Тульского ГУ написано:

Современное теологическое образование предполагает дифференциацию по ряду конфессиональных профилей: * христианская теология * исламская теология * иудейская теология

Кафедра теологии Тульского государственного университета имеет предусмотренный образовательным стандартом профиль ХРИСТИАНСКАЯ (ПРАВОСЛАВНАЯ) ТЕОЛОГИЯ.

…что неудивительно, поскольку профилей “исламская теология” и “иудейская теология” в природе не существует. Действительно, в п. 1.6. стандарта бакалавра по теологии такие профили предусмотрены. Однако, кроме профиля “христианская (православная) теология” никем и никогда не были разработаны утвержденные УМО по теологии профили других конфессий. Вывод: ссылка не доказывает существования других профилей.

2. ПСТГУ пишет: Для облегчения этой работы подготовлен инвариантный макет. Таким образом, образовательный стандарт по теологии имеет три варианта – православный, мусульманский, иудейский.

Возможен и буддийский стандарт – здесь налицо очень тонкое лукавство.

Разумеется, указанные варианты стандартов возможны, однако из того, что стандарт якобы “инвариантен”, совсем не следует, что указанные профили действительно разработаны. Реально их нет.

Теперь по поводу инвариантности: извини, но это тоже неправда; так, в обязательных компонентах стандарта есть курс, к примеру, “История Древней Христианской Церкви”. На кой чорт этот курс буддисту? Далее, в курсе “Религиозная философия” исламская философия занимает две строчки, неисламская – 19 строчек. Т.е., это не для мусульман стандарт, к примеру. А только для одной, скажем так, религиозной организации. Примеры можно множить, это несложно.Так что вранье, вранье и ещё раз вранье.

1. В ссылке написано: В завершении участники заседания утвердили проект будущего стандарта, который окончательно будет утверждаться на следующем заседании УМО в начале июня 2008 г. в Москве.

Обратите внимание

Осенью проект должен быть представлен на обсуждение правительственной комиссии – вот осенью и посмотрим, что там они понаписали, для мусульман, буддистов и проч.

На данный момент никаких официально принятых УМО по теологии профилей, отличных от православной теологии, не существует.

Ивар, рекомендую тебе лучше разобраться в это теме. Не вполне, правда, понятно, каким образом ты пишешь статьи по теологии в современной России, если допускаешь такие сильные фактические ошибки. Но это, впрочем, твое дело.

From: hentiamenti2008-05-19 05:31 pm (UTC) (Link)

Вообще, очень сильная формулировка: “мне, как исследователю, известно…”Я обычно пользуюсь: “насколько мне известно”, потому что всегда могут оказаться те, кому известно лучше.

Без обид.

From: ivarrr2008-05-19 05:42 pm (UTC) (Link)

Вы написали: “Ивар, науке известен только…”В ответ на это я написал: “мне, как исследователю, известно…”Т.е. я сознательно отказался от попытки отвечать за всю науку вообще, а вычказал свое скромное мнение, мнение исследователя вопроса, дистанцируясь от предмета. Назвав себя “исследователем”, я старался показать, что я всего лишь “исследую” данный вопрос, не являясь в нем экспертом…” Теологический факультетТеологический факультет Российского Исламского университета основан в 2002 году после получения лицензии на подготовку теологов. Студенты, поступающие на теологический факультет, получают специальность теолога.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации факультет с такой спецификой единственный, он готовит мусульманских теологов, опираясь на традиционные взгляды, установившиеся в России.

Студенты, помимо исламских предметов изучают ряд светских предметов и предметов христианского направления.

Целью открытия данного факультета являлось подготовка теологов с мусульманскими взглядами, которые смогли бы профессионально разъяснять принципы ислама и преподавать его в школах, в ВУЗах.” (http://www.e-riu.ru/study/teol/)

From: hentiamenti2008-05-19 05:56 pm (UTC) (Link)

Отлично, я не спорю. Есть такой факультет. Они готовят исламских теологов. Однако профиля нет – разговор был об этом. Ну нет его – и все тут. Может, когда-нибудь его примут: тогда будет о чем говорить. Сейчас никаких других профилей не существует, кроме “христианской (православной) теологии”.

Удачи, т.ск., в исследованиях.

From: chocolatgirl2008-05-18 07:58 am (UTC) (Link)

содрааали…

From: furlus2008-05-18 07:53 pm (UTC) (Link)

Полный отстой. А определения теологии ( нормальные ), естественно, имеются.

From: hentiamenti2008-05-18 07:54 pm (UTC) (Link)

Все впижжено, это давно известный факт. Эх, вот была бы программа, которая могла бы их сравнить текстологически…
Кстати, ещё Журавский, в бытность свою проректором Казанской духовной семинарии, где-то писал об этом открыто. Что, мол, что же это за стандарт по теологии, где все у религиоведов упёрто.

From: hentiamenti2008-05-19 06:03 pm (UTC) (Link)

Ваня, furlus предлагает пересечься в пятницу – как тебе?

From: hentiamenti2008-05-19 06:27 pm (UTC) (Link)

Ага. Т.е., ты всегда типа можешь? Нет дел? У меня потому что нет дел в пятницу вообще. Логически рассуждая, лучше вторая половина дня?

From: ascyltos2008-05-19 06:29 pm (UTC) (Link)

Да, я, вроде бы, весь день свободен. Согласен на вторую 🙂

Источник: https://ascyltos.livejournal.com/114722.html

Богословие (теология) – наука о вере

«Богословие» – это точный перевод греческого слова theologia = учение о Боге и Божественных делах. В основном же в мировой практике это слово не переводится на язык той или ной страны, а оставлено на греческом: теология. В русском же языке широко употребляем также дословный перевод этого слова – богословие.

В сегодняшнем понимании богословие – это академическая дисциплина. В своём первом древнем значении – это сказанное божеством слово, облечённое человеком в речь или песню, и вовсе не его философское истолкование и размышление.

У Аристотеля одна из 3 дисциплин теоретической философии называлась «теологической» (позже «Метафизика»). Со стоиков богословие уже становится самостоятельной. Во II в. н.э. богословие считалась инспирированное Богом сообщение.

Cобственно, уже исторически само понятие «богословие» включает в себя идею участия и помощи со стороны Бога в познании Своего откровения. Как университетская дисциплина богословие возникла в XII в. богословие как наука о Боге стала в средние века.

Среди дисциплин сегодняшней теологи как академической науки не все имеют тему своего рассмотрения Божественную истину.

Богословие не является исключительно Христианским феноменом. Хотя понятие «богословие» в других религиях всё снова является отклоняемым или используемым в узком значении: например, богословие как интерпретация веры и т.п.

богословие не идентична вере. Теологией может заниматься и неверующий человек. богословие – ничто иное как теория веры. Потому, что богословие – это наука, а не вера. Наука о вере. Всё, о чём ведёт речь теологическая наука доступно пониманию каждого. Впрочем, некоторые придерживаются мнения, что если богословие допускает неверие и сомнение это уже философия!

Томас Аквинский считал, что наука занимается только тем, что не превосходит разум. Всем существующим: в том числе Богом, занимается философия. Свою конечную цель человек имеет в Боге, Который однако превосходит разум.

Но человек однако должен знать свою конечную цель, чтобы её продумать и прийти к ней.

Важно

Таким образом богословие занимается тем, что превосходит человеческой разум – Божественным откровением.

Но рассуждения о Боге философии и теологии отличаются примерно как доказательство физика и астронома, что Земля круглая: физик доказывает исходя из взвешивания природных физических явлений, астроном – математически. Общность предмета изучения философии и теологии (Бога) не мешает им таким образом сосуществовать.

богословие имеет общие предметы изучения и с другими. науками, но в отличии от них она рассуждает о них во взаимоотношении с Богом. (Сравните Рим 1:19, 2 Кор 10:5, 1 Кор 2:15). Некоторые теологи (Шлейермахер, Ритшель, Бульманн, Браун) едины в том, что говорить о Боге, не говоря одновременно о человеке, бессмысленно.

Богословие – это методически выверенное освещение Божьего Откровения, представляемое в вере и его имманентном знании…Поэтому богословие может быть кратко охарактеризована как «наука  о вере»… В области богословия на данный момент накоплены огромные знания, написано огромное количество книг, на теологию как науку работает огромное количество вспомогательных наук, накопленными знаниями теологии пользуются другие науки, своя история, свои методы, свои открытия, и т.д. и т.п…И своими основоположениями и целями богословие отличается от науки о религии и религиозной философии.

К истории:
Первая фаза развития Христианской теологии как науки была положена так называемыми отцами Церкви и со II века н.э. уже определилась в правовой, исторической и философской аргументациях из-за нападок извне.

То есть Христианское учение переживало в это время необходимость систематизации знаний и одни из первых, кто занимался этим были так называемые апологеты II-IV вв. –  Иереней Лионский, Клеменс, Ориген, Августин, Дионисий.

Апология – это позиция защиты той или иной теории, идеи, высказываний, идеологии.

В средние века (XIII в.) теологическая мысль начинает развиваться как наука о вере, имея уже для этого достаточную подготовку в систематизации и рационализации, которые были подготовлены  в XI – XII вв.

, например, Анзельмом Кантербургским и Петром Ломбардским.

C этого времени прослеживается развитие теологии на западе и востоке по разным дорогам: восточная Церковь остаётся более верной традициям духовности, сильнее пасторально и литургически-ориентированной.

Развиваются различные дисциплины и теории: например, Томас Аквинский пытается к духовности откровений привязать также и логику рассуждений. Он поднимает вопрос взаимосвязи разума и веры. Его позиция: Бог должен быть рассматриваем как в свете разума, так и в свете Его Откровения.

В позднее средневековье (XVI в.) на западе посредством вначале гуманизма (Эразм Роттердамский) и продолженной реформацией (Мартин Лютер, Меланхтон и др.) появляется новый феномен – конфессионализм. Внутри Церкви умножаются течения. На новом уровне начинают обсуждаться вопросы т.н.

«Церковности» (авторитет иерархии Церкви, папства в католической Церкви и т.п.). В центр внимания теологической мысли представителей того времени – Мартина Лютера (который, между прочьим, был профессором теологии) выходит «грешный и потерянный человек и Оправдывающий – Спасающий Бог».

Поэтому основной теологической задачей становится разграничение закона и Евангелия, сотворения и спасения, теологии и философии и тем, что Христианская богословие фактически является практической в своей основе «теологией креста». Католическая богословие в это время приобретает соответственно т.н. анти-протестантское направление (т.н.

контроверзбогословие). Она выражается в различных формах схоластики, которая в свою очередь выражается не только несогласием с протестантизмом, но и с модернизмом. Основной вопрос, выходящий здесь на арену, это вопрос Божьей милости: в контексте природы человека и сверхприроды Бога, свободы и необходимости этой милости.

Совет

В новое время наблюдается здесь также модернизация теологии (рационализм) и Церковных структур (централизованный бюрократизм).

Начало нового времени охарактеризовалось борьбой пиетизма (почитания) и т.н. «эпохой просвещения».

Наше время обозначено в западной теологии началом диалога в богословских  вопросах с иудаизмом, а также рассмотрением новоявленных проблем человечества в контексте Христианства: как например, феминизма.

От русского богословия желается видеть, конечно, прежде всего возрождения. Русское богословие как наука в XX веке претерпело от одной из разновидностей атеизма – коммунизма –остановку в своём развитии. Произошло это не посредством убедительности аргументов последнего, а путём физической расправы с научной элитой, учебной структуры и Церковью.

Так называемые «атеистические» объединения, организации и т.п. фактически лишены права так себя именовать в связи с их некомпетентностью делать выводы в вопросе существования или несуществования Бога.

Любая наука есть стремление к оперированию/собиранию знаний, правильность которых в любое время можно проконтролировать: как пришли к тому, чтобы считать это истиной?
В каждой науке есть свои «определения». Каждая наука обладает методами: «Метод не является индифферентной сетью, в которую ловится действительность; метод – это скорее элемент самой действительности.» (Тиллих)

Люди познают Бога хоть и не через Его непосредственное видение, но познают Его как причину всего и как цель.

Сложность этого процесса заключается в том, что хотя и причина, и цель в познании Бога рассматриваются исключительно в отношении и зависимости к Нему, но наоборот – рассмотрение Бога в зависимости от причины и цели – не считается возможным в такой же степени, так как Бог остаётся таким, какой Он есть и без Своего творения.

Обратите внимание

A чтобы это стало возможным необходимо, чтобы не только творение было связано с бытием Бога, но и бытие Бога с Его творением – в Христианской теологии это собственно инкарнация = воплощение = вочеловечевание Создателя в образе Человека.

<\p>

Богословие спрашивает: насколько это так, как Христианин верит, что это это есть?” (Карл Барт)
Богословие как и другие науки есть человеческое старание о познании определённого предмета. Она как и другие науки идёт к этому познанию последовательным путём.

То есть она – как и другие науки в состоянии сама себя или любым человеком (который способен стараться о теологическом предмете изучения  идти этим последовательным путём) быть проверенной в своей правоте. богословие, как и другие науки, занимается установлением, систематизацией, соединением, исследованием, постижением и снова установлением феноменов.

Богословие – как герменевтическая наука – имеет в качестве верификации (=удостоверения) указывание, а не доказывание.

По какому праву существует богословие как рассуждение о Боге? Кто может/ имеет право рассуждать о Боге? Может ли это делать грешник? Если да, то в своих рассуждениях о Боге он является «грешником , который рассуждает о Боге», следовательно тем, который и не может увидеть Бога.

Источник: http://bible8.eu/theology.php

Теология от античности до современности, её понятие и определение

Есть предмет или объект, следом рождаются и мысли о нём. Самый загадочный и таинственный объект – это Бог. Слово о Боге – отдельный вектор для изучения. Оно трансформировалось в время эволюции человечества и приобретало различные значения.

От «Богословия» к «Теологии» (др.-греч. θεολογία, лат. theologia) – переход свершился в начале XIII века, как это обычно бывает, после выхода книги-концепции Абеляра «Христианская теология». Немного позднее был открыт и первый теологический факультет в Университете Парижа.

«Учением о богах» занимались греческие мыслители, поэты, они записали предания об Орфее, Гелиосе, Гомере. Следующими подключись толкователи древних мифов.

Со времён Аристотеля это «Учение о божественном» входит в философские постулаты и связано было с астрологией. Стоики мысль о божественном рассматривали как откровения об устройстве мира.

Они разделяли взгляд мифологический, физический и гражданский.

Богословие и теология – синонимы – это изложение или истолкование какого-либо религиозного вектора через комплекс дисциплин, которые изучают, излагают, обосновывают и защищают вероучение о Боге. Богословие отличают от религиоведения и философии.

История появления понятия

В Греции античных времён термином «теология» обозначали различные проявления: систематизация мифов, генеалогический язык богов, мысли о неподвижном перводвигателе мира и другие явления.

Августин, дал определение, что такое теология – это теория, дающая объяснение о Боге, речь о божестве. Ранние теологи выдавали свои умозаключения как универсальные, обоснованные на нормах и правилах жизни. Излагалось всё философским категориальным языком.

До Средних веков Афиногор Афинский продвигал триадологию – принятие и описание Пресвятой Троицы. Первым богословом Ориген назвал Иисуса Христа – Сына Божьего, который сам положил начало триадологии. Вторым, говорящим с пониманием о божественном, принято признавать «благоразумного разбойника».

Богословие от начала развития Церкви зафиксировано в Новом Завете. Философы много разных мыслей взяли из Закона Моисеева. Саму философию принято называть ступенькой в осознании веры и божественного, через её аргументы и доказательства. Для истинно верующих сказанное Спасителем не требуют доказательств.

Важно

После взятия Рима в эпоху Вселенских соборов церковные отцы пересматривали и переосмысливали античные трактаты и стремились пересказать понятным простым языком основы веры христиан. Часто им приходилось использовать риторические и философские определения, приёмы и методы. Философы для людей тогда были, что пророки для иудеев.

После эпохи гонений на христиан эти каноны церкви были противовесом возникающей ереси, такой как арианство, гностицизм, монтанизм, манихейство.

Первый Вселенский собор в 325 году отделил христианство от иудаизма. И в те времена многие общественные деятели защищали вероучение о Боге, выпуская свои труды и постулаты. Что же при этом называют теологией?

Теология в то время была по своей сути авторитарна, то есть отвергающая всякую вольную трактовку, принимающая «слово божье» некритически как недостижимые разумом «истины откровения». Жёсткая позиция наблюдалась именно в католицизме.

Определение теологии в настоящий момент

Только в XV веке наметилось сближение теологии и православного богословия.

В русском языке, в России и других восточных странах этот термин не прижился, точнее, отражает суть явления понятие богословие. Запад в основном развивал теологию.

Язык у каждого при этом сформировался свой, понятийный аппарат свой, в фундаменте мысли уважаемых авторов. В итоге в начале XX века слышать и понимать друг друга перестали.

Сейчас в России уже есть специальность «теология» или «филолог со знанием основ теологии» на некоторых кафедрах вузов.

Таким образом, что такое теология определение – это совокупность наук или религиозных доктрин, которые раскрывают сущность и действия Бога, развитие вероучений во времени, культурное наследство религий (искусство, архитектурные памятники, письмена, религиозное образование и исследования), религиозное право, отношения между учениями и различными организациями. Предмет теологии – исторический опыт человечества в религиозном понимании.

Богословие – учение о Боге, основанное на Откровении, самом божественном Слове из сакральных текстов (иудаизм – Тора; христианство – Библия; ислам – Коран). У человека веры происходит поиск лика Божьего. У теолога – рассуждения о нём.

Смысл для человека заключён в методологической проработке истинности божьих слов разумом, который имеет веру. Для атеистов он в систематичности изложения, толкования и защите идей об абсолютной реальности, и обосновании правил и норм жизни.

Совет

Истинный смысл понятия можно увидеть только в монотеизме, в котором Бог лично обращается к каждому.

Теология – это объединение доктрин разных религий о сущности и действии Бога. Она принадлежит полю религиозной мистики, но может существовать и вне её. Христианство дало исключительно своё содержание теологии и разработало методологию.

Виды и направления

Традиционные доктрины, интерпретирующие сущность и бытие Божье, выражаются в феноменах теологических вероучений.

Различают теологию:

  1. Фундаментальную или системную (системная интерпретация и объяснение догматов и апологетов, сравнительная теология, экзегетика, социальная теология, экклесиология);
  2. Историческую (церковная археология, история церкви, библии, рефлексивная метаистория);
  3. Нравственную или практическую (концепция о личном спасении);
  4. Пастырскую (прикладные аспекты культовой деятельности: теория богослужения, проповедования, методики адаптации).

Развитие концептуальной системы теологии в настоящее время является разветвлённой и достаточно законченной. Она характерна для классических вероучений современности: христианство, иудаизм, ислам.

Её рассматривают по направленности:

  • Нормативная; сами положения из Святых писаний (Библия, Коран,Тор), само Слово Божие. У основания Иисус Христос и апостолы. Святые Отцы придают текстам завершённый вид. Особенно она почитаема единоверцами.
  • Деривативная или выводная; комментарии богословов с присущим философским подходом. Это, по сути, субъективные размышления верующего человека о Боге. Выводы этой теологии самые доступные для понимания людям любого вероисповедания. Она может родиться в лоне отдельной церкви.

Теология в духовном христианском образовании

Во всех странах стали появляться богословские школы, училища и факультеты не только в вузах, но и при храмах, монастырях. Часто и светское и духовное обучение имело теологию или богословие отдельным учебным предметом.

В XVIII веке стало явно видно два направления развития обучения: монастыри, продвигающие наследие Древней Церкви, и духовные школы, которые развивались под влиянием католической схоластики и протестантского рационализма.

Духовное образование на современном этапе проходит своё реформирование, интеграцию в европейское, российское и научное пространство. Цель – повышение качества духовного образования.

Это образование можно получить, пройдя три уровня: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Докторантура даёт звание «Доктор богословия» в России и «Доктор теологии» в европейской классификации.

Теология в обучении включает в себя учебные предметы о: Святой Троице, ангелах, трехе, зле, природе и лице Иисуса Христа, спасении, церкви, иконе, таинствах и последних судьбах мира.

Исторический ракурс открывает церковная археология, византология, история библейская, развитие древней Церкви, поместных церквей и РПЦ. Догматика и Апологетика, Сравнительное и Пастырское богословие, Нравственное и Библейское – содержание христианского обучения.

Теология непохожа ни на одну науку, в ней нет единообразия. Она всегда выступает надстройкой над монотеизмом. Она двойственна и выполняет функцию посредника между самой религией и светской философией.

Теология позволяет провести ревизию постулатов любой религии, поэтому молодые направления в религии старательно защищаются от неё.

Обратите внимание

Она достаточно древняя, но всё же открытая наука, ориентирующаяся на родственные её культуре концепции и мироотношения. Она благополучно обогащается этими новообразованиями. Теология, философия и религиозные традиции постоянно взаимообогащаются.

Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/predstavlenie-i-opredelenie-teologii.html

Что такое теология?

В классическом понимании теология занимается толкованием и сведением в систему основных положений любых философско-религиозных учений.

Суть теологии заключается в том, что она изучает, обосновывает и защищает учения о Божественных откровениях и проявлениях в нашем мире Бога, поэтому теологию еще иногда именуют Богословием.

Теология не возможна без концепции личностного Бога, который сообщает необходимые знания о себе посредством своего “слова”. Этот термин древнегреческий. Так в Древней Греции именовались поэты, записывающие предания о богах, их жизни и подвигах.

Аристотель толковал теологию как “учение о Божественном”. Окончательно понятие “теология” как учение о Боге, утвердилось в первой половине тринадцатого века, когда Парижский университет открыл у себя факультет теологии.

Существует условное разделение этого предмета, создание которого приписывается Марку Теренцию Варрону:

  • мифическая теология – в этой сфере творят поэты и писатели
  • физическая теология – рождает поле деятельности для философов и мыслителей различных школ и направлений
  • гражданская теология – являет собой интерпретацию догматических постулатов собственно народом и создает основу для мировоззрения основной массы людей

Эти три направления глубоко взаимопроникают друг в друга, имеют огромное влияние на развитие этой науки в целом, ведя человеческую мысль к все новым высотам умозрительного познания бытия и своего места в нем.

Христианский мир

С возникновением христианства теология получила сильнейший толчок к развитию. Этим вопросом задается человечество по сей день. С развитием христианства эволюционировала и теология.

Эпоха апостолов и апологетов характеризуется двумя главными направлениями. Утверждением Божественности Христа и защитой идеи единого Бога. Логическим концом этой эпохи стала канонизация определенных текстов Библии, создание исторических и мистических пояснений к ним. Т.е. можно сказать произошла кристаллизация различных христианских преданий в стройное, религиозно-мировоззренческое учение.

К началу средневековья основным направлением в теологии стало не создание новых догматических положений в христианстве, а объяснение уже существующих.

Одним из выдающихся теологов того периода является Ансельм Кентерберийский.

Важно

Основным его достижением в этой области можно считать утверждение о том, что истину возможно доказать не опираясь на авторитетность Священных Писаний, постигая ее исключительно собственным рассудком.

Эти идеи находят продолжение в мыслях Фомы Аквинского, крупнейшего представителя схоластической философской школы периода ее расцвета. Именно в его трудах начинает все четче проявляться двойственность теологии. Желание познать Божественные тайны требует с одной стороны холодного, рассуждающего разума, с другой личностных, чувственных переживаний и интуитивных ощущений верующего.

Развитие теологии в России

В России богословие развивалось по образцу Византийских школ. Преподавалось в религиозных учебных заведениях вместе с прикладными дисциплинами. Огромное влияние на Православное богословие и его отличие от католицизма оказали святоотеческие предания и их практическое применение в православных монастырях и церквях.

При Советском Союзе теология как наука была полностью разрушена и не изучалась не в одном высшем заведении страны.

В настоящее время предпринимаются попытки снова ввести теологию в образовательный процесс, есть успехи в этом направлении, несколько высших учебных заведений России получили аккредитацию на преподавание этого предмета.

В сентябре этого года был утвержден государственный образовательный стандарт для высших заведений по направлению “теология”, хотя теология как дисциплина, до сих пор не вошла в государственный реестр научных специальностей.

Источник: https://24smi.org/news/19353-chto-takoe-teologiia.html

Кто такой теолог

Влиятельный философ и богослов эпохи раннего Средневековья Блаженный Августин считал, что теология – это “рассуждения и обсуждения относительно бога”. В современном мире принято использовать более полное определение данной науки.

Под этим термином понимается комплекс наук об истории вероучений и их культурного наследия, формах религиозной жизни, научной деятельности и образования. Соответственно люди, которые занимаются изучением всех этих аспектов религии, называются теологами.

Чем занимается теолог

Многие ведущие мировые высшие учебные заведения занимаются подготовкой специалистов данного профиля. Среди них Гарвардский, Принстонский, Йельский университеты (все они изначально были основаны исключительно для подготовки богословов). В нашей стране в последнее время все больше ВУЗов также вводят учебные программы по специальности “теология”.

Наибольший вклад в развитие теологии вносят специалисты, занимающиеся научной работой. Важной частью их деятельности является накопление фактического материала, касающегося религиозных учений. Для этого теологам приходится изучать огромное количество литературы.

При исследовании накопленного материала используются различные формы анализа: философская, историческая, духовная. Такое многообразие методов всегда было характерно для данной науки. Еще Фома Аквинский много веков назад в своей книге “Сумма теологии” использовал пять аргументов для доказательства существования Бога, которые он называл “пять путей”.

  • Факт существования Бога.
  • Библейские откровения.
  • Истины, в которые человек верит абсолютно.
  • Функции этих убеждений и их роль в жизни людей.
  • Понимание и познание Бога человеком.

Примечательно, что современная наука также выделяет пять методов научного познания:

  • библейское;
  • догматическое;
  • естественное;
  • практическое;
  • богословское.

Не пропустите:

  • Чем занимается современный философ? Актуальность и перспективы профессии

Спорные вопросы теологии

У представителей данной науки нет единого мнения по многим вопросам. Ожесточенные споры ведутся относительно того, могут ли быть предметом изучения теологии другие религии помимо христианства.

Также ставится под сомнение роль теологии, как полноценной науки. Несмотря на то, что ее часто называют нерелигиозным богословием, некоторые критики считают, что она не может считаться таковой по причине существенной зависимости от церкви.

Загрузка…

Источник: http://work-place.net/?p=5240

Что такое Теология? Теология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

“Вначале было Слово… и Слово было Бог…” Эти строки из Священного Писания знаменуют собой тот сакральный смысл, которым издревле наполнялось содержание священных библейских канонов.

Верующие издавна стремились к рациональному и чувственному постижению данного смысла — и для удовлетворения их нужд была создана совокупность религиозных доктрин, известная в настоящее время как теология.

Богу — богово

Само слово “теология” происходит от сращения двух слов — “theos” (бог) и “logos” (слово).

Более привычное для нашего уха “богословие” является калькой с данного греческого термина. Ещё Гесиод подразумевал под теологией совокупность преданий, повествующих о богах, их нравах и деяниях.

Впоследствии Аристотель включил теологию, наряду с физикой и математикой, в систему философского знания.

Совет

В средневековье под гнётом христианской морали внутреннее содержание данного понятия было поставлено на службу христианству.

Отныне теология стремилась пролить свет на смысл Священного Писания и содержащихся в нём религиозных доктрин о сущности Господа Бога.

Используя рациональные аргументы для трактовки библейских постулатов, отцы церкви пытались утвердить концепцию христианской религии как институционального вероучения.

Действительно, теология неотделима от церкви как от духовного института. Она невозможна без определённой социальной организации — и без паствы, которой и адресуются послания со стороны теологов.

По сути дела, теология является своеобразным “рупором”, через который церковью транслируется и обосновывается культ веры.

Недаром в настоящее время теология является неотъемлемым атрибутом всех теистических религий — христианства, ислама, и иудаизма.

Всё во имя веры

Для теолога вера издавна представляла собой глобальную универсальную истину, нуждающуюся в рациональном обосновании.

Для этого активно эксплуатировалась методология других наук — в том числе логики и философии.

Полученные таким образом стройные системы доводов использовались для подкрепления внутриконфессиональных культовых норм, а также для борьбы с различными еретическими лжеучениями.

Обратите внимание

Знаменитый философ Тертуллиан, известный как автор риторической максимы: “Что общего между Афинами и Иерусалимом?”, задавался вопросом о том, каким образом можно объединить в рамках единой религии рациональное, логически прозрачное знание, и сокровенные, ведущие к катарсису интуитивные озарения. Именно теология как метод успешно позволяет разрешить данный амбивалентный запрос. Ведь она совокупно олицетворяет двойственную природу стремления к богопознанию — ведь верующие стремятся проникнуть в суть божества как умом, так и сердцем.

За две тысячи лет существования теистических вероучений теология обросла множеством разноликих внутренних направлений.

Уже в XX веке появились многие новые теологические направления, в числе которых чёрная теология, феминистская теология, секулярная теология… Важно, что в настоящее время теология уже не мыслится как парадигма, объясняющая первопричины и принципы всего нашего существования.

Однако, она продолжает отвечать на те вопросы, которые пытливые умы, задавшиеся целью обрести знание относительно природы Божества, сегодня обращают к иерархам церкви.

  1. Кто-то говорит, что у Бога есть только одно имя.

    Но разве может быть так, если даже у человека множество имён и названий?

  2. Кто-то настаивает на том, что нельзя называть Бога другими словами.

    Но разве когда человека мы называем по-разному, он перестаёт быть тем, кто он есть?

  3. Кто-то утверждает, что… Читать дальше

Вы в Бога верите?

Обыденный вопрос, но как на самом деле его нужно правильно понимать?

Если верите, то верите в то, что он есть или в то, что он делает?

Как правило такой вопрос задают… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме “что такое Теология”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/teologiya/

Теология – это..

(от греч. theos – Бог и logos – слово, учение; богословие, учение о Боге) – а) в религиозном смысле: методологическая проработка истин божественного откровения разумом, освещенным верой (Дж. Ф.

ван Акерен); б) в атеистическом смысле: систематическое изложение, истолкование и защита религиозного учения об абсолютной реальности, а также соответствующее обоснование правил и норм жизни верующих и духовенства. В истинном смысле слова Т. возможна лишь в рамках монотеизма с его концепцией Бога, лично обращающегося с собственным Словом к человеку.

Поскольку в индуизме и буддизме прослеживаются некоторые элементытеизма, то в них тоже имеет местомышление в форме Т. Но вряд ли правомерно говорить о нетеистической Т. Различают нормативную Т., т. е. положения, содержащиеся в Св. Писании (Библии, Коране, Торе), и деривативную (выводную) Т., т. е. комментарии богословов. Нормативная Т.

по сути и есть Слово Божие, а потому наиболее авторитетна среди единоверцев. Например, православное богословие опирается на Библию и Св. Предание; считается, что у его истоков стоят Иисус Христос и апостолы, а завершенный вид ему придали отцы церкви. Деривативная Т.

менее авторитетна – ей обычно присущ отвлеченно-философский подход к религиозным учениям, и она создается в форме размышления верующего человека о Боге (“человеческое слово о Слове Божьем”). Ее выводы, даже если они широко известны и доступны пониманию простого верующего, вовсе не обязательны для единоверцев.

На выводах богослова, разъясняющего языком теоретика религиозную доктрину, заметно отражается его индивидуальность. Чаще всего деривативная Т. рождается в лоне какой-нибудь церкви и отвечает конфессиональным требованиям, вместе с тем не редкостью становится внеконфессиональная Т., свободная от церковных ограничений. Современное понимание Т.

как синонима “священной доктрины” сложилось в Европе к XIII в., когда в зрелой схоластике было достигнуто противопоставление Т. и философии.

В античной Греции термин “теология” употреблялся в иных смыслах: вначале им называли систематизацию мифов, изложение генеалогий языческих богов, затем Аристотель обозначил им философское учение о неподвижном перводвигателе всего мира, и “теология” обрела смысл спекулятивной “первой философии”, нерелигиозной по своему характеру.

Важно

Патристика субординировала две истины о Боге – низшую, открываемую разумом в форме философского суждения об Абсолюте, и высшую “истину Откровения”; в эпоху схоластики эти истины стали именовать соответственно “естественной Т.” и “Т. Богооткровения”. Деривативная Т.

Откровения вторична и относительна к наследию того или иного великого пророка, стоящего у истоков соответствующей религиозной традиции. Не существует Т. как единой науки, подобной физике; всякая Т. надстраивается над породившим ее видом монотеизма. Т. двойственна, будучи теоретическим посредником между специфической религией и светской философией.

С одной стороны, она выполняет функцию идеологической защиты и рационального обоснования того вероучения, которое ее питает духовно и психологически и с которым богослов чаще всего связан конфессиональными узами. С другой стороны, Т.

находится в относительно свободном философском поиске, выбирая подходящие для ее идеологических целей концептуальные средства среди циркулирующих в обществе философских идей. При этом она прежде всего ориентируется на класс тех философских концепций, которые выражают дух родственной ей культуры, а потому не испытывает какой-либо явной несовместимости с ними.

Вырастая из определенного религиозно-хозяйственного генотипа, культура обусловливает ансамбль соответствующих этому генотипу философских мироотношений; Т. же, обогащаясь новообразованиями этих мироотношений, замыкает цепь мировоззренческих идей на религиозный исток культуры. Происходит взаимообогащение Т., философии и религиозной традиции. Поскольку Т.

есть не только “философствование”, но и “искание лика Божьего”, то в психологическом смысле, по словам С. С. Аверинцева, “любой просчет в отношениях с личным, водящим, любящим и гневающимся Абсолютом представляет абсолютную опасность…

Впавший в ересь совершает не отвлеченную мыслительную ошибку, но бесконечный по своим последствиям личный проступок в своих взаимоотношениях с Богом” (Аверинцев С. // Филос. энциклопедия. Т. 5. M., 1970, с. 201). Посредническая двойственность Т. – палка о двух концах. Наличие у Т.

философского полюса не только стимулирует свободомыслие богослова и усиливает возможности выражения личной веры и разделяемого кредо средствами рационального мышления, но также порождает опасность ереси, инакомыслия, размывания традиционного вероучения.

Совет

Поэтому молодые религии защищают себя от теологической ревизии фундаментальных постулатов наложением гласного или негласного запрета на отвлеченное богословие. Двойственная сущность Т. обусловливает два основных направления размышления богослова о Боге и связи с Ним человека. Одно из них называют “интуиционизмом”, второе – “иллационизмом” (умозаключением).

Богословыинтуиционисты утверждают, что Бог прямо присутствует в нашей душе, совести и что переживаемое нами непосредственное знание о Нем не поддается переводу на язык слов и образов.

Напротив, иллационисты полагают, что бытие Бога можно дедуктивно вывести методом анализа некоторых исходных посылок, подобно тому как математик получает из дефиниции треугольника основные свойства этой фигуры, даже не задумываясь над вопросами, есть ли в окружающем мире “треугольные реальности” и можно ли их эмпирически исследовать.

Ныне альтернативу интуиционизму сторонники опосредованных свидетельств о Боге стали искать не столько в дедукции, сколько в индуктивных умозаключениях. Так, А. Н. Уайтхед предпочитал такого рода индукцию: яблоко из зеленого становится желтым, младенец – стариком, и все вещи “становятся”, а потому можно предположить, что мир творится всеобщей силой становления, Творцом. К. С. Ф. Тертуллиан (160 – 220) выдвинул формулу “Верую, ибо абсурдно” и одним из первых среди христианских мыслителей обосновал позицию интуитивизма. Он противопоставил систематизаторской деятельности мыслителей Академии “истину Откровения”, учил о пропасти между верой как интуицией и рассуждающим разумом. Августин Блаженный (354 – 430) выводил иную формулу – “Верую, чтобы понять”. Он выдвигал требование искать выражения непосредственной веры в понятиях. Просите, молясь; ищите, рассуждая; стучитесь, спрашивая, вопрошая. Так учил Августин, надеясь объяснять бытие Бога из феномена самосознания человека и укрепляя позицию иллационизма. Подобно Августину, Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) принимал веру за предпосылку рационального знания и утверждал: “Не ищу уразуметь, дабы веровать, но верую, дабы уразуметь”. П. А. Флоренский предложил в наше время объединить три формулы соотношения веры и разума в своей концепции стадий веры: вера восходит по ступеням от “верую, ибо абсурдно”, затем к “верую, чтобы понять” и, наконец, к “понимаю, чтобы верить”. В систему Т. как учебной дисциплины входят: основное (апологетическое), догматическое, нравственное, практическое богословие, а также экклесиология (учение о спасительной роли церкви), экзегетика (истолкование религиозных текстов), церковная археология и т. д. В современном христианстве (особенно в католицизме и протестантизме) появились новые направления: политическая Т. (“теология надежды”, “теология мира”, “теология политики”, “теология революции”, “теология освобождения”, “черная теология”, “женская теология” и т. д.), Т. культуры, “развития”, “смерти Бога”, “смерти теологии” и др. Д. В. Пивоваров

Большой словарь эзотерических терминов – редакция д.м.н. Степанов А.М

совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Теология является неотъемлемой принадлежностью религиозной мистики, однако может развиваться и вне религии. Христианство определило содержание и выработало методологию теологии. Многие исследователи проводят аналогии…

Энциклопедия “Религия”

ТЕОЛОГИЯ — см. ТЕОЛОГИЯ — БОГОСЛОВИЕ — ТЕОСОФИЯ.

Философский словарь

(греч. theos – бог и logos — учение; учение о боге) — система обоснования и защиты религ. учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религ. нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или…

Философский словарь

– см. Богословие.

Философский словарь

(греч.-Бог, учение, букв.: учение о Боге): система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы; комплекс доказательств истинности догматики,…

Философский словарь

– богословие.

Философский словарь

(греч. theos – Бог, logos – слово; русская калька – богословие) – феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего. Различают: 1) Фундаментальную (теоретическую) или системную Т., включающую в себя догматику (предлагающую…

Философский словарь

(от греч. Theos и logos – слово о Боге) – вероучительная дисциплина или “наука о вере”, создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры. Основывается на духовном опыте, догматике, литургической жизни и практике Церкви…

Философский словарь

исследоваиие, предмет которого – существование Бога и его природа. – это рациональноеобоснование догм и обрядов религии; она опирается на тексты («Писание») и руководствуется верой. Отличают позитивную теологию, рассматривающую единство с божеством как расцвет и реализацию…

Словарь индуизма

учение о боге и толкование текстов откровения. Боги политеизма признаются во всех даршанах, но они подвержены закону кармы, находятся в пределах сансары и суть просто более могучие и счастливые сравнительно с людьми существа. Верховное божество отрицается в атеистич. системах…

Источник: http://insai.ru/slovar/teologiya-5

Ссылка на основную публикацию